Экономическая политика консервативного правительства М. Тэтчер. Как маргарет тэтчер изменила экономику великобритании Основные линии экономической политики тэтчер

Экономическая политика Маргарет Тэтчер.

Введение. 1

Историография. 2

Экономическое развитие Великобритании в 70х - 90х гг. XX века. 4

Истоки экономической политики Маргарет Тэтчер. 4

Экономические реформы Маргарет Тэтчер. 6

Теория монетаризма. 6

Действия правительства М. Тэтчер в области экономики. 7

Завершение деятельности Маргарет Тэтчер как премьер-министра Великобритании. 13

Историческая роль экономической политики Маргарет Тэтчер. 15

Заключение. 19

Литература. 20

Введение.

Маргарет Тэтчер (р. 1925) - премьер-министр Великобритании в 1979 - 1990 гг. Ее по праву считают одним из политических лидеров столетия. Во многом она превосходила своих знаменитых коллег-мужчин, о ее колоссальной работоспособности ходили легенды, почти 12 лет избиратели доверяли ей самый высокий пост в стране.

Актуальность темы.

Маргарет Тэтчер пришла к власти в 1979 году на волне недовольства англичан неэффективной политикой лейбористов в 70-е годы. Экономическое положение Великобритании было бедственным. Норман Стоун, близкий советник Маргарет Тэтчер в 1980-х годах, пишет: «Самым ярким символом той эпохи были кучи мусора на улицах крупнейших городов страны, вокруг которых сновали голодные крысы. Приезжим из Европы, особенно из Германии, казалось, что они попадали в какую-то страну третьего мира... Таков был печальный финал послевоенной эпохи.» К 1990 году положение Великобритании существенно улучшилось. Стоун говорит об этом так: «Страна продемонстрировала такую способность к самовозрождению, которая удивила и самих британцев». Роль Маргарет Тэтчер в этом удивительном возрождении трудно переоценить. Ее идеи и настойчивое воплощение их в жизнь помогло Великобритании выйти из кризиса и решить многие проблемные вопросы.

В современном мире, особенно в России, вопрос управления государством в условиях острого экономического кризиса был и остается актуальным. Изучение мирового опыта, анализ различных моделей экономического развития при общей тенденции к глобализации экономики представляется необходимым условием продвижения успешной экономической политики в государстве. С этой точки зрения, путь развития экономики, предложенный Маргарет Тэтчер, не может не привлечь внимания.

Целью данной работы является проанализировать основные черты экономической политики Маргарет Тэтчер в их историческом контексте.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

§ Проанализировать основные изменения в экономике Великобритании, произведенные Маргарет Тэтчер;

§ Рассмотреть конкретные результаты ее деятельности;

§ Рассмотреть, как оценена деятельность Маргарет Тэтчер в историческом аспекте.

Историография.

Маргарет Тэтчер оставила глубокий след в британской и мировой истории. Многочисленные исследования посвящены собственно тэтчеризму как политическому и историческому феномену, а также отдельным его проявлениям во внутри - и внешнеполитической сферах. Разработке этой темы посвящены работы как британских, так и отечественных исследователей, среди которых ведущее место занимают исследования С. П.Перегудова, К. С.Гаджиева, С. Мадзоевского, Д. Марша и Р. Роудса, С. Пайнтера, Д. Ригана, П. Сенкера и др. Интересными представляются данные, опубликованные свидетелями исторических событий - лично встречавшихся с М. Тэтчер российского дипломата В. И. Попова и американского журналиста Криса Огдена. Наконец, нельзя не упомянуть книгу самой Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира», вновь подтверждающей ее взгляды как полотика-консерватора. Остановимся на книгах, явившихся основными источниками данной работы.

В работе С. П. Перегудова «Тэтчер и тэтчеризм» (М.,1996) присутствует и изображение незаурядной личности М. Тэтчер, и анализ явления «тэтчеризма», основополагающим элементом которого стал правый консерватизм традиционалистского толка. Перегудов подчеркивает, что эта политическая модель сложилась еще до прихода Тэтчер к власти, но только «железная леди» смогла приступить к ее реализации. Согласно источнику, сила британского консерватизма, а также британской политической системы, состоит в том, что они порождают лидеров такого типа, как Тэтчер, которые в случае необходимости обращаются и к нетрадиционным методам, способным обеспечить дальнейшее развитие и упрочнение британских традиций.

В книге Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира» можно выделить четыре больших блока вопросов. Во-первых, это подведение итогов ушедшей эпохи - размышления над уроками «холодной войны», прошлой и нынешней ролью США. Во-вторых, оценка путей развития России, Китая, Индии и стран Дальнего и Ближнего Востока. В-третьих, угрозы, которые представляют для мира нестабильность на Балканах, государства-изгои, исламский экстремизм и международный терроризм, а также стратегии, позволяющие противостоять им. И, наконец, - процесс интеграции в Европе, таящий в себе опасность незаметного расширения власти международных институтов в ущерб независимости национальных государств. Систему взглядов, которые представлены и последовательно отстаиваются в книге, сама Маргарет Тэтчер лаконично называет «консерватизм».

Крис Огден в книге «Маргарет Тэтчер. Женщина у власти: портрет человека и политика» (М., 1992) достаточно подробно описывает биографию Тэтчер, пытаясь объяснить её стремление к политике, мировоззрение и характер сложившимися в её семье традициями, политико-экономической ситуацией в Англии и другими, казалось бы совершенно случайными, факторами. Главная задача автора состоит в том, чтобы рассказать о Маргарет Тэтчер не как о суровом политике, а как об обычной женщине, которая сумела преодолеть множество трудностей, стремясь к своей цели, создать образ сильной, волевой женщины, скрывающей свои проблемы, волнения и страхи под маской всемогущей, неустрашимой и идущей всегда только вперед "железной леди". Источник рассказывает о личной жизни Тэтчер, ее детских годах и скрытых от посторонних эмоциях.

И., видный российский дипломат, бывший ряд лет послом СССР в Англии, использовал личные встречи и беседы с М. Тэтчер в Лондоне и Москве, а также опубликованные недавно в Англии мемуары самой Тэтчер для написания книги «Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд советского дипломата» (М.,2000). Источник подробно характеризует личность «железной леди» и события, сопровождавшие ее на политической арене. Анализируя экономическое положение Великобритании и его изменения при Маргарет Тэтчер, автор использует статистические данные. Эти данные свидетельствуют, что стереотип «разрушения социальной сферы» при тэтчер не совсем соответствует действительности. При Тэтчер выросли пенсии, доходы работающих англичан, существенно увеличилось число собственников жилья и количество акционеров. Однако автор демонстрирует и негибкость политики Тэтчер, ее намерения все доводить до намеченного завершения, не удовлетворяясь полумерами и компромиссами.

Экономическое развитие Великобритании в 70х - 90х гг. XX века

Истоки экономической политики Маргарет Тэтчер

XX век - это время исторических событий, происходивших как в отдельных странах, так и захвативших целые континенты, оказавших влияние на весь мир. Человечество оказалось перед лицом глобальных политических и экономических процессов, взлетов и кризисов и искало новые пути решения ранее неизвестных проблем. Одной из таких проблем стал экономический кризис 1974-1975 гг. В общей цепи циклических кризисов перепроизводства этот занимает особое место. Он совпал со всплеском инфляции, которая вела к ломке сложившейся структуры внутренних цен, затрудняла получение кредита, тормозила выход из кризиса. На все это наложился энергетический кризис, приведший к нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнивший нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировавший всю сферу финансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть стимулировал изменения в отраслевой структуре экономики. Мощный импульс получило развитие новых энергосберегающих технологий.

В результате нарушения международного валютного обмена и все большего несоответствия принципов Бреттонвудской валютной системы новым условиям под вопрос были поставлены ее основы. Уже на рубеже 60-х - 70-х годов заметно снизилась покупательная способность доллара. В западном сообществе стало быстро нарастать недоверие к доллару как основному средству расчетов. В 1972-1973 гг. правительство США дважды осуществляло девальвацию доллара. В марте 1973 года в Париже ведущие страны Запада и Японии подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют , а в 1976 году МВФ отменил официальную цену на золото. Лишь во второй половине 80-х годов удалось выработать более или менее устраивающую страны Запада формулу взаимоотношений в этой сфере.

Экономические проблемы 70-х годов становились особенно актуальными на фоне набиравшей все больший размах и приобретавшей черты перманентного процесса научно-технической революции (НТР). Основным содержанием этой новой фазы развития НТР стала массовая компьютеризация производства, внедрение компьютеров в самые различные сферы производства и управления. Это дало толчок к началу сложного процесса структурной перестройки экономики и постепенному переходу всей западной цивилизации в новую фазу, которую окрестили «постиндустриальным» или «информационным» обществом. Развитие автоматизации, информатики и их распространение на все сферы хозяйственной деятельности оказывало пусть опосредованное, но от этого не становящееся менее весомым воздействие на все стороны эволюции человеческой цивилизации. Прежде всего, заметно ускорились процессы интернационализации всей хозяйственной жизни. Гигантская концентрация в производственно-финансовой сфере, характерная для всего XX века, в это время осуществила качественный скачок: Транснациональные корпорации (ТНК) начали определять лицо западной экономики. В первой половине 80-х годов на долю ТНК приходилось уже 60% внешней торговли и 80% разработок в сфере новых технологий . ТНК с каждым днем все более реально претендуют на роль основы всей хозяйственной жизни Запада.

Экономический кризис 1974-1975 гг. сыграл важную роль в глубоком преобразовании экономики Запада. Это был весьма болезненный процесс, особенно на первом этапе (вторая половина 70-х годов), сопровождавшийся большими социальными издержками: увеличением безработицы , ростом стоимости жизни, возрастанием числа людей, выбитых этими изменениями из привычной жизненной колеи и т. д. В 80-е годы перестройка начала приносить отдачу, особенно в США, Англии, ФРГ. Внедрение новейших технологий способствовало значительному скачку в повышении производительности труда. Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавшиеся в росте государственных расходов , снижении налогов и удешевлении кредита, порождали перманентную инфляцию и все более возраставший бюджетный дефицит . Критика кейнсианства в середине 70-х годов приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее ярким представителем которой на политическом уровне и стала М. Тэтчер.

Истоки и общая характеристика неоконсервативных взглядов Маргарэт Тэтчер

Как известно, широкое распространение и развитие идей неоконсерватизма во второй половине прошлого века происходило преимущественной в Соединенных Штатах Америки. Тем не менее, проведение характеристики особенностей политической организации и деятельности в иных зарубежных государствах позволяет сделать вывод о том, что распространение неоконсерватизма вышло и за пределы американских границ.

В частности, в числе наиболее известных сторонников соответствующих идей принято называть семьдесят первого премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер (1979-1990 гг.). Политическая карьера М. Тэтчер насчитывает многолетнюю историю: Так, еще в середине 1950-х гг. Тэтчер стала предпринимать попытки борьбы за место в парламенте, в результате одержала победу в ходе тяжелой предвыборной кампании, став в 1958 года членом Палаты общин (и сохраняя это место вплоть до 1992 года).

В начале 1970-х гг. М. Тэтчер заняла должность министра просвещения и науки Великобритания. Уже тогда стали проявляться неоконсервативные предпочтения М. Тэтчер, связанные со стремлением сократить чрезмерно широкую социальную поддержку, оказываемую со стороны государства, направив высвобождающиеся денежные средства на реализацию действительно важных задач.

Пример 1

Так, в первые месяцы замещения должности министра М. Тэтчер привлекла внимание общественности предприняв попытку сокращения расходов государства в соответствующей сфере, отдав приоритет академическим нуждам образовательных учреждений и урезав расходы на государственную систему образования. В результате этого, в частности, была прекращена практика бесплатной выдачи молока британским школьникам в возрасте от семи до одиннадцати лет.

С 1975г. в условиях снижения авторитета консервативной партии в парламенте Великобритании, М. Тэтчер предприняла попытку проведения внутрипартийных преобразований, победив на выборах на должность руководителя консервативной практики своих основных противников – с этого момента и до избрания в 1979 г. на должность премьер-министра М. Тэтчер официально признавалась лидером оппозиционного движения в Великобритании.

Экономические преобразования М. Тэтчер

Как было отмечено выше, поддержка неоконсервативных воззрений М. Тэтчер стала очевидной с момента ее прихода к власти на должности министра просвещения и науки. В этой связи, занятие должности премьер-министра, фактически выступающего в условиях великобританской политической системы главой государства, ознаменовало проведение масштабных социально-политических и экономических преобразований в стране.

Так, в числе основных мероприятий, проведенных М. Тэтчер после занятия должности премьер-министра, в экономической сфере могут быть названы:

  • Значительному изменению подверглась налоговая система Великобритании, в рамках которой происходило поступательное сокращение величин прямых налогов на доходы граждан при пропорциональном повышении косвенных налогов (в первую очередь НДС);
  • Осознавая необходимость снижения темпов инфляции и сокращения объемов денежной массы, под угрозой наступления кризисных явлений в экономике, было принято решение о повышении учетной ставки (аналога современной российской Ключевой ставки ЦБ РФ);
  • Кроме того в условиях сложившегося к моменту прихода к власти М. Тэтчер бюджетного дефицита она вместе с Правительством была вынуждена предпринимать откровенно непопулярные меры, мнение о целесообразности которых разделяется в рамках неоконсервативной идеологии – сокращение объемов бюджетного финансирования государственных предприятий, снижение расходов на социальную сферу, включая такие общественно-значимые области как образование и ЖКХ.

Замечание 1

Проведение обозначенной политики, направленной на сокращение бюджетного финансирования образования в Великобритании негативно отразилось и на самой премьер-министре М. Тэтчер – она впервые в послевоенные годы, окончив Оксфордский университет и заняв должность премьер-министра не получила статус почетного доктора университета, на чем настаивали не только студенты, но и проголосовал управляющий Совет университета.

Реформы труда, проведенные администрацией М. Тэтчер

Жесткий внутриполитический курс, продиктованный неоконсервативными воззрениями М. Тэтчер, и избранные ей и ее администрацией после прихода к власти, оказал влияние на самые разнообразные сферы внутригосударственной и внешнеполитической жизни.

В частности, представляется целесообразным обратить внимание на то, что наряду с ужесточением регулирования в налоговой и экономической сферах, определенные преобразования произошли и в сфере труда. В частности, в период своего руководства М. Тэтчер проводила активную борьбу с чрезвычайно расширившимся влиянием профсоюзов, которые по утверждению самой Тэтчер оказывали негативное влияние на парламентскую демократию и экономику Великобритании, ввиду провоцирования ими регулярных забастовок.

В числе конкретных мероприятий в сфере ужесточения деятельности профсоюзов в Великобритании в период руководства М. Тэтчер могут быть названы: принятие законов о запрете принудительного вступления в профсоюз, о запрете проведения так называемых «забастовок солидарности», было разработано и утверждено на общеобязательном уровне правило о предварительном предупреждении работодателей о начале забастовки и об обязательном тайном голосовании для принятия итогового решения об инициирования забастовки.

Анализ приведенных мероприятий в трудовой сфере с очевидностью демонстрирует стремление М. Тэтчер к минимизации количества участившихся забастовок. При этом сама М. Тэтчер убеждала британцев в том, что соответствующие меры поспособствуют в перспективе повышению демократичности организации и деятельности профсоюзов.

Приход к власти в 1979 г. М. Тэтчер ознаменовал совершенно новую для Англии экономическую программу, основанную на неоконсервативной концепции, характерной для государственного регулирования в развитых странах. Правительство делало ставку на свободное предпринимательство, личную инициативу, индивидуализм и отказ от жесткого государственного регулирования экономики. В основе реформирования методов государственного регулирования экономики лежали идеи экономического либерализма, свободного предпринимательства, личной инициативы, предполагающие сокращение регулирующей функции государства и усиление значения рыночных механизмов.

Важным направлением экономической политики М. Тэтчер была денационализация. Для экономики Англии была характерна высокая степень национализации. Государственные предприятия производили в 1979 г. 10% ВВП. Отсутствие в государственном секторе конкуренции или угрозы банкротства не стимулировало рост эффективности производства.

Правительство приступило к проведению крупномасштабной денационализации государственных предприятий. Частным фирмам были проданы богатые месторождения нефти, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты, телекоммуникации и предприятия газовой, сталелитейной, электроэнергетической промышленности. За период 1984-1987 гг. была приватизирована 1/3 государственной собственности в промышленности. Приватизация привела к тому, что значительно возросло количество держателей акций и по числу акционеров Великобритания заняла второе место в мире.

Изменения затронули и оставшиеся государственные компании. Одновременно с предоставлением большей хозяйственной самостоятельности эти предприятия стали полностью автономны в финансовом отношении. Такие компании уже не находились в сфере искусственного благоприятного климата, цены полностью определялись рыночной конъюнктурой. Резко сократилась доля государственных капиталовложений в английскую экономику. В начале 90-х гг. она составляла всего 25% против 50%, характерных для предшествующего периода.

Определенное место в процессе разгосударствления занимала приватизация жилья, которое арендовалось у местных властей. Содержание таких домов повышало расходы местных бюджетов, и был принят закон, по которому местные органы власти могли продавать дома по льготным ценам арендаторам.

Важным направлением экономической политики М. Тэтчер было развитие малого и среднего бизнеса, повышение его экономической самостоятельности. Малый и средний бизнес стал новой силой в экономической структуре Великобритании. Мелкие и средние хорошо оборудованные фирмы могли быстро и гибко реагировать на изменение рыночной ситуации в отличие от крупных корпораций. Кроме того, эта часть предприятий успешно дополняла производство на крупных объединениях, часто работая по их заказам.

Основным направлением бюджетно-налоговой политики было сокращение государственных расходов. Было проведено сокращение численности государственных чиновников и общего уровня затрат на содержание государственного аппарата. Составляющим элементом сокращения государственных расходов было сокращение расходов бюджета на социальные цели и жесткий контроль над уровнем заработной платы.

В результате изменения налогового законодательства ставка подоходного налога была снижена и возросли налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога на прибыль крупнейших корпорация была последовательно снижена сначала до 50%, а затем до 35%. Были отменены взносы предпринимателей в фонды социального страхования на занятую рабочую силу. Одновременно усиливалось косвенное налогообложение. Возросла ставка налога на добавленную стоимость (с 8 до15%), которым облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, а также бытовые услуги и медицинская помощь. Удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета вырос с 34% в 1979 г. до 39% в 1981 г.

Антиинфляционная политика реализовывалась на основе сокращения займов, предоставляемых государством частному сектору, контроля темпов роста денежной массы, повышения ставки процента, сокращения численности государственного аппарата.

Реформы этого периода затронули и внешнеэкономическую деятельность. В 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала. В начале 80-х гг. среднегодовой размер внешнеэкономических инвестиций частного капитала составлял в среднем 35 млрд ф. ст. Основная часть английского капитала экспортировалась в развитые индустриальные страны. Одновременно поощрялись вложения иностранного капитала в английскую экономику.

Большое внимание уделялось рационализации производства. Были реализованы программы технической реконструкции и модернизации электротехнического машиностроения, текстильной промышленности и ряда других отраслей. Большая часть инвестиций направлялась на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Наибольший прирост капиталовложений был в автомобилестроении, в химической, полиграфической и целлюлозно-бумажной промышленности. Одновременно сохранялся высокий уровень расходов на НИОКР в военной области.

Рост занятости в экономике приводил к снижению безработицы. Если в 1987 г. без работы было 9,8% рабочей силы, то в 1989 г. - 6,8%. Для сокращения числа безработных была разработана программа профессионального их обучения. Ее реализация делала возможным переобучение и дальнейшее трудоустройство около 600 тыс. чел.

Важным элементом экономического роста являлся потребительский спрос населения и частные капиталовложения, положительная динамика которых была связана с ростом доступности кредита. В результате возросли как потребительские расходы населения, особенно на товары длительного потребления, так и масштабы частных капиталовложений, наибольший прирост которых имел место в автомобилестроении, целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях.

В результате проводимой экономической политики темпы экономического роста в 80-е гг. составляли в среднем 3-4% в год, что превышало аналогичные показатели в других странах. Рост производительности труда в среднем составлял 2,5% в год, уступая лишь Японии. Возросла и капиталоотдача, характеризующая эффективность использования основного капитала. Англия была единственной из развитых стран, кроме Японии, где этот показатель имел положительную динамику по сравнению с 1970-ми гг. Темпы инфляции снизились с 16% в 1980 г. до 4% в 1983 г.

Выйти из затянувшегося британского экономического спада - такую задачу поставила перед собой Маргарет Тэтчер, поселившись на Даунинг-стрит в мае 1979 года, в конце печального десятилетия, когда трехдневная инфляция была больше 25%, а Международный валютный фонд (МВФ) выдал стране пакет финансовой помощи. За время правления Тэтчер Великобритания словно выздоровела и вошла в 90-е с новой репутацией сильной экономической системы. Страна стала более продуктивной, конкурентоспособной и прибыльной, а давно назревшие реформы 80-х годов проложили путь для долгого 16-летнего бума, который произошел в период между 1992-м и 2008-м годами.

Несмотря на это, для недоброжелателей бывшая премьер-министр Великобритании навсегда останется тем, кто уничтожил более 15% британской промышленности с ее догматическим монетаризмом, упустил возможность заняться разработкой нефти на дне Северного моря, сделал страну несбалансированной и укрепил в ней неравенство, пишет The Guardian.

Истина лежит где-то между этими крайностями. Тэтчер пришла к власти, когда в экономике Великобритании после трех десятилетий игры в бедного родственника западных стран почти назрела готовность к переломному моменту. Если бы Джин Каллаган в 1979 году смог обойти Тэтчер, ему бы тоже пришлось столкнуться с проблемой экономической модернизации: государство страдало от высокого уровня инфляции, слабых механизмов управления и плохих отношений между предпринимателями и рабочими.

Конечно, многие стратегические изменения, которые обычно приписывают Тэтчер, уже были сделаны ее предшественником. К примеру, полной занятости населения не было уже в 1976 году. Также, вопреки мифу, тэтчеризм не был полностью сформирован в мае 1979 года. Идеи приватизации в избирательной кампании еще не фигурировали, а о реформе профсоюзов заговорили лишь после зимы, но даже тогда этот вопрос был второстепенным.

Тем не менее, к середине 1980-х годов стало ясно, что экономическая политика правительства консерваторов была основана на нескольких основных принципах. Во-первых, главной целью макроэкономической стратегии стал контроль над инфляцией, а не стремление к полной занятости населения. Задача правительства состояла в том, чтобы сохранять инфляцию низкой, а не повышать рост через увеличение спроса.

Во-вторых, баланс сил в отношениях между предпринимателями и рабочими было решительно смещен в сторону работодателей. Между 1980 и 1984 годами было принято три законодательных акта, которые, помимо прочего, ужесточили законы о забастовках. Символичным и ключевым моментом стало поражение горняков после годовой забастовки в марте 1985 года.

В-третьих, промышленная политика была почти забыта. Государство сохранило контроль над некоторыми национализированными отраслями промышленности – например, над железными дорогами – но British Airways, British Steel, British Gas и British Airports Authority оказались в числе самых крупных распроданных компаний.

Тэтчер не верила в "выбор победителей", вместо этого она предпочла полагаться на рыночные силы, которые предполагают естественный отбор среди сильнейших. По ее стратегии, Великобритания должна была быть продана японским автоконцернам, а центральное внимание - сместиться от производства к финансовым услугам.

В-четвертых, политика была нацелена на тех, кто, по мнению премьер-министра, хотел преуспеть в жизни. Тэтчер существенно снизила налоги для богатых, полагая, что это должно стимулировать развитие бизнеса. Кроме того, налоговая ставка сократилась и для обычных британцев. Например, в 1988 году высшая налоговая ставка снизилась с 60% до 40%, а стандартная ставка - с 27% до 25%. Рекламные кампании, которые зазывали британцев покупать акции в приватизированных компаниях, должны быть только увеличить привлекательность капитализма.

В узком смысле , экономическая революция Тэтчер была успешной. Затянувшееся снижение британской экономики, наконец-то, остановилось, хотя в большей степени Британия обязана этим замедлению в Германии и Франции, а не собственному ускорению. Количество рабочих дней, которые обычно пропадали из-за забастовок рабочих, резко сократилось.

С другой стороны, рост был подавлен, потому что с высокими темпами инфляции слабые профсоюзы больше не могли гарантировать повышение заработной платы, а правительственный счет был раздут от налоговых льгот и дотаций на жилье (рост счета вызвали реформы рынка труда и продажи муниципального жилья в 1980-х).

Маргарет Тэтчер впервые в британской истории нынешнего века удалось на столь продолжительный срок прервать колебания традиционного двухпартийного маятника нахождения у власти консерваторов и лейбористов. На посту премьер-министра она находилась в общей сложности 11 лет. Эти годы были непростыми в жизни Великобритании. Стране удалось выйти из довольно опасного социально-экономического кризиса, когда Англию называли «больным человеком Европы», укрепить свои позиции среди наиболее развитых государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет Великобритании, увеличилась ее роль в мировых делах.

В британской политической жизни прочно утвердился термин «тэтчеризм». Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или старалась провести в жизнь Маргарет Тэтчер, а также ее специфический стиль руководства.

Политическая философия тэтчеризма небезынтересна. Ее основу составляют несколько элементов. Это - апологетика свободного предпринимательства, личной инициативы. Главным стимулом при этом Тэтчер считает прямую материальную выгоду, желание «устроить жизнь как можно лучше для себя и своей семьи». По ее утверждениям она тем самым «аппелирует к лучшему, что заложено в природе человека».

Вопрос о мотивации человеческой активности - один из центральных в философии тэтчеризма. «Ничего плохого нет в том, чтобы создавать богатство, достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег» - говорит Тэтчер Л. В. Каминская, «Маргарет Тэтчер: суть политики», издательство «Республика», г. Москва, 1996г., стр. 94. Ее философия носит откровенно антиэгалитарный характер. «Погоня за равенством - мираж. Возможности ничего не значат, если за ними не стоит право на неравенство, свобода выделяться из всех» Л. В. Каминская, «Маргарет Тэтчер: суть политики», издательство «Республика», г. Москва, 1996г., стр. 95.

Защита свободного предпринимательства, призывы к освобождению личности от пут «государственного бюрократизма» родаются в полемике с британскими лейбористами как часть общей стратегии наступления на социализм. «Государство не должно доминировать над жизнью людей, не должно проникать во все ее аспекты, заменяя личную ответственность» Л. П. Кравченко, «Кто есть кто в мире политики», издательство «Полтииздат», г. Москва, 1990 г., стр. 67.

Для понимания мировоззрения Тэтчер надо, как представляется, иметь в виду то, что сама она, в отличие от большинства ее предшественников, не принадлежит к британскому истеблишменту. Она - выходец из мелкой буржуазии. Этим во многом объясняется тот факт, что важным элементом концепции тэтчеризма стал провозглашенный ею «возврат к викторианским моральным ценностям»: уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, примат права личности.

Тэтчер достаточно точно уловила настрой определенных слоев общества, выступающих за то, чтобы во главе страны стояла «сильная личность», которая могла бы вернуть Британии былое величие и навести в стране «должный порядок». Характерно, например, что в сфере общественной нравственности, укрепления закона и порядка Тэтчер не только не ослабила роль государства, но и значительно усилила ее. За время ее пребывания у власти было принято несколько новых важных законов, призванных расширить полномочия судов и полиции, ужесточилось и иммиграционное законодательство.

Базу тэтчеровского экономического курса составляла монетаристская концепция, отдающая приоритет снижению инфляции посредством сдерживания роста денежной массы и выпуска ее в таком объеме, который был бы в прямой зависимости от выпуска продукции и нормы процента. Кредитно-денежное регулирование - основной рычаг воздействия на хозяйственную конъюнктуру. Правительство Тэтчер последовательно осуществляло перестройку налоговой системы. Уменьшение налогообложения, по ее замыслу, должно поощрять деловую активность, повышать оборачиваемость капитала.

Маргарет Тэтчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора - один из основных элементов проведенной ею перестройки экономики. В беседах, в том числе и с нашими экономистами, она не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. Вместе с тем, Тэтчер не раз говорила и о том, что важная задача правительства - создание наиболее благоприятных условий для частного бизнеса, который вправе добиваться повышения прибылей при условии полной ответственности за результаты собственной деятельности. Особенность тэтчеровского варианта приватизации - широкая распродажа акций мелким владельцам. Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать к философии собственничества массу рядовых англичан, а, значит, в политическом плане - укреплять базу поддержки ими консерваторов.

Но все это не значит, что политика Тэтчер и ее правительства не сталкивалась с существенными трудностями. Например, в социальной области, создании рыночной конкуренции в сфере здравоохранения, в реформах образования явно просматривалась тенденция к разделению общества на людей «первого» и «второго» сорта. Именно в этих вопросах Тэтчер перешла грань допустимого в социальном маневрировании. Английские избиратели оказались неготовыми к перестройке общества по принципу «каждый для себя». Это нашло отражение и в процессах, в конечном счете, вынудивших Тэтчер сложить с себя лидерство в партии. Конечно, при этом надо учитывать и жесткость линии Тэтчер при решении бюджетных вопросов в Европейском Союзе, которая поставила Лондон под угрозу изоляции в сообществе. Она вызвала настоящий бунт в рядах своей партии, возражая против полного участия Великобритании в Европейской денежно-кредитной системе (планировалось ввести общую валюту на территории всей Европы). Методы решения вопросов в правительстве дали основание истолковывать стиль Тэтчер как авторитарный, как отход от «искусства британской классической дипломатии».