Оформление иностранца на работу. Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ? Особенности за

Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:
- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Под трудовой деятельностью при этом понимается в том числе работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п.п. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Без разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Это, например, граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизской Республики, Украины и другие, поскольку правительства данных государств и РФ заключили соответствующие соглашения, устанавливающие безвизовый режим пересечения границы РФ (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан (Минск, 30.11.2000), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины (Москва, 16.01.1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова (Москва, 30.11.2000)).
Привлекая иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ не требует получения визы (постоянно или временно проживающих в РФ), работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но при этом сам работник обязан иметь разрешение на работу, если не относится к одной из категорий, перечисленных в пп.пп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Для осуществления трудовой деятельности в России временно пребывающий иностранный гражданин, если он не относится к категориям, перечисленным в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, должен иметь разрешение на работу. При этом он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Аналогичное требование установлено в отношении временно проживающих иностранных граждан п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Случаи, когда можно осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого выдано соответствующее разрешение, определены приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.
Разрешение на работу выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден приказом ФМС, Минздравсоцразвития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2).
Для осуществления трудовой деятельности "визовым иностранцам", въезжающим в РФ, выдается обыкновенная рабочая виза. Документ виза выдается на основании приглашения, оформленного в порядке, предусмотренном ст. 18 Закона N 115-ФЗ, на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом ФМС по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы (п. 35 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335).
Таким образом, осуществление трудовой деятельности на территории РФ иностранным гражданином, не имеющим права на безвизовый въезд в Россию, сопровождается необходимостью оформления:
- разрешения на привлечение и использование иностранного работника;
- разрешения на работу, выдаваемого на имя самого работника;
приглашения на въезд;
- обыкновенной рабочей визы.
Обязанности работодателя, пригласившего иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившего с иностранным работником новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), перечислены в п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.
В частности, такой работодатель обязан:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников. Рекомендованная форма такого уведомления приведена в письме ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676.
О заключении трудового договора с иностранным работником работодателю необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
Однако в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ указанный порядок не применяется при приеме на работу иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации. Лица, постоянно проживающие в РФ, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ). Форма и порядок такого уведомления установлены постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21.
Трудоустройство без учета ограничений по защите национального рынка труда осуществляется в отношении трудящихся-мигрантов из Республики Беларусь и Республики Казахстан (Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)). То есть при приеме на работу гражданина Казахстана и Беларуси действуют те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Организации-работодателю не нужно уведомлять территориальный орган ФМС, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговые органы о факте приема на работу таких иностранных граждан. Косвенно данный вывод подтверждает письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Однако указанные нормативные акты не отменяют обязанностей работодателей, предусмотренных законодательством о миграционном учете. В частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ).
Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 18.16 КоАП РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Таблица 1

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

Постоянно проживающие (обычные) На срок действия вида на жительство с последующим продлением Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ
Временно проживающие (обычные) Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП
Высококвалифицированные Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым - приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ
Временно пребывающие:
Визовые Работодатель:

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

На период действия рабочей визы Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия
Безвизовые Работник:

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента : не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента : на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана - 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины - 90 дней с даты въезда в РФ

Граждане из ЕАЭС Разрешительные документы не нужны

Полис ДМС

На срок действия трудового или гражданско-правового договора Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия
Беженцы Разрешительные документы не нужны
Временное убежище Разрешительные документы не нужны На период действия статуса с последующим продлением Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Что ждать от проверок ГИТ?

Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства, следует ознакомиться с результатами проверок ГИТ по Санкт-Петербургу за I полугодие 2016 года. Это позволит подготовиться к проверкам и исключить возможные штрафные санкции. За указанный период было проведено 37 проверок по соблюдению трудового законодательства при найме иностранных работников. В результате инспекторы выявили 457 нарушений, из которых 112 (24%) касаются охраны труда, 150 (33%) - оплаты и нормирования труда и 195 (43%) - оформления трудового договора.

Диаграмма 1

По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

  • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
  • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
  • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.
При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий - МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

Сотрудник на патенте

Если организация заключает договор с иностранцем-патентником - желательно заглянуть на сайт https://гувм.мвд.рф/ и проверить, действителен ли патент соискателя. Тем самым вы проявите должную осмотрительность.

Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента - лучше выполнить эту обязанность вместо него.

Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки - работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу - 70 000 руб., организации - до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц - 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится - трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

Диаграмма 2

Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

Таблица 2

Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 3 ст. 5.27 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора 10 000 - 5000 - 10000 руб. 50 000 - 100 000 руб.
ч. 1 ст. 5.27 Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде Предупреждение или 1 000 - 5000 руб. Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.
ч. 3 ст. 5.27.1 Допуск к труду работника, не прошедшего:

· обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

· обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

· обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

· обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.
Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний
ч. 4 ст. 5.27.1 Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч.4 ст. 18.15 Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.5 ст. 18.15 Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб.
ч.3 ст. 18.16 Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

45 000 - 70 000 руб.

350 000 - 800 000 руб. 450 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.1 ст. 18.17 Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

45 000 - 50 000 руб.

800 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

Какие обязательные сведения должны быть указаны в трудовом договоре с работником-иностранцем? Какие документы должен предъявить иностранец при трудоустройстве? Надо ли проверять подлинность документов при приеме на работу иностранца? Каковы нюансы временного перевода иностранного работника? В каких случаях работодатель обязан отстранить от работы сотрудника-иностранца? Каковы особенности исчисления НДФЛ и страховых взносов с выплат работникам-иностранцам?

Правила привлечения иностранных работников для выполнения работы в России установлены ст. 13 – 13.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

К сведению: организация может нанимать на работу иностранных граждан при наличии у нее разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников выдается сроком на один год. В настоящее время действуют:

    Приказ МВД РФ от 01.11.2017 № 827, которым утвержден Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;

    Приказ МВД РФ от 19.06.2017 № 392, которым утверждены формы бланков разрешения и заявлений, представляемых в связи с оформлением и выдачей указанного разрешения или внесением изменений в содержащиеся в нем сведения.

Статьей 13 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что без разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников можно принять на работу:

    иностранных граждан из безвизовых стран (пп. 1 п. 4.5);

    высококвалифицированных специалистов (пп. 2 п. 4.5). Порядок привлечения к работе таких специалистов установлен в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ;

    иностранных работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих в РФ (пп. 1 п. 4);

    беженцев – до утраты или лишения этого статуса (пп. 11 п. 4);

    иностранных граждан, получивших временное убежище на территории РФ (пп. 12 п. 4).

Особенности регулирования труда работников – иностранных граждан и лиц без гражданства прописаны в гл. 50.1 ТК РФ.

Согласно ст. 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между такими работниками и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом. Также следует иметь в виду, что при привлечении к трудовой деятельности работников государств – членов ЕАЭС нужно руководствоваться ст. 97 Договора.

К сведению: если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.

По общему правилу между работником-иностранцем и работодателем заключается на неопределенный срок, а заключение срочного трудового договора допускается в случаях, закрепленных в ст. 59 ТК РФ (ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ).

Обратите внимание. Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если это запрещено федеральными законами или международными договорами. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

    занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом РФ (Кодекс торгового мореплавания);

    работать в ведомственной охране (Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»);

    занимать должность судебного пристава (Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»).

Особенности заключения трудового договора с работником-иностранцем

Сведения, которые должен содержать трудовой договор, перечислены в ч. 1 ст. 57 ТК РФ. Наряду с этой информацией в трудовом договоре с работником-иностранцем необходимо указать (ст. 327.2 ТК РФ):

    при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства – сведения о разрешении на работу или патенте, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ);

    при заключении трудового договора с временно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства – сведения о разрешении на временное проживание в РФ, выданном согласно законодательству о правовом положении иностранных граждан в РФ (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ);

    при заключении трудового договора с постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства – сведения о виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ (за исключением случаев, определенных федеральными законами или международными договорами РФ).

Следует отметить, что работодатели могут принимать на работу иностранных граждан только на ту должность, которая указана в патенте. При этом согласно ч. 15 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ в случае необходимости осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, он вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком патенте.

К сведению: согласно ст. 97 Договора трудящимся государств – участников ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1). Их трудовая деятельность регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений указанного договора (п. 4). Это означает, что при приеме на работу граждан из стран – членов ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) договоры с ними заключаются по общим правилам, предусмотренным ТК РФ (аналогично правилам, установленным для российских граждан). В России указанным иностранцам получать разрешение на работу или патент не нужно.

Наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником-иностранцем, являющимся временно пребывающим в РФ (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ), является условие об указании оснований для оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) ДМС либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) ДМС либо указанный договор должен обеспечивать оказание работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Какие документы должен предъявить иностранец при трудоустройстве?

Документы, которые наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, должен предъявить иностранец работодателю при приеме на работу, перечислены в ст. 327.3 ТК РФ.

Документы

Временно пребывающий в РФ

Договор (полис) ДМС, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении работнику платных медицинских услуг. В Письме от 26.09.2016 № 16-4/В-465 Минтруд высказал мнение, что срок действия полиса ДМС, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора

Разрешение на работу или патент. Разрешение на работу может быть предъявлено иностранцем работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с ТК РФ трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 ТК РФ

Временно проживающий в РФ

Разрешение на временное проживание в РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ

Постоянно проживающий в РФ

Вид на жительство, за исключением случаев, закрепленных в федеральных законах или международных договорах РФ

К сведению: от иностранцев не требуется предъявлять работодателю документы воинского учета, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Должен ли работодатель при приеме на работу иностранца проверять подлинность его документов?

Минтруд в Письме от 04.12.2018 № 14-2/В-966 подтвердил, что Трудовой кодекс не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявляет при трудоустройстве.

Чиновники ведомства указали, что лицу, предъявившему поддельные документы, грозит уголовная ответственность. В соответствии с ч. 3 ст. 327 УК РФ использование заведомо подложного документа наказывается:

    либо штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до шести месяцев;

    либо обязательными работами на срок до 480 часов;

    либо исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев.

Вместе с тем организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства при обнаружении у работника поддельного разрешения на работу. Данная позиция подтверждена решениями Ленинградского областного суда от 26.06.2012 № 7-320/2012, 7-316/2012.

Напомним, согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, или привлечение иностранца к трудовой деятельности в РФ по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если они содержат сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), или привлечение иностранца к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа в размере:

    на граждан – от 2 000 до 5 000 руб.;

    на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб.;

    на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Учитывая это, лучше проверять подлинность документов, которые иностранец предъявляет при приеме на работу.

К сведению: для получения справочной информации о действительности патентов и разрешений на работу можно воспользоваться специальным сервисом (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2060). Ответ на запрос будет носить справочный характер. Для получения юридически значимой официальной информации следует обращаться в территориальное подразделение МВД.

Каковы нюансы временного перевода иностранного работника?

Общий порядок временного перевода на другую работу регулируется ст. 72.2 ТК РФ, а особенностям временного перевода работника-иностранца посвящена ст. 327.4 ТК РФ.

В случаях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ, временный перевод иностранного работника на срок до одного месяца на не обу­словленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, на основании которых такой работник осуществляет трудовую деятельность, и не более чем один раз в течение календарного года.

К сведению: в силу ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ допускается перевод работника без его согласия для предотвращения (устранения последствий) катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Также допускается перевод работника без его согласия в случае простоя (временного приостановления работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).

Если по окончании срока временного перевода работнику-иностранцу нельзя предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается по п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ. Трудовой договор с иностранцем расторгается и в том случае, если он не может исполнять обусловленную трудовым договором работу в связи с чрезвычайными обстоятельствами, а временный перевод уже невозможен (п. 11 данной части).

Каковы особенности отстранения от работы работника-иностранца?

Случаи, когда работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, перечислены в ст. 76 ТК РФ. Кроме того, согласно ст. 327.5 ТК РФ работодатель должен отстранить от работы работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в следующих ситуациях.

Статус иностранного гражданина (лица без гражданства)

Случаи отстранения от работы (недопущения к работе)

Временно пребывающий в РФ

Приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников

Окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ

Окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику-иностранцу, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме

Временно проживающий в РФ

Окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ

Постоянно проживающий в РФ

Окончание срока действия вида на жительство в РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ

Каков порядок обложения НДФЛ выплат работникам-иностранцам?

Минфин в Письме от 07.05.2018 № 03-01-11/30449 отметил, что согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица – налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Вознаграждение за исполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в РФ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Следовательно, физические лица – граждане иностранных государств, получающие вознаграждение за исполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ, являются налогоплательщиками.

Ставка НДФЛ для иностранного работника равна (ст. 224 НК РФ):

    для иностранца, являющегося налоговым резидентом РФ,– 13% (п. 1, 3);

    для иностранца, не являющегося налоговым резидентом РФ, – 30%(п. 3).

При этом для отдельных категорий иностранных работников пре­дусмотрено исключение: ставка 13% для вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей применяется и без получения статуса налогового резидента РФ (ст. 73 Договора, п. 3 ст. 224 НК РФ). Такое правило действует в отношении:

    граждан государств – членов ЕАЭС. Не требуется подтверждения статуса работника со стороны налогового органа (письма ФНС РФ от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 30.04.2015 № ОА-3-17/171811@). При этом налоговые вычеты не применяются до момента получения статуса налогового резидента РФ (п. 4 ст. 210 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 15.06.2018 № 03-04-05/40970);

    иностранцев – высококвалифицированных специалистов (Письмо Минфина РФ от 08.10.2018 № 03-04-06/72202). При этом НДФЛ по ставке 30% нужно удержать в том случае, если доход не признается оплатой труда (Письмо Минфина РФ от 07.08.2018 № 03-04-06/55674);

    беженцев и лиц, получивших временное убежище (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 03-04-06/18552);

    временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;

    участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;

    членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ.

Каковы особенности исчисления и уплаты страховых взносов с доходов работников-иностранцев?

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Обложение страховыми взносами выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства зависит от их правового статуса (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке все выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории РФ.

К сведению: выплаты в пользу работников – высококвалифицированных специалистов, постоянно или временно проживающих на территории РФ, подлежат обложению только страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, подлежат обложению страховыми взносами только на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

К сведению: в случае если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ (письма ФНС РФ от 22.11.2017 № ГД-4-11/26208@, от 25.09.2017 № ГД-4-11/19258@).

В отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), применяется тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1,8% (в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов) (пп. 2 п. 2 ст. 425, п. 2 ст. 426 НК РФ, п. 7 ст. 1, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

С выплат в пользу работников – высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих на территории РФ, не исчисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, письма ФНС РФ от 22.11.2017 № ГД-4-11/26208@, Минфина РФ от 01.08.2018 № 03-04-06/54287).

К сведению: выплаты в пользу лиц, признанных беженцами, лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами, и лиц, которым предоставлено временное убежище, а также лиц, являющихся гражданами государств – членов ЕАЭС, облагаются страховыми взносами на все виды обязательного социального страхования (ст. 1, 4, 6, 8, 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», п. 5 ст. 96 Договора, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

Иностранный гражданин — это физическое лицо, которое не является гражданином РФ и имеет доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства. Алгоритм приема на работу иностранного гражданина определяется не только его правовым статусом, но также и видом деятельности, которую осуществляет потенциальный работодатель. По сложившейся практике, компания-работодатель (или заказчик работ, услуг по договору ГПХ) имеет право привлекать иностранных граждан, а иностранный гражданин имеет право трудиться при наличии разрешения на работу или патента (кроме граждан стран — участников ЕАЭС).

Чем регулируются трудовые отношения с иностранными гражданами

Перечень законопроектов:

  1. (115-ФЗ).
  2. Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации».
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».
  4. Письмо «Об оформлении трудовой книжки иностранного работника» № 908-6-1 от 15.06.2005 Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости России.

Федеральный исполнительный орган по вопросам миграции, которым ранее являлась Федеральная миграционная служба России, упразднен (Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156). Все полномочия перешли к МВД России, в Главное управление по вопросам миграции МВД России (ГУВМ России).

Ограничения для компании-работодателя

Первоначально при решении вопроса о возможности приема на работу иностранного гражданина — соискателя необходимо определить, не подпадает ли экономическая деятельность юридического лица под ограничение на прием иностранных граждан:

  1. Не имеющих вида на жительство иностранных граждан запрещается привлекать к розничной торговле фармацевтическими товарами и торговле на рынках.
  2. Запрещено привлекать иностранцев на определенные объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
  3. Перечень ограничений для работодателей по предельно допустимому удельному весу иностранцев в штате юридического лица содержит Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 о квотах.

Действующее законодательство накладывает определенные ограничения и дополнительные обязанности на обе стороны будущего трудового договора. Для работодателя дополнительными будут следующие:

  1. Работодатель не может привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого этому гражданину выдано разрешение на работу (или патент), а также по специальности, которая не указана в разрешении на работу (за некоторыми исключениями).
  2. Высококвалифицированные иностранные специалисты (ВКС) не могут привлекаться работодателем к трудовой деятельности для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью.
  3. Работодатель обязан о заключении, расторжении трудового или гражданско-правового договора в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента заключения или расторжения такого договора.
  4. Работодатель или заказчик работ (услуг) не должен иметь на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административного наказания за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.
  5. Работодатель контролирует своевременное направление иностранным работником необходимых документов в ГУВМ России. В противном случае патент аннулируется, работник будет продолжать трудовую деятельность на основании недействительного документа. Таким образом, штраф может быть наложен на работодателя.

Ограничения для иностранного работника

При решении вопроса о возможности приема на работу иностранного гражданина — соискателя необходимо определить его принадлежность к гражданству конкретного государства.

Иностранные граждане, приравненные в трудовых правах к гражданам России

Работникам, имеющим гражданство Армении, Казахстана и Киргизии (иностранных граждан из стран ЕАЭС), необходимо предоставить стандартный набор документов для приема на работу. Тем не менее, такие работники подлежат учету миграционной службой в качестве иностранцев ().

Иностранные граждане, получившие вид на жительство (ВНЖ) в Российской Федерации (в течение 7 дней после прибытия встали на миграционный учет самостоятельно. Если работник не встал на миграционный учет, то эта обязанность возлагается на работодателя).

Иностранные граждане, получившие разрешение на временное пребывание (РВП) в Российской Федерации. Они могут трудиться только в том субъекте, в котором ему разрешено временное проживание. Разрешение позволяет временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, срок действия — три года.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы

Если иностранный гражданин законно находящийся на территории РФ без получения визы (кроме случаев прибытия в РФ в безвизовом порядке, указанных в ст. 2 ), то такой гражданин может быть трудоустроен без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Такой иностранный работник должен иметь разрешение на работу либо патент (п. 4 ст. 13 ). Патенты введены взамен действующих ранее разрешений на работу для безвизовых иностранцев. В миграционной карте должна быть отмечена соответствующая цель въезда — работа, в противном случае в выдаче патента будет отказано, необходимо будет организовывать повторный въезд. Патент также должен быть оформлен надлежащим образом.

«Визовые» иностранные граждане

Если иностранный гражданин въезжает в РФ для осуществления трудовой деятельности, ему выдается рабочая виза. Оформление такой визы — это строго регламентированный процесс (п. 1 ст. 18 ). Требуется оформление приглашения через ГУВМ, которое является основанием для получения рабочей визы.

Работодатель обязан тем не менее уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого трудоустроен иностранный гражданин, о заключении и расторжении с ним трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13 ).

Высококвалифицированные специалисты (ВКС)

Порядок трудоустройства иностранных граждан с высоким уровнем квалификации, опытом работы в определенной сфере деятельности отличается от стандартной процедуры.

Пакет документов подается в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган в порядке п. 6.2 ст. 13.2 , п. 38 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589.

Иностранные граждане, обучающиеся в России по очной форме

Иностранные студенты могут оформить разрешение на работу (РНР), разрешение выдается без учета квот на выдачу таких разрешений (пункт 9 статьи 13.4 ). В остальном действует общий порядок для трудоустройства иностранных граждан. РНР выдают сроком на 1 год, затем его продлевают на срок трудового договора, но не более чем срок обучения в вузе. Если студент закончил обучение, отчислился или взял академический отпуск, то РНР аннулируется.

Заключение трудового договора

Порядок заключения трудового договора устанавливается как для российских граждан, так и для иностранных соискателей, однако имеет ряд важных особенностей, которые необходимо учитывать при оформлении приема на работу иностранного гражданина и далее в процессе его трудовой деятельности.

Документы иностранного работника

Соответствующую информацию необходимо предоставить не позднее 3 рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора (п. 8 ст. 13 ). Нарушение срока или несоблюдение формы уведомления — достаточное основание для привлечения работодателя к административной ответственности, что подтверждается судебной практикой. В частности, из Постановления Верховного суда РФ от 27.12.2018 № 127-АД18-6 следует, что если компания подала уведомление в срок, но при этом воспользовалась формой, отличающейся от установленной МВД РФ, то она «не исполнила надлежащим образом возложенные на нее законом обязанности» и может быть привлечена к ответственности.

Дополнительно работодатель обязан предоставлять сведения о заработной плате ВКС: ежеквартально предоставляется информация об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам.

Страховые взносы

Работодатель уплачивает взносы в ПФР в размере 22 %, в ФСС — в размере 1,8 % за иностранцев, которые работают по трудовому договору.

За высококвалифицированных специалистов уплачивают взносы на травматизм по тарифу, действующему в компании (Письмо Минтруда от 12.03.2015 № 17-3/В-114).

Патент не только удостоверяет право на работу, но и является документом, подтверждающим уплату НДФЛ. Плата за патент представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ. За период действия патента уплачивается сумма в размере 1200 руб. в месяц с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор (в 2020 году — 1,729) и региональный коэффициент, действующий в субъекте РФ. В случае если такой коэффициент не установлен, то он считается равным 1. К примеру, в Санкт-Петербурге он составляет в 2020 году — 1,8315, в Москве — 2,28938. Для сравнения, в Ямало-Ненецком автономном округе коэффициент в 2020 году составляет 4,263.

Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается иностранным работником по месту осуществления им трудовой деятельности на основании патента до начала срока, на который выдается (продлевается) или переоформляется патент.

Общая сумма НДФЛ исчисляется работодателем, она подлежит уменьшению на сумму уплаченных за период действия патента фиксированных авансовых платежей в соответствующем налоговом периоде.

Ответственность работодателя и иностранного работника

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение миграционного законодательства ():

  • иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации.

Кроме штрафов, для иностранного гражданина предусмотрена такая мера ответственности как административное выдворение за пределы РФ.

Таким образом, работодатель не только заплатит значительный штраф, но и фактически потеряет работника. Кроме того, привлекать на работу иностранных граждан вправе работодатели, не имеющие на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.

Штрафы для работодателей за нарушение миграционного законодательства внушительны, а проверки проводятся регулярно. Важно, что административная ответственность для работодателя наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в РФ указанного иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

В целях контроля миграционных процессов для противодействия незаконному въезду мигрантов, организованному недобросовестными работодателями, установлена и уголовная ответственность. Так, статья.322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» устанавливает ответственность за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан, их незаконного пребывания в РФ. Такая деятельность наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Особое мнение

Основная трудность при приеме на работу мигранта заключается в неком психологическом барьере. Представьте - вы только что провели собеседование с прекрасным кандидатом, который отлично подходит вашей компании. Застенчиво улыбаясь, он сообщает, что у него нет российского паспорта. И вот в этот момент ни в коем случае не нужно ужасаться и бросать торопливое «Мы вам перезвоним, до свидания!»

Лучше спросить у иностранца, какое у него гражданство и какие документы у него есть. Возможные ответы: ВНЖ, РВП, ВУ, патент, РНР, «я из ЕАЭС». Отталкиваясь от ответа, вы поймете, какие документы нужно попросить принести.

Главная трудность заключается в необходимости определить, является ли иностранец налоговым резидентом, чтобы рассчитать налоговую ставку. Честно говоря, в этом нет ничего сложного (нужно посчитать, какое количество дней за последние 12 месяцев иностранец провел в России; если же у претендента на вакансию есть патент или временное убежище - даже считать ничего не надо), но почему-то некоторые сотрудники HR на этом этапе впадают в ступор. Сейчас продвинутые иностранцы могут бесплатно заказать на сайте ФНС сертификат, где будет написано, резиденты они или нет - и принести вам, если вы сомневаетесь в своих математических способностях.

Главное отличие при приеме на работу гражданина РФ и иностранца - необходимость уведомить МВД о заключении трудового или гражданско-правового договора. Уведомление - это специальная анкета, которую надо заполнить и в течение трех рабочих дней предоставить в УВМ. Тот пресловутый «огромный штраф», которого так боятся многие работодатели, нависает над ними как раз при превышении этого срока. На мой взгляд, трех дней вполне достаточно, чтобы дойти до отделения, тем более, что для приема уведомлений обычно отводится отдельное окно или кабинет. Сейчас на тематических порталах для бухгалтеров достаточно много простых и понятных статей о размере взносов в фонды, так что с этим тоже не должно возникнуть никаких проблем.

Иностранцы - такие же люди, как и россияне! Не нужно относиться к ним предвзято лишь из-за отсутствия паспорта с двуглавым орлом. Между прочим, определенная часть иностранцев довольно хорошо подкована в знании миграционного законодательства, и если вы чувствуете, что зашли в тупик - почему бы не спросить совета у них самих?