Характеристика талантливых детей в хореографии. Развитие творческой одаренности детей на занятиях хореографии. Диагностические задания на проверку гибкости

Алевтина Криваксина
Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста

Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста

«Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом»

Рахель Фарнхаген

Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство . Широкое распространение в дошкольных учреждениях , реализующих программы предшкольного образования, приобрела ранняя хореография . Дошкольники любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей , преподаватели ритмики и хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи . Давно доказана тесная связь координации и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности.

В танце ребёнок проявляет свои способности , свою творческую активность, развивается его фантазия , творческие способности : ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия дошкольников в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребенка.

Занятия ритмикой и хореографией помогают детям

снять психологические напряжения и мышечные зажимы

выработать чувство ритма, уверенность в себе

развивать выразительность

научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления

воспитать в себе выносливость

скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Воспитательная функция танца эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства ребенка, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания детей дошкольного возраста .

Ранняя хореография в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Для того чтобы ритмические упражнения превращались в маленькие произведения искусства, необходимо органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы «ритмической гармонией» . Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма , стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.

Ритмика и основы хореографии для дошкольников решают как общие , так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи :

привлечение детей к систематическим занятиям

укрепление здоровья

воспитание правильной осанки

профилактика заболеваний

повышение работоспособности

развитие основных физических качеств

совершенствование чувства ритма

формирование культуры движений.

В системе дошкольного физического воспитания я уделяю большое внимание задачам формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.

Для реализации поставленных задач я разработала дополнительную образовательную программу предшкольного образования детей «Танцевальная мозаика» в старших и подготовительных к школе групп. Для реализации поставленных целей и задач, я использую разнообразные методы и средства преподавания, основанные на личностно – ориентированном обучении. Методика Л. Н. Алексеевой, которую я использую, связана с нахождением приемов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлеченности, когда дети занимаются художественным движением не по принуждению и не во исполнение команды взрослого, а потому, что это интересно самому ребенку. Одним из приемов проведения занятий является разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.

На своих занятиях работаю не только над формированием физической, но эмоционально – художественной культуры танца, непрерывно подчеркивая связь движений и музыки. Для того чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, я подбираю для занятий музыкальный репертуар, соответствующий эстетическому уровню восприятия дошкольников (популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни, вызывающие желание двигаться в танцевальных ритмах и настроениях). Отсюда следует вывод, что движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка .

В своей работе использую разные ритмопластические направления. И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений – это танцевально – ритмическая гимнастика.

Эффективность направления в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка. В своей работе стараюсь использовать образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей , позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности является игровая ритмика, которую я систематически использую в своей работе.

Для развития танцевальных умений и навыков включаю в работу такой раздел, как игровые танцы, который направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Для развития мышечной силы и гибкости детей использую методику игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических движений и упражнений, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.

Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Такие упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию .

Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий, использую приемы : имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.

Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях хореографии , остаются на всю жизнь. Самое трудное для педагога - заниматься с маленькими детьми, ибо их очень сложно бывает подключить к занятиям. Здесь часто проявляется одна сторона детской психологии : они озабочены более тем, чтобы не получить замечание педагога, а не тем, чтобы получить удовольствие от занятий, даже если поначалу что-то не получается. Раскрепостить ребенка, заставить его забыть о своей неумелости помогает создание на занятиях образных ситуаций.

Также активно применяю театрализацию. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей , обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью , вызывают веселое, бодрое настроение, в них, наряду с музыкально-двигательными заданиями, присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования – кто быстрее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.

Подводя итоги к вышесказанному, хочу отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии , гимнастики и психологической гимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т. п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.

Мы педагоги стремимся приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их эстетическому развитию , а также способствовать оздоровлению и сохранению их здоровья.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Аристова В.И., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Дом детского творчества Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми на занятиях хореографией г.урень Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Дом детского творчества (г. Урень) третий год функционирует в режиме экспериментальной площадки Нижегородского института развития образования по развитию творчески одаренных детей. В ходе инновационной деятельности педагогом была выбрана тема разработки индивидуального образовательного маршрута в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Мир танца». Применение данной формы сопровождения одаренного ребенка в системе дополнительного образования используется достаточно редко. Поэтому в рамках эксперимента была проведена большая подготовительная работа: изучена методическая литература по данной теме, посещены теоретические семинары, педагогические советы, пройдены курсы повышения квалификации по теме «Организационно методические аспекты работы по выявлению одаренных детей на муниципальном уровне». Для выявления способных учащихся была продиагностирована группа 2 года обучения. В результате выявлена воспитанница, имеющая более высокие способности. Для организации занятий был разработан индивидуальный образовательный маршрут «Танец: путь к себе», учитывающий возрастные и индивидуальные возможности. Для разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута необходим целый комплекс факторов, включающих интересы и потребности самого ребенка в достижении необходимого образовательного результата; профессионализм педагогов; возможности учреждения

2 удовлетворить образовательные потребности обучающихся; материальнотехническая база. В основу индивидуального образовательного маршрута воспитанницы легла идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие танцевальных способностей одаренной учащейся. Например, девочка с лёгкостью выполняет все акробатические элементы и элементы партерной гимнастики, превосходно исполняет сложные трюки в общем танце. Ей подходят как сольные номера, так и участие в массовых танцах, где она является лидером и примером для остальных детей. Выбранные направления и явились её индивидуальной траекторией развития и обучения. Тематическая направленность индивидуального образовательного маршрута выстроена таким образом, чтобы наиболее полно реализовать творческий потенциал обучающейся, способствовать развитию и совершенствованию танцевальных навыков, реализовать потребность в общении. Обучение по индивидуальному образовательному маршруту позволило повысить интерес воспитанницы к занятиям хореографией. За год работы она смогла проявить себя, повысить самооценку, стала успешной не только в хореографии, но и в других сферах. В году девочка стала победителем районного конкурса «Ученик года», районных творческих конкурсов «Искорка таланта», «Хрустальная капель», «Звездная россыпь». Систематический мониторинг, проводимый педагогом, позволил наиболее полно оценить уровень процесса освоения программного материала индивидуального образовательного маршрута, поэтапно и систематически диагностировать уровень обучения, уровень развития творческих способностей и степень мотивации к выбранному виду деятельности.

3 Приложение Управление образования администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Урень Нижегородской области ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ «ТАНЕЦ: ПУТЬ К СЕБЕ» Учащейся творческого объединения «Мир танца» Соловьевой Александры Возраст 10 лет Срок реализации 3 года Автор составитель Аристова Валентина Ивановна Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории г.урень, 2013 год

4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям, укреплению психического и физического здоровья, получение общего эстетического, морального и физического развития, что немаловажно для социальной сферы современного общества. Интенсивность изменений и преобразований современной действительности ставит перед педагогом задачу формирования такой личности, которая способна творчески осуществлять свою профессиональную деятельность. Одним из таких мощных факторов развития личности является хореография, она дает возможность самореализации ребенка, не подчиняя динамику и уровень его развития какому либо стандарту, воспринимать как результат, сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Но каждый ребенок обладает своим набором способностей и возможностей, для своего совершенствования. Для выявления более способных учащихся была продиагностирована группа 2 года обучения на начало и конец учебного года. В ходе диагностирования в группе выявилась более способная учащаяся Соловьева Александра, показавшая не только самый высокий уровень танцевального развития в реализации образовательной программы, но и высокие результаты и достижения в конкурсах и фестивалях различных уровней. Для продолжения занятий необходимо было разработать программу, учитывающую ее возрастные и индивидуальные возможности, построить учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию одарённости, организовать развивающую среду, подготовить средства психолого-дидактического обеспечения занятий с учётом уникальности и неповторимости одарённой учащейся. В основе индивидуального образовательного маршрута «Танец: путь к себе» лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие танцевальных способностей. В реализации индивидуального образовательного маршрута большая роль отводится родителям одарённого учащегося. Развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребёнок в свободное от

5 занятий время, - одна из основных задач педагога дополнительного образования. Родители систематически посещают родительские собрания, на которых они знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносят отчётные концерты в конце каждого полугодия, участие Соловьевой Александры в концертных программах Дома детского творчества, городских мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность учащейся позволяют непроизвольно привлечь ее к танцевальному исполнительству. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал одарённой учащейся, способствует развитию и совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении. Реализация индивидуального маршрута предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства ребенка, подчинение материала основному образовательному процессу: от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного - к неизвестному, от знаний - к творчеству, концертам и конкурсам. Ключ к созданию ситуации успеха, способствующей максимальной личной самореализации состоит в развитии изнутри, «самотворчестве», а не навязывании «готового ответа». В связи с этим возрастает мотивация посещать занятия, где она учится не только танцевать, но и думать, объяснять, предлагать и т.д., тем самым проявляет себя, повышает свою самооценку, самоутверждается, становится успешной не только в хореографии, но и в других сферах жизни отсюда, интерес к учебе, улучшение психического и физического здоровья. Формы обучения подстраиваются под личность ребенка, его потребности. Это- и обмен мнениями, ролями, доверительные отношения через юмор и улыбку. Для контроля и анализа выступлений учащейся ведутся видеозаписи. С помощью видеоматериала, на занятиях проводится разбор и анализ выступления на концертах и конкурсах.

6 Цель: Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства, обеспечение психолого-педагогической поддержки учащейся с явной и потенциальной хореографической одаренностью в рамках дополнительной образовательной программы. Задачи: -развитие хореографических знаний, умений и навыков в процессе освоения индивидуального образовательного маршрута «Танец: путь к себе»; -создание условий для формирования внутренней мотивации хореографической деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности; -развитие познавательной активности, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных навыков; -воспитание нравственно-эстетических качеств, необходимых для участия в исполнительской и концертной деятельности. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА: - будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал; - будут учитываться возрастные и личностные особенности одарённой учащейся, мотивация ее деятельности; -будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса. Учащаяся Соловьева Александра занимается 1 год по индивидуальному образовательному маршруту «Танец: путь к себе», который является дополнением к дополнительной образовательной программе «Мир танца», в ходе реализации которой и была выявлена, как одарённый ребёнок. Программа индивидуального образовательного маршрута рассчитана на 3 года обучения. Всего в году 72 занятия по 2 академического часа в.

7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1год обучения Продолжительность Периодичность в год 1час 2 раза год обучения Продолжительность Периодичность в год 1час 2 раза год обучения Продолжительность Периодичность в год 1час 2 раза 2 72 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1-й год обучения учащаяся будет знать: краткую историю возникновения и развития танца - знать основные понятия: ритм, такт, темп, динамика, музыкальный размер, характер танца, музыкально ритмические упражнения, основные элементы партерной гимнастики основные элементы акробатики представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами; знать правила безопасности при выполнении физических упражнений; учащаяся будет уметь: навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков; навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями. владеть комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса; уметь выполнять комплексы специальных акробатических упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств; навыки координации движений. уметь распределять движения во времени и пространстве; 2-й год обучения

8 учащаяся будет знать: виды танцев, танцевальные стили; знать о роли танцевального искусства в формировании здорового образа жизни; понимать по требованию педагога слова танцевать «мягко», «нежно», «легко»; «стремительно», «динамично» и т.д., технику исполнения этих движений. учащаяся будет уметь: навыки комбинирования движений;исполнять танцевальные этюды и танцы; уметь соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; владеть различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных; ориентироваться на сценической площадке; 3-й год обучения учащаяся будет знать: новые направления, виды хореографии и музыки; классические термины; жанры музыкальных произведений. основные комбинаций классического, народно сценического танца, особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций современного танца; знать о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца; принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; учащаяся будет уметь: исполнять основные комбинации классического, современного танца; распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении танца; самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; понимать, исполнять, запоминать и воспроизводить навыки музыкально-пластического интонирования; навыки публичных выступлений; ансамблевого исполнения, сценической практики.


1. Пояснительная записка 1. 1. Программа дополнительного образования детей и взрослых в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее программа «Хореографическое творчество»)

АННОТАЦИИ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Аннотация к программе по учебному предмету «Гимнастика» Достоинство гимнастики, как средства

Утверждаю О РДТНИ Б.Т. Алханова 2 0/3 г ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА МКОУ ДО «РДШИ» КАЗБЕКОВСКОГО РАЙОНА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета,

Аннотации к программам учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусства «Хореографическое искусство» срок освоения 4 года Программы учебных предметов являются

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный эстрадный танец» имеет художественную направленность. Актуальность данной программы обусловлена её востребованностью

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Школа искусств 1» Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области «Рассмотрена» методический совет протокол 1 от

Аннотации к программам учебных предметов в области начального художественного образования по направлению «Хореографическое искусство» «Классический танец» Срок обучения 7(8) лет Направленность программы.

Пояснительная записка В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству. Одним из способов совершенствования души, тела и мысли, безусловно, можно считать хореографическую

Программа по дополнительному образованию. Эстрадный танец. Ритмическая мозаика 2016 Пояснительная записка Программа хореографического кружка «Эстрадный танец. Ритмическая мозайка» имеет художественно эстетическую

1 Пояснительная записка. Образовательная программа «Хореография» в качестве платной образовательной услуги предназначена для обучающихся 1 классов. Программа построена на обучении историко - бытовому и

Аннотации к рабочим программам дисциплин предпрофессиональной образовательной программы в области хореографического искусства «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО.01.УП.01. Танец формирование у обучающихся

АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО». Программы учебных предметов

Аннотация к программе учебного «Танец» ПО.01.УП.01 Программа учебного «Танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

СТРУКТУРА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ДЕТИ В ТАНЦАХ» 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи образовательной программы 3. График

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца» имеет художественную направленность. Актуальность данной программы обусловлена её востребованностью в современных

УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДХорШ г. Ставрополя А.П. Виниченко «01» сентября 2015 г. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской хореографической школы» города

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Танец-дорога в прекрасное» 1 год обучения на 018 019 учебный год Детское объединение «Премьера» Педагог дополнительного образования Мартыненко Виктор Олегович Тамбов, 018. 1 1. Пояснительная

Аннотации к рабочим программам дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» «Танец» ПО.01.УП.01 Программа учебного предмета «Танец»

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Программы учебных предметов являются частью дополнительных

Критерии оценки деятельности учащихся на занятиях по обучению танцу в творческом объединении МБОУ «Лицей «МОК 2» Критерии оценок знаний учащихся теории и истории хореографического творчества: «высокий

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Красноярск, пр. Мира, 44 www.24centre.ru e-mail: [email protected]

Содержание: 1. Пояснительная записка.2 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП...3 3. Учебный план.6 4. График образовательного процесса.7 5. Система оценок результатов освоения ОП обучающимися..8

«Физическое и духовное развитие детей в танцевальном коллективе» Колдина Юлия Павловна, педагог дополнительного образования 1.Название программы «Физическое и духовное развитие детей в танцевальном коллективе»

Аннотации на рабочие программы учебных дисциплин по специальности «Искусство балета» Профессиональные модули Творческо-исполнительская деятельность Структура рабочих программ: 1. Цель и задачи курса. 2.

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Ритмы планеты» имеет художественную направленность. Актуальность данной программы обусловлена её востребованностью в современных условиях

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечный мир танца», далее Программа, разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации» N 7-ФЗ от

ДПОП в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Аннотации программ учебных предметов Аннотация ПО.01.УП.01. «Танец» Программа по учебному предмету «Танец» заместителем директора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 10» Принято Методическим советом Протокол от 2016г Д.Д.Гришин 2016г. Утверждаю Директор Приказ от ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДХорШ г. Ставрополя А.П. Виниченко 2017 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской хореографической школы» города Ставрополя на

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г. ВОЛГОДОНСКА РАССМОТРЕНО: методическим Советом Протокол 1 от «28» АВГУСТА 2018г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУДО «Центр

СОСТАВИТЕЛИ: Давыдова Вера Владимировна, культорганизатор отдела культурно-массовой и досуговой деятельности УВРсМ РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ: Факультетом искусств и дизайна Художественным советом Учреждения

Пояснительная записка Современный танец является прекрасным средством гармоничного развития личности ребенка, его двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности. Занятия проводятся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Основная школа п.усть-кара» Утверждаю: директор школы М.Г.Хатанзейскоя. «0» октября 06г. Дополнительная образовательная

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Краткая презентация дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности: хореографический кружок «Танцевальная капель» (для детей старшего дошкольного возраста) I. Название,

ДООП «Хореографическое творчество» Программа учебного предмета «Детский танец» 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Детский танец»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города Ставрополя ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Отдел сценического творчества Краткая аннотация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в 2017/2018 учебном году Программы художественной направленности «Танцевальная азбука»

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 3. Основные разделы и темы 4. Вступительные испытания (вопросы и задания); критерии оценки 5. Балльно-рейтинговая система

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду

Отдел сценического творчества Краткая аннотация общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в 2016/2017 учебном году Программы художественной направленности «Классический танец» Срок реализации

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография» составлена на основе и разработана в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Пояснительная записка Направленность образовательной программы «Спортивная хореография» - художественно-эстетическая. Спортивная хореография - это направление хореографии с регулируемой нагрузкой, синтезирующая

Содержание рабочей программы 1. Пояснительная записка. 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. 3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. 4. Содержание

Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия танца» может быть реализована самостоятельно. Направленность программы: художественно-эстетическая. Актуальность программы

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Пой, совершенствуйся, твори» 1 год обучения на 2018/2019 учебный год Вокальная студия «Маленькие звездочки» Педагог дополнительного образования Кулаева Т.Н. Тамбов, 2018 г. 1.Пояснительная

АННОТАЦИИ рабочих программ учебных предметов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области хореографического искусства "ТЕАТР ТАНЦА "МИНИАТЮРА" Учебный предмет "Классический танец"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Бакала Аннотация Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области хореографического

Дополнительная общеобразовательная программа «Студия спортивного и бального танца «Твист» Пояснительная записка Танец это дверь в удивительный мир отображения душевных чувств человека при помощи движения.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Балалайка». Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по виду инструмента «Музыкальный инструмент (балалайка)» разработана на основе «Рекомендаций

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное календарно тематическое планирование по кружку «Танцевальная капель» составлено основываясь на разработки занятий во внеурочное время «Детский музыкальный театр», разработанной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика» относится к художественной направленности. Уровень освоения программы - ознакомительный. Хореография обладает огромными возможностями

Пояснительная записка Танец это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа дополнительного образования ансамбля «Северные танцы», для детей по хореографическому направлению. Программа соответствует и базируется на основных нормативных документах

О.Д.СВИД ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика) Смоленск 2015 2 1. Цели освоения дисциплины

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММАМЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (5,7 ЛЕТ) Автор составитель: преподаватель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Городского Округа Верхняя Пышма Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Октябрьского района Рабочая программа «Студия современного «Новое поколение» рассмотрена и рекомендована к реализации

Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностям, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ЭСРАДНО СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ Составитель: СИДОРЕНКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА г. Смоленск 2015-2016 Пояснительная записка Данная программа является программой дополнительного

Программа «Спортивные бальные танцы «В ритме вальса»» Педагог: Волковская Лариса Николаевна Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Спортивные бальные танцы «В ритме вальса»» имеет

Департамент образования Белгородской области ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ОГАПОУ СПК Дополнительная образовательная

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи образовательной программы 3. Требования к уровню подготовки выпускников (планируемые

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств "Центр" "СОГЛАСОВАНО" с Методическим Советом ГБУДО г. Москвы "ДШИ

Аджибатырова Эльмира Алавдиновна,

Педагог дополнительного образования (хореограф)

МБОУ ДО ГАЗ-САЛИНСКИЙ ДЮЦ

ЯНАО ТАЗОВСКИЙ Р-ОН. С. ГАЗ-САЛЕ

"Сопровождение творчески одарённых детей

в детском объединении по хореографии."

Творческие способности у детей выявляются достаточно рано. Но как подчеркивает американский исследователь Х. Блум, что «каковы бы не были способности в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения вряд ли можно достигнуть определенных вершин». Вот поэтому, наверное, детей с ярко выраженными актерскими, хореографическими, художественными и музыкальными способностями родители приводят в учреждения дополнительного образования.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видно не вооруженным глазом, является хореография.

Я являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем детского объединения хореографии «Пульс». В группе № 1 хореографического объединения «Пульс» занимается девочка- Аджибатырова Медина, у которой при помощи метода диагностики были выделены сильные стороны хореографического развития. Это очень яркий, музыкально одаренный ребенок, его работоспособность и желание достигать больших успехов в хореографической области, говорят об этом. Её способности к танцам стали проявляться в 3 года, с этого возраста девочка начала танцевать на сцене. Девочка обучается у нас в ДЮЦЕ с 2015 года.

На педагогическом совете детско-юношеского центра было принято решение о том, что Медина, кроме посещения занятий хореографией в группе, где она будет изучать основы хореографии, будет заниматься танцами на индивидуальной основе для того, чтобы выступать на сцене. Занятия хореографией выявили отличные природные данные девочки, и педагог стала развивать их в правильном направлении. Был разработан индивидуальный образовательный маршрут, в котором были учтены творческие данные Медины. Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на ее личностное развитие и успешность.

Основная цель индивидуального образовательного маршрута : обеспечить педагогическую поддержку ребёнку с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях МБОУ ДО Газ -Салинский Детско- юношеский центр.

Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, на котором обучающаяся осваивает теоретический и практический материал. Теоретическая подготовка включает не более 7% учебного времени занятия. Остальное время уходит на практическую отработку.

Работа с одаренным ребёнком заключается в том, что она направлена на подготовку обучающегося к выступлениям перед зрителями. В ходе постановочной работы обучающаяся осваивает музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива, воображение, умение передавать музыку и содержание образа движения.

Сама Медина в ходе реализации маршрута выделила для себя следующие задачи:

Научиться красиво и точно передавать характер движения танца.

Развивать гибкость и пластику.

Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с программой, исходя из того, освоил ли обучающийся за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.

Девочка имеет возможность показать свои музыкальные, танцевальные, эмоциональные способности, принимая участие в различных концертах и мероприятиях, конкурсах и фестивалях, показывая свои достижения.

С первого года обучения Медина- постоянный участник районных, сельских мероприятий, мероприятий, проходящих в стенах Детско юношеского Центра. Её выступления не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Радует огромное желание Медины танцевать, разучивать новые танцы, выступать на сцене.

Результативность. Участие в фестивалях и конкурсах.

1. Диплом участника в XIV районном фестивале народного творчества «Все народы в гости к нам!» (номинация «Танец»)

2. Диплом за участие в IV районном фестивале творческих дуэтов «Две звезды»

3. Диплом за активное участие в торжественной программе, приуроченной Открытию Года молодёжных инициатив на территории муниципального образования Тазовский район.

4. Диплом Лауреата I районного конкурса «Минута славы- мечты сбываются»

5. Диплом за участие в концертной программе «Согреем сердце добротой», в рамках празднования Навруз байрам праздника тюркских народов.

Опыт показывает, что часто вера в возможности ребёнка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Задача педагога - не столько измерить одаренность, сколько создать среду, способствующую раскрытию природных возможностей обучающейся.

Доклад на педсовете

Тема: «Детская одаренность в творчестве»

(Слайд 1 – титул)

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

(Слайд 2)

В различных научных источниках одарённость характеризуется как высокая интеллектуальная способность. Но если мы говорим о хореографии, здесь одаренность складывается из нескольких компонентов:

    Физические данные – гибкость, растяжка, выворотность, прыгучесть…

    Слух и чувство ритма, музыкальность

    Развитый вестибулярный аппарат

    Координация движений

    Пространственное представление

    Творческие способности

Все эти компоненты в неравных долях заложены в человеке от рождения. Одарённые дети обладают этими качествами в большей степени, нежели другие. Но дети с таким широким набором развитых качеств – это большая редкость. Нужно увидеть наличие данных в каждом ребенке и уметь их развить.

(Слайд 3)

На это и направлена моя программа «Отражение», которая рассчитана на 4 года для детей начальной школы.

Цель программы : в оспитание гармонично развитой личности посредством хореографии и физического воспитания с применением здоровьесберегающих технологий.

(Слайд 4)

Задачи:

    Обеспечить гармоничное, эстетическое и физическое развитие ребенка;

    Создать услови я для развития и самореализации учащихся через творческую деятельность.

    Раскрыть творческую индивидуальность ребенка.

    Приобщать детей к общечеловеческим и культурным ценностям.

    Формировать коммуникативные умения.

    Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Реализации программы способствует школа полного дня.

(Слайд 5)

Как уже было отмечено, дети с широким набором развитых качеств, необходимых для хореографии – это большая редкость. Например, на данный момент одарённым ребёнком является Ярова Алсу, ученица 4 «А» класса.

(Слайд 6)

Как же работать с таким ребёнком? Очевидно, что наличие высоких данных требует от преподавателя дополнительных усилий, направленных на отдельную работу с ним.

Поэтому специально на занятиях Яровой Алсу даются дополнительные задания, с ней проводятся отдельные занятия, для неё создаются индивидуальные танцевальные номера. С этими номерами Алсу участвует в различных конкурсах и завоёвывает призовые места.

(Слайд 7)

При этом Алсу не оторвана от коллектива, не выделяется мной среди других детей. Являясь примером для ребят и образцом для подражания, Алсу приучена помогать одноклассникам в достижениях их целей. Дети тянутся к ней, проявляя большое уважение, и стараются достичь её высот. Они наглядно видят, чего можно достичь, и стремятся повторить действия Алсу во всём. Это повышает мотивацию и работоспособность всех детей.

Следует отметить, что одарённый ребёнок обязательно должен быть мотивирован на творческую деятельность. Ибо без мотивации все критерии одарённости сойдут на нет.

(Слайд 8)

Однако цели и задачи программы следует реализовывать применительно к каждому ребёнку, раскрывая в каждом способность, талант и одарённость, которые, возможно, спят в них, и их следует найти, разбудить и развить. Для этого в первую очередь надо мотивировать детей. Значит, их деятельность должна быть яркой и сопровождаться яркими костюмами, интересной музыкой, новыми идеями и реальными достижениями, к которым они должны стремиться.

(Слайд 9)

Мотивировать детей на результат педагог должен также на собственном примере, особенно в начале их обучения. Прежде чем потребовать от ребёнка выполнения задания, педагог должен уметь продемонстрировать выполнение этого задания сам. Когда учитель умеет, тогда и ученик сможет. Это рождает в детях целеустремлённость и старательность. Тогда и будет результат. И тогда очень важным становится поощрение: похвала педагога, аплодисменты зрителей на концерте, награда на конкурсе.

(Слайд 10)

Стремясь к этим высотам, дети учатся на занятиях помогать друг другу, подчиняться законам коллектива, выражать свои симпатии, сочувствие , ответственно относиться к своему здоровью , замечать красивое в окружающих людях и в себе самом, понимать и чувствовать прекрасное . (Слайд 11) Они приобретают навыки культурного поведения, эстетические чувства, положительные эмоции, навыки адекватной самооценки и чувства собственной значимости.

(Слайд 12)

Вся работа педагога была бы невозможна без поддержки родителей, которые помогают в пошиве костюмов, сопровождают выезды коллектива на конкурсы, где участвуют в подготовке внешнего вида ребят, оказывают моральную поддержку и финансовую благотворительную помощь. Только в органичном союзе педагога, детей и родителей возможно достичь любых целей и результатов.

(Слайд 13)

Итогом деятельности нашего коллектива становятся ежегодные отчётные концерты для родителей, участие во всех мероприятиях школы.

(Слайд 14)

А также участие в районных, городских и международных конкурсах.

(Слайд 15)

Где наш коллектив занимает призовые места, получает награды: дипломы и грамоты.

Анализ педагогических средств по выявлению признаков одаренности в танцевальном коллективе «Step Forward»

В условиях осуществления педагогического процесса в МОУ ЦДТ «Эдельвейс» танцевального коллектива «Step Forward» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Все компоненты взаимосвязаны в процессе обучения. Систематические занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

Мотивационный аспект поведения ребенка с хореографической одаренностью может быть описан следующими признаками:

1. Переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности.

2. Ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.

3. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем.

4. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

В работе с одаренными детьми применяются следующие инновационные педагогические технологии:

Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание чувства толерантности;

Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эдельвейс» разработана дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей с хореографической одаренностью.

Цель программы: обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях центра детского творчества.

Задачи программы:

1. Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной одаренности, в том числе хореографической: демонстрация веры в успех воспитанников, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно-эстетической деятельности;

2. Учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце;

3. Учить элементам танцев различных жанров, направлений;

4. Учить создавать своими руками сценические костюмы через обучение моделированию и шитью;

5. Учить создавать образ и стиль через грим, визаж

Цели и задачи воспитательного процесса:

1. Создания условий для сохранения и укрепления здоровья, развития основных физических качеств и двигательных способностей.

2. Формирование потребности к культуре движений, оптимальном физическом развитии, здоровом образе жизни;

3. Формирование навыков и умений для самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;

4. Расширение объема знаний о различных видах двигательной активности, освоение техники движения.

5. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, формирование характера, утверждение активной жизненной позиции, оптимизма.

6. Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, для психического и эмоционального благополучия детей.

7. Воспитание самостоятельности и инициативности.

Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.

За период обучения в танцевальном коллективе «Step forward» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.

Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:

педагогическое наблюдение на учебном занятии;

педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на улице, в помещении (общение с другими людьми);

при организации индивидуальных занятий;

через просмотр видеоматериала с концертов коллектива;

Мониторинг образовательных результатов производится в соответствии с системой мониторинга, разработанного в МОУ ЦДТ «Эдельвейс».

Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

Мониторинг содержит следующий план:

Наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;

Обобщение результатов;

Анализ и оценка достигаемых результатов.

Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Первичный контроль проводится в октябре, его целью является определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения детей. В ходе диагностики определяется уровень подготовленности детей данного вида деятельности, формы и методы работы с данными детьми, выбор программы обучения.

Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.

Итоговая диагностика проводится в апреле, мае. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.

По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей. У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию.

Проводится индивидуальная работа, постановка танцев на конкретных детей, учитывая их уровень танцевального мастерства, пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи танцевального, сценического образа.

За время существования танцевальный коллектив «Step Forward» добился значительных творческих результатов.

Таблица 1

Результативность участия детей в конкурсах, мероприятиях

Уровень и название конкурса

Результат

Год и место проведения

Межрегиональный конкурс «Пять баллов»

Диплом II степени,

Диплом III степени

Ярославль

Фестиваль юношеского творчества «Годы молодые»

Участники

Ярославль

Районный конкурс «Золотая лесенка»

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом I степени,

Диплом II степени,

Диплом II степени

2009-2014 г.Пошехонье, Ярославская область

Межнациональный конкурс «Большая перемена»

Лауреаты 3 степени

Ярославль

Региональный Конкурс «Золотая нить»

Диплом II степени

Ярославль

1 Всероссийский конкурс творческой самодеятельности среди образовательных учреждений «Созвучие сердец»

Концерт к Дню милиции

муниципальный

Участники

Концерт к Дню инвалида

муниципальный

Участники

«Учитель года» выступление на торжественной части

муниципальный

Участники

Гала-концерт фестиваля «Золотая лесенка»

муниципальный

Участники

Отчётный концерт Центра

муниципальный

Участники

Концерт к Дню защиты детей

муниципальный

Участники

Выступление на конкурсе «Золотая нить»

муниципальный

Участники

Выступление на Дне Города

муниципальный

Участники

В ходе наблюдения за занятиями коллектива нами было отмечено, что педагог обращает свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе педагог использует игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей группы педагог делает акцент на самостоятельности обучающихся. Дети сами выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца.

Педагог поддерживает интересы детей, поощряет их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Личный опыт автора показывает, что педагог использует совместные мастер-классы с обучающимися, проявившими особые способности. Такие мастер-классы проводятся на базах сельских школ, для детей, занимающихся в танцевальных объединениях.

В процессе исследовательской работы нами было проведено интервью с педагогом дополнительного образования Мосулиной Верой Юрьевной.

Тема интервью: «Система работы педагога дополнительного по выявлению одаренности в хореографии».

- Вера Юрьевна, проводите ли Вы мониторинг результатов обучающихся? И также собственных результатов?

Да, мониторинг результатов проводится три раза в год: входной, текучий, итоговый. В конце года составляется таблица по результатам того, насколько изменился уровень творческих, личностных, теоретических знаний, умений, навыков в показателях мониторинга.

Собственные результаты обязательно отслеживаю. В конце года пишу самоанализ своей деятельности. По результатам года определяю сильные и слабые стороны своей работы, с учётом корректировки своей деятельности составляю план на следующий год.

- Выделяете ли Вы детей, которые проявляют высокий уровень способностей, как одаренных детей?

Да. На самом деле одаренный ребенок понятие очень многогранное, потому что как правило, одаренный ребенок, это ребенок с незаурядными возможностями. Но, как правило, на практике выясняется, что одаренные дети не всегда отличаются в жизни или школе какими-то особенностями.

В младшей группе у меня есть совершенно замечательный пример Соколов Даниил. Он не послушный, не усидчивый, очень темпераментный, но, тем не менее он танцевально одарен. Танцевальную одаренность Данила было сразу не видно, она была завуалирована его сложным характером. После того как он раскрылся, почувствовал доверие к педагогу. И только тогда он начал работать, показал, какой он есть на самом деле. Чтобы одаренность раскрылась нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя раскрепощенным, почувствовал доверие со стороны педагога, был максимально загружен, чувствовал собственную значимость, профессиональный рост, самоудовлетворение как творческое, так и социальное.

- Какие критерии помогают Вам оценить уровень танцевальных навыков?

Как таковые критерии одаренности в хореографии не определены. Есть общие критерии, сходные с другими направлениями одаренности. Это такие как: музыкальность, чувство ритма, пластика, выдержка, эмоциональная раскрепощённость, креативность мышления.

- Вера Юрьевна, используйте ли Вы какие либо методики при выявлении одаренности в хореографии? Если да, то, какие?

В работе с одаренными детьми и я использую дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотры учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; проведение методик на выявление коммуникативных способностей; выполнение упражнений и этюдов на раскрепощение и снятие зажимов; стретчинги, которые представляют собой импровизационные пластические упражнения и задания.

- Как проходит отбор в объединение?

В объединение я принимаю всех, поскольку центр детского творчества это место, куда дети могут прийти попробовать в разных направлениях деятельности. При естественном отборе остаются только те, которые могут и хотят танцевать, прикладывают к этому все свои усилия и возможности.

- С какого возраста дети принимаются в объединение?

В объединение принимаются дети с 5, которые ходят подготовительную группу.

- Каким образом формируются группы для выступлений? Есть ли прием «первой линии»?

В моём объединении танцуют все: у кого хорошо получается и не очень, собственно как в большинстве коллективов. В первую линию ставятся дети, которые показывают достаточно высокий результат: технику, пластику, эмоциональность. Особый акцент на первую линию я никогда не делаю, хотя конечно все хотят оказаться именно там.

- Какие воспитательные проблемы встают, если несколько лидеров?

В своей работе я, прежде всего, выделяю «истинных» лидеров и лидеров «ложных». Истинному лидеру давать возможность работать и показать коллективу, что это тот человек, за которым нужно идти.

- Планируйте ли Вы в объединении специальные занятия, формы, мероприятия для выявления особых танцевальных способностей?

Да, это различные концерты, фестивали, конкурсы, которые проходят на различных уровнях.

- Вера Юрьевна, выстраиваете ли Вы индивидуальный маршрут для детей с хореографической одаренностью?

Да, индивидуальный маршрут есть. Он создается для того чтобы максимально развить одаренность детей и дать им возможность самореолизоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.

Выводы по второй главе

Таким образом, было выяснено, что в Муниципальном образовательном учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Эдельвейс» разработана система работы по выявлению и поддержки одаренных детей. Для детей организуются мероприятия, фестивали, конкурсы, выставки направленные на выявление, поддержку творчески одаренных детей. Организуется проектно-исследовательская деятельность. Проводится анализ особых успехов и достижений, создается банк данных по талантливым и одаренным детям.

В результате исследовательской работы был проведен анализ педагогических средств по выявлению одаренности детей в хореографии на примере деятельности танцевального коллектива «Step Forward» МОУДОД ЦДТ «Эдельвейс». Рассмотрена и изучена дополнительная образовательная программа, обеспечивающая психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью, проведено интервью с педагогом дополнительного образования по хореографии.

Проанализировав деятельность коллектива, можно сделать вывод, что в работе педагога используются различные педагогические технологии, методы и способы, направленные на выявление у детей признаков одаренности в хореографии. Также для детей показавших высокие результаты педагог использует совместные выездные мастер-классы.

Исследование хореографических способностей ребенка, динамика его развития проводится таким методом как мониторинг, который дает возможность наблюдать за развитием хореографических способностей, фиксировать и обобщать достигаемые результаты, анализировать и оценивать их. Кроме того используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.