Урок литературного чтения последний день матвея кузьмина. Индивидуализация обучения (ТИО) Ю. А. Макарова. Обмен опытом. Этапы учебного занятия

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формирование умения анализировать произведение, учить оценивать поступок главного героя, давать ему оценку.
  • развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нем.
  • воспитание чувства патриотизма в детях, гордости за таких героев как Матвей Кузмин.

Повторение.

Произведения какого раздела мы с вами читаем?

Как называется рассказ, который читали дома?

Во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Цель урока.

Сегодня на уроке мы должны составить портрет главного литературного героя (по схеме), постараемся определить главную мысль произведения.

На доске схема.

Проверка домашнего задания.

Дома надо было отметить отрывки, характеризующие внешность героя. Найдите и зачитайте описание внешности. Напоминаю, указываем абзац и страницу.

  • заскорузлой ладонью

Как понимаете? (руки рабочие, натруженные. Матвей Кузьмин не был бездельником)

  • тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей
  • широкая жилистая узловатая рука
  • в бороду
  • из-под зарослей бороды лучики морщин

О чем говорят эти слова?

Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.

Кто помнит подходящую пословицу?

Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.

  • нелюдим
  • угрюм
  • неразговорчив
  • молчит
  • мрачный

На доске

Как можно назвать такого человека?

Работа над произведением.

Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Матвея Кузьмина с односельчанами (колхозниками) и с фашистами.

В 3 абзаце на с. 45 говорится еще и о том, как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?

Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.

Рассмотрим взаимоотношения с фашистами. Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?

Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.

Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?

Давайте зачитаем этот отрывок по ролям (автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин).

Ваша задача следить глазками. После чтения спрошу - какие черты характера Матвея иллюстрирует этот отрывок.

Каким здесь показан Матвей Кузьмин?

На доске

Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

Что могли подумать фашисты о нем?

В каком еще эпизоде появляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 48. 5 абзац).

Зачем Матвей повел немцев по целине?

Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.

Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.49)

Почему так изменилось описание пейзажа?

Наступает момент, когда добро побеждает зло. Когда фашисты, которые топчут чужую землю будут уничтожены. Т. о., природа прощается с нашим героем, совершившим подвиг.

Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

  • улыбаясь смотрел
  • торжествующая улыбка

О чем говорят эти слова?

Свершилось ли то, что задумал Матвей?

Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол...) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

Обратимся к иллюстрации на с.50. Внимательно послушайте отрывок. Звучит грамзапись

(отрывок из текста). (Ветер трепал... до слов... сраженный пулей немецкого офицера)

Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с.50 - 51)

Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю?

Найдите объяснение в учебнике.(с.51, 1 абзац)

С ужасом смотрел немецкий офицер на Матвея, не мог понять как может человек улыбаться перед смертью. Насколько силен перед ним враг - советский человек.

О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?

На доске

Итак, кто такой Матвей Кузьмин - литературный герой?

  • охотник
  • колхозник

Воевал ли Матвей на фронте? Кто он?

3. тыловик

Можно ли Матвея Кузьмина назвать героем, если он не участвовал в боях?

4. герой Великой Отечественной войны

Кто такой герой? (работа со словарем)

ГЕРОЙ - человек, отличающийся своей храбростью, самоотверженностью и совершающий подвиги.

Какой героический поступок совершил Матвей Кузьмин?

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Какая главная мысль произведения?

Не пожалел своей жизни в схватке с врагом.

Книги Б. Полевого - это живая правда тех военных лет. Эти события не вымышленные, реальные. Все это происходило недалеко от г. Пскова в деревне Малкино. (учитель показывает место на карте Великой Отечественной войны 1942 г.)

Историки говорят, что в этой битве немецкий батальон понес большие потери6 50 убитых и 20 пленных, и все это благодаря одному человеку.

Для чего Борис Полевой написал этот рассказ? (чтобы помнили о прошлом нашей Родины, рассказать нам как человек - тыловик помогал в борьбе с фашистами)

Таких людей было не мало. За годы Великой Отечественной войны звание героя Советского Союза получили 11739 человек. Матвей Кузьмин - самый пожилой герой Советского Союза. Это звание он получил посмертно за мужество и героизм 8 мая 1965 г.

С кем из героев прочитанных раннее рассказов можно сравнить Матвея Кузьмина?

Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина. В годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный сусанинскому.

Давайте сравним историю Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина по плану.

План.

1. Возраст.

2. Год, в котором совершен подвиг.

3. Поступок героя, его причины.

4. Поведение в конце пути.

Что объединяет этих героев?

Пожертвовали своей жизнью ради любви к Отечеству.

Вспомним прощальные слова, которые говорит Иван Сусанин перед смертью.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело.

Как называют таких людей?

На доске

Каких людей называют патриотами? (Тот, кто любит свое Отечество и предан своему народу, Родине.)

Патриотизм - характерная черта русского народа. Несколько столетий отделяет одно событие от другого, но мы видим, что русский народ всегда вставал на защиту своей Родины и даже жертвовал своей жизнью во имя ее свободы.

Над каким произведением работали?

Все творчество Бориса Полевого посвящено нравственному подвигу простого человека.

Перед вами выставка книг. Многим читателям Б.Полевой известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный летчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, затем ампутацию конечностей, он нашел в себе мужество снова сесть за штурвал самолета и продолжать борьбу с фашистами. Я советую вам прочитать эту книгу.

Домашнее задание: найти и выучить 5 пословиц о героизме и подвигах.

Чтобы довести эмоциональный накал слушателей до предела, использовала эффект неожиданности, т.е. без каких либо пояснений зазвучал “Вокализ” С.Рахманинова. К концу музыкального произведения убрала звук и выдержала паузу. Это позволило детям глубже почувствовать трагическую гибель главного героя. С опорой на ранее полученные знания провели сравнение подвига Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина.

Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить работать с текстом; прививать уважение к людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками; содействовать формированию чувства патриотизма и любви к родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цели и задачи: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, учить работать с текстом, прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, содействовать формированию чувства патриотизма, любви к Родине.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, проверьте, есть ли всё необходимое к уроку.

1.Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, давайте вспомним, как называется рассказ, который вы прочитали дома?

Сегодня нам предстоит поработать над текстом этого произведения, подумать какова главная мысль прочитанного. Но для начала давайте вспомним, во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Кто с кем воевал? Почему?

Чтобы окунуться в события тех далёких дней, хочу вам представить фотографии картин, которые помогут нам понять, как выглядит война глазами художников.

Демонстрация слайдов на военную тематику.

3. Подготовка к восприятию.

Учитель

Прошло более 60 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей.) На доске запись - 50000000)

День Победы над фашизмом знает весь мир? Когда мы празднуем его?

Ученик

Учитель

Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

Победу над фашистами старался приблизить каждый. Кто работал на колхозных полях, обеспечивая продовольствием армию, кто работал на военных заводах, в госпиталях. В борьбу вступали и стар, и млад. Именно о таких людях, а точнее о таком человеке вы узнали из документального рассказа Бориса Полевого.

Как вы понимаете слово «документальный»?

Ученик

В рассказе написано о том, что было на самом деле.

Учитель

Совершенно верно.

Борис Полевой - это псевдоним автора. Настоящая фамилия - Кампов Борис Николаевич. Годы жизни писателя 1908-1981. Борис Полевой был военным корреспондентом. Его книги - живая правда тех военных лет. Многим читателям он известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный лётчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, а затем и ампутацию конечностей, он нашёл в себе мужество снова сесть за штурвал самолёта и продолжать борьбу с фашистами. Был снят фильм о подвиге этого человека. Я вам советую прочитать книгу Бориса Полевого «Повесть…»

В мирное время Борис Полевой был главным редактором известного в своё время журнала «Юность»

Наш рассказ - это услышанная Борисом Полевым история жителей одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами территории.

Какие чувства у вас вызвал рассказ? (Высказывания детей)

Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа)

3. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

Назовите главного героя.

Матвей Кузьмин

Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека.

В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста.

На доске записаны пункты характеристики героя:

  1. Внешность.
  2. Характер.
  3. Занятия.
  4. Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались.

Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? 9Помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23)

Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией.

Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре.

Чтение диалога с. 25

Молодцы, справились с задачей.

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам)

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

Что было задумано Матвеем Кузьминым?

Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

Почему Матвей торжествующе улыбается в последнее утро своей жизни? (Понимал что погибнет)

Подготовила выразительное чтение отрывка ____________________________________

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Какова главная мысль рассказа?

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть - завоевать бессмертие».

Объясните, как вы понимаете.

4. Итог урока.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

5. Дома.

Книги о подвигах.с.30-31 Выразительное чтение

С п ра вочный материал.

На отшибе - в стороне.

Постой - с т оянка.

Чурается - избегает.

Ком е н датура - помещение , где располагались фашисты , кото ры е следили за наведением своих порядков в занятом ими се ле.

Ста р оста - назначенное лицо для ведения дел какого- нибудь н ебол ьш ого коллектива .

За с корузлый - шершавый , огрубевший.

Це ли на - еще не паханная , не подвергавшаяся обработке земля.

П ер едовые заставы - войска, несущие охрану.

О гн евые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск.

Авангард - часть войск , находящаяся впереди главных сил.

Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжн иков незаметными на снегу.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух - старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка - льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки


«Уточняющие члены предложения» - Правильный вариант. Утром в трех километрах от города приземлился самолет. Условия обособления. Зимой, особенно в феврале, здесь дуют свирепые бураны. Тренировочные упражнения. В горах в начале июля встретились альпинисты. Утром в седьмом часу в трех километрах от города приземлился самолет. Молодая, лет двадцати, девушка ехала одна.

«ФГОС по обществознание» - Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы. Изменения в учебных планах. Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода. Структура примерной программы по обществознанию. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе.

«Текстовый редактор и текстовый процессор» - Что такое текстовый редактор и процессор? Word по привычке продолжают называть тектовым редактором. Основные функции текстовых процессоров. Основные элементы текстового документа. А также есть возможности ручной и автоматической вставки даты и времени создания документа. Более совершенной программой является WordPad, местонахождение: Пуск/ Программы/ Стандартные/ WordPad.

«Математический вечер» - Конкурс песен. Красота. Математический вечер. Древнегреческая задача. Свойства чисел. Живой арифмометр. Общий множитель. Математический курьез. Числа. Автобус. Сравнение. Конкурс капитанов. Конкурс художественной самодеятельности. Математическая рыбалка. Какие цифры скрыты здесь. Загадочный курьез.

«Связь слов в словосочетании» - Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ. Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений. В центре внимания - зависимое слово. Каша из гречки. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ. Замените словосочетание ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ. Примыкание. Главное слово оставляем без изменения. Ком снега.

«Еда» - Суши, Окорочка, Ветчина, Шашлык, Котлеты, Омлет, Стейк, Салат, Сэндвич, Суп, Барбекю, Рыба, Мясо, Рис, Колбаса, Фасоль, Спагетти, Картофель фри, Запечённая курица, Чипсы, Жареные сосиски,

Цели урока:

А) Знакомство детей с биографией и творчеством Б.Полевого, с подвигом героя СССР Матвея Кузьмина.

Б) Воспитание в детях любви к Родине, патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей страны.

В) Развитие навыков беглого, осознанного чтения; развитие логического мышления, кругозора учащихся.

Г) Умение отстаивать свою точку зрения, давать развернутые, связные ответы.

Оборудование: карточки с заданиями, ТСО, презентация.

Проект урока
А. Учитель знакомит детей с темой урока. Дети самостоятельно пытаются выполнить задания.
Б. Выполнение заданий:
1 уровень. Чтение рассказа. Ответы на вопросы по содержанию текста.
2 уровень. Ответы на вопросы на понимание прочитанного.
3 уровень. Минисочинение.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Целеполагание.

Сообщение темы и цели урока.

Ставят себе цель выполнить все задания и достичь желаемой оценки

Просмотр презентации.

Показ презентации.

Просматривают презентацию и знакомятся с новым материалом.

Чтение рассказа и ответы на вопросы карточек.

Организует детей на самостоятельную работу. Помогает некоторым ученикам.

Читают рассказ, самостоятельно отвечают на вопросы карточек.

Разбор вопросов задания

Задает вопросы, дает детям высказать свое мнение.

Высказывают свое мнение, дают ответы на вопросы учителя.

Рефлексия

Подводит итог урока.

Сравнивают и оценивают свои результаты.

Домашняя работа.

Объясняет задание.

По желанию записывают задание.

Подбери синонимы к словам:
Нелюдим- дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник.
Чурается - сторонится, избегает.
Батальон- подразделение или воинская часть, численностью 350-500 человек.
Двустволка - ружьё с двумя стволами.
Ваше благородие - обращение к лицам благородного, дворянского происхождения.
Целина - место, где не ходили люди.
Авангард - передняя часть отряда.
Маскхалат - военная одежда для маскировки.

Карточка 1.
1. Как к Матвею относились остальные жители?
2. Опиши семью Матвея.
3. Для чего Матвей понадобился немцам?
4. Что предложили немцы Матвею за работу?
5. Куда Матвей отправил внука Васю?
6. Как вел себя Матвей на поляне?
7. Кто убил Матвея?
8. Где и как похоронили Матвея?

Карточка 2.
1. Почему из всех жителей на должность старосты немцы выбрали Матвея?
2. Для чего старик торговался с немецким офицером?
3.Зачем Матвей так долго водил фашистов по лесу?
4.«Торжествующая улыбка выскользнула из-под зарослей бороды, разбежалась лучиками морщин.»
Чему так торжествующе он улыбался?
5.«Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой…Глаза его….насмешливо сверкали из-под дремучих бровей…. Мгновенье он (офицер) с ужасом смотрел на этого лесного человека…»
Почему Матвей снял шапку?
Чему ужасался немецкий офицер?
6. Почему этого нелюдимого человека хоронили с военными почестями?

Карточка 3.
Как ты думаешь, кто такой герой?
Кого можно назвать героем?

Скачать презентацию к уроку boris_polevoy.zip

Мамонтова Ольга Викторовна
МОУ Лицей № 52 г. Уфа Республика Башкортостан
[email protected]

Борис Полевой











Кузьмин Матвей Кузьмич - крестьянин-единоличник; самый старший по возрасту Герой Советского Союза. Родился 21 июля (3 августа) 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области в семье крепостного крестьянина. Русский. Жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза "Рассвет". В ночь на 14 февраля 1942 года 83-летний Матвей Кузьмич Кузьмин был схвачен гитлеровцами, потребовавшими от него указать путь в тыл позиций советских войск на Малкинских высотах, в 6-и километрах юго-восточнее города Великие Луки. Под угрозой смерти старик "согласился" быть проводником...


Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Кузьмин М.К. вывел к утру вражеский отряд к деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Отряд был уничтожен. Проводник погиб от рук гитлеровцев, выполнив свой патриотический долг, и повторив подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, который зимой 1613 года, спасая царя Михаила Фёдоровича, завёл отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. Прах самого пожилого Героя Советского Союза покоится на военном кладбище города Великие Луки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. На могиле Героя и в городе-герое Москве на станции метро "Измайловский парк" (в 2006 году переименована в "Партизанскую") установлены его памятники, а на месте подвига патриота - обелиск. В городе Великие Луки именем Героя Советского Союза Матвея Кузьмина названа школа и улица. Деревня Малкино - памятное место.