Нормативные акты вступают в силу с момента. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов. Как вступают в силу ведомственные нормативные акты

С какого времени начинает действовать нормативно-правовой акт? С момента его принятия? С момента его опубликования? Где он должен быть опубликован?

Как закон определяет порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется

  • Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" ,
  • Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" .

В силу п.3.ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию . Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как вступают в силу законодательные акты

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Однако самим законом может быть установлен специальный порядок вступления его в силу .

Наиболее распространенным специальным правилом является указание в самом законе точной даты вступления его в силу, но могут быть и разновидности этого правила:
- например, в Федеральном законе "О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано: "Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования."

  • "Парламентской газете" или
  • "Российской газете" или
  • Собрании законодательства РФ.

"Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете".

Как вступают в силу нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ , имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования .

Акты Правительства РФ , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

  • в "Российской газете",
  • в Собрании законодательства РФ,
  • официальными являются также тексты названных актов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Так же как и законы, акты Президента РФ и Правительства РФ могут устанавливать иной порядок вступления их в силу, что широко используется в правотворческой деятельности как Президента РФ, так и Правительства РФ.

Как вступают в силу ведомственные нормативные акты

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 указывают, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и законные интересы граждан :

  • должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ
  • вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если только самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

При этом под официальной публикацией признается публикация

  • в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации,
  • а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" .

Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации "Система" .

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, или прошедшие регистрацию, но не опубликованные в указанных газетах, не вступают в силу, т.е. не действуют.

Данные положения не распространяются на акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные акты МНС России

Письмом МНС РФ от 10 сентября 2003 г. N 27-0-10/215-АЕ915 журнал "Документы и комментарии" определен в качестве
публикатора официальных нормативных актов МНС России, в том числе не требующих государственной регистрации в Минюсте России.

Как вступают в силу акты субъектов РФ и органов местного самоуправления

Акты субъектов Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в изданиях субъекта РФ - так, например, в Москве акты публикуются

  • в газете "Тверская, 13",
  • в "Ведомостях Московской Думы",
  • в "Вестник Мэрии Москвы".
Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издани

Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издании, не в том, которое считается официальным? Можно ли им пользоваться? - Тексты правовых актов могут быть опубликованы в любых печатных изданиях или информационных системах и пользоваться ими, конечно, можно. Однако эти публикации не имеют официального статуса и не могут служить основанием для констатации факта вступления в силу правового акта.

Например, бывает, что газеты публикуют какой-либо особо интересный нормативный акт до его регистрации в Министерстве юстиции, а акт не проходит эту регистрацию и поэтому не вступает в силу (и не публикуется в официальном издании).

Конституция Российской Федерации в пункте 3 статьи 15 провозглашает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Тем самым закрепляется, что официальное опубликование закона или иного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, является необходимым ус­ловием их вступления в силу.

Кроме того, согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых ак­тов федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ о порядке опубликования подзаконных актов) нормативные пра­вовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, состав­ляющие государственную тайну, или сведения конфиденциаль­ного характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установлен­ном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соот­ветствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержа­щихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Приказом Минюста Российской Федерации от 04.05.2007 г. № 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготов­ки нормативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти и их государственной регистрации. Соглас­но пункту 12 данных Разъяснений государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Феде­рации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, террито­риальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанав­ливающие правовой статус организаций, выполняющих в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в сис­тему федерального органа исполнительной власти, утвердивше­го (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нор­мативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказан­ных признаков, так и несколькими. Зарегистрированные норма­тивные правовые акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регист­рации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных ор­ганов исполнительной власти издательства «Юридическая лите­ратура» Администрации Президента Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официально­го опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норма­тивный характер, вступают в силу одновременно на всей терри­тории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тай­ну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанав­ливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том чис­ле акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента Российской Федерации и актах Прави­тельства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юс­тиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государс­твенной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуаль­ного кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституци­ей Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компе­тенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал данную норму на предмет ее соответ­ствия Конституции России в связи с тем, что она предусматривает оспаривание только официально опубликованных нормативных правовых актов. Однако нарушать права и свободы граждан мо­жет и неопубликованный нормативный правовой акт.

Реализуя свое конституционное полномочие давать разъясне­ния по вопросам судебной практики, Конституционный Суд РФ разрешил неопределенность в вопросе применения судами ос­париваемой нормы Кодекса в своем определении от 02.03.2006 г. № 58-0. В определении указано, что граждане не могут быть ли­шены возможности восстановления нарушенных прав посредс­твом обращения в компетентный суд, рассматривающий дела по оспариванию нормативно-правовых актов, по причине несоблю­дения органом, издавшим акт, правил обязательного опублико­вания нормативных правовых актов.

Суды при рассмотрении подобных дел не вправе ограничивать­ся формальным установлением того, прошел ли обжалуемый акт государственную регистрацию и опубликован ли он в установлен­ном порядке, - они также обязаны выяснять, содержит ли этот акт нормативные положения, затрагивающие права и законные интересы граждан. Выявив, что нормативный правовой акт фе­дерального органа исполнительной власти, содержащий такие положения, не зарегистрирован и не опубликован в установлен­ном порядке, суды должны признавать его недействующим, т.е. в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав. Иное означало бы необосно­ванный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конс­титуции Российской Федерации.

Таким образом, существует два основных условия вступления нормативных правовых актов в силу:

Государственная регистрация (для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, кроме ак­тов и отдельных их положений, содержащих сведения, составля­ющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

  • Юридическая техника как учебная дисциплина
    • Юридическая техника в структуре теории государства и права
    • Эволюция научных взглядов о юридической технике
    • Предмет юридической техники
    • Методология юридической техники
    • Структура курса «Юридическая техника»
    • Значение юридической техники для юриста
  • История развития юридической техники
    • Практика применения юридических технологий и наука юридической техники
    • Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право)
      • Правоприменительная техника в древнем обществе
    • Юридическая техника в традиционном обществе (сословное право)
    • Юридическая техника в индустриальном обществе (развитое, зрелое, общегосударственное право)
      • Правоприменительная техника в индустриальном обществе
  • Понятие и виды юридической техники
    • Понятие и формы юридической деятельности
    • Юридические документы: понятие и виды
    • Понятие и структура юридической техники
      • Юридический инструментарий
    • Виды юридической техники
    • Особенности юридической техники в различных правовых семьях
      • Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право)
      • Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право)
      • Мусульманская семья права
      • Семья обычного права (африканское право)
      • Российская правовая система в контексте мировых семей права
  • Общие правила юридической техники (содержание юридической техники)
    • Понятие содержания юридической техники
    • Правила достижения социальной адекватности права (содержательные правила)
    • Правила обеспечения логики права
    • Структурные правила (внутренняя форма правового документа)
    • Языковые правила
    • Формальные (реквизитные) правила
    • Процедурные правила
  • Правотворчество
    • Понятие и виды правотворчества
    • Законодательство: три подхода к его пониманию
    • Требования к законодательству (критерии качества законодательства)
    • Ошибки в законотворчестве
    • Экспертиза проектов нормативных актов
    • Понятие законодательной техники и ее содержание
  • Правила формирования содержания нормативных актов
    • Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)
    • Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов
      • Правовые дефиниции
      • Декларации
      • Юридические конструкции
      • Правовые презумпции
      • Правовые фикции
      • Правовые аксиомы и исключения
      • Иные способы формирования содержания норм правовых актов
    • Логика нормативного правового акта
      • Система логических требований (правил) в правотворчестве
      • Регламентирование всех элементов логической нормы права
    • Требования к внутренней форме нормативных актов
    • Языковые правила
      • Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов
      • Стиль нормативных актов
      • Символические приемы
  • Техника создания корпоративных нормативных правовых актов
    • Понятие и признаки корпоративного права
    • Принципы создания корпоративных нормативных актов
      • Специальные принципы принятия корпоративных актов
    • Особенности корпоративных актов
    • Ошибки при принятии корпоративных актов
  • Правотворческая процедура
    • Процедуры в праве
    • Требования к правотворческой процедуре
    • Планирование правотворческой деятельности: его значение и виды планов
    • Концепция нормативного акта как модель отражения социальной действительности
    • Виды правотворческих процедур
    • Процедура ведомственного правотворчества
    • Процедура принятия правительственных постановлений
    • Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс
    • Стадии законодательного процесса
      • Принятие закона
  • Опубликование и вступление в силу нормативных актов
    • Опубликование нормативных актов
    • Вступление нормативных актов в силу
  • Систематизация правовых актов как вид юридической работы
    • Понятие и причины систематизации
    • Причины и значение систематизации
    • Принципы систематизации
  • Правила систематизации юридических документов
    • Кодификация и правила ее проведения
    • Консолидация и правила ее проведения
    • Инкорпорация и правила ее проведения
    • Учет правовых актов
    • Компьютеризация работы по систематизации
  • Толкование как вид юридической работы
    • Понятие толкования
    • Структура толкования
    • Причины толкования
  • Техника толкования нормативных актов
    • Интерпретационная технология
    • Неофициальное толкование
    • Аутентичное толкование
    • Судебное толкование
    • Акты толкования и их особенности
  • Правила создания правореализационных юридических документов
    • Осуществление норм права
    • Правореализационные документы и техника их создания
  • Техника ведения договорной работы
    • Технико-юридические особенности договоров
      • Понятие и содержание договора
      • Типовая структура договора
    • Ведение договорной работы
      • Нормативная регламентация договорной работы
    • Стадии договорной работы
  • Правоприменение как тип осуществления права
    • Характеристика правоприменения
    • Судебная деятельность как разновидность правоприменения
  • Судебные акты и техника их составления
    • Виды судебных актов
    • Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика
    • Требования к содержанию основных судебных актов
      • Обоснованность и мотивированность
      • Справедливость и полнота
    • Правила обеспечения логики основных судебных актов
    • Структура основных судебных актов
      • Структура судебного приговора
    • Языковые правила составления судебных актов
      • Стилистические правила

Вступление нормативных актов в силу

Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию.

К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка "со дня опубликования" предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки "после дня официального опубликования" и "после опубликования" означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ . В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь.

На сей счет установлены следующие правила:

  • законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ . Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие.

Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ . Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ . Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта.

Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными.

Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило - закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на "опережение" в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным».

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Ред. от 22.05.2015 // Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее — НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ:

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования : «Российская газета», «», дополнительно с 26.10.1999 — «Парламентская газета», дополнительно с 10.11.2011 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

1. Акты высших органов законодательной власти РФ

Период действия порядка вступления в силу: 15.06.1994 — по настоящее время

Вид документа: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации «, «Парламентская газета »

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ

2. Акты Президента РФ

Вид документа: Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

3. Акты Правительства РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.06.1996 — по настоящее время

Вид документа: Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организации

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

Срок вступления в силу: по истечение 7 дней после для их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

4. Решения Конституционного Суда РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.08.1991 — по настоящее время

Вид документа: Решения Конституционного Суда РФ

Срок вступления в силу: немедленно после провозглашения

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 78 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ; статья 49 Закона РСФСР от 12.07.1991 № 1599-1

5. Нормативные правовые акты (НПА) федеральных органов исполнительной власти (ОИВ)*,**

Период действия порядка вступления в силу: 18.08.1998 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные правовые акты федеральные органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ***

Официальный источник опубликования: «Российская газета

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*Указом Президента РФ от 16.05.1997 № 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.1997 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте РФ, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

**Существуют особенности вступления в силу нормативных правовых актов некоторых ведомств.

***С 20 марта 2001 г. Указом Президента РФ от 20.03.2001 № 318 введена государственная регистрация нормативных правовых актов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). На эти акты распространяются условия и порядок вступления в силу, действующий для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

6. Вступление в силу правовых актов Банка России

Период действия порядка вступления в силу: 13.07.2002 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты банка России

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ

7. Вступление в силу правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР РФ, ранее — ФКЦБ РФ)

Период действия порядка вступления в силу: 01.07.2004 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты ФСФР РФ, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763;
статья 43 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ

8. Вступление в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела

Период действия порядка вступления в силу: 01.01.2004 — по настоящее время

Вид документа: Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела*, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 5 Таможенного кодекса РФ (Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)**; Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*До 01.07.2004 – ГТК РФ; с 01.07.2004 по 11.05.2006 – Минэкономразвития РФ; с 12.05.2006 – ФТС РФ.

**Статьей 5 таможенного кодекса РФ предусмотрены следующие исключения:
1) правовые акты изданы на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, соответствующие положения которых вводятся в действие в более короткие сроки;
2) правовые акты устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;
3) Таможенным кодексом РФ установлен специальный порядок вступления в силу этих актов. Специальный порядок определен статьями 63, 124 и 125 Таможенного кодекса РФ и касается нормативных правовых актов, устанавливающих:
— перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления;
— перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации;
— места декларирования отдельных видов товаров.
Указанные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. При этом акты, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, могут вступать в силу и в более короткие сроки в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 Таможенного кодекса РФ.

«Официальный интернет-портал правовой информации » (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. (статья 9.1 Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» )

Источник информации:
1/ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина - М.: ЗАО «Консультант Плюс - Новые Технологии», 2009. - 256 с.: ил. ISBN 978-5-903288-03-8.
2/
Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) (скачать…)

Действие нормативных правовых актов во времени

Говоря о пределах действия нормативных правовых актов во времени, в первую очередь следует учесть такие существенные моменты, как вступление в действие нормативного правового акта и прекращение его действия.

Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необхо­димо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Статья 15 Конституции РФ определяет обязательные условия вступления в силу нормативных актов. Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Основные акты Российской Федерации, регулирующие этот вопрос:

1) Федеральный закон от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных «законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

2) Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Рассмотрим условия, имеющие решающее значение для вступления в силу нормативных правовых актов, - это обязательное официальное опубликование всех нормативных актов и обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются «Рос­сийская газета» и «Собрание законодательства Российской Феде­рации».

Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, феде­рального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Рос­сийской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».


Для ведомственных нормативных правовых актов официальным опубликованием считается опубликование в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни­тельной власти» издательства «Юридическая литература».

Исключение составляют акты Центрального банка Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, официальными источниками опубликования которых являются соответственно «Вестник Банка России» и «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».

Все нормативные акты, затрагивающие интересы граждан либо межведомственные интересы, проходят государственную регист­рацию в Министерстве юстиции РФ.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном за­конодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, примене­ния каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них пред­писаний.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Феде­рального Собрания определен ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении деся­ти дней после официального опубликования.

Этот порядок действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступле­ния их в силу.

Кроме того, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания.

1. Порядок вступления в силу закона может быть определен в самом законе: называется конкретная дата или, что встречается чаще, дается формулировка: «Вступает в силу со дня официально­го опубликования».

2. Порядок вступления в силу закона довольно часто определя­ется отдельным документом - законом о введении его в дей­ствие.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус феде­ральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тай­ну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок также является общим и применяется в тех случаях, когда самими актами не установлен другой порядок вступ­ления в силу.

Если порядок вступления в силу не определен в самом акте, то нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие сведения, составляющие государствен­ную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юсти­ции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более по­здний срок.

Для некоторых нормативных актов могут быть предусмотрены специальные правила их вступления в силу, всегда специально оговариваемые в законе.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъек­тов РФ и актов муниципальных образований устанавливается ими самостоятельно.

Говоря о действии нормативных правовых актов во времени, следует остановиться на следующих аспектах.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, распрост­раняются только на те отношения, которые возникли после его введения в действие. Все произошедшее до дня вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется.

Обратная сила может быть придана нормативному акту в ис­ключительных случаях. И тогда нормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уже возникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации все­гда специально оговариваются в законе.

Статьи 54 и 57 Конституции РФ строго ограничивают случаи придания нормативному правовому акту обратной силы. Так, не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Никто не мо­жет нести ответственность за деяние, которое в момент его совер­шения не признавалось правонарушением. В то же время, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применять нужно новый закон.

Прекращение действия нормативного акта означает утрату им юридической силы. Нормативный акт прекращает свое действие в результате:

Истечения срока, на который он был принят (таковы, например, законы о тарифах взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, принимаемые на какой-то конкретный год);

Прямой отмены этого акта (обычно норма об утрате силы ка­ким-либо нормативным актом содержится в специальном норма­тивном правовом акте, например, в законе о введении в действие кодекса);

Принятия нового нормативного акта равной или большей юри­дической силы, регулирующего тот же круг общественных отно­шений. В таких случаях официально не отмененный нормативный акт или его отдельные нормы фактически утрачивают силу в связи с изданием нового нормативного акта, устанавливающего иной порядок правового регулирования (так, с принятием части пер­вой Гражданского кодекса РФ, закрепившей институт довери­тельного управления имуществом, фактически утратил силу Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2296 «О доверительной собственности (трасте)», а с принятием Налогового кодекса фактически утратили силу нормы ст. 22 ФЗ «О подоходном налоге с физиче­ских лиц», устанавливающие меры ответственности налоговых аген­тов за нарушение этого Закона, поскольку такая ответственность предусмотрена ст. 123 Налогового кодекса.