Мировое сообщество понятие и концепции. Что такое мировое сообщество? Проблемы международных отношений. Что такое мировое сообщество: определение

термин теории и практик международных отношений, указывающий на макси мальную степень обобщенности восприятия мирово международной правовой ситуации и обозначающи системную совокупность всех существующих субъек тов международного права, как государственных, та и иных, являющихся членами данного сообщества Понятие «С.м.» прочно вошло в политический лекси кон современности и служит объектом апелляции, а также предметом высшей мотивации для международ-ных инициатив глобального характера. Ссылка на волю С.м., а также указание на действия, совершаемые от его имени, мотивированные его интересами, при-сутствуют в текстах официальных документов OOН и др. международных организаций. Членами С.м. являются народы, гос-ва, общественные структуры группировки, союзы и др. объединения такого рода, религиозные объединения и движения, организации, правительственные и неправительственные, в т.ч. ООН и иные международные организации и учреждения всемирного характера, а также региональные межгосударственные политические, экономические, военные союзы, транснациональные экономические ин-ты и структуры, международные научные учреждения и т.п. Политические, экономические, социальные дипломатические, правовые, военные, гуманитарные связи и отношения между членами С.м. составляют в совокупности систему международных отношений, субъектами которых они выступают.

Прежде чем обрести свое современное значение, понятие С.м прошло долгий исторический путь, и его эволюция продолжается. Размышления о С.м. встречаются еще у антич. авторов, а впоследствии - у мыслителей эпохи Возрождения, хотя и те и другие подразумевали под этим нечто существенно отличающееся от сегодняшнего понимания данного понятия. В течение долгого времени понятие «С.м.» подразумевало прежде всего отношения монархов. Правовые механизмы формировались лишь в той части, в которой они были необходимы для поддержания межгосударственных отношений.

После Первой мировой войны формируется современное понятие «С.м.». Важным фактором развития понятия «С.м.» явилось осуждение войны как способа достижения гос-вом своих целей. Произошедший тогда же раскол мира на два противоборствующих ла- геря, социалистический и капиталистический, не умолял значения данного фактора, поскольку советская Россия признала большинство принципов мирного сосуществования гос-в.

Понятие С.м. в ракетно-ядерный век приобретает смысл и качество, коренным образом отличающиеся от представлений прошлого. Осмысление объективной взаимозависимости общности судеб человечества во втор. пол. 20 в. привело к тому, что именно в этот период окончательно сложилось во многом противоречивое, но тем не менее реальное С.м. Реалии «холодной войны» создавали неблагоприятные условия для устойчивой всепланетарной общности стран и народов, но угроза тотального уничтожения превращала войну из универсального средства передела мира или установления мирового господства в средство стратегического балансирования и способствовала взаимному сдерживанию двух блоков, ограничивая их активность. Все более ощутимый вес приобретал фактор моральной оценки действий того или иного гос-ва со стороны С.м. На фоне межсистемной идеологической конфронтации развивался прагматический тезис о мирном сосуществовании социализма и капитализма, ставший фундаментом политики разрядки.

Новый этап в формировании С.м. начался после распада мировой системы социализма. Устранение глобального идеологического антагонизма позволило говорить о выработке стратегии развития всего человечества. С.м. сегодня обладает многосоставной структурой, изобилующей разнообразными региональными объединениями, но одновременно складывается и неуклонно расширяется система многообразных связей между региональными образованиями и отдельными государствами, функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Парижский клуб стран-кредиторов и т.п.

С 19 столетия и до начала 20 употреблялся термин «просвещенный мир». Теперь взамен него употребляется представление «мировое сообщество », потому что он был признан больше политкорректным.

Мировое сообщество – это некоторая гипотетическая общность граждан всех стран мира, объединенных в цельный фронт в всеобщем порыве интернационализма. Представление «мировое сообщество » призвано отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных загвоздок цивилизации. В основе мирового сообщества лежит правило суверенного равенства всех государств. Примером мирового сообщества является Организация объединенных наций (ООН).Словосочетание «мировое сообщество » зачастую употребляется в работах по политологии, государственными деятелями в своих выступлениях и в СМИ. Оно используется для манипуляции социальным суждением. Это происходит, когда под определением «мировое сообщество » набивается определенная точка зрения получателю информации. В зависимости от контекста оно может использоваться в качестве указания на интернациональные организации, которые объединяют примерно все страны мира, скажем, ЮНЕСКО. Это представление также используется для указания группы стран, объединенных политическими, экономическими, социальными и другими знаками. Зачастую «мировое сообщество » употребляется как высокопарный прием для противопоставления одного государства и его политики иному либо группе других стран.Членами мирового сообщества могут выступать государства, социальные союзы, конструкции, группировки и религиозные объединения, движения, экономические и военные союзы. Отношения между членами мирового сообщества составляют систему интернациональных отношений, а они являются их субъектами.В текущее время мировое сообщество владеет многосоставной конструкцией, которая включает уйма многообразных территориальных объединений. Единовременно складывается и расширяется система разнообразных связей между отдельными государствами и территориальными образованиями.

ООН – это сокращенное наименование Организации Объединенных Наций, сделанной в год окончания 2-й мировой войны. 1945 год стал началом объединения множества миротворческих организаций в одну, со штаб-квартирой в США, городе Нью-Йорк.

Инструкция

1. До появления ООН в Европе, Северной Америке и России существовали организации, пропагандировавшие межгосударственный союз на благо каждого общества. С таким постулатом выступали, в частности, Лига наций и дипломатическое культурное образование «Европейский концерт». Впрочем Вторая мировая война требовала возникновения больше весомой и серьезной конструкции. И в начале 1945 года крупнейшие державы мира, такие как Ссср, США, Китай, Великобритания и Франция, на конференции в Сан-Франциско подписали договор об учреждении Организации Объединенных Наций. В течение полугода в состав ООН вошли еще 45 государств, позже к ним присоединилась Польша.

2. Сегодня Организация Объединенных Наций насчитывает около 2-х сотен членов, среди которых и такие экзотические страны как Соломоновы острова, Микронезия, Гвинея-Бисау, Антигуа и Барбадос. Стать новым членом ООн государство может лишь в том случае, если оно готово устанавливать дипломатические отношения и пропагандировать миролюбие. Также за кандидата обязаны проголосовать участники Совета, с итогом не менее девяти позитивных голосов из пятнадцати. Решающее слово – у США, России, Китая, Франции и Великобритании, стран-основательниц ООН.

3. В состав Организации Объединенных Наций входят шесть структурных подразделений. Это генеральная Ассамблея ООН, которая обговаривает вопросы, связанные с поддержанием всеобщего мира и безопасности, на годичных заседаниях в присутствии поверенных 193 стран-участниц. Также в ООН включены Совет безопасности, Совет по экономике, Совет по опеке, Интернациональный суд и Секретариат. Из всех подразделений лишь Совет безопасности владеет правом принятия определенных решений, касающихся поддержания мира, вплотную до призыва стран-участниц к коллективным миротворческим мерам. Резолюции всех остальных подразделений ООН носят рекомендательный нрав.

4. На территории Советского Союза первое учреждение, относившееся к ведомству ООН, предисловие трудиться через три года позже создания Организации Объединенных наций. В 1948 году в Москве открылся Информцентр, позже к нему присоединились еще четырнадцать конструкций. Сегодня агентства ООН в России определяют тактическое становление государственных программ, направленных на поддержание экономического становления, здоровья населения страны, а также контроль над демографической обстановкой и за окружающей средой.

Видео по теме

Неоднократно дозволено услышать, что тот либо другой объект культурного достояния находится под охраной ЮНЕСКО. Эта же организация патронирует разные общественно важнейшие мероприятия. Что же такое ЮНЕСКО и какие задачи она перед собой ставит?


ЮНЕСКО (UNESCO) – это сокращение от полного наименования данной организации на английском языке: United Nations Educational, Science, Cultural Organisation (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Ее состав насчитывается 195 государств и 7 членов-работников (территорий с непризнанным суверенитетом). Около 60 органов ЮНЕСКО работают во всех уголках Земного шара, а штаб-квартира организации находится в Париже. Руководит ЮНЕСКО генеральный директор, которого избирают на четырехлетний срок. В 2009 году на данный пост была утверждена Ирина Бокова (поверенный от Болгарии).История организации восходит к 40-м годам прошлого столетия. В 1942 году страны-союзницы обговаривали перспективы поправления систем образования и культурного становления, предполагавшихся по заключению 2-й Мировой войны. Выводом переговоров стало подписание 16 ноября 1945 года Устава ЮНЕСКО и создание подготовительной комиссии. Первые заседания Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО состоялось в Париже в 1946 году.Целью деятельности ЮНЕСКО является укрепление мира и установление общей безопасности путем возрастания доступности и качества образования повсюду, становления диалога цивилизаций, сохранения культурного достояния всех народностей, обеспечения равенства всех обитателей Земли, вне зависимости от полы и расы, языка и религии. Свою миссию ЮНЕСКО также видит в победе над нищетой и голодом, искоренении межэтнических раздоров, сохранения биосферы Земли и поддержания микроклимата.С первых лет своего существования ЮНЕСКО энергично занималась загвоздками образования и науки. Сегодня одной из основных целей организации является распространение современных коммуникативных средств для сплочения глобального социума. В частности, ЮНЕСКО длинное время поддерживала Фонд бесплатного программного обеспечения.В текущее время ЮНЕСКО ставит перед собой уйма задач, выделяя в качестве приоритетных задачу африканских стран и тему гендерного равенства.

Видео по теме

Политология – это наука о политике. Политика играет огромную роль в жизни социума, ею пронизаны все сферы социальной жизни. Образование политических университетов власти обеспечивает типичное функционирование социума, упорядочивает взаимоотношения между обществом и государством, а также между народами различных стран.

Инструкция

1. Слово «политология» имеет греческое происхождение, буквальный перевод политикос – «социальный, государственный», политис – «гражданин» и логос – «ученье, наука». Политология – система умений о политике, ученье об управлении государством.

2. Политическая система социума представлена многими сферами жизни, в том числе экономической, общественной, духовной, правовой и пр. Политология как наука объединяет в себе постижение всех сфер, это комплексное широкое ученье о политической системе социума в совокупности.

3. Политическая система социума состоит из четырех узко взаимосвязанных частей: институциональной, регулирующей, коммуникативной и идеологической. Институциональное направление политологии постигает политические университеты и является главенствующим в науке. Этой подсистеме принадлежит основная роль, от того что предметом постижения являются формы политического правления, политические режимы, органы власти, партии и другие политические движения, избирательные органы и т.д.

4. Основой регулирующего направления политологии являются политические и правовые нормы, на которые опирается власть в той либо другой стране, помимо того в него входят национальные традиции и обычии, принятые убеждения и тезисы, которым следует огромная часть социума.

5. Коммуникативное направление политологии постигает отношения между политическими университетами и гражданами страны. Объектом постижения идеологического направления являются политические взоры, доктрины, лежащие в основе создания и последующего становления субъектов 3 других направлений политологии (университетов власти, политических организаций, законодательных и правовых норм, избирательной стратегии и пр.).

6. Политологи руководствуются громадным числом принятых способов для изыскания политических процессов и взаимоотношений политических органов с гражданами государства. Эти способы разновидны, впрочем их дозволено выделить в три основные группы.

7. Общелогические способы заимствованы из смежных наук, таких как философия и социология. Эти способы являются вспомогательными для политологов: обзор и синтез, индукция и дедукция, систематизация, абстрагирование и др.

8. Эмпирические способы политологии связаны с изысканием и обзором реальных политических фактов. Это, в первую очередь, статистические способы, а также проведение опросов населения, приобретение суждений специалистов и пр.

9. Методологические способы представляют собой общность разных методов для приобретения оценки важности действующих политических явлений для социума, обнаружения зависимостей между разными сферами его жизни (экономической, общественной, культурной) и их могущества на политику. К методологическим способам относятся следующие подходы: социологический, бихевиоралистский, нормативно-ценностный, антропологический, психологический, сравнительный и др.

10. Политика имеет отношение к любому члену социума, от того что всякий гражданин страны играет определенную роль в образовании политических взоров и тенденций. Политология постигает как отдельную фигура (субъект), так и группу личностей, социум, государство, а также способность одного человека либо группы людей (власть) управлять государством, контролировать поведение социума в совокупности, следуя общегосударственным целям.

Внутренняя государственная политика направлена в основном на решение тех задач, которые затрагивают аспекты жизни населения тех либо иных регионов. Люди в большинстве своем разобщены, следственно перед государством стоит вопрос использования территориальной политики.


Территориальная политика является составным компонентом внутренней политики государства, которая направлена на выравнивание яруса жизни в среднем по регионам при помощи комплекса разновидных экономических, законодательных и фискальных мер.Территориальная политика подразумевает обоснованное административно-региональное деление, а также его постижение с целую проведения грамотной внутренней политики. При помощи законодательных и экономических рычагов государство путем построения вертикальной лестницы связи субъектов и центра может оперативно и комплексно решать не только загвоздки внутри регионов, но и дозволяет становиться арбитром в решении конфликтных обстановок между разным субъектами страны.Территориальная политика имеет несколько направлений, в числе которых:- определение слаборазвитых районов и субъектов страны;- стимулирование становления нуждающихся регионов;- субсидирование и иные экономические вливания в экономики нуждающихся регионов;- выделение регионов – реципиентов и регионов – доноров.Территориальная политика включает в себя ряд элементов, которые и призваны влиять на жизнь регионов в совокупности:- Фискальная политика – общность средств и способов для организации сбора налогов по регионам и субъектам страны;- Бюджетная политика – особенно разумное разделение бюджетных средств для вливания их в регионы;- Ценовая политика – установление цен и тарифов на разных территориях страны;- Общественная политика – проведение политики по поддержке граждан в разных субъектах государства.В частности, одной из основных задач территориальной политики является становление национальной экономики через стимулирование становления предпринимательства и промышленности регионов. Выделение регионов-доноров и регионов-реципиентов разрешает государству грамотнее “выкачивать” свободные денежные средства из обеспеченных регионов и вливать их регионы – “бедняки”.

Союз, наравне с частицей и предлогом, относится к служебным частям речи в морфологической системе русского языка. Наименование термина указывает на его функцию – являться средством связи, «приводить к союзу» разные синтаксические конструкции (однородные члены и примитивные предложения в составе трудного) и независимые предложения в тексте. Помимо того, союз выражает отношения между этими синтаксическими конструкциями.

Вам понадобится

Инструкция

1. Как определить союз Найдите ряд однородных членов в простом предложении. Установите связь между ними. Обратите внимание, что в данной конструкции употребляются только сочинительные союзы. В предложении «Напуганные тучи клубились, толкались и бежали вдаль» однородные сказуемые «толкались и бежали» связаны сочинительной связью при помощи союза «и». Найдите границы примитивных предложений в составе трудного. Установите связь между ними. В сложносочиненном предложении «Узко стало помещение, да и комнаты были слишком на виду» два примитивных предложения связаны с поддержкой союза «да». Найдите грамматические средства связи между независимыми предложениями в тексте. Зачастую одним из них выступает сочинительный союз: «Утихла пурга. И разом осели сугробы, потемнел снег».

2. Запомните, что союз, как любая часть речи, имеет определенные морфологические знаки.По морфологическому строению, союзы бывают непроизводными (первообразными) и производными. Первую группу составляют нечленимые и не соотносимые с независимыми частями речи союзы: и, а, либо, либо и т.д. В иной группе союзы, словообразовательно связанные со примечательными словами: потому, дабы, верно и т.д.По структуре, союзы делятся на примитивные, состоящие из одного слова (как, да, если), и комбинированные – состоящие из нескольких слов (так как, невзирая на то что, не только…но и).По вариантам употребления, союзы бывают одиночными (но, впрочем, же), повторяющимися (то…то; или…или; и…и), двойными (хотя…но; лишь только…как; если…то).

3. Особенно показательной функцией союза является его способность выражать смысловые отношения в предложении. При наличии равноправной связи, определяйте сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Если присутствуют отношения подчинения придаточного предложения основному, определяйте подчинительные союзы. Среди них выдаются: изъяснительные (что, дабы, как); сравнительные (словно, будто, верно); уступительные (правда, несмотря на то что); условные (если); временные (как только, позже того как); причинные (так как, потому что); целевые (после этого дабы, для того дабы).

Видео по теме

Полезный совет
Не следует путать союзы, являющиеся служебными частями речи, и союзные слова, выраженные независимыми частями речи (местоимениями и наречиями). Используйте при различении прием постановки грамматического вопроса и определения синтаксической роли. Скажем:«Я сказал, что иду в кино». Слово «что» ? это союз, т.к. к нему невозможно поставить вопрос, он также не является членом предложения. «Дом, что стоял на храню реки, был виден издали». Союзное слово «что» выражено относительным местоимением, т.к. к нему задается вопрос (что?), указывает на слово «дом» и в придаточном предложении является подлежащим.

Политическая система всякого современного государства довольно трудна. Она включает в себя не только различные ярусы законодательной, исполнительной и судебной власти, но и широкий спектр политических организаций. Партии и социальные движения играют значимую роль в жизни государства.

Место политических организаций в социальной жизни

В демократических государствах существенное воздействие на осуществление внешней и внутренней политики оказывают политические организации. Их действие направлена на особенно полное удовлетворение интересов самых различных общественных групп, которые различаются по своему составу и политическим взорам. Политические организации и движения строятся традиционно по профессиональному, этническому либо классовому знаку.Политическая организация по сути своей представляет массовое объединение людей на добровольной основе, которое имеет свои личные цели, высказанные в учредительных и программных документах. Такие организации строятся для решения не только экономических, но и политических задач. Основная из них – участие в борьбе за представительство в органах власти. В качестве примера дозволено привести всякую политическую партию.Будучи полноправным субъектом политического процесса, такие социальные объединения граждан отличаются от других видов организаций тем, что тяготятся получить доступ к власти. Политическая работа включает агитацию в широких слоях населения, популяризацию идей движения и растяжение сферы могущества. Организации политической направленности выражают и охраняют интересы определенной общественной группы.

Политическая партия

Политическую партию от других типов сходственных организаций отличает традиционно грубая иерархия между различными ярусами, которая нужна для возрастания управляемости каждой системы и слаженной работы. Непременными составляющими партии является управляющее ядро, агрегат управления, контрольные органы, энергичные участники организации и существенное число сочувствующих элементов. Только высокая степень организованности дозволяет политической партии удачно делать в борьбе за власть.Партии и иные политические организации ведут свою действие в расчете на фурор в политической борьбе. Для этого они усердствуют заручиться помощью не только определенного общественного слоя, но и больше широких масс населения. В своей деятельности партиям неоднократно доводится идти на временные союзы с другими движениями и организациями, имеющими сходные цели.Как водится, политическая партия имеет официальное членство и относительно суровые правила и нормы, закрепленные в уставе организации. Вступая в ряды такого политического объединения, новейший участник принимает на себя определенные обязанности и получает право участвовать в работе партии, в совместной выработке решений и в проводимых партией мероприятиях. Для многих граждан энергичное участие в политической жизни страны начинается со введения в партию, цели и задачи которой отвечают их внутренним убеждениям.

Термин «суверенный» многие слышали 1000 раз в своей жизни на протяжении каждой учебы и в школе, и в институте. Впрочем немного кто до конца понимает его правдивое значение применительно к такому политическому университету, как государство.

История возникновения

Для того дабы осознать, что нынешнее государство представляет собой теперь, необходимо раньше каждого припомнить, как же с этим дела обстояли прежде. Теперь в мире около 200 законодательно закрепленных и признанных интернациональной Организацией Объединенных Наций суверенных государств. Но еще в конце 19 столетия их не было, а были лишь участки земли с приблизительной рубежом и территорией, принадлежащей тому либо другому государству. Многие земли не принадлежали никому, пустовали либо были населены кочевниками. Существующие в то время государства стали основой и предпосылкой происхождения текущих, современных суверенных государств. Впрочем и в современных условиях также существуют территории, которые являются нынче незаселенными либо заселенными только отчасти. Есть даже территории, на которых проживает радикальное население, всецело изолированное от цивилизации и всех общественных университетов.

Суверенное государство сейчас

Несмотря на то, что отличительным знаком суверенного государства являются его обособленность и самостоятельность, это совсем не обозначает, что оно не рассматривает в своей деятельности интересы других государств и не сотрудничает с ними как в политических, так и в рыночных, а также общественных вопросах. В основе взаимодействия всех суверенных государств лежит правило интернационального права, устанавливающего некие цельные для всех тезисы, правила и законы. В то же время, никто не вправе встревать в дела суверенного государства без ее разрешения. Для того дабы нынешнее государство считали суверенным, его обязаны признать таковым, причем это признание не неизменно обозначает желание признавшего налаживать дипломатические отношения с ним. Невзирая на то, что множество суверенных государств в условиях современности являются таковыми и де-юре, и де-факто, отдельные представители имеют суверенитет в своей стране только на бумаге, то есть де-юре они суверенны, а по факту не обладают контролем своей территории. В качестве блестящего примера такой истории дозволено привести Мальтийский орден. В то же время, может сложиться и обратная обстановка, когда территория государству принадлежит, а интернациональные связи оно ни одним иным государством не поддерживает. Основной целью все суверенные государства теперь ставят законное представление своих граждан, контроль за соблюдением их прав и воль. В суверенном государстве главенство принадлежит власти, которой народ и доверяет все вопросы, связанные с собственными правами.

Глобализацией называют перевоплощение явления из масштабов одной страны в явление мирового яруса. То есть то, что когда-то касалось одного государства либо какой-то его территории, в процессе глобализации начинает затрагивать прямо либо неявно всех обитателей Земли.


Стержневой итог глобализации – распределение труда на интернациональном ярусе, повсеместная миграция человеческих и производственных источников, интернациональная стандартизация технических и экономических процессов, а также взаимное проникновение культур различных государств. Глобализация охватывает все сферы социальной жизни, и в результате мир становится больше зависимым от отдельных своих частей. Впрочем исключительно ясно процесс глобализации дозволено проследить в экономике – формируются мировые рынки, происходит интеграция разных направлений мирового хозяйства. На исходе прошлого столетия мировая интеграция достигла специального стремительного темпа, этому содействовали падение «железного занавеса» и распад СССР, а также энергичное включение Китая в мировую экономику и глобальное сильное становление информационных спецтехнологий. У явления глобализации есть как положительные, так и отрицательные итоги. Причем разные специалисты, ученые, политики одни и те же итоги глобализации обыкновенно по-различному интерпретируют. Так, видимо, что в итоге глобализации формируется цельная транснациональная система хозяйства, и межгосударственные границы сегодня становятся с всем десятилетием все менее и менее важными. Об этом свидетельствует возрастающий темп миграции народов разных стран по каждой планете. Это допустимо приведет к образованию так называемого «социомонолита» – неделимого по национальным, политическим, религиозным и прочим знакам социума. Одни считают это отличной склонностью, другие ратуют за сохранение отдельных культур и экономик в всякой отдельно взятой стране. Совместно с тем, видимо, что образование неделимого целостного социума – неминуемое следствие процесса глобализации, тот, что в наши дни набирает все больше быстрые циклы. И особенно правильным итогом такого всестороннего объединения мира может стать решение одной из самых серьезных задач планетного масштаба, которая тысячелетиями не покидает нашу планету – опасности межнациональных войн и вооруженных соударений.Существует социальное и политическое движение противников глобализации – антиглобалистов. Его членами нередко становятся видные ученые, экономисты, социальные деятели и другие общественники, критикующие процесс глобальной экономической, политической и культурной интеграции в цельное мировое сообщество.

Совет 10: Как предпочесть сообщество для рекламы ВКонтакте

Инструкция

2. Неукоснительно глядите на охват. Желанно, дабы цена одного рекламного поста составляла не больше 50 копеек за всякие 100 охвата подписчиков.

3. Неукоснительно проверяйте, откуда в основном приходят посетители. Если с внешних сайтов – отнеситесь к такой группе с сомнением, допустимо она содержит в себе много ботов.

Видео по теме

В науке теснее длинное время идет обсуждение такой главной и серьезной загвоздки, как демографический взрыв. Ученые серьезно озабочены его последствиями. В обществе ведутся дебаты о вероятностях устранения его причин и итогов.


Демографическим взрывом называют крутой всплеск роста населения. Данный процесс происходит основным образом из-за снижения смертности и увеличения рождаемости в прогрессирующих странах мира. В конце XVII в. темпы роста населения Земли увеличились фактически вдвое, что было обусловлено рядом факторов. Во-первых, это связано с становлением промышленности. Во-вторых, демографический взрыв обусловлен общественно-экономическими изменениями, дозволившими женщинам трудиться наравне с мужчинами. В-третьих, круто снизился ярус смертности. В текущее время количество нашей планеты составляет приблизительно 7 миллиардов человек, всякий год приход составляет от 80 до 85 миллионов человек. Демографический взрыв владеет несколькими особенностями: метаморфоза численности населения приводит к увеличению безработицы, а также к изменению многих общественно-экономических отношений. Причем это относится не только к прогрессирующим странам, но и ко каждому мировому сообществу, становясь одной из глобальных загвоздок современности.Теперь демографический взрыв фактически неприметен, чай темпы роста населения гораздо снижены по сопоставлению с 1960-ми годами, которые отличались самыми высокими показателями, но, все же, опасность перенаселения сохраняется. Исключительно это касается стран Африки (таких как Нигерия, Ангола и других), где демографический рост весьма высок до сего времени. Помимо этого в некоторых странах, скажем в Китае, пришлось прибегнуть к грозным мерам. Семьи с одним ребенком пользуются разными льготами, а мужи, имеющие 2-х и больше детей, обязаны уплатить штраф, размеры которого зависят от прибылей и места жительства. Одной из загвоздок стало нежелание многих обитателей серьезно относиться к планированию семьи. Во многом это связано с мировыми религиями, которые придерживаются консервативной позиции в отношении детей. Итоги демографического взрыва могут быть ужасающими: регресс мировой экономики, нищета, голод и истощение всех доступных обществу источников планеты.

Видео по теме

Видео по теме

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И МИРОВАЯ СИСТЕМА

Сегодня понятие «общество» стало деже более широким, чем об этом говорилось выше. Действительно, под обществом можно понимать от­дельную страну, а можно - все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе.

Если общество понимают в последовательности двух значений - узкого и широкого, то неизбежен переход от отдельно взятого общества, рас­сматриваемого в единстве его территориальных границ (страна) и поли­тического устройства (государство), к мировому сообществу, или миро­вой системе, подразумевающей все человечество как сущностное це­лое.

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

Под мировым сообществом понимают все народы, обитающие на нашей планете. Чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле, его следует называть квазиобществом. Почему? Дело в том, что восемь призна­ков, выдвинутых Э. Шилзом, применимы не только к локальному, но и к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является ча­стью более крупной системы; браки заключаются только между членами дан­ного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою тер­риторию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органом управления мирового сообщества является ООН. Ей подчиняются все стра­ны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («голубые каски» ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональ­ные объединения типа Европейского сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет министров и Европарламент.

Представление о глобальном или, как сегодня принято говорить, плане­тарном единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в XX в. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать землянам общность своей судьбы, зависимость друг от друга ощущение того, что все они - пассажиры одного корабля, благополучие которого зависит от каждого из них. Ничего подобного в прежние века не происходило. Еще 500 лет назад трудно было говорить, что проживающие на Земле люди объединены в какую-то единую систему.

Процесс формирования мировой систе­мы резко ускорился, особенно после эпохи Великих географических открытий (хоти начало было положено раньше), когда ев­ропейцам стали известны все, даже самые отдаленные уголки планеты. Сегодня мож­но говорить лишь о географической отда­ленности или отдельном существовании стран и континентов. В социальном, поли­тическом и экономическом смысле плане­та представляет собой единое пространство. Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к мультиединообразию. Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу пла­нету в «большую деревню». Миллионы лю­дей становятся свидетелями событий, про­изошедших в разных местах, миллионы приобщаются к одному и тому же культур­ному опыту (олимпиады, рок-концерты). что унифицирует их вкусы. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миг­рация, временная работа за границей, ту­ризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Когда говорят о мировом сообществе, то подразуме­вают процесс глобализации, следствием которого такое сообщество и стало. Наш мир постепенно превращается в глобальную коммуникационную сис­тему, в которой общества распадаются на отдельные группы, перетекающие, в зависимости от меняющихся жизненных приоритетов, из одной социаль­ной сети в другую. Возможно, что для описания новой ситуации больше подходит термин «общества-сети», в которых происходит непрерывный об­мен информацией и которые не замкнуты благодаря глобальным сетям в своих государственных границах.

В результате присоединения России к мировому информационному со­обществу главным содержанием социального взаимодействия в российском обществе становится непрерывный обмен информацией. Это положение обосновал А. Н. Качеров 1:

♦ с момента прорыва информационных потоков в Россию (начиная с 1989-1992 гг.) наблюдается сокращение числа прямых контактов или так называемого face-Го-face взаимодействия;

♦ увеличилось число контактов с помощью средств связи (телефон, факс, компьютерные сети);

♦ наблюдается экспоненциальный рост «искусственного» взаимодействия на основе радио и телевидения;

личные контакты между индивидами сокращаются по количеству и продолжительности времени в связи с тем, что возросшая скорость информационных потоков заставляет людей избегать излишней эмоци­ональной нагрузки и затрат энергии при личных контактах.

Вхождение России в систему мировых коммуникаций в определенной степени (в значительной или нет, это еще предстоит выяснить социологам) изменило традиционный уклад жизни, свойственные ей каналы и способы общения. Современный житель крупного мегаполиса имеет в своем распо­ряжении все необходимые средства коммуникации и подключен к глобаль­ной сети. Чем больше вызовов в сети он принимает или осуществляет, тем больше соответствует образу жизни, принятому в мировом информационном сообществе. Старое содержание коммуникаций - научные беседы, разгово­ры с друзьями и любовницами, административные или деловые перегово­ры - облечено сегодня в новую техническую форму.

Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и челове­чество превращается в единую многонаправленную систему. Начиная с се­редины XX в. и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализа­ции качественно повлияла на общество. Национальные и региональные ис­тории теряют свой смысл.

Доиндустриальное общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившимся недавно национальным государством. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточ­ную экономику, собственную культуру. Постиндустриальное общество совсем иное. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Ин­терпола. Усиливается роль региональных и мировых экономических согла­шений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль много- и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, пре­вышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналд», «Пепси-Кола» или «Дженерал моторе», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реа­гируют на события молниеносно. Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Формируется единый или по крайней мере об­щепринятый разговорный язык - английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культу­ра становится универсальной, а местные традиции размываются.

Наряду с термином «мировое сообщество» в науке широко используются и другие понятия, очень похожие на него, но тем не менее обладающие сво­ими отличительными особенностями: «мировая система», «мировая эконо­мическая система», «мировая империя», «цивилизация».

МИРОВАЯ СИСТЕМА

Термин «мировая система» ввел в научный оборот Иммануил Валлер-штайн 2 . Он полагал, что привычное слово «общество», позаимствованное уче­ными из обыденной практики, слишком неточное: его почти невозможно от­делить непротиворечивым способом от термина «государство». Вместо того и другого он предложил понятие «историческая система», благодаря которому, как ему верилось, наконец-то воссоединятся два рода наук - исторические (идеографические) и социальные (номотетические). Старый термин «обще­ство» их разъединял, а новый призван их объединить. В понятии «историчес­кая система» уживаются социологический и исторический взгляды на мир 3 .

Кроме него о мировом обществе писал Никлас Луман. Он определял об­щество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Но если это так, то единственной закрытой системой, не являющейся частью другой, по­строенной на принципах коммуникации, является только мировое общество 4 .

Валлерштайна и Лумана считают самыми влиятельными теоретиками мирового общества. Они ставят явления производства и воспроизводства неравенства в центр своей концепции 5 . По убеждению Валлерштайна, исто­рия есть не история борьбы классов, а смена мировых гегемонов: Голландия заслонила Испанию, Великобритания победила Голландию, Германия и США боролись за британское наследство. По его мнению, Россия не была истинным противником США, скорее ее партнером в удержании экономи­ческого господства Америки в своей половине мира, а России - в своей. Но никакая гегемония не может быть вечной, поскольку циклический характер развития мироэкономики неизбежно ведет к спаду старых производств и созданию новых, что дает шансы другим странам на реванш.

Согласно Валлерштайну, всего существуют три формы, или разновидно­сти, «исторических систем» - мини-системы, мировые империи и мировые хозяйства (хотя можно выделить и другие их разновидности) 6 . Мини-систе­мы - небольшие по размерам структуры, недолговременные (жизненный путь примерно шести поколений) и гомогенные с культурной точки зрения.

Мировые империи - крупные полити­ческие структуры, в культурном плане они гораздо более многообразны; спо­соб существования - взимание дани с подведомственных территорий, преж­ де всего сельских округов, которая сте­кается в центр и перераспределяется среди немногочисленной рати чинов­ников. Мировые хозяйства - огромные неравные цепи интегрированных производственных структур, разделенных многочисленными политически­ми структурами. Логика их существования заключается в том, что прибавоч­ная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех, кто смог захватить временную монополию на рынке. Это - «капиталистическая» логика.

В ту далекую эпоху, о которой мы можем судить только по археологичес­ким раскопкам, когда на Земле обитали собиратели и охотники, преоблада­ющей формой были мини-системы. На раннем этапе истории одновремен­но существовало множество общественных систем. Так как эти общества являлись в основном племенными, следует исходить из существования мно­гих тысяч общественных систем. Позже в связи с переходом к земледелию и изобретением письменности, а именно в период между 8000 г. до н.э. и 1500 г. н.э., на земле сосуществовали одновременно все три разновидности «исторических систем», но доминировала мировая империя, которая, расши­ряясь, разрушала и поглощала как мини-системы, так и мировые хозяйства. Когда мировые империи распадались, на их развалинах вновь появлялись мини-системы и мировые хозяйства. История, похоже, напоминает круго­ворот веществ в природе.

Большая часть того, что мы называем «историей» этого периода, - это история рождающихся и умирающих мировых империй, полагает Валлер-штайн. Мировые экономики в то время были еще слишком слабы, чтобы кон­курировать с тремя формами исторических систем.

Примерно в 1500 г. из консолидации разрозненных мировых хозяйств, чудом уцелевших после очередного нашествия мировых империй, родилась «современная мировая система». С тех пор «она достигла своего полного развития как капиталистическая система. По своей внутренней логике это капиталистическое мировое хозяйство затем расширилось и захватило весь земной шар, все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, к концу XIX в. впервые в истории на Земле оказалась только одна историческая система. Мы до сих пор существуем в этом положении 8 .

Теория мировой системы, созданная Валлерштайном в середине 1970-х гг., позволяет объяснить многие исторические факты, которые не поддавались

объяснению традиционной теорией общества. Несомненно, весьма эвристичиа гипотеза циклического возникновения и распада мировых империй, к числу которых необходимо отнести и нашу страну, принимавшую форму то царско­го самодержавия, то советского тоталитарного государства. Из вечного круговорота исторических форм общества следует не только неизбежность рас­пада социальных гигантов и возникновения социальных карликов, но и ги­потеза о внутренней нестабильности «слабо упакованных», неплотных по удельному весу грамма «социального вещества» на единицу площади мировых империй. Внутренняя культурная разнородность не позволила просущество­вать СССР до III тысячелетия, несмотря на жесткий внешний политический контроль.

Все мировые империи являлись весьма зыбкими и неустойчивыми. Что такое империя монголов в XIV в., куда входила покоренная Русь, как не ге­терогенное и внутренне противоречивое объединение, где власть держалась только «на штыках»?

Мировые империи включали несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец СССР, который также относят к типу мировых империй.

представляли собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже - религиозно), обширные по тер­ритории, политически непрочные об­разования. Они создавались принуди­тельно и быстро распадались.

Европейцы давно уже практиковали трансокеаническую торговлю и эко­номику. Именно они стали пионерами новой формы «исторической систе­мы» - мировой системы. Начало европейской гегемонии прослеживается с крестовых походов - христианских военных экспедиций, предпринятых меж­ду XI и XIV вв. для отвоевания «священной земли» у мусульман. Итальянские города-государства использовали их для расширения торговых путей. В XV в.

Европа установила регулярную связь с Азией и Африкой, а затем и с Амери­кой: открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Испания и Португалия добывали в чужих странах рабов, золото и серебро, оттесняя туземцев в глухие районы.

С освоением внеевропейских территорий изменился не только характер экономических связей, но и весь уклад жизни. Если раньше, буквально до середины XVII в., рацион питания европейца составляла продукция нату­рального хозяйства, т.е. то, что было выращено на континенте сельскими жителями, то в XVIII и XIX вв. в меню, в первую очередь высшего класса (он всегда идет в авангарде прогресса), входят импортые продукты. Одним из первых заморских товаров стал сахар. После 1650 г. его стали употреб­лять в пищу не только высшие слои, но и средние, а затем и низшие (на сто­летие раньше в Европу попал табак). К 1750 г. даже самая бедная англий­ская семья могла попить чай с сахаром. Из Индии, где сахар впервые полу­чили производственным способом, европейцы завезли его в Новый Свет. Климат Бразилии и Карибских островов создавал идеальные условия для выращивания сахарного тростника. Европейцы основали здесь плантации, удовлетворяя растущий спрос на сахар по всему миру. Спрос на сахар и его предложение привели к международному рынку, а вслед за этим и к рабо­торговле. Дешевая рабочая сила нужна была для растущей плантационной экономики, а рынком труда выступала Африка. Сахар и хлопок стали ос­новным предметом международной торговли, связав континенты по раз­ные стороны океана.

В XVII в. сложились два торговых треугольника торговли сахаром и ра­бами. Во-первых, производимые Англией товары продавались в Африке, а африканские рабы продавались в Америке, в свою очередь американские тропические товары (особенно сахар) продавались Англии и ее соседям. Во-вторых, спиртные напитки из Англии кораблями доставлялись в Аф­рику, африканские рабы - на Карибы, а черная патока (из сахара) - в Новую Англию для изготовления спиртных напитков. Труд африканских рабов увеличивал американское богатство, которое большей частью воз­вращалось в Европу. Продукты, выращенные рабами, потреблялись в Европе. Сюда из Бразилии шли кофе, краски, сахар и пряности, из США - хлопок и спиртное.

Постепенно международная торговля превратилась в основной фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ори­ентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие мировой капиталистической экономики - единой мировой системы, вовле­ченной в производство для продажи и обмена больше с целью увеличения прибыли, чем для обеспечения благосостояния народа. Теперь она указыва­ет, в каком направлении двигаться отдельным странам. Современный мир - это мировая система, базирующаяся на капитализме, поэтому она и называ­ется капиталистической мировой системой.

«Единицей анализа современной мировой системы является капиталис­тическое мировое хозяйство», - пишет Валлерштайн. .

совокупность территорий или стран объединенных экономическими связями. Это понятие шире, чем мировая капиталистическая экономика, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но уже, чем поня­тие мировой системы.

Мировая капиталистическая экономика - высшая и последняя форм а мировой экономической системы. Она существует чуть ли не 500 лет, но так и не превратилась в мировую империю. Транснациональные корпо­рации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно пе­ребрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести и социалистический ла­герь, куда в 1960-1980-е гг. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Юго­славия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономичес­кой взаимопомощи.

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны.

Анализируя исторические воззрения на общество, неизбежно замечаешь такую особенность: начиная с античности понятие общества постоянно рас­ширялось - от семьи и союза племен до мировой державы. Сегодня оно раз­рослось до мирового сообщества.

Древние римляне, создавшие мировую империю, расширили понятия общественного и социального. Уже не союз племен, а огромная держава должна была именоваться римским обществом, ибо и столица, и дале­кие окраины управлялись по одним законам, жители придерживались единых законов, традиций и идеалов. Но можно ли мировую державу. каковой являлась Римская империя, строить по образцу общества? В свое время Платон полагал, что 5040 семейств достаточно для образования настоящего политического общества. Аристотель назвал его чрезмерным. В XVIII в. Райналь назвал чудовищным общество в 20-30 млн человек. А как быть с современными сверхдержавами (США, Китай, Россия) или древнеримской империей, в которой Азия и Африка скромно числились в провинциях?

Понятно, что в сверхдержавах иным должен быть тип отношений между населением и властью. Власть императора устанавливается сверху им самим, поэтому ее зовут самодержавной. Но в греческом полисе или римской рес­публике власть вырастала снизу - из общества. В автократических государ­ствах правители царствуют не волей народа, а Божьей милостью. Они - лишь наместники и восседают на вершине огромной пирамиды власти, которая по нисходящей иерархии чинов очень косвенно связана с населением. Можно ли назвать такие отношения между властью и населением социальными". 1 В античном смысле слова нет. Скорее, государственными или политически­ми. Государство все больше отдалялось от общества, которое относимо ско­рее к населению - нижней части пирамиды.

Древние римляне не смогли решить для себя вопроса, где начинается и заканчивается общество. На него попытались ответить современные мысли­тели и ввели в обиход новое понятие - мировое сообщество.

СТРУКТУРА МИРОВОЙ СИСТЕМЫ

Как было сказано выше, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различа­ют две формы подобной системы - мировые империи (множество террито­рий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономи­ку, но политически не объединенные в одно государство).

Мировую систему надо понимать в узком и широком значении. Валлерштайн предложил различать: а) мировые империи; б) мировые экономичес­кие системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединен­ных военной и политической властью. Это обширные по территории непроч­ные образования, они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими свя­зями. В древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Что та­кое империя монголов в XIV в., куда входила покоренная Русь, - империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают нало­ги или дань, то это - экономическая система. У нее нет единого политичес­кого центра и органа управления. А ку­да отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Ско­рее к системам, нежели к империям.

Валлерштайн разделил мировую систему на три части: ядро, полупери­ферию, периферию.

Ядро включает самые сильные и мо­гущественные государства с совершен­ствованной системой производства - страны Западной Европы, Северной Америки, Японии. У них больше всех капиталов, самые качественные това­ры, самые сложные технологии и сред­ства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию эти страны экспортируют на периферию и полупериферию. Государства полупериферии и периферии - это страны «второго» и «третьего мира». У них меньше влас­ти, богатства и влияния.

Страны периферии - это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируют­ся. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режи­мы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают соци­альные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса. Периферийное общество характеризуется издольщиной в сельском хозяйстве и отраслями добывающей промышлен­ности. Поскольку благополучие стран периферии зависит от экспорта сырья технологии и капиталы поступают только извне. В определенной степени государственный аппарат является посредником иностранного капитала. Анклавы современной технологии, ввозимой из-за рубежа и контролируе­мой иностранцами, соседствуют с архаическими методами производства и массовой недозанятостью. Бюрократическая система монополизирует не только государственное управление и функцию подавления, но и прямое предоставление социальных привилегий, выполняет роль крупнейшего ра­ботодателя, осуществляет непосредственный контроль над главными отрас­лями производства и (или) экспортом, контроль над средствами массовой информации и т.д. Исключительно высокая степень эксплуатации в разви­вающихся странах часто соседствует с распространением репрессивных ре­жимов, отсутствием консенсуса, а часто также с военными диктатурами и полуофициальными «эскадронами смерти» как повседневной системой уп­равления".

Правительства (при диктаторских или авторитарных режимах) существу­ют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции. Но и западная помощь часто оседает в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внут­ренние войны и мятежи. Подобное часто происходит в странах Латинской Америки, Иране и Филиппинах. Даже после революций им не становится легче. Новые правительства поворачивают к репрессиям, показывают свою недееспособность, и вскоре их смещают.

Перемещение транснациональными компаниями трудоемкого производ­ства в страны с дешевой рабочей силой является решающим фактором совре­менного подъема промышленности в некоторых развивающихся обществах. Массы неквалифицированных рабочих, часто нищая «люмпен-буржуазия» совместно с большей частью местной буржуазии практически лишены вли­яния на реальную политическую жизнь страны, несмотря на парламентские процедуры, которые обычно служат лишь средством создания легитимнос­ти 12 . Демографическую ситуацию стран «третьего мира» характеризуют про­тиворечивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселенных деревень в слаборазвитые города в поисках рабочих мест.

С 1960-х гг. страны «третьего» и «четвертого мира» взяли в долг у разви­тых стран несколько миллиардов долларов. Кредиты брали в период эконо­мического подъема Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 млрд долл., но не видно способов, каким заемщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бра­зилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономики этих стран, западные кредиторы вынуждены рефинансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частич­ной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполне­ние долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает междуна­родную финансовую систему.

Как показывает опыт, обильные иностранные инвестиции в такие стра­ны очень мало помогают им выбраться из кризиса. Для улучшения ситуации нужна внутренняя перестройка экономики.

В 1998 г. Россия объявила о своей некредитоспособности перед западны­ми инвесторами. Разразился скандал, а затем и мировой кризис, которого мир не знал с конца Второй мировой войны. Некоторые западные банки, купив­шие государственные бумаги (ГКО) в России, разорились или оказались на грани разорения. Россия, которая прежде твердо держалась в ряду развитых экономических держав, по существу показала, что относится к странам «тре­тьего мира».

Если передать классификацию Валлерштайна в терминах теории постиндустри­ального общества Д. Белла, то мы получим такие соотношения:

♦ ядро - постиндустриальные общества;

♦ полупериферия - индустриальные общества;

♦ периферия - традиционные (аграрные) общества.

Как уже говорилось, мировая система складывалась постепенно. Соответ­ственно разные страны в разное время могли выполнять роль лидеров в ядре, откатываться на периферию или занимать место полупериферии.

Обычно в ядре доминирует одно государство. В XIV в. в мировой торгов­ле господствовали северо-итальянские города-государства. Голландия лиди­ровала в XVII в., Англия после 1750 г., а Соединенные Штаты - после 1900 г. В 1560 г. ядро мировой системы располагалось в Западной Европе (Англия, Франция, Нидерланды, Португалия и Испания). Северо-итальянские горо­да-государства, которые были до этого самыми могущественными, присо­единились к полупериферии. Северо-Восточная Европа и Латинская Аме­рика составляли периферию. Многие общества (особенно в Океании и внут­ренних областях Африки и Азии) до недавнего времени находились вне периферии. Они долго не могли присоединиться к мировой капиталистичес­кой экономике, производя и потребляя свои же продукты, т.е. вели натураль­ное хозяйство. Сегодня таких стран фактически нет. Страны бывшего совет­ского блока (Венгрия, Польша, Болгария и др.) отнесены к странам «второ­го мира». Долгое время они были отгорожены от мировой капиталистической системы. Сейчас их причисляют к периферии или полупериферии.

Концепция центр-периферия, нашедшая немало приверженцев среди ученых, получила яркое выражение в недавно вышедшей книге К. Кристи-ансена «Европа до истории» 13 , по-особому интерпретирована в статьях анг­лийского ученого Эндрю Шератта и французского археолога Поля Брюна.

Последний выделяет три концентрическиу зоны, обусловленные влиянием средиземноморской экономики в VIII-VI вв. до н.э. Первая зона включала греческие и этрусские городские центры - «двигатели», действие которых и определило формирование иерархической системы концентрических зон; второй круг базировался на комплексе кельтской цивилизации; третий ох­ватывал северные периферийные культуры, где развитие происходило намно­го медленнее 14 .

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Ученые неоднократно, чуть ли не с древнейших времен, пытались систе­матизировать геополитическое пространство Земли, например: разделить его не только на страны и континенты, которые существуют вполне реально, но и на системы (капиталистическая и социалистическая), миры («первый мир». «третий мир» и др.), ядро и периферию, регионы (Восточно-Азиате кий реги­он), бассейны (бассейн Тихого океана), зоны влияния (советская зона), ци­вилизации (китайская, исламская и др.), границы которых ни в каких доку­ментах не фиксировались, а существовали скорее как научные понятия. Тра­диционным способом разбиения всех стран и народов на целостные, внутри себя однородные зоны является так называемый цившизационный подход.

Цивилизация отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании уче­ные продолжают спорить. Понятия «государство» и «страна» по смыслу уже. чем «цивилизация» и «мировая система». Понятие «общество» занимает про­межуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным и абстрактным и глобальным (все человечество). К типу мировых, или глобаль­ных, систем относится цивилизации. Но в отличие от мировой системы ци­вилизация отражает социокультурный, а не экономический и политически" аспект развития человечества.

Ученые не пришли к единому мнению о том, что есть цивилизация. Одни относят это понятие к историческим эпохам и говорят об античной, средне­вековой и современной цивилизациях. Другие соотносят это понятие с гео­графическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальную цивилизации. Третьи опираются на религиозные и социокультурные крите­рии и анализируют евразийскую, мусульманскую, христианскую, восточную, европейскую, западную и другие цивилизации. Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т.е. нечто равное ей, а как ее аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилиза­ции, неважно, материализованном (в книгах, памятниках и т.д.) или нема-териализованном (нормы, этикет, знания).

Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вавилония, средне­вековая Европа и Россия принадлежат к одному и тому же историческому типу общества - к традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной культурой, непохожей на другие. В рамках традиционного обще­ства встречается многообразие цивилизаций - античная, средневековая, христианская, восточная, древнеегипетская, евразийская.

Цивилизация понимается и как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивили­зованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Исторически самым важным показателем считает­ся наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. Отметим интересную деталь: слово «цивили­зация» произошло от латинского civilis - гражданский, государственный - и в Средневековье носило юридический смысл - «относящийся к судебной практике». Позднее его значение расширилось. «Цивильным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовать» - означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. В одном из самых авторитетных изданий - книге Р. Уильямса «Ключевые слова: словарь по культуре и обществу» сказано, что культура явилась некоей альтернативой «цивилизации», которая ассоциировалась с социальным прогрессом. В по­нятии «культура» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой 15 . Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что призна­ками перехода к цивилизации выступают: в области материальной культу­ры - появление монументальных каменных или кирпичных строений (двор­цов, храмов и т.п.), в области духовной культуры - возникновение письмен­ности. И монументальное зодчество, и письменность представляют собой яркое проявление культуры «верхов», или элитарной культуры 16 .

Для антропологов цивилизация - всего лишь более сложный, или наи­высший, тип культуры. А если следовать этимологии слова, то окажется, что цивилизация - это культура людей, живущих в городах. Горожанам прису­щи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между куль­турой и цивилизацией антропологи в отличие от социологов не проводили «Цивилизация» - совокупность созданных человеком «средств», а «культу­ра» - совокупность всех человеческих «целей».

Что же такое цивилизация в таком случае? Чем она отличается от двух других фундаментальных понятий - общества и культуры? Когда мы гово­рим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные инсти­туты, социальную стратификацию. А под культурой подразумевают среду общества - нормы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т.д.

Что же остается на долю цивилизации? Какие важные аспекты жизнеде­ятельности людей охватывает это понятие? Что отличает, например, восточ­ную цивилизацию от западной? Скорее всего, понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, места труда и досуга и т.д. Обе цивилизации осно­вываются на различных системах социальных ценностей, философии, обра­зе жизни и принципах, отношении к природе. Это первично, а их воплоще­ние - в типах жилища, образе жизни, способах общения - вторично. В по­нимание цивилизации следует, видимо, включить отношение к прогрессу, рациональной науке и технике, трактовку природы человека.

В палитре самых разных подходов, порой весьма противоречивых, мож­но выделить два центральных. Большинство специалистов предпочитают рассматривать цивилизацию в двух значениях - как историческое (время) и географическое (место) образование.

Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество ) - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии , выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира . В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь - ООН , как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).

См. также

Напишите отзыв о статье "Мировое сообщество"

Литература

  • , автор - Яценко Н. Е., СПб., 1999
  • И. Дайнес. «История России и мирового сообщества. Хроника событий», М., Олма, 2004

Отрывок, характеризующий Мировое сообщество

– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?

термин, который используется для обозначения некоторой гипотетической общности граждан всех стран мира, которые объединены в общем порыве интернационализма в единый фронт. Данное выражение обычно употребляется в осуждающем контексте: «все мировое сообщество осудило акт...», «мировое сообщество обеспокоено...», «мировое сообщество выдвинуло требования к диктаторскому режиму...» и т. д. Вполне понятно, что никакого сплоченного мирового сообщества на самом деле нет, большинство государств живет сами по себе, пытаясь не вмешиваться во внутренние дела прочих государств и не допуская в свои внутренние дела вторжения извне. Более того, многие государства и блоки государств находятся друг с другом если не в открытом противостоянии, так в состоянии холодной войны, что вообще не позволяет говорить о какой-либо целостности.

Из всего вышеописанного ясно, что выражение «мировое сообщество» - это элемент манипуляции общественным мнением, когда под этими словами получателю информации навязывается определенная точка зрения, выгодная манипуляторам. Ведь если все мировое сообщество осудило, то как же не осудить простому обывателю, который смотрит репортаж об осуждении. Естественно, что данная технология манипуляции используется для давления на неугодные новому мировому порядку режимы, а также для оправдания различного рода гуманитарных миссий в отношении таких режимов.

См. также: государство-изгой, гуманитарная помощь, международный терроризм, общечеловеческие ценности, прогрессивное человечество, самоопределение, свобода вероисповедания, социал-дарвинизм, экономическая блокада.