Вечный мугам. Традиционная система музыкального исполнения "мугам" (Азербайджан) Что такое мугам

Мугам - загадочное искусство, понять, познать и прочувствовать которое дано, может быть, не каждому. Но безусловным и неоспоримым фактом является то, что он никого не оставляет равнодушным: его можно не понимать, не любить, не слушать или, напротив, - обожать и благоговеть, внимая поразительной медитативности его звучания. Возможно, потому, что мугам - это не просто искусство, а часть тайны многогранной и глубокой культуры Востока. Это удивительно мистическая музыка, которая на протяжении многих веков является одной из визитных карточек Азербайджана.

Так что же такое мугам? Где берет истоки это искусство? Почему одни исполнители мугама заставляют терять дар речи даже неподготовленного зарубежного зрителя, а другие - способны вызвать раздражение даже у глубокого почитателя местных традиций и трепетного слушателя национальной музыки?

Об истории мугама, а также о том, почему именно в Азербайджане этот жанр музыкальной культуры получил наибольшее развитие; почему именно азербайджанские музыканты одними из первых на мусульманском Востоке стали обращаться к нетрадиционной для мугама слушательской аудитории, гастролируя в Европе и записываясь на грампластинки, а также о многом другом рассказывает музыковед, эксперт ЮНЕСКО по устному и нематериальному наследию Санубар БАГИРОВА.

Прежде чем говорить об истории мугама, надо определить, что же мы подразумеваем под словом "мугам"? - начала беседу с нами Санубар ханым. - Понятие "мугам" в азербайджанской музыке имеет много значений. Для большинства читателей мугам - это особый тип музыкальной речи или репертуар мелодий, который исполняется определенным образом и который при желании может исполнить любой мальчишка из провинции Азербайджана. Кто-то скажет, что мугам - это уникальный устный памятник классической средневековой музыкальной культуры Азербайджана. Или - что это живое, развивающееся искусство, говорящее на архаическом музыкальном языке, тем не менее понятное сегодняшним азербайджанцам. Так вот все эти ответы верные!

Если следовать информации Википедии, мугам - общее название крупнейшего жанра традиционной музыки Азербайджана, которое распространяется на все разновидности мугамных форм, хотя каждая из них имеет свое отдельное название. Это дестгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный вид), мугам (вокально-инструментальный, сольный инструментальный и сольный вокальный виды) и зерби-мугам. Ряд общих художественных черт роднит азербайджанский мугам с иранскими дестгяхами, узбекско-таджикским шашмакомом, уйгурскими мукамами, индийскими рагами, арабскими нубами и турецкими таксимами, которые сложились в общую художественную традицию музыки Востока.

При этом только в азербайджанских мугамах ярче, чем в мугамах других народов, выражено импровизационное начало. Исполнитель проявляет большую творческую инициативу, нередко он создает даже новый мелодический материал, по-новому осуществляя переходы, исполняя в рамках предусмотренных канонами каждого мугама новые варианты, обогащающие традиции, приемы, формы и масштабы мелодии, проявляя фантазию, вкус. Именно поэтому наиболее творчески инициативные исполнители мугамов являются одновременно и творцами.

Подлинно художественное исполнение мугама всегда оставляет у слушателя ощущение катарсиса, после которого испытываешь эмоциональный спад, некую внутреннюю пустоту. Конечно, далеко не каждый исполнитель мугама может воплотить этот художественный замысел, лежащий в основе мугама, потому что не каждый мугаматист равен по масштабу своей творческой личности масштабу исполняемой им музыки. Да и восприятие мугама требует особой культуры слушания. Во всем мире через звуки азербайджанского мугама "Баяты-шираз" зрители фильма "Сталкер" Тарковского проникались эмоциональным состоянием, охватившим героя в "зоне", ощущали, как вибрировали его чувства, вдруг отпущенные на волю. Я видела публику на Тайване, которая, замерев, слушала мугам в исполнении молодого Айдына Алиева на азербайджанской гармони, боясь пропустить хоть одну фразу. Концерты прославленного певца Алима Гасымова, призера ЮНЕСКО, собирают полные залы во всех частях света.

Как в священных писаниях смысл одного и того же текста открывается ищущему с каждым разом все глубже по мере его духовного роста, смысл мугама открывается слушателю на уровне его собственного эмоционального развития, углубляясь по мере созревания его души.

Санубар ханым, существует несколько версий возникновения мугама. Не могли бы вы подробнее рассказать о них?

Да, многие исследователи - историки и музыковеды - говорят о древних зороастрийских корнях мугама, опираясь на схожесть ладов и типов пения с гимнами зороастрийским божествам (они назывались гаты). Другие склоняются к версии о том, что мугам - это каноническое песнопение. В принципе одно не исключает другого, и существуют некие косвенные признаки, подтверждающие обе версии. Скажем, в названиях мугама есть суффикс "гях", означающий на древнеперсидском "место", "позиция", "положение". Да и само слово "мугам" (или "макам") - арабского происхождения, оно означает место, положение, стоянка.

Азербайджанский мугам иногда называют "искусством состояний", но в череде этих сменяющих друг друга состояний человеческой души всегда есть свой порядок и смысл, свои фазы развития. Это фазы пути восхождения духа, проходящего через различные эмоциональные стадии или стоянки ("макамы") к экстатическому состоянию, в котором дух человека освобождается от всех социальных и эмоциональных пут.

В средневековье, примерно с VIII по XVII век, искусство мугамата, теория мугама, ладовая система были общим наследием большого региона Ближнего и Среднего Востока, Ирана и Турции - арабского Халифата. Но после XVII века происходит расщепление культур, и каждая из них приобретает свои, индивидуальные черты, хотя и не теряя при этом нечто общее, что продолжает объединять их до сих пор. Не секрет, что по сей день можно услышать в музыке этих стран что-то похожее и без труда отличающее ее от, скажем, европейской музыки.

Искусство мугамата родилось в средневековой дворцовой среде, в условиях камерного музицирования. И до сих пор наибольшее художественное воздействие он оказывает при "живом" своем исполнении в камерной обстановке. Подобная форма слушания мугама отличала знаменитые литературно-музыкальные меджлисы (салонные собрания) Баку, Шамахи, Шуши и других городов Азербайджана в XIX - начале XX века. Меджлисы XIX века сформировали особую культуру сосредоточенного слушания мугама, как и взыскательную, понимающую публику, предъявлявшую высокие художественные требования к исполнению мугамов. Эта довольно широкая социальная среда сыграла роль сильнейшего стимула к профессиональному совершенствованию исполнительского класса азербайджанских музыкантов в XIX - начале XX века. Таким образом, мугам в том виде, в каком мы знаем его сегодня, стал частью культуры Азербайджана.

- Как развивался мугам в XX веке? В частности в годы советской власти?

Думаю, надо начать рассказ с конца XIX века - периода наибольшего влияния европоцентристских тенденций в мировой культуре. В Азербайджане, начиная с последней трети XIX века и до первых десятилетий XX века, две принципиально разные культурно-художественные традиции существовали, практически не пересекаясь друг с другом, и это раскалывало культурное единство общественной среды того времени. В 1908 году азербайджанская общественность, пройдя этап сосуществования двух культур, находилась в ожидании какого-то третьего, единого пути развития культуры, который передовая часть общества видела в синтезе европейского и национального, возможно, очень туманно или совсем не представляя конкретные ее художественные формы.

Опера Узеира Гаджибекова "Лейли и Меджнун", появившаяся в это время, была просто обречена на успех потому, что именно она впервые показала возможность, допустимость такого синтеза, пусть на начальном его уровне, но в талантливой художественной форме. "Лейли и Меджнун" впервые привела жанр оперы на азербайджанскую сцену, и она же вывела жанр мугама на азербайджанскую сцену, дав ему тем самым новую форму - форму мугамной оперы. Кроме того, она перевела искусство мугамата из исконного для него камерного жанра в массовый и, что еще более важно, из категории эзотерического ("искусства для посвященных") в категорию экзотерического ("искусства для всех").

Я рассматриваю "Лейли и Меджнун" как гигантский мугамный дестгях с традиционными его частями - Дерамедом и Бердаштом (интродукция оперы), шо"батом (мугамные эпизоды оперы), метризованными частями типа тесниф, ренг (арии, дуэты, хоры, танцевальные номера оперы) и с характерной для азербайджанского дестгяха драматургией нарастающего эмоционального напряжения, с кульминацией, сдвинутой в конец формы. Даже если Узеир Гаджибеков представлял себе "Лейли и Меджнун" как начало пути приобщения к европейской музыкальной традиции, на самом деле мугамная опера явила иной путь развития азербайджанской музыки, не получивший тогда дальнейшего продвижения, путь использования европейских форм, жанров, средств для оплодотворения и развития местной, традиционной музыкальной культуры. Но не только появлением "Лейли и Меджнун" мугам обязан великому Узеиру Гаджибекову.

Как ни парадоксально, но именно в период, начинающийся с 20-х годов XX века и почти до конца 80-х годов - то есть в годы советской власти, развитие мугама в Азербайджане шло по нарастающей. И именно благодаря Узеиру Гаджибекову идеологические "советы" новой власти не были превращены в давление и запрет на исполнение мугама. Как мы знаем, в 20-е годы Узеир Гаджибеков был поставлен во главе культурного строительства в Азербайджане. Безусловно, усилий одного Гаджибекова было бы недостаточно для такой грандиозной задачи, как строительство музыкальной культуры нового типа. Но, во-первых, он не был одинок - с ним были его сподвижники, а потом уже и ученики. А во-вторых, его поддержала общественно-политическая система, сложившаяся в Азербайджане в то время. Ведь основными целями советского культурного строительства - будем справедливы! - поначалу были просветительство народа и демократизация культуры. Ни одна из этих целей не противоречила взглядам Узеира Гаджибекова, как и пути их реализации: распространение музыкальной грамотности, открытие национальных музыкальных школ. И именно благодаря усилиям, энтузиазму, самоотдаче и бесспорному авторитету Узеира Гаджибекова музыкальная культура Азербайджана избежала участи быть "выброшенной на свалку истории в одном ряду с чадрой и старым арабским алфавитом", как это произошло, например, в Узбекистане. Поэтому, начиная с 20-х годов прошлого века и вплоть до периода развала Союза мугам развивался достаточно глубоко, в том числе благодаря целой плеяде великолепных носителей искусства мугама. Их были десятки: Сеид Шушинский, Хан Шушинский, Зульфи Адигезалов, Рубаба Мурадова, Шовкет Алекперова, Тохфа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Ягуб Мамедов, таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров и другие. Понадобится не одна страница, чтобы всех перечислить.

Именно Узеир бек привлек к преподаванию лучших из лучших таристов и певцов. Не только тех, кто мог исполнять мугам, но наделенных определенным багажом знаний. И главное - способностью их передать.

- Вот здесь интересно узнать, как это происходит? Можно ли научить этому искусству?

Особенность мугама как музыкального произведения в том, что его композиция не сочиняется, но воспроизводится по определенной, заранее известной схеме, матрице. Это можно сравнить, например, с техникой ковроткачества: схема рисунка одна, но внутри нее можно как угодно импровизировать с узорами. Мугам - это абстрактная художественная идея, которая материализуется только в момент его исполнения. Исполнитель как бы облекает ее в звуковую "плоть", воссоздает ее с большей или меньшей степенью творческой свободы. Тут есть место импровизации, но она подчинена определенным законам. Кроме того, согласно неписаному правилу, только совершенное знание канона, возводящее музыканта в ранг устада, мастера, дает ему моральное право в глазах его коллег на нарушение этого канона, то есть на его некоторое обновление. Незрелый музыкант, ученик обычно буквально воспроизводит версию своего учителя. Такой метод обучения, практиковавшийся средневековыми мастерами, сохраняется и сейчас в традиционном музыкальном исполнительстве в Азербайджане. И это несмотря на все реалии современной музыкальной жизни, например, нотные записи мугамов, аудиодиски и даже DVD, используемые студентами как дополнительный учебный материал. Но мугам - не музыка письменной традиции. Хотя есть исполнители, которые не только сочиняли и исполняли теснифы, но и записывали их, такие, как Алибаба Мамедов, Ислам Рзаев, Бахрам Мансуров, Ахмед Бакиханов. Причем изданы были только теснифы Бахрама Мансурова и Ахмеда Бакиханова. Но это, скорее, исключения, лишь подтверждающие правила.

В мугаме главное - не столько техника исполнения, сколько его эмоциональная насыщенность, энергетика. Это как стихи о любви - продекламировать их может каждый, но лишь тот, кто пережил или, вернее, прожил любовь, способен передать эмоции и чувства, которые вложил в них автор. При этом добавляя свои собственные оттенки, которые основаны как раз на личном опыте. Для исполнения мугама и даже для его понимания необходимы определенный эмоциональный багаж, душевная зрелость. Не случайно в мугаме есть что-то магическое. Это как духовные тексты - в них с каждым разом видишь, чувствуешь и переживаешь более глубокие подтексты.

Санубар ханым, вы отметили, что развитие мугама шло по нарастающей до 80-х годов прошлого века. Что же случилось потом?

В период развала Союза и сложнейшей политической ситуации в Азербайджане, связанной с началом карабахского конфликта и последующим кризисом, в искусстве мугама наблюдался спад. На первый взгляд это странно, ведь ни тяжелое время 30-х годов прошлого века со страшным сталинским режимом, ни годы Великой Отечественной войны не отразились на искусстве так, как период конца 80-х годов XX века. Возможно, это было связано с тем, что в обществе наступила некая растерянность, которая особенно сильно повлияла на людей творческих. И в особенности на мугам как на искусство, имеющее в основе глубокую духовность и мощную энергетику.

С другой стороны, развитие искусства во всем мире носит цикличный характер, именно поэтому мы часто наблюдаем процессы внезапных ренессансов и кризисов жанров. Так или иначе, но определенное время мугам находился в состоянии кризиса, как и все постсоветское пространство, - наступил глубокий духовный кризис.

- Что происходит сегодня?

Несмотря на то, что кризис был недолгим, в развитии мугама наблюдалась некая стагнация. И это тоже процесс, скорее не зависящий от времени и каких-то политических преобразований. Сегодня на государственном уровне для развития мугама, как и для развития культуры Азербайджана в целом, делается достаточно много: открылся Международный центр мугама, проводятся международные фестивали, гастроли наших исполнителей за рубежом, издаются книги и выпускаются диски. Но для нового "энергетического скачка" в развитии мугама необходимы личности, мастера, которые будут отдаваться этому искусству полностью, как это делал Узеир Гаджибеков, делает сегодня великолепный исполнитель мугама Алим Гасымов. Которые смогут донести до молодого поколения главную истину, что мугам - это не то, что модно и престижно. Это часть нашей богатой национальной культуры, несущая в себе духовную чистоту и многогранность.

В свое время великолепный тарист Бахрам Мансуров сказал прекрасную и мудрую фразу, что мугам уничтожить невозможно, потому что он слишком "врос" в наш народ и энергетически "заразил", в хорошем смысле этого слова, землю Азербайджана. Поэтому мугам будет жить вечно.

Мугам (азерб. Mu am, Mu amat) - это основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. "Мугамом" в современном музыкальном быту в Азербайджане называют также мелодии со свободной метрикой.

Термин «мугам» обозначает одновременно категории лада, мелодии и жанра. В настоящее время в азербайджанской музыке мугамами называют не только семь основных ладов - Сегях, Чаргях, Раст, Баяты-Шираз, Шур, Хумаюн, Шуштер, но и их многочисленные тональные варианты - Баяты-Гаджар, Харидж Сегях, Орта Сегях, Мирза Хусейн Сегях, Йетим Сегях, Махур, Дюгях и др.

Формы мугама различны, но при этом каждая из них имеет своё отдельное название. Основные музыкальные формы мугама это - дастгях (вокально-инструментальный или чисто инструментальный), мугам (вокально - инструментальный, сольно-инструментальный и сольно-вокальный) и зерби-мугам.

Азербайджанская музыка имеет три уровня - народная, народно-профессиональная и профессиональная музыка устной традиции.

Богатое художественное наследие Азербайджана сконцентрировало в себе многовековые традиции народного и профессионального творчества. Его широко распространенные виды - прикладное искусство: ковроткачество, ювелирное искусство; устное народное творчество: эпос, сказки, легенды, поговорки, загадки; наконец, музыкальное искусство; народная музыка, профессиональная музыка устной традиции - отмечены ярко национальными чертами.

Слово "мугам" имеет значение, тождественное с "макам" (в переводе означает - стоянка, положение, место, позиция) - центральным жанром профессиональной музыки устной традиции арабов, "маком" - ведущим жанром узбекско-таджидкского устного профессионального музыкального творчества.

История

В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». В ранние периоды мугам изучался в качестве составляющей ближневосточной музыкальной традиции наряду с арабским магамом , турецким макамом и персидским десгяхом и не ассоциировался исключительно с азербайджанской культурой. Однако теоретические и музыкальные труды азербайджанскох мастеров мугама и музыковедов пост-советского периода создали возможность западному слушателю познакомиться с мугамом, как с частью современной жизни Азербайджана.

18-25 марта 2009 года в Баку состоялся Международный фестиваль «Мир Мугама», в рамках которого прошли: международный научный симпозиум, международный конкурс исполнителей мугама, многочисленные мугамные оперы и концерты симфонических и классических мугамов. Работу международного фестиваля завершил гала-концерт, который состоялся 25 марта 2009 года во «Дворце имени Гейдара Алиева» в Баку. Основными целями Международного фестиваля Мугама являлись популяризация азербайджанского мугама в современном мире и занятие им более заметного места в современном культурном пространстве мира.

Вокальный мугам (без инструментального сопровождения) имеет культовое применение и исполняется на стихи религиозного или траурного содержания, написанные в поэтических формах газели и касыды.

Все мугамы отличаются друг от друга по своей эстетической сущности. В них находят свое отражение тончайшие психологические оттенки, глубокие и благородные человеческие чувства, переживания. Вокально-инструментальные мугамы с точки зрения тематизма обладают лирическим (любовная лирика, веселое лирическое настроение), философским, социальным содержанием.

Современные исполнители

Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Баба Махмудоглы (Мирзоев), Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Фергана Мовламова, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Нурия Гусейнова и др.

Азербайджанский мугам сегодня - живое и развивающееся искусство. В музыкальной культуре современного Азербайджана вековые национальные традиции сосуществуют с миром других явлений и в первую очередь с жанрами им средствами современной европейской музыки, шире - современной мировой музыки. Хочется верить, что мугам, теснифы, ренги в Азербайджане под напором профессионально вооруженных, подлинно талантливых. творческих, активных молодых композиторов станут основой высоко художественных, глубоко национальных произведений различных жанров. Таким образом, путь творческого осмысления традиций устно-профессионального искусства и в первую очередь его ведущего жанра - мугама при органическом усвоении достижений композиторского творчества приносит новые художественные результаты. Лучшие образцы современной азербайджанской музыки, разнообразной по стилистической направленности, свидетельствуют о перспективности творческих позиций композиторов Азербайджана, о том, что они на верном пути.

Современные инструменталисты

Таристы Агасалим Абдуллаев, Замиг Алиев,Вамиг Мамедалиев, Мохлат Муслимов, Фируз Алиев, Сарвар Ибрагимов,Гадир Рустамов Малик Мансуров, каманчисты Хабил Алиев, Мирназим Асадуллаев, Шафига Эйвазова, Фахраддин Дадашев, Ельшан Мансуров, Мунис Шарифов, гавалист Махмуд Салах.

Что такое мугам? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Мугамом называется и жанр азербайджанской народной музыки, и присущая ей особая ладовая организация. Когда-то в рамках этой системы насчитывалось множество ладов, но в настоящее время выделяют семь основных. Каждый из них состоит из пяти тетрахордов (последовательностей из четырех звуков, расположенных поступенно), которые определенным образом объединяются между собой. Соединение это может быть слитным: верхний звук данного тетрахорда одновременно является нижним звуком следующего за ним. Лады, образуемые таким способом, именуются квартовыми. Но бывает и раздельное соединение, иначе называемой смежным: новый тетрахорд начинается не с последнего звука предшествующего, а с другого, следующего за ним. Так образуются квинтовые мугамы. Существуют также большесекстовые или малосекстовые, в которых на границе между тетрахордами возникает терция, заполняемая дополнительной ступенью.

Такими способами соединяются тетрахорды, имеющие разную структуру: два тона-полутон, тон-полутон-тон и другие, всего выделяется пять разновидностей. Каждый звукоряд, образующийся таким способом, имеет майе – опорный звук (аналог тоники). Как правило, таковым становится четвертая ступень. Ступени, находящиеся с нею в кварто-квинтовом соотношении, приобретают значение «устоев второго плана», местных. Звуки, группирующиеся вокруг них, образуют шёба – ладовые отделы.

Итак, ладовая система мугама знает пять разновидностей тетрахордов и четыре способа их соединения. Путем несложных математических подсчетов можно установить, что таким образом можно получить два десятка различных звукорядов, но ведущее значение в практике народных музыкантов приобрели семь из них. Эти лады очень красочно и поэтично охарактеризовал азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Лад раст он связывает с бодростью, сегях – с любовью, шур, с настроением лирическим, но веселым, чаргях – со страстным возбуждением, а лады баяти-шираз, шюштер и хумаюн выражают, по мнению композитора, разные степени грусти и печали. Наиболее распространенными ладами являются шур и сегях. Наряду с основными ладами выделяют несколько дополнительных, которые возникают при соединении звукорядов, различающихся по своему строению – шахназ, хиджас, саранж, баяти-кюрд и другие.

Такова в общих чертах ладовая система мугамов. Но что же представляет собой мугам как фольклорный жанр? Прежде всего, это циклическое произведение, исполняемое ханенде – азербайджанским народным певцом – под аккомпанемент струнно-щипкового или смычкового инструмента – тара или кеманчи (впрочем, возможно и чисто инструментальное исполнение). Мугам как произведение выдерживается в определенном ладу – исполнитель импровизирует на основе данного лада, подчиняясь определенным правилам: в одних ладах повышение и понижение ступеней дозволяется, в других – нет, не с каждой ступени возможны скачкообразные мелодические ходы. Как правило, каждый следующий раздел начинается в более высоком регистре, чем предыдущий.

Выделяют две основных разновидности мугама. Дастягх – крупная по масштабу форма, такой мугам может быть и вокально-инструментальным, и чисто инструментальным. Зерби-мугам исполняется трио в составе тариста, кеманчиста и исполнителя на ударных, один из этих музыкантов одновременно является певцом.

1.00-до конца

Искусство мугама становится известным за пределами Азербайджана в начале ХХ столетия, когда появляются первые грампластинки с записью такой музыки. Первую пластинку выпустила английская фирма «Граммофон» в 1906 г., ее примеру последовали французские, немецкие и российские фирмы. Новая волна интереса к мугаму относится к 1970-м гг. С этого времени проводятся мероприятия, посвященные традиционной азербайджанской музыке. Со временем интерес к ней не угасает: в 2008 г. в Баку открыт Международный центр мугама, а с 2009 г. проводится фестиваль «Мир мугама».

Как и многие другие фольклорные традиции, мугам получил воплощение в академической музыке. На мугамах основаны оперы Гаджибекова «Асли и Керем», «Лейли и Меджнун», опера Муслима Магомаева «Шах Исмаил» – эти произведения называют мугамными операми. Особым жанром азербайджанской академической музыки стал симфонический мугам, начало которому положил в 1948 г. композитор Фикрет Амиров. Впоследствии в этом жанре работали многие азербайджанские композиторы: Сулейман Алескеров, Асеф Зейналлы, Эльдар Мансуров и другие. В конце 1930-х гг. в Азербайджане возник джаз-мугам, зародившийся из джазовых импровизация саксофонистов на основе мугамных ладов.

В 2008 г. ЮНЕСКО причислило мугам к шедеврам нематериального культурного наследия.

Все права защищены. Копирование запрещено.

1) общее название ладов азерб. музыки. В прошлом этих ладов насчитывали много, в 20 в. известно семь осн. ладов.
Каждый из них имеет особое название: "Раст", "Шур", "Сегях", "Чаргях", "Баяти-шираз", "Хумаюн" и "Шуштер". Все лады строятся из пяти различных по структуре тетрахордов, соединяемых определ. способом.
При слитном соединении, когда верхний звук данного тетрахорда совпадает с нижним звуком расположенного выше, образуются т.н. квартовые лады.
При раздельном, или смежном, соединении, когда более высокий тетрахорд начинается со ступени, следующей за последней ступенью данного, образуются т.н. квинтовые лады.
При соединении посредством промежуточного тона или полутора тонов, когда тетрахорды разделены малой или большой терцией, заполненной промежуточной ступенью, образуются соответственно малосекстовые и большесекстовые лады. Соединение пяти тетрахордов четырьмя способами даёт 20 звукорядов, однако значение ладов в азерб. музыке из них приобрели только те, звукоряды к-рых составляют консеквентный порядок чистых кварт, чистых квинт, больших или малых секст.

Звукоряды основных ладов.
Слитным соединением образуются лады "Раст" (тетрахорды структуры 1-1-1/2 тонов), "Шур" (1-1/2-1 тонов), "Сетях" (1/2-1-1 тонов), "Чаргях" (1/2-11/2-1/2 тонов), раздельным, или смежным, - лад "Шуштер" (1/2-1-1 тонов), соединением через промежуточный тон - лады "Баяти-шираз" (1-1-1/2, тонов) и "Хумаюн" (1/2-11/2-1/2 тонов). Каждый из ладов имеет тонику (майе); как правило, в квартовых ладах тоникой является IV ступень звукоряда.
Помимо осн. ладов, находят применение и побочные - "Сарандж", "Шахназ", "Баяти кюрд", "Хиджаз" и др. Они образуются при помощи соединения неодинаковых по структуре звукорядов.
Разл. ступени лада, обычно находящиеся в квартово-квинтовом отношении к осн.тонике (в ладах "Раст", "Шур", "Сегях" и др.), могут приобретать значение "местных" устоев; устои опеваются соседними звуками, в результате чего образуются отделы лада, т.н. шёба. Переход от одного шёбэ к другому воспринимается как мелодич. отклонение в пределах лада.
Каждый лад связывают с определ. кругом настроений, состояний. Как отмечает У. Гаджибеков: "По характеру своему раст вызывает чувство бодрости, шур - веселого лирического настроения, сегях - чувство любви, шюштер - чувство глубокой печали, чаргях - чувство возбуждения и страстности, баяти-шираз - чувство грусти, хумаюн - глубокой, или по сравнению с шюштер более глубокой печали". Самыми распространёнными в нар. музыке ладами являются "Сегях" и "Шур".
М. как циклич. произведение имеет единую ладовую основу и получает своё название по ладу, в к-ром он выдержан. Для создания М. используются как основные, так и производные лады. Установлен ряд правил, к-рые должны соблюдаться при импровизации раздела М. в том или ином ладу. Если ладам "Раст", "Шур", "Сегях" свойственны определ. хроматизмы, ступени др. ладов, как правило, не подвергаются хроматич. повышениям или понижениям; исключения делаются только для звуков, украшающих основные. Строго регламентированы скачки, к-рые допускаются с нек-рых ступеней лада, каденции. В связи с этим каждый из ладов может быть представлен как сумма определённых мелодич. попевок. Широко применяется перенесение данного тетрахорда на октаву вверх или вниз; оно позволяет расширять диапазон развёртывания мелодии. Так образуются новые разделы лада - "Ирак" в ладе "Раст", "Симаи-шемс" в ладе "Шур", "Мансурийе" в ладе "Чаргях".

2) один из осн. жанров азерб. нар. музыки, многочастное вок.-инстр. произведение. М. исполняются как полностью (Дестгях), так и по частям певцом-солистом с инстр. сопровождением или в виде сольных инстр. произведений (на таре, кеманче и др.). Поэтич. текстами М. служат лирич. стихи (газели) классиков азерб. поэзии Низами, Физули, Несими, Вагифа, Сабира и др., а также совр. поэтов - С. Вургуна, С. Рустама, М. Мушфика. Популярностью пользуются М. "Раст", "Шур", "Сегях", "Шуштер", "Чаргях", "Баяти-шираз", "Махур", "Шахназ", "Гатар" и др. М. по форме сближается с сюитой или рапсодией. Части (разделы) М. следуют друг за другом в определ. порядке, отвечающем единому творч. замыслу, закономерностям ладового развития. Обычно исполнитель при переходе от одного раздела к другому начинает его в более высоком регистре, постепенно достигая кульминации, а затем кратким путём возвращается к тонике лада, завершая произведение. В М. чередуются импровизационные разделы и контрастные по характеру, выдержанные в чётком ритмическом движении вокальные (тесниф) и инструментально-танцевальные (рянг) номера. В связи с этим общая структура М. напоминает своеобразное рондо. Теснифы и рянги сообщают М. разнообразие. В качестве названий М. используются образные определения ("Раст" - прямой, правильный, справедливый, "Шур" - любовь, вдохновение), порядковые числительные ("Дугях", от "ду" - два, "Сегях", от "се" - три, "Чаргях", от "чахар" - четыре и "ях" - время, место, период), названия городов и стран ("Баяти-шираз", "Баяти-исфаген", "Ирак", "Хиджаз" и др.). Каждый М. исполняется в соответствующем ладе, имеющем то же название. Особую разновидность составляют так называемые "ритмические М.", к-рые также исполняются в определённых ладах, не отвечающих их собств. названиям, напр. М. "Аразбары" - в ладе "Шур", "Хейраты" - в ладе "Раст", неск. вариантов "Шикэсте" - в ладе "Сегях". В ритмич. М. инстр. группа исполняет краткую остинатную ритмо-интонационную фигуру, на фоне к-рой певец импровизирует. Известные исполнители М. - Дж. Карягды, Сеид Шушинский, Хан Шушинский и др. Нотные записи М. осуществляли У. Гаджибеков, М. Магомаев, Т. Кулиев, З. Багиров и др. Композиторы широко используют М. в своём творчестве. Первые оперы У. Гаджибекова ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" и др.) и М. Магомаева ("Шах Исмаил") основаны гл. обр. на мугамах. Р. М. Глиэр использовал М. "Чаргях" в опере "Шах-Сенем". Созданы и симфонические M. (P. Амировым, Ниязи, С. Алескеровым и др.).
Родственными М. жанрами в др. нац. культурах являются макам, маком, мукам.
Издания : Раст дастгяхы. Запись Т. Кулиева, Баку, 1935; Забил дастгяхы. Запись Т. Кулиева, Раку, 1935; Дугях дастгяхы. Запись З. Багирова, Баку, 1935; Сегех-забул и Рахаб. Запись Н. Мамедова, Баку, 1965. Литература : Виноградов В., Уз. Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Гаджибеков Уз., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945; Караев К., Симфонические мугамы Амирова, "СМ", 1949, No 3; Аббасов A., Уз. Гаджибеков и его опера "Кёр-оглы", Баку, 1956; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); её же, Уникальное исследование, "CM", 1972, No 8; Исмайлов М. С., Жанры азербайджанской музыки, Баку, 1960 (на азерб. яз.); Мамедбеков Д., Симфонические мугамы Ф. Амирова, Баку, 1961; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963; Мамедов Н., Азербайджанский мугам Чаргях, М., 1970. А. Дж. Аббасов.