Архитектурные памятники саввино-сторожевского монастыря. Древнейшие церкви Подмосковья: Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре С чем связано название саввино сторожевского монастыря

Саввино-Сторожевский монастырь был основан преподобным Саввой в конце XIV века. Бывший ученик и духовник Сергия Радонежского, Савва большую часть своей жизни прожил в Троицком монастыре, в Загорске. В 1398 году преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия переселяется в Звенигород, где с 1390 года строится каменный храм на Городке. Вскоре после прибытия преподобный Савва построил с княжеской помощью небольшую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была сооружена на вершине холма Сторожа.

01

По преданию, преподобный Савва, впервые поднявшись на холм, остановился, пораженный красотой места и открывшимся видом и со слезами пал на землю перед принесенной им иконой Пресвятой Богородицы, прося у Небесной Владычицы благословления и заступничества.

02

На границе XIV и XV веков, князь Юрий Дмитриевич уходит войной на среднее Поволжье против волжских булгар. Преподобный Савва дал свое благословление на битву князю и предрек победу в походе. Вернувшись с победой, князь поспешил в обитель преподобного Саввы, чтобы вознести благодарственные молитвы. В благодарность за молитвы об удачном походе, за пророчество победы, князь пожаловал несколько сел и деревень в Рузском и Звенигородском уездах на устроение Саввино-Сторожевского монастыря, дал средства на устройство келий, роспись церкви. От податей и пошлин были освобождены все, кто жил на монастырских землях. В 1405 году на месте деревянной церкви князь Юрий возводит большой белокаменный собор. Каменное здание собора Рождества Пресвятой Богородицы одно из немногих, сохранившихся до наших дней со времени монгольского нашествия. Собор был расписан учениками Андрея Рублева и освящен преподобным Саввой в 1407 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году, в декабре, преподобный Савва умирает. Похоронен он был в соборе Рождества Пресвятой Богородицы с правой стороны, под западным окном. Спустя почти полтора века, в 1547 году преподобный Савва Сторожевский был канонизирован на Первом Макариевском Соборе, 3 декабря (дата кончины старца) вносится в церковный календарь.

03

04

05

06

07

08

Кормушки для птиц.

10

В 1430 году преподобный Савва явился во сне игумену обители Дионисию и повелел написать свой образ. Старец Аввакум, один из учеников преподобного Саввы, описывал основателя монастыря именно таким, каким он явился игумену. Игуменом Дионисием была написана самая старая икона с изображением Святого.
В конце XV века, в 1492 году, монастырь переходит к Московскому княжеству, в непосредственное управление Великого князя Московского Ивана III. Этот переход лишил монастырь некоторых льгот, полученных ранее – вернулись пошлины и подати в казну. Вместе с тем, после этого перехода, Саввино-Сторожевская обитель становится местом богомолья правителея и членов царской семьи.
В первой половине XVI века с южной стороны Рождественского собора был пристроен придел в виде небольшой одноглавой церкви во имя преподобного Саввы Сторожевского. Тогда же в монастыре была сооружена каменная надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезная палата. Хозяйство монастыря пополняется плотиной с мельницей и прудом.

12

Обратите внимание на часы, выглядят соввершенно инородным предметом.

13

14

15

16

17

С началом Смутного Времени для монастыря начались тяжелые времена. В 1606 году польский отряд Лжедмитрия I разорил монастырь и окрестные деревни. Захватчики забрали деньги, продовольствие и лошадей. Тогдашнего игумена Исаию и монахов монастыря убили. Слух о бедственном положении монастыря доходит до царя Василия Шуйского и чтобы помочь с восстановлением обители, в 1607 году царь освобождает деревни и села монастыря в Звенигородском уезде от ямского налога сроком на один год. В 1608 году в монастырь на поклонение к преподобному приезжает Марина Мнишек. Окончание смутного времени монастырь встретил разоренным.. Восстановление хозяйства было тяжелым и долгим. Чтобы помочь обители, в 1613 году, царь Михаил Федорович освобождает монастырь от пошлин на прогон леса по Москве-реке.

18

19

20

В 1649 году (по некоторым данным в 1650 году) во время охоты, царю Алексею Михайловичу было явление преподобного Саввы. Столкнувшись во время охоты с медведем, царь взмолился ему было явление благообразного старца. Согласно летописям, с появлением старца медведь бежал прочь. После этого чуда царь издал указ о перестройке Саввиной обители, в том числе – о росписи собора Рождества Богородицы, создании для него грандиозного пятиярусного иконостаса. К созданию иконостаса привлекли иконописцев Оружейной палаты. В 1651 году в монастыре появляется первый колокол. В память о чуде, спасшем ему жизнь, царь Алексей Михайлович в 1652-1656 годах вкладывает много усилий в обустройство и развитие Саввино-Сторожевского монастыря. По окончании строительства территория монастыря увеличилась почти в два раза, происходит разделение на парадный и хозяйственный дворы. В центре парадного двора располагается древняя святыня монастыря – Рождественский собор, на который смотрят фасады построенных в то время Дворца царя и Царицыных палат, Звонницы, Братских корпусов. Во всей композиции доминирует четырехъярусная звонница. Особой чертой всего ансамбля является парадный вход, устроенный оригинально, «по-византийски». Территорию монастыря окружила высокая стена с семью башнями. В тот же период – правление Алексея Михайловича -- обитель становится Лаврой, а его настоятели - архимандритами. Монастырь становится личным царским богомольем, а его управлением занимается непосредственно Тайный приказ - личная царская канцелярия. В 1668 году в обители появляется Большой Благовестный колокол – самый большой монастырский колокол весом 2125 пудов. Колокол был отлит государевым колокольным мастером непосредственно на территории монастыря, около Звонницы. По преданию, мелодичный звон колокола был слышан даже в Москве. Позднее на Звоннице появляется еще одна башенка. На ней размещается часовой колокол, привезенный из Смоленска царем и подаренный обители.

21

22

23

24

25

От стен монастыря начинается дорога которая ведёт к подножию холма на котором стоит монастырь. там внизу находится святой источник.

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Во время наступления французской армии Звенигород и окрестности оказались на пути движения войск Наполеона. Полки французов останавливались, например, в усадьбе Большие Вяземы. Легенда гласит, что когда в 1812 году во дворце царя Алексея Михайловича, в Саввино-Сторожевском монастыре остановился пасынок Наполеона Евгений Богарне, ему в первую же ночь явился во сне преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, при условии, что Богарне сохранит от разрушения и поругания обитель. Кроме того, принцу было предсказано, что дети его будут жить в России. Богарне выполнил просьбу преподобного, и в последствии, единственным из военачальников Наполеона остался жив и даже не был ранен. Спустя четверть века, в 1839 году, в обитель приехал сын принца герцог Максимилиан Лейхтенбергский, посетивший обитель вместе с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принял православие и женился Марии Николаевне, связав свою жизнь и жизнь потомков с Россией. Так исполнилось и второе предсказание преподобного Саввы Сторожевского.

37

38

С началом «нового мира» в Саввино-Сторожевский монастырь, как и во многие святые обители России, пришли тяжелые времена. В 1918 году новая власть вскрыла раку с мощами преподобного Саввы. Мощи преподобного Саввы Сторожевского были первыми, которые осквернила новая власть. Событие это всколыхнуло местных жителей и привело к «звенигородскому» бунту, в ходе которого были убит начальник продразверстки и комендант монастыря Константин Макаров. Бунт был жестоко подавлен, а монастырское хозяйство было полностью реквизировано. Оставшиеся без земли, без подворья монахи были вынуждены жить на подаяния прихожан. За полгода численность братии сократилась в четыре раза – с 50 до 12 человек.
Весной 1919 года рака со святыми мощами Саввы Сторожевского вскрывается повторно и мощи преподобного были перевезены в Москву.В 1922 году монастырь получает статус памятника архитектуры XV-XVII веков и переходит под охрану Народного комиссариата просвещения. Музей церковной старины становится «Музеем церковной старины и помещичьего быта» и в его коллекцию поступают экспонаты из экспозиций музеев из усадеб Введенское и Ершово. Музей занимает почти все монастырские здания. Музей церковной старины и помещичьего быта действует до 1927 года. После его закрытия на территории Саввино-Сторожевского монастыря организуется колония для беспризорников. Монастырь лишается многих икон – они вывозятся в Москву на реставрацию, но после реставрации иконы в монастырь не возвращаются и судьба их неизвестна.
Колония для беспризорников была закрыта в 1928 году. В освобожденных зданиях, и в зданиях за стенами монастыря организуются дома отдыха. В Рождественском соборе, Троицкой церкви и нескольких других зданиях обители вновь открывается музей. Филиал музея открывается в Успенском соборе на Городке.

В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишается почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких колоколов, и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – Большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако, есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря и так и остались на ней – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола.

Как во время Первой мировой войны, с 1941 по 1944 год на территории обители располагается госпиталь. Зимой 1941 , во время битвы за Москву, линия фронта проходила всего в трех километрах от стен монастыря. За всю войну на территории монастыря не взорвалось ни одной бомбы, не упало ни одного снаряда, не залетело ни одной шальной пули. Для подготовки к обороне в Скиту преподобного Саввы были отрыты окопы, следы которых частично сохранились до нашего времени.

В 1944 году Звенигородский краеведческий музей снова открывается – уже в Успенском соборе на Городке, где и действует до 1946 года. В 1946 году Успенский собор был возвращен верующим. Тем временем на территории Саввино-Сторожевского монастыря расположено сразу несколько объектов Министерства Вооруженных сил: дом отдыха, Высшая офицерская школа ВВС и научное подразделение, ведущее военные разработки. В том же 1946 весь ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря был внесен в «Список памятников архитектуры Московской области, подлежащих государственной охране». В течение следующих трех лет музею передаются все здания монастыря, и на здании Рождественского собора устанавливается охранная доска

В канун Пасхи, в 1998 году, обитель получает новые колокола, отлитые на благотворительные средства на заводах России. В том же году в Рождественский собор возвращается иконостас XVII века и восстанавливается рака для честных мощей Преподобного Саввы, которые возвращены обители в августе 1998 года. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 23 августа вносится в православный календарь как «день второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца и перенесения их в Саввино-Сторожевский монастырь».

Дата создания: 1398 г. Описание:

История

Монастырь был основан в 1398 г. преподобным Саввой, Звенигородским чудотворцем, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича.

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV в. до начала XVII в., второй — с середины XVII в. до XIX в.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и кельи при нем. Площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Строились новые кельи, монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции.

Монастырь начал возрождаться при первом государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя прп. Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

В стенах обители находился т.н. больничный монастырь с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундамент которой сохранился. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные постройки.

Алексей Михайлович избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое попечение об обители чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений.

При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят французами. Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования.

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 г.

Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была выполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

В XIX в. вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

Особое покровительство монастырю оказывали великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1918 г. часть собственности монастыря была реквизирована. В 1919 г. были конфискованы мощи прп. Саввы, монастырь закрыли. В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в московский .

В 1995 г. Саввино-Сторожевский монастырь был возрожден.

Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. торжественно перевез в нее мощи преподобного Саввы из Данилова монастыря.

22 августа 2007 г. Патриарх Алексий II освятил памятник Звенигородскому чудотворцу у северных ворот обители.

В настоящее время при Саввино-Сторожевском монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Подворья монастыря

  • храм Успения Божией Матери на Городке (г. Звенигород Московской обл.);
  • храм Живоначальной Троицы (с. Ершово Одинцовского р-на Московской обл.);
  • храм Тихвинской иконы Божией Матери при Никольской больнице (с. Никольское Одинцовского р-на Московской обл.);
  • храм свт. Николая Мирликийского (с. Саввинская Слобода Одинцовского р-на Московской обл.);
  • храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (с.п. Ямкинское Ногинского р-на Московской обл.);
  • Саввинское архиерейское подворье (г. Москва).

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде - один из самых красивых и значимых монастырей Москвы и Подмосковья. Краеведы утверждают, что царь Алексей Михайлович придал ему статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Для посещения туристами этот монастырь совершенно обязателен.

Он имеет только один небольшой недостаток - пилить до него это чёрт знает куда, да и находится он не на трассе, а на бетонке между Новой Ригой и Можайкой. Расположен монастырь не в самом городе, а недалеко от него. Свернув с бетонки, надо проехать весь город по улице Московской, и в самом конце её повернуть направо, а там вдоль Москва-реки ещё два километра, пока слева не увидим вот такой указатель.

Поднимаемся на крутую горку и видим ворота монастыря, в которые попасть на машине невозможно. Парковки здесь нет.

Но если подняться ещё выше до вот этих зелёных церковных строений, рядом обнаружится очень удобная парковка. Оттуда до монастыря два шага.

Основал монастырь Преподобный Савва Сторожевский, звенигородский чудотворец, один из первых учеников Сергия Радонежского. До этого около 6 лет Савва был игуменом Троице-Сергиевого монастыря.

Святыня расположена на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода.

Монастырь основан Саввой в 1398 году по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Дмитрия Донского. Князь с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). Перед наливанием его продавщица спрашивает - "А вы не за рулём?" Квас моментально вставляет, как хорошая брага.

Сразу при входе мы видим первую вот такую экспозицию обители.

А мы, конечно, идём сразу в церковную лавку, чтобы полакомиться, чем Бог послал, а там всего полно. Например, монастырский сбитень.

Но горячий сбитень пить в жару не очень хочется, и я сразу заинтересовался вот этим напитком. Будучи человеком жадным, я купил сразу все виды медовухи, кроме одной, голубой, "В меру трезвой", которая оставалась в одном экземпляре на витрине.

Зайдём в Провиантскую башню, но булки брать не будем, пока доедем, они успеют остыть и засохнуть. Кстати сказать, вот этот усатый очкарик, который мелькает уже второй раз, не имеет ко мне никакого отношения, и похож на меня, как хрен на колбасу.

Выпечка превосходна, и её запахи висят в воздухе.

Мы идём вверх по башенной лестнице, и видим вот такую парочку, которая многие месяцы подряд сидит и пьёт чай с баранками.

Из Провиантской башни есть тайный выход на монастырскую стену. Дверь незаперта и мы поднимаемся наверх.

Обойти обитель по периметру стены нельзя, везде запертые двери, но можно посмотреть на внутренний двор сверху.

И вот мы упёрлись, а спускаться как-то надо. С этой лестницы очень легко навернуться, особенно после монастырского кваса.

Мы идём мимо Трапезной на главную площадь. Справа остаётся вот эта часовня-беседка, построенная на фундаменте церкви преподобного Иоанна Лествичника.

Саввино-Сторожевский монастырь занимает по посещаемости третье место в России, уступая только Троице-Сергиевой лавре и Дивеево. Хотя по значимости лично я бы поставил его сейчас на шестое место в России. Паломников тут множество, и для них везде установлены лавочки.

Мы в сердце обители. Главный храм монастыря - белокаменный Рождественский собор, сооруженный в начале 15 века. В нём в 1407 году был погребен игумен Савва. В соборе установлена рака с его мощами, которой приходят поклониться паломники со всей России.

Монастырь начинался с маленького деревянного храма Рождества Богороицы, при котором была обустроена келья св. Саввы. А вот на этом месте давным-давно стояла церковь Сергия Радонежского. Вот всё, что от неё осталось.

Вот эти окошки когда-то были первым этажом храма. О, какой древностью из них тянет. По этим кирпичам ходила нога самого Ивана Грозного.

В середине 17 века царь Алексей Михайлович выбрал этот монастырь своей подмосковной резиденцией, и велел заново его отстроить.

Тогда же были установлены основные здания и крепостные стены, длина которых около 800 м. Руководил работами мастер Иван Шарутин. Крепость имела семь башен, из которых сохранилось пять.

Башни монастыря имеют названия: Красная (над Святыми воротами), Житная, Водовзводная, Усовая, Больничная (почти не сохранилась).

Красные ворота. На осыпающихся фресках изображены Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. Между ними два ангела держат на руках Спас Нерукотворный.

Красные ворота во времена Алексея Михайловича были главными воротами монастыря. Сейчас они открываются только по большим праздникам.

Устроены они были достаточно хитро, чтобы входящий не видел дворцов Алексея Михайловича и царицы, а видел только главный храм и ничего лишнего.

Как мы можем увидеть, ничего подобного в русской архитектуре больше нигде нет.

Дворец самого Алексея Михайловича был для своего времени просто огромным и имел четыре корпуса с отдельными входами.

Уже при царевне Софье надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж.

Но не везде. Тут есть двери на втором этаже без лестницы. Вероятно, царь сигал вниз просто так без парашюта, каждый раз думая: "Надо, блин, всё-таки лестницу приделать".

Царицины палаты, находящиеся напротив дворца Алексея Михайловича предназначались для визитов его первой жены Марии Ильиничны Милославской.

Сейчас здесь находится музей, в котором проходят довольно интересные экскурсии, на которых объясняют, например, почему царице нельзя худеть.

Оказывается, во времена Алексея Михайловича в женщинах ценилась прежде всего "дородность и обильность", и худющая "глистунья" с размерами 90-60-90 вызвала бы у самодержца одну брезгливость.

Главный собор монастыря просто чудо искусства. Стиль этот называется "раннее московское зодчество", и таких соборов во всём Подмосковье всего четыре. Внутри он имеет фрески, расписанные мастерами круга Андрея Рублёва.

Самое сильное впечатление обитель производит во время цветения пионов, от ароматов которых просто кружится голова.

К собору Рождества Богородицы ведёт ещё дополнительная лесенка, по которой подниматься вроде бы запрещено.

По ней можно попасть на древнее монастырское кладбище, на котором уже давно никого не хоронят.

Некоторые захоронения здесь - 16 века, полтысячелетия назад.

Возможно, монахи и знают, кто здесь покоится, но нам этого уже не узнать.

Где-то здесь, в монастырских подвалах, Пётр Первый собственноручно пытал пленённых после бунта стрельцов.

К Красным воротам примыкает надвратная Троицкая церковь, последний храм такого рода на Руси, потому что сразу после этого строительство шатровых храмов было запрещено церковью.

А к Троицкой церкви примыкает жёлтенькая Трапезная церковь. Над ней слева - Преображенская церковь, которая была построена в конце 17 века на пожертвования царевны Софьи в память пребывания её в монастыре во время стрелецкого бунта.

Доминанта монастыря - четырёхярусная колокольня, построенная в середине 17 века. Она славилась своим малиновым звоном на всю Россию. По легенде, Фёдор Шаляпин специально приезжал в Звенигород послушать главный колокол и говорил: "Мне это петь помогает".

На колокольне находился главный благовестный колокол весом 35 тонн, отлитый здесь же в монастыре мастером Александром Григорьевым. Говорят, его звон был слышен даже в Москве. Здесь мы видим его приемника - новый 37-тонный колокол.

Старый колокол разбился в дни Великой отечественной войны, когда фашисты его стали снимать. От него остался только язык весом 700 кг.

Царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.

С горы Сторожи, на которой стоит монастырь, открывается величественный вид на окрестности.

Карта для тех, кому надо карту.

Fais se que dois adviegne que peut.

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, находящийся в подмосковном Звенигороде, некогда называли Лаврой, и это многое может сказать о степени его популярности в народе. Он был основан преподобным Саввой – учеником Сергия Радонежского и одним из самых ярких духовных деятелей эпохи национального возрождения.

Саввино-Сторожевским монастырь назван по горе Сторожи, на которой был он основан (сама же гора нареклась так из-за воинской стражи, наблюдавшей с нее за окрестностями), и имени его основателя, одного из первых учеников преподобного Сергия Радонежского (первого скорее не по времени прихода к Троицкому игумену – в списке первой дюжины имени его нет, – а по благочестию). Известно, что еще при жизни преподобного Сергия Савва был духовником Троицкой обители (и, кстати, самого Радонежского чудотворца), а по кончине Троицкого первостроителя, когда преемник его Никон ушел в затвор, именно Савва все шесть лет Никонова молчания нес бремя игуменства в обители преподобного Сергия.

Своим духовником почитали его и вдова Дмитрия Донского Евдокия (незадолго до смерти постригшаяся в монашество с именем Евфросиния), и третий (а по праву престолонаследия второй, ибо первый умер во младенчестве) сын его Юрий (заодно и крестный сын самого преподобного Сергия), ставший по завещанию отца князем Звенигородским. Считается, будто именно однажды упросил преподобного Савву идти с ним в Звенигород освятить княжий дом.

Впрочем, есть и другая версия, согласно которой преподобный Савва и Юрий (Георгий) Звенигородский (в то время человек по нынешним меркам молодой) уже тогда задумали создание в вотчине князя Юрия своего рода Русской Палестины – два с половиной века спустя нечто подобное попытается устроить совсем рядом Патриарх Никон. Как бы то ни было, но преподобный Савва покинул отчую обитель и отправился в Звенигородский удел, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери. И когда присмотрел у впадения речки Разварни в Москву подходящее место, «словно небесный рай, благоухающими насаждено цветами», пал со слезами пред нею и вознес молитву, прося благословения. Здесь в 1398 году и был заложен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, с которого началась обитель на Сторожах. Слух о подвижничестве и благочестивой жизни преподобного Саввы очень скоро привлек многих, и когда братии собралось для того достаточно, блаженный Савва завел общежитие.

Князь Юрий помогал обители, и еще при жизни преподобного Саввы воздвигнут был уже каменный собор Рождества Богородицы (1405), впоследствии ставший образцом для каменного Троицкого собора Сергиева монастыря (построенного, кстати, все тем же Юрием Звенигородским). Судя по тому, что ко временам князя Юрия относится и находящаяся неподалеку от города Введенская церковь, очевидно, что молодой князь, руководимый старцем Саввой, намеревался охватить Звенигород «поясом Богородицы». Ныне ничего неизвестно о храмах, составлявших этот «Звенигородский пояс», но велика вероятность, что они были деревянные и просто не сохранились до наших дней: слишком много разрушений выпало на долю удела.

Преподобный Савва достиг глубокой старости, не изменив уставного правила. Изнурив тяжкими подвигами свою плоть и заболев, он почил о Господе 3 декабря 1407 года, перед кончиной наказав братии блюсти чистоту телесную, братолюбие и смирение, подвизаться в посте и молитве, после чего преподал всем мир и целование. На погребение его собрались почти все звенигородские жители, князья и бояре. Рака с мощами блаженного была поставлена в построенном им Рождественском соборе.

Князь, лишившись духовника и наставника, продолжал посещать обитель и всячески ей помогать. Роль Звенигородского князя в русской истории гораздо больше, чем принято думать: достаточно сказать, что изображение тезоименитого своего святого Георгия Победоносца первым на своих монетах начал печатать именно он. Умер он в 1434 году, успев перед своей загадочной смертью занять (после смерти старшего брата и согласно завещанию отца) и великокняжеский престол (что, скорее всего, и послужило причиной его неожиданной кончины после трехмесячного правления).

Каждый новый хозяин Звенигородчины старался подтвердить жалованные грамоты, данные монастырю князем Юрием, да и от себя выказать почтение. Андрей Васильевич и давал ему грамоты, и разрешал споры монастыря касательно владения отчинами. Не отставали и княжьи жены: вдова Василия Темного Мария Ярославовна в 1462 году подарила «на помин души» супруга Василия и сына Юрия сельцо Шульгино с деревнями и угодьями.

Монастырь постепенно улучшался, получая все больше средств. Усердие князей и бояр к обители особенно увеличилось после известий о чудотворениях преподобного Саввы.

В середине XV века было первое явление преподобного игумену сторожевскому Дионисию: во сне предстал ему преподобный Савва, повелев написать на иконе свой лик. Игумен Дионисий сам был живописец, и, написав образ Саввы, поставил его в церкви. С этих пор у гроба преподобного начали происходить многие исцеления. Вероятно, тогда и стали чтить память первостроителя Сторожевского, призывая его в молитвах.

В XVI веке известность монастыря росла, на богомолье сюда приходили самодержцы, а князья обогащали его вкладами. В это время в монастыре была уже многочисленная братия (при Иоанне Грозном – больше семидесяти иноков).

XVII век явился веком славы Сторожевскаго монастыря, особенно после обретения нетленных мощей преподобного Саввы. Однако в начале этого столетия, в период Смуты, обитель изрядно натерпелась от насилия и хищничества иноплеменников, окружавших Лжедмитрия I. В 1606 году, когда Лжедмитрий был в селе Вяземы, в монастырь проник отряд поляков, разорив и попалив обитель и приписанные к ней деревни, а также захватив казенные деньги, лошадей и хлебные запасы. Тогда затерялись и некоторые грамоты, жалованные от прежних князей. Царь Василий Иванович Шуйский, узнав из челобитной игумена о разграблении обители и ее вотчин, в 1607 году освободил монастырские села и деревни от платежа ямских денег на один год.

"Простому, по не без изящества дворцу царя Алексея Михайловича присуща скорее легкость, нежели величавость"

монастырю грамоту, по которой, в связи с разорением «от литовских людей», велено было не брать с монастырских товаров пошлин при их перевозке по реке Москве.

При Михаиле Федоровиче обитель с каждым годом все более процветала. Государь часто ездил сюда на богомолье, жаловал монастырь грамотами и вкладами. На колокольне было три колокола с именем царя Михаила: один, вседневный, отлит в 1636-м, а два другие – в 1620 году.

Время правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), которое называют «золотым веком русского благочестия», оказалось добрым и для обители преподобного Саввы. Усердием государя монастырь быстро залечил раны, нанесенные ему Смутным временем, и всего за несколько лет превратился в один из самых многолюдных, богатых и почитаемых на Руси. Восстановление и украшение обители государь начал с древнего Рождественского собора, где под спудом почивали честные мощи основателя – преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

По завершении работ в соборе, в 1650 году, появился царский указ о начале в монастыре большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего собора сформировался новый, удивительный по своей красоте и гармоничности, архитектурный ансамбль, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место. Территорию монастыря полностью перепланировали, увеличив почти вдвое (частично засыпали и овраг, некогда разделявший две вершины горы Сторожи). Обитель состояла теперь из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего ансамбля в целом) осталась древняя святыня монастыря – собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимал самую высокую точку рельефа. Все остальные здания, обращенные фасадами к собору, расположились ниже по склону холма. Хозяйственные помещения были сосредоточены в северной части, за звонницей и Трапезной палатой, и не мешали лицезрению соборной площади. Почти все это сохранилось до наших дней. Исчезли лишь больничные палаты, от которых осталось единственное описание, сделанное Павлом Алеппским. Судя по нему, устроены они были как «монастырек в монастыре»: с особыми воротами, многочисленными кельями и со своим храмом – церковью во имя святого Иоанна, сочинителя «Лествицы, или Скрижалей духовных».

Саввино-Сторожевский монастырь сочетал в себе живописность с рациональным использованием рельефа местности. Павел Алеппский сравнивал его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот – невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

В 1652 году в монастыре произошло величайшее событие – были обретены нетленными мощи преподобного Саввы. Согласно монастырскому преданию, обретению мощей предшествовало чудесное спасение царя во время охоты самим преподобным Саввой. Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса. Когда свита рассеялась по лесу для отыскания медвежьего логова и он остался один, из лесной чащи на него внезапно выскочил медведь. Безоружный царь был обречен на верную смерть, но явился около него старец, после чего зверь бежал. Спрошенный царем старец ответил, что его зовут Саввою и он инок Сторожевской обители. Меж тем вернулись некоторые из свиты, и старец пошел к монастырю. В обители Алексей Михайлович узнал, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Савва, зато, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам преподобный. Тогда царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию. 19 января 1652 года, после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы были торжественно извлечены из земли и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора.

Собор Саввино-Сторожевского монастыря является, видимо, третьей по древности постройкой Подмосковья. Этот собор размером с обычную церковь относят к 1405 году.

Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XVвв.

01.

02.

03. В отличие от Успенского собора на Городке и многих других сохранившихся церквей этой эпохи Рождественский собор был отреставрирован с восстановлением закомар и перекрытий по ним, хотя в XVIII-XIX веках крыша тоже была сделана четырехскатной. Практически такая же реконструкция существует и для собора на Городке, построенного буквально на десятилетие раньше; насколько мне известно, подобный внешний вид, в частности, закомар, оспаривается в научной среде.

04. Резьба по камню в виде поясов и характерные порталы также присутствуют, а порталы даже расписаны (предполагается, что так и было в средние века, а сплошь белить стали только после)

05. А подобные «вставные» элементы, думаю, относятся веку к XVII, не раньше - а больше похоже этак на середину XVIII.

06. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроены одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.

07. Внутри южной паперти

08. Иконостас и часть икон сохранились с XVII века; стены, столбы и своды покрывают фрески 1656г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971гг. от поздних записей.

09.

Координаты : 55.728018°N 36.816262°E

Фотографии 2008-2009 гг.