Творческий процесс связанный с прогнозированием. Творческий процесс: феноменология и динамика. Подсознательный этап творческого процесса

ти от системы обучения. У учеников, обучавшихся по традиционной системе, хуже развита самостоятельность деятельности, но лучше развита оценка ее результатов. Ученики, обучавшиеся по системам развивающего обучения, умеют планировать свою учебную деятельность, самостоятельно ее выполнять, но не ориентированы на ее оценку.

Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что система обучения, которую использует учитель в своей работе, не всегда способствует личностному развитию учеников. Страх учителя оказаться несостоятельным в своей профессиональной деятельности, нежелание или неумение учителя организовать взаимодействие с учениками как равноправными партнерами образовательного процесса, отсутствие ориентации на возрастные особенности учеников приводят к тому, что школьник остается в роли объекта воздействия. Строя образовательное пространство, необходимо опираться на субъективный опыт ребенка, поддерживать его желание быть участником образовательного процесса.

Формирование саморегуляции учебной деятельности предполагает целенаправленно организованный учителем процесс оказания помощи ребенку в развитии тех качеств его личности, которые позволят ему быть субъектом собственной учебной деятельности, т. е. сознательно управлять ею.

Развитая саморегуляция характеризуется:

Принятием учащимся требований учителя, коллектива соучеников или требований, вытекающих из самой ситуации учения на уроке;

Умением оценивать учащимся свои возможности для выполнения предъявленных требований;

Умением предъявлять требования самому себе (связь внешних требований со своими потребностями и их удовлетворение, то есть внутреннее принятие целей, требований);

Умением превозмочь те или иные желания, которые мешают справиться с предъявляемыми и принятыми требованиями;

Анализ возникших затруднений и поиск путей их преодоления.

Проведенное нами исследование показало, что создание учителем условий для развития саморегуляции учебной деятельности у младших подростков способствует формированию умений планировать свою деятельность, самостоятельно ее осуществлять, контролировать и оценивать, а также влияет на развитие и становление личности в целом.

Примечания

1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980; Моросано-ва В. И. Стилевые особенности саморегуляции в учеб-

ной деятельности студентов и успешность обучения // Науч. труды Моск. пед. госуниверситета им. В. И. Ленина. М., 1995. С. 28-35.

2. Конопкин О. А. Указ. соч.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1990.

Е. В. Гетманская

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИЗНАКИ, ЭТАПЫ И КРИТЕРИИ

Многомерность творческого процесса обусловливает объективную трудность выявления его операциональных и качественных характеристик. Представленные в статье признаки, этапы и критерии позволят не только диагностировать уровень протекания мыслительного процесса как творческого, но и начать поиск закономерностей его воспроизведения в познавательной деятельности.

Multidimensionality of creative process causes objective difficulty of revealing its operational and qualitative characteristics. The attributes, stages and criteria presented by the author will allow not only to diagnose a level of thought process as a creative one, but also to start investigating the laws of its reproduction in cognitive activity.

Ключевые слова: адаптивное поведение, преобразование, побочный продукт, бессознательность, ненормативный характер, спонтанность.

Keywords: аdaptive behaviour, transformation, collateral product, unconsciousness, abnormative character, spontaneity

Психология творческой мыслительной деятельности человека всегда предмет пристального внимания учёных. Это связано с тем, насколько широко или узко интерпретируется термин «творческий». «Если мы намерены рассматривать всю сложную деятельность человека по решению задач как творческую, то удачные программы для механизмов, которые имитируют человека, решающего задачу, уже существуют, и известен ряд их основных характеристик. Если мы оставляем термин "творческий" для деятельности, подобной открытию специальной теории относительности или созданию бетховенской Седьмой симфонии, то в настоящее время не существует примеров творческих механизмов» . Нам представляется возможным участвовать в этой дискуссии, анализируя отечественный и зарубежный опыт по выявлению признаков, этапов и критериев творческого процесса, востребованных в процессе универсальной жизнедеятельности че-

© Гетманская Е. В., 2010

ловека. и прежде всего в его познавательной деятельности.

Если говорить о признаках творческого процесса, то круг их определён, несмотря на отсутствие единообразия наименований в отечественных и зарубежных концепциях. В то же время некоторая «ненаучность» или метафоричность в определениях признаков, бесспорно, связана с иррациональностью и трансцендентностью самого творческого процесса. Что такое творческий процесс? Отечественная психология «проверяет» его наличием преобразовательной активности человека. В. Н. Дружинин выделяет две формы внешней активности человека: адаптивное поведение и преобразование. «Адаптивное поведение включает реактивное поведение, целенаправленное и осуществляемое по типу реакции на изменение среды. Преобразование включает творчество и разрушение» . Предметная деятельность в системе В. Н. Дружинина принадлежит адаптивным формам поведения, поскольку она, как и все формы такого поведения, осуществляется по принципу «отрицательной обратной связи»: достижение цели исчерпывает цикл деятельности.

Способность человека к творчеству обусловливается характером его жизнедеятельности. «Предметная деятельность человека, в отличие таковой у животных, связана с непременным изменением формы природных предметов. Даже простейшие галечниковые орудия не имели аналогов в предметной действительности. А творчество - это всегда создание чего-то принципиально нового, это всегда обогащение бытия» . Развитие социальных отношений, человеческого интеллекта, эстетического и энергетического сознания, воображения, фантазии создало новые возможности для креативной деятельности, для разработки идеальных и материальных конструкций, не имеющих аналогов. Усилия психологов направлены здесь на выявление сущностных признаков и закономерностей творческого процесса, разработку методов его диагностики и стимуляции.

Творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности и принципиально отличается от предметной деятельности. На это отличие обращают внимание многие философы и психологи. В частности, Я. А. Пономарёв считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности её результату, тогда как для творческого процесса характерно противоположное - рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческий процесс может возникать в предметной деятельности, и тогда он связан с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть творчества как психоло-

гического свойства, по Я. А. Пономарёву, «сводится к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижении цели, проходя мимо новизны» . К. Роджерс под творческим процессом понимает «создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни» .

Выделяя признаки творческого процесса, практически все исследователи подчёркивают его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания. С бессознательностью мысли, с ведущей ролью подсознания, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан ряд других особенностей творческого процесса, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом, более яркие и динамичные вытесняют из сознания менее яркие. Сознание при этом выполняет роль экрана, на котором человеческое бессознательное отображает себя. Сознание в творческом процессе пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию. Таким образом, обобщённо формулируется первый признак творческого процесса - его бессознательность.

Второй признак - спонтанность, внезапность, кажущаяся независимость от внешних причин. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна и невозможна: сознание как бы провоцирует активность бессознательного. Творческий акт всегда совершается с отключением логики. «В акте творчества учёный вырывается из-под власти науки, логики, гасю и погружается в пучину бессознательного, отдаётся мифологическим исканиям духа» , - подчёркивает А. Косарев. Таким образом, одним из условий творческого процесса может стать целенаправленная работа по погружению в подсознание. В этом смысле большую роль играет мифология, «разработавшая тончайшие технологии и способы целенаправленного погружения человека в состояние творчества, до которых современная наука ещё не доросла и неизвестно, дорастёт ли когда-нибудь, если не преодолеет своей рациональной зашоренности» . Бесспорно, привлечение учёным такой категории, как

мифология, относится к метафоре, что не всегда поощряется в научных определениях того или иного процесса, но, как нам представляется, ми-фологичность сознания здесь отождествляется учёным с трансцендентными свойствами творческой мыслительной деятельности, со способностью сознания выйти за пределы предлагаемой ситуации.

Таким образом, можно говорить о том, что в творческом процессе присутствуют два вида мышления: научное и мифологическое (второе характерно для фазы созревания и инсайта). В мифе мир познаётся не так, как в науке. В нём человек не формулирует чётких познавательных задач и не стремится к получению логически выверенных результатов. Он просто задаёт себе вопросы и просто пытается на них ответить. При этом ответы он ищет не в окружающем мире, а в себе самом, в своих чувствах, мечтах, фантазиях и грёзах, которые являются необходимым элементом творчества. В. Н. Дружинин в связи с этим подчёркивает, что главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя. Без них оно попросту не существует. Чувства создают эмоциональный настрой на творчество, мечты стимулируют его, в своих фантазиях человек конструирует возможные модели ответов. Но непреложным остаётся одно: в творческом акте господствуют чувства, мечты, грёзы, но не логика.

Многими исследователями творческий процесс определяется как выход за пределы заданного, отказ от стереотипного, общепринятого поведения, что позволяет соотнести поведение творческой личности и человека с психическими нарушениями. Ф. Баррон полагает, что творческий индивидуум имеет «другое» видение мира во многом за счёт определённых эмоциональных нарушений. «Творческий процесс ориентирует на интенсификацию как когнитивных, так и эмоциональных его аспектов, что повышает возможность ситуации эмоционального истощения, утомления» . Установка на творческий процесс предполагает постановку проблем и разнообразное их разрешение. Ко всему происходящему, к окружающим объектам вырабатывается специфическое отношение: поиск смысла, попытка видения скрытого, стоящего за воспринимаемым. Подобная установка предполагает постоянное стремление нарушать внутреннее равновесие, что может быть источником дискомфорта. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряжённостью. Ф. Баррон утверждает: чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком. Невротичность -побочный результат творческой активности. Необходимо по мере возможности нейтрализовывать этот побочный результат.

Творческий процесс является специфичным для разных областей знания, но обладает неко-

торыми общими характеристиками. В частности, такой общей характеристикой являются этапы творческого процесса. Я. А. Пономарёв выделяет четыре этапа творческого процесса в зависимости от активности сознания или бессознательного на каждом этапе:

1) фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я. А. Пономарёв называет её начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта;

2) фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

3) фаза озарения, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы Я. А. Пономарёв называет этапом решения, когда активно бессознательное;

4) фаза контроля, или проверки, которая требует полной включённости сознания. Её Я. А. Пономарёв называет этапом отбора и проверки правильности, при котором активно сознание.

Крмтермй творческого процесса - уровневый переход. Потребность в новом знании складывается на высшем (логическом) уровне; средства удовлетворения этой потребности - на низшем (интуитивном) уровне. Низший уровень включается в процесс, происходящий на высшем уровне, и таким образом возникает новое знание. В связи с диагностикой творческого процесса возникает вопрос о «единице измерения» творчества. Я. А. Пономарёв предлагает использовать в качестве таковой разность уровней (интуитивного и логического) при постановке и решении задач.

Общими для всех творческих процессов являются также критерии отнесения определённого процесса к творческому. С. Д. Смирнов на основе анализа исследований по данной проблеме выделяет следующие критерии творческого процесса:

1) критерий новизны результата, продукта деятельности;

2) критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, приём, способ действия);

3) критерий преодоления логического разрыва на пути от условий задачи к её решению. «Процесс можно назвать творческим только в том случае, если его нельзя получить в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. Преодоление логического разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции» ;

4) критерий способности самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

5) критерий ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения;

6) критерий устойчивой, длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Психология творческого процесса требует ответа на вопрос, является ли творческий процесс «нормативным» или он доступен только определённым индивидам в редкие моменты времени. Если творческий процесс признать нормативным, можно заключить, что он присущ любому - взрослому, ребёнку и даже компьютеру. Значит, творческий процесс можно тренировать, и это полезно для каждого. Однако Ф. Баррон, X. Груббер и Т. Амабель считают, что способность к творчеству тренировать нельзя, так как творческий процесс возникает только в результате благоприятного сочетания многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения .

Д. Фельдман выделяет два уровня творческого процесса: «большой, который вносит изменения и дополнения в существующее знание, и малый, например умение украшать комнату цветами» . Некоторую тенденцию к нормативному имеет малый уровень. Большой, по мнению учёного, является ненормативным.

Общей для любого творческого процесса является также его структура. Я. А. Пономарёвым разработана структурно-уровневая модель центрального звена психологического механизма творчества, которая представлена в виде «двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы - абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуитивного, сверху - логического мышления» .

Большинство авторов сходятся на том, что творческому процессу невозможно научить, но можно создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей. Для выявления таких условий необходимо проанализировать психологические особенности мышления людей, склонных к творчеству. Прежде всего, рассмотрим связь творческого процесса с другими когнитивными процессами, в частности с интеллектом. Психологические эксперименты показывают, что нет лиц с низким интеллектом, обладающих способностью к творчеству, то есть достаточный уровень интеллекта является необходимым его условием. Но также установлено, что слишком высокий уровень интеллекта препятствует творчеству (так называемая «пороговая теория»). В творческом процессе присутствует «яну-сианское мышление», которое выражается в способности активно обдумывать две противополож-

ные вещи одновременно, отрабатывать две несоизмеримые точки зрения на предмет.

Характерной чертой творческого процесса является также ориентация не на выполнение требований, а на сам процесс (эта черта отмечена Д. Б. Богоявленской). В случае ориентации на выполнение предъявляемых требований, на внешний успех деятельность обрывается, как только первые выполнены. Если же самоценным является сам процесс деятельности, то в этом случае он не обрывается, а развивается. Возникает феномен самодвижущейся деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, позволяет увидеть «непредвиденное». В способности к продолжению познания за рамками требований заданной ситуации и кроется тайна высших форм творчества. Ориентацию на сам творческий процесс Д. Б. Богоявленская определяет как «ситуативно нестимулируемую продуктивную деятельность», принимая данный феномен за единицу анализа творческого процесса .

Я. А. Пономарёв выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу:

Способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий;

Интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.

Некоторые исследователи выделяют следующие составляющие творческого потенциала: стремление к развитию, духовному росту; способность удивляться, «приходить в замешательство при столкновении с новым или необычным», способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе отчёт в ее состоянии; спонтанность, непосредственность, спонтанную и адаптивную гибкость; оригинальность; дивергентное мышление; способность к быстрому приобретению новых знаний; восприимчивость по отношению к новому опыту; способность легко преодолевать умственные границы и перегородки; способность уступать, отказываться от своих теорий; способность «рождаться каждый день заново»; способность отбрасывать несущественное и второстепенное; способность к тяжёлому упорному труду, к составлению сложных структур из элементов, к синтезу.

Ещё один важный психологический аспект творческого процесса - его диагностика. Существующие до 50-х гг. XX в. методы диагностики позволяли определить наличие творческих способностей в ходе решения проблемных ситуаций, но не позволяли отделить творческие способности от общих (например, от интеллекта). В 50-е гг. оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту. Дж. Гилфорд выде-

Качественный признак Репродуктивный (алгоритмический) мыслительный процесс Творческий (продуктивный) мыслительный процесс

Характер активности человека Адаптивное поведение человека Преобразовательная активность человека

Цель Соответствие цели деятельности её результату Рассогласование цели и результата творческой деятельности

Продукт Репродуктивное мышление не «видит» побочные результаты, которые являются творением нового Творческий продукт - побочный продукт

Степень рациональности Логичность, рациональность репродуктивного процесса Бессознательность, спонтанность творческого процесса

Структурированность Нормативность Ненормативность

Характер мышления Конвергентное мышление. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определённой задачи. Дивергентное мышление. Метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

лил специфический фактор, соответствующий, по его мнению, собственно творческим способностям - дивергентное мышление (способность мыслить в разных направлениях), подчёркивая одновременно как особенность нетворческого мышления его конвергентность . В качестве одного из показателей дивергентности выступает оригинальность мышления. Такой подход привел к выводу, что творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Появляется понятие творческой одарённости (в отличие от понятия общей одарённости). Творческая одарённость как системное образование личности является координатором, регулятором и стимулятором творческой деятельности.

Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Для диагностики последнего используются различные методы: анализ решения проблемных ситуаций и творческих задач, некоторые шкалы проективных тестов, метод экспертных оценок, метод анализа продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности. Все их можно разделить на две группы: диагностирующие творческий процесс по его результату и диагностирующие особенности его протекания. Большинство существующих и используемых в настоящее время методов относятся к первой группе. Но актуальным является поиск методов второй группы, которые позволили бы определить закономерности творческого процесса, его сущностные характеристики, а не результат (в существующих определениях творчества как создания нового представлен результат творческого процесса, а не его сущностные характеристики, что делает определения неполными).

В заключение отметим, что не всегда творческий процесс, особенно большой, по Д. Фельдма-

ну, который вносит изменения в существующее знание, признаётся обществом как творческий. К. Роджерс замечает, что в реальности история свидетельствует: чем оригинальнее продукт творчества - будь то идея, произведение искусства или научное открытие, - тем скорее всего он будет считаться ошибочным, плохим или глупым.

Творческий процесс при всей своей многомерности и сложности имеет в современной психологии устоявшиеся качественные признаки: ненормативность, дивергентность, интуитивность и т. д. Полагаем, что эти разноуровневые, порой метафорически выстроенные признаки могут приобрести категориальный статус, если ставить их в условия перманентного сопоставления со степенью выраженности данного признака в репродуктивном мыслительном процессе. Данные такого эмпирического сопоставления могут соотноситься как теза и антитеза.

Вместе с тем, если иметь в виду диагностику и воспроизводимость творческого процесса, следует опираться на более операциональные параметры оценки и к ним следует отнести представленные в статье этапы и критерии творческого процесса.

Анализ изложенных в статье стратегий изучения творческого процесса не является полным. Несмотря на большое количество работ по данной проблеме отечественных и зарубежных авторов и длительный период, посвящённый изучению творческого процесса, не все психологические аспекты последнего достаточно изучены. В частности, не в полной мере выявлены закономерности, позволяющие воспроизводить творческий процесс, это сложно в силу спонтанности последнего. Дальнейшая систематизация критериев, этапов и признаков творческого процесса позволит приблизиться к модели его структурирования и как максимум его воспроизведения в познавательной деятельности.

Примечания

1. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Пе-тухова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 132.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 21.

3. Салов Ю. И. Психолого-педагогическая антропология. М.: Изд-во «Владос-пресс», 2003. С. 214.

4. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 57.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 211.

6. Косарев А. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость: учеб. пособие для вузов. М., 2000. С. 179.

7. Там же. С. 181.

8. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 23.

9. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1994; Аернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С. 112.

11. Барон Ф. Указ. соч.; Gruber H, Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolvingsystem approach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243-270; Amabile T. M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Pers. & Soc. Psychol. 1982. V. 43.

12. Feldman D. N. Creativity: dreams, insights and trans-formation. Cambridge: Camb. Press, 1988.

13. Пономарёв Я. А. Указ. соч. С. 113.

14. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. С. 149.

15. Gullford Y. P. The nature of human intelligence. Me Gaw Hill, 1967.

E. В. Левченко, С. С. Федосина

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ «ЭМОЦИЯ», «ЧУВСТВО», «ПЕРЕЖИВАНИЕ» У СТУДЕНТОВ

Концепт рассматривается как сложное когнитивное образование, включающее в себя два компонента: понятийный компонент, представленный в виде дефиниции, и образный компонент, основу которого составляет прототип. Выявлены различия в содержании и структуре синонимичных концептов «эмоция», «чувство», «переживание» у студентов.

Concept is considered to be a complex cognitive structure, including two components. The first one is organized on definitional principle; the second one has a prototype as its basis. The particular content of three synonymic concepts ("emotion", "feeling" and "experience") for students is described.

Ключевые слова: концепт, понятие, прототип, эмоция, чувство, переживание.

Keywords: concept, notion, prototype, emotion, feeling, experience.

Проблема изучения концепта «эмоция» в современной психологии была поставлена еще в работе Джемса «Что такое эмоция?» (1884). В ответах на этот вопрос мало согласия. Еще меньше его в научных взглядах на то, где кончается эмоция и начинается что-то другое. Нет формального критерия для того, чтобы четко различать, что является эмоцией, а что нет. Понимается ли эмоция как свойство мозга, действие или стремление к действию, рефлекс, инстинкт, отношение, познавательная структура, мотив, ощущение или чувство? Список употребляющихся в обыденной жизни слов, таких, как страх, гнев и счастье, делит эмоции по категориям, с которых начинается периодическая таблица эмоциональных атомов. «Концепты эмоции, страха, гнева и так далее есть части житейской теории. Эти концепты долгое время позволяли осуществлять предсказание и объяснение и в настоящее время являются частью здравого смысла» .

Некоторые житейские концепты переплавились в орудия работы психолога, другие же оказались слишком частными или малопригодными для научных целей, «поэтому каждый житейский концепт должен быть тщательным образом проверен с точки зрения его полезности для науки» .

Эмоции как феномен обыденного сознания в современной психологии изучаются представителями как классического, так и прототипи-ческого подхода к пониманию сущности концепта.

© Левченко Е. В., Федосина С. С., 2010

Способность. Простое определение состоит в том, что творчество это способность придумать или изобрести нечто новое. Как мы увидим ниже, творчество, не способность создать что-то из ничего (только Бог может сделать это), а способность генерировать новые идеи, комбинируя, изменяя или повторно используя существующие. Некоторые творческие идеи удивительные и блестящие, в то же время другие лишь простые, полезные, практичные идеи, о которых еще ни кто не думал.

Верите или нет, каждый имеет существенные творческие способности. Достаточно посмотреть, насколько творчески развиты дети. У взрослых, творчество зачастую было подавлено в процессе образования, но оно все еще существует и может быть снова пробуждено. Часто, все, что нужно для того, что бы быть творческим — это поставить себе задачу в творчестве и уделить ей время.

Позиция. Творчество это также позиция: способность воспринимать изменения и новизну, готовность играть с идеями и возможностями, гибкость мировоззрения, привычка пользоваться хорошим, и в то же время непрерывный процесс поиска путей к улучшению. Мы приучены принимать лишь небольшое число разрешенных или обычных вещей, например, покрытую шоколадом клубнику. Творческий человек понимает, что существуют и другие возможности, как например арахисовое масло и банановые бутерброды или покрытый шоколадом чернослив.

Процесс. Творческие люди трудятся и постоянно совершенствуют идеи и решения, путем постепенной переделки и улучшения своих произведений. Вопреки мифам вокруг творчества, очень и очень мало работ, творчески превосходных, были созданы одним блестящим росчерком или неистово быстрой деятельностью. Намного ближе к реальной правде — истории компаний, которые должны были убрать изобретение от изобретателя, чтобы продать его, потому что изобретатель не прекращает подстраивать и оттачивать свое детище, всегда стремясь сделать его немного лучше.

Творческий человек знает, что всегда есть место для улучшения.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

По иронии — и в укор современной когнитивной науке — за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

  1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
  2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
  3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.
  4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он «забыл» про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии.» Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.
Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

ПОДГОТОВКА

Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении.
Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

ИНКУБАЦИЯ

Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса «Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом» Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

ПРОВЕРКА

Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка — это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (англ. creative process). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения.

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят 1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время развивается 2-я стадия Т. п. - созревание (incubation). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует 3-я стадия - озарение (инсайт), за которой идет 4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. С т. зр. теории семантических сетей, принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной «заторможенности», но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов «понимать» и «порождать» м. б. связан со след. рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово «формировать» в данном контексте используется в смысле «формировать по инструкциям». «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, напр. вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).
1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.
2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.
3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).
4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний, которая сложилась, напр., в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как творческая личность. (В. М. Кроль.)

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева

Характеризуя творчество, одна часть исследователей акцентируется на полученном результате, другая – на процессе его получения.

Многие ученые пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий. Т. Рибо выделил три фазы в процессе порождения нового решения :

  • накопление фактов или опыта;
  • вызревание (или высиживание) будущего проекта или образа;
  • рождение нового.

Процесс вызревания представляется наименее ясным, так как происходит преимущественно неосознанно. «Когда эта скрытая работа в достаточной степени выполнена, идея решения является внезапно, вследствие умышленного умственного напряжения или при каком-нибудь умственном замечании, как бы поднимающем завесу, за которой скрывался образ предполагавшегося решения».

О подобной последовательности часто говорят сами ученые в своих мемуарах. Одно из самых известных воспоминаний о рождении гипотезы оставил А. Пуанкаре – французский математик, открывший свойства автоморфных функций. Начав работу над уравнениями, решение которых никак ему не давалось, он прервал ее и отправился в геологическую экспедицию. Именно там, когда он максимально отвлекся от предшествующей задачи и практически забыл о ней, его посетило решение: «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии». Пуанкаре был исследователем, а потому попытался понять, как в нем самом зародилось новое решение. Он предположил существование особой сущности – «подсознательного Я», которое неосознанно смешивает ментальные атомы разума – идеи. Когда формируется интересная, соответствующая задаче и эстетическим требованиям комбинация, она попадает в сознание . Существуют современные последователи такого представления, которые предполагают наличие неосознаваемого механизма, который отвечает за формирование случайных рекомбинаций идей и селективное их воспроизведение.

Другой не менее известный ученый XIX столетия – Герман Гельмгольц – предположил, что смена деятельности при невозможности сразу решить сложную проблему освобождает человека от усталости, что и провоцирует решение. Сейчас такая гипотеза называется гипотезой исчезновения усталости.

Также существует теория, что неосознаваемое решение обеспечивается распространяющейся долговременной активацией в ассоциативной вербальной сети. Это ведет к объединению отдаленных кусочков знания. Согласно Р. Вудвортсу (R. Woodworth), во время перерыва в мыслительной деятельности неверные ассоциации, которые блокируют решение, ослабляются, что позволяет заново взглянуть на проблему. Из этой идеи возникла гипотеза селективного забывания, согласно которой ослабление нерелевантной информации происходит в рабочей памяти при сдвиге внимания с проблемы, в то время как долговременная память аккумулирует больше существенной информации.

Луи Пастер, опираясь на свой опыт, утверждал, что «шанс благоволит подготовленному мозгу». Современные воззрения, развивающие эту мысль, видят роль перерыва в работе в том, что люди, долго размышляющие над проблемой, отвлекаясь от нее, принимают новую информацию из окружающей среды, которая активирует уже имеющуюся информацию, критичную для решения, но ранее не доступную для осознания.

Внезапность посещения идеи отмечается многими. Часто она приходит в необычное время и в необычном месте: Л. Бетховену и Ч. Дарвину, по их собственным свидетельствам, нужная мысль пришла в карете, Р. Декарту – в кровати, Архимеду – в ванне. Ф. Шиллер назвал возникающее состояние в процессе творчества «неожиданностью души». И. Бродский в Нобелевской лекции говорил:

«Поэт есть средство существования языка… Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто оказывается лучше, чем предполагал».

Из триады последовательных событий внешний наблюдатель и сам творец могут отследить лишь сбор данных и рождение идеи. Внутренний процесс порождения нового знания остается вне досягаемости и для наблюдателя, и для того, в ком оно зарождается. Эта недоступность закреплена в языке, для которого талант – всегда «божий дар», поскольку даже многие ученые, музыканты и художники сами не сомневались в потустороннем происхождении собственных идей. Известно, что Р. Декарт, когда ему в голову пришла мысль об аналитической геометрии, упал на колени и стал благодарить бога за ниспосланное ему озарение. Композитор И. Гайдн, когда у него возникла мелодия, символизирующая рождение света в «Сотворении мира», воскликнул: «Это не от меня, это свыше!».

В силу особенностей функционирования психики человек осознает конечный результат мыслительного процесса, но не в состоянии понять путь, который привел к нему. Это сложный и длительный процесс: «Когда точка, требующая рационализации, изменения, введения чего-то нового, найдена, замечена, осознана и как бы засела в сознании изобретателя, начинается своеобразный процесс стягивания к этой точке и вбирания в нее самых различных наблюдений и всевозможных знаний, которые приходят ему на ум: все эти наблюдения и факты как бы примеряются к центральной точке и соотносятся с задачей, владеющей мыслью изобретателя, и в голове его возникает множество иногда самых неожиданных сопоставлений».

Обобщив многочисленные самоотчеты творческих людей, Г. Уоллес увеличил количество этапов творчества до четырех. Предложенная им последовательность такова: подготовка, включающая формулировку задачи и начальные попытки ее решения, инкубация (созревание идеи, отвлечение от задачи и переключение на другой предмет), озарение (внезапное понимание решения) и проверка эффективности этого решения. Если решение оказывается неверным, наступает новый этап инкубации, или человек вновь начинает подготовку, собирая недостающие сведения. Необходимость этого последнего этапа также подчеркивал и А. Н. Леонтьев.

Г. Альтшуллер попытался, с одной стороны, детализировать каждую из этих стадий, с другой стороны, сделать их более универсальными, подходящими и к изобретательскому творчеству. Его классификация не столько описывает процесс творчества, сколько является попыткой взять сам творческий процесс под контроль. Он выделил следующие этапы.

  1. Аналитическая стадия, на которой происходит выбор задачи, обнаружение основного ее звена, выявление решающего противоречия, не позволяющего привычным образом решить задачу, фиксация непосредственной причины противоречия.
  2. Оперативная стадия. На ней исследуются типичные приемы решения в природе и в технике, ищутся новые приемы решения путем изменений в пределах исследуемой системы, во внешней по отношению к ней среде и в сопредельных системах.
  3. Синтетическая стадия включает введение функционально обусловленных изменений в систему или в методы использования системы, проверку применимости принципа к решению других технических задач и оценку сделанного изобретения.

В этой классификации заложено стремление взять под контроль прежде всего неуловимую стадию – неосознаваемое решение проблемы – как самую долгую и наименее предсказуемую и рационализировать всю последовательность творческого решения. Эта классификация является частью теории рационального изобретательства ТРИЗ, которая с успехом используется в инженерной практике.

Однако это единственная теория, игнорирующая неосознаваемую сторону творчества. Основное внимание большинство других исследователей уделяют стадии созревания, одним из механизмов которой считается интуиция (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – знание, которым обладает человек, не осознающий того, каким путем он приобрел это знание. Интуиция позволяет увидеть проблемную ситуацию в целом, с разных сторон, с учетом всех противоречий. В то же время очевидно, что использование слова «интуиция» в данном контексте – это всего лишь замена одного непонятого механизма (созревание идеи, озарение) другим (интуиция), также до сих пор необъяснимым.

Созревание идеи, опирающееся на неосознаваемые процессы, часто происходит во сне (свою знаменитую периодическую таблицу Д. И. Менделеев увидел в кровати – ) или в ином измененном состоянии сознания. Например, огромное число замечательных произведений искусства рождено в период влюбленности, которая, безусловно, меняет состояние сознания творца.

Озарение В. Келер называет инсайтом (это еще один вариант замены одного термина другим), К. Бюлер – «ага-переживанием», но смена терминологии никак не приоткрывает завесу тайны рождения нового. А. В. Брушлинский показал, что инсайт может быть продленным, поскольку мысль возникает мгновенно, но формулируется в течение некоторого времени. Такое рождение мысли он назвал немгновенным инсайтом.

В своих воспоминаниях творцы в большей мере придают значение внезапному озарению как наиболее эмоциональному мгновению в их жизни. Независимый же наблюдатель отмечает одновременно и большую логическую работу в процессе творчества (что и зафиксировано в ТРИЗ). Это внешнее противоречие легко объяснить тем, что логическое размышление ускользает от самонаблюдения (наиболее длительными нам кажутся эмоциональные события), тогда как внешнему наблюдению недоступна внутренняя работа. Психологическая проблема описания этого явления связана с тем, что многие люди попадают в период инкубации, но не всем дано пережить озарение. Почему бессознательное одних может объединить разрозненные куски информации в единое целое, тогда как у других оно не способно на столь дерзкий творческий порыв?

Согласно К. Дункеру, в процессе озарения происходит переструктурирование мышления, что ведет к изменению зоны поиска решения. Это переструктурирование обусловлено тем, что в задаче что-то видится как препятствие, а что-то – как средство ее решения, какие-то элементы задачи могут выглядеть как неизменные, другие – как податливые, элементы видятся то как раздельные, то как связанные.

Перебирая разные варианты решения задачи, человек не рассматривает последовательно все возможные решения, как это делает вычислительная машина, поскольку многие многошаговые задачи в этом случае не могли бы решаться вовсе из-за большого количества требуемого времени. Учитывая это, Г. Саймон ввел понятие эвристики, то есть такого метода поиска вариантов, который с большей вероятностью приводит к решению. В этом случае перебор путей поиска происходит не случайным образом, а на основе опыта человека. И уникальность этого опыта, умение видеть ускользающие от обывательского взгляда детали позволяют находить наиболее вероятные шаги, ведущие к результату. В этом случае последовательность шагов, предлагаемая теорией Г. Альтшуллера, является рационализацией механизма эвристики.

При описании механизма художественного творчества в большей мере опираются на понятие «катарсис» (то есть очищение, греч.), предложенное 3. Фрейдом. Многие теоретики полагают, что именно отреагирование является основой эстетического отклика. Чтобы стать объектом творчества, нечто должно задеть художника, эмоционально возбудить либо красотой внешней формы, либо непонятностью содержания. Тогда собственное видение кусочка мира художник запечатлеет на холсте, а изобретатель воспроизведет в формуле. Согласно Л. С. Выготскому, катарсис художника – это развоплощение содержания с помощью искусства, когда в процессе творения художник решает собственную внутреннюю проблему, используя для этого форму творчества.

Таким образом, все исследователи сходятся на том, что творчество является процессом, который, как фейерверком, озаряется внезапным решением. Но как празднику предшествуют будни, так и этому мгновению всегда предшествует скрытая от глаз длительная напряженная внутренняя работа.

Творческая деятельность

Кульминация мыслительной деятельности - процесс творчества, когда человек при наличии препятствий к удовлетворению его потребности или движимый полетом фантазии приходит к необычным решениям и результатам.

Процесс творчества связан со способностью человека на основе полученных знаний формировать новый вопрос или проблему, т.е. специальную, ранее не имевшую места, функциональную систему. При этом формируется предполагаемый результат. В ходе творческой мыслительной деятельности человек оценивает обстановку. При этом он восстанавливает все полученные ранее знания, отделяет понятное от непонятного, примеряет знание к познанию и формулирует гипотетический акцептор результата действий, который проверяется практической деятельностью.