Роль определенно личных предложений в речи. Роль односоставных предложений в речи. Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке русского языка по теме «Односоставные предложения.

Роль односоставных предложений в речи»

Васюта Ирина Васильевна, МАОУ СОШ № 4, учитель русского языка и литературы, Новый Уренгой, ЯНАО

Предмет (направленность) урок

Возраст детей 13-14 лет

Место проведения класс

Цели:

1. Сформировать умения отличать односоставные предложения от двусоставных, различать односоставные предложения по их значению, структурным особенностям, определять их роль в речи.

2. Развивать умения составлять тексты с употреблением односоставных предложений, использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Ход урока.

На уроках русского языка мы продолжаем изучать простые односоставные предложения, их состав, стилистические функции на примерах художественных текстов русской литературы, а также созданных самостоятельно.

    Мотивация. Задания на постановку личных целей ученика.

Обучающимся предлагается анкета. «Для чего я изучаю эту тему, каких результатов я должен достичь».

Я изучаю тему для того, чтобы:

    получить хорошую отметку;

    научиться конструировать односоставные предложения;

    написать красивое сочинение;

    выполнить исследовательскую работу по одному из видов односоставных предложений;

    понравиться учителю;

    научиться понимать художественный текст и роль односоставных предложений в нём;

    своей творческой/ исследовательской работой призвать одноклассников уважать и бережно относиться к русскому словесному искусству;

    проверить хорошо ли я могу делать такие творческие работы;

    свой вариант ответа.

2.Актуализация знаний.

2.1.Блиц-опрос («да», «нет»)

    Определённо-личные предложения – это двусоставные предложения?

    Это односоставные предложения?

    Необходимо ли в них подлежащее?

    Могли бы местоимения 3 лица быть подлежащими в неопределенно-личных предложениях?

    Могли бы местоимения 1,2 лица быть в них подлежащими?

    Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения ?

    Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях?

2.2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.

К какому стилю принадлежат предложения?

Какова их тема?

Чем они отличаются друг от друга?

    Объявление темы урока.

    Работа с текстом.

Осень.

Прелестная поздняя осень. С утра слегка морозит. Но днем солнце берет свое. Идешь по причудливому пестрому ковру из разноцветных листьев, смотришь на бегущие по небу облака и думаешь, думаешь…

      Комплексный анализ текста.

    Назовите тему текста.

    К какому стилю он принадлежит?

    Объясните написание орфограмм.

    Какие предложения по наличию главных членов в грамматической основе употреблены?

      Трансформируйте текст, добавив в грамматическую основу второй главный член.

Какой текст звучит лаконичнее? Образнее? Почему?

    Работа в группах. Исследование заданных текстов.

Цель употребления.

Внимание в определенно-личных местоимениях сосредоточено на действии; они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи. Употребление определенно- личных предложений в речи, устной и письменной, делает ее живой, непринужденной, динамичной, эмоциональной. Неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. С их помощью выражается только проявление человеческой деятельности. В этом отношении они противостоят безличным предложениям, выражающим действие стихийных сил. Безличные предложения передают состояние природы, состояние человека, выражение желаний, предположения, приказа, состояние окружающей среды.

Таким образом, односоставные предложения делятся на несколько видов по наличию главного члена в грамматической основе, по стилистическим и смысловым функциям. Чтобы правильно употреблять односоставные предложения в речи, необходимо более подробно изучить виды односоставных предложений.

Задание для группы № 1.

5.1.Сравните разные редакции отрывка из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Сделайте вывод о том, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Как вы полагаете, почему? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Черновой вариант

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

А под ними лежал берег правый, —

Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда.

Переправа

В шесть часов началась.

Окончательная редакция

Переправа, переправа…

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромки льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа…

Задание для группы № 2.

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а – другое в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели.

Сделайте вывод из опыта.

(из учебника биологии)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 3.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют теремком.

(по Н. Носову)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 4.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Вечереет. Ветра уж нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Теперь и пахарям можно отдохнуть. Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде.

(по В. Закруткину)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

    Проверка исследовательской работы групп.

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку заданий, выполненных каждой группой на интерактивной доске, делают выводы об использовании односоставных предложений в различных стилях речи.

    Выполнение творческого задания.

Сочинение – миниатюра. (Предлагаются темы по выбору)

Наш город под Новый год.

Мне нездоровится…

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

Правила перехода проезжей части дороги.

    Заслушивание и рецензирование работ обучающихся.

    Рефлексия.

Продиагностируйте личное приращение с помощью рефлексии

Заполни таблицу

Задание

Вопрос

Ответ да/нет/ не совсем

Почему?

Вернись к списку ответов на вопрос «Для чего мне изучать тему?». Прочитай еще раз выбранные тобой ответы.

Твоя работа на уроке помогла достичь того, что заявлено в этих ответах?

Вспомни перечень того, чему планировал научиться.

Удалось этому научиться?

Удалось нужную найти информацию?

Вспомни, как шла работа над темой.

Работа над темой велась строго по составленному плану?

Вспомни момент представления творческой работы

Какие чувства и эмоции были у тебя в этот момент?

Ответ

    Домашнее задание.

Выполнить исследовательскую работу по одной из тем (по выбору):

    Использование односоставных предложений в эпистолярном жанре (Анализ письма Тряпичкина Хлестакову (Н.В. Гоголь. «Ревизор», действие 5-е, явление VIII) ;

    Использование односоставных предложений в разговорной речи (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. «Сирота»);

    Проанализировать использование односоставных предложений в учебнике геометрии.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. Данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном тексте (на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»). Выбрать такое произведение нам показалось особенно интересным, так как Глеб Успенский – наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы? Процесс обучения становится осознанным, учащийся осваивает научный стиль речи, учится писать точно и лаконично. Кроме того, реферат может быть засчитан в качестве экзаменационного сочинения.

Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица» (, с. 88). Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья...

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом...
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить , персон накрывать?

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел) . Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой! ) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Успенский:

Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли .

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Понедельничают еще : глагол употреблен в форме настоящего времени; побирались : глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (такой вид предложений в произведении найти не удалось). Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Успенский широко использует этот вид предложений:

Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Г.Успенскому акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко использует пословицы и поговорки. Особенно это касается ситуаций, в которых герои получают наставления от более старших по возрасту:

Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и неопределенно-личные предложения в значении обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом, приобретают значение «все должны поступать так, это справедливо для любого лица» (, с. 89).

Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического характера: Как бы там ни было, а идти придется.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

А вот как изображает писатель дом мещанина Лубкова:

Самая фигура дома давала некоторое понятие о характере хозяина. Гнилые рамы, прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на одной петле ставни, аляповатые подпорки, упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену .

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Произведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др . Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др . Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Милонов Н.А . Г.И. Успенский и Тула. Тула: Интербумага, 1995.

5. Пешковский А.М . Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э . Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М . Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8. Успенский Г.И . Теперь и прежде. М.: Сов. Россия, 1977.

От редактора . Такого рода рефераты в последнее время модны; многие ученики думают, что такая форма работы проста, и охотно берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более подробно ознакомиться с грамматическим материалом, задуматься об особенностях языка писателя. Уверена, что сегодняшний материал (типичный образец реферата) многому научил девочку! Однако учитель, предлагающий работу такого рода, должен объяснить школьнику, что его главная задача – разбор текста, примеров, их классификация. Грамматический материал нужно излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все случаи, в которых можно наблюдать данное явление (если примеры какого-то типа очень многочисленны, надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать их). О стилистических функциях надо говорить тогда, когда обсуждается пример, включенный в контекст. Тогда реферат будет не просто рефератом, а первым шагом к научному исследованию .

Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе.

Цели: 1) обобщение сведений об односоставных предложениях;

2) определение их роли в художественном тексте;

3) воспитание любви к родной природе через слово;

4) попутное повторение некоторых видов орфограмм;

5) выполнение морфемного, морфологического и синтаксического разбора.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте.

Все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...

Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!

«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.

Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).

II. Терминологический диктант.

(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах или написанных на табличках).

Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.

6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида.

7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.

III. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

(Текст под диктовку учителя один из учащихся записывает на доске).

Снег да снег. Всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены....

И дыханье выходит из губ

Застывающим32 в воздухе паром4.

Вон дымок выползает из труб;

Вон в окошке сидят с самоваром.

Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,

2) подчеркнуть грамматические основы предложений;

3) выполнить указанные виды разбора;

4) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.

Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).

IV. Лингвистические задачи.

(У каждого из учащихся имеется карточка с условием лингвистической задачи, которую необходимо решить, а ответ аргументировать. Задач три варианта.

Ответы при проверке оцениваются учителем и учениками).

Вариант I.

Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.

Бриллианты 5 в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах....

(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)

Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.

Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.

Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.

Вариант II.

Задание. Является ли данное предложение именительным представления? Объясните значение указанного слова.

Иней5... Он сверкал, переливался на солнце, словно алмаз из заветной шкатулки Деда Мороза.

Это предложение является именительным представления, т. к., во-первых, именительный представления предполагает продолжение, развитие той темы, которая уже названа, и мы наблюдаем это в данном примере;

во-вторых, предложение, следующее за именительным представления, связано с ним цепной связью, в роли сцепляющего слова выступает местоимение (а еще могут выступать и повторяющиеся или однокоренные слова, другие языковые средства);

в-третьих, с именительным представления может сочетаться риторический вопрос или восклицание, и здесь это возможно;

наконец, в конце именительного представления могут стоять различные знаки препинания - многоточие, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка. В данном примере - многоточие.

Заветной 5 - сокровенной, свято хранимой.

Вариант III. .

Задание. Является ли это предложение именительным представления?

Устно объясните значение выделенного слова.

Мелколесье 5. Степь да дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

(С. Есенин).

Это назывное предложение, а не именительный представления, поскольку последний предполагает обязательное продолжение, развитие темы, которая названа, а здесь такое не наблюдается.

Мелколесье5 - небольшой лес.

V. Творческая работа

(сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем

с подбором эпиграфа).

Учитель: «О зиме писали многие поэты, ее изображали на своих полотнах многие известные художники.

Дома вы подготовили небольшие поэтические отрывки из наиболее понравившихся зимних стихотворений. Послушаем их». (Читаются отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме).

Учитель: «У нас в классе много зимних пейзажей: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона ««Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная...

А вот эти зимние пейзажи нарисовали ребята. И не только нарисовали, но и подобрали к ним поэтические строчки. (Демонстрация детских рисунков).

Учитель: «Вспомним еще зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Иней», К. Юон» «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л. Бродская «Зимний лес» и др.)

Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.

Вспомните имена и произведения некоторых из них.

(Вступление к опере «Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С. С. Прокофьева «Золушка», «Времена года» П. И. Чайковского, его же лирически светлая Первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).

Учитель: «С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы на одну из тем: «Зимний пейзаж», «Зимняя ночь», «Лес зимой», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Подберите к своему сочинению эпиграф. По возможности больше постарайтесь употребить в работе односоставных предложений.

(Проверяется 2-3 работы)

Итак, какова роль односоставных предложений в художественном тексте? (Делается вывод).

VI. Работа по карточкам.

(Определение вида односоставных предложений).

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

(Учащиеся на маленьких карточках, на которых записана их фамилия, записывают вид односоставных предложений, диктуемых учителем. Один из учащихся работает на переносной доске. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель).

Ф. И. учащегося.

1) назывное

2) безличное

3) безличное

4) безличное

5) определенно-личное

6) назывное

7) неопределенно-личное

8) определенно-личное

VII. Итог урока, домашнее задание.

Учитель: «Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)

Задание на дом: составить карточку по теме «Односоставные предложения» для кабинета русского языка и литературы, соответственно ее оформить.

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый,

Свежей, белой, пухлой ватой

Всё убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять! "

Зимнее утро

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Отркрой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Скрип шагов вдоль улиц белых...

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.