Село Великое Ярославской области — обзор достопримечательностей (с фото). Село великое - великосельский кремль

В прошедшие выходные 18 и 19 августа я вместе с друзьями, большой компанией в 11 человек, съездил в Ярославскую область в интересную и познавательную поездку по окрестностям Ростова Великого.
За неполные два дня мы осмотрели старинное село Великое, основанное еще в XIII веке и известное прежде всего благодаря ансамблю Великосельского кремля; прогулялись по бескрайним лугам от с. Великое до пос. Семибратово мимо огромных прудов и исчезнувших деревень, где лишь развалины старинных храмов напоминают о том, что когда-то здесь жили люди; прошлись по окрестностям с. Татищев Погост, где сохранились полуразрушенные храмы со старинными росписями.


Раннее субботнее утро 18 августа. Еще лишь недавно наступило семь утра, а мы уже собрались в Ярославском экспрессе, чтобы уже через несколько минут отправиться из Москвы в Ростов Великий, где нас ждет интересная программа на предстоящие выходные.
Нас в этот раз много - одиннадцать человек - я, tehi4ka , marisha_amber , putik75 , nadushenka , jenyay , maydyk , Оля, Света, Никита, Виктор. Вообще-то нас могло быть и больше, но мне пришлось в какой-то момент всё-таки ограничить набор желающих.
До Ростова ехать чуть больше 200 км или около трех часов, но это время пролетело достаточно быстро за обсуждением наших дальнейших планов. Так, что уже вскоре мы вышли на станции Ростов, где особо не задерживаясь, купили билеты на ближайший автобус в с. Великое, который отправлялся чуть меньше, чем через 15 минут.

Великое - одно из древнейших сел в Ярославской области. Оно расположено посредине между Ярославлем и Ростовым, несколько в стороне от Ярославской трассы. Но так было не всегда. В прошлом вплоть до начала XVIII столетия ярославский тракт проходил через село, и на протяжении многих веков село было расположено на пересечении важных торговых путей, связывающих между собой Ярославль, Ростов, Москву и Суздаль.

Первые упоминания о селе относятся еще к XIII веку, но есть все основания предполагать, что поселение в этом месте могло существовать и раньше. Нет и единого ответа на вопрос о происхождении названия - в то время, как одни предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с Великим Новгородом, другие же, основываясь на том, что слово "великий" в древнерусском языке означало "большой", предполагают, что название села происходит из того, что оно было больше ближних сел и деревень.

Но обратимся к истории. В самом начале XVIII века бывшее дворцовое село Великое было пожаловано Петром I своему сподвижнику, герою Полтавской битвы, князю А. И. Репнину в личное имение. И уже в 1712 году по велению Репнина в селе был воздвигнут храм Рождества Богородицы - памятник победе в Полтавской битве. Именно этот храм и положил начало будущему ансамблю Великосельского кремля.

Время шло и уже в 1741 году П. И. Репнин (внук А. И. Репнина) основал в селе вторую церковь - храм Покрова Богородицы. А уже в 1758 году между храмами была воздвигнута семиярусная 75-метровая Соборная колокольня. В дальнейшем храмовый ансамбль (Великосельский кремль) был обнесен каменной оградой с четырьмя часовнями-башнями и торговыми рядами.

Время шло и в 1759 году часть села покупает известный промышленник Савва Яковлев, владелец Ярославской полотняной мануфактуры и многочисленных уральских рудников. А уже через тридцать три года в 1792 году Яковлевы становятся полноценными хозяевами села и открывают здесь полотняную мануфактуру. К этому времени село постепенно становится одним из крупнейших торгово-ремесленных центров.

XIX век стал временам расцвета села. По данным за 1859 год село имело 620 дворов с 3849 жителями и являлось самым большим в губернии торговым и фабричным селом. При этом большинство жителей занимались кустарными промыслами, торговлей, и лишь около 10% - земледелием. В это же время значительно изменился внешний облик села. Вокруг главного водоема - Черного пруда – встали пять центральных посадов, четыре запрудных и три слободы. Напротив кремля были выстроены торговые ряды, волостное правление, трехэтажная гостиница, богадельня, весовая, склады. Центральная часть села, соборная площадь были вымощены булыжником, имели тротуары и переходы.

Но хватит про историю, пора рассказать и про нашу прогулку.

А начали же мы осмотр села с ансамбля Великосельского кремля. Именно рядом с ним мы и оказались, когда приехали на автобусе в пол двенадцатого утра.


Ансамбль Великосельского кремля. Вид с площади.


Храм Рождества Богородицы (1712).


Храм Покрова Богородицы (1741).


Соборная колокольня.


И еще один вид на Великосельский кремль из-за деревьев.

Осмотрев ансамбль кремля, мы продолжили нашу прогулку по селу.


Памятник погибшим в Великой Отечественной Войне в центре села.


На улицах села.

Недалеко от центра на Ярославской улице располагается очень интересный особняк, дом фабриканта А. А Локалова, построенный в 1890 году архитектором Ф. О. Шехтелем в псевдорусском стиле. Очень интересен интерьер особняка - в нём сохранилась уникальная комната-грот с зимним садом. Но попасть внутрь можно лишь с экскурсией (в здании сейчас располагается детский дом), поэтому нам осталось лишь довольствоваться фотографированием снаружи.


Особняк А. А. Локалова.

Осмотрев особняк, мы возвратились обратно на центральную площадь и, обойдя Черный пруд, вышли на дорогу, ведущую в пос. Плещеево. Но, прежде чем покинуть село, мы еще вышли по тропинке на противоположный берег пруда, чтобы оттуда сфотографировать последний вид на Великосельский кремль.


Великосельский кремль. Вид с берега Черного пруда.

Закончив же небольшую фотосессию, мы продолжаем наш путь - сначала по улице сквозь село, а потом, когда село закончилось, по узкой асфальтовой дороге, идущей сквозь поля, то спускаясь, то поднимаясь на очередной холм,.


Село Великое остается позади.


На окраине села.


Вид вперед.


Окрестные поля.

Вскоре и село Великое скрывается за горизонтом, а впереди уже появляется пос. Плещеево - сначала взору открываются развалины фермы слева от дороги, а несколько погодя и поселок. Сам поселок достаточно большой - есть даже дом культуры, работающий время от времени, есть и местный автобус, ходящий несколько раз в день.



Дом культуры в пос. Плещеево.


Заросший пруд в пос. Плещеево.

Асфальт же, ведущий в поселок, вскоре за автобусной остановкой заканчивается. Вперед же идет дорога из бетонных плит, которая, проведя нас мимо развалин еще одной фермы, сменяется грейдером.


Полуразвалившаяся ферма около пос. Плещеево.

Но нам этот грейдер уже не по пути, и вскоре мы сворачиваем направо, на узкий проселок, идущий через дамбу пруда на р. Дубровка. Здесь же, в живописном месте на краю поля, недалеко от пруда, мы и устраиваем перекус. Желающие же в это время купаются в пруду.


Пруд на р. Дубровка.

Перекусив же и набравшись сил, мы продолжаем наш путь по узкому проселку, идущему сквозь бескрайние поля. Дорожка же эта, немного попетляв, выводит вскоре нас к еще одному очень красивому пруду. Где-то тут должна была быть деревня Заречье, но то ли она уже исчезла, то ли дома её были где-то в стороне, но мы её не увидели.

А раньше здесь было много деревень, было и село с каменной церковью 1817 года постройки, но сейчас лишь остатки плодовых деревьев рядом с дорогой, развалины храма, да старое кладбище напоминают о прошлом.


По дороге через бескрайние поля.


Пруд.


Окрестные виды.

Около пруда мы временно разделились - и пока девушки отправились купаться в пруду, я вместе с maydyk , jenyay , Никитой и Виктором отправились осматривать полуразрушенный храм, что уже виднелся в роще рядом с дорогой.

Когда я планировал эту поездку, то я не смог найти никакой информации об этом месте - ни фотографий, ни описаний. Лишь крестик в атласе Ярославской области, да что-то, напоминающее разрушенный храм, на спутниковом снимке, сподвигло меня обратить внимание на это урочище.

И лишь позавчера, изучая старую книгу "Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии" мне удалось найти хоть какую-то информацию об этом месте.

Храм этот был построен в 1817 году в селе Мирославка и имел в то время два прихода - Святого Великомученика Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы.


Полуразрушенный храм в ур. Мирославка (1817).

Пока мы осматривали храм, девушки уже успели искупаться, так что вскоре, еще раз уже вместе осмотрев храм, мы продолжили неспеша наш путь по дороге, уводящей нас на запад.

Вокруг были снова поля - где-то заросшие, а где-то уже и перепаханные. Если же приглядеться, то на северо-западе, за полями на горизонте виднелся уже другой храм - Церковь Илии Пророка в ур. Усово. И именно туда мы вскоре и направились, когда увидели дорогу, уходящую на север вдоль края поля.


По дороге из ур. Мирославка.


На горизонте уже виднеется храм в ур. Усово.


Окрестные виды.


По дороге в ур. Усово.


Посреди перепаханного поля вдали от деревень возвышается старинный пятиглавый храм Илии Пророка 1803 года постройки. Когда-то здесь было село Усово, а сейчас лишь одинокий храм напоминает о былом. Информации о храме очень мало - известно лишь, что раньше в нем было два придела - Святого Пророка Илии и Великомученика Дмитрия Солунского.


Храм Илии Пророка в ур. Усово (1803).


Окрестные виды.

Осмотрев храм и вдоволь нафотографировавшись, мы продолжаем наш путь в сторону пос. Семибратово, откуда нам еще предстоит уехать вечером в Ростов.

Приятная полевая дорожка, немного попетляв среди полей, вывела нас на окраину дер. Кандитово. Рядом с деревней сейчас располагается крупное хозяйство - около пруда за оградой множество гусей, в вольерах утки, где-то слышны овцы. Поле тоже относится к хозяйству, так что некоторое время слева от дороги тянется забор из колючей проволоки.


По дороге в дер. Кандитово.


В дер. Кандитово.


Гуси у пруда.


По дороге из дер. Кандитово.


Окрестные поля.

Дорога же, ведущая из дер. Кандитово, вскоре приводит нас к развилке - прямо уходит проселок в дер. Крутой Овраг и далее на Ярославское шоссе. Но нам туда не надо, так что мы сворачиваем налево, на грейдер, который через пару километров, перейдя через грузовую железнодорожную ветку Семибратово - Гаврилов Ям, выводит нас на дорогу, ведущую в сторону пос. Семибратово.

До автобусной остановки остается идти чуть больше часа - сначала по пустынному шоссе мимо железнодорожной ветки и многочисленных полей, а потом и вдоль Ярославского шоссе через пос. Семибратово. Вскоре же после прихода на остановку нас подбирает полупустой автобус Ярославль - Москва, который и довозит нас до Ростова, где нас ждет ночлег и ужин в кафе. А прогулка на этом заканчивается.

PS: Наш маршрут на карте можно увидеть здесь.

Цель поездки — село Великое, Ярославская область.

Дата поездки — 04.05.2014.

Бюджет поездки — примерно 680 руб. (на двоих).

В этом году мы решили возобновить наши традиционные майские поездки по родной ярославщине. На сей раз выбор пал на село Великое — довольно популярное среди туристов местечко, вон, даже из самой Златоглавой гости наведываются. Я тоже давно о нем наслышана, все хотела побывать. А знаменито это село тем, чем не всякий провинциальный городок может похвастаться: здесь есть свой «кремль» и «дворец». Ну и пусть, первый — всего лишь храмовый комплекс, а второй — просто купеческий особняк. Эти архитектурные жемчужинки очень даже достойны внимания.

В Великое мы едем с Ярославского автовокзала на автобусе № 167 гаврилов-ямского направления (через Шопшу). Время отправления — 8.30 час. , цена билета — 71 руб./чел. Впрочем, курсируют автобусы практически ежечасно.

Используемая информация: Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля», сайты: http://letopisi.org , http://www.myrusland.ru , http://www.yartravel.ru , http://www.votpusk.ru , http://www.turlog.ru , http://sobory.ru (храмы), Википедия.

3

«… ПОДЛИННО ВЕЛИКОЕ СЕЛО»

Именно так сказал И.С. Аксаков , российский публицист, поэт и общественный деятель, об этом славном местечке. А славилось оно своей многовековой историей, значимыми в судьбе России событиями, которые так или иначе связаны с селом, его знаменитыми людьми. Начнем с того, что Великое — одно из старейших Верхневолжских поселений. Так, ярославские краеведы уверяют, что поселение существовало уже в начале XIII века . Его незамысловатое название легче всего объяснить размерами села — видимо, было оно самым крупным — великим — среди окрестных деревушек. Хотя по мне так романтичнее звучит легенда о пришедших на земли наших мерян новгородских племен словен, которые, основав поселение, решили увековечить память о родном Великом Новгороде.

1


Впервые в письменных источниках — церковных книгах Великое упоминается в 1392 году в связи с русско-татарской битвой, которая по преданию произошла близ села. А вот на карте Российской Империи Великое появилось лишь в 1607 году . Через него лежал торговый путь Москва — Ярославль — Архангельск , в селе «находилось управление дворцовыми Ростовскими вотчинами, съезжая дворцовая изба» . Еще два военных события, пусть и косвенно, но вплелись в историю Великого. Так, в 1612 году останавливались здесь на привал войска Минина и Пожарского, спешащие из Ярославля в Москву, дабы освободить Россию от польско-литовской интервенции. А 200 лет спустя, в 1812 году , великоселы приняли на отдых ярославских ополченцев, шедших на помощь столице во времена войны с Наполеоном.

4


Да и князь Аникита Иванович Репнин , фельдмаршал и сподвижник Петра I, получил симпатичное сельцо на рубеже XVIII века в благодарность за победу над шведами в Полтавской битве.

1


Кстати, именно благодаря этому княжескому роду Великое приобрело свою «изюминку» — «Великосельский кремль» . Сам же Петр I аж 6 раз бывал в Великом, а до него — останавливался здесь на ночлег Михаил Романов . Вот даже интересно, и как обошла вниманием это поселение Екатерина II во время своего реформаторского путешествия по матушке России, раздававшая направо и налево местечкам статусы городов?

2


В XVIII веке от Репниных село переходит к промышленнику Савве Яковлеву , владельцу Большой Ярославской мануфактуры. С этого момента в истории Великого начинается новый этап — оно становится центром производства знаменитого «ярославского полотна» .

4


Яковлевы организуют полотняное производство, в селе ежегодно проводятся ярмарки, главным товаром на которых выступает все тот же лен. Ничего не напоминает? А ведь мы уже были в еще одной льнодельческой вотчине — городке Гаврилов-Яме.


Именно с ним, тогда еще сельцом Гавриловым, так соперничало Великое. Дело в том, что «льняной король» А.А. Локалов основал в Яме известную фабрику, ну, а в Великом построил прекрасный особняк — еще одну достопримечательность села.

2


Так и жило-процветало Великое, которое, по свидетельствам очевидцев, в XIX веке было самым большим селом Ярославской губернии и скорее походило на большой уездный город.

3


Вот на этой мажорной ноте и хотелось бы закончить затянувшийся исторический очерк. Но тут традиционно пришла Красная революция . Дальше лучше я процитирую, так, не пытаясь принимать близко к сердцу. Ибо за все время наших краеведческих поездок в моей голове так и не смогла уложиться мысль: «как, за что, почему большевики так бездумно, жестоко, бездушно, тупо обошлись с российской стариной?!!» . В Великом «в советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено» .

1


Наверное, человек теряет веру, когда отказывается от своей памяти, от своей истории, от своих предков.

6


Мои друзья меня не понимают: зачем ездить по церквям — они же все одинаковы? Зачем в одном городе строить много церквей, если бы хватило одной? Им не понять ни особенностей архитектуры, ни разнообразия праздников, ни деяний святых, во имя которых основывали храмы, ни того, что в те, давние времена, церковь играла значительную роль в жизни людей. Нет, я не страдаю «православием головного мозга» . Я лишь восхищаюсь зодчими, воздвигшими подобные шедевры (буду одинаково аплодировать построившим храм и особняк). Меня поражает изящество и монументальность архитектуры. И я всегда буду с уважением относиться к своим предкам — ибо «намоленность» , «старину» я понимаю именно как преемственность поколений.

9


К счастью, сейчас в Великом потихоньку восстанавливаются церкви, даже возобновлена Великосельская ярмарка. Но много чего еще предстоит сделать, чтобы вернуть былое величие по-аксаковски «подлинному Великому селу».

3


СЕЛО, КУДА НЕС СОТЫ СТАРЫЙ ПАХОМ

«Пахом соты медовые

Нес на базар в Великое…»

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).


Вот так, с легкой руки «певца земли русской» , нашего земляка-поэта Николая Алексеевича Некрасова увековечилось в литературе село Великое. Впрочем, слава об этом местечке выходила далеко за пределы родной Ярославской области. Помимо «кремля» и особняка Локалова Великое интересно своей радиально-кольцевой планировкой , уникальной и совершенно не типичной для маленьких населенных пунктов. Улицы пятью кольцами — посадами, пересеченными слободками, обрамляют сердце города — Черное озеро с храмовым комплексом. Застройка велась тоже по-городскому — по принципу «красной линии» , когда дома возводились впритык друг к другу, а фасады смотрели в одну сторону — на главный сельский храм. Кстати, и по сей день сохранилось несколько улиц, застроенных именно так.


Центральная площадь и главные улицы были вымощены булыжником, чтобы можно было щеголять в «городской» обувке. Да и костюмы великоселы (так гордо величали себя жители) носили по городской моде, вполне себе даже немецкие одежи. Ну, а дамы непременно форсили в элегантных шляпках. Таким вот было раньше модное Великое село. Посмотрим, многое ли изменилось сейчас.

3



На самом деле сельцо оказалось очень маленьким. Не понадобилась даже распечатанная гугловская карта с единственной обозначенной улицей — Ярославской. Пока ехали до центра с автобусными остановками (здесь даже автостанции не было), из окошка увидели практически все великосельские достопримечательности, включая руины Тихвинской церкви, «дворец» и «кремль». Удивительно легко здесь ориентироваться даже с моей топографической тупостью:).

2


Вот ругала я дороги в Нерехте. А в Великом асфальт попросту отсутствовал. Так и шагали мы по проселочным пыльным дорожкам — благо, хоть погода сухая стояла. Лаяли многочисленные собаки, чирикали в едва прикрытых нежно-зеленой листвой кронах высоких деревьев птички, с ревом проносились по убитым колеям замызганные грязью старые мотоциклеты и современные иномарки.


Поразили названия улиц — совершенно советские, хотя и такие же, как у нас, в Ярославле: Урицкого, Свободы, Труфанова, 1-я Красная . Ну, и, естественно, Ярославская и Некрасовская. А хотелось бы Соборной, Вишневой, Липовой, Сиреневой . Больше бы подходили эти теплые, душевные названия одноэтажным деревянным великосельским улочкам с милыми домиками в кипенно-белых кружевных наличниках.

3


Патриархальной — основательной — стариной веяло от каменных купеческих особнячков. Жаль, что многие из них находились в плачевном состоянии — с облупившейся штукатуркой, выбитыми окнами-глазницами, зияющими проемами дверей, кое-где практически не жилые, многие — безысходно-умирающие. Как можно не хранить все эти шедевры — свидетели славного времени?! А ведь Великое могло бы быть настоящим «музеем под открытым небом» .


И все-таки, село показалось нам душевным, очаровательным в своей простенькой красоте, уходящей в небытие стариной очарованным. И начать свое знакомство с Великим мы вопреки сельской убитости решили с самой красивой его достопримечательности — «дворца» .

4


Особняк А.А. Локалова (с. Великое, ул. Ярославская, д. 14) — в очередной раз остается только удивляться, что такое роскошное великолепие — достойное украшение любой столичной улочки — делает в скромном сельце? Впрочем, мы помним, что богатый промышленник, купец 1 гильдии Александр Алексеевич Локалов основал в Гаврилов-Яме полотняную фабрику, а в родном селе построил для своей семьи настоящий дворец. Причем, поручил сие важное дело известному архитектору Ф.О. Шехтелю . Так, в 1888 — 1890 годах был возведен нарядный особняк в модном тогда псевдорусском стиле. О шехтелевских шедеврах я наслышана давно. И даже знакома — сколько раз бывала на Ярославском вокзале в Москве. Почему-то считается, что Локаловский особняк и вокзал похожи. Конечно, я не специалист в области архитектуры, но мне так не кажется. Купеческий дворец производит, куда большее впечатление. Это особняк-праздник, дом-сказка. По совместительству — Великосельский детский дом и «объект культурного наследия» , который, как водится, охраняется из рук вон плохо.

8


Двухэтажный бело-лимонный дом богато украшен лепниной и многочисленными декоративными элементами, характерными для неорусского стиля. Изразцы, яркие мозаики, витые полуколонны и пышные кокошники напоминают старинный русский терем. Высокие узкие окна, стройная, увенчанная шпилем с затейливым флюгером башенка навевают мысли о любимой псевдоготике. Любоваться Локаловским особняком можно до бесконечности. Но невозможно не заметить внешнюю обшарпанность и сквозящую во всем облике здания грусть медленно погибающего шедевра. Как можно — так! — относится к памятнику архитектуры?!

2

Внутрь не попасть таким одиночным туристам, как мы. А хотелось бы увидеть и мраморные лестницы, и дубовые двери, и украшенные богатой лепниной парадные залы, а особенно — комнату-грот с зимним садом.

2

К сожалению, внутреннее убранство пострадало в послереволюционные годы, например, была уничтожена отопительная система с изразцовыми печками.

1

В 20-е годы прошлого столетия размещался в особняке Локалова губернский музей — достойный хозяин для подобного здания. А с военных лет — приют. Сами понимаете, ни средств, ни сил, ни нужных знаний и навыков для сохранения шехтелевского шедевра у воспитателей и их подопечных нет.

3


И от государства, на котором лежит прямая обязанность по охране народного достояния, помощи, видимо, ждать не приходится. А как необходима — жизненно! — терему крепкая хозяйственная и заботливая реставраторская рука!

1

На территории бывшей усадьбы еще можно увидеть полуразрушенные постройки, а много чего уже не вернуть никогда.

2


1


С грустью смотрим на массивные столбы ворот с изящной кованой оградой, в рисунке которой угадываются образы трилистника — символа «вечного дерева жизни» . Оживет ли когда-нибудь усадьба Локалова?..

3

Прогулялись по улице Ярославской — одной из интереснейших в селе. Здесь лучше всего сохранилась уникальная каменная застройка XVIII-XIX веков . Приятно пройтись по бывшему посаду, любуясь купеческими особнячками. Что ни дом — то увлекательная история. Здесь бы со знающими людьми гулять! Книжечка моего уважаемого Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» подсказывает, что, прежде всего, следует обратить внимание на два особняка.

3


Дом № 15 — старинный, его возраст не менее 200 лет , некогда нарядный, со сдержанными наличниками, классическим декором. Сейчас представляет грустное зрелище, окна первого этажа забиты досками и заложены кирпичами, на втором — только одна половина жилая. Будто стесняясь своего дряхлого облика, дом прячется за тонкими деревцами.

1


В доме № 19 по преданию останавливался сам Петр I , о чем гласит соответствующая табличка. Крепкий, приземистый белый особнячок с массивными «крепостными» стенами, небольшими оконцами и строгим убранством. Помним, что император-реформатор прохладно относился к излишествам, а сейчас здесь живут рядовые великоселы.

Великосельский "кремль" Огромные соборные комплексы встречаются не только в городах. Порой и сёла -- особенно в ареале таких святынь, как Ярославль, - являются великими и по названиям, и по значению. В третьей части путеводителя самое время поговорить о Великом селе , что к югу от Ярославля, о Соли Великой , что к востоку... - замечательных местах, известных с начала XIII века, но прославившихся грандиозным каменным строительством на рубеже XVII-XVIII веков. Все они как бы подхватили эстафету от города на пике его расцвета. "Маленькие Ярославли" встречаются в окружности десятков вёрст от исторического центра. За несколько лет до очередной поездки в этот край из очерка А. Борисова "Великое в малом" я впервые узнал об уникальном соборном комплексе Рождества Богородицы , построенном сразу же после Полтавской битвы фельдмаршалом А. И. Репниным. Удивительно, что "птенец гнезда Петрова" воздвиг этот мемориальный храм вовсе не в модном тогда стиле барокко, а в виде типичного ярославского храма XVII века. Типичного по форме, но необычайного по размерам. Ансамбль собора, колокольни, зимней Покровской церкви и других построек смотрелся так величественно, что местные жители издавна прозвали его "кремлём". Фотографии его так вдохновили меня, что к очередной поездке я уже чётко наметил посещение Великого как одну из главных целей. Село это относится к Гаврилов-Ямскому району и раскинулось примерно в 40 километрах от Ярославля. Пригородные автобусы в Гаврилов Ям проходят через Великое. Кстати, на этом же маршруте, поблизости, находится и Карабиха -- музей-усадьба Некрасова. Село возникло предположительно ещё в XIII веке. В феодальной войне XV века в его окрестностях произошло важное сражение 1435 года между Василием II и его двоюродным братом Василием Косым. Последний был разбит, взят в плен и ослеплён. Военные действия происходили здесь и в Смутное время -- но этом никого не удивишь, особенно в Верхнем Поволжье, где почти все населённые пункты по много раз переходили из рук в руки. Культурная слава пришла к Великому в XVIII веке. Пётр I, сам 6 раз посещавший здешний край, в 1706 г. подарил это богатое село своему сподвижнику Аниките Ивановичу Репнину... более известному, конечно, по упрощённому имени -- Никита Иванович. Кстати, ещё один видный петровский военачальник Б. П. Шереметев получил в подарок другое ярославское село с похожим по смыслу названием -- Большое. Но в Большом Селе остались лишь поздние и куда меньшие по размерам церкви. Ничего подобного великосельскому "кремлю" не встретишь даже в здешних богатейших на достопримечательности краях! В жаркий июльский полдень я прибыл в посёлок, похожий на небольшой старинный городок. По правую руку от остановки раскинулась за деревцами широкая гладь привольного, живописного Чёрного пруда. А впереди вставало во всей красе могучее зелёное пятиглавие собора и изящная кирпичная "ель" высочайшей многоступенчатой колокольни. Позже я узнал, что на этот "кремль" было, действительно, ориентировано всё село! Подобно Москве, в нём стихийно сложилась радиально-кольцевая планировка, и сердцевиной её стал соборный ансамбль. В Великом и сейчас осталось несколько улочек, застроенных только на одной стороне -- так, чтобы все дома были обращены фасадом к "кремлю". Для села это чрезвычайно редкая планировка! Что интересно, издали ансамбль вовсе не выглядел огромным. Он смотрелся очень гармонично и не подавлял, а украшал, собирал, формировал главную площадь своим простым, но неотразимым силуэтом. Вскоре выплыла из-за деревьев ещё одна пятиглавая церковь -- куда меньшая по размерам, но всё же вполне логично уравновешивающая собор по другую сторону от колокольни, с юга. А ещё в комплекс входила угловая башенка-часовня на севере, изящные Святые врата близ зимней церкви, торговые лавки -- площадь-то базарно-ярмарочная. Все эти постройки вытянулись в одну линию по восточному краю площади. Когда видишь всё это впервые, невольно замираешь... Величие, в чём-то достойное Ростова! Говорят, за образец здешнего комплекса был взят знаменитый ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле. Может быть, это верно по отношению к композиции двух храмов и колокольни, но никак не к их облику. Вторая церковь здешнего ансамбля была возведена лишь через 30 лет после собора, когда уже не было в живых Аникиты Репнина -- потому говорить о единстве замысла всего комплекса едва ли приходится. Колокольню построили ещё позже, а уж ограда и башенки "кремля" и вовсе относятся к началу XIX века. Так что великосельский комплекс формировался в течение более чем столетия. В нём неразрывно слились и традиции ярославской архитектурной школы XVII века, и новые веяния. Точно можно сказать одно: ничего близко подобного больше нигде не встретишь! Ярославская архитектурная школа в течение XVII века развивалась, как это ни странно, в сторону всё большего увеличения объёма куполов по сравнению с четвериком, из которого они растут. Самые знаменитые храмы середины века являли ещё равенство высоты глав и четверика. Во второй же половине столетия купола стали более грандиозными. Вместе с барабанами они порой в полтора раза превосходили основную часть храма! Особенно это заметно по церкви Николы в Меленках или по фотографиям несохранившейся, но очень оригинальной Петропавловской церкви на Волжском берегу. Великосельский Рождество-Богородицкий храм -- из той же череды. Купола его -- гигантские ярко-зелёные маковки, словно в них перетекла почти вся мощь собора. Удивительна стоящая рядом колокольня (1758 -- 61 гг.) -- её можно назвать одновременно и шатровой, и ступенчатой! Что-то среднее между конической "Ярославской свечой" и ярусной звонницей в Толчково. Кокошники над арками отмечают грани уменьшающихся ярусов, но "ступеньки" эти -- как бы сглажены. Общий силуэт получился стремительный, островерхий, словно кипарис вознёсся к небу. Конечно, раньше XVIII века подобная колокольня не могла возникнуть. Но всё же это такое яркое явление именно русского барокко -- далёкого от любых европейско-петербургских веяний, - что она кажется очень древней и выражающей исключительно национальный дух в архитектуре. Если бы она не была такой ажурно-сквозной от четырёх этажей арок, то казалась бы слеплённой из мокрого песка, как детские "пирамидки" на пляже. Я не побоюсь назвать очертания и декор этой колокольни -- совершенными! Пожалуй, это один из архитектурных идеалов. Таких, которые, увидев раз, запоминаешь на всю жизнь. Вознеслось это чудо на 75 метров. Вдвое выше "Ярославской свечи"! Говорят, изначально звонница не была такой грандиозной, и самые верхние ярусы появились позже, в XIX веке. Как бы то ни было, получилась одна из самых высоких колоколен, когда-либо возводившихся в русских сёлах. Лишь в близком Поречье-Рыбном под Ростовом в конце XVIII в. построили ещё большую звонницу -- 94 метра. В самом же Ярославле нет ничего подобного! Если зодчие, возводившие собор, остались анонимными, то имя Ивана Зарубина, воздвигшего колокольню, запечатлелось в местной истории. Тончайшая ажурность многоарочной звонницы в сочетании с мощным монолитом собора создаёт парадоксальную, контрастную гармонию. Они изумительно дополняют друг друга -- эти слишком разные постройки одного ансамбля! Не будь такой высокой колокольни, комплекс казался бы тяжёлым и заземлённым. Будь собор похож на колокольню -- получился бы обычный лёгкий барочный ансамбль. А здесь -- ярчайший символ соединения Руси Древней, допетровской и России молодой, так и рвущейся куда-то... Собор, заложенный в 1709 и освящённый уже в 1712 году, не без оснований считается первым в истории храмом-памятником в честь Полтавской победы . В наше время на площади перед ним воссоздано мозаичное панно -- копия знаменитого творения Ломоносова "Полтавская битва". Ежегодно в Великом проводятся праздники с историческими реконструкциями прославленного сражения. Однако само посвящение собора Рождеству Богородицы свидетельствует, что даже если царедворство и присутствовало в характере Репнина, оно не было чрезмерным, и земное с небесным он никак не смешивал. Из лести царю было бы логично посвятить мемориальный храм его небесному покровителю и назвать Петропавловским (заодно вышло бы и подражание Петербургу!). Либо -- Исаакиевским, так как в день св. Исаакия Далматского, 30 мая, Пётр родился. Либо -- Сампсониевским, так как в день св. Сампсона Странноприимца, 27 июня, произошла Полтавская битва. Но посвящение выбрали гораздо более традиционное для Руси. Даже если оно и навевает какие-то мысли о земной истории, то скорее, о Куликовской, чем Полтавской битве. Как известно, победа на Куликовом поле была одержана в праздник Рождества Богородицы, и огромное количество Рождество-Богородицких храмов было возведено на Руси именно после 1380 года. Другая "памятка" тех событий в русском церковном календаре -- Дмитриевская родительская суббота: ближайшая ко дню св. Дмитрия Солунского, небесного покровителя Дмитрия Донского. Что интересно, боковой престол здешнего собора также освятили в честь Дмитрия Солунского . Напротив был придел Смоленской иконы Божией Матери . Храм получился трёхпрестольным, хотя приделы ничем не отделены от основного интерьера. Сейчас собор был закрыт -- внутренняя реставрация в нём даже не начиналась. К счастью, в Покровской церкви я встретил настоятеля о. Сергия. Он лично сводил меня и в собор, и на колокольню, провёл импровизированную экскурсию по всему комплексу: на первый взгляд, и вправду, целому "кремлю", а в действительности, чрезвычайно бедному сельскому приходу. За годы советской власти деревенские жители совсем разучились ходить в церковь. Так что огромные старинные здания более чем когда-либо кажутся сейчас величественной, но пустующей декорацией Святой Руси. Туристы сюда заезжают редко -- "нераскрученный объект". А для истовых, -- так сказать, профессиональных, -- паломников здесь не найдётся ни мощей, ни чудотворных икон, ни, тем более, "старцев". В общем, никакого ажиотажа! Сейчас трудно даже представить, что ещё совсем недавно оба храма стояли без куполов! В советских путеводителях спокойно, будто речь шла о чём-то вполне обыденном, даже с некоторой долей романтизма писали: "Сейчас, когда обе церкви лишены глав, они напоминают необычайных размеров лабазы времён А. И. Островского". Лабазы -- не лабазы, но в советское время их, действительно, использовали как склады. Лишь в 2004 г. уникальный комплекс был возвращён Церкви, и началось медленное возрождение приходской жизни. Таинственно загремел старый замок, и огромный собор раскрылся перед нами. Традиционные 4 столпа придавали его интерьеру ощущение древности и парадоксально-тяжеловесной гармонии. Они поражали толщиной и мощью. Один из них стоял косо -- причём, наклон был очень заметен, -- но это, видимо, нисколько не мешало устойчивости трёхсотлетней конструкции. Кстати, у ещё большего по размерам Успенского собора Рязани один из мощнейших столпов также удивляет своим наклоном. Ну что ж, есть "падающие" башни, стоящие веками -- а есть "падающие" столпы в многовековых соборах! Высота интерьера, не считая подкупольных барабанов -- 13 метров: гораздо меньше внешней высоты. Всё равно это много -- представьте, что под сводами легко поместился бы 4-этажный дом! Человек в таком интерьере смотрится просто букашкой! Площадь основного объёма, без алтаря -- примерно 20 на 20 метров. По меркам ярославского зодчества, это огромный храм: намного больше любого из сохранившихся в самом городе! Для сравнения, Богоявленская церковь на главной площади Ярославля имеет четверик всего 10 на 10 метров. Чрезвычайно редкое явление для русского храма: хоры находятся не над западной частью, а над восточной -- непосредственно над алтарём! Пожалуй, это никоновская традиция, хотя от низложения патриарха Никона до возведения здешнего собора прошло полвека. В соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря хоры также располагались за иконостасом, причём на нескольких уровнях. Мы поднялись на хоры и полюбовались интерьером с высоты: иконостаса пока не было. Зато во всей верхней части храма хорошо сохранились фрески. В краеведческой литературе иногда утверждается, что они относятся ко II половине XVIII века. Но надпись в самом храме гласит, что стенописи создавались при императоре Александре I. Да и по стилю они очень схожи с фресками начала XIX века братьев Медведевых: в Спасо-Преображенском соборе Углича и Успенском -- Мышкина. С первым общим стало даже то, что самый грандиозный сюжет -- Преображение Господне во весь центр западной стены: он во много раз больше любой другой композиции, хотя храм, казалось бы, посвящён совсем другому празднику. Каждый сюжет обрамлён рисованной рамкой-картушем. Преобладают золотистые, огненные, красные тона: всё очень празднично и ярко даже в неотреставрированном виде. Можно только догадываться, что было изображено в несохранившихся нижних ярусах -- вероятно, исходя из посвящения храма, земное житие Пресвятой Богородицы. А вот верхние два яруса -- подробнейший Евангельский цикл, начиная с Благовещения, Рождества и редкого сюжета Обрезания Господня. Потом мы обошли весь ансамбль. К северу от собора раскинулись входящие в "кремлёвский" комплекс Торговые ряды. Великое славилось большими ярмарками, проходившими ежегодно с 1 по 8 сентября: в течение недели перед престольным праздником Рождества Богородицы. Местом их проведения была как раз здешняя площадь. Это врастание лавок и амбаров в церковную ограду очень напомнило мне Борисоглебский монастырь под Ростовом, северная стена которого в XIX веке тоже обратилась снаружи в сплошные торговые ряды... (и это, как ни парадоксально, не помешало сохранить внутри глубочайший молитвенный дух!). Мы свернули за северо-западную башню. Я ожидал нового чуда, но... В нынешнем разомкнутом, полуразрушенном виде Великосельский кремль кажется сказочной декорацией, великолепным занавесом, за которым должно бы открыться что-то удивительное... а за ним открывается всего лишь море травы. Всё величие и всё убожество разрушаемой весь ХХ век, но, к счастью, так и не дорушенной русской культуры наглядно воплотилось в этом ансамбле. Восточные башенки-часовни ещё стояли, отмечая прямые углы "кремля", а вот связующая их ограда давно отсутствовала. Просто обширный пустырь. Когда-то тут, за алтарями храмов, был большой огороженный погост. А теперь... Футбольное поле на месте бывшего кладбища -- типичное знамение советских времён. Необычно смотрелась с востока Покровская церковь 1741 года. Её алтарные окна были обрамлены изразцами -- но не теми крупными наружными изразцами, что украшают едва ли не большинство ярославских храмов, а маленькими плиточками с бытовыми сюжетами в стиле лубка, какие обычно использовались в оформлении печей. Мы свернули к колокольне. Отец Сергий открыл дверцу, и началось долгое восхождение. На уровне второго яруса блеснуло окно, про которое говорят, что оно символизирует "окно в Европу" -- потому и обращено на запад. Но любое окно куда-то обращено (на третьем ярусе, например -- на север). Скорее всего, эта "символика" -- плод позднейшей фантазии... хотя, конечно, всё может быть. Рассказывают также, что несохранившиеся куранты "отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы". После трёх тёмных ярусов, занятых лишь лестницей, раскрылась наконец площадка звона. Панорама мира, разбитая на арки -- круговой пейзаж в восьми краснокирпичных рамках. Из полумрака выглядываешь в сплошной свет, щуришься. Кажется, весь мир состоит из света -- не только небо, но и земля. Переливчато-зелёный диск внизу и голубой купол вверху -- трудно сказать, что ярче! К юго-западу от соборного комплекса раскинулся пруд, ожививший весь пейзаж огромным светло-голубым глазом (хотя назывался он почему-то -- Чёрным...). В противоположной стороне маленьким замком с изящными шпилями возвышался над застройкой дом Локалова(1) -- ещё одна архитектурная достопримечательность Великого. Это творение известного архитектора Шехтеля -- будущего автора Ярославского вокзала в Москве и других выдающихся построек в неорусском стиле. Вдали виднелась ещё одна действующая церковь огромного села -- Тихвинская 1861 года. Обширный архипелаг крыш обрывался на востоке зелёным морем полей и ещё более далёкого леса. Было видно, что находимся мы хоть и в великом, но всё же селе. Тем грандиозней выглядел здешний ансамбль. Посёлок этот -- и по виду, и по духу, -- чем-то напоминает Борисоглеб под Ростовом, который мне тоже довелось созерцать с высоты могучей башни. Только там среди города-села воздвигся великий монастырь, а тут -- великий соборный комплекс. Ещё вспомнилось совсем далёкое отсюда Усолье на Каме с великолепным дворцово-соборным комплексом усадьбы Строгановых -- того же XVIII века и даже примерно тех же лет постройки. Особенно похожа была колокольня в самом центре ансамбля. И сам городок Усолье -- примерно такого же размера, как село Великое. Тоже благодатные древние места... и тоже полузабытые. Человек, совершивший самоубийство, по понятной причине, уже не имеет возможности искупить этот грех. Страна, десятки лет занимавшаяся уничтожением собственной культуры, ещё может это искупить -- возродив хотя бы то, что осталось. Когда выйдут из тени, воскреснут места, подобные Великому, прервётся наконец долгое, мазохистски растянутое самоубийство России. (1) . Алексей Локалов -- крупный промышленник, сын выкупившегося на волю крепостного, основатель Гаврилов-Ямской льняной мануфактуры.

Село Великое находится на территории Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Располагается в 7 км от города Гаврилов-Яма и примерно в 40 км от города Ярославль.

Впервые село Великое упоминается в связи с событиями конца XIV столетия. Во II половине XVIII века была обнаружена запись, повествующая о том, что в 1392 году рядом с Великим произошло сражение русского отряда с татарским. На картах России село Великое в первый раз появилось в 1607 году. В 1435 году здесь произошел крупный бой феодальной войны, в котором померились силой войска Василия Темного с дружинами Дмитрия Шемяки и Василия Косого. В 1612 году в Великом останавливались на отдых отряды Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы. Местные жители помогали им: вели ночной дозор, делились провиантом. А потом в дружину Минина и Пожарского поступил и великосельский отряд.

Село появилось на разветвлении старого пути от Ярославля на Ростов и Суздаль. Пётр Великий проезжал по селу шесть раз. Через некоторое время по его приказу основная дорога Москва-Ярославль была организована таким образом, что Великое оказалось в стороне. Император решил наградить героев Полтавской битвы и пожаловал село в личное владение своему сподвижнику, фельдмаршалу, князю Аниките Ивановичу Репнину – будущему президенту Военной коллегии. В 1712 году он построил здесь величественную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм положил начало архитектурному комплексу будущего местного кремля. П.И. Репнин, внук фельдмаршала, соорудил в 1741 году теплый храм Покрова Богородицы. Позже между церквями была построена соборная колокольня высотой 75 м.

В 1759 году половина Великого стала принадлежать Cавве Яковлеву – известному промышленнику, хозяину Ярославской Большой мануфактуры. К 1792 году село полностью отходит к Яковлевым. Они строят здесь полотняную мануфактуру. К середине ХIX века Великое представляло собой одно из самых крупных российских центров льняной промышленности. В селе ежегодно организовывались торговые ярмарки. Великое было самым большим селом Ярославской губернии – население составляло более 4000 человек. Оно больше походило на большой уездный город. Здесь было возведено 4 церкви, более 500 каменных зданий.

В советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено. В наши дни предпринимаются попытки по возрождению Великого: восстанавливаются церкви, ремонтируются дороги. Осенью 1997 года была возобновлена знаменитая Великосельская ярмарка.

В селе Великое располагается крупный историко-архитектурный комплекс (XVIII-XIX века), включающий особняк конца XVIII столетия, усадьбу купца I гильдии А.А. Локалова (1888 год, архитектор Ф.О. Шехтель), дом П.Д. Иродова (1888 год, архитектор тот же) и ансамбль Рождество-Богородицкого храма (кремль). Главный ансамбль XVIII века состоит из храма Рождества Богородицы (1712 год), высокой 7-миярусной колокольни, церкви Покрова Богородицы и некрополя с могилой А.А. Локалова.

Перед кремлем, на соборной площади находится копия знаменитого мозаичного полотна «Полтавская баталия» М.В. Ломоносова. Фрагменты этой копии изготовили школьники из разных городов России, затем собрали воедино и установили в Великом в 2011 году, в честь 300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Судьба Ломоносова не связана с селом. Однако он мог проходить по Великому вместе с рыбным обозом из Холмогор в Москву, так как село стояло на этом торговом пути.

Бывшая усадьба А.А. Локалова занята сейчас детским домом «семейного» типа. Несмотря на это, экскурсантов внутрь пускают. В доме уцелели интерьеры XIX столетия. Большой интерес вызывает уникальная комната-грот, стены которой изготовлены из льняного волокна.

В Великом есть два больших естественных водоёма: Чёрный и Белый пруды. В 1985 году Чёрному пруду был присвоен статус памятника природы. Существует ряд версий, касающихся его названия. Например, когда-то на берегу пруда находились кузницы, вся копоть от работы которых уходила в пруд, поэтому вода здесь была тёмная. По цвету воды его и стали называть Чёрным. Потом по решению сельского врача И.Д. Писарева пруд был почищен. После этого он уменьшился до 9 га. Вода пополняется за счёт подземных и талых вод.

В 1895 году по инициативе все того же Писарева был заложен парк, ставший любимым местом отдыха местных жителей. Сейчас парк – памятник природы. Школьники держат парк в чистоте, весной и осенью здесь проходят уроки физкультуры.