Христианский праздник 24 сентября. Праздники сентября - народные приметы, поговорки, суеверия

24 сентября (11 сентября по старому стилю - церковному юлианскому календарю). 16-я неделя по Пятидесятнице (шестнадцатый воскресный день, поскольку именно воскресенье по-церковнославянски именуется неделей, после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поименно угодников Божиих и одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Преподобная Феодора Александрийская . Пример этой святой V столетия от Рождества Христова, подобно подвигу преподобной Марии Египетской , совершенному несколькими десятилетиями позднее, наглядно демонстрирует силу искреннего покаяния.

В молодости Феодора, супруга одного знатного христианина, была соблазнена и впала в грех прелюбодеяния. Вскоре она осознала тяжесть своего греха, ушла из дома, переодевшись мужчиной. Будущая святая поступила в мужской монастырь, где стала совершать самые тяжелые послушания, пребывая в непрестанной покаянной молитве.

Однажды святую Феодору, которую все считали монахом Феодором, оклеветали. Одной девицей, вступившей в блудную связь и родившей младенца, был распущен слух, будто этот ребенок не от кого бы то ни было, а именно от самой Феодоры. Она покорилась этому, взяла младенца и ушла с ним из монастыря, приняв это изгнание как наказание за свой старый грех. Только через семь лет ее приняли с повзрослевшим отроком обратно в монастырь.

Господь даровал преподобной матери Феодоре не только прощение, но и дар чудотворений. Так, по ее молитвам во время засухи в давно иссохшем колодце появилась вода. Несколько лет святая старица прожила в обители, и только после ее блаженной кончины игумену и монахам открылось, что это была женщина в мужском образе. Со слезами они просили прощения у святой Феодоры. А когда ее бывший супруг узнал об этом, то и сам принял постриг в этой обители. А много лет спустя ее настоятелем стал воспитанный преподобной Феодорой отрок.

Преподобный Силуан Афонский . В течение тысячи лет на Святой горе Афон подвизалось множество русских монахов. Последним русским старцем с Афона, причисленным к лику святых, стал преподобный Силуан, родившийся на Тамбовщине в 1866 году .

В юности будущий старец был простым крестьянином Семеном Антоновым. Он был наделен недюжинной силой и часто не знал, куда ее деть: пил вино да дрался. Но однажды этому необузданному, дерзкому парню приснилось, будто ему в рот заползла змея. Внезапно он услышал: "Ты проглотил змею во сне и тебе противно. Так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь". И понял Семен, что это был голос Богородицы. С тех пор юноша укрепился в решении уйти в монастырь, и в итоге в 1892 году Господь привел его на Святую гору Афон.

На Афоне отец Силуан прожил большую часть жизни - 46 лет из 72. В храме у мельницы, где святой нес свое первое послушание, произошло то, что потрясло до глубины души еще молодого инока. В церкви пророка Ильи направо от Царских врат, возле иконы Спасителя он увидел живого Христа. Тогда все существо его наполнилось огнем благодати Святого Духа, он получил от Господа дар великой любви ко всем людям. И вся дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе за хранение полученной благодати.

В рамках краткого материала очень сложно рассказать о духовных подвигах и наставлениях этого великого святого, а потому рекомендуем к прочтению его пространное Житие, а также книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан".

Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их . Святой Димитрий был знатного рода и в I веке от Рождества Христова являлся правителем города Скепсия в местности Геллеспонт.

Однажды святой Корнилий Сотник , бывший язычник, обращенный ко Христу самим первоверховным апостолом Петром , пришел в Скепсию с проповедью Слова Божия. Язычники схватили проповедника и привели к Димитрию, который пытался заставить святого отречься от Христа и даже подвергал его пыткам.

Святой Корнилий стойко выдержал истязания, а потом одной силой молитвы сокрушил языческих идолов. После этого Димитрий уверовал во Христа и даже вместе со всей своей семьей принял святое Крещение. За это разъяренные язычники бросили своего бывшего правителя в темницу, где уморили всех троих страдальцев голодом.

Мученица Ия . Эта святая страдалица за Христа и Его Церковь в числе 9 тысяч христиан была пленена персидским царем Сапором II. В городе Визад местный главный волхв пытался заставить ее отречься от христианской веры, но даже под пытками она не предала Христа. Святую Ию, которая, по некоторым сведениям, была знатной римлянкой, а возможно, и монахиней, обезглавили около 362-364 годов от Рождества Христова.

Преподобный Евфросин Палестинский . Святой IX столетия от Рождества Христова, сподобившийся прославления в лике святых за свою кротость и послушание. Сам Господь еще при жизни преподобного Евфросина открыл одному священнику в видении святость этого скромного монаха. Узнав об этом, он ушел из обители и завершил свои земные дни в отшельническом уединении.

Мученики Диодор и Дидим Лаодикийские (Сирские) . Об этих святых страдальцах известно немного. Мы знаем лишь то, что они проповедовали Слово Божие язычникам, многих из которых крестили. Лаодикийский правитель отдал приказ схватить их и пытать, после чего мученики скончались.

Священномученики Николай Подьяков и Виктор, пресвитеры (1918), Карп Эльб, пресвитер (1937), и Николай Широгоров, диакон (1942) . Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Каплуновской . Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской епархии. Именно у него молился царь Петр I накануне Полтавской битвы 1709 года , которую молитвами Божией Матери русские войска блестяще выиграли.

Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

По церковному календарю 7 апреля 2019 года отмечают день памяти Иоанна Лествичника - известного христианского духовного писателя.

Sputnik Грузия рассказывает о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы, а также о Святом Иоанне и почему он упоминается в церковном календаре.

Благовещение

По церковному календарю 7 апреля православные празднуют один из главных христианских праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы.

В церковный праздник Благовещения вспоминают, как архангел Гавриил явился Пресвятой Деве и сообщил, что ей предстоит родить Сына Божья.

Марию, которая до 14 лет воспитывалась при храме, обручили с Иосифом. В доме своего нареченного супруга, который должен был оберегать невинность Девы, она вела тихую молитвенную жизнь. Потому она искренне удивилась, как может родить, не зная мужа.

Архангел, по преданию, объяснил ей: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя". На что Мария смиренно ответила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". Это событие дало начало Евангельской истории.

Готовность и согласие Пречистой Богородицы принять все, Ей уготованное - пример для каждого христианина, какими должны быть отношения между Богом и человеком. Их смысл заключен в сотрудничестве, то есть не только в принятии Воли Божьей, но и в проявлении на пути к Господу собственной доброй воли.

Иоанн Лествичник

По церковному календарю, 7 апреля поминают Иоанна Лествичника — автора книги "Лествица", то есть лестница - символ духовного восхождения, посвященная вопросам монашеской жизни и духовного совершенствования.

На рубеже VI-VII веков 16-летний Иоанн пришел в Синайский монастырь Святой Екатерины в Египте. После смерти своего наставника Мартирия, у которого Иоанн обучался послушанию, труду и молитве, он на долгие годы удалился в пустыню с учеником Моисеем и предался покаянию.

Со временем праведность пустынника явила себя в чудесах. Однажды его ученик Моисей прилег отдохнуть в тени большого камня. Иоанну в это время явился в келье ангел, упрекнувший его, что пока он отдыхает, Моисей находится в опасности. Вскочив на ноги, старец стал усердно молиться.

Ученик, вернувшись рассказал, что во сне, услышав зов Иоанна, он, проснувшись, побежал к келье. В ту же секунду камень, под которым он только что лежал, рухнул.

В Синайский монастырь ему пришлось вернуться в возрасте 75 лет и по желанию братии возглавить обитель. Это бремя он принял как новое послушание.

Через некоторое время игумен другого монастыря попросил Иоанна написать небольшое наставление для иноков. Внутреннему взору преподобного необыкновенную ясность придал 40-летний опыт покаяния. Так родилась знаменитая "Лествица".

"Лествицу" другие Святые на протяжении веков не раз называли лучшей книгой "для спасительного руководства". Книга преподобного обращена в равной степени как к монахам, так и мирянам.

Монашеские идеалы Святого получили широкое распространение, его книга еще в древности была переведена на многие языки и стала любимым духовным чтением не только монахов, но и для мирян.

Именины

Материал подготовлен на основе открытых источников

Когда Семену Антонову, сыну тамбовского крестьянина, родившемуся через пять лет после отмены крепостного права, было четыре года, отец пустил переночевать книгоношу. Тот оказался человеком интеллигентным и прогрессивным, и, не теряя времени, начал осуществлять свою просветительскую миссию, объясняя темным хозяевам, что Христос — не Бог, и вообще никакого Бога нет. С того дня слова взрослого книжника: "Где он, Бог-то?" не давали мальчику покоя, заставляя повторять: "Когда вырасту большой, пойду искать Бога".

Но идти далеко не пришлось. Рядом в селе Селезнево жил затворник Иоанн, которого и при жизни считали святым, а когда он умер, стали ходить к нему на могилу — поклониться-помолиться. Но если есть святой человек, — и не какой-то древний, из книжки, а тут, по соседству, — значит, Бог с нами и незачем искать Его по всей земле, решил Семен в 19 лет и тут же с юношеским максимализмом решил идти в монастырь.

Отговорил его отец, человек очень набожный, но мудрый. Сын был обычным крестьянским парнем — сильным, красивым, работящим, заглядывался на девок, дрался на кулачках. И отец рассудил: отслужи сперва положенные шесть лет военной службы, а потом, если не передумаешь…

Служил Семен в Санкт-Петербурге, в саперном батальоне, но столичные искушения уже не могли сбить его с мысли о монастыре. Демобилизовавшись, он поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому, и тот благословил его отправляться на Афон. Погостив неделю дома, он быстро собрался и осенью 1892 года поступил послушником в русский Пантелеимонов монастырь на Святой горе, а через четыре года принял монашеский постриг с именем Силуан.

Послушания у него были самые прозаические: сначала был трудником на мельнице, потом экономом, потом заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

В начале XX века русская обитель на Афоне, переживая пик популярности, вообще чрезмерно увлеклась хозяйством. Будущий известный миссионер архимандрит Спиридон (Кисляков) писал об этом с горечью: "Другой скандал: подворья, расположенные в больших городах, где монахи просто погибают. Третий скандал, самый серьезный: деньги, деньги, всегда деньги! Сколько раз я пытался сердечно побеседовать с несколькими братьями, но всегда мне приходилось им уступать, потому что они выходили из себя. Там я не встречал великих святых! Если я сближался с несколькими подвижниками, то быстро в них разочаровывался, так как со всеми их духовными подвигами им не хватало моральной стороны души, и это замечалось особенно в их отношениях с ближними".

Удивительно, но отца Силуана, который как эконом был в самой гуще этих искушений, они обходили стороной. В том, что вместо отшельничества вынужден всю жизнь быть на людях он увидел особую аскезу, Божий дар — его целью стало научиться молиться постоянно, в любых условиях, занимаясь любыми делами. И полюбить всех.

Как-то уже в старости, когда один аскет-отшельник начал убеждать его, что "Бог накажет всех безбожников, и будут они гореть в аду", Силуан спросил его: "Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?" "А что поделаешь, сами виноваты", — сказал монах. И старец со скорбным лицом ответил: "Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех".

Был он человеком простым, малообразованным: всего обучения — два класса церковно-приходской школы. Правда, читать любил и многотысячным книжным собранием монастырской библиотеки пользовался регулярно. Наставника в своих духовных упражнениях, как того требовали аскетические руководства древних подвижников, он так и не нашел, но сам, на собственном опыте прошел эту школу, хотя все великие христианский аскеты-мистики предупреждают, что в одиночку это — невозможно. Но, видно, старец Силуан прожил жизнь в какой-то иной реальности, и ему, в его простоте, было дано то, что немыслимо для других.

Десятки лет он ночами со слезами молился за "всего Адама" — все исходящее болью человечество, едва вышедшее из одной мировой бойни и уже готовившееся к новой. Великое сострадание к мучающим себя людям, которые "ищут своей свободы", заставляло его взывать: "О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу…". "Молиться за людей — это кровь проливать", — говорил он. И жил страданиями всего мира, забывая самого себя.

Эти молитвенные излияния старца, закрепленные письменно, стали известны только после его кончины. При жизни как опытный аскет он старался ничем не выявляться, хотя особую благодать, от него исходящую, чувствовали все, от простых рабочих до иерархов.

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: "Никого прежде конца не ублажай". Только после кончины старца в 1938 году о нем заговорили: "Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов". А после выхода книги схиархимандрита Софрония (Сахорова) "Старец Силуан. Жизнь и поучения" в Константинопольском Патриархате был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1987 году.

Имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской православной церкви в 1992 году по благословению патриарха Алексия II.

Пост Гедалии

У иудеев это день траура и поста в память об убийстве Гедалии бен Ахикама — последнего наместника Иудеи, назначенного вавилонянами после разрушения Первого Иерусалимского Храма.

Шестой век до нашей эры был сложным периодом в истории Иудейского царства. Маленькая страна находилась между двумя могучими державами — Вавилоном и Египтом. Правители Иудеи пытались лавировать между ними, стремясь найти более выгодного союзника и покровителя. В конце концов в 605 году до н.э. царь Вавилона Навуходоносор разгромил египтян и покорил Иудею.

Долгие годы евреи мирились со своим подневольным состоянием, но в 598 году до н.э. Иудея вновь выступила на стороне Египта. В ответ вавилонский царь пленил иудейского царя Иехонию и всю национальную элиту, в том числе царедворцев, военных, оружейных мастеров и т.д. Общее число плененных составляло десять тысяч человек. Над оставшимися на родине Навуходоносор поставил наместником царя Цидкиягу. Но в 591 году Цидкиягу возглавил очередное восстание против Вавилона, надеясь на поддержку Египта, и в 588 году Навуходоносор вновь двинулся в поход на Иудею.

После двух лет осады Иерусалим пал. Навуходоносор разрушил город, Первый Храм и казнил сыновей царя Седекии, положив конец 400-летнему правлению династии из рода Давида. Он убил или взял в плен большинство членов царской семьи и знати страны. Элита еврейского общества, включая главных священнослужителей, гражданских и военных, была уведена в качестве пленных в Вавилон. Многие были убиты.

Однако Навуходоносор не хотел превращать Иудею в сплошную пустыню. Людям низших сословий было разрешено остаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. Правителем Иудеи Навуходоносор назначил Гедалию, сына Ахикама, мудрого и справедливого человека, друга пророка Иеремии.

Многие евреи, бежавшие во время войны в безопасные места, в соседние страны, стали возвращаться в страну. Губернатор призывал народ хранить лояльность по отношению к Вавилону и обещал мир и безопасность. Можно сказать, что обещание это было выполнено - вавилонский гарнизон, расквартированный в стране, не оскорблял евреев, а даже защищал от враждебных соседей.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии, был и Исмаил, один из царевичей рода Давида, который, видимо, считал, что он будет гораздо лучшим правителем для Иудеи и что Иудее нужно ориентироваться в своей внешней политике на Египет, а не на Вавилон. Поэтому он нашел союзника в лице царя государства Аммон, который с беспокойством следил за ростом новой еврейской колонии. И, дождавшись благоприятного случая, убил Гедалию, много его видных соратников, а также уничтожил и небольшой вавилонский гарнизон, находившийся в городе Мицпа, ставке губернатора.

Гедалия был предупрежден о заговоре, но отверг предложение соратников тайно убить своих врагов. Сам он был убит во время резни, устроенной на праздничном пире во второй день Рош Ашана.

В наказание за убийство Гедалии Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, превратив его в вавилонскую провинцию, и увел в плен более 9 тысяч жителей страны. В итоге еврейский народ надолго лишился своего государства и национальной независимости. Евреям осталась одна возможность — бежать в Египет. Но и там достигла их рука Вавилона: несколько лет спустя Навуходоносор вторгся в Египет, разрушил его и большинство еврейских беженцев при этом погибло.

В память убийства Гедалии и трагедии, которая затем произошла с еврейским народом вскоре после разрушения Первого Храма, и был установлен этот пост, называемый постом Гедалии. А поскольку в праздник, на который пришелся день его гибели, поститься нельзя, траурный пост перенесли на следующий день (а если он приходится на субботу, то — на воскресенье). Пост этот упоминается в Библии (Зах. 8:19) как "пост седьмого (месяца)".

Вновь и вновь возникает вопрос о том, какой отмечается праздник в конкретный день. Особенное внимание россияне заостряют на церковных праздниках, для чего следует опираться на православный календарь. Он не обходит стороной и сегодняшний день.

Сегодня, 24 сентября, православные верующие отмечают День преподобной Федоры Александрийской. Они вспоминают о традициях и думают о запретах на сегодняшний день.

Какой сегодня церковный праздник, 24.09.2018: День памяти Федоры Александрийской

День преподобной Федоры Александрийской, жизнь ее пришлась на конец 5 века. Федора была любящей верной супругой, но однажды знатный житель этого же города влюбился в нее и пожелал сделать своей любовницей.

Подкупленная сводня внушила Федоре что то, что совершено ночью – и грехом то не назовешь.

Так случилась измена Федоры мужу. Но после, поняв, что ее обманули, поняв, что грешна перед ним и перед собой, женщина в покаянии принялась истязать свое тело. Лишь совет игуменьи, знакомой с Федорой, напомнил ей о Марии Магдалине, чьи слезы омыли ноги Христа.

Федора решила стать монахиней – и никого в свои планы не посвятила, особенно мужа. И, чтобы он не нашел ее в женском монастыре, Федора надела мужскую одежду и, назвавшись Федором, нашла приют в обители для мужчин. Супруг, узнавший обо всем после гибели жены, впечатленный ее подвигом, сам стал монахом в том же монастыре.

Этим днем третьим разом встречали осень, о чем говаривали: «Всякое лето кончается, осень начинается». Теперь обычны были дождикии, разводившие повсюду сырость: «Федора – замочи хвост». Помнили о другом дне Федоры, приходившемся уже на зиму: «Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает».

Завершалась уборка овощей, все шло к началу размеренной зимней жизни, о чем говорили: «Преподобная Федора – всякому делу аминь».

На Федору шли поглядеть на озимые, и, коли тянулись они дружными, густыми и сильными, то можно было рассчитывать на то, что их урожай будет добрым.

А еще нередко всей деревней сходились на «осенщину», то есть сбрасывались, кто чем богат, на дары для священника ближней церкви, а его матушке всячески помогали по хозяйству – от приготовления заготовок на зиму до уборки на дворе.

Приходила пора и капустных вечерок, когда целых две недели бабы занимались рубкой и квашением капусты, для чего нужна была и большая компания, и хорошее настроение. Конечно, частенько теперь были на столе и капустные блюда – тарелки со щами, голубцами, пирогами.

Мужчины тоже были заняты важным делом – варкой пива, причем самым лучшим и вкусным почитали такое, что выдерживалось в больших корчагах глиняных, а о напитке пенном говаривали: «Пиво не пьяно – то грешно. Пиво пьяно – грешней того. А пива не станет – тошней всего».

Праздник Федорины вечерки: история

На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами.

С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками – это слово дожило и до наших дней.

На стол в такие вечера подавали блюда из капусты – голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах.

Церковный праздник сегодня, 24.09.2018: приметы

С праздником Федорины вечерки связано несколько примет, а именно:

– Не всякое лето до Федоры дотянет.
– В этот день лето заканчивается, а осень начинается.
– Если озимые хорошо и дружно поднялись, значит урожай будет богатым.
– Федора начинается – дела заканчиваются (начинать новое дело – плохая примета).
– Родившиеся 24 сентября обладают хорошим здоровьем. Носить им следует оливин или аквамарин

Церковные праздники в Сентябре

День Феодоры Александрийской

ФЕОДОРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ и ее муж жили в Александрии а их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно дьяволу. Побуждаемый им, один богатый человек прельстился красотой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил сводницу, введшую в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила мужу, но вскоре, осознав гнусность падения, возненавидела себя. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игуменье и рассказала о совершенном преступлении. Та, видя отчаяние молодой женщины, возбудила в ней веру в Божественное прощение. Решив принять иночество, Феодора тайно покинула семью и, переодевшись в мужской костюм, направилась к мужскому монастырю, ибо боялась, что муж найдет ее в женской обители. Там она назвалась Феодором и просила оставить ее для покаяния.

  1. Третья встреча осени.
  2. Не каждое лето до Федоры дотянет.
  3. Если пчелы заводят в другой раз летку, то будет продолжительная и долгая осень (Воронежская губ.).
  4. Становится слякотно, все чаще идут дожди: Федора — замочи хвосты.
  5. Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние Федоры (12 января) платком рыло закрывают.
  6. Федоры-обдёры: обивается оставшийся на корню хлеб.
  7. В этот день осень ездит на гнедой кобыле. Преподобная Феодора — всякому делу аминь. Ходят смотреть озимые всходы.
  8. Не хвали сусло, а хвали пиво; не хвали озимей, а хвали жниво.
  9. Озимь в сусек не кладут.