Двойственность ценностных ориентаций еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего крестьянства , сословия «трудящихся».
Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне . Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли , зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.
Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.
Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались. Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых.
Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.
В рутинной, медленно развивающейся цивилизации средневековья
временные ориентиры были расплывчаты. Точное измерение вре-
мени распространяется лишь в позднем средневековье. Личное, бытовое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро – день – вечер - ночь; зима – весна – лето - осень. Понимание же исторического времени было иным. Время оказывалось линейно направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.
Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком. Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о жизненной магической силе.
Городская культура
Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.
Большинство зданий было деревянными и очень часто подвергалось пожарам. Улицы - узкие, кривые, с тупиками, и необычайно грязные, такие что германский император Фридрих II дважды чуть ни утонул в грязи вместе со своей лошадью в двух немецких городах. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи навесали над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот и птица.
К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов.
Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).
Состав городского населения был очень пестрым. Здесь прожи-
вают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы.
Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров . Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII-XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.
С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого
средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления.
7.4. МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
Средневековая Европа была страной лесов и болот , тянувшихся через весь континент и еще в XIII в. занимавших 2/3 ее территории. Люди селились на лесных прогалинах и вели свое хозяйство, вырубая или сжигая деревья и осушая топи.
Развитие западноевропейских регионов в Средние века отличалось разными темпами и различной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности. Так в раннем Средневековье кочевые народы, осевшие на ранее освоенных другими народами землях, впервые приобщались к земледелию. Процесс переселения из разрушенных городов в сельские местности означал для городских жителей переход к новым видам труда. Качество и результаты их деятельности были намного ниже, чем у коренных жителей.
Основой экономического уклада средних веков был феодализм . Он скреплял общество сложной системой связей, основанной на владении землей, насилии и идеологическом принуждении. Феодал, рыцарь, сеньор – это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права освящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество зиждется на всеобщей зависимости от земледелия. Лишь постепенно другие социальные группы, особенно горожане, а отчасти и крестьяне, смогли ослабить власть землевладельца над собой.
Средневековье – период господства натурального хозяйства , ориентированного на самообеспечение в рамках поместья или крестьянского двора, на независимость от ввоза и вывоза. Это время не знало и массового производства. Почти каждый предмет был неповторим, служил долго, стоил дорого. Оружие, орудия труда, одежду передавали по наследству, бережно хранили; многие вещи (чаще всего мечи) имели имена, их окружали легенды. Натуральное хозяйство удовлетворяло общество, в котором каждый должен был иметь ровно столько, сколько требовало его общественное положение, его ранг.
Материальные излишки изымались у народа высшими сословиями
– феодальной знатью и служителями церкви – и растрачивались на придворную роскошь, украшение храмов и замков, войны, подаяние и т.д. Создавался замкнутый цикл, который вместе с консерватизмом общественной системы и мировоззрения очень замедлил, хотя и не остановил, развитие экономики.
Товарное хозяйство, нацеленное на расширение сферы производства и обмена, могло играть тогда лишь второстепенную роль. Торговые отношения затруднялись высокими пошлинами и разбоем на дорогах. Доход приносила в основном продажа предметов роскоши. Однако к концу средневековья спрос на товары и потребность в деньгах сильно возросли, а крупные торговые и банковские объединения стали влиять и на экономику, и на политику.
Период раннего и зрелого средневековья (до XV в.) в Западной Европе отмечен распространением орудий труда и технических приспособлений, известных с античности: новых изобретений тогда было крайне мало. Техника была рутинной (особенно в сельском хозяйстве).
Земледелие было основным занятием, поэтому подавляющее большинство населения жило в деревне и число горожан, особенно до XII в., было совершенно незначительным.
Практически повсеместно пахали, либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах животных. С IX-X вв. впервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до XVIII в. Водяные мельницы были редкостью, ветряные же появились лишь в XII в.
Помимо обработки земли сельские жители разводили скот, охотились на диких животных, ловили рыбу, собирали в лесу ягоды и мед диких пчел. Дерево служило материалом для изготовления орудий труда, жилищ, домашней утвари, оно же вывозилось на Восток как экспортный товар.
С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка.
В XIV в. появились доменные печи, позволившие выплавлять чугун.
В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляются ручные и педальные станки (ткацкие и токарные), в XIV-XV вв. – кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат – механические часы, башенные, а затем комнатные и карманные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание.
В эпоху средневековья развивалось гончарное производство . В Италии, в г. Фаэнцы, в XIII в. началось производство посуды из фаянса, который был изобретен еще в древности. Получила распространение оловянная посуда, хотя простолюдины пользовались обычно деревянной. Знать, как и прежде, ела на серебре и золоте.
Средства транспорта в течение всего средневековья оставались традиционными. До XII в. преобладала вьючная транспортировка грузов, что объяснялось бездорожьем. Использовались также повозки с оглоблями и поворотным передком с колесами меньшего размера. Повозки были как грузовые, так и пассажирские; последние представляли собой крытые колымаги, иногда с окнами.
Морские перевозки осуществлялись на кораблях различных типов. На севере Европы преобладали когти – высокобортные, одномачтовые (позже двух- и трехмачтовые) суда длиной 20-30 м и водоизмещением до 200 тонн. Средиземное море бороздили нефы – парусные суда с высоким носом и кормой, длиной до 40 м; для перевозки грузов использовались также гребные галеры. Высокими мореходными качествами и вместительностью отличались знаменитые каравеллы, имевшие прямой и треугольные (латинские) паруса. Очень крупными торговыми судами были каракки – обычно трехмачтовые корабли водоизмещением более 500 т.
Средневековье было временем частых войн, поэтому военному делу и оружию уделялось тогда огромное внимание. Символом эпохи стал тяжеловооруженный всадник – рыцарь. Сначала рыцарь защищал свое тело кольчужной броней и щитом, а в качестве наступательного оружия использовал копье и меч. В конце XIV – начале XV вв. сформировались сплошные доспехи из стальных кованых деталей. Подобную защиту иногда имели и рыцарские кони. Однако с наступлением эры огнестрельного оружия рыцари стали бесполезны и ушли с исторической арены, оставшись лишь на страницах романов.
Изобретение пороха и огнестрельного оружия произвело подлинный переворот в военном деле. Рецепт изготовления пороха можно встретить в рукописях еще середины XIII в. В следующем столетии появились металлические пушки, сначала, по-видимому, в Италии, потом в других странах. Вначале стволы укрепляли на простых деревянных колодах, позже появились колесные лафеты. В это же время было изобретено и ручное огнестрельное оружие.
В XVI в. европейские армии имели артиллерию, достаточно эффективную при осаде и обороне крепостей, а также полевом бою. Пехота получила фитильные ружья – аркебузы, а кавалеристы – пистолеты с колесцовым замком. Развитие огнестрельного оружия привело к коренным изменениям в военно-морском флоте, а также фортификационных укреплениях – вместо высоких и прямых крепостных стен стали строить низкие наклонные земляные укрепления, лишь в некоторых местах облицованные камнем, с многоугольными бастионами.
Термин «средние века» вошел в научный оборот в эпоху Возрождения, тем самым философы-гуманисты подчеркивали связь своего времени с античностью: от «золотого века» человечества их отделял некий средний, промежуточный период, «темные века», как назвал их Петрарка. Позднее термин, естественно, утратил свою смысловую нагрузку, однако в историографии как общепринятое понятие сохранилось название «средневековье», временные рамки которого охватывают период с 5-го века и до начала 16-го века. Эти рубежи носят относительный характер и разнятся в истории различных государств.
Условности хронологии
Хронология и периодизация - относительные критерии, искусственно привнесенные исследователями, используемые для удобства обозначения того или иного времени, сопоставления событий в разных странах и т. п. Это в полной мере относится и к периоду под названием «средневековье», пространственные, временные рамки которого по-разному обосновывают отечественные и зарубежные историки. Как верно отмечал А. Я. Гуревич, люди средневековья, как и античности или не давали наименования своей эпохе, не осознавали, что живут в период средних веков. При разделении на хронологические отрезки ученые руководствуются некими оригинальными признаками, качественными характеристиками, присущими конкретной эпохе.
Периодизация
Как историографическая традиция обозначает западноевропейское средневековье? Временные рамки (века) - с V в. до начала XVI в. Внутри этого почти тысячелетнего промежутка времени обычно выделяют следующие этапы:
- V-XI вв. называют Ранним средневековьем (или «темными веками», так как этот период в истории человеческой цивилизации остается наименее изученным в силу крайне скудного отражения в источниках). Начался после упадка Римской империи. Одни из самых ярких явлений - великое переселение народов, завоевание христианами Пиренейского полуострова (так называемая Реконкиста), расцвет Византии, Франкского государства.
- XI-XIV вв. - это классическое (или Высокое) средневековье. Основные события - быстрый рост населения Западной Европы, практически повсеместное распространение христианства, развитие городов и урбанизация, возникновение и развитие феодальных отношений.
- XIV-XVI вв. относят к Позднему средневековью (некоторые исследователи этот период причисляют уже к раннему Новому времени). Это период бедствий, голода, чумы, Столетней войны и монголо-татарских нашествий, которые серьезно опустошили Западную Европу. Вместе с тем это время церковной реформации, великих географических открытий, развития науки, изобретений, достижений в традиционной медицине.
временные рамки для России
На территории, занятой славянскими племенами, становление феодального государства шло медленнее, чем на Западе, потому многие историки относят начало средневековой эпохи к IX в. А Новое время начинается в конце XVII в. с правлением Петра I. Внутри эпохи выделяются обособленные периоды:
- IX-XII вв. - существование централизованного Киевского государства.
- XII-XIII вв. - начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига.
- XIV-XVII вв. - становление и развитие русского государства с центром в Москве.
Характеристика эпохи
Так хронологически выглядит средневековье, временные рамки связаны с событиями, повлекшими за собой необратимые изменения. В конце V в. варварские орды ворвались в Рим - главный оплот античной цивилизации на то время, а в начале VI в. прекратила существование последняя античная школа философии.
Ключевая характеристика Раннего средневековья - это разложение родоплеменных отношений у варварских племен Европы и образование феодальных, что к концу периода приводит к формированию и правящих династий. Коренным образом меняется суть экономических отношений в средние века. Пространственные, временные рамки эпохи прочно связаны с распространением христианской религии, которая стала в духовном плане отражением феодализма, как язычество было в свое время характерно для общинно-родового строя.
Относительно славянских племен все вышеперечисленные черты просматриваются в их истории отчетливо только с IX в., когда происходит установление государства с центром в Киеве. Приблизительно в то же время на русские земли проникает из Византии христианство восточного (православного) обряда, и к рубежу тысячелетия приобретает статус официальной религии.
Классическое средневековье
Высокое средневековье (временные рамки XI-XIV вв.) начинается в Западной Европе со становления государства Карла Великого и характеризуется укреплением позиций католической церкви, ее доминантной ролью на всех уровнях человеческой деятельности - от политики до повседневного быта. В системе образования господствует схоластическое учение, мировоззрение и материальная культура глубоко религиозны.
Христианство определяет и русское средневековье, временные рамки которого, как и событийное содержание периодов, очень отличаются от западноевропейских. К XII в. православие стало не только официальной государственной религией: последние язычники, верующие в древних славянских богов, оставались разве что в глухих лесных районах и не представляли угрозы существованию централизованного государства. Но феодальные междоусобицы, сотрясавшие больше или меньше любое государство в средние века (временные рамки на Руси - XII-XIII вв.), ослабили Киевское государство и сделали его легкой добычей для пришедших с востока орд кочевников монголо-татар. Таким образом, укреплению авторитета церкви способствовала и внешняя угроза в лице чуждых в этническом и религиозном смысле захватчиков.
Отличительные черты европейского и русского периодов
Принципиальное отличие в этот период истории Руси от Западной Европы очевидно: для империи Карла Великого это время максимального расцвета культуры, создание канонического образа средних веков, в Восточной Европе во всех сферах жизни наблюдается упадок, связанный с тяжким бременем противостояния могучему азиатскому противнику.
После свержения монголо-татарского ига былую целостность Киевской Руси восстановить уже не удалось: западные земли объединились в Галицко-Волынское княжество, а на востоке все большее влияние получали московские князья.
Заключительные десятилетия эпохи Высокого средневековья
Конец на Западе связывают с голодом, поразившим многие земли в начале XIV в., эпидемией чумы, крестьянскими бунтами и Все эти трагические события влекли за собой буквально вымирание половины населения, следовательно, упадок во всех сферах жизни.
В то же время для России средние века, временные рамки XIV-XVII вв., стали эпохой становления и укрепления государства вокруг Москвы. Русь достаточно окрепла в это время, чтобы сбросить бремя золотоордынского ига. Более того, многие отечественные исследователи склонны видеть в новом Русском государстве, основанном на владимиро-суздальских историко-культурных традициях, характерные черты Возрождения. Это и расцвет культуры, архитектуры, живописи, и появление литературных произведений, в центре внимания которых человек и его чувства, а не религиозные вопросы.
В начале XVII в. на московский престол восходит династия Романовых, представители которой правили страной до свержения монархии в 1917 г.
Позднее средневековье и переход в Новое время
Такое зыбкое понятие, как Позднее средневековье, временные рамки и страны охватывает по-разному: где-то более отчетливо проступают черты Нового времени, а кое-где сохраняется традиционный феодальный уклад. В государствах Западной Европы появляется движение за реформацию церкви, происходят промышленные революции, меняется философия и взгляды на мир. А в Московском царстве еще почти два столетия все оставалось без существенных изменений: потому средневековье в России (временные рамки IX-XVII вв.) заканчивается намного позже.
Западноевропейское средневековье временные рамки, завершающие этот почти тысячелетний период, относит к концу XV - началу XVI вв. За точку отсчета чаще всего принимают открытие Колумбом Америки в 1492 г.
В России завершить период средневековья удалось только Петру I через ряд прогрессивных и часто непопулярных реформ в конце XVII в.
Выводы: средневековье западноевропейское и русское
Таким образом, временные рамки средневековья в России и Западной Европе сильно разнятся, хотя сущность периода остается в большинстве вопросов сходной. Это и господство церкви и религии во всех сферах жизни, и упрочение феодальных отношений, и последующее становление монархии, которая сохранится в Новое время.
В конце средневековья начался явный технический прогресс - изобретены доменные печи, огнестрельное оружие, Появилось понятие учебных заведений. Прогресс постепенно проявляется во всех сферах жизни. В последние десятилетия Позднего средневековья начался бурный расцвет искусства.
Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:
1. Раннее средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.
2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. ХI
– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.
3. Позднее средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.
Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:
1. феодальная форма собственности , основанная на личной и по-
земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;
2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, нераз-
витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;
3. жесткая сословно-иерархическая структура общества , прони-
занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;
4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо-
дов в XI-XIII вв.);
5. инквизиция , действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;
6. эпидемии инфекционных заболеваний ;
7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не-
избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).
Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 4045 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.
Источники формирования культуры европейского Средневековья
Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского средневековья.
Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутренних начал:
наследия античности,
культуры варваров,
традиций христианства.
В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.
Внешним фактором формирования культуры средневековой Ев-
ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.
Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав-
но находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура , порожденные ею.
В основу средневековой системы образования легла школьная рим-
ская традиция, система "семи свободных искусств".
Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.
Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.
Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и
народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.
У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос , заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира , чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".
Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей,
сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.
7.2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство.
Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения - от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов.
Христианство влияло на огромные массы людей:
наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;
сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды;
провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;
обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.
Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и полити-
ко-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформи-
лась в догматику и организацию христианской церкви.
На первых двух соборах – Никейском (325) и Константинопольском (381) – сложился христианский Символ веры , то есть краткое изложение основных догматов христианства.
Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (час-
тей), христиане верят:
в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;
в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;
в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);
в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;
в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;
в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;
в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса; Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;
в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;
в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;
в таинство крещения;
в будущее воскресение мертвых;
в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.
Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos –
бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.
Средневековая картина мира
Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба
и Земли, души и тела.
В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема , напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней, - Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые
постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.
Христианский образ человека разорван на два начала : "тело" и "душу", - и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отдается началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры пришел средневековый аскет, добровольно переносящий лишения.
Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух космических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить "по плоти" или "по духу". Христианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.
Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.
Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий. Три главных сословия феодального общества - духовенство, рыцарство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.
Был ли христианский образец человека - человек глубоко религиозный, а потому нравственный, - реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?
7.3. СОСЛОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Монастырская культура
Первым, высшим сословием, считалось духовенство , сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества
(«дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим "подвигам" во имя Бога.
Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) - общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.
Согласно "Правилам" Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия.
В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора , считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась "богопротивной". В условиях раннего средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.
В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «деятельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.
С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, включаются в светскую жизнь, в результате чего "обмирщаются". Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в народных антифеодальных движениях. Руководство католической церковью объявило эти движения ересью.
Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католическая инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы – уже не «воины», а «псы Господни».
За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, требующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и нищенствующие ордена (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).
Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. францисканский орден изменяет своим идеалам.
Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого - сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.
Рыцарская культура
Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военноаристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства – «дела земные».
Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло расцвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные владения - при условии несения в их войске конной военной службы.
Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.
В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать
стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.
Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обучение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.
Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель добивался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.
Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная (от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература - придворнорыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.
Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Прованс), труверов (север Франции), миннезингеров в Германии, а также
рыцарским романом.
Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда - внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.
При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.
Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.
Глава 6
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Каковы хронологические рамки Средневековья
и в чем значение этой эпохи?
Сам термин «Средние века» обязан своим появлением на свет
Деятельности итальянских гуманистов XV- XVI вв. Вводя этот
Термин, деятели Возрождения хотели отграничить свою эпоху от
Мира предшествующей культуры.
Еще недавно Средневековье нередко понималось как исключительно
Темная, варварская эпоха. Такие оценки связаны в основном
С работами историков и философов эпохи Просвещения.
Однако такое отношение к Средневековью не вполне оправданно.
Средние века были самобытным и интересным этапом в истории
Развития европейской цивилизации. Более того, именно
В этот период возникли предпосылки и даже некоторые элементы
Современной цивилизации. В Средние века начали зарождаться
Европейские нации. Тогда же формируются и первые современные
Христианской и варварской традиции.
Как происходило оформление и развитие
христианской церкви?
Христианство было стержнем средневековой культуры. К наступлению
Периода Средневековья история христианства насчитывала
Уже почти пять столетий. К этому времени христианство
Успело значительно видоизмениться. К примеру, появилась несвойственная
Ранним христианским общинам церковная иерархия,
Были введены некоторые учения, среди которых догмат
О Троице, о посмертном воздаянии и т. д. Важную роль в этих
96
Процессах сыграли церковные соборы - т. е. съезды высшего духовенства
Для решения вопросов вероучения, церковного управления
И пр.
Еще во время существование Римской империи начинается
Деятельность так называемых Отцов Церкви - авторов апологетических,
Полемических, комментаторских и исторических сочинений,
Внесших решающий вклад в создание церковной догматики
И организации. В развитии патристики, т. е. учения Отцов
Церкви (от латинского pater- «отец»), различают несколько этапов.
Для II-III вв. характерно фрагментарное философствование
Апологетов (от греческого apologeticos - защищающий) -
От критики нехристианских писателей. Наиболее видными апологетами
Были Тертуллиан (около 160-220 гг.) и Ориген (около
Восточной церкви Василия Великого, Григория Нисского и
Др. - церковные доктрины были систематизированы. Благодаря
Деятельности представителей поздней патристики - Боэция,
Иоанна Дамаскина и др. - теоретико-догматические вопросы
Приобретают форму непреложного канона.
Центральной проблемой патристики стало отношение к языческой
Культурной традиции. Первоначально вопрос ставился
Жестко: «либо - либо». Однако постепенно позиция смягчилась.
Древнегреческая культура начала истолковываться как культура
«богоискательства», в ней допускалось существование элементов,
Которые могут и должны войти в состав христианской культуры.
Одним из таких элементов стал платоновский идеализм,
Позже были восприняты и философские концепции Аристотеля.
С самого начала патристика опиралась на принципы и понятия
Греческой философии. Однако патристика отказалась от свободного
Философского поиска, присущего античной философии,
Признавая единую истину божественного откровения.
Отцы Церкви традиционно разделяются на западных (Италия,
Романизированная Европа, Северная Африка) и восточных
(Греция, Ближний Восток, Египет). Различия между ними не
Только в использовании для своих сочинений различных языков:
Западные Отцы Церкви писали на латинском, а восточные - на
Греческом. Отличались стиль мышления и подход к разрешению
Теологических проблем. Западные Отцы Церкви, впитавшие дух
Римской юридической культуры, мыслили в юридических терминах
И проявляли особый интерес к проблеме предопределения,
Согласования человеческой воли с божественной. Внимание
Восточной патристики было привлечено прежде всего к вопросам
Проявления божественного бытия в бытии человеческом.
Параллельно с этим происходило организационное оформление
Христианской церкви. Как целостное образование она возникает
Из отдельных общий первых христиан. Для ранних хрис
97
7-6332
Тиан было характерно стремление к равенству всех перед Богом,
Что выражалось в постоянной материальной взаимопомощи,
Совместных трапезах и т. п. Первые христианские общины не
Имели клира (от греч. kleros - «избранные по жребию»), т. е. постоянных,
Профессиональных служителей культа1. Однако постепенно
Ситуация меняется. Среди христиан появляется расслоение,
В христианских общинах выделяются руководители.
Усиливается централизация церкви. Возникают объединения
Епископов (надзирателей) отдельных городов. Главой такого
Объединения - митрополии (от греч. metropolia - «главный город
») - становится митрополит. Затем путем объединения нескольких
Митрополий были образованы более крупные структурные
Единицы - патриархии во главе с патриархом. Звание
Патриарха первоначально принадлежало всем епископам и лишь
Затем стало титулом только главенствующих среди них. Так появились
Пять патриархов: римский, константинопольский, александрийский,
Антиохийский и иерусалимский. Все патриархи
Считались обладающими равной властью, однако в действительности
Верховной властью обладал епископ Рима. Постепенно
А также запретил духовенству получать какие-либо церковные
Должности из рук светских правителей. Такая позиция
Папы, объявившего себя фактически верховным сеньором всех
Государей, стала причиной затяжного конфликта между Церковью
И светскими правителями. Конфликт завершился лишь
В 1122 г. Вормсским конкордатом между императором Генрихом
V и папой Каликстом II. Император Священной Римской
Империи отказывался от духовной инвеституры в пользу папы,
Однако в некоторых областях (в Германии) он получал право
Участвовать в избрании епископов и аббатов. Таким образом ,
Спор об инвеституре привел в итоге к компромиссу между духовными
И светскими властями.
Какой тип философии был господствующим
в эпоху зрелого Средневековья?
Господствующим типом философии в эпоху классического,
Зрелого Средневековья стала схоластика. Схоластика получила
Свое название от монастырских школ (от лат. scholastikos -
«школьный, ученый»), где преподавали философию и теологию.
В центре схоластических рассуждений оказались проблемы взаимосвязи
Бога, мира и человека, что предполагало определенное
Решение вопроса о соотношении разума и веры, разума и откровения.
Для схоластического метода философствования было характерно
Соединение теолого-догматических предпосылок с рационалистической
Методикой и интересом к формально-логическим
Проблемам.
В развитии схоластики выделяют несколько этапов. IX в. считается
Временем зарождения схоластики в качестве широкого
Интеллектуального движения. В XII в. деятельность Пьера Абеляра
Знаменует собой появление сопротивления авторитету
Церкви. Зрелости схоластика достигает в XIII в. В это время
Фома Аквинский пытается создать целостную философскую систему,
Примиряющую веру и разум. С XIV столетия начинается
Закат схоластического мышления.
Крупнейшими представителями ранней схоластики были Ансельм
Кентерберийский и Иоанн Скот Эриугена. Ансельм был первым
Значительным средневековым философом и по праву считается
«отцом схоластики». Ансельм считал, что познание христианина
Начинается с акта веры: факты, которые он стремится
Познать, даны в божественном Откровении. То есть христианину
Требуется не понимать, чтобы верить, а верить, чтобы понимать.
Огромное влияние на Ансельма оказали работы Августина. Однако
Ансельм уделяет больше внимания форме, в которую он об
Лекает мысль, т. е. логико-грамматической структуре высказывания.
Стремясь во всем следовать правилам логики, философ
В своих работах «Монологиум», «Прослогиум», «Диалог об истине
» сформулировал доказательства бытия Бога.
Противоположную позицию занимал Пьер Абеляр. Он считал,
Что только сомнения могут помочь человеку прийти к истине.
Помимо проблемы соотношения веры и разума, внимание философа
Привлекала широко обсуждавшаяся в то время проблема
Универсалий. Абеляр понимал универсалии как умственные концепции,
Которые не существуют отдельно от предметов, но которые
В то же время не просто произвольные имена. К примеру,
Начав творение, Создатель имел в уме идею лошади, и эта универсалия
Присутствует в каждой конкретной лошади.
Одним из наиболее значительных представителей средневековой
Схоластики был Альберт Великий. Он начал перестройку и
Энциклопедическую систематизацию христианского богословия
С опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не
Просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были
Доказывать единство мира как создания Творца. Закончил реформировать
Богословие Фома Аквинский. Его центральное сочинение
«Сумма теологии» обобщало основы средневекового
Мировоззрения. Утверждая, что природа завершается в благодати,
А разум - в вере, он различил истины разума и недоступные
Рациональному познанию истины откровения. Философом
Были сформулированы пять доказательств бытия Бога.
Поздняя схоластика в лице Иоанна Дунса Скота и Уильяма
Оккама видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись
От рационального объяснения христианских догматов,
Схоластика фактически вернулась к формуле веры , приписываемой
Раннехристианскому писателю Тертуллиану, - «верую,
Ибо это абсурдно».
Какие жанры были распространены
в литературе зрелого Средневековья?
Важнейшим элементом средневековой культуры было литературное
Творчество. Первоначально это творчество было устным.
К примеру, скандинавские прозаические повествования
О событиях прошлого - саги - исполнялись публично на пирах
И других собраниях и были записаны лишь в XII-XV вв.
Приблизительно к XII столетию складываются и остальные
(все основные) жанры средневековой словесности: рыцарский
Роман, лирика, а также основные театральные жанры (миракль и
Моралите).
В период зрелого Средневековья продолжается развитие традиций
Народно-эпической литературы. На этом этапе важнейшим
Становится героический эпос. Одно из наиболее значитель
Ных произведений французского героического эпоса - «Песнь
О Роланде», основу сюжета которой составляют легенды о походах
Карла Великого1. Крупнейшим произведением англосаксонского
Эпоса является «Беовулъф» - поэма, повествующая о ратных подвигах
мужественного и справедливого воина Беовульфа. Поэма,
Как считают, была сложена еще в VII-VIII вв., однако до нас дошла
В рукописи, датируемой приблизительно началом XI столетия.
В середине XII в. во Франции расцветает рыцарский роман,
Пришедший на смену героическому эпосу. Среди наиболее прославленных
Кретьена де Труа. Его романы посвящены кельтскому королю
Артуру и его вассалам - рыцарям Круглого стола.
Рыцарская культура складывалась в основном при дворах государей
И вельмож. Немаловажным элементом рыцарской культуры
Была придворная литература. Ее основой был культ воинской
Доблести в сочетании с христианской нравственностью и
Соответствующими времени эстетическими нормами. Неотъемлемой
Составляющей рыцарской культуры была куртуазность -
Средневековая концепция любви, согласно которой отношения
Между рыцарем и его прекрасной дамой подобны отношениям
Сеньора и вассала.
Куртуазная система ценностей воспевалась «певцами любви
» - трубадурами. Трубадурами эти поэты-певцы, прославлявшие
В своих песнях рыцарскую любовь, назывались на Юге
Франции. На севере страны их именовали труверами, а в Германии
Миннезингерами. Помимо песен и баллад, они сочиняли
Сатирические поэмы и лирические пьесы светского характера.
Своеобразным явлением культуры зрелого Средневековья
Было появление поэзии вагантов (от лат. vagantes - «бродячие»).
В числе вагантов были бродячие нищие, школяры и студенты,
Низшие клирики, странствующие из города в город. Ваганты появляются
В то время, когда в средневековых городах умножается
Число школ, появляются университеты, и впервые в истории Европы
Появляется избыток образованных людей. Темы поэзии вагантов
Не только восхваление беззаботной распутной жизни и
Веселого времяпрепровождения. Ваганты обличали жадность
И распутное поведение представителей высшего духовенства. За
Вольнодумство и антиаскетический образ жизни ваганты преследовались
Официальной церковью.
С развитием городской культуры связано также творчество
Жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия). В XI--XII вв.
Они выступали на городских площадях как актеры, акробаты,
Дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры и шпильманы -
Явление, родственное русским скоморохам.
Песнь о Роланде. М.; Л., 1964. С. 140.
106
Литература эпохи Средневековья - одна из прекраснейших
Страниц в истории мировой литературы. В то время появились
Сюжеты, которые позже неоднократно использовались и перерабатывались
Жанры также обогатили мировую литературу.
Каковы основные особенности готического стиля?
В конце XII-начале XIII в. в Западной Европе романский
Стиль сменяется готическим (от итал. gotico - «готский», по названию
Германского племени готов). Это наименование возникло
В эпоху Возрождения, когда все готическое означало «варварское
» и противопоставлялось «римскому», т. е. искусству в духе
Античных традиций.
Лишь спустя века, в XIX столетии, интерес к готике возродился.
За легкость и ажурность ее называли застывшей, или безмолвной,
Музыкой, «симфонией в камне». Ее расцвет приходится на
XII-XIV в. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую
(высокую) и позднюю (пламенеющую) готику.
Готические соборы значительно отличались от церквей романского
Периода: романская церковь тяжеловесна , приземиста,
Готический собор - легок и устремлен ввысь. Основой романского
Здания служила сама его масса, поддерживаемая арками,
Столбами и другими прочными деталями. Готические же мастера
Стали использовать новую конструкцию сводов: свод опирается
На арки, а те - на столбы. Боковое давление свода передается
Аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (столбам,
Поддерживающим аркбутаны). Стена перестает быть основой
Здания, следовательно, уменьшается ее толщина. Это позволило
Архитекторам увеличить внутренний объем здания, проделать
Множество окон, арок и галерей.
Благодаря готическому своду (его еще называют нервюрным)
Увеличилась высота здания (Амьенский собор - 42 м, тогда как
Предельная высота романской постройки - 20 м).
В готической архитектуре стирается граница между отдельными
Частями здания, поверхность стены представляет единое
Пространство, украшенное витражами, непременной «розой»
Над порталом, статуями и рельефами.
В это время как появляется новая, круглая, скульптура, так и
Сохраняется старая, представляющая собой часть здания. Но и
Последняя изменяется: подобно самому собору, она вытягивается,
Фигуры удлиняются, части тела становятся непропорциональными.
Ведущей темой в изображении Христа является его
Мученичество, а непропорциональность придает фигуре лишь
Большую выразительность. В скульптуре складывается культ Богоматери,
Нередко переплетающийся с поклонением прекрасной
Даме, характерным для Средневековья. Сохраняется и вера в чу
Деса, фантастических чудовищ, которые тоже изображались
В виде скульптур.
В готическом стиле возводились и светские здания: ратуши,
Торговые ряды и даже частные дома.
Наиболее известными и значительными образцами стиля в архитектуре
Являются знаменитый Нотр-Дам де Пари (ранняя готика),
Шартрский (XII-XIV вв.), Реймский (1211-1330 гг.) соборы
Во Франции, Кельский (XIII-XIX вв.) - в Германии.
В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика. Для
Нее было характерно украшение зданий пламенным кружевом,
Т. е. тончайшей резьбой по камню. Широко использовались
Сложные рисунки и орнаменты. В это время почти не строятся
Новые знания, а завершаются старые. К шедеврам пламенеющей
Готики относятся соборы в Амбере, Амьене, Конше, Корби.
Особенным является готический стиль Англии. Ее искусство
Связано в основном с монастырями. Английский готический собор
Отличается обилием украшений как снаружи, так и внутри
Здания.
Яркими примерами английской готики являются Кентерберийский
Собор (XII-XV вв.) и собор Вестминстерского аббатства
(XIII-XV вв.).
Готическое искусство - одно из величайших достижений Средневековья.
Какую роль играли средневековые города
в становлении нового образа жизни?
К концу XII в. роль религиозных, политических, экономических
И культурных центров в Европе перешла от монастырей
К городам. В них создавались крупные общины с самостоятельным
Управлением. Росло число ремесленных цехов и других
Светских корпораций. Города привлекали множество людей -
Ремесленников, паломников и студентов. «Городской воздух делает
Свободным», - гласила поговорка того времени.
Центрами общественной жизни средневекового города стали
Ратуша и собор. Ратуша представляла собой каменное здание
С залом для собраний и подсобными помещениями. Неотъемлемой
Ее частью была башня - символ свободы города.
Соборы должны были вмещать все городское население. Собор
Строился по заказу и на средства городской общины. Постройка
И укрепление храма, на которые уходили десятилетия,
Являлись всенародным делом. Собор являлся средоточием общественной
Жизни. Перед ним выступали проповедники , спорили
Профессора и студенты, устраивались театрализованные религиозные
Представления.
Бурный рост городов вел к расширению строительства, а это,
В свою очередь, - к созданию профессиональных артелей, не
108
Связанных с определенным городом, а выезжавших туда, где намечалась
Большая стройка. Именно из артелей, а конкретно - из
Артелей каменщиков, впоследствии образовалось философскополитическое
Общество «Вольных каменщиков» (франкмасоны).
Активное становление городов вело и к изменению мировоззрения.
Человек стал противопоставляться массе, коллективу, но
Его роль определялась не личностными характеристиками,
А профессией (купец, рыцарь, ремесленник).
Всемирная история 7 классТема 1 Понятие Средние века. Хронологические рамки. Характеристика периодов.
Термин «средние века» (лат. ævum medium - средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453 ). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие « тёмные века », которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI - VIII века ).
Раннее Средневековье - период европейской истории , начавшийся после падения Западной Римской империи . Длился около пяти веков, приблизительно с 476 по 1000 гг. В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов , появились викинги , возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство , в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата , на Британских островах существовало множество небольших государств англов , саксов и кельтов , появились государства в Скандинавии , а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государств
Высокое Средневековье - период европейской истории, продлившийся приблизительно с XI по XIV век. Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью . Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.
Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV - XVI веках.
Позднему Средневековью предшествовало Зрелое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.
Жанна д"Арк, миниатюра второй половины XV в.
Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 годов, который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.
Карта позднесредневековых государств
Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см.Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Возрождения. Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов, особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка культуры на Балканах, из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в Италию. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV веке книгопечатания. Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию.
Данте, фреска Доменико ди Микелино, 1465 г.
Рост враждебной к христианской Европе Османской империи на месте прежней Византийской обусловил затруднения в торговле с Востоком, что побудило европейцев к поиску новых торговых путей вокруг Африки и на запад, через Атлантический океан и вокруг света. Плавания Христофора Колумба и Васко да Гамы ознаменовали начало эпохи Великих географических открытий, укрепивших экономическое и политическое могущество Западной Европы.