Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Зачем нужны компьютеры? Сферы применения компьютера. Самый первый компьютер Использование компьютеров в профессиональной деятельност

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Роль информационных систем и технологий в жизни современного общества. Назначение и состав программного обеспечения персональных компьютеров. Использование технологий OLE. Операционные среды для решения основных классов инженерных и экономических задач.

    практическая работа , добавлен 27.02.2009

    Сущность глобальной компьютеризации и ее распространенность на современном этапе. Основные характеристики персонального компьютера и требования к нему, главные критерии выбора и оценка ассортимента. Порядок выбора конфигурации персонального компьютера.

    реферат , добавлен 31.10.2010

    Арифметические и логические основы персонального компьютера. Работа персонального компьютера. Программные средства реализации информационных процессов. Алгоритмизация и программирование. Моделирование и формализация. Локальные и глобальные сети ЭВМ.

    методичка , добавлен 10.12.2011

    Понятие информационных технологий, их роль и значение в обществе на современном этапе. Компьютеры как базовая техническая составляющая процесса информатизации общества. Возможности интернета для образования, бизнеса и распространения информации.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Понятие автоматизированных информационных технологий, их значение и классификация. История развития технологии, основные типы и решаемые задачи. Особенности электронного и виртуального офиса, роль экспертной поддержки и интерактивной машинной графики.

    презентация , добавлен 25.06.2013

    Роль структуры управления в информационной системе. Примеры информационных систем. Структура и классификация информационных систем. Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2003

    Аппаратно-программные средства компьютера, позиционируемого в качестве учебного. Модернизация компонентов персонального компьютера, его потребляемая мощность. Исходная конфигурация компьютера. Установка дополнительных модуля памяти и жесткого диска.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

Информационная деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной .

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества , использованием и преобразованием энергии . Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью . В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем - ученые и т.д.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов - библиотек, архивов . Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса .

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах - обработка и целенаправленное преобразование информации - осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком .

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе. Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис , т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время .

Можно сказать, что нам, живущим на рубеже веков и тысячелетий, повезло стать свидетелями грандиозных изменений на нашей родной планете. И результатом этих изменений стало ускорение появления знаний . Информационный поток буквально обрушивается на нас. Если первое удвоение общего количества знаний на Земле произошло за период от рубежа нашей эры до 1750 года, то второе удвоение случилось уже за 150 лет, к началу двадцатого столетия, а третье - за 50 лет – к 1950 году.

В дальнейшем объемы знаний удваивались еще более стремительными темпами: до 1970 года - на протяжении 10 лет, после 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно! По сути, мы живем в обществе, где могущество любой страны определяется ее информационным потенциалом и возможностью быстро обеспечить необходимыми и надежными сведениями всех, кто в них заинтересован.

Выходом из создавшейся ситуации явилось изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и персональных компьютеров, создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:

· сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;

· аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;

· цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;

· записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);

· полиграфическое оборудование;

· цифровые музыкальные студии;

· медицинское оборудование для УЗИ и томографии;

· сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;

· ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;

· плоттеры и различные принтеры;

· мультимедийные проекторы;

· флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;

· мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):

· многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);

· серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;

· специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. В настоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей «увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий. Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

Таблица. Применение технических средств и информационных ресурсов в профессиональной деятельности

Область деятельности Профессия Технические средства Информационные ресурсы
Средства массовой информации Журналисты Телевидение, радио, Интернет, электронная почта, библиотеки, архивы
Почта, телеграф, телефония Служащие, инженеры Телеграф, телефон, компьютерные сети Базы данных
Наука Ученые Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, архивы, базы данных, экспертные системы, Интернет
Техника Инженеры Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Системы автоматизированного проектирования (САПР), библиотеки, патенты, базы данных, экспертные системы, Интернет
Управление Менеджеры Базы данных, экспертные системы
Образование Преподаватели Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, Интернет
Искусство Писатели, художники, музыканты, дизайнеры Компьютеры и устройства ввод/вывода информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, музеи, Интернет

Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию.

Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:

· компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;

· машиночитаемые носители информации - магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;

· компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.

Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.

Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства (см. таблицу).

Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.

Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.

Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.



Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.

Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации.

Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.

Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi-совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ.

Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности людей и организаций.

Появление специалистов в области информатики в России исторически было связано с подготовкой математиков-программистов в университетах и инженеров в технических вузах. Современное положение можно отразить в следующей ниже таблице.

Ради построения компьютерных моделей для решения научно-технических задач были созданы первые компьютеры. В настоящее время компьютерное моделирование активно применяется во всех науках, но обеспечить его применение по-прежнему поручают математикам. Только фундаментальное математическое образование позволяет сформировать специалиста, владеющего теорией дифференциальных уравнений и численными методами, программированием, компьютерным моделированием, способного построить компьютерную модель реальной системы. При подготовке эти специалисты изучают широкий спектр курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием: алгоритмы и алгоритмические языки, архитектура ЭВМ и язык ассемблера, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, компьютерная графика, параллельные вычисления, базы данных, операционные системы, искусственный интеллект, объектно-ориентированное программирование, компьютерные сети, сетевые технологии, системы программирования и др. Для примера укажем направления подготовки факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ: прикладная математика и информатика, информационные технологии.

Профессия “Информатик” с квалификацией в некоторой прикладной области утверждена в России в 2000 г. Целью является подготовка кадров, способных к успешному функционированию в новых экономических и политических условиях и готовых к решению задач, связанных с использованием наукоемких информационных технологий в смежных областях человеческого знания и деятельности, в том числе при разработке интегрированных систем информационного и математического обеспечения экономической, финансовой и административной деятельности. Эта специальность применяется в экономике, юриспруденции, политологии и т.д., где используются информационные системы. Информатик в соответствующей области занимается созданием и сопровождением информационной системы. Например, Информатик-экономист является специалистом по информационным системам в административном управлении, банковском, страховом деле, бухгалтерском учете и т.д. Этот специалист, имеющий глубокую фундаментальную подготовку, может создавать информационно-логические модели объектов, разрабатывать новое программное и информационное обеспечение для решения задач науки, техники, экономики и управления, адаптировать систему на всех стадиях ее жизненного цикла.

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем особенно актуальны для современного мира. Эти задачи привели к возникновению новой специальности - специалист по защите информации. Специалисты изучают защиту информации в автоматизированных системах, в персональных компьютерах, в компьютерных сетях с помощью программных и аппаратных средств. Для обеспечения информационной безопасности применяются технические, программные, организационные и правовые методы. К техническим мерам относят защиту от несанкционированного доступа к системе, резервирование компонентов системы, перераспределение ресурсов в случае аварии, резервные системы электропитания, установку сигнализации и др. К правовым мерам относят разработку норм ответственности за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов. В основе программной защиты находятся криптографические методы защиты информации. Специалисты по защите информации востребованны в государственных организациях, работающих со статистической, налоговой, таможенной информацией, в финансово-кредитных учреждениях, в системах электронной торговли и электронных платежей.

Вычислительная техника и телекоммуникации составляют аппаратную основу любой информационной технологии. Их разработкой и созданием занимаются инженеры. Они владеют принципами построения вычислительных и телекоммуникационных систем, электротехникой и микроэлектроникой, базисом является инженерное образование. Основу функционирования компьютерных систем составляет уровень архитектуры, который включает общие принципы построения и функционирования логических узлов компьютера, программирование на машинном языке. Логические принципы и схемы реализации основных узлов компьютера (сумматоров, триггеров) составляют следующую ступень. Знание схемных решений современной радиотехники и микроэлектроники требуется разработчикам физических элементов компьютеров.

Задание для самостоятельной работы : изучить дополнительную литературу и подготовить доклад по теме: Информационная культура.

Литература:

Виртуальный компьютерный музей. - http://www.computer-museum_r.html/

Виртуальный европейский музей истории компьютерной науки и техники. - http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/museum_r.html

История вычислительной техники. - http://historyvt.narod.ru/

Информационная культура - http://www.fio.vrn.ru/2005/6/4.htm

Информационная культура - http://infdeyatchel.narod.ru/inf_kult.htm

Энциклопедии и словари - http://enc-dic.com/

На основе прослушанной лекции и изучения дополнительной литературы ответить на следующие вопросы:

1. Что называется информацией?

2. Что называется информатикой?

3. Назвать и охарактеризовать этапы информационного развития общества.

4. Что явилось основной причиной изобретения компьютера?

5. Что входит в состав информационных ресурсов?

6. Приведите примеры компьютеров в быту.

Подготовить сообщение (по желанию) на тему «Признаки информационного общества».

Подготовить плакат схему (по желанию) «Историяразвития информационного общества» (в электронном виде).

Ответить на вопросы теста.

1. Основным носителем информации в социуме на современном этапе является:

· бумага;

· кино и пленка;

· магнитная лента;

· дискета, жесткий диск;

· лазерный компакт диск.

2. Информационная революция это:

· качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения;

· радикальная трансформация доминирующего в социуме технологического уклада;

· возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и профессиональной деятельности информацию;

· изменение в способах формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала социума;

· совокупность информационных войн.

3. Первая информационная революция связана с изобретением:

· письменности;

· книгопечатания;

· компьютера.

4. Первым средством дальней связи принято считать:

· телефон;

· телеграф;

· радиосвязь;

· компьютерные сети.

5. Идея программного управления процессами вычислений была высказана:

· Н. Винером;

· Дж. Маучли;

· А. Лайвлейс;

· Ч. Баббиджем;

· Дж. фон Нейманом.

6. Появление возможности эффективной автоматизации обработки и целенаправленного преобразования информации связано с изобрением:

· письменности;

· книгопечатания;

· телефона, телеграфа, радио, телевидения.

7. ЭВМ второго поколения имели в качестве элементной базы:

· электронные лампы;

· полупроводниковые элементы;

· интегральные схемы;

· сверх большие интегральные схемы;

· микропроцессоры.

8. Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия, сконструировал в XVII веке:

· Чарльз Бэббидж;

· Блез Паскаль;

· Герман Голлерит;

· Джордж Буль;

· Готфрид Вильгельм Лейбниц.

9. Первая отечественная ЭВМ, разработанная под руководством академика С. А. Лебедева, называлась:

· Стрела;

10. Элементной базой ЭВМ третьего поколения служили:

· электронные лампы;

· полупроводниковые элементы;

· интегральные схемы;

· большие интегральные схемы;

· сверхбольшие интегральные схемы.

11. Принцип хранимой программы был предложен:

· Джоном фон Нейманом;

· Чарльзом Бэббиджем;

· Дж. П. Эккертом;

· Аланом Тьюрингом;

· Клодом Шенноном.

12. Состав и назначение функциональных средств автоматической вычислительной машины впервые определил:

· Джон фон Нейман;

· Чарльз Бэббидж;

· Ада Лавлейс;

· Алан Тьюринг;

· моделирования человеческого интеллекта (со􀯙здания искусственного интеллекта);

· создания дешевых и мощных компьютеров;

· достижения производительности персональных компьютеров более 10 млрд. операций в секунду;

· построения узлов ЭВМ в соответствии с иными физическими принципами;

· создания единого человекомашинного интеллекта.

14. К информационным услугам относят...

· поиск и подбор информации;

· консалтинг;

· обучение;

· телекоммуникации;

· природные ископаемые.

15. Информатизация общества это процесс...

· увеличения объема избыточной информации в социуме;

· возрастания роль в социуме средств массовой информации;

· более полное использование накопленной информации во всех областях

· человеческой деятельности за счет применения средств информационных и

· телекоммуникационных технологий;

· повсеместного использования компьютеров.

16. Согласно взглядам ряда ученых (О. Тофлер, Белл, Масуда и др.) в “информационном обществе”:

· большинство работающих будет занято производством, хранением и переработкой информации, знаний; будут решены проблемы информационного и экологического кризиса, реализованы гуманистические принципы управления социумами;

· человек станет послушным объектом манипуляции со стороны средствмассовой информации;

· власть будет принадлежать “информационной элите”, осуществляющей жестокую эксплуатацию остальной части населения и контроль частной жизни граждан;

· человек станет придатком сверхмощных компьютеров;

· управление общественным производством и распределением материальных благ будет осуществляться на основе централизованного планирования.

17. Информационная культура человека на современном этапе в основном определяется:

· совокупностью его умений программировать на языках высокого уровня;

· его знаниями основных понятий информатики;

· совокупностью его навыков использования прикладного программного обеспечения для создания необходимых документов;

· уровнем понимания закономерностей информационных процессов в природе и обществе, качеством знаний основ компьютерной грамотности, совокупностью технических навыков взаимодействия с компьютером, способностью эффективно и своевременно использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности;

· его знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательских характеристик компьютера.

18. Среди возможных негативных последствий развития современных средств информационных и коммуникационных технологий указывают:

· реализацию гуманистических принципов управления социумом;

· формирование единого информационного пространства человеческой цивилизации;

· разрушение частной жизни людей;

· организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации;

· решение экологических проблем.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра компьютерного проектирования и дизайна

Курсовая работа

По истории и методологии науки и производства информационных систем

«ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ»

Санкт-Петербург


Введение

2. Автоматизированные системы

3. Роль применения отечественных компьютеров в атомной и космической программах СССР

4. История создания автоматизированных систем управления в CCCP

Заключение

Список литературы


Введение

В наше время жизнь каждого отдельного человека и всего социума в целом тесно связана с таким явлением технического прогресса, как компьютер. Электронно-вычислительная техника всё шире входит во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и школьных классах. Непрерывно растёт число специалистов, работающих с персональным компьютером, который становится их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи и без специального обученного персонала.

Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства - это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.

Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования - компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США - 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт.

В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя - микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Эти технологические изменения существенно преобразуют не только среду обитания человека, но и влияют на самого человека, на организацию всех видов его деятельности, на взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, на систему образования и, наконец, на нормы и законы, фиксируемые и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями. Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.

Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека.

Следующее преимущество определяется способностью компьютеров взять на себя функции всех существующих средств массовой информации. Такие конструкции и явления, как тексты, изображения, звуки и кино - почти недоступные в традиционных средствах массовой информации - становятся легко управляемыми самим человеком.

В-третьих, поскольку информация может быть представлена во многих различных аспектах, человеку предоставляется возможность многосторонне рассмотреть идеи или проблемы и свести воедино информацию различных источников.

В-четвертых, суть компьютерных расчетов состоит в построении динамической модели идеи посредством имитации условий. С помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а наглядные модели, которые описывают и проверяют противоречащие друг другу теории.

Пятое преимущество состоит в том, что компьютеры можно наделить мышлением. Способность компьютера к построению моделей позволяет ему соперничать с человеческим разумом.

Эти пять преимуществ представляют собой могущественную информационную среду, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия - человек.

Жизнедеятельность современного человека теперь реализуется на путях все более активного общения с техническими устройствами; если раньше они являлись как бы продолжением человеческих рук и способствовали усилению его физических потенций, то возникновение компьютера резко изменило положение: он играет роль сотрудника, совместно выполняющего сложную интеллектуальную работу. Это ведет к формированию качественно другого отношения к компьютеру.

Стремление постоянно использовать компьютер для решения все более широкого круга задач имеет серьезное значение, так как позволяет человеку успешно использовать огромные возможности машины. Компьютер позволяет резко увеличить эффективность и качество многих форм деятельности человека, облегчает его работу, вводит в круг новых, интересующих его событий и концептуальных представлений, что, конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные возможности.


1. Основные области применения компьютеров

Применение методов и средств информатики возможно во всех тех областях человеческой деятельности, в которых существует принципиальная возможность (и необходимость) регистрации и обработки информации. По этому поводу существует справедливое высказывание: "Применение вычислительных машин ограничено только рамками нашей фантазии". Сейчас трудно назвать такую сферу деятельности человека, в которой не применяют или не пытаются применить современные информационные технологии. Среди наиболее значительных областей применения средств обработки данных следует выделить:

1. Военное дело, например, системы противоракетной обороны, космические системы.

2. Моделирование физических явлений и исследование построенных моделей с помощью компьютеров.

3. Обработка конкретных экспериментальных данных при проведении математических, физических, химических, биологических, социологических, исторических, археологических и т. п. исследований.

4. Решение задач метеопрогноза.

5. Автоматизированные рабочие места (АРМ) специалиста, например, АРМ бухгалтера, руководителя, врача и т. д.

6. Системы автоматического проектирования, обеспечивающие поддержку работы инженера-конструктора, существенно повышающие производительность его труда и сокращающие сроки разработок.

7. Управление работой отдельных станков (станки с числовым программным управлением), роботы, робототехнические линии, цеха и заводы-автоматы.

8. Автоматизированные системы планирования и управления производством, начиная с отдельных предприятий и кончая управлением целыми отраслями (железнодорожный транспорт, авиация и т. д.).

9. Получение изображений внутренних частей непрозрачных тел, в том числе в медицине - компьютерная томография, и на производстве - контроль качества, не разрушающий изделий.

10. Системы массового обслуживания и информационно-справочные системы. Например, системы резервирования и продажи железнодорожных и авиабилетов.

11. Обслуживание крупных спортивных мероприятий - мировых и европейских чемпионатов, Олимпийских игр.

12. Базы данных правовой информации (быстрый доступ к нормативным актам, указам и постановлениям правительства, статьям Уголовного и других кодексов), криминалистические базы данных, хранящие сведения о преступниках и т. д.

13. Банковские и биржевые компьютерные системы.

14. Библиографические компьютерные системы.

15. Подготовка различных документов, отчетов и других печатных материалов, рекламное дело.

16. Компьютерная верстка и подготовка к изданию газет, журналов, книг.

17. Аранжировка музыкальных произведений, цветомузыка.

18. Скульптура и архитектура.

19. Компьютерный дизайн разрабатываемых устройств, помещений.

20. Компьютерная мультипликация и анимация ("оживление" изображений – воспроизведение последовательности изображений, создающее впечатление движения).

21. Машинный перевод с различных естественных языков.

22. Лингвистика, расшифровка неизвестных языков.

23. Криптография – шифрование и расшифровка документов, доступ к которым должен быть ограничен.

24. Компьютерная геодезия и картография.

25. Обучающие, тестирующие и контролирующие программы.

26. Цифровая аудио- и видеозапись.

27. Новые средства связи, базирующиеся на локальных и глобальных сетях.

Также необходимо упомянуть еще об одной, весьма специфической области "применения" информационных технологий. Практически одновременно с появлением персональных компьютеров и ростом популярности компьютерных сетей появились программы, которые были названы компьютерными вирусами. Основной целью выполнения таких программ можно считать нанесение вреда аппаратным средствам, программам или данным конкурентов. Важным отличительным признаком вирусов является их способность к самораспространению, которое позволяет вирусам за небольшой промежуток времени "заразить" большое количество компьютеров и нанести максимальный вред.

Web).Простота использования этой службы привела к тому, что в InterNet стали подключаться самый массовый пользователь - домохозяйки и бизнесмены, преподаватели и студенты и т.д. Следующей сферой применения компьютеров стала промышленная индустрия. Создание высоконадежных систем управления позволило повсеместно автоматизировать процессы изготовления различных товаров, оборудования, линии сборки в...

Научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования. Применение компьютера в педагогических исследованиях – одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей разработки. Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к...

Реферат

по дисциплине

«ИКТ в профессиональной деятельности»

Возможности использования персонального компьютера на уроках.

Выполнила:

Жамкина Ю.Н.

Омск – 2016

План.

Введение с.3

Глава 1. Персональный компьютер как средство обучения, воспитания и развития

1.1.Психологические особенности использования персонального компьютера в обучении с.5

1.2.Персональный компьютер как основное средство информационно-коммуникационных технологий в обучении с.8

1.3.Структура учебной деятельности при компьютерном обучении с.11

1.4.Методы организации обучения с применением персонального

компьютера с.13

1.5.Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером с.15

Глава 2. Формы использования персонального компьютера на уроках

2.1. Презентации с.16

2.2. Электронные учебники с.17

2.3. Дидактические материалы с.17

2.4. Учебные программы - тренажеры с.17

2.5. Системы виртуального эксперимента с.18

2.6. Программные системы контроля знаний с.18

2.7.Электронные учебники и учебные курсы с.18

2.8.Обучающие игры и развивающие программы с.19

Заключение с.20

Список литературы с.21

Введение.

Начало XXI в – это период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватившего все страны мира. Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от человека умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. требует коммуникационного взаимодействия и сотрудничества, толерантности.

Неограниченный доступ к информации существенно меняет возможности коммуникации, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции.

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов подразумевает компетентностный и системно - деятельностный подход в образовании. Переход от простой передачи знаний к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебной деятельности. Образовательные технологии, реализующие основные идеи системно - деятельностного подхода: информационные технологии, т ехнологии учебного исследования, технологии учебного проектирования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Инструментарием УУД являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Формирование ИКТ - компетентности учащихся требует от учителя педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ.

Применение ИКТ позволяет учителю и учащимся выстраивать индивидуальную и коллективную траекторию обучения.

«Компьютерные технологии можно трактовать в узком и широком смысле слова. Первое означает применение компьютера как средства обучения, второе – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе»

Огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе дидактический материал, несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения. Компьютер - это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов обучения, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.

Диапазон использования компьютера в обучении очень велик. Он используется как информационная система, помогающая решать конструкторские, технологические, экономические, экологические вопросы; как источник знаний; как инструмент поиска информации для разработки проектов; как средство управления технологическими машинами; для существенного расширения наглядности обучения; для объяснения материала; закрепления знаний; выполнения практических работ; оперативного контроля над усвоением учащимися знаний и умений; как объект изучения, а также для обучающих игр.

В настоящее время компьютерные игры применяются как инструмент диагностики и реабилитации детей с ОВЗ: в коррекции навыков устной и письменной речи, зрения, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.

В настоящее время при поступлении на работу требуется минимальный запас знаний и умений работы на персональном компьютере хотя бы на пользовательском уровне.

Рассмотрим возможности применения компьютера на уроке.

Глава 1. Персональный компьютер как средство обучения, воспитания и развития.

    1. Психологические особенности использования персонального компьютера в обучении.

Связь психологических исследований с разработками в области ИКТ возникла задолго до появления компьютеров. Формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса.

Позднее появились психологические разработки алгоритмического и программированного обучения. Основным теоретическим источником современного компьютерного или автоматизированного обучения следует считать программированное обучение. Идея программированного обучения принадлежит американскому профессору психологии Б.Ф.Скиннеру. Он впервые выступил с этой концепцией в 1954 году. При ее создании Б.Ф.Скиннер опирался на бихевеористскую психологию. Суть идеи программированного обучения заключалась в "призыве повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем".

Для программированного обучения характерна такая организация обучения, в процессе которой осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства.

Разновидности программируемого обучения.

    Линейное программированное обучение ( Б.Ф. Скиннер), по мнению автора,

имеет следующие особенности:

    учебный материал разбивается на определенные взаимосвязанные дозы, которые последовательно предъявляются учащимся;

    вопросы не очень трудные, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

    учащиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию;

    учащиеся сразу же информируются о том, правильны или ошибочны их ответы;

    обучающиеся проходят по очереди все рамки программы в удобном для себя темпе;

    одна и та же мысль повторяется в различных вариантах и нескольких рамках программы, чтобы избежать механического запоминания.

    Разветвленное программированное обучение ( Норман А. Кроудер) основано

на выборе одного правильного ответа из нескольких данных. По мнению автора, это требует от учащихся больших умственных способностей, а ошибки - это возможность обнаружить недостатки в знаниях, выяснить, какие проблемы были уяснены недостаточно.

Постепенно линейное и разветвленное программированное обучение уступили место смешанным формам.

После внедрения компьютеров в практическую деятельность был осуществлен переход от теоретических к экспериментальным исследованиям.

Постепенно, в связи с бурным развитием техники, появились принципиальные отличия между программированным и компьютерным обучением. Компьютер существенным образом изменил управление учебной деятельностью.

Компьютер рассматривается в контексте информационных технологий обучения. “Компьютеризация воздействует на развитие не только познавательной, но и мотивационной, эмоциональной сферы личности, ее самосознания. Может ли компьютер способствовать развитию творческого мышления? Безусловно, да. Однако для этого нужно: а) ясно формулировать именно эту цель обучения с использованием компьютера; б) проверять, достигается ли эта цель; в) максимально использовать психологические знания о путях и методах достижения этой цели”

Однако, уже известно, что компьютеризация может привести к негативным последствиям именно в сфере реализации воспитывающей функции обучения (например, компьютерная наркомания).

В настоящее время одним из важных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании.

    1. Персональный компьютер как основное средство информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Средства обучения - разнообразные предметы, объекты, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения.

Клюева Н.В. указывает наиболее важные области применения ИКТ в образовании:

    управление образованием;

    информатика как цель обучения (подготовка специалистов в области ИКТ и пользователей - учителей и учащихся);

    к омпьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания.

Именно последнее, по мнению Клюевой, считается в настоящий момент наиболее важным и интенсивно развивающимся, так как ведется интенсивная работа по внедрению компьютеров в образование. «Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию)»

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер уникален по своим возможностям. Он находит применение на любом учебном предмете и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения, выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценивания знаний учеников. Компьютер, в отличие от учителя, «оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. … лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку».

Рассмотрим основные достоинства использования компьютера в обучении, которые выгодно отличают его от прежде известных обучающих машин и технических средств обучения:

    активно вовлекает учащихся в учебную деятельность;

    повышает интерес, мотивацию учеников к обучению , привлекательность обучения ;

    направляет действия учеников и сам управляется под их воздействием;

    способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности,

позволяет им увидеть результат своей деятельности;

    обладает огромными возможностями по визуализации и моделированию информации (хорошие графические, иллюстративные возможности);

    позволяет демонстрировать процессы различной природы, как статические, так и динамические , которые невозможно увидеть в реальных условиях (тем более в классе), н аглядно представить образ того, что не имеет наглядности на самом деле (например, эффекты теории относительности) ;

    позволяет сместить акценты от теоретических знаний к практическим;

    прост в управлении, имеет гибкие языки программирования;

    имеет интерактивный (диалоговый) режим работы (действие человека – реакция компьютера - действие человека - реакция компьютера), стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты;

    повышение информационной обеспеченности (с использованием ИКТ расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять доступ к различной информации, накопление, хранение, обмен и тиражирование ее);

    введение игровых компонентов;

    дает возможность повысить самостоятельность обучения (без непосредственного участия учителя, выполняя домашние задания);

    индивидуализирует обучение (выбор тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика , каждый ученик работает за своим компьютером, может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы).

Более глубокий учет индивидуальных особенностей учащихся может осуществлять компьютерная программа (педагогическое программное средство - ППС), с помощью которой ведется обучение.

ИКТ привносят изменения в учебную деятельность: осуществляется переход от репродуктивного обучения к креативной модели обучения. Это переход от «передачи» готовых знаний к моделированию жизненной ситуации (проблемы) или процесса, когда с помощью нового технологического и технического обеспечения, учащиеся под руководством учителя применяют свои знания, проявляют творческие способности при анализе ситуации и выработке решения проблемы).

Применение информационных технологий может осуществляться во всех составляющих учебной деятельности:

    уроки;

    внеурочная деятельность;

    элективные курсы;

    домашняя работа;

    дистанционное обучение;

    олимпиады, конкурсы для учащихся и учителей.

При этом всегда необходимо помнить - суть компьютеризации учебной деятельности состоит не только в применении компьютера в той или иной ситуации.

    1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении.

К компьютерным урокам относятся уроки, на которых полностью или частично освоение темы учащимися осуществляется посредством применения компьютера. Главной особенностью таких уроков является переопределение потоков информации - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения.

Можно использовать компьютер на традиционных и нетрадиционных уроках, различных по содержанию и организации.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования компьютера (по Козленко А. Г.):

    компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе и проектор;

    компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

    компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютер на уроках используется с разными целями и выполняет разные функции: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения.

Компьютер может быть использован на любом этапе урока, как в групповом, так и в индивидуальном режиме :

    самостоятельное обучение с помощью учителя - консультанта;

    фрагментарное, выборочное использование на уроке;

    выполнение самостоятельных работ;

    творческая проектная работа учащихся;

    использование компьютера для вычислений, построения графиков;

    использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы.

Выделяются основные задачи, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

    дидактическая (учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и т.д.);

    методическая (методы организации обучения с использованием компьютера в данной теме, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели);

    организационная (выработка и закрепление у учащихся навыков работы с учебной программой, исключение перегрузок учащихся и нерациональную трату учебного времени).

Решить организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учащихся. Эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение видов работы в подгруппах и ряда других мер.

Факторы, влияющие на структуру урока:

    цель урока и определяемый ею тип урока;

    численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

Возможны следующие схемы проведения урока с использованием компьютера:

    посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (если учащихся больше, чем компьютеров;

    парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре (при этом количество учащихся не более чем в два раза может превышать количество компьютеров);

    каждый учащийся за индивидуальным компьютером;

    индивидуальная работа учащегося дома (над индивидуальным проектом);

    зачетная работа.

    1. Методы организации обучения с применением персонального компьютера.

Урок с применением компьютера имеет особые цели, формы и методы.

В обучении применяются следующие методы:

    объяснительно – иллюстративный;

    репродуктивный;

    проблемный;

    исследовательский. [ 8 ]

Первые два метода предполагают усвоение учащимися знаний, которые сообщаются учителем или компьютером, и организацию деятельности учащихся по воспроизведению изученного и применению полученных знаний в сходных ситуациях. Сочетание данных методов с применением компьютера позволяют улучшить качество обучения, но радикально не изменяет.

При проблемном методе обучения главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. Компьютер используется для постановки и поиска способов разрешения проблемы. В процессе обучения предполагается решение разных задач на основе полученных знаний, а также поиск и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. Важное место в данном случае отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу и передаче информации.

Применение исследовательского метода, метода проектов предполагает самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность учащихся. А применение компьютера расширяет возможности доступа к различной информации, проведения исследований, экспериментов, наблюдений и измерений, литературных изысканий , дает возможность воздействия на объект исследования - моделировать, составлять отчет, представлять результаты наблюдений и измерений, обмениваться сообщениями по электронной почте с классами в других городах и даже странах, параллельно выполняющими такой же проект, способствует формированию информационной культуры учащихся.

Итак, компьютер является средством повышения эффективности учебной деятельности. Однако, использование компьютера без учета особенностей психических процессов, несоблюдение режима работы за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье учащихся и учебную деятельнось в целом. « Компьютер может быть как средством более полного освоения мира, так и средством ухода от него».

    1. Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.

Длительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать:

    для учащихся в I - IV классах - 15 мин;

    для учащихся в V - VII классах - 20 мин;

    для учащихся в VIII - IX классах - 25 мин;

    для учащихся в X - XI классах на первом уроке 30 мин, на втором - 20 мин.

Оптимальное количество уроков с использованием компьютера в течение дня:

    для учащихся в I - IV классов составляет 1 урок;

    для учащихся в V - VIII классах - 2 урока;

    для учащихся в IX - XI классах - 3 урока.

В течение недели количество уроков с использованием ЭОР в младших классах не должно превышать 3 - 4, в старших - 4 - 6 уроков.

Время проведения компьютерных игр не должно превышать:

    10 мин для учащихся II - V классов;

    15 мин для учащихся VI - XI классов.

Уроки, независимо от возраста учащихся, должны проводиться в присутствии учмтеля.

Допустимая продолжительность видео, аудиовизуальных и интерактивных ЭОР:

    для учащихся I - II классов составляет 7 - 15 мин;

    для учащихся в III - IV классах - 15 - 20 мин,

    для учащихся в V - XI классах - 20 - 25 мин.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием средств мультимедиа не шли один за другим.

Большое внимание уделяется правильной установке в кабинете мультимедийного проектора и экрана.

Глава 2. Формы использования персонального компьютера на уроках.

Выделяются три основные формы использования компьютера в обучении:

    компьютер как тренажер;

    компьютер как репетитор;

    компьютер как устройство, моделирующее ситуации.

Необходимо применение разнообразных форм учебной деятельности: фронтальная, групповая или парная работа учащихся по овладению конкретными учебными умениями, проблемные ситуации, дидактические, ролевые игры, консультационная работа, разнообразные интересные устные и письменные задания.

Компьютер не должен становиться самоцелью, а быть очень эффективным средством повышения качества учебной деятельности.

Выделяются восемь типов компьютерных средств, используемых на уроках на основании их функционального назначения (по Дворецкой А.В.):

    1. Презентации.

Это электронные диафильмы, включающие в себя, в зависимости от целей и содержания урока, анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программы Power Point или Open Impress. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Можно выделить четыре основных цели презентации:

    создать мотивацию – обеспечить стимул, который придаст такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтоучащиеся захотят действовать.

    сообщить информацию - дать ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты;

    научить - связать знания или информацию с имеющимся опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие;

    развлечь - создать у учащихся позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние;

Большинство презентаций могут преследовать сразу несколько целей или даже все.

Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в системе взаимодействия учителя и учащегося.

    1. Электронные энциклопедии.

Электронные энциклопедии являются аналогами обычных «бумажных» энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. Однако, они обладают дополнительными возможностями:

    имеют удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

    удобную систему навигации на основе гиперссылок;

    возможность включать в себя аудио - и видеофрагменты.

    1. Дидактические материалы .

Э то сборники задач, диктантов, упражнений, примерных рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

    1. Учебные программы, тренажеры.

Они выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Учебная программа - это не книжка на экране. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна моделировать учебную ситуацию, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа представляет материал в естественном виде. Идеальной программой является та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Перед использованием любой компьютерной программы учитель должен изучить ее, учитывая следующие аспекты:

    психологический (как повлияет данная программа на мотивациюучащегося, его познавательный интерес, на его отношение к предмету, на желание работать с техникой);

    педагогический (отвечает ли данная программа общей направленности школьного предмета и способствует ли выработке у учащегося правильных представлений об окружающем мире, не противоречит ли она нравственным нормам);

    методический (правильно ли в данной программе подается материал, оправдан ли выбор предлагаемых заданий, будет ли она способствовать лучшему усвоению материала);

    Организационный (насколько рационально планируются уроки с использованием компьютера и информационных технологий, достаточно ли отводится времени на работу с компьютером для выполнения заданий, соблюдается ли гигиенические нормы).

    1. Системы виртуального эксперимента .

Это программные комплексы, позволяющие учащемуся проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное - они позволяют учащемуся проводить такие эксперименты, которые были бы невозможны в реальных условиях класса по соображениям безопасности, времени и т.п. Недостаток подобных программ - естественная ограниченность модели, за пределы которой, в рамках своего виртуального эксперимента. обучаемый не может выйти.

    1. Программные системы контроля знаний .

К ним относятся опросники и тесты. Они имеют как достоинства, так и недостатки. Достоинство - быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Недостаток - негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

    1. Электронные учебники и учебные курсы .

Объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

К примеру, учащийся сначала смотрит обучающую презентацию, затем, на основе знаний, полученных при просмотре презентации, выполняет виртуальный эксперимент (система виртуального эксперимента). На этом этапе урока учащийся может воспользоваться электронным справочником или энциклопедией, а в завершении учащийся отвечает на вопросы, решает несколько задач, выполняет упражнения (программные системы контроля знаний).

    1. Обучающие игры и развивающие программы .

Это интерактивные программы с игровым сценарием. В процессе игры учащиеся, выполняя разнообразные задания, развивают тонкие двигательные навыки, память, внимание, пространственное воображение, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре. В психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна: она формирует определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных психических качеств и т.д.

На современном этапе глобальной компьютеризации учителя стоят перед необходимостью освоения новых компьютерных технологий обучения. Должны уметь осуществлять компьютерную поддержку на уроке, использовать мультимедиа, электронные учебники, применять Интернет-ресурсы, электронно - образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), пользоваться электронной почтой.

Заключение.

Компьютер в совокупности с программным обеспечением и другими средствами имеет широкие возможности применения на уроке. Он является незаменимым помощником учителю при подготовке и проведении уроков с использованием ЭОР, ЦОР, Интернет – ресурсов и других средств, для работы по самообразованию, повышению квалификации.

Однако, компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, их живого и эмоционального общения. Иначе образование утратит гуманитарный аспект. Компьютер должен содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний.

Таким образом, применение компьютера предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, освобождающей значительную часть его времени для общения.

Список литературы.

    Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

    Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.

    Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. Изд-во Московского университета, 1969. ─ 134 с.

    Тихомиров О.К. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения // Вопросы психологии. 1986, №5.