Тайна загадочных взрывов в фатежском районе. Опровержение официальной версии гибели курска Курский подрыв 1991

В Николаеве, в различных КБ которого работали лучшие конструкторы советских подводных лодок, над проблемой спасения затонувших ракетных субмарин и их экипажей много лет работал и работает кандидат технических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и гражданской защиты Украинского морского технического университета Валерий Михайлюк. В прошлом он -- командир дивизиона живучести на подводных атомоходах Северного флота, капитан 1-го ранга запаса. «ФАКТЫ» попросили его прокомментировать то, что происходит вокруг атомной подлодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море.

Две торпеды -- два взрыва

На учебные боевые стрельбы у мыса Святой Нос за 11 лет службы на Северном флоте я ходил не один раз, -- говорит Валерий Михайлюк. -- Наиболее вероятной причиной аварии мне кажется такая: «Курск» подорвался на собственной торпеде. Западные информационные агентства, которым я больше доверяю, чем российским, сообщили: разведывательное судно ВМФ США «Лоялл», курсировавшее в Баренцевом море, в субботу утром, 12 августа, зафиксировало два взрыва. Второй последовал через несколько секунд после первого и был мощнее. Командующий ВМС РФ Куроедов и бывший командующий Черноморским флотом Балтин говорят о столкновении, но в этом случае речь бы не шла о двух взрывах.

После столкновения на подлодке могли взорваться аккумуляторные батареи. Не этот ли взрыв зафиксировал корабль-разведчик?

Взрыв батарей -- это, возможно, был второй, более мощный. Но вряд ли другой участник столкновения ушел бы далеко. Эдуард Балтин считает, что «Курск» при всплытии врезался в российский сухогруз ледового класса, скрывшийся с места аварии. Такие сухогрузы профессионалы называют «морковками». Но корпус подлодки -- будь здоров, после столкновения с нею любой «морковке» будет дурно! Теперь адмирал настаивает на немедленном поиске этого судна в Архангельске или Диксоне, пока команда не замела следы.

А что подтверждает версию о взрыве торпеды?

В 1991 году в Белом море на одной из атомных лодок этой серии в шахте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета. Почему же не может взорваться боевая торпеда в торпедном аппарате? Исключить этого нельзя. Кроме того, факт, что экипаж «Курска» не воспользовался ни одним из средств эвакуации, свидетельствует об обвальном характере аварии. Видеокамера зафиксировала: мощный взрыв разгерметизировал корпус, сильно повреждена носовая часть лодки, погнута рубка. На грунте перед левым носовым бортом видны обломки. Лодка стремительно неслась ко дну носом. Если бы глубины там были не сто, а шестьсот метров, на месте аварии обнаружили бы сплошное месиво…

Напомню: последний раз лодка вышла на связь, когда командир запросил разрешение на торпедные стрельбы. Их начали. После ЧП спасатели видели на «Курске» открытый торпедный люк. Взрыв торпеды в торпедном аппарате -- вероятно, его первым зафиксировали американцы. Затем детонирует вторая торпеда, самортизировать взрыв развороченный корпус уже не в состоянии, поэтому второй взрыв показался более мощным.

Но почему вдруг такое случилось?

Возможно, на подлодке оказалась торпеда, которой в очередной раз продлили срок службы. Нельзя исключить и вины экипажа: могло быть что-то нарушено в предзалповой подготовке. Конечно, теперь россияне перетряхнут минно-торпедные комплексы, откуда моряки получают оружие, но мы с вами правду вряд ли узнаем. И вовсе не потому, что наши соседи такие скрытные. Военные любой страны не торопятся разглашать причины подобных аварий. На флоте что-либо узнать можно только от участников событий.

Не соображения ли секретности заставили военное ведомство так долго оказываться от помощи своих коллег из НАТО?

Это так. Кто-то из комментаторов в эти дни высказался, что в мирное время военные секреты не стоят жизни людей. К-141 (таков боевой номер «Курска») -- далеко не последняя разработка, со времени создания чертежей прошло уже 25 лет, технически это вчерашний день. Конструкторы уже наверняка придумали что-то новенькое.

Не вписывается ли в вашу схему мина времен войны, на которую налетела субмарина?

Вписывается. Это могло быть, но с меньшей вероятностью.

Почему команда ничего не предпринимает?

Возможно, терпящие бедствие подводники сами ничего не предпринимают для своего спасения, потому что командный пост полностью разрушен и старшие командиры погибли?

Несмотря на то, что «Курск» сошел со стапелей в 1994 году, первый боевой поход экипаж совершил на нем только осенью прошлого года. Выучка персонала слабая. Ведь плавать -- это одно, но нужен еще и опыт, приобретенный в критических ситуациях.

Взрывчатки в торпеде побольше, чем в зарядах, которыми террористы рушат высотные дома. Логично допустить, что командование «Курска» погибло. Кто-то должен в таком случае взять ответственность на себя, перевести управление на кормовые боевые посты. Спасательную рубку, скорее всего, заклинило при ударе о грунт. Сама всплыть она не в состоянии, но через нее наверняка можно пройти: задраить входной и выходной люки и ошлюзовать подводников. В корме люди наверняка живы. Почему за 7 дней команда ничего на предприняла? Людям не хватает воздуха, они ослаблены. Но любой оставшийся в живых старший офицер должен доложить наверх, что произошло. Он мог выбрать обученного моряка, облачить его в водонепроницаемый костюм и помочь всплыть. На борту должно быть индивидуальное снаряжение подводника на каждого члена экипажа.

Может быть, опасаются декомпрессионной болезни?

Глубина не такая большая, да и наверху есть помощь, экипаж об этом знает.

Многие гадают, почему личный состав на корме не выпустил аварийно-сигнальный буй, не выбрался через кормовой люк…

Значит, заклинило и этот люк. Кроме того, подводники, дабы не потерять в походе буй, верхнюю его часть часто прихватывают сваркой. Из-за этого невозможно подать трос к спасательному колоколу на поверхность. Буй могли бы попытаться достать водолазы, это задача выполнимая.

Хватит ли экипажу кислорода? Одни говорят, самая большая проблема в этом, другие утверждают, что низкая температура в отсеках. Кто прав?

Вдоль корпуса лодки внутри и снаружи расположены специальные баллоны воздуха высокого давления. Его можно подать в отсек вручную, но тогда начнет повышаться давление, а это чревато. Поэтому на такой случай существуют аварийные запасы средств химической регенерации. Их хватает на 5-7 дней.

Учения планировались кратковременные, поэтому на лодку, говорят, не погрузили аккумуляторные батареи, давно ставшие на флоте проблемой. Может такое быть?

Выйти в море без самого необходимого -- это еще старая советская привычка: авось пронесет. Но я этому не верю. Что же касается переохлаждения людей, на «Курске» должна быть специальная теплая одежда. От переохлаждения, по крайней мере, моряки не умрут.

Северный флот имел самую слабую в Союзе спасательную службу

Валерий Александрович, вы много лет преподаете студентам навыки аварийно-спасательной работы. На ваш взгляд, насколько эффективны меры, предпринимаемые спасателями в Баренцевом море?

Нельзя сказать, что военные действуют непрофессионально -- специальные подводные аппараты не могут прикрепиться к корпусу лодки из-за шторма, сильного течения и ветра. Все попытки сесть на площадку кормового спасательного люка спасательными снарядами вряд ли будут иметь успех из-за крена лодки. Для такой операции нужен абсолютный штиль.

Что бы сделали вы?

Я бы попробовал сорвать приваренный буй. Ведь если на лодке есть живые, они уже наверняка разблокировали его изнутри.

А как вы воспринимаете идею поднять лодку понтонами?

-- «Курск» -- это такая громадина, что понтонов потребуется огромное количество. Где их взять, как доставить? На операцию уйдет 3--6 месяцев. Можно приподнять лодку на специальных полотенцах, но я сомневаюсь, что в России есть прочные стропы.

Не потеряло ли флотское начальство время, отказываясь от помощи англичан, американцев?

Потеряло. Такая помощь очень нужна, ведь Северный флот и в советские времена плохо оснащался специальной спасательной техникой. Сейчас туда кое-что переброшено с других флотов (в частности, судно «М. Рудницкий» с Черноморского флота), но я сомневаюсь, что это радикально изменило ситуацию. Понятно: когда самый большой в мире ракетоносец терпит бедствие у родного берега, просить у американцев помощи стыдно. Но правильно заметил кто-то из натовских генералов, что тут господину Путину следует соизмерять свои амбиции с запасами кислорода на «Курске». Ради спасения людей нужно идти на все. Тем более, спасательные работы лучше вести разными способами одновременно. Тут любая помощь уместна.

Наша спасательная техника, по большому счету, -- старье. Новые разработки прекращены более 10 лет назад. Сегодня ни Украине, ни России они не под силу, поскольку требуют огромных средств. Унаследовав около 2/3 общего потенциала боевого флота СССР, Россия не в состоянии эффективно его использовать, тем более модернизировать. Ей, подорванной войной, с трудом удается держать на боевом дежурстве ядерный флот даже без ЧП. А уж если что-то случается…

А что же с атомным реактором на «Курске?

Аварийная защита обоих реакторов сработала, они заглушены. Но контур нужно охлаждать, там ведь идет ядерный процесс. Электричества нет, насосы стоят, температура может повышаться. Океан взял на себя роль охладителя, но по поводу реакторов на дне моря у России долго еще будет болеть голова, даже если усилия спасателей окажутся успешными и людей достанут.

Во всех уголках России и Украины люди живут от одного выпуска новостей до другого. Искренне переживают за североморцев и искренне желают им поскорее выбраться из подводного плена.

Ближе к полуночи 20 августа защитники Белого дома увидели, что колонна бронетранспортеров направляется к Белому дому: чтобы помешать продвижению БМП, они заблокировали проезд по Садовому кольцу с помощью сдвинутых троллейбусов.

Первые шесть машин прорвались через баррикаду, седьмую машину (БМП № 536) толпа блокировала вновь, на броню вскочили молодые люди и набросили на приборы наблюдения брезент.

Дмитрий Комарь, набрасывая брезент на смотровые щели БМП, зацепился за него, и когда машина сделала резкий маневр, упал под траки.

Владимир Усов был убит одним из предупредительных выстрелов, рикошетом от люка БМП. Илья Кричевский был убит выстрелом в голову при невыясненных обстоятельствах.

21 августа для советский диссидентов это всегда был особый день: 21 августа 1968 года советские войска, подавляя Пражскую весну, оккупировали Чехословакию. В своих «лучших» традициях режим отметил этот день кровью и трупами.

Похороны погибших состоялись 24 августа 1991 года. Многотысячное траурное шествие от Манежной площади до Ваганьковского кладбища по улицам Москвы возглавлял тогда вице-президент РСФСР Александр Руцкой (спустя два года он стал одним из лидеров красно-коричневого путча, закончившегося расстрелом здания парламента России).

Президент РСФСР Борис Ельцин просил прощения у родителей и близких погибших: «Простите, что не смог защитить, уберечь ваших сыновей», — сказал Ельцин слова, которые никогда раньше советских граждане не слышали от своих руководителей.

Тогда еще президент СССР Михаил Горбачев благодарил родителей погибших: «Глядя в эти молодые лица и глаза их родителей, трудно говорить. Но позвольте мне не только от себя, от вас, но и от имени всей страны, всех россиян низко поклониться им, отдавшим жизни, ставшим на пути тех, кто хотел вернуть страну в мрачные времена тоталитаризма, столкнуть в пропасть, привести к кровавой бойне. Спасибо их родителям!»

По указу Горбачева семьи погибших получили единовременно по 250 рублей и автомобиль «Жигули» (осенью 1991 года «Жигули» стоили три годовые зарплаты младшего научного сотрудника НИИ).

Комарь, Кричевский и Усов были и первыми награжденными (в 1992 году) медалью «Защитнику свободной России» — первой государственной наградой Российской Федерации.

Ежегодно в день их гибели проводились траурные мероприятия, в их числе — возложение венков от президента России к могилам Героев на Ваганьковском кладбище и мемориальному камню на Новом Арбате.

В 2004 году традиция была нарушена, и впервые возложения венков от высоких официальных лиц не было. «Я возмущен, — заявил тогда газете «КоммерсантЪ» Александр Усов, отец Владимира Усова. — Власть перестала соблюдать даже минимальные нормы приличия». А мать Дмитрия Комаря, Любовь Комарь, сказала журналисту, что ей «все равно, был венок от Путина или нет». «Мне иногда кажется, что, кроме меня, о гибели Димы все уже забыли», — сказала она. В июле 2012 года президент России Владимир Путин учредил дополнительную ежемесячную выплату для родственников погибших в августовском путче 1991 года.

Расстрел на Привокзальной площади вот уже полвека остается одной из самых загадочных и кровавых трагедий не только в истории Курска, но и всего Советского Союза. 26 сентября 1968 года два солдата внутренних войск - рядовой Виктор Коршунов и ефрейтор Юрий Суровцев - убили целую семью с двумя детьми, а затем открыли огонь по людям, спешившим по своим делам мимо городского железнодорожного вокзала. В результате один из террористов оказался застрелен, а второго выводили из оцепленного здания в милицейской форме.

Вооруженный мятеж?

«Вы слушаете «Голос Америки» из Вашингтона. Мы прерываем программу для срочного сообщения. В Советском Союзе в Курске вспыхнул вооруженный мятеж. Несколько солдат в знак протеста против политики коммунистической партии захватили здание в центре города. Район оцеплен милицией. Подробности уточняются. По нашей информации, советские военнослужащие протестуют против ввода войск СССР в Чехословакию», - такое сообщение прозвучало 26 сентября на американской радиостанции.

Скандальные новости о вооруженном мятеже в СССР подхватили зарубежные СМИ, в самом Союзе о трагедии, разворачивающейся в эти минуты в Курске, никто не знал.

Утром 26 сентября в обычную квартиру, расположенную на четвертом этаже дома у железнодорожного вокзала, зашли двое солдат с чемоданами. Спустя сутки из окон этой квартиры открыли стрельбу по людям, случайно оказавшимся на Привокзальной площади. Случайно или нет, но в это время к вокзалу подъезжал автозак, перевозивший зеков. Нескольких осужденных отправляли по этапу. Водитель машины, услышав звуки выстрелов, сумел увести автозак из-под огня и отъехать в ближайший двор. Один из этапируемых - 19-летний парень - получил смертельное ранение.

А в это время на площади ветераны войны, которых было немало в те годы в Курске, пытались подавить панику и вывести людей из-под огня в здание вокзала. Из окон на четвертом этаже не умолкали автоматные очереди, короткие и точечные. Люди недоумевали, неужели в их мирный город внезапно пришла война?

Привокзальная площадь в Курске. Фото: Commons.wikimedia.org

Нехорошая квартира

А в той самой квартире, из которой палили террористы, трагедия развернулась на сутки раньше. Утром 26 сентября там еще спали, когда в дверь позвонили. На пороге стояли двое ребят в солдатской форме. Старушку, открывшую ранним гостям, убили сразу же. Еще четвертых взрослых жителей квартиры расстреляли через подушку. Всего минута - и из восьми членов семьи в живых осталось только трое - Тамара Сатаплина и двое ее маленьких детей. Словно не замечая окровавленных тел, убийцы начали выпивать под музыку. Когда водка закончилась, Тамару отправили за добавкой, пригрозив убить детей, если она расскажет обо всем милиции. По легенде, когда женщина шла по улице в гастроном, она даже встретила участкового, но ничего ему не сообщила, понадеявшись на честность солдат. Но когда Тамара вернулась домой, она увидела, что ее детей уже нет в живых. Некоторые источники утверждают, что их даже не застрелили, а до смерти забили чугунным утюгом. Женщину связали и заперли в туалете.

Все это время жители соседних квартир слышали странные звуки, доносящиеся из комнат, где происходило массовое убийство. Но никто из них не мог предположить, что на самом деле разворачивается буквально у них за стеной. Милицию вызвали, когда рано утром 27 сентября из окон этой квартиры начали стрелять по людям на площади.

Стражи порядка оцепили дом. При попытке приблизиться к двери, за которой скрывались террористы, преступники открывали огонь. В одной из квартир устроили штаб, куда съехались высшие милицейские чины. Говорят даже, что на прямой связи со стражами порядка во время спецоперации был Кремль. Брежнев распорядился взять террористов живыми, чтобы отдать их под военный трибунал.

Наконец, после многочасовых переговоров один из солдат не выдержал. Он открыл огонь по своему напарнику и сдался милиционерам. Чтобы толпа не растерзала террориста, его переодели в милицейскую форму и вывели из здания.

Инфантильный писарь и вспыльчивый стрелок

Кем же были жестокие убийцы, расправившиеся 11 взрослыми и двумя детьми?

Ефрейтор Юрий Суровцев служил во внутренних войсках писарем в штабе. Из его характеристики, найденной журналистами, следует, что у него были явные психические отклонения, из-за которого он даже проходил лечение в областной психбольнице. Суровцев был инфантилен, легко возбудим и впечатлителен. Несмотря на то, что спустя год службы в армии он уже был в звании ефрейтора, Суровцев зависел от своего напарника и находился полностью под его влиянием. Именно Юрий в итоге сдался полиции и был приговорен военным трибуналом к расстрелу.

Рядового Виктора Коршунова считают главным злодеем в этой истории. Он был исключен из института за «недостойный» образ жизни, поступил на службу в армию, где за два года стал лучшим стрелком части. Незадолго до трагедии Коршунов даже получил значок отличника Советской армии. Но характер его описывали как вспыльчивый, а поведение было отчужденным. Также в характеристике Коршунова говорится, что он часто говорил о самоубийстве и массовых убийствах.

Предположительно, Коршунов решил покончить с собой после разрыва с девушкой, которая не дождалась его из армии. Но уйти из жизни просто так он не желал, поэтому подтолкнул безвольного Суровцева к теракту. В материалах дела говорится, что отец Коршунова Николай был осуждён за измену Родине после войны. Возможно, и в самом Викторе Коршунове было немало ненависти к своей стране.

Суровцев и Коршунов украли оружие из армейского запаса, на попутках добрались до центра Курска. Как утверждали местные СМИ, их целью изначально был курский горком, но в нем располагался Ленинский отдел милиции. Поэтому было решение спрятаться в квартире неподалеку и оттуда открыть огонь по оживленной площади. Почему именно дом Тамары Сатаплиной и ее семьи стал пристанищем террористов? Есть версия, что Тамара была знакомой одного из дезертиров, и он даже бывал у нее в гостях.

В 2016 году в программе «Следствие вели» с Леонидом Каневским подробно рассказали о курском теракте. В выпуске говорится, что Тамара Сатаплина, потерявшая 26 сентября 1968 года всю семью, спросила у убийц, зачем они это делали. Ответом было: «Мы - мстители». Вот только за что и кому мстили курские террористы, до сих пор неизвестно.

"Всем привет, отчаиваться не надо" - предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.

12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут на крейсере "Пётр Великий" зафиксировали сильную вспышку в акватории, где шли учения российского Северного флота, а затем - гидравлический удар. В тот момент этому не придали особого значения. Ещё через пять часов по плану следовал сеанс связи с подводной лодкой К-141 "Курск". Но в назначенный срок в эфире стояла тишина. Руководившие учениями адмиралы забеспокоились, но ещё никто не думал, что разворачивается одна из крупнейших трагедий современности.

Подводный крейсер в смутное время

Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный. Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же "Антеи", подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами "Гранит".

Правда, уже исходная конструкция "Антеев" содержала немало спорных решений.

В течение 80-х годов "Антеи" постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Десятый "Антей", заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994-м, получил номер К-141 и название "Курск".

В 90-е годы "Курск" нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования. На возможностях "Курска" сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 годах "Курск" ни разу не проводил торпедных стрельб в море.

Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями.

При этом задача, поставленная морякам "Курска", вовсе не выглядела элементарной. Дело в том, что перед походом "Курск" получил торпеды типа "Кит", которыми экипаж ранее не стрелял вообще никогда. На борту не имелось даже соответствующих эксплуатационных документов. Команда "Курска" попросту не была подготовлена к использованию конкретного типа торпед, моряки никогда не имели с ним дела.

10 августа "Курск" ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений. 12-го числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.

Гаснущие надежды

Позднее гибель "Курска" породила множество версий о том, что произошло на борту. Однако о некоторых моментах можно судить точно. В 11:28 происходит взрыв торпеды в первом отсеке. Все, кто находится в первом и втором отсеках, убиты наповал, а внутри возникает высокотемпературный пожар. Моряки, находившиеся в третьем отсеке, начинают уходить на корму, но успевают пройти лишь до четвёртого. Лодка клюёт носом и через короткое время бьётся о дно на глубине 108 метров. В этот момент из-за пожара детонируют оставшиеся на борту торпеды. Взрывная волна идёт по отсекам. Её остановили только сверхпрочные переборки вокруг атомного реактора.

В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора.

Тем временем над поверхностью воды уже начали испытывать беспокойство. Как ни странно, на доклад акустиков с "Петра Великого", зафиксировавших хлопок и гидравлический удар от взрыва, никто не отреагировал. Однако часы шли, стрельб подлодки не наблюдалось, затем она не вышла на связь.

Крейсер "Пётр Великий" начал подавать сигналы, вызывая "Курск" на поверхность. Ответа нет. Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.

В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. "Рудницкий" отправляется туда и прибывает около девяти утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.

В это время в кормовом отсеке "Курска" мучительно умирали последние моряки.

Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для своей жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: "Шансов, похоже, немного, процентов 10–20".

Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари.

Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное - пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.

У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.

Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы:

"В девятом отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток".

Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остаткам экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло.

Мгновенно последовала химическая реакция, вызвавшая короткий, но очень интенсивный пожар. Он быстро погас, и моряков убили не ожоги. Огонь быстро выжег кислород, остававшийся в девятом отсеке, и наполнил помещения угарным газом, который и убил всех, кто до сих пор оставался в живых.

Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Бессильные спасители

Фактически к моменту, когда "Рудницкий" появился на месте происшествия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком. Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.

Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но и вся страна была возмущена.

19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь, но ни одного живого человека. 21-го числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.

Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность. Подъём "Курска" стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.

Разбор полётов

Следствие рассмотрело широкий круг версий.

Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.

Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования "вероятным противником". Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне.

Однако в ходе следствия эта версия также отпала. Натовские подводные лодки, разумеется, находились в Баренцевом море. Между тем обе американские подлодки, теоретически способные участвовать в столкновении, намного меньше "Курска" и столкновение - тем более такое, что вызывает взрыв торпеды в аппарате - просто уничтожило бы их.

Гораздо любопытнее версия о торпедировании "Курска". Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию "Курска", на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.

Ч тобы обосновать версию о торпедировании "Курска" американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить "Курск", не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна.

Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.

Что же произошло в реальности? Судя по известным сведениям, произошёл взрыв "практической" (учебной) торпеды. В торпеде 65-76, использовавшейся в тот день на "Курске", применяются пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода разлагается на воду и кислород с чудовищным выделением тепла (до трёх тысяч градусов), то есть, попросту говоря, взрывается. Следы именно этого взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды. Вопрос в том, произошёл взрыв в результате дефекта торпеды или в результате действий экипажа. Следствие остановилось на первом варианте.

Я с самого начала следил за освещением этой темы, которая стала номер один в мировых СМИ. Любые мнения, высказывания, домыслы бывших подводников и имеющих к этому отношение были нарасхват, а различные версии катастрофы, как грибы после ливня, полезли на страницы прессы и передачи телевидения. Говорили о взрыве водорода в аккумуляторной яме, террористах и т. д. Когда были показаны первые результаты подводных съёмок и все увидели кадры с внешними повреждениями атомохода, то сразу заговорили о мине времён войны, столкновении с ледоколом. Эти две версии быстро отпали, поскольку мина времён войны для «Курска», «что слону дробина», а в районе учений в тот момент не только ледокола, но ни одного гражданского судна не было. Доминирующей версией стало столкновение с одной из двух американских лодок, находившихся в этом районе («Мемфис» и «Толедо»), в результате которого произошло повреждение правого торпедного аппарата, взрыва находившейся в нём торпеды и проникновению пламени в отсек с находившимися там торпедами, которые в итоге взорвались. Тем более что министр обороны Сергеев по телевидению заявил, что возле «Курска» был зафиксирован подводный объект «соразмерный «Курску»». Особенно эта версия была привлекательной для военных, потому что снимала тяжкий груз ответственности за произошедшее с адмиральских погон. Помню, как один адмирал, комментируя по телевидению кадры повреждения правого торпедного аппарата, ведя пальцем по порезу корпуса лодки, утверждал, что это сделано пером руля американской подлодки. Но и у этой версии были серьёзные оппоненты с убедительными доводами, поэтому решили «Курск» поднять, чтобы окончательно поставить точку.

Подняли «Курск» год спустя, в 2001 году в доке Росляково. Причём, подняли, предварительно отрезав носовую часть, в которой находился повреждённый правый торпедный аппарат. Помимо жуткой картины разрушения носовой части «Курска», мир увидел две пробоины с левого и правого борта.

Сразу после подъёма «Курска» в Рослякове, командующий Северным флотом адмирал Попов собрал пресс-конференцию, на которой показал фотоснимок сделанный эхолотом крейсера «Пётр Великий», на котором был виден подводный объект возле «Курска». Именно столкновение с американской лодкой и вытекающими последствиями, по мнению Попова, стало основной причиной гибели «Курска». К сожалению, я не видел этой передачи, про которую мне рассказал мой знакомый, бывший подводник, поэтому не могу говорить о её подробностях.

Пробоиной с вмятиной на правом борту заинтересовалась газета «Советская Россия» и изложила версию о столкновении и торпедировании американской лодкой «Курска». При этом в этой статье ничего не говорилось о метровой пробоине левого борта, словно её не было вообще. В то же время пробоиной левого борта заинтересовалась газета «Жизнь». На её страницах была высказана версия о попадании ракеты «Гранит», выпущенной с крейсера «Пётр Великий» в тот момент, когда подлодка находилась в надводном положении. При этом автор этой статьи проигнорировал пробоину правого борта, а смятый правый торпедный аппарат вообще оказался не у дел.

Во время совещания в Росляково, посвященного выяснению причины катастрофы, Путину журналисты задали вопрос на эту тему. Встав из-за стола, обернувшись, Путин, почти раздражённо, ответил: «Мы рассматриваем все версии. В том числе: столкновение с неопознанным подводным объектом. Но у нас нет объективных доказательств». Увидев и услышав это по телевизору, мне тогда показалось, что именно эта версия доминировала на том совещании, что и заставило Путина выделить её в интервью.

Спустя год, в 2002 году была поднята часть первого отсека вместе с правым торпедным аппаратом, а остатки отсека взорвали. Вопреки ожиданиям, повреждённый торпедный аппарат широкой общественности показан не был. Вскоре была объявлена основная причина катастрофы, которую изложил Генеральный прокурор Устинов. Она заключалась в том, что «из-за взрыва учебной торпеды и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПРК «Курск» и так далее…». Никаких комментариев по поводу этой версии дано не было. Таким образом, эта причина стала версией № 1, после чего эта тема в СМИ перестала существовать.

Прошло три года после официального заключения, и появилась версия № 2 гибели АПРК «Курск», которую предложил в документальном фильме: «Курск: подводная лодка в мутной воде» французский журналист Жан-Мишель Карре. Впервые этот фильм был показан по французскому телевидению в 2005 году, но в нашей стране был запрещён для показа.

Об этом фильме я узнал совсем недавно. Просмотр его не оправдал моих надежд. Я ожидал увидеть исследовательскую работу, скрупулёзный поиск истины, а лента более всего походила на политический заказ, цель которого подрыв рейтинга Путина и вообще политики нашего государства.

И неслучайно фильм начался не с морских пейзажей, которые бороздит «Курск», а показа фрагментов церемонии инаугурации Путина на пост президента страны. То есть с самого начала дано понять: о ком на самом деле этот фильм. А далее мы наблюдаем, как автора более всего заботит компромат (смакование истерики матери погибшего подводника на встрече с Клебановым, возмущение родственников в адрес Путина, беспардонные разглагольствования Ковалёва, высказывания Политковской о Норд-Осте и т. д.), да и сама версия сконструирована в «шквал» против Путина. Эта версия была не нова, а представляет собой развитие той, которую предложила «Советская Россия» в 2001 году. Таким образом, Жан-Мишель Карре принял сторону российских коммунистов, закрутив сюжет своей версии по-голливудски авантюрно, с пренебрежением логики и реалий, в угоду поставленных целей.

Итак, в Баренцевом море проводятся учения, в которых участвует три десятка кораблей и подводных лодок, в числе которых и «Курск». На учениях присутствует китайская делегация, которая заинтересована в приобретении новейшей ракеты-торпеды «Шквал», чего Америка стремится не допустить, поскольку боевые возможности этой торпеды позволяли Китаю вывести свои ВМФ на уровень с Западом. Поэтому в районе учений находятся американские лодки «Мемфис» и «Толедо», а так же британская субмарина, норвежское разведывательное судно и спутники-шпионы. Когда «Курск» приготовился осуществить пуск «Шквала», «Толедо» осуществляла маневры в непосредственной близости, чтобы принудить не выполнять демонстрацию торпеды, а «Мемфис» дежурила рядом. Во время маневров «Толедо» столкнулась с «Курском» и повредила ему пером руля правый торпедный аппарат. Услышав звук загружающегося торпедного аппарата(?!) «Курска», «Мемфис» решила спасти «Толедо» и выпустила торпеду, которая попала в торпедный отсек. Повреждение для «Курска» было не опасным, поэтому его командир решил, что пробоину удастся заделать, но конструкция американской торпеды, вызвав пожар, в итоге привела к гибели нашей АПЛ.

А далее начался процесс спасения американской стороны от обвинения в произошедшей трагедии. Этот процесс якобы организовал Путин ради политических и экономических дивидендов, которые после этого последовали. Налицо были ложь и сговор российской и американской сторон, скрывших правду от мировой общественности. Но больше всех в этом фильме досталось Путину, который был представлен как лжец и политический интриган. Поэтому запрет показа этой ленты в нашей стране был естественным. Судя по Интернет опросу, автор фильма умело воспользовался легковерием и поверхностным мышлением немалого количества граждан нашей страны, а уж о западном зрителе не стоит и говорить: иного там просто не показывают.

«Год назад всем было ясно. Существовали три версии гибели подводной лодки: столкновение с вражеской субмариной, взрыв мины Второй мировой войны и взрыв аварийной торпеды.

Вице-премьер Илья Клебанов, руководитель правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы, подытоживая «подводную часть» расследования, заявил год назад, что причина «на 80 процентов» ясна и подъём лодки нужен только для того, чтобы достать тела подводников и некоторые дополнительные доказательства для основной версии.

Но вот прошёл год, лодку подняли. Приехал Клебанов, чтобы из трёх версий выбрать одну и закрыть вопрос раз и навсегда. Приехал, осмотрел поднятый со дна атомоход.

И… уехал. Ничего не добавив, не сказав, не объяснив. Уехал, как нам сказали видевшие его во время визита в Мурманск люди, в недоумении и растерянности. В чём причина? Как нам сообщили по секрету работавшие в доке в Рослякове специалисты, неизгладимое впечатление на вице-премьера произвела даже не жуткая картина разрушений внутри подводной лодки, а смятый каким-то чудовищным воздействием извне левый борт «Курска». А точнее, пробоина в левом борту.

Пробоина

О ней много говорили год назад, особенно в первые дни после аварии.

Пробоина в левом борту в районе 24-го шпангоута около метра диаметром, по форме близкая к эллипсу, с загнутыми внутрь краями.

Эти загнутые внутрь края как раз и не давали всем покоя. Они-то и заставили говорить сначала о том, что лодку протаранил ледокол (правда, руководство Министерства морского флота мгновенно опровергло эту версию, представила доказательства, что в районе гибели «Курска» ни одного не только ледокола, а и вообще гражданского судна не было), потом - о мине времён войны (но эту версию сразу начали опровергать создатели лодки – ЦКБ «Рубин»; по их словам, прочность корпуса «Курска» такова, что ему мина времён войны – что слону дробина).

Потом о пробоине в левом борту… забыли. Переключились на правый борт. Нашли там то ли царапину, то ли вмятину. И начали утверждать, что это – неопровержимое доказательство столкновения с вражеской подлодкой. Сначала грешили на «Мемфис», потом – на «Толедо».

Требовали у американцев и англичан дать возможность осмотреть их лодки. Негодовали, что не дают. Опытные эксперты, морские волки, флотоводцы, «обросшие ракушками», излагали красивые картины, живописующие столкновение и его ужасные последствия: мол, вражья лодка пером руля зацепила борт нашей лодки, смяла торпедный аппарат и торпеду в нём, та от этого взорвалась, вышибла заднюю крышку торпедного аппарата, в отсеке начался пожар, и через 135 секунд ка-ак…

В то же время специалисты по торпедному оружию по поводу этих экзотических версий в лучшем случае скромно молчали, а чаще заявляли, что это бред. Что никакое перо руля, ни при каком ударе, не способно так помять торпедный аппарат (толстостенную стальная трубу с дополнительными рёбрами жёсткости), чтобы в нём разрушилась торпеда – скорее это самое перо руля отвалится, чем такое произойдёт. Ещё более фантастический вариант – возгорание торпеды внутри торпедного аппарата с вышибанием задней крышки. Надо просто знать устройство торпедного аппарата. Заднюю крышку удерживает кремальерный замок – надёжная конструкция особой прочности. А передняя крышка открывается примерно как дверца. Так что, если внутри торпедного аппарата произойдёт взрыв, вся его энергия вместе с кусками торпеды выплеснется наружу, а не вовнутрь отсека».

Как видим, версия №1 – «Ещё более фантастический вариант», чем версия №2. Кроме того, в этой статье помещена фотография этого самого торпедного аппарата (подводная съёмка), под которым стоит подпись: «Торпедный аппарат с оторванной задней крышкой. Хорошо видна скоба на хвостовой части уцелевшей торпеды».

А вот спустя 15 лет этот снимок, после газетного, наконец, (видимо, рассекречен) появился в Интернете.



Кстати, о пробоине по правому борту, которая приписана американской торпеде МК-48

Первое, что бросается в глаза, — отверстие в корпусе аккуратно вырезано и очень не похоже на то, что это пробоина сделана каким-то нанесшим удар предметом, который наверняка бы оставил по краям следы скольжения, а здесь, словно, ножницами на бумаге вырезан круг. И вот высказывания насчет торпеды: «Во-первых, МК-48 - это не противотанковая болванка, принцип боевого применения этой торпеды совсем иной - это мощный взрыв в непосредственной близости от корпуса атакуемого корабля, силу взрыва усиливает гидравлический удар.» То есть торпеда представляет из себя только средство доставки взрывчатки к корпусу корабля и её конструкция не рассчитана на то, чтобы пробивать корпус корабля, потому что эта функция лежит на взрывчатке. Тем более в данном случае у «Курска» толщина прочного корпуса равна 100мм брони и преодолеть её сможет, наверное, снаряд орудия крупного калибра надводных кораблей, но никак не торпеда. И стоит отметить прогнутый корпус вокруг пробоины, словно это и в самом деле нанес пробоину снаряд орудия главного калибра линкора, но снаряды под водой не летают. Фантастическая подделка, фантастическими технологиями! Если бы это и в самом деле была торпеда, то врезавшись в корпус «Курска», она бы взорвалась и в результате не было бы такой аккуратно-круглой пробоины. И вот еще высказывание:«Так вот ни одного кусочка от иностранной лодки , торпеды или взрывчатки найдено не было»(«Утонувшие тайны Курска» И. Егоров). Но именно эта пробоина стала главной зацепкой для Жана Мишеля Карре при создании им документального фильма «Подводная лодка в мутной воде».

Но более всего ставит в тупик версию американской торпеды вот этот снимок:

Эти пробоины получены не в результате взрыва торпед, а «чудовищным внешним воздействием извне», которые никакая лодка, ледокол и другие корабли нанести не могли, а также и от удара о дно такие пробоины получены быть не могли…. Поднятые на поверхность

обломки пробоины правого торпедного аппарата в 2002 году широкой общественности показаны не были. Поэтому пока остается только этот снимок, поскольку остатки носовой части, отрезанной по красную линию, были взорваны.

Но не буду вмешиваться в написанный 7 лет назад текст, первоначальный вариант которого у меня передрал: « SunHome.ru›journal/122059″, а продолжу неоднократно добавленный нынешний.

Версия № 2, которую выдвинул Жан-Мишель Карре, тоже имеет много вопросов.

Как правило, о предстоящих военных учениях объявляется заранее, обозначается район их проведения, в котором не должно быть посторонних. Как могли оказаться две американские лодки в районе учений, напичканном тремя десятками боевых кораблей и подводных лодок, проводивших маневры с боевыми стрельбами, пусками ракет и торпед?.. Ведь это же был смертельный риск! Эти лодки могли бы «спутать» с учебными мишенями… и виноватых не было бы! Кроме того, эти лодки имели наглость пойти на сближение с «Курском», да ещё на такой малой глубине, на которой их можно было даже обнаружить с поверхности, визуально?.. Не уж-то у всегда осторожных, аккуратных американцев так могло «сорвать крышу»!? Ведь мы же не в состоянии войны находимся, чтобы на такое идти!

А уж торпедирование в этих условиях, да ещё из-за предполагаемого звука загружающейся торпеды – это вообще «Голливуд»… не хватало только Стивена Сигала в роле командира «Мемфис». Если б такое произошло на самом деле, думаю, командир «Курска» скорее дал бы команду на срочное всплытие, чтобы сообщить своим о том, что с ним произошло. И тогда участь американских лодок была бы решена, поскольку они незаконно оказались в запретной зоне учений и сами «напросились» на роль «мишеней». И не стоит преувеличивать: этот инцидент не привёл бы к запуску «Тополей» и «Минитменов»… Уж слишком легкомысленно устраивать апокалипсис по этой причине. Скорее, этот конфликт разрешили бы деньги.

По моему мнению, нашему руководству не было бы смысла укрывать Америку, если б такое на самом деле произошло. В этом случае, как мне кажется, Америке пришлось бы заплатить за «Курск» и ещё…. Сейчас времена рыночной экономики, а не «железного занавеса».

Я считаю, что зарубежные дипломатические представительства говорили правду, сообщив о том, что в районе учений не было ни одной иностранной подводной лодки. Почему им не верит Жан-Мишель Карре и другие?.. Очевидно, здесь руководит только желание и поставленная цель.

Что же касается повреждения правого торпедного аппарата, то на это есть мнение специалистов, которое выражено в газете «Жизнь», поэтому журналистские фантазии просто неуместны.

Так кто же тогда помял правый торпедный аппарат, прикрытый 100мм бронёй (лобовая броня «Тигра»), «что никакое перо руля, ни при каком ударе не способно так помять…»?.. И вот тут, пожалуй, настало время разговора о версии № 3.

Когда в 2002 году была объявлена основная причина катастрофы «Курска», по каналу НТВ показали митинг протеста, организованный родственниками погибших моряков, поскольку эта версия фактически обвиняла экипаж в произошедшем. Одна из митингующих говорила корреспонденту, что адмирал (не помню кто) говорил им, что было два удара по корпусу. В ответ Генеральная прокуратура согласилась познакомить родственников с материалами по катастрофе «Курска», «в том числе с секретными документами, но в установленном законом порядке». А это значит, что они должны были расписаться за неразглашение государственной тайны. Эта подпись предусматривает уголовную ответственность за разглашение. Именно эти секретные документы, судя по всему, и прячут версию № 3, заставляя официальные органы отделываться «фантастическим вариантом», поскольку «нет объективных доказательств».

В одной из телевизионных передач (лет 10 назад), посвящённой гибели АПЛ «Комсомолец», один из командиров АПЛ, капитан 1-го ранга (фамилию не помню) рассказывал, как однажды приборы показывали, что на его лодку движется объект, и когда должно было произойти столкновение, объект – исчез! И такое наблюдалось и у американцев.

До недавнего времени во всём мире тема НЛО была секретной, но последнее время завесу тайны понемногу стали приоткрывать.

Недавно по телеканалу «Россия» была передача на тему НЛО. В ней были представлены рассекреченные материалы, среди которых даже были показаны сделанные американскими астронавтами видеосъёмки неопознанных объектов над поверхностью Луны! Рассказывалось так же о неопознанных объектах, наблюдаемых многими моряками. Эти объекты передвигались под водой с огромной скоростью, и даже, вылетев из воды, превращались в летающие объекты! Был случай, когда неопознанные подводные объекты в норвежском фьорде приняли за вражеские лодки, которые стали бомбить глубинными бомбами, но никого потопить не удалось - объекты исчезли. Но главное, в этом фильме была высказана мысль о реальном существовании 3-ей Силы, на которую в своё время американцы списали исчезновение своей лодки «Скорпион» и гибель других АПЛ.

Но что же это такое за 3-я Сила?

Разумеется, «объективных доказательств» нам никто не предоставит, но косвенные попытаться поискать можно.

Уфологи, разумеется, начнут это явление приписывать представителям иных миров, но я с этим не согласен. Если они являются таковыми на самом деле, то почему бы им не вступить с нами в прямой контакт? Что заставляет их играть с нами «в прятки»? Обладая высшим разумом, почему они так глупо ведут себя: без конца собирая камни и палки? Похоже, что они боятся открыть себя нам, но почему? Думаю, что это не тот путь поиска 3-й Силы.

Считаю, что искать Её необходимо в священных Писаниях.

«Так совершены небо и земля и всё воинство их» (Библия. Бытие: 2гл. ст. 1).

Что же это за «воинство»? Всё сотворённое Богом мы видим, а «воинство» - нет. Что оно из себя представляет? Каковы цели и задачи невидимого нами «воинства»? И почему оно невидимо: какой в этом смысл, если оно на самом деле существует? Ведь если «воинство» существует в тексте Библии, то должно существовать на самом деле.

«Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Исаия: 45, 12).

Тема эта чрезвычайно спорная (впрочем, как и теория «большого взрыва», за которую получены Нобелевские премии), и кроме версий и гипотез ничего под рукой оказаться не может. Поэтому я попытаюсь высказать только свою личную версию.

«Воинство небесное» - это орудие Бога на земле, которое находится в параллельном мире, чтобы не мешать нашему свободному волеизъявлению. Оно осуществляет полный контроль за каждым из нас на протяжении всей жизни, помогает, либо наказывает, обслуживает наш переход в иной мир, управляет погодой и политическими процессами, устраивает землетрясения и извержения вулканов, а так же организует загадочные катастрофы.

«А если бы Аллах пожелал, унёс бы их слух и зрение» (Коран, Сура: 2, 20).

Допустим, с каким-либо самолётом должна произойти катастрофа. На энергетическом уровне к клеткам мозга пилота подключаются и блокируют зрительный и слуховой канал, а вместо этого подключают свой. Пилот ничего не чувствует и не ощущает, и поначалу видит ту же самую картину какая есть на самом деле. По мере подлёта к аэродрому, картину начинают менять. Ничего не подозревающие пилоты осуществляют маневры согласно увиденному и услышанному. В результате пилот сообщает, что видит полосу и сажает на неё самолёт, но реальная полоса находится в другом месте!..

Таким же образом можно вмонтировать водителю фуры несущуюся ему на встречу легковушку, которой на самом деле нет, что вынуждает его крутануть руль влево и выехать на встречную полосу, где он врезается во встречный автобус, которого не видит. Аналогичный сценарий, по-моему мнению, произошёл с речным пассажирским теплоходом «Александр Суворов» в 1983году, когда судно, в рулевой рубке которого находилось два человека (старпом и рулевой), вместо четвёртого пошёл в шестой пролёт ульяновского моста, что привело к гибели свыше двухсот человек!

Но бывают случаи и прямого воздействия «воинства» на объект, как, к примеру, ТУ-154 в 1995 году, под Хабаровском, неожиданно отвесно пошёл вниз, и экипаж ничего с ним не мог сделать. Или истребитель МИГ-31 в районе Вологды падал с высоты 13 км, но оба пилота так и не катапультировались! Словом, вариантов загадочных катастроф множество.

Случай с «Курском», по моему глубокому убеждению, именно результат прямого воздействия НПО неземного происхождения, о чём объективно свидетельствуют внешние повреждения корпуса, нанести которые не смогло бы ни одно плавсредство земного происхождения. Представить, как это было, чрезвычайно сложно. Необходимо иметь хотя бы запись переговоров команды в эти минуты, но они засекречены. Хотя официально объявлено, что запись была выключена, но поверить в это просто невозможно. Я сам видел передачу, где показывали лабораторию, в которой производилась реставрация плёнок с записями. Показывалось записывающее устройство, и при этом сказали, показывая на заряженные бобины, что именно в этом месте прервалась запись. Отключить во время учений запись, когда намечался боевой пуск торпеды?..

Итак «Курск» сталкивается с НПО, который сминает ему правый торпедный аппарат, пропарывает оба борта (видимо, это был какой-то фантастический спрут), и лодка ложится на дно! Находящийся в шоковом состоянии командир атомохода Лячев отдаёт команду по трансляции, чтобы команда покинула свои посты и прибыла к всплывающей камере для эвакуации. Может, именно по этой причине члены команды оказались не на своих местах, предписанных боевым расписанием. Но через 135 секунд НПО подал сигнал, и прогремел взрыв! При этом взорваны были не все торпеды, а предельно допустимая их часть, о чем свидетельствует собранное большое количество тротила из разрушенных взрывом не взорвавшихся торпед. Видимо, если б взорвались все торпеды, то тогда бы разрушились не только ракеты «Гранит», но и реактор, что повлекло бы экологическую катастрофу в Баренцевом море! А такие результаты, видимо, не устраивали 3-ю Силу. Хватит, пока, нашей планете и Чернобыля!

С «Петра Великого» видели объект возле «Курска» и, видимо, решили, что это иностранная субмарина (никакой НПО, естественно, никто и не предполагал), и решили её наказать за содеянное. Поэтому бомбардировка, о которой говорится в документальной ленте, скорее, адресовалась предполагаемой вражеской лодке, а не являлась призывом к всплытию «Курска». Только вот НПО уничтожить невозможно, поскольку оно может легко скрыться в другом измерении и для забавы выбросить буй, а увлечённым военным пришлось искать лодку аж до норвежской границы.

Первое подводное обследование корпуса «Курска» сразу навело на подозрение, что произошло что-то выходящее за пределы земных представлений, а значит, широкой огласке не подлежит, поскольку это секрет международного масштаба. По этой причине и приезжал директор ЦРУ, чтобы утрясти этот вопрос совместными усилиями. По этой причине не показали «Мемфис» и «Толедо», чтобы было подозрение на них. По этой причине подняли «Курск», отрезав носовую часть. По этой причине не показали общественности повреждённый правый торпедный аппарат, когда он поднят был в 2002 году. По этой причине и был объявлен «фантастический вариант». По этой причине сразу же был, категорически, отвергнут вариант НЛО. Потому что правительства стран мира опасаются паники и непредсказуемых последствий, которые могут возникнуть в широких слоях общества, если все узнают правду об этом. Но так без конца продолжаться не может, потому что в этих катастрофах, как я считаю, заложена определённая цель.

Но, что это за цель?

Разумеется, однозначного ответа на этот вопрос быть не может, но попытку пойти в этом направлении попытается предпринять ваш покорный слуга.

«Об этом он сказал: зверь четвёртый – четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её». (Даниил: 7, 23).

Да ведь это же зеркальное отражение нашего времени! Экологи уже в набат бьют, но «Васька слушает да ест». Есть страны, которые не хотят даже киотский протокол о выбросе парниковых газов подписывать! Причём самые «пожирающие», «попирающие и сокрушающие».

Но, что же тогда заставляет человечество так самоубийственно вести себя?

«Вслед за Америкой демон потребления охватил всё человечество. В массе своей оно поклоняется не столько Христу, Аллаху или Будде, сколько золотому тельцу» (АиФ, №33 (1502), 12.08.09. Картонная политика. Алексей Пушков, телеведущий, политолог, профессор).

Именно золотой телец стал истинным богом для большинства человечества. «Вера» в него требует от «прихожан»: бездонного потребления и бесконечного наращивания нулей на банковских счетах. А для производства денег, как известно, необходимо перерабатывать сырьевые ресурсы, то есть «пожирать», «попирать и сокрушать» нашу планету, созданную не нашими руками. Для такого «вероисповедования» необходима и подходящая мораль: «Никакой этической революции, к которой у нас, в частности, призывал патриарх Кирилл, в мире пока не наблюдается» (там же). Ведь посмотрите фильм: «Миллион лет до нашей эры» и в наших предках мы узнаем себя!.. Время сменило только декорации, а наша мораль, так и не выбралась из пещеры. Тот же эгоизм, стремление урвать пожирнее кусок, ожесточённая борьба за право стать лидером, который, как сказано в фильме: «получает всё», только всё это обрело новую внешность. Особенно эту схему обнажило «четвёртое царство», в котором мы сейчас живём, - царство рыночной экономики.

Философ рыночной экономики Томас Гоббс в 17 веке так определил её этическую сторону, что это борьба «всех против всех». И, естественно, о какой любви к ближнему, к которой призывал Иисус Христос, может в этой обстановке идти речь? К этому призыву мы сейчас глухи, как никогда! А ведь «Бог есть любовь». Следовательно «возлюби ближнего, как самого себя» - не просто призыв, а часть, если не цель, Божественного Замысла. Но как показывают реалии, человечество идёт в противоположном направлении этой цели. Что делать?

Прямого вмешательства наш Создатель позволить не может, поскольку это было бы насилием над нашей свободой выбора. Насилие – удел примитивного и проявляется там, где проигрывает разум. Для Высшего разума, коим обладает Всевышний, оно просто унизительно. Поэтому Бог может позволить о Себе только намекать .

НЛО и всё, что с этим связано – это не представители иных миров, как это принято считать. В Библии, как сказано ранее, оно названо: «воинство небесное». По моему твёрдому убеждению, этот феномен (как его ещё называют) представляет собой исполнительный ИНСТРУМЕНТ ВЛАСТИ Бога на земле. Вот поэтому НЛО и ведёт себя так странно: неожиданно появляется – неожиданно исчезает, словно хочет сказать, что оно есть, но в то же время не даёт объективной информации о своём реальном существовании. То есть фактически оно о себе только намекает . Вряд ли инопланетян беспокоила бы наша свобода выбора, и боязнь объективной информации о себе.

Именно с помощью НЛО Бог намекает нам о Своём реальном существовании. Только все эти контактные вылазки (летающие тарелки, похищение землян, круги на полях и т. д.) нами воспринимаются как проделки представителей иных миров. А вот загадочные катастрофы заставляют задуматься: что существует ещё реальная Сила. Вот и приходится нашему Создателю так о Себе намекать, потому что к этому подталкиваем его мы своим неверием в Его реальное существование. Доказательством этому служит наше покорное служение золотому тельцу, воплощённое в нашем образе жизни – противоположном тому, к которому призывал нас Сын Божий: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея: 5, 48), то есть ко всеобщей любви, которая и есть совершенство.

После каждой загадочной катастрофы официальные органы, по выше указанной причине, предпочитают отделываться от широкого общественного мнения очередным «фантастическим вариантом». Но ведь, очевидно же, что этот метод сродни обезболивающим таблеткам при зубной боли. Мне кажется, пришло время прекратить прятать голову в песок. Необходимо официально признать реальное существование 3-й Силы. А человеческому обществу нужно сохранить спокойствие и воспринять это явление как часть нашего бытия. Пришло время, когда нам всем необходимо разобраться с собой и подумать: что нужно предпринять, чтобы намёки

1)прибыв на КП, для заступления на дежурство 13.08.00 в 08.35, я сразу подключился к наращиванию сил и средств связи, в связи с невыходом на очередной сеанс связи АПЛ «Курск» (в 23ч…мин с 12 го на 13-е). Наращивали, принимали доклады…, до 11.14. После чего сменившийся ОД ПУС ВМФ убыл домой.

в сообщении- «12 августа около 11:30 норвежские сейсмологи зафиксировали два толчка силой 1,5 балла по шкале Рихтера …………. Тем временем «К-141» не вышла на связь, и к 11-ти вечера по флоту объявлена тревога.

2)Петр Великий обнаружил первый раз ПЛ на грунте 13.08.00 и доклад об этом я записал в журнал в 16.31. После чего почти сразу поступил доклад о том, что обнаруженная ПЛ начала движение и что по размерам она значительно уступает «Курску». «ПВ» начал преследование. Преследовал до тех пор пока не получил приказ «Преследование ПЛ прекратить… вернуться к поиску Курска» Продолжившие, после «ПВ», преследование ПЛ эсминцы, эту ПЛ благополучно потеряли, менее чем через час… А «ПВ» продолжил поиск и из-за начинавшегося шторма, обнаружил Курск уже в 20 ч. с минутами, (точно не помню…) вернувшись практически на то же место, где был обнаружен Курск.

Но допустим, что это была американская субмарина.

Покойный адмирал Балтин по этому поводу утверждал, что при столкновении подводных лодок больших повреждений быть не может. Из более десятка столкновений наших и американских лодок заканчивалось вмятинами, повреждениями ограждения боевой рубки и т.д. не приводивших к аварийным последствиям. Да и как говорилось выше специалистами по торпедному вооружению: «Что никакое перо руля, ни при каком ударе, не способно так помять торпедный аппарат (толстостенную стальная трубу с дополнительными рёбрами жёсткости), чтобы в нём разрушилась торпеда – скорее это самое перо руля отвалится, чем такое произойдёт». Но мы с вами сыграем в поддавки и допустим, что американская лодка обладает невероятным по прочности пером руля или боковым стабилизатором, смогла смять правый торпедный аппарат и, словно нож масло, сделать продольный порез 100мм брони корпуса «Курска»!

Но, а кто же тогда сделал круглую пробоину по правому борту?

Но вновь возникает вопрос: а кто сделал пробоину по левому борту в районе 24-го шпангоута, около метра в диаметре, и близкой по форме эллипсу?

Да ведь это же ракета «Гранит» выпущенная «Петром Великим», сообщает нам газета «Жизнь». Опять сыграем в поддавки и поверим.

И вот американская лодка, после того, как её обнаружили, решила начать движение со скоростью 8 узлов (14, 5 км/час). Вначале её сопровождал «Пётр Великий», затем это продолжили два эсминца, которые«эту ПЛ благополучно потеряли, менее чем через час…». Ладно. Опять сыграем в поддавки, поскольку не являемся конкретными специалистами в этой области (может на обоих эсминцах «повырубала» гидроакустическая аппаратура?..).

Но вот настал момент, когда играть в поддавки уже нечем, поскольку возникает вопрос: а почему эта «лодка» целые сутки находилась возле «Курска», слившись с ним в один объект?! После столкновения у командира могло быть только одно решение – драпать, как можно быстрее и дальше. За суткипри этой скорости можно преодолеть более 300 км. Но «лодка» почему-то предпочла дожидаться целые сутки, до самого момента обнаружения!!! Причём, начала двигаться, словно ей сообщили, что она обнаружена!.. Почему экипаж предполагаемой американской лодки совершал действия абсолютно несовместимые с элементарной логикой? То есть сделал всё для того, чтобы обнаружить себя, да ещё на месте преступления, за которое их могли крепко наказать?!

А у меня есть ответ на этот вопрос.

Дав возможность сделать запись в журнале (судя по всему, это было у них под контролем), НПО начал движение почти с вёсельной скоростью, с которой умудрился уйти от современных эсминцев, аппаратура которых позволяет видеть даже рыбу! Как я и предполагал два года назад, когда писал эту статью, НПО ушёл в другое измерение и заставил наши корабли иавиацию лихорадочно искать себя аж до норвежской границы, что представляло собой бессмысленную суету.

Конечно же, далеко не всем это понравится. Одни, отвергнув все аргументы и доводы, обзовут это бредом, более истеричные «потащат» в психушку, третьи… Сочувствую, но ничем помочь не могу. Как наставлял журналистов всем известный поклонник материализма В. И Ленин: «факты - упрямая вещь». Именно этому «завету» Ленина следовал автор, когда работал над этим материалом.

PS 2. Вот еще информация: «Вот дополнительные факты по трагедии “Курска”, чтобы у граждан РФ не было сомнений. РИА-Новости от 6 декабря 2000 года, заголовок: “Российские военные самолеты преследовали иностранную подлодку 17 августа в Баренцевом море ”. Текст: «Российские военные самолеты преследовали иностранную подводную лодку в Баренцевом море в районе учений Северного флота . Это , как передает корреспондент РИА Новости , подтвердил Министр обороны России Игорь Сергеев . Накануне об этом факте сообщил на днях ушедший в отставку норвежский адмирал Эйнар Скорген . При этом он не исключал возможности столкновения российской подлодки “Курск” с американской субмариной . Адмирал также подтвердил факт захода в конце августа в один из норвежских портов подлодки “Мемфис” ВМС США .