Слабые и сильные стороны индустриального общества. Индустриальное общество: описание, развитие, черты и признаки. Индустриальное общество в социологии

ДЗ Особенности традиционного общества (экономическое развитие, место человека, политическая система, духовная жизнь, социальная мобильность) Особенности индустриального общества (-//-) Сильные и слабые стороны индустриального общества (письменное задание)

Сильные и слабые стороны индустриального общества Быстрые темпы роста экономики. Промышленное развитие. Общественно-исторический прогресс. Развитие науки, техники и технологии. Улучшение качества продукции. Возникновение международной торговли. Честность, порядочность и трудолюбие как главные ценности в обществе. Эксплуатация природных ресурсов во вред экологии окружающей среды. Неравномерность роста и развития экономики. Сокращение рабочих мест, безработица. Высокая миграция.

Политика Формирование гражданского общества, правового государства, развитие демократии Духовная сфера Приоритет науки и образования, культурное и идеологическое разнообразие, многовариантность

2. Восток и Запад. Диалог культур Анализ таблицы Разделение культур на западные и восточные подразумевает: разное географическое расположение различную ментальность населяющих эти территории народов (различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур) «Запад»: культура Америки и Европы «Восток»: культуры стран Центральной, Юго. Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока

Вопросы к таблице 1. В чем выражается идея диалога культур Востока и Запада в современном обществе? 2. Можно ли считать ценности Востока уникальными и чуждыми Западу и наоборот? 3. Почему сложно Российскую цивилизацию однозначно отнести к цивилизации восточного или западного типа?

ДЗ – пар. 11 -12 Письменно рассуждение на тему «Диалог культур Востока и Запада в современном обществе» План: - В чем выражается идея диалога культур? - Согласны ли вы с тем, что он присутствует в современной цивилизации? - Приведите 3 примера диалога культур на основе реалий современной жизни (например, из новостей) Рассуждение должно носить характер связанного текста с выраженной авторской позицией (эссе).

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

Динамическая система

Общество как система

Итог

Домашнее задание Выучите § 10, выполните задания.

Основные исторические типы общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество.

Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах.

Типологические характеристики исторических типов общества (социокультурных общностей людей):
отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

1. Традиционное общество

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления; основой жизнедеятельности является ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий, обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях.

Любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего. Восприятие природы как живого существа, требующего нравственного к себе отношения. Трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы.

Преобладала частная собственность на землю главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, ступеням «феодальной лестницы». Владельцы земли были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества отношение личной зависимости.

Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. Социальная предопределенность и идея предопределенности судьбы


Повседневная жизнь устойчива, она регулировалась не столько законами, сколько традицией – сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Патриархальное общество.

Публичный авторитет верховной власти, поддерживаемый религиозные представления о божественном происхождении власти. Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Вопросы: 1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на.примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.
Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Основные исторические типы общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество.

Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах.

Типологические характеристики исторических типов общества (социокультурных общностей людей):
отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

1. Традиционное общество

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления; основой жизнедеятельности является ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий, обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях.

Любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего. Восприятие природы как живого существа, требующего нравственного к себе отношения. Трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы.

Преобладала частная собственность на землю главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, ступеням «феодальной лестницы». Владельцы земли были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества отношение личной зависимости.

Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. Социальная предопределенность и идея предопределенности судьбы

Повседневная жизнь устойчива, она регулировалась не столько законами, сколько традицией – сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Патриархальное общество.

Публичный авторитет верховной власти, поддерживаемый религиозные представления о божественном происхождении власти. Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Вопросы: 1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на.примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.