Презентация "Возрастные особенности развития личности" по психологии – проект, доклад. «Личность» Цель: сформировать понятие личность, представление о структуре личности, познакомить с основными теориями личности сформировать понятие личность, - презентац

Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Способности как психическое Способности как психическое свойство свойство

План  1. Понятие о способностях  2. Физиологические основы способностей  3. Учёные о способностях  4. Структура способностей  5. Виды способностей  6. Формирование способностей

Актуальность проблемы Одной из самых сложных и интересных Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Психические индивидуальных различий. Психические свойства и качества людей свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. обучения, воспитания, деятельности. Центральным моментом в Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека индивидуальных особенностях человека являются его способности. Именно они являются его способности. Именно они определяют становление личности и определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее обуславливают степень яркости ее индивидуальности. индивидуальности.

Понятие о способностях..Способности – индивидуально­психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Способности Способности Термин «способности» широко используется.. не только в психологии, но и в других науках. Способности выступают как свойства души человека и включают в себя всевозможные психические процессы и состояния. Такая характеристика способностей является наиболее старой Способности – это такой уровень развития знаний, умений и навыков у человека, который позволяет ему успешно справляться с различными видами деятельности. Такое определение широко применялось в XVIII–XIX вв Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Физиологическая основа Физиологическая основа способностей способностей.. Способности не могут быть ни врождёнными, ни генетическими образованиями – они продукт развития. Врождёнными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатками Задатки определяются как анатомо­ физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. реальностью. реальностью. Учёные о «способностях» Учёные о «способностях» С.Л. Рубинштейн говорит, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Рубинштейн С.Л.

Структура способностей Структура способностей ­Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух ­Сложные (учебные, трудовые, общения)

«Индивид и личность» - Решает задачи развития индивидуальности. Деформация индивидуальности. Личность самостоятельная, самореализующаяся, самоопределяющаяся, самоактуализирующаяся. Воспитание личности. Саморегуляция свобода выбора целей; самокритичность; добропорядочность; управление поведением; совестливость. Развитие сфер личности.

«Личность» - Особенности познавательной ситуации. Принцип детерминизма. Эксперимент. Методы исследования психологии личности. Проблема развития личности. Эмпирические методы. Проблема структуры личности. Многообразие проявлений личности. Психология личности. Способность. Точка зрения. Биогенетический подход. Принцип активности.

«Теории личности» - Высокие оценки Доверчивый Терпеливый Добродушный Снисходительный. Оральная стадия (от рождения до 1-1,5 лет). Низкие оценки Спокойный Уравновешанный Расслабленный Неэмоциональный. 9. Какие черты личности, по мнению Оллпорта, встречаются крайне редко? Теории социального научения. Навыки определяются четырьмя элементами: драйвами, ключевыми стимулами, реакциями и подкреплениями.

«Личность и общество» - Мораль, моральный выбор, моральный контроль. Этапы социализации. Способен к сознательной творческой деятельности. Какое определение личности дал И.Кант? Основные отличия человека от животного: Агенты социализации – всё, что влияет на процесс социализации. Национальные традиции и обычаи. Как вы понимаете выражение «автономная личность»?

«Внутренний и внешний мир» - Внешний мир зависит от нашего внутреннего состояния, наших представлений, чувств. Но что такое узнать? Но внутреннее оказывается важнее, чем внешнее. Мир внешний и внутренний. Какого цвета небо? Давайте повторим! Зазвенели вокруг птичьи голоса, И цветы расцвели – чудеса! Звучит ли здесь музыка? Посмотрите как изобразил осень И.И. Левитан в картине «Золотая осень».

«Что значит быть личностью» - Запомни: не надо постоянно со всем и каждым соглашаться. Я - идеальный и реальный. Генрих Шлиман. Что значит быть личностью. Моральный кодекс гражданина Российской империи. Определение понятия. Помните, что каждый из вас неповторим. Структура личности. Отношение к самому себе. Самооценка. Я и смысл моей жизни.

Всего в теме 19 презентаций

Личность

Слайдов: 41 Слов: 3859 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психология личности. Человек в зеркале природы. Принципы психологии личности. Предмет психологии личности. Особенности познавательной ситуации. Многообразие проявлений личности. Явление. Междисциплинарный статус. Человек. Индивидуальность. Способность. Отрасль психологии. Сформированность психологических свойств. Методология. Принцип системности. Точка зрения. Биогенетический подход. Иерархический и координационный принцип. Принцип активности. Принцип развития. Онтогенез. Проблема стадий развития. Принцип субъекта. Принцип детерминизма. Принцип единства. Проблема структуры личности. Теоретические основания. - Личность.pptx

Теории личности

Слайдов: 37 Слов: 747 Звуков: 0 Эффектов: 0

Личность. Тип личности … … Стиль поведения личности, определяемый группой взаимосвязанных черт. Типология К.Юнга. Теории личности. Теории черт. Теория черт Г. Оллпорта (G. Allport). Теория черт Р.Б.Кэттела. «Большая пятерка». Экстраверсия. Низкие оценки Спокойный Пассивный Замкнутый Склонный к уединению. Высокие оценки Компанейский Общительный Активный Нежный. Доброжелательность. Низкие оценки Подозрительный Критичный Безжалостный Раздражительный. Высокие оценки Доверчивый Терпеливый Добродушный Снисходительный. Добросовестность. Низкие оценки Небрежный Ленивый Неорганизованный Непунктуальный. - Теории личности.ppt

Понятие личности

Слайдов: 31 Слов: 1995 Звуков: 0 Эффектов: 81

Семинар. «Психология личности». Б.Г. Ананьев (1907-1972). Личность человека более таинственна, чем мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все». К.Г. Юнг (1875-1961). Личность. Работа по группам. Задание «Разбери по буквам». В «Психологическом словаре» (1983, под ред. В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Личность: несколько подходов: Задание «Синквейн». Сознание. Индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид. Вид: человек разумный. - Понятие личности.ppt

Изучение личности

Слайдов: 15 Слов: 662 Звуков: 0 Эффектов: 0

Смерть. Личность как объект изучения. Ребёнок. Носитель общечеловеческих свойств. Особенности. Личность. Признаки, характеризующие личность. Примеры конкретных проявлений. Анекдот. Типы исторических личностей. Портреты исторических личностей. Формирующаяся личность. 10-летний ребёнок спросил у вас, кого можно назвать личностью. - Изучение личности.pptx

Социальная личность

Слайдов: 38 Слов: 1253 Звуков: 0 Эффектов: 164

Человек. Задачи урока. Мысли мудрых. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Исследования процесса становления человека. Процесс становления человека. Цель и смысл жизни. Попробуем ответить. Духовный человек. Духовный мир личности. Типы мировоззрения. Тип мировоззрения. Деятельность- способ существования человека. Элементы деятельности. Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу). Мотивы деятельности. Уровни развития способностей. Основные виды деятельности. Творчество – высший вид деятельности людей. Вид деятельности, характерный не только для людей. - Социальная личность.pptx

Что значит быть личностью

Слайдов: 22 Слов: 1074 Звуков: 0 Эффектов: 9

Важно не то,кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Диагностика ценностных отношений, свидетельствующих о личностном росте. Проблемный семинар. Что значит быть личностью. Проблема. Определение понятия. Структура личности. Отношение к другим людям. Моральный кодекс гражданина Российской империи. Что значит быть личностью. Отношение к самому себе. Я - идеальный и реальный. Самооценка. Отношение к миру. Отношение к делу. Генрих Шлиман. Запомни: не надо постоянно со всем и каждым соглашаться. Я и смысл моей жизни. Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять. Помните, что каждый из вас неповторим. - Что значит быть личностью.ppt

Структура личности

Слайдов: 39 Слов: 1974 Звуков: 0 Эффектов: 1

«Биологическое и социальное в структуре личности». Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Объект исследования - личность. Предмет исследования: теории личности. Теоретическое значение и новизна исследования. Б.Г. Ананьев (1907-1972). «Личность есть вершинный уровень развития человека. Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального. К.Г. Юнг (1875-1961). 3. Фрейд. - Структура личности.ppt

Направленность личности

Слайдов: 20 Слов: 313 Звуков: 0 Эффектов: 16

Направленность личности. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт. Человек – существо биосоциальное! Человек, в отличие от животного, обладает способностью. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека. 1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки 4) умения 5) наследственность 6) идеалы. Вопросы для изучения: Социальное поведение структура направленности личности жизненные цели. Как можно объяснить данные понятия? М.Вебер (1864-1920 гг.), немецкий социолог, экономист, юрист. Социальное действие. - Направленность личности.ppt

Типы личности

Слайдов: 17 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 48

Профессиональный тип личности. Практический (реалистический) тип. Противоположный тип - социальный. Интеллектуальный тип. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский. Социальный тип. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический. Стандартный (офисный) тип. Противоположный тип: артистический. Предприимчивый (предпринимательский) тип. Противоположный тип: интеллектуальный. Артистический тип. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный. - Типы личности.ppt

Творческая личность

Слайдов: 21 Слов: 1005 Звуков: 0 Эффектов: 63

Психология творческого саморазвития. Правило 2. Каждый день хоть в чем-то, но стремитесь изменить себя к лучшему. Пройдет неделя, месяц, год и вы поймете, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее. Правило 3. Не давайте загнать себя в угол! Всякий раз отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений. Правило 5. Овладевайте наиболее эффективными приемами периодической мобилизации и релаксации. Настоящий лидер побеждает своего конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, затем реально! Правило 7. Ищите себе Учителя - творческую личность! Творческая личность. - Творческая личность.ppt

Индивид и личность

Слайдов: 11 Слов: 798 Звуков: 0 Эффектов: 0

Понятия «личность» и «индивидуальность». 1) В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. «Личность» - «индивидуальность». Деформация индивидуальности. Развитие всех сфер в интересах. Ребенка. Общества и ребенка. Только общества, но не ребенка. Определенных групп. Решает задачи развития индивидуальности. Воспитание личности. Развитие сфер личности. Предметно-практическая способности, поступки, умения в различных видах деятельности и общении. Саморегуляция свобода выбора целей; самокритичность; добропорядочность; управление поведением; совестливость. Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область - индивидуальность личности. - Индивид и личность.ppt

Человек как личность

Слайдов: 13 Слов: 361 Звуков: 0 Эффектов: 30

Человек – личность. Задача. Расширить знания учащихся о влиянии социальной среды на человека. Цели. Опрос домашенего материала: Зачем человек рождается. Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека А.Пьерон. Ответьте на вопросы: Чем человек отличается от животных? Что такое наследственность? Можно ли влиять на наследственность? Почему бесцельно прожитая жизнь не приносит человеку счастья? Изучение нового материала. Познакомьтесь с текстом «Что такое личность». Что такое личность. «Картинная галерея». Составьте словесный портрет девушек, изображенных на полотнах В.А.Серова и З.Е.Серебряковой. - Человек как личность.ppt

Человек индивид личность

Слайдов: 10 Слов: 591 Звуков: 0 Эффектов: 0

Человек. Индивид. Личность. О причинах, способствовавших выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Такие предельно общие понятия называют категориями. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные характеристики. - Человек индивид личность.ppt

Личность и индивидуальность

Слайдов: 24 Слов: 401 Звуков: 0 Эффектов: 58

Человек, индивид, личность. Человек с точки зрения человека. Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя. Внешний анализ. Внутренний анализ. Идеальный вариант. Основная идея древних философских систем- «Человек-часть космоса». Природа - живой организм. Древний Китай. Древняя Индия. Основная идея- переселение душ. Древняя Греция. Познай самого себя! Боги. Человек- мера всего существующего. Природа. Неизменные законы природы, -изменчивые человеческие установления. Возрождение. Человек причастен ко всему земному и небесному. …Безграничность возможностей человека. - Личность и индивидуальность.ppt

Индивид личность индивидуальность

Слайдов: 16 Слов: 237 Звуков: 0 Эффектов: 61

Человек. Человек с точки зрения человека. Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя. Внешний анализ. Внутренний анализ. Идеальный вариант. Индивид и индивидуальность. Индивид. Древнегреческий. Латынь. «Атом». «Индивид». Цицерон. Неделимая основа мира. Человек-один из людей. Значения термина «ИНДИВИД» (через взаимоотношения человека и общества). От общего к частному. От частного к общему. Индивидуальность. Отличия. 1.Внешние. 2.Психологичес- кие 3.Социальные 4.Духовно- культурные. Биологические отличия (внешние). 1.Цвет кожи 2.Антропо- метрия. 3.Группа крови и др. - Индивид личность индивидуальность.ppt

Личность и общество

Слайдов: 20 Слов: 889 Звуков: 0 Эффектов: 66

Тема: Личность и личный выбор § 48 Что такое мораль? § 49. Антропогенез – процесс возникновения человека. Человек – биосоциальное существо. Биологическое: Проявляется в анатомии, физиологии: обладает кровеносной, мышечной, нервной системами. Социальное: Неразрывно связан с обществом, становится человеком лишь в общении с другими. Человеческий индивид. Основные отличия человека от животного: Обладает большим мозгом мышлением и членораздельной речью; прямохождением. Способен к сознательной творческой деятельности. Способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных. Человек удовлетворяет не только биологические, но социальные (духовные) потребности. - Личность и общество.pptx

Личность и коллектив

Слайдов: 25 Слов: 1236 Звуков: 0 Эффектов: 0

Личность и коллектив как объект управления. Личность. Коллектив. Управление. Этапы управления. Субординация. Руководство. Конфликт. Стили руководства. Директивный стиль. Преобладающие методы стиля. Интересы дела. Демократический стиль. Формы общения с подчиненными. Либеральный стиль. Авторитарность. Авторитарность связана с личностными чертами. Нравственные нормы этикета. Вежливость. Корректность. Тактичность. Скромность. Благородство. Точность. - Личность и коллектив.ppt

Психологический портрет личности

Слайдов: 10 Слов: 1064 Звуков: 0 Эффектов: 0

Психологический портрет. Методология создания психологического портрета личности. Систематизацию черт личности лучше проводить исходя из модели успешной личности. Покажи мне свой автомобиль, и я скажу: кто ты. Размер и цвет. Красный цвет указывает на инстинктивность натуры, желание двигаться, заявить о себе. Желтый - цвет солнца. Владелец желтого авто - человек солнечный. Зеленый цвет - цвет сердечности, теплоты, спокойствия. Синий считается цветом ума. Фиолетовый предпочитают люди творческие, достаточно утонченные. Белый - цвет объединяющий. Скажи, какой кофе ты предпочитаешь, и я скажу какой твой характер. - Психологический портрет личности.ppt

Внутренний и внешний мир

Слайдов: 12 Слов: 898 Звуков: 3 Эффектов: 70

Мир внешний и внутренний. Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен и очень интересен. Но не менее богат и интересен внутренний мир человека. Скажите, какое время года изображается на фотографии? Посмотрите как изобразил осень И.И. Левитан в картине «Золотая осень». Но что такое узнать? Так мир внешний входит в наш внутренний мир. Но внутреннее оказывается важнее, чем внешнее. Внешний мир зависит от нашего внутреннего состояния, наших представлений, чувств. Посмотрите на картины Айвазовского «Вид Одессы в лунную ночь» и «Морской берег. Прощание» и опишите картины Что вы видите? -

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Презентацию на тему "Возрастные особенности развития личности" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

ТЕМА 2. Возрастные особенности развития личности Лекция 1.2. Процесс развития личности. Вопросы

1.Развитие личности как педагогическая проблема. Сущность социализации и ее стадии. 2. Воспитание и формирование личности. 3. Роль обучения в развитии личности. 4. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности 5. Возрастная периодизация объектов педагогической деятельности. 6. Личностные характеристики, особенности познавательной деятельности молодежи старшего школьного возраста.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное

Личность представляется сугубо природным существом, все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности

Считается, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

БИОСОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Слайд 3

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.)

ЧЕЛОВЕК БИО ПСИХО СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Слайд 5

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ-ПРОТИВОРЕЧИЯ

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности

ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Слайд 6

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ = СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам

Слайд 7

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д

Трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека

Послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Слайд 8

УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения

Слайд 9

А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Анатолий Викторович Мудрик - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ.

Слайд 10

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ВОСПИТАНИЕ

Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Слайд 11

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Л.С.Выготский (1896-1934)

Слайд 12

ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек

Слайд 17

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира - важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма юношеской самокритики. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я».

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 18

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

Слайд 19

В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой - в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, - это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте.

ОСОБАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Слайд 20

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ЛИЧНОСТЬ. Структура и сущностные характеристики. Елисеева Марианна Николаевна учитель МХК ГБОУ школы № 460 г. Москвы

    Что такое личность: Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. «Атлас по психологии» Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. А.Г.Ковалев Личность - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющее его уникальное поведение и мышление. Г.Олпорт Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. В.А.Крутецкий

    «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» . А.Г.Асмолов ЧЕЛОВЕК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕК ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ

    Человек - это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение высокоразвитый мозг наличие рук, приспособленных к труду

    наделен сознанием способен трудиться обладает речью ЧЕЛОВЕК как биологическое существо: познает окружающий мир активно изменяет, преобразовывает мир

    ЧЕЛОВЕК как общественное существо: самосознание сознание как общественный продукт общественная жизнь и труд соотнесение своих желаний с внешними обстоятельствами

    Личностью не рождаются, личностью становятся

    Психологические характеристики личности: Устойчивость свойств личности: при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее склада. Активность личности: выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание). Единство личности: тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.

    Личность - очень сложное целое 1. Направленность личности - система ее отношений к окружающему миру: мотивы(причины) поведения личности, потребности, чувства, интересы. 2. Возможности личности - психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности). 3. Стиль, психологические особенности поведения личности - темперамент и характер. С Т О Р О Н Ы

    Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью: - отношения, складывающиеся в процессе производства и потребления материальных благ; - политические отношения; - идеологические отношения

    психология педагогика социология Личность как продукт общественного развития, изучается философия медицина этика

    ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ № теория основатель особенности 1. Классический психоанализ Зигмунд Фрейд Модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. 2. Аналитическая теория Карл Густав Юнг Структура личности как индивидуальное своеобразие, соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного 3. Гуманистическая Карл Рэнсом Роджерс, Абрахам Маслоу Анализ двух состояний -«я» реальный и «я» идеальный. Изучение человеческого в человеке. 4. Когнитивная Джордж Келли Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. 5. Деятельностная С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. 6. Развитие личности Р.С.Немов, В.А. Мудрик, А.Г.Асмолов Факторы, влияющие на развитие личности. Процесс социализации в становлении личности.

    З.Фрейд создал первую развернутую теорию личности, основанную на двух предпосылках. Генетическая предпосылка раскрывает роль переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент личности. Вторая предпосылка состоит в допущении, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). Решающую роль в формировании личности он придавал первым пяти годам. В последующие периоды развития динамика более или менее стабилизируется. В подростковом возрасте динамика вновь усиливается, а затем – по мере перехода к взрослости - спадает. Фрейд, Зигмунд (1856.05.06 – 1939.09.23) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.

    К.Г. Юнг рассматривает личность как чрезвычайно сложную структуру, в которую входит огромное число возможных архетипов и комплексов, отношения между которыми сложны и запутаны. В качестве движущей силы развития личности К.Г. Юнг называет психическую (жизненную) энергию организма как биологической системы, которая, как и вся витальная энергия, возникает из метаболических телесных процессов. Психическая энергия рассматривается им как гипотетический конструкт, который нельзя измерить или увидеть. Она проявляется в форме актуальных (желание, воля, чувство, стремление) или потенциальных (склонность, тенденция, установка, предрасположенность) сил. Карл Густав Юнг (26.07.1875 - 6.06.1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

    Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. «Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы» . Позиция ученого: Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой. Лао Дзы Карл Рэнсом Роджерс (Rogers, Carl, 1902-1987) - американский психолог и педагог.

    Согласно А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы. А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970) - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

    ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

    Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. В концепции Келли подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания. Ядро личности представлено системой конструктов. Понятие личностного конструкта (как средство логической организации опыта) вводится самим Келли. Джордж Александр Келли (George Alexander Kelly) (28 апреля, 1905 - 6 марта, 1967) - американский психолог, автор теории личностных конструктов.

    Абульханова-Славская Ксения Александровна (29.06.1932) - психолог и философ; кандидат педагогических наук (по психологии), доктор философских наук, профессор. «Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра». С.Л.Рубинштейн Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.

    СТРУКТУРА личности (по С.Л.Рубинштейну): НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении. Проявляются в темпераменте, характере, способностях Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

    Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. Л.Н.Толстой Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Альберт Эйнштейн