Пещерные монастыри русской православной церкви. Путешествия. Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь Воронежская область

О вековых свидетелях прошлого археолог, кандидат исторических наук Тимур Бобровский специально для портала PravLife.

– Сколько в Украине пещерных монастырей?

– Я бы сказал – более сотни.

– А сколько из них неизвестны широкой публике?

– Думаю, что более сотни. (Смеется.) Широкой публике, по сути, известны лишь единицы.

– В этом контексте Украина уникальна? В основном, если говорят о пещерных монастырях, вспоминают Каппадокию…

– Нет, нельзя сказать, что Украина в этом плане уникальна. Безусловно, уникальной является Каппадокия, потому что там речь идет о подземных городах и тысячах пещерных монастырей. Да, в Украине - множество пещерных монастырей, но так же много, как и в Болгарии, Румынии, Греции, в странах Ближнего Востока, даже на Юге Италии – Сицилия, Апулия и т. д. Меньше пещерных обителей на территории Франции.

Возникновение пещерных монастырей так или иначе связано с распространением христианства, и большинство их появилось после разделения Церквей в X-XI веках. Можно сказать, что такие монастыри более характерны для восточного христианства. Они возникали в тех странах, которые находились в каноническом общении с Константинопольским Патриархатом. Поэтому говорить, что у нас в Украине невероятно уникальная ситуация с пещерными обителями, трудно.

Пещерные монастыри Каппадокии

С другой стороны, есть особенность. Как правило, государства, где встречаются пещерные монастыри, на протяжении XII–XIV веков оказывались под властью мусульманских государств, в частности Османской империи. И, естественно, это затрудняло функционирование монастырей. Поэтому наиболее поздние пещерные монастыри, которые нам известны в Болгарии или в Греции, относятся к XIV–XV вв., а с падением Византийской империи скальные, пещерные обители там и вовсе прекращают свое существование. Хотя есть данные о том, что в XVI–XVII веках еще нет-нет да и возникают пещерные монастыри, но уже не в тех масштабах, как раньше.

На нашей территории всплеск, возрождение традиции возникновения пещерных монастырей связаны с волной распространения исихазма - вытесняемые турками исихасты переселялись на новые территории, и этими новыми территориями оказались территории современной Румынии и Молдовы, а позже Украины и европейской части России. С этого периода у нас начинают появляться многочисленные пещерные монастыри.

Наконец, есть третья волна возникновения пещерных обителей - связана она с особенностями распространения Православия в Российской империи. В XIX в. – начале XX в. возникают так называемые народные монастыри. Так, накануне революции 1917 года на территории Украины и на территории восточной России возникает большое количество пещерных монастырей.

Итак, мы наблюдаем у нас три грандиозных волны появления пещерных обителей. Первая волна связана с христианизацией земель Руси (XI–XIII века). Вторая связана с распространением исихазма в XIV–XV веках, который, в свою очередь, разбивается на две части, потому что исихазм у нас не приживается в византийском виде, а трансформируется в институт старчества. Мы наблюдаем расцвет старчества в XVI-XVII вв. И третья волна - это XIX век – начало XX века.

– Вы говорите, что большая часть этих пещерных монастырей людям неизвестна…

– Естественно, широкой публике неизвестна. Но те, кто занимаются активным туризмом, знают немного больше, чем простые граждане. Знают - как исторические, экскурсионные объекты.

Киево-Печерская Лавра

– А это хорошо или плохо? Ведь часто мы наблюдаем обычный вандализм, горы мусора и т. д. Не лучше ли законсервировать такие обители?

– Иногда, конечно, лучше законсервировать, но значительная их часть - это все-таки не такие объекты, как Киево-Печерская Лавра, т. е. выкопанные глубоко под землей. Эти обители расположены в скалах. А исторические, сакральные объекты в скалах законсервировать невозможно - скалу землей не засыпать.

Сейчас большая часть пещерных монастырей в скалах - бесхозна. Туда попадает меньше людей просто от незнания, но те, кто попадает, могут себе позволить там делать все что угодно. Наверное, такие памятники нужно брать на учет, их следует охранять на государственном уровне. И важно продумать, каким образом мы можем использовать такие монастыри. Как правило, они располагаются в очень живописных местах, являются элементом культурного ландшафта, часто потрясающего ландшафта, куда люди могут приезжать даже не ради самих только монастырей, а чтобы впечатлиться и всем увиденным вокруг.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь

– Какие подобные места лично Вас поразили?

– Вообще, очень красивы ландшафты Днестра и Днестровского каньона, где существует несколько десятков пещерных монастырей. Они есть и на территории Молдовы, и в среднем течении Днестра - Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области. Это Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь, Бакотский Михайловский скальный мужской монастырь, Непоротовский пещерный мужской монастырь "Галица" и другие. В последнее время эти сакральные памятники активно исследуют археологи. Сейчас существует проект, его разрабатывают наши археологи, историки и их коллеги из Молдовы, цель которого - занести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО пещерные комплексы бассейна Днестра.

Бакотский Михайловский скальный мужской монастырь

Сейчас есть несколько специалистов, которые заинтересованы в изучении этих памятников, и они организовывают специальные экспедиции. Причем делают это без целевого финансирования, на общественных началах. Несмотря на это, за последние 8-10 лет такие экспедиции стали регулярными. Практически каждый год археологи проводят раскопки, фиксируют находки, пытаются понять назначение тех или иных предметов или сооружений. В пещерных монастырях не так просто установить, какое помещение для чего было предназначено, для этого нужно все скрупулезно проанализировать.

Непоротовский пещерный мужской монастырь "Галица"

– Когда начались массовые исследования пещер?

– Пик исследований пещерных сооружений наблюдался примерно 15 лет назад, тогда удалось провести ряд исследований киевских пещер. К сожалению, этот период закончился из-за различных перемен в Музее истории города Киева. На сегодня возобновить работу не представляется возможным по причине того, что отдел «Киев подземный», сотрудники которого и занимались исследованиями пещер Киева, был упразднён.

Некоторые исследователи ведут работы в черниговских пещерах. Эта постоянно действующая экспедиция пытается охватить не только сам Чернигов, но и территории, прилегающие к городу.

Антониевы пещеры в Чернигове

Был собран хороший коллектив и намечался большой круг работ по Крыму, но в связи со сложившимися обстоятельствами этот проект тоже приостановлен. Надеемся, что временно.

– Что интересного принесли нам последние исследования пещерных монастырей? Что было обнаружено недавно?

– В последние несколько лет наши коллеги из Черновцов и Каменец-Подольского провели ряд исследований в Бакотском Свято-Михайловском скальном монастыре. Расчищают пещерные помещения, фиксируют петроглифы, граффити на стенах. Археологи добыли интересные материалы и даже, насколько мне известно, передали находки на радиоуглеродный анализ, чтобы получить датировки.

Зарисовки росписей Бакотского монастыря

Находки этой экспедиции очень интересны и пока что подтверждают наши предположения о том, что пещерные монастыри Поднестровья относятся ко времени второй, исихастской, волны, т.е. их происхождение не относится к древнерусскому периоду. Монастыри этой волны возникают примерно в XV веке и существуют до XVII-XVIII веков, когда эти земли попадают под протекторат Польши.

Из последних открытий, связанных с пещерными монастырями, было одно, без ложной скромности, великое: нам удалось сначала вычислить, а потом и обнаружить, раскопать и зафиксировать великолепный комплекс пещерного монастыря на Загайтанской скале в пригороде Севастополя, Инкермане. Самая впечатляющая находка – пещерная церковь с сохранившимися фресками второй половины XIII века. Ансамбль замечательных, даже уникальных росписей сохранился почти на треть.

Из-за событий в стране у нас нет возможности продолжать работу над комплексом Загайтанской скалы. Но сам храмовый комплекс находится в весьма труднодоступном месте, туда невозможно добраться без специального снаряжения, поэтому беспокоиться за его сохранность пока не приходится.

Загайтанский скальный комплекс

– Каким образом был обнаружен пещерный храм?

– Мы его вычислили в процессе изучения и анализа различных источников. Комплекс самой Загайтанской скалы был известен достаточно хорошо. Но его верхние ярусы из-за обвала скалы были недоступны, и никто не знал, что конкретно там находится. Из пяти церквей, которые, согласно различным источникам, должны быть расположены на этой скале, четыре обнаружены и зафиксированы. Пятая потерялась. Изучая источники, мы вычислили место предположительного местонахождения церкви, поднялись туда и действительно обнаружили храм.

Мы не ожидали, что церковь будет с фресками. Это было приятной неожиданностью! Данное открытие мы сделали еще в 2005 году. Исследования там продолжались и позже. Выяснилось, что это замечательный пещерный монастырь, который, кстати, тоже относится ко второй половине XIII века. Во всяком случае, археология и фрески указывают на этот период.

И это имеет свое объяснение - в то время в Крыму происходят определенные события, связанные с кризисом в Византийской империи. Эта церковь, несомненно, – памятник византийский, но, не исключено, с трапезундскими корнями.

– Какие еще важные работы проводились, кроме открытия этой церкви?

– Несколько лет назад были проведены небольшие разведывательные работы в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Результаты этих работ позволили нам совершенно по-другому взглянуть на комплекс Ближних пещер и понять, наконец, структуру и логику формирования этого комплекса. В древности он не выглядел так, как сейчас. Даже история его формирования нынче представляется совершенно иным образом, чем это было принято считать.

Пещеры Зверинецкого монастыря

– Т. е. все, по большому счету, упирается в проблемы с финансированием?

– Не совсем. Ни одно государственное ведомство не хочет на себя это брать. Институт археологии достаточно легкомысленно к этому относится. У них в штате нет специалистов, которые бы занимались спелеоархеологией. Максимум их действий - изучение первобытных стоянок в карстовых пещерах. Существовал Музей истории Киева, пришла замечательная Елена Воронцова - стали изучать киевские пещеры, был создан специальный отдел, ударная группа.

Пещеры Церковщины (Гнилецкие)

За десять лет нам удалось исследовать Зверинецкие, Гнилецкие и Китаевские пещеры в Киеве. Мы, коллектив отдела «Киев подземный», нашли пещеры, расчистили, вели раскопки. И сейчас эти пещеры в распоряжении монастырей. Слава Богу, что это так и пещеры не заброшены, под присмотром.

Китаевские пещеры

– В Киеве ещё имеются пещеры? Есть информация, например, о пещерах Кирилловской обители…

– Да. Под Кирилловским монастырем есть достаточно крупная система пещер, которая, вероятно, является пещерным монастырём. Но проблема в том, что Кирилловская обитель стоит в очень серьёзной оползневой зоне, пещеры проходят под фундаментами. Для того чтобы осуществить исследование, необходимо попутно делать укрепления. Причём это нужно делать комплексно. Надо крепить и оползневую зону, склоны, и то, что обнаружено внутри. Люди, которые умеют это делать, есть. Но это очень дорогостоящий процесс. Это связано ещё и с тем, что Кирилловская обитель сама по себе является уникальным памятником XII века. Поэтому всё очень сложно.

Кирилловская церковь

Есть комплекс, который проще исследовать, – Выдубицкий монастырь. В 2006–2007 гг. мы даже проводили там разведочные работы, раскопали часть обрушившейся келии. Там проще работать, поскольку пещеры проходят не под сохранившейся церковью, а над прилегающей к территории. В то же время они проходят под территорией мемориального кладбища, что опять-таки усложняет исследования.

Выдубицкий монастырь

У нас есть один замечательный комплекс XIX века, вероятно, возникший во времена последней волны монашеского пещерничества – на Мышеловке, в районе бывшей Преображенской пустыни, на горе между Голосеево и Китаево. Я не был в этом комплексе, он "законсервирован", но его открывали в 1970 годы. Сохранились планы, сложная лабиринтная структура. Этот комплекс мог бы стать чудесным туристическо-паломническим памятником, но там нужно всё делать с нуля.

Чтобы возродить эти памятники - должна быть не только воля общественности, но и воля государства, города. Такие памятники нам действительно нужны, но это нужно понять.

Источник в Преображенской пустыни на Мышеловке

Это касается не только пещерных монастырей. В Киеве - гигантское количество подземелий, связанных с жизнью средневекового города. Но это всё город, до поры до времени, не интересует - пока не начинают происходить обвалы, провалы или затевается строительство. Строители несколько раз натыкались на подземные сооружения и даже вносили корректировки в проект, в противном случае их конструкции со временем могли бы разрушиться.

Раньше функцию исследований пещер на себя брал Музей истории Киева, в настоящий момент он реорганизован, поэтому, повторюсь, киевские пещеры сегодня бесхозны.

София Киевская

Из последних находок...

Осенью 2014 года при раскопках в Софии Киевской мы обнаружили монастырский погреб, скорее всего, XVII века. Мы его "законсервировали", так как это было в ноябре месяце, нельзя было оставлять открытым на зиму. Планируем летом проводить исследования, открыть и укрепить его. Тем более что погреб под фундаментами древнерусского храма, который нами исследовался в монастырском саду, это многоцелевая работа. Мы изучаем и сохраняем памятник подземный и вместе с тем избегаем разрушений наземных сооружений.

Пещерный монастырь под Судаком представляет огромный интерес не только для многочисленных туристов, посещающих его одними из первых, но и для археологов и историков, проводящих изыскания тут уже почти 100 лет. Он – древнейшая достопримечательность округа и одна из старейших в Крыму, поэтому неудивительно, почему он пользуется такой популярностью у приезжих, приковывая взгляды ученых.

Единственный его минус в том, что он сильно разрушен и пребывал в ужасном состоянии еще на момент открытия. Но так уж устроен человек – нас больше всего привлекают объекты такого рода. Что-то таинственное и невыразимо притягательное таится в руинах, действующих как магнит. Ну а описываемое место именно такое, не лишенное притягательности и скрываемое веками от человеческих глаз, храня множество загадок.

Где находится под г. Судак пещерный монастырь?

Он затерян среди ущелий и теснин в восточной части Крымской гряды, у подошвы высочайшей точки региона – горы Сокол. Развалины монастыря расположены недалеко от Судака, как явствует из его названия, обнаруживаясь всего в 4 км от города, немного в стороне от пути в .

История основания и открытие

Возникновение пещерного монастыря относится к периоду, когда в Византийской империи основы православной веры сотрясало движение «иконоборцев». Зародившееся как церковный спор о принадлежности символов веры, оно вскоре переросло в массовую истерию, захлестнувшую всю державу, когда фанатично настроенные «реформаторы» уничтожили тысячи бесценных реликвий. В первой половине VIII столетия иконоборчество докатилось и до Крыма. Монахи одной из обителей , спасая святыни от обезумевшей толпы, бежали далеко на восток Крымских гор, где в труднодоступной местности основали монастырь, защищенный природой.

Никаких имен и подробностей этого события не сохранила – известно лишь, что монахи довольно быстро обжились на новом объекте и жили как затворники, фактически не имея связи с внешним миром. К моменту, когда в IX веке иконоборческое движение пошло на спад, пещерный монастырь под Судаком стал прибежищем для многих почитателей традиционных канонов и значительно расширился. Когда же с реформацией покончили окончательно, иноки, ставшие отшельниками, не захотели покидать место. У них было все необходимое – здесь они чувствовали себя в полной безопасности от любых потрясений.

Однако когда в конце XV века полуостров завоевали турки-османы, церкви и монастыри Крыма подверглись варварскому разрушению. Не избежал этой участи и монастырский комплекс в районе Судака, названный Георгиевским. Но все же о нем не забыли – спустя какое-то время он был отстроен заново и вновь заселен. Правда, когда это произошло, осталось загадкой, известно лишь, что в XIX столетии пещерный монастырь имени Святого великомученика Георгия опять процветал.

Обновленное открытие

Несмотря на крайнюю уединенность монастыря, о его существовании знали, но точное местонахождение долгие годы оставалось неизвестным. Открытие состоялось в 1920 г. в результате целенаправленных поисков советского краеведа Николая Лезина, обнаружившего его в развалинах и полном запустении и то, по чистой случайности, заметив высеченный крест в одной из .

Разрушение святыни было следствием того, что стояла она на глинистой почве, вымытой разгулявшейся водной стихией, а стены из песчаника – весьма ненадежного строительного материала – не выдержали нагрузки и рухнули. Но о том, когда это произошло и что случилось с обитателями, привычно нет никаких сведений.

После обнаружения развалин монастыря тут долго вела раскопки группа московских археологов возглавляемых выдающимся советским ученым профессором Фоминым. В результате тяжелого и кропотливого труда они полностью расчистили от обломков основание храма и три пещеры-кельи – все, что сохранилось от внушительного комплекса пещерных сооружений.

Посещение руин пещерного монастыря

Монастырские руины располагаются в труднодоступном, пересеченном районе – дорогу к ним довольно трудно назвать увеселительной прогулкой. Но если принять во внимание восторженные отзывы побывавших в нем, то можно сделать вывод, что именно этот трудный, а иногда и изнурительный путь и является яркой особенностью его посещения. Для энтузиастов он представляется маленьким,
но зрелищным приключением, ведь на протяжении всего маршрута сопровождают потрясающие пейзажи, сменяющиеся по пути.

При увлекательном путешествии предстоит пройти узкими тропами над пропастью, где далеко внизу бьются морские волны, по горным склонам, то карабкаясь вверх, то фактически скатываясь по спуску. А недалеко от монастыря взор путников чарует источник Анастасии, бьющий из недр земли, прорываясь сквозь расселину в скале.

Сам монастырь под Судаком представлен для зрителя тремя сохранившимися пещерами-кельями, врезающимися в склон . Внутри рассмотрите невысокие сводчатые потолки, бывшие расписанными в древности, о чем можно судить по остаткам краски и небольшим фрагментам штукатурки. Тут же вы увидите сохранившиеся лавки, полки, предназначавшиеся для хранения книг, вырубленные в скале, остатки окон и ступеней. В одной из пещер видны остатки полуразрушенной передней стены, сложенной из блоков песчаника.

Как добраться (доехать) от Судака?

Доехать до района расположения описанной достопримечательности вы сможете на маршрутке, соединяющей автовокзал Судака и Новый Свет. Вам потребуется мыс Монастырский, остановка – «Смотровая площадка» (у Памятного камня героям-десантникам).

На машине добраться до пещерного монастыря самостоятельно можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Монастырский мыс, Судак, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.831745, 34.926746.

Посещение пещерного монастыря под станет незабываемым событием, даже если после него не сохранится материальных свидетельств, таких как видео или фото. Впечатления, что остаются после подобного мини-путешествия, не в состоянии передать фотографии или видеофайлы, впрочем, как и словами их невозможно выразить – это нечто особенное.

11 выбрали

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, путешествие не только по самым прекрасным местам России, но и по ее истории, по тайнам ее загадочной русской души. Пещерные монастыри России – удивительные творения природы и человеческих рук На территории нашей страны пещерные монастыри возникали на протяжении столетий с Х по XIX век: в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях и пользовались особым уважением и любовью в народе за древность и святость мест, за строгий уклад иноческой жизни. С начала основания самого первого Киево-Печерского пещерного монастыря были они самым излюбленным местом паломничества, тянулись сюда люди со всей России…

Дивногорский Успенский монастырь, Воронежская область

Дивногорье – иначе об этих местах и не сказать! На невысоком плато над поймой реки Тихая Сосна местами возвышаются меловые "останцы" или "дивы", давшие имя всей этой живописной местности. Малые Дивы и Большие Дивы – два монастырских комплекса, расположенных друг от друга на расстоянии 2 км, начали свои историю по одним сведениям в первой половине XVII столетия, по другим иноки начали селиться здесь еще в 14-15 веке. А в 1851 году, недалеко от комплекса Малых Див, в окрестностях слободы Селявной начал копать пещеры крестьянин, через два года ему на помощь пришел крестьянин Шатов, вскоре выкопанные ими пещеры были присоединены к комплексу Дивногорского монастыря, а сами "копатели" причислены к составу братии. Если ж обратится к церковным летописям и преданиям первые пещеры были вырыты греческими монахами Иосафом и Ксенофонтом, бежавшими из Сицилии в период гонения православной церкви и принесшими сюда икону Божьей Матери, указавшей им место для пещерной церкви. Официальной же датой основания монастыря принято считать первое письменное упоминание, датируемое 1653 годом.

Попав сюда, честно говоря, все исторические подробности, вы просто отбросите на задний план, захваченный необыкновенной красотой Дивногорья, его особенной атмосферой, уникальной архитектурой и духом умиротворения, витающим над местом слияния Дона и Тихой Сосны. В советское время Успенский Монастырь был разграблен, библиотека уничтожена, а монахи расстреляны. Во время Великой Отечественной Войны в стенах монастыря оккупанты организовали военный госпиталь, который в послевоенное время был реорганизован в туберкулезный санаторий

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь является и музеем-заповедником, и если по прилегающей территории можно передвигаться совершенно свободно, то в пещерную Церкви Сицилийской иконы Божьей Матери попасть можно только с групповой экскурсией. При входе в церковь находится икона Сицилийской Божьей Матери, хранящаяся в стеклянной камере при постоянной температуре и влажности. Вокруг церкви вырублен длинный тоннель для совершения крестного хода, который, разветвляясь, отрывает проход на второй уровень, где располагались кельи монахов.

С другой стороны мелового плато расположен действующий Дивногорский Успенский Монастырь и пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая пока еще находится на реконструкции.

Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь Воронежская область

По преданию эти места 2 тысячи лет назад поразили своей необыкновенной красотой и каким-то удивительным светом святого апостола Андрея Первозванного, указавшего вершину одной из меловых гор увенчать каменным крестом и основать у его подножия монастырь.

Большой пещерный Спасский храм строился в три этапа: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. Своды храма, вмещающего до двух тысяч человек, удерживаются на 12 меловых колоннах, а в его стенах высечены монашеские кельи для отшельников, которые общались с братией и паломниками только через узкие окошки. Ранее храм мог использоваться как укрепление на случай осады, имел тайный ход и колодец. После революции Спасский монастырь был закрыт, но был вновь открыт во время Отечественной войны, хотя после войны произошло не поддающееся оправданию событие - в 1958 году монастырь закрыли, пещеры взорвали и залили водой, а корпус, где проживали монахини, облили соляркой и подожгли…

Второй раз Свято-Спасская женская обитель открылась только в 1997 году. Ее часто называют "русской Палестиной". Есть здесь и Голгофа с крестом на вершине, гора Фавор, Кедрон и Гефсимания. Есть здесь и одно совершенно удивительное место - пещера Покаяния. К пещере ведет длинный коридор, свод которого становится все ниже и ниже, в стены вмурованы небольшие керамические иконы, а в его нишах когда-то горели свечи, освещая путь кающимся к келье старца, к которой они приближались уже в глубоком покаянном поклоне. А на горах близ монастыря горах растет удивительная травка - ладанка, завезенная сюда с Афона, если слегка растереть ее между пальцев, послышится тонкий аромат ладана… .

Троицкий Сканов монастырь, Пензенская область

У подножья горы Плодской (Городок) расположен пещерный трёхуровневый комплекс с целебным источником Киевско-Печерских чудотворцев Феодосия и Антония и Троице-Сканов монастырь. Основателем пещерного монастыря был Арсений II, удалившийся от мира в подземную келью в 1826 году, позже (1866-1880 г.г.) сюда пришли еще несколько монахов-отшельников, построивших каменную церковку и часовню у входа в пещеру. От основного входа в монастырь вглубь идет длинный проход – боле 2, 5 км до самого нижнего уровня пещеры (всего их по преданиям было 7) к роднику с чистейшей водой.

В 30-е годы прошлого века церковь и часовня были уничтожены, а пещера разобрана буквально на кирпичики, вследствие чего произошли обвалы нижних ярусов. Поэтому сегодня лабиринт подземных сооружений и келий имеет всего три яруса и протяженность около 600 метров. Последние 10 лет ведутся активные работы по восстановлению утраченных частей пещеры, изначально превосходящей по протяженности знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры.

Посещение монастыря возможно как самостоятельно, так и в сопровождении послушника.

Белогорский Воскресенский монастырь, Воронежская область

Белогорский Воскресенский монастырь был открыт в 1882 году в Острогожском уезде Воронежской губернии. Основана обитель была на месте Белогорских пещер, существовавших с 1796 года. По преданию выкопали пещеры казачка Мария Шерстюкова и крестьяне Иван Тищенко и Андрей Васильченко.

По неполным данным в России существует еще немало пещерных монастырей, возможно многие из них сосем близко от вас и самое интересное путешествие ждет вас буквально у порога: Гефсиманский и Черниговский скиты (1844, 1847 г.г.) при Троице-Сергиевой лавре в Московской области, Саровская Успенская пустынь (1700 г.) в Тамбовской области, Молчанская Рождество-Богородицкая Софрониева пустынь (XIII в.) в Курской области, Печерский Вознесенский мужской монастырь (1330 г.) Нижегородской области основанный св. Дионисием, Троице-Никольский Холковский монастырь (1620 г.) Курской в Курской области, Шатрищегорский Преображенский монастырь (1652 г).

Пещерные храмовые сооружения существуют также в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской области, в г. Старая Ладога и в Тульской области. Пещеры с церковью Антония и Феодосия Печерских были открыты под кремлевским холмом в г. Тобольске.

Нельзя обойти вниманием один из самых красивейших монастырей России -

Псково-Печерский монастырь в Псковской области

По легенде основателями обители были выходцы из Киево-Печерского монастыря. Пещеры "Богом зданные" были известны местным жителям с 1392 года, а первая церковь Успения Божией Матери здесь была освящена в 1473 году. Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Удивительно, но монастырь никогда не был закрыт, хотя постоянно над ним висела эта угроза. Немало старинных легенд и современных уже преданий связано с этим удивительным местом. Сегодня доступ в пещеры открыт для посещения только в сопровождении монаха по предварительной договоренности, на территорию монастыря вохд свободный. В пещерах Псково-Печерского монастыря время как будто останавливается, находясь там более часа, кажется, что пролетело не более 10 минут.

Ради таких мест мы копим деньги, берем отпуска, оформляем визы, покупаем дорогие билеты и летим… А можно просто сесть в автомобиль и, забыв про очереди в визовые центры и турбулентность, проехать несколько сот километров по шоссе. Добро пожаловать в Дивногорье - небольшой уголок нашей необъятной страны, где вас ждут головокружительные панорамы, меловые горы, каньоны и уникальный православный храм, вырубленный в скалах…

Дивногорье - лучшего названия для этих мест не подобрать. Горы совсем не высокие. Плато возвышается над поймой реки Тихая Сосна всего на 100 метров. Возвышенность практически полностью состоит из мела, местами из земли торчат меловые столбы-останцы, именно их местные жители и называют "дивами", а отсюда и вся местность получила свое название - Дивногорье.

Монахи пришли в Дивногорье очень давно, но когда именно, доподлинно не известно. По мнению краеведов, первые иноки могли поселиться здесь в период 14-15 веков. Согласно церковному преданию, первые пещеры были вырыты греческими монахами Иосафом и Ксенофонтом, которые бежали в эти края из Сицилии в период гонения православной церкви со стороны католиков. По легенде, они принесли с собой икону Божьей Матери и она указала им место для строительства пещерной церкви. Первое письменное упоминание о монастыре датируется 1653 годом, эта дата является официальной датой основания Дивногорского Успенского Монастыря.

Честно говоря, совсем не хочется вдаваться в исторические подробности, которые всегда очень не точные и, зачастую, спорные. Я приехал в эти места, чтобы просто полюбоваться удивительной природой и уникальной архитектурой...

При входе на территорию музея-заповедника вас встретит очень милый традиционный русский дворик в абсолютно идеальном состоянии. Вообще, стоит отметить, что вся территория заповедника ухожена и все очень организованно. Есть уютное кафе и,что важно и удивительно, чистые туалеты.

2.

Поднявшись по ступеням к пещерной Церкви Сицилийской иконы Божьей Матери, мне открылась удивительная панорама долины рек Дон и Тихая Сосна…

3.

В саму церковь попасть можно только с экскурсоводом в составе групповой экскурсии, которая стоит 240 рублей. Обязательно стоит в ней побывать. Внутри церковь полностью отремонтирована, есть подсветка. При входе вас встретит икона Сицилийской Божьей Матери, которая хранится в стеклянной камере, где поддерживается постоянная температура и влажность. В самой церкви прохладно, даже в самый жаркий летний день.

Средняя часть церкви (неф) представляет из себя крест, правда, увидеть его без подсказки гида мне не удалось. Вокруг церкви прорублен длинный тоннель, чтобы можно было совершать крестный ход. В какой-то момент тоннель разветвляется и, свернув за угол, мы оказались на ступенях, ведущих на второй этаж храма. Именно там располагались кельи монахов.

4.

5.

6.

Прогулка по самому заповеднику тоже доставила удовольствие, особенно виды мелового каньона…

7.

С другой стороны мелового плато расположен действующий Дивногорский Успенский Монастырь.

8.

Рядом с Успенским Монастырем так же есть пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, ей еще только предстоит долгий процесс реконструкции. В советское время Успенский Монастырь был разграблен красной армией, библиотека уничтожена, а монахи расстреляны. В период Великой Отечественной Войны фашисты организовали в стенах монастыря военный госпиталь, а позже советские власти превратили его в туберкулезный санаторий. К сожалению, "гости" санатория считали своим долгом отметиться на его стенах, так что все пещеры исцарапаны именами "героев"…

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Чуть выше церкви есть небольшая разрушенная колокольня выдолбленная монахами из мелового столпа...

Посещение Дивногорья подарило мне множество положительных эмоций. Я был приятно удивлен чистотой территории заповедника, доброжелательностью персонала и организацией в целом. Осталось полное ощущение, что я побывал в каком-то европейском музее, но это все у нас дома - в России! Здорово!

Отдельно о дорогах. От Москвы до Воронежа и далее до поворота на Лиски около 600 километров прекрасного двухполосного шоссе. От трассы Дон до города Лиски очень живописная дорога с идеальным покрытием. И лишь последние 10 км вас ждет кусок разбитой дороги.

18.

Если вы не знаете, как провести выходные, то берите детей, прыгайте в машину и вперед в Дивногорье. Для любителей отдыха на природе там практически идеальные места для стоянки с палатками. Только, пожалуйста, заберите потом весь мусор с собой и не жгите костры где попало. Это наша Родина, давайте сохраним ее в чистоте.

Подробную информацию о музее-заповеднике Дивногорье, а также узнать, как добраться, вы можете на

Инкерманский пещерный монастырь

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Возникновение связано с культом святого Климента, который был римским еписком в 92-101 годах. Климент был сослан императором Траяном за христианскую проповедь в каменоломни рядом с Херсонесом. Именно здесь в 101 году убили Климента. Через год после смерти святого удалось обрести его мощи, которые вначале хранили недалеко от Херсонеса.После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришел в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С XVIII века город принадлежит России.

В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь св. Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм св.великомученика Пантелеимона.
C 1924 г. храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1931 г. богослужения прекратились в пещерных храмах, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению.

С 1991 года началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Главная монастырская святыня - икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия(Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в г.Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы.

Другие святыни монастыря - икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII-XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого второжения в 1475 году Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь.

С 1781 монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учереждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители действовало было пять церквей: Успенский пещерный храм, пещерный храм св.евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в г.Симферополе и киновия св. Анастасии, находившаяся в долине р. Качи.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. После депортации в 1944 году крымских татар на территории монастыря разместился психоневрологический диспансер.

Относительно основания монастыря существует три предания.

Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.

Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.

Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда.

В 1993 году возвращён Православной церкви. Восстановлены 4 из 5-ти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, главная лестница, колокольня, обустроен водный источник.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара


Пещерный монастырь Челтер-Мармара удобно расположился на каменистых обрывах «решетчатой скалы» Челтер-Кая, возле села Терновка (Балаклавский район). Скала Челтер-Кая возвышается над Шульской и Кара-Кобинской долинами, утопающими в зелени. На западной стороне Челтера можно увидеть четыре яруса пещер, а на ее вершине воздвигнут православный крест. Слово «Челтер» переводится, как решетка, а «Мармара» ранее было названием средневековой деревни, расположившейся у подножия горы.

Исследователи полагают, что христианская обитель была основана здесь еще в конце 18 века. Однако первые отшельники-монахи могли жить в пещерах задолго до ее основания.

К подножию горы Челтер-Кая ведет вверх довольно крутая и каменистая тропа, окруженная зарослями колючего держи-дерева, можжевельника и кизильника. На пути можно также встретить реликтовое терпентинное дерево и дикие черешни. Сама тропа сплошь усеяна выбеленными временем глиняными черепками, оставшимися от монастырских амфор и пифосов.На сегодняшний день в пещерном монастыре Челтер-Мармара насчитывается больше 50-ти пещер. Это многочисленные кельи, подсобные и хозяйственные помещения, трапезная, а также четыре церкви. В древние времена все они соединялись красивыми деревянными балкончиками, лестницами и галереями.

Нижний ярус монастыря состоит из шестнадцати изолированных пещер. Имеются также и две большие пещеры, которые представляют собой естественные гроты, соединенные друг с другом дверным проемом. На стенах пещер прорезаны пазы и сохранились следы от засовов, что говорит об использовании их в качестве загонов для скота. В некоторых помещениях на полу можно встретить характерные вырубки, предназначенные для очагов. На потолке и стенах хорошо видны проушины, на которые подвешивались светильники.

Пещеры, расположенные со второго по пятый ярус, представляют собой единый комплекс с общим ходом. К нему от самого подножия горы ведет лестница с вырубленными в скале ступенями. 32-метровый колонный зал, свод которого покоиться на пяти мощных колоннах, можно считать визитной карточкой монастыря.

И сегодня здесь находится действующий пещерный мужской монастырь Преподобного «Саввы Освященного», привлекая к себе сотни паломников с разных уголков Украины.

Пещерный монастырь Шулдан

Монастырь Шулдан (Отдающий эхо) расположен к северу от села Терновка Севастопольского горсовета в обрывах скалы Шелдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20, которые расположены в два яруса.

Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Шулдан, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однако, в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х - ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV - третья четверть ХV вв.).

В монастыре выделяются два строительных периода. Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возникнуть в ХIII - ХIV вв. Скорее всего он был небольших размеров. На месте современной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней. В период Феодоро, вероятнее не раннее конца ХIV - начала ХV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма (см. ниже) и наличие горнего места, монастырь был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро - Мангупа. По-видимому, в ХIV - ХV вв. были созданы и остальные помещения монастыря. С конца ХV в., после захвата Крыма турками, вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.
Наиболее значимыми памятниками Шулдана являются две пещерные церкви. Главный храм, расположенный в первом ярусе, размерами 7 х 3,3 х 3,65 м, в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Алтарная часть подковообразной формы. В основании стен апсиды вырублен двухступенчатый синтрон с горним местом посередине. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. К северу к церкви примыкает часовня неправильной в плане формы, а к югу - прямоугольная с закруглением в восточной части крещальня.

В наше время монастырь восстанавливается монахами. Оборудованы жилые кельи, хозяйственные постройки и открыт для посещения главный храм. Монастырь посещаем не только паломниками (для ночлега им предоставляются гостевые кельи), но и туристами.

На плато горы Шулдан возведена башня-часовня, сверкающий на солнце купол которой хорошо виден с автодороги. Попасть из монастыря на плато можно по лестнице, сооружённой монахами. В башне сделана смотровая площадка. С которой открывается панорама Шульской долины.

Пещерный монастырь Челтер-Коба

Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.

Православные всегда трепетно относились к выбору места для монастыря. Не показная суровость условий, а гармония с природой и ее Творцом, красота внутренняя и внешняя были и остаются идеалами монастырской обители.

При монастыре действует храм, который разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши.Следует сознавать, что до нас дошли лишь следы былого величия обители, лишь скальные стены пещер. В древности же пещеры были перегорожены снаружи каменными кладками, защищавшими иноков от непогоды и вторжения непрошеных «гостей», бродивших в окрестностях с целью наживы. Пещеры соединялись целой цепочкой деревянных балок и переходов, балкончиков. Татары, заметив их следы, дали этому месту название Челтер-Коба (челтер означает «решетка», «кружево»; коба — «пещера»).

140-метровый грот, ведущий к живительному водному источнику. Приступать к нему, питавшему много веков назад иноков, следует с большим благоговением, ибо через него мы соединяемся со святостью подвижников Церкви прежних времен.


В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены». Возможно, еще одна обитель возродится скоро на крымской земле.