Работа с одаренными детьми на занятиях хореографии. Программа дополнительного образования по работе с одаренными детьми «Мир танца. Кружок, секция, направленный на развитие качества

Алевтина Криваксина
Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста

Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста

«Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом»

Рахель Фарнхаген

Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство . Широкое распространение в дошкольных учреждениях , реализующих программы предшкольного образования, приобрела ранняя хореография . Дошкольники любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей , преподаватели ритмики и хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи . Давно доказана тесная связь координации и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности.

В танце ребёнок проявляет свои способности , свою творческую активность, развивается его фантазия , творческие способности : ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия дошкольников в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребенка.

Занятия ритмикой и хореографией помогают детям

снять психологические напряжения и мышечные зажимы

выработать чувство ритма, уверенность в себе

развивать выразительность

научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления

воспитать в себе выносливость

скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Воспитательная функция танца эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства ребенка, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания детей дошкольного возраста .

Ранняя хореография в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Для того чтобы ритмические упражнения превращались в маленькие произведения искусства, необходимо органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы «ритмической гармонией» . Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма , стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.

Ритмика и основы хореографии для дошкольников решают как общие , так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи :

привлечение детей к систематическим занятиям

укрепление здоровья

воспитание правильной осанки

профилактика заболеваний

повышение работоспособности

развитие основных физических качеств

совершенствование чувства ритма

формирование культуры движений.

В системе дошкольного физического воспитания я уделяю большое внимание задачам формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.

Для реализации поставленных задач я разработала дополнительную образовательную программу предшкольного образования детей «Танцевальная мозаика» в старших и подготовительных к школе групп. Для реализации поставленных целей и задач, я использую разнообразные методы и средства преподавания, основанные на личностно – ориентированном обучении. Методика Л. Н. Алексеевой, которую я использую, связана с нахождением приемов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлеченности, когда дети занимаются художественным движением не по принуждению и не во исполнение команды взрослого, а потому, что это интересно самому ребенку. Одним из приемов проведения занятий является разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.

На своих занятиях работаю не только над формированием физической, но эмоционально – художественной культуры танца, непрерывно подчеркивая связь движений и музыки. Для того чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, я подбираю для занятий музыкальный репертуар, соответствующий эстетическому уровню восприятия дошкольников (популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни, вызывающие желание двигаться в танцевальных ритмах и настроениях). Отсюда следует вывод, что движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка .

В своей работе использую разные ритмопластические направления. И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений – это танцевально – ритмическая гимнастика.

Эффективность направления в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка. В своей работе стараюсь использовать образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

Основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей , позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности является игровая ритмика, которую я систематически использую в своей работе.

Для развития танцевальных умений и навыков включаю в работу такой раздел, как игровые танцы, который направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Для развития мышечной силы и гибкости детей использую методику игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических движений и упражнений, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.

Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Такие упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию .

Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий, использую приемы : имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.

Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях хореографии , остаются на всю жизнь. Самое трудное для педагога - заниматься с маленькими детьми, ибо их очень сложно бывает подключить к занятиям. Здесь часто проявляется одна сторона детской психологии : они озабочены более тем, чтобы не получить замечание педагога, а не тем, чтобы получить удовольствие от занятий, даже если поначалу что-то не получается. Раскрепостить ребенка, заставить его забыть о своей неумелости помогает создание на занятиях образных ситуаций.

Также активно применяю театрализацию. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей , обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью , вызывают веселое, бодрое настроение, в них, наряду с музыкально-двигательными заданиями, присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования – кто быстрее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.

Подводя итоги к вышесказанному, хочу отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии , гимнастики и психологической гимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т. п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.

Мы педагоги стремимся приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их эстетическому развитию , а также способствовать оздоровлению и сохранению их здоровья.

Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми в классе хореографии детской школы искусств.

Беломыльцева Н.В.

Преподаватель хореографии

МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.

Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

Одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям в одной или нескольких сферах

Уровни одаренности:

    гениальность;

    талант;

    одарённость;

    способность;

    склонность (задатки)

Одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

Педагогические технологии в работе с одарёнными детьми в классе хореографии

В условиях осуществления педагогического процесса в ДШИ накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми. Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.

В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы применяются следующие инновационные педагогические технологии:

    Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

    Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Методики, основанные на принципе студийности. Прежде всего, это проведение мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

    Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в студийцах чувства толерантности;

    Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

    Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;

    Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

    Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;

    Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

    Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

    Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.

Результативность работы с одаренными детьми

Тренинги и репетиции в классе хореографии проходят в рамках индивидуальных, групповых занятий с учащимися и занятий хореографических коллективов «Солнышко», «Росинка», «Улыбка». За время своего существования воспитанники коллективов добились значительных творческих результатов.

Коллективы являются гордостью нашего района и украшением всех мероприятий, проходящих на базе района.

Уровень и название конкурса

Результаты

Год и место проведения

Межрегиональный фестиваль

« Танцевальный калейдоскоп»

Лауреат 2 степени

2012г. г. Павловск Воронежской области

Межрегиональный конкурс Танцевальный Олимп»

Лауреат III степени

2012г. г.Курск

Региональный конкурс «Место, где свет»

3 место

2013 год п. Чернянка

Отборочный тур регионального конкурса «Талисман»

3 место

2014 г. г. Новый Оскол

Отборочный тур регионального конкурса « Solo mio »

2, 3 место

2015г. г. Новый Оскол

Всероссийский конкурс-фестиваль искусств «Другой мир»

Лауреаты 2, 3 степени

2015 г. г. Строитель

Состояние системы работы с одарёнными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону его унификации и профильности (профессионализации), ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки для талантливой молодёжи. Сфера воспитания и развития одарённых детей находится в периферии возможных, коммерчески эффективных способов предоставления образовательных услуг. Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Список литературы

    Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос.

    Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс.

    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия».

    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.

    Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

    Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей". Избранные труды. М.,1985г. - Т.1.

    Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Аджибатырова Эльмира Алавдиновна,

Педагог дополнительного образования (хореограф)

МБОУ ДО ГАЗ-САЛИНСКИЙ ДЮЦ

ЯНАО ТАЗОВСКИЙ Р-ОН. С. ГАЗ-САЛЕ

"Сопровождение творчески одарённых детей

в детском объединении по хореографии."

Творческие способности у детей выявляются достаточно рано. Но как подчеркивает американский исследователь Х. Блум, что «каковы бы не были способности в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения вряд ли можно достигнуть определенных вершин». Вот поэтому, наверное, детей с ярко выраженными актерскими, хореографическими, художественными и музыкальными способностями родители приводят в учреждения дополнительного образования.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видно не вооруженным глазом, является хореография.

Я являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем детского объединения хореографии «Пульс». В группе № 1 хореографического объединения «Пульс» занимается девочка- Аджибатырова Медина, у которой при помощи метода диагностики были выделены сильные стороны хореографического развития. Это очень яркий, музыкально одаренный ребенок, его работоспособность и желание достигать больших успехов в хореографической области, говорят об этом. Её способности к танцам стали проявляться в 3 года, с этого возраста девочка начала танцевать на сцене. Девочка обучается у нас в ДЮЦЕ с 2015 года.

На педагогическом совете детско-юношеского центра было принято решение о том, что Медина, кроме посещения занятий хореографией в группе, где она будет изучать основы хореографии, будет заниматься танцами на индивидуальной основе для того, чтобы выступать на сцене. Занятия хореографией выявили отличные природные данные девочки, и педагог стала развивать их в правильном направлении. Был разработан индивидуальный образовательный маршрут, в котором были учтены творческие данные Медины. Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на ее личностное развитие и успешность.

Основная цель индивидуального образовательного маршрута : обеспечить педагогическую поддержку ребёнку с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях МБОУ ДО Газ -Салинский Детско- юношеский центр.

Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, на котором обучающаяся осваивает теоретический и практический материал. Теоретическая подготовка включает не более 7% учебного времени занятия. Остальное время уходит на практическую отработку.

Работа с одаренным ребёнком заключается в том, что она направлена на подготовку обучающегося к выступлениям перед зрителями. В ходе постановочной работы обучающаяся осваивает музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива, воображение, умение передавать музыку и содержание образа движения.

Сама Медина в ходе реализации маршрута выделила для себя следующие задачи:

Научиться красиво и точно передавать характер движения танца.

Развивать гибкость и пластику.

Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с программой, исходя из того, освоил ли обучающийся за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.

Девочка имеет возможность показать свои музыкальные, танцевальные, эмоциональные способности, принимая участие в различных концертах и мероприятиях, конкурсах и фестивалях, показывая свои достижения.

С первого года обучения Медина- постоянный участник районных, сельских мероприятий, мероприятий, проходящих в стенах Детско юношеского Центра. Её выступления не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Радует огромное желание Медины танцевать, разучивать новые танцы, выступать на сцене.

Результативность. Участие в фестивалях и конкурсах.

1. Диплом участника в XIV районном фестивале народного творчества «Все народы в гости к нам!» (номинация «Танец»)

2. Диплом за участие в IV районном фестивале творческих дуэтов «Две звезды»

3. Диплом за активное участие в торжественной программе, приуроченной Открытию Года молодёжных инициатив на территории муниципального образования Тазовский район.

4. Диплом Лауреата I районного конкурса «Минута славы- мечты сбываются»

5. Диплом за участие в концертной программе «Согреем сердце добротой», в рамках празднования Навруз байрам праздника тюркских народов.

Опыт показывает, что часто вера в возможности ребёнка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Задача педагога - не столько измерить одаренность, сколько создать среду, способствующую раскрытию природных возможностей обучающейся.

3 Проект "Работа с одаренными детьми по хореографии"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей – центр дополнительного образования детей «Молодость»

Принято на педагогическом Утверждаю:

Совете Директор МБОУ «Молодость»

Протокол № ____1_______ _______________А. Н. Русакова

Программа

Работы с одарёнными и мотивированными

к обучению учащимися

педагог дополнительного

Образования Карпова О.В.

Нижний Новгород

2013г.

Пояснительная записка

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Детская одарённость – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Выдающиеся умственные проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Необходимо диагностировать, выявлять и поддерживать одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

МБОУ «Молодость» как учреждение дополнительного образования детей предоставляет детям возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мироощущений и миропонимания, развитие познавательных способностей и положительной мотивационной направленности. Целью деятельности учреждения становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное сопровождение ребёнка на всём протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного развития детей.

Условия нашего учреждения позволяют обучать и воспитывать одарённых и мотивированных детей путём создания условий для развития и реализации их интеллектуального и творческого потенциала. Это даёт возможность не потерять одарённого ребёнка, так как такие дети стремятся поступить в профильные учебные заведения и продолжить занятия искусством. Также позволяет формировать позитивное отношение к учащимся с ярко выраженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности и воспитывать убеждение в ценности дополнительного образования на современном этапе развития нашего общества.

На занятиях и во внеурочное время создаются условия для полноценного воспитания и образования одарённых детей в разных творческих областях: традиционно проводятся конкурсы, фестивали, выставки и т.д. Учащиеся учреждения занимают большое количество призовых мест в городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, творческих выставках различного уровня, участвуют в мастер-классах.

Цель программы: Создать условия для выявления, поддержки и развития одарённых и мотивированных де­тей, их самореализации, профессионального самоопределения в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для полноценного воспитания и образования детей с повышенными творческими способностями.

2. Повысить эффективность работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми путём использования современных образовательных технологий в преподавании специальных дисциплин.

3. Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей.

Основные направления реализации программы

Способы стимулирования

1. Награждение дипломами (или грамотами), ценными подарками учащихся и премирование преподавателей.

2. Размещение фотографий на стенде «Наша гордость».

3. Размещение статей о достижениях учащихся на сайте учреждения и группе «ВК», клубной газете «Фантазеры».

4. Направление Благодарственных писем родителям учащихся, занявшим призовые места в олимпиадах, конкурсах, выставках.

5. Проведение ежегодных фестивалей «Волшебная маска», «Дебют», отчетных концертов.

6. Организация профильной смены в летний период на базе городских лагерей МБОУ «Молодость»

Формы и методы работы с одарёнными

и мотивированными к обучению учащимися

Первая ступень обучения (1 год обучения)

Выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по развитию способностей на занятиях и во внеурочное время;

Привитие навыков концертной деятельности;

Поддерживание тесной связи с родителями учащихся.

Вторая ступень обучения (2,3 год обучения)

Выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на занятиях и во внеурочное время;

Широкое привлечение учащихся к работе во внеклассной работе (концертная деятельность);

Развитие инициативы и самостоятельности;

Формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;

Проведение внутриклубных, конкурсов, участие в городских, зональных, областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах;

Обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;

Работа по созданию системы профессиональной ориентации учащихся.

Третья ступень обучения (4 год обучения)

Индивидуальная работа на занятиях и во внеурочное время с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

Оказание помощи в выборе профессии;

Тесная связь МБОУ «Молодость» с НОКК и НОЦЭВД г. Нижнего Новгорода;

Участие в конкурсах различного уровня;

Индивидуальная работа с родителями учащихся.

Принципы работы с одарёнными и

мотивированными к обучению детьми

· Индивидуализация обучения (осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе занятий и внеурочной деятельности, наличие индивидуального плана обучения учащихся).

· Принцип опережающего обучения (обогащение учебного материала дополнительными данными, заданиями творческого характера).

· Принцип комфортности в любой деятельности.

· Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

· Принцип развивающего обучения.

Этапы реализации программы «Мир танца»

Подготовительный этап – 2013-2014:

1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

2. Разработка и утверждение проекта «Мир танца».

3. Актуализация ЗУН учащихся как необходимого условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.

4. Психолого-педагогическая диагностика учащихся и составление индивидуальных планов.

5. Создание банка данных по одарённым и мотивированным детям.

Основной этап – 2013-2015:

1. Реализация плана мероприятий, разработанных в рамках проекта «Мир танца»

Рефлексивно-оценочный этап – 2015-2016:

1. Оценка результатов деятельности педагогического коллектива по претворению в жизнь программы.

2. Анализ эффективности действия программы.

3. Формирование новых целей и задач.

Ожидаемые результаты деятельности педагогического коллектива

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

· сформировать ценностную культуру учебно-воспитательного процесса в условиях микросоциума;

· сформировать систему работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

· создать условия для развития способностей одарённых и мотивированных детей;

· совершенствовать формы работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми;

· повысить результативность учащихся школы в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.

Ожидаемые результаты работы по программе «Театр и дети»

Реализация данной Программы позволит:

· оказать адресную помощь по поддержке одарённых и мотивированных учащихся и преподавателей, работающих с ними;

· развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;

· сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

· повысить качество образования;

· совершенствовать новые формы профессиональной ориентации;

· создать систему работы педагогического коллектива по данной проблеме.

Модель одарённого и мотивированного учащегося:

· личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

· личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

· личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

· личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

· личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

· личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ с учётом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.

Участники программы «Театр и дети»

Директор МБОУ «Молодость»;

Заместитель директора по УВР;

Педагоги дополнительного образования театральных объединений;

Родители учащихся;

Учащиеся театральных коллективов.

Контроль за выполнением программы работы с одарёнными и мотивированными к обучению учащимися осуществляют: Педагогический совет школы, заместитель директора по УВР. Результаты контроля представляются ежегодно на заключительном заседании Педагогического совета, публикуются на сайте учреждения.

Основная часть

Программа работы с одарёнными мотивированными к обучению учащимися МБОУ «Молодость» «Театр и дети» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление, обучение, воспитание и оказание поддержки одарённым детям.

I . Направления работы по развитию способностей одарённых и мотивированных к обучению учащихся

1. Работа с педагогическими кадрами.

2. Индивидуальная работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.

3. Внеклассная работа.

4. Участие в конкурсах, фестивалях.

5. Индивидуальная работа с родителями.

1. Работа с педагогическими кадрами

1. Повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи.

2. Создание условий для применения новых педагогических технологий.

3. Инструктивно-методическое совещание с преподавателями по разъяснению необходимости проведения работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

4. Собеседование с преподавателями по результатам диагностики учащихся, планирование работы по программе работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

5. Экспертиза планов работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми преподавателей-специалистови преподавателей групповых дисциплин.

Из опыта работы хореограф. «Развитие творческой одаренности детей на занятиях хореографии»

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.
Для развития творческой одаренности школьника на занятиях хореографии применяются следующие инновационные педагогические технологии.
Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.
Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;
Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.
Кроме указанного выше активно используется опыт кружковой и факультативной работы. Тренинги и репетиции проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися.


Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается:
на уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
умении тонко и деликатно обращаться с учащимеся, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
в воспитании стремления к свободе.
Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности учащихся:
возможность овладения учащихся опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;
создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального педагога и индивидуального, уникального ученика;
совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца."
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка - строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, - рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой - движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца - это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения - упражнения. Назначение упражнения различно:
- для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки);
- предварительного разучивания действий к сюжетным играм и пляскам;
- развитие выразительности движения персонажей сюжетных игр;
- композиционной завершенности музыкально-танцевальных движений у детей.
Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще не блокирована потребность в общении с танцем, музыкой, он с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.
Занятия танцами в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию танца и музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в
человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения - использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.