Пословицы крылатые слова и выражения. Можайское благочиние. Да только воз и ныне там

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Шрифт:

100% +

Ольга Ушакова
Пословицы, поговорки и крылатые выражения

Предисловие

Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений.

Л. Н. Толстой


Дорогие друзья!

Перед вами сборник русских пословиц и поговорок. А знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? Ответ очень прост. Как гласит народная мудрость:


Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.


Дело в том, что поговорка отнюдь не всегда является целой фразой, законченным предложением, – часто это только намёк:


Гляди в оба (о бдительности).

Винтиков не хватает (о глупости).

На воде вилами писано (о неопределенности).

Хоть верёвки из него вей (о слабохарактерном).

Его голыми руками не возьмёшь (об увёртливом).

Языком кружева плетёт (о болтуне, о краснобае).

Решетом воду носит (о бестолковом).


Поговоркой может быть пожелание, мечта:


Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая.

Будет и на нашей улице праздник.

Очень популярны именные поговорки:

У всякой Машки свои замашки.

У всякого Федорки свои отговорки.

Федот, да не тот.

Мели, Емеля, – твоя неделя (о болтуне).

Эх, Ерёма, сидел бы ты дома!

Зевотушка-зевота, поди на Федота, с Федота – на Якова, с Якова – на всякого.


Существуют даже исторические поговорки:


Погиб, как швед под Полтавой! (Воспоминание о Полтавском сражении 1709 г., когда Пётр I разгромил войска шведского короля Карла XII.)

Пусто, словно Мамай прошёл. (Воспоминание о татарском нашествии; Мамай – татарский хан, правитель Золотой Орды, известный опустошительными набегами на Русь.)

Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное; это поучение, высказанное или прямо, или обиняком:

Кончил дело – гуляй смело.

Ум хорошо, а два лучше.

Уговор дороже денег.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь (об осмотрительности).

Волков бояться – в лес не ходить (о трусости).

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (то есть не за дурной вид, а за дурные дела).

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.


Н. В. Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, – словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Мы находим эти «жемчужины народной речи» в произведениях многих русских писателей. А. Н. Островский, например, использовал пословицы и поговорки в названиях своих пьес:

«Бедность не порок», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица (будет и Великий пост)», «Сердце не камень» и другие.

С пословичной мудростью и образностью тесно связано творчество И. А. Крылова. Строки многих его басен давно уже вошли в обиходную речь, став пословицами, поговорками и крылатыми выражениями:


Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!

Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно.


Строками из басен Крылова, в коих «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» (А. С. Пушкин), завершается эта книга.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Аккуратность

Где аккуратность, там и опрятность.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

Бахвальство

Слышен звон, да что толку в нём.

Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Снеси яйцо, а потом кудахтай.

Не говори «гоп», пока не перескочишь. Медведь грозился, да в яму свалился. Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Добившись небольших удач, об этом не кудахчь.

В мелких словах и большое дело утопить можно.

Хвастун вреднее моли.

Беда

Пришла беда, отворяй ворота.

Беду скоро наживёшь, да не скоро выживешь.

Упасть – не беда, беда – не подняться.

Не идёт на ум и еда, когда перед глазами беда.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Везёт как утопленнику.

Беда – что текучая вода: набежит, да и схлынет.

На плечах голова – не страшна и беда.

От всякой беды есть два лекарства: время и молчание.

Без беды друга не узнаешь.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Безделье

Маленькое дело лучше большого безделья.

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

Пошёл за делом, а воротился с бездельем.

Без дела жить – только небо коптить.

Люди за дело, а дурак за безделье.

И камень лёжа мохом обрастает.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Бережливость

Бережливость – не скупость.

Курица по зёрнышку клюёт, а сыта живёт. Копейка к копейке – проживёт и семейка. Всякая копейка кладётся на счёт: бережёная копейка рубль бережёт.

Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится. Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.

Беседа

Беседа найдёт соседа.

В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять.

Сядем рядком да поговорим ладком. Поменьше говори, побольше слушай. Слушай ухом, а не брюхом.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Беспечность

Беспечному сон сладок.

Зачем беспокоиться – над нами потолок ещё не валится.

И в ус не дует, и ухом не ведёт.

Ему и беда – что с гуся вода.

Бесполезное

Переливать из пустого в порожнее.

Толочь воду в ступе.

Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.

Бестолковость

Человек он умный, да толку в нём нет. Сидит да глазами хлопает.

Ему про Ерёму, а он про Фому.

С ним каши не сваришь.

В лесу дров не нашёл.

Бестолкового учить – только себя трудить. И готово, да бестолково.

Бесхарактерность

Не человек, а мокрая курица.

Он и во сне не убьёт комара.

Из него хоть верёвки вей.

Он – что мешок: что положат, то и несёт. Кто сам как пареная репа, тот другим поддаётся слепо.

Болтливость

Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.

Пустая мельница и без ветра мелет.

Коса до пояса, язык до колен.

Сболтнёшь – не воротишь.

Болтун речист, да на руку нечист.

У короткого ума длинный язык.

Губы да зубы – два забора, а удержу нету.

Чем сердце меньше, тем длинней язык.

Лишнее говорить – только себе вредить.

Ешь больше, а говори меньше.

Болтовня и красна и пестра, да пуста.

Курица – не птица, лодырь – не человек, болтун – не работник.

Как сорока хвостом, так и болтун языком.

Лучше не досказать, чем пересказать.

Лясы точит, да людей морочит.

Мелет день до вечера, а послушать нечего.

Наговорил с три короба.

На словах густо, а в голове пусто.

На словах-то он скор, да на деле не спор.

Большой говорун – плохой работник.

Не спеши языком, торопись делом.

Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

Осла узнают по ушам, медведя – по когтям, а болтуна – по речам.

Сам с вершок, а слов с горшок.

С болтунами держи язык за зубами.

Говоришь по секрету, а выйдет по всему свету.

Умный молчит, когда болтун ворчит.

Умный больше слушает, чем говорит.

У болтуна нет спешных дел.

Язык до добра не доведёт болтуна.

Что знает, всё скажет, и чего не знает – тоже скажет.

Выпустишь с воробушка, а вырастет с коровушку.

Языком молоть – не дрова колоть: спина не заболит.

У драчуна руки чешутся, у болтуна – язык.

Говорить не думая – это стрелять не целясь.

Умей сказать, умей и смолчать.

Вера

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Верь не силе, а правде.

Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Чего не видишь, про то и не веришь.

Верю кошке и ежу, а тебе погожу.

Веселье

Хоть голый, да весёлый.

Весёлому и одному не скучно.

Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.

Весёлая голова живёт спустя рукава.

Веселье – от всех бед спасенье.

В весёлый час и смерть не страшна.

Весёлому жить весело.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Внешность и сущность

Не всё то золото, что блестит.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Не суди об арбузе по корке, а о человеке – по платью.

Дело не в названии, а в содержании.

Не будь пригож, а будь пригоден.

Снаружи – красота, внутри – пустота.

Хорош на вид, а раскусишь – рот кривит.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Зеркало не виновато, коли рожа кривовата.

Нос – через реку перерос.

Этот нос на просторе взрос.

Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

Воля

Железная воля – не всякого доля.

Много желаний, да мало воли.

Крепок шкурой, да слаб натурой.

Не будь тороплив, но будь настойчив.

Воровство

Сколько вору ни воровать, а ответа не миновать.

Вор думает, что все на свете воры.

Вору потакать – что самому воровать.

На воре шапка горит.

Неправдой нажитое впрок нейдёт.

Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сложить (пусту быть).

Сколько верёвочку ни вить, а концу быть.

Воспитание

Человек без воспитания – тело без души. Без догляда и дерево не поднимается.

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

Верная указка – не кулак, а ласка.

Водила за ручку – получила белоручку.

Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.

Детей наказывают стыдом, а не батогом.

Побои мучат, а не учат.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глазу (т. е. без присмотра).

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

Что у взрослого на уме, то у малого на языке.

Добрый пример лучше ста слов.

Богатство родителей – порча детям.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Времена года

Пришла зима – не отвертишься.

Зима весну пугает, да всё равно тает.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Как зима ни злится, а весне покорится.

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Лето работает на зиму, а зима на лето.

Зима лето строит: зимнее тепло – летний холод.

Зима снежная – лето дождливое.

Зима морозная – лето жаркое.

Солнце летом греет, зимой морозит.

Зима не лето, в шубу одета.

У зимы рот велик.

В зимний холод всякий молод.

Береги нос в сильный мороз.

Зима лодыря морозит.

Зимой льдом не дорожат.

Зимний денёк – воробьиный скок.

Как встретишь Новый год, так его и проживёшь.

Новый год – к весне поворот.

На Новый год день прибавится на заячий скок.

Грач на горе – весна на дворе.

Весна красна, да голодна.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Весною сверху печёт, а снизу морозит.

Весною слышно, как трава растёт.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Весной – ведро воды, ложка грязи; осенью – ложка воды, ведро грязи.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Вешняя пора – поел да со двора.

Весной часом отстанешь – днём не догонишь.

Вешний день целый год кормит.

Если весной не вспотеть, так и зимой не согреешься.

На весну надейся, а дрова припасай.

Весною день упустишь – годом не вернёшь.

Кто спит весною – тот плачет зимою.

Знать по цвету, что дело идёт к лету.

Летом всякий кустик ночевать пустит.

В летнюю пору заря с зарёй сходятся.

Лето крестьянину – отец и мать.

Летний день год кормит.

Не моли лета долгого, моли лета тёплого.

Худо лето, когда солнца нету.

Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.

Что летом соберёшь, то зимой на столе найдёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Лето бурное – зима с метелями.

Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная.

Дождливое лето хуже осени.

Осень – перемен восемь.

Осень идёт и дождь за собой ведёт.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Весна красна, да голодна – осень дождлива, да сытна.

Осенью и у воробья пир.

Осень велика, зима долга.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.

Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме.

Первый снег хоть и чист, да обманет – зима в одну ночь никогда не станет.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.

Застала зима в летнем сарафане.

Время

Тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Потерял минуту – потеряешь и час.

Минутка час бережёт.

Век долог, а час дорог.

Часом опоздал, годом не вернёшь.

День да ночь – сутки прочь.

И у самого длинного дня есть конец.

День долог, а век короток.

Всякой вещи свой век.

Всему своё время. Время не ждёт.

Высокомерие

Прошёл – не заметил, проехал – не взглянул.

Не гляди высоко, запорошишь око.

Выше головы носа не поднимай.

Гроша не стоит, а глядит рублём.

Высоко взлетел, а сел в курятник.

Залетела птица выше своего полёта.

Глаза

Глаза – зеркало души.

Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах.

Не верь ушам, а верь глазам.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Глаза – бирюза, а душа – сажа.

Гнев

Жестокое слово гнев родит.

Покорное слово гнев укрощает.

Впереди – гнев, а за ним – разум.

Горячий человек как кипяток опасен.

Горяч блин, да скоро остыл.

Голова

Голова – всему начало.

Чем умнее голова, тем легче плечам.

Дурная голова ногам покоя не даёт.

На голове-то густо, а в голове-то пусто.

Пустой голове всё трын-трава.

Голод и сытость

Сыт – весел, а голоден – нос повесил.

Сытому ученье – утеха, голодному – помеха.

Голодное брюхо до премудрости глухо.

Голод – не тётка, пирожка не подсунет.

У сытого на уме гулянье, а у голодного – обед.

Сытый голодного не разумеет.

С холодом борись, пока тепло, а с голодом – пока сыт.

Красотою сыт не будешь.

Горе и радость

Горе – что полая вода: всё затопит, а потом сойдёт.

Плачь, слезами горе выходит.

Иному горе – мученье, а иному – ученье.

Натерпишься горя, научишься жить.

Плачем горю не поможешь.

Лёгкое горе болтливо, тяжёлое – безмолвно.

Радость держи в кармане, а горе – на аркане.

Радость горю не попутчик.

Горе луковое (т. е. мелкие печали, не заслуживающие слёз).

Вместе и горе легче переносится.

И чужое горе душу тяготит.

Гости

Рад не рад, а говори: «Милости просим!».

Встречай гостя не с лестью, а с честью.

Идёшь в гости, неси подарок в горсти.

Редкому гостю двери настежь.

Желанный гость зова не ждёт.

И невзначай, да кстати.

Желанному гостю – горячий привет, незваному гостю – хозяина дома нет.

Много гостей, много и новостей.

Гость немного гостит, да много видит.

В гостях – не дома: воля не своя.

Гость хозяину не указчик.

Гость доволен – хозяин рад.

Хозяин весел – и гости рады.

За пустой стол гостей не сажают.

Умел звать, умей и угощать.

Чем богаты, тем и рады.

Не зови гостей, коли нет и костей.

Каковы дружки, таковы им и пирожки.

Кто поздно приходит, тот ничего не находит.

Кто опоздает, тот воду хлебает.

На незвана гостя не пасена и ложка.

Незваный гость – хуже татарина.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

Охота ездить в гости, да никто не зовёт.

Звать – зовёт, а адреса не даёт.

Поназвали гостей полный двор, а сами из дома вон.

Милые гости, не надоели ли вам хозяева?

Грамота

Грамоте учиться всегда пригодится.

Кто грамоте горазд, тот маху не даст.

Без грамоты – как без свечки в потёмках.

Грамота – второй язык.

Азбука – к мудрости ступенька.

Сперва аз да буки (т. е. А и Б), а там и науки.

Грамота – не болезнь, годы не уносит.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.

Смотрит в книгу, а видит фигу.

Написал как курица набродила.

Дело

Дерево узнаётся по плоду, а человек – по делу.

Каждое дело любовью освещается.

Скучен (долог) день до вечера, если делать нечего.

Делу – время, потехе – час.

По одежде не суди, по делам гляди.

Дела сильнее слов.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дела сами не ходят – водить их надо.

Дело вести – не лапти плести.

Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись.

Дело – не комар: от него не отмахнёшься.

С дела на дело скакать – с белки пример брать.

Откладывай безделье, а не откладывай дела.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

(о числах)


Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы.

Поговорки - краткие устойчивые выражения, преимущественно образные, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний.

Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.


У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.


Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:


Пословица не даром молвится .

Глупая речь не пословица .

Пословица - всем делам помощница .


Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная правда". Михаил Шолохов назвал пословицу "сгустками разума", "крылатой мудростью".


В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.


Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.


Много ли вы знаете пословиц, поговорок, крылатых выражений? Их бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа.



Ноль без палочки (прост.). Ничего не стоящий, не значащий человек.

Ноль внимания (прост.) . Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.

Абсолютный нуль, круглый ноль . Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Сводить к нулю, свести к нулю . Лишать всякого смысла, значения. (сравн. "сводить на нет") .

Ничего не возникает из ничего . Это выражение принадлежит греческому философу Мелиссу, часто цитировалось древними философами, писателями.

Ничего не ново под луной . Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина (навеяно библейским писанием) .

Даром ничего не дается. Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова "В больнице".



Один - задириха, другой - неуступиха.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Один в поле не воин.
Один в море - не рыбак.
Одна рука узла не вяжет.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая - там.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна пчела лучше, чем рой мух.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одной рукой и узла не завяжешь.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила - колючки.
Одному ехать - и дорога длинна.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье - тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой - один раз.

Один блин и то пополам ломай.
Один в бороне, а все в стороне.
Один в грехе, а все в ответе.
Один в деле - один и в извороте.
Один в море не рыбак, а без артели не моряк.
Один в Москве, другой в Вологде, а оба голодны.
Один в поле не воин (...не ратник).
Один воин тысячу водит.
Один волк гоняет овец полк.
Один волк, да и тот в кусту голодный воет.
Один вор - всему миру разорение.
Один глаз на нас, а другой в Арзамас.
Один говорит про горох, а другой про стручья.
Один говорит про Тараса, а другой: чертей полтораста.
Один горюет, а артель воюет.
Один гусь травы не вытопчет.
Один другому не указ.
Один - дурак, а другой не разумен.

Один дурак сказал, другой послушал (...повторил).
Один ершок - ухи горшок.
Один - за всех, все - за одного.
Один - задириха, другой - неуступиха.
Один и у каши загинешь.
Один, как месяц в небе.
Один как пень, а другой как колода.
Один на стенку не пойдешь.

Один палец не кулак.

Один пирога не съешь, одному и у каши не споро.
Один про Фому, другой про Ерему.

Один раз свеча, другой раз свеча, пожалуй, и шуба с плеча.
Один раз соврешь - другой не поверят.
Один рот и тот дерет.
Один рубит, а другой в дудку трубит.


Один сапог краденый, другой воровской.
Один сбирает, другой зевает.
Один слепнет от голода, другой - от золота.
Один со страху помер, другой ожил.


Один у Мирона сын, да и тот Миронович.


Один хлеб приедлив.
Один ходит в сукне да в шелке, а у другого зубы на полке.
Одинака мучка, да не одинаки ручки.
Одинокий лег - свернулся, встал - встрепенулся.
Одинокому везде дом.
Одинокому где хлеб, там и угол.
Одна беда идет, другую ведет.
Одна беда катит, другая в подворотню глядит.
Одна беда не беда, только б больше не пришло.
Одна беда не угасла‚ другая загорелась.
Одна беда не ходит: беда беду родит.
Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.

Одна головешка и в печи не горит, а две - и в поле разгораются.
Одна головня и в печи гаснет, а две - и в поле курятся.
Одна дверь на замок, а другая настежь.

Одна копейка - и та ребром.
Одна ласточка не делает весны.

Одна ложка дегтя портит бочку меда.
Одна майская роса коням лучше овса.
Одна муха не проест и брюха.
Одна мучка, да не одни ручки пекли.
Одна нога в лапте, другая в сапоге.

Одна одежда - и в мир, и в пир, и по задворью.
Одна одежонка - и в голь, и в моль, и в добрый пир.
Одна паршивая овца все стадо испортит.
Одна пчелка не много меду натаскает.
Одна рубаха - и та перемываха.
Одна рука в меду, другая в патоке.
Одна сторона всегда не права.
Одна у журавля дорога - на теплые воды.
Одна удача идет, другую ведет.
Одни ворота: что во двор, что со двора.
Одни глаза и плачут и смеются.
Одни плачут, а другие скачут.

Одним глазом спи, а другим стереги.
Одним камнем много горшков перебьешь.
Одним конем всего поля не изъездишь.
Одним махом всего пути не перескочишь.
Одним махом поля не объедешь.
Одним махом сто побивахом, а прочих не считахом.
Одно вече, да разные речи.

Одно дело делай, а другого не порть.
Одно зерно горсть дает.
Одно зерно пуды приносит.
Одно нынче лучше двух завтра.
Одно око, да видит далеко.
Одно слово кость ломит, другое - сращивает.
Одно ухо - и то глухо.
Одного бьют, а другому наветки дают.
Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.
Одного поля ягода.
Одного рака смерть красит.
Одного храбреца и тысяча трусов не заменит.
Одной ласточке не радуйся.
Одной рукой жни, а другой - сей.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Одному глазом мигни, другого дубинкой подтолкни.
Одному ехать - и дорога долга.
Одному ехать не рука: дорога далека.
Одному жить - сердце холодить, а на людях и смерть красна.
Одному и топиться идти скучно.
Одному и у каши не споро.
Одному кивнул, другому моргнул, а третий сам догадается.
Одному началу не два конца.
Одному не страшно, а двоим веселей.
Одному покориться, другому поступиться.
Одному потеха, другому не до смеха.

Одному с женою радость, другому - горе.
Одному сбылось, а другому не удалось.


Делу время, а потехе час. Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.


Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.



Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Два сапога - пара.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Не может связать двух слов.
Ни два, ни полтора.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Дай дураку волю, а он две возьмет.
Два брата - на медведя, а два свояка - на кисель.
Два века не жить, а век - не тужить.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

Два гроша - куча хороша.
Два Демида, а оба не видят.
Два друга - мороз да вьюга.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два дурака об одном уме.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Два одному - рать.
Два раза не умирать.
Два сапога - пара.
Два сапога - пара, и оба на левую ногу.
Два фонаря на пустой каланче (красивые глаза, да пустая голова).
Два черта не живут в болоте.
Два чирёнка - тот же утенок.
Дважды в год лето не бывает.
Дважды молоду не бывать.
Две бараньи головы в один котел не лезут.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Две маленькие собаки большую едят.
Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате.

Две ярочки - та же овца.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.

Двое пашут, а семеро руками машут.
Двое плешивых за гребень дерутся.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двух зайцев гонять - ни одного не поймать.
Одному с женою горе, другому вдвое.
Одному началу не два конца.
Одно горе не горе, как бы с два не было.
Одним выстрелом двух зайцев убить.
Одна женщина - баба, две бабы - базар, а три -ярмарка.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Один ум хорошо, а два - лучше.
Один - тайна, два - полтайны, три - нет тайны.
Один сын не сын, два сына - полсына, три сына - сын.
Один рубль - один ум, два рубля - два ума.
Один битый двух небитых стоит.

Бабушка надвое сказала. Надвое (прост. ) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.


Второе дыхание . Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.


Двуликий Янус . В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло это выражение в значении "двуличный человек".


Двум смертям не бывать, а одной не миновать . Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.


(Ср.: Где наша не пропадала .

Семь бед - один ответ .

Чему быть, того не миновать .)


За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь . Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.


За одного битого двух небитых дают . За одного ученого двух неученых дают . Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.


Из двух зол (выбрать) меньшее . Это выражение, ставшее крылатым, принадлежит древнегреческому философу Аристотелю. Встречается у Цицерона, многих известных философов, писателей древности и современности.


Старый друг лучше новых двух . Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.


Ум хорошо, а два лучше . Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе


.

Хвастуну цена - три копейки.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.


Три деньги в день - куда хочешь, туда и день.
Три дни молол, а в полтора дни съел.
Три жены имел, а от всех терпел.

Три сына, а сам в силе.
Трижды поп поет, а в четвертый аминь отдает.
Двум - любо, третий не суйся.
Двое дерутся - третий не суйся.
Две собаки дерутся - третья не приставай.
Два горя вместе, третье пополам.
Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была - не знаю, как бы пошла.
Одна женщина - баба, две бабы - базар, а три -ярмарка.
Один - тайна, два - полтайны, три - нет тайны.
Один сын не сын, два сына - полсына, три сына - сын.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.

Заблудиться в трех соснах . Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.


Из третьих уст , из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).


От горшка три вершка . Очень низкий, низкого роста, маленький.


С три короба . Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).


Третьего дня . Позавчера.


Обещанного три года ждут . Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.


Плакать в три ручья . То есть очень горько плакать.


Три грации . У древних римлян - три богини, олицетворяющие молодость, прелесть, веселье. Изображаются в виде трех прекрасных женщин. Иногда употребляется с иронией.


Три кита . Раньше древние полагали, что Земля стоит на трех китах. Выражение употребляется в значении основы основ.


Три года скачи - ни до какого государства не доскачешь . Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Говорится о глухом, забытом, заброшенном месте.



Без четырех углов изба не рубится.


Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.


Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Челом - четырем, а пятому - помогай бог.
Четыре полы, а бока голы.

На все четыре стороны . Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).


Жить в четырех стенах . Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.



Как свои пять пальцев . Знать очень хорошо, досконально, основательно.


Пятое колесо в телеге . Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
Бешеной собаке и пять километров не круг.
Вперед взгляни один раз, оглянись пять раз.
Знать, как свои пять пальцев. (крылатое выражение)
Как собаке пятая нога. (крылатое выражение)
На три алтына торгу, а на пять – долгу.

Один улей - улей, а пять - пасека.
Пяти волков не так страшно, как льстивого злодея.
Челом - четырем, а пятому – помогай бог!
Шли двое - нашли пять рублей, семеро пойдут - много ли найдут.
Бог не дурак, любит пятак.

Шестое чувство .

"Шестерка" .


Живому домок, а помер - шесть досок.
Лапти растеряли, по дворам искали: было шесть, нашли семь.
Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтоб таскала по шести.
На что умному нужно шесть дней, то хитрый сделает в пять.
Чем быть шесть дней мерином, лучше будь один день жеребцом.
Шесть досок да холстинки платок.

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Лук от семи недуг.

За семью морями.

Одним махом семерых убивахом.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Семеро капралов, да один рядовой.
Семеро не один, в обиду не дадим.
Семеро одного не ждут.
Семеро одну соломинку подымают.
Семеро по зайцам, а шкурки нет.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед - один ответ.
Семь верст до небес, и все лесом.
Семь верст киселя хлебать.
Семь верст не крюк (...не околица).
Семь дел в одни руки не берут.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь лет мак не родил, а голода не было.

Семь лет не виделись, а сошлись - и говорить нечего.
Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки - врозь.
Семь четвергов, и все в пятницу.
Одна лиса семь волков проведет.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Один пьет - семерым мошну рвет.
Один пашет, а семеро руками машут.

До седьмого колена . До самых отдаленных поколений.


На седьмом небе . Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.


Семь смертных грехов . Библейское выражение. Со временем получило значение каких-либо плохих, непростительных проступков.


Семеро одного не ждут . Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.


Семь бед - один ответ . Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.


Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь . Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.


У семи нянек дитя без глазу . Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.


Семь чудес света . В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.



Восьми гривен до рубля не хватает.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

Всем по семь, хозяину восемь , хозяйке - девять, что ровно делит.
Весна да осень - на дню погод восемь .
Друзей два, врагов восемь .
Не сосчитав, не говори "восемь ".

9

Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять , что ровно делит.
Девять мышей вместе потянули - крышку с кадушки стянули.
Девять человек - все равно что десяток.
Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме.
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять - ловкость.
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Девять кругов ада (пройти) - «Божественная комедия» Данте Алигьери.
9 царств - по писаниям греческого философа Платона, об Атлантиде.
Девятисвечный подсвечник при праздновании Хануки
Девять чинов ангельских - Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства (ангельский чин), Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.
Девять даров Святого Духа - «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания…; иному вера…; иному дары исцелений…; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:8-10).
Девять плодов Святого Духа - «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).
Девять Евангельских блаженств - нагорная проповедь
Девять обещаний "побеждающему" из Откровения Иоанна Богослова (Откр.2—3).
Римской цифрой IX тамплиеры обозначали Иисус (I) Царь (Х).
Число 9 соответствует Сефире Йесод на Древе Жизни - Каббала

10

Десятая вода на киселе.
Десять раз смеряй, один раз отрежь.
Дурак в воду кинет камень, а десять умных не вынут.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Один умный десять безумных водит.
Один дурак бросит в воду камень - десять умных не достанут.

Дурак в воду камень кинет, а десять умных не вынут.
Избавишься от одного порока - вырастут десять добродетелей.
Один говорит - десять слушают.
Один умный десять безумных водит.
Пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься.
Девять человек - все равно что десяток .
Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
Дорогой - пять, а прямо десять .
На одного стрелка по десятку загонщиков.
Один год десять лет заел.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Умный услышит раз, а догадается десять раз.
Чего не сделаешь один, сделают десятеро .
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять - ловкость.
Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме.
друзей - мало, один враг - много (турецкая).
И тысяча слухов еще не правда (монгольская).
Талантов тысяча , а сердца нет (японская).
У иноходца тысяча путей, у хитрого тысяча слов (русская).
И тысяча нарисованных ламп не заменят одной настоящей (японская).
И через тысячу преград вода все равно течет в море (китайская).
Тот, кто учен, от тысячи бед защищен (татарская).
От тысячи сует пользы делу нет (туркменская).
Лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать (китайская).
Один глупый бросит алмаз в море - тысяча умных не достанет (грузинская).
И путешествие в тысяче стран начинается с первого шага (монгольская).
Если не один возьмется, а тысяча , тогда и самое тяжелое бревно станет легким (эфиопская).
По одному поступку можно судить о 1000 других (вьетнамская).

Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии.

В этом материале собрано почти 50 пословиц и поговорок, которые в действительности были длиннее или стали длинней совсем недавно.

Полные версии пословиц и поговорок

  • Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .
  • Бедность – не порок, а гораздо хуже .
  • В здоровом теле здоровый дух - редкая удача .
  • Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо .
  • Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит .
  • Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить .
  • Гол как сокол, а остер как топор .
  • Голод не тетка, пирожка не поднесет .
  • Губа не дура, язык не лопата .
  • Два сапога пара, оба левые .
  • Дураку хоть кол теши, он своих два ставит .
  • Девичий стыд – до порога, переступила и забыла .
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку .
  • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
  • Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет .
  • И делу время, и потехе час.
  • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит .
  • Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет - тому оба .
  • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте .
  • Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха .
  • Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся .
  • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .
  • Не все коту масленица, будет и пост .
  • Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит .
  • Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса .
  • Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется .
  • Один в поле не воин, а путник .
  • От работы кони дохнут, а люди – крепнут .
  • Палка о двух концах, туда и сюда бьет .
  • Повторенье – мать ученья, утешенье дураков .
  • Пьяному море по колено, а лужа - по уши .
  • Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена .
  • Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .
  • Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой .
  • Рука руку моет, да обе свербят .
  • Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .
  • С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .
  • Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает .
  • Собаку съели, хвостом подавились .
  • Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет .
  • Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь .
  • У страха глаза велики, да ничего не видят .
  • Ума палата, да ключ потерян .
  • Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска .
  • Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда .
  • Шито-крыто, а узелок-то тут .
  • Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет .

Еще по теме

Старинные поговорки и различные крылатые выражения мы используем в быту каждый день, порой даже не зная истории возникновения таких крылатых фраз. Значения многих этих фраз мы все знаем с детства и уместно пользуемся этими выражениями, они пришли к нам незаметно и упрочились в нашей культуре на века. Откуда произошли эти фразы и выражения?

А ведь у каждой народной мудрости есть своя история, ничто не появляется из ниоткуда. Что же, это очень интересно будет и вам узнать откуда к нам пришли эти крылатые фразы и выражения, пословицы и поговорки!

Откуда пошли выражения

Закадычный друг

«Залить за кадык» - довольно старинное выражение, означало оно в древности дословно «напиться», «выпить много спиртного». Образовавшийся с тех пор фразеологизм «закадычный друг» употребляется по сей день и обозначает он самого близкого друга.

Деньги не пахнут

Корни этого выражения следует искать в Древнем Риме. Сын римского императора Веспасиана как-то упрекнул отца в том, что тот ввёл налог на общественные туалеты. Веспасиан показал сыну поступившие в казну от этого налога деньги и спросил его, пахнут ли деньги. Сын понюхал и дал отрицательный ответ.

Перемывать косточки

Выражение произошло ещё с древних времён. Некоторые народы верили, что нераскаявшийся проклятый грешник после своей смерти выходит из могилы и превращается в упыря или вампира и губит всех, кто попадается на его пути. А для того, чтобы снять заклятье, необходимо выкопать останки мертвеца из могилы и промыть кости покойника чистой водой. Сейчас выражение «перемывать косточки» обозначает не что иное, как грязные сплетни о человеке, псевдоанализ его характера и поведения.

Дышит на ладан

Христианский обычай требовал, что умирающих перед смертью исповедовали священники, а также причащали их и кадили ладаном. Выражение закрепилось. Теперь про болезненных людей или плохо работающие устройства и технику говорят: «дышит на ладан».

Играть на нервах

В древности после того, как врачи открыли в организме существование нервной ткани (нервов), по сходству со струнами музыкальных инструментов назвали нервную ткань на латыни словом струны: nervus. С того момента и пошло выражение, которое означает раздражающие действия - «играть на нервах».

Пошлость

Слово «пошлость» исконно русское, корень которого образован от глагола «пошли». Вплоть до XVII века это слово употреблялось в хорошем, благопристойном значение. Означало оно традиционное, привычное в повседневной жизни людей, то есть то, что совершается по обычаю и произошло, то бишь, ПОШЛО исстари. Однако нагрянувшие реформы русского царя Петра I с их нововведениями искривили это слово, оно потеряло былое уважение и стало означать: «некультурный, отсталый, простоватый» и т.п.

Авгиевы конюшни

Существует легенда, согласно которой царь Авгий был заядлым коневодом, в конюшнях царя находилось 3000 лошадей. По каким-то причинам конюшни никто не чистил целые 30 лет. Почистить эти конюшни поручено было Гераклу. Он направил русло реки Алфеи в конюшни, потоком воды была вымыта вся грязь с конюшен. С тех пор это выражение применяется к загрязнению чего-либо до последнего предела.

Подонки

Остатки жидкости, которая оставалась на дне вместе с осадком раньше называли подонками. По трактирам и кабакам зачастую шлялся всякий сброд, которые допивали мутные остатки алкоголя в стаканах за другими посетителями, очень скоро термин подонки перешёл и на них.

Голубая кровь

Королевская семья, а также и дворянство Испании гордились, что они ведут свою
родословную от вест-готов, в отличии от простого народа, и они никогда не смешивались с маврами, которые проникли в Испанию из Африки. На бледной коже коренных испанцев чётко выделялись синие вены, именно поэтому они гордо себя называли «голубая кровь». Это выражение со временем стало обозначать признак аристократии и перешло во многие народы, в том числе, и в наш.

Дойти до ручки

На Руси пекли калачи обязательно с ручкой, чтобы было удобно носить калачи. Затем ручку отламывали и в целях гигиены выбрасывали. Отломанные ручки подбирали и ели нищие, собаки. Выражение означает - обеднеть вкрай, опуститься, обнищать.

Козёл отпущения

Древнееврейский обряд состоял в том, что в день отпущения грехов первосвященник ложил свои руки на голову козла, как бы возлагая на оного все грехи народа. Отсюда и выражение «козёл отпущения».

Игра не стоит свеч

В старые времена, до изобретения электричества, картёжники собирались для игры вечерами при свечах. Иной раз сделанные ставки и выигрыш победителя были ничтожно малы, настолько, что не окупали даже свечи, горевшие во время игры. Так и появилось это выражение.

Всыпать по первое число

В старину в школе учеников пороли часто, иногда даже без проступков с их стороны, просто для профилактики. Наставник мог проявить усердие в воспитательных работах и доставалось ученикам порой очень сильно. Таких учеников могли освободить от порок, вплоть до первого числа следующего месяца.

Бить баклуши

В старину чурки, отколотые от полена, называли баклушами. Это и были заготовки для деревянной посуды. Для изготовления деревянной посуды не нужны были особые умения и усилия. Это дело считалось очень лёгким. Вот с того времени и повелось - «бить баклуши» (бездельничать).

Не мытьём, так катаньем

В старину женщины в деревнях после стирки буквально «катали» бельё с помощью специальной скалки. Таким образом, хорошо прокатанное бельё получалось выжатым, выглаженным и, к тому же, чистым (даже в случаях некачественной стирки). В наше время мы говорим «не мытьём, так катаньем», что означает достижение заветной цели любым способом.

Дело в шляпе

В старину гонцы, которые доставляли адресатам почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень ценные важные бумаги, или «дела», дабы таким образом спрятать от чужих глаз важные документы и не привлекать к себе внимание грабителей. Отсюда и происходит популярное и по сей день выражение «дело в шляпе».

Вернёмся к нашим баранам

Во французской комедии времён Средневековья богатый суконщик подал в суд на пастуха, укравшего у него овец. Во время заседания суда суконщик забыл о пастухе и переключился на его адвоката, который, как оказалось, не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья, видя что суконщика занесло не в то русло, прервал его словами: «Вернёмся к нашим баранам». С того времени выражение стало крылатым.

Внести свою лепту

В Древней Греции была в обороте лепта (мелкая монета). В евангельской притче бедная вдова пожертвовала две последние лепты на строительство храма. Отсюда и выражение - «внести свою лепту».

Верста коломенская

В XVIIвеке по распоряжению правившего в то время царя Алексея Михайловича, был произведён замер расстояния между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском, в результате которого были установлены очень высокие верстовые столбы. С тех самых пор повелось называть «верста коломенская» очень высоких и худых людей.

Гнаться за длинным рублём

В XIII веке на Руси денежной и весовой единицей была гривна, которая делилась на 4 части («рубля»). Более увесистый, чем другие, остаток слитка называли «длинным рублём». Выражение «гнаться за длинным рублём» означает лёгкий и хороший заработок.

Газетные утки

Бельгийский юморист Корнелиссен опубликовал в газете заметку, про то, как один учёный купил 20 уток, разрубил одну из них и скормил её остальным 19 уткам. Немного спустя он поступил точно так же и с другой, третьей, четвёртой, и т. д. В итоге у него осталась одна-единственная утка, которая съела всех своих 19 подруг. Заметка была выложена с целью поиздеваться над легковерием читателей. С тех пор повелось называть лживые новости не как иначе, как «газетные утки».

Отмывание денег

Истоки выражения идут в Америку, в начало XX века. Аль Капоне было трудно тратить добытые нечестным путём деньги, ведь он постоянно был под пристальным вниманием спецслужб. Для того, чтобы была возможность спокойно тратить эти деньги и не попасться полиции, Капоне создал огромную сеть прачечных, в которых были очень низкие цены. Поэтому полиции было сложно отследить реально количество клиентов, появилась возможность писать абсолютно любые доходы прачечных. Отсюда и пошло популярное сейчас выражение «отмывать деньги». Количество прачечных с того времени осталось огромным, цены на их услуги низкие до сих пор, поэтому в США принято бельё стирать не дома, а в прачечных.

Сирота казанская

Как только Иван Грозный взял Казань, решил привязать к себе местную аристократию. Для этого он награждал добровольно приходивших к нему высокопоставленных лиц Казани. Многие из татар, желая получить хорошие богатые подарки, притворялись тяжело пострадавшими от войны.

Шиворот-навыворот

Откуда же взялось это популярное выражение, которое применяется, когда человек что-то неправильно одел или сделал? Во времена правления царя Ивана Грозного на Руси расшитый воротник был знаком достоинства того или иного вельможи, а назывался этот воротник «шиворот». Если такой достойный боярин или вельможа чем-либо разгневает царя или подвергался царской опале, его по обычаю спиной вперёд сажали на тощую клячу, вывернув предварительно одежду наизнанку. С тех самых пор и закрепилось выражение «шиворот-навыворот», что означало «наоборот, неправильно».

Из-под палки

Выражение «из-под палки» берёт свои корни из цирковых номеров, в которых дрессировщики заставляют животных прыгать через палку. Данный фразеологический оборот употребляется с XIX века. Означает он, что человека заставляют работать, принуждают к какому-либо действию или поведению, чего делать он на самом деле не хочет. Данный фразеологический образ связан с противопоставлением «воля - неволя». Данная метафора уподобляет человека животному или рабу, который вынужден что-либо делать или работать под страхом физического наказания.

В час по чайной ложке

Это крылатое выражение появилось ещё в довольно далёкие для нас времена благодаря аптекарям. Аптекари в те непростые времена сами составляли микстуры, лечебные мази и настои от многих болезнях. По существовавшим с тех времён правилам на каждой бутылочке лечебной смеси должна быть инструкция (рецепт) по применению данного лекарства. Тогда ещё измеряли не в каплях, как в основном сейчас, а в чайных ложках. Например, 1 чайная ложка на стакан воды. Такие лекарства в те времена нужно было принимать строго по часам, а длилось лечение обычно довольно долго. Отсюда и значение данного крылатого выражения. Сейчас выражение «в час по чайной ложке» означает длительный и медлительный процесс какого-либо действия с временными промежутками, в весьма незначительном масштабе.

Попасть впросак

Попасть впросак - означает оказаться в неловком положении. Просак - древний средневековый специальный канатный станок для плетения канатов и кручения верёвок. Он имел весьма сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в его механизм одежды, волос или бороды могло даже стоить человеку жизни. Данное выражение первоначально имело даже некогда конкретный смысл, дословно - «нечаянно попасть в закрученные верёвки».

Обычно данное выражение подразумевает собой сконфузиться, опростоволоситься, попасть в неприятную ситуацию, опозориться в некоем роде, сесть в лужу, облажаться как говорят в наши дни, ударить лицом в грязь.

Халява и на халяву

Откуда произошло слово «халява»?

Халявой нашими предками называлось голенище сапога. Обычно нижняя часть сапога (головка) изнашивалась намного быстрее, чем голенище халява. Поэтому для экономии предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие обновлённые можно сказать сапоги - пришитые «на халяву» - были намного дешевле их новых собратьев.

Зарубить на носу

Выражение «зарубить на носу» пришло к нам из глубокой древности. Раньше у наших предков термин «нос» означал дощечки для записей, которые использовались в качестве старинных блокнотов - на них делали всевозможные заметки или правильнее будет тут даже сказать зарубки на память. Вот с тех времён и появилось выражение «зарубить на носу». Если брали в долг деньги, то на таких дощечках писали долг и отдавали его кредитору в качестве долговых обязательств. И если долг не был возвращён, кредитор «оставался с носом», то есть с простой дощечкой вместо одолженных денег.

Принц на белом коне

Выражение современных принцесс про ожидания «принца на белом коне» возникло в средневековой Европе. В то время на красивых белых лошадях в честь особых праздников выезжали королевские особы, на конях этой же масти участвовали в турнирах самые высокопочитаемые рыцари. Вот с того времени и пошло выражение о принцах на белых конях, ведь статный белый конь считался символом величия, а также красоты и славы.

За тридевять земель

Где же это находится? В древнеславянских сказках это выражение расстояния «за тридевять земель» встречается очень часто. Означает оно, что находится объект ну очень далеко. Корни выражения уходят во времена Киевской Руси. Тогда существовала десятеричная и девятеричная системы исчисления. Так вот по девятеричной системе, в основе которой была цифра 9, максимальная шкала для стандартов сказки, увеличивающей всё в трёхкратном размере, была взята цифра тридевять, то есть три раза по девять. Отсюда и пошло это выражение...

Иду на вы

Что значит выражение «иду на вы»? Известно это выражение со времён Киевской Руси. Великий князь и Светлый воин Святослав перед воинским походом всегда посылал во вражеские земли весть-предупреждение «Иду на вы!», что означало наступление, атаку - иду на вас. Во времена Киевской Руси на «вы» наши предки называли именно врагов, а не для почтения малознакомых и людей старших по возрасту.

Предупредить врага о нападении было делом чести. В кодекс воинской чести, в древние традиции Славяно-Ариев также входил запрет стрелять или нападать с оружием на безоружного или же не равного по силе противника. Кодекса воинской чести строго придерживались уважающие себя и своих предков, в том числе и великий князь Святослав.

За душой ничего нет

В старину наши предки считали, что душа человека находится в ямочке на шее между ключицами.
В этом же месте на груди по обычаю хранили деньги. Поэтому о бедном человеке говорили и говорят также и сейчас, что у него «за душой ничего нет».

Шито белыми нитками

Данный фразеологизм происходит от портняжных корней. Чтобы видеть при стачивании как сшить детали, сначала их наспех сшивают белыми нитками, так сказать, черновой или пробный вариант, чтобы потом уже аккуратно сшить все детали. Отсюда и смысл выражения: наспех собранное дело или работа, то бишь «на черновую», может подразумевать халатность и обман в деле. Часто применяется в юридических народных терминах, когда следователь работает над делом.

Семь пядей во лбу

Кстати, это выражение говорит не об очень высоком интеллекте человека, как у нас обычно принято считать. Это выражение про возраст. Да-да. Пядь - это древняя русская мера длины, которая равна в пересчёте на сантиметры (международную единицу измерения длины) 17,78 см. 7 пядей во лбу - это рост человека, равен он 124 см, обычно до этой отметки дети вырастали к 7 годам. В это время детям давали имена и начинали обучать (мальчиков - мужскому ремеслу, девочек - женскому). До этого возраста детей обычно не различали по половому признаку и носили они одинаковые одежды. Кстати, до 7 лет у них обычно и не было имён, называли просто - чадо.

В поисках Эльдорадо

Эльдора́до (в переводе с испанского языка El Dorado означает «золотой») - это мифическая страна в Южной Америки, которая богата золотом и драгоценными камнями. Её искали конкистадоры XVI века. В переносном смысле «эльдорадо» часто называют то место, где можно быстро обогатиться.

Карачун пришёл

Есть такие народные выражения, которые не всем могут быть понятны: «Карачун пришёл», «Карачун схватил». Значение: кто-то, кто-либо внезапно скончался, умер или погиб... Карачун (или Чернобог) в древней славянской мифологии языческих времён - подземный бог смерти и морозов, к тому же он совсем не добрый дух, а наоборот - злой. Кстати, его чествование приходится на день зимнего солнцестояния (21-22 декабря).

О мёртвых или хорошо или ничего

Подразумевается, что о мёртвых говорят или хорошо, или вообще никак. Данное выражение дошло в достаточно серьёзном видоизменённом виде до наших дней с глубины веков. В древности это выражение звучало так: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды» . Это довольно известное изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н. э.), а рассказывает про него историк Диоген Лаэртский (III в. н. э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов». Таким образом обрезанное выражение со временем утратило своё первоначальное значение и воспринимается теперь совсем по-другому.

Доводить до белого каления

Часто можно в разговорной речи услышать, как кто-то доводит кого-то до белого каления. Значение выражения: разгорячить до сильных эмоций, приводить кого-либо в состояние крайнего раздражения или даже полной потери самообладания. Откуда и как произошёл данный оборот речи? Всё просто. При постепенном нагревании металла он становится красным, а вот при его дальнейшем нагревании до очень высокой температуры металл становится белым. Накалить, то есть, разогреть. Каление по сути - это очень сильное нагревание, отсюда и выражение.

Все дороги ведут в Рим

Во времена Римской Империи (27 год до нашей эры - 476 год нашей эры) Рим пытался расширить свои территории путём военных завоеваний. Активно строились города, мосты, дороги для лучшей взаимосвязи между провинциями империи и столицей (для сбора податей, приезда курьеров и послов, быстрого прихода легионов для подавления бунтов). Римляне были первыми, кто строил дороги и естественно строительство велось из Рима, из столицы Империи. Современные учёные говорят, что основные трассы построены именно на древних старинных римских дорогах, которым уже тысячи лет.

Женщина бальзаковского возраста

Сколько лет женщинам бальзаковского возраста? Оноре де Бальзак, известный французский писатель XIX века написал роман «Тридцатилетняя женщина», который стал довольно популярен. Поэтому «бальзаковский возраст», «бальзаковская женщина» или «бальзаковская героиня» - это женщина 30-40 лет, которая уже познала жизненную мудрость и житейский опыт. Кстати, роман очень интересный, как и другие романы Оноре де Бальзака.

Ахиллесова пята

Мифология Древней Греции рассказывает нам о легендарном и величайшем герое Ахиллесе, сыне морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Для того, чтобы Ахиллес стал неуязвимым и сильным подобно богам, мать искупала его в водах священной реки Стикс, но так как держаа сына она за пятку, чтобы не уронить, именно эта часть тела и осталась уязвимой у Ахиллеса. Троянец Парис угодил Ахиллесу в пятку стрелой, отчего герой погиб...

Современная анатомия именует сухожилие над пяточной костью у человека «ахиллесовым». Само же выражение «ахиллесова пята» с древности обозначает слабое и уязвимое место человека.

Расставить все точки над І

Откуда взялось это довольно популярное выражение? Наверное, из Средневековья, от переписчиков книг в те времена.

Приблизительно в XI веке в текстах западноевропейских манускриптов появляется точка над буквой і (до этого буква писалась без точки). При слитном написании букв в словах курсивом (без отрыва букв друг от друга) чёрточка могла затеряться среди других букв и текст становился трудночитабельным. Для того, чтобы чётче обозначить эту букву и облегчить чтение текстов и была введена точка над буквой і. А точки ставили уже после того, как текст на странице уже был написан. Сейчас выражение означает: внести ясность, довести дело до конца.

Кстати, эта поговорка имеет продолжение и полностью звучит так «Расставить все точки над і и перечеркнуть t». Но вот вторая часть у нас не прижилась.

Танталовы муки

Что означает выражение «испытывать танталовы муки» ? Тантал - согласно древнегреческой мифологии царь Сипила во Фригии, который за оскорбление, нанесённое богам, был низвергнут к Аиду в подземное царство. Там Тантал испытывал нестерпимые муки голода и жажды. Самое интересное в том, что при этом он стоял в воде по самое горло, а возле него росли на деревьях прекрасные плоды и ветки с плодами были совсем рядышком - нужно было только дотянуться. Однако, как только Тантал пытался сорвать плод или попить воды, ветвь отклонялась от него в сторону, а вода утекала. Танталовы муки означают невозможность получить желаемое, которое находится совсем рядом.

Патовая ситуация

Пат - это особенное положение в шахматах, при котором сторона с правом выполнения хода не может им воспользоваться, король при этом под шахом не находится. В итоге - ничья. Выражение «патовая ситуация» может вполне означать невозможность каких-либо действий с обеих сторон, возможно даже в некотором роде означать безвыходность ситуации.

Положение Цугцванг

Это выражение берёт своё начало из настольных игр в шахматы или шашки. Буквально термин Zugzwang в переводе с немецкого языка означает «принуждение к ходу». По факту оно означало положение, при котором любой ход игрока в любом случае ведёт только к ухудшению позиции в игре. Постепенно выражение безнадёжной ситуации в игре стало использоваться в разных настольных и азартных играх и даже в быту. В быту выражение означает, что любое действие ситуацию только ухудшит, впрочем, как и бездействие тоже.

Много ли вы знаете пословиц, поговорок, крылатых выражений? Их бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа.

Ноль без палочки (прост.). Ничего не стоящий, не значащий человек.
Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. (сравн. "сводить на нет").
Ничего не возникает из ничего. Это выражение принадлежит греческому философу Мелиссу, часто цитировалось древними философами, писателями.
Ничего не ново под луной. Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина (навеяно библейским писанием).
Даром ничего не дается. Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова "В больнице".

Один - задириха, другой - неуступиха.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Один в поле не воин.
Один в море - не рыбак.
Одна рука узла не вяжет.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая - там.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна пчела лучше, чем рой мух.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одной рукой и узла не завяжешь.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила - колючки.
Одному ехать - и дорога длинна.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье - тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
Делу время, а потехе час. Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.

Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла. Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Два сапога - пара.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Не может связать двух слов.
Ни два, ни полтора.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Бабушка надвое сказала. Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.

Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.

Двуликий Янус. В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло это выражение в значении "двуличный человек".

Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.

(Ср.: Где наша не пропадала.
Семь бед - один ответ.
Чему быть, того не миновать.)

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

Из двух зол (выбрать) меньшее. Это выражение, ставшее крылатым, принадлежит древнегреческому философу Аристотелю. Встречается у Цицерона, многих известных философов, писателей древности и современности.

Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

Ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе

Хвастуну цена - три копейки.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

Из третьих уст, из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).

От горшка три вершка. Очень низкий, низкого роста, маленький.

С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).

Третьего дня. Позавчера.

Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

Плакать в три ручья. То есть очень горько плакать.

Три грации. У древних римлян - три богини, олицетворяющие молодость, прелесть, веселье. Изображаются в виде трех прекрасных женщин. Иногда употребляется с иронией.

Три кита. Раньше древние полагали, что Земля стоит на трех китах. Выражение употребляется в значении основы основ.

Три года скачи - ни до какого государства не доскачешь. Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Говорится о глухом, забытом, заброшенном месте.

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).

Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.

Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.

Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

Шестое чувство.
"Шестерка".

Семеро с ложкой - один с плошкой.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
Одним махом семерых убивахом.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.

До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.

На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.

Семь смертных грехов. Библейское выражение. Со временем получило значение каких-либо плохих, непростительных проступков.

Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

Семь бед - один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.

Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.

Семь чудес света. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.

Весна да осень - на дню погод восемь.

За тридевять земель, в тридевятом царстве. Тридевять = 27 (3*9) В старину счет велся по девяткам.

Дело десятое. Не столь важно, совершенно не существенно.

Не трусливого десятка. Смелый, небоязливый.

С пятого на десятое. Непоследовательно, бессвязно, пропуская подробности.

Персональный сайт учителя математики и информатики Зайцевой Ирины Александровны