Какой из нижеперечисленных нормативно правовых актов обладает. Тестовые задания Официальная правовая информация

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • - ненормативные акты общего характера;
  • - акты официального разъяснения;
  • - правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • - договоры (сделки);
  • - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Большинство законов закрепляют лишь общие положения в той или иной сфере. Помогают конкретизировать закон так называемые подзаконные акты - сборники норм, которые дополняют основные государственные положения. Какие нормативные акты относятся к подзаконным и какими признаками они обладают? Ответ на этот вопрос будет найден в статье.

Что представляет собой подзаконный акт?

Зачастую государственные законы представляют собой сборники очень конкретных норм, которые не позволяют в полной мере понять устройство той или иной сферы. Дабы не возникали юридические дыры и коллизии, законодатели принимают специальные подзаконные акты - постановления, указы, распоряжения и прочие документы. Подобные акты имеют своей целью дополнить основные государственные законы, облегчить их применение и понимание.

Для принятия подзаконного акта необходимо учитывать специфику отдельной общественной сферы. Во внимание стоит также брать интересы людей, особенности территории и многие другие элементы. К подзаконным нормативным актам относятся документы, которые принимаются на базе основных предписаний государственного характера.

Признаки подзаконных актов

Какими признаками обладают документы, которые относятся к подзаконным нормативным актам? Вот что выделяют специалисты в области права:

  • наличие законной основы;
  • меньшая, чем у основного закона, правовая сила;
  • соответствие компетенции органа, который издает акт подзаконного характера;
  • регулирование обширной сферы общественных отношений, направленной на решение актуальных задач;
  • число подзаконных актов превышает количество законов;
  • акты подзаконного характера представляют собой основу для деятельности правоприменительного характера;
  • документы являются инструментом оперативного воздействия на отношения общественного характера.

Таким образом, рассматриваемая группа нормативных актов обладает большим количеством самых разных признаков и особенностей. Если хотя бы один признак не соответствует документу, то вряд ли придется говорить о нем как о нормативном акте.

Указы главы государства

Какие нормативные правовые акты относятся к подзаконным? Для начала стоит выделить распоряжения и указы, формируемые и издаваемые российским Президентом.

Указы главы государства издаются в нашем государстве уже много веков. В дореволюционной России высшей юридической силой обладали указы самодержавного монарха. Даже Владимир Даль толкует понятие "указ" как письменный приказ государя.

В настоящее время глава государства также обладает законотворческим правом. Однако право это строго контролируется Конституцией и некоторыми органами власти. Так, президент издает указы в строгом соответствии со статьей 90 основного закона страны. Здесь сказано, что глава государства должен издавать нормативные акты по основным вопросам государственного управления. Президентские постановления делятся на распоряжения и указы. Распоряжением называют документ конкретного назначения, имеющий частный характер. Указ же является более значимым актом, имеющим широкое значение.

Особенности президентских указов и распоряжений

Что относится к подзаконным нормативным актам, которые принимаются главой государства? Здесь стоит назвать документы, формируемые по наиболее важным вопросам в сфере управления государством. Например, это создание трудовых комиссий и комитетов, выделение российским регионам финансовых средств из общего бюджета и многое другое.

Далеко не все президентские указы относятся к подзаконным нормативным актам. Существуют так называемые правоприменительные акты, относящиеся к конкретным случаям и явлениям. Здесь стоит назвать, например, акты о присвоении звания или награды, о назначении лица на должность и др.

Все президентские распоряжения и указы обладают рядом важнейших признаков. Здесь стоит назвать, например, содержание юридических норм, общеобязательный характер, регулирование разных общественных сфер и многое другое. Однако основным признаком рассматриваемых актов будет отсутствие противоречий законам федерального типа.

Правительственные акты

Российская Конституция закрепляет право федерального органа исполнительной власти на реализацию законотворческих полномочий. Данная норма закреплена в статье 114 основного закона государства. Постановления Правительства относятся к подзаконным нормативным актам. Необходима разработка таких постановлений для исполнения российской Конституции, федеральных законов, нормативных указов главы государства и т. д.

Чем отличаются распоряжения от постановлений? Распоряжения издаются для небольшого круга лиц. Они являются, скорее, правоприменительными актами, адресованными узкому кругу исполнителей. Постановления же более нормативны. Их исполнение обязательно для всей Федерации - центра совместно с региональными субъектами.

Министерские акты

Как известно, министерства являются частью российского Правительства. Все они осуществляют отдельные функции в той или иной общественной сфере. Акты министерств и ведомств имеют, таким образом, отраслевой характер. Однако зачастую некоторые правительственные группы объединяются в целях создания общего акта. В таких случаях принято говорить о документах межотраслевого характера. Простой пример - акты МВД, Минфина, Минобрнауки и т. д.

Что относится к подзаконным нормативно-правовым актам правительственных ведомств и министерств? В российской законодательной системе это инструкции и приказы. Инструкции призваны регулировать основные формы профессиональной деятельности тех или иных работников, определять их функциональные обязанности. Все инструкции имеют нормативное содержание. Приказы делятся на ненормативные и нормативные. В первом случае речь идет о правоприменительных актах, а во втором - о документах, посвященных наиболее важным вопросам исполнительных органов.

Стоит привести пример подзаконных нормативных актов, относящихся к № 44-ФЗ, Закону "О контрактной системе закупок". Это объемный федеральный закон, который дополняется множеством ведомственных актов. Статья 34 закона, в которой рассказывается про реализацию закупок, регулируется правительственным постановлением "Об определении размеров штрафов заказчиком". Статья 22 про планирование - Постановлением "Об определении цены контракта" и т. д.

Акты органов местного самоуправления

В главе 8 российской Конституции указывается возможность местных самоуправленческих органов управлять собственностью муниципального характера. Органы обладают правом на формирование, регистрацию и реализацию местного бюджета, на установку муниципальных налогов и сборов и на многие другие функции.

Во всех представленных случаях самоуправление обязано издавать нормативные или правоприменительные акты. Это могут быть, например:

  • акты законодательных инстанций;
  • распоряжения и постановления глав местного самоуправления;
  • акты сельских сходов или поселковых собраний и т. д.

Инстанции местного самоуправления обладают довольно обширными полномочиями в области благоустройства отдельной территории. Именно поэтому соответствующие подзаконные акты издаются ими довольно часто.

Региональные подзаконные акты

Итак, что же относится к подзаконным нормативным актам Российской Федерации? Здесь все довольно просто: это президентские, правительственные и министерские постановления. А какие существуют акты в российских регионах?

Управленческие, производственные, коммерческие, образовательные, научные и многие другие виды отношений регулируются специальными подзаконными актами. Принимаемые в регионах документы называют также локальными актами. Все они имеют определенное правовое значение, так как устанавливают правила внутреннего распорядка, закрепляют узкие группы общественных отношений и т. д. Простой пример локального подзаконного акта - решение коллегиального органа управления.

Все верные ответ выделены жирным зелёным текстом.

Вопрос 1: Какие из перечисленных нормативных правовых актов являются актами конституционного законодательства?
1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Уголовный кодекс РФ.

Если Вы уже в достаточной мере изучили тот или иной предмет, то стоит обратить внимание на возможность учиться в другой стране. Образование в Казахстане - школы, колледжи, вузы - это отличный вариант для Вас или Вашего ребёнка.


Вопрос 2: Как называется вводная часть нормативного правового акта?
1. Гипотеза.
2. Преюдиция.
3. Преамбула.

Вопрос 3: Какой нормативный акт обладает наивысшей юридической силой?
1. Постановление Правительства РФ.
2. Федеральный закон.
3. Конституция РФ.

Вопрос 4: От чего зависит юридическая сила нормативного правового акта?
1. От времени его издания.
2. От территориальной юрисдикции правотворческого органа.
3. От компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта.

Вопрос 5: Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом?
1. Указ Президента РФ.
2. Приказ о приеме на работу.
3. Положение о премировании работников конкретного предприятия.

Вопрос 6: В чем выражается обратная сила закона?
1. Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.
2. Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия.
3. Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.

Вопрос 7: Что представляет собой экстерриториальное действие закона?
1. Закон действует на ограниченной территории государства.
2. Закон действует на всей территории государства.
3. Закон одного государства действует на территории другого государства.

Вопрос 8: С какого момента вступит в законную силу Приказ Министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1993 г. № 300 на территории, подведомственной Приокскому РУВД г. Нижнего Новгорода?
1. С 18 декабря 1993г.
2. С момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.
3. По истечении 10 дней с момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.

Вопрос 9: Что является первичным элементом системы права?
1. Отрасль права.
2. Норма права.
3. Институт права.

Вопрос 10: Укажите разновидность систематизации нормативных правовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и(или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания?
1. Легитимация.
2. Кодификация.
3. Инкорпорация.

Вопрос 11: Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Упорядочение юридических норм в процессе правотворчества компетентными органами, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные и юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую систему и издается единый юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт».
1. Легализация.
2. Кодификация.
3. Консолидация.

Вопрос 12: Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к кодифицированным?
1. Конституция РФ.
2. Устав патрульно-постовой службы.
3. Правила дорожного движения.
4. Правильного ответа нет.

Вопрос 13: К какому понятию относится следующее определение: «Форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт»?
1. Инкорпорация.
2. Консолидация.
3. Кодификация.

Вопрос 14: Какой вид инкорпорации определяется как «утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами»?
1. Официальная.
2. Полуофициальная.
3. Неофициальная.

Вопрос 15: Назовите характерные свойства (признаки) юридической нормы.
1. Общеобязательная нормативность.
2. Формальная определенность.
3. Неперсонифицированность адресата.
4. Все перечисленные, плюс структурная организация.

Вопрос 16: Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?
1. Гипотеза.
2. Диспозиция.
3. Санкция.

Вопрос 17: Какой элемент правовой нормы предусматривает условие применения юридической нормы?
1. Санкция.
2. Диспозиция.
3. Гипотеза.

Вопрос 18: Каково назначение правоохранительных норм?
1. Предоставляют права участникам отношений и возлагают hi них обязанности.
2. Определяют меры юридической ответственности.
3. Разрешают противоречия между нормами.
4. Отменяют действующие нормы либо изменяют сферу их действия.
5. Провозглашают цели и задачи права, закрепляют правовые принципы.

Вопрос 19: Каковы юридические предпосылки возникновения правоотношений?
1. Нормы права, правосубъектность и юридический факт.
2. Субъекты права, объекты права и юридические факты.
3. Субъективные права и юридические обязанности.

Вопрос 20: Какое понятие определяется следующим образом: «Участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности»?
1. Субъект права.
2. Субъект правоотношения.
3. Субъект правонарушения.

№ вопроса

№ вопроса

Правильный ответ обвести в кружочек

Примечание: допускается 1 исправление.

БЛАНК ОТВЕТА НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Дисциплина: «Основы права» Группа:

ФИО студента:

Тест 1 Вариант № Ошибок ______ Оценка_____

Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ВАРИАНТ 3

1. Какая функция государства включает в себя деятельность по развитию сети
общеобразовательных учреждений:

А)экологическая Б) идеологическая В)социальная

Г) экономическая

2. Власть в первобытном обществе опиралась на:

А) систему органов власти

В) вооруженную силу

Г) политические организации

3. Государство в современной юридической литературе определяется как:

А) машина для поддержания господства одного класса над другим

Б) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан

В) политическая организация общества, обладающая верховной властью на

определенной территории

Г) союз людей, объединенных началами общей пользы

4. Государственный орган - это:

А) политическая организация

Б) элемент механизма государства

В) общественная организация

Г) верный ответ отсутствует

5. Органы прокуратуры входят в систему органов:

А) законодательной власти

Б) исполнительной власти

В) судебной власти

Г) не входят ни в одну из перечисленных выше систем

6. Постановления, издаваемые органами исполнительной власти, называются:

А) Конституции

Б) Законы

В) Кодексы

Г) Подзаконные акты

7. Что из ниже перечисленного является формой государственного устройства:

А) Монархия

Б) Президентская республика

В) Унитарное государство

Г) Парламентская республика

8. В какой исторический период понятие «Конституция» приобрело современное
значение и стало употребляться для обозначения основного закона государства:

А) в период древнего мира

Б) в период средневековья

В) в Новое время

Г) после второй мировой войны

9. Укажите государственный орган, который имеет право официально толковать
Конституцию РФ:

А) Государственная Дума РФ

Б) Совет Федерации

В) Президент РФ

Г) Конституционный Суд РФ

10. Какое из перечисленных ниже прав относится к группе политических прав человек*

А) право на защиту от безработицы

Б) право направлять личные и коллективные петиции в органы государственной

власти

В) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом

Г) право на свободу и личную неприкосновенность

11.Выборы Президента назначает:

А) Государственная Дума РФ Б) Совет Федерации

В) Конституционный Суд РФ Г) верный ответ отсутствует

12. Укажите число членов Совета Федерации:

А) 89

Б) 178

В) 225

Г) 450

13. Уголовный Кодекс был введен в действие:

14. Принцип уголовного права, согласно которому преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным Кодексом, называется:

А) принципом справедливости

Б) принципом равенства граждан перед законом

В) принципом законности

Г) принципом гуманизма

15. Кому принадлежит право помилования граждан, осужденных судами РФ:

А) Государственной Думе РФ

Б) Федеральному Собранию РФ

В) Правительству РФ

Г) Президенту РФ

16. Полная дееспособность в семейном праве возникает с:

А)16 лет

Б)18 лет

В)21 год

Г) 25 лет

17. Не запрещается вступать в брак:

А) с близким родственником

Б) с усыновителем или усыновленным В) с лицом не достигшим 18 лет

Г) с недееспособным лицом

18. Женщинам пенсия по возрасту (старости) устанавливается по достижении:

А)50 лет

Б)55 лет

В)60 лет

Г) 65 лет

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

№ вопроса

Правильный ответ ТЕСТ итоговый ВАРИАНТ 1

№ вопроса

Правильный ответ ТЕСТ итоговый ВАРИАНТ 2

№ вопроса

Правильный ответ ТЕСТ итоговый ВАРИАНТ 3

1. Определите, к какому понятию относится определение: «Научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития»:

А. разновидность политической системы

Б. тип государства

В. форма государственного устройства

Г. вид политического режима

2.Санкция правовой нормы, устанавливающая низший и высший или только высший пределы наказания называется …

А. абсолютно-определенной

Б. относительно-определенной

В. альтернативной

3. Определите, какие правовые нормы вынуждают субъектов правоотношения к определенному действию:

А. декларативные

Б. управомочивающие

В. обязывающие

Г. запрещающие

4. Определите элементы состава правоотношения:

А. объект правоотношения

Б. объективная сторона

В. субъекты правоотношения

Д. субъективная сторона

5____________________функция государства выполняет задачу обеспечения каждому человеку права на здоровую и безопасную среду обитания.

6.Устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права соглашение двух или более уполномоченных в области правотворчества субъектов – эта форма права называется:

А. трудовой договор

Б. брачный контракт

В. нормативно-правовой договор

Г. гражданско-правовой договор

7.Какой из нижеперечисленных признаков отличает акт применения права от иных видов нормативно-правовых актов?

А. его законность

Б. его письменная форма

В. то, что он издается государственным органом

Г. имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи не распространяется

Д. нет верного ответа

8.Регулирование крупной сферы однородных общественных отношений - признак какого элемента системы права:

А. отрасли права

Б. подотрасли права

В. института права

Г. нормы права

9.Какой из указанных признаков относится к признакам характеризующим объективную сторону состава правонарушения?

Г. общественно вредные последствия

10. Критерий деления правоотношений на регулятивные и охранительные это…

А. функции права

Б. общеправовые принципы

В. система законодательства

Д. воля субъектов правоотношений

11.Документ, разъясняющий смысл правовой нормы является актом:

А. официального толкования

Б. нормативно-правовым

В. правоприменительным

Г. правоустанавливающим

12. Система права и система законодательства соотносятся между собой как:

А. цель и средство

В. основное и второстепенное

Г. часть и целое



13.Целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств это…

А. правовое воспитание

Б. правовое регулирование

В. правопорядок

14. Определите формы реализации права:

А. воздействие

Б. исполнение

В. влияние

Г. соблюдение

Д. использование

15 Определите признаки применения права:

А. имеет процессуальный характер

Б. имеет договорной характер

В. результатом применения права является - нормативно-правовой акт

Г. результатом применения права является – акт применения права

16.Определите признаки фашистского политического режима

А. нетерпимость ко всякому инакомыслию

Б. наличие общей официальной для всей страны идеология

В. монополия государства на информацию

Г. доминирующее положение государственной собственности

Д. основан на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной а другие, «не полноценные народы» должны обслуживать высшую расу или подлежать уничтожению.

Е. все вышеперечисленные признаки

17.Определите правовые формы осуществления функции государства:

А. социальная

Б. правотворческая

В. хозяйственная

Г. идеологическая

Д. правоприменительная

18. Определите, что относиться к признакам государственного органа:

А. предназначен для решения задач закрепленных в уставе

Б. образуется в установленном законом порядке

В. имеет право издавать обязательные к исполнению акты

Г. все ответ верны

19. Определите общие принципы организации и деятельности государственного аппарата:



А.легальный порядок образования и деятельности

Б. принцип законности и конституционности

В. приоритет прав человека при осуществлении деятельности государственного аппарата

Г.разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами

Д.все ответы верны

20. Совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности это…

А. систематизация законодательства

Б. юридическая техника

В. способ изложения нормы права

Г. способы толкования норм права

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ