Референдум в Крыму о статусе автономии (2014). Математика и референдум по крыму Результат референдума крыму 16 марта

  • Опубликовано 15 Марта 2015
  • 1612 просмотров

Вылетев накануне общекрымского референдума из Москвы в Симферополь в составе миссии международных наблюдателей из России, мы находились под впечатлением достаточно противоречивой информации СМИ, которые уже к тому времени разделились на два полярных лагеря, объективность и достоверность репортажей некоторых журналистов в которых имело далеко не первостепенное значение.

Мы, это российские общественники - представители Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации - Гриб Владислав Валерьевич, Борисов Игорь Борисович, Брод Александр Семенович, Григорьев Максим Сергеевич, Игнатов Александр Вячеславович, Лантратова Яна Валерьевна, Орджоникидзе Сергей Александрович, Федоров Георгий Владимирович.

В сложившейся ситуации эффект от нашей предварительной работы, которая обычно проводится при подготовке международной миссии наблюдения за выборами и референдумами, был минимален. Понять и разобраться в ситуации возможно было только на месте. Жажда правды и туманность ближайшего будущего - вот пожалуй два основных чувства, с которыми мы садились в самолет.

Наши первые общения с жителями Крыма и официальными представителями органов власти провозглашенной независимой республики развеяли наши сомнения - Крым действительно был готов войти в состав России. Жителей, включая таксистов которые нас подвозили к избирательным участкам, в большей степени интересовали нюансы организации быта в современной России и тонкости гражданско-правовых отношений, словно Крым уже был частью Российской Федерации. Вопрос оставался только в безукоризненном проведении предстоящих референдумных процедур, которые в современном международном праве имеют множество уязвимых мест и всегда могут быть поставлены под сомнение противниками консолидированного мнения народа или нации.

Именно этого больше всего и опасались организаторы и активисты общекрымского референдума. Любое формальное нарушение демократических принципов проведения электоральных процедур могло свести «на нет» волю всего народа. Это напряжение, связанное с необходимостью строго и точно выполнить все писанные и неписанные формальности, передавалось и избирателям.

Я был свидетелем случая, когда сами избиратели на одном из участков в Ленинском районе Крыма в день референдума остановили машину своего земляка и достаточно в жесткой форме потребовали снять с нее российский триколор, так как нарушался запрет на проведение агитации в день голосования.

Некоторую дестабилизацию в деятельность избирательных органов вносили представители киевской власти, которой до установления окончательных результатов референдума де-юре подчинялся Крым. С одной стороны, они прямо не мешали организации голосования, но и не способствовали свободному волеизъявлению своих граждан. В территориальной комиссии Ленинского района, в котором я осуществлял наблюдение от нашей международной миссии, мне совместно с председателем ТИК только к полудню удалось убедить сотрудника СБУ покинуть помещение комиссии, как не имеющего права участвовать в работе коллегиального органа.

Мои наблюдения на избирательных участках опровергали сообщения некоторых СМИ о том, что крымские татары проигнорировали референдум. Да, их определенная часть не пришла на участки, отказавшись от своего права под впечатлением заявлений лидеров Меджлиса. Но далеко не все. На участки шли и голосовали крымские татары вместе со своими семьями и детьми, предпочитая не доверять свою судьбу кому бы то ни было.

Накануне и в день референдума на устах всех находящихся в Крыму была только одна тема - как можно четче завершить формальные процедуры и обеспечить возможность проголосовать каждому крымчанину. Сильно расстраивались, когда по долгу службы или другим объективным обстоятельствам не представлялось возможности прийти на участок. Ни открепительных удостоверений, ни досрочного голосования положение о референдуме не предусматривало. Такая усеченная процедура была введена только с одной целью - исключить возможные нападки на итоговые результаты. Хотя потребность во введении дополнительных форм голосования была очень высокой.

16 марта мы стали свидетелями классического примера перехода количества в качество, когда людские массы, вдохновленные единым порывом изменить свою жизнь в строгом соответствии с цивилизованными принципами организовали и провели референдум на высоком организационном и правовом уровне. Наша наблюдательная миссия ввиду фактического отсутствия каких-либо отклонений от установленных требований довольствовалась констатацией фактов явки и итогов голосования.

Впервые я обнародую ставшие уже историческими SMS-сообщения, отправленные в штаб нашей миссии 16 марта 2014 года из Ленинского района и ставшие документальным подтверждением свободного волеизъявления крымчан (не будучи сентиментальным, тем не менее эти сообщения сохранены у меня в мобильном телефоне и по сей день):

7.35. Ленинский. На месте.

8.05. Ленинский. Все участки открылись.

8.22. Ленинский. Число избирателей: на 15.03 - 47722, на 16.03 - 47486. Минус 236.

10.50. Ленинский. На 10.00 явка более 30 проц. Данные штаба.

12.34. Ленинский. На 12.00 явка 52 проц.

15.15. Ленинский. На 15.00 явка 60 проц - 28866

18.17. Ленинский. На 18.00 явка 72 проц - 34416

21.16 Ленинский. Обработано 10 из 45. За - 98

Отклонений от международных демократических стандартов и принципов наша миссия не обнаружила, что и было указано в нашем заявлении по результатам наблюдения, подписанным на следующий день представителями Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (текст заявления прилагаю).

И.Б.Борисов

Для обмена информацией в виду неустойчивой мобильной связи в эти дни в Крыму было решено направлять SMS сообщения в штаб миссии наблюдения с данными по явке и результатами наблюдения (если есть отклонения). Также эти SMS служили подтверждением того, что с наблюдателем все в порядке.

Подготовка к референдуму проходила в жатые сроки - в течение двух недель при блокировании Киевом электронного регистра избирателей, поэтому территориальные комиссии смогли завершить сверку списков избирателей только накануне дня референдума.

В соответствии с решением ЦИК Крыма комиссии референдума не собирали данные по явке на 10.00. Сведения о явки на это время мы брали в штабе инициативной группы по проведению референдума.

С 15.00 для более корректного определения показателя явки мы стали передавать в штаб наблюдения еще и абсолютную цифру числа проголосовавших

События Крымской весны – это всего лишь выполнение Россией своих же собственных решений по статусу Крыма и Севастополя!

Валерий Подъячий

Мировое сообщество не должно связывать легализацию российского статуса Крыма и Севастополя только с результатами общекрымского референдума 16 марта 2014 года, на котором жители полуострова почти единогласно проголосовали за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. То, что Запад ставит под сомнение этот референдум и отвергает его результаты, совсем не означает международное признание суверенитета Украины над Крымом и Севастополем. Ведь Украина получила международную правосубъектность в границах без Крыма и Севастополя, находившихся в тот момент в составе РСФСР. Украина с 1945 года является субъектом международного права и одним из создателей Организации Объединённых Наций. Она вступала в ООН без Крыма и Севастополя. С тех пор не существует юридически значимых документов, включивших Крым или Севастополь в состав государственной территории Украины. Цессия, т. е. передача суверенитета от одного государства другому по соглашению между ними, требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Украина никаких подобных, предусмотренных международным правом, соглашений по Крыму не заключала.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» являлись внутренними документами СССР и после его развала не давали независимой Украине никаких прав на Крым. Юрисдикция, которую осуществляла Украина над Крымом почти 23 года, носила временный характер. Российский же суверенитет над полуостровом никому и никогда не передавался. В начале 90-х годов Россия подтвердила свой суверенитет над Крымом и Севастополем соответствующими постановлениями Верховного Совета Российской Федерации.

Так 21 мая 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление №2809-1 «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г.». Этим правовым актом Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры было признано не имевшим юридической силы с момента принятия. Парламент России этим документом поставил задачу - «считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения». На следующий день после принятия этого исторического решения Верховный Совет Российской Федерации обратился к президенту и Верховному Совету Украины с призывом «воздержаться от каких-либо действий, направленных на подавление свободного волеизъявления населения Крыма, имеющего, в соответствии с международными нормами, полное право самостоятельно определить свою судьбу». «В настоящий момент всем, кому дороги идеалы демократии и справедливости, необходимо проявить в отношении Крыма мудрость, ответственность и сдержанность, обеспечить строгое соблюдение прав всего населения Крыма» - говорится в тексте обращения. Верховный Совет России выразил надежду, что «все вопросы российско-украинских отношений будут решаться мирным путем политических переговоров с целью достижения справедливых договоренностей, отвечающих интересам сторон и способствующих миру и согласию», а также, «что такой же подход будет проявлен и со стороны Украины и ее высших органов власти».

9 июля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление №5359-1 «О статусе города Севастополя». Этим правовым актом был подтверждён российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. Парламент России в этом документе поставил задачу Совету Министров - Правительству Российской Федерации в кратчайший срок разработать государственную программу обеспечения статуса города Севастополя, дав соответствующие поручения министерствам и ведомствам, а также провести переговоры с правительством Украины о городе Севастополе как главной базе единого Черноморского флота. При этом планировалось подготовить проект закона о закреплении в Конституции Российской Федерации федерального статуса города Севастополя.

На момент принятия этих постановлений Верховный Совет РФ был определён как верховный орган власти, правомочный решать любой вопрос, отведённый к ведению Российской Федерации. События Крымской весны - это всего лишь выполнение Россией своих же собственных решений по статусу Крыма и Севастополя. Исполнительная власть и Президент РФ, как её руководитель, должны неукоснительно и добросовестно выполнять решения высшего законодательного органа страны. Это общепринятая во всём цивилизованном мире практика. И если это не удаётся сделать сразу, значит надо осуществить, как только представится для этого хотя-бы малейшая возможность. Она появилась сразу же после свержения легитимного президента Украины в феврале 2014 года, в тот момент, когда страна вышла из конституционного поля и оказалась на пороге хаоса и гражданской войны. Конституция Украины либо действует целиком, либо вообще не действует, выборочное правоприменение при этом не допустимо. Поскольку она перестала действовать, то и пришло время вернуть исконно российские земли под юрисдикцию РФ. Государственность же Украины должна быть заново переоформлена и конституционно закреплена, потому что прежнего государства, предусмотренного Конституцией Украины от 28 июня 1996 года, больше нет. Это уже другое государство, пусть и с тем же названием. Поэтому оно не вправе требовать себе территории, не участвующие в переформатировании нового украинского проекта. До написания нового основного закона страны вопрос её территории является дискуссионным, что наглядно демонстрируют события последних месяцев в Новороссии.

Но даже Конституция 1996 года однозначно не определяет принадлежность Крыма и Севастополя Украине. Могу это утверждать, основываясь на собственном опыта доказывания этого факта в украинских судах, где проходил в качестве подсудимого по уголовному делу о «сепаратизме» против активистов Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия». Для этого предлагаю вспомнить некоторые правовые нормы и дефиниции. Часть 3 статьи 2 Конституции Украины гласит: «Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна». Государственной границей Украины, в соответствии со ст.1 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года, является линия и вертикальная поверхность, которая проходит по этой линии и определяет пределы территории Украины - суши, вод, недр, воздушного пространства.

Делимитация границы предусматривает определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров, а демаркация границы - проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. В соответствии со ст.2 Закона Украины «О государственной границе Украины» государственная граница Украины определяется Конституцией Украины и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Вопрос границ регулируется Договором между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе. Статья 5 этого договора, подписанного в Киеве 28 января 2003 года, гласит, что «ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств». Крым находится между Украиной и Россией как раз в зоне Азовского моря и Керченского пролива, где нет никаких границ и, более того, договором они и не предусмотрены. Таким образом, договорно закреплено отсутствие государственной границы между Украиной и РФ в Азово-Керченской акватории.

20 апреля 2004 года этот договор был ратифицирован Верховной Радой Украины законом №1681-IV. В этот же день - 20 апреля 2004 года - Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени украинского президента Леонида Кучмы. Орден был вручён Кучме в Кремле спустя семь лет 28 июля 2011 года уже Дмитрием Медведевым. Таким образом, были отмечены заслуги бывшего украинского президента в закреплении на договорном уровне отсутствия государственной границы между Украиной и Россией. Путин наградил Кучму орденом потому, что Россия в любой удобный для неё момент смогла бы поднять вопрос территориальной принадлежности Крыма и Севастополя, что в последствии и было сделано.

Отсутствие государственной границы между Украиной и Россией на крымском участке стало наиболее очевидным во время скандального судебного процесса против активистов движения «Севастополь-Крым-Россия» в феврале 2011 года. Адвокат подсудимых Иван Бакай обратился с соответствующими запросами в МИД Украины и Госпогранслужбу. «На сегодня продолжается переговорный процесс между Украиной и Российской Федерацией относительно определения государственной границы в Азовском и Чёрном морях, а также Керченском проливе» - ответил адвокату директор договорно-правового департамента МИД Украины. «В данный момент продолжается переговорный процесс по проведению демаркации государственной границы в Азовском море и Керченском проливе. Переговорный процесс возглавляют представители МИД Украины и Российской Федерации» -- говорится также и в ответе из Госпогранслужбы Украины. Из этих документов следует, что ни делимитация, ни демаркация украинско-российской границы в районе Азовского моря и Керченского пролива не проводилась. Не проводилась она также и в районе Чёрного моря. Следовательно, нет государственной границы между Крымом и Россией.

Тем не менее, несмотря на отсутствие границ между Крымом и Россией, 28 февраля 2011 года приговором Апелляционного суда Автономной Республики Крым активисты Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия» Валерий Подъячий и Семён Клюев были осуждены по ст.110 ч.2 УК «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» на три года лишения свободы. СБУ обвинило нас в организации и проведении пресс-конференции 21 января 2008 года, в ходе которой был оглашён пресс-релиз, последний абзац которого содержал текст: «Для того чтобы предотвратить драматические для жителей полуострова события крымский парламент незамедлительно должен имплементировать результаты референдума 20 января 1991 года, для чего отменить Конституцию АРК 1998 года, как противоречащую волеизъявлению крымского народа, и принять Декларацию о воссоединении Крыма с Россией. Затем объявить полуостров территорией, находящейся под юрисдикцией РФ, а также убрать оккупационную символику со здания Верховного Совета Крыма и обязать все местные органы власти в Крыму и другие подведомственные им учреждения вывесить государственные флаги России» . Приговор до сих пор не отменён.

Весьма показательным является то, что Украина осудила тех, кто требовал реализации результатов общекрымского референдума, дающего полуострову законное право на воссоединение с Россией. Речь идёт о голосовании 20 января 1991 года о воссоздании Крымской АССР, как субъекта Союза и участника Союзного договора. Напомню, что в референдуме приняли участие 81% имеющих право голоса жителей полуострова, включая Севастополь. «ЗА» проголосовали 93%. В бюллетенях для референдума была одна формулировка, а восстановили автономию совершенно в другом виде - как неотъемлемую составную часть Украины. Прежняя Крымская АССР существовала в составе РСФСР, а поэтому и воссоздать её можно было только в том статусе, в котором она была упразднена (восстановить, воссоздать можно только то, что ранее имело место). Поскольку Постановлением Верховного Совета СССР №2013-1 от 7 марта 1991 г. отменён Указ Президиума ВС СССР от 30 июня 1945 г. «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР», то Крымская АССР, восстановленная по итогам волеизъявления крымчан 20 января 1991 года юридически должна была находиться в составе РСФСР. Следует особо отметить, что в 1954 году Украинской ССР передавалась Крымская область, а Крымская АССР существовала почти до 1946 года в составе РСФСР. Поэтому по результатам общекрымского референдума 20 января 1991 года Крымская АССР должна быть воссоздана в составе тогдашней РСФСР.

Более того, формулировка общекрымского референдума предусматривала Крымскую АССР «…как субъект Союза ССР и участника Союзного договора». На момент проведения референдума СССР и де-юре и де-факто существовал, а поэтому Крымская АССР, бесспорно, становилась субъектом СССР. В этом контексте уместно будет вспомнить ещё об одном референдуме, о результатах которого умалчивают до сих пор. А между тем, по итогам всеукраинского референдума о независимости Украины от 1 декабря 1991 года решение о выходе Крымской АССР из состава СССР не принято. Крым не выходил из СССР и не имел права находиться в составе Украины.

1 декабря 1991 года в административных границах Украинской ССР был проведён всеукраинский референдум о независимости Украины. Голосование проходило, в том числе и на территории Крымской АССР. Всеукраинский референдум был организован Верховным Советом УССР и правительством УССР. Бюллетень для голосования содержал вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?».

Поскольку 1 декабря 1991 года Украинская ССР входила в состав СССР и её территория находилась под юрисдикцией Союза ССР, то подобные референдумы должны были проводиться в строгом соответствии с союзным законодательством. Законом, регулировавшим данные правовые отношения, являлся Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» № 1409-1 от 3 апреля 1990 года. Статья 3 этого закона предусматривает, что в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, референдум проводится отдельно по каждой автономии.

Крымская АССР была восстановлена Законом Украинской ССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» от 12 февраля 1991 года и на момент проведения всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года де-юре и де-факто существовала. Поэтому всеукраинский референдум 1 декабря 1991 года должен был проводиться отдельно по Крымской АССР. В соответствии со статьёй 6 вышеупомянутого Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики.

В начале 2014 года я обратился к Председателю Верховного Совета АРК Владимиру Константинову с запросом, в котором просил сообщить: рассматривались ли Верховным Советом Крымской АССР совместно с Верховным Советом УССР итоги всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года? Из полученного из Верховной Рады АРК официального ответа следует, что Верховный Совет Крымской АССР вообще не рассматривал итоги референдума о независимости Украины 1 декабря 1991 года как того требовал Закон государства.

Статья 6 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» предусматривала, что решение о выходе республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству существовавшего на тот момент Союза ССР. Это же относится и к автономной республике, так как в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, референдум проводится отдельно по каждой автономии. По украинским данным в Крымской АССР в референдуме 01.12.1991г. приняло участие 67,5% из числа лиц, внесённых в списки для голосования, из которых 54,2% проголосовали «За».

То есть в Крыму только 36,5% (для сравнения на Украине - 76%) от имеющих права голоса проголосовало положительно. А это никак ни две трети, а чуть более трети,и даже не проживающих, а находящихся в момент проведения этого референдума на территории полуострова граждан СССР.Для «поднятия» явки в этом голосовании «приняли участие» отдыхающие в крымских санаториях и командировочные, имеющие советские паспорта (в том числе жители не только Украины, но и других союзных республик). Бюллетени в Крыму и Севастополе также раздавались и военнослужащим срочной службы, которые временно пребывали на территории полуострова. Суммарно это несколько десятков тысяч тех, кто не имел права принимать участие в подобных референдумах в качестве постоянно проживающих на территории автономной республики.

Поэтому в соответствии с Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» Верховный Совет Крымской АССР должен был рассмотреть итоги всеукраинского референдума о независимости Украины от 1 декабря 1991 года и огласить, что решение о выходе Крымской АССР из состава СССР не принято .

Валерий Подъячий, лидер движения «Севастополь-Крым-Россия», осуждённый украинским судом за «сепаратизм»

Этот день в истории:

Жители полуострова отмечают вторую годовщину воссоединения с Россией. За этот период в Крыму и Севастополе начали работу свободные экономические зоны, госуправление, финансовая и судебная системы влились в российское правовое поле.

СИМФЕРОПОЛЬ, 16 мар - РИА Новости. Жители двух самых "молодых" субъектов современной России - Крыма и Севастополя - отмечают в среду два года с момента судьбоносного референдума, по результатам которого Крым и Севастополь 18 марта 2014 года стали частью России.

Крым и Севастополь вновь стал российскими регионами после проведенного 16 марта 2014 года референдума, на котором большинство жителей высказались за вхождение в состав России. Воссоединение с Россией поддержало 96,77% крымчан и 95,6% севастопольцев.

Крым и Севастополь по итогам двух лет юрисдикции России практически полностью интегрированы в правовое поле РФ. Жители субъектов получили российское гражданство, финансовая система и госуправление полуострова сформированы в российском правовом поле, в Крыму и Севастополе действует российская судебная система. Были избраны представительные органы власти обоих регионов.

С начала 2015 года в Крыму и Севастополе начали работу свободные экономические зоны. Экономически Крым и Севастополь стали интегрированы с материковой Россией после объявленной Украиной торговой и энергетической блокадой, в настоящее время заканчивается формирование энергомоста из Кубани.

Вторая годовщина со дня волеизъявления крымчан и севастопольцев не является официальным выходным днем в республике Крым и Севастополе, однако жители полуострова будут отдыхать в день подписания договора о воссоединении с Россией в пятницу, 18 марта. Тем не менее, в день второй годовщины референдума в Крыму в Симферополе пройдут мероприятия с участием главы республики Сергея Аксенова и главы парламента Владимира Константинова.

В Симферополе жителей и гостей Крыма в 10 утра ждут на митинге у здания парламента республики, позднее в нем пройдет торжественное заседание и концерт. К праздничной дате в Госсовете республики Крым представят икону "Богоматерь Азовская", написанную в память о завоеваниях России в северном причерноморье, в том числе и присоединении Крыма в XVIII веке. Здесь также развернут фотовыставку памятных для Крыма событий.

Севастополь отметит годовщину референдума культурными событиями. В кинотеатрах города покажут фильмы "Севастопольские рассказы", "Адмирал Ушаков" и современный фильм "Битва за Севастополь". Вечером в драматическом театре им. А.В. Луначарского зрителей ждет спектакль "Небесный тихоход". Все мероприятия бесплатны для посетителей.

Немаловажно, что в этот день будут бесплатно работать музей-заповедник "Херсонес Таврический", а также музеи двух героических сражений за Севастополь "Панорама" и "Диорама". Праздничные мероприятия пройдут также в селах Фронтовое, Фруктовое, Верхнесадовое.

Референдум в Крыму и Севастополе был проведен после госпереворота на Украине в феврале 2014 года, когда к власти пришли политики, солидарные с националистическими, в том числе русофобскими, силами. Украина по-прежнему считает Крым своей, но временно оккупированной территорией. Также волеизъявление крымчан не признали и западные страны, которые ввели санкции против России и крымского региона.

Справка РИА Новости.

16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о статусе автономии, более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России.

22 февраля на Украине произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Верховная рада в обход договоренностей отстранила президента Виктора Януковича от власти, изменила конституцию и назначила президентские выборы на 25 мая. 23 февраля постановлением Верховной рады исполняющим обязанности президента Украины был назначен спикер рады Александр Турчинов.

Реакцией на переворот и приход к власти антироссийски настроенных оппозиционеров стали митинги в городах юга и юго-востока Украины в защиту русскоязычного населения, многие из которых проходили под российскими флагами. В Крыму и Севастополе митинги переросли в мощное пророссийское движение.

23 февраля более 20 тысяч человек вышли в центр Севастополя на площадь Нахимова на митинг "народной воли". Собравшиеся выразили недоверие местным властям и Верховной раде Украины. Жители города единогласно выбрали мэром города предпринимателя Алексея Чалого.

Городской совет Севастополя проголосовал за создание в городе исполнительного комитета, который возглавил Алексей Чалый. С 24 февраля севастопольцы начали постоянно проводить митинги в центре города в поддержку народного мэра. Пикеты проводились также возле воинских частей Украины с призывами не обращать оружие против людей.

25 февраля пророссийски настроенные жители Крыма начали бессрочную акцию протеста у здания Верховного совета, требуя от депутатов не признавать новое руководство страны, пришедшее к власти после беспорядков и столкновений в Киеве.

Участники акции требовали также восстановить конституцию Крыма в редакции 1992 года, согласно которой в республике были свой президент и независимая внешняя политика. Кроме того, собравшиеся требовали провести референдум, на котором жители Крыма могли бы выбрать путь дальнейшего развития региона: в нынешнем статусе автономной республики в составе Украины, в качестве независимого государства или в составе России.

26 февраля у здания парламента также собрались крымские татары, поддерживающие смену власти на Украине. Между двумя группами митингующих произошли столкновения, в результате которых пострадали 35 человек. В давке один мужчина умер от сердечного приступа, еще одна женщина скончалась в больнице от полученных в толпе травм.

В ночь на 27 февраля силы самообороны русскоязычного населения заняли здания Верховного совета и Совета министров Крыма.

27 февраля Верховный совет Крыма назначил главой совета министров (правительства) лидера партии "Русское единство" Сергея Аксенова.

Верховный совет (парламент) Крыма назначил на 25 мая референдум о расширении полномочий автономии с вопросом: "Поддерживаете ли вы государственное самоопределение Крыма в составе Украины на основе международных договоров и соглашений?".

Верховный совет Крыма отправил в отставку правительство автономной республики. 28 февраля был сформирован новый состав совета министров автономной республики.

В ночь на 1 марта неизвестные вооруженные люди пытались захватить здания Совета министров и Верховного совета Крыма.

1 марта глава правительства Сергей Аксенов на первом заседании совета министров Крыма в новом составе сообщил, что "учитывая сложную ситуацию в автономии и понимая свою ответственность за жизнь и спокойствие граждан, которые проживают на территории республики, я принял решение обратиться за помощью к (президенту России) Владимиру Владимировичу Путину, с целью оказания содействия в наведении законного конституционного порядка на территории автономной республики Крым".

В этот же день президент России Владимир Путин внес обращение в Совет Федерации об использовании Вооруженных сил РФ на территории Украины, в Автономной республике Крым, до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране. Верхняя палата парламента единогласно поддержала обращение главы государства, и оно вступило в силу.

Власти Крыма также приняли решение ускорить проведение референдума и перенесли его на 30 марта 2014 года.

6 марта парламент Крыма принял решение о вхождении автономии в состав России. Также было принято решение о переносе референдума на 16 марта.

На референдум выносились вопросы:

"Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?"

"Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?".

Верховный Совет Крыма также обратился к президенту РФ и Федеральному Собранию РФ с предложением о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ.

7 марта Севастопольский государственный совет на внеочередной сессии принял решение о вхождении города в состав Российской Федерации. Кроме того, горсовет Севастополя поддержал решение Верховного совета Крыма о проведении 16 марта общекрымского референдума.

11 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял декларацию в поддержку независимости региона от Украины и намерении войти в состав РФ.

В Декларации отмечалось, что парламент Крыма и городской совет Севастополя приняли данное решение, "исходя из положений Устава ООН и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народа на самоопределение, а также принимая во внимание подтверждение Международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости части государства не нарушает какие-либо нормы международного права".

16 марта на полуострове прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?" Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. По данным главы крымской комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, явка составила 83,1%.

17 марта Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины. Парламент также обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта.

Верховный cовет Крыма постановил в официальных наименованиях органов власти Республики Крым и других органов вместо слов "Автономная Республика Крым" использовать слова "Республика Крым".

18 марта президент России Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России.

Договор впоследствии был одобрен Госдумой и Советом Федерации.

21 марта президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федеральный конституционный закон о процедуре их вхождения в состав России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

16 марта 2014 года в Крыму было организовано голосование («референдум»). Мы попросили социального географа Александра Киреева , оставив в стороне все юридические и политические вопросы, оценить опубликованные результаты с точки зрения их статистического правдоподобия.

Для того, чтобы статистически проверить результаты референдума в Крыму «на чистоту», у нас, признаться, не так много данных. Но те, что есть, говорят о том, что явка и результаты в Крыму были сфальсифицированы. Сразу оговорюсь, что я не знаю, насколько они были сфальсифицированы и какими были настоящие результаты, но цифры однозначно указывают на манипуляции.

Во-первых, у нас есть цифры по динамике явки. Она совершенно неправдоподобная и противоречит электоральной практике. Каждый из нас может пойти проголосовать в любое время, пока открыты избирательные участки. Но когда на выборы ходят тысячи людей, то в их поведении уже будут закономерности. Не могут все люди явиться на участки, скажем, с полудня до 3 часов дня, а в остальные часы - нет.

Динамика явки (не путать с самой явкой) на референдуме крайне странно разнилась по районам (см. таблицу), причем даже внутри самого Симферополя. Если в Железнодорожном районе столицы Крыма в последние два часа перед закрытием на участки пришли 1,8% от всех проголосовавших за день, то в Киевском и Центральном районах - 14%. Как такую разницу можно объяснить? Если бы такой случай был единичным, то его можно было бы как-то обосновать, но подобный «винегрет» из динамики явки наблюдается по всему полуострову.

Скажем, в Евпатории с 15 до 18 часов на участки пришли 9% от проголосовавших за день, а за последние два часа перед закрытием - уже 20%. Повсеместно явка была очень высокой утром, что и понятно: чем важнее выборы, тем выше явка в первой половине дня, люди стремились быстрее прийти и проголосовать. Но если утром такая высокая явка, то после обеда должно идти затухание явки. Может быть погода (а она была плохой) внесла коррективы? Тоже нет. Такая разная динамика явки наблюдается на всем полуострове буквально в соседних местах (Евпатория, Саки и Сакский район) и, как сказано выше, даже в пределах одного города Симферополь.

Во-вторых, предварительные результаты в Крыму противоречат официальным. По данным обработки 75% протоколов комиссий референдума, за воссоединение с Россией проголосовало 95,7% жителей Крыма, принявших участие в референдуме. Такие данные в комментарии ИТАР-ТАСС огласил глава комиссии Верховного Совета Крыма по проведению референдума Михаил Малышев. Это без учета Севастополя . А официальные результаты по Крыму после обработки 100% бюллетеней по Крыму без Севастополя таковы: 96,6% были за вхождение в состав России .

Каждый может рассчитать сам, какой же процент за вхождение в состав России должен был быть в оставшихся 25% протоколов, если после обработки 75% протоколов только 95,7% было «за», а финальный результат показал 96,6-процентное единодушие. Если принять эти данные за истинные, то получим, что в последних 25% протоколов было 99,3% за Россию.

Может, в последней четверти протоколов показаны итоги голосования людей из районов Крыма, где более 99% жителей были за воссоединение с Россией? Однако нет. Чтобы убедиться в этом, посмотрим на результаты крымского референдума по районам . В статистике, опубликованной на сайте «Коммерсанта», показаны голоса только за Россию, а еще было бы интересно знать, сколько голосов было за то, чтобы остаться в рамках Украины, и каково число недействительных бюллетеней. Однако даже из этой статистики видно, что ни в одном районе за вхождение в состав России не было больше 98,1%. Спрашивается: как такое могло получиться, что в оставшихся 25% протоколов результат за Россию был 99,3%? Такого быть не может.

Самое смешное, что после подсчета 75% бюллетеней председатель избиркома Крыма озвучил процент недействительных бюллетеней: он составил 1,1%. А из итоговых данных мы узнали, что он составил 0,72% . Математически это совершенно невозможно! Я считаю это сильным аргументом в пользу того, что результаты крымского референдума были не просто сфальсиифицированы, а нарисованы: на мой взгляд, итоговые цифры рисовали и делали это поспешно.

Даже если забыть обо всем сказанном, то сами результаты по районам вызывают сомнения. Так, за воссоединение с Россией везде было около 97% кроме Черноморского района, где положительно на первый вопрос референдума ответили всего 71,3% жителей! Получается, что за то, чтобы остаться в рамках Украины, по всем районам Крыма было лишь 2-3% жителей, а в Черноморском - больше 25% (плюс небольшой процент недействительных бюллетеней). В 10 раз больше! Но может быть Черноморский район какой-то особенный? Тоже нет. Обычный район, скорее даже типичный. Процент крымских татар там как раз средне-крымский, процент голосования за «оранжевые» партии Украины на прошлых выборах тоже средний. Откуда вдруг тогда такой особый результат на этом референдуме?

К сожалению, у нас до сих пор нет официальных результатов референдума по районам, не говоря уже про голосование на отдельных участках. Не хватает данных для анализа. Более того, даже не очевидно, какой результат референдума является официальным. Скажем, для Крыма без Севастополя были озвучены две разные цифры окончательного процента «за Россию»: после обработки 100% бюллетеней была опубликована цифра 96,6%, а потом 96,77% была дана как окончательная .

Еще одна странность: если принять цифры 95,7% после обработки 75% протоколов и 96,77% как итог за истинные, то результат «за Россию» в оставшейся четверти протоколов должен был составить 100%. Сторонний эксперт может предположить, что возможно избирательным комиссиям просто надоело считать голоса, и все оставшиеся протоколы они просто записали «за Россию»?

Наконец, даже результаты экзит-полла, проводившегося Крымским республиканским институтом политических и социологических исследований, существенно отличаются от официальных результатов. По нему 7% опрошенных проголосовали за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины . По результатам же референдума таких было всего 2,5%.

Но разве это большая разница? Да, большая, ведь экзит-полл проходил на 150 участках референдума АР Крым и 50 участках Севастополя. Всего было опрошено 59 111 чел. Это большая выборка для такого региона. Разница между официальными данными по референдуму и экзит-поллом явно выходит за пределы статистической погрешности.

Много перемен произошло в мире за 2014 год. Для кого-то они прошли незаметно, другие просто стали чаще читать новости, для третьих мир стал войной.

Для в этом году изменилось многое. «Полуостров Крым и город Севастополь перешли в состав Российской Федерации», - так будет звучать для многих потомков итог референдума 2014 года. Это будет через 20, 30, может, 40 лет. А сейчас одни скажут: «Крым вернулся домой», другие будут утверждать: «Россия оккупировала Крым».

Перед тем как подробнее рассмотреть события начала 2014 года и понять, чем дышат крымчане спустя год присоединения Крыма к России, стоит совершить небольшую экскурсию в прошлое и узнать, как связана история полуострова и России.

Переход Крыма под власть Российской империи

В июле 1774 года закончилась война России с Османской империей. По итогам к победившим отошли ряд причерноморских городов, и они получили право иметь торговые и военные корабли в Черном море. На Крымском полуострове появилось независимое государство.

Уже в 1774 году стало понятно, что присоединение к России Крыма - это, как говорится, вопрос времени. Но разрешился он уже не военным, а политическим путем.

С помощью России к власти в Крыму пришел а предыдущий правитель со своими сторонниками вынужден был бежать в Турцию. Присоединение Крыма к России 1783 года было закреплено манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля. С тех пор история полуострова неразрывно связана с Россией.

Краткая история Крыма с 1921 по 1954 год

Крым после присоединения к России в 1783 году стал кардинально меняться, развивалась инфраструктура и производство, сменился национальный состав населения.

Когда большевики пришли к власти и закончилась Гражданская война, была создана Крымская АССР. В начале XX века на полуострове проживали: русские, которые составляли почти половину населения (49,6 %), крымские татары (19,4%), украинцы (13,7%), евреи (5,8%), немцы (4,5%) и другие национальности (7%).

В годы Великой Отечественной войны в Крыму шли ожесточенные бои, долгая оккупация неузнаваемо изменила облик полуострова и характер его жителей. Весной 1944 года началась операция по освобождению Крыма от захватчиков.

В 1944-1946 годах крымские татары были депортированы с полуострова за поддержку фашистской Германии, была образована Крымская область в составе России.

Крым и Украина

В 1954 году Крым был включен в состав Это было логично и продиктовано тесными экономическими и культурными связями, а также единством территорий. Многие коммуникации, железнодорожные и автомобильные пути были связаны с материковой частью Украины.

В 1989 году изменилось отношение правительства Союза к крымским татарам и началась их обратная миграция на полуостров.

В начале 1991 года был проведен первый референдум, по итогам которого Крым снова получил права автономии в составе УССР. После распада Крым остался в составе теперь уже независимого государства Украина. С 1994 по 2014 год просуществовала Автономная Республика Крым. В начале 2014 года произошло новое присоединение к России Крыма.

С чего все началось

В ноябре 2013 года в начались акции протеста. Президент страны В. Янукович откладывал подписание договора об ассоциации с Евросоюзом. Это и послужило поводом для выхода людей на улицы.

Начавшаяся со студенческого митинга акция переросла в мощное движение. Десятки тысяч людей организовали палаточный городок в центре Киева, начали занимать административные здания, жечь шины.

Постепенно мирный митинг превратился в жесткое противостояние между демонстрантами и милицией. Появились первые жертвы с обеих сторон. Одновременно в западных областях Украины начались акции против существующей власти, назначались свои руководители городских и областных советов, рушились памятники Советского режима.

Государственный переворот на Украине

В феврале 2014 года акция в Киеве, которая стала называться Евромайдан, достигла своего пика. Неизвестными снайперами были убиты десятки протестующих и правоохранителей. Оппозиция и лидеры протестного движения совершили переворот, президент Янукович с семьей бежал из страны.

К власти пришли прозападные лидеры, агрессивно настроенные против русских, России, Советского Союза. Незаконные вооруженные формирования начали перемещаться из Киева в регионы. На начались ответные массовые акции против нового режима.

Крым: от демонстраций к референдуму

Кризис украинской власти в феврале 2014 года привел Крым к необходимости определить свою дальнейшую судьбу. Принятие новой власти на Украине означало разрыв исторической, культурной, социальной связи полуострова с Россией. Совершившие переворот в Киеве силы недвусмысленно враждебно и агрессивно высказывались о русских, в том числе проживающих в Крыму.

В Керчи и других городах начались протесты против новой власти в Киеве, угнетения русского языка, навязывания своей истории, приезда вооруженных агрессивных сторонников Евромайдана, разрушения памятников советского времени. Надо, однако, сказать, что часть населения Крыма поддерживала пришедших к власти лидеров и в целом акцию в центре столицы Украины. В основном согласие с новой властью выразили крымские татары.

Защищая свои ценности, культуру, быт и безопасность жители Крыма объявили о желании провести референдум, на котором определить волю большинства граждан полуострова: остаться под властью Украины или присоединиться к России.

Подготовка, реализация и итоги референдума 2014 года

Дата проведения референдума о судьбе Крыма была назначена на 25 мая. Пока на полуострове проводилась активная подготовка, на Украине, США и странах Европы обсуждался вопрос незаконности такого референдума, заранее говорили о непризнании его результатов.

Позднее на фоне разрастающегося дата голосования была перенесена уже на 16 марта. Народ в Крыму продемонстрировал большую активность и явку, превысившую 80% населения. Крымчане осознавали судьбоносность референдума. Это была еще не дата присоединения Крыма к России, но сейчас именно день 16 марта предлагается сделать праздничным днем на полуострове.

Уже 17 марта были подведены итоги. Население Крыма проголосовало за объединение с Россией. А был одобрен и подписан закон, по которому официально состоялось присоединение к России Крыма и Севастополя.

Российские военные в Крыму

В конце зимы 2014 года на Крымском полуострове были замечены активные передвижения людей в военной форме. Политики, незаконно получившие власть в Киеве, сразу же обвинили Россию в военной агрессии. В свою очередь, Россия отрицала присутствие своего военного контингента на полуострове, кроме базирующихся подразделений в соответствии с соглашением между Россией и Украиной.

Позднее военных, которые совершали передислокацию на территории полуострова, стали называть «зелеными человечками» и «вежливыми людьми».

Надо сказать, что Украина отказала руководству Автономной Республики в создании условий для волеизъявления народа. И, благодаря присутствию российского военного контингента, который имел право находиться на полуострове, присоединение Крыма к России произошло мирным путем.

Вопросы законности отсоединения Крыма от Украины

Украина и ее союзники сразу заявили о незаконных действиях правительства Крыма и России. Результаты референдума и сам факт его проведения, по мнению лидеров многих стран, являются незаконными. Страны Евросоюза и США не признали присоединение Крыма к России и продолжают утверждать, что полуостров находится под оккупацией.

В то же время они поддержали неконституционный переворот в Киеве, и, более того, представители Соединенных Штатов и стран Европы встречались с активистами Евромайдана и даже консультировали его лидеров.

Объявление о референдуме в Крыму было принято законным правительством автономной республики. Явка на участки для голосования показала заинтересованность населения в решении вопроса дальнейшей жизни полуострова в условиях нарастающего кризиса на Украине и мире. Абсолютное большинство, превышающее 90% проголосовавших, высказалось за присоединение Крыма к России.

Международное право подразумевает возможность народа, проживающего на определенной территории, самостоятельно решать свою судьбу. И население Крыма это сделало. Автономия республики в составе Украины позволяла правительству объявить о референдуме, и так и случилось.

Первые месяцы после референдума

Переходный период трудно дается жителям полуострова. Присоединение Крыма к России 2014 года - несомненно, важнейшее историческое событие в жизни всей страны. Но какой стала и станет жизнь крымчан в ближайшее время?

В марте-апреле 2014 года на полуострове стали закрываться предприятия и банки, прекратились выплаты по картам и в кассах. Украинские бизнесмены выводили свои активы.

Начались перебои с водой и электроэнергией, выросла безработица, а очереди на переоформление документов не добавляли радости в будни крымчан. В апреле-мае на полуостров хлынула первая волна беженцев с юго-востока Украины, где началось вооруженное противостояние киевской власти с ополчением Луганской и Донецкой областей.

Как спустя несколько месяцев стали воспринимать местные жители присоединение Крыма к России? Отзывы были самыми разными. Кто-то поддался тоске и панике из-за ухудшающейся экономической ситуации. Другие проявляли готовность идти по избранному пути через любые преграды. Жизнь полуострова изменилась и не во всех сферах к лучшему, но крымчане живут и радуются переменам.

Еще не сменили номера сотовых телефонов, не вывели из оборота гривну, не получили новых номерных знаков на автомобили, но уже повсюду развеваются трехцветные флаги.

Как крымчане встретили Новый 2015 год

Присоединение Крыма к России 2014 года добавило хлопот и переживаний в жизнь коренного населения. За этими заботами кто-то и не заметил приближения Нового года. В городах все чаще отключают свет и воду, цены растут так же, как пробки на дорогах, новых рабочих мест пока не создали, поэтому многие будут встречать праздники скромно: нет работы - нет денег.

Уже скоро год, как состоялось присоединение Крыма к России. Мнения по-прежнему разные. Но тут и там можно услышать призыв: «Не ной, переживем».
В 2015 году крымчан ждет еще немало перемен, но они уже научились терпению. Главное, что отмечают многие из них, - это спокойствие, которое позволяет без страха смотреть в будущее.

Россия после присоединения Крыма

Многие политологи, экономисты, предприниматели считают: присоединение к России Крыма обходится стране настолько дорого, что дешевле было выкупить полуостров у Украины. Санкции, инициатором которых стали США, уже к лету 2014 года стали ощущаться в работе российских предприятий. Дестабилизировалась и финансовая система страны.

Даже крупные предприятия вынуждены уменьшить количество выпускаемой продукции, в связи с чем ожидаются и сокращения работников, а значит, рост безработицы по всей стране.

США были поддержаны большинством стран Евросоюза. Санкции все ужесточаются, Россия обвиняется в оккупации Крыма и активной помощи ополченцам Юго-Востока Украины. Власти Киева постоянно делают заявления о присутствии регулярных российских войск на их суверенной территории.

Европа и США стремятся изолировать экономику России, обрушить финансовые рынки, заставить ее играть по своим правилам. Но ситуация не вышла из-под контроля, у страны есть серьезные союзники, экономика начинает переориентироваться на новые рынки.