Коллективная валюта европейской валютной системы. Европейская валютная система. Процесс функционирования Европейской международной валютной системы

Европейская валютная система

Европейская - это система для интеграции европейских стран

Европейская валютная система, созданная в рамках Европейского экономического союза

  • , определение
  • Цели и принципы Европейской валютной системы
  • Механизм действия Европейской мировой валютной системы
  • Процесс функционирования Европейской международной валютной системы
  • Маастрихтский в Европейской валютной системе
  • Завершающая стадия формирования ЕВС, создание евро
  • Первый этап заключительной стадии формирования ЕВС
  • Второй этап заключительной стадии формирования ЕВС
  • Члены Еврозоны
  • Финансовая политика Еврозоны
  • Использование в Европейской валютной системе
  • Евро за пределами Еврозоны
  • Страны, принявшие по договорённости
  • Страны, использующие евро без договорённости
  • Страны, использующие евро для торговли
  • Источники и ссылки

Валютная региональная система, созданная на территории Европы с целью совершения валютных операций на рынке Европы , организовывает обмен валютами по установленному курсу, разрешает конфликты в валютных отношениях союза. ЕВС с 1999 года носит название Европейский валютный союз (ЕЮВС), под этим названием страны Европы начали объединяться с целью создания единой валюты , которой выступила . Ряду стран , вступавших в Европейская валютная система, выдвигаются требования. Некоторые страны находятся в стадии выполнения требования для вступления в Еврозону.

ЕЭВС - это система, созданная в рамках интеграции европейских стран в Европейское сообщество.

Европейская экономическая валютная система - это международная валютная система группы стран, входящих в Евро союз (Европейский союз ). Членство в Евросоюз вовсе не предполагает автоматического участия в Европейская валютная система. Членами Евро союз являются 27 европейских стран: с 1 января 2007 г. в приняты Болгария и Румыния. Наиболее бурно Евросоюз расширялся в 2004 г., когда в ЕС вошли сразу 10 стран, включая Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Чехию и Словакию. Членство в Евро союз отнюдь не предполагает автоматического участия в ЕЭВС. Для вступления в зону евро страны обязаны соответствовать уже упоминавшимся критериям «финансового здоровья».

ЕВС - это валютный механизм, созданный в рамках Европейского экономического союза (ЕЭС) с целью уменьшения колебаний обменных курсов валют стран-участниц и образования в Европе зоны валютной стабильности. Предусматривает введение единой общеевропейской валютной единицы в качестве средства достижения полной экономической и политической интеграции государств, входящих в состав ЕЭС (за последнее время принята аббревиатура - Европейский союз).

Европейская валютная система - это

Европейская экономическая валютная система - это современная мировая (региональная) мировая валютная система , что является подсистемой Ямайской валютной системы. Она была создана с целью повышения валютной стабильности внутри Сообщества, создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противоположность Ямайской валютной системе , которая была основана на долларовом стандарте, обеспечение стабилизирующего эффекта международных экономических и валютных отношений и для защиты «Общего рынка » от экспансии доллара.

ЕВС - это высочайшее звено европейской интеграции, которая предусматривает, кроме устранения всех барьеров в движении капиталов, рабочей силы и товаров, еще и введение еврике и проводку общей монетарной и валютной политики.

ЕЭВС - это форма компании отношений стран — членов Евросоюз в валютной сфере, имеющая целью обеспечить устойчивое соотношение курсов национальных валют этих государств и тем самым содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом.

Европейская экономическая валютная система - это региональная валютная система , принятая рядом стран, входящих в Евро союз. Цель Европейская валютная система состоит в фирмы валютных отношений и валютного обмена, облегчающая экономические отношения между странами, стимулирующая интеграцию их экономик, способствующая стабилизации валют. ЕЭВС действует с 1979 г.

Европейская валютная система - это

ЕВС (Европейская валютная система; European Monetary System; с 1999 г. Европейский валютный союз - European Monetary Union) - это международная (региональная) международная валютная система, форма компании валютных отношений между странами - участницами Европейского экономического сообщества (ЕЭС; с 1993 Евро союза). Первым этапом формирования международной валютной системы ЕЭС было введение режима совместного плавания курса валют стран-участниц ("европейской валютной змеи"), существовавшего с апреля 1972 г. по март 1979 г. После того как большинство западных стран перешло к плавающим курсам своих валют, страны ЕЭС в целях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились о сужении.

Предпосылки создания Европейской валютной системы

Первым этапом формирования мировой валютной системы ЕЭС было введение режима совместного плавания курса валюты стран-участниц, получившая название "Европейская валютная змея", который просуществовал с апреля 1972 по март 1979.

После распада Бреттон-Вуддской международной валютной системы большинство западных стран перешло к плавающим курсам своих валют. Страны ЕЭС в целях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились о сужении пределов колебаний своих валют друг к другу (± 1,125%) и о коллективном плавании своих валют к доллару и другим валютам (пределы колебаний +2,25%). Осуществление этого режима, получившего название "змея в тоннеле" (официальное название - Европейское соглашение о единых пределах), в 1972 году начали лишь 6 стран ЕЭС (ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург) из 9 тогдашних членов этой фирмы. В 1973 году были отменены пределы колебаний валютных курсов стран-участниц к доллару и другим валютам ("змея вышла из тоннеля", т.е. “тоннель” перестал существовать), а пределы взаимных колебаний были раширены и установлены в диапазоне ± 2,25%. В этом обновлённом режиме не участвовали Англия, Италия и Ирландия. В связи с неустойчивостью валютного положения в 1974-1976 гг. дважды вынуждена была выходить из него Франция . Режим "европейской валютной змеи" оказался малоэффективным, так как не сопровождался координацией валютной политики стран ЕЭС.

Эта первая попытка проведения совместной валютной политики привела к принятию нового договора , вступившего в действие в марте 1979 года, которое было выработанного с участием коллективного органа ЕЭС - комиссии Дженкинса.

Основные этапы развития Европейской валютной системы

ЭКЮ в отличие от СДР не только обладает более широкими функциями, но и стало в определенной степени консолидирующей основой развивающегося и углубляющегося интеграционного альянса западноевропейских государств. Введение ЭКЮ стало также важнейшим шагом на пути создания единой валютной Европы.

Создание Европейского экономического сообщества поначалу не ставило своей целью образование валютного союза . Статья 105 Римского договоренности предусматривала лишь согласование экономической политики стран-участниц и образование валютного комитета консультативного характера с целью ускорения координации валютной политики в необходимой мере. Однако с середины 70-х годов активизировались поиски путей для создания такого треста. Лидеры Европейского сообщества пытались не только создать валютную единицу, альтернативную доллару Соединенных Штатов, но и провести валютную интеграцию, осуществлять за колебанием валют.

В результате сложных переговоров в рамках Европейский союз в марте 1979 г. была создана Европейская МВС (Европейская экономическая валютная система). ЕЭВС - это международная (региональная) валютная система, представляющая совокупность экономических отношений, связанных с функционированием единой валюты в рамках европейской экономической интеграции. Европейская валютная система - важная составная часть мировой валютной системы.

Поиски новых форм валютной интеграции привели к новому соглашению о создании Европейской экономической валютной системы. Решение о создании Европейской экономической валютной системы было принято в 1978 году на встрече канцлера ФРГ Гельмута Шмидта и президента Франции Валери Жискар д’Эстена. Формирование Европейская экономическая валютная система было направлено на достижение валютной стабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара.

Основные вехи предыстории создания Европейской валютной системы (ЕЭВС) таковы. В 1972 г. Совмин ЕЭС принял решение ограничить амплитуду колебания валют, входящих в Сообщество стран, по отношению друг к другу. Для достижения этой цели центральные банки должны были согласовывать свои интервенции на валютном рынке. Так родилась "европейская валютная змея". Предел колебаний валютных курсов стран ЕЭС между собой допускался от ±1,125% до ±4,5% в разные годы.

В графическом изображении "змея" означала узкие пределы колебаний валютных курсов 6 стран ЕЭС (ФРГ , Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой. Если валютный курс страны опускался ниже допускаемого предела, должен был скупать национальную валюту на иностранную.

"Валютная змея" просуществовала в том или ином составе стран-участниц до 1979 г., когда по инициативе Ж. Д"эстена и Г. Шмидта была создана Европейская валютная система. Европейская валютная система должна была решить следующие задачи: установить повышенную валютную стабильность внутри Евросоюз; стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности; усилить взаимосвязь процессов экономического развития и придать новый импульс европейскому интеграционному процессу ; оказать стабилизирующее воздействие на международные экономические и валютные отношения.

Механизм действия Европейская экономическая валютная система включает в себя три составляющих: специальную расчетную денежную единицу - ЭКЮ; механизм курсов валют и интервенций ; механизм кредитования.

Основу Европейской экономической валютной системы составили:

Создание механизма курсов валют (англ. Exchange rate Mechanism, сокр. ERM).

Создание европейской валютной единицы (англ. European Currency Unit - ECU) - ЭКЮ. Экю представляла собой международную расчётную единицу, определяемую на основе корзины валют стран-членов ЕЭС.

Образование Европейского фонда валютного сотрудничества (англ. European Monetary Cooperation Fund), создаваемого за счёт взносов стран-участниц. Средства фонда предназначались для предоставления временной финансовой поддержки с целью финансирования дефицита платёжного баланса и для осуществления расчётов по валютным интервенциям , которые осуществляли центральные банки для поддержания курсов валют в установленных пределах.

Первоначально в ЕЭВС участвовали 8 государств: Республика , Франция, Нидерланды, Бельгия, Ирландия, Люксембург и Италия (последняя в 1992 году вышла из системы и вернулась обратно в 1996 году). Позднее к Европейская валютная система, по мере его расширения, присоединились: (в 1989 году), Британия (в 1990 году), (в 1992 году), Австрия (в 1995 году), (в 1996 году), (в 1998 году).

Центральным элементом системы являлась европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления курсовых соотношений между валютами стран - членов ЕЭС, а также использовалась для расчётов между их центральными банками и как счётная единица в специализированных учреждениях и фондах ЕЭС. Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент.

Механизм курсов валют (англ. Exchange rate Mechanism, сокр. ERM) был направлен на поддержание устойчивых, хотя и корректируемых соотношений с учётом опыта "валютной змеи". Для 7 валют (марка ФРГ, французский франк, гульден, бельгийский франк , датская крона, люксембургский франк ) предел колебаний был установлен ± 2,25% их центрального курса, а для итальянской лиры ±6% ввиду нестабильности валютного положения страны. Позднее режим колебаний ±6% был установлен и для испанской песеты (Испания присоединилась к Европейская экономическая валютная система в 1989 г.). Поддержание согласованных курсов осуществлялось с помощью валютной интервенции центральных банков стран-участниц.

Европейский фонд валютного сотрудничества был составной частью системы и был предназначен для предоставления центральным банкам стран ЕЭВС займов на покрытие временных дефицитов платёжного баланса и осуществления валютных интервенций для поддержания валютных курсов в заданных пределах.

В целом механизм формирования курсов валют действовал, однако, тем не менее, в 1980-1983 гг. курс ряда валют (итальянской лиры, французского франка, ирландского фунта , датской кроны) понижался, а курс сильных валют (марки ФРГ, голландского гульдена) повышался. В 1992 году правительства Англии , Испании и Италии не смогли поддерживать курс своих валют на уровне выше минимального совместного колебания и перешли к плавающим курсам. В августе 1993 года допустимый предел взаимных колебаний валют Европейская валютная система был расширен до ± 15%.

Португальский эскудо - 200.48200;

Финская марка - 5.94573;

Французский франк - 6.55957.

Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные договоренности между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляет инициативу.

Начала работу международная платежная система ТАРГЕТ (TARGET), объединяющая национальные системы обработки платежей в реальном масштабе времени (RTGS). В июле 1999 г. после необходимой технической подготовки начались производство евробанкнот и чеканка евромонеты.

Третий этап заключительной стадии формирования ЕВС

На этом (третьем) этапе все банковские счета на пространстве Европейского валютно-экономического союза будут конвертируемы в европейскую валюту, если это уже не произойдет раньше по собственной инициативе.

Европейская валюта, полагают экономисты, имеет все шансы быть одной из самых мощных в мире. Она должна стать важным фактором стабильности Европейский союз, облегчив борьбу с инфляцией, повысив конкурентоспособность товаров и услуг 15 государств Евросоюз в сражении за рынки с США и Японией .

Появление евро должно повлечь за собой рост объема всех сделок, связанных с ценными бумагами. В настоящее время европейские финансовые рынки из-за своей разобщенности в состоянии привлечь лишь незначительную часть мировых инвестиций. Такая ситуация не соответствует реальной финансовой и экономической мощи ЕС. Введение же единой валюты повысит интерес инвесторов всего мира к Европейский союз.

Четвертый этап заключительной стадии формирования ЕВС

Четвертый этап начался 1 июля 2002 г., когда прекратились все расчеты в национальных валютах стран — участниц Европейская валютная система. Оставшиеся на руках у населения суммы в национальной валюте могут быть беспрепятственно обменены на евро в течение длительного периода времени в любом банке. Но только в банке — из платежного оборота национальные валюты выведены полностью.

Введение наличных евро с 1 января 2002 г., по мнению стран- участниц, было успешным, несмотря на то что в первый день в евро была проведена относительно небольшая доля сделок (в среднем 20%, в Италии — 10%). К 18 января 2002 г. этот показатель возрос уже до 85%. Основными проблемами были отсутствие денежных машин в Австрии, отсутствие должной подготовки у итальянских банков и общая тенденция по всей Европе использовать ситуацию для увеличения цен. В мае того же года министр финансов Федеративной Республики Германии (ФРГ) признал, что переход к евро вызвал рост цен. В июне специальная комиссия провела обследование 12 700 человек и установила, что из числа опрошенных 68,8% (в Испании — 80%) считают, что цены увеличились в результате перехода на единую валюту. Наиболее «злостными» нарушителями признаны кафе и рестораны (цены на муку возросли на 10%). потребителей Франции оценила рост цен на уровне 10%. В сентябре правительство Греции поддержало стачку потребителей в знак протеста против роста цен на ряд основных потребительских товаров (например, оливковое масло) на 10-12%.

Европейская валютная система - это

Имелись определенные проблемы с качеством банкнот и разменной монеты. Например, монеты, изготовленные в одной стране, не всегда опознавались машинами по пересчету и торговыми автоматами в другой; во многих торговых автоматах принимались тайские (Таиланд) разменные монеты. Была отмечена ценных бумаг некачественных, не соответствующих стандарту банкнот (например, без специальной голограммы).

Сегодня Европейская экономическая валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты — евро, с децентрализованной эмиссией ценных бумаг на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран — членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики .

Еврозона - новый союз в валютной системе Европы

Еврозона - это валютный союз, объединяющий 17 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Центральный банк Европы отвечает за денежно-кредитную политику стран Еврозоны.

Члены Еврозоны

Валюта евро в 1999 году была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза Евро союз. В 1999 году 11 из 15 стран Евро союза удовлетворили маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году, и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония — 1 января 2011 года. На данный момент в её состав входят 17 стран-членов с более чем 325 миллионами жителей.

Возможное расширение Еврозоны в Европейской валютной системе

Страны Евросоюза, не использующие евро:

Болгария

Британия

Хорватия

Дания и Англия получили специальное послабление действующего маастрихтского концессии. От обеих стран не требуется в обязательном порядке присоединения к Еврозоне до тех пор, пока их правительства не решат этот вопрос: либо голосованием в парламенте, либо проведя референдум .

Европейская валютная система - это

23 октября 2011 года премьер-министр Британии Дэвид Камерон подтвердил, что позиция Англии в отношении вступления в еврозону остается неизменной: перехода на евро не будет.

Европейская валютная система - это

Швеции фактически было разрешено использовать правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий, хотя это и обязано вступить в еврозону. Причиной тому служит отказ шведского общества от вступления в еврозону, выраженный на проведённом в стране референдуме, к результатам которого Комиссия относится толерантно. Однако Комиссией было заявлено, что она не потерпит подобного курса от будущих членов Европейского союза.

Европейская валютная система - это

Официальные лица Польши неоднократно корректировали дату вступления своей страны в еврозону, заявляя о намерении присоединиться к евро сначала в январе 2012 года, затем в 2014, 2015 и 2016 годах. При этом в 2011 году министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, говоря о сроках вступления, указывал, что участие в блоке должно быть выгодно для самой Польши.

В октябре 2012 года председатель центробанка Польши Марек Белка заявил, что до какого-либо окончания долгового кризиса Польша никуда вступать не будет, отказался говорить о возможных датах вступления и заявил, что создание евро «было ошибкой».

До того, как страна сможет вступить в еврозону, она должна как минимум два года проработать в составе европейского механизма установления обменных курсов. На 1 января 2008 года пять Национальных Центральных банков участвуют в таком механизме (смотрите таблицу ниже). Валюты остальных стран будут участвовать в этом механизме после того, как станут удовлетворять необходимым критериям.

Финансовая политика Еврозоны

Основная её задача состоит в распределении налогов внутри Евро союза при проведении экономической политики , составленной для каждой страны-члена Евросоюз, но с учётом специфики для 15 действительных членов Еврозоны. Эти руководства не связывают и не сужают проводимую политику, направляющую страны-члены, так как принимаются во внимание связанные структуры их экономик.

Для взаимной гарантии и стабильности валюты члены Еврозоны соблюдают договор о стабильности и развитии, который устанавливает согласованные ограничения на дефициты и государственный долг с соответствующими санкциями за нарушение. Первоначально договором устанавливалось ограничение всем странам-членам Еврозоны в 3 % от ВВП для годового дефицита; предусматривались штрафы для любой страны, превысившей это значение. В 2005 г. Португалия, Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Франция превысили это значение, но Совет министров не проголосовал за штрафы этих стран. При пересмотре эта договорённость была изменена для большей гибкости и гарантий того, что критерий дефицита взят из расчёта состояний экономик стран-членов Еврозоны и с учётом дополнительных факторов.

Европейская валютная система в современном мире

В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Евросоюза (ERM I): Австрии, Бельгии, Республики Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Словении, Финляндии, Франции.

В механизме формирования курсов валют (ERM II) принимают участие Дания, Кипр , Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам всту пления в ЕЭВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центробанка и правительства.

rf-biz.ru - Малое предпринимательство в России

Википедия - (ЕВС) валютный механизм, созданный в рамках Европейского Союза, чтобы уменьшить колебания обменных валютных курсов стран участниц и образования в Европе зоны валютной стабильности. Предусматривает введение единой общеевропейской валютной единицы… … Юридический словарь

Европейская валютная система - — EN European Monetary System An organization established in Europe in 1979 to coordinate financial policy and exchange rates for the continent by running the Exchange Rate… … Справочник технического переводчика

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - (ЕВС) форма организации отношений стран членов ЕС в валютной сфере, имеющая целью содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом … Юридическая энциклопедия

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - (ЕВС) форма организации отношений стран членов ЕС в валютной сфере, имеющая целью обеспечить устойчивое соотношение курсов национальных валют этих государств и тем самым содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом. ЕВС… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - ЕВС (англ. European Monetary System, EMS) – форма организации валютных отношений стран Европейского экономического сообщества («Общего рынка»); создана в марте 1979 с целью формирования Европейского экономического и валютного союза и укрепления… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Исторически элементы единой Европейской валютной системы (ЕВС) начали формироваться в конце 1940-х - начале 1950-х гг. в форме многосторонних соглашений о валютных компенсациях, а в 1950 г. был создан для осуществления многосторонних клиринговых расчетов Европейский платежный союз . В 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в котором предусматривалась координация валютной политики стран-участниц. Для этого был создан консультационный орган - Валютный комитет.

Европейская валютная система прошла в своем развитии три основных этапа:

  1. с начала 1950-х гг. до 1978 г. - подготовительный;
  2. с 1978 по 1999 г. - период действия кредитно-денежного механизма, основанного на денежной единице - ЭКЮ и поддержании “валютного коридора”;
  3. современный - с 1999 г., когда в большинстве стран Европейского союза стала использоваться единая валюта - евро (EUR) .

Валютная интеграция стран ЕЭС продолжалась в двух направлениях: взаимной увязки движения курсов валют стран-участниц и совершенствования единой денежной единицы с расширением проводимых с ее помощью операций.

Вместе с тем для реального осуществления единой валютной политики требовалось создание ряда предпосылок, среди которых особую роль имели сближение структур национальных валютных систем и методов валютной политики; создание таможенного союза с отменой таможенных пошлин и ограничений во взаимной торговле, движении капиталов и валют.

В 1962 г. Комиссия ЕЭС первый раз внесла предложения по созданию экономического и валютного союза, которые на тот момент многие страны не готовы были принять. В 1964 г. был основан Комитет президентов центральных банков, который наделили функциями координации кредитно-денежной политики Сообщества.

В 1969 г. рабочей группе было поручено разработать план поэтапного создания до 1980 г. валютно-экономического союза. План Вернера предусматривал превращение Общего рынка в течение 10 лет в единую экономическую и валютную зону, внутри которой передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов было бы свободным. План составлялся в период, когда в МВС существовала еще система фиксированных паритетов, что отразилось на принятых решениях.

В валютной сфере были намечены следующие задачи:

  1. реализация полной взаимной обратимости валют государств - членов ЕЭС и образование единого рынка капиталов; достижение окончательно зафиксированных соотношений курсов денежных единиц стран Сообщества с созданием затем единой валюты;
  2. объединение всех золотовалютных резервов государств-участников;
  3. учреждение коллективного Фонда валютного сотрудничества для поддержания установленных твердых курсов валют и равновесия платежных балансов стран ЕЭС и координации их национальной кредитно-денежной и валютной политики.

Главной целью первой, наиболее детально проработанной фазы (с 1971 по 1973 г.) намечалось сужение пределов взаимных колебаний курсов валют стран ЕЭС в качестве первого шага к поддержанию неизменных курсов. Было решено ввести механизм краткосрочной взаимной валютной помощи для облегчения решения первой задачи. В то время как в МВС разрешенные пределы колебаний валютных курсов составляли в этот период 2,25%, страны ЕЭС договорились поддерживать коридор, который был в два раза меньше.

До 1971 г. в рамках действовавшей системы жестких паритетов допускались максимальные отклонения курсов валют стран ЕЭС по отношению к доллару в пределах 0,75%. Соответственно максимальные курсовые отклонения валют стран ЕЭС относительно друг друга составляли 1,5%. С 1 января 1971 г. Советом министров ЕЭС было принято решение еще более сузить границы данного “коридора” - до 1,2%. Однако долларовый кризис 1971 г. затруднил реализацию этого решения, поскольку в мировой валютной системе преобладала тенденция к расширению границ разрешенных колебаний.

Некоторые европейские страны отказались от жесткой привязки своих валют к доллару и провозгласили “свободное плавание”. Однако в соответствии со Смитсоновским соглашением (декабрь 1971 г.) эти страны вернулись к привязке национальных валют к доллару, но в более широких пределах (2,25%), что расширило также границы колебаний европейских валют по отношению друг к другу до 4,5%.

В марте 1972 г. Совет министров ЕЭС принял решение о создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) и об ограничении отклонения курсов валют стран-участниц до 2,25%. При этом предусматривалась передача ЕФВС золотовалютных запасов стран - членов ЕЭС.

До марта 1973 г. совместное движение курсов валют стран ЕЭС (“валютная змея”) было ограничено фактически “внешними границами” максимально возможного отклонения от установленного курса по отношению к доллару (“валютный туннель”) и более узкими границами допустимых отклонений по отношению друг к другу. Эта система получила название “змея в туннеле”. С переходом с марта 1973 г. к свободному курсу доллара границы “туннеля” исчезли, так что стали говорить просто о “змее”.

Первоначально в рассматриваемых системах участвовали 6 валют стран - участниц ЕЭС, к которым в 1972 г. присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Однако валютный союз в 1970-х гг. носил крайне неустойчивый характер. Великобритания и Ирландия вскоре приняли решение о выходе. Затем их примеру последовали Италия и Франция. Различные точки зрения на развитие европейской валютно-экономической интеграции привели и к отказу от реализации плана Вернера уже на втором этапе.

Фактически к 1978 г. в ЕЭС образовались две группы государств, преследовавших разные цели валютной политики. С одной стороны, сохранялся блок стран, которые остались верны принципу поддержания жестких границ колебаний валютных курсов (ФРГ, Дания и страны Бенилюкса). С другой стороны, несколько стран (Франция и Италия) придерживались политики свободного курса своих валют.

На втором этапе в июле 1978 г. на совещании глав правительств и государств 9 стран - членов ЕЭС было принято так называемое Бременское коммюнике, которое учитывало современные условия и ставило в качестве основных задач совершенствование единой денежной единицы и создание системы согласованного колебания курсов, т. е. возвращались к первоначальной цели, зафиксированной еще при создании ЕЭС.

Для устранения возникших противоречий в 1979 г. была образована Европейская валютная система (ЕВС), основой которой служила сеть двухсторонних паритетов валют с максимальными разрешенными колебаниями в пределах 2,25% относительно центрального обменного курса ЭКЮ.

Основные задачи ЕВС были сформулированы следующим образом:

  • стабилизация валютных курсов валют стран - участниц союза;
  • создание стабильной валютной зоны в Европе;
  • содействие укреплению международных валютных отношений.

Наиболее существенными элементами ЕВС до 1999 г. являлись механизм валютных интервенций, который обязывает центральные банки стран-участниц к поддержанию валютных курсов в рамках установленного валютного коридора, а также система краткосрочного взаимного кредитования, основной целью которой также является поддержание стабильности валютных курсов. В рамках ЕВС было принято решение о создании единых финансовых фондов кратко- и среднесрочного характера.

Правовой основой валютных отношений в рамках ЕВС послужили решения Европейского совета об изменении стоимости счетной единицы Сообщества, используемой ЕФВС, об основах ЕВС (1978 г.) и соглашение между центральными банками ЕЭС о механизме функционирования ЕВС (1979 г.).

Окончательный вид ЕВС должна была принять по истечении двух лет. В действительности в механизм ее функционирования вносились изменения в 1985 и 1987 гг. (так называемое Базельско-Ниборгское соглашение) и наиболее существенное - в соответствии с Маастрихтским договором (Нидерланды, 1992 г.).

Членами ЕВС стали эмиссионные банки стран - участниц ЕЭС. Тем не менее членство в ЕВС было неэквивалентно участию в механизме установления и регулирования валютных курсов. Страны, которые не являлись членами ЕЭС, но поддерживали тесные экономические и финансовые отношения с Сообществом, имели возможность заключать с ним соглашения об участии в механизме регулирования валютных курсов (ассоциированное членство). Такой возможностью пользовались Австрия и Норвегия.

В 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором на базе 12 европейских стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция) был образован Европейский союз (Евросоюз, ЕС).

Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, согласовывать основные направления внутренней экономической политики, координировать политику относительно юстиции, охраны окружающей среды , борьбы с преступностью и др.

В качестве денежной единицы ЕС использовалось ЭКЮ. Первоначальная цель введения счетной единицы состояла в создании единого масштаба стоимостных измерений в рамках ЕС, включая выражение в одних единицах доходов и расходов , требований и обязательств .

Единая счетная единица была определена через определенное количество золота, которое соответствовало золотому содержанию доллара (0,88867088 г чистого золота). Пересчет курса счетной единицы по отношению к национальным валютам осуществлялся по установленному жесткому курсу. Но для отдельных сфер экономических отношений стран ЕС (например, аграрной) в 1970-х гг. были установлены иные курсы пересчета, так что возникло фактически несколько счетных единиц.

Для возврата к единой счетной единице Европейский совет ввел в 1975 г. определенную через “корзину валют” европейскую счетную единицу EUA (European Unit of Account), или UCE (Unite de Compte Europeene). EUA стали использовать для различных целей: выражения официальной помощи, предоставляемой развивающимся странам, операций, осуществляемых в Европе Европейским инвестиционным банком, для исчисления бюджета Сообщества, публикации статистических данных и регулирования цен на сельхозпродукцию ЕС.

С вступлением в силу договора о создании ЕВС в 1979 г. европейская счетная единица была заменена на ЭКЮ. Как и у своей предшественницы, курсы пересчета ЭКЮ по отношению к национальным валютам изменялись в соответствии с изменением стоимости отдельных валют по отношению к “корзине”.

Но только с 1981 г. во всех сферах ЕС стали использовать исключительно ЭКЮ. В отдельных сферах использовались различные курсы пересчета, которые тем не менее выводились из единой “валютной корзины”. Поэтому стали говорить не об использовании разных счетных единиц, а о различных модификациях ЭКЮ. Особое положение занимала разновидность ЭКЮ, используемая в единой аграрной политике.

В момент перехода от EUA к ЭКЮ их стоимость и “валютная корзина” были идентичны, причем на тот момент по стоимости эти единицы равнялись 1 СДР (1,20635 долл. США). Первое изменение “валютной корзины” ЭКЮ произошло в 1984 г. (включение в нее греческой драхмы). В результате второго изменения в 1989 г. в “валютную корзину” были включены испанская песета и португальский эскудо. В соответствии с Маастрихтским договором, состав “валютной корзины” ЭКЮ более не изменялся.

Стоимость ЭКЮ и курсы пересчета в другие валюты вычислялись ежедневно Комиссией ЕЭС на основе курсов национальных валют по отношению к доллару, определяемых в результате биржевых торгов. Европейский совет придал ЭКЮ в рамках ЕВС четыре явные функции:

  1. базисная величина для механизма валютного регулирования;
  2. основа так называемого индикатора отклонений;
  3. расчетная величина для финансовых операций;
  4. средство платежа и резервный инструмент для центральных банков.

Механизм валютного регулирования в ЕВС включал также прямые изменения центральных курсов и косвенные воздействия через регулирование процентных ставок.

До 1992 г. этот механизм действовал в рамках ЕВС достаточно надежно. Но в 1992 г. и затем в 1993 г. потребовалось проведение интервенций в невиданных до этого масштабах.

В результате пришлось прибегнуть к ревальвации немецкой марки по отношению ко всем валютам ЕВС и девальвации эскудо и песеты, a английский фунт стерлингов и итальянская лира были исключены из механизма валютного регулирования. Расширение границ разрешенных изменений до 15% привело к стабилизации на валютных рынках, причем колебания валют вокруг центрального курса стали укладываться в прежнюю разрешенную полосу изменений (22,5%).

Изменения центральных обменных курсов, как отмечалось, также относились к мерам стабилизации валютного механизма, однако они влекли более серьезные последствия. При этом затрагивались центральные курсы всех валют ЕВС. Именно поэтому изменения центральных курсов осуществлялись только при согласии всех участников ЕВС.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. не была достигнута планировавшаяся валютная интеграция и не были решены проблемы стабилизации курсов валют. Это проявилось в ревальвации сильных валют и девальвации слабых, курс которых постоянно стремился к выходу из “валютной змеи”. Слабость таких валют, как итальянская лира, ирландский фунт, греческая драхма, португальский эскудо, во многом была обусловлена отставанием соответствующих стран от уровня экономического развития лидеров ЕС.

Другим негативным фактором, осложнявшим укрепление ЕВС, была нестабильность мировой валютной системы. Как известно из теории, при привязке двух или более относительно сильных валют друг к другу, что имело место в ЕВС (не прямо, а через ЭКЮ), колебания курсов валют других стран, имеющих тесные связи с первыми, но находящихся в режиме “свободного плавания”, приводят к нарушениям валютного курса привязанных валют. В частности, колебания курса доллара, активно используемого в расчетах стран ЕС, приводили к неравномерным повышениям или понижениям курсов европейских валют. Это вызывало необходимость корректировки валютных курсов внутри ЕВС, на которые влияли внешние факторы.

Наконец, и официальное ЭКЮ, сформированное с целью осуществления в нем большей части операций внутри ЕВС, с такой ролью не справлялось. Именно поэтому возникла необходимость разработки дальнейших планов по реформированию ЕВС. Новый этап начался с разработки программы создания валютного и экономического союза комитетом Жака Делора (1989 г.), которая нашла практическое выражение в Договоре о Европейском союзе, подписанном в Маастрихте в феврале 1992 г. и вступившем в силу с 1 ноября 1993 г.

Таким образом, речь уже шла не только о валютной, но и об экономической интеграции.

Маастрихтский договор был основан на представленном комиссией Совету ЕС докладе о результатах сближения в экономической и валютной сферах и о пересмотре правовых положений и норм. В докладе было отмечено, что в 1993 г. из-за негативных последствий объединения Германии в экономической сфере, значительных колебаний валютных курсов и общего экономического спада возникли сомнения в возможности достижения необходимого уровня конвергенции для перехода к Единому валютному и экономическому союзу (ЕВЭС). Пришлось даже расширить разрешенные пределы колебаний валютного курса около центрального до 15%.

Тем не менее основные положения договора были ориентированы в перспективе на преодоление негативных тенденций колебаний валютных курсов, и одной из ключевых идей являлось создание единой валюты евро. Если ЭКЮ являлось лишь одной из денежных единиц, выполнявших функцию мировых денег в ЕС при сохранении национальных валют, то евро должно было стать единственной валютой в ЕС. Кроме того, ЭКЮ существовало только в форме счетов, а для евро предусматривался выпуск в обращение наличного эквивалента.

Преимущества евро заключаются в следующем:

  • в рамках зоны евро отпадает необходимость в затратах на поддержание курсов отдельных европейских валют, в частности, на интервенцию центральных банков;
  • исчезает неустойчивость валютной системы из-за резких отклонений курсов от центрального курса ЕСЦ, которая не преодолевается полностью и при использовании механизма интервенций;
  • выравниваются конкурентные условия для фирм разных стран, которые искажались колебаниями валютных курсов, что позволяет провести более углубленное разделение труда;
  • появляется возможность унификации финансовых систем стран ЕС.

По договору, создание ЕВЭС должно было проходить в три этапа. На первом этапе, который начался 1 июля 1990 г., т. е. еще до подписания договора, предполагалось либерализовать движение капиталов в границах стран ЕС.

На втором этапе, начавшемся 1 января 1994 г., было предусмотрено устранение независимости эмиссионных банков стран-участниц и учреждение Европейского валютного института - временного Европейского центрального банка, резиденцией которого стал Франкфурт-на-Майне. Главными задачами ЕВИ были определены:

  • организационная подготовка к введению евро и его эмиссии;
  • координация денежно-кредитной политики стран - членов ЕВЭС на основе директив Совета министров ЕС;
  • санкции для нарушителей бюджетной дисциплины (ограничение кредитов , предоставляемых Европейским инвестиционным банком, штрафные санкции, беспроцетные вклады в пользу ЕС и др.).

Начало третьего этапа не было жестко зафиксировано. Предполагалось, что он может начаться в период с 1 января 1997 г. по 1 января 1999 г. При этом в рамках этапа были предусмотрены три фазы - А, В и С, в каждой из которых решались самостоятельные задачи.

В фазе А было запланировано определение окончательного круга участников ЕВЭС. В отличие от предыдущих вариантов Европейского валютного союза теперь допуск в него требовал выполнения страной некоторых важнейших критериев, о которых сказано ниже. Были установлены требования к денежной политике ЕВИ и центральных банков стран-участниц, зафиксированы обменные курсы валют стран ЕВЭС. После этого устанавливались окончательные сроки превращения евро в единственное платежное средство в ЕС (но не позднее 4 лет после начала фазы А).

Фаза В продолжительностью максимум 3 года после перехода к третьему этапу начиналась в 1999 г. с фиксирования обменных курсов. К этому моменту евро должно уже было являться самостоятельной валютой. Сначала курс евро устанавливался на уровне курса ЭКЮ.

Наконец, фаза С (начало - максимум через 4 года после начала фазы А) охватывала окончательный переход на единую валюту, который планировалось завершить не позднее начала 2002 г. Евро становилось единственным законным средством платежа. После того как все сделки переводятся в евро, изымаются действовавшие до этого банкноты и монеты.

Кандидаты на вступление в ЕВЭС должны были отвечать четырем критериям:

1. Стабильность цен. Темпы роста цен в стране за 12 месяцев до начала оценки этого показателя не должны превышать 1,5 % темпов роста в странах-членах с наиболее стабильными ценами.

2. Уровень процентных ставок. Ставки процента по долгосрочным государственным займам за 12 месяцев до начала проверки не должны превышать 2% трех стран-членов с максимальной ценовой стабильностью.

3. Задолженность. Общий государственный долг страны не должен превышать 60%, а годовой дефицит бюджета - 3% валового внутреннего продукта (в розничных ценах). Это означает, что доля государственного долга стран должна постепенно снижаться, а сальдо бюджета - изменяться в сторону положительного.

4. Курс обмена. Валюта за 2 года до начала проверки критериев должна участвовать в механизме обмена по курсу, а рыночные колебания ее курса не должны выходить за пределы установленных границ.

У планов введения единой валюты имелось и много противников. Их аргументы сводились в основном к следующему. Во-первых, отмечалась произвольность выбора условий оценки для кандидатов на вступление. Их выполнение зависело от конъюнктуры рынка, поскольку известно, что рыночная экономика развивается циклично. После вступления показатели могли измениться.

Во-вторых, в наиболее развитых странах ЕС, особенно Германии, Франции и Великобритании, опасались, что при переходе к единой валюте отпадал естественный регулятор экономических отношений между странами ЕС в виде валютного курса. Известно, что фиксация курсов двух валют ведет к эффектам так называемой импортируемой инфляции и безработицы . В частности, если инфляция в одной стране выше, чем в другой, то это вызывает смещение спроса в страну с более низким уровнем роста цен. Если курсы валют фиксированы, то такое смещение может приводить к инфляции спроса и в стране, в которой ранее она была менее выражена. “Плавающий” валютный курс играет роль амортизатора, в соответствии с теорией паритета покупательной способности, т. е. изменяется таким образом, что выигрыш покупателей от смещения спроса в страну с менее высоким темпом роста цен компенсируется повышением курса валюты этой страны. Введение единой валюты для двух стран в еще большей степени, чем при фиксированных курсах, способствует проявлению эффектов импортируемой инфляции и безработицы.

Планы создания Единого валютного и экономического союза реализовались в полном объеме, причем были выдержаны сроки. В результате проверки критериев (оценка всех показателей производилась с 1 декабря 1997 г. по 1 декабря 1998 г.) были определены первоначально 11 стран, которые вошли в основную зону единой валюты евро (ins). Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Великобритания отказались от перехода к единой валюте. С 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция.

Как и планировалось, до начала 2002 г. в зоне единой валюты использовалась безналичная валюта евро, а также банкноты и монеты всех стран, которые фактически стали наличными эквивалентами новой валюты. Курсы валют были зафиксированы друг по отношению к другу. Декларировался принцип равноправия всех валют. В начале 2002 г. валюты 12 государств зоны евро были постепенно изъяты из обращения, так что теперь все расчеты внутри зоны ведутся в новой валюте. Остальные страны ЕС составили дополнительную зону, в которой действует валютный механизм, аналогичный существовавшему прежде во всем едином европейском валютном пространстве.

Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза.

Потенциал развития обусловлен тем, что в зону евро не входят Швейцария, Великобритания. Бельгия, Нидерланды и Люксембург сохранили существующий с 1944 г. таможенно-экономический союз (Бенилюкс).

В 2007 г. число стран - членов ЕС достигло 27.

После распада СССР Россия стала самостоятельно строить отношения с Евросоюзом. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В Коллективной стратегии Европейского союза в отношении России, одобренной Европейским советом в июне 1999 г., говорится о необходимости интеграции России в общеевропейское и социальное пространство. Эта же идея содержится во встречном документе - Среднесрочной стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000-2010 гг.). Полагается, что в итоге будут достигнуты следующие цели: а) расширение экономического пространства ЕС; б) укрепление системы безопасности и сотрудничества в Европе; в) укрепление позиций объединенной Европы в мировой экономике и политике.

Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро с 1999 г. стал Европейский центральный банк (ЕЦБ) - первый в истории наднациональный центральный банк. С переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все центральные банки стран ЕС. Центральные банки государств, входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а некоторые из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков.

Характерную черту функционирования современной мировой валютной системы составляет развитие ее региональных подсистем. В нем реализуется стремление многих стран к валютной стабильности, которую не в состоянии обеспечить Ямайская валютная система. Наиболее развитым региональным валютным объединением в настоящее время является Европейская валютная система (ЕВС) . Объективной основой ее возникновения стал процесс интеграции и взаимопроникновения национальных экономик западноевропейских стран. Этот процесс явился частью прогрессирующей в мире интернационализации и глобализации хозяйственной жизни. Он также обусловлен необходимостью успешного противостояния стран Западной Европы своим главным конкурентам на мировых рынках, к числу которых в первую очередь относятся США и Япония.

Европейская валютная система как непосредственный результат валютной интеграции, с одной стороны, является необходимым моментом углубляющегося взаимопроникновения экономик европейских стран, с другой – важнейшим фактором усиления взаимозависимости между ними. Валютная интеграция выражается прежде всего в координации валютной политики участвующих в ней государств, формировании наднационального механизма валютного регулирования, создании межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. К основным направлениям валютной интеграции относятся:

1) установление режима совместного плавания валютных курсов;

2) применение коллективных валютных интервенций и совместных фондов взаимного кредитования для поддержания необходимых курсовых соотношений;

3) создание международных региональных финансово-кредитных организаций для осуществления валютного и кредитного регулирования;

4) введение единой европейской валюты как международного платежного и резервного средства.

Формирование ЕВС, получившей юридическое закрепление в марте 1979 г., преследовало ряд взаимосвязанных целей:

1) создание благоприятных условий для углубления экономической интеграции;

2) обеспечение валютной стабильности как важнейшего фактора либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы в условиях усиливающейся взаимозависимости экономик стран-участниц;

3) защита европейской экономики от дестабилизирующего воздействия внешних валютно-финансовых факторов;

4) ограничение влияния доллара на европейскую экономику, повышение ее конкурентоспособности, превращение Западной Европы в мировой экономический центр.

Структура ЕВС включала в себя следующие элементы:

1) европейскую валютную единицу (экю);

2) режим формирования валютных курсов в виде совместного плавания валют, получивший название «европейской валютной змеи»;

3) использование золота в виде резервного актива, что отличает ЕВС от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота;

4) Европейский фонд валютного сотрудничества (с 1998 г. – Европейский валютный институт), деятельность которого была направлена на регулирование курсовых соотношений в рамках указанного режима.

ЭКЮ имело черты мировой валюты и применялась, как СДР, исключительно в безналичном виде через банковские счета. Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины, которую составляли 12 стран Европейского сообщества. Доля валют каждой из них в корзине зависела от удельного веса страны в совокупном ВВП государств – членов ЕС. Эмиссия официальных экю обеспечивалась золотом за счет объединения 20% официальных резервов стран – участниц ЕВС. Сумма выпуска находилась в зависимости от изменения их золотовалютных резервов. ЭКЮ использовалось не только в государственном, но и в частном секторе экономик западноевропейских стран.

Режим «европейской валютной змеи» основывался на обязательствах стран удерживать курсы своих национальных валют в неких установленных пределах. Начальные допустимые пределы колебаний составляли 2,25% ниже или выше центрального курса, а для испанской, итальянской, португальской, британской денежных единиц – 6%. Позже коридор колебаний курсов был увеличен до 15%. Использование валютной корзины экю и режима «европейской валютной змеи» позволило существенно снизить валютные риски, обеспечить относительную стабильность функционирования ЕВС.

Несмотря на недостатки и противоречия, во многом обусловленные неравномерностью развития стран-членов, различиями в уровне и темпах экономической динамики, инфляции, в состоянии платежного баланса, Европейская валютная система доказала свою жизнеспособность. На этапе ее эволюции были:

а) продемонстрированы преимущества интеграционных действий по сравнению с разобщенностью и закрытостью;

б) созданы наднациональные органы валютного регулирования, способные оперативно решать соответствующие задачи;

в) сформированы механизмы достижения компромиссных решений;

г) накоплен опыт использования гибких методов интеграционных действий с учетом интересов стран-участниц и т.д.

Тем самым были созданы необходимые условия для углубления валютной интеграции западноевропейских стран, перехода ЕВС на качественно новый уровень развития.

Новый этап в эволюции ЕВС связан с формированием Экономического и валютного союза (ЭВС). Его концептуальные основы содержались в плане Ж. Деллора – развернутой программе всестороннего развития интеграционных процессов в Западной Европе. В свою очередь, данный план стал базой Маастрихтского договора, подписанного 7 февраля 1992 г. и явившегося фактическим началом формирования Европейского валютного союза. В договоре были сформулированы основные требования, предъявляемые к уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита и уровню накопленного долга страны – претендента на вступление в ЭВС.

Реализация Маастрихтского договора имела три фазы. На первой фазе (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.) проводились необходимые подготовительные мероприятия: устранение ограничений, связанных с движением капитала внутри Европейского союза, а также между ним и другими странами, сближение параметров экономического развития участников ЭВС по специально созданным для этого программам. Особое внимание при этом уделялось показателям, характеризующим состояние финансов, инфляцию, динамику валютных курсов и др.

На второй фазе (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.) велась целенаправленная работа по подготовке к введению евро. Ее ключевым моментом стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ). На него возлагалось решение двух основных задач: 1) развитие сотрудничества центральных банков европейских стран и координация их валютной политики; 2) подготовка к созданию Европейского центрального банка. Кроме этого значительные усилия были направлены на разработку сценария перехода к единой валюте, необходимой нормативной базы и приведение в соответствие с ней национального законодательства, а также установление порядка осуществления валютно-финансовых отношений со странами, не входящими в ЭВС. В мае 1998 г. были определены 11 стран (Австрия, Бельгия, Голландия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция), которые должны были принять участие в третьей стадии создания ЭВС. За пределами единой валютной зоны из экономически развитых западноевропейских стран остались Великобритания, Дания и Швеция.

Содержание заключительной фазы (1999–2002 гг.) составил комплекс мероприятий по введению единой валюты – евро. В первую очередь были зафиксированы курсы валют 11 европейских стран к евро, который стал их единой валютой. Евро заменил экю в соотношении 1:1. В евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг, эмитированных данными странами, и производиться безналичные расчеты параллельно с привязанными к нему национальными валютами. С 1 января 2002 г. были выпущены в обращение банкноты и монеты евро и начат их обмен на национальные денежные единицы, остававшиеся законным платежным средством. С 1 июля 2002 г. этот обмен был завершен, а вместе с ним – и переход всего экономического оборота стран – участниц единой валютной зоны на евро. Начал свою деятельность Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включившая в себя кроме главного банковского учреждения Западной Европы центральные банки стран – участниц зоны евро. Данные институты стали проводить единую монетарную (денежно-кредитную и валютную политику), главными направлениями которой являлись:

· определение целевых ориентиров основных денежных агрегатов и инфляции (таргетирование);

· установление пределов колебаний основных процентных ставок, сближение их уровней по зоне евро;

· операции на открытом рынке;

· установление минимальных резервных требований для банков.

Введение евро заметно отразилось на международных экономических отношениях. Вследствие значительного сокращения валютных резервов стран зоны евро, стабилизации их финансовых систем более динамичными и свободными стали денежные рынки. Центр тяжести в движении инвестиционных ресурсов сместился в сторону частного сектора. Активизировались процессы концентрации промышленного и банковского капитала. Произошло становление единого рынка банковских услуг, рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Введение евро позволило промышленным корпорациям улучшить конкурентные позиции благодаря снижению расходов на конвертацию валют, валютных рисков, оздоровлению акций. За короткий период времени евро сумел стать полноценными мировыми деньгами, составить реальную конкуренцию доллару.

Основные выводы

1. Валютная система – форма организации валютных отношений, основанная на взаимодействии рыночного и нерыночного механизмов их регулирования и закрепленная национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

2. Валютная система функционирует на национальном, региональном и мировом уровнях.

3. Мировая валютная система имеет сложную структуру, в состав которой входят: 1) валютные рынки; 2) мировой денежный товар и международная ликвидность; 3) режимы валютного курса; 4) деятельность международных валютно-финансовых организаций; 5) международные договоренности, которыми устанавливаются правила осуществления расчетов по обязательствам участников международных экономических отношений.

4. В своем развитии мировая валютная система прошла ряд этапов, которые нашли воплощение в Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской, Ямайской валютных системах. Они отличаются особыми механизмами функционирования, а их смена обусловлена содержанием процессов, которые происходили в мировой экономике на протяжении последних 150 с лишним лет.

5. Функционирование современной мировой валютной системы характеризуется наличием многих проблем, которые обусловлены: 1) неспособностью денежных властей многих стран проводить эффективную политику; 2) постепенной утратой долларом статуса главной мировой валюты; 3) обострением конкуренции между ведущими мировыми валютами и др.

6. Наиболее развитой формой региональной валютной системы является Европейская валютная система, ставшая результатом глубоких интеграционных процессов, происходящих в Европе, в том числе в валютной сфере ее экономики. В своем становлении ЕВС прошла ряд этапов и завершилась введением единой европейской валюты – евро, который за короткий период времени сумел стать полноценными мировыми деньгами, составить реальную конкуренцию ведущим мировым валютам.

Ключевые понятия

Валютная система

«Европейская валютная змея»

Единая европейская валюта

Золотодевизный стандарт

Золотодолларовый стандарт

Зона евро

Международная ликвидность

Мировая валютная система

Мировые деньги

Мультивалютный стандарт

Национальная валютная система

Официальные валютные резервы

Региональная валютная система

Резервная позиция в МВФ

Режим валютного курса

Режим «свободного плавания»

Система золотого стандарта

Специальные права заимствования

Фиксированный валютный курс

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой валютная система?

2. Какие существуют виды валютных систем?

3. Из каких элементов состоит национальная валютная система?

4. Что представляет собой структура мировой валютной системы?

5. Что такое мировые деньги и в каких формах они выступают?

6. Что такое международная валютная ликвидность и как она измеряется?

7. Какие существуют источники международной валютной ликвидности?

8. Что выражает режим валютного курса и почему он является элементом структуры мировой валютной системы?

9. Почему международные договоренности, которыми устанавливаются правила осуществления международных расчетов, выступают как элемент структуры мировой валютной системы?

10. В чем состоит основное содержание и механизм функционирования Парижской валютной системы?

11. Какие причины привели к кризису Парижской валютной системы?

12. В чем заключается основное содержание и механизм функционирования Генуэзской валютной системы?

13. Какими особенностями отличалась история развития Генуэзской валютной системы?

14. В чем состоит основное содержание и механизм функционирования Бреттон-Вудской валютной системы?

15. Какие процессы в мировой экономике привели к кризису Бреттон-Вудской валютной системы?

16. Какими главными особенностями обладает Ямайская валютная система?

17. Какими основными проблемами сопровождается функционирование Ямайской валютной системы в современных условиях?

18. Чем была обусловлена необходимость западноевропейской валютной интеграции и в каких направлениях она осуществлялась?

19. Из каких элементов состоит структура Европейской валютной системы?

20. Какие этапы прошла в своей эволюции Европейская валютная система?

21. Как сказалось введение евро на европейской и мировой экономике?

Глава 3

ВАЛЮТА. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ


Похожая информация.


В 1989 г. министр финансов Франции Ж. Делор изложил трехступенчатый план валютного объединения Европы. Этот план включал в себя:

  • осуществление скоординированной экономической и валютной политики отдельных стран ;
  • учреждение центрального банка ЕС;
  • замену национальных валют единой валютой ЕС.

Реализация первого этапа началась с 1 июля 1990 г. и заключалась в координации валютной политики, унификации внутреннего законодательства, создания общеевропейской системы платежей и Европейского валютного института — прообраза Европейского центрального банка.

В 1992 г. в Маастрихте подписываются Маастрихтские соглашения. В них были сформулированы основные требования к странам — претендентам на вступление в ЕВС по уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита, внутреннему и внешнему государственному долгу.

1 января 1994 г. во Франкфурте-на-Майне создан Европейский валютный институт, целью которого была подготовка создания европейской системы центральных банков. Это ознаменовало начало второго этапа введения общей валюты.

Основные задачи Европейского валютного института:

  • усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;
  • осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

В соответствии с уставом Европейский валютный институт отвечал за проведение следующих мероприятий:

  • разработку основных правил и стандартов бухгалтерского учета в целях составления консолидированной отчетности европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) как для внутренних, так и для внешних пользователей;
  • подготовку теоретических основ построения ЕСЦБ и организацию коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;
  • определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Европейский валютный институт разработал механизм перехода к третьей ступени плана экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002 г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств по выполнению «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС.

В 1995 г. стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Совета Европы в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 г. единой валюты для ряда стран ЕС. Были установлены критерии для допуска стран к участию в ЕЭВС, которые можно рассматривать и как показатели «финансового здоровья»:

  • не должен превышать 3% ВВП;
  • должен составлять менее 60% от BBП;
  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕЭС;
  • на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран — членов ЕЭС (±15%);
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не должен превышать более чем на 2% средний уровень этих ставок в тех же трех странах.

Без выполнения этих жестких условий переход на единую валюту бесполезен. В противном случае начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее развитые, следствием чего будет обесценение евро и в перспективе — угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Участники Совета решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев, это звучало слишком по-французски). Евромарка также не прошла, поскольку возмутились французы. Остановились на евро, как на наиболее нейтральном варианте.

Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта стран ЕС. В декабре 1996 г. Европейский валютный институт представил публике дизайн для евробанкнот, вводимых в действие с 1 января 2002 г. Заключительными шагами на пути к образованию европейской системы центральных банков стали:

  • принятие в 1997 г. Пакта стабильности и роста, определяющего бюджетную дисциплину стран — участниц ЕЭВС (дополнения к Пакту были представлены в мае 1998 г. в Декларации Совета Европы);
  • определение 2 мая 1998 г. состава государств — участников ЕЭВС. вводящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую валюту.

В число стран, вводящих евро, вошли 11 из 15 государств Европейского союза: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Однако Великобритания, Дания и Швеция отказались ввести евро. Экономическое положение Греции в тот период не соответствовало критериям введения евро; Греция ввела евро с 1 января 2001 г.

25 мая 1998 г. правительства 11 стран-участниц утвердили Президента, вице-президента и четырех членов исполнительной дирекции Европейского центрального банка (ЕЦБ). Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998 г., и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а следовательно, и европейской системы центральных банков. С момента основания ЕСЦБ Европейский валютный институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации. Проделанная им значительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается европейской системой центральных банков.

Третий, завершающий этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с 1 января 1999 г. в условиях функционирования европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Первым Президентом ЕЦБ стал голландец В. Дуйзенберг, который с 1997 г. возглавлял Европейский валютный институт. Профессор Колумбийского университета Р. А. Манделл, выдвинувший в 1961 г. теорию оптимального валютного пространства и прослывший абстрактным теоретиком, удостоен Нобелевской премии по экономике за 1999 г.

Появление евро стало одним из важнейших событий в мировой экономике конца XX в. Переход к единой валютной политике и замена национальных денежных знаков на единую европейскую валюту преследуют экономические, социальные и политические цели. Логичным продолжением деятельности ЕЭВС становится превращение территории Европейского союза в единое экономическое пространство, в границах которого экономические субъекты стран-участниц будут иметь равные условия деятельности.

Замена национальной валюты на евро позволяет добиться снижения затрат на производство в реальном секторе экономики. Стабильные и невысокие процентные ставки — не только способ подавления инфляции, но и важнейшее условие подъема экономики стран.

На протяжении 90-х годов только из-за колебаний курсов национальных валют страны ЕС ежегодно недосчитывали 0,5% объема прироста ВВП и теряли тысячи рабочих мест. Подобная ситуация не могла способствовать решению проблемы безработицы, которая в целом по ЕС достигала 11%, в то время как в США и Японии — 5,5 и 3,5% соответственно. Общая валюта позволяет инвесторам значительно снизить валютные риски при оценке эффективности проектов, а для проектов в зоне евро не учитывать их вообще. Это приведет к увеличению количества рентабельных проектов и, следовательно, к снижению безработицы. В Германии, например, она может сократиться с 9 до 8%, что эквивалентно появлению 400 тыс. новых рабочих мест.

Прогнозируемый ЕС экономический подъем должен способствовать повышению конкурентоспособности европейской продукции на мировом рынке. Решение этой проблемы позволит странам Западной Европы упрочить свои позиции на международном рынке разделения труда и строить свои отношения с США, Японией и странами Юго-Восточной Азии на качественно иной основе. Евро позволяет в значительной степени экономить на издержках обращения национальных валют. Существование различных валют ежегодно обходилось предприятиям европейских стран в 20-25 млрд ЭКЮ, включая расходы, связанные с ведением бухгалтерского учета операций с валютами стран ЕС, страхованием валютных рисков, обменными операциями, составлением прейскурантов в различных валютах и т.д.

Ввод общеевропейской валюты предусматривался поэтапно.

Первый этап. В мае 1998 г. Европейский совет определил 11 стран — участниц ЕЭС, которые отвечали критериям конвергенции и были готовы войти в зону евро на первом этапе. Европейский валютный институт, выполнивший основную подготовительную работу по созданию ЕЦБ и введению евро, преобразован в Европейский центральный банк. В 1998 г. Совет управляющих Европейского центрального банка одобрил проекты монет и банкнот будущей общеевропейской валюты.

Второй этап начался с 1 января 1999 г. и продлился до 1 января 2002 г. ЭКЮ — расчетная единица Европейского союза — упразднена, и ей на смену введена новая общеевропейская денежная единица — евро. Все ссылки на ЭКЮ в юридических документах заменены ссылками на евро, а средства в ЭКЮ пересчитаны в евро. Начальный курс евро установлен в соотношении: 1 евро = 1 ЭКЮ (по состоянию на 31 декабря 1998 г.).

Европейский центральный банк и национальные центральные банки стран — участниц ЕЭВС всс счета ведут в евро, всс межбанковские расчеты и операции рефинансирования также проводятся в евро. С 1 января 1999 г. в евро проводятся операции на финансовых рынках и эмиссия государственных ценных бумаг.

В безналичных расчетах внутри стран — участниц «зоны евро» до 1 января 2002 г. евро использовались наравне с национальными валютами. Специальные процедуры пересчета изымаемых национальных валют в евро позволили избежать курсовой разницы из-за погрешностей округления. Банки стран — участниц ЕЭВС в период параллельного хождения осуществляли конверсию национальных валют в евро (и обратно) без взимания комиссии и предоставляли выписки по счетам клиентов с одновременным указанием сумм в евро и национальной валюте.

Курс каждой валюты был рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей отдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к ЭКЮ, кросс-курсы валют стран ЕЭВС и т.д. Предварительные курсы были объявлены в начале 1998 г., а окончательные стали известны I января 1999 г. и оставались неизменными до 1 июля 2002 г., когда национальные валюты полностью прекратили хождение.

Были установлены следующие курсы конвертации национальных валют одиннадцати стран-участниц в евро:

  • Австрийский шиллинг 13.76030
  • Бельгийский франк 40.33990
  • Голландский гульден 2.203710
  • Ирландский фунт 0.787564
  • Испанская песета 166.38600
  • Итальянская лира 1936.21000
  • Люксембургский франк 40.33990
  • Немецкая марка 1.95583
  • Португальский эскудо 200.48200
  • Финская марка 5.94573
  • Французский франк 6.55957

Каждая страна разработала свой собственный план перехода на общую валюту. В некоторых странах были разработаны подробные соглашения между банками, клиринговыми организациями и правительством. В других странах каждый банк сам проявляет инициативу.

Начала работу международная платежная система ТАРГЕТ (TARGET), объединяющая национальные системы обработки платежей в реальном масштабе времени (RTGS). В июле 1999 г. после необходимой технической подготовки начались производство евробанкнот и чеканка евромонеты.

Третий этап. На третьем этапе, начавшемся 1 января 2002 г., выпущены в обращение банкноты и монеты евро. Параллельное хождение евро с национальными валютами продолжалось с 1 января по 30 июня 2002 г.; при этом каждая страна самостоятельно определяла сроки параллельного хождения национальной валюты. С 1 июля 2002 г. евро является единственным законным средством платежа на территории стран-участниц.

Четвертый этап начался 1 июля 2002 г., когда прекратились все расчеты в национальных валютах стран — участниц ЕЭВС. Оставшиеся на руках у населения суммы в национальной валюте могут быть беспрепятственно обменены на евро в течение длительного периода времени в любом банке. Но только в банке — из платежного оборота национальные валюты выведены полностью.

Введение наличных евро с 1 января 2002 г., по мнению стран- участниц, было успешным, несмотря на то что в первый день в евро была проведена относительно небольшая доля сделок (в среднем 20%, в Италии — 10%). К 18 января 2002 г. этот показатель возрос уже до 85%. Основными проблемами были отсутствие денежных машин в Австрии, отсутствие должной подготовки у итальянских банков и общая тенденция по всей Европе использовать ситуацию для увеличения цен. В мае того же года министр финансов Германии признал, что переход к евро вызвал рост цен. В июне специальная комиссия провела обследование 12 700 человек и установила, что из числа опрошенных 68,8% (в Испании — 80%) считают, что цены увеличились в результате перехода на единую валюту. Наиболее «злостными» нарушителями признаны кафе и рестораны (цены на муку возросли на 10%). Организация потребителей Франции оценила рост цен на уровне 10%. В сентябре правительство Греции поддержало забастовку потребителей в знак протеста против роста цен на ряд основных потребительских товаров (например, оливковое масло) на 10-12%.

Имелись определенные проблемы с качеством банкнот и разменной монеты. Например, монеты, изготовленные в одной стране, не всегда опознавались машинами по пересчету и торговыми автоматами в другой; во многих торговых автоматах принимались тайские (Таиланд) разменные монеты. Была отмечена эмиссия некачественных, не соответствующих стандарту банкнот (например, без специальной голограммы).

Сегодня Европейская валютная система представляет собой зону функционирования единой валюты — евро, с децентрализованной эмиссией на основе единого эмиссионного плана, с наднациональными органами денежно-кредитного регулирования и обязательствами стран — членов зоны в отношении проводимой финансовой и экономической политики.

ЕВС — валютная система группы стран, входящих в Евросоюз (ЕС). Членство в ЕС вовсе не предполагает автоматического участия в ЕВС. Членами ЕС являются 27 европейских стран: с 1 января 2007 г. в ЕС приняты Болгария и Румыния. Наиболее бурно ЕС расширялся в 2004 г., когда в Евросоюз вошли сразу 10 стран, включая Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Чехию и Словакию. Членство в ЕС отнюдь не предполагает автоматического участия в

ЕВС. Для вступления в зону евро страны обязаны соответствовать уже упоминавшимся критериям «финансового здоровья».

Рис. 2.1. Карта зоны евро 8 2006 г.

В настоящее время единая валюта является официальным платежным средством на территории 13 государств — членов Европейского союза (ERM I): Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Словении, Финляндии, Франции.

В механизме формирования валютных курсов (ERM II) принимают участие Дания, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словакия. Эти страны реформируют экономику по стандартам всту пления в ЕВС в соответствии с маастрихтскими критериями, и их валюты связаны с евро. Выполнение большинства критериев находится в компетенции центрального банка и правительства.

Вероятность вступления в ЕВС будет зависеть от степени и скорости конвергенции стран — претендентов в экономики ЕС. До вступления в зону евро страны-кандидаты должны участвовать вERM II не менее двух лет. Жесткая привязка национальных валют стран-претендентов к евро должна, в принципе, облегчить проведение структурных реформ в национальной экономике. Основные проблемы функционирования единой валюты находятся не за пределами Евросоюза, а внутри него. Прежде всего, это сохраняющиеся различия в уровне экономическою развития, в налоговой и бюджетной политике, в трудовом законодательстве. Ни одна страна в зоне евро не имеет экономически рациональной системы социальной защиты. Скорость унификации законодательства отстает от скорости расширения Евросоюза. Преимущества единой валюты блокируются национальной и международной бюрократией.

За поддержание конвертируемости и устойчивости евро страны — члены зоны евро несут коллективную ответственность. Однако при вхождении в еврозону страны деноминировали свои национальные внешние и внутренние долги вевро. Больше нет таких понятий, как задолженность в лирах, франках или дойчмарках. Это внутренний и внешний долг в евро. Однако за обслуживание этих долгов отвечают отдельные страны. Например. Италия может обанкротиться (как штат Калифорния в 2003 г.), если инвесторы перестанут верить в ее способность обслуживать долг. Этот факт в первые годы функционирования евро был хорошо известен финансистам. Однако в дальнейшем коллективная ответственность стала все в большей степени превалировать над индивидуальной. Банкротство одной крупной страны может вызвать ее выход из зоны евро и распад всей системы.

При проведении в Швеции в 2003 г. референдума по вопросу вхождения в зону евро большинство населения высказалось отрицательно. В Великобритании продолжаются дискуссии, и на каждый довод «за» имеется не менее веский довод «против».

Теория оптимального валютного пространства

Современные процессы формирования валютных зон и объединений находятся в русле теории оптимального валютного пространства, созданной лауреатом Нобелевской премии (1999 г.) Р. Манделлом. В 1961 г. он теоретически обосновал возможность и целесообразность отказа группы стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Эта теория стала основой формирования европейского экономического и валютного союза.

Под оптимальным валютным пространством понимается группа государств, которые пришли к соглашению проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики — развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие свободному движению капитала между этими странами, обеспечение устойчивого экономического роста.

В соответствии с этой теорией для создания оптимального валютного пространства необходимы следующие условия:

  • наличие политической воли. У стран Западной Европы такая воля имелась. Хронология интеграции с 40-х и до начала 90-х годов XX в. подтверждает последовательное и неуклонное движение к сближению государств. За полвека страны Европейского союза прошли в сфере валютно-финансового сотрудничества многотрудный путь от замкнутых неконвертируемых национальных денежных единиц к единой валюте, способной потеснить доллар США на мировых рынках;
  • свободное движение товаров и факторов производства между странами. В странах Западной Европы правительства уделяли особое внимание поддержанию высокой динамики взаимною торгово-экономического сотрудничества, проводя политику либерализации торговых отношений, создавая благоприятные условия для перелива капиталов и передвижения рабочей силы;
  • активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых ликвидных валютных рынков. В странах Западной Европы взаимный товарооборот в основном осуществлялся в национальных валютах, и в них же проводилась существенная доля внешнеторговых операций. Так, в середине 90-х годов крупнейшие страны ЕС (Германия, Великобритания. Франция, Италия, Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40-50% импорта;
  • обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу , в том числе с помощью механизмов ограничения взаимных колебаний курсов. Страны Западной Европы продвигались к решению этой задачи в течение 25 лет: сначала в рамках «валютной змеи», потом с помощью механизма обменных курсов Европейской валютной системы и, наконец, в формате валютного союза.

Оптимальное валютное пространство существенно отличается от валютного союза с единой валютой. По сравнению с валютным союзом единое валютное пространство обладает значительно большей гибкостью, его легче создать, и оно требует меньших предварительных условий:

  • в рамках единого валютного пространства одновременно действует несколько сильных валютных центров, которые координируют деятельность между собой;
  • в рамках единого валютного пространства создаются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений. Это общие программы для стран, входящих в такое пространство. Благодаря этому механизму государства-участники получают возможность сообща противостоять финансовым кризисам, вызванным внешними причинами;
  • внутри единого валютного пространства происходит сближение систем торговли валютой (при существовании нескольких центров торговли, деятельность которых постоянно координируется), что позволяет значительно улучшить условия для развития взаимной торговли.

Теория оптимального валютного пространства, подтвержденная практикой, является теоретической базой разработки концепций валютно-финансовой интеграции других региональных объединений.