Егэ по русскому 31 вариант

Вариант 31. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Появлением термоса мы обязаны не только фундаментальной науке физике, притом что учёные сделали для этого очень много: А. Ф. Вейнхольд придумал в 1881 году стеклянный ящик с двойными стенками, между которыми откачал воздух, а Дж. Дьюар в 1892 году превратил этот стеклянный контейнер в колбу с узким горлышком. (2)Это было блестящее с научной точки зрения изобретение, но непрактичное, что понимал берлинский производитель стеклянных изделий Р. Бургер, который в 1903 году усовершенствовал сосуд Дьюара, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку стаканчик. (3)Получив патент, предприимчивый промышленник Бургер основал одноимённую фирму по выпуску термосов, и с марта 1904 года торговая марка «Термос» стала использоваться в коммерческих целях.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Появлением термоса мы обязаны прежде всего немецкому физику А. Ф. Вейнхольду, создавшему в конце XIX столетия теплоизолирующие стеклянный контейнер с откачанным между стенками воздухом.

2) Механизм работы термоса был изобретён А. Ф. Вейнхольдом, придумавших стеклянный ящик с двойными стенками, Дж. Дьюар превратил этот контейнер в колбу с узким горлышком, а Р. Бургер усовершенствовал сосуд, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик, и стал продавать его пол торговой маркой «Термос».

3) Появлением термоса мы обязаны не только физикам, но и промышленникам: первые сосуды Дьюара для коммерческого использования были произведены основателем компании «Термос» Р. Бургером, усовершенствовавшим изобретение А. Ф. Вейнхольда и Дж. Дьюара.

4) Термос стал популярен благодаря Р. Бургеру, который превратил теплоизолирующих стеклянный ящик в колбу с узким горлышком, тем самым усовершенствовав непрактичное, хоть и блестящее с научной точки зрения изобретение.

5) Сосуд Дьюара, называемый в быту термосом, предназначен для теплоизоляции, длительного хранения, транспортировки и дальнейшего использование содержащегося в нём вещества.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя и не столько как раз как если не

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОРПУС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. КОРПУС, -а, м.

1) Туловище человека или животного. Крупный, тяжёлый к.

2) Остов, оболочка чего-н. К. корабля. К. часов.

3) Отдельное здание в ряду нескольких или обособленная большая часть здания. Заводские корпуса. Боковой к.

4) Крупное войсковое соединение из нескольких дивизий. Моторизованный, танковый, авиационный, воздушно-десантный к.

5) Совокупность лиц, объединённых общностью какого-н. официального положения. Дипломатический к. Корреспондентский к. (в какой-н. стране: корреспонденты из разных стран).

6) В дореволюционной России: среднее военно-учебное заведение. Кадетский к. Морской к.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

воспринялА загодЯ партЕр повторЕнный созЫв

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, которому доверял Цезарь, был его лекарь.

ИСКУСНЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, а также для внутренней отделки помещений.

Депутат не дождался ОТКЛИКА на свои инициативы и выступил с новым предложением.

Его всегда выручала какая-то неведомая сила: он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.

Сердце девушки ПЕРЕПОЛНЯЛА радость.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЛИНЬШЕ других

без ЗАМОРОЗКОВ

ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ростками

ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

на ОБОИХ берегах

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) ошибка в построении сложного предложения

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В. А. Обручевым.

2) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

3) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.

4) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Отвечая на вопрос менеджера, я предположил то, что гарантийный срок телевизора ещё не истёк.

6) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

7) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.

8) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

9) На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор..сли неув..дающая (красота) в..теран разд..рать гор..зонтальный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..влёк, пр..мудрый

пр..берёг, пр..градил

з..ночевать, из..гнул

бе..дарный, ра..бег

по..сказал, о..жал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

удоста..вать

заносч..вый

преодол..вать

отпрыг..вать

податл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл..мый

невид..мый

преследу..мый

переинач..нный

танцу..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

Режиссёром движет (НЕ)ЖЕЛАНИЕ прославиться, а настоящая кинематографическая страсть.

К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

Монголия - самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

Скептик (НЕ)ВЕРИТ в то, в чём не удостоверился лично.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

(В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением шло другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ОТ)ТОГО, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мать-земля родная наша (1)

В дни беды и в дни побед

Нет (2) тебя (3) светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше (4) кажется (5) в тебе.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Пётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (5)Безуспешно.

(6)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (9)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (10)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. (11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

(13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. (14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки.

(15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием. (16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.

(20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.

(23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. (25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.

(29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (30)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. (ЗЗ)Преображенцы, семёновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать, (36)И тут произошло небывалое - подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался:

Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.

(37)И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!

(38)Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ. (39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова, (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.

(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие - тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (53)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры.

(54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.

(56)Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.

(57)История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.

(58)Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости.

(59)Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости.

(По Д. А. Гранину)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр I навсегда запомнил миг своей слабости во время осады Нотебурга.

2) «Бомбардирский капитан», видя, как гибнут его гвардейцы во время штурма неприступной крепости, приказал отступать.

3) Подполковник Семёновского полка, ослушавшись приказа Петра отступать, перешёл на сторону шведов.

4) Русские солдаты и офицеры во главе с Петром отдали честь солдатам и офицерам шведского гарнизона, стойко защищавшим крепость.

5) Осада крепости, называемой Орешек и расположенной на берегу реки, вошла в историю как «Нарвская конфузил».

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.

2) Предложение 20 называет следствие того, о чём говорится в предложении 21.

3) В предложениях 23-26 представлено рассуждение.

4) В предложениях 34, 35 содержатся элементы описания состояния человека.

5) В предложениях 41-45 содержится повествование.

23. Из предложений 23-25 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 46-53 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В тексте Д. А. Гранина Пётр I предстаёт как полководец, заботящийся о своих войсках: это подчёркивает лексическое средство - (А)____ ("его любимцы, его надежда" в предложении 33). Читаешь текст и будто слышишь речь царя - благодаря использованию такого лексического средства, как (Б)____ ("не осердился на ослушника" в предложении 37). Чувство справедливости, присущее Петру и его офицерам, передают неоднократно использованный прием - (В)____ ("не его, а Божий" в предложении 36, "не для царя, а для победы" в предложении 37) и синтаксическое средство - (Г)____ (в предложениях 54, 56)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) восклицательное предложение

3) противопоставление

4) парцелляция

5) эмоционально-оценочные слова

6) устаревшие слова

7) эпифора

8) фразеологизмы

26. Напишите сочинение.

Вариант 31

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

сначалавскоре

искусственный

145 или любая комбинация этих цифр

1234 или любая комбинация этих цифр

неувядающая

симпатизирует

бездарныйразбег

преодолевать

невидимый

вышлаизстроя

необходимо

Проблема

1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)

2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?)

1. Победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал всё, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.

2. Из побед и поражений на войне надо извлекать уроки, надо помнить и мгновения своей слабости: это позволяет исправлять ошибки и идти дальше.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 217

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8-ми заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИбыла

2) центнЕр

3) тОрты

4) красивЕе

A2 В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

1) К исходу месяца ВРАЖДЕБНАЯ оборона была сломлена, и войска вошли в город.

2) Только что родившихся зайчат окружал огромный ВРАЖДЕБНЫЙ мир, пугающий своей агрессивностью.

3) Неожиданно ВРАЖДЕБНЫЙ приём удивил и огорчил приятелей.

4) Природа нередко рассматривается в произведениях устного народного творчества как ВРАЖДЕБНАЯ сила.

A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) моя мозоль

2) много яблок

3) ехайте к нам

4) тремястами шестьюдесятью днями

A4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) книга была закончена.

2) у писателя не было средств к существованию.

3) писатель поселился у друзей.

4) писателя ждали новые невзгоды.

1) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.

2) Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.

3) Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот подал ему лошадей.

4) Многие уже посмотрели фильм, который только что вышел на экраны и стал сенсацией.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)… (2)Но и после её начала именно военно-морским флотам часто отводилась решающая роль в победах той или иной воюющей страны. (3)… опасение потерять дорогостоящие, великолепно оснащённые тяжёлые корабли заставляло руководителей воюющих держав избегать решающего сражения. (4)Первое место теперь отводилось действиям по поддержанию морской блокады. (5)Её цель – препятствовать снабжению необходимыми товарами стран-противников. (6)Инициатором такого способа борьбы с противником стала Великобритания, под давлением которой нейтральные страны согласились прекратить торговлю с Германией.

A6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Англо-германское соперничество на море стало одной из причин Первой мировой войны.

2) Последнее генеральное сражение флотов в Цусимском проливе закончилось полной победой японцев.

3) Немецкие корабли захватили в Атлантике суда с грузами для Великобритании.

4) Так был дан старт соперничеству английских и германских флотов, положившему начало целой череде «гонок вооружений», столь характерных для ХХ века.

A7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

1) Следовательно,

2) Потому что

4) Однако

A8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) цель – препятствовать (предложение 5)

2) роль в победах отводилась флотам (предложение 2)

3) опасение потерять заставляло (предложение 3)

4) стала Великобритания (предложение 6)

A9 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложное бессоюзное

3) сложноподчинённое

4) сложносочинённое

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИМЕННО (предложение 2).

1) предлог

2) союз

3) наречие

4) частица

A11 Укажите значение слова БЛОКАДА (предложение 4).

1) выключение функций какого-либо органа

2) изоляция государства

3) объединение государств для совместных действий

4) оборонительное укреплённое сооружение

A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окружё(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.

A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ж..стикулировать, экз. менатор, разб..влять

2) ав. нгардный, з..рница, утр..мбовать

3) р..дчайший, забл..стать, к..снуться

4) б..ллон, возл..гать, през..дент

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

A14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..давать (значение), пр..интересный, пр..брежный

2) не..тъемлемый, пр..верить, поз. прошлогодний

3) бе..тактный, в. пыхнуть, бе. шумный

4) в..езд, зав..южить, об..явление

A15 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) выгон. шь, освеща. мый

2) бор..шься, немину..мый

3) спряч..шься, закле..вший

4) уед. шь, сбав..вший

A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А. обрад. вать Б. мех. вой В. команд. вать

Г. поскрип..вать

1) А, Б

2) Б, Г

3) А, В, Г

4) А, Б, В

A17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Всякая работа была ему (не)навистна.

2) Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке.

3) Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.

4) К нам прибыл новый жилец – (не)кто Кузнецов.

A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.

2) Коротко да ясно, (ПО)ТОМУ и прекрасно, (ЗА)ТО нехорошо, коль пространно и скучно.

3) На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

4) От выступления докладчика и (ОТ)ТОГО, что будет сказано в прениях, можно было ждать много интересного, (ПО)ЭТОМУ мы и заняли места в первом ряду.

A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Всё внизу уже тонуло в сумерках () и только верх кургана освещался красными лучами солнца.

1) И нужна запятая.

2) И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем.

1) 1, 2

2) 2

3) 1, 3, 4

4) 2, 4

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

1) 1, 3, 4

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 2

4) 3, 4

A22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров.

2) В воздушной оболочке Земли есть как кислород так и углекислый газ.

3) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали.

4) О древних поселениях говорят и названия улиц и старые здания и археологические раскопки.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

A23 Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Византийским иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона: они обнаружили, что уплощение пространства и сведение фигур к простым по очертаниям силуэтам делает персонажи бестелесными, подобными ангелам.

1) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

A24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После перенесённых испытаний (1) князь Андрей возвращается к семье (2) ценность (3) которой (4) в его теперешнем понимании неизмеримо высока.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

В середине работы на Левина находили минуты (1) когда он забывал то (2) что делал (3) и (4) когда ему становилось легко.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3

3) 1, 4

4) 3, 4

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Земным воплощением Вечной Женственности, героиней «Стихов о Прекрасной Даме» стала Л.Д. Менделеева, в которую был влюблён Блок.

2) Орден Святой Екатерины – единственный орден царской России, который с 1714 года был предназначен для награждения «особ женского пола».

3) Документы – это юридически значимые письменные тексты, которые управляют действиями людей.

4) Анна Ахматова вступила в поэзию как представительница акмеизма – литературного направления, которое противопоставляло себя символизму.

A27 Прочитайте текст.

Подмосковье славится не только огромным количеством архитектурных жемчужин мирового уровня. Издавна мир знаком с народными промыслами этого региона: игрушками из Богородского, подносами жостовской фабрики, шкатулками Федоскинской фабрики миниатюрной живописи, гжельскими фарфоровыми изделиями, павловопосадскими шерстяными платками. Это искусство хранит лучшие традиции российской культуры.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Подмосковье славится как архитектурными памятниками мирового уровня, так и народными промыслами, хранящими лучшие традиции российской культуры.

2) Издавна мир знаком с огромным количеством архитектурных жемчужин мирового уровня, находящихся в Подмосковье.

3) Традиции российской культуры в Подмосковье можно увидеть в декоративном искусстве из Богородского, Жостово, Федоскино, Гжели, Павловского Посада.

4) Подмосковье славится игрушками, шкатулками, фарфоровыми изделиями, шерстяными платками.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1.

(1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убеждению, все они – это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (3)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой-то нечестивец посмел принародно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее – сцена из какого-то фильма и телезвезда просто-напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему-то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей.

(6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голове, не признавая ни законов, ни правил.

(8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия – всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показывать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в мальчишеской компании.

(10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он медленно, с усилием опираясь на палочку, и когда

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли.

(12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем двумя пальцами – указательным и средним – легонько стукнул главаря по верхней губе. (15)Тот рухнул на землю, учитель посмотрел на оцепеневших разбойников и поковылял дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов своего учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому-нибудь нас обидеть.

(18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку идущей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже совсем большой!»

(23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как-то раз Петька Фёдоров ругнулся матом – дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услышав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке:

(27)– Это называется мужская слабость.

(28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи… (29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и необходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая

ведёт меня по дороге жизни.

(По Е.А. Лаптеву*)

*Е.А. Лаптев (родился в 1936 г.) – писатель-публицист.

A28 Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Раньше дети, несмотря на то что их души были изранены войной, относились к учителям с благоговением.

2) Учитель гордился тем, что дал отпор хулиганам.

3) Персонаж рассказа подал руку своей матери, когда она спускалась по лестнице, стремясь быть похожим на учителя.

4) Зрители красноречивым молчанием выразили своё решительное несогласие с позицией телезвезды.

A29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 10 – 15?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование и описание

4) описание и рассуждение

A30 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (B1–B8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

B1 Укажите способ образования слова СОЖАЛЕНИЕ (предложение 5).

B2 Из предложения 3 выпишите все наречия.

B3 Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

B4 Среди предложений 23 – 30 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

B5 Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

B6 Среди предложений 13 – 17 найдите сложное предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

B7 Среди предложений 6 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

B8 «Размышляя над поставленной проблемой и выражая свои чувства, Е.А. Лаптев использует разнообразные средства выразительности: так, в первой части для создания иронии он использует такой троп, как

_______ («бурная дискуссия»). Такое синтаксическое средство, как

_______ (в предложениях 7, 8), и такое лексическое средство, как ____

(«шпана», «разбойники»), погружают нас в атмосферу послевоенного детства рассказчика, а _______ («шпана», «поковылял», «расшвырял») помогают создать представление о произошедшем случае».

Список терминов:

1) парцелляция

2) книжные слова

3) разговорные и просторечные слова

4) ряды однородных членов

5) контекстные синонимы

6) анафора

7) риторическое восклицание

8) эпитет

9) синтаксический параллелизм

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.

C1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых автором (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Копирование не допускается

«Код ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 31 Инструкция по выполнению заданий...»

ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант 31

Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы

На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку

даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 13 заданий.

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Код ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31 Часть 2 4

Документ, брала, средства, цемент.

5 В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.

Мой сосед очень любит играть на гитаре.



Код ВПР 2016 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 31 Прочитай текст и выполни задания 6–15. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

(1)Много лет деревенское стадо паслось на большом лугу реки Каменки.

(2)Но вот позапрошлым летом на берега Каменки пришли рабочие, и затрещали тракторы, бульдозеры, автомашины: на реке стали строить плотину и электростанцию. (3)Коровы по-прежнему паслись на лугу и не то с любопытством, не то с беспокойством прислушивались к непривычному шуму.

(4)Но прошёл месяц, другой, и коровы привыкли, не обращали внимания на рёв моторов. (5)Вечером стихал шум моторов, работы на строительстве прекращались. (6)Коровы уже знали: пора отправляться домой. (7)Стадо само брело в деревню, а пастух просто шёл за ним. (8)Так было каждый вечер два лета подряд, пока шло строительство.

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

9 Как ты понимаешь значение слова «пастух» из 7-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

10 Замени слово «прекращались» (из 5-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.

Прекращались – 11 В 9-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Ответ. ______________________________________________________________

12 Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13 Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

14 Выпиши из 14-го предложения все местоимения. Укажи лицо и число одного из них (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

15 Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 13 заданий.

Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках.

Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

–  –  –

Прочитай текст и выполни задания 6–15. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

(5)Вечером пришла с запада и закрыла полнеба туча, порывистый ветер помчал по воде чёрные шквальные полосы, разыгрался шторм. (6)Волны выбрасывали на берег пучки водорослей. (7)Между двух камней валялся брюшком кверху и шевелил ногами краб – даже его море выкинуло на сушу.

(8)А медуз на берегу не было. (9)Слабые существа, плохие пловцы, они перехитрили шторм: медузы заранее уплыли подальше от берега и там погрузились на глубину.

(10)Оказывается, медузы сами слышат приближение шторма.

(11)У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка величиной с булавочную головку – пузырёк на своеобразном стебельке. (12)Колбочка заполнена жидкостью, в которой плавают песчинки. (13)Когда, обгоняя ветер, издалека приходят колебания воды – первые вестники шторма, песчинки начинают качаться. (14)Их движения воспринимает чуткий нерв. (15)Сам шторм предупреждает медузу: «Берегись!»

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

1.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

9 Как ты понимаешь значение слова «шторм» из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

11 В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Ответ. ______________________________________________________________

12 Выпиши из 12-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13 Выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

14 Выпиши из 4-го предложения все местоимения. Укажи лицо и число одного из них (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

15 Выпиши из 7-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

16 Представь, что ты интересуешься породами собак, а одноклассник (одноклассница) дал (дала) тебе почитать книгу о редких охотничьих породах.

Вежливо поблагодари его (её). Запиши свою благодарность.

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

–  –  –

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

–  –  –

(1)Много лет деревенское стадо паслось на большом лугу реки Каменки. (2)Но вот позапрошлым летом на берега Каменки пришли рабочие, и затрещали тракторы, бульдозеры, автомашины: на реке стали строить плотину и электростанцию. (3)Коровы по-прежнему паслись на лугу и не то с любопытством, не то с беспокойством прислушивались к непривычному шуму.

(4)Но прошёл месяц, другой, и коровы привыкли, не обращали внимания на рёв моторов. (5)Вечером стихал шум моторов, работы на строительстве прекращались.

(6)Коровы уже знали: пора отправляться домой. (7)Стадо само брело в деревню, а пастух просто шёл за ним. (8)Так было каждый вечер два лета подряд, пока шло строительство.

(9)Когда строительство закончилось, наступила тишина. (10)Были готовы плотина и электростанция, проложен участок новой дороги. (11)И вдруг пастух заметил, что коровы в стаде забеспокоились, заволновались. (12)Они перестали щипать траву, повернулись в сторону реки и удивлённо прислушивались к наступившей тишине. (13)Наконец коровы медленно двинулись в сторону деревни. (14)Пастух понял: с трудом привыкали они к шуму, а теперь придётся их к тишине приучать. (15)Видно, и у коров есть сила привычки!

(По С. Баруздину)

Основная мысль текста:

У коров тоже есть сила привычки.

–  –  –

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Примерный план:

1. Строительство на реке.

2. Новые привычки коров.

3. Коровам снова нужно привыкать к тишине.

–  –  –

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

На берегах какой реки началось строительство?

Когда коровы привыкли к шуму?

Сколько лет продолжалось строительство?

Что понял пастух, когда строительство завершилось?

ИЛИ Ответ отсутствует Максимальный балл 2 Как ты понимаешь значение слова «пастух» из 7-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

–  –  –

16 Представь, что ты будешь участвовать в спортивных соревнованиях. Вежливо попроси друга (подругу) прийти поддержать твоё выступление. Запиши свою просьбу.

Примерный вариант просьбы:

Пожалуйста, приди на соревнования, поддержи меня!

Просьба может быть сформулирована иначе При оценивании учитывается, что в просьбе было употреблено этикетное, вежливое слово Решение коммуникативной задачи Сформулированная просьба соответствует заданной речевой ситуации, 2 в предложении(-ях) содержится вежливое слово Сформулированная просьба соответствует заданной речевой ситуации, 1 в предложении(-ях) отсутствует вежливое слово Сформулированная просьба соответствует заданной речевой ситуации, в 0 предложении(-ях) отсутствует вежливое слово, предложение(-я) представляет(-ют) собой некорректное с этической точки зрения высказывание.

ИЛИ Сформулированная просьба не соответствует заданной речевой ситуации независимо от наличия/отсутствия вежливого слова.

ИЛИ Просьба не сформулирована Правописная грамотность Предложение(-я) записано(-ы) без орфографических и пунктуационных ошибок 1 При записи предложения(-й) допущены орфографические и/или пунктуационные 0 ошибки Максимальный балл 3

–  –  –

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

–  –  –

(1)День начался очень странно. (2)Ещё вчера в желтоватой воде гавани было полно медуз, студенистых, синеватых, круглых, как тарелки: они появлялись из глубины и, колыхаясь, медленно плавали у берега. (3)И вдруг неожиданно медузы исчезли. (4)Сколько мы ни всматривались в воду, их не было видно.

(5)Вечером пришла с запада и закрыла полнеба туча, порывистый ветер помчал по воде чёрные шквальные полосы, разыгрался шторм. (6)Волны выбрасывали на берег пучки водорослей. (7)Между двух камней валялся брюшком кверху и шевелил ногами краб – даже его море выкинуло на сушу. (8)А медуз на берегу не было. (9)Слабые существа, плохие пловцы, они перехитрили шторм: медузы заранее уплыли подальше от берега и там погрузились на глубину.

(10)Оказывается, медузы сами слышат приближение шторма. (11)У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка величиной с булавочную головку – пузырёк на своеобразном стебельке. (12)Колбочка заполнена жидкостью, в которой плавают песчинки.

(13)Когда, обгоняя ветер, издалека приходят колебания воды – первые вестники шторма, песчинки начинают качаться. (14)Их движения воспринимает чуткий нерв. (15)Сам шторм предупреждает медузу: «Берегись!»

(По С. Сахарнову)

Основная мысль текста:

Медузы сами слышат приближение шторма.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно 2 (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение 1 построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения 0 и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении Максимальный балл 2

–  –  –

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Примерный план:

1. Медузы неожиданно исчезли.

2. Медузы перехитрили шторм.

3. Как медузы чувствуют приближение шторма.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх 3 пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх 2 пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх 1 пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта.

ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 баллов, в том числе 0 содержит только один корректный пункт.

ИЛИ План не составлен Максимальный балл 3

–  –  –

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Почему медузы уплыли от берега?

Когда разыгрался шторм?

Где у медузы расположена колбочка?

Чем заполнена колбочка?

Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без 2 орфографических и пунктуационных ошибок Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не 1 более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок Ответ на задание дан не в форме вопроса. 0 ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок.

ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия/ отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок.

ИЛИ Ответ отсутствует Максимальный балл 2 Как ты понимаешь значение слова «шторм» из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

–  –  –

Выпиши из 7-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).

–  –  –

16 Представь, что ты интересуешься породами собак, а одноклассник (одноклассница) дал (дала) тебе почитать книгу о редких охотничьих породах. Вежливо поблагодари его (её).

Запиши свою благодарность.

Примерный вариант благодарности:

Большое спасибо, я обязательно прочитаю эту книгу. Мне это будет очень интересно.

Благодарность может быть сформулирована иначе При оценивании учитывается, что в благодарности было употреблено этикетное, вежливое слово Решение коммуникативной задачи Сформулированная благодарность соответствует заданной речевой ситуации, 2 в предложении(-ях) содержится вежливое слово Сформулированная благодарность соответствует заданной речевой ситуации, 1 в предложении(-ях) отсутствует вежливое слово Сформулированная благодарность соответствует заданной речевой ситуации, в 0 предложении(-ях) отсутствует вежливое слово, предложение(-я) представляет(-ют) собой некорректное с этической точки зрения высказывание.

Потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском окру...»

«19 мая 2014 года Утвержден новый календарь прививок РФ (приказ МЗ РФ №125н от 21.03.2014). Приказ с календарем прививок РФ от 2011 года отменен. 19 мая 2014 года Документ опубликован в выпуске Российской Газеты от 16.05.2014 http://www.rg.ru/2014/05/16/kalendar-dok.html 15 мая 2014 года Создатель вак...»

«УДК 631.62+502.7(476) В. Н. Киселев, 2E. В. Матюшевская, А. Е. Яротов, П. А. Митрахович РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭДАФИЧЕСКИЕ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ В ИЗМЕНЧИВОСТИ РАДИАЛЬНОГО ПРИРОСТА СОСНЫ В статье анализируется влияние региональных эдафических и климатических факторов на изменчивость радиальн...»

«Возвращение базы Футэмма в контексте решения "окинавской проблемы". Окончание холодной войны не повлекло за собой кардинальных изменений в структуре международной безопасности в АТР. Вместо глобального противостояния двух систем наблюдается локализация целого ряда очагов потенц...»

«1. ВВЕДЕНИЕ "КОБРА GPS" программное обеспечение, предназначенное для определения местоположения мобильных объектов слежения (автотранспорт, водный транспорт, люди, животные и др.) посредством мобильных устройств позиционирования GPS или ГЛОНАСС. Важной особенностью программы "КОБРА GPS" является полная интеграция с пультовым программ...»

«Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2011 г. N 19587 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 декабря 2010 г. N 171 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.6.1.2800-10 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ОБЛУЧЕ...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра теории и практики перевода ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ" ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОВРЕМЕННЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (ПЕРЕВОД)" 1 – 21 06 01-02 Составитель: О.С. Брагарник-Станкевич, ст. преподават...»

«УДК 81:32.019.51 Подшивайлова А. М., канд. филол. наук Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Статья посвящена проблеме определения манипулятивного воздействия: рассмотрены существующие подходы, обосновано предпочтение термина "манипулятивное воздействие" термина...»

«УДК 659 Е. А. Макеева МЕСТО РЕКЛАМЫ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Ключевые слова: современная реклама, студенческая молодежь, ценностные приоритеты, гендерные стереотипы, потребительское поведение. Статья посвящена анализу влияния рекламы на ценностное сознание с...»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 8 марта 2017 г. № 410-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017 2022 годы (далее Стратегия).2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Вариант 31. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.




Текст

(1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Г1ётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (б)Безуспешно.

(б)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (Э)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (Ю)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. (11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

(13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя.

(14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки.

(15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием. (16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.

(20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.

(23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. (25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.

(29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (ЗО)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. (ЗЗ)Преображенцы, семёновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать. (36)И тут произошло небывалое - подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался:

Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.

(37) И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!

(38) Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ. (39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова. (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.

(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие - тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (бЗ)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры.

(54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.

(56) Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.

(57) История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.

(58) Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости.

(59) Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости.

(По Д. А. Гранину*)

Примерный круг проблем:

1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)

Авторская позиция: Победить на войне помогает храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал все, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.

2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извелкать уроки из поражений и побед на войне?)

3. Проблема проявления слабости на войне. (Допустимо ли проявлять слабость на войне?)

4. Проблема отношения победителей к поверженному врагу. (Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя?)

Сочинение на тему: Шла осада Нотебурга

Образец и пример сочинения № 1

Каждый, кто изучал историю, знает, что в ней найдутся и героические страницы, и трагические. А есть и такие, где героизм и трагедия слиты воедино. Это, разумеется, история войн. Тех самых войн, без которых не обходится история ни одного государства, которые служат к усилению или ослаблению нации. К одной из таких страниц, страшных и героических, обращается Даниил Гранин в своем тексте, ставя перед читателем проблему о цене победы и о том, что такое боевой дух.

Писатель приводит описание жестокой битвы, отмечая храбрость и героизм как защитников крепости, шведов, так и русских, стремящихся эту крепость взять. Упоминает он и о минутной слабости Петра, готового отступить, чтобы сберечь своих лучших солдат.

Но гвардейцы отказываются выполнить приказ царя: «Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий». Эти слова Михаила Голицына показывают понимание воинами ратного дела как своеобразного служения Родине, а смерти – как жертвы за победу. Поэтому офицер и называет себя «Божиим» — он полностью отрекся от себя, и все силы, все мысли его направлены лишь на победу. Поэтому солдаты и корабли пустили по течению: теперь для них невозможно отступление — только смерть или победа!

Писатель считает, что русские смогли взять крепость именно потому, что в них проснулся «боевой дух» — то душевное настроение, когда уже и смерть не страшна, а все направлено лишь на битву. И, наверное, Даниил Гранин прав. Во многих произведениях литературы мы встречаем рассказы о героической борьбе русских воинов с врагами. Например, пробуждение «боевого духа» в сердце молодого офицера описано в романе Бориса Васильева «В списках не значился». Это замечательное произведение о том, что и один в поле воин, если он посвятил все свои силы и помыслы только одной цели – борьбе с врагами. Из ужасного горя – гибели друзей, предательства товарища, страшной смерти беременной невесты – в главном герое Коле Плужникове и рождается тот самый боевой дух, о котором говорится в тексте Д. Гранина, и помогает в одиночку бороться с фашистами.

Об этом же боевом духе, заставляющем бороться и погибать, не дрогнув, мне кажется, говорится и в знаменитом стихотворении Константина Симонова «Родина»:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Иногда великое чувство вырастает из чего-то совсем, казалось бы, небольшого и неважного – в данном случае из трех берез, памятных солдату. Именно в них сосредоточилась для него вся наша бескрайняя Родина.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Шла осада Нотербурга. Так у шведов называлась крепость Орешек. Как написать мини сочинение с планом

Солдаты знают, что они должны одержать победу ради тех, кого они любят. Мысли об этом поднимают их боевой дух, и они все как один бросаются на врага и одерживают победу. При этом у врага может быть преимущество в численности воинов, в оружии. Жизнь неоднократно доказывала, что не это определяет причины удачи или неудачи. Твёрдая настроенность на победу видна в предложении: «И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!»

«Теперь им оставалось только взять крепость,» - из этого предложения ясно, что русские даже не думали, что они могут потерпеть поражение, они штурмовали крепость Нотебург бесстрашно, ничего не видя, кроме цели.

Я согласна с автором, без этих качеств победа вряд ли была бы возможной. Это доказывают многие произведения о героизме и мужестве русских солдат. Можно вспомнить таких литературных героев, как Андрей Соколов, Василий Теркин, Николай Плужников, Игорь Ивановский и многих других. Эти герои доказали, как сильно можно любить Родину и как на многое можно ради неё пойти.

Мой дедушка-ветеран рассказывал про девушку из его села. Во время жестоких сражений она носила воинам в окопы еду, питье и тёплую одежду. Её брата убили, и она пыталась сделать для людей хоть что-нибудь полезное вместо него. Смелость этой девушки невероятно воодушевляла солдат, и они бросались в бой с новыми силами.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Шла осада Нотербурга. Так у шведов называлась крепость Орешек. Аргументы из литературы. Проблема текста

Наша история пронизана войной, временем трагическим для страны, но в то же время и героическим. Именно к войне обращается в своём тексте русский писатель и общественный деятель Д. А. Гранин, ставя перед читателем вопрос о том, как проявляется боевой дух народа. В тексте писатель рассказывает об осаде Нотебурга. Он обращает наше внимание на то, что русская армия была в ужасном состоянии, была неспособна противостоять врагу - но солдаты всё равно преданно шли на штурм крепости.

Также Гранин отмечает и храбрость шведов, которые сдались лишь тогда, когда шансы на победу полностью испарились, выдержав при этом тринадцать долгих ночных часов осады. Во время боя Пётр I со своей батареи видел недостатки своей армии, её неопытность, видел, как бесполезно гибли люди. Не выдержав всего этого, он отдал приказ отступать.

Но подполковник Семёновского полка отказывается выполнить его: «Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий». Не зря он называет себя «Божьим» - это значит, что он полностью отрёкся от себя, и все свои силы, все свои мысли направил лишь на победу. Гранин хочет показать нам, что боевой дух проявляется в готовности пожертвовать абсолютно всем ради победы, ради защиты своей Родины, и именно наличие боевого духа помогает одержать победу как в отдельном сражении, так и во всей войне.

Я согласна с точкой зрения писателя. В истории русского народа мы можем найти множество примеров безрассудной храбрости солдат, когда они делали все возможное, чтобы защитить свою страну. Множество произведений литературы также посвящены этой теме. Можно вспомнить роман Б. Васильева «В списках не значился». Главный герой Коля Плужников, защитник Брестской крепости, пережил гибель друзей, предательство товарища, страшную смерть беременной невесты Мирры, он голодал и жил в развалинах, но всё равно продолжал сажаться.

В Плужникове был тот самый боевой дух, о котором говорит Гранин. Один в поле тоже способен быть воином, если все его силы и помысли направлены только на одну единственную цель - борьбу с врагом. Боевой дух проявляется не только у солдат на фронте, но и у тех, кто остался в тылу, и у тех, кто оказался в плену. Не теряет свой боевой дух во время жизни в концлагере Иван Соколов, главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». За неосторожные слова его хотели расстрелять, но перед этим комендант лагеря предлагает ему выпить «за победу немецкого оружия». Соколов отказывается, но не отказывается выпить за свою смерть.

Человек, больше похожий на призрака, в одном шаге от смерти, продолжал верить в победу русского народа и не прогибался под немцев, пусть даже переход на их сторону спас ему жизнь. Но в этот раз жизнь ему спасло уважение немцев к такому смелому противнику. Таким образом, могу сделать вывод о том, что именно боевой дух солдат, их храбрость и готовность к самопожертвованию позволяет одержать победу в войне.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

(1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Г1ётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (б)Безуспешно. (б)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (Э)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (Ю)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры.

(11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд. (13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. (14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки. (15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием.

(16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства. (20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо. (23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя.

(25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться. (29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (ЗО)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы.

(ЗЗ)Преображенцы, семёновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать. (36)И тут произошло небывалое - подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался: - Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий. (37) И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы! (38) Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ.

(39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова. (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.

(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие - тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (бЗ)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры. (54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.

(56) Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями. (57) История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру. (58) Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости. (59) Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости. (По Д. А. Гранину*)