Как обеспечить себе психологический комфорт в коллективе. Преодолевая сопротивление, или как обеспечить себе психологический комфорт. Психология работы в коллективе

Разделы: Школьная психологическая служба

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для активной творческой самореализации каждого ребенка. Творцом, так же как интеллектуалом не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени в той или иной форме присущ каждому из нас.

О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики. Это декларируется в законе “Об образовании”. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции общего среднего образования, других документах Министерства образования РФ фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования. Именно в условиях такого психологического пространства может сформироваться личность, которая легко социализируется в новых условиях.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Как отметил Фергюсон, “творческие способности не создаются, а высвобождаются”. Но прежде, чем начать их высвобождать, необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребенка в творческий процесс – это и есть создание в школе атмосферы психологического комфорта.

Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Таким образом, цель деятельности психологической службы школы мы определили как “создание психолого-педагогического пространства” , которое решает следующие задачи:

Организация психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов;
- создание здорового психологического климата;
- сохранение здоровья всех субъектов образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.

Свое видение организации образовательного процесса в школе мы отразили в следующей схеме.

Схема 1. Организация образовательного процесса.

Пространство

В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта нужно было начинать с педагогического коллектива.

Изучение педагогического коллектива школы включало в себя следующие методики:

Анкета “Степень удовлетворенности работой”;
- анкета “Мотивы трудового поведения”;
- методика “Оценка профессиональной направленности личности педагога”;
- мониторинг педагогической деятельности.

Вся работа с учителями имеет своей целью помочь им увидеть ученика как личность, обладающую своими неповторимыми особенностями, позволит им лучше реализовать возможности ребенка, строя обучение исходя из темпов его индивидуального развития. Ведь именно ребенок – как реальная целостность, единство и взаимообусловленность индивидного, субъективного и личностного является подлинной целью – ценностью образования, его содержанием и основным критерием.

Какие же результаты были достигнуты в результате работы проводимой с педагогическим коллективом.

  1. Если на этапе вхождения в эксперимент 53% педагогов занимались экспериментом, то сейчас весь коллектив находится в постоянной экспериментальной деятельности.
  2. Эти же результаты подтвердила диагностика “Эмоциональное отношение к инновациям”.
  3. Фактически отсутствуют конфликты с обучающимися.
  4. Изменился уровень качества взаимодействия педагога и ребенка, с авторитарной позиции до партнерства и лидерства.
  5. Идет совместное решение проблем.
  6. Рост профессиональной компетентности педагогов.

Рис 1 Отношение к инновациям

Рис.2 Качество взаимодействия педагогов и обучающихся

Следующим компонентом образовательного пространства, ради которого и работает любая школа являются обучающиеся. Основным критерием эффективности инновационной деятельности является успешность обучающихся.

Успешность учения предполагает наличие у учащихся таких умений, как:

Умение правильно ориентироваться;
- умение определять цель, планировать действия;
- умение действовать согласно плану.

Комплексный мониторинг развития учащихся включал в себя следующие психологические методики:

Опросник Леонгарда-Шмишека;
- адаптационные методики;
- анкета “Моя школа”;
- анкета “Учитель глазами ученика”;
- анкета “Мотивация учения”;
- ШТУР и другие методики.

Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогам в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.

Рис 3. Оценка способностей педагогов

Создание благоприятного психологического климата, совместная деятельность с педагогами способствовали росту активности обучающихся.

Рис 4. Активность обучающихся при проведении КТД

Данная атмосфера не могла не отразиться на третьем компоненте образовательного пространства – родителях. Снизился процент обращений родителей с жалобами в УО, родителе активнее сотрудничают со школой.

Рис 5. Участие родителей в делах класса и школы

Психологический комфорт в педагогическом коллективе.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках есть возможность создать в коллективе такую атмосферу, в которой все будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта. Именно так и звучит тема педсовета .

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Давайте вспомним, что такое комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно и не видит необходимости защищаться.

Мы часто говорим о психологическом комфорте в классе или в школе, но редко задумываемся над тем, комфортно ли нам - учителям в нашем коллективе? На основании анкетирования педагогов в нашей школе было отмечено, что комфортно себя чувствуют лишь 72 % преподавателей, 28 % - чувствуют себя недостаточно комфортно.

Чтобы создать комфортную атмосферу в педагогическом коллективе нужно работать над психологическим климатом. Возьмем в пример растения: в одном климате оно может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате в коллективе: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал .

Что же такое психологический климат? Какие его основные составляющие? Что нужно нам всем сделать, чтобы каждому из нас было комфортно на работе? Сегодня мы все вместе попробуем дать ответ на эти вопросы.

Психологический климат - это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

    Доверие,

    Высокая требовательность членов группы друг к другу,

    Доброжелательная и деловая критика,

    Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,

    Отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения,

    Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,

    Удовлетворенность принадлежностью к коллективу,

    Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива,

    Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.

Основные показатели психологического климата:

    Удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда,

    Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами,

    Удовлетворенность стилем руководства,

    Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений,

    Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала.

Факторы, влияющие на психологический климат группы:

1. Стиль руководства

2. Особенности деятельности

3. Совместимость

Чтобы я сделала, что бы психологический климат в нашем коллективе стал наиболее комфортным для всех? Хочу вам предложить рекомендации, которые лежат у каждого из-вас на столе. Прочитайте их. При использовании приведенных социально-психологических методов уровень комфорта в коллективе должен подняться.

А зачем нам вообще нужен этот комфорт? Что в нем такого особенного?

Карл Маркс говорил: « Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». На самом деле комфортный психологический климат в коллективе влияет не только на взаимоотношения между нами, но и влияет на каждого из нас по отдельности. У нас становится меньше причин раздражения, что непосредственно сказывается на качестве работы. А поскольку мы работаем с детьми младшего школьного возраста, нам необходимо приходит в класс в бодром расположении духа.

Предлагаю следующее решение педсовета: следуя рекомендациям наладить уровень комфорта в нашем коллективе и периодически его отслеживать.

Психологический комфорт на работе Вы можете обожать свою работу и каждый трудовой день воспринимать как праздник, потому что «работать работу» вам нравится. Но иногда в голову закрадываются мысли, что часть коллектива равнодушна к вам, а кого-то не замечаете вы сами. А кто-то, на ваш взгляд, и вовсе несносен, а учитывая, что без деловых контактов внутри коллектива не обойтись, - тушите свет! А ведь так хочется, чтобы выражение «работа - второй дом» оправдывало себя и чтоб атмосфера не напоминала дом сумасшедший, а отношения в коллективе были по-семейному теплыми и душевными.

Организационная психология сейчас на пике популярности, и такие термины, как «социально-психологический комфорт» и «командообразование», у всех на устах. Понятия эти взаимосвязанные, ведь команда - это сплоченный трудовой коллектив, а социально-психологическая совместимость и комфорт - не что иное, как следствие схожести интересов, ценностей и ожиданий членов коллектива.

Далеко не из каждой группы сотрудников можно сформировать сплоченную команду. А требования таковы:

Во-первых, все члены коллектива должны, ну просто-таки обязаны (при этом не под дулом пистолета, а по доброй воле) воспринимать работу с оптимистичной установкой «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Коллеги воспринимают друг друга уж если не как закадычных друзей (ведь дружбу на работе многие считают ошибкой), то как хороших знакомых. Согласитесь, нелепо говорить о сплоченности и здоровой атмосфере, если дам из бухгалтерии вы чтите и любите только в день зарплаты, а остальные 21 рабочий день - здороваетесь с ними сквозь зубы.

Психологи, изучающие отношения внутри коллективов, вывели прямую зависимость между близостью рабочих мест и сплоченностью группы. Так что знайте, никто не принуждает вас любить абсолютно всех сотрудников фирмы (а их количество со всеми филиалами и представительствами может насчитывать свыше тысячи голов), но уж в родном отделе поддерживать душевную атмосферу - сплошное благо.

Особое внимание уделяется размеру группы. Афоризм «Двое - компания, трое - уже толпа» в данном случае неактуален, ведь такая «компашка» как минимум не сможет в полной мере реализовать свои цели . Оптимальной для выработки командного духа считается группа из 5-9 человек. Психологи подсуетились и в этом аспекте и выяснили, что группы с четным количеством участников более продуктивны, чем с нечетным.

Одно из важнейших условий сплоченности и комфорта в группе - психологическая совместимость участников. Схожесть жизненных ценностей, установок и принципов - это, безусловно, плюс. А вот идентичность темпераментов и характеров не всегда гарантия спокойствия и комфорта - с какой стороны ни посмотри. Если вместе соберутся прирожденные лидеры и вожаки - обязательно переругаются, принимая верное решение. Группа «исполнителей» и «ведомых» тоже потерпит крах, решая важные задачи. Не факт, что среди них найдется смельчак, готовый возложить всю ответственность на свои плечи. Поэтому взаимодополняемость сотрудников - и есть тот желанный ключ к эффективной и бесконфликтной трудовой деятельности. При таком мудром подходе отрицательные черты одного сотрудника можно уравновесить положительными чертами другого. Например, пессимизм и замкнутость меланхолика нейтрализуются оптимизмом и общительностью сангвиника. Частую смену настроений и увлечений холерика хорошо дополняют спокойствие, логичность и устойчивая целеустремленность флегматика.

Во многом дружелюбная или недружелюбная обстановка на работе зависит от самых от верхов. Нет-нет, речь не о всевышнем, а о вашем руководстве . Трудно чувствовать себя в коллективе как в семье, если шеф - личность авторитарная, пряниками сотрудников не кормит, зато хлыстом машет так интенсивно, что у всех закладывает уши. В коллективах, где царит подобный стиль руководства, свобода действий и передвижений сотрудников строго регламентирована. Иначе говоря - ограничена. Такой подход отнюдь не способствует доверительной обстановке, а разве получится любить тех, кому не доверяешь? Надеемся, ваш начальник не самодур-индивидуалист, а самый что ни на есть душка, доверяющий своим подчиненным и воспринимающий их как равных.

Хотите понять, работаете ли вы в команде или так, мимо пробегали? Тогда ответьте на следующие вопросы:

. Считаете ли вы себя реальной, «ощутимой» частью группы?

Очень надеемся, что на этот вопрос вы ответили «да» и, даже причисляя себя маленьким винтиком в огромном механизме, осознаете свою ценность как сотрудника, с которым считаются.

. Если бы вам предложили такую же работу (по должностным обязанностям) за равную зарплату в другой организации, подумали бы о возможности перехода туда?

Положительный ответ - тревожный звонок о том, что в данном коллективе вы чувствуете себя неуютно и, возможно, испытываете стресс от необходимости работать бок о бок с этими людьми.

. Как вы уживаетесь со своими коллегами? Часто ли случаются конфликты?

Полностью избежать возникновения малейшего конфликта - слишком утопичное требование к тем, кто сотворен из плоти и крови. Но слишком частые ссоры в организации - не от хорошей жизни, и командным духом в таком случае не пахнет вовсе.

Если в коллективе не наблюдается регулярных агрессивных стычек, «дедовщины» , общения на повышенных тонах, и вы сами чувствуете себя на работе комфортно, значит поводов для беспокойства нет. Даже если общение с коллегами слишком формальное и исключительно по работе, это совсем не синоним равнодушия и тем более враждебности. Деловое, но вежливое взаимодействие в рамках рабочего процесса --- признак профессиональной команды. А при желании всегда можно попытаться внести нотки душевности: сделать комплимент, пошутить или ненавязчиво предложить вместе пообедать.

Анна Ковалькова
Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Цель :

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе .

Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

Психологический настрой : притча «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : мертвая она или живая?». А сам думает : «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу : Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках» ».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома» .

Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада ».

Большинство людей объясняют понятие «здоровье» с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач – психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею : здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов : физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.

Портрет психологически здорового человека - это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей , так как последствия психологического дискомфорта для ребенка :

*появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

*переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму , заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма) ;

*проявление психологических травм , полученных в детском возрасте , в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду .

Что такое комфорт ? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)

- Психологический комфорт – условия жизни , при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада :

Большая наполняемость групп ;

Один воспитатель в группе ;

Неблагоприятная семейная ситуация.

Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества.

Проблема психологического здоровья .

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются : агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт , напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия : удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и педподдержки. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самореализации и признании их достижений окружающими. Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников .

Стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе .

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется :

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда , когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата . Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе .

Учитывая это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка :

Предметно-развивающая среда,

Стиль общения воспитателя с ребенком,

Стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

Стиль общения воспитателя с родителями,

Наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе , степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы» . Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

Стиль педагогического общения напрямую влияет на благоприятный .

Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители

(несамостоятельные, безынициативные)

Принцип педагога : «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка) ;

Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;

Не учитывает отношения между детьми;

Не признает ошибки;

Низко оценивает возможности детей;

Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

Либеральный (попустительский) стиль

Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;

Переоценивает возможности детей;

Выполнение своих требований не проверяет;

Нерешителен;

Во власти детей;

Учитывает взаимоотношения в группе ;

Человек настроения.

Демократический стиль

Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;

Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;

Проявляет максимум требований, максимум уважения;

Испытывает потребность в обратной связи от детей;

Умеет признавать ошибки;

Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод : наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе .

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ (разрядку, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо :

* Использование принципа М. Монтессори : принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы , а предложить побыть одному!

* Выстраивать систему правил. «В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, они (правила) развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется Я ребенка». Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности) .

* Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др .

* Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости» , где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.

* Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал) .

* Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы , психологический настрой на занятия ).

* Использовать в течение дня игры-правила : «Обзывалки» , «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Поем и молчим» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).

* Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

* В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

* Быть затейником и участником детских игр и забав .

* В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

* В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что :

Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

* В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

* Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

* Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

* Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

* Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

* Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила :

Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!

Не отвечай на агрессию встречной агрессией!

* Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика , аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей . Создание такой среды включает в себя :

Организацию зоны для психологической разгрузки ;

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;

Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, создания хорошего настроения .

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т. д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу :

Примеры психологических речевых настроек :

Сегодня я рада видеть вас в детском саду , в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень хорошо на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

«Большой» - для меня было важным и интересным…

«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

«Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)

«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы .

«Мизинец» - для меня было недостаточно.

Желаю вам и вашей семье психологического здоровья !

Как наладить отношения в женском коллективе, как наладить отношения в мужском коллективе, как наладить отношения в смешанном коллективе. Как отлично общаться с женщиной-руководителем.

ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

Какой бы ни была наша должность, профессия и стаж, работаем мы, как правило, в коллективе. И те, кто трудится на дому, так или иначе общаются с работодателем, во многом зависят от него, а порой и от других коллег, даже если и незнакомы с ними лично. Роль этих взаимоотношений чрезвычайно важна. Они влияют и на карьерный рост, и на психологический комфорт Рабочего процесса, и в конечном счете на то, будете ли вы и дальше работать в данной компании, или нужно срочно подыскивать новое место.

Коллектив, с которым связала вас профессия или случай, может быть каким угодно — большим или маленьким, однородным по тем или иным параметрам или разношерстным. Но в любом случае он состоит из женщин и мужчин. Порой это чисто женский или чисто мужской коллектив, каждый из которых имеет уникальные особенности и работать в которых ох как непросто. А смешанные коллективы (которых все-таки большинство) все равно состоят из маленьких коллективов женщин и мужчин. Выяснив их особенности, вам будет легче смоделировать свою собственную модель поведения.

Уже с рождения мальчики во многом отличаются от девочек. Мальчишки активнее, чаще кричат и с большей охотой исследуют окружающий мир.

Вы спросите, какое отношение золотое детство имеет к карьерному росту? Самое прямое. Ведь детские игры — это модель той же работы. В играх мальчиков всегда присутствует конфликтное и соревновательное начало. Они учатся драться с противниками и мириться с ними. И самое главное: мальчики обычно играют по заранее оговоренным правилам. Они стараются следовать букве правил, но непременно яростно спорят об их сути друг с другом.

Девочки чаще всего играют в игры без правил, например в дочки-матери. Здесь главное — не победа, а поддержание хороших отношений. Так что конфликты случаются редко, и у малышек просто нет навыков выхода из сложных ситуаций. И еще в группах девочек обычно отсутствует жесткая иерархия, свойственная большинству мальчишеских коллективов.

Когда мальчики и девочки оказываются вместе, мальчики обычно захватывают власть. То же случается и на службе — женщины неизменно оказываются на вторых ролях.

В силу сложившихся традиций женщина в обществе издавна воспитывается в духе подчиненности и осознания себя как слабого пола, с детства усваивая ориентир на такие ценности, как трудолюбие и покорность воле мужчины. Особенностью отечественной ментальное можно считать пассивность и уход от конфликта. В современных условиях женщины тоже стремятся избежать прямой конфронтации и, в отличие от мужчин, проявляют больше сдержанности и такта.

Следует признать, что мир бизнеса создан мужчинами и управляется ими. Мужчины относятся к работе с тем же настроем, с каким выходят на спортивные соревнования. Игра, спорт, бизнес управляются с помощью неписаных правил, знакомых большинству мужчин, но, к сожалению, почти не освоенных женщинами. Поэтому, если вы хотите заставить мужчин прислушаться к своему мнению и считаться с вами как с равноправным партнером, необходимо усвоить несколько ключевых моментов.

Но вначале рассмотрим противоположную ситуацию, когда на работе вас окружают коллеги исключительно одного с вами пола.

Женский коллектив. Проблемы и сложности работы в женском коллективе

В дамских заповедниках на фоне дружных чаепитий, бесконечных разговоров на «животрепещущие» и далекие от производственных нужд темы обычно произрастают ядовитые побеги сплетен и интриг. И если обстановка в женском коллективе складывается благоприятная, разгораются настоящие битвы характеров и амбиций. Поэтому, если судьба занесла вас в чисто венскую компанию и вы намерены и в карьере преуспеть, и душевный покой сохранить, — первым делом следует присмотреться к основным фигурам, определяющим ход игры.

Начнем с главы фирмы, ибо руководящие кадры, а особенно дамы-руководители, решают все.

Самодурка . Если во главе женского коллектива стоит взбалмошная особа с истерическим характером, там затеваются особенно жестокие игры без правил. Решения о назначениях, премиальных и иных благах она принимает, руководствуясь исключительно сиюминутным настроением. Ее отличает вздорный нрав и безумное тщеславие. Она пользуется своей властью над беззащитными сотрудницами и самоутверждается, унижая подчиненных. Она обожает комплименты, всегда претендует на повышенное внимание и не терпит, чтобы кто-то, кроме нее, был в центре событий. Любит преподносить банальности как некое откровение и бывает страшно удивлена, если кто-то думает иначе. Главное — изучить ее слабые места и не касаться их ни в коем случае. Старайтесь делать комплименты ее новой прическе, новым туфлям и цвету лица. Претворять свои замыслы в жизнь можно, лишь убедив ее, что все задумала она, а вы лишь озвучиваете ее гениальные идеи. Ни в коем случае нельзя демонстрировать ей свое недовольство. Правда, время от времени можно похныкать и пожаловаться, чтобы добиться повышения зарплаты. Тем самым у нее появится лишний повод самоутвердиться и ощутить себя благодетельницей.

Комиссар . Рьяная начальница, как правило, отъявленная феминистка, знающая дело и правящая в женском коллективе железной рукой. Не терпит постороннего вмешательства, категорична и очень жестка, в особенности с теми, кто хоть как-то отклоняется от ее требований. Штрафы, выговоры — ее любимые способы управления. Редкий тип начальницы, которая почти не придает значения отношениям. Так что дождаться от нее снисхождения по поводу своего отсутствия на работе из-за болезни родственника — пустое занятие. Она настоящий трудоголик, днюет и ночует на работе, которая для нее является смыслом жизни. Старайтесь и вы делать вид, что работа для вас — все. Демонстрируйте железное здоровье, отсутствие бытовых и семейных проблем, преданность компании и веру в стратегическую линию, проводимую начальством. С ней можно советоваться, но спорить — ни в коем случае. Проявляйте инициативу, но ничего ей не навязывайте. Она ценит профессионализм и в первую очередь поощряет именно хороших специалистов. Поэтому повышайте свою компетентность, посещайте разные курсы и используйте любой удобный случай для демонстрации своих умений. Тогда мир с шефиней, карьера и, кстати, покровительство с ее стороны вам обеспечены.

Душка . Принцип ее руководства — полное невмешательство в дела фирмы. Она, возможно, справедливо полагает, что бурной деятельностью делу не поможешь, можно только все испортить. Подчиненные мудры, сами все знают. А если не знают — их можно спокойно уволить. Именно при ней активно разворачивается борьба за власть и доходы, соперничество «группировок» за неформальное лидерство. В делах и отношениях — полный хаос, потому что в женском коллективе некому заниматься улаживанием конфликтов, контролировать соблюдение дисциплины — все решают обстоятельства и активно претендующие на власть соперницы.

Ни в коем случае не надо наседать на такую начальницу, донимая ее просьбами. Вся ответственность целиком лежит на вас, вам и решать. В принципе, можно вообще особенно ничего не делать, разве что постоянно изображать бурную деятельность. По крайней мере, психологический климат от этого не пострадает. В лучшем случае вы быстро пойдете на повышение (если не будете слишком активны), в худшем — на повышение пойдет она. Главное — не стать в женском коллективе жертвой плетущихся вокруг интриг. Поэтому любой ценой воздержитесь от участия в заговорах и других акциях, инспирированных особо активными сотрудницами.

Секретарь . Очень важная персона. От нее во многом зависит то, насколько глубоко зараза интриг может поразить коллектив. Если секретарь — юная самоуверенная девица, которая допускает по пять орфографических ошибок в одной строчке и твердит по телефону: «Вам звонят...», — сориентироваться не так уж сложно. На изысканные хитрости и интриги у нее не хватит ни образования, ни извилин, ни изобретательности. Общение с ней требует большого терпения и мужества. Постарайтесь не выказывать раздражения даже в ответ на откровенные глупости, потоки которых время от времени обрушиваются на вас. Иначе она может обидеться, и тогда вы будете иметь дело с руководством, так как эта «забавная девчушка», скорее всего, является дочкой или внучкой кого-либо из президентов компании.

Если же секретарша — яркий представитель племени кадровых работников советского типа, эдакая злобная фурия, превосходно справляющаяся со своими обязанностями, то от нее лучше вообще держаться подальше. Как правило, она считает своим долгом собирать компромат на всех сотрудников. Подозрительная и недоверчивая, она может усмотреть криминал даже в выражении вашего лица, вне зависимости оттого, серьезны вы или улыбаетесь. Обращаться с ней следует идеально вежливо и называть по имени-отчеству, при этом соблюдая дистанцию — лучше метра три-четыре.

Самый опасный тип секретарш — участливая сплетница, имеющая от природы склонность к плетению тайных сетей. Она приветлива, заботлива, всегда расспрашивает о семье и личных проблемах и старается установить доверительный тон. Но будьте бдительны! Ваша откровенность назавтра вполне может обернуться если не увольнением, то изрядным ухудшением отношений с сослуживцами. И все подробности вашей личной жизни — с некоторыми искажениями, естественно, — станут достоянием всего женского коллектива. Держитесь с ней приветливо, но говорите только на нейтральные темы. Никакой информации о себе или о ком-либо другом.

В любой компании обязательно есть свои «злюки», «буки» и «ворчуньи». Они могут занимать должность от директора до бухгалтера и даже до уборщицы. Бояться их не нужно (ведь они только на это и рассчитывают), ссориться с ними вредно, как минимум, для здоровья, переубеждать таких — бесполезно. Держитесь с ними максимально нейтрально, меньше говорите, больше делайте. Лучше 20 раз повторить спокойным и доброжелательным тоном: «Это нужно подписать» или «Это нужно сделать для дальнейшей работы», чем пускаться в объяснения и дебаты. И еще одно оружие — скромность и стеснительность. Как правило, против такого у них не бывает аргументов.

Одна из главных тем, обсуждаемых в женском коллективе, — внешность и одежда. Здесь чрезвычайно важно выдержать нужный тон. Не стоит привлекать к себе излишнее внимание подчеркнуто дорогими туалетами и аксессуарами. Офис — не место для дефиле. Но и в другую крайность впадать тоже не следует. Поэтому заношенный костюмчик, колготы в зацепках и джинсы с растянутыми коленками лучше пожертвуйте в пользу бедных.

Излюбленный сюжет и одновременно повод для женкой зависти — любовные перипетии. Если у вас все обстоит благополучно на данном фронте, рассказы о счастливых мгновениях в объятиях партнера могут вызвать непредсказуемую реакцию у сослуживиц, обделенных мужским вниманием. Поэтому не стоит одаривать коллег подробностями вашего головокружительного романа с суперменом или картинами семейного счастья с заботливым и преданным мужем. Старайтесь щадить чувства тех, кому не так повезло в жизни, как вам.

Очень опасная, но довольно распространенная в женском коллективе тема — «на чьей ты стороне» и «против кого дружим». Если вас пытаются спровоцировать или запутать, навязать роль, которую вы не хотите играть, уточните детали и обстоятельства. Кто предупрежден — вооружен. И главное — держитесь в стороне от любых козней.

Опасно также появление мужчины в женском коллективе — это может стать серьезным поводом для раздоров. Хотя иногда присутствие отдельных представителей сильного пола идет только на пользу дамам, заскучавшим в своем тесном и душном сообществе. Если, например, мужчина галантен и внимателен, при этом держит дистанцию и никому не выказывает предпочтения — он великолепно освежает производственную атмосферу. Но это почти нереальный персонаж.

Мужчина, оказавшийся в «цветнике», либо старается держаться в сторонке, тоскливо надеясь на появление однополчанина, либо вольно или невольно начинает вести себя как ловелас. Ощутив свою востребованность в полной мере, он флиртует попеременно со всеми дееспособными дамами. Если же он при этом не женат и внешне привлекателен, вокруг него разгораются нешуточные страсти.

Сотруднице, единолично завладевшей его вниманием, приходится несладко. Ее начинают подвергать остракизму, в ее работе находят немыслимое количество «ляпов», и руководительница вполне может уволить ее по причине профнепригодности. Поэтому примите для себя за правило, что для вас таких мужчин не существует.

Но даже если вы и отважились завести роман на работе в окружении «пылких доброжелательниц», будьте готовы мужественно сносить многочисленные придирки и нападки. Ведь зависть и ревность скрыть и сдержать крайне трудно. А эти чувства — самая благодатная среда для развития интриг и склок. Поэтому даже если вас «выбрали» на роль любимой девушки на глазах родного женского коллектива, перенесите основные сцены за кулисы. Приятно, конечно, утереть им всем нос, но мир и спокойствие в стенах офиса, где вы проводите большую часть жизни, дорогого стоят.

Мужской коллектив. Как успешно работать в мужском коллективе

Если вы всю жизнь мечтали оказаться единственной розой среди чертополоха и рассчитываете на ежеминутное внимание, заботу и поддержку, то зря. Обычно работа в мужской компании сравнима с военными действиями, преодолением полосы препятствий или восхождением на высоченную гору. Приготовьтесь к тому, что помимо основных обязанностей у вас будет еще одна забота — выживание в жесткой и суровой среде, со своими правилами, темпами и специфическими взаимоотношениями.

Следует учесть, что мужчины на службе, особенно когда их много, — это совсем не то, что мужчины после работы. Почему-то женщины привыкли считать, что настоящий мужчина — это обязательно галантный рыцарь, который должен всячески заботиться о даме, зная, что она существо слабое, защищать ее от всех неприятностей и напастей, подстерегающих на службе. Реальность, скорее всего, будет иной. Решившись прийти в мужской коллектив полноправным сотрудником, специалистом, вы в глазах коллег-мужчин перестаете быть слабым существом, становитесь, как и все, игроком команды, к которому будут предъявляться такие же жесткие требования, как и ко всем остальным. Таковы условия игры, в которую вы собрались играть.

Вам не будут прощать промахи и неудачи лишь потому, что вы женщина. На работе вы такой же сотрудник, специалист, профессионал, как и все те, кто работает вместе с вами. Женщина, которая не поймет и не примет этого простого расклада, — проиграет. Чтобы этого не произошло, постарайтесь постичь психологию работы в мужском коллективе.

Прежде всего это жесткая конкурентная борьба, в которой не жалеют слабых. Требуя к себе особого отношения, вы рискуете получить в ответ раздражительную, грубую реакцию со стороны коллег. Не провоцируйте их на это. Оптимальная линия поведения — показать свои профессиональные способности, стать коллегой и сильным игроком. Умение демонстрировать свои успехи и принимать особые позы — важный игровой навык. Вы скажете, что такое поведение похоже на бахвальство и нечестность? Но для мужчин это вполне нормальный стиль общения. Они обожают хвастаться.

Поэтому, еще только устраиваясь на работу в мужской коллектив, на собеседовании ни в коем случае не рассказывайте, что ваши цели и интересы — это хорошие отношения в коллективе, корпоративные мероприятия и т. д. Только работа, прибыль, результат!

Не ждите, что коллеги оценят ваши таланты и компетентность. Вы сами должны убедить их в своем мастерстве. Демонстрируйте свою компетентность и действуйте уверенно. Прежде чем сказать «Я этого не умею», вспомните о своих достижениях. Ведь вы столько раз справлялись с самыми разными делами! Если в ответ на новое предложение или назначение вы не вопрошаете растерянно: «Как это делается?», а бодро рапортуете: «Нет проблем!» — у вас есть шанс довольно быстро приобрести репутацию энергичного и перспективного работника.

Не подставляйтесь! Если вы стремитесь выглядеть компетентным человеком, реже упоминайте о своих ошибках. Для этого не надо лгать или изворачиваться, просто не стоит демонстрировать свои промахи на публике. Кстати, придется позабыть о привычке извиняться по поводу и без него. Это не очень вежливо, но... мужчины считают излишние извинения «рекламой своих ошибок».

Часто работающим женщинам приходится делать выбор между домом и карьерой. Мужчины, как правило, не любят перерабатывать, но и не страдают от этого так, как женщины. Оно и понятно, ведь дома их ждут заботливые жены с горячим ужином и чистыми выглаженными сорочками. Вас же ожидают дома кухонная плита и утюг, голодные дети и муж, которые без вас не могут даже намазать себе бутерброд. Чтобы сделать карьеру в компании, где рабочее время не нормировано, вам придется работать подолгу. А значит, вы должны будете выбирать между работой и домашними обязанностями. Мужчины в такой ситуации обычно сокращают время пребывания дома, а женщины — рабочее время. Если же вас не устраивают такие правила игры — ищите другую работу.

Еще одна сложность состоит в том, что женщины часто не умеют поддерживать контакты с деловыми партнерами или клиентами. Как вы относитесь к тому, чтобы пригласить зануду из дочерней фирмы на теннисный корт только потому, что от него зависит подписание контракта? А что вы думаете об ужине с «нужными людьми»? Перспектива такого выпивона — достаточно суровое испытание. Женщинам вообще гораздо труднее, чем Мужчинам, выдерживать общение с несимпатичными людьми. Но если в вашей фирме принято тратить дополнительные усилия на привлечение клиентов — вам придется с этим смириться. Или создать для себя такую нишу, которую никто, кроме вас, не сумеет заполнить.

Какой выбрать стиль одежды для работы в мужском коллективе?

Стиль рабочей одежды лучше выбрать деловой , никаких экстравагантных нарядов, дорогих и вызывающих украшений. Если при первом появлении на работе ваш наряд действительно может привлечь всеобщее внимание, все равно это постоянно продолжаться не будет, даже если вы начнете менять платья несколько раз в течение рабочего дня. Мужчины увлечены работой, они не станут обращать внимание на такие мелочи, постепенно адаптировавшись к многообразию ваших нарядов. Поэтому никаких вычурных экстравагантных и эксклюзивных платьев на работе быть не должно. Достаточно странно выглядит дама в длинном вечернем платье или, наоборот, ультракороткой юбке на фоне мужчин в деловых костюмах. Попробуйте изменить свой гардероб так, чтобы в вашем наряде обязательно присутствовали какие-то отдельные элементы мужской одежды — пиджак, брюки, жилет. Деловой стиль, уместный в офисе, и похожесть на мужчин в мелочах сослужат вам добрую службу. Например, галстук в сознании и даже подсознании мужчины — фаллический символ. И если вы не готовы надеть мужской галстук, шейный платок является его аналогом, символом вашего делового равенства.

Стремясь утвердиться в мужском коллективе, женщина иногда может поверить в то, что сумеет достичь цели типично женскими средствами. Немного пококетничает, постреляет глазками, и все ее коллеги непременно бросятся ухаживать за ней и, возможно, предложат руку и сердце. Такое, вероятно, случается, но гораздо чаще выходит совсем наоборот.

Не нужно думать, что у мужчин нет серого вещества между ушами. Они уже в первый день вашего поступления на службу обсудили все ваши достоинства. Но оказание знаков внимания на службе со стороны мужчин, особенно если это не один человек, умной женщине следует рассматривать как провокацию или тест. Мужчины по природе осторожны. Если есть что замечать, то они это уже заметили. Теперь изучают. Поэтому для начала стоит больше внимания уделить не поискам обожателей, а приобретению знаний по своей специальности. Даже самые злонравные сослуживцы всегда с уважением относятся к профессионалам в своем деле, вне зависимости от того, женщина это или мужчина. Так что у вас еще будет шанс добиться преклонения.

А сейчас учитесь дружить с мужчинами. Не торопитесь принимать знаки внимания. Вникайте в работу. Не бойтесь мужчин: их это раздражает. Мужчины на работе нацелены на достижение поставленной цели, задачи, поэтому их гораздо больше волнует, что представляет собой дама как специалист, насколько она будет полезна в работе.

Если же с вами начинают неприкрыто флиртовать, называть вас уменьшительными именами, «малышкой», «деткой», не вздумайте скандалить, это лишь подхлестнет фамильярного коллегу. Лучше выразить снисходительное удивление. Пусть уж лучше он выглядит невоспитанным ребенком, чем вы — обиженной девочкой.

Это же относится к некоторым унизительным поручениям. Например, когда вы — единственная женщина среди коллег-мужчин и именно вас непременно просят заварить чай или приготовить кофе. Ясное дело, вам показывают, «кто в доме хозяин».

Увы, резкий отказ обычно малоэффективен. Куда лучше взять ситуацию под контроль. Например, самой предложить кофе, прежде чем вас попросят его принести.

Тогда это будет выглядеть просто как проявленная вами любезность.

Так что откажитесь от кокетства, флирта, запрещенных приемов. Боже вас упаси заигрывать с шефом! Вы автоматически станете врагом для всех. О служебных романах написано столько, что муссировать эту тему бессмысленно, следует лишь добавить, что если обстановка в коллективе накаляется, то чаще всего женщину увольняют.

Существует и другая крайность, в которую впадают дамы, стремясь завоевать достойное место в мужском коллективе. Они почему-то считают, что добьются карьерного роста, если сразу забудут о том, что они женщины, и побыстрее превратятся в жестких, мужеподобных бизнес-вумен. Такие женщины стремятся перенять стиль и манеру поведения, жесткость в общении у своих сослуживцев-мужчин. Они меняются даже внешне: короткая стрижка, мужские костюмы, крепкие сигареты, мужской стиль общения. Тем не менее, несмотря на все усилия, дама все равно не сможет стать до конца своей в сугубо мужском коллективе.

Как бы странно это ни прозвучало, но мужчины чувствуют фальшь подсознательно. Они понимают, что это поведение во многом наигранно, неестественно, не характерно для женщины, поэтому они будут ее сторониться. А между тем попытки стать мужчиной в юбке отнимают огромное количество энергии. Расплата приходит позже в виде раннего старения, расшатанных нервов, одиночества. Поэтому такой путь малопродуктивен. Не стоит забывать о том, что вы все-таки женщина. А значит, мягче, терпимее, ровнее в общении, чем мужчина. Вы способны своим обаянием противостоять жесткому миру мужской агрессивности.

Но как бы вы ни старались, не стоит надеяться легко и просто найти общий язык с коллегами-мужчинами, а уж тем более — завести на работе преданных друзей. Работа — это не то место, где следует искать друзей. Для мужчин их работа — место, где они могут самоутвердиться, самореализоваться как специалисты, профессионалы. Это территория конкурентной борьбы, порой жесткой, за возможность продвижения вверх по карьерной лестнице. Поэтому на работе отношения формируются скорее на уровне корректного профессионального взаимодействия всех членов команды, но не становятся искренне дружескими. Едва ли о таком союзе можно говорить как о настоящей дружбе. Не стоит рассчитывать на то, что, как только вы в разговоре искренне расскажете коллеге обо всех ваших проблемах и начнете сочувственно расспрашивать о его делах, он сразу же станет вашим преданным другом. Мужчины не стремятся к дружбе на работе. Особенно их пугает та эмоциональность выражения чувств, которая характерна для женщин. Мужчины стараются столь явно свои эмоции не проявлять.

Если дама будет постоянно и очень бурно демонстрировать свою радость или печаль, мужская часть коллектива просто сочтет ее истеричкой, а посему — учитесь контролировать эмоции, не озадачивайте собеседника собственными проблемами с семьей, здоровьем, детьми. Мужчина воспримет ваше откровение как просьбу о помощи.

По тем же причинам забудьте об унынии и жалобах. Коллеги-мужчины свирепеют, когда видят, что мы ноем и жалуемся на жизнь. В конце концов, именно по такому случаю можно встретиться с любимой подругой, в жилетку которой так сладко поплакать.

Не пытайтесь сами влезть в мужскую душу. Мужчины, как правило, не любят излишнего внимания к собственной личной жизни, не любят они и постоянного обсуждения поведения и личных качеств коллег по работе.

Не увлекайтесь этим. Но ваше умение подставить плечо, тактично и молча, мужчина обязательно оценит.

Скрывайте эмоции, даже столкнувшись с откровенной грубостью со стороны кого-либо из коллег. Многие женщины считают, что, если на них повысили голос или просто наорали, смолчать нельзя. Обидчику следует ответить той же монетой или же просто расплакаться, пытаясь вызвать у него угрызения совести. Вероятно, у кого-то это и вызовет ожидаемую реакцию, но может статься так, что ни крик, ни слезы не остановят вашего недруга. Просто лишний раз все окружающие убедятся в вашей слабости, в том, что вас нельзя рассматривать как полноправного игрока в мужской команде.

Ни в коем случае не показывайте противнику, что он вас достал, даже если это действительно так. Никто и никогда не должен видеть ваших слез! Очень важно в такой ситуации сохранить самообладание, не дать себя втянуть в бессмысленный скандал.

Сдерживайтесь, отвечайте в подчеркнуто корректном тоне. Это охладит агрессивность вашего оппонента. Говорите тихо, это заставит вашего обидчика убавить громкость. Делайте паузы между фразами, это даст время подумать и почувствовать ваше состояние в данный момент. В любой спорной ситуации более достойно выглядит человек, владеющий своими эмоциями. Иногда грубость — это провокация, желание «показать ваше место». Зачастую жесткие с виду мужчины не выдерживают давления или не умеют держать удар. Женское преимущество состоит в том, что от вас не ожидают мужества и стойкости.

Психологи подметили одну особенность женской психологии: если мужчины после крупного разговора быстро отходят, забывая о ссоре, то женщины, наоборот, способны вновь и вновь мысленно возвращаться к неприятному эпизоду, прокручивая его в голове и продолжая злиться. Это тупиковый путь. Злопамятность только впустую сжигает нервные клетки. Не копите злобу, не будьте злопамятны — это вредит прежде всего вам.

Наверняка вам знакомо выражение: «Послушай женщину и сделай наоборот». Ясно, что такое мог придумать только мужчина, а потому делайте выводы, особенно если пытаетесь ужиться в мужском коллективе. Вывод прост: мужчины крайне чувствительны ко всем советам, исходящим от женщин. Они их просто не любят. Мужчины воспринимают ваши советы как критику, как констатацию их профессиональной несостоятельности. Между прочим, для большинства мужчин существует только одна женщина, которая имеет право им указывать, — мать.

Особенно раздражают советы, когда кто-то очень щедро ими делится со всеми подряд. Отсюда такое крайне неприязненное отношение к непрошеному советчику. Для того чтобы не быть причисленной к числу таких людей, постарайтесь никого не критиковать, никому не советовать, а если и высказывать свое мнение, то только тогда, когда вас об этом просят. Что бы ни говорили, но люди не любят критики, от кого бы она ни исходила. Наоборот, доброжелательная оценка, похвала, комплимент — это значимая психологическая поддержка для любого представителя сильного пола. Получив ее от вас, он скоро уже сам будет обращаться за советом.

Проблем и трудностей, подстерегающих женщину в мужском коллективе, так много, что может возникнуть стойкое убеждение: женщина просто не сможет нормально существовать в этом мужском мире. Это совсем не так. Ваши коллеги надеются, что вы своими знаниями и умениями укрепите их команду, что вы

будете инициативной и настойчивой в достижении общих целей, не будете чрезмерно досаждать им своими комплексами и, конечно, признаете их гениальность.

Смешанный коллектив

Это самый распространенный вариант. Но подводные камни здесь могут быть следующие: к вам, особенно если вы новенькая, от приевшейся атмосферы и ради разнообразия начнут проявлять внимание мужчины, и за это на вас будут точить зуб женщины. Поэтому с мужчинами лучше особо не кокетничать, на предложения не кидаться, а с женщинами не ссориться и наводить «мосты любви и дружбы». А вот после того как вы понравитесь женской половине и освоитесь в целом, можете вести себя так, как вам нравится, теперь уж неразговорчивой монашкой, чурающейся мужского общества, вас быть никто не заставляет. Просто, если вы не будете мгновенно делать широкие глаза и милую улыбку в ответ на любой мужской комплимент и обедать со всеми по очереди, вас одинаково зауважают и мужчины, и женщины.