Презентация "Изобразительно-выразительные средства языка" по русскому языку – проект, доклад. Изобразительно- выразительные средства русского языка. Презентация художественно выразительные средства

краткое содержание презентаций

Средства языка

Слайдов: 30 Слов: 2122 Звуков: 0 Эффектов: 168

Изобразительно-выразительные средства языка. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины). Тропы. Фигуры речи. Средства художественной выразительности. Цель презентации: Сфера применения материала. В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами). В начало. Средства речи. Олицетворение. Перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. - Средства языка.ppt

Средства выразительности

Слайдов: 10 Слов: 358 Звуков: 0 Эффектов: 8

Лексические средства выразительности речи. Дитмар Эльяшевич Розенталь. Работы учеников. Лексические средства. Широкое звездное небо. А.И.Куинджи « Березовая роща» 1879. Три секрета выразительности русской речи. Был прекрасный июльский день. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно. Мудрым познанием жизни отзовётся слово британца. - Средства выразительности.ppt

Средства речевой выразительности

Слайдов: 42 Слов: 2348 Звуков: 0 Эффектов: 0

Речевые средства выразительности. Образность художественной речи. Тропы. Эпитет. Сравнение. Способы выражения сравнения. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Художественные символы. Метонимия. Основные виды метонимии. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Перифраз. Стилистические фигуры. Антитеза. Инверсия. Оксюморон. Градация. Синтаксический параллелизм. Лексический повтор. Анафора. Эпифора. Умолчание. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. Парцелляция. Фонетические средства выразительности речи. Средства речевой выразительности. Антонимы. Архаизм. - Средства речевой выразительности.pptx

Средства художественной выразительности

Слайдов: 17 Слов: 785 Звуков: 2 Эффектов: 129

Картинная живопись слова. Художественный образ. Воображение. Вспомните стихотворение. Месяц. Образ зимы. Образы радости и печали. Простор изображенной картины. Эпитеты. Действие. Служебное слово. Орлица. Неодушевленные предметы. Закончить предложения. Изобразительно-выразительные средства языка. Восточная мудрость. Тайны словесного искусства. - Средства художественной выразительности.pptx

Выразительные средства языка

Слайдов: 59 Слов: 3940 Звуков: 0 Эффектов: 0

Выразительные средства языка. Тропы и фигуры. Метафора – перенос имени на основе сходства. Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора. Олицетворение – разновидность метафоры. Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее. Эпитет – яркое определение, признак предмета. Метонимия – перенос наименования по смежности. Синекдоха – особая разновидность метонимии. Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении. Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе. Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения. - Выразительные средства языка.ppt

Изобразительные средства языка

Слайдов: 32 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительность речи. Условия выразительности речи. Изобразительные языковые средства. Тропы. Эпитет. Слово, образно определяющее предмет. Сравнение. Способы сравнения. Метафора. Метонимия. Связь. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Аллегория. Перифраз. Анафора. Повторение слов или оборотов. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. - Изобразительные средства языка.ppt

Изобразительно-выразительные средства языка

Слайдов: 61 Слов: 3491 Звуков: 0 Эффектов: 3

Изобразительно-выразительные средства. Изобразительно-выразительные средства языка. Умение оценивать письменные высказывания. Лексические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности. Синонимы. Контекстные (контекстуальные) синонимы. Многозначные слова. Просторечная лексика. Устаревшие слова. Новые слова. Диалектизмы. Заимствованная лексика. Термин. Жаргонизмы. Фразеологизмы. Термины лексических средств. Лексический повтор. Фонетические средства. Звукоподражание. Ассонанс. Аллитерация. Благозвучие. Поэтические тропы и фигуры. Троп. - Изобразительно-выразительные средства языка.ppt

Метафора

Слайдов: 16 Слов: 391 Звуков: 0 Эффектов: 45

Метафора. Созданные одним человеком, обычно писателем или поэтом, и не ставшие общеупотребительными. Общеязыковые. Индивидуальные. Метафоры Сергея Есенина. Костёр рябины красной; Берёзовый весёлый язык рощи; Ситец неба. Метафоры Бориса Пастернака. Очеловечивание мира. Бывает и наоборот – некоторые свойства и явления неживой материи переносят в мир человека. Золотая листва. Зеркальная рябь водоёма. Золотые руки. Горит восток зарёю новой... Горбатая планета. - Метафора.ppt

Метафора в языке

Слайдов: 18 Слов: 1526 Звуков: 0 Эффектов: 0

Метафоры эмоций человека в китайском и русском языке. Теория метафоры. Метафора предполагает перенос признаков одного предмета на другой. Многие слова. Слово ВОЛНОВАТЬСЯ этимологически связано со словом ВОЛНА. Метафоры в китайском языке. Метафорические единицы. Некоторые эмоции ассоциируются с представлениями об огне. «Огненные» метафоры. Метафоры в русском языке. Поклонник славы и свободы, в волненьи бурных дум своих. Придет ли час моей свободы. Метафора – поэтический прием. «Водная» и «огненная» метафоры. Метафорические выражения. Метафорические выражения, обозначающие «радость». - Метафора в языке.ppt

Метонимия

Слайдов: 8 Слов: 210 Звуков: 0 Эффектов: 24

Метонимия. Слова золото, хрусталь, фарфор могут обозначать материал: изделия из золота, хрусталя или фарфора. На полках – сплошной хрусталь. Слова тарелка, стакан обозначают и определённые виды посуды (тарелка супу, стакан воды) и содержимое, влитое в посуду. например: Съел две тарелки. Выпил стакан. Сравните: изделия из фарфора и хрусталя – выставка фарфора и хрусталя. У тебя голова прошла? Сердце шалит. Успехов в определении метонимий! - Метонимия.ppt

Сравнение

Слайдов: 11 Слов: 472 Звуков: 0 Эффектов: 27

Сравнение как средство выразительности речи. Строение сравнений. Сравнения в романе «Герой нашего времени». Сравнение людей. Сравнения людей и животных с явлениями природы. Особенно важны они при описании портрета. Усы и брови были чёрные. Чувство природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Описание природы в романе «Герой нашего времени». «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный». Спасибо всем за внимание. - Сравнение.ppt

Сравнение как средство выразительности

Слайдов: 22 Слов: 595 Звуков: 0 Эффектов: 110

Изобразительно-выразительные средства. Цели урока. Задачи урока. Оглавление. Листопад. Характеристика предмета (физические признаки). Сравнения (визуальные образы). Сравнение. А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные спят. Осыпался с берёзы лист и устлал дорогу. Иван Алексеевич Бунин. «Листопад». Объясните значения. Ответьте на вопросы. Сравнения в художественном тексте. Найдите в стихотворении сравнение по картинке. Найдите в тексте сравнение, соответствующее данным картинкам. Найдите в тексте соответствующее сравнение. Найдите и объясните сравнение. Подумайте, какую роль играют сравнения в художественном тексте. -

Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Яковлева Татьяна Борисовна Мир слов – бесконечный океан. Понимать этот мир – значит понимать жизнь.


Цели и задачи. Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка(с тропами и фигурами речи). Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Проверить свои знания и умения тестом. Проверить свои знания и умения тестом. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение.


Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: Аллегория,гипербола,ирония,литота,метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха,сравнение, эпитет.


Гипербола- образное преувеличение. Литота- подчеркнутое преуменьшение. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. В сто сорок солнц закат пылал… В.Маяковский … а сам с ноготок. Н.Некрасов


Ирония о- ооо- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. - Признаком иронии является д д двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (И. Крылов.) (в обращении к ослу) (в обращении к ослу) - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.






Метафора- Сонное озеро города (А.Блок). Сонное озеро города (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Ручей улыбки (М.Светлов). Ручей улыбки (М.Светлов). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). перенос названия на основе сходства (скрытое сравнение). Объясните метафоры, на чём основано сходство. Объясните метафоры, на чём основано сходство.


Метонимия-перенос имени: 1. с вместилища на содержимое-блюдо, стакан (еда и посуда). 2. с материала на изделия из него- медь (металл и медные деньги). 3. с места, населённого пункта на его жителей- вся деревня над ним смеялась. 4. с действия на его результат-остановка(место, действие и расстояние).5. с организации на её сотрудников- фабрика забастовала. Синекдоха- особый вид метонимии- перенос наименования с части на целое и наоборот (мы все глядим в Наполеоны, читать Гоголя). Приведите свои примеры метонимии и синекдохи. Приведите свои примеры метонимии и синекдохи.


Эпитет- яркое, образное определение. Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… Задание: составьте ряд эпитетов к существительному лицо (1 вариант), к существительному звук (2 вариант).


Способы выражения сравнения в русском языке СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Задание. Задание. Составьте свои примеры к каждому способу. Проанализируйте отрывок стихотворения А.Галича: Опоздавшие гости Прерывают куплет Их вбивают, как гвозди, Ибо мест уже нет.


Олицетворение- Наделение животных и неживых существ качествами человека. Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Никого не удивляют такие рисунки: они делают нас ближе к природе.



Оксюморон-совмещение несовместимого. Антитеза-противопоставление. Градация (нарастающая и убывающая)-приём нагнетания синонимов. Инверсия- обратный порядок слов. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Определите художественные средства: «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Толстый и тонкий. Подниматься было тяжело, ноги уставали, последние метры преодолел ползком. Молодая старушка.


Строение предложения. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю.словарю Мы сёла - в пепел; грады - в прах; В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский. Он… тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить


Асиндетон- бессоюзие. Полисиндетон- многосоюзие. Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и рифмы лёгкие навстречу им бегут, И мысли в голове волнуются в отваге, И мысли в голове волнуются в отваге, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. А.Пушкин. Всё кругом. Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко-тупое, всегда безобразное, Медленно-рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное… Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. Гиппиус.doc


Апосиопезис (умолчание)-намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность. Нет, я хотел… быть может, вы …я думал… А.Пушкин. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение. Поля! Я предан вам душой. А.Пушкин. Риторический вопрос - привлекает внимание, не требует ответа. Быть или не быть? (В.Шекспир) Риторическое восклицание - восклицание, передающее особое чувство. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов.


Задания и ответы Тест.doc Тест.doc Тест.doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8.doc


Список используемой литературы Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Аннушкин В.А. История русской риторики. М Аннушкин В.А. История русской риторики. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г.

Слайд 2

ЕГЭ Задание В8: Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Чтобы выполнить это задание в экзаменационной работе, необходимо: знать определение языковых средств; уметь находить эти тропы в тексте; понимать их роль в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины) тропы фигуры речи средства художественной выразительности Далее Назад

Слайд 3

Цель презентации: обобщить знания учащихся; проверить сформированность умения обнаруживать в исходном тексте самые распространенные средства выразительности, с которыми сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы; помочь учителям школы в объяснении этой сложной темы на разных ступенях обучения. Далее Назад

Слайд 4

Сфера применения материала В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами) В 9-11 классах на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения) на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, мини ЕГЭ) На главную Назад

Слайд 5

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Тропы Проверь себя Средства речи В начало

Слайд 6

Средства речи Тропы олицетворение эпитет сравнения антитеза звукопись а) аллитерация б) ассонанс метафора инверсия анафора эпифора гипербола литота метонимия оксюморон перифраз(а) синекдоха парцелляция период градация Лексические антоним синоним диалектизм просторечные слова устаревшие слова разговорная лексика эмоционально-окрашенная лексика термины лексический повтор Синтаксические синтаксический параллелизм ряды однородных членов вставные конструкции уточняющие главные предложения неполные предложения риторическое обращение риторический вопрос

Слайд 7

Слайд 8

Олицетворение перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрылалиству. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов) Найдите олицетворение. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрыла листву. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов)

Слайд 9

Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную художественную характеристику. Назовите эпитеты. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой,багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин)

Слайд 10

Сравнение - прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Удачные ли сравнения нашел поэт? Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея,точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Слайд 11

Антитеза - противопоставление. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. Какую роль выполняет антитеза? Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит.

Слайд 12

Звукопись - специальный подбор звуков, помогающий озвучить картину. ...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Д. Бальмонт). Какие ассоциации вызывает звуковой подбор в строке? Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ...Чуть слышно, бесшумно шуршаткамыши. (К. Д. Бальмонт). Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Слайд 13

Аллитерация Ассонанс - повторение одних и тех же согласных звуков. - повторение одних и тех же гласных звуков. Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Какие звуки повторяются? С какой целью это делается? Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут. Опишите состояние лирического героя. Что использует автор для усиления настроения? Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут.

Слайд 14

Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Метафора Найдите метафору. Какие еще тропы здесь используются? - скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Слайд 15

Инверсия - нарушение привычного порядка слов. У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев) Что изменится, если восстановить привычный порядок слов? У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев)

Слайд 16

Анафора - повторение одних и тех же звуков, слов в начале нескольких строк. Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей. Оправдан ли повтор, как вы думаете? Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей.

Слайд 17

Эпифора - повторение одних и тех же звуков в конце нескольких строк. Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади. С какой целью используется в загадке эпифора? Помогает ли она найти отгадку? ЮГ ЮГ Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади.

Слайд 18

Гипербола Литота - преувеличение свойств предметов с тем, чтобы усилить образность и выразительность речи. - художественное преуменьшение предмета с целью усиления эмоционального воздействия. Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни) Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни)

Слайд 19

Метонимия - художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности (близости). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин)

Слайд 20

Оксюморон (или оксиморон) - сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов) Родной Язык Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов)

Слайд 21

Перифраз(а) - замена названия предмета описанием его признаков. Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева) Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева)

Слайд 22

Синекдоха - замещение целого слова или понятия его частью. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,... Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,...

Слайд 23

Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные, как самостоятельные предложения. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Г. Антокольский) И снова. Гулливер.Стоит.Сутулясь. (П. Г. Антокольский)

Слайд 24

Период - Развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и делением на колоны. Когда волнуется желтеющая нива. И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганной душистой, Румяным вечером или утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой; Когда студеный луч играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... (М. Лермонтов)

Слайд 25

Не жалею,не зову,не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин) Градация - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин)

Слайд 26

1. Какой троп использован поэтом? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин 1) сравнение 2) парцелляция 3) аллитерация 4) оксюморон Проверь свои знания 2. Иллюстрацией какого тропа служат строки А. С. Пушкина? Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. синекдоха метонимия анафора литота

Слайд 27

3. Какой троп не использован в четверостишии Н. Заболоцкого? Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. метафора антитеза олицетворение эпитет 4. Найдите метафору. Внезапной бурею растрёпана рябина И шорохом аллей, Вчерашнего дождя осыпались рубины На изморозь полей. внезапной растрёпана рябина рубины

Слайд 28

5. Найдите эпитет. Холодеет ночь перед зарёю, Смутно травы шепчутся сухие, Сладкий сон их навевает ветер. И. Бунин. 1) холодеет 2) сухие 3) ветер 4) сладкий 6. Укажите троп, использованный в строке Б. Поплавского. Осень. В белом сиянии неба Всё молчит, всё устало, всё ждёт. 1)градация 2) парцелляция 3) перифраз 4) оксюморон

Слайд 29

7.Перечислите тропы, использованные в стихотворении В. Карпеко Литая медь стволов сосновых Чугунной стала в час ночной. Лес, утонув в снегах пуховых, Морозной полон тишиной. Лишь белотелые берёзы, Такие хрупкие на вид, Порой заропщут на морозы Да ель зубами заскрипит. В ответ ей эхо ухнет гулко. И снова тишь…Но вся она, Как музыкальная шкатулка, Мелодией начинена. период эпитет инверсия эпифора сравнение гипербола метафора олицетворение Ответы и результаты

Слайд 30

Оцени свои знания. 1. 1) 2. 3) 3. 2) 4. 4) 5. 4) 6. 1) 7. 2), 3), 5), 7), 8) За правильный ответ в заданиях №1-6 вы получаете по 1 баллу, задание №7 дает вам 3 балла. Если вы набрали 9 баллов, то показали блестящие знания материала и получили оценку «5». Если сумма балов 7-8, продемонстрировали хороший уровень и получили оценку «4». Если результат 5-7 баллов, советуем еще поработать над темой, ваша оценка «3». Работа, набравшая менее5 баллов не оценивается. Придется еще раз изучить теорию.

Посмотреть все слайды

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАБЛИЦА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» № 73 г. Саратова

Родина Жанна Геннадиевна

Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)

Аннотация

Изобразительно-выразительные средства

в русской речи

Фигуры речи

(От др.-греч. τρόπος - оборот) -

слова и выражения,

используемые

в переносном значении с целью

усилить образность языка,

художественную

выразительность речи.

Термин риторики и стилистики ,

обозначающий обороты речи,

которые изменяют

эмоциональную

окраску предложения.

Фигуры речи часто

используются в поэзии .

Метафоры

Сравнение

Олицетворение

Гипербола

Метонимия

Синекдоха

Перифраз

Аллегория

ФИГУРЫ РЕЧИ

Антитеза

Оксюморон

Синтаксический параллелизм

Бессоюзие

Градация

Инверсия

Многосоюзие

Риторический вопрос

Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

… Вечерняя заря Бледнеющим румянцем одевает вершины гор… На ней рябая блещет чешуя Серебряным отливом…

М. Лермонтов

метафора

Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве. (Нет сравнительных союзов.)

«В саду горит костёр рябины красной».

«В багрец и в золото одетые леса».

«Янтарь кленового листа блестит на солнце».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Разновидность метафоры – перенос признаков живого существа на явления природы, предметы, понятия.

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес… А. Фет

метонимия

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по их сходству.

«Шляпа исчезла в толпе»

(вместо слова «человек» - «шляпа»)

«Ты вёл мечи на пир обильный...»

(«мечи» - это воины)

«Розы в хрустале»

(Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза).

СИНЕКДОХА

Синекдоха - разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.

К нему и птица не летит.

И зверь нейдёт…

А. Пушкин

И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.

М. Лермонтов

оксюморон

Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.

Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.

Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Н. Кривцов

Синтаксический параллелизм

Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений.

Я звал тебя, но ты не оглянулась.

Я слёзы лил, но ты не снизошла…

А. Блок

парцелляция

Стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова.

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

(А. Грибоедов).

Я счастлив от любви. Безмерно. Безвозвратно.

градация

Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.

... Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Презентацию на тему "Изобразительно-выразительные средства языка" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 52 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Художественная речь (язык художественной литературы).

I. Художествен-ная лексика (тропы)

II. Стилистиче-ские фигуры

III. Поэтическая фонетика

Слайд 3

ТРОП – означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым. Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли.

ФИГУРА- форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение - усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.

Слайд 4

Слайд 7

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности, в тестах встречаются и следующие: восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции. Ряды однородных членов предложения конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину. Вводные и вставные конструкции вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.

Слайд 15

Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) - соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я «умываю руки» - аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...» В художественной речи используются афоризмы - краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: «Человек - это звучит гордо» (М. Горький).

Слайд 16

Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) сравнение

Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. (Л. Н. Толстой) эпитет

Обвеян вещею дремотой Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый, Блестя осенней позолотой, Еще на ветви шелестит. (Ф.И.Тютчев)

И упало каменное слово на мою еще живую грудь… (А.Ахматова)

олицетворение метафора

Определите вид тропа.

Слайд 17

Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)

синекдоха.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

метонимия

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

развёрнутая метафора

Туманный Альбион (вместо Англия).

перифраз

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)

сравнение

По дорожке лунной в полосе прибрежной Я плыву куда-то, где меня не ждут, Волны еле слышно, даже еле нежно Песенку прибоя для меня поют.

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. (А. С. Пушкин)

Слайд 18

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н. Гоголь «Ревизор»)

Пришли мне... витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, – т.е. штопор. (А. С. Пушкин)

литота гипербола

Эй ты, неутомимый труженик, иди-ка сюда! (по отношению к лежебоке, отлынивающему от работы)

Слайд 19

Определите вид стилистической фигуры.

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А.С.Пушкин. "Евгений Онегин")

Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н.Гоголь)

антитеза анафора

Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок)

Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)

градация

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А.Коптяева)

инверсия

Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. (А. Твардовский)

Бесконечный тупик

оксюморон

Слайд 20

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Гл. Успенский)

парцелляция

Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Н. Толстой)

эллипсис

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)

риторическое обращение

Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)

бессоюзие

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

многосоюзие

И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин)

В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин)

синтаксический параллелизм

… не правда ль? Ты одна… Но если… (А. С. Пушкин)

умолчание

Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества. (В.Шукшин)

лексический повтор

Слайд 21

Определите приёмы поэтической фонетики.

Петух запевает, светает, пора! В лесу под ногами гора серебра. (Н. Заболоцкий)

ассонанс

Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости. (В. Маяковский)

аллитерация

Крут буржуев озверевший норов. Тьерами растерзанные, воя и стеная, тени прадедов - парижских коммунаров - и сейчас вопят парижскою стеною. (В. Маяковский)

диссонанс

Слайд 22

Самостоятельная работа.

Анализ средств выразительности.

Слайд 23

олицетворения + эпитеты + сравнение

Слайд 24

Слайд 25

Какие средства художественной изобразительности использует в тексте автор? (Самостоятельная работа с последующим анализом.)

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички – подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, – завтра так точно сверкать они уже не будут, и день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг. И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей. И опять расширится душа: елки, березки, – и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин «Неведомому другу».

Слайд 26

Домашнее задание. Произведите такой же анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения почек». Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало. Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом. Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в темной тесноте кустарников, капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу. Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

Слайд 27

Слайд 28

Задание В8З Задание В8.

В этом задании, согласно кодификатору, проверяются следующие знания: 1. Выразительные средства русской фонетики. 2. Выразительные средства словообразования. 3. Выразительные средства лексики и фразеологии. 4. Выразительные средства грамматики. 5. Анализ средств выразительности.

Выразительность русской речи.

Слайд 29

Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 2 баллами. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, вам нужно будет проанализировать средства выразительности. Для этого вам будет предложено прочитать фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины (средства выразительности), использованные в рецензии, пропущены. Вам нужно будет на места пропусков вставить цифры, соответствующие номеру термина из списка. Для успешного выполнения задания необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что же такое языковые средства художественной выразительности, находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга; во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания. Итак, нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности, звукопись, тропы и фигуры речи. Слово ведь не только называет предмет, качество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, может быть экспрессивным, то есть указывать на степень проявления признака: большой - колоссальный. Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), так как они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске: сквернопение. Более выразительной нашу речь помогают сделать лексические средства языка, звукопись, тропы и фигуры речи. .

Слайд 30

Слайд 31

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению (правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать). ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становиться антонимами только в данном контексте (Так, слова глаза и очи являются в языке синонимами, однако во фразе "У нее были не глаза, а очи" они могут рассматриваться как антонимы. Другой пример: " Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя"). Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию (влюбленность – любовь, приятель – друг). ! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными. (Узкие, мещанские взгляды).

Слайд 32

Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению: (Ключ1 - металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. Запереть на ключ. Ключ2 - бьющий из земли источник, родник. Вода бьёт ключом (стремительной струёй). Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «Входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

Слайд 33

Устаревшие и новые слова.

Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый; у В. Хлебникова: резьмо, лебедиво Такие неологизмы называют окказионализмами.

Слайд 34

Диалектизмы и заимствованная лексика. Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото… Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

Слайд 35

Специальная лексика. Термин - (от лат. Terminus предел, граница пограничный знак). Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. Жаргонизмы. Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

1. В8 Речь. Анализ средств выразительности.

Задание В8 в демоверсии 2009: B8 «В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____ (предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного». Список терминов: сравнительный оборот; 2) ряд однородных членов; 3) фразеологизмы; 4) инверсия; 5) олицетворение; 6) парцелляция; 7) эпитеты; 8) литота; 9) вопросительные предложения.

Слайд 39

Текст для анализа: (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Ганичеву)

Слайд 40

Алгоритм рассуждения: 1. Квалифицируйте каждый термин из списка согласно классификации средств выразительности (лексико -фразеологические, синтаксические, общие специальные: тропы и риторические фигуры; звукопись). 2. Обратите внимание на слова-подсказки в тексте задания: …с помощью такого синтаксического средства выразительности, такой троп, как и т.п. 3. Если в качестве варианта ответа вы выбираете троп, то помните, что в основе его должно лежать переносное значение.

Слайд 41

Выполнение задания В8 из демоверсии – 2009 ЕГЭ по русскому языку.

Образец рассуждения. В задании В8 демоверсии два раза употреблено словосочетание «синтаксическое средство», поэтому, явно, что в ответе не может быть термина, относящегося к лексико-фразеологическим средствам выразительности. Произведя несложный анализ легко определить, что В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове, используя следующие синтаксические средства выразительности: вопросительные предложения (предложения 4, 5), и инверсию - «людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17.

Разбор оставшихся примеров поможет провести следующее рассуждение, если перед нами троп, то слово должно иметь не прямое, а переносное значение. Если значение слов прямое, то это, скорее всего, синтаксическое средство. Поэтому «таланта, гения, пророка в своём окружении» - это ряд однородных членов (в словах этого ряда отсутствует переносное значение), а «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала» - троп, из предлагаемого перечня мы без труда определяем, что это разновидность метафоры – олицетворение.

Слайд 42

2. Какие из перечисленных средств художественной выразительности используются в первых трех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств. 1) экспрессивный повтор; 2) ряды однородных членов; 3) развернутые сравнения; 4) газетно-публицистическая фразеология; 5) разговорные синтаксические конструкции. (1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках – одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (В. Непомнящий)

Слайд 43

Перечитав текст и вспомнив, что такое экспрессивный повтор, ряды однородных членов, развернутые сравнения, газетно-публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции, видим в 1-м и 2-м предложениях экспрессивный повтор (Что такое культура), ряды однородных членов (в 6–7-м предложениях), газетно-публицистические фразеологизмы (наша система образования лучшая в мире – (4), феномен «русских мозгов» – (5) и, наконец, разговорные синтаксические конструкции (6, 4, 1). Следовательно, ответ: 1, 2, 4, 5.

Слайд 44

3. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности используются в следующих предложениях? Напишите номера этих средств выразительности. 1) риторическое обращение; 2) экспрессивный повтор; 3) сравнительный оборот; 4) синтаксический параллелизм; 5) антитеза. (13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. (21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негреки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, – «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века все остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих свое прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству. (По А. Кондратову)

Ответ: 2, 4, 5

Слайд 45

4. (1)3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение мил­лионов лет. (З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. 9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) - и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие? (По В. Солоухину)

Слайд 46

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 - А31, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. «В первых двух предложениях текста использован такой троп, как ___________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество - это болезнь планеты». ____________ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте ___________(предложения 8, 13, 14) подчёркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении ___ «оригинальная» придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет; 2) литота; 3) вводные слова и вставные конструкции; 4) ирония; 5) развёрнутая метафора; 6) парцелляция; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) диалектизм; 9) однородные члены предложения.

Ответ:5,9,3,1

Слайд 47

Текст для анализа. Крик. (1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть...» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно!.. (7)И вдруг... (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами. (9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (10)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной... (12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно? (16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им)... (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего - радости неповторимого своего существования. (По Ю. Бондареву)

Слайд 48

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. «Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой бабьего лета», использует (…) «мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья... собирались кучками», «природа добра»). В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).» Список терминов: 1) парцелляция; 2) риторическое восклицание; 3) эмоциональный повтор; 4) метафора; 5) многосоюзие; 6) эпитеты; 7) олицетворение; 8) анафора; риторический вопрос.

Ответ: 6,4,7,9,5

Слайд 49

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г.

(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны. (2)Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3)Лейтенант решил воспользоваться этим. (4)Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. – (5)За счёт положенного времени разрешу, – сказал замполит строго. – (6)В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы! (7)Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции метро «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11)Пора выходить. (12)Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13)Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14)«Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15)Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только что с мороза – румяные, особенно девушки… (16)Но вот снова твёрдый пол под ногами.

Слайд 50

(17)Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова. (18)Фасад Большого театра, знакомый Федосееву по фотографиям и киножурналам, неузнаваем. (19)Вся верхушка завешена двумя декорациями: слева двухэтажный дом, правее роща. (20)Лейтенант объяснил, что это камуфляж. (21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же… (26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. (29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги! (33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны. (36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37)Ему было что защищать! (По Е. Воробьёву)

Слайд 51

B8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство, как _____ («камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _____ (предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении 35)». Список терминов: 1) эпитет; 2) ряды однородных членов; 3) ирония; 4) метафора; 5) профессиональная лексика; 6) диалектизм; 7) антитеза; 8) сравнительный оборот; 9) риторическое обращение.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.