Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение). Эволюция измельчения зерна с древнейших времен до конца XIX в История ручных зерновых мельниц

Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая:

"Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

Не боишься никого, кроме бога одного.

А.С. Пушкин

Известно, что древние египтяне 7 тыс. лет назад использовали ветер, чтобы переплывать Нил на парусной лодке. Первая ветряная мельница была построена в Китае задолго до нашей эры. В Вавилоне при царе Хаммурапи (около 1750 г. до н. э.) ветряные мельницы использовались не только чтобы перемалывать в муку зерно, но они заставляли звучать орган. Персы также использовали ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.

А вот в Западной Европе ветряные мельницы появились позднее, их устройство подсмотрели у арабов крестоносцы и, вернувшись из походов на восток, построили первые ветряные мельницы у себя на родине в XII в. С 1180 г. такие мельницы были известны во Фландрии, Юго-Восточной Англии и Нормандии.

В XIII веке в Священной Германской Римской империи появились конструкции мельниц, в которых всё здание поворачивалось навстречу ветру. В XIV столетии в Голландии ветряки начали использовать для откачивания воды с польдерных (ниже уровня моря) полей. К 1900 г. в Дании было приблизительно 2500 ветряных мельниц. Помимо откачки воды мельницы в Западной Европе использовались и для других нужд. Например, испанский дворянин Дон Кихот ухитрялся воевать с ними, отважно бросаясь с копьем на "дьявольские создания".

Персидские мельницы отличались от западноевропейских тем, что ось вращения (ротор) у них располагалась вертикально, т.е. перпендикулярно плоскости крыльев. Мельницы с вертикальной осью вращения использовались и в древнем Китае - они известны как китайский ветряк. Но в Китайе строили ветряные мельницы и с горизонтальным ротором.

А вот о том, когда ветряные мельницы появились на Руси, информация отсутствует. Похоже, что не интересует российских историков развитие технологий в своем отечестве. Те источники, в которых говорится о мельницах в России, сообщают, что при Екатерине II они уже у нас были, и при Петре I то ли появились, то ли уже были, но вот до Петра I не было, скорее всего, и хлеба не было: варили русские люди кашу из неочищенного зерна.

Ведь зерно-то выращивали и до Петра.

Странное дело, но многие этому верят, в русские мозги уже давно вбили, что все передовое к нам пришло из Западной Европы. С детского возраста нам вбивают воспитатели, учителя, профессора, средства СМИ, что мы - сирые и убогие, что патриотизм у нас квасной, а рубли деревянные. Но я попробую доказать, что на Руси водяные и ветряные мельницы строили и использовали уже в IX веке, а появились они намного раньше, вероятно, еще до новой эры.

В детстве (в 1952 г.) мне посчастливилось побывать на действующей ветряной мельнице и наблюдать, как из зерна в жерновах получается мука.

Я видел, как из муки и воды в квашне бабушка делала тесто, пекла хлеб, пироги и блины.

Видел, как весной поля пахали, как сеяли в землю зерно, как вырастали на полях рожь, овес и пшеница, а осенью убирали урожай, обмолачивали снопы с колосьями и получали новое зерно, причем нового зерна получали куда больше, чем высевали весной. Говорили, например, что в этом году урожай был "сам 15", это значило, что каждое посеянное зернышко дало 15 новых.

Злаки с колосьями срезали пока зерно в колосьях не совсем дозрело, связывали в снопы, и снопы ставили в суслоны. В суслонах зерно в колосьях быстро дозревало. Потом снопы из суслонов свозили в овины, где их просушивали в специальном помещении и затем уже обмолачивали цепами на гумне (расчищенная утрамбованная площадка под крышей).

Строение, в котором сушили, складировали и обмолачивали зерно, называлось нагуменником. Сейчас нагуменники нигде не сохранились, а прежде в деревнях в северной Руси их было много - почти у каждой семьи. Я помню нагуменник за нашим огородом, построенный еще моим прадедом. Но в 50-е годы прошлого века он не использовался по назначению, снопы тогда обмолачивали на молотилках с помощью механического привода. Такой обмолот был более быстр, требовал меньше времени и усилий, но при его использовании из колосьев вымолачивалось не все зерно - терялось до 20% урожая.

Когда обмолот молотилкой на поле заканчивали, моя бабушка ходила с мешком и собирала на местах работы механических молотилок мякину. В этой мякине было немало зерна, им бабушка потом всю зиму кормила кур, запаривала эту мякину в горячей воде в русской печке и кормила ею корову и свинью. Но большая часть мякины с выброшенным невымолоченным зерном в советское время так и сгнивала на полях. Зерном из этой мякины осенью на полях кормились мыши и зерноядные птицы.

После обмолота собранное зерно сушили, веяли на ветру от мусора и ссыпали в мешки. Принцип веяния прост: подброшенные вверх тяжелые зерна ветром уносятся ближе, а легкие чешуйки и прочий мусор уносятся ветром дальше. Свежее зерно сушили на русской печке. В каждый дом привозили 5-6 мешков сырого зерна, и его надо было высушить и сдать потом в колхоз. До сих пор помню запах сохнущего зерна, которым надолго пропитывался дом.

Позже построили колхозные дорогущие сушилки - и зерно стали сушить там, на что затрачивали немалую энергию от сжигания дров в огромной печи этой сушилки. А вот прежде в крестьянских хозяйствах сушка зерна на русских печках дополнительных затрат топлива не требовала, ведь русскую печь в домах все равно топили. А запах сохнущего зерна был приятнее и, главное, безопаснее запаха самого дорогого современного дезодоранта.

Ветряная мельница.

Флюгер на самом верху позволял следить за направлением ветра и вовремя поворачивать верхнюю головную часть мельницы крыльями встречь ветру. Крылья мельницы - это пропеллер. И ведь жил когда-то тот, кто впервые изобрел его. А сегодня это древнее изобретение служит во многих наших машинах и прочих механизмах вплоть до винтового самолета.

Ветряные мельницы редко были похожи друг на друга. Вот эта мельница поставлена на ряж - сруб из бревен, она называется "мельница на козлах".

Эти дыры в крыльях - не результат разрушения мельницы. Так, убирая некоторые дощечки, крылья приноравливали к усилению ветра, регулировали скорость их вращения. А во время бури вообще вынимали все дощечки, чтобы ветер не поломал крылья. Вот только мешки с зерном при использовании мельницы на козлах приходилось поднимать довольно высоко. Но для этого обычно устраивали блоки и подъемники.

Сегодня энергию ветра в российских деревнях практически не используют, а еще в пору моего детства в нашем селе сохранялись развалины 3 ветряных мельниц. Одна из них, как рассказывала мне бабушка, принадлежала моему прадеду. В 50-е годы прошлого века действующей была только одна ветряная мельница в нашей местности, располагавшаяся в соседней деревне Есипово. Вот работу ее я и видел.

В помещении этой мельницы все было покрыто белой мучной пылью, одежда и борода мельника тоже были в этой пыли. Время от времени он выходил наружу, и если ветер менял направление, то поворачивал голову мельницы специальным правилом крыльями к ветру. Правило было сделано из двух довольно толстых слег (жердей), верхними концами прикрепленных к "голове" мельницы. В нижней части слеги были соединены между собой, и вся конструкция была фактически остроугольным треугольником с острым углом внизу.

Скрипели жернова, скрипела, поворачиваясь, главная центральная ось, которую вращал горизонтальный вал, идущий от крыльев. Все передаточные механизмы были сделаны из дерева, и от трения они были буквально отполированные. Но главное - всюду была мучная пыль.

Вот еще одно гениальное изобретение - передача вращения из одной плоскости в другую - параллельную исходной. И это изобретение не было запатентовано, т.к. было сделано не менее 4 тыс. лет назад. Его автор неизвестен, даже его национальности мы не знаем. Угловая скорость вращения барабана (колеса) с меньшим диаметром на этой мельнице в 3,5 раза больше, чем большого барабана (колеса). Следовательно, вертикальная ось вращается в 3 раза быстрее, чем горизонтальная. В результате такой передачи жернов вращался с большой скоростью.

Плоскость вращения крыльев этой мельницы наклонена к поверхности земли. Это снижает потерю энергии от трения при передаче врашения с большего барабана на меньший. Длина каждой лопасти (крыла) ветряных мельниц варьировала от 5-6 до 7-8 м. На этой мельнице от центральной оси вращение передавалось на два жернова. При передаче на жернова скорость вращения еще увеличивалась в несколько раз.

Зерно и муку на есиповской мельнице взвешивали на весах в виде металлического коромысла, подвешенного к потолку. К коромыслу на цепях были подвешены 2 листа железа размером 1,5х1,5 м. На один лист клали мешки с зерном, а на другой гири. Гири были с ручками - двухпудовые, пудовые, полупудовые и совсем небольшие, весом в несколько фунтов. За помол зерна мельнику платили кто чем мог - деньгами, зерном, мукой, мясом, молоком, яйцами.

Тогда на трудодни в колхозе поздней осенью колхозникам выдавали по 2-3 мешка зерна, которое и мололи для себя на этой мельнице. Когда мельника не стало, мельницу в Есипове тоже быстро разрушили, и молоть зерно приходилось на ручных жерновах дома. Ох и тяжелая это работа - крутить одной рукой тяжелый каменный жернов, а другой в дыру в его центре насыпать горстями зерно! Но зато потом, благодаря этим тренировкам, я побеждал всех студентов института в соревнованиях по армрестлингу.

Позднее - в начале 60-х - зерно колхозникам на трудодни выдавать перестали, заменили деньгами, правда, деньги эти были смехотворными, и на них эквивалентное количество хлеба в магазине купить было невозможно. Но моя бабушка была очень изобретательна: она с полей, где обмолачивали зерно, приносила домой несколько мешков мякины, провеивала ее на ветру, и при этом из 10 мешков мякины получался один мешок зерна. Вот такими были потери урожая на колхозных полях. Но собирать мякину было запрещено, хотя там она сгнивала, никому не нужная. Бабушка брала большую корзину, клала в нее мешок, шла будто бы в лес по грибы. Набирала в мешок мякины, а сверху прикрывала ее грибами или лекарственными травами. Как говорят в народе: "Голь на выдумки хитра".

При обмолоте хлебов современными комбайнами потери зерна еще большие, чем при обмолоте стационарными молотилками. Почему? Да потому, что обмолачиваются колоски, которые только что срезаны. А зерно в колосках вызревает не одновременно. В одних колосках оно уже созрело и при первом встряхивании вываливается и падает на землю, а в других - еще не созрело и при обмолоте уходит в мякину.

В северной России, где осенью постоянно идут дожди, потери зерна при обмолоте комбайнами составляют до 30% урожая. В "примитивном" крестьянском хозяйстве потери зерна были не более 5%, столько зерна оставалось в мякине на гумне (на току). Но и это зерно использовали куры и гуси, которые осенью кормились на нагуменниках. Не случайно один из видов дикого гуся так и называется - гусь гуменник. При перелете на юг осенью эти гуси кормились на гумнах - местах обмолота хлебов.

Да, сегодня есть мельницы с электрическим приводом, а также электрические кофемолки, мясорубки и т. д. Но какова при этом эффективность использования энергии? А ведь при выработке электроэнергии наносится немалый вред окружающей среде, древние же ветряные мельницы не наносили вреда природе. Крылья вращались довольно медленно, они не могли убить даже мух и комаров. Никакого задымления и шумового загрязнения не происходило. От мучной пыли мельника спасала респираторная повязка.

Полуразрушенная ветряная мельница в селе Захарьино близ села Кукобой на севере Ярославской области.
Мельница эта была построена в 20-е годы ХХ века женщинами из женской коммуны им. Н.К. Крупской. На самом деле это был замаскированный под коммуну женский монастырь, который ликвидировали большевики.

Верхняя часть полуразрушенной ветряной мельницы в селе Захарьино близ села Кукобой в Ярославской области.

Трудно представить, что эту мельницу сделали молодые женщины монахини. Я не видел больше ни одной мельницы, украшенной орнаментом. Этот случай с Кукобойской коммуной достоин мировой известности. Но не нашлось пока умного журналиста или режиссера, который бы написал об этой истории повесть или поставил фильм. А ведь об этом можно создать очень интересный художественный фильм! Может быть, тогда русская душа не будет столь загадочна для иностранцев. А где же местные власти Первомайского района и Ярославской области, почему они не сделали эту историю широко известной? Захарьинская коммуна не менее интересна для туристов, чем кукобойская Баба Яга.

Ветряная мельница.

В анкетном листе владельца ветряной мельницы Ивана Тимофеевича Завершинского за 1920 год сказано, что его мельница «на камнях», то есть с каменными жерновами, имела суточную производительность при хорошем ветре в среднем около 25 пудов муки в сутки. Это примерно 400 кг. Почти полтонны зерна в сутки перемалывала эта сельская мельница.

Ветряные мельницы на Украине.

Число ветряных мельниц в России в XIX веке достигало 200 тыс. шт. (официальная статистика), в общей сложности они перемалывали в год около 34 млн. т зерна, снабжая мукой все население тогдашней России. Средняя мощность ветряной мельницы была около 3,5 кВт. Но были ветряные мельницы и более мощные, они развивали мощность порядка 10-15 кВт. При этом все ветряные мельницы были построены самими крестьянами (информация позаимствована в книге В.И. Завершинского «Очерки истории Тарутино»).

Из дипломной работы "Реставрация мельницы в д. Чирши в структуре музея зерна", КГАСУ, 2009.

Внутреннее устройство шатровой мельницы с двумя жерновами.

Чаще всего у мельниц было по 4 крыла, но встречались мельницы и шестикрылые - такие, как на этом рисунке. Мощность такой мельницы, разумеется, была больше. Мощность мельницы также зависит от ширины крыльев и угла наклона их к плоскости вращения. При передаче вращения с горизонтального ротора на вертикальный вал угловая скорость вращения увеличивается примерно в 5-6 раз, При передаче вращения с вертикального вала на жернова скорость вращения еще раз увеличивается в 5-6 раз. Следовательно, угловая скорость жерновов в 25-30 раз больше, чем крыльев мельницы.

У этой мельницы есть механизм, благодаря которому она сама настраивается на направление ветра. Принцип работы этого механизма - это принцип флюгера. Как только ветер меняет направление, он дует на лопасти механизма и поворачивает их в соответствии с направлением ветра. Этот сдвиг передается рычагом на звездчатое колесо, которое поворачивает ось, на другом конце которой - звездчатое колесо меньшего размера, а меньшее звездчатое колесо поворачивает очень большое колесо, на котором закреплена верхняя часть мельницы вместе с крыльями и горизонтальным ротором. Для облегчения вращения верхней поворотной части мельницы верхняя и боковая части обруча, оси роликов смазывались. (http://brunja.livejournal.com/26061.html)

Жернов мельничный.

Принцип работы жернова прост. Два круглых каня положены друг на друга. Верхний камень вращается, а нижний закреплен и неподвижен. В верхнем камне в середине сделано отверстие, в которое засыпается зерно. Попадая между камнями, эерно раздавливается - перемалывается, растирается в муку. При вращении верхнего камня мука с каждым оборотом продвигается к внешнему краю каменного диска и выбрасывается за пределы жернова. Для того, чтобы верхний диск не соскакивал с нижнего, в нижнем сделан бугор. На верхнем и нижнем камне жерновов сделаны специальные насечки, которые направляют движение муки внутри жернова. Оба камня на фотографии слева - гранитные.

Жернов ручной.

На фотографии мы видим ручной жернов. Он тоже состоит из двух каменных дисков. Верхний за деревянную ручку надо вращать, а в дыру посередине сыпать зерно.

Расколотый мельничный жернов .

В жернове вращается верхний диск, который железными штырями крепится на вращающийся вал. Столб сзади жернова - это главный вертикальный вал, вращающийся от горизонтального вала-ротора, расположенного в верхней части мельницы, который вращает ветер, дующий на крылья мельницы.

На этом фото показана передача вращения от главного вертикального вала на вал жернова. Жернов находится внизу под полом.

Верхний вращающийся камень жернова с интересной насечкой для движения муки внутри жернова.

Жернов (нижний неподвижный камень) с насечкой, обеспечивающей движение муки от центра жернова к его краю.

Это жернов когда-то использовался для размола зерна на мельнице. Сейчас он лежит на крыльце в качестве сувенира. Канавки должны были направлять муку к краю жернова. Прежде в центре этого камня было возвышение, которое удерживало верхний вращающийся камень в определенном положении, не давая ему съезжать набок. У сувенира же этот стержень был спилен, чтобы при ходьбе не запинаться об него.

Обратите внимание на то, что форма насечек и характер их расположения на камнях жерновов были неодинаковы. Мастера пытались найти оптимальную форму насечек, при разной скорости вращения жерновов она была разная. Камни жерновов для ветряных, водяных и ручных мельниц делали мастера каменотесы. Так, каменотесный промысел наряду с земледелием и рыболовством был широко распространен среди вепсов в Прионежье.

Ведя натуральное сельское хозяйство, крестьяне вепсы занимались и изготовлением каменных жерновов для помола муки.

Лучшим материалом для изотовления жерновов служит особенная каменная порода - вязкий, твердый и неспособный полироваться песчаник, но жернова также могут изготавливаться из мрамора, кварцита или гранита. Камень выделывают таким образим, чтобы одна из сторон (мелющая) была максимально ровной и гладкой, а затем на этой поверхности пробивают ряд углубленных бороздок, и промежутки между этими бороздками приводят в грубо-шероховатое состояние.

Усовершенствованная ручная мельница.

Ручка для вращения верхнего каменного диска прикреплена к самому его краю. Вращать такой жернов много легче. Мука ссыпается в плотный ящик, из которого ее можно по специальному отверстию ссыпать в мешок.

Ступа с пестом.

Наиболее же древним приспособлением для получения муки из зерна была ступа с пестом. Примерно в такой ступе летала Баба Яга. Следовательно, этому изобретению возраст не менее 10 тыс. лет. Именно тогда, еще при матриархате всем заправляла женщина: она рожала, поддерживала огонь в очаге, собирала коренья и колосья, коренья и зерно толкла в ступе и пекла лепешки. Ступками, правда, фарфоровыми, и сегодня пользуются в химических и кулинарных лабораториях. Живет древнейшее изобретение - и немалую пользу людям приносит.

В поселке Сернур есть музей, где создана уникальная экспозиция «Нолькин камень». Там имеются орудия труда, записи легенд и преданий, фотографии, большой архивный материал, связанный с каменным промыслом, в т.ч. с изготовлением камней для жерновов. В 1820 г. в этом промысле здесь работало до 600 человек и ежегодно изготавливалось до 3000 жерновов. За сезон семейная артель изготавливала 15-20 пар камней для жерновов.

Нолькинские жернова для мельниц продавались не только окрестным деревням, но и во Владимирскую, Нижегородскую, Ярославскую, Владимирскую губернии, а некоторые камни уходили даже в Персию. Ремесло передавалось от поколения к поколению, забои и штольни тоже передавались от рода к роду, промысел этот ценился на вес золота. Сегодня возле входа в штольни лежат жернова, покрытые мхами и лишайниками. Им много сотен лет. Через каждые 30-40 шагов попадаются входы в штольни. Некоторые штольни обвалились, входы в другие скрывает густой кустарник. Стены и потолок штолен хранят следы копоти, потому что камень в забое добывали с помощью огня. Вот и подумайте - когда на территории сегодняшней России начали строить мельницы.

Женщина вращает ручные жернова.

Вплоть до середины ХХ века у крестьян (смердов) не было нужды в тренировочных залах для занятий фитнесом. Люди жили с постоянной полезной нагрузкой для всех групп мышц, а также и с постоянной нагрузкой для ума, причем ума не абстрактного, а конструктивного. Тогда в той или иной степени все были мастерами и изобретателями. Один изобрел приспособление для сшивания кожи, второй улучшил выделку кожи, третий придумал форму топорища для тесания бревен, четвертый придумал, как бревна в стены складывать и укреплять.

Люди трудились постоянно, причем труд вовсе не был для них каторжным. Он приносил радость. Сделает мужик корзинку из прутьев, посмотрит на нее и скажет, что это хорошо. Соткет женщина полотно, выбелит его на свежем снегу, сошьет из него рубаху мужу - и оба радуются, а соседи восхищаются работой женки, другие мужики завидуют ее мужу. От той жизни предков исходили какие-то задорные импульсы оптимизма. Жизнь наших предков даже в труднейшие времена была наполнена ощущением радости и значительности.

Поэтому все они были физически развитыми и духовно здоровыми. Прожив жизнь и немало повидав, я пришел к выводу - бог создал сельскую жизнь, а дьявол городскую. Дьявол смог убедить многих в том, что городская жизнь лучше, но он обманул, не верьте ему.

Сегодня в тренировочных залах что-то поднимают, что-то тянут, что-то крутят, но затраченная при этом энергия не производит никакой полезной работы, разве что жир сгоняет и слегка здоровье укрепляет. Но это здоровье тут же подрывается сидением в офисах, едой сомнительного качества, грязными воздухом и водой.

А прежде поколет парень дрова, покрутит ручной жернов, принесет 10-12 ведер воды и 2 охапки дров- и никакого тренировочного зала с бегущими дорожками и экспандерами ему не надо. И здоровью польза - и полезное дело сделает. А пока руки да ноги работают, голова разные думы думает, да песни распевает.

На моей родине в конце XIX в. на вершине каждого холма стояли ветряные мельницы, развалины многих их них еще можно было видеть в 50-х и 60-х годах прошлого века. В среднем на каждые 15-20 домов в деревнях в нашей местности тогда была 1 мельница (ветряная или водяная). Не было не одной вершины холма в окрестностях сел и деревень, на которых бы не стояла одна, а то и несколько ветряных мельниц.

Нам стоит повнимательнее изучить технологии, которыми пользовались наши предки. Много информации об этом несут русские сказки и былины. Я думаю, что в них правды даже больше, чем в летописях. К нашему счастью, многие предания были записаны энтузиастами со слов народных сказителей в XIX и в начале XX веков. Пренебрежение к устному народному творчеству в течение нескольких веков навязывалось русскому народу церковниками. Думаете, почему былины сохранились в Архангельской и Вологодской областях? Мне кажется, что только потому, что христианство пришло туда на 3-4 столетия позже, чем в Киев - не в X, а в XV-XVI веках.

Я помню, как бабушка над моей кроваткой пела: "Тише, тише, тише, поп сидит на крыше, а может быть, и выше, а может быть, на самой на трубе". Я долго думал: какая нелепая песня. Причем тут поп на крыше и попадья на трубе. Много позднее узнал, что если залезть на крышу деревенского дома и приставить ухо к трубе, то будет слышно все, о чем говорят в избе. Попы шпионили за прихожанами - не исполняют ли они вечерами языческие ритуалы? Потом докладывали о тайных язычниках князьям, и те жестоко наказывали язычников - огнем и мечом искореняя поганых.

Но народ вопреки церкви все равно пел свои языческие песни, сказывал древние сказки и былины, танцевал традиционные танцы. Впоследствии церкви пришлось со многим смириться, а кое-какие языческие обряды переиначить в христианские. Например, встречая лето, русские язычники красили яйца в честь летнего бога Солнца - Ярилы. Сегодня крашеными яйцами христиане встречают день воскрешения Христа. Гадания девушек в священский вечерок - это тоже обычай вопреки учению христианскому. "Всякое гадание - это обращение к сатане", - считает православная церковь. А ведь до сих пор все девушки гадают. Совсем недавно я узнал, что РПЦ пыталась отменить в Кукобое "родину Бабы Яги", созданную для привлечения туристов, поскольку этот персонаж языческий.

Но почему же в конце XIX века русские люди стали отходить от традиций и устремились в светлое технократическое будущее? В это время сельское население начало быстро убывать, переливаясь в города. Причин этого явления несколько, назову одну из них, о которой пока что никто не писал. Изнеженные сердобольные дворяне-разночинцы в XIX веке очень соболезновали крестьянам и рабочим тому, что им много приходилось работать физически. При этом они ставили себя - изнеженных - на их место и ужасались такой доле. Но то, что было в тягость дворянам и разночинцам, было в радость здоровым и физически развитым крестьянам.

Поэт из крепостных Алексей Кольцов гордо писал: "У меня ль плечо шире дедова, грудь высокая моей матушки. На лице моем кровь отцовская в молоке зажгла зорю красную." А вот поэт дворянин Николай Некрасов заунывно восклицал: "В полном разгаре страда деревенская... Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени, всевыносящего русского племени многострадальная мать!". Но до времени вяли не крестьянки, а ленивые дворянки - барыни.

Однако страдающему геморроем дворянину Николаю Некрасову было невозможно поверить, что физический труд здоровому человеку может быть в радость. Разумеется, были и среди крестьян больные и увечные, но видеть поэту и художнику только больное и увечное - это, простите, какая-то патология. Но "нытье" в искусстве в XIX веке быстро вошло в моду. К сожалению, в начале ХХ века эти самые разночинцы, а позднее прагматичные большевики навязали народу мысль о тяжести и нестерпимости его доли. В результате произошла революция, и доля народная в результате этой революции действительно стала невыносимой, в том числе и для для большинства крестьян.

Посмотрите на картины, которые писали художники передвижники. Это, как правило, убогие косые и кривые хаты, жалкие деревни. И где они выискивали только такую натуру! Почему не рисовали нормальные крепкие дома пятистенки с амбарами, хлевами, поветями, нагуменниками? На фотографиях конца XIX - начала XX веков мы видим совсем другую, нежели на картинах передвижников, сельскую Россию. По-моему, если XVIII век был веком расцвета России, то XIX век был веком начала ее упадка, и первыми упадочниками стали дворяне и интеллигенты разночинцы, произошедшие из недокормленных студентов.

Галанин А.В. Энергетика древней Руси

О ранней истории помола (да, и такая история есть) в нашей местности данных немного. Изначально здесь, как и во всем мире, для получения муки пользовались зернотеркой (где растирали зерно) и терочником (собственно, чем растирали зерно). Один фрагмент зернотерки был найден в нашем районе при археологических исследованиях Удмуртского университета. Труд по размолу зерна этими приспособлениями был невероятно тяжел, имел невысокий КПД (много ли двумя камнями натрешь вручную) и являлся специфическим женским видом трудовой повинности. Пока не появились мельницы...

А появляются они в Прикамье (стало быть, и у нас), около тысячи лет назад, в XI в. Ученые объясняют данное изменение с увеличением количества полученного зерна, что связано с улучшением агрокультуры и ростом урожаев. В общем, «жить стало лучше, жить стало веселее». Ручная мельница в сравнении с зернотеркой знаменовала техническую революцию.

Принцип действия круговращательной (по научному ротационной) мельницы прост – бегуном (верхним жерновом) осуществляли вращательные движения по лежаку – неподвижному нижнему жернову, а между рабочими поверхностями жерновов насыпали зерно, которое перетиралось в муку.

Революционный в свое время способ успешно использовался в Зюздинском крае до середины XX века. Да не только использовался – на территории нашего района добывался жерновой камень, которым торговали за пределами района. Известно, что полуфабрикаты для мельниц добывали у деревень Селуковы, Кораблевы, Левинского починка рядом с Гордино, а также на Кувакуше. Что касается объемов добычи, в середине XIX в. жернового камня вывозили до 10000 пудов (160 000 килограмм!!!). Продавали материал для мельниц в соседних волостях и в Глазове.

Кроме каменных жерновов в наших краях навострились делать деревянные мельницы. Выпиливали два круга, на их рабочих сторонах набивали железные пластинки с заостренными краями, сверху приделывали ручку – готова машина.

Но вернемся чуть раньше. Жернова жерновами, а техника не стоит на месте – появляются водяные мельницы, которые еще больше повышают скорость и эффективность помола. Однако, водяная мельница – удовольствие не из недешевых, позволить себе его могли только зажиточные крестьяне, либо государство. В качестве оплаты за помол отдавалась часть зерна. В фондах нашего музея хранится билет на помол, датируемый 1920 г., и дающий право на размол 3 пудов 20 фунтов зерна (56 кг).

Практика оплаты за помол сохранилась и в СССР, вплоть до военного времени. Больше того, в годы войны запрещалось молоть зерно на ручных мельницах (очевидно, вызвано это было условиями военного времени, нежеланием государства терять даже небольшой процент поступления зерна в государственные фонды в результате «несанкционированного» помола). Вот что вспоминал про это один из многочисленных ленинградцев, эвакуированных в наш район в годы войны:

«Летом мы работали в колхозе: подавали снопы на молотилку с конным приводом, а вечером и рано утром гоняли лошадей на пастбище и обратно. Было нам тогда по 11-12 лет... нам насчитывали трудодни в колхозе и платили за них зерном. Потом это зерно мы с бабушкой тайком мололи в подполье на ручной мельнице-крупорушке. Молоть было запрещено, поэтому самодельную мельницу (два больших круглых деревянных чурбана со стальными зубьями и ручкой) перевозили ночью из дома в дом волоком на детских санках. Из полученной таким образом ржаной муки бабушка пекла вкуснейшие оладьи с картошкой из своего же огород а».

После войны сбор за молотьбу отменяется, и ручные мельницы использовать более не возбраняется. Еще в 1950-1970-е гг. им находят применение в личных подворьях для получения муки или крупы, но ничего не вечно – муку стало легче купить в магазине, чем вырастить зерно и размолоть его вручную на жерновах. Таких деревянных механизмов до сих пор немало в старых и заброшенных домах Афанасьевского района: когда люди переезжали, с собой брать мельницу было незачем, выкидывать жалко, вот и стоят они там до сих пор...

Литература:

  1. Белицер В.Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1952. Вып. 15.
  2. Братчиков А. Несколько слов о естественных богатствах Гординской волости и о настоящем состоянии в ней сельского хозяйства. // ВГВ 1865, №45.
  3. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск, 1989.
  4. Калиткин Б. Суровые времена [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/02/07/171 (сохраненная копия).
  5. Сарапулов А.Н. Средневековые орудия для переработки зерна в Пермском Предуралье // Вестник ЧелГУ. 2013, №18.

Жернова - это одно из самых древних изобретений человечества. Вполне возможно, что оно появилось даже раньше, чем колесо. Как выглядят жернова? Какие функции они выполняют? И каков принцип работы этого старинного механизма? Давайте разбираться!

Жернова - это что такое?

Как утверждают ученые, это нехитрое приспособление наши предки начали использовать в каменном веке (10-3 тысячелетие до нашей эры). Что же представляют собой жернова? Это примитивное механическое устройство, состоящее из двух округлых блоков. Его основная функция - перемалывание зерна и прочих растительных продуктов.

Слово произошло от старославянского «жърнъве». Это можно перевести как «тяжелый». Агрегат и вправду мог иметь достаточно солидный вес. Жернова упоминаются в «Повести временных лет». В частности, в летописях можно встретить следующую фразу:

«Крупяще жито и своима руками измълъ».

Слово нередко употребляется и в переносном значении. Достаточно вспомнить такие словосочетания, как «жернова войны» или «жернова истории». В данном контексте - это жестокие и фатальные события, в которых может оказаться человек или целый народ.

Изображение жерновов можно встретить в геральдике. Например, на гербе небольшого городка Хьойор (Höör), что на юге Швеции.

Немного истории

В древности люди перемалывали в жерновах зерна, орехи, побеги, корневища, а также перетирали железо и красители. Когда-то их можно было увидеть практически в каждом сельском доме. Со временем мукомольные технологии совершенствовались, появились водяные, а еще позже - ветряные мельницы. Сложную и изнурительную работу переложили на плечи сил природы - ветра и воды. Хотя в основе работы любой мельницы оставался все тот же жерновой принцип.

Раньше в деревнях существовала особая каста ремесленников, которые занимались изготовлением жерновых камней, а также ремонтом отдельных деталей. Во время постоянной работы жернова стирались, их поверхности становились гладкими и неэффективными. Поэтому периодически их необходимо было точить.

Сегодня жернова - это уже история. Разумеется, мало кто сегодня использует эти громоздкие агрегаты в быту. Поэтому они пылятся в музеях и на разнообразных выставках, где на них могут поглазеть любопытные туристы и любители старины.

Конструкция и принцип работы жерновов

Конструкция этого механизма предельно проста. Он состоит из двух круглых блоков одинакового размера, положенных друг на друга. При этом нижний круг обездвижен, а верхний - вращается. Поверхности обоих блоков покрыты рельефным рисунком, благодаря чему осуществляется процесс помола зерна.

Каменные жернова приводятся в движение при помощи специального штифта крестовидной формы, установленного на вертикальном деревянном стержне. Очень важно, чтобы оба блока были правильно выставлены и отрегулированы. Плохо сбалансированные жернова будут давать низкое качество помола.

Чаще всего жернова изготовлялись из известняка или мелкозернистого песчаника (или же из того, что было «под рукой»). Главное, чтобы материал был достаточно твердым и прочным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мукшинская средняя общеобразовательная школа Школьная НПК «Шаг в будущее» Исследовательская работа О мельницах в прошлом замолвим мы слово Автор: Вахрушев Захар Сергеевич ученик 4 класса МБОУ Мукшинская СОШ Руководитель: Абросимова Валентина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Мукшинская СОШ Якшур­Бодья 2018 Содержание Введение …………………………………………………………………. 2 Глава 1 1.1. Мельница – что это?........................................................................... 4

1.2. Водяная мельница………………………………………………….. 4 1.3. Ветряная мельница………………………………………………… 5 1.4. Когда же появились мельницы?....................................................... 5 Глава 2 2.1.Мельницы нашего края…………………………………………….. 7 2.2. Устройство ручной мельницы…………………………………….. 8 2.3. Из истории одной мельницы……………………………………… 9 Заключение…………………………………………………………….12 Источники информации……………………………………………………13 Приложения …………………………………………………………………15 Введение У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать, откуда что проистекает. Замечательные слова Исая Калашникова могут послужить девизом для каждого человека, который интересуется историей своих предков, бытом, укладом жизни своих далеких предков. Постепенно уходят из нашего быта многие предметы домашнего обихода. Сегодня не только городские дети, но и 1

многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как коромысло, ухват, кочерга, чугунок, да и прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком». А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр? Хорошо, что во многих школах есть музейные комнаты или музеи. Уникальные предметы, документы, собранные в течение немалого времени детьми и педагогами по всей деревне, а также и по близлежащим деревням, нашли свой уголок в данных хранилищах старины. Бывая в музее, невольно задаешься вопросами. Кому же они принадлежали? Какова история появления этих вещей? А для чего же они были нужны? Как мало сегодня остается людей, которые своими глазами видели эти предметы в действии. Как трудно сегодня узнать, кому они принадлежали, и кто их изготовил. В музее нашей школы есть уникальная вещь, которая, как мне сказала бабушка, принадлежала нашей семье, а точнее моей прабабушке по папиной линии Серебрянниковой Любови Алексеевне. (Приложение 1). Это ручная мельница. Глядя на этот экспонат, я не мог понять, как при помощи двух тюлек можно молоть муку или получить крупу? Мне захотелось изучить историю этого предмета, его устройство, кем он использовался, и каким образом мельница оказалась в нашем музее, т.е. изучить биографию этого экспоната, также узнать о других видах мельниц. (Приложение 2) Итак, объект исследования – различные виды мельниц. Предмет исследования – ручная мельница – крупорушка. Цель: изучить краеведческий материал, связанный с историей различных видов мельниц, используемых на территории нашего края, в том числе ручной мельницы – крупорушки. Задачи: ­ изучить краеведческую литературу по истории происхождения мельниц; ­ собрать сведения о ручных мельницах­крупорушках, действовавших в личных хозяйствах крестьян; 2

­ встретиться с людьми, которые могут рассказать об исследуемых предметах. Исходя из всего вышесказанного, мы выдвигаем гипотезу: встречаясь с людьми старшего поколения, работая с научной краеведческой литературой, можно установить историю возникновения вещей и описать их. В работе использованы материалы музея МБОУ Мукшинская, материалы, опубликованные в приложении районной газеты «Ошмес» Якшур­ Бодьинского района, также использовал в работе справочную и краеведческую литературу, интернет­ресурсы. Практическая значимость: моя работа может быть использована на уроках краеведения, классных часах, при проведении экскурсий. Глава 1. 1.1. Мельница – что это? Мы прекрасно понимаем, что время мельниц давно миновало. Этот древний символ, который заключает в себе стихию воды, ветра и воздуха, а также олицетворяет сбор урожая и плодородие, по­прежнему хранит в себе все ее тайны и загадки, и не перестает завораживать сердца и души людей старшего поколения, а мы, младшее поколение воспринимаем мельницу, как сказочный предмет. Например, из сказки «Кот в сапогах» Шарля Перро. Мельница ­ механизм, предназначенный для измельчения различных материалов. От дробилок мельницы отличаются более тонким помолом материала. Мельница может быть водяной, ветряной и ручной. Для чего создавали мельницы? Мельницы вырабатывали энергию, необходимую для откачки воды, при изготовлении бумаги, помола зерна, распиливания лесоматериалов и 3

множества других промышленных заданий, но все же основной работой водяного колеса оставался помол зерна. А какие бывают мельницы? 1.2. Водяная мельница При строительстве водяной мельницы в основном использовалась одна и та же типовая конструкция, принцип работы которой очень похож на работу ветряной мельницы, только колесо приводит в действие вода. Раньше редко на какой речке не стояла мельница. В сельской местности она была чем­то особенным. Здесь производились следующие виды работ: помол зерна на муку и крупу, толчение толокна, получение льняного масла. Сообразительный мельник мог устроить в мельничном амбаре и просеивание муки, и сукновальню. С ближайшей округи тянулись к мельнице подводы с зерном, а обратно ­ те же подводы со свежей мукой – возницы и лошади чуть белые от мучной пыли. Дорога часто шла через мельничную плотину. Из омута под плотиной всегда можно было наловить рыбы, в пруду плавали утки, гуси, на заливных пойменных лугах сочно зеленела трава. Пруд и плотина оживляли сельский пейзаж. (Приложение 3) В основном в народе использовалась водяная мельница, но в тех местах где их установка была не возможна, уже появлялись ветряные мельницы. 1.3. Ветряная мельница. Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов ветряных мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки». Первые были распространены на Севере, вторые - в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. На территории Удмуртии строились ветряные мельницы­шатровки. 4

У мельниц­столбовиков мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная бревенчатый сруб. Принцип мельниц­шатровок был другой ­ нижняя их часть была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов. (Приложение 4) 1.4. Когда же появились мельницы? Водяная мельница. В стихотворении, датированном 98 – 90 г.г. до н.э., Антипарт приветствует появление первых мельниц: «Дайте отдых своим рукам, о работницы, и спите безмятежно! Напрасно будет петух возвещать вам о наступлении утра! Дэо поручила работу девушек нимфам, и они легко теперь прыгают по колесам, так что сотрясаемые оси вертятся вместе со своими спицами и заставляют вращаться тяжелый жернов». В эпоху Карла Великого, в 340 году как заимствование из Рима водяная мельница появилась в Германии, на реке Мозель. В это же время возникли первые водяные мельницы в Галии (Франция). На Руси водяные мельницы появились не позднее 12 века. На равнинных реках необходимый для работы мельницы напор воды обеспечивался плотинами. Лопасти водяного колеса опущены в воду и приводятся в движение течением реки. Водяная мельница использовалась не только для перемалывания зерна в муку, но в производстве бумаги для перетирания сырья, в производстве пороха. Так в середине 16 века на реках работали бумажные мельницы, к водяному колесу приспособили кузнечный молот – получился «самоков». В 1655 году на реке Яузе по указу царя Алексея Михайловича были построены две пороховые мельницы. Создание водяной мельницы считается важным шагом в истории развития техники. Это был первый шаг на пути к машинному производству. Ветряные мельницы появились в конце X ­ начале XI в. во Франции и Англии, а затем в Голландии. Теперь ландшафт этой страны невозможно 5

представить без ветряков. Многие усовершенствования к ветряным мельницам были сделаны именно в Голландии. Так, здесь появляются своеобразные тормозные устройства, при помощи которых можно было очень быстро остановить вращающиеся жернова. На Руси мельницы появились в конце XV ­ середине XVII в. Из­за нашествия татаро­монголов на Русь, развитие страны и начало технической революции по сравнению с западными странами задержалось. Глава 2. 2.1. Мельницы нашего края Сегодня макеты мельниц, чаще ветряных, можно увидеть при оформлении садовых участков, парков и даже в Ижевском зоопарке. (Приложение 5) Но есть уникальный для нашей республики объект – водяная мельница, которая находится в Увинском районе, в деревне Турынгурт. Даже в России таких памятников истории сохранилось немного. Как и водится, расположилась живописная большая постройка на краю деревни у пруда. Высокие бревенчатые стены, пара маленьких окошечек и плотина. И все это на фоне зарастающего пруда. Выглядит внушительно и даже сказочно. Мельнице почти 100 лет, но она все еще может работать. Можно намолоть муку или подключить к сушильному или сортировальному агрегатам. Если подключить ее к генератору, и тогда водяная мельница будет давать электричество. (Приложение 6) Кроме того, еще совсем недавно можно было увидеть ее в действии. К сожалению, в 2013 году ушел из жизни последний мельник – Обухов Борис Иванович. 6

Действующую ветряную мельницу можно увидеть Лудорвае – музее под открытым небом. Мельница была построена в далеком 1912 году, а вот на территорию музея попала только в 1994 году, куда была перевезена из деревни Чемошур­Куюк Алнашского района. Высота мельницы составляет 12 метров и имеет 3 этажа. Шатровый тип мельниц, к которому и относится данная экспозиция, был распространен на территории южной Удмуртии. Долгое время мельница была закрытой, но с 2009 года сюда пускают посетителей. Данная мельница является единственной сохранившейся ветряной мельницей на территории Удмуртии. (Приложение 7) Со слов местных жителей на территории МО Мукшинское в середине 20 столетия было 4 водяных мельниц. В д. Кыква на пруду около фермы, на пруду Пуховка между деревнями Мукши и Дмитриевка, в д. Кутоншур, в д. Мукши на верхнем пруду. Кроме водяных мельниц в д. Дружный была ветряная мельница, потому что деревня стояла далеко от речки. Помимо ветряных и водяных мельниц в деревнях часто использовали ручные мельницы, особенно, если поселение находилось на расстоянии от мельниц. В следующем пункте рассмотрим, как устроена ручная мельница. 2.2. Устройство ручной мельницы Ручная мельница выполнена из цельного бревна, состоит из двух раздельных частей. Во внутренние стороны верхней и нижней части мельницы вбиты около 2 тысяч мелких чугунных пластинок, благодаря которым зерно при вращении верхней части мельницы дробилось и превращалось в муку. Сбоку в нижней части мельницы прикреплен лоток, по которому перемолотое зерно медленно сыпалось в приготовленную емкость. В верхней части есть три отверстия: одно служило для засыпки зерна, другие – для ручки, с помощью которой вращалась мельница. Ручки вставлялись разные, в зависимости от количества зерна и от количества работающих человек. Если работал один человек, то ручка вставлялась короткая, если несколько – то длинная. Для 7

прочности и большего давления в третье отверстие вставляли жердь и прикрепляли её к потолку. Для того, чтобы мука сыпалась в нужном направлении, края нижней части мельницы чаще были обиты по кругу железом. Высоту мельницы делали разной, зависело это от мастера или от заказчика и размеры доходили до 1 метр в высоту и полметра – в ширину. (Приложение 8) А как же зерно на этом агрегате превращалось в муку? Зерно, через отверстие в верхней части попадало на соприкасающиеся поверхности бревен, разбивалось, по прорезным желобкам поступало в короб, затем через отверстие­сход сметалось в мешок. После первого пропуска зёрен они превращаются в крупу, при многократном перемалывании можно было получить муку. Впоследствии шло просеивание через сито. Данный продукт использовался для изготовления каш и похлебок. В полученном раздробленном зерне часто попадались опилки от деревянных жерновов. Если учесть, что подобные агрегаты использовались в трудные неурожайные годы, то вполне обоснованно, что опилки оставались в продукте в качестве наполнителя, в который еще добавлялась крапива и лебеда. В послевоенные годы крестьяне использовали в своих хозяйствах несколько усовершенствованную модель ручной мельницы. На соприкасающиеся поверхности жерновов радиально, от центра к периферии, забивались «чугунины» ­ осколки от расколотых чугунов и кастрюль, зашлифованные вровень друг с другом. Ржаное зерно дробилось дважды, а затем просеивалось сквозь решето и сито. Из одного ведра зерна получалось до ¾ ведра «крупной» муки. Деревянные жернова устанавливались так, чтобы имелся определенный зазор. В данном варианте в раздробленный продукт не попадали опилки от дерева. Подобные зернодробилки использовались и в благоприятные времена ­ для приготовления посыпки домашним животным. Зерно крестьяне получали на трудодни за работу в колхозе. 8

Такая мельница была не в каждом крестьянском дворе, только у зажиточных крестьян, для которых её и изготавливали мастера ­ умельцы. Изготовление мельницы­крупорушки требовало определенных навыков и времени. 2.3. Из истории одной мельницы Ручная мельница­крупорушка в музее нашей школы появилась недавно и заняла здесь почетное место. Передала в музей мельницу жительница деревни Мукши Вахрушева Лия Борисовна, моя бабушка, уроженка Дебесcкого района УР. (Приложение 10) История появления этого экспоната в нашем музее интересна тем, что прибыл он к нам не из ближних наших деревень, а из Дебесcкого района. Ручную мельницу привезла мама Лии Борисовны Серебренникова Любовь Алексеевна, при переезде на постоянное место жительства к дочери. Родилась она в 1936 году в д. Старые Сири Кезcкого района УР. Любовь Алексеевна очень рано осталась сиротой и вместе с братом ходили по деревням, помогали людям по хозяйству, тем самым зарабатывали на жизнь. В 18 лет она вышла замуж в деревню Березовка, Дебесского района за Бориса Тимофеевича Серебренникова. Семья жила в достатке, и там впервые она увидела эту ручную мельницу, на которой ей потом пришлось работать и самой. Водяная мельница находилась далеко, и ехать каждый раз было неудобно. Тогда на помощь приходила крупорушка. Чаще ее использовали для помола муки для животных и приготовления крупы. Мололи рожь, ячмень, пшеницу, горох. Хотя работа эта не из легких, но часто заставляли молоть детей, дети по очереди крутили мельницу. Как уже упоминалось выше, такие мельницы были не в каждой семье, поэтому мельницу нередко просили в пользование 9

односельчане. А свекор Тимофей Степанович и свекровь Матрена Васильевна были людьми добрыми, готовыми помочь своим односельчанам, и всегда делились своим имуществом, из­за чего и пользовались в деревне большим уважением. Но в тоже время, они бережно относились к ней. По их рассказам эту мельницу изготовил для семьи родителей Тимофея Степановича в конце 19 века бродячий умелец (к сожалению, имени мастера никто уже не знает). Этот умелец ходил по деревням и по заказу жителей изготавливал крупорушки, во время работы жил в семье, становился ее членом. Любовь Алексеевне вещь была дорога, она ей досталась по наследству от родителей мужа, поэтому при переезде к дочери она решила взять мельницу с собой, чтобы передать живую память о своих предках внукам и правнукам через память вещей. Такова легенда этого экспоната, а Лия Борисовна решила после смерти матери передать мельницу­крупорушку в школьный музей, ведь в частном хозяйстве кроме членов семьи никто ее не видит и свою ценность теряет, а в музее она вновь приобретает эту ценность. Музей получает уникальную вещь, которая даст возможность рассказать детям у жизни, быте наших предков прошлых столетий, окунуться в мир наших прародителей. (Приложение 9) 10

Заключение Нам с детства и до конца жизни дорого и мило сердцу все то, что окружает нас на нашей земле. Ласкают наши слух и чувства названия озер и прудов, речушек и ручьев, деревень и сел, проулков и околиц. Эти исторические сведения, легенды и были, рассказывающие о жизни наших предков, являются уникальными памятниками нашей старины, культурными центрами прошлых эпох, отчасти воплощенных в таком понятии, как мельница. А ведь и сами мельницы всегда выступали такими культурными центрами для всех людей, в любые времена и в любых странах ­ где в ожидании помола встречались крестьяне из разных деревень и шел обмен новостями, а также разгорались хозяйственные дискуссии. Необычный для современного человека предмет быта, который принадлежал моим предкам дал толчок к поиску новых знаний. В результате поисковой работы я подтвердил гипотезу, что встречи с людьми старшего поколения, работа с научной краеведческой литературой, позволяют установить историю возникновения вещей и описать их. Сегодня в музее около 300 экспонатов, у многих из них нет истории­ легенды появления их в музее и вряд ли можно еще восстановить принадлежность некоторых вещей. Но все­таки, есть возможность установить, где и как использовались те или иные предметы старины, например, как много может рассказать нам экспонат под названием «цеп», при помощи которого крестьяне выбивали зерна из колосков. Наша цель, пока есть возможность, необходимо все зафиксировать, оставить для будущих поколений. Мельницы всегда были окружены таинственностью, овеяны поэтическими легендами, сказаниями и суевериями. Например, «Во всяком омуте черти водятся» и водяной, как полагается в сказках живет также в омуте. Источники информации 11

1. Калашников И. Жестокий век. Издательство:Эксмо­Пресс, 1998 2. Шляхтина Л.М «Основы музейного дела». Издательство: высшая школа, 2009 3. «Ошмес» приложение районной газеты «Рассвет» Якшур­Бодьинского района, №10, 2012 4. Изображение сито. [Электронная публикация] // По материалам сайта ru.yandex.net/i? https://im0­tub id=7ada8d452399fdfbe1e2751e940d8bf3&n=13, 5. Изображение ручной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://im0­tub­ru.yandex.net/i? id=09bb6949e429944d03be0f4e63c52adc&n=13 12

6. Лудорвай –музей под открытым небом. [Электронная публикация] // По http://liveudm.ru/ludorvay­muzey­pod­otkryityim­ материалам сайта nebom/ 13

7. Турынгурт – старинная водяная мельница. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://loveudm.ru/turyingurt­starinnaya­vodyanaya­ melnitsa/ 8. Интересное о мельницах. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://vad­doronin.narod.ru/WindMill_WindMill.html 22.03.2018 9. Сазонов Д.А. Мельничное и крупорушное дело [Электронная публикация] // По материалам сайта http://davaiknam.ru/text/konkurs­ issledovateleskih­kraevedcheskih­rabot­otechestvo­nomi 10.Макет ветряной мельницы [Электронная публикация] // По материалам сайта http://www.domechti.ru/wp­content/uploads/2013/05/dekorativnaya­ melnica­dlya­sada­08.jpg 11.Макет ветряной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://mobilizacia.kiev.ua/uploads/posts 12.Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://www.kursdela.biz/upload/medialibrary/0b5/0b5af287fedc15ac1bcec0 ded2f04351.jpg 13.Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://i.artfile.me/wallpaper/09­10­2014/2048x1366/raznoe­melnicy­ les­reka­melnica­vodyanay­874265.jpg Информанты: 14.Абросимова Валентина Викторовна, 1955 г.р. 15.Вахрушева Лия Борисовна, 1966 г.р. 16.Серебренникова Любовь Алексеевна, 1932 г. 14

Приложения 1 Алексеевна с 1932 года рождения, жительница деревни Турнес, Дебесского Серебренникова Любовь района Приложение 2 15

Ручная мельница. Экспонат краеведческого музея МБОУ Мукшинская СОШ Приложение 3 16

Водяные мельницы Приложение 4 17

Ветряная мельница 18

Приложение 5 Макеты ветряных мельниц для оформления садовых участков Приложение 6 Водяная мельница, Турынгурт, Увинский район, Удмуртия Приложение 7 19

Ветряная мельница Лудорвай – музее под открытым небом Удмуртия Приложение 8 Устройство ручной мельницы Приложение 9 20

Передача живой памяти о предках внукам и правнукам через память вещей. Приложение 10 Вахрушева Лия Борисовна, жительница д. Мукши 21

Первыми инструментами для измельчения зерна в муку были каменная ступка и пестик. Некоторым шагом вперед по сравнению с ними явился метод перетирания зерна вместо толчения. Люди очень скоро убедились, что при перетирании мука получается гораздо лучше.


Каменные ступки и пестики

Однако это также была крайне утомительная работа. Большим усовершенствованием стал переход от движения терки вперед и назад к вращению. Пестик сменился плоским камнем, который двигался по плоскому каменному блюду. От камня, который перетирает зерно, было уже легко перейти к жернову, то есть заставить один камень скользить при вращении по другому. Зерно понемногу подсыпалось в отверстие в середине верхнего камня жернова, попадало в пространство между верхним и нижним камнем и растиралось в муку.


Ручная мельница

Эта ручная мельница получила самое широкое распространение в Древней Греции и Риме. Конструкция ее очень проста. Основанием мельницы служил камень, выпуклый посередине. На его вершине располагался железный штифт. Второй, вращающийся камень имел два колоколообразных углубления, соединенных между собой отверстием. Внешне он напоминал песочные часы и был внутри пустой. Этот камень насаживали на основание. В отверстие вставлялась железная полоса. При вращении мельницы зерно, попадая между камнями, перетиралось. Мука собирались у основания нижнего камня. Подобные мельницы были самых разных размеров: от маленьких, вроде современных кофемолок, до больших, которые приводили во вращение два раба или осел.

С изобретением ручной мельницы процесс размалывания зерна облегчился, но по-прежнему оставался трудоемким и тяжелым делом. Не случайно, именно в мукомольном деле возникла первая в истории машина, работавшая без использования мускульной силы человека или животного. Речь идет о водяной мельнице. Но сначала древние мастера должны были изобрести водяной двигатель.

Древние водяные машины-двигатели развились, по-видимому, из поливальных машин чадуфонов, при помощи которых поднимали из реки воду для орошения берегов. Чадуфон представлял собой ряд черпаков, которые насаживались на обод большого колеса с горизонтальной осью. При повороте колеса нижние черпаки погружались в воду реки, затем поднимались к верхней точке колеса и опрокидывались в желоб. Сначала такие колеса вращались вручную, но там, где воды мало, а бежит она по крутому руслу быстро, колесо стали снабжать специальными лопатками. Под напором течения колесо вращалось и само черпало воду. Получился простейший насос-автомат, не требующий для своей работы присутствия человека.


Реконструкция водяной мельницы (I в.)

Изобретение водяного колеса имело огромное значение для истории техники. Впервые человек получил в свое распоряжение надежный, универсальный и очень простой в своем изготовлении двигатель. Вскоре стало очевидным, что движение, создаваемое водяным колесом, можно использовать не только для качания воды, но и для других надобностей, например, для перемалывания зерна. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой удара струи. Для создания нужного напора стали запруживать реку, искусственно поднимать уровень воды и направлять струю по желобу на лопатки колеса.


Водяная мельница

Однако изобретение двигателя сразу породило другую задачу: каким образом передать движение от водяного колеса тому устройству, которое должно совершать полезную для человека работу? Для этих целей был необходим специальный передаточный механизм, который мог бы не только передавать, но и преобразовывать вращательное движение. Разрешая эту проблему, древние механики опять обратились к идее колеса. Простейшая колесная передача работает следующим образом. Представим себе два колеса с параллельными осями вращения, которые плотно соприкасаются своими ободьями. Если теперь одно из колес начинает вращаться (его называют ведущим), то благодаря трению между ободьями начнет вращаться и другое (ведомое). Причем пути, проходимые точками, лежащими на их ободьях, равны. Это справедливо при всех диаметрах колес.

Стало быть, большее колесо будет делать по сравнению со связанным с ним меньшим во столько же раз меньше оборотов, во сколько раз его диаметр превышает диаметр последнего. Если мы разделим диаметр одного колеса на диаметр другого, то получим число, которое называется передаточным отношением данной колесной передачи. Представим себе передачу из двух колес, в которой диаметр одного колеса в два раза больше, чем диаметр второго. Если ведомым будет большее колесо, мы можем с помощью этой передачи в два раза увеличить скорость движения, но при этом в два раза уменьшится крутящий момент.

Такое сочетание колес будет удобно в том случае, когда важно получить на выходе большую скорость, чем на входе. Если, напротив, ведомым будет меньшее колесо, мы потеряем на выходе в скорости, но зато крутящий момент этой передачи увеличится в два раза. Эта передача удобна там, где требуется "усилить движение" (например, при подъеме тяжестей). Таким образом, применяя систему из двух колес разного диаметра, можно не только передавать, но и преобразовывать движение. В реальной практике передаточные колеса с гладким ободом почти не используются, так как сцепления между ними недостаточно жесткие, и колеса проскальзывают. Этот недостаток можно устранить, если вместо гладких колес использовать зубчатые.

Первые колесные зубчатые передачи появились около двух тысяч лет назад, однако широкое распространение они получили значительно позже. Дело в том, что нарезка зубьев требует большой точности. Для того чтобы при равномерном вращении одного колеса второе вращалось тоже равномерно, без рывков и остановок, зубцам необходимо придавать особое очертание, при котором взаимное движение колес совершалось бы так, как будто они перемещаются друг по другу без скольжения, тогда зубцы одного колеса будут попадать во впадины другого. Если зазор между зубьями колес будет слишком велик, они станут ударяться друг о друга и быстро обломаются. Если же зазор слишком мал - зубья врезаются друг в друга и крошатся.

Расчет и изготовление зубчатых передач представляли собой сложную задачу для древних механиков, но уже они оценили их удобство. Ведь различные комбинации зубчатых колес, а также их соединение с некоторыми другими передачами давали огромные возможности для преобразования движения.


Червячная передача

Например, после соединения зубчатого колеса с винтом, получалась червячная передача, передающая вращение из одной плоскости в другую. Применяя конические колеса, можно передать вращение под любым углом к плоскости ведущего колеса. Соединив колесо с зубчатой линейкой, можно преобразовать вращательное движение в поступательное, и наоборот, а присоединив к колесу шатун, получают возвратно-поступательное движение. Для расчета зубчатых передач обычно берут отношение не диаметров колес, а отношение числа зубьев ведущего и ведомого колес. Часто в передаче используется несколько колес. В таком случае передаточное отношение всей передачи будет равно произведению передаточных отношений отдельных пар.


Реконструкция водяной мельницы Витрувия

Когда все затруднения, связанные с получением и преобразованием движения, были благополучно преодолены, появилась водяная мельница. Впервые ее детальное устройство описано древнеримским механиком и архитектором Витрувием. Мельница в античную эпоху имела три основные составные части, соединенные между собой в единое устройство: 1) двигательный механизм в виде вертикального колеса с лопатками, вращаемого водой; 2) передаточный механизм или трансмиссию в виде второго вертикального зубчатого колеса; второе зубчатое колесо вращало третье горизонтальное зубчатое колесо - шестерню; 3) исполнительный механизм в виде жерновов, верхнего и нижнего, причем верхний жернов был насажен на вертикальный вал шестерни, при помощи которого и приводился в движение. Зерно сыпалось из воронкообразного ковша над верхним жерновом.


Конические зубчатые колеса



Цилиндрические зубчатые колеса с косыми зубьями. Зубчатое зубчатая линейка

Создание водяной мельницы считается важной вехой в истории техники. Она стала первой машиной, получившей применение в производстве, своего рода вершиной, которую достигла античная механика, и исходной точкой для технических поисков механики Возрождения. Ее изобретение было первым робким шагом на пути к машинному производству.

Смотрите другие статьи раздела .