Меры по преодолению нелегальных рубок и экспорта леса. Меры по преодолению кризиса неплатежей Меры по преодолению кризиса

Социально-профилактические и организационные меры

проведение разъяснительной работы среди всех категорий военнослужащих, а также гражданского персонала частей и подразделений;

активизация усилий армейских коллективов, медицинских учреждений
на раннем выявлении случаев употребления наркотиков;

совершенствование оказания медицинской помощи наркоманам;

социальная адаптация таких лиц после излечения;

мероприятия по упорядочению учета, хранения, реализации лекарственных средств, содержащих наркотики, в целях исключения незаконного их использования, по ограничению посевов наркосодержащих культур, улучшению
охраны таких посевов, уничтожению зарослей дикорастущей конопли и др.

Важным средством в борьбе с наркоманией являются также медицинские, гражданско-правовые, административные и уголовные меры.

Медицинские меры

Замеченные в употреблении наркотиков военнослужащие берутся командованием и медицинской службой на учет. Врачом части они направляются на консультацию к психиатру в целях выявления степени заболевания. При
отсутствии явлений наркомании за ними устанавливается диспансерное или
амбулаторное наблюдение. В случае если военнослужащий будет замечен в
повторном употреблении наркотиков, он направляется на консультацию к психиатру для решения вопроса об обследовании в условиях стационара и проведения лечебных мероприятий.

По возвращении в часть после лечения военнослужащие продолжают находиться под амбулаторным или диспансерным наблюдением до конца службы.

Заключения о негодности к военной службе лиц, страдающих наркоманией, выносятся при резко выраженном изменении личности или интеллектуально мистическом нарушении (Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1995 г.
№ 315).

Гражданско-правовые меры

ГК РФ (ст. 30) предусматривает возможность ограничения судом дееспособности лиц, которые вследствие злоупотребления наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над такими лицами
суд устанавливает попечительство.

Появление гражданина на работе не только в нетрезвом состоянии, но и в состоянии наркотического или токсического опьянения является основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта) по инициативе администрации.

Административная ответственность
Административная ответственность предусмотрена за:

приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в
небольших количествах;

потребление наркотических средств без назначения (имеются в виду
случаи, когда лицо к административной ответственности за такие действия
еще не привлекалось);

невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, в силу чего они потребляют наркотические средства без назначения врача;

незаконный посев или выращивание масличного мака и отдельных сортов конопли;

Непринятие мер к обеспечению охраны наркосодержащих посевов.

В соответствии с действующим законодательством военнослужащие за указанные административные правонарушения несут ответственность по ДУ ВС
РФ. К ним могут быть применены меры общественного воздействия, наложены дисциплинарные взыскания.

Уголовная ответственность

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную выдачу
либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение
наркотических средств (ст. 233); вымогательство наркотических средств
(ст. 229) и нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранение, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил (ч. 5 ст. 228).

Ответственность за такие действия несут должностные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать указанные правила.

Кроме того, в уголовном порядке преследуются:

незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических
средств в крупном размере (ч. 1 ст. 228 УК РФ). Наказывается лишением
свободы на срок до трех лет;

незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств (ч. 2 ст. 228 УК РФ). Наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой;

те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в крупном размере (ч. 3 ст. 228 УК РФ) либо организованной группой или в особо крупном размере (ч. 4 ст. 228 УК РФ), наказываются более строго - лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества;

склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ). Наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до
шести месяцев, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

Те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), неоднократно, в отношении несовершеннолетнего либо двух или более лиц, с применением или угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

предупреждение наркомании в подразделении

Профилактика наркомании в Вооруженных Силах Российской Федерации обеспечивается комплексом организационных мероприятий, направленных на
предотвращение проникновения наркотиков в воинские части, предупреждение их распространения среди личного состава, активное выявление лиц, употребляющих наркотические средства, принятие к ним мер воспитательного, правового, дисциплинарного и медицинского характера.

Основа профилактики наркомании в подразделении - разъяснительная
работа. Главным в ее содержании должен быть показ того огромного вреда,
который наносит организму и психике человека употребление наркотиков,
пагубных социальных последствий этого пристрастия. При проведении такой работы не должны приводиться сведения о способах получения и применения наркотических средств, об особенностях их воздействия и связанных с ними приятных ощущениях, чтобы не стимулировать нездорового любопытства.

Кроме того, необходимо учитывать специфику аудитории и местные особенности. Целесообразно лишь обращать внимание на те наркотические средства, которые употребляются в данном регионе и в данной группе, а не давать их подробный перечень, с тем чтобы не вооружать присутствующих справочным материалом по приобретению наркотиков.

Необходимо выделить в подразделении группу военнослужащих, потенциально склонных к употреблению наркотиков. При этом необходимо обязательно учитывать, что пристрастие к наркотикам формируется в силу следующих основных причин:

социальной незрелости, когда человека влечет любопытство, и он не задумывается о возможных последствиях наркомании или игнорирует их, неспособен контролировать свое поведение;

личных переживаний и проблем;

влияния нездорового окружения;

стремления следовать «моде», желания подражать;

культурных традиций, существующих в ряде регионов;

вследствие неправильного лечения или после тяжелого и длительного
заболевания, для лечения которого использовались наркотические препараты.

Основания для занесения лица в «группу риска»:

проживание в определенном регионе. Следует обращать внимание на
воинов, призванных или продолжительное время проживавших, особенно в
подростковом возрасте, в районах с высоким уровнем развития наркомании
(Дальний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ, Поволжье, Краснодарский
край, Ростовская, Астраханская, Челябинская области). Наркоманы - это в основном городские жители, в первую очередь представители крупных городов;

наследственность. Результаты исследований показывают, что наркоманами очень часто становятся те лица, у которых родители (чаще отец) или близкие родственники - алкоголики или страдают психическими заболеваниями;

пристрастие к алкоголю или раннее знакомство с ним;

общение с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными
элементами до призыва в Вооруженные Силы;

нахождение на учете, приводы в милицию, привлечение к административной ответственности за мелкие правонарушения;

социальная незрелость, подверженность чужому влиянию;

пониженное настроение, связанное с переживаниями по поводу лишений
и утрат, стремление к уединению;

пониженная адаптация к службе;

страсть к азартным играм;

признания в том, что наркотики употреблялись ранее или высказывания
о том, что наркотики не приносят заметного вреда, частое обсуждение тем,
связанных с лекарствами;

обнаружение у вновь прибывшего пополнения снадобий, порошков, таблеток, шприцев, медицинских игл, жгутов и других приспособлений, которые
могут быть использованы для приема наркотиков, а также следов от уколов,
наличие фармацевтической литературы;

перенесенные ранее тяжелые, длительные заболевания;

изменение характера и отношения к службе, а также еще целый ряд
факторов, указывающих на потребление и производство наркотиков;

Работа по выявлению «группы риска» должна начинаться с момента прибытия воинов в подразделение. При этом целесообразно придерживаться определенной последовательности. С самого начала необходимо обратить внимание на внешний вид каждого вновь прибывшего, а также тщательно изучить все те документы, которые позволили бы составить первое впечатление о личности, морально-деловых качествах воина, его семье, родственниках, ближайшем окружении, условиях воспитания, интересах, увлечениях, состоянии здоровья, а иногда содержат и прямые свидетельства об употреблении наркотиков.
К таким документам следует отнести: характеристики с места работы, учебы,
прежнего места службы, медицинскую книжку, автобиографию. Отметка об
употреблении наркотиков может стоять в военном билете. Уже на этом этапе
необходимо проанализировать: присутствуют ли в перечисленных документах факты, дающие основания занести вновь прибывшего воина в «группу
риска» или требующие уделить более пристальное внимание кому-то из них в
последующем.

Исключительно важным мероприятием должен стать медицинский осмотр,
на котором командир подразделения обязан присутствовать лично. Перед осмотром он должен указать врачу на тех лиц, которые, по его мнению, требуют более углубленного обследования на предмет употребления наркотических средств. Кроме того, командиру самому необходимо обратить внимание на кожные покровы (наличие татуировок, позволяющих предположить, что воин имел контакты с криминальной средой, наличие гнойничковой сыпи, расчесов кожи, следов от уколов), а также выявить лиц, страдающих излишней худобой, дефицитом массы тела. Все эти признаки могут свидетельствовать о том, что военнослужащий употребляет наркотики.

Внешние признаки у военнослужащих, употребляющих наркотические вещества:

покраснение лица, шеи (иногда отек), резкий переход к бледности;

наличие бледности кожных покровов;

пошатывание, походка не уверенная;

признаки простуды (озноб, насморк, слезотечение);

губы сухие, постоянно облизывает;

в выдыхаемом воздухе запах бензина, ацетона или другой необычный
запах;

мышечные подергивания, вздрагивания;

от одежды курившего исходит сохраняющийся несколько часов сладковатый запах;

дрожь в руках, иногда во всем теле;

краснота, блеск глаз;

на руках, ногах вдоль вен следы уколов, капли крови;

чрезмерное сужение или расширение зрачков;

замедленность в движениях;

на теле имеются татуировки в виде рисунков шприца, иглы и др.;

активное употребление жаргонных слов;

отсутствие или значительное повышение аппетита;

значительное колебание настроения в течение дня;

неадекватные реакции на обращение, невнятное бормотание;

громкая речь, утрированная мимика, выразительные позы и телодвижения;

нарушение самоконтроля, частое почесывание тела;

сонливость днем, бессонница ночью;

выраженное нарушение координации;

легкость перехода от безудержного веселья к раздражительности, конфликтности;

признаки сильного чувства жажды;

появление светобоязни, драчливости, гневности;

стремление находиться в затемненных помещениях;

плачь, жалобные причитания, самоупреки и самобичевание

растерянность, отрешенность;

замедление ответов и беспричинный смех;

Стремление «сделать запасы», приобрести чрезмерное количество зубной пасты, лосьонов, дезодорантов, пудры, сапожного крема, средств для чистки обуви, пятновыводителя, стеклоочистителя, клея, дихлофоса, карбофоса, хлорофоса и других предметов бытовой химии, приготовление питья из ядовитых грибов.

Работа по выявлению «группы риска» не должна ограничиваться лишь временными рамками периода прибытия пополнения в подразделение. Она должна вестись постоянно. Беседы, педагогическое наблюдение, профилактический медицинский осмотр, изучение общественного мнения, информация, поступающая от сослуживцев, переписка по месту учебы, работы и жительства воинов позволяют командиру своевременно предотвратить развитие такого страшного явления, как наркомания.

Каким образом разработать стратегию преодоления сопротивления изменениям? Как правило, ответить на этот вопрос непросто. Прежде всего потому, что как нет двух полностью одинаковых организаций, так не существует универсальных правил преодоления сопротивления. Многие менеджеры недооценивают не только разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, но и то, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако все-таки существует ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления стратегическим изменениям. Здесь мы рассмотрим две группы методов, предложенные Дж. Коттером и Л. Шлезингером.

Коттер и Шлезингер предлагают следующие методы преодоления сопротивления изменениям:

    информирование и общение;

    участие и вовлеченность;

    помощь и поддержка;

    переговоры и соглашения;

    манипуляции и кооптации;

    явное и неявное принуждение.

Ниже мы рассмотрим пути и условия успешного осуществления выделенных Дж. Коттером и Л. Шлезингером методов, однако предварительно представим результаты анализа в табл. 5.

Таблица 5. Методы преодоления сопротивления изменениям

Подход

Обычно используется в ситуациях:

Преимущества (достоинства)

Недостатки

Информирование и общение

При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе

Если вам удалось убедить людей, то они часто будут помогать вам при осуществлении изменений

Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей

Участие и вовлеченность

Сотрудники имеют значительные силы для сопротивления

Люди, которые принимают участие, испытывают чувство ответственности за осуществление изменения

Подход может потребовать много времени

Помощь и поддержка

Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям

Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям

Подход может быть дорогостоящим и требовать большого количества времени и тем не менее может потерпеть неудачу

Переговоры и соглашения

Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений

Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления

Подход может стать слишком дорогостоящим, если ставит целью добиться согласия только путем переговоров

Манипуляции и кооптации

Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими

Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления

Подход может порождать дополнительное сопротивление, если у людей поймут, что ими манипулируют

Явное и неявное принуждение

Когда необходимо быстрое осуществление изменений и когда инициаторы изменений обладают значительной силой

Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления

Рискованный способ, люди остаются недовольными инициаторами изменений

Информирование и общение. Мы уже отмечали выше, что один из наиболее распространенных путей преодоления сопротивления осуществлению стратегии заключается в предварительном информировании людей. Получение представления о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать необходимость этих изменений и их логику. Процесс информирования может включать в себя дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты. На практике это осуществляется, например, путем проведения семинаров менеджером для менеджеров низших уровней. Программа общения или информирования может восприниматься как наиболее подходящая, если сопротивление стратегии основывается на неверной или недостаточной информации, особенно если «стратеги» нуждаются в помощи противников стратегических изменений при осуществлении этих изменений. Эта программа требует времени и усилий, если осуществление ее связано с участием большого количества людей.

Участие и вовлеченность . Если «стратеги» вовлекают потенциальных противников стратегии на этапе планирования, то они зачастую могут избежать сопротивления. Стремясь добиться участия в осуществлении стратегических изменений, их инициаторы выслушивают мнение сотрудников, вовлеченных в эту стратегию, и впоследствии используют их советы. Исследователи обнаружили, что многие менеджеры очень серьезно относятся к вопросу участия персонала в осуществлении стратегии. Иногда это носит положительный характер, иногда - отрицательный, т. е. некоторые менеджеры считают, что всегда должны принимать участие в процессе осуществления изменений, в то время как другие считают это безусловной ошибкой. Оба отношения могут создавать ряд проблем для менеджера, так как ни одно из них не является идеальным.

Помощь и поддержка . Поддержка может осуществляться как предоставление возможности обучения новым навыкам, свободного времени служащим для обучения, просто возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежит страх и беспокойство. Бывалые суровые менеджеры обычно игнорируют подобные виды сопротивления, так же как и эффективность такого способа борьбы с сопротивлением. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и тем не менее зачастую терпит неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать методы поддержки не имеет смысла.

Переговоры и соглашения . Еще один путь борьбы с сопротивлением заключается в предоставлении стимулов активным или потенциальным противникам изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания, он может повысить пенсию отдельному служащему взамен на более ранний срок ухода на пенсию. Переговоры особенно подходят в том случае, когда ясно, что кто-то теряет в результате изменения, и тем не менее он обладает существенной силой сопротивляться. Достижение соглашения является сравнительно легким способом избежать сильного сопротивления, хотя оно, как и многие другие способы, может быть довольно дорогостоящим. Особенно в тот момент, когда менеджер дает понять, что он готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного сопротивления. В этом случае он может стать объектом шантажа.

Манипуляции и кооптации . В некоторых ситуациях менеджеры пытаются скрыть свои намерения от других людей, используя манипуляции. Манипуляции в данном случае подразумевают избирательное использование информации и сознательное изложение событий в определенном, выгодном для инициатора изменений порядке. Одна из наиболее распространенных форм манипуляции - кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений. Кооптация коллектива подразумевает предоставление одному из его лидеров или кому-то, кого группа уважает, ключевой роли при планировании и осуществлении изменений. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменения стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация может быть относительно дешевым и легким способом достижения поддержки отдельного индивидуума или группы служащих (более дешевый способ, чем переговоры, и более быстрый, чем участие). Но он имеет ряд недостатков. Если люди чувствуют, что их просто дурачат, чтобы они не сопротивлялись изменениям, что с ними обращаются не на равных или им просто лгут, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют свои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации. Другие формы манипуляции также обладают недостатками, которые могут оказаться еще более существенными. Более того, если менеджер будет и в дальнейшем пользоваться репутацией манипулятора, то он рискует потерять возможность использовать такие необходимые подходы, как образование, общение, участие, и даже может испортить свою карьеру.

Явное и неявное принуждение. Менеджеры часто преодолевают сопротивление путем принуждения. В основном они заставляют людей смиряться со стратегическими изменениями путем скрытой или явной угрозы (угрожая потерей работы, льгот, возможности продвижения и т. д.), или путем реального увольнения, или путем перевода на более низкооплачиваемую работу. Так же как и манипуляция, использование принуждения - это рискованный процесс, потому что люди всегда сопротивляются навязанному изменению. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуются популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может быть единственным вариантом для менеджера.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование только одного или ограниченного числа подходов независимо от ситуации. Это касается и сурового начальника, который часто прибегает к принуждению, и менеджера, ориентированного на своих сотрудников, который постоянно пытается привлекать и поддерживать своих людей, и начальника-циника, всегда манипулирующего своими сотрудниками, и интеллигентного менеджера, который в большой степени полагается на образование и общение, и, наконец, менеджера типа адвоката, который все время старается вести переговоры.

Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям .

Фактор 1 : учет причин поведения личности в организации:

принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения;

демонстрировать получение ими индивидуальной выгоды от реализации стратегии.

обладание достаточными властью и влиянием.

Фактор 3: предоставление информации группе:

соответствующая информация, относящаяся к делу и достаточно важная.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений;

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5 : чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям;

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7 : поддержка изменений лидером группы:

привлечение лидера в конкретной рабочей обстановке (без отрыва от непосредственной работы).

Фактор 8 : информированность членов группы:

открытие каналов связи;

обмен объективной информацией;

знание достигнутых результатов изменения.

Рассмотрим содержание этих факторов подробнее.

Учет причин поведения личности в организации . При любых изменениях необходимо принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения. Перед тем как принять участие в процессе изменений, человек должен видеть определенный персональный выигрыш, который он получит в результате этих изменений, тогда он вряд ли будет оказывать сопротивление изменению.

Значение авторитета руководителя . Чем выше авторитет руководителя, тем больше то влияние, которое он может оказать на процесс изменений. В большинстве организаций руководитель имеет больший престиж, чем члены вверенного ему трудового коллектива, поэтому пожелания руководителя обычно являются более мощным стимулом для начала и поддержания процесса изменений, чем пожелания того или иного его подчиненного. При этом официальный лидер коллектива и реальный лидер (часто неформальный) не обязательно должны быть одним и тем же лицом. Зачастую неофициальный лидер, обладающий высоким авторитетом в трудовом коллективе, может иметь большое влияние на процесс изменений. Независимо от того, имеется ли неофициальный лидер, непосредственный руководитель имеет больше власти и влияния, чем «тренер» из службы обучения персонала.

Предоставление информации группе . В группе может возникнуть осознанное стремление к изменениям, если ей предоставляется информация о том, как будет действовать группа в процессе изменений, в чем ее задача, как изменится ее работа и т. п., особенно если эти данные объективны и в них содержится новая информация, дополняющая уже имеющуюся. Относящаяся к изменениям информация, сосредоточенная в какой-либо одной организации или группе, имеет большее влияние, чем общая информация о деятельности отдельных людей. Чем в большей степени информация централизована, доступна, значима и связана с проблемой, тем больше возможностей для успешного проведения изменений. Например, информация, полученная с помощью анкетирования, при правильном использовании может принести больше пользы для конкретного трудового коллектива, чем общие данные о намерениях.

Достижение общего понимания . Сильное стремление к изменениям может быть вызвано достижением общего понимания всеми членами группы необходимости изменений, при этом инициатива, направленная на стимулирование изменений, будет исходить от самой группы. Для этого сотрудники должны знать, с какими проблемами реально столкнулась организация, какие пути для решения этих проблем выбраны. Факты, добытые отдельными сотрудниками или группами, либо участие этих сотрудников или групп в планировании, а также в сборе, анализе и интерпретации данных оказывают существенное влияние на процесс изменений. Информация, полученная одним из членов группы сотрудников, более понятна, более приемлема и имеет больше шансов быть использованной, чем та, которая предоставлена «внешним экспертом». В частности, участие в анализе и трактовке данных позволяет уменьшить или исключить противодействие, возникающее из-за слишком медленного или слишком быстрого хода дела. Если данные должны стать фактической основой для проведения изменений, они должны быть правильно поданы и восприняты. Все дело в принципиальном отличии ситуации, когда приглашается независимая консалтинговая фирма, которая проводит исследование и готовит отчет, от ситуации, когда исследование проводится своими силами при содействии независимых экспертов.

Чувство принадлежности к группе . Сила противодействия изменениям снижается, когда сотрудники, которые должны испытать это изменение на себе, и те, кто пытается оказать влияние на ход изменений, ощущают себя принадлежащими к одной и той же группе. Изменение, которое исходит изнутри, выглядит гораздо менее угрожающим и вызывает меньшее противодействие, нежели изменение, которое навязывается извне. Степень участия в изменениях может быть различной. Наибольшая степень участия (обычно наиболее эффективная) характеризуется участием всех членов группы. Следующая степень участия соответствует участию отдельных членов группы. Наименьшая степень подразумевает участие только руководителя. Это не обязательно усиливает положительное отношение к изменениям, но существенно уменьшает открытое сопротивление.

Авторитет группы для ее членов . Чем более авторитетна группа для своих членов, тем большее влияние она может на них оказать. Группа является привлекательной для своих членов в той мере, в какой она удовлетворяет их потребности. Это влечет за собой готовность каждого члена группы к тому, что на него будет оказано влияние со стороны других членов, и усиление стимулов к сплоченности группы, если это для нее важно. В том, что касается изменений, сплоченность группы может способствовать как снижению, так и усилению сопротивления, в зависимости от того, полезными или вредными считает группа эти изменения.

Поддержка изменений лидером группы . Группа, которая сохраняет психологическую значимость для отдельных ее членов, имеет большее влияние, чем группа, членство в которой кратковременно. Процесс изменения, который включает в себя объединение отдельных руководителей во временные группы с отрывом от основной работы, менее эффективен в случае длительных изменений, чем процесс изменения, в котором руководители участвуют без отрыва от конкретной рабочей обстановки.

Информированность членов группы . Информация, относящаяся к необходимости изменений, планам изменений и их последствиям, должна быть доведена до сведения всех членов группы, кого она касается. Этот принцип можно сформулировать и так: процесс изменения требует целенаправленного и продуманного открытия каналов общения. Блокировка этих каналов обычно ведет к недоверию и враждебности. В частности, объективная информация о масштабах и направленности изменений (знание результатов) облегчает дальнейшие изменения, так как люди представляют, что их ждет в результате реализации стратегии. Процессы изменений, обеспечивающие конкретную информацию о достигнутом к данному моменту прогрессе и дающие критерии, по которым можно оценить имеющиеся улучшения, приводят к большему успеху при организации изменений и поддержании их хода, чем процессы, которые не дают такой конкретной информации и не имеют обратной связи.

Успешная реализация стратегии в организации всегда характеризуется умелым применением целого ряда перечисленных подходов, часто в самых различных сочетаниях. Однако успешное осуществление характеризуется двумя особенностями: менеджеры используют эти подходы с учетом их достоинств и недостатков и реалистично оценивают ситуацию.

Ключевые вопросы:

Перечислите основные методы снижения сопротивления по Коттеру и Шлезингеру.

Перечислите факторы преодоления сопротивления по Хьюзу и поясните.

Меры по преодолению экономического спада 1937–1938 гг

В экономике США в 1937–1938 гг. произошел спад. Увеличилась безработица с 4,5 млн в 1937 г. до 11 млн в 1938 г. Опасно росли товарные запасы, что вызвало сокращение спроса и рост цен.

Успешная реализация «Нового курса» убаюкивала и администрацию и товаропроизводителей. А принятые решения Верховного суда, объявившие неконституционными законы о развитии национальной промышленности и сельского хозяйства привели к сокращению ассигнований со стороны правительства и на помощь безработным и фермерам, и на общественные работы.

В общественно-политических кругах стали звучать обвинения в отношении «Нового курса», который якобы несет ответственность за экономический спад. Утверждали также, что вина состояла в сокращении программ по борьбе с безработицей и уменьшении кредитов Федеральной резервной системы в 1937 г.

Рузвельт направляет Конгрессу специальное послание, в котором разъясняет причины случившегося и раскрывает меры, которые администрация намерена предпринять.

Основная мысль состояла в том, что правительство не бросит на произвол судьбу страны и своих граждан, не допустит перепроизводства, лихорадочных спекуляций, сохранит и усилит финансирование программ, предусматривающие расширение банковского кредита, сохранение общественных работ, выделит дополнительные средства на ликвидацию трущоб и др.

Правительство потратится, чтобы выйти из экономического спада, – таково было обещание Рузвельта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я был адъютантом Гитлера автора Белов Николаус фон

Глава I Июнь 1937 г. – июль 1938 г. «Время так называемых неожиданностей прошло», – заявил Гитлер в своей речи, произнесенной в рейхстаге 30 января 1937 г. Эта фраза переходила в Германии из уст в уста. Гитлеровские «неожиданности» предыдущих лет (например, 26 февраля 1935 г. –

Из книги Тетрадь четвертая автора Цветаева Марина

ВЫПИСКИ ИЗ ЧЕРНОЙ КЛЕЕНЧАТОЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1937–1938 ГГ - последней зимы в Ванве:Милые дети,Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди (как мы). Но говорят, что вы есть, что вы - особая порода, еще поддающаяся воздействию.Потому:- Никогда не

Из книги 100 мифов о Берии. Вдохновитель репрессий или талантливый организатор? 1917-1941 автора Мартиросян Арсен Беникович

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе автора Шварц Соломон Меерович

Из книги Арестованные рукописи автора Мясников Алексей

I. Основы ощественно-политического и экономического строя Глава 1. Политическая система. 1. Союз Советских Социалистических Республик есть деспотическое государство, выражающее волю и интересы партийной бюрократии, опирающейся на армию и мощную систему слежки,

Из книги Жизнь Льва Шестова. Том 2 [По переписке и воспоминаниям современников] автора Шестов Лев Исаакович

Из книги Агенты Коминтерна. Солдаты мировой революции. автора Пантелеев Михаил

Приложение 2 М. М. Пантелеев. Репрессии в Коминтерне (1937–1938 гг.) «Это был год всемирно-исторических побед большевизма, торжества Сталинской Конституции, невиданного морально-политического единства нашего народа и сплоченности вокруг великой партии Ленина - Сталина…

Из книги Век мой, зверь мой. Осип Мандельштам. Биография автора Дутли Ральф

23 Сошествие в ад Гулага (Савелово/Калинин 1937 - Саматиха/Владивосток 1938) 17 мая 1937 года: возвращение в Москву. Чарли Чаплин в год Большого Террора. 25 июня: высылка из столицы. Семьдесят запретных городов, стокилометровая зона. Тайные поездки из Савелова в Москву. Убежище в

Из книги Загубленная жизнь Евы Браун автора Ламберт Анжела

Глава 17 1937–1938: Ева в Бергхофе. «Золотая клетка» Жизнь Евы сбилась с курса, когда она в семнадцать лет познакомилась с Гитлером. До того у нее не мелькало и тени сомнения, что ее судьба сложится, как у мамы и бабушки: она будет знакомиться с молодыми людьми, кокетничать,

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

16. Станция «Северный полюс» (1937–1938) Очень трудно перечислить все морские, воздушные и сухопутные научные экспедиции, проведенные Советским Союзом в Арктике. Отличительной чертой этих экспедиций является работа по единому, строго продуманному плану с применением всех

Из книги Сингапурское чудо: Ли Куан Ю автора Коллектив авторов

Глава 6 Будущее национального экономического роста В чем состоят уроки подъема Сингапура из «третьего мира» в «первый» на протяжении жизни одного поколения? В чем заключаются основные движущие силы национального роста и конкурентоспособности? Какую роль играют такие

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Из книги Путь вперед автора Махатхир Мохамад

Глава 4. Сочетание экономического роста с социальным равенством «Дом, раздираемый внутренними противоречиями, стоять не будет». (Авраам Линкольн, 1809–1865) Целью НЭПа отнюдь не являлось обеспечение одинакового уровня благосостояния всем гражданам Малайзии. Скорее, целью

Из книги Двор Красного монарха: История восхождения Сталина к власти автора Монтефиоре Саймон Джонатан Себаг

Часть четвертая Резня. Ежов, карлик-отравитель. 1937–1938

Из книги Новая исповедь экономического убийцы автора Перкинс Джон М

Глава 2 Рождение экономического убийцы Все началось вполне невинно.Я родился в 1945 году. Единственный ребенок в семье из нижнего слоя среднего класса. Мои предки обосновались в Новой Англии три века назад. Несколько поколений предков пуритан дали себя знать в строгих,

Из книги Шесть масок Владимира Путина автора Хилл Фиона

Источники экономического мышления Путина: от СССР до КГБ Уроки истории помогли Путину понять, как работают капитализм и свободный рынок. «Чужеродный» прагматизм позволил ему отбросить оковы идеологии и принять приговор истории. Тем не менее есть одна проблема: уроки

Каким образом разработать стратегию преодоления сопротивления изменениям? Как правило, ответить на этот вопрос непросто. Прежде всего потому, что как нет двух полностью одинаковых организаций, так не существует универсальных правил преодоления сопротивления. Многие менеджеры недооценивают не только разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, но и то, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако все-таки существует ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления стратегическим изменениям. Здесь мы рассмотрим две группы методов, предложенные Дж. Коттером и Л. Шлезингером.

Коттер и Шлезингер предлагают следующие методы преодоления сопротивления изменениям:

Ø информирование и общение;

Ø участие и вовлеченность;

Ø помощь и поддержка;

Ø переговоры и соглашения;

Ø манипуляции и кооптации;

Ø явное и неявное принуждение.

Ниже мы рассмотрим пути и условия успешного осуществления выделенных Дж. Коттером и Л. Шлезингером методов, однако предварительно представим результаты анализа в табл. 5.

Таблица 5. Методы преодоления сопротивления изменениям

Подход Обычно используется в ситуациях: Преимущества (достоинства) Недостатки
Информирование и общение При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе Если вам удалось убедить людей, то они часто будут помогать вам при осуществлении изменений Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей
Участие и вовлеченность Сотрудники имеют значительные силы для сопротивления Люди, которые принимают участие, испытывают чувство ответственности за осуществление изменения Подход может потребовать много времени
Помощь и поддержка Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям Подход может быть дорогостоящим и требовать большого количества времени и тем не менее может потерпеть неудачу
Переговоры и соглашения Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления Подход может стать слишком дорогостоящим, если ставит целью добиться согласия только путем переговоров
Манипуляции и кооптации Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления Подход может порождать дополнительное сопротивление, если у людей поймут, что ими манипулируют
Явное и неявное принуждение Когда необходимо быстрое осуществление изменений и когда инициаторы изменений обладают значительной силой Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления Рискованный способ, люди остаются недовольными инициаторами изменений


Информирование и общение. Мы уже отмечали выше, что один из наиболее распространенных путей преодоления сопротивления осуществлению стратегии заключается в предварительном информировании людей. Получение представления о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать необходимость этих изменений и их логику. Процесс информирования может включать в себя дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты. На практике это осуществляется, например, путем проведения семинаров менеджером для менеджеров низших уровней. Программа общения или информирования может восприниматься как наиболее подходящая, если сопротивление стратегии основывается на неверной или недостаточной информации, особенно если «стратеги» нуждаются в помощи противников стратегических изменений при осуществлении этих изменений. Эта программа требует времени и усилий, если осуществление ее связано с участием большого количества людей.

Участие и вовлеченность . Если «стратеги» вовлекают потенциальных противников стратегии на этапе планирования, то они зачастую могут избежать сопротивления. Стремясь добиться участия в осуществлении стратегических изменений, их инициаторы выслушивают мнение сотрудников, вовлеченных в эту стратегию, и впоследствии используют их советы. Исследователи обнаружили, что многие менеджеры очень серьезно относятся к вопросу участия персонала в осуществлении стратегии. Иногда это носит положительный характер, иногда - отрицательный, т. е. некоторые менеджеры считают, что всегда должны принимать участие в процессе осуществления изменений, в то время как другие считают это безусловной ошибкой. Оба отношения могут создавать ряд проблем для менеджера, так как ни одно из них не является идеальным.

Помощь и поддержка . Поддержка может осуществляться как предоставление возможности обучения новым навыкам, свободного времени служащим для обучения, просто возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежит страх и беспокойство. Бывалые суровые менеджеры обычно игнорируют подобные виды сопротивления, так же как и эффективность такого способа борьбы с сопротивлением. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и тем не менее зачастую терпит неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать методы поддержки не имеет смысла.

Переговоры и соглашения . Еще один путь борьбы с сопротивлением заключается в предоставлении стимулов активным или потенциальным противникам изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания, он может повысить пенсию отдельному служащему взамен на более ранний срок ухода на пенсию. Переговоры особенно подходят в том случае, когда ясно, что кто-то теряет в результате изменения, и тем не менее он обладает существенной силой сопротивляться. Достижение соглашения является сравнительно легким способом избежать сильного сопротивления, хотя оно, как и многие другие способы, может быть довольно дорогостоящим. Особенно в тот момент, когда менеджер дает понять, что он готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного сопротивления. В этом случае он может стать объектом шантажа.

Манипуляции и кооптации . В некоторых ситуациях менеджеры пытаются скрыть свои намерения от других людей, используя манипуляции. Манипуляции в данном случае подразумевают избирательное использование информации и сознательное изложение событий в определенном, выгодном для инициатора изменений порядке. Одна из наиболее распространенных форм манипуляции - кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений. Кооптация коллектива подразумевает предоставление одному из его лидеров или кому-то, кого группа уважает, ключевой роли при планировании и осуществлении изменений. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменения стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация может быть относительно дешевым и легким способом достижения поддержки отдельного индивидуума или группы служащих (более дешевый способ, чем переговоры, и более быстрый, чем участие). Но он имеет ряд недостатков. Если люди чувствуют, что их просто дурачат, чтобы они не сопротивлялись изменениям, что с ними обращаются не на равных или им просто лгут, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют свои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации. Другие формы манипуляции также обладают недостатками, которые могут оказаться еще более существенными. Более того, если менеджер будет и в дальнейшем пользоваться репутацией манипулятора, то он рискует потерять возможность использовать такие необходимые подходы, как образование, общение, участие, и даже может испортить свою карьеру.

Явное и неявное принуждение. Менеджеры часто преодолевают сопротивление путем принуждения. В основном они заставляют людей смиряться со стратегическими изменениями путем скрытой или явной угрозы (угрожая потерей работы, льгот, возможности продвижения и т. д.), или путем реального увольнения, или путем перевода на более низкооплачиваемую работу. Так же как и манипуляция, использование принуждения - это рискованный процесс, потому что люди всегда сопротивляются навязанному изменению. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуются популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может быть единственным вариантом для менеджера.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование только одного или ограниченного числа подходов независимо от ситуации. Это касается и сурового начальника, который часто прибегает к принуждению, и менеджера, ориентированного на своих сотрудников, который постоянно пытается привлекать и поддерживать своих людей, и начальника-циника, всегда манипулирующего своими сотрудниками, и интеллигентного менеджера, который в большой степени полагается на образование и общение, и, наконец, менеджера типа адвоката, который все время старается вести переговоры.

Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям .

Фактор 1 : учет причин поведения личности в организации:

принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения;

демонстрировать получение ими индивидуальной выгоды от реализации стратегии.

обладание достаточными властью и влиянием.

Фактор 3: предоставление информации группе:

соответствующая информация, относящаяся к делу и достаточно важная.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений;

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5 : чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям;

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7 : поддержка изменений лидером группы:

привлечение лидера в конкретной рабочей обстановке (без отрыва от непосредственной работы).

Фактор 8 : информированность членов группы:

открытие каналов связи;

обмен объективной информацией;

знание достигнутых результатов изменения.

Рассмотрим содержание этих факторов подробнее.

Учет причин поведения личности в организации . При любых изменениях необходимо принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения. Перед тем как принять участие в процессе изменений, человек должен видеть определенный персональный выигрыш, который он получит в результате этих изменений, тогда он вряд ли будет оказывать сопротивление изменению.

Значение авторитета руководителя . Чем выше авторитет руководителя, тем больше то влияние, которое он может оказать на процесс изменений. В большинстве организаций руководитель имеет больший престиж, чем члены вверенного ему трудового коллектива, поэтому пожелания руководителя обычно являются более мощным стимулом для начала и поддержания процесса изменений, чем пожелания того или иного его подчиненного. При этом официальный лидер коллектива и реальный лидер (часто неформальный) не обязательно должны быть одним и тем же лицом. Зачастую неофициальный лидер, обладающий высоким авторитетом в трудовом коллективе, может иметь большое влияние на процесс изменений. Независимо от того, имеется ли неофициальный лидер, непосредственный руководитель имеет больше власти и влияния, чем «тренер» из службы обучения персонала.

Предоставление информации группе . В группе может возникнуть осознанное стремление к изменениям, если ей предоставляется информация о том, как будет действовать группа в процессе изменений, в чем ее задача, как изменится ее работа и т. п., особенно если эти данные объективны и в них содержится новая информация, дополняющая уже имеющуюся. Относящаяся к изменениям информация, сосредоточенная в какой-либо одной организации или группе, имеет большее влияние, чем общая информация о деятельности отдельных людей. Чем в большей степени информация централизована, доступна, значима и связана с проблемой, тем больше возможностей для успешного проведения изменений. Например, информация, полученная с помощью анкетирования, при правильном использовании может принести больше пользы для конкретного трудового коллектива, чем общие данные о намерениях.

Достижение общего понимания . Сильное стремление к изменениям может быть вызвано достижением общего понимания всеми членами группы необходимости изменений, при этом инициатива, направленная на стимулирование изменений, будет исходить от самой группы. Для этого сотрудники должны знать, с какими проблемами реально столкнулась организация, какие пути для решения этих проблем выбраны. Факты, добытые отдельными сотрудниками или группами, либо участие этих сотрудников или групп в планировании, а также в сборе, анализе и интерпретации данных оказывают существенное влияние на процесс изменений. Информация, полученная одним из членов группы сотрудников, более понятна, более приемлема и имеет больше шансов быть использованной, чем та, которая предоставлена «внешним экспертом». В частности, участие в анализе и трактовке данных позволяет уменьшить или исключить противодействие, возникающее из-за слишком медленного или слишком быстрого хода дела. Если данные должны стать фактической основой для проведения изменений, они должны быть правильно поданы и восприняты. Все дело в принципиальном отличии ситуации, когда приглашается независимая консалтинговая фирма, которая проводит исследование и готовит отчет, от ситуации, когда исследование проводится своими силами при содействии независимых экспертов.

Чувство принадлежности к группе . Сила противодействия изменениям снижается, когда сотрудники, которые должны испытать это изменение на себе, и те, кто пытается оказать влияние на ход изменений, ощущают себя принадлежащими к одной и той же группе. Изменение, которое исходит изнутри, выглядит гораздо менее угрожающим и вызывает меньшее противодействие, нежели изменение, которое навязывается извне. Степень участия в изменениях может быть различной. Наибольшая степень участия (обычно наиболее эффективная) характеризуется участием всех членов группы. Следующая степень участия соответствует участию отдельных членов группы. Наименьшая степень подразумевает участие только руководителя. Это не обязательно усиливает положительное отношение к изменениям, но существенно уменьшает открытое сопротивление.

Авторитет группы для ее членов . Чем более авторитетна группа для своих членов, тем большее влияние она может на них оказать. Группа является привлекательной для своих членов в той мере, в какой она удовлетворяет их потребности. Это влечет за собой готовность каждого члена группы к тому, что на него будет оказано влияние со стороны других членов, и усиление стимулов к сплоченности группы, если это для нее важно. В том, что касается изменений, сплоченность группы может способствовать как снижению, так и усилению сопротивления, в зависимости от того, полезными или вредными считает группа эти изменения.

Поддержка изменений лидером группы . Группа, которая сохраняет психологическую значимость для отдельных ее членов, имеет большее влияние, чем группа, членство в которой кратковременно. Процесс изменения, который включает в себя объединение отдельных руководителей во временные группы с отрывом от основной работы, менее эффективен в случае длительных изменений, чем процесс изменения, в котором руководители участвуют без отрыва от конкретной рабочей обстановки.

Информированность членов группы . Информация, относящаяся к необходимости изменений, планам изменений и их последствиям, должна быть доведена до сведения всех членов группы, кого она касается. Этот принцип можно сформулировать и так: процесс изменения требует целенаправленного и продуманного открытия каналов общения. Блокировка этих каналов обычно ведет к недоверию и враждебности. В частности, объективная информация о масштабах и направленности изменений (знание результатов) облегчает дальнейшие изменения, так как люди представляют, что их ждет в результате реализации стратегии. Процессы изменений, обеспечивающие конкретную информацию о достигнутом к данному моменту прогрессе и дающие критерии, по которым можно оценить имеющиеся улучшения, приводят к большему успеху при организации изменений и поддержании их хода, чем процессы, которые не дают такой конкретной информации и не имеют обратной связи.

Успешная реализация стратегии в организации всегда характеризуется умелым применением целого ряда перечисленных подходов, часто в самых различных сочетаниях. Однако успешное осуществление характеризуется двумя особенностями: менеджеры используют эти подходы с учетом их достоинств и недостатков и реалистично оценивают ситуацию.

Какие экономические меры используются в настоящее время для снижения долговой нагрузки на экономику и вместе с тем - в целях повышения потенциала экономического роста? В области макроэкономической политики - это прежде всего сокращение дефицита государственного бюджета средствами ограничительной налогово-бюджетной политики. В средне- и долгосрочной перспективе такие меры позволят уменьшить темпы роста государственного долга и даже снизить его уровень. Развитые государства - ведущие должники в мировом хозяйстве - в настоящее время проводят политику так называемой бюджетной корректировки (бюджетной консолидации), в соответствии с которой реализуется сокращение бюджетного дефицита на величину порядка 1% ВВП в год. Это позволит достичь в среднесрочной перспективе компромисса между восстановлением бюджетной устойчивости и стимулированием экономического роста. Так, в Испании и Италии в течение ближайших лет будут продолжены значительные сокращения дефицита государственного бюджета для восстановления доверия мировых финансовых рынков. Отличительной особенностью программ снижения бюджетного дефицита в Греции, Ирландии и Португалии является их поддержка кредитами ЕС, МВФ и Европейского ЦБ (так называемой «тройки» кредиторов). В США администрация Б. Обамы в 2011 г. приняла план по сокращению дефицита государственного бюджета до 2020 г. на общую сумму 3,8 трлн долл, (до 2,2% ВВП).

В то же время в краткосрочном плане сокращение государственных расходов в целях оздоровления государственных финансов оказывает скорее дестимулирующее воздействие на экономический рост. Это можно утверждать и в отношении повышения налогов, которое может сопровождаться снижением налоговой базы. В современной мировой экономике примером опасности такого рода явилась угроза так называемого «фискального обрыва» в США в начале 2013 г. Его причиной послужило совпадение по времени двух факторов, имеющих однонаправленное воздействие на бюджет: истечение срока налоговых льгот и сокращение бюджетных расходов на социальные нужды. В результате крупнейшая экономика мира оказалась на грани рецессии.

Известным в мировой практике способом облегчения долгового бремени является девальвация национальной валюты. В условиях плавающего обменного курса или в рамках участия той или иной страны в интеграционном объединении по типу валютной зоны (например, в «зоне евро») возможности обесценения национальной валюты ограничены. Тем не менее «валютные войны» с целью обесценения национальных денежных единиц и увеличения за счет этого объема экспорта стали распространенным явлением в международных валютно-финансовых отношениях.

Некоторые развитые страны, например США, Великобритания (с 2010 г.), государства - члены «зоны евро» (с ноября 2012 г.), Япония (с апреля 2013 г.) используют в настоящее время другой метод поддержания доходности государственных долговых бумаг, обеспечения ликвидности и платежеспособности обремененной долгами экономики, некоторого облегчения национальной валюты и стимулировании спроса. Эти цели достигаются путем эмиссии доллара, евро и других валют монетарными властями названных выше стран в обмен на выкуп с рынка государственных ценных бумаг в условиях крайне низких, практически нулевых процентных ставок. В масштабе мировой экономики это, пожалуй, первый случай широкого использования нетрадиционных методов при проведении стимулирующей кредитно-денежной политики.

Первой такую политику начала проводить Федеральная резервная система США в рамках программы так называемого «количественного смягчения» (англ, quantitative easing , QE). По итогам первого и второго раундов количественного смягчения (ноябрь 2008 г. - середина 2011 г.) Федеральная резервная система выкупила облигаций на сумму свыше 2 трлн долл. В отличие от предыдущих, третий раунд «количественного смягчения» (QE3 ), начавшийся в сентябре 2012 г., является бессрочным. В его рамках Федеральная резервная система ежемесячно выкупает государственные и ипотечные облигации на 85 млрд долл. Сигналом к сворачиванию этой политики является снижение уровня безработицы в стране до 7% (при более чем 12% в посткризисный период).

Какова же эффективность политики «количественного смягчения» в США? По состоянию на май 2013 г., можно констатировать следующие положительные эффекты: снижение доходности по 10-летним казначейским облигациям (англ, treasury notes), т.е. повышение цены государственного долга, преодоление дефляции, поддержание невысоких, но все же положительных темпов роста экономики (на уровне 1,5-2%), обеспечение достаточной ликвидности в банковской системе и на финансовых рынках, некоторое снижение курса доллара. Однако спрос в экономике по-прежнему невелик, уровень безработицы стабильно высок, долг растет неснижающимися темпами. Главным же бенефициаром неограниченного вливания ликвидности в финансовую систему стали мировые рынки нефти, газа, золота, а также акционерного капитала. Так, фондовый индекс S&P 500 с 2009 до конца 2013 г. вырос почти на 150%. Перенасыщение экономики США ликвидностью повышает риск надувания «пузырей» на финансовых рынках и возможного обесценения долга.

Существуют и институциональные меры урегулирования долговых проблем. Во многих странах мира, в том числе США, это законодательное установление предельно допустимого уровня государственного долга в абсолютном выражении. Следует отметить, что конгресс США вынужден периодически повышать потолок федерального долга. В середине октября 2013 г. очередное повышение стало 79-м по счету случаем за последние

53 года. Однако законодательное ограничение госзаимствований не может сдержать их растущее накопление и расходы на обслуживание. К концу 2013 г. государственный долг США превысил 17 трлн долл, (мировой рекорд в абсолютном выражении), что больше ВВП страны на 7,6%. В расчете на душу населения это порядка 54 тыс. долл. При этом совокупная задолженность страны, в которую также входят долги штатов, муниципалитетов, компаний и домохозяйств, оценивается более чем в 60 трлн долл., что уже сопоставимо с величиной мирового ВВП, а в подушевом исчислении составляет почти 190 тыс. долл.

Среди других мероприятий институционального характера в сфере регулирования долговых отношений следует выделить огосударствление банков, как правило, крупнейших из проблемных, в целях предотвращения угрозы перерастания банковского кризиса в долговой. Такие действия практиковали на рубеже последних десятилетий правительственные органы Великобритании, Испании, Исландии.

К группе институциональных мер относятся и специально создаваемые с определенной целью финансовые учреждения. Например, в 2010 г. были основаны Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский механизм финансовой стабилизации как инструменты реагирования на острую фазу долгового кризиса в ЕС. Призванные оказывать содействие странам ЕС, испытывающим трудности с обслуживанием государственного долга, созданные учреждения при соучастии МВФ оказывали финансовую помощь Греции (164 млрд евро), Ирландии (85 млрд евро) и Португалии (78 млрд евро) - странам, наиболее пострадавшим от долгового кризиса. Эти средства выделяются отдельными траншами по мере необходимости и с учетом выполнения странами-заемщиками согласованных программ бюджетной экономии.

В конце 2012 г. оба учреждения были заменены новым - Европейским стабилизационным механизмом (ЕСМ) с капиталом 700 млрд евро. Он является самостоятельной организацией, цель которой - оказание помощи странам «зоны евро» путем выкупа их государственных облигаций. Воспользоваться средствами этой финансовой организации могут только государства, которые ратифицируют подписанный в марте 2012 г. Договор о стабильности, сотрудничестве и управлении стран ЭВС. Согласно этому договору, создаются обязательные нормативы снижения государственного долга тех стран-членов, у которых он превышает 60% ВВП; учреждается процедура контроля над дефицитом бюджета; предполагается контроль органов ЕС над бюджетной политикой проблемных стран и жесткие санкции за нарушение взятых ими обязательств. Таким образом, оказание финансового содействия со стороны ЕСМ строго обусловлено выполнением норм и правил бюджетной дисциплины, принятых странами при вступлении в «зону евро».

В заключение необходимо отметить особенности протекания долгового кризиса в «зоне евро», поскольку именно этот регион является воплощением современных долговых проблем развитых стран. Европейский континент наиболее полно демонстрирует переход банковского кризиса в долговой. Это связано с тем, что главным источником финансирования бизнеса в Европе является, в отличие от США, банковская система. Ее активы превышают ВВП «зоны евро» в 2,7 раза, в то время как в США они равновелики ВВП. Обратная ситуация характерна для глубины финансового рынка: 37% в «зоне евро» и 82% в США. Примером перерастания банковского кризиса в «зоне евро» в долговой являются Ирландия, Португалия, Испания, Кипр. Урегулирование кризисных ситуаций в экономиках первых трех из этих стран производилось преимущественно за счет использования традиционных каналов получения финансовой помощи от стабилизационных фондов ЕС, МВФ и Европейского центрального банка («тройки» кредиторов). Особенностью преодоления финансового кризиса на Кипре выступает обусловленность получения им финансовой помощи изъятиями с банковских вкладов (так называемой «стрижкой» депозитов) и ограничительными мерами валютного контроля (введением лимита трансграничных операций). Общим для всех этих стран является сопутствующий рост государственного долга и ухудшение его обслуживания.

Практически все государства - члены «зоны евро» в той или иной степени оказались пораженными долговым кризисом, и это обстоятельство, как уже отмечалось, отразилось на качестве их суверенных кредитных рейтингов. Произошедшее расползание долгового кризиса поразило в первую очередь так называемые периферийные страны «зоны евро» - группу PIIGS в составе Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании (см. долговые позиции стран этой группы на рис. 34.1). Под угрозой были не только национальные финансовые системы, но и единство ЕС и стабильность единой европейской валюты. В эпицентре же долгового кризиса оказалась в 2010 г. Греция с объемом государственного долга в размере 300 млрд евро, из которых 23 млрд были краткосрочными обязательствами. Обслуживание этой категории долга не представлялось возможным при дефиците государственного бюджета страны, превышавшем в 2009-2010 гг. 10% ВВП.

Следует отметить, что платежеспособность стран «зоны евро» осложнена отрицательной экономической активностью в этом регионе. В отличие от США, которые ощутили спад экономической динамики лишь в течение одного посткризисного 2009 г., «зона евро» не подавала сигналы о выходе из рецессии до середины 2013 г. Политика количественного смягчения Европейского ЦБ и бюджетной консолидации пока не увенчалась успехом. Это обстоятельство способствует утяжелению бремени долга государств «зоны евро» и значительно осложняет его обслуживание.

Можно сделать вывод о том, что глобальный долговой кризис сформировал один из полюсов в системе рисков, с которыми сопряжено развитие мировой экономики. Поэтому мониторинг и решение долговых проблем рассматривается международным сообществом как важный фактор поддержания стабильности мировой валютной и финансовой системы. Вопросы управления долгом становятся одним из центральных пунктов повестки дня как правительственных органов и бизнес-сообщества, так и в деятельности международных организаций.