Псалтырь 126. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях. Когда читают псалом

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 126

Псалом приписывается царю Соломону. О нем как об авторе свидетельствуют и настроение псалма и главная его мысль - о полной зависимости человека, во всяком деле его, от Бога. Да не рассчитывают люди на свои лишь силы и старания! Этой же мыслью в значительной мере определяется содержание таких произведений Соломона, как Притчи и книга Екклесиаст.

Можно предположить, что как Песнь восхождения Пс. 126 был весьма популярен среди строителей второго храма, в после пленный период. Как известно, им приходилось преодолевать множество трудностей и препятствий, противостоять интригам. Надежду на то, что, в конечном счете, дело их увенчается успехом, они могли черпать лишь в уповании на Бога.

А. Тщетен труд без Божьего благословения (126:1-2)

Пс. 126:1-2 . Над каким бы домом ни трудились строящие его, тщетен труд их, как напрасно бодрствование стража у ворот города, если Господь не созиждет… если Он не охранит. Слова эти верны всегда, но в устах Соломона, прославившегося как царь-строитель, при котором сооружен был первый храм, они обретали особое звучание - ведь он был безмерно богат, и его дворцы, его храм строили лучшие мастера его времени. Казалось бы, успех во всяком строительстве был ему обеспечен.

Но вот он, псалмопевец, говорит, что без благословения Господа тщетен труд человеческий. Таков смысл стихов 1-2. Можно представить себе, насколько соответствовали они настроению строителей второго храма или стен иерусалимских, насколько вселяли надежду и уверенность в них, созидавших в условиях, прямо отличных от тех, в которых "строил" Соломон, но уповавших на того же Бога.

Ранний подъем и поздний отход ко сну, скудный хлеб при тяжелом труде - все напрасно, если труд этот не благословен Господом, Который возлюбленному Своему… дает сон (в том смысле, что уповающему на Него Он дает чувство уверенности, которое в часы отдыха позволяет ему спать спокойно); стих 2.

Б. Дети - свидетельство Божиего благоволения (126:3-5)

Пс. 126:3-5 . Дети рассматривались в древнем Израиле как знак Божиего благоволения: чем больше их у человека, тем более угоден он Господу. Сыновья молодые сравниваются со стрелами в руке сильного, ибо они всегда на защите не только рода своего, но и города.

В отличие от предшествующих псалмов, повествующих о делах государственного значения и касающихся Церкви в целом, данный псалом предназначен для семейного поклонения. Его предваряют слова «Песнь восхождения. Соломона42 », свидетельствующие о том, что отец Соломона посвятил псалом своему сыну. Давид, зная о том, что Соломону предстоит созидать дом, охранять город и продолжать род своего отца, наставляет его смотреть ввысь, на Господа, и полагаться на провидение Всевышнего, без которого ни мудрость, ни труды, ни заботы не помогут. Есть мнение, что данный псалом был записан самим Соломоном, поскольку предваряющую его строку можно прочесть и как «Песнь Соломона», который был автором многих песен. Придерживающиеся данного мнения сравнивают этот псалом с Книгой Екклесиаста, в которой прослеживается та же мысль о тщетности мирской суеты и объясняется необходимость обретения Божьей благодати. Именно на Господа нам следует уповать, когда речь идет (I) о богатстве (ст. 1,2) и (II) о наследниках, к которым оно перейдет (ст. 3-5). Воспевая данный псалом, нам следует возвести очи к Господу и просить Его даровать нам успех во всех наших предприятиях и благословить все, что приносит нам радость и утешение, ибо всякое творение Всевышнего должно значить для нас не больше, чем предначертано ему Творцом.

Песнь восхождения. Соломона.

Стихи 1-5 . Здесь нас учат никогда не забывать о Божьем провидении, что бы ни случилось с нами в этой жизни. Соломон славился своей мудростью и склонен был полагаться на собственное разумение и прогнозы, поэтому отец учит его смотреть ввысь и во всех своих начинаниях обращаться к Господу. Соломону суждено было стать предприимчивым человеком, поэтому Давид наставляет сына, как ему вести свои дела, подчиняясь этическим принципам религии. Родители, когда они учат своих детей, должны следить, чтобы их увещевания соответствовали случаю и условиям. Нам следует обращать свой взор к Господу:

I. Во всех своих семейных делах, даже если речь идет о царской семье, ибо дом царя стоит лишь до тех пор, пока Господь защищает его. Мы должны уповать на Божье благословение, а не на собственную изобретательность, (1) когда созидаем семью: если Господь не созиждет дома Своим провидением и благословением, напрасно трудятся пусть даже очень искусно строящие его. Возможно, речь идет о доме в буквальном смысле: если Господь не благословит его строительства, то нет смысла человеку и строить. Так было с возводившими Вавилонскую башню в их попытке открыто противостать воле небес и с Ахиилом, построившим Иерихон, будучи под проклятием. Если проект составлен, когда человек исполнен гордости и тщеславия, а фундамент заложен на угнетении и несправедливости (Авв 2:11,12), Господь в том никакого участия не принимает. Более того, без оказания должного почтения Господу у нас нет причин надеяться на Его благословение, а без благословения – все бессмысленно. Но, скорее всего, в данном стихе речь идет о создании семьи. Люди стараются изо всех сил подобрать удачную партию, занять положение в обществе, найти хорошую работу, сделать материальные приобретения; но все это тщетно, если только Сам Господь не создаст семью и из праха не подъемлет Он бедного. Самые лучшие замысли проваливаются, если только Всевышний не увенчает их успехом (Мал 1:4).

(2) Дабы защищать семью или город (ибо именно это упоминает псалмопевец): если страж неспособен охранять город без Божьей помощи, то куда уж доброму человеку уберечь свой дом от разрушения. Если Господь не охранит города от пожара и врагов, то страж, обходящий город или стоящий в дозоре у его стен, даже если не дремлет и не спит, напрасно бодрствует, ибо может разгореться неукротимый пожар, избежать убытков от которого не сможет даже самое своевременное обнаружение. Охранников могут убить, а город сдать или потерять от тысячи разных катастроф, предотвратить которые не способен ни самый бдительный страж, ни самый предусмотрительный правитель.

(3) В деле улучшения благосостояния семьи, для достижения которого требуется ум и время, но без благосклонности провидения ощутимых результатов не будет: «Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете и лишаете себя отдыха в погоне за всеми богатствами мира». Обычно тот, кто рано встает, не засиживается допоздна, а тот, кто поздно ложится, не может заставить себя рано встать; но есть люди, настолько увлеченные миром, что им не лень рано вставать и засиживаться допоздна, они лишают себя сна ради мирских забот. Но пища приносит им так же мало утешения, как и отдых – они едят хлеб печали. Таков был приговор над всеми нами, чтобы мы в поте лица своего ели свой хлеб, но эти люди идут дальше: они во все дни свои едят впотьмах (Еккл 5:16). Они постоянно погружены в заботы и не находят себе утешения, так что жизнь для них становится тяжким бременем. А все для того, чтобы раздобыть денег; и все напрасно, если только Господь не поспособствует им, ибо не всегда у разумных богатство (Еккл 9:11). Любящий же Бога и любимый Им не забивает себе голову и прекрасно обходится без этой суеты. Соломон был наречен Иедидиа – Возлюбленный Господом (2Цар 12:25);

ему было обещано царство, поэтому Авессалому не было нужды рано вставать и обольщать народ; не следовало и Адонии поднимать суматоху и заявлять: «Я буду царем». Соломон же спокоен, и Господь, возлюбивший его, дарует ему и сон и царство в придачу. Обратите внимание:

Чрезмерная забота о мирском – тщетное и бесплодное занятие. Если нам присуще тщеславие, оно изнуряет нас, и зачастую мы сами тщетно изнуряем себя (Агг 1:6).

Сон для тела – это дар Господа Своим возлюбленным. Мы обязаны Божьей благости спокойным (Пс 4:9) и приятным сном (Иер 31:25,26). Господь дает нам сон, как Он дарует его Своим возлюбленным, и вместе со сном мы обретаем благодать засыпать в страхе Божьем (наши души возвращаются к Господу и находят в нем покой), а пробуждаемся мы для того, чтобы снова быть с Ним и после дарованного нам сна и отдыха с новыми силами служить Всевышнему. Возлюбленному Своему Он дает сон, то есть мир и покой души; мы довольны и радуемся тому, что имеем, и спокойно ожидаем того, что грядет. Заботиться же нам следует о том, чтобы сохранять себя в любви Божией, и тогда мы не будем беспокоиться, много или мало имеем в этом мире.

II. При увеличении семьи. Псалмопевец показывает:

(1) дети – это Божий дар (ст. 3). Если дети не рождаются, то значит их не дает Господь (Быт 30:2), а если рождаются, то их дарует Всевышний (Быт 33:5). Дети для нас становятся тем, чем Господь предначертал им быть – утешением или крестом. Соломон, вопреки закону, умножал число жен, но мы нигде не прочитаем, чтобы у него было больше одного сына, потому что желающий иметь детей как наследие от Господа, должен принимать угодный Богу путь прибавления семейства, то есть в законном браке с одной женой. Он желал получить от Бога потомство (Мал 2:15). Будут блудить и не размножатся. Дети – наследие от Господа и награда, так к ним и нужно относиться – как к благословению, а не бремени, ибо умножающий количество ртов позаботится и о пропитании для них, если мы уповаем на него. У Овед-Едома было восемь сынов, ибо Господь благословил его за прилежное служение у ковчега Господня (1Пар 26:5). Дети – наследие не только от Господа, но и для Господа. Всевышний говорит: «Они – Мои дети, которых ты родила Мне» (Иез 16:20);

и тем более дети – наше утешение и честь, если Господь считает их своим потомством.

(2) Дети – это добрый дар, хорошая поддержка и защита для семьи: что стрелы в руке сильного, который знает, как правильно пользоваться ими для собственной безопасности и своего преимущества, то сыновья молодые, сыновья юности, родившиеся, когда родители были еще молоды, – самые сильные и здоровые дети; они выросли, чтобы служить родителям, когда те уже нуждаются в этом; скорее всего, речь идет о молодых сыновьях; они становятся хорошей поддержкой для своих родителей и семьи в целом и могут считаться укреплением семьи против врагов. Семья, в которой много детей, подобна колчану, полному стрел разного размера, все они могут пригодиться в то или иное время. Дети с различными наклонностями и способностями могут быть по-разному полезны своей семье. Человек, обладающий многочисленным потомством, может смело говорить с врагами в воротах. Имея стольких помощников – таких ревностных, верных, молодых и энергичных, ему не нужно бояться в битве (1Цар 2:4,5). Здесь обратите внимание, что сыновья молодые подобны стрелам в руке, которые при наличии благоразумия могут быть направлены прямо в цель, во славу Господу и на служение своему роду; но впоследствии, когда они покидают дом и выходят в мир, то престают быть стрелами в руке, и тогда уже слишком поздно их подчинять. Но и те стрелы, что в руке, часто оказываются стрелами в сердце – постоянным горем для своих родителей, они доводят их до ранней седины и печальной кончины.

Б иблия предоставляет, как я люблю называть это, схему для построения крепкой семьи. Эти принципы находятся в 126 псалме.

Этот короткий, всего на пять стихов, псалом содержит невероятный взгляд на воспитание детей. Фактически, раввины учат, что этот псалом содержит пример наставления детей для служения Богу.

Помните, когда в Библии мы видим слово дом, часто подразумевается слово семья . Давайте познакомимся поближе с мудростью 126 псалма о построении семьи, которая служит Богу и стоит твёрдо посреди атак врага.

1. Будьте посвящены . Псалом начинается с того, что говорит нам — до тех пор, пока мы строим семью не по-Божьи, все наши попытки тщетны. И это действительно так — можно тяжело трудиться, строя что-то, но это не принесет никаких результатов. Это и означает трудиться напрасно. Бесполезные усилия.

2. Положитесь на Святого Духа. Заметьте, что говорит Псалом 126:1 – «Если Господь не созиждет дома…» и «Если Господь не охранит города…». Это показывает нам, что нам нужна Божья помощь. Бог дал нам Своё Слово как рецепт наставления наших детей, и Он также дал нам живого Помощника, Который ведёт нас и даёт советы в процессе.

3. Будьте партнёрами со своим супругом. По Божьему замыслу, у отца и матери разные и отличающиеся роли в созидании семьи. Но отец и мать должны соединить свои уникальные способности и сотрудничать, воспитывая своих детей. Если вы — одинокий родитель, вы столкнётесь с уникальными трудностями, но Бог предлагает уникальную помощь для одиноких родителей (см. Исаия 54:4-5)

4. Отдайте свои тревоги Господу. Я хочу прямо сейчас ободрить вас, чтобы вы отпустили любую вину из-за недочётов в воспитании детей. Как родитель, вы иногда огорчаетесь из-за ошибок, которые допускаете, воспитывая детей. Каким бы родителем вы ни были, освободитесь от горечи и сожаления. Отдайте свое беспокойство Иисусу (см. 1 Петра 5:6-8)

5. Будьте верными служителями. Наши дети — это единственное, что мы можем взять с собой на Небеса. Мы никогда не увидим свои дома, машины или деньги после того как покинем эту землю. Но если наши дети знают Христа, мы будем вместе с ними в вечности. Наши дети в действительности не принадлежат нам. Они принадлежат Иисусу. Быть родителем – это быть служителем.

6. Развивайте мышление воителя. У нас должно быть военное мышление, такое, будто мы тренируем солдат перед боем. Мы должны быть крайне избирательны, воспитывая свои детей. Дьявол стремится поразить наших детей. Он стреляет боевыми патронами. Когда наши дети натренированы быть стрелами для Бога, они становятся опасным оружием, которое причинит много вреда царству тьмы (см. Псалом 126:4-5)

Возможно, ваши дети не служат Иисусу. Может, они были выращены по Божьим принципам, но потом отошли от Него. Может быть, вы спаслись, когда ваши дети уже выросли и вы не могли растить их для Иисуса, когда они были маленькими. Если это про вас, помните это великолепное Божье обетование, данное нам:

«Веруй в Господа Иисуса… и ты будешь спасен, и твои домашние.» (Деяния 16:31, новый русский перевод)

Если вы будете провозглашать это место Писания о ваших детях, это высвободит Божью работу в них — и во всех остальных членах вашей семьи. Бог желает, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Ваши дети не исключение.

Не падайте духом. Молитва всё может изменить.

Не пропусти самое интересное!

Оно того стоит. Воспитание ваших детей это труд. Давайте будем честны. Именно поэтому многие родители не делают этого. Но оно того стоит. Это принесет добрый плод в вашей жизни. Если вы посеете и взрастите семена в ваших детях, спустя время жатва обязательно подоспеет. А время жатвы – это радостное и счастливое время.

Сто двадцать шестой Псалом был создан спустя семь поколений от времени царствования Соломона, однако ему приписывают авторство. Как же в этом разобраться? В заголовке псалма, состоящего из двух предложений, частично находим ответ, остальная доля разгадки - в тексте. В Русской православной церкви читается текст, переведенный из Септуагинты на церковнославянский язык. В нашем рассмотрении будем использовать русскую версию.

Песнь восхождения. Соломона

  • «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
  • Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
  • Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
  • Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах».

Псалом 126 — толкование заглавия

126-й Псалом - пророчество

Строительство происходило в непростых условиях . Часто работа приостанавливалась, натыкаясь на множество «подводных камней» зависти и вражды, поэтому упование на Бога в молитвах играло здесь решающую роль. Когда надежда возлагалась больше на свои усилия, нежели на Божье благоволение, тогда и возникали проблемы: , страхи, переживание о будущем.

Псалом был призван ободрить и научить людей о Божьем водительстве, напоминая о пророческих Писаниях, говорящих об этом периоде: грех народа, затем плен, далее освобождение, застройка Самарии, Иерусалима, восстановление храма. Об этом было сказано многими пророками, и автор 126-го Псалма в поэтической форме, в кратком изложении воспел пророчество Иеремии. Читать (!) (Иерем 31,32).

Пророк Иеремия о Новом Завете

Иеремия был свидетелем двух этапов пленения евреев - Израильского царства и Иудейского царства. Он носил эту боль в своем сердце, молясь за свой народ, и получил от Бога утешение во сне. Нарисовалась полная картина избавления обеих царств. Мало того - ему было показано будущее объединённого народа, пребывающего в Новом Завете, а не такого завета (ветхого), который они унаследовали от Авраама, затем нарушили.

Бог через псалом напоминает Своему народу - «Деве Израилевой» - о Своей вечной любви к нему, называя его Возлюбленным. Он обещает их приблизить, ибо никто не может подойти сам по себе к Богу. Дети - наследие от Господа, означает, что Всевышний обещает расплодить и наполнить ими землю словно колчан стрелами. Иеремия предрекает о новых самарийских и сионских городах с населением людей, в сердцах которых живет Господь, и которые будут молиться не только в храмах, но и на всяком месте.

Особая награда Божья - дети

Все, что связанное с понятием дом, семья, город, дети, сыновья, и как все это сохранить в сохранности - зависит от главного благословения, данного Богом семье Ноя при жертвеннике . Дело в том, что после потопа, Бог заключил с ним завет, объявив требование: плодиться, размножаться и наполнять землю (Быт 8:20 – 9:1).

Люди же не послушались, но по своему благоволению приступили к строительству башни, «высотою до небес». Этим они символизировали свое желание — явить всему миру непревзойденный гений. Они сказали: «Давайте это сделаем прежде чем рассеемся…». В 126-м псалме мы также увидели недочет численности людей: все сожалеют, что некому сооружать и охранять . Соломон, во всей своей непревзойденности строить, не имел даже толковых наследников, хотя у него было сотни жен и наложниц.

Обстоятельства не изменились и по сей день. Люди мира сего живут для своего удовольствия вместо того, чтобы умножиться в детях . Сегодня вся надежда на мужчин и женщин, молящихся и доверяющих Богу. Но вопрос не только о физическом наполнении земного шара детьми. Сначала нужно родиться свыше (от Слова Божьего), и стать молитвенниками, детьми Божьими в духовном плане.

Господь заключает со своим народом завет по-новому, опять и опять Он будет примирять с Собою мир, постоянно, потому что является Всемилостивым и Всепрощающим. С человеческой стороны остается - искреннее покаяние в молитве к Господу.

Господь Иисус Христос, говорил ученикам , что о Нем написано в псалмах и пророках. Также Он оставил заповедь - Новый Завет в крови Его. Бог через Иеремию и других пророков показал будущность - прощение грехов через умилостивление посредством Христа Спасителя (1 Иоан 2:1).

Псалмопевец Давид известен во всех христианских религиях. Его псалмы читают как молитвы, их поют и используют в качестве духовного подкрепления. Эти короткие стихотворные молитвы царь писал в определённых ситуациях и их значение разнится. Какие-то псалмы покаянные, некоторые являются прошением о защите или милости Господней, другие - воспевают Божью красоту и любовь.

Следует уточнить, что не все песни в Псалтыре принадлежат руке царя Давида (хотя их большинство), некоторые были написаны служителями храма, а другие сыном Давида Соломоном . Псалом под номером 126 был написан спустя 7 поколений после царствования Соломона. Почему он так важен для христиан и о чем он?

Псалтырь, одна из книг Священного Писания

История создания

Псалом входит в так называемую Песнь восхождения - сборник псалмов, которые пелись при праздничном восхождении в Иерусалимский храм для жертвоприношения.

В начале песни стоит приписка «Соломона», что говорит не об авторстве данного царя, а о периоде времени. Соломон построил храм в Иерусалиме, который был разрушен и разграблен в то время, когда евреев угнали в плен. Спустя несколько десятилетий, они вернулись в Израиль и восстановили храм.

Песня 126 была написана как раз в период восстановления, и царь Соломон не имеет отношения к ее написанию.

О других псалмах Давида:

В данной песне также отображается отношения автора к человеческим отношениям. Строительство и восстановления святилища происходило простыми людьми, которым было не чужды страсти и распри, поэтому работы часто приостанавливались. Людям оставалось только уповать на Господа и просить Его о помощи и милости.

Псалом был создан для ободрения и научения людей о водительстве Божьем, возвращая мысли народа к многочисленным пророчествам о грехе Израиля, его пленении и освобождении. По сути, это поэтический пересказ пророчества Иеремии о падении и восстановлении Израиля.

Давид — царь Псалмопевец

Значение псалма

Несмотря на то, что исторический контекст относится к конкретному народу (евреям) христиане сегодня могут взять много полезного из данного текста.

Это текст не только о государственном значении, но и о семейном поклонении. Автор призывает смотреть на Господа и надеяться на Него в любых жизненных обстоятельствах. Кроме того, он обращает внимание читателя на истинное богатство, которое дается Господом - о детях.

Важно! Читая данный текст, следует благодарить Господа и хвалить Его за милость. А также просить даровать успех в каждом деле и утешение.

Для толкования следует изначально знать полный текст:

  1. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
  2. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
  3. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
  4. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
  5. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

Разбирать песнь лучше всего по стихам, чтобы понять глубину мысли автора:


Важно! Значение псалма остается актуальным для каждого человека, независимо от его национальности. Только на Господа следует полагаться и Ему одному служить.

Правила чтения

Поскольку псалом 126 является частью Писания, то нет определенных правил его прочтения. Но следует соблюдать определенные рекомендации:

  • зажечь перед чтением свечу или лампаду;
  • читать про себя или тихо вслух;
  • во время чтения можно сидеть, но вставать на «славах»;
  • не расстраиваться, если текст не понятен, а обратиться за помощью к толкованиям или священнослужителю.

Любое чтение духовной литературы обогащает душу, а читать псалом на удачу - это укрепиться в вере к Господу и иметь надежду на его поддержку.

Псалом 126, Псалтирь на русском языке