Угличский богоявленский монастырь. Богоявленский женский монастырь, ярославская область. Помогающие людям Образы

Рассказывая об Угличе, невозможно обойти вниманием его монастыри и многочисленные храмы. Удивительно, но на такой небольшой провинциальный городок и его окрестности одних только действующих храмов приходится порядка двух десятков, и это не считая недействующих или ставших музеями, как .

Первый монастырь Углича, с которым я хочу вас познакомить - Богоявленский монастырь.

Он, как и все местные монастыри, располагается в центре города в пешей доступности от кремля. Это единственный монастырь, в котором мне не доводилось бывать раньше, потому что экскурсионных групп сюда обычно не водят, и потому что долгие годы он был в достаточно плачевном, непарадном, состоянии.
Личные впечатления. Богоявленский монастырь отличается от многих, виденных мной раньше. Долгие годы он использовался не по назначению. Чего тут только не было - и жилье, и складские помещения, и детский дом, и школа. Впрочем, две школы в бывших келейных корпусах располагаются здесь до сих пор - художественная и общеобразовательная.
Глядя на три монастырских храма, раздробленную, не очень ухоженную территорию, я испытывала сложные чувства - и боль, и непонимание, и возмущение, что можно так истерзать и изгадить святое место...
Когда-то это был огромный монастырь, занимающий целый городской квартал, полностью огороженный стенами и башнями, и ограниченный четырьмя угличскими улицами.


Сейчас, находясь здесь, не испытываешь ощущения целостности, защищенности, отгороженности от мира. Каждый прохожий может зайти в ворота монастыря, двери его открыты. Исписанные стены настоятельского корпуса, тут же брошенные ранцы, шумно резвящиеся с матом меж трех "раненных" храмов на турниках школьники... Дааа, такого я еще не видела. Конечно, многим нашим детям не хватает воспитания, но когда это слышишь в монастыре, это особенно неприятно слышать.
Я не знаю, какие чувства испытывают дети, живя в таком намоленном веками городе, учась здесь на земле святой обители. Есть ли он - душевный трепет? Я не заметила. Мне храмы было жалко, нас всех было жалко... Все-таки в храм надо приходить иначе, осознавая, где ты и зачем.

В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, здесь же она училась в школе. В 1931 году о своей жизни здесь она написала повесть "Углич", а спустя 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую ее книгу "Дневные звезды".
Даже прожив здесь не долго, поэтесса с огромной любовью всегда вспоминала Углич и место, где жила - Богоявленский монастырь.

Мне вспомнился Углич родимый;
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!
И страстно меня потянуло
К родимым моим берегам...
Ах, я бы охотно взглянула
На все, что оставила там!!!

(О.Берггольц, "Дневниковые тетради 1923 года")

Небольшая историческая справка. Из трех монастырей Углича Богоявленский - самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шестивековым "стажем"). Он был основан в конце XIV века женой Дмитрия Донского Евдокией. Изначально располагался в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей. В 1591 году, после убийства в кремле царевича Дмитрия, в монастырь была насильно пострижена его мать, царица Мария Федоровна Нагая.
Спустя почти 100 лет после своего открытия в связи со строительством в кремле оборонительных сооружений обитель "переехала", впрочем недалеко - на расстояние всего в несколько сотен метров, не более 5-ти минутах ходьбы от кремля. Здесь же она и располагается по сей день.
А теперь давайте пройдем в монастырь, увидим воочию сегодняшний день обители.



Богоявленский монастырь находится в одном квартале от Угличского кремля


Ограда монастыря восстановлена совсем недавно (в 2010-е гг.)


Заходим в Восточные ворота


Смотрим налево - здесь располагается внушительная по размеру церковь Феодоровской иконы Богоматери (1818)


Смотрим направо - видим восточный келейный корпус (XIX в.), а за ним Богоявленский собор (1853).


Напротив Восточных ворот стоит Смоленская церковь (1700). Это самый старый храм обители.










На месте деревянного мостика раньше стояла колокольня, которую взорвали. К счастью, Федоровская церковь чудом не пострадала, выстояла. Читала, что в планах стоит реконструкция колокольни.


Южный келейный корпус (1857). Сейчас здесь находится Художественная школа.


На территории монастыря стоят два вот таких деревянных дома. Что там располагается - не знаю.


Здания впереди - слева школа (1895), прямо северный келейный корпус (1851 г), справа Настоятельский корпус (1817).


Стена Настоятельского корпуса густо исписана.


Около Настоятельского корпуса располагается спортивная площадка - школьные турники


На турниках резвятся мальчишки.






Подходим к школе


Мемориальная доска с именем Ольги Берггольц

Богоявленский монастырь не принадлежит к числу древних. Есть две версии его появления. Согласно первой, его основала в конце XVI века Мария Нагая, мать царевича Димитрия и последняя жена Ивана Грозного. Согласно второй - Ксения Шестова (инокиня Марфа), мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.
Первоначально обитель находилась в юго-западной части кремля, за прудом. В Смутное время вражеские отряды ворвались в кремль, разорили монастырь и убили насельниц вместе с игуменией Анастасией. В 1661 году, когда в кремле начались работы по сооружению новых оборонительных укреплений, монастырь был переведён на ныне существующее место - на Ростовскую дорогу.
Вначале он был деревянный, и лишь в 1700 году появляется первая каменная соборная церковь Богоявления. В XIX веке после строительства нового собора церковь была переосвящена в честь Смоленской Иконы Божией Матери. В архитектуре церкви Смоленской богоматери сохранились черты, ставшие традиционными для угличского храмового зодчества. Реставраторам посчастливилось раскрыть и восстановить прежнее убранство глав церкви – теперь, как и много лет назад, все они покрыты сверкающей зелёной черепицей.
Особенно большое строительство началось в монастыре в начале XIX века. Сооружаются корпуса братских келий, Федоровская церковь (1818г.), каменная ограда. Церковь Фёдоровской Иконы Божией Матери, пожалуй, наиболее интересный угличский памятник XIX века. Необычен для Углича её крестообразный план. Скорее всего, здесь сказалось влияние столичного зодчества второй половины XVIII века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста. Внутреннее пространство церкви украшено яркими росписями. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым, братом Тимофея Медведева, расписавшего Спасо-Преображенский собор.
В 1853 году заканчивается строительство нового огромного Богоявленского собора. Его основание связано с поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтари собора поместили на то место, где опускались лебеди.
Собор – образец официального русско-византийского стиля – возвели в 1843-1853 гг. по проекту архитектора К. Тона. Постройка собора, несмотря на видимое благосостояние обители, стала настоящим подвигом для насельниц. Возводя столь крупное здание, они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игуменья монастыря Еликонида, которая была инициатором строительства.
Последним храмом монастыря стала небольшая церковь Иконы Божией Матери "Достойно Есть" (1886-1887 гг.), которая представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой.
В 1920-е годы монастырь закрыли, а дальше последовало его разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь "Достойно Есть" перестроена в жилой дом. Богоявленский собор практически до наших дней использовался под склад.
В 2003 году началось возрождение двух храмов обители - Федоровской и Смоленской церквей. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора - впервые за много лет разрухи и небрежения самый заметный храм Углича обрел достойный вид.
С 2010 года монастырь вновь действует как женская обитель.

Богоявленский девичий монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией, в иночестве Ефросиньей, женой Дмитрия Донского. Первоначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной части. В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге. Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII - начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда, а в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора.

Богоявленский женский монастырь славился рукоделием монахинь-золотошвеек: лицевым, орнаментальным шитьем; вышивками шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Здесь сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений декоративно-прикладного искусства.
Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советский период его храмы использовались под складские помещения.
В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 году Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 году – Федоровский. В 2000 году Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви.
Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.

Угличский Богоявленский женский монастырь основан в конце 14-го века великою княгинею Евдокиею, в иноч. Евфросинией, Димитриевною, женою московского князя Димитрия Иоанновича Донского. Монастырь был в кремле в северо-западном углу бывшей крепости. В 1611 г. монастырь был разорен поляками. В 1620 г. по грамоте Великой старины Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича, восстановлен на прежнем месте. В 1661 году, по грамоте царя Алексея Михайловича, перенесен на настоящее место. В монастыре каменные церкви: 1) Смоленская, прежде именовавшаяся Богоявленскою, двухэтажная, основана в 1689 г. на сумму доброхотных дателей; 2) Феодоровская Богородичная - одноэтажная, холодная, основана в 1805 г. на сборную сумму; при сей церкви в 1837 г. построена каменная колокольня; 3) Богоявленская - теплая соборная, одноэтажная, основана в 1848 г. на сборную сумму; 4) Достойновская Богородничная, двухэтажная, теплая; устроена в 1886-87 г.г. на средства доброхотных дателей. Всех престолов в церквах 7: 1) в Смоленской - два, главный в честь "Одигитрии" Смоленской Богоматери, а в северном левом приделе в честь Воздвижения Креста Господня. Бывшие в нижнем этаже сей церкви два престола: свв. Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного и святителей Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского в 1846 г. упразднены; 2) в Феодоровской - один престол в честь "Одигитрии" Феодоровской (угличской) иконы Богоматери; 3) в Богоявленской соборной - три престола: главный во имя Богоявления Господня, в южном правом приделе в честь Толгской иконы Богоматери, а в северном левом приделе во имя святителей Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, и Николая, Архиепископа Мирликийского; 4) в Достойновской церкви - один престол в честь иконы Богоматери "Достойно есть". В 3-х верстах от гор. Углича на монастырской даче "сельцо Петровское" приписная Иннокентиевская кладбищенская церковь, каменная, одноэтажная, теплая, с каменною колокольнею, устроена в 1896 г. Престолов в ней один во имя св. Иннокентия Иркутского Чудотворца. Монастырского капитала в %% бумагах 194.957 руб., с которого получается %% в пользу церкви 2977 руб. 24 к., в пользу сестер 3676 руб. 75 коп., и в пользу причта 1488 руб. 71 коп. Каз. сод. 337 р. 43 к. Земли 330 дес. 1039 кв. саж. Внутри монастыря пять каменных, двухэтажных корпусов, один одноэтажный каменный корпус, четыре деревянных дома и службы. Монастырь обнесен каменной оградой с четырьмя башнями. При монастыре - приходская школа для девочек с классом рукоделия, школа грамоты, больница на 10 кроватей и странноприимная комната для приходящих богомольцев. Часовен три: 1) под Богоявленским соборным храмом; 2) при Иннокентиевской кладбищенской церкви, устроена в 1898 г.; и 3) в гор. Рыбинске в 25-м квартале, устроена в 1872 году.

Богоявленский женский монастырь занимает полквартала, прилегающего к Ростовской улице. По одной из версий, он был основан в конце XIV века женой Дмитрия Донского Евдокией Московской. По другой версии, его основала Ксения Шестова, мать Михаила Романова в конце XVI столетия.

Из трех монастырей Углича Богоявленский - самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шестивековым "стажем"). Изначально располагался в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей. В 1591 году, после убийства в кремле царевича Дмитрия, в монастырь была насильно пострижена его мать, царица Мария Федоровна Нагая.

Спустя почти сто лет после своего открытия в связи со строительством в кремле оборонительных сооружений обитель "переехала", впрочем, недалеко - на расстояние всего в несколько сотен метров, не более 5-ти минутах ходьбы от кремля. Здесь же она располагается по сей день.

Напротив Восточных ворот стоит Смоленская церковь (1700). Это самый старый каменный храм обители.

Церковь Феодоровской иконы Богоматери построена в 1818 году. Она освящена в честь патрональной иконы рода Романовых в благодарность старице Марфе, Ксении Шестовой, матери основателя династии.

В 1930 г. обитель закрыли, все его ценности конфисковали, а монахинь выселили как нежелательный элемент. В церковных зданиях организовали кладовые, переоборудовали под школы и жилье.

В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, здесь же она училась в школе. В 1931 году о своей жизни здесь она написала повесть "Углич", а спустя 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую ее книгу "Дневные звезды". Ниже мы видим ту самую школу, где она училась.

«Мне вспомнился Углич родимый;
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!»
(О.Берггольц, "Дневниковые тетради 1923 года")

Напротив школы находится Богоявленский собор, построенный по проекту самого К. Тона (автор Храма Христа Спасителя в Москве) в 1853 году в русско-византийском стиле. Этот храм чуть ли не единственная сохранившаяся постройка Тона.

Это настоящая жемчужина Углича, самый большой и красивый храм города. Поставленный на перекрестке двух главных магистралей, он виден издалека, в перспективах улиц и с Волги.

Зайдем внутрь. Утром здесь ни души. Фотографировать можно, если внести символическое пожертвование, рублей сто.

В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.

У игуменьи Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и, кроме того, у них были три сына-наследника.

Но зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.

В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.

Здесь мы оказались свидетелями необычного явления, о котором нас предупреждали, но мы не поверили. К сожалению, фотоаппарат этого передать не может. Когда мы вошли в храм, на стенах были заметны только какие-то темные пятна без признаков рисунка.

Было раннее утро, всходило солнце, и буквально у нас на глазах темные пятна стали приобретать формы, и через 15 минут на них явственно стали различаться всевозможные фрески. Они появлялись везде, на всех стенах.

Я верю в Бога, но не верю в чудеса. Что это было? Чудо Божье, оптический эффект или какая другая химия, я объяснить не возьмусь. Одно знаю твёрдо: малое знание уводит от Бога, большое знание приводит к Нему.