Ассоциация руководителей образовательных организаций. Ассоциация руководителей образовательных организаций Обязана ли профессиональная образовательная организация выдавать выпускникам по образовательной программе среднего профессионального образования, ре

Вопрос - ответ

Согласно п.4 ст. 68 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным.

Закон не устанавливает обязанности отчисленного студента возмещать средства, затраченные на обучение, если речь не идет о специализированных учебных заведениях. Например, в случае военной подготовки в соответствии с п.7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отчисленные за неуспеваемость студенты должны возместить затраченные на обучение средства.

В вашем случае, действия учебного заведения могут включать в себя признаки состава ст. 156 УК РФ «вымогательство» и вы можете обратиться в прокуратуру для выяснения данного вопроса и защиты своих прав.

  • 12.02.2019 - Часто задаваемые вопросы - Общие положения , Профобразование

    Профессиональное обучение на платной основе

    Вопрос - ответ

    Статья 68 федерального закона. N 273-ФЗ "Об " разъясняет порядок получения Среднего профессионального образования на базе основного общего образования. СПО осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

    В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих ФГОС среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

    Прием на обучение по рассматриваемым образовательным программам производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств, зачисление происходит на платной основе.

    При этом бесплатное обучение предусмотрено ровно по той программе, для освоения которой обучающийся поступил в образовательную организацию. В случае, если какой-то объем обучения в эту программу включен, обучение в рамках данного объема за плату будет невозможно. Однако любая другая образовательная деятельность, которая не вошла в содержание той программы, реализация которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета, может быть реализована лишь в формате отдельной образовательной программы, в том числе на условиях платной образовательной услуги.

    Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ, Сазоновой М.

  • 11.02.2019 - Часто задаваемые вопросы - Общие положения

    Может ли профессиональная образовательная организацию, к примеру, колледж, выдавать студентам, окончившим 1 курс, аттестат о среднем общем образовании, как в школе после 11 класса.

    Вопрос - ответ

    Согласно пункту 6 статьи 68 ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно. Таким образом,получение среднего профессионального образования на базе основного общего осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Однако необходимо пройти итоговую аттестацию.

    Порядок прохождения аттестации можно посмотреть в Приказе Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31205)

    Таким образом, для возможности выдачи студентам средней профессиональной общеобразовательной организации после окончания ими 1 курса аттестата о среднем общем образовании такая организация должна иметь лицензию на осуществление образовательных программ не только профессионального обучения, но также и среднего общего образования.

    Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.

  • 09.04.2015 - Прием, перевод, отчисление , Среднее профобразование

    В нашем колледже осуществляется прием на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования со сроком получения образования 3 года 10 месяцев. В приемную комиссию поступило заявление от лица, имеющего средне

    Вопрос - ответ

    Согласно ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится

  • 08.04.2015 - Прием, перевод, отчисление , Среднее профобразование

    Возможно ли принять выпускника 11 класса школы, получившего аттестат о среднем общем образовании, на второй курс колледжа, на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, прием на которую осуществлялся на базе основного общего образован

    Вопрос - ответ

    Согласно ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах...

  • 17.12.2014 - Прием, перевод, отчисление , Среднее профобразование

    Возможно ли осуществлять прием на программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) по заочной форме?

    Вопрос - ответ

    В соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образовани...

  • 17.12.2014 -

    Обязана ли профессиональная образовательная организация выдавать выпускникам по образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой на базе основного общего образования, с одновременным получением среднего общего образования, вм

    Вопрос - ответ

    В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется...

  • 17.12.2014 -
  • 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

    2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

    4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

    5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

    6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

    Закон о среднем профессиональном образовании ждут существенные изменения. Депутаты планируют внести поправки уже в этом году. В закон войдут как уже известные учреждениям понятия – например, WorldSkills, так и совершенно новые явления – такие как демонстрационный экзамен.

    Артем Кузнецов – студент третьего курса строительного колледжа. Специальность выбрал одну из самых сложных – строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. В ней Артем уже лучший. Он стал победителем регионального чемпионата молодых профессионалов WorldSkills в 2017 году в компетенции инженерный дизайн.

    «Эта профессия востребована, я могу повышать квалификацию за счет курсов. Во вторых, я могу спокойно пойти как специалист в машиностроение, который может создавать 3D модели, детали конструкции», – рассказывает Артем.

    WorldSkills – международное движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развития профессионального образования. Студенты активно участвуют в этом движении. Они становятся победителями и занимают призовые места. Для подготовки специализированных кадров на базе этого образовательного учреждения есть все необходимое. И оборудование, и мастерские, где студенты могут поближе познакомиться с профессией. Всего колледж реализует 13 программ подготовки среднего специального звена и рабочих. Каждый год здесь обучаются порядка полутора тысяч студентов. Чтобы идти в ногу со временем, необходимы обновления. Поэтому сейчас здесь готовятся к расширению списка специальностей.

    Сотрудничество с работодателями – один из главных аспектов развития современного СПО. С их участием утверждаются образовательные программы, их приглашают на мастер-классы, конкурсы, проводят встречи со студентами. А с 2019 года начнет действовать новая форма итоговой аттестации – демонстрационный экзамен, когда оценивать студентов будут эксперты из числа представителей предприятий.

    Президент РФ в недавнем выступлении подчеркнул, что развитие экономики страны невозможно без сильной системы СПО. Чтобы этого добиться в ближайшее время, депутаты заксобрания Вологодской области планируют внести существенные изменения в закон о среднем профобразовании. Он был принят в 2013 году и, по мнению парламентариев, уже устарел. Этот закон коснется реализации новых образовательных стандартов, конкурса WorldSkills, государственно-частного партнерства и социальной поддержки студентов и многих других вопросов и задач.

    Для проработки нового содержания закона в заксобрании области планируют создать рабочую группу. В нее должны будут войти представители правительства, учебных заведений и сами депутаты. Принять закон парламентарии рассчитывают уже в этом году.

    1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

    2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

    4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

    5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

    6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

    Комментарий к Ст. 68 закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Расширение видов подготовки в рамках среднего профессионального образования сопровождается постановкой задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития обучающегося, ранее не выделяемой на данном уровне в Законе N 3266-1.

    Такой подход должен менять концепцию содержания образовательных программ среднего профессионального образования и ориентировать их в какой-то мере на учет научной составляющей, ранее являвшейся прерогативой высшего профессионального образования.

    Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии уже ставилось в качестве задачи среднего профессионального образования в старом Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), несмотря на отсутствие в самом Законе N 3266-1.

    Ввиду того что на уровне Закона N 3266-1 такая задача отсутствовала, а в Типовом положении присутствовала, практика субъектов Российской Федерации противоречива. В законодательстве об образовании некоторых субъектов Российской Федерации, например, Московской области, Республики Башкортостан, Республики Хакасия, Смоленской области, Тамбовской области, Ульяновской области такая задача предусмотрена. В Челябинской области достижение такой задачи предусматривается программой развития среднего профессионального образования на территории области.

    Сложившаяся ситуация потребует корректировки положений об учреждениях среднего профессионального образования и образовательных программ, в которых формирование соответствующих профессиональных компетенций должно обеспечиваться содержательной частью.

    Законом предусматривается, что профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих возможно после освоения программ основного общего образования, но при условии одновременного получения среднего общего образования.

    Однако в области искусств реализуются образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, что дает возможность поступления в такую образовательную организацию с уровнем начального общего образования. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение вначале основного общего, затем среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.

    На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования. В период получения среднего профессионального образования - права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

    Получение среднего профессионального образования на базе основного общего осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

    Следовательно, организации, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие методическую базу для реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения, должны иметь лицензию на реализацию образовательных программ также среднего общего образования.

    Общеобразовательные предметы изучаются студентами на первом курсе. Получение среднего общего образования на следующих курсах может осуществляться в рамках изучения студентами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) гуманитарной и социально-экономической направленности (профиля).

    Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов теперь является общедоступным. Конкурсный механизм возможен только в случае обучения по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, а также в случае превышения поступающими имеющегося количества мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

    На уровне среднего профессионального образования теперь не предусматриваются какие либо преимущества для отдельных категорий граждан. Отсюда, прием без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, преимущественное право приема в образовательное учреждение теперь не должны использоваться в правилах приема.

    Те категории лиц, которые традиционно имели особые права при приеме в профессиональные образовательные организации, теперь принимаются в учреждения среднего профессионального образования в отсутствие как такового конкурсного приема - на общедоступной основе. И поскольку система преимуществ для поступающих в учреждения среднего профессионального образования не предусматривается, это означает, что в случае проведения конкурсных испытаний указанные лица должны их проходить.

    Необходимо учитывать, в том числе в правилах приема, что получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно. Это означает, что в случае освоения программы специалиста среднего звена лицом, уже освоившим данную программу, либо освоение программы подготовки квалифицированного рабочего лицом, уже освоившим программу специалиста среднего звена, получение такого образования признается повторным. В этом случае правило общедоступности не должно распространяться на такого обучающегося.

    Достаточно интересной выглядит возможность итоговой аттестации по программе среднего общего образования в организации среднего профессионального образования. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.

    В этом случае аттестация проводится в общем порядке, если иное не будет предусмотрено Минобрнауки России в рамках отдельного подзаконного нормативного акта.

    Статья 68. Среднее профессиональное образование

    1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

    2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

    4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.
    (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 № 238-ФЗ, от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

    5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

    6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

    Статья 69. Высшее образование

    1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

    2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

    3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

    4. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

    5. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

    7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

    8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

    1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

    2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

    3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

    4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

    Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

    1. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    2. Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.

    3. Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе прием на целевое обучение, устанавливается образовательной организацией высшего образования, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации.
    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

    4. Минимальное количество баллов единого государственного экзамена, устанавливаемое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, не может быть ниже количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

    5. Иностранным гражданам предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, проводимых такими образовательными организациями.

    6. Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.

    7. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные организации вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    8. Образовательным организациям высшего образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки, по которым таким организациям предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, формируется на основании предложений таких образовательных организаций высшего образования. Порядок, критерии отбора, перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки, по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

    9. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом.

    10. Перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя.

    Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

    1. При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию и (или) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата и программам специалитета гражданам могут быть предоставлены особые права:
    (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 500-ФЗ)

    1) прием без вступительных испытаний;

    2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

    3) преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;

    4) прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

    5) иные особые права, установленные настоящей статьей.

    2. Перечень граждан, которым предоставляются особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, а также порядок и основания предоставления особых прав устанавливаются настоящей статьей, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Другие категории граждан, которым могут предоставляться предусмотренные пунктами 3 и 4 части 1 настоящей статьи особые права при приеме на обучение по военным профессиональным образовательным программам и (или) образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

    3. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов граждане могут воспользоваться особыми правами, предоставленными им и указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, подав по своему выбору заявление о приеме в одну образовательную организацию высшего образования на одну образовательную программу высшего образования. Правом на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования гражданин вправе воспользоваться однократно.
    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 № 500-ФЗ, от 27.06.2018 № 162-ФЗ)

    4. Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:

    1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;
    (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 № 238-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

    2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

    5. Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

    6. Квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

    7. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют:

    1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
    (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 № 93-ФЗ)

    3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан;

    4) граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

    5) дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;

    6) дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;

    7) дети сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, Следственного комитета Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, и дети, находившиеся на их иждивении;
    (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 № 458-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

    8) дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;

    9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
    (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

    10) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

    11) инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах";

    12) граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения указанных испытаний и учений, непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственные участники проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также непосредственные участники ликвидации последствий этих аварий (военнослужащие и лица из числа вольнонаемного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральных государственных органов, военнослужащие и сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, лица, проходившие службу в железнодорожных войсках и других воинских формированиях, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы);
    (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

    13) военнослужащие, сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и указанные военнослужащие, выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

    8. На подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования принимаются в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, лица, указанные в части 7 настоящей статьи и имеющие среднее общее образование, а лица, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, в том числе в период освоения ими образовательных программ среднего общего образования. Обучение таких лиц осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в случае, если они обучаются на указанных подготовительных отделениях впервые. Порядок отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с настоящей частью, и предусматриваемый в соответствии с этим порядком перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Имеющим среднее общее образование обучающимся на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования в очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках государственного задания выплачивается стипендия.
    (в ред. Федеральных законов от 25.12.2018 № 497-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

    9. Преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется лицам, указанным в части 7 настоящей статьи.

    10. Преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях также предоставляется выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

    11. Преимущественное право зачисления в военные профессиональные организации и военные образовательные организации высшего образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, детям граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более.

    12. Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования:
    (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 № 238-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

    1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

    2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 70 настоящего Федерального закона.

    Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования

    (введена Федеральным законом от 03.08.2018 № 337-ФЗ)

    1. Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

    1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

    2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;

    3) государственными корпорациями;

    4) государственными компаниями;

    5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";

    6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

    7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

    8) дочерними хозяйственными обществами организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящей части;

    9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

    2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.

    3. Установление квоты приема на целевое обучение, утверждение порядка и сроков ее установления осуществляются:

    1) Правительством Российской Федерации - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
    2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - за счет соответственно бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

    4. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

    5. Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляется по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

    6. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с частью 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

    Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

    1. Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

    2. Интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании может осуществляться в разных формах, в том числе в форме:

    1) проведения образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;

    2) привлечения образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, работников научных организаций и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, а также научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной (научно-исследовательской) деятельности;

    3) осуществления образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, и научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий;

    4) создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

    5) создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
    (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 232-ФЗ)