Как XIX съезд КПК изменит Китай и его отношения с миром. XIX съезд Компартии Китая и интересы России Эксперт xix съезд коммунистической партии китая

Кампания по выборам делегатов 19-го съезда КПК (18-24.10 2017) проводилась с ноября 2016 года в соответствии с принятым Политбюро ЦК КПК месяцем раньше специальным циркуляром. Во всех регионах КНР, кроме Тибета и Синьцзяна, выборы проходили при превышении числа кандидатов над числом выделенных для данного региона на съезд мест в среднем на 15%. В Тибете и Синьцзяне число кандидатов соответствовало числу выделенных мест.

Участие руководителей партии, включая генерального секретаря Си Цзиньпина, в выборной кампании должно было, согласно вышеуказанному документу, отвечать интересам проведения в жизнь требований всестороннего строгого управления партией и т.д. Члены действовавшего на тот момент Постоянного комитета Политбюро избирались на съезд в провинциях Шэньси, Юньнань, во Внутренней Монголии и других районах запада Китая.

Си Цзиньпина единогласно выбрали делегатом съезда на партконференции в пров. Гуйчжоу, которую до недавнего времени возглавлял Чэнь Минъэр (секретарь парткома города Чунцин; по итогам 19-го съезда стал членом Политбюро ЦК КПК).

Особое внимание уделялось кандидатам на должности в руководящих органах партии нового созыва. Со всеми кандидатами на посты членов Политбюро ЦК КПК встречался и беседовал лично Си Цзиньпин, в члены и кандидаты в члены ЦК КПК – начальник орготдела ЦК партии Чжао Лэцзи.

В центре внимания руководства КПК в период подготовки и проведения съезда были кадровые вопросы.

С начала текущего года были заменены первые руководители 12 министерств и ведомств системы Госсовета КНР, назначено, по меньшей мере, по одному новому заместителю в Центральную комиссию по проверке дисциплины и всех четырех отделов ЦК КПК. Из 31 административно-территориальной единицы провинциального уровня в 23 были заменены секретари парткомов и в 24 – губернаторы. Из 376 членов и кандидатов в члены ЦК КПК 18-го созыва 38 (порядка 10%) подверглись чистке.

За пять лет были сняты и, как правило, привлечены к ответственности за различные злоупотребления более 60 генералов, заменены командующие видами вооруженных сил. Незадолго до съезда сняты с занимаемых постов начальник Объединенного штаба и начальник Управления политической работы Центрального военного совета. Ликвидирована система двойного подчинения военизированной полиции Центральному военному совету и Госсовету КНР, теперь эти войска подчиняются только ЦВС, то есть лично Си Цзиньпину. 90% из 300 делегатов съезда от армии участвовали в съезде КПК впервые.

На самом съезде, несмотря на разного рода проекты реорганизации высших органов партии, информация о которых сливалась в предшествовавший съезду период в гонконгскую печать, их структура сохранилась. Осталась прежней численность Политбюро ЦК КПК (25 чел.) и его Постоянного комитета (7 чел., из которых 5 – новые). Число секретарей Секретариата ЦК КПК увеличено с 5 до 7 (6 – новые). С 11 до 7 человек сокращена численность Центрального военного совета КПК.

В ЦК КПК 19-го созыва избрано 204 члена, из которых 126 человек – впервые. Избраны также 172 кандидата в члены ЦК КПК и 133 члена Центральной комиссии по проверке дисциплины. В Политбюро ЦК КПК 15 человек вошли в этот партийный орган впервые, из них 11 работали, учились с Си Цзиньпином либо являются его земляками. Из 10 оставшихся в Политбюро на второй срок 7 – члены его Постоянного комитета, а также заместитель председателя Центрального военного совета Сюй Цилян, начальник отдела единого фронта ЦК КПК Сунь Чуньлань и секретарь парткома пров. Гуандун Ху Чуньхуа.

Основным документом съезда является доклад о работе ЦК КПК 18-го созыва, с которым выступил Си Цзиньпин. Он сохраняет определенную преемственность с аналогичным документом предыдущего съезда и содержит политические установки руководства КПК по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики, идеологии, культуры, партстроительства и т.п.

В докладе, в частности, сказано, что за последние пять лет ВВП КНР увеличился с 54 трлн до 80 трлн юаней, по его размерам Китай «стабильно занимает второе место в мире». Период до 2020 года определен как «время периода победы в строительстве общества всестороннего среднего достатка».

Время с 2020 до 2050 года, – заявил Си Цзиньпин, – можно подразделить на два этапа. На первом, с 2020 по 2035 гг. на базе построенного общества всестороннего среднего достатка нужно будет в основном осуществить социалистическую модернизацию. Второй этап – с 2035 года до середины столетия, во время которого необходимо на основе всесторонней модернизации превратить Китай в «богатую, мощную, демократическую, цивилизованную, гармоничную, прекрасную социалистическую модернизированную державу». Среди немногих известных на сегодняшний день ее параметров – руководящая роль КПК, наличие «первоклассных по мировым меркам вооруженных сил», большой ВВП и нахождение Китая «в центре мировой арены».

К 2050 году Китай, как сказал генеральный секретарь ЦК КПК, по комплексной государственной мощи и международному влиянию должен стать «ведущим» государством мира.

Предупреждения о необходимости работать в условиях снижения темпов экономического роста в докладе Си Цзиньпина заменены тезисом о том, что количественный рост экономики перешел в качественный. Было заявлено также о приверженности КПК продолжению реформ. Однако, отмечает газета «Нью-Йорк таймс», «его понимание реформы вряд ли будет слишком похоже на прежние элементы либерализации, которые запускали в 1980-1990-е годы Дэн и другие высшие руководители. Тогда партия постепенно обращалась к рыночным силам и откровенному капитализму, отказываясь при этом от своей власти над многими секторами экономики. Версия реформ Си Цзиньпина указывает в противоположном направлении: направлении активизации и всестороннего укрепления партийного контроля». Действительно, как заявил Си Цзиньпин в докладе на съезде, «партия, правительство, вооруженные силы, народ, система образования, восток, запад, юг, север, центр, – партия руководит всем». Эта фраза включена и в Устав КПК.

В докладе Си Цзиньпина было объявлено о «вхождении китайского самобытного социализма в новую эпоху». В этой связи современные китайские ученые-теоретики выделяют в истории Китая после 1949 года три этапа. На первом, связанном с именем Мао Цзэдуна, страна «встала во весь рост», на втором, связанном с именем Дэн Сяопина, – разбогатела, на третьем, связанном с именем Си Цзиньпина, – «стала сильной» и «пошла навстречу великому возрождению китайской нации».

Данная тема была продолжена в докладе о внесении изменений в Устав КПК. Главный смысл этого документа заключается во включении «идей Си Цзиньпина о самобытном китайском социализме новой эпохи» в число «руководящих идей» КПК. Они объявлены в документах съезда «новейшим достижением в китаизации марксизма», «квинтэссенцией коллективной мудрости партии и народа».

Кроме того, Устав КПК подвергся доработке с включением в него практически всех появившихся после 18-го съезда КПК (2012 г.) политических установок и концепций. Например, в него вписаны «две столетние цели» и «великая цель возрождения китайской нации», добавлено понятие «культура самобытного китайского социализма».

Далее, в Устав КПК включены положения о решающей роли рынка в распределении ресурсов, о структурной реформе предложения, о строительстве системы законности самобытного китайского социализма, развитии системы консультативной демократии , об укреплении «мягкой» силы Китая и пр. Выделены также положения об «абсолютном» руководстве вооруженными силами со стороны Компартии Китая и необходимости проведения в жизнь «идей Си Цзиньпина о сильной армии». В Уставе КПК подчеркнуты важность борьбы с коррупцией и «строгого управления партией».

Согласно уставным положениям, главным социальным противоречием современного Китая является «противоречие между с каждым днем растущей потребностью народа в прекрасной жизни и несбалансированным, неполным развитием».

Один из разделов доклада Си Цзиньпина посвящен вопросам военного строительства и строительства вооруженных сил. В частности, поставлена задача к 2035 году «в основном осуществить модернизацию обороны государства и вооруженных сил» и к середине текущего столетия – «полностью превратить народную армию в первоклассные по мировым меркам вооруженные силы», «конкретно и надлежащим образом вести подготовку к военной борьбе на всех стратегических направлениях».

Внешнеполитический раздел документа сохраняет преемственность с аналогичным разделом доклада, делавшегося на предыдущем съезде. В нем, однако, отсутствует использованная пятью годами ранее формула об «отношениях нового типа между великими державами», то есть между КНР и США. Вместо неё появилась другая: «Продвигать координацию и сотрудничество между великими державами, создавать рамки отношений между великими державами, основанных на общей стабильности и сбалансированном развитии».

В настоящее время в Китае в соответствии с принятым ЦК КПК Постановлением начата широкая кампания по изучению и пропаганде материалов 19-го съезда КПК, в адрес которого поступили тысячи поздравительных телеграмм и писем.

В них, по словам заведующего Отделом международных связей ЦК КПК Сун Тао, дается высокая оценка внутренней и внешней политике Китая, подчеркивается «возрастающая с каждым днем роль» Компартии Китая в жизни мирового сообщества.

Имеется в виду усиление роли Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК).

Партийный съезд — главное политическое событие пятилетки. Нынешний начался 19 октября с выступления перед более чем 2 тыс. его участников председателя КНР Си Цзиньпина, а завершился 24 октября принятием поправок в устав Компартии и утверждением нового состава центрального комитета партии из 300 человек.

25 октября прошел первый пленум центрального комитета Компартии 19-го созыва, в котором приняли участие 204 члена с правом голоса. Они избрали состав нового политбюро из 25 человек и новый состав постоянного комитета политбюро —​ главного органа управления Китаем, в который входят семь человек. Постоянный комитет встречается еженедельно для решения главных вопросов страны, политбюро собирается раз в месяц.

Кадровый вопрос был главным до начала съезда. Они обращали внимание на то, что при ​двух предыдущих лидерах КНР — Цзян Цзэмине и Ху Цзиньтао — на съезде, который пришелся на окончание первого срока их работы, еще до начала мероприятия было известно, кто войдет ​в политбюро и постоянный комитет. Можно было с уверенностью указать на того, кто займет пост генсека партии, а потом и председателя страны по окончании следующей пятилетки. Так было и с самим Си Цзиньпином: он вошел в состав ПКПБ в 2007 году. Тогда эксперты почти со стопроцентной уверенностью указывали на него как на следующего руководителя Китая. Прогноз оправдался: Си Цзиньпин в 2012 году был избран генсеком Компартии, а позже занял и два других высших руководящих поста — председателя КНР и главы Центрального военного совета.

Новички без близости

Из семи человек, работавших в предыдущие пять лет в составе постоянного комитета, свои места сохранили двое — 64-летний Си Цзиньпин и 62-летний председатель Госсовета Ли Кэцян. По прогнозу Reuters , главой парламента страны, Всекитайского собрания народных представителей, станет вошедший в ПКПБ Ли Чжаньшу, начальник канцелярии центрального комитета Компартии. Ли Чжаньшу 67 лет, он один из самых близких к Си чиновников, работавший с ним еще с 1980-х и фактически возглавлявший его аппарат, пишет Bloomberg . Его утверждение на пост третьего человека в стране произойдет только в марте, когда парламент соберется на очередной съезд, сообщает Reuters .

Имена вошедших в ПКПБ людей расставлены в утвержденном списке по рангу в порядке убывания, говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. В таком же порядке новый состав ПКПБ вышел на фотографирование. Первым после Си Цзиньпина вышел второй человек в иерархии — Ли Кэцян, за ним — Ли Чжаньшу. Далее вышел вице-премьер Госсовета Ван Ян, пятым — заведующий Центра политических исследований при ЦК КПК Ван Хунин, шестым — новый глава партийной дисциплинарной комиссии Чжао Лэцзи, замкнул семерку глава парткома Шанхая Хань Чжэн, сообщило агентство «РИА Новости» .

В новом составе ПКПБ семь человек, как и в предыдущем, поэтому можно ожидать, что новички займут те же позиции, что и их предшественники, говорит Габуев. По словам эксперта, можно ожидать, что Ван Ян станет председателем Народного политического консультативного совета, Ван Хунин — первым секретарем ЦК партии, Чжао Лэцзи уже назначен председателем Центральной комиссии проверки дисциплины, а Хань Чжэн может стать первым вице-премьером Госсовета.

Впервые состав ПКПБ сформирован из участников, родившихся уже после китайской революции 1949 года. Большинство в новом ПКПБ не принадлежит людям, которых можно считать близкими к Си, однако в 25-местном политбюро как минимум 14 человек в разные годы работали с ним вместе, подсчитал Reuters .

Возвышение Си

Съезд закрепил особую роль Си Цзиньпина в истории КНР. Он стал первым современным лидером, чье имя было вписано в устав Компартии. До нынешнего съезда в уставе по имени были названы только основатель современного Китая Мао Цзэдун и реформатор Дэн Сяопин: «Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства (производительных сил, культуры и широких слоев населения) и научной концепцией развития». Теперь в уставе прописаны также «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху», процитировал текст принятой поправки Reuters .

«Совершенно очевидно, что Си рассматривает себя в качестве третьего большого лидера после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Называние преемника сейчас ослабило бы позиции Си», — цитирует Bloomberg Джозефа Фьюсмита, профессора Бостонского университета.

Закрепление статуса Си и отсутствие явного указания на преемника связаны не столько с личными амбициями председателя КНР, сколько с задачами, которые стоят перед Китаем, говорит Алексей Маслов из НИУ ВШЭ. По его наблюдению, характер китайской власти становится более авторитарным, так как руководством поставлены масштабные задачи в экономике, страна хочет сделать новый рывок, а для него нужно зафиксировать новую команду. Лидер же может остаться прежним, указывает Маслов. Эксперт напоминает, что Дэн Сяопин не обладал титулом председателя КНР или генсека Компартии, однако с 1978 по 1989 год был лидером страны. По окончании второй пятилетки Си может изменить Конституцию Китая, запрещающую сейчас одному человеку занимать пост председателя более двух сроков подряд, указывает Маслов. Однако скорее Си останется фактическим лидером, занимая другой пост. То, что в китайском планировании появился 2035 год, к которому должна быть модернизирована армия и завершено строительство «среднезажиточного общества» (обе цели Ци назвал на съе​зде), может сигнализировать о планах Си оставаться у власти до этого времени, говорит Маслов.

Концентрация власти необходима для выполнения задачи по серьезной перестройке экономики, говорит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. А для сохранения Си у власти после 2022 года три высших поста китайской власти — пост председателя страны, генсека Компартии и председателя Центрального военного совета — могут быть разделены, их больше не будет занимать один и тот же человек, говорит Кашин. Рост ВВП Китая в годовом выражении сокращается с 2010 года, когда этот показатель был на уровне 10,4%. К 2015 году темпы роста экономики Китая замедлились до 6,9%, а в 2016 году — до 6,7%. В конце сентября международное рейтинговое агентство S&P понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Китая до А+ с АА- с прогнозом «стабильный». Агентство понизило суверенный кредитный рейтинг Китая впервые с 1999 года. До этого в конце мая суверенный кредитный рейтинг Китая пересмотрело (впервые с 1989 года) агентство Moody’s: он был понижен с Aa3 до A1 со стабильным прогнозом.

Усиление Си выгодно России, так как он настроен позитивно к развитию отношений с Москвой, у него хорошие личные отношения с президентом Владимиром Путиным, некоторые новые члены ПКПБ также хорошо известны в России, говорит Кашин. Так, Ван Ян активно участвует в развитии экономического сотрудничества, регулярно принимал участие в Восточном экономическом форуме . В политике сотрудничество Пекина с Москвой будет нарастать, так как Китай поставил задачу сформировать вокруг себя «зону комфорта», говорит Маслов. Однако в экономическом сотрудничестве китайская сторона может стать более прагматичной, так как ставит себе жесткие задачи по развитию.

Сохранить

"90290"

24 октября в Пекине завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Делегаты съезда избрали новый состав Центрального комитета КПК и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва, который прошёл сразу после закрытия съезда, сформирован новый состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК из семи человек во главе с генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином.

Съезд стал примечательным событием не только для Китая. Центральным пунктом оглашённой на съезде стратегии развития КНР является понятие «социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Признано, что «новая эпоха» наступит с 2020 года и будет длиться 30 лет - до 2050 года. Содержание «новой эпохи» КПК определяет как построение к 100-летию образования КНР (1949) полностью модернизированного социалистического общества всеобщего благосостояния (всеобщей зажиточности) с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической, духовной культуры. По совокупной «национальной мощи и международному влиянию» КНР к этому времени должна войти в число мировых лидеров.

Этой цели намечено добиться в два этапа. Первый этап - с 2020 по 2035 год, когда планируется полностью завершить построение общества среднего достатка и в основном осуществить социалистическую модернизацию. КНР достигнет технологической независимости и сможет сама стать донором инновационных технологий мирового уровня. На этой основе планируется обеспечить значительный прирост доли населения со средним уровнем доходов, резко сократить разрыв в уровне развития города, села и регионов, обеспечить равный доступ к основным общественным услугам (всеобщее пенсионное обеспечение и медобслуживание), а также существенно сократить имущественное расслоение. Возрастёт в эти годы и китайская "мягкая сила".

Второй этап (2035-2050 гг.) должен завершить социалистическую модернизацию Китая, превратив его, как говорится в партийных документах, в общество полной всеобщей зажиточности с преодолённым в основном имущественным расслоением населения и разрывом в уровне развития регионов.

На съезде были обобщены выявившиеся за прошедшую пятилетку проблемы нового этапа развития Китая. Они сформулированы как основное противоречие китайского общества: между постоянно растущими потребностями народа и неравномерностью, неполнотой развития. Имеются в виду два рода разрывов: экономический разрыв между богатыми приморскими и отстающими центральными и западными провинциями, а также разрыв в доходах между городом и деревней и, как следствие, не решённая в сельских районах проблема бедности.

Сейчас способом борьбы с бедностью в Китае является массовая выдача нуждающимся целевых микрокредитов на сумму менее 50 тыс. юаней сроком на три года без ипотеки, без поручительства, с базовой процентной ставкой. В целом уровень бедности в КНР сокращается. Так, в 2012-2016 гг. от бедности были избавлены 55 млн человек, а всего по состоянию на конец 2016 г. в Китае насчитывалось 43 млн. бедняков.

Опережающее развитие насыщенных портами приморских провинций было изначально определено в качестве макроэкономической стратегии китайских реформ. Однако сейчас разрыв в развитии регионов приобретает угрожающие формы, оборачиваясь безработицей в центре страны и едва сдерживаемой миграцией работников в перенаселённые восточные (прибрежные) провинции. Поэтому Си Цзиньпин и говорил в докладе на съезде о необходимости «создать новый, более эффективный механизм согласованного развития регионов». Потенциал восточных провинций будет в большей степени, чем раньше, перенаправляться с помощью государственных стимулирующих мер на ускорение экономического развития центральных и западных районов Китая.

Съезд подтвердил, что основной упор будет делаться на ускоренном развитии реального сектора экономики, а экономический рост планируется обеспечить за счёт форсированного внедрения научно-технических инноваций. Китай все последние годы наращивает вложения в НИОКР, в 2016 году они составили 2,1% ВВП. По докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2017 год, КНР является единственной страной со средним уровнем дохода в мировом списке 25 самых инновационных экономик, занимая 22 место .

Наиболее общим условием экономического роста признано совершенствование системы социалистической рыночной экономики. Специально уточнено, что конкуренция должна идти на справедливой и упорядоченной основе.

Си Цзиньпин подтвердил, что на международной арене Китай будет продолжать политику открытости. Прозвучал также тезис о том, что международная безопасность не может быть достигнута играми с нулевой суммой и ни одна страна не может себе позволить действовать исключительно из собственных интересов.

Китайский государственный капитализм стал основой быстрого, впечатляющего экономического роста, при этом капитализм и стимулы рынка, как явствует из документов КПК и выступлений руководителей компартии, являются лишь инструментами создания материальной базы социализма. Поэтому такое большое внимание от съезда к съезду уделяется в Китае экономической деятельности государства и обеспечению роста доходов населения. Ведь социализм нельзя построить в бедной стране.

Выполнение этих масштабных планов предъявляет повышенные требования к качеству партийно-государственного руководства. Отсюда состоявшееся на съезде официальное закрепление особой роли генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. При этом сам принцип коллективного руководства сохраняется, а гадания о наличии/отсутствии в Китае преемника Си Цзиньпина ни к чему не ведут, лишь заслоняя действительно важные стратегические решения, принятые в Пекине на XIX съезде КПК.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption На съезде Си Цзиньпин огласил свой сценарий развития Китая на ближайшие 20 лет

В Пекине завершился очередной, XIX съезд Коммунистической партии Китая.

Съезд народных представителей собирается каждые пять лет и в какой-то мере является рутинным событием, поскольку ключевые решения, оглашаемые на нем, как правило, принимаются заранее и не становятся новостью ни для партийной верхушки, ни для аналитиков.

Но бывают и исключения. Накануне XIX съезда много говорили о растущей концентрации власти в руках нынешнего председателя КНР Си Цзиньпина, вставшего у руля на прошлом съезде, пять лет назад. Предполагалось, что его старинный соратник Ван Цишань, руководитель Центральной комиссии по проверке дисциплины, а по сути - сил внутренней безопасности, сменит Ли Кэцяна на посту премьера госсовета КНР, однако этого не случилось.

Но гораздо интереснее то, что произошло на съезде. Например, "Мысли Си Цзиньпина" были включены в устав КПК. Собственно, сам съезд начался с трехчасовой речи Си, где он представил свою философию под названием "Мысли Си Цзиньпина о социализме китайского образца в новой эре". До него в тексте документа фигурировали только Мао Цзэдун и Дэн Сяопин. Правда, упомянута еще и "теория трех представительств" Цзян Цземиня, но ни один китайский лидер, кроме Мао Цзэдуна, не описывал свою философию как "мысли".

Теперь любая попытка оспорить решения председателя Си автоматически входит в противоречие с уставом КПК - в Китае такое положение не назовешь выигрышным.

Кто больше матери-истории ценен?

Такого в Поднебесной не было со времен Мао. Вкупе с все более активным восхвалением деятельности Си Цзиньпина во всех областях жизни внесение его "мыслей" в основополагающие партийные документы наводит на мысль о новом "председателе Мао" и маленьких красных книжечках с его изречениями в кармане у каждого китайца.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Напрямую сравнивать Си и Мао все же не следует

Труды Си Цзиньпина в Китае уже тиражируются. Не хотите карманный цитатник - можно загрузить сборник цитат в мобильный телефон.

Но, как отмечает старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, есть и отличия от режима Мао: "Си все же сталкивается с существенным сопротивлением на уровне региональных руководителей. Не все принятые в центре по его настоянию решения доводятся до исполнения на местах, - говорит он. - Характерным примером являются трудности по исполнению решений по ликвидации избыточных мощностей в ряде отраслей промышленности, финансируемых из местных бюджетов - они не выполняются систематически. Мао Цзэдун после "культурной революции" не имел с этим проблем".

"Только для того, чтобы подчеркнуть амбициозный характер личности Си Цзиньпина и тот авторитет, который он уже успел завоевать, можно сравнивать его с Мао, - соглашается заместитель директора Института стран Азии и Африки Андрей Карнеев. - А так это совершенно разные эпохи, разные люди. И никто в Китае, включая всю верхушку КПК, не мечтает о том, чтобы вернуться в прошлое".

Ожидать повторения событий 1966-76 годов в полной мере все же не стоит, считает Кашин. Хотя бы потому, что едва ли не все нынешнее политическое руководство, в том числе и сам Си Цзиньпин, вышло из семей репрессированных во времена "культурной революции". Однако чистка партийного и бюрократического аппарата идет полным ходом.

За пять лет с момента начала правления Си через Центральную комиссию по проверке дисциплины прошли 1 миллион 300 тысяч человек, напоминает Василий Кашин. Хотя большая часть из них отделалась взысканиями по партийной линии - выговорами, переводом на другую работу, увольнениями, - процентов 10-15 фигурантов этих дел отправились в тюрьму. Борьба с коррупцией, которую во время своего первого срока поднял на щит Си Цзиньпин, идет полным ходом, решая при этом как практические задачи, так и цели дальнейшей консолидации власти.

"Учитель Си сказал"

Собственно, сами мысли Си Цзиньпина не новы, особенно первая - "обеспечение лидирующей роли КПК на всех направлениях деятельности". Вторая мысль подчеркивает, что все преобразования совершаются ради народа, а третья - неизбежность и необходимость реформ.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вопреки ожиданиям, в Постоянный комитет Политбюро КПК не вошли люди, считавшиеся возможными преемниками Си

Реформы предстоят немаленькие. На съезде утвержден план долгосрочного - до 2050 года - развития Китая, дальнейшего обогащения страны и ее населения и все более активное присутствие на мировой арене. "Тучные" 2000-е годы с двузначными темпами роста экономики остались в прошлом, и заметные перекосы в экономике страны теперь приходится исправлять.

"С одной стороны, старый, сложившийся за 30 лет политики реформ государственный аппарат оказывает пассивное сопротивление политике Си, с другой, становление этой прослойки было связано с системной коррупцией, зачастую носившей более дикие формы, чем все виданное в России, - говорит Василий Кашин. - Она достигла такого уровня, что возникла угроза утраты контроля за важными направлениями политики".

Переломить сопротивление бюрократии - важная задача для Си Цзиньпина, однако в "Мыслях" она не упоминается. Зато упоминается "последовательное утверждение законодательной основы и принципов правового государства".

В выступлении председателя прозвучало и еще несколько мыслей, в частности, о гармонизации отношений человека с окружающей средой и сохранении в неизменном виде концепции "одна страна - две системы". Эти тезисы предназначены и зарубежным слушателям - западным инвесторам и предпринимателям. Си также выступил с идеей "сообщества единой судьбы", для формирования которого он предлагает активизировать глобальные процессы.

Впрочем, с этой идеей китайский лидер уже выступал на экономическом форуме в Давосе, да и один из центральных проектов первого срока Си - "Один пояс - один путь", - вроде бы напрямую связан с концепцией "сообщества". Однако о торговых компромиссах Китая с Европой, не говоря уже про Америку, речь пока не идет.

"Сообщество единой судьбы" - это сравнительно новый термин в китайском политическом лексиконе, который демонстрирует претензии Китая на активную роль в мировых делах, говорит Андрей Карнеев. Во времена Дэн Сяопина Китай старательно самоустранялся от участия в решении мировых проблем, в том числе и тех, что непосредственно его затрагивали. С тех пор положение и роль Поднебесной в мире поменялись радикально, и Пекин настаивает на том, чтобы его голос в решении проблем, затрагивающих все человечество, был ясно артикулирован и хорошо слышен.

Что же касается верховенства закона, о котором тоже мыслил Си Цзиньпин, то это как раз тезис не новый. О нем говорили все китайские лидеры, начиная с Дэн Сяопина. А идея единства закона для всех вообще изложена еще в трудах китайских "законников"-легистов в глубокой древности, в частности, в "Книге правителя области Шан", написанной, по преданию, в IV веке до нашей эры.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Что перевешивает - буква закона или политика партии?

Однако, говоря о лозунге "Мы строим правовое государство", надо помнить, что в Китае этот тезис понимают не совсем так, как может думать внешний наблюдатель, напоминает Андрей Карнеев. Верховенство закона ограничивается доминирующей ролью КПК. Преодолеть это противоречие можно с помощью по-настоящему независимой судебной системы, но идея разделения властей в китайской верхушке вызывает категорическое отторжение.

Многополярный мир и верховенство закона, о котором Си Цзиньпин так много говорил в Давосе, в Европе, конечно, восприняли более чем благожелательно, но как именно Поднебесная будет участвовать в воплощении этих принципов в жизнь, пока неясно.

"Управлять многими - то же, что управлять немногими. Дело в организации"

Зато хорошо понятно, как именно Пекин будет защищать свои завоевания на ниве построения "социализма с китайской спецификой в новую эру". В числе "Мыслей Си Цзиньпина" есть и положение о максимальном усилении роли партии в строительстве и функционировании армии. Реформы армии он начал практически сразу после вступления в должность.

Си Цзиньпин начал решительную борьбу с коррупцией в высших генеральских кругах едва ли не сразу по вступлении в должность. За пять лет кардинально обновился офицерский состав, а модель армии, по мнению военных аналитиков, уходит от российской, существующей как государство в государстве, к западной, предполагающей совместное руководство и более последовательную интеграцию армейских структур в государство.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption 9 из 10 делегатов съезда от армии присутствовали на нем впервые

Обновление в рядах командования НОАК хорошо заметно на съезде: из 300 делегатов от армии лишь 30 принимали участие в работе предыдущего съезда пять лет назад.

На XIX съезде принята резолюция, в которой поставлена задача модернизировать вооруженные силы страны до уровня ведущих стран мира. Опять же, ничего фундаментально нового не произошло. Сроки, названные в военном разделе доклада Си Цзиньпина, существовали и раньше: завершение механизации и информатизации и повышение стратегических возможностей армии к 2020 году, и сильнейшие вооруженные силы в мире к 2050 году. Теперь к ним добавился новый: к 2035 году должна быть завершена техническая модернизация армии.

"Китай будет вести великодержавную политику - это термин, который начал использоваться в предыдущие пять лет правления Си Цзиньпина, - объясняет Василий Кашин. - Отчасти он связан с тем, что Китай создал за рубежом, в том числе в Африке и на Ближнем Востоке, колоссальную бизнес-империю с объемами накопленных инвестиций более триллиона долларов. В последней "белой книге" по военной стратегии миссия защиты зарубежных интересов Китая фигурирует все более явным образом".

"Риторика о сильной армии, безусловно, связана с опасениями руководства КПК относительно, во-первых, внутренней стабильности, а во-вторых, отношений Китая с США и своими соседями, - говорит Андрей Карнеев. - Стремительно возрастающая роль Китая в мировых делах объективно требует модернизации вооруженных сил, приведения их в соответствие с современными требованиями".

Впрочем, эксперты призывают не слишком паниковать по поводу военных амбиций Поднебесной. Да, военный бюджет Китая велик (по официальным данным за прошлый год - 146 млрд долларов, что делает его вторым в мире после США), и армия получает все больше современных систем вооружений. Но с точки зрения реальной боеспособности армии, ее организационной структуры и эффективности использования проблем еще немало, и коррупция - не единственная из них.

Си Цзиньпин навсегда?

Вопрос о том, кто сменит Си Цзиньпина через пять лет, остался без ответа. Андрей Карнеев считает это главным итогом съезда.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В наружной агитации в портретах председателя КНР нет недостатка

Многие аналитики считают, что Китай постепенно отходит от принципа коллективного руководства и сменяемости верховной власти. Возможно, Си решился на это, глядя на более чем скромные достижения страны во время правления Ху Цзиньтао, а может быть, хочет оставить себе больше времени для завершения масштабных реформ, начатых в первые годы его правления.

"Это важный съезд, который завершает некий исторический период. На этом китайцы сделали акцент, когда заявили о "социализме с китайской спецификой в новую эру", - считает Василий Кашин. До этого главной задачей было сначала накормить страну, потом одеть и обуть ее, потом достигнуть приемлемого уровня благосостояния. Стремительный экономический рост Китая в последнее десятилетие во многом решил эти задачи, и теперь можно переходить к более масштабным задачам, связанным, в том числе, и с новой ролью Китая в мире - это больше не "всемирная фабрика" Дэн Сяопина, который фактически сдал страну с несметными трудовыми ресурсами в аренду западным производителям.

Си Цзиньпин, похоже, понимает, что ростом благосостояния и экономической мощи Китай обязан отнюдь не плановой экономике советского образца - и демонстрирует себя едва ли не большим приверженцем свободной экономики, чем, например, Дональд Трамп, не говоря уже о государствах Западной Европы.

Однако в области политических механизмов контроля Си отстаивает систему всеобъемлющего контроля КПК над всеми социально-политическими процессами Поднебесной. Более того, он призывает партийцев вернуться к "исконным ценностям", которые когда-то были движущей силой КПК, но рыночные реформы и последовавшее за ними относительное благосостояние заставили многих китайских коммунистов позабыть о них.

Андрей Карнеев полагает, что Си - это лидер, который в кризисный момент пытается сохранить хотя бы те остатки легитимности, которые есть у КПК в глазах населения. Правда, для этого он выбрал главным образом методы запретительного характера. В глобальном мире, сторонником которого является председатель КНР, эти меры вряд ли принесут желаемый результат.