Икона отсечение головы. Православная икона усекновение главы иоанна предтечи. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя

Икона Иоанна Крестителя - самая почитаемая в православной церкви после иконы Богоматери. Не случайно широко распространённая икона Деисусный чин показывает пророка Иоанна Крестителя стоящим наравне со Святой Девой Марией. Образ Иоанна Крестителя изображает пророка таким, каким он и был описан в исторических хрониках: очень худой лицом и телом взрослый мужчина в грубой одежде из верблюжей шерсти опоясан кожаным ремнём, в руках его раскрытый свиток. Свиток - "хартия" с цитатой из Евангелия служит напоминанием о том, что пророк Иоанн Креститель своими проповедями призывал народ к крещению через нравственное очищение от скверны греха, послужив тем самым предвестником учения Христова. За это в православной традиции пророка часто называют Иоанн Предтеча, Креститель Господень (Предтеча - Тот, Кто Был Перед).

Иногда в изображении образа Иоанны Крестителя видны воды реки Иордан, где Предтеча крестил Иисуса Христа, и сцена усекновения главы пророка, завершившая его земную жизнь.

Икона Иоанна Крестителя помогает при молении к ней в случаях эпилепсии, головной боли, травм головы.

Детство Святого пророка Иоанна Крестителя известно по Евангелию от Луки. Отец - священник Захария, мать - Елисавета, родственница Девы Марии, происходящей из рода Царя Давида. Праведная Елисавета была бесплодной, тщетны были попытки немолодой пары завести ребёнка. Однажды в Иерусалимском храме священнику Захарии явился архангел Гавриил и возвестил тому о рождении сына, который "многие о рождении его возрадуются, ибо велик будет он будет перед Господом". Но Захария не поверил доброй вести, и Гавриил наказал священника немотой.

Через шесть месяцев в Назарет перед Девой Марией появился архангел Гавриил и сообщил ей о том, что родит она Сына Всевышнего от духа Святого, и рассказал о чуде зачатия, совершившегося с неплодной её родственницей Елисаветой. Мария с радостью поспешила в Хеврон, к Елисавете, и до самых родов находилась рядом с ней.

Родственники хотели дать новорожденнному имя Захария, но Елисавета воспротивилась, и назвала сына Иоанн (данный Богом, Божья благодать). Удивлённые родные потребовали от священника Захарии дать письменное согласие на это имя. "Иоанн имя ему" - написал на дощечке священник и тотчас же "разрешились уста его и язык его, и стал он говорить, благословляя Бога."

Вскоре после рождения Иисуса царь Ирод повелел перебить всех маленьких детей в землях Вифлеема, разгневавшись на волхвов, не сообщивших ему о местопребывании Младенца. Мария с Иисусом бежали в Египет, мать Иоанна Крестителя Елисавета, опасаясь мести со стороны Ирода, спряталась с младенцем в пустыне. Священник Захария, отец пророка Иоанна Крестителя, погиб во время служения в храме, отказавшись выдать слугам Ирода местонахождение своего сына. Святой Иоанн Креститель остался жить в пустыне, и находился там, питаясь диким мёдом и саранчой, одеваясь в простую одежду из грубой верблюжьей шерсти, подпоясанную простым кожаным ремнём. Всё это время Иоанн Креститель провёл в беспрестанных молитвах, готовя себя к главной задаче своей жизни. По исполнении 30 лет пророку Иоанну Крестителю был глас Божий, велевший ему идти проповедовать в страну Иорданскую "крещение покаяния для прощения грехов" и готовить народ к приходу Мессии. Пришедших к нему людей Иоанн Предтеча крестил в священных водах реки Иордан, призывая людей нравственно очиститься ещё до религиозного погружения в воду. Настолько сильным было влияние Святого Иоанна Крестителя на умы и настроения народа, что многие думали, что он и есть Христос. Вокруг Иоанна Предтечи собралось большое количество учеников, разделявших его верования. Среди учеников его были и будущие апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.

Всё больше и больше людей верило в приход Мессии, и вот, наконец, сам Иисус Христос явился к праведному пророку Иоанну Предтече, чтобы принять из рук его крещение. Иоанн Креститель был сильно удивлён решению Спасителя принять крещение из своих рук. "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?", - говорил он Иисусу, но тот лишь отвечал, что всё, что должно произойти - пусть произойдёт. Так Святой Иоанн Предтеча покрестил Иисуса. После обряда крещения Спаситель вознёс молитву, и произошло чудо - небеса разверзлись и на Иисуса Христа сошёл Дух Святой в обличье голубя и раздался Глас Божий: "Ты Сын Мой Возлюбленный; В тебе моё благоволение!".

Будучи человеком набожным, чистым и нетерпимым ко всякой неправедности, пророк Иоанн Креститель и после крещения Иисуса Христа продолжал обличать прегрешения людские, за что и поплатился своей жизнью. Одним из самых могущественных врагов пророка Иоанна Предтечи стал царь Ирод Антипа, которого проповедник непрестанно клеймил за то, что тот в нарушение еврейских обычаев взял себе в жёны Иродиаду - жену Ирода Филиппа, своего брата. Разгневавшись, царь Ирод Антипа приказал заточить Святого Иоанна Крестителя в тюрьму. Так боялся народного гнева Антипа, что долго не мог решиться казнить любимого простыми людьми праведника Иоанна Крестителя. Но в день рождения Ирода Антипы Саломея - дочь Иродиады, своим нескромным танцем до того угодила имениннику, что царь пообещал исполнить любое её желание. Наученная злобной и мстительной матерью Саломея приказала принести ей голову Иоанна Крестителя. Царь Ирод Антипа отправил палача в тюрьму и тот отрезал голову пророка Предтечи и принёс её на блюде Саломее, а та отдала её Иродиаде. Иродиада надругалась над головой праведника и несколько дней в чаде и угаре ненависти протыкала иголками его язык, произносивший в своей жизни только правду. Тело Святого праведника Иоанна Предтечи его ученики похоронили. Затем по приказу той же Иродиады голову Иоанна Крестителя закопали на городской свалке. В исторических рукописях за десять веков трижды запечатлено чудесное обретение главы праведника Святого Иоанна Крестителя.

За свой поступок Ирод был наказан - через несколько лет царь Арефа (отец Фазелы - первой и законной жены Антипы) наголову разбил войска Антипы, отомстив тем самым бесчестному и вероломному царю. Калигула, обвинив Ирода Антипу в организации заговора против римского императора, сослал бывшего правителя Галилеи в Галлию, где тот умер через два года в забвении и нищете.

Святой пророк Иоанн Креститель благодаря несокрушимой вере, своему бескорыстному служению Богу и всей своей праведной, чистой жизнью по праву заслужил неоспоримо важное место в христианской церкви.

Икона Иоанна Крестителя и моление к образу Предтечи помогают людям ремесленных профессий: бондарям, меховщикам, ткачам, портным, кожевенникам, крестьянам и фермерам.

11 сентября Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День мученической смерти «величайшего из рожденных женами» описан евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29). Что произошло с Иродом потом? Где находится сегодня глава святого? Почему поститься в этот день – это значит стать свободнее от рабства удовольствиям?

После смерти Ирода Великого римляне поделили территорию Палестины на четыре части, назначив в каждую из них правителя из своих ставленников. Ирод Антипа получил от императора Августа Галилею в свое управление. Иоанн Креститель обличал Четверовластника в том, что он, оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы), незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу. Некоторые историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. Иродиада была чрезвычайно зла на пророка.

Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков и обличений, Саломея попросил дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду.

И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Саломия в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте.

Ирод продолжал править некоторое время после Усекновения главы Иоанна Предтечи – евангельская история свидетельствует о том, что Понтий Пилат посылал к нему связанного Иисуса Христа (Лк.23,7-12).

Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады сложилась печально. Любовники боялись, что святой Иоанн воскреснет из мертвых, а Ирод, когда начал проповедовать Иисус Христос, ужаснулся этому, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

По прошествии времени после Усекновения главы Иоанна Предтечи, Саломия, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лед сдавил ее таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело – в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться, но это ей не удавалось – так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали ее шею. Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи отразилось и на судьбе самого Ирода – в отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него. Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. Он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.

После Усекновения главы Иоанна Предтечи, его ученики погребли тело святого в Самарянском городе Севастии. Святая глава Иоанна Крестителя была найдена и погребена в сосуде на Елеонской горе. Последующие события развивались следующим образом: один подвижник копал ров для основания храма, нашел святыню и хранил ее у себя. А перед своей смертью, опасаясь, что святыня может быть поругана, скрыл ее в земле в том же самом месте, где и обнаружил.

В 452-м году пророк указал в видении место сокрытия своей главы – и она была вновь обретена, после чего ее перенесли в Емессу, затем – в Константинополь. В память этого установлен еще один праздник, неразрывно сопряженный с Усекновением главы Иоанна Предтечи – обретение его честной главы. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 8 марта (24 февраля старого стиля).

Во времена иконоборческих гонений глава была вывезена в Команы (Абхазия), известном как место ссылки и кончины свт. Иоанна Златоуста, и спрятана в земле. После восстановления иконопочитания св. патриарху Игнатию ночью во время молитвы было указано место, где хранится честная глава. Таким образом святыня была обретена вновь. Это событие празднуется 7 июня (25 мая) как Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи
Иоанн Предтеча. Художник круга Андрея Рублева. Около 1420. Из Николо-Песношского монастыря под Дмитровом.

День строгого поста
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи отмечается 11 сентября (29 августа). Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей так трактует тот факт, что Усекновение главы святого (то есть насильственное убийство) – является именно праздником:

«Сегодня мы празднуем день Усекновения главы Иоанна Предтечи… Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость, но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?»

Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:

«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне - ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам - род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши - пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве».

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен, вероятнее всего, вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается уставом иерусалимского монастыря прп. Саввы Освященного. В нем говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».

Не есть круглое – суеверие
Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Например, по белорусскому поверью, связанному с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи, в течение года голова святого почти прирастает обратно, но как только люди в этот день начнут резать хлеб – снова отпадет. У южных славян в день Усекновения главы Иоанна Предтечи строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки, так как считалось, что «это кровь святого Иоанна». Поэтому в этот день не ели черного винограда, помидоров и красного перца.

Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Где находится глава св. Иоанна Предтечи
В мире существует несколько святынь, непосредственно связанных с событиями Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это частицы главы святого Иоанна Крестителя: передняя часть главы находится в католическом кафедральном соборе Пресвятой Богородицы в городе Амьена (Италия), часть главы хранится в Лавре святителя Афанасия Великого на Афоне, а гробница пророка с частью его главы находится в мечети Омайядов в Дамаске. На месте обретения главы Иоанна Крестителя – Елеон, горы Вознесения в Иерусалиме – на территории русского Спасо-Вознесенского монастыря построена часовня в память этого события, а место обретения отмечено углублением в мозаичном полу.

В Москве частицы мощей св. Иоанна Предтечи находятся в нескольких храмах. Например, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре и храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово.

Тропарь праздника, глас 2: Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшегося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак, глас 5: Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Мученическая смерть величайшего из святых – Иоанна Крестителя – один из самых интересных сюжетов в иконописи.

Иногда изображение предельно лаконично: только смиренно склонившийся пророк и палач-секулятор с занесенным мечом. Иногда композиция становится сложной: Саломея подставляет блюдо, в которое должна упасть отрубленная голова, Ирод сидит на троне, ученики погребают тело Предтечи.

С Усекновением главы св. Иоанна Крестителя символически связаны еще два иконописных сюжета. На иконах Сошествия Христа во ад св. Иоанн, «печать пророков», изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы и сени смертной. Таково церковное предание: после смерти пророк проповедовал в аде. Не случайно и в праздничном тропаре поется «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».

Другой образ – так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Он был особенно распространен в России в 16 — 17 веках, а впоследствии среди старообрядцев. Образ этот символический – в нем были усилены черты св. Иоанна как отшельника и проповедника покаяния, а значит, предшественника монашества. На хартии у него обычно пишется «Се Агнец, вземляй грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное». У него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. В руке у него – блюдо. Правильно писать в нем изображение младенца Христа (жертвенного Агнца), которого проповедовал «глас вопиющего в пустыни», но часто иконописцы помещают в него отрубленную главу самого святого.

Н. Е. Маковский, «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы» (1872), фрагмент. Пожалуй, самый известный сохранившийся храм в России, освящённый в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня здесь престольный праздник

В этих двух головах на одной иконе уже чувствуется легкое влияние западной традиции изображать святых с атрибутами их мученичества, которое впоследствии приведет к появлению нового типа икон – натуралистичного изображения главы св. Иоанна Предтечи на блюде (иногда с закрытыми глазами, т.е. мертвой) или даже одной главы.

Св. Иоанн Предтеча. Энкаустическая икона VI века из собрания Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в Киеве (Ранее – Музей Западного и Восточного искусства). Эта икона находилась в монастыре св. Екатерины на Синае, откуда была вывезена архим. Порфирием (Успенским) в 1850 году

Часто в системе фресковой росписи житийный цикл Иоанна Предтечи, в т.ч. и сцены Усекновения и Обретения главы могли располагаться в дьяконнике. Обретение главы Иоанна Предтечи. Фреска дьяконника собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1125 год (слева). Усекновение главы Иоанна Предтечи Фреска дьяконника церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода. 1189 год. (справа)

Св. Иоанн Предтеча. Фреска церкви монастыря Грачаница (Сербия, Косово), 14 век

Сцены из жития св. Иоанна Предтечи. 1. Крещение. Иоанн Предтеча перед Иродом. 2. Иоанн Предтеча в темнице. Усекновение главы. 3. Пир Ирода. Погребение Иоанна Предтечи. Эти шесть изображений на трех досках были скорее всего выпилены из иконы Иоанна Предтечи в житии. Византия, рубеж XIV-XVвв., из собрания Гос. Исторического музея

Усекновение главы Иоанна Предтечи, принесение главы Ироду, Погребение Иоанна Предтечи. Мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции, середина 14 века

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии т.н. «таблеток» Софии Новгородской. Конец 15– начало 16 века. Ныне – в собрании Гос. Русского музея

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона 16 века из собрания Музея русского искусства в Киеве

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Икона середины XVI века из церкви Николы Надеина в Ярославле. Изображения подобной иконографии получают широкое распространение на Руси того времени в том числе потому, что Иоанн Предтеча был тезоименитым святым царя Ивана Грозного

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона 60-х гг. 16 века из Стефано — Махрищского монастыря (ныне – в собрании Музея им. Андрея Рублева)

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русский Север, 17 век (в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств)

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Греческий мастер, 17-18 вв. Из собрания Гос. Исторического музея

Усекновение главы Иоанна Предтечи, 17 век. Икона Строгановской школы из собрания музея икон в Реклингхаузене (Германия)

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. В верхнем ряду – двунадесятые праздники – Богоявление, Воскресение и Вход Господень в Иерусалим. Слева – Рождество Предтечи и Обретение главы, справа – Усекновение главы и принесение ее на пир Ирода. Палех, первая половина 19 века, частное собрание в Германии

Святая глава Иоанна Предтечи. Русская икона конца 19 века

Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Мастер Семен Иванов, 1840 год. Из собрания Музея им. Андрея Рублева

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Псковская икона конца 16 века

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска церкви Успения монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321 года

Усекновение главы Иоанна Предтечи; 16 век, Греция. Афон, монастырь Дионисиат

Иоанн Предтеча со сценами жития: Благовестие Захарии (Лука, 1:5-22), Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы пророка; Византия 13 век; Синай, монастырь св. Екатерины

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 16 век

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Мозаика флорентийского баптистерия со сценами жития Пророка, фрагмент, 1250 — 1330 гг.

Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 18 век

Усекновение главы Иоанна Предтечи; 19 век, Россия, мастерская Новотихвинского монастыря, Екатеринбург; Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Усекновение главы Иоанна Предтечи, фреска; Балканы, 17 век

«Танец Саломеи» Беноццо Гоццоли, 1472 год

«Иоанн Предтеча перед Иродом» Маттиа Прети, 1665 год

«Саломея танцует перед царем Иродом» Густава Моро, 1876 год

«Усекновение головы Иоанна Предтечи» Василия Худякова, 1861 год

«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Якопо да Понте Бассано, в.п. 16 века

«Глава Иоанна Крестителя» Карела Фабрициуса, 1640 год

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Пюви де Шаванна, 1869 год

«Месть Иродиады» Хуана Фландеса, 1496 год

«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Караваджо, 1608 год

«Саломея» Лукаса Кранаха Старшего, 1530 год

«Саломея получает голову Иоанна Крестителя» Андреа Соларио, п.п. 16 века

Св. Иоанн Предтеча, современная икона

Сегодня, в память мученической кончины Иоанна Крестителя, в православной традиции день строгого поста.

МОСКВА, 7 июн — РИА Новости, Алексей Михеев. Последний пророк Ветхого Завета Иоанн Предтеча предсказал пришествие в мир Иисуса Христа и крестил его в реке Иордан. Но потом по приказу царя Ирода Иоанну отсекли голову, и с тех пор и мусульмане, и христиане, и ученые спорят о том, где же именно она находится. Сегодня православная церковь празднует ее третье обретение. Об истории святыни — в материале РИА Новости.

У церковных археологов есть шутка: "В мире известны десять голов Иоанна Крестителя, но подлинны из них только три". Действительно, за право обладания "самой правильной" святыней борются мусульманский Дамаск, католические Амьен и Рим, православный Афон и даже армянский Гандзасар. Обретение (чудесное нахождение) головы пророка христианским церковным каноном зафиксировано целых три раза.

Воскрес и стал Христом

Святой Иоанн обличил царя Галилеи Ирода за то, что тот демонстративно женился на своей племяннице Иродиаде, которая на тот момент уже была замужем за его же братом. Прелюбодеяние считалось среди иудеев одним из самых страшных грехов, караемых мучительной смертью. Отповедь Иоанна разъярила Иродиаду. По евангельскому рассказу, ее дочь Саломея в день рождения властителя "плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним", и тот пообещал выполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись с матерью, Саломея попросила голову пророка, и царь свою клятву выполнил. Похоронить свой трофей по-человечески Иродиада не позволила и попросту закопала около дворца — как утверждают некоторые источники, предварительно надругавшись. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого.

И тут начинается детектив. Благочестивая жена одного из слуг царя оказалась свидетельницей того, как Иродиада обошлась с головой пророка, выкопала ее и перезахоронила на Елеонской горе. А когда до царского двора дошли слухи о проповеди и чудесах Иисуса, Ирод на всякий случай решил проверить, на месте ли голова Иоанна и, не найдя ее, уверился в своей догадке, что Христос — это воскресший Иоанн Предтеча.

Горшечник и еретик

И вот спустя годы один вельможа-христианин строит на горе церковь и обнаруживает сосуд с реликвией. Всю жизнь он бережно хранит найденную голову святого, а перед смертью прячет в храме, который построил. Но годы идут, церковь ветшает, разрушается, и голову Иоанна Предтечи снова считают утерянной.

А через много лет ее находят два странствующих монаха, кладут в мешок и берут с собой, но в пути, устав, позволяют нести мешок совершенно незнакомому горшечнику. И тогда, как утверждает предание, сам Предтеча является ему и велит оставить нерадивых монахов, захватив святыню с собой. Перед смертью горшечник завещал передать реликвию благочестивому христианину, но та, пройдя через много рук, в итоге оказалась у человека совершенно неблагочестивого — еретик Евстафий ходил по свету и исцелял святыней больных, выдавая чудо за свое собственное. А когда обман раскрылся, закопал главу пророка в пещере.

На запад!

В 452 году реликвию находят монахи и торжественно переносят в имперскую столицу — Константинополь. Однако во время иконоборческих гонений, когда по приказу властей тысячами уничтожались святыни, голову пророка тайно увозят на территорию современной Абхазии. И возвращается она обратно почти через четыре века — с тех пор этот день христиане празднуют как "Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи".

"На этом повествование о главе святого Иоанна обычно завершают, потому что дальнейшая история связана с католическим Западом. После возвращения в Константинополь реликвию положили в придворной церкви, но часть ее каким-то образом оказалась неподалеку, в Студийском Предтечевом монастыре, где ее еще в 1200 году видел паломник Антоний, о чем осталось письменное свидетельство. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции", — рассказывает настоятель Воскресенского храма в Рабате (Марокко) священник Максим Массалитин.

Гробница Христа, Грааль и Пилат: сможет ли наука убедить скептиков? Ранее западные СМИ сообщили о том, что впервые за 500 лет археологи сняли мраморную плиту с места погребения Христа в иерусалимском храме Гроба Господня, чтобы узнать, как изначально выглядела гробница.

Кроме того, в житиях святых упоминаются еще три места, куда попали части реликвии, — Афон, Италия и некая "угровлахийская обитель" где-то на территории современной Румынии.

Объясняется все просто — 13 апреля 1204 года крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. Каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо с греческой надписью "Иоанн Предтеча". На нем под стеклянным колпаком были останки человеческой головы без нижней челюсти и с маленьким отверстием над левой бровью — по преданию, Иродиада в сердцах нанесла сильный удар по отрубленной голове святого. Де Сартон торжественно перенес святыню в Пикардию. Позднее ее поместят в специально для нее построенный собор в Амьене.

Лишняя челюсть, или Как ограбить святого

В 1789 году во Франции происходит революция. По всей стране из храмов изымаются мощи, а вся мало-мальски драгоценная церковная утварь конфискуется государством. Революционный Конвент снимает с главы святого Иоанна Предтечи все украшения, а саму ее приказывает отправить на кладбище. Однако мэр города Луи-Александр Лекув тайно возвращается в сокровищницу и, рискуя жизнью, забирает святыню к себе домой. А после прекращения революционных гонений на церковь глава святого Иоанна в 1816 году была возвращена в кафедральный собор Амьена. Позже в Вердене находят и недостающую челюсть, однако авторитетная комиссия признает ее гораздо более поздним артефактом.

"На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение христианского прошлого, хранит в себе французская земля. Радостно, что теперь у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии", — говорит отец Максим.

Однако в Дамаске, внутри одной из трех главных святынь исламского мира, мечети Омейядов, находится захоронение пророка Яхъи — так мусульмане зовут Иоанна Крестителя. На него наткнулись случайно при строительстве, и местные христиане уверили халифа, что это древняя могила пророка. До начавшейся в 2011 году войны гробница из белого мрамора привлекала тысячи паломников со всего Ближнего Востока. Внутрь нее можно было бросить записку, фотографию или "передать в дар пророку" деньги. В Сирии свято уверены: глава пророка, крестившего Христа, находится внутри.

"О Йахйа! Крепко держись Писания — Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание от Нас и чистоту. Был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником" — так описывает Коран последнего пророка Ветхого Завета.

А пока ежедневные молебны святому у его честной главы служат и в храме святого Сильвестра в Риме, и в афонской Великой Лавре, и даже в Нагорном Карабахе — отсеченная на пьяном пиру голова Крестителя Христа стала одной из главных мировых святынь.

© Christie"s Images Ltd "Богоматерь с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем". Сандро Боттичелли

В основе иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи лежит евангельский сюжет. Святой Иоанн жил в пустыне, носил власяные одежды, питался диким медом и насекомыми, и проповедовал Царствие Небесное. Известен он тем, что крестил в водах реки Иордан Самого Спасителя, трижды окунув Его в воду. Христос любил св Иоанна (который, к слову, приходился ему двоюродным братом) и называл его величайшим из людей. В то время правителем Галилеи был царь Ирод. В Евангелии говорится, что Ирод бросил жену и сожительствовал с женой своего брата, Иродиадой. Святой открыто обличал Ирода в совершении блудного греха, призывал его оставить Иродиаду и вернуться к законной жене, за что был схвачен и заточен в темнице. Однажды царь устроил роскошный пир. Дочь Иродиады Саломия танцевала, и танец ее очень понравился Ироду, и за это он пообещал ей выполнить любое желание. По наущению Иродиады, ненавидевшей святого, Саломия попросила у царя голову святого. Ирод боялся народного гнева, но взять назад свое слово, данное при свидетелях, не мог. Святому Крестителю Господню отсекли голову.

На иконе Усекновение главы Иоанна Предтечи изображен именно этот момент – святая голова пророка на пиршественном блюде. Православная икона – напоминание нам о том, до какого глубочайшего падения могут привести человека греховные страсти.

В чем помогает икона Усекновение главы Иоанна Предтечи?

Православная церковь не устает напоминать нам, что, молясь перед образом, мы обращаемся не к иконе, а непосредственно к тому, кто на ней изображен. Святая икона Усекновение главы Иоанна Предтечи, хоть и является визуальным воплощением одного из самых скорбных событий в истории христианства, изображает Крестителя Господня Иоанна. Молятся святому при различных нуждах, в первую очередь о даровании покаяния и чистоты, об укреплении веры, о твердости духа и избавлении от страха перед суетными, мирскими событиями. В народе этот святой считается покровителем ремесленников, крестьян, фермеров. Перед иконой Усекновение главы Иоанна Предтечи советуют молиться от головной боли.

Можно ли держать икону Усекновение главы Иоанна Предтечи дома?

Ни один церковный праздник и ни одна икона не овеяны таким огромных количеством мифов, как Усекновение главы Иоанна Предтечи. Одни говорят, что в этот день нельзя есть яблоки и все, что имеет круглую форму, другие – что в этот день нельзя варить борщ.

Иногда высказывается мнение, что православную икону Усекновение главы Иоанна Предтечи нельзя держать дома. Все это, конечно, пустые суеверия, не имеющие никакого отношения к христианской вере. В православной церкви нет абсолютно никаких запретов, касающихся этого образа. При желании Вы можете купить ее для домашней молитвы в иконной лавке или интернет-магазине.

Не возбраняется также вышивать русскую православную икону Усекновение главы Иоанна Предтечи бисером либо с использованием других техник; наоборот, вышивая, рекомендуется одновременно молиться святому и просить его заступничества перед Богом.