Упражнения для тренингов личностного роста. Тренинг личностного самосовершенствования для педагогов. Упражнение "Я глазами других"

  • Дискуссия "Обсуждение истории" Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности.
  • Игра "Конкуренция" Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы.
  • Игра "Маклер" Игра, направленная на развитие социального мышления.
  • Игра "Поглощение" Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания.
  • Игра "Пресс-конференция: 10 лет спустя" Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
  • Мозговой штурм "Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?" В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.
  • Образно-рефлексивная процедура "Дерево" Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по-сле чего начинает задавать вопросы.
  • Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния.
  • Проективный рисунок "Я такой, какой я есть" Выработка у участников более объективной самооценки.
  • Профадаптационная игра "Поиск выгоды" Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.
  • Профориентационная игра "Сотворение мира" Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
  • Процедура "Анализ моментов, на которых мы теряем время" Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации.
  • Процедура "Ассоциативный тест" Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца.
  • Процедура "Визитка" Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео.
  • Процедура "Выявление и решение педагогической задачи" Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными.
  • Процедура "Доброжелательное выспрашивание" Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться.
  • Процедура "Доведи за меня до конца!" Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.
  • Процедура "Зависимость (незаконченные предложения)" Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
  • Процедура "Карусель" Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
  • Процедура "Локус контроля" Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.
  • Процедура "Наблюдение за работой учителя" Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке.
  • Процедура "Образ Я" Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.
  • Процедура "Ответственность (незаконченные предложения)" Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.
  • Процедура "Планирование будущего" Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни.
  • Процедура "Преувеличение или полное изменение поведения" Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
  • Процедура "Прошлое, Настоящее, Будущее" Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.
  • Процедура "Работа с ассоциациями" Развитие внимания в общении.
  • Процедура "Рекламный ролик" Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.
  • Процедура "С три короба" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах.
  • Процедура "Скульптура зависимости" Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.
  • Процедура "Телевизионный ролик" Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.
  • Процедура "Что вы действительно думаете" Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.
  • Процедура "Я-реальное и Я-идеальное"
  • Процедура тренинга "Близнец издалека" Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.
  • Процедура тренинга "Социологический опрос" Анализ феномена предпринимательства.
  • Рефлексивная процедура "Что? Кто? Как? Где? Когда?" Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст-ройства.
  • Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии.
  • Ролевая игра "Былой конфликт" Закрепление полученнного на тренинге опыта.
  • Ролевая игра "Корпорация" Отработка простых менеджерских функций.
  • Ролевая игра "Соблазнение" Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
  • Ролевая игра "Съемки фильма" Отработка простых менеджерский функций.
  • Самовнушение "Повышение уверенности" Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.
  • Техника "Sic volo" Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы.
  • Техника "Активное воображение" Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.
  • Техника "Внутренний смех" Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни.
  • Техника "Воскресный вечер" Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.
  • Техника "Герой нашего времени" Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности.
  • Техника "Последний час" Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым.
  • Техника "Распускание панцирей" Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.
  • Техника "Сталкинг собственной энергии" Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас.
  • Техника "Формирование уверенности" Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый".
  • Техника "Цепочка ассоциаций" Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
  • Техники самоменеджмента Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени.
  • Тренинговая процедура "Узелки Лэнга" Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра.
  • Упражнение "10 заповедей" Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.
  • Упражнение "5 шагов" Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
  • Упражнение "Cамоанализ" Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем.
  • Упражнение "Cлепой-поводырь" Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие.
  • Упражнение "А вот и Я" Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.
  • Упражнение "Автобиография" Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
  • Упражнение "Автопортрет по кругу" Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
  • Упражнение "Автопортрет" Описание тренингового упражнения Автопортрет.
  • Упражнение "Без маски" Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
  • Упражнение "В детстве я хотел быть..." Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
  • Упражнение "В чем мне повезло в этой жизни" Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
  • Упражнение "Вам важно" Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении.
  • Упражнение "Вексель-рейтинг" Рефлексия особенностей межличностных отношений.
  • Упражнение "Включение позитивной мотивации" Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
  • Упражнение "Волшебная лавка" Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.
  • Упражнение "Волшебная рука" Взаимная рефлексия участников.
  • Упражнение "Волшебный магазин" Самоанализ жизненных ценностей.
  • Упражнение "Да" Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
  • Упражнение "Дар убеждения" Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.
  • Упражнение "Дигикон" Развитие социального мышления.
  • Упражнение "Доверчивый столб" Разминка, повышение доверия друг к другу.
  • Упражнение "Доверяющее падение" Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
  • Упражнение "Его сильная сторона" Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
  • Упражнение "Если бы..., то я стал бы..." Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
  • Упражнение "Желание" Отработка коммуникативных умений и навыков.
  • Упражнение "Зато..." Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
  • Упражнение "Зеркало" Отработка гибкости невербального поведения.
  • Упражнение "Импровизация" Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования.
  • Упражнение "Качества" Помощь в выработке у участников более объективной самооценки.
  • Упражнение "Комиссионный магазин" Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
  • Упражнение "Контраргументы" Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию.
  • Упражнение "Космическая скорость" Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.
  • Упражнение "Личный герб и девиз" Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо.
  • Упражнение "Меняющаяся комната" Настрой участников на переходное, трансовое состояние.
  • Упражнение "Мифы" Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы" Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
  • Упражнение "На какой я ступеньке?" Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.
  • Упражнение "Называем чувства" Обогащение словаря эмоций у участников.
  • Упражнение "Обсуждение логичности" Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность".
  • Упражнение "Педагогическая инициатива" Отработка педагогических ситуаций.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила. Считается корректным говорить только о поведении члена группы, а не о его личности. Важно анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии . Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношения ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

6. Правило активности. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Каждый обязан активно на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. От активности каждого члена группы выигрывают все. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

7. Правило «стоп». Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «купе»). Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.Особенно это касается сугубо личной информации, касающейся «личных» жизненных историй каждого. Рассматриваемое правило может быть ужесточено. Это значит, что даже члены группы не будут иметь права обсуждать сугубо личную информацию друг с другом вне занятий.

Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Правила необходимо принять решением группы. По ходу обсуждения, их надо записать фломастером на ватмане крупно и разборчиво. Свод правил должен находиться в поле зрения группы на всех последующих занятиях. Важно помнить, что соблюдение правил необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Кто я?”
Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

Упражнение II. “Мои главные достижения”
Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

Упражнение III. “Я – друг”
Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

Упражнение IV. “Мои лучшие способы преодоления стресса”
Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:
- каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;
- люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

Это упражнение помогает диагностировать сценарии психологических защит и совладающего поведения.

Упражнение V. “Мои любимые недостатки”
В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

Данное упражнение позволяет выявлять участников со стойко заниженной самооценкой и с тенденциями к преувеличению своих недостатков.

Упражнение VI. “Я – лидер”
I часть
Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

II часть
Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:
- в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;
- в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;
- в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;
- в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;
- в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;
- в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;
- в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;
- в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;
- в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

Последовательно каждый участник тренинга называет лидерские качества и роли, которые он обнаруживает у каждого участника группы (по одному качеству на участника). Остальные записывают распознаваемые у них лидерские качества в свои анкеты. Далее каждый участник подсчитывает, сколько баллов набрало каждое из его лидерских качеств; какова его доля в процентах от общего числа отмеченных лидерских качеств (оно равно числу участников группы, кроме него самого). Затем проводится групповая дискуссия на следующие темы:
1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;
2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;
3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;
4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

Данное упражнение диагностирует социально-психологические роли в группе, проявления лидерства в различных сферах жизнедеятельности. Также это упражнение поможет во внеклассной работе для поддержки у учащихся максимально эффективных ролей.

Упражнение VII. “Продавцы и покупатели”
Все участники тренинга делятся на пары; в каждой из них каждый из участников будет выполнять сначала роль “продавца”, а затем – роль “покупателя”. Ведущий дает инструкцию одновременно всем парам: “Сейчас мы поставим в центр класса два стула на небольшом расстоянии друг от друга – это будет у нас входной дверью в магазин. Работаете последовательно по парам, выходя к этой “двери”. В каждой паре один играет роль “продавца”, а другой – роль “покупателя”. Время – две минуты девятого. “Продавец” запирает входную дверь, уходя домой. “Покупатель” подбегает к двери и обращается к “продавцу” с просьбой вновь открыть дверь и продать какое-то количество хлеба. В этой сцене у каждого участника свои цели. У “покупателя” цель – во что бы то ни стало уговорить “продавца” продать хлеб. У “продавца” цель – в первую очередь отстоять график работы магазина и свое право вовремя уйти с работы; правда, во вторую очередь он все-таки должен думать и о выручке, и о сохранении клиентуры. Каждая пара у “двери” играет эту сцену до момента ее завершения – согласия либо отказа “продавца” продать хлеб”.

После того как последовательно все пары сыграют эту сцену с первоначальным распределением ролей, далее они последовательно играют эту же сцену со сменой ролей – тот, кто был “продавцом”, становится “покупателем”, и наоборот. Остальные участники, кто не занят в сцене, наблюдают за развитием событий в каждой паре; их задача – установить, какие стратегии поведения “продавца” и “покупателя” являются наиболее успешными для достижения их целей. В конце упражнения участники обсуждают:
- свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);
- наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

Данное упражнение диагностирует затруднения в сфере общения, вызванные особенностями характера человека (застенчивость, тревожная мнительность, замкнутость и др.) и недостаточной эмпатией.

Упражнение VIII. “Неуверенное, агрессивное и уверенное поведение”
В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

Неуверенное поведение выглядит примерно так: “Ну, так и знал, что же мне теперь делать…”. Неуверенное поведение основано на принятии вами на себя вины за ситуацию, на боязни начать ее решать, на принятии человеком роли “жертвы”. Агрессивное поведение выглядит примерно так: “Черт возьми! Тебе ничего доверить нельзя! А еще друг называется!” Агрессивное поведение построено на перенесении вины на другого участника (тем более, что тот действительно виновен), но при этом вы его еще и унижаете и отказываетесь от дальнейшего взаимодействия с ним для решения проблемы. Уверенное поведение выглядит примерно так: “Да. Вообще-то я не ожидал от тебя. Теперь надо подумать о том, что ты и мы вместе можем сделать в сложившейся ситуации и как дальше вести себя, когда мне опять надо будет сказать тебе что-то важное”. Уверенное поведение построено на вашей более взвешенной позиции по отношению к другому участнику ситуации (“виновному”). Это позволяет вам одновременно и защитить свои интересы, четко, но без унижения, указать другому на его вину, сохранить с ним добрые отношения и взаимодействовать с ним для преодоления ситуации, и при этом основную роль в разрешении ситуации передать именно ему. Уверенное поведение возникает из личного опыта или может быть “заимствовано” из опыта взрослых, имеющих большое влияние на вас.

Приведем примеры конфликтных ситуаций:
1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…
2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…
3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…
4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…
5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

Уверенное поведение может быть натренировано до автоматизма. Для этого сцены можно проигрывать в разных вариантах и столько раз, пока у “пострадавшего” не возникнет это чувство уверенности в себе. Критерии достижения результата:
- появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;
- появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

Затем участники тренинга делятся впечатлениями от упражнения – как себя чувствовали в разных ролях, какими были сценарии уверенного поведения.

Данное упражнение диагностирует степень развития уверенности в себе, зрелости “Я”, зрелости психологической защиты от ситуации неудачи, разные сценарии совладающего поведения в ситуации неудачи.

Упражнение IX. “Черты характера”
У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

I этап
Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.

II этап
Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

III этап
Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

IV этап
Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

V этап
Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

VI этап
После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

Упражнение диагностирует характерологическую защиту от начала употребления ПАВ и потенциального развития зависимости от них, а также способность участников тренинга к самоанализу.

Упражнение X. “Отвечаю за свое “хочу”
Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

Когда человек хочет чего-то достигнуть, он говорит: “Я хочу”. Когда человек думает, какие задачи надо решить, он говорит: “Я думаю”. Когда человек совершает действие, он говорит: “Я делаю”. Когда человек получает результат, он говорит: “Я отвечаю”. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Я хочу – Я думаю – Я делаю – Я отвечаю. Совместим эти две последовательности и получим такую: Цели несут в себе понятие “Я хочу”. Задачи содержат в себе понятие “Я думаю”. Действия подразумевают понятие “Я делаю”. Результат символизируется понятием “Я отвечаю”. В жизни мы отвечаем за каждое возникающее у нас желание и за его реализацию. Например, парень познакомился с девушкой. С этого момента он ответственен за то, что происходит в их паре по его инициативе. И наоборот”.

Затем группа в случайном порядке делится по двое. Один из участников делает другому какое-то предложение: что-то сделать, куда-то пойти и т.п. На этой основе в паре возникает дискуссия. Тот, кто сделал предложение, обосновывает его важность, актуальность, поясняет свои роли и пределы ответственности в предлагаемом им деле. Тот, кому адресовано предложение, вопросами выясняет свои выгоды, интересы, задачи, ответственность. Дискуссия длится до принятия вторым участником решения – согласиться с предложением или нет. Затем роли в парах меняются. После завершения упражнения участники обсуждают чувства, которые они испытали при его выполнении. Ведущий задает следующие вопросы:
- Какие чувства вы испытали в разных ролях?
- Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?
- Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?
- Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?

Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники придумывают новые слова, по этим словам пробуют охарактеризовать человека, их придумавшего. Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности. Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы. Игра, направленная на развитие социального мышления. Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания. Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются своими личными страхами, опасениями и вырабатывают коллективное «Делай, что надо, и пусть будет, что будет». Процедура группового психологического тренинга (направленного на личностный рост). Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации. Процедура группового психологического тренинга, направленного на личностный рост. Участники рассказывают друг другу разные поучительные истории – пытаются избавить друг друга от ненужных страхов, опасений. В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы. Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния. Психология, практические упражнения для гештальтгрупп. Выработка у участников более объективной самооценки. Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации. Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца. Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться. Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца. Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке. Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни. Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем. Развитие внимания в общении. Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах. Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными. Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека. Анализ феномена предпринимательства. Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст­ройства. Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии. Закрепление полученнного на тренинге опыта. Отработка простых менеджерских функций. Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Отработка простых менеджерский функций. Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми. Процедура группового психологического тренинга. Участники ощупывают разные предметы, материалы. Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов. Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни. Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю. Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности. Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым. Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас. Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый". Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени. Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра. Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем. Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – у кого из них лучший "автопилот". Упражнение направлено на осознание важности привычек в нашей жизни, а также способности в сложных, необычных ситуациях действовать разумно. Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями. Описание тренингового упражнения Автопортрет. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу. Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении. Рефлексия особенностей межличностных отношений. Упражнение личностного роста, направленное на саморефлексию, поиск собственного смысла жизни. Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях. Взаимная рефлексия участников. Самоанализ жизненных ценностей. Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Развитие социального мышления. Разминка, повышение доверия друг к другу. Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Отработка коммуникативных умений и навыков. Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения. Отработка гибкости невербального поведения. Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования. Помощь в выработке у участников более объективной самооценки. Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Процедура группового психологического тренинга. На одного участника возлагается задача – обобщить групповой опыт. Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию. Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия. Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков. Процедура группового психологического тренинга. Участники преодолевают символические внутренние барьеры. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Обогащение словаря эмоций у участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники заканчивают предложения. Участники раскладывают свою жизнь по ступеням. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются в том, кто из них лучший «Обещалкин». Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность". Отработка педагогических ситуаций. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Отработка умения точно передавать суть высказывания. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, по­лучение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Формирование навыков аргументированного отстваивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники перечисляют свои привычки, потом "делятся" ими. Предоставление возможности участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Совершенствование коммуникативной культуры. Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Тренировка уверенной просьбы. Развитие способностей самовыражения. Процедура группового психологического тренинга. Участники сочиняют рассказы, которые должны закончиться определенным образом. Отработка коммуникативных умений и навыков. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся воспоминаниями о каких-то необычных, редких переживаниях, эмоциях, чувствах. Упражнение для глубокой саморефлексии. Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Личностное самораскрытие через личную символику: псевдоним, отличительный знак, девиз. Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения. Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств. Процедура группового психологического тренинга. Участники подвергают друг друга психологической обработке. Помощь участникам в понимании того, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Процедура группового психологического тренинга личностного роста. Участники рассказывают друг другу о последних изменениях собственного поведения. Предоставление участникам возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Определение эмоционального состояния ребенка по снимкам. Определение эмоционального состояния группы детей. Развитие саморефлексии. Формирование установки на самопознание. Выработка у участников навыков уверенных интонаций. Формирование творческого воображения. Формирование умения абстрагироваться. Создание условий и формирование навыков самораскрытия. Совершенствование навыков группового выступления. Подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов.

Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти ) дает только один из возможных "срезов" вашей личности(психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта - это неизбежный этап в процессе роста. Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества- это навсегда, а умения - только когда надо. Надо ли уметь "бить"? "Бить"- не надо, а "уметь бить"-бывает очень даже необходимо...

Что нужно Голубю

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других . Вы имеете право быть самим собой . Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено. Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

1. Упражнение "Не-улыбка".

Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали "Да". А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать "более свободным" человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

2. Упражнение "Нет".

Вам трудно говорить "Нет"- вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет" спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.

3. Упражнение "Нестандартные поступки".

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

4. Упражнение "Губа".

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет тяжело - губу приспустите; а не чувствуете напряжение - приподнимите губу выше...

5. Упражнение "Подарю тебе оценку".

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым сами. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

6. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

7. Упражнение "Свобода обвинений".

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

10. Упражнение "Наведите порядок!".

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу . Диагноз и общие предписания.

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача-развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

1. Упражнение "Ассоциации".

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы (например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

2. Упражнение "Запоминание лиц".

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите"-смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

3. Упражнение "А как он смеется?"

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: "А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

4. Упражнение "А что это он?"

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это-и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Он изображает шута -зачем?"

5. Упражнение "Я глазами других".

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

6. Упражнение "Сопереживание".

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

7. Упражнение "Перевоплощение".

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается - учитесь. Личностный рост - это интересно и очень полезно, но всегда просто.

Что нужно Ястребу . Диагноз и общие предписания.

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

1. Упражнение "Улыбка".

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

2. Упражнение "Мир тебе".

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть "Мир тебе!". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять. Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе!"-это поможет вам остановиться. Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат-“Хорошо”. Вы кричите?-?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

3. Упражнение "Передача инициативы".

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

4. Упражнение "Оценка на себя".

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

5. Упражнение "Приятный разговор".

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет-сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Упражнение "Облако в штанах".

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте категоричных фраз и интонаций.

7. Упражнение "Комплименты и благодарность".

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

8. Упражнение "Гроза отменяется".

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

9. Упражнение "Мудрец".

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: "А как бы к этому отнесся мудрый человек?". Ведь именно это и называется - личностный рост.

По материалам книги Николая Козлова "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день"

И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологическое айкидо"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.