Политика четырех модернизаций в китае. Приход к власти дэн сяопина. подготовка реформ. Изменения в управлении промышленностью

Дэн Сяопин (1904-1997), китайский государственный деятель.

Учился во Франции (с 1920 г.) и СССР (1925-1926 гг.), где увлёкся коммунистическими идеями. Вернувшись в Китай, участвовал в антияпонской и гражданских войнах в Китае (1927-1949 гг.), был политкомиссаром Китайской Красной армии, в 1945 г. стал секретарём КПК. После победы коммунистов (1952 г.) Дэн Сяопин был назначен вице-премьером, а в 1954 г. - генеральным секретарём КПК.

Мао Цзэдун и Дэн Сяопин разошлись во мнениях о путях развития экономики Китая. Мао считал, что быстрый экономический рост можно достигнуть за счёт мобилизации усилий трудящихся масс при минимальном привлечении современной техники и отказе от частного предпринимательства. Эта концепция, претворённая в жизнь в 1958 г., привела к экономической катастрофе.

Дэн Сяопин был противником «культурной революции» (1966-1969 гг.). Он и его сторонники стали жертвами репрессий. В 1973 г. Дэн Сяопин реабилитирован и назначен премьер-министром, а в 1975 г. - заместителем председателя ЦК КПК, членом Политбюро и начальником Генерального штаба. В январе следующего года он отстранён от власти, но после смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) вернул себе все посты в руководстве и стал инициатором экономических реформ в Китае.

В сельском хозяйстве была упразднена система «народных коммун», в промышленности рыночные реформы и образование специальных экономических зон привели к росту производства и экспорта потребительских товаров, начали активно привлекаться иностранные инвестиции. В то же время Дэн Сяопин отказался предпринять даже небольшие шаги в расширении демократии в обществе. Он санкционировал жестокое подавление беспорядков в Пекине (1989 г.): на площади Тяньаньмынь погибло более тысячи человек, десятки тысяч были арестованы.

По инициативе Дэн Сяопина начался этап серьезных экономических реформ, суть которых состояла в сочетании планового руководства с рыночными методами регулирования экономических процессов (более подробно о новой реформе см. в книге избранных произведений Дэн Сяопина «Основные вопросы современного Китая» (http://www.twirpx.com/file/666865/), в его статье «Рыночная экономика не синоним капитализма» (http://www.futura.ru/index.php 3? idat=85), в книге И.Малевича «Внимание, Китай» (Минск, Москва. Харвест. АСТ. 2011), в книге В.Чабанова «Экономика XXI века, или третий путь развития». (Санкт-Петербург. «БХВ-Петербург». 2007), а также в многочисленных статьях, опубликованных в ЭФГ и т.д. Кстати, в данном очерке с целью всесторонней оценки хода реформ я привожу многочисленные выдержки из доклада Премьера Госсовета КНР Ли Кэцян о работе правительства Китайской народной республики.

В газете «Женьминь жибао» в октябре 1979 года отмечалось, что преимуществом социализма является упразднение частной собственности и эксплуатации, устранение хаоса, который господствовал при капитализме. Однако это не означает, что вся страна должна стать единым предприятием. «Это утопическая точка зрения<…>Наша нынешняя система действует по этой утопической схеме. Средства производства принадлежат всему народу. Поэтому кое-кто думает, что все предприятия - это государственные предприятия и все должно решаться государством. При таком подходе вся экономика похожа на огромное предприятие, принадлежащее кабинету министров и действующее по плану, разработанному государственными органами». Но экономика, по мнению газеты, «это не здание, построенное из кирпичей. Это живой организм, состоящий из живых клеток, из многих самостоятельных организаций под общим централизованным руководством». Китайской Народной Республике понадобилось три десятилетия, чтобы прийти к выводу о нецелесообразности монополии государственной формы собственности, необходимости создания многоукладной экономики и реформировании механизма функционирования государственных предприятий.

В основу новой экономической политики («построение социализма с китайской спецификой») были положены следующие принципы:

Как в деревне, так и в городе позволять части людей и районов делаться зажиточными раньше других; т.е. вполне законно достигать зажиточности за счет честного труда;

Разрешать кое-каким компонентам капитализма функционировать в качестве дополнения к развитию социалистических производительных сил;

Вместе с тем не допускать поляризации населения по уровню богатства и доходов, решительно выступать против либерализма.

Реформой 1979 года оказывалась всемерная поддержка появлению на селе подрядных дворов, созданию волостных и поселковых предприятий. Промышленным предприятиям было предоставлено право на самоопределение. Было преобразовано, а частично и вообще закрыто 3600 промышленных объектов из-за их убыточности или высокой себестоимости. Изменена система распределительных отношений между государством и предприятиями. Если раньше государство всю прибыль изымало у предприятий, покрывая в случае возникновения нерентабельности убытки, то в результате реформы был осуществлен переход на систему налоговых отношений. Ведущие предприятия должны были отныне нести ответственность за свои прибыли и убытки. Ряду предприятий было предоставлено право сохранять за собой часть своей прибыли для закупки нового оборудования, а также для социального обеспечения и премирования труда рабочих. Так, в угольной промышленности, где прибыль незначительна, предприятия получили право оставлять на свои нужды до 20% прибыли, а в химической промышленности, получавшей высокие прибыли, эта доля составила 2 - 3%. К 1985 году налоги уже составляли приблизительно половину чистой прибыли предприятий; вторая половина оставалась в полном распоряжении предприятий. Часть предприятий (примерно 1,5 тыс.) получили разрешение реализовывать свою продукцию не только государству, но и непосредственно на рынке. Некоторым предприятиям было разрешено организовывать совместную экономическую деятельность с иностранными компаниями. Изменилась и система планирования. Такие важнейшие продукты, как сталь, медь, цемент, по-прежнему распределялись государством, хотя некоторая часть этих товаров уже стала направляться и на рынок. В дальнейшем предполагалось вообще отказаться от централизованного распределения ресурсов, за исключением поставок в военную промышленность.

Государство, оставаясь собственником значительной части средств производства, из трех составных элементов права собственности - владение, пользование, распоряжение - два из них (пользование и распоряжение) передало в руки предприятий и их коллективов на основе подряда или аренды. Реформами также была разрешена частная деятельность, например, в торговле и общественном питании, медицинской практике, пошиве одежды, ремонте велосипедов, автомашин и другой техники. В торговле, кстати, были представлены все формы собственности: крупные государственные магазины, трудовые коллективы, которым принадлежат торговые предприятия на паевых началах, кооперативы, семейные фирмы, частные магазины, индивидуальные торговцы. Государство стало сдавать в аренду коллективам и частным торговцам небольшие магазины, столовые и чайные. Так, в провинции Гуандун в 1984-1985 гг. в коллективное пользование на паях было передано 126 торговых единиц, а в индивидуальное - 238. Значительно выросла торговля через рынок, что до 1978 года было вообще запрещено. В 1984 году в этой провинции уже действовало 6300 рынков, а объем торговли на них составил около 20% общего объема торговли провинции.

Как грибы, росло число специальных экономических зон (СЭЗ) и зон высоких и новых технологий (ЗВНТ). Таков опыт по формированию многоукладной экономики Китая, принесший ему высокие темпы роста экономики.

ВВП Китая вырос с 362,41 млрд. юаней в 1978 году до 7 триллионов 477,24 млрд. юаней в 1997 году, т.е. более чем в 20 раз, а в постоянных ценах - в пять раз. Среднегодовой темп прироста за указанный период составил 9,8%, что на 6,5 процентных пункта выше среднемировых и на 7,3 процентных пункта больше, чем в развитых капиталистических странах. А за период 2002-2007 гг. ВВП Китая увеличился на 65,5% при среднегодовом темпе прироста 10,6%. Темпы развития экономики КНР превосходили темпы роста таких азиатских «тигров», как Сингапур, Корейская Республика, Тайвань, Малайзия. По прогнозам Standard & Poor’s, в 2015 году суммарный объем ВВП Поднебесной возрастет на 6,9%, а в 2016 году — на 6,6%.

Следует отметить колоссальный рост объемов внешнеэкономических связей КНР. Например, в области привлечения иностранных инвестиций только в 1998 году правительство Китая утвердило 20 тыс. проектов с участием иностранного капитала и подписало контрактов на сумму 52,2 млрд. долларов, а в 2005 году все зарубежные инвестиции составили 120 млрд. долларов. Положительный торговый баланс в 2005 году составил 101,9 млрд. долларов.

Очень интересные расчеты приводит А.Анисимов в своей статье о Китае (http://worldcrisis.ru/crisis/192044).Он разоблачает мифы об этой стране. Миф № 1 о том, что китайское процветание обусловлено импортом капитала. А.Анисимов на базе покупательной способности юаня приводит следующие сравнительные данные за 2005 год: капиталовложения в экономику Китая составили 5 трлн. долларов, а прямые иностранные инвестиции были равны лишь 60 млрд. долларов. Вывод о незначительном влиянии иностранного капитала на темпы развития Китая А. Анисимов подкрепляет и такими данными. В 2000 году КНР потребила 400 млн. т проката и 1050 млн. т цемента, в то время как развитые страны мира вместе взятые потребили в 2005 году 350 млн. т проката и 400 млн. т цемента. Миф № 2 о том, что экономика Китая экспортно-ориентированная. Хотя внешнеторговый оборот Китая огромен и он делит с США 1-2 место в мире (в 2005 году - 762 млрд. долларов экспорт и 660 млрд. долларов импорт) экономика КНР характеризуется высоким уровнем развития всех отраслей промышленности и самообеспечением страны продовольствием и потребительскими товарами. Миф № 3 о том, что экономика Китая зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. А.Анисимов утверждает, что КНР добывает нефти около 500 млн. т при импорте нефти и нефтепродуктов 17 млн. т (в 2004 г.). Кроме того, добыча угля составляет как минимум 1,6 млрд. т.

В начале 2006 года Китай обогнал по размеру государственных сбережений Японию и вышел на первое место в мире по этому показателю (валютные резервы достигли 853,7 млрд. долларов). В настоящее время КНР является крупнейшим кредитором США, удерживая сотни миллиардов их финансовых активов.

Цзян Цзэминь, который по предложению Дэн Сяопина в 1993 году стал председателем КНР, возглавил борьбу за мировые рынки, сумев вывести Китай на седьмое место в мире, неоднократно подчеркивал, что важнейшим принципом политики КПК является сохранение и совершенствование экономической системы развития разных секторов, среди которых ведущее место должен занимать сектор общественной собственности, система социалистической рыночной экономики, многообразие форм распределения, среди которых ведущую роль играет распределение по труду, а также открытость внешнему миру.

Приведу оценку достижений КНР в 2014 году, данную в Докладе Премьера Госсовета КНР Ли Кэцян о работе правительства Китайской народной республики (ЭФГ №9 за 2015 год): «Весь прошлый год развитие страны протекало у нас в сложных и суровых условиях внутренней и международной обстановки. Оживление глобальной экономики шло непросто и неровно при дивергенции в тенденциях развития ведущих экономик. Продолжал расти прессинг, обусловленный снижением темпов роста национальной экономики, при взаимном переплетении многообразных трудностей и вызовов. И тем не менее под твердым руководством ЦК партии во главе с генеральным секретарем товарищем Си Цзиньпином народы всей страны, единодушно и смело преодолевая стоявшие тогда трудности, выполнили все главные годовые задачи социально-экономического развития, уверенной поступью зашагали по пути полного построения среднезажиточного общества, положили хорошее начало всестороннему углублению реформ, начали новый поход в целях полного обеспечения верховенства закона в государственном управлении, добились прогресса в полном осуществлении строгого внутрипартийного управления.

Весь истекший год социально-экономическое развитие у нас в целом шло ровно, продвигаясь вперед при сохранении стабильности. Главный показатель его ровного хода в том, что функционирование экономики оставалось в разумных пределах. ВВП при ровных темпах роста достиг 63,6 трлн. юаней, что на 7,4 проц больше по сравнению с предыдущим годом, и вышел в первые ряды среди главных экономик мира. Трудоустройство оставалось устойчивым, число трудоустроенных в городах и поселках возросло на 13,22 млн. человек, что было выше показателя предыдущего года. Сохранялась стабильность цен, притом рост потребительских составил 2 проц. Главным признаком продвижения вперед было повышение гармоничности и устойчивости развития. Структура экономики продолжала оптимизироваться. В результате производство зерна достигло 605 млн. тонн, вклад потребления в рост экономики возрос на 3 процентных пункта и достиг 51,2 проц, а удельный вес добавленной стоимости сервиса в ВВП увеличился с 46,9 проц до 48,2 проц. Стали непрерывно появляться новые производства, новые формы хозяйственной деятельности и новые модели бизнеса. По темпам экономического роста центральный и западный регионы превзошли восточный. Качество развития поднялось на новую ступень, притом обычные доходы общественных бюджетов возросли на 8,6 проц, удельный вес расходов на НИОКР в ВВП превысил 2 проц. Энергоинтенсивность снизилась на 4,8 проц, что было самым значительным за последние годы. Произошли заметные позитивные изменения в жизни граждан. Среднедушевые располагаемые доходы населения страны фактически увеличились на 8 проц, что было быстрее, чем темпы роста экономики. Притом фактический рост среднедушевых располагаемых доходов сельского населения достиг 9,2 проц, т.е. они росли быстрее, чем у горожан. Бедствующее население на селе сократилось на 12,32 млн. человек. Безопасной питьевой водой было обеспечено еще свыше 66 млн. сельского населения. Выездной туризм превысил 100 млн. человеко-раз. Совершен новый рывок в области реформ и открытости, в частности, была начата реализация комплекса приоритетных задач по всестороннему углублению реформ, а правительство нынешнего состава досрочно сократило реестр административного визирования на треть. Список таких успехов дался действительно нелегко, он стоил всем народам страны нелегких усилий и одновременно укрепил нашу уверенность и решимость смело идти вперед».

Итак, КНР сохраняет курс на существование и развитие многоукладной экономики. Иначе и быть не может на начальной стадии развития социализма. В статье А.Анисимова (http://worldcrisis.ru/crisis/192044) отмечается, что в Китае функционирует следующая система укладов: 1) Гонконг, 2) 14 «Мао Дцэдун открытых» приморских городов и свободных экономических зон, 3) многоукладная система приморских провинций со значительной степенью либерализованности и повышенным удельным весом в экономике иностранного капитала, 4) многоукладная система внутренних провинций с пониженной степенью либерализованности экономики. Таким образом, Китай раскололся на «капиталистические», «полукапиталистические» и «полусоциалистические» провинции и эквивалентные им административно-территориальные образования.

В Китае руководители хорошо понимают, что бедность, происходящая от неразвитости производительных сил, несовместима с принципами социализма. Здесь вновь уместно обратиться к главному идеологу китайской модернизации Дэн Сяопину, который в 1984 году говорил: «Что такое социализм? Насчет этого у нас раньше было не совсем ясное представление. Марксизм придает наибольшее значение развитию производительных сил<…>Преимущества социалистического строя выражаются как раз в том, что производительные силы при нем развиваются более быстрыми темпами, более высокими, чем при капитализме». (Дэн Сяопин «Основные вопросы современного Китая». - http://www.twirpx.com/file/666865/). Наряду с необходимостью всемерного развития производительных сил, как основы роста материального благосостояния народа, он обращал внимание на важность проведения воспитательной работы, преодолевая «равнение на звонкую монету», подчеркивая неразрывную связь свободы и дисциплины, важность работы по воспитанию в людях великих идеалов, высоких норм морали, вырабатывая у них красоту души, красоту языка, красоту поведения. Короче говоря, социализм - это органическое сочетание высокого уровня материальной, духовной и нравственной культуры людей .

Именно поэтому в КНР делается все необходимое для достижения высоких темпов роста экономики.

Становится на ноги и набирает силу поколение новых «маленьких китайских императоров». Словом, идет (и это в порядке вещей) борьба двух противоположных сил и тенденций - капиталистической и коммунистической . Теоретически не исключено, что, как и в СССР, среди руководителей и населения Китая со временем могут возобладать идеи перехода на т.н. «рыночную» экономику и произойдет поворот к капитализму. Однако, как показывает предварительный анализ итогов последнего, XVIII съезда КПК, верх пока еще, по всей видимости, берет генеральная линия на победу социализма. На XVIII съезде в её Устав впервые было записано положение о том, что в Китае «установлен социалистический строй с китайской спецификой» А.Анисимов в уже упомянутой статье считает, что прием капиталистов в партию объясняется решением поставить их под контроль, “национализировать не заводы, а капиталистов”.

В поисках путей развития не может быть простых решений. Скорее, наоборот, можно со всей определенностью говорить об усложнении организации общественной жизни, как в масштабах отдельных государств, так и всего человечества. Эта тенденция проявляется во всех сферах: экономической, политической, идеологической, нравственной. В основе процесса совершенствования всегда лежит необходимость разрешения тех или иных противоречий.

В сфере экономики в ХХ веке тенденция усложнения форм организации общественной жизни выразилась в поисках выхода из кризисов (первая мировая война и катастрофический спад производства в начале 1930 годов). В одном случае история породила Октябрьскую революцию, в другом - кейнсианство, а в третьем - итальянский и немецкий фашизм. Во всех случаях мы видим возрастание роли государства в экономических процессах . С одной стороны, появился государственный социализм, а с другой, - государственно-монополистический капитализм. «Со времени войны и особенно опытов фашистской экономики, под именем государственного капитализма понимают чаще всего систему государственного вмешательства и регулирования. Французы пользуются в этом случае гораздо более подходящим термином - «этатизм» <…> Этатизм - все равно где: в Италии Муссолини, в Германии Гитлера, в Америке Рузвельта или во Франции Леона Блюма - означает вмешательство государства на основах частной собственности с целью спасения ее» (Троцкий Л. Преданная революция. Что такое СССР и куда он идет? 1936. http://www.magister.msk.ru).

Огосударствление экономики в той или иной форме означает, по-существу, то, что человечество, пытаясь разрешить узловые противоречия в экономике (между трудом и капиталом, между ростом потребностей людей и производством средств их удовлетворения, между природой и материальным производством), все больше убеждается в необходимости сознательного регулирования экономических процессов , а также в необходимости поиска новых форм разрешения глобальных противоречий.

При этом следует отметить, что усиление вмешательства государства в процессы, протекающие в капиталистической экономике, а также становление общенародной собственности в форме государственной собственности породило прогнозирование и планирование на макроуровне. В ХХ веке во многих государствах стала набирать силу организация защиты прав потребителей. Демократизировались формы частной и кооперативной собственности. Словом, шел процесс постепенного созревания и накопления фундаментальных предпосылок принципиально нового общественного устройства, призванного впервые в истории служить непосредственно человеку, т.е. способствовать максимальному удовлетворению потребностей людей.

В СССР возобладала государственная форма собственности, хотя потребкооперация и колхозы дожили до горбачевской перестройки , пережив даже антикооперативные «реформы» Н.Хрущева. Монопольное положение государственной формы собственности в большинстве отраслей народного хозяйства позволяло партийно-государственному аппарату беспрепятственно осуществлять свою диктатуру. В период горбачевской перестройки кооперативное движение стало оживать, однако оно скорее способствовало реставрации капиталистических форм хозяйствования, чем развитию социализма.

Совершенно иначе поступили коммунисты в КНР. Они сумели преодолеть теоретически ошибочную трактовку кооперативной собственности как несовершенной, незрелой формы социалистической собственности, не стали противопоставлять кооперативы государственной форме собственности. В настоящее время кооперативная собственность в Китае рассматривается как естественная составная часть общественной собственности и активно используется для ускорения развития производительных сил, борьбы с безработицей и повышения благосостояния населения.

В КНР широко развита сеть кредитных и страховых кооперативов, наращивает обороты кооперативная торговля, действующая наряду со снабженческо-сбытовой кооперацией. Большую роль в экономике играют транспортная кооперация и строительные кооперативы.

Важным элементом экономической системы КНР является городская, поселковая коллективная собственность (ГПКС). Она представлена кооперативными предприятиями, находящимися в ведении городских, районных властей, уличных, квартальных комитетов в городах и поселках. В рамках ГПКС существуют мелкие и средние промышленные предприятия, строительные, транспортные, торговые и другие организации, которые часто связаны с соответствующими государственными предприятиями, организациями в единое кооперативное звено. В 80-е годы ГПКС занимали большой удельный вес в экономике КНР, охватывая 75% промышленных предприятий, более 30% всех занятых в промышленности, 28% валовой промышленной продукции, более 36% розничного товарооборота и объема услуг, 14% общего объема валютных поступлений<…>Коллективные предприятия в городах и поселках КНР образуются на средства государства, местных властей, общественных организаций, а также за счет паевых взносов занятых на них рабочих и служащих. Обязательным условием существования ГПКС должна быть принадлежность средств производства и произведенного продукта всему коллективу, соблюдение принципов независимого хозяйственного расчета, в том числе самофинансирования. Коллективные предприятия, как правило, не находятся под воздействием директивного планирования, централизованного материально-технического снабжения по стабильным ценам и ориентируются на конъюнктуру рынка.

В сельской местности наряду с самыми различными формами кооперативов, специализирующихся на производстве, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции, динамично развиваются волостно-поселковые предприятия (ВПП). Они, как правило, многопрофильные и охватывают многие виды деятельности: производство и переработку сельскохозяйственной продукции, лесоводство, рыбоводство, добычу минерального сырья, транспортное обслуживание населения и предприятий, строительство, торговлю, снабжение и сбыт.

Сегодня в Китае насчитывается около 21 млн. ВПП с числом занятых на них свыше 147 млн. человек. Они выплачивают государству в виде налогов 800-900 млн. юаней (1 млрд. долларов). В 1995 году государство сняло с ВПП многие ограничения на внешнеэкономическую деятельность. Уже на следующий год на мировой рынок было поставлено товаров более чем на 72 млрд. долларов. Только на экспорт в начале 2000-х годов работали более 150 тысяч ВПП. Они снимают в значительной мере остроту с избыточной рабочей силой на селе, а также служат главным источником средств инвестиций для нужд деревни.

Обобщая, следует заметить, что выдающимся политическим достижением Дэн Сяопина явилось то, что в самом начале осуществления экономических реформ он решительно укрепил государственный и военно-политический режим управления страной. Все реформы проводились и проводятся до сих пор в Китае под твердым контролем государства, армии и КПК. Именно приказ Дэн Сяопина в июне 1989 года об уничтожении участников массовых демонстраций на площади Тяньаньмэнь предотвратили хаос и дезинтеграцию Китая. Как писал И.Малевич, «еще при жизни Дэн Сяопина на Западе заговорили о «конфуцианском капитализме» Дэн Сяопина. Однако сущность реформ Дэн Сяопина под жестким государственным давлением правильнее было бы называть «конфуцианским социализмом» (цит. изд. с.92). Я вполне солидарен с И.Малевичем в том, что «основными «мегамифами» Китая являются: суверенный социализм, военная достаточность и рост благосостояния всего народа » (цит. изд. с. 141).

Реформы Дэн Сяопина позволили в КНР создать рынки продуктов питания и других товаров народного потребления, осуществить переход к рынку технологичных товаров, сформировать технологии рыночной инфраструктуры, в том числе своеобразную финансово-банковскую систему с блокировкой сверхинфляции за счет базовых государственных отраслей народного хозяйства. Наращивание экономической и военной мощи усилила централизацию и силовое обеспечение власти, осуществляющей экономические реформы в Китае.

Конечно, на осуществление реформ оказывает свое отрицательное воздействие нынешний глобальный социально-экономический кризис. В вышеупомянутом докладе правительства КНР за 2014 год (ЭФГ № 9) говорится, что «в прошедшем году трудностей и вызовов оказалось больше, чем ожидалось. Смело выступив навстречу трудностям, мы сосредоточивали силы главным образом на следующих направлениях работы.

Во-первых, целевым регулированием за счет установления разумных пределов обеспечивался устойчивый рост экономики. Перед лицом тенденции увеличения прессинга из-за спада экономического роста мы сохраняли стратегическую решимость и устойчивость макроэкономической политики. Вместо реализации сильных краткосрочных стимулирующих мер продолжали обновлять подходы к макрорегулированию и его методы и осуществляли целевое регулирование, а тем самым активизировали жизненные силы, заделывали прорехи и наращивали реальный сектор экономики. Взвешивая разумные пределы функционирования экономики, мы путем реализации целевых мер фокусировали внимание и точно сосредоточивали силы на разрешении острых противоречий и структурных проблем на пути развития. Посредством углубления реформ мы обеспечивали развитию движущие силы, за счет структурной перестройки экономики содействовали ему, наращивали его потенциал путем повышения благосостояния населения. Словом, мы ориентировались не только на расширение рыночного спроса, но и на увеличение эффективного предложения, а в целом старались оптимизировать структуру экономики без потери скорости ее развития.

Эффективно осуществлялась активная финансовая и взвешенная монетарная политика. Произведено целевое сокращение налогов и тотальное понижение денежных сборов, расширены рамки льготной налоговой политики по отношению к мелким и микропредприятиям, а равно и эксперимента с взиманием НДС взамен налога с оборота. Путем ускорения темпов исполнения финансовых выплат активизировалось использование накопленных средств. Гибко применялись рычаги монетарной политики. В частности, посредством целевого снижения процентов отчислений в резервный фонд по депозитам, целевого перекредитования и асимметричного сокращения процентных ставок и других мер была усилена поддержка слабых сфер социально-экономического развития, в итоге чего темпы роста кредитования мелких и микропредприятий, крестьянства, села, сельского хозяйства были соответственно на 4,2 и 0,7 процентного пункта выше среднего прироста кредитов. Вместе с тем совершенствование финансового контроля позволило сохранить нашу основную позицию - избежать региональных и системных финансовых рисков.

Во-вторых, за счет углубления реформ и открытости пробуждалась жизненная энергия социально-экономического развития. В связи с системными и институциональными препятствиями, сковывающими развитие, мы пошли на всестороннее углубление реформ, чтобы развернуть жизненные силы рынка и нейтрализовать прессинг, обусловленный нисходящей тенденцией экономического роста. Было "разгрызено немало крепких орешков", полным ходом шли системные реформы в экономической, политической, культурной и социальной сферах, а также и в области экологической цивилизации.

Надежно продвигались наиболее важные реформы. В частности, был разработан и введен в действие общий проект углубления реформы финансово-налоговой системы, произошли существенные сдвиги в реформе системы бюджетного управления и налоговой системы. В итоге целевые трансфертные платежи сократились более чем на треть по сравнению с предыдущим годом, притом возрос удельный вес обычных трансфертов, усилилось управление долговыми обязательствами местных правительств. Увеличился плавающий диапазон процентных ставок по депозитам и валютного курса, сделан новый шаг в реализации пилотных проектов по развитию негосударственных банков, начат эксперимент с созданием "механизма взаимодействия Шанхайской и Сянганской фондовых бирж", расширились сферы использования инвалютных запасов и страховых средств. Ускорилась реформа ценообразования в сфере энергоресурсов, транспорта, экологии, телекоммуникаций и т.д. Запущен целый пакет реформ в таких сферах, как порядок управления научно-техническими грантами; порядок вступительных экзаменов и набора учащихся, порядок прописки, порядок страхования по старости в учреждениях и организациях непроизводственной сферы и т.д.

Упрощение аппарата и спуск полномочий при сочетании либерализации и управления продолжали рассматриваться как важные ходы в реформе. За год в ведомствах Госсовета упразднено либо передано на исполнение нижестоящим инстанциям 246 объектов административного визирования, отменены 29 конкурсов и мероприятий, связанных с выполнением установленных показателей и соответствующим награждением, аннулированы 149 статей по признанию и сертификации профессиональных квалификаций, снова пересмотрен и намного сужен перечень объектов инвестиционной деятельности, подлежащих санкционированию. То, что мы сосредоточили силы на реформировании системы коммерческих дел, вызвало новый предпринимательский бум. Число новых зарегистрированных рыночных субъектов достигло 12,93 млн., притом количество новых предприятий возросло на 45,9 проц. И хотя темпы роста экономики замедлились, но количество новых рабочих мест не только не сократилось, а, наоборот, возросло, а это продемонстрировало огромную мощь реформ и безграничный потенциал рынка.

Через открытость стимулировались реформы и развитие. В частности, мы расширили пилотную зону свободной торговли в Шанхае, создали новые аналогичные зоны в провинции Гуандун, городе Тяньцзине и провинции Фуцзянь. Стабилизировался экспорт при росте импорта, в итоге доля китайского экспорта на мировом рынке продолжала увеличиваться. Мы фактически использовали прямые зарубежные инвестиции на сумму 119,6 млрд. долларов США, выйдя на первое место в мире по этому показателю. Наши прямые инвестиции за рубежом достигли 102,9 млрд. долларов США, сравнявшись с масштабами использования нами иностранного капитала. Начали работать зоны свободной торговли с Исландией и Швейцарией, закончены существенные переговоры о создании зон свободной торговли с Южной Кореей и . Получены весьма важные результаты при сотрудничестве с заграницей в сфере железных дорог, электроэнергетики, нефти и природного газа, связи и т.д. Китайское оборудование стремительно распространяется по всему миру.

В-третьих, усиливалось структурное регулирование для наращивания потенциала развития. В связи с острыми структурными противоречиями мы действовали активно и принимали поощрительные либо ограничительные меры, больше занимаясь такими направлениями в работе, которые были чрезвычайно актуальны в данный момент, но еще более полезны для будущего, чтобы можно было закладывать прочный фундамент для социально-экономического развития».

Говоря о планах на предстоящий период времени Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян сформулировал следующие важнейшие направления работы в области углубления реформ:

«Реформы и открытость - чудодейственное средство завоевания победы в процессе стимулирования развития. Поэтому необходимо всесторонне углублять реформы, отводя центральное место преобразованию экономической системы. Осуществляя единое и всеобъемлющее планирование, работая по-деловому, мы стремимся добиваться новых прорывных достижений в реформах, имеющих отношение к развитию в целом, и придавать ему тем самым новую движущую силу.

Важно более интенсивно вести реформу по линии сокращения правительственного аппарата и спуска полномочий при разумном балансировании управления и либерализации. В нынешнем году предстоит отменить либо спустить вниз еще группу статей административного визирования, полностью аннулировать статьи неадминистративного визирования, разработать порядок управления, регламентирующий административное визирование. Углублять реформу системы коммерческих дел, притом продолжать упрощать порядок регистрации уставного капитала, полностью объединяя патенты на право деятельности торгово-промышленных предприятий, свидетельства о кодах организаций и учреждений и свидетельства о налоговой регистрации. Упорядочивать и регламентировать посреднический сервис. Важно составить "негативный список", регламентирующий доступ коммерческих субъектов на рынок, опубликовать перечни полномочий компетентных органов провинциальных правительств и их ответственности, обязывающие их воздерживаться от того, на что закон не дает права, неукоснительно исполнять то, на что он обязывает. Те компетенции, которые местным правительствам положено передать рынку и обществу, должны полностью передаваться без задержки, а спущенные им сверху завизированные объекты удерживать в своих руках и как следует ими заниматься. Нужно усиливать контроль и управление как в ходе самого визирования, так и постфактум, совершенствовать сеть обслуживания предприятий и общества. Ускоряя формирование системы социального доверия, создавать унифицированную по всей стране систему кодов кредитных историй граждан, а также платформу совместного использования информации о кредитной благонадежности граждан и обмена такой информацией, законодательно гарантировать информационную безопасность предприятий и частных лиц. Предельная ясность и простота и есть проявление высшей мудрости. Власть имущим не допускается проявлять своеволие. Правительства всех ступеней, создавая действенный механизм сокращения аппарата, частичного спуска своих полномочий и трансформации нынешних функций, должны давать предприятиям большей свободы деятельности, обеспечивать больше удобства и здоровую конкурентную среду для предпринимателей. Необходимо упрощать процедуру административного санкционирования при установлении предельных сроков выполнения любых процедур. Словом, нужно "вычитывать" часть полномочий правительственных органов в целях "умножения" жизненных сил рынка.

Всемерно реформировать систему инвестирования и финансирования. Здесь в значительной мере предстоит сократить сферу инвестиционных объектов, утверждаемых правительством, спустить полномочия на санкционирование. Намного срезать предварительное визирование инвестиционных проектов, параллельно оформлять их визирование через Интернет. Значительно облегчить доступ на рынок общественным финансовым средствам, поощрять создание на негосударственном капитале акционерных инвестиционных фондов. Правительствам предстоит ориентировать общественный капитал на вложения в приоритетные проекты посредством инвестиционных дотаций, вливания капитала, создания тех или иных фондов и т.д. Опираясь на рациональное использование Фонда развития железных дорог, углублять реформу их инвестирования и финансирования. Активно внедрять в сфере инфраструктуры и коммунального хозяйства модель государственно-частного партнерства.

Не упуская момента, ускорять реформы системы ценообразования. Направление данной реформы - полное выявление решающей роли рынка в размещении ресурсов. Мы должны значительно сокращать виды товаров и объектов, цены на которые назначаются государством, и в принципе либерализовать цены на все виды товаров и услуг, поставки которых могут осуществляться в условиях конкуренции. Будет аннулировано правительственное назначение цен на подавляющее большинство видов лекарственных препаратов, произойдет спуск прав на установление тарифов в отношении целого ряда основных общественных услуг. Расширится пилотное реформирование системы ценообразования в области передачи и распределения электроэнергии, продвинется реформа цен на воду, потребляемую сельским хозяйством. Оптимизируется ценовая политика, нацеленная на энергосбережение и охрану окружающей среды. Усовершенствуется механизм ценообразования на ресурсную продукцию, станет всесторонне осуществляться система ступенчатых тарифов для населения. Одновременно усиливать ценовой контроль и упорядочивать рынок, чтобы гарантировать основные жизненные условия населения с низким уровнем доходов.

Добиваться новых сдвигов в продвижении реформы финансово-налоговой системы. С переходом на целиком и полностью нормативную, открытую и прозрачную систему бюджетного управления всем центральным и местным ведомствам, за исключением тех, чья работа в соответствии с законом считается государственной тайной, предстоит публиковать свои сметы и отчеты и ставить всю свою деятельность под общественный контроль. Увеличивать удельный вес перечисления средств из бюджета хозяйствования государственным капиталом в обычный общественный бюджет. Внедрять среднесрочное финансовое планирование как инструмент управления. Вырабатывать эффективные меры по использованию накопленных финансовых средств. Стремиться полностью завершить переход на взимание НДС взамен налога с оборота, корректировать сферу взимания акцизов, совершенствовать политику относительно ставок акцизного сбора, расширять сферу адвалорного налогообложения применительно к ресурсам. Представить на рассмотрение Закон о налогообложении и налоговом администрировании. Реформируя систему трансфертных платежей, гармонизировать полномочия и расходные обязательства Центра и регионов, разумно корректировать распределение доходов между ними.

В свете обслуживания реального сектора экономики продвигать финансовую реформу. Здесь предстоит поощрять частный капитал, отвечающий установленным критериям, на создание по закону средних и малых банков, а равно и других финансовых учреждений. Более того, при соответствии всем необходимым критериям создание подобных предприятий будет утверждаться без количественного лимита. При дальнейшем углублении реформы будет стабилизироваться статус сельских кредитных кооперативов как уездных юридических лиц. Полностью выявлять роль финансовых институтов развития и директивного финансирования в предоставлении большего количества общественных благ. Будет введена система депозитного страхования. Продвинется реформа процентных ставок, регулируемых рынком, усовершенствуются рамки их регулирования Народным банком Китая (ЦБ). Будет поддерживаться курс китайского юаня на разумно сбалансированном уровне, повысится эластичность его колебания в обе стороны. Постепенно реализуется конвертируемость китайской национальной валюты по капитальным операциям, увеличится использование китайского юаня в международных расчетах, ускорится создание его транснациональной платежной системы и станет совершенствоваться глобальная система его клиринговых услуг. Развернутся пилотные проекты по частному инвестированию за рубежом, своевременно начнется эксперимент с интеграцией Шэньчжэньской и Сянганской фондовых бирж. Одновременно активизируется создание системы многоуровневых рынков капитала, начнется реформирование с введением регистрации выпуска акций, станет обеспечиваться развитие региональных акционерных рынков, обслуживающих средние и малые предприятия. Развернется эксперимент с акционерным краудфандингом. Продвинется секьюритизация кредитных активов, расширятся масштабы выпуска облигаций предприятий, станет обеспечиваться развитие рынка производных финансовых инструментов. Предстоит вводить страхование на случаи особо серьезных стихийных бедствий и коммерческое страхование по старости с отсроченной уплатой личного подоходного налога. Посредством инновации финансового контроля и управления предотвращать и устранять финансовые риски. Активно создавать финансовые механизмы, доступные для всех групп населения, чтобы охватить системой финансовых услуг все рыночные субъекты.

Углублять реформу госпредприятий и государственных активов. Здесь предстоит на основе точного разграничения функций разного типа госпредприятий дифференцированно продвигать их реформу. Ускорять реализацию пилотных проектов по созданию инвестиционных и управляющих компаний, хозяйствующих с госкапиталом. Создавать платформу для операций рыночного типа и за счет этого повышать эффективность хозяйствования госкапиталом. Планомерно вести реформу с развитием смешанной формы собственности на госпредприятиях, поощрять и нормировать участие негосударственного капитала в их инвестиционных проектах. Ускорять институциональное реформирование электроэнергетической, нефтегазовой и других отраслей. Многообразными способами освобождать предприятия от обременительных функций социального обслуживания и решать проблемы, доставшиеся из прошлого, охранять законные права и интересы рабочих и служащих. Совершенствовать систему современных предприятий, реформировать и оздоровлять механизм поощрений и ограничений по отношению к их управленцам. Нужно усиливать контроль над государственным имуществом и управление им, предупреждать его утечку, существенно повышать эффективность хозяйствования госпредприятий.

Необщественный сектор экономики - важная составляющая нашей национальной экономики. Необходимо без малейших колебаний поощрять, поддерживать и направлять его развитие, уделяя при этом особое внимание выявлению возможностей предпринимателей, всесторонне осуществляя политику и меры по содействию развитию этого сектора экономики и повышая жизнеспособность экономики всех форм собственности, защищать по закону имущественные права разного типа предприятий как юридических лиц.

Предстоит продолжить реформу в области науки и техники, образования, культуры, медицинского обслуживания, фармацевтики и здравоохранения, страхования по старости, организаций непроизводственной сферы, общественных фондов жилищного строительства и т.д. Развитию необходимы те новые движущие силы, которые дают реформы, народ ждет реальных результатов реформ. И нам нужно постараться выдержать этот "экзамен" по реформам так, чтобы можно было прибавить силы развитию и принести пользу народу.

Открытость внешнему миру тоже реформа. Поэтому необходимо выходить на новый виток расширения открытости высокого уровня, ускорять создание новой системы экономики открытого типа, инициативой в открытости обретать инициативу в развитии и международной конкуренции.

Стимулировать трансформацию и обновление внешней торговли. Здесь нужно совершенствовать механизм разграничения обязательств по возврату налога при экспорте, согласно которому с 2015 года увеличенную его часть полностью берет на себя центральный бюджет, чтобы дать местам и предприятиям "успокоительные капли". Важно упорядочивать и нормировать сборы в импортно-экспортных процедурах, вводить и публиковать список их статей. Проводить установки и меры, позволяющие нашей внешней торговле культивировать новые конкурентные преимущества, стимулировать трансформацию модели давальческой торговли, обеспечивать развитие платформы комплексного внешнеторгового обслуживания и рынка закупок, расширять комплексные пилотные проекты по развитию трансграничной электронной коммерции, увеличивать число показательных городов, занимающихся сервисным аутсорсингом, повышать удельный вес торговли услугами. Важно проводить более активную импортную политику, наращивать импорт передовых технологий, ключевого оборудования, важных деталей и запчастей и т.д.

Более активно и эффективно использовать зарубежные инвестиции. Нужно внести поправки в Ориентировочный перечень отраслей по привлечению зарубежных инвестиций, сосредоточивая внимание на расширении открытости внешнему миру в сфере услуг и обычной обрабатывающей промышленности, а также наполовину сокращая перечень ограничиваемых для иностранных инвесторов видов деятельности. Целиком и полностью переходить на порядок общей регистрации, при котором санкционируется лишь часть объектов, одновременно передавая нижестоящим инстанциям большую часть полномочий на утверждение поощряемых объектов, активно прорабатывать модель управления, соединяющую в себе национальный режим на прединвестиционной стадии со списком ограничений для инвесторов. Пересматривать соответствующие законы относительно инвестирования со стороны иностранных коммерсантов, оздоровлять при этом систему контроля и управления, создавать стабильную, справедливую, прозрачную и прогнозируемую деловую среду.

Ускорять реализацию стратегии выхода за рубеж. Здесь нужно поощрять участие наших предприятий в сооружении зарубежных инфраструктурных объектов и сотрудничестве с заграницей в сфере производственных мощностей, продвигать на мировой рынок китайское оборудование, включая железнодорожное, электроэнергетическое, телекоммуникационное и инженерно-строительное, а также автомобили, самолеты, электронику и т.д., поощрять предприятия металлургической индустрии, стройматериалов и прочих отраслей на инвестирование зарубежных проектов. Осуществлять формы управления зарубежной инвестиционной деятельностью главным образом с введением порядка регистрации. Ширить масштабы экспортно-кредитного страхования, обеспечивать полное кредитное страхование при финансировании экспорта крупного укомплектованного оборудования. Предстоит ширить каналы использования инвалютных запасов, совершенствовать финансовое, информационное и юридическое обслуживание, а равно и услуги в сфере консульской защиты. Уделяя специальное внимание предотвращению рисков, повышать возможности в обеспечении прав и интересов китайских граждан и юридических лиц за рубежом. Пусть наши китайские предприятия выходят и притом уверенно на международный рынок, пусть они закаляются в ходе международной конкуренции, растут и крепнут!

Создавать новую схему всеохватной открытости внешнему миру. Здесь предстоит продвигать сотрудничество в создании экономической полосы вдоль сухопутного Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века. Ускорять темпы соединения инфраструктуры и прямого сообщения, создание высокоэффективной таможни и международных логистических магистралей. Прокладывать экономические коридоры Китай-Пакистан и Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма. Ширить открытость внутренних и приграничных районов страны, стимулировать инновационное развитие зон технико-экономического освоения, повышать уровень развития приграничных и трансграничных зон экономического сотрудничества. Активно продвигать создание пилотных зон свободной торговли в Шанхае, Гуандуне, Тяньцзине и Фуцзяне, распространять их зрелый опыт по всей стране и создавать тем самым своеобразные лидирующие зоны в плане осуществления реформ и открытости.

Стабилизация темпов роста экономики и ее структурное регулирование взаимообусловлены. Нам нужно всемерно гарантировать функционирование экономики в разумных пределах, а наряду с этим активно продвигать ее обновление и модернизацию, обеспечивать ее устойчивое и долгосрочное развитие.

Важно культивировать новые точки роста потребления населения. При стимулировании потребления широких кругов населения следует ограничивать "служебные расходы по всем трем статьям". Способствовать потреблению в сфере геронтосервиса, обслуживания на дому и лечебно-оздоровительного сервиса, расширять информационное потребление, качественно улучшать туристско-рекреационное, стимулировать гринпотребление, стабилизировать жилищное потребление и ширить потребление в сфере образования, культуры, физкультуры и спорта. Предстоит полностью продвигать внедрение триединой сети телекоммуникаций, Интернета и телерадиовещания, ускорять строительство волоконно-оптической сети, значительно повышать скорость передачи данных через широкополосный Интернет, обеспечивать развитие сервиса логистики и срочной доставки, поощрять новые виды потребления, носителем которых является Интернет, в режимах взаимодействия через Интернет и вне него. Необходимо создавать и совершенствовать систему управления и контроля за качеством и безопасностью потребительских товаров, включая порядок их прослеживания на всех стадиях производства и реализации, а также порядок отзыва, оперативно выявляя случаи изготовления и продажи фальшивой и низкокачественной продукции и строго наказывать причастных к этому лиц, и тем самым охранять законные права и интересы потребителей. Подобно тому, как мелкие ручейки сливаются в широкую реку, огромные потребительские потенциалы миллиардного населения должны превращаться в грандиозную движущую силу экономического роста.

Увеличивать объем эффективного инвестирования в производство общественных благ. В целях реализации приоритетных проектов, предусмотренных программой 12-й пятилетки, необходимо приступить к реализации новой группы наиболее важных программ, включая реконструкцию ветхого жилищного фонда, улучшение городских подземных коммуникаций в интересах улучшения условий жизни населения; прокладку железных и шоссейных дорог в центральном и западном регионах страны, а также улучшение речных фарватеров, сооружение других важных транспортных объектов; строительство объектов гидромелиорации, создание высокостандартных пашен и прочих сельскохозяйственных объектов; создание ключевых объектов информационной, электроэнергетической, нефтегазовой и других сетей; гарантированное снабжение экологически чистыми видами энергоносителей, а также нефтью, природным газом и другими полезными ископаемыми; техническое перевооружение традиционных отраслей; энергосберегающее, природоохранное и экологическое строительство. В нынешнем году инвестиции из центрального бюджета возрастут до 477,6 млрд. юаней, однако правительство не останется "единственным солистом". Надо будет, полностью пробуждая жизнеспособность негосударственного инвестирования, направлять общественный капитал во все более широкие сферы. Вложения в железнодорожную инфраструктуру предстоит удерживать на уровне 800 с лишним млрд. юаней с целью сдать в эксплуатацию новые железные дороги общей протяженностью свыше 8000 км. Предстоит ввести в основном единую для всей страны систему электронной оплаты беспрепятственного проезда по скоростным автотрассам с тем, чтобы транспорт поистине стал "авангардом" развития. Ускорить реализацию 57 уже начатых крупных гидротехнических проектов и в нынешнем году приступить к строительству 27 новых объектов. На строящиеся крупные гидротехнические объекты выделить средства суммой свыше 800 млрд. юаней. Одновременно продвигать инвестирование проектов по реконструкции ветхих жилых кварталов, по железнодорожному и гидротехническому строительству, при этом приоритет отдается проектам центрального и западного регионов. Все это поможет в большей мере развернуть наш огромный внутренний спрос.

Нам необходимо, полностью продвигая управление государством на основе закона, ускорять строительство правового, инновационного и неподкупно честного правительства обслуживающего типа, усиливать его исполнительную дееспособность, повышать к нему общественное доверие, а в целом стимулировать модернизацию системы государственного управления и самих управленческих возможностей.

Неизменно соблюдая Конституцию и другие законы при исполнении административных функций, переводить всю работу правительства в правовое русло. Конституция воплощает в себе коренные нормы нашей деятельности, поэтому правительствам всех уровней и всему их персоналу полагается строго ее соблюдать. Нужно уважать закон, изучать его, соблюдать и применять, в соответствии с ним исполнять свои обязанности. Все административные акции должны юридически обосновываться. Никаким правительственным органам не дозволено располагать властными полномочиями вне рамок закона. Необходимо углублять реформу системы административного законоисполнения, придерживаться строгого, нормированного, справедливого и цивилизованного исполнения законов, ускоренно продвигать комплексное законоприменение, целиком и польностью осуществлять порядок ответственности за административное правоисполнение. Любое нарушение законов и предписаний должно предполагать привлечение к ответственности, все несправедливые и неграмотные проявления в правоохранительной деятельности должны пресекаться.

Обновлять формы управления, усиливать обслуживание и сосредоточиваться на повышении эффективности работы правительства. При предоставлении основных общественных услуг необходимо, насколько это возможно, применять формы правительственных закупок услуг, передавать рынку либо обществу те обычные административные управленческие услуги, которые могут быть предоставлены третьей стороной. Практически развертывать консультации правительственных структур с общественностью, действенно повышать научность и демократичность принятия решений, притом придавать серьезное значение роли мозговых центров. Повсеместно переходить на открытость административных дел, распространять введение электронного администрирования и онлайнового делопроизводства. Правительства всех ступеней обязаны сознательно становить свою деятельность под контроль СНП своего уровня и их постоянных комитетов, под демократический контроль НПКС соответствующей ступени и внимательно прислушиваться к мнению депутатов СНП, членов НПКС, демократических партий, ассоциаций промышленников и торговцев, беспартийных деятелей и народных организаций. Вся наша работа должна ставиться под контроль народа и в полной мере выражать в себе его чаяния.

Наша страна - единое многонациональное государство, укрепление и развитие социалистических национальных отношений на основе равноправия, солидарности, взаимопомощи и гармонии выражают собой коренные интересы всех национальностей страны, являются их общим долгом. Необходимо сохранять и улучшать институт национальной районной автономии, наращивать масштабы поддержки слаборазвитых национальных районов, поддерживать развитие малочисленных национальностей, продолжать программу действий по стимулированию подъема окраинных районов на благо местного населения, оберегать и развивать прекрасную традиционную культуру национальных меньшинств, самобытные национальные деревни и поселки, стимулировать общение, обмены и слияние разных национальностей между собой. Важно достойно провести торжественные празднества в честь 50-летия Тибетского и 60-летия Синьцзян-Уйгурского автономных районов. Мир и согласие среди национальностей страны, их общие усилия и гармоничное развитие сделают нашу великую семью китайской нации еще более процветающей и могучей, счастливой и благополучной!

Современная эпоха дает Китаю исторические шансы на развитие и процветание. Давайте сплотимся крепко вокруг ЦК КПК во главе с товарищем Си Цзиньпином, высоко поднимем великое знамя социализма с китайской спецификой, духовно сосредоточимся и соберемся с силами, откроем дорогу инновациям и сделаем все для выполнения намеченных задач социально-экономического развития на текущий год, чтобы внести новый и более весомый вклад в интересах выполнения намеченных задач к "двум приближающимся столетним юбилеям", задач построения богатого и могущественного, демократического и цивилизованного, гармоничного и модернизированного социалистического государства и осуществления нашей мечты о великом возрождении китайской нации!»

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН доктор исторических наук, профессор Я.Бергер на встрече в Президиуме Российского философского общества, рассуждая о специфике проведения реформ в Китае в эпоху глобализации, сказал следующее: «Какова модель китайской глобализации сегодня? Я бы отметил три основные ее особенности.

Первая - отказ от шоковых терапий. Китайская глобализация осуществляется постепенно. Вначале образовали 4 территориальные экономические зоны на юге Китая, недалеко от Гонконга. Затем началась отраслевая постепенность, то есть открыли некоторые отрасли для иностранного капитала. Лишь через 5 лет после вступления в ВТО Китай открыл всю территорию и все отрасли для иностранного капитала. Последние преобразования произошли в финансовой сфере в 2007 г. Формы реализации программы глобализации также отличались постепенностью. Вначале создавались смешанные с иностранным капиталом предприятия. Затем формировались предприятия только с иностранными инвестициями. В настоящее время разрешены слияния и поглощения производственного и финансового капитала. Иностранные компании могут даже «захватывать» ключевые отрасли экономики.

Вторая особенность состоит в том, что Китай не раскрывается до тех пор, пока не проведены внутренние реформы. Иначе говоря, четко соблюдается органическая взаимосвязь внешней открытости и внутренних реформ.

Наконец, китайская модель глобализации пытается оптимизировать плюсы и минимизировать минусы политики реформ и открытости. За счет этой третьей особенности Китай, включаясь в глобализацию, тщательно охраняет свою суверенность. Особенности китайской глобализации широко обсуждаются на Западе. Недавно в Лондоне вышла книга Дж. Рамо «Пекинский консенсус», в противоположность понятию «Вашингтонский консенсус», появившемуся в начале 90-х гг. ХХ в. В «Вашингтонском консенсусе» сформулировано 10 неолиберальных правил для преобразования экономики стран Латинской Америки. К ним относились: 1) снятие тарифных барьеров; 2) нерегулируемая государством экономика и др. Применение правил «Вашингтонского консенсуса» привело к краху экономики Аргентины, Индонезии, России и других стран. В «Пекинском консенсусе» правила противоположны: 1) стремление к инновациям в экономической, политической, социальной сфере, но с учетом китайской специфики; 2) социальная сфера должна развиваться параллельно с экономикой; 3) необходима асимметричность в развитии, то есть китайская модель может разворачиваться, не втягиваясь в гонку вооружений. Однако Китай при этом может парализовать США. Золотой запас первоначально нужен был для защиты от экономического краха, как это произошло в ряде стран в 1997-1998 гг. Затем он стал необходим для гарантии поставок сырья (прежде всего нефти) и энергии, чтобы бесперебойно росла промышленность. В настоящее время данный запас служит целям защиты суверенитета Китая. Золотой запас может способствовать финансовому сокрушению противника, если он попытается, например, начать ядерную войну» (Век глобализации. Выпуск №1/2009).

Издание ПРАЙМ проанализировало последний отчет МВФ об объеме национального экономического производства, где говорится, что в реальном выражении за 2014 год Китай достиг уровня 17,6 трлн долларов, США — 17,4 трлн долларов.

Доля КНР в мировой экономике по ППС составила 16,5%, США — 16,3%. Одной из причин стало введение Китаем международных стандартов при расчете ВВП, что позволило ему включить в этот показатель ранее не учитываемую деятельность. Таким образом впервые за многие десятилетия США утратили статус крупнейшей

Паульман В.Ф.

Игорь СЮНДЮКОВ, Сергей МАХУН, «День»

Нетерпимость в малом разрушает великий замысел.

Конфуций,
древнекитайский мудрец


В декабре 1920 года пароход «Портос» прибыл в Марсель.
На берег Франции вышли 120 эмигрантов, в основном - вьетнамцы и китайцы.
Среди них был и 16-летний низкорослый юноша с умными и живыми глазами.
Парень ехал в Париж не столько заработать, сколько понаблюдать за европейской
жизнью и набраться знаний, а если повезет - крепко встать на ноги в новой
стране.

Юношу звали Дэн Сисянь. Родом он был из самой большой провинции
Китая - Сычуань. Дэн с ранних лет усвоил слова, которые ежечасно повторял
отец, зажиточный крестьянин Дэн Вэньмин: «Учись, сынок, учись, и будешь
счастлив». Отец позаботился о том, чтобы дать сыну наилучшее образование.
В Китае образованность была непременным условием удачной карьеры и давала
возможность стать уважаемым чиновником, судьей, офицером. Так, минимальным
требованием было знание не менее 5 тысяч иероглифов - в среднем в каждом
из знаков 20-25 линий!

Мог ли знать юноша свою судьбу? Ему предстояло прожить
еще 76 (!) лет, изменить на склоне лет весь жизненный уклад Китая. В Париже
он прошел суровую школу жизни: работал на автомобильном заводе, кочегаром,
официантом в бистро. В 1924 году по рекомендации своего друга Чжоу Эньлая
(будущий премьер-министр Китая) Дэн вступил в Компартию Китая, еще через
два года был выдан ордер на его арест, но молодой китаец через Берлин успел
выехать в Москву, сменив заодно свое имя на новое, подпольное: Дэн Сяопин.

Пробыв полгода в столице СССР, 23-летний революционер возвращается
на родину, где в разгаре была гражданская война. Страна была разорвана
на части милитаристскими кланами, «удельными князьками», и к тому же к
власти рвался «Бонапарт» всеазиатского масштаба - Чан Кайши.

Дэн вступает в созданную коммунистами Красную Армию, воевавшую
буквально со всеми, а в 30-е годы - прежде всего, с японцами, захватившими
значительную часть страны. Он, приговоренный к расстрелу и Чан Кайши, и
японцами, участвует в Великом походе Красной армии (середина 30-х), редактирует
армейскую газету, становится опытным политработником, методично и неспешно
выдвигаясь на заметные роли в партии. В 1945 году 41-летний Дэн избирается
в ЦК, через 4 года гражданская война заканчивается и коммунисты в Китае
приходят к власти...

В старости Дэн Сяопин, очень не любивший много рассказывать
о себе, как-то признался: «22 года непрерывной войны научили меня терпеть,
не хныкать от неудач, быть готовым к любому повороту событий». Как же пригодилось
это умение будущему реформатору Китая №1, когда «Великий кормчий» Мао обрушил
на огромную страну вихрь «культурной революции» (1966-1976 гг.)! Дэн был
тогда человеком №5 в китайской иерархии, а в партии возглавлял аппарат
ЦК. Но это не спасло 62- летнего политика от ярости хунвейбинов, за которыми
стоял сам Мао. Вот один из их «боевых лозунгов» тех дней: «Нужно бороться
с Дэн Сяопином, с этой змеей, плюющейся капиталистическим ядом, и сокрушить
его!».

За что же Дэну достались такие проклятия? Когда страна
отходила от последствий «Большого скачка» (1958-1962 гг.), по сути, рывка
«прямо в коммунизм» в бедной стране, Дэн Сяопин сказал: «Неважно, какого
цвета кошка: белая или черная, важно, чтобы она хорошо ловила мышей». Фраза
относится к эпохе правления Мао, тем удивительнее смелость Дэна, бросившего
вызов инквизиторам от коммунизма. Мао не простил ему этих слов. Ведь он
избавлялся любыми способами от соперников в своем окружении, бросив с этой
целью демагогический лозунг: «Огонь по штабам!». По всей стране прошли
«чистки», жертвами которых стали десятки миллионов людей. В основном пострадала
интеллигенция.

По требованию «революционных масс» (за которыми, как всегда
в истории, ярко сиял образ какого-нибудь «Великого кормчего», в данном
случае - Мао) Дэн Сяопин был сослан с женой и дочерью в глухую деревню
на «перевоспитание». Его старшего сына, студента, выбросили из окна хунвейбины
и до конца жизни он оставался инвалидом. Но Дэн, давно выработавший в себе
«стойкость перед трудностями, хладнокровие при удачах и философский взгляд
на судьбу» (слова жены), не унывал: заполнял жизнь физическим трудом и
чтением. Именно тогда он понял: казарменный коммунизм» давно изжил себя,
стране необходимы глубокие реформы.

Взяться за это сложнейшее дело Дэн Сяопин смог только в
декабре 1987 г., когда пленум ЦК КПК объявил о переходе страны на курс
модернизации, реформ и открытости. Но этому событию предшествовал ряд бурных
событий: реабилитация Дэна в 1973 году и его возвращение в высшие эшелоны
власти (чему способствовал его старый друг Чжоу Эньлай), смерть Мао Цзэдуна
и Чжоу Эньлая в 1976 г. и тогда же - «вторая опала» (Дэн был объявлен «главным
контрреволюционером, идущим по капиталистическому пути»). Летом 1977 года
последовала его вторая реабилитация. Спас Дэна прежде всего его опыт и
качества отличного политического игрока, и тот факт, что китайская номенклатура
устала от «классовых» чисток и хотела стабильности, верила, что ее может
обеспечить именно Дэн. Он тоже хотел стабильности - но ценил ее не саму
по себе, а как непременную предпосылку намеченных глубоких реформ (противоречие,
трагически проявившееся в 1989 году).

В реформах Дэна поражает неторопливость и последовательность.
Впечатление такое, что он отлично продумал заранее, с чего начинать, что
делать потом (признак качественности реформ!). В экономике вначале последовала
настойчивая, но не поспешная приватизация сельского хозяйства (необходимо
было в первую очередь накормить Китай), занявшая 6-8 лет. Затем - постепенная
приватизация мелкой и средней промышленности (1982-1990 гг.) с осторожным
привлечением инвестиций из-за рубежа - вначале зарубежных китайцев-«хуацяо»,
затем Запада, с сохранением рычагов контроля за их использованием в руках
КНР. Впрочем, в начале 90-х годов с многократным увеличением объема зарубежных
инвестиций «правила игры» в этой сфере были заметно либерализованы. Китай
последние несколько лет занимает первое место в мире по темпам экономического
роста. Достигнуть таких впечатляющих результатов Китай смог в первую очередь
благодаря мудрым советам «патриарха китайских реформ» Дэн Сяопина.

Еще более интересны идеологические сдвиги, инициированные
Дэн Сяопином. Ему принадлежат слова: «Бедность - не социализм. Мы бедны,
поэтому социализма у нас нет. Только в середине будущего столетия, когда
мы достигнем уровня среднеразвитых стран, можно будет в полный голос говорить
о преимуществах социализма и о том, что он построен у нас». Сравним это
с «коронным лозунгом» Мао: «Три года упорного труда - десять тысяч лет
счастья» или еще его же: «Только бедные люди Китая обладают настоящим классовым
чутьем». И Мао, и Дэн говорили о социализме, но разве трудно ощутить разницу?
Вот еще мысль Дэна: «Экономическое развитие выше классовой борьбы».

При этом Дэн до конца жизни (он умер в феврале 1997 года)
подчеркивал: только социализм может спасти Китай и сделать его великой
державой. Он верил в это искренне. Еще важнее было для него сохранение
стабильности в обществе и государстве. Наверное поэтому Дэн (отказавшийся
в 1987 г. от всех официальных постов, но неофициально одобрявший все важные
решения), поколебавшись, дал в июне 1989 года добро на кровавый разгон
студенческих демонстраций на пекинской площади Тяньаньмэнь. Здесь, очевидно,
сказалось то трагическое противоречие, которое в 1981 году подметил сам
Дэн Сяопин: экономические реформы без политических будут натыкаться на
препоны, чинимые людьми. А может, «патриарху китайских реформ» изменило
присущее ему Великое Терпение?..

Пару слов о Дэн Сяопине в обыденной жизни. Он - заботливый
отец, дедушка и прадедушка, не составлявший, однако, протекцию своим родственникам;
азартный футбольный болельщик и прекрасный игрок в бридж; знаток бильярда
и отменный альпинист, в 79 лет совершивший восхождение на высокую гору
Эмэйшань. В общении и на девятом десятке лет он поражал блестящей реакцией
и иронической скромностью (свою роль, он, конечно, понимал!). Итальянской
журналистке Ориане Фаллачи Дэн сказал: «Я ничего из себя не представляю.
Конечно, что-то я сделал. Но какой же это революционер без деяний!» Когда
Фаллачи спросила, почему в Китае нет биографий Дэн Сяопина (кстати, сейчас
уже есть), тот ответил: «Куда спешить? Я еще успею повстречаться с Марксом,
тогда и напишут биографию. И если уж писать биографию, то в нее следовало
бы обязательно включить ошибки, поэтому самое лучшее - ее не писать».

Как долго Китай будет идти по пути, начертанном Дэном,
и насколько успешно? Кто знает, ведь «будущее - это дракон, который еще
не прилетел» (Мэн Цзы, древнекитайский мудрец). Но вряд ли этот дракон
испепелит память о Дэн Сяопине. Она останется в истории Китая, и не только
его.

После распада СССР и мировой системы социализма продолжалось строитель­ство нового общества в Китае, Северной Корее, во Вьетнаме, на Кубе. «Китайский социализм» строится более пятидесяти лет. Большие изменения в стране начались после смерти авторитетнейшего лидера Мао Цзэдуна. Его похоронили в хрусталь­ной усыпальнице на площади Тяньаньмынь. Но новые руководители КНР не стали заниматься разоблачением ошибок умершего вождя и оправдывать ими свою соб­ственную несостоятельность. В 1978 г. под влиянием Дэн Сяопина, продолжившего традицию Конфуция, руководство Коммунистической партии Китая начало одну из величайших экономических революций современности.

В сельском хозяйстве трудовые крестьянские коммуны (аналог советских колхозов) были разделены на индивидуальные, семейные крестьянские хозяй­ства. Земля осталась общенародной собственностью. Небольшие группы адми­нистраторов следили за выполнением необременительных повинностей в пользу государства. Крестьяне получили возможность самостоятельно реализовывать большую часть своей продукции, приобретать сложную сельскохозяйственную технику, объединялись в кооперативы в зависимости от назревших потребностей. В промышленности была расширена самостоятельность предприятий. В городах разрешалось создание мелких и средних частных предприятий, которые стали не столько составлять конкуренцию, сколько дополнять работу крупных предпри­ятий. При проведении конверсии военных заводов китайцы предпочитали сначала создать новое перспективное предприятие, способное выпускать конкурентоспо­собную продукцию, и обеспечить работой высвобождающихся работников, а уж потом ломали сам военный завод. В портовых городах были созданы свободные экономические зоны с особыми условиями для предпринимателей, прежде всего за­рубежных. Исключительно важным фактором для успехов экономических реформ в Китайской Народной Республике были традиционные трудолюбие, дисципли­нированность, рационализм и привычка подчиняться руководству, свойственные китайскому народу и его менталитету.

В течение первых десяти лет реформ промышленное и сельскохозяйственное производство выросло вдвое, а по некоторым показателям утроилось. Среднего­довой прирост валового национального продукта составлял не менее 9%, что в три раза превосходило среднемировые темпы прироста. В последующее десятилетие китайская экономика столкнулась с проблемами «перегрева» и «перегрузки».

Как и во времена нэпа в Советской России, китайское общество столкнулось с проблемами резкой имущественной дифференциации, усилением коррумпиро­ванности чиновников, недовольством работников государственных предприятий и т. д. Однако руководство Коммунистической партии Китая не стало сворачивать реформ, как это сделал Сталин после смерти Ленина. Не вступило китайское ру­ководство и на путь политической и идеологической либерализации по примеру Горбачева. Более того, в мае 1989 г. оппозиционное выступление студентов и других групп, требовавших ослабления партийного диктата и политических реформ, было беспощадно подавлено правительственными войсками с применением танков. Рез­ко критические выступления в защиту китайских диссидентов со стороны ведущих западных стран, некоторые меры, направленные на ограничение торговли с Китаем, были проигнорированы китайским руководством с присущим ему чувством соб­ственного достоинства. В Китае сохраняется смертная казнь. Регулярно казнят чиновников-взяточников. На государственных предприятиях были проведены очередные реорганизации. Серьезным стимулом для китайской экономики было обслуживание огромного советско-российского рынка.

К настоящему времени КНР занимает 1-е место в мире по добыче угля, произ­водству зерновых, цемента, хлопчатобумажных тканей, шелка, хлопка, яиц; 2-е ме­сто - по производству мяса, чугуна; 3-е - по производству проката, химического волокна. По объему ВНП Китай в 2010 г. перегнал Японию, а при сохранении или даже некотором снижении темпов прироста ВНП по этому показателю к 2020 г. он может догнать США. Во всяком случае знаменитая формула недавно умершего Дэн Сяопина - «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая. Главное, чтобы она ловила мышей» - помогла Китаю продвинуться далеко вперед и впервые за 2000 лет своего существования обеспечить продуктами и промышленными това­рами собственного производства нормальный прожиточный минимум для 1 млрд 300 млн человек, что составляет 1/5 часть всех жителей планеты.

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.