Футбольные фанаты, гопники, люберы. Футбольные хулиганы: от истоков насилия и фанатов в ссср до наших дней Представители данной субкультуры являются организованной группой фанатов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Зарождение футбола в средневековой Англии XII в. Ополчение церковников, феодалов, купцов против футбола. Игры с мячом на Руси. Родоначальники современного футбола. Развитие футбола в России. Чемпионы мира по футболу и наиболее яркие футбольные рекорды.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    История возникновения и развития баскетбола в России до революции. Появление профессиональных лиг. Формирование Национальной Баскетбольной Лиги. Особенности развития баскетбола в Советском Союзе. Состояние российского баскетбола после 1985 года.

    реферат , добавлен 19.05.2012

    История становления футбола в Западной Европе. Организация деятельности ФИФА и УЕФА. Турниры для профессиональных и любительских команд. Детские футбольные школы и академии. Настоящее и будущее футбола в Западной Европе. Сильнейшие футбольные клубы.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Понятие и история футбола. Контроль, управление и распространение футбола. Высшие достижения клубов в еврокубках. Основные достижения в истории советского футбола. Лучшие игроки в истории российского футбола. Десятка лучших легионеров в истории футбола.

    реферат , добавлен 27.06.2011

    Образ турецкого общества сквозь призму футбола на международной арене. Становление футбола социально-культурным феноменом. Развитие физкультурно-спортивного движения. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2017

    Общая характеристика зарождения и развития футбола, специфика данного процесса в России. Направления становления игры в годы Великой Отечественной войны. Характерные черты советской школы. Роль конкретных персоналий в деле развития футбола в России.

    реферат , добавлен 08.03.2016

    История развития футбола в Санкт-Петербурге как одного из самых массовых и популярных видов спорта до событий 1917 года. Появление и начальный этап развития футбола в мире. Выдающиеся спортсмены и известные спортивные общества конца XIX-начала XX века.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен и основные этапы его жизненного пути. Обеспокоенность физическим состоянием нации правительства Франции. Парижский конгресс о возрождении Олимпийских игр. История проведения Олимпиад.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2011

Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться на берегах Туманного Альбиона в конце 1950-х годов .

Развитие

Современный этап

На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «

Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону . Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие маневры. Учитывая современные технические возможности английской полиции , до сих пор считающей одним из приоритетных направлений борьбу с околофутбольным насилием, эти меры в той или иной степени просто помогают английским хулиганам выжить.

Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи в Европе , однако и там после нашумевшей высылки в 1993 году из Голландии 1100 английских фанатов, представители Туманного Альбиона стали вести себя более сдержанно.

В последнее время наиболее активно проблема футбольного хулиганизма ощущается в странах Восточной Европы : Россия , Польша , Украина , Болгария , Сербия , Хорватия .

Зарождение

Процесс зарождения новой для страны субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака» , вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд. Не отстали и фанаты киевского «Динамо» , и ленинградского «Зенита» .

К концу 1970-х движение набирало силу, ряды поклонников расширялись, и на фанатов обратила внимание власть. КГБ негативно отнёсся к новому веянию молодёжи, охарактеризовав его как антисоветское . В результате многие замеченные в секторе молодые люди исключались из ВУЗов , теряли работу. Но, даже несмотря на это, фанаты московского «Спартака» продолжали выезжать в другие города в количестве 300-400 человек.

В середине 1980-х годов обстановка изменилась кардинально. После прихода к власти М. С. Горбачёва и объявления курса на Перестройку , фанаты получили гораздо больше свободы, и клубы, оценив эффективность их поддержки во время выездных матчей, стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых играх.

Движение начало набирать массовость, и взгляды новой волны устремились в сторону Англии . Во многом благодаря английскому влиянию, на трибунах советских стадионов стали появляться футбольные песни, речёвки и сленг, но, что ещё более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский околофутбол. Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.

Развитие

Движение продолжило развитие и после событий весны 1995 года , когда на столичном дерби ЦСКА - «Спартак» более 200 хулиганов перед матчем учинили грандиозную драку. Тогда на происходящее обратили внимание силовые структуры, последовали аресты, милиция заняла крайне жёсткую позицию, и фанаты, дабы оградить себя от лишнего внимания, стали скрытными и острожными, переняв тактику, характерную для британских «Кэжуалс». Движение вскоре стало модным, спровоцировав быстрый рост числа футбольных группировок как в столице, так и по всей России . Но при этом следует отметить, что основные околофутбольные события проходили в Москве .

Этот инцидент получил серьёзный отклик в СМИ , которые назвали его «Щёлковской битвой». Месяц спустя фанаты «Спартака» и ЦСКА вновь оказались на первых полосах газет благодаря грандиозной драке, устроенной ими перед хоккейным дерби своих команд. После этого инцидента власти перешли к самым решительным действиям.

Во время серьёзных игр милиция, усиленная конными отрядами и ОМОНом , контролировала все передвижения на подступах к стадионам, создавались специальные оцепления, сопровождающие приезжих фанатов до железнодорожных станций или автобусов . Любое сосредоточение фанатов моментально разгонялось, по периметру поля стояли сотни милиционеров, бдительно наблюдавших за всем, что происходит на трибунах, любого рода пиротехника была запрещена. Представители закона не церемонились, и нередко под резиновые дубинки ОМОНа попадали ни в чём не повинные поклонники игры. Ненависть же хулиганов к милиции росла изо дня в день. Ситуация достигла своего апогея в сентябре 1999 года , когда на выездной игре московского «Спартака» с раменским «Сатурном» в гостевом секторе вспыхнула 15-минутная драка между фанатами и подмосковным ОМОНом, принявшая настолько ожесточённый характер, что впервые в истории российского футбола игру пришлось прервать. Инфраструктура стадиона довольно сильно пострадала.

Другой инцидент имел место в Белоруссии . Несмотря на то, что белорусы воспринимаются большинством россиян как братский народ, группа хулиганов из различных российских группировок, приехавших в Минск на товарищескую встречу, стала объектом националистических и антирусских выпадов со стороны местных фанатов. Возникла драка, в разгоне которой приняли участие специальные подразделения милиции.

Таким образом, события вокруг сборной команды России привлекли внимание мировой общественности к стремительно развивающемуся хулиганскому движению в стране.

Следующей страницей российской околофутбольной истории стали события 9 июня 2002 года , когда после поражения российской команды на чемпионате мира от команды Японии разъярённые хулиганы учинили массовые погромы в центре Москвы . На фоне исключительно мирно прошедшего турнира , это происшествие вызвало широчайший резонанс.

Современный этап

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге - «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. Движение носит ярко выраженный характер направления «Кэжуалс», но со своими национальными особенностями. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма. В этом смысле, российское хулиганское сообщество отличается от современного движения в Великобритании, где национализм по сравнению с 70-ми - 80-ми отошёл на второй план. Помимо этого, национальной чертой российского околофутбола является отсутствие достойной поддержки команды на домашних матчах. Исключением являются лишь московские дерби и стоящие особняком фанаты питерского «Зенита» .

Как и в любой субкультуре, у российских футбольных хулиганов тоже есть кодекс чести:

  • файрплей: а) отсутствие "аргументов" (подручных средств, которые могут использоваться для обороны или в нападении), драка на голых руках; б) обычно равное количество или приблизительно равное количество противников; в) обычно предварительная договореннасть между противниками (оппонентами); в) лежачего не бьют.
  • драки выносятся на малолюдную или безлюдную территорию не только из-за конфликтов с милицией, но и из заботы об окружающих. Ни один настоящий хулиган не позволит себе вовлечь в такую драку посторонних.
  • несмотря на "правые" националистические взгляды в среде российских хулиганов, далеко не все "фирмы" являются таковыми.

Главными игроками на российской околофутбольной сцене являются московских клубов ЦСКА и «Спартак» , чьи столкновения носят самый ожесточённый характер и вызывают широкий общественный резонанс.. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» (Санкт-Петербург), находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московского «Динамо» , они способны собрать достаточное количество «бойцов», что было доказано ими в 2005 году , когда на товарищеский поединок с клубом «Динамо» (Киев) в украинскую столицу выехало около 200 человек, учинивших жесточайшую драку со своими визави на одной из центральных станций Киевского метрополитена . Следом за динамовцами располагаются хулиганы московского клуба «Локомотива» .

Из нестоличных группировок можно выделить хулиганов ФК «Ростов» , ФК «Крылья Советов» , ФК «Шинник» и хулиганов ФК «Русичи» (город Орёл).

Культовые книги

  • «Английская болезнь» - Билл Буфорд
  • «Куда бы мы не ехали» - Дуги Бримсон
  • «Команда» - Дуги Бримсон
  • «Английский путь» - Джон Кинг

Культовые фильмы

Наиболее распространённые марки одежды в среде хулиганов

  • Paul Smith
  • Reebok
  • Sergio Tacchini
  • Ted Baker
  • Thor Steinar
  • Timberland
  • Tom Tailor

Якуба Альберт Владимирович

преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583957)_

Футбольные фанаты как субкультура в России

Субкультуры футбольных фанатов занимают важное место в российской молодежной культуре. Развитие данного направления молодежной субкультуры в России показало теоретическую и практическую значимость социологического анализа поведенческого и мировоззренческого аспекта участников данной субкультуры.

Ключевые слова: молодежь, молодежная культура, субкультура футбольных фанатов, дезорганизация, массовые беспорядки.

A.V. Yakuba, Teacher of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583957. Football fans as a subculture in Russia

The subculture of football fans occupies an important place in the Russian youth culture. Development of this direction of youth culture in Russia showed the theoretical and practical significance of the sociological analysis of the behavioral and attitudinal aspects of this subculture.

Key words: youth, youth culture, subculture of football fans, disorganization, riots.

Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. Можно рассмотреть футбольных фанатов с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры.

Термин «фан-движение» может употребляться в 2 значениях: во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб, а во-вторых, при обозначении общероссийского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.

Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но, тем не менее, оказываются охваченными социальны-

ми сетями, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения .

И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом служат специфические практики. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной российский клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.

Именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура - ключевой момент, основание такого явления, как футбольный фанатизм. Если рассматривать фанатское движение в России, то, прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.

Футбольными фанатами называются те члены субкультуры, которые придерживаются норм и ценностей, специфических практик,

символики и т.д. и действуют в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение - это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.

Реально о существовании в России фан-движения, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х гг. XX в. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и пр. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая в силу своей моностилистичности не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.

Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов, таких как Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении .

После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.

Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности.

Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.

И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.

В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 1980-х гг. по 1994-1995 гг. В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов .

Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным, по сути, лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо».

Второй этап начался после 1995 г. и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с проблемами мобилизации ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп. Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, поэтому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, полиции или «дедовщины» собственных «соратников». У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, т.к. многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, также формируется система членских взносов в рамках фан-групп.

Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, это не составляет для них особой проблемы -они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.

Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов». Существует специальная иерархия выездов - чем дальше, тем почетнее. Кроме того, существуют еще всякие «двойники», «тройники» (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе, появляются фан-движения. Подобная ситуация обстоит с рядом клубов первого дивизиона. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, т.к. их численность не превышает нескольких сотен человек. Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: «Спартак» (Москва) - около 15 тысяч, «ЦСКА» (Москва) - около 10 тысяч, «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) - 6-8 тысяч, «Торпедо», «Локомотив» (Москва) - 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) - 2-3 тысячи .

Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации: ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, т.к. определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, возможно, рано или поздно станет футбольным фанатом. Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в премьер-лигу, победа в чемпионате, успешная игра в ряде матчей и т.д. Наиболее характерный пример такого рода - московский «Локомотив», который на протяжении многих лет называли пятым колесом столичного футбола. В то время считались лидерами такие клубы, как «Спартак», «Динамо», «Торпедо», «ЦСКА», а железнодорожники продолжительное время выступали в первой союзной лиге. Московский «Локомотив» традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные

выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов.

Таким образом, на сегодня фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране. Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты. Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитая, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп. Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:

Во-первых, hooligan"s. Так называемые hooligan"s, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30 (реже 50) человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan"s обязаны ежегодно совершать большинство выездов в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним, и участвовать во всех драках. К примеру, если брать во внимание наш регион, то наиболее враждебные отношения у фанатов футбольного клуба «Кубань» с фанатами футбольного клуба «Ростов» или с немногочисленными пока еще фанатами футбольного клуба «Краснодар».

В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan"s враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Принадлежащая вражеской фан-группе символика может носиться фанатом, добывшим ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2014 № 4 (26)

носится обмотанным вокруг щиколотки или запястья.

Если говорить с точки зрения понятия экстремизма, то футбольный фанатизм можно отнести к разновидности экстремизма, т.к. футбольные фанаты применяют крайние силовые методы для достижения поставленных перед собой целей.

Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.

Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду «большого города», или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою «отдельность» от остального города. А на нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи», или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В то же время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan"s. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной «дани».

Рассмотрев вопрос иерархии членов разных фан-групп в фан-движении, следует затронуть вопрос о том, что собой представляют фан-группы и как они функционируют.

Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться

человек, живущий, например, на другом краю города. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки.

Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната. Обычно уставом предписывается количество выездов в другие города, которое должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на «ближние» и «дальние», в таких случаях предписывается минимально обязательное количество «дальних» выездов.

Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль. Чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции, существуют следующие роли: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик рилейшенз (речь идет о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться. Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением. В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д. Таким образом, фан-группа - это достаточно автономное образование внутри фан-движения. Многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно в фан-группу.

Рассматривая фанатское движение, нельзя не упомянуть о фанатской атрибутике. Еще некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х гг. XX в. символика и атрибутика, используемая фанатами, в большинстве была самодельной. В настоящее время в России производство футбольной атрибутики поставлено «на поток», поэтому можно встретить самую разнообразную символику и атрибутику. В связи с этим имеет смысл выстроить некоторые типизации этой разнообразной атрибутики.

В основу первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. В этом случае, с точки зрения конкретного фаната, символика и атрибутика разделится

на 4 большие группы: 1) символика собственной команды; 2) символика дружественных фан-движений; 3) символика враждебных фан-движений; 4) символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не поддерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разными эмоциями - от дружеской до враждебной. Поэтому с данной типизацией связан ряд правил, определяющих поведение фаната, например его отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд.

Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Ношение символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Скажем, если в Петербурге появляется человек с атрибутикой дружественных фан-движений, например фанат «ЦСКА», то у него не будет никаких проблем, а питерские фанаты отнесутся к нему вполне дружелюбно. В то же время ношение спартаковской символики повлечет негативные последствия, как минимум, конфискацию атрибутики. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.

Тема взаимоотношений фанатов различных команд очень любопытна. На данный момент отношения между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессия направляется на разные команды. Например, фанаты «Зенита» сначала (года три назад) дружили с фанатами московского «Спартака», а напряженные отношения у них были с фанатами «ЦСКА» (фанаты «ЦСКА» и «Спартака» - непримиримые враги). На данный момент взаимоотношения фан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты «воюют» c фанатами «Спартака» и дружат с фанатами «ЦСКА». Также разный «вес» имеет разная атрибутика одной и той же команды. Здесь можно выделить 3 основные группы: 1) атрибутика «боевых организаций» - hooligan"s; 2) атрибутика фан-групп; 3) общефанатская атрибутика. Первые две категории отличает то, что их нет в открытой продаже, вся атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номерная символика, что формально должно усиливать ее индивидуальность. Общефанатская атрибутика находится в открытой продаже, но и у нее разный «рейтинг». Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодически меняется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпу-

скалась раньше (желательно, чтобы ее выпуск в настоящий момент был прекращен).

В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна, и придумать что-то новое очень сложно. Фигурируют клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, десятки значков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако новые нестандартные ходы все же возможны. Кстати, именно благодаря появлению новой символики зенитовские фанаты получили обобщающую сленговую кличку. Зе-нитовский клуб первым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображением коллективной фотографии игроков «Зенита», а зенитовские фанаты получили обобщающее прозвище «мешки».

Если же говорить о символике и символах, то это, прежде всего, определенный набор и последовательность цветов. И те клубы, у которых есть серьезные традиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубную символику. Так, например, клубная форма и вся фанатская атрибутика московского «Торпедо» выдерживается в черно-бело-зеленых тонах, петербургского «Зенита» - в сине-бело-голубых и т.д.

Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменения символики клуба вынуждают фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемко и может породить конфликты в фанатской среде. Кроме того, стабильность клубных цветов - это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенные традиции в субкультуре фан-движения, т.к. клубные цвета находят свое отражение, например, в фанатском фольклоре .

Не стоит забывать и о фанатском сленге. Сленг футбольных фанатов, с одной стороны, до сих пор окончательно не сформировался и находится в процессе создания. С другой стороны, он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо не только знать сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий. Некоторое влияние на формирование фанатского сленга в России оказал английский язык, начиная с hooligan"s и заканчивая англоязычными названиями многих фан-групп. Однако все слова, обозначающие коллективные практики, и все, связанное с ними, русские.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2014 № 4 (26)

Основная цель появления фанатского сленга, с одной стороны, очевидна - выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на «своих» и «чужих». С другой стороны, появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, т.к. это затруднит мобилизацию новых членов.

Говоря «невыгодно», мы не заявляем о том, что фан-движение настолько хорошо управляется. Едва ли кто-то всерьез планирует стратегию развития движения (тем более, что почти во всех фан-движениях процессы протекают примерно одинаково), скорее это происходит интуитивно. Подавляющее большинство фанатов - молодые, те, кто «фанатеют» 1-2 года и не могут похвастаться обилием выездов. Поэтому они, конечно, хотят иметь определенное превосходство над совсем молодыми членами движения, что и демонстрируют, пользуясь сленгом. В то же время они не могут реально развивать сленг дальше, т.к. не обладают достаточным авторитетом. А у авторитетных фанатов и всего движения в целом есть более актуальные проблемы, чем развитие сленга. Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать «языком улиц». Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.

Так что в настоящий момент специальными сленговыми словами обозначены в основном коллективные практики и то, что с ними свя-

зано. Едва ли есть смысл воспроизводить их в этой статье. Имеет смысл только подчеркнуть, что в большинстве случаев не происходит образования новых слов. В существующие в обычном языке слова просто вкладывается новый смысл, который иногда варьируется в зависимости от контекста.

Важным моментом жизни любого фаната, как указывалось выше, считаются выезды. Фанатский выезд в России - это дело не простое. Поездка из Петербурга, скажем, в Нальчик без денег на билеты длится несколько дней. Выезд -это определенный стиль жизни, и для многих это самое интересное, что есть в жизни фаната.

Человек не может считаться фанатом, если он не совершает определенное количество выездов, т.е. поездок вместе с командой в другие города. Существует определенная иерархия выездов. На рейтинг выезда влияет, прежде всего, его географическая удаленность, а кроме того, то, враждебны ли фанаты этого города по отношению к данному фан-движению .

С 14 января 2014 г. в России вступил в силу закон, регламентирующий поведение болельщиков во время спортивных состязаний.

Уже сейчас одни называют его слишком жестким, другие считают, что иначе с противоправными явлениями бороться невозможно. Насколько в действительности эффективен закон о болельщиках, покажет время.

1. Бримсон Дуги. Фанаты. СПб., 2004.

2. Ионин Л. Свобода в СССР. СПб., 1997.

3. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

4. Илле А. Футбольный фанатизм в России. СПб., 1999.

5. Щепаньская Т. Б. Символика молодежных субкультур. СПб., 1993.

6. Трибунам дали правила. URL: http://www. rg.ru/2014/01/21/bolelshiki.html

1. Brimson Dugi. Fans. St. Petersburg, 2004.

2. Ionin L. Freedom in the USSR. St. Petersburg, 1997.

3. Ionin L. Sociology of culture. Moscow, 1996.

4. Ille A. Football fanaticism in Russia. St. Petersburg, 1999.

5. Schepanskaya T.B. Symbols of youth subcultures. St. Petersburg, 1993.

6. The rules were given to tribunes. URL: http:// www.rg.ru/2014/01/21/bolelshiki.html

Сегодня, благодаря высокому уровню развития технологий, глобализации, экономики, мы видим, что появились новые, до этого невиданные социальные группы и субкультуры, со своими особенностями, правилами и нормами межкультурной коммуникации. Одной из таких групп стали футбольные фанаты.

Фанат - Фанатически, доисступленияпреданныйпоклонникчего-либо н. Фанаты футбольной команды

Болельщик - Любитель наблюдать спортивные состязания, а также вообще человек, болеющий за кого-либо. н. Футбольные болельщики.

У Ожегова прослеживается существенная разница между двумя этими понятиями. Если футбольный болельщик - это скорее человек, питающий интерес к спорту, то фанат – это человек, который практически нарушает заповедь "Не сотвори себе кумира и всякаго подобия…" , ставит увлечение в центр своей жизни. Если человек, не разбирающийся в терминах и понятиях футбольной сферы, назовет фаната болельщиком, он может столкнуться с агрессивной реакцией фаната, так как это считается прямым оскорблением чести "суппортера" (тождественно слову "фанат"). Как мы понимаем, для настоящего фаната футбол - это не просто спорт, с этим связана внушительная часть его жизни, мироощущения. Поэтому между фанатом и болельщиком существует огромная разница. От болельщика не ждут определенных поступков, ему не выдвигают требований, он может сегодня прийти на игру, а через неделю нет, это его право, но что позволительно болельщику, не допустимо фанату.

Такое общее понятие подходит для нашего исследования, целью которого я ставлю выявить эту общую систему символов, характерную для фанатов. Участниками коммуникации в нашем случае являются болельщики, фанаты, игроки. Целью коммуникации является поддержка своей команды во время матча и за его пределами. Естественно, что коммуникация осуществляется вербальным и невербальным путем.

  • Одежда:

Первое, что попадается в глаза, когда мы видим фаната, это его одежда. Фанат обязательно имеет на себе атрибутику своего клуба (напр. Шарфы с эмблемой клуба). Фанаты, стараясь выделить эксклюзивность своего общества, стали придерживаться определенных фирм одежды, чтобы понимать причастность человека вне стадиона, где по месторасположению людей на трибунах становится понятно, к какому типу футбольного поклонника он относится (гостевой сектор, фанатский сектор (обычно он располагается на трибуне за воротами), или центральные трибуны). Излюбленными марками английский фанатов стали C.P. Company, StoneIsland, FredPerry, Burberry . Эти марки придерживаются стиля Casualи удобны для ежедневного ношения, а фирменные узоры помогают фанатом быстро опознавать "своих" и "чужих".

Образцово-показательной является история с болельщиком московского "Спартака", который в 1972 впервые вышел на трибуну в шарфе бело-красного цвета. До этого момента всем болельщикам запрещалось носить атрибутику своего клуба, так как это приравнивалось антисоветской деятельности. Эта акция считается днем начала российского фанатского движения.

  • Устав:

"Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната." Начиная с того, сколько раз каждый фанат должен посетить выездные матчи, до напитков и марки сигарет, которые ему стоит покупать с собой на матч.

Для того чтобы отличаться от других, любая субкультура использует своеобразный код речевого общения, другими словами, жаргон, понятный только его носителям. Существуют специальные фанатские словари, дающие определение разным словам. Приведу выдержку :


Вот лишь некоторые примеры таких речевок фанатов московского "Динамо", которые я услышал, когда посетил матч против "Зенита", для того чтобы лучше подготовиться к написанию данной работы и на личном опыте испытать чувства фанатов. Отмечу, что Роман Березовский уже не играет.

Проанализируем сами речевки. В них сразу заметна лаконичность. Не нужно иметь докторскую степень, чтобы понять смысл, а текст сразу же "прилипает", его нетрудно воспроизвести с первого раза. Высокий удельный вес эмоционально-оценочной лексики, с целью оскорбить противника или же поддержать своего игрока. Четкая, прозрачная рифма. Часто кричалки рифмуют "на глаголы" для простоты запоминания. Успех воспроизведения кричалки на стадионе зависит от слаженности фанатского братства, их умения действовать сообща, как единый организм.




Вывод

Опираясь на все вышесказанное, можно утверждать, что коммуникация в среде футбольных фанатов подчиняется строгому регламенту, имеет агрессивный характер, опирается на единство группы (племени), апеллирует скорее к эмоциональному, инстинктивному в человеке, чем к разумному. Нельзя переоценить роль Англии в формировании и распространении данной культуры. Основными членами суппорт-объединений являются люди среднего возраста, рабочие, средний класс, офисные менеджеры, для которых не столько футбол, сколько поддержка команды является отдушиной, возможностью самореализации. Сегодня на фоне возросшего интереса к футбольному миру наблюдается также увеличение числа заинтересованных лиц в фанатском движении, что дает нам больше примеров разнообразной коммуникации в среде футбольных фанатов.

О драках футбольных фанатов снимают фильмы и пишут книги, в тематических сообществах в соцсетях состоят десятки тысяч человек, а массовые драки еще в начале 2000-х собирали под тысячу участников.

«Бумага » рассказывает, как устроен мир футбольных хулиганов, зачем они ездят драться в лес и какие травмы получают.

Этот материал - часть «Бумаги » о болельщиках «Зенита».

Фанаты «Спартака» побили зенитовцев арматурами. После этого появились первые петербургские хулиганы

30 августа 1997 года московский «Спартак» принимал «Зенит». Перед матчем на Щелковском шоссе произошла первая в истории российского фан-движения массовая драка с участием петербургских фанатов. Сами фанаты считают ее одной из самых позорных в истории петербургского движения.

В тот день 500–700 болельщиков «Зенита» на подходе к арене встретили примерно 200 фанатов «Спартака» - с палками, трубами, кусками арматуры и ремнями в руках. Находившимся в меньшинстве спартаковцам легко удалось обратить фанатов из Петербурга в бегство, драться решились всего 15–30 человек. Петербуржцы получили травмы разной степени тяжести вплоть до переломов и других серьезных повреждений.

Остановить драку удалось только ОМОНу, который открыл стрельбу поверх голов. 164 фанатов «Спартака» задержали. Болельщики из Петербурга по итогам драки выпустили экстренный выпуск фан-газеты «Знамя „Зенита“», в котором назвали бегство фанатов «позором». В историю фанатского движения России драка вошла под названием Щелчок или Щелковское побоище.

Именно Щелчок спровоцировал появление футбольных хулиганов в Петербурге. Это в разговоре с «Бумагой » подтверждает и один из участников драки на Щелковском шоссе Максим «Пацифик» Дукельский - один из первых футбольных хулиганов Петербурга. За несколько лет регулярных драк он получил десятки травм.

После Щелчка мы решили, что движ не должен быть беззащитным, и начали создавать боевые отряды. Начали тренироваться, появились залы, инструктора.

За год тренировок многие отсеялись, остались только те, кто действительно хотел стать футбольным хулиганом. Эффективно вести массовые бои петербуржцы учились у англичан, которые и создали эту субкультуру, и москвичей (в Москве хулиганы появились еще в 1980-е). Ради опыта Максим Дукельский однажды даже дрался с фанатами «Спартака» на стороне ЦСКА. В той драке участвовало 700–1000 человек.

Однако начинающим петербургским хулиганам драться было не с кем: массовых побоищ вроде Щелчка не происходило, поэтому сталкивались отдельные группировки болельщиков, фанаты нападали на рэперов. Происходили схватки и между разными группировками фанатов «Зенита». Такие драки называются «зарницами», сейчас они потеряли популярность, потому что большинство хулиганов клуба знакомы и находятся в нормальных отношениях.

В фанатской драке погиб петербургский школьник. Так сами драки стали для хулиганов главной целью

Ключевое событие для петербургского движения хулиганов после Щелчка - 15 апреля 2000 года. В этот день у «Юбилейного» дрались фанаты «Зенита» и «Динамо». Там погиб 15-летний петербуржец Виталий Петухов, который не был агрессивным фанатом. Пострадали в драке и другие рядовые болельщики петербургского клуба.

Точную причину смерти школьника полиция так и не выяснила - в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Более того, вскоре после происшествия замначальника петербургского ГУВД Николай Федоров заявил, что смерть наступила от передозировки наркотиков. Чуть позже полиция объявила, что у Петухова была астма и эпилепсия. Близкие и родственники погибшего это отрицали. Болельщики «Зенита» уверены: Петухова убили динамовцы.

15-летний Виталий не был футбольным хулиганом, но его гибель «прочистила мозги» первым представителям этого движения, говорит Максим Дукельский. Из субкультуры ушли случайные люди, «остались те, кто готов получать и наносить травмы». Их было около сотни, половина была хорошими бойцами.

После смерти Петухова на смену «благородным мотивам защиты движа» пришла идея о том, что быть хулиганом - это самоцель, признает Дукельский. Хулиганы решили, что они выше всех остальных футбольных болельщиков: «Если ты хулиган, можешь подойти к большинству фанатов и просто дать между рогов. И ничего тебе за это не сделают, потому что твоя бригада тебя поддержит».

Среди нас были и предприниматели, и наемные работники, и студенты. Лично я занимался торговлей, - вспоминает Пацифик. - На фоне тревожных 90-х хулиганизм на первых порах воспринимался со смехом: зарабатывая деньги, можно было реально с жизнью расстаться. Околофутбол для меня был разгрузкой, отдыхом, во время которого могли проломить голову. Да и такой образ жизни меня торкал - романтика. Это колоссальные эмоции, когда бежишь на врага и видишь морды оппонентов.

При этом москвичи воспринимали петербургских хулиганов как бойцов второго сорта, ведь весь их опыт состоял из локальных драк. «Драк тогда было минимум, одна-две в год. Над нами смеялись другие движи», - говорит Дукельский. Но было много драк с полицией.

О том, устроено фанатское движение, читайте в одного из бывших лидеров болельщиков Максима Дукельского

Петербургские хулиганы уже 20 лет дерутся с полицией. И получают за это сроки

Все опрошенные «Бумагой » фанаты «Зенита» признают: конец 90-х и начало нулевых - самое неспокойное время для российских болельщиков. Это период массовых драк с арматурами и трубами на улицах крупных городов, беспорядков на Манежной площади после поражения сборной России на ЧМ-2002, драк с полицией на фанатских секторах, ставших обыденностью.

Активные петербургские фанаты всегда ненавидели полицию. Один из старейших болельщиков «Зенита» Вячеслав «Очки» Блинов считает, что неприязнь началась еще в СССР, когда зарождалось фанатское движение. Власть тогда относилась к фанатам как к негативному влиянию Запада, а не знавшие о субкультуре милицейские отбирали у болельщиков атрибутику, наиболее активных забирали в отделения. Сопротивляться, чаще всего, фанаты не решались, подчеркивает Блинов.

Но в 1990-е годы в Петербурге появились футбольные хулиганы. Они не боялись драк, агрессивно встречали полицию, когда та заходила на фанатский сектор. Фанаты «Зенита», регулярно участвовавшие в стычках с полицией в начале нулевых, рассказали «Бумаге », что бои на секторах в те годы были рядовым явлением. При этом подчеркнули, что полицейские зачастую вели себя агрессивнее фанатов.

Например, кто-то поджигает пиро на секторе - ничего опасного, но полиция заходит на сектор и начинает бить дубинками всех, кого не лень. Получали все и во всех городах. Конечно, это вызывало ответную реакцию и взаимную ненависть. Все только и говорили, что фанаты снова вырвали кресла на каком-нибудь стадионе. Но никто не учитывал, что мы их часто вырывали, чтобы защититься от полиции и местных болельщиков, - поясняет один из фанатов. При этом другой опрошенный болельщик считает, что потасовки с полицией были «частью фанатского угара».

Обычно такие драки заканчивались задержаниями, но болельщиков часто отпускали со штрафом за переход дороги в неположенном месте. С тех пор ситуация изменилась.

Последние серьезные столкновения петербургских фанатов «Зенита» с полицейскими произошли в 2010 году. 14 ноября «Зенит» стал чемпионом России, празднующие фанаты отправились на Дворцовую площадь. На Невском путь им преградили омоновцы - в нескольких точках улицы начались драки. В итоге несколько полицейских получили серьезные травмы, более 100 болельщиков задержали, один из фанатов получил 5 лет условно.

После этого столкновения были только локальные стычки. Некоторые заканчивались для болельщиков реальными сроками. Последний конфликт у фанатов «Зенита» возник осенью 2017 года с краснодарской полицией. Приехавших из Петербурга фанатов не пускали на гостевой сектор. Начались задержания.

Из солидарности с теми, кто не смог попасть на сектор, прошедшие на трибуну петербуржцы покинули стадион. На выходе фанаты повздорили с местным ОМОНом, одному из болельщиков сломали ногу.

Фанаты «Зенита» и «Спартака» в 2005 году устроили «битву при Оккервиле». После этого петербургских хулиганов стали уважать в Москве

В начале нулевых московские хулиганы не воспринимали петербургских всерьез, так как серьезных «боевых заслуг» кроме проигранного Щелчка у фанатов «Зенита» не было. Успехи были только у отдельных группировок в локальных драках.

Так было до 2005 года. Но 11 июня у метро «Проспект Большевиков» в Петербурге произошла драка фанатов «Зенита» и «Спартака», у каждой стороны было примерно по 200 человек.

Фанаты с криками «Вперед „Зенит“, вперед за Питер» и «Один за всех, и все за одного» сошлись у Ледового дворца и продолжили на узком мосту через реку Оккервиль. Схватка длилась около 10 минут - фанатам «Спартака» удалось обратить зенитовцев в бегство. Травмы получили несколько десятков человек.

Несмотря на поражение петербуржцев, «битва при Оккервиле» или «замес у Ледового» считается одним из первых масштабных успехов хулиганов «Зенита». Даже фанаты «Спартака» признали, что хулиганы из Петербурга достойно сопротивлялись и «перестали быть мальчиками для битья». Сами петербуржцы говорили, что «более качественного рубилова не было в истории российского хулиганизма». Специализированные издания иногда называют драку даже «самой знаменитой в мире».

Та драка напоминала войну в полном смысле слова, - вспоминает в разговоре с «Бумагой » участник той драки, футбольный хулиган Алексей (имя изменено по просьбе героя). На тот момент ему было 18 лет.

Алексей увлекался рэпом, но в подростковом возрасте заметил, что «крутые» старшеклассники ходят на футбол и называют себя хулиганами «Зенита». Вслед за ними Алексей увлекся новой субкультурой: «Я ведь был малой, а что привлекает малых? Банды и приключения».

Впервые школьник пришел на «Петровский» в 2000 году на игру с «Динамо», накануне которой погиб 15-летний Виталий Петухов. Спустя два года он поехал на первый выезд - на финал Кубка России в Москву. На матч с ЦСКА приехало около 20 тысяч зенитовцев. Там же 15-летний петербуржец впервые участвовал в фанатской драке.

Мы сидели вчетвером на Курском вокзале и увидели группу наших ребят человек из 15. К ним подошли 30–40 хулиганов ЦСКА. Началась драка. Что делать, мы особо не знали, драться тогда, конечно, не умели. В итоге вбежали в драку с криками: «Зенит» и «Санкт-Петербург». Нас немного попинали, но быстро приехала полиция и всех растащила.

Из поездки, по собственному признанию, Алексей «вернулся другим человеком». Подросток воспринимал произошедшее как увлекательное приключение.

Для молодого парня это огромное впечатление: поехать в другой город, наполненный врагами, которые за тобой охотятся. Я познал адреналин уличной драки. Мне всё очень понравилось. Открылась новая жизнь: друзья, путешествия, драки.

Алексей - активный футбольный хулиган уже больше 15 лет. Ни в одной из примерно 60 драк он не получил серьезных травм.

Я видел, как вырубают людей, а заснеженное поле заливается кровью. Но самое серьезное, что получал сам, - перелом перегородки носа и прямой удар ногой в глаз, после которого долго не мог прийти в себя. Люди в обычном футболе получают травмы серьезнее. Так что это не чересчур опасно, просто каждый находит свою отдушину в жизни.

Сейчас Алексей состоит в фанатской группировке примерно из 30 человек. Всех их считает братьями и подчеркивает: такое отношение - одна из главных черт фанатской культуры. «Единство всегда привлекало меня в движухе, - объясняет Алексей. - Когда вы, 100–200 человек, едете на выезд куда-нибудь на Кавказ, ты знаешь, что если что-то случится, другие фанаты тебе помогут, займут денег, заступятся или вообще спасут тебе жизнь».

Алексей работал барменом, сейчас у него свой бизнес. Из-за этого на «Зенит» остается меньше времени: фанат всё реже ездит на выезды и даже не стал продлевать абонемент на матчи. Но завязать с футбольным хулиганизмом не получается.

Я много раз пытался бросить. Иногда думаю: каким же бредом я занимаюсь. Но потом понимаю, что эмоции, которые получаю в околофутболе, ни на что не могу променять. Драки заложены в мужчинах природой. Если я знаю, что поблизости от меня есть фанаты оппонентов, не могу усидеть на месте. Наверное, надо приковывать себя к батарее.

Пример: петербургская драка с фанатами «Ливерпуля» в 2013-м. В день матча Лиги Европы местные хулиганы узнали, что примерно 30–40 фанатов английского клуба выпивают в баре Liverpool на улице Маяковского. «Следующие четыре часа у меня ушли на звонки ребятам и заходы в бар с видом шланчика - разведать обстановку». Когда англичане вышли на улицу, вспоминает Алексей, в ближайших дворах собралось около 25 зенитовцев.

Мы вылетели на них из темноты, весь экшен занял секунд 30. Но потом я был доволен как удав: и адреналин, и чувство выполненного долга футбольного хулигана.

Подобные схватки привлекают внимание полиции. За фанатскими драками не следуют уголовные преследования: пострадавшие попросту не пишут заявлений в полицию. Но время от времени МВД всё же пытается привлечь хулиганов к ответственности.

Была ситуация, когда мы подрались против спартаковцев у стадиона. Драка заняла секунд 20: поблизости была полиция. На нас начали раздувать уголовное дело, якобы нашли ребенка, который увидел драку, и от этого пострадала его психика. Еще написали, что мы разжигаем желание насилия в массах. Но мы привлекли хороших адвокатов, и всё удалось решить, - рассказывает Алексей.

Теперь фанаты дерутся в лесу и по строгим правилам. Всё из-за контроля полиции

Открытая поляна в лесу. Около 20 крепких молодых мужчин в черных футболках с надписью «Одни против всех» и перчатках для смешанных единоборств разминаются под песню Metallica. С противоположной стороны выходит примерно столько же парней в красной экипировке. Фанаты «Зенита» из группировки «Мюзик-холл» и хулиганы «Спартака» начинают драться. Упавших технично добивают. Через пару минут драка заканчивается, фанаты обнимаются, жмут друг другу руки.

Именно так в последние годы выглядит большинство фанатских драк. К концу 2000-х контроль МВД за хулиганами резко усилился, рассказали «Бумаге » фанаты. По их словам, чтобы не допустить массовых драк, за болельщиками могут даже следить сотрудники Центра Э.

К 2018 году драки в черте города стали не правилом, как это было 10–15 лет назад, а исключением. «Раньше можно было собраться толпой в 60–100 человек и искать приключений по городу. Сейчас это невозможно, вас просто задержат», - рассказал один из фанатов.

На смену массовым дракам между фанатскими движениями клубов пришли «забивы» между группировками - спланированные драки с четким регламентом. Их организация напоминает любительские турниры по смешанным единоборствам. Об условиях и месте заранее договариваются лидеры группировок, обычно они хорошо знакомы друг с другом. Схватки часто проходят в лесу, расположенном между городами, которые представляют фанаты - например, между Петербургом и Москвой. Полиция таким акциям обычно не мешает, а вероятность того, что в драку попадет случайный человек, стремится к нулю.

На такие «забивы» обычно собираются от 10 до 50 человек от каждой группировки. Подручные предметы и оружие запрещены, арматуры, как 15–20 лет назад, уже никто не использует. Хулиганы называют его Fair Play - честной игрой и пропагандируют ее еще с середины 2000-х.

Есть регламент и для окончания драки. Схватка прекращается, как только этого требуют «смотрящие» - выбранные представители дерущихся группировок.

Иногда бывает по три смотрящих с каждой стороны. Один - главный, который принимает решение остановить драку, и два просто ходят и смотрят, чтобы над людьми не взяли верх эмоции. Чтобы никто не погиб или серьезно не отъехал в больницу. Обычно это удается: серьезных травм достаточно мало, - объясняет один из хулиганов. Другой хулиган подчеркнул, что серьезные повреждения теперь встречаются редко и считаются «эксцессом». Еще один участник движения подчеркнул, что повреждения в околофутболе встречаются не чаще, чем в любом виде единоборств.

Когда «смотрящие» объявляют об окончании драки, хулиганы обычно жмут друг другу руки, иногда аплодируют, обнимаются: «Чувствуется какая-то общая эйфория. Никакой ненависти в большинстве случаев нет ни до, ни после драки».

Фанаты подчеркивают: в силовых группировках могут состоять люди разного уровня образования и социального статуса: предприниматели, студенты, безработные, врачи, охранники и учителя.

Люди со стороны часто думают, что хулиганы - это конченые. Но на самом деле, дерутся самые разные люди. И те, кто днем ходит на работу при галстуке, и обычное быдло, - говорит один из хулиганов.

Хулиганов объединяет две вещи: любовь к дракам и хорошая физическая форма: «Многие парни занимаются единоборствами на профессиональном или полупрофессиональном уровне, участвуют в турнирах. В какой-то момент ситуация сложилась так, что в нормальной „фирме“ (группировке - прим. «Бумаги ») ты неизбежно начинаешь заниматься спортом. Если ты не потратил на свою форму год-полтора, тебя просто сразу выносить будут», - пояснил один из фанатов.

Другой хулиган добавляет, что серьезные занятия спортом были единственным выходом для петербургских фанатов: «В Москве много команд и большая конкуренция среди фирм. У нас же долгое время даже нормально подраться не с кем было. Сейчас всё серьезно, на драку пьяным уже не выйти».

Многие петербургские фанаты тренируются в залах единоборств, которые открыли такие же болельщики «Зенита». В Петербурге таких площадок не меньше пяти. Увлечение смешанными единоборствами привело к тому, что фанаты с 2014 по 2016 год даже проводили свой турнир по ММА - «Бейся за „Зенит“». Он прекратил свое существование из-за недостатка финансирования.

Сейчас в физическую форму упирается весь околофутбол. Так, чтобы стать футбольным хулиганом, нужно пройти просмотр в группировке: для всех желающих организуют драку с фанатами другого клуба. По ее итогам действующие члены группировки принимают решение, брать в состав того или иного участника просмотра.

Самые крупные российские группы хулиганов проводят до тысячи таких просмотров в разных городах России за год. «Топовые фирмы», по словам хулиганов, сейчас в России у ЦСКА, «Спартака» и «Зенита». Крупнейшая силовая группировка Петербурга - «Мюзик-холл». От общения с «Бумагой » ее представители отказались.

Еще за последние 15 лет хулиганизм превратился в настоящую индустрию. О футбольных хулиганах пишут книги и снимают художественные фильмы, у хулиганских пабликов в соцсетях десятки тысяч подписчиков, а сами представители группировок открывают тематические заведения, рассчитанные на фанатов: бары, барбершопы и магазины одежды. У футбольных хулиганов свой стиль.

В России мы прошли все тренды. Одевались и как куча скинов, носили и английские бренды, и спортивные штаны, и шорты для тайского бокса. Сейчас ярко выраженной моды нет. Многие одеваются в Stone Island и CP Company, но это могут позволить себе не все. Есть те, кто просто ходит в обычной одежде. Есть те, кто носит футболки с бородатыми мужиками и рунами: чувствуют себя викингами, - рассказывает один из фанатов.

Хулиганы признают, что среди околофутбольщиков достаточно тех, кто интересуется в первую очередь драками, а не футболом и «Зенитом».

Обычному болельщику без стадиона никак, а вот хулигану - нормально. Думаю, сейчас примерно 50 % хулиганов вообще не очень-то интересуется тем, что происходит в футболе. У любой хулиганской группировки есть идея собственной исключительности. После своей группировки многие хулиганы котируют членов дружественных фирм, затем - «фирмы» других клубов, затем уже фанаты, ультрас, кузьмичи и прочая срань в их понимании. Главная мотивация для хулигана - быть первым, - поясняет Максим Дукельский, один из первых хулиганов «Зенита», участвовавший в фанатских драках на протяжении более чем 5 лет.

Другие хулиганы согласны: «Думаю, половина и состава команды-то не назовет.»

На ЧМ драк не было. Фанатов просто не пустили на игры

Чемпионат Европы 2016 года стал пиком активности футбольных хулиганов на крупных турнирах. Поляки дрались с турками и североирландцами, немцы - с украинцами, отличились и другие фанаты. Но самые масштабные беспорядки устроили фанаты из России и Англии. В Марселе хулиганы двух стран при участии местных фанатов «Марселя» и «ПСЖ» буквально разгромили порт и городские улицы. Во всех крупных стычках с англичанами победили фанаты из России. Кадры из Марселя показали по телеканалам всего мира, Россию даже требовали отстранить от участия в чемпионате.

Дисквалификации не произошло, но у драки в Марселе были далеко идущие последствия. Сразу несколько фанатов из России и Англии получили во Франции тюремные сроки, а свою деятельность прекратило Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ). Фанаты из России приобрели за границей репутацию жестоких бойцов - следующие два года британские СМИ писали , что англичан на ЧМ в России ждет повторение.

Футбольные хулиганы рассказали «Бумаге », что победа над англичанами имела важное символическое значение.

Мы как фанаты в 1990-х росли на Англии, молились на все проявления их фанатизма, считали их бесконечно крутыми. А потом просто сбросили с пьедестала. Из кумиров англичане превратились в не самых лучших оппонентов. Для российского околофутбола это очень важное событие, - объяснят Дукельский.

Драка в Марселе - далеко не единственный случай столкновений российских хулиганов с европейскими. За последние годы только зенитовцы дрались с украинцами, шведами, бельгийцами, голландцами, англичанами и испанцами.

Когда российские фанаты сталкиваются с европейцами, то почти всегда побеждают. Во многих странах околофутбол - это побоксировать в модных шмотках. У нас же все спортсмены с борцовской подготовкой, - говорит один из петербургских хулиганов.

При этом некоторые фанаты отмечают, что драться с европейцами проще и потому, что в Европе нет российских правоохранительных органов, которые следят за фанатами после событий в Марселе.

После драки на Евро российские власти прекратили диалог с фанатской средой, выстроенный в конце 2000-х. Тогда представители фанатов несколько раз встречались с Путиным и постоянно контактировали с министерством спорта. После 2016 года в России появились списки активных хулиганов, сотрудники МВД и ФСБ вели с лидерами болельщиков профилактические беседы, а за нарушениями и драками следовали обыски и уголовные дела. Некоторым хулиганам на время ЧМ и вовсе рекомендовали уехать из страны, многим не выдали необходимые для посещения матчей паспорта болельщиков.

Во время ЧМ футбольные хулиганы оказались под колпаком. Их перемещение по городам чемпионата контролировали сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом, с некоторых требовали подпись на обязательстве не устраивать драки. Хулиганам не разрешали гулять группами более чем по десять человек, иначе встречи заканчивались задержаниями, кого-то арестовали за мелкое хулиганство и неповиновение полиции. Объединенный сайт фанатов «Зенита» даже выпустил памятку , как действовать при попытке ареста.

В разговоре с «Бумагой » фанаты признали, что хотели бы провести несколько драк с хулиганами из других стран - в том числе с англичанами, но сделать это не удалось. «Мы попали под тотальный контроль. Фанатов просто не допустили до чемпионата мира», - подчеркнул один из них. «Понятно, власти боялись, что случится скандал. Но в результате наша сборная осталась без организованной поддержки», - добавляет Максим Дукельский.

После ЧМ российские власти обсуждают возможность распространить паспорта болельщиков и на матчи чемпионата России. Фанаты считают, что из-за этого самой активной части болельщиков могут закрыть доступ на стадионы. На инициативу уже отреагировали фанаты «Локомотива» и «Спартака»: на последнем матче они устроили перекличку с речевкой «Нам не нужен FAN ID» и баннерами «Fan ID = дома сиди».

«Следующие пару лет нам предстоит суровая борьба за сохранение фанатского образа жизни», - уверен Максим Дукельский. Но хулиганы подчеркивают: отказываться от образа жизни и драк они не планируют. Один из представителей «Мюзик-холла» резюмировал : «Чувства [от фанатской драки] лучше оргазма. Попробовал один раз - и уже трудно остановиться».