Австралийский музыкальный инструмент диджериду. Австралийскиая музыка. Европейские этнографические исследования

Диджериду на викискладе

Yiḏaki (иногда произносимый, как yirdaki ) одно из самых используемых названий, хотя - строго говоря - слово используется для специфического типа инструмента, сделанного и используемого людьми Йолнгу (англ. Yolngu people ), проживающими в Арнем-Ленд . Однако после того, как в начале 2011 году умер человек из клана Мэнгалили, чьё имя звучало похоже на yiḏaki , люди Йолнгу стали использовать синоним mandapul для обозначения инструмента, из уважения к умершему.

Существует большое количество других имён для диджериду. Ниже описаны самые известные:

People Region Local name
Энинтиляква Грут-Айленд ngarrriralkpwina
Йолнгу Арнем-Ленд Mandapul (Yidaki)
Гаппапуги Арнем-Ленд Yiraka
Джинан Арнем-Ленд Yirtakki
Ивайдя Полуостров Кобург artawirr
Jawoyn Катрин Gunbarrk
Какутю Какаду garnbak
Нгарлума Рюборн Kurmur
Наилнаил Кимберли ngaribi
Уаррэй Аделаида bambu
Мэйалай Аллигатор Риверс martba
Pintupi Центральная Австралия paampu
Аранда Алис-Спрингс Ilpirra

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Диджериду" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 инструмент (541) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии Этническая музыка (этника, этно) ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира … Википедия

    Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии Этническая музыка (этника, этно) ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира … Википедия

    Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии Этническая музыка (этника, этно) ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира … Википедия

    Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии Этническая музыка (этника, этно) ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира … Википедия

    Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии Этническая музыка (этника, этно) ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира … Википедия

    Диджериду, духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии Этническая музыка (этника, этно) ближайший аналог английского термина англ. world music (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь народная музыка различных культур мира … Википедия

    Исполнение австралийской этнической музыки в музее Сиднея. Австралийская народная музыка это музыка австралийских аборигенов и аборигенов островов Торр … Википедия

Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания. Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.

Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы. Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду. Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.

Более 2000 лет под музыку диджериду

Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет. Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.

Диджериду глазами первых европейцев

Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину. Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду. Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.

Европейские этнографические исследования

В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов. Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.

В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.

Первая запись звучания диджериду

Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин. Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента. В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь в Восточном Кимберли и в Северных территориях.

В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.

Как изготавливали диджериду

Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны. Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.

Термиты

Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов. Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину. В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.

Породы древесины

С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов. В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный. Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона. Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.

В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей. Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.

Технология обработки

Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки. Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой. Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском. Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.

Применение инструмента

Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия. Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.

Звучание диджериду

Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул. Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания. Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.

Церемониальное предназначение

Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира. Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Диджериду и современность

Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям. Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке. Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.

Очень интересно собирать информацию о самых простых музыкальных инструментах, используемых разными народами в своей культуре и ритуалах. Такие инструменты создаёт сама природа, и, глядя на то, что уже придумали люди, можно внимательнее смотреть на то, что есть вокруг. У нас тоже очень многое может быть использовано как музыкальный инструмент.

Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.

Музыка коренных жителей - аборигенов -сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной - групповое.

Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар , по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов - бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки , по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны , обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых - диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии - носовая флейта (из Новой Гвинеи).

С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.

Диджериду (Йедаки, дидьериду)

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев.

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска, как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.

Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.

Диджериду (Didgeridoo) – европейско-американское название духового обертонного музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.

Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте . Но при этом этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.

При игре используется техника непрерывного дыхания. На диджериду играют во время различных ритуалов и это способствует вхождению в транс. Этот инструмент не имел широкого применения и использовался только в некоторых районах Северной Австралии.

Пляски корробори

Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни (чему нам можно у них учиться!), что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава. А это - основа здоровья и долголетия. Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала - как говорится, танцевали "от души" :-).

В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались представления, имитирующие явления природы и события жизни.

Музыка как для корробори, так и для ритуалов исполнялась простыми средствами. В некоторых племенах ритм отбивали простым чередованием ударов по бедрам, в других - ударами палок о землю, иногда постукиванием двух бумерангов. Пучки листьев эвкалипта на лодыжках и предплечьях имитировали шуршание перьев эму.

Наиболее характерными звуками были монотонные причитания самих аборигенов и звуки, издаваемые «дидьериду» - описание смотрите выше. Труба служила своего рода рупором, усиливающим звук голоса.

Эти аборигены были очень уважаемы, ведь не так-то и легко найти хорошего «трубача», умеющего гудеть как бы не прерывая дыхания и в двух тональностях. Создатель песен тоже был очень уважаемой личностью. Он сам участвовал в представлениях и сочинял песни, повествующие о повседневных событиях; его обширный репертуар также пополнялся песнями, унаследованными от предков.

Сочинитель песен и «трубач» часто выступали по приглашению других групп и за эти услуги получали вознаграждение. Существовали также лидеры плясок. На них лежала основная часть исполнения корробори, что требовало мастерского подражания, особенно повадкам животных.

Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.

Существует такой музыкальный инструмент как Диджериду, считается что он один из древнейших и родом из Австралии, где использовался аборигенами для ритуальных целей. Нужен ли он современному человеку вопрос спорный. Сами племена использовали его для вхождение в состояние транса, где они общались с духами и созерцали разные видения посланные им. Инструмент имеет только одну ноту (так называемый «дрон», или гудение), то есть сыграть на нем «владимирский централ» или «журавли над лагерем» не получится, разнообразие звуков можно получить артикуляцией, передувами и другими спец техниками игры на духовых. Инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган. Одним из любопытных моментов при игре на данном инструменте является так называемое «непрерывное дыхание», которое помимо шаманского трансового состояния дает хороший упражняющий эффект для легких. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. Мой вариант расписан в виде такой психоделической ящирицы.
Так выглядит инструмент в чехле и без.

Та часть, в которую направляется дыхание.

Обратная сторона.
Как видится инструмент «из глаз»:

Подробнее рисунок:

Размер длина 119 см, диаметр 6 см, материал бамбук, моя нота C#. Качество хорошее, покрыт лаком, считается что звук у бамбука интереснее и глубже чем у дерева.


Отличный инструмент для занятий и развлечений, можно использоваться для декора. Звук можно записать, но в связи с неизвестностью вашей аккустики, скорее всего на реальный звук будет не похоже. А в связи с «изменением состояния сознания» при игре, не похоже тем более.
Брать однозначно тем, кто интересуется этникой или эмбиентным звучанием, так же будет полезен тем кто практикует трансовые состояния, медитацию, йогическую пранаяму или холотропное дыхание.

Планирую купить +13 Добавить в избранное Обзор понравился +26 +53

Существует такой музыкальный инструмент как Диджериду, считается что он один из древнейших и родом из Австралии, где использовался аборигенами для ритуальных целей. Нужен ли он современному человеку вопрос спорный. Сами племена использовали его для вхождение в состояние транса, где они общались с духами и созерцали разные видения посланные им. Инструмент имеет только одну ноту (так называемый «дрон», или гудение), то есть сыграть на нем «владимирский централ» или «журавли над лагерем» не получится, разнообразие звуков можно получить артикуляцией, передувами и другими спец техниками игры на духовых. Инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и отчасти орган. Одним из любопытных моментов при игре на данном инструменте является так называемое «непрерывное дыхание», которое помимо шаманского трансового состояния дает хороший упражняющий эффект для легких. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. Мой вариант расписан в виде такой психоделической ящирицы.
Так выглядит инструмент в чехле и без.

Та часть, в которую направляется дыхание.

Обратная сторона.
Как видится инструмент «из глаз»:

Подробнее рисунок:

Размер длина 119 см, диаметр 6 см, материал бамбук, моя нота C#. Качество хорошее, покрыт лаком, считается что звук у бамбука интереснее и глубже чем у дерева.


Отличный инструмент для занятий и развлечений, можно использоваться для декора. Звук можно записать, но в связи с неизвестностью вашей аккустики, скорее всего на реальный звук будет не похоже. А в связи с «изменением состояния сознания» при игре, не похоже тем более.
Брать однозначно тем, кто интересуется этникой или эмбиентным звучанием, так же будет полезен тем кто практикует трансовые состояния, медитацию, йогическую пранаяму или холотропное дыхание.

Планирую купить +13 Добавить в избранное Обзор понравился +26 +53