Имя светлана, фотиния в православном календаре. Мученица фотиния молитва Икона преподобной фотинии палестинской

Большой популярностью у православных христиан пользуются именные иконы, которые в домашних иконостасах верующих людей занимают одно из важных мест. У женщин с именем Светлана, защитницей и покровительницей от неприятностей и бед станет православная икона Фотинии.

В библейском повествовании святая мученица Фотиния считалась одной из самарянок, которые пострадали за Христа при императоре Нероне в Риме. Получив от Господа известие о предстоящих ей страданиях, она сама отправилась в Рим и приняла вместе со своими братьями и сестрами мученическую участь. Глядя на ее сильную и самоотверженную веру в Христа, многие самаритяне обрели веру. Церковные лавки, православных интернет-магазины предлагают христианам всевозможные варианты этой красивой иконы. Из современных вариантов этой святыни очень востребованы иконы святой Фотинии, купить которые можно в виде янтарных икон, образов, писанных под старину, икон, вышитых бисером. В православных храмах день празднования этой великой мученицы отмечается . Ко дню рождения или на другое особое торжество женщинам Светланам преподносят в дар иконы св. Фотинии, вышитые бисером, как одни из самых красивых и уникальных иконописных произведений современности. Подаренная с чистыми помыслами, такая святыня будет надежной защитой каждой христианке с этим прекрасным именем на долгие годы.

Есть 100% белый способ привлечь истинную любовь в свою жизнь и восстановить отношения в семье! Действие сильного амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы не только найдете свою половинку, но и сможете убрать ссоры и негатив в семье, для этого нужно…

Значение иконы святой Фотинии

Встреча Фотинии с Христом стала не только для нее судьбоносным событием, но и для многих людей, которым она поведала про эту встречу. Всю свою жизнь святая Фотиния делилась познаниями, которые вселил в ее душу Христос, а вместе с ними самопожертвование и силу духа.

Православная икона св Фотинии, святой мученицы, отдавшей жизнь за истинную веру, напоминает каждому христианину о том, что люди не должны оставаться равнодушными. Она не стала прятаться и тайно исповедовать, опасаясь гонений. открыто несла свет людям. Святая икона Фотинии учит всех верующих творить добрые дела и делиться знаниями с другими. С ней православный человек обретает уверенность в себе, учится не отступать перед трудностями. Святой образ этой мученицы помогает преодолеть болезни, сопровождающиеся высокой температурой тела, при кожных заболеваниях и болезнях опорно-двигательного аппарата. Многие люди молитвами перед святой иконой Фотинии укрепляются в своей вере.

Жития преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии (Светланы)

Пре-по-доб-ный Мар-ти-ни-ан с 18 лет по-се-лил-ся в пу-стыне, близ го-ро-да Ке-са-рии Па-ле-стин-ской, где про-был в по-дви-гах и без-мол-вии 25 лет, удо-сто-ив-шись бла-го-дат-но-го да-ра ис-це-ле-ния бо-лез-ней. Од-на-ко враг не остав-лял от-шель-ни-ка, на-во-дя на него раз-лич-ные ис-ку-ше-ния. Од-на-жды жен-щи-на-блуд-ни-ца по-спо-ри-ла с раз-врат-ны-ми людь-ми, что со-блаз-нит свя-то-го Мар-ти-ни-а-на, сла-ва о доб-ро-де-тель-ной жиз-ни ко-то-ро-го рас-про-стра-ни-лась по го-ро-ду. Она при-шла к нему в ноч-ной час под ви-дом стран-ни-цы, про-ся ноч-ле-га. Свя-той впу-стил ее, так как по-го-да бы-ла ненаст-ная. Но вот лу-ка-вая го-стья пе-ре-оде-лась в до-ро-гую одеж-ду и ста-ла со-блаз-нять по-движ-ни-ка. То-гда свя-той вы-шел из кел-лии, за-жег ко-стер и встал бо-сы-ми но-га-ми на пы-ла-ю-щие уг-ли. Он го-во-рил при этом се-бе: "Труд-но те-бе, Мар-ти-ни-ан, тер-петь этот вре-мен-ный огонь, как же ты бу-дешь тер-петь веч-ный огонь, при-го-тов-лен-ный те-бе диа-во-лом?" Жен-щи-на, по-ра-жен-ная этим зре-ли-щем, рас-ка-я-лась и про-си-ла свя-то-го на-ста-вить ее на путь спа-се-ния. По его ука-за-нию она от-пра-ви-лась в Виф-ле-ем, в мо-на-стырь свя-той Пав-лы, где в стро-гих по-дви-гах про-жи-ла 12 лет до сво-ей бла-жен-ной кон-чи-ны. Имя жен-щи-ны бы-ло Зоя.

Ис-це-лив-шись от ожо-гов, свя-той Мар-ти-ни-ан уда-лил-ся на необи-та-е-мый ска-ли-стый ост-ров и про-жил под от-кры-тым небом несколь-ко лет, пи-та-ясь пи-щей, ко-то-рую ему вре-мя от вре-ме-ни при-во-зил один ко-ра-бель-щик, а пре-по-доб-ный плел для него кор-зи-ны.

Од-на-жды во вре-мя силь-ной бу-ри раз-бил-ся ко-рабль, и к ост-ро-ву, где спа-сал-ся свя-той Мар-ти-ни-ан, вол-ны при-нес-ли на об-лом-ках ко-раб-ля де-ви-цу по име-ни Фо-ти-ния. Свя-той Мар-ти-ни-ан по-мог ей вы-брать-ся на ост-ров. "Оста-вай-ся здесь, - ска-зал он ей, - вот хлеб и во-да, а через два ме-ся-ца при-е-дет ко-ра-бель-щик", - а сам бро-сил-ся в мо-ре и по-плыл. Два дель-фи-на вы-нес-ли его на су-шу. С тех пор бла-жен-ный Мар-ти-ни-ан стал ве-сти жизнь стран-ни-ка. Так про-дол-жа-лось два го-да. Од-на-жды, при-дя в Афи-ны, свя-той за-бо-лел и, чув-ствуя при-бли-же-ние кон-чи-ны, во-шел в храм, лег на пол, при-звал епи-ско-па и по-про-сил пре-дать свое те-ло по-гре-бе-нию. Это про-изо-шло око-ло 422 го-да.

Бла-жен-ная де-ви-ца Фо-ти-ния оста-лась жить на ост-ро-ве, где и про-ве-ла в уеди-не-нии 6 лет, а за-тем от-да-ла Бо-гу ду-шу. Кон-чи-ну ее от-крыл всё тот же ко-ра-бель-щик, при-во-зив-ший ей, как и пре-по-доб-но-му Мар-ти-ни-а-ну, пи-щу. Он пе-ре-вез те-ло бла-жен-ной Фо-ти-нии в Ке-са-рию Па-ле-стин-скую, где оно бы-ло с че-стью по-хо-ро-не-но епи-ско-пом и кли-ром. Па-мять пре-по-доб-ных Зои и Фо-ти-нии празд-ну-ет-ся в тот же день.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Краткие жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Это та са-мая же-на-са-ма-рян-ка, с ко-то-рой бе-се-до-вал Гос-подь у ко-лод-ца Иа-ко-ва (). По-стра-да-ла за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Нероне в Ри-ме, в 66 г. Св. Фо-ти-на жи-ла в то вре-мя в Кар-фа-гене. По-лу-чив от Гос-по-да из-ве-ще-ние о пред-сто-я-щих ей стра-да-ни-ях, она от-пра-ви-лась в Рим и вме-сте с сы-но-вья-ми Иоси-ей и Фо-ти-ном (Вик-то-ром) и сест-ра-ми Ана-то-ли-ей, Па-рас-ке-вой, Ки-ри-а-ки-ей, Фо-то и Фо-ти-дой доб-ро-воль-но яви-лась к Неро-ну. По-сле мно-гих му-че-ний, ко-то-рые не при-чи-ни-ли ей вре-да, свя-тая бы-ла от-ве-де-на в «Зо-ло-той дом» Неро-на, где об-ра-ти-ла ко Хри-сту дочь его Дом-ни-ну и 100 ее ра-бынь.

Через три го-да, пре-тер-пев вновь мно-гие му-че-ния и со-дра-ние ко-жи, св. му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла бро-ше-на в ко-ло-дец, где и скон-ча-лась. Вме-сте с ней по-стра-да-ли за Хри-ста оба ее сы-на, сест-ры, му-че-ни-ца Дом-ни-на и му-че-ник Се-ва-сти-ан.

Полные жития мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни и иных

Свя-тая му-че-ни-ца Фо-ти-на бы-ла той са-мой са-ма-рян-кой, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ко-вле-ва (). Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Неро-на (54-68), про-явив-ше-го чрез-вы-чай-ную же-сто-кость в борь-бе с хри-сти-ан-ством, свя-тая Фо-ти-на жи-ла в Кар-фа-гене со сво-им млад-шим сы-ном Иоси-ей и там без-бо-яз-нен-но про-по-ве-до-ва-ла Еван-ге-лие. Ее стар-ший сын Вик-тор храб-ро сра-жал-ся в рим-ских вой-сках про-тив вар-ва-ров и за свои за-слу-ги был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-род Ат-та-лию (Ма-лая Азия).

Гра-до-на-чаль-ник Ат-та-лии Се-ва-сти-ан при встре-че со свя-тым Вик-то-ром ска-зал ему: "Я знаю до-сто-вер-но, что ты, твоя мать и твой брат - по-сле-до-ва-те-ли уче-ния Хри-ста. Но я по-дру-же-ски со-ве-тую те-бе - под-чи-нись во-ле им-пе-ра-то-ра, за это бу-дешь по-лу-чать иму-ще-ство хри-сти-ан, ко-то-рых ты до-ста-вишь нам. Тво-им же ма-те-ри и бра-ту я на-пи-шу, чтобы они не про-по-ве-до-ва-ли Хри-ста от-кры-то. Пусть тай-но ис-по-ве-ду-ют свою ве-ру". Свя-той Вик-тор от-ве-тил: "Я сам хо-чу быть про-по-вед-ни-ком хри-сти-ан-ства, как мои мать и брат". На это Се-ва-сти-ан от-ве-тил: "О Вик-тор, все мы хо-ро-шо зна-ем, ка-кие бед-ствия ожи-да-ют за это те-бя, мать и бра-та тво-е-го". По-сле этих слов Се-ва-сти-ан вдруг по-чув-ство-вал острую боль в гла-зах, из-ме-нил-ся в ли-це и оне-мел.

Три дня про-ле-жал он сле-пой, не про-из-но-ся ни сло-ва. На чет-вер-тый день неожи-дан-но он гром-ко про-из-нес: "Толь-ко ве-ра хри-сти-ан ис-тин-на, нет дру-гой ис-тин-ной ве-ры!" На-хо-див-ше-му-ся ря-дом свя-то-му Вик-то-ру Се-ва-сти-ан ска-зал: "Ме-ня при-зы-ва-ет Хри-стос". Вско-ре он кре-стил-ся и тот-час же про-зрел. Слу-ги свя-то-го Се-ва-сти-а-на, сви-де-те-ли чу-да, кре-сти-лись по при-ме-ру сво-е-го гос-по-ди-на.

Слу-хи о про-ис-шед-шем до-шли до Неро-на, и он при-ка-зал при-ве-сти хри-сти-ан к нему на суд в Рим. То-гда Сам Гос-подь явил-ся ис-по-вед-ни-кам и ска-зал: "Я бу-ду с ва-ми, и Нерон бу-дет по-беж-ден, и все, кто слу-жит ему". Свя-то-му Вик-то-ру Гос-подь воз-ве-стил: "С это-го дня имя те-бе бу-дет Фо-тин - "Све-то-зар-ный", ибо мно-гие, про-све-щен-ные то-бой, об-ра-тят-ся ко Мне". Свя-то-го Се-ва-сти-а-на Гос-подь обод-рил: "Бла-жен, кто со-вер-шит свой по-двиг до кон-ца". Свя-тая Фо-ти-на, из-ве-щен-ная Спа-си-те-лем о пред-сто-я-щих стра-да-ни-ях, в со-про-вож-де-нии несколь-ких хри-сти-ан от-пра-ви-лась из Кар-фа-ге-на в Рим и при-со-еди-ни-лась к ис-по-вед-ни-кам.

В Ри-ме им-пе-ра-тор при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-тых и спро-сил их, дей-стви-тель-но ли они ве-ру-ют во Хри-ста. Все ис-по-вед-ни-ки ре-ши-тель-но от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля. То-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал раз-дро-бить на на-ко-вальне ки-сти рук свя-тых му-че-ни-ков. Но во вре-мя ис-тя-за-ния ис-по-вед-ни-ки не чув-ство-ва-ли бо-ли, а ру-ки му-че-ни-цы Фо-ти-ны оста-лись невре-ди-мы. Нерон при-ка-зал свя-тых Се-ва-сти-а-на, Фо-ти-на и Иосию осле-пить и за-клю-чить в тем-ни-цу, а свя-тую Фо-ти-ну с пя-тью ее сест-ра-ми - Ана-то-ли-ей, Фо-то, Фо-ти-дой, Па-рас-ке-вой и Ки-ри-а-ки-ей - от-пра-вить в им-пе-ра-тор-ский дво-рец под над-зор до-че-ри Неро-на Дом-ни-ны. Но свя-тая Фо-ти-на об-ра-ти-ла ко Хри-сту Дом-ни-ну и всех ее ра-бынь, ко-то-рые при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Об-ра-ти-ла она ко Хри-сту и волх-ва, ко-то-рый при-нес отрав-лен-ное пи-тье, чтобы умерт-вить ис-по-вед-ниц.

Про-шло три го-да, и Нерон по-слал в тем-ни-цу за од-ним из сво-их слуг, на-хо-див-ших-ся в за-клю-че-нии. По-слан-ные со-об-щи-ли ему что свя-тые Се-ва-сти-ан, Фо-тин и Иосия, ко-то-рые бы-ли ослеп-ле-ны, ста-ли со-вер-шен-но здо-ро-вы, и их по-сто-ян-но по-се-ща-ют лю-ди, ко-то-рые слу-ша-ют их про-по-ведь; са-ма тем-ни-ца пре-вра-ти-лась в свет-лое и бла-го-ухан-ное ме-сто, где про-слав-ля-ет-ся Бог. То-гда Нерон при-ка-зал рас-пять свя-тых вниз го-ло-вой и в те-че-ние трех дней бить их по об-на-жен-но-му те-лу рем-ня-ми. На чет-вер-тый день им-пе-ра-тор по-слал слуг по-смот-реть, жи-вы ли му-че-ни-ки. Но, при-дя на ме-сто пы-ток, по-слан-ные тут же ослеп-ли. В это вре-мя Ан-гел Гос-по-день осво-бо-дил му-че-ни-ков и ис-це-лил их. Свя-тые сжа-ли-лись над ослеп-ши-ми слу-га-ми и сво-и-ми мо-лит-ва-ми к Гос-по-ду воз-вра-ти-ли им зре-ние. Про-зрев-шие уве-ро-ва-ли во Хри-ста и вско-ре кре-сти-лись.

В бес-силь-ной яро-сти Нерон при-ка-зал со-драть ко-жу со свя-той Фо-ти-ны и бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец. Му-че-ни-кам Се-ва-сти-а-ну, Фо-ти-ну и Иосии от-сек-ли го-ле-ни, бро-си-ли со-ба-кам, за-тем с них со-дра-ли ко-жу. Страш-ные му-ки пре-тер-пе-ли и сест-ры свя-той Фо-ти-ны. Нерон при-ка-зал от-ре-зать им сос-цы, а за-тем со-драть ко-жу. Изощ-рен-ный в же-сто-ко-стях им-пе-ра-тор уго-то-вал же-сто-чай-шую казнь свя-той Фо-ти-де: ее при-вя-за-ли за но-ги к вер-ши-нам двух скло-нен-ных де-ре-вьев, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Осталь-ных им-пе-ра-тор при-ка-зал обез-гла-вить. Свя-тую Фо-ти-ну вы-та-щи-ли из ко-лод-ца и за-клю-чи-ли в тем-ни-цу на 20 дней.

По-сле это-го Нерон при-звал ее к се-бе и спро-сил, по-ко-рит-ся ли она те-перь и при-не-сет ли жерт-вы идо-лам. Свя-тая Фо-ти-на плю-ну-ла им-пе-ра-то-ру в ли-цо и, по-сме-яв-шись над ним, ска-за-ла: "Нече-сти-вей-ший сле-пец, за-блуд-ший и безум-ный че-ло-век! Неуже-ли ты счи-та-ешь ме-ня столь нера-зум-ной, чтобы я со-гла-си-лась от-речь-ся от Вла-ды-ки мо-е-го Хри-ста и при-нес-ла жерт-ву по-доб-ным те-бе сле-пым идо-лам?!"

Услы-шав та-кие сло-ва, Нерон сно-ва ве-лел бро-сить му-че-ни-цу в ко-ло-дец, где она пре-да-ла дух свой Гос-по-ду († ок. 66).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

В море во время шторма корабль пригнало на камни и разбило в щепы. Никто из пассажиров не спасся, кроме одной девицы, которая успела ухватиться за доску и приплыла к скале, где подвизался блаженный Мартиниан. Он помог Светлане (так звали девицу) подняться на скалу. Он рассказал ей о жизни своей на скале, о посещении его три раза в год корабельщиком, благословил девицу, оставил ей хлеб и воду и бросился в море. Дельфины помогли ему достичь земли.

Светлана осталась одна совершать свой подвиг во имя Господа. Через некоторое время прибыл корабельщик, привез хлеб и воду Мартиниану, а застал на скале женщину. Светлана рассказала все корабельщику, от предложения корабельщика перевезти ее в город отказалась, а просила, чтобы он прибыл вместе с женой и привез ей мужскую одежду и шерсть для рукоделия.

Корабельщик исполнил ее просьбу, и Светлана продолжала подвижническую жизнь. Она жила под открытым небом и днем, и ночью, и в зной, и в холод, и восхваляла Господа за свою жизнь.

Ежедневно она возносила двенадцать молитв Богу, а каждую ночь она двадцать четыре раза становилась на молитву. Фунт хлеба служил ей пищей на два дня.

Через шесть лет подвижнической жизни на острове Светлана скончалась. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик с женой, они нашли блаженную Светлану навеки усопшей. Похоронили святую Светлану в городе Кесарии Палестинской.

Святые преподобные МАРТИНИАН (†422), ЗОЯ и ФОТИНИЯ (†428)

Святой преподобныйМартиниан почитается церковью как избавитель от блудной страсти. Его житие неразрывно связано с житием преподобных Зои и Фотинии (Светланы).

С ю ного возраста он возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан, 18 лет от роду, оставил город, сродников, отрекся от мирской суеты и пришел в Палестину на гору, называемую «Ковчежное место»для безмолвного и пустынного жития. Пробыв здесь 25 лет он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни. Слава о его добродетельный жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть этого и решил изгнать подвижника из его пустыни. Явившись к нему в виде гигантского змия он пригрозил святому: «Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром…»

По сле сего случилось следующее. Некая жена блудница услышав о добродетельном житии Мартиниана поспорила, что соблазнит его: «Нетрудно быть бесстрастным не видя ни одной женщины.Без огня сено не горит. Но если я пойду к нему, и он не соблазнится красотой моей, тогда он будет велик». Она сняла свою богатую одежду, кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза юношей и вложила в мешок. Затем, взяв его с собою, она надела разорванное рубище, и в бурную, ненастную ночь подошла к келье пустынника, попросив укрыть ее от непогоды и диких зверей. Преподобный сжалился над странницей, принял ее, а сам затворился в другой половине кельи, где обычно всю ночь молился и пел псалмы.

Наутро женщина переоделась в красивую одежду, так что преподобный даже сразу не узнал ее. Она же стала говорить ему о мире и его радостях, убеждая нарушить воздержание. Смутился праведник красотой и речами женщины. Внезапной волной нахлынуло на него искушение… Со словами: «пережди немного, пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей» , он вышел из келлии и начал внимательно осматривать дорогу. Но Человеколюбец Бог оказал ему Свою помощь ради его подвигов и злой помысл его пременил на добрый. Святой разжег лежащий на земле хворост и вступил в огонь голыми ногами, говоря себе: « Ну, что Мартиниан, как тебе этот огонь вечный и боль от него? Сможешь ли вытерпеть терзания вечные? Тогда поступи, как говорит эта женщина». Наконец от нестерпимой боли он упал на землю и воскликнул: «Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!».

От этого крика, как от страшного сна, пробудилась душа блудницы. Она содрогнулась, осознав всю глубину своего падения. «Научи меня, как спастись!» , - воскликнула женщина, бросая в огонь свои роскошные одеяния и драгоценности. Он же отвечал: « Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павла, которая построила там святую церковь, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее. Смотри, не возвращайся назад: "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лук.9:62). Наблюдай за собою, чтобы тебе опять не быть поруганной врагом, неослабно пребывай в покаянии, ибо Бог приемлет кающихся.»

Женщина поступила так, как сказал ей святой. Блаженная Павла с радостью приняла ее в свой монастырь и каждый день наставляла на путь спасения. Сия жена стала усердно подвизаться и поститься, не ослабляя своих подвигов. Незадолго до кончины, блаженная Зоя - такое имя носила та женщина - просила у Господа, чтобы Он открыл ей, принято ли ее покаяние. Во извещение Своей милости, человеколюбивый Бог дал ей дар исцеления. 12 лет блаженная Зоя подвизалась в постничестве и с миром предала Господу свою душу. Во всё время своего покаяния она не вкушала вина, ни масла, ни овощей, но только немного хлеба и воды. Она принимала пищу только раз в день к вечеру, а иногда и через два дня, ложем ей была голая земля. Такова была подвижническая жизнь святой, такова была ее кончина.

Преподобный Мартиниан только через 7 месяцев исцелился от ожогов. Он решил удалиться в такое место, куда бы вовсе не было доступа женщинам.Помолившись, блаженный поселился посреди моря на высокой каменной скале. Один богобоязненный корабельщик 2 - 3 раза в годдоставлял ему еду и питье по его просьбе; также пальмовые ветви дляплетения корзин.

Живя на этом камне под открытым небом,блаженный терпеливо переносил и дневной жар и ночной холод. Он днем и ночью восхвалял Бога и беспрестанно поучался в Богомыслии. 6 лет здесь прошли для него мирно, и он был свободен от искушений, но на седьмом году покой его уединения был нарушен. Лукавый враг не захотел оставить святого и старался ему всячески досадить.

Однажды диавол увидел, что в море плывет корабль, где находились и мужи и жены. Он воздвиг бурю, и сильный ветер, пригнав корабль к одному камню, разбил его. Все бывшие на нем потонули, лишь только одна отроковица успела ухватиться за доску и на ней приплыла к той скале, где жил Мартиниан и воззвала к нему о помощи. Немного поколебавшись, он подал ей руку, но увидев, что девица весьма красива, понял, что должен покинуть это место, ибо воистину, не может быть вместе сено и огонь . Оставив отроковицу на скале до приездакорабельщика, блаженный, осенив море крестным знамением, бросилсяв воду со словами:

«Господи Иисусе Христене дай мне погибнуть. Во имя Твое я ввергнусь в море, ибо лучше мне умереть в волнах, чем разжигаться телесной страстью к женщине». По смотрению Божиему, два дельфина подняли его на свои хребты и понесли его к берегу.


С тех пор блаженный начал переходить из одного места в другое, из одного города в другой и говорил так: «Бегай, Мартиниан, чтобы тебя не постигла напасть». Он проводил свою жизнь, не имея при себе ни жезла, ни мешка, ни хлеба, ни двух одежд, ни денег. Ночевал он там, где застигала его ночь. За два года он посетил сто шестьдесят четыре города и наконец пришел в Афины. Чувствуя приближение своей кончины, святой вошел в церковь, лег на землю и призвал епископа. Со словами «Предай погребению меня, отче, Господа ради!», он испустил дух. При этом лице блаженного озарилось улыбкой. Епископ с великою честью предал погребению его святое тело в той церкви.

Но обратимся к той девице, оставленной Мартинианом на скале. Оставшись на скале, Фотиния - таково было имя сей девицы, - питалась хлебом и водой, как указал ей блаженный. По обычаю, через два месяца корабельщик направился к скале, везя для преподобного хлеб и воду. Приближаясь к скале, он увидел девицу вместо инока, подумав, что это привидение, испугался. Однако Фотиния успокоила его, рассказав все, что произошло. Она попросила принести ей мужскую одежду из власяницы, шерсти для рукоделия, а также хлеба и воды, как он делал сие для блаженного мужа, ибо нет разницы между мужским полом и женским. «Пусть с тобой приедет сюда и твоя жена: она облечёт меня в мужскую одежду, и я буду работать то, что она мне прикажет» .

Корабельщик исполнил все, как она просила. Спустя два дня, он приехал опять сюда вместе с женою, которая,поцеловав ее и поклонившись до земли, принесла ей из корабля одежду и хлеб. Блаженная Фотиния совлекла с себя женскую одежду, отложив вместе с сим и женскую немощь, и облеклась в мужское одеяние и препоясалась мудростью и мужественной силой.

После сего она с миром отпустила их. На третий же месяц корабельщик вместе с своей женою снова приехали к Фотинии, и привезли ей с собою хлеба. Пребывая на острове, блаженная дева восхваляла Господа за свою жизнь. Ежедневно она возносила 12 молитв Богу, а каждую ночь она усугубляла сие благочестивое дело и двадцать четыре раза молилась Господу. Фунт хлеба служил для нее пищей на два дня. Так, при помощи Божией, она достигла конца своей жизни. Когда она поселилась на сей скале, ей было двадцать пять лет, а на скале она подвизалась 6 лет; посем с миром предала Господу чистую и святую душу свою.

Святая Фотиния (Светлана)

Через 2 месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик вместе с женою, они нашли блаженную Фотинию усопшей; руки ее были крестообразно сложены, лице ее было светло: она имела вид как бы спящей. Поклонившись ее святому телу и взяв его, они положили его в корабль и отплыли к городу Кесарии Палестинской. Здесь корабельщик отправился к епископу Кесарийскому и рассказал ему всё о добродетельный жизни святой Фотинии. Со всем клиром епископ с честью предал погребению ее тело, с пением боговдохновенных псалмов и пений, воздавал честь и славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Советы святых, как бороться с соблазнами


Преподобный Мартиниан есть превосходный учитель борьбы с соблазнами. Вот советы, которые можно предложить тем, кои поставлены бывают в необходимость бороться с соблазнами.

Удаляйся от соблазняющей обстановки , как сделал это праведник Мартиниан , сначала живший в пустыне и отсюда перешедший на уединенный остров. «Внешние соблазны так сильны , - говорит преподобный Нил, - что живущие в мире иногда как бы против своей воли увлекаются ими. И посему-то нужно оставить мир и искать покоя и тишины в пустыне, где ничто души не уязвляет, не поражает воображения, не раздражает страстей. Там око не видит соблазна, а чего не видит глаз, то не приходит на мысль, а чего нет в мысли, то не трогает воображения и не возбуждает страсти. Не развлекаемый ничем, пустынножитель имеет время и удобство для нравственного самонаблюдения и усовершенствования; он истребляет грех на самом корне, уничтожая помыслы и вожделения прежде, нежели они обнаружатся в действиях» .

Избегай людей порочных , как избегал их ныне прославляемый угодник Божий Мартиниан. «Как тела погибают от заразы испорченного воздуха , — говорит святитель Иоанн Златоуст, — так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными. Также и в притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не обращаться с ними, ибо если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь худому, то не тем ли более существа свободные?»

Обуздывай похоть очей , чрез которую приходит соблазн в душу. Послушаем, что, в научение нас, говорит святой Ефрем Сирин: «Великое дело воздержание очей. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стязей целомудрия. Не позволяй глазам своим кружиться туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой. Если по увлечению даешь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия».

«Презри мир этот с прелестью его, и возлюби единого Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим» (Св. Тихон Задонский).

Наконец, вспоминай о вечных муках и огне геенском , и ты, подобно преподобному Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними. Святитель Тихон Задонский так говорит о благотворности памяти о вечных геенских мучениях: «Видишь человека огневицею или горячкой мучима, или вшедши в баню чувствуешь жар великий, или видишь пещь, огнем раскаленную. От сего огня прийди умом до огня геенского, в котором некающиеся грешники без конца будут страдать. Сие рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтоб оттой беды избавиться» .

Да послужат нам эти наставления богомудрых святых отцев руководством избегать соблазнов!

Тропарь прп. Мартиниану, глас 8:
Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: препрославлен еси всесильне, огня и бури спасый мя.

Кондак прп. Мартиниану, глас 2:
Яко подвижников благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.