Произведения на тему экологическая проблема. Экологическая проблема в литературе. Леонид Леонов «Русский лес»

Келехсаева Марина Сослановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 им. Х. Мамсурова
Населённый пункт: город Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Экологические проблемы в произведениях русской литературы"
Дата публикации: 21.05.2018
Раздел: среднее образование

Исследовательская работа

«Экологические проблемы в произведениях русской литературы»

Аннотация

Цель работы :

исследование экологических проблем, затронутых в произведениях

русской литературы.

Методы исследования : теоретический анализ источников; библиографический анализ

литературы и материалов сети Internet; литературный анализ художественных

произведений, анализ полученных данных, обобщение.

Выводы:

произведениях 19 века, так и в произведениях 20 и 21

века. Это и поэтические и

прозаические тексты.

защитой природы.

обращения с животными.

своё отражение в литературе.

План исследований

Гипотеза

любого времени, связанные с охраной природы.

2017 год объявлен Годом экологии в России.

В последнее десятилетие экология

переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой.

Впервые понятие «литературная экология» появилось в печати в 1993 году. Это время

характеризуется

экологического

движения

экологического

образования

Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не

только учёных, но и общественных деятелей, писателей. Учебником жизни назвал когда-то

писатель

Н.Чернышевский

художественную

литературу.

художественных

произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и

воссозданы

изменяющейся

окружающей

влиянием

различных причин. Эта проблема является актуальной и в настоящее время, поэтому она

была выбрана для проведения исследования и написания исследовательской работы.

Цель работы – исследование экологических проблем, затронутых в произведениях

русской литературы.

Задачи:

Рассмотреть понятие «литературная экология»;

Познакомиться с источниками информации о проблемах экологии;

Познакомиться с текстами литературных произведений, в которых раскрываются

взаимоотношения человека и природы;

Проанализировать

художественные

экологические

Сделать обобщения и выводы.

Гипотеза

В художественных произведениях русской литературы затрагиваются

экологические проблемы, связанные с защитой природы.

Объект исследования

произведения

литературы:

«Журавли»

Заболоцкого, «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «Царь – рыба» В. Астафьева, «Лесная капель» М.

М. Пришвина, «Облавная баллада» А. Н. Егорова, «Песнь о собаке», «Корова» С. А.

Есенина, «Заячьи лапы» К. Паустовского.

Предмет исследования

экологические

проблемы

художественных

произведений

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что в ней

непосредственно доказано, что природа – это не только великое чудо, но и великое благо

для людей, он требует нашей постоянной заботы и внимания, нуждается в бережном

отношении и охране.

Практическая значимость моей заключается в том, что работу можно использовать в

школьном курсе раздела «Экология» и на уроках литературы.

Надо любить всё: зверей, птиц,

растения, в этом красота жизни.

А.И.Куприн

Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! В своих произведениях они не

только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может

привести неразумное потребительское отношение к природе.

В творчестве Николая Заблоцкого довольно много произведений, которые посвящены

родной природе, но при этом имеют глубокий философский и житейский смысл. К ним, в

частности, относится стихотворение «Журавли», которое поэт написал в 1948 году, став

очевидцем

трагического

журавлей,

возвращаются на родину из далекой Африки. Стройный журавлиный клин «вел вожак в

долину изобилья». Однако когда под крылом блеснуло знакомое озеро, «черное зияющее

дуло из кустов навстречу поднялось». Прозвучавший выстрел лишил стаю гордого вожака,

« и частица дивного величья с высоты обрушилась на нас». В этом произведении также

звучит проблема браконьерства.

В 1976 году увидела свет книга Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще

взаимодействия

человека

природой.

варварское

отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире

порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о

разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению

ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой»

заставляет

главного

произведения,

Игнатьича,

задуматься

совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на

рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки,

жилки-былки

путаются,

озаренно,

подробностях

обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как

наваждение,

оборонялся

В "Лесной капели" М. М. Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так

неразумно

горожане,

душистых

черемуха, и весь город тащил себе из лесу ветки с белыми цветами. Я знаю в лесу одно

дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук

ломающих». Ветки черемухи в домах простоят день - два и отправятся в мусорные бачки,

а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.

Ещё одну немаловажную экологическую проблему можно заметить в литературе -

проблему жестокого обращения с животными.

В поэзии С. А. Есенина есть произведения, говорящие о дисгармонии между человеком

и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может

послужить "Песнь о собаке". Это одно из его самых трагических стихов. Жестокость

человека в житейской ситуации (у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Эта же проблема звучит в другом есенинском стихотворении - "Корова".

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце не ласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

Не дали матери сына,

Первая радость не прок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,

С той же сыновней судьбой,

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой…

Проблема лесных пожаров – одна из острых проблем современного мира. Эта

проблема звучит в рассказе К. Паустовского «Заячьи лапы». В сюжете произведения лежит

история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в

лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но

благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен.

Главной идеей является то, что человек должен ощущать ответственность за те

поступки,

совершает

отношению

отзывчивым не только к людям, но и к животным.

Тема взаимоотношений человека с природой – важнейшая в стихах Николая Рыленкова.

Глубокой убеждённостью звучат его строки:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слушать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,

Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!

Извечной красоты для суетных затей…

Страстным призывом к современникам звучат строки поэта Станислава Куняева:

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с

Выводы

В ходе проведённого исследования мы увидели, что проблемы экологии звучат как в

произведениях

произведениях

поэтические

прозаические тексты.

Нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы - в художественных

произведениях русской литературы затрагиваются экологические проблемы, связанные с

защитой природы.

В ряде произведений художественной литературы звучит проблема браконьерства.

обращения с животными.

Одна из острых проблем современности – проблема лесных пожаров – также нашла

своё отражение в литературе.

Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты.

В их представлениях природа связывается с истинной человечностью.

Литература помогает читателю осознать то, что остановить научно-технический

прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Антон Павлович Чехов "Дядя Ваня"

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе:

«Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне... Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов "Русский лес"

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе:

"Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».

Валентин Распутин "Прощание с Матёрой"

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев "Царь-рыба"

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно.

Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах:

«Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов "Плаха"

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин "Экологический роман"

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.
Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая "Кысь"

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

Реферат на тему:

«Экология и литература»

Введение

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

В школе тоже появился такой предмет «Экология». В самостоятельную науку она выделилась совсем недавно. Она относится к блоку биологических дисциплин. Но значение этого предмета в школе очень велико. Если на уроках биологии дети в основном узнают строение растений и животных, их эволюцию. То экологическая дисциплина показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир. Экология рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Конечно же, преподавание экологии неразрывно связано с биологией, да и во многих школах этот предмет пока не выделился в самостоятельный. Но тем не менее «Экология» уже существует не только как наука, но и как предмет школьного цикла.

Если посмотреть в целом, то «Экология» - это предмет «черного» цвета. Очень многое написано в черных тонах, хотя это наша реальность, то, что заслужил человек. Благодаря своему «разуму». Но в школе преподавание экологии не стоит вести только с пессимистической точки зрения. Ученикам нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Если на уроках давать только сухие факты и цифры, это может скоро наскучить, в сознании детей будет мысль о том, что сделать уже ничего нельзя, остается ждать только неизбежного. Но нужно говорить учащимся о том, что пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом могут помочь наши и зарубежные авторы, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни. Расскажем о некоторых из таких авторов.

Русские писатели о природе

Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны. Довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия. В своих разнообразных охотах – от сбора грибов, ловли бабочек, ужения рыб до промысла крупных хищников – он прежде всего наблюдал, подмечал самые характерные особенности растений и животных – места обитания, жилища, пищу и повадки. Впоследствии свои наблюдения Аксаков описал в книгах, проникнутых любовью к родной природе, трепетным к ней отношением. Его произведения, изобилующие интереснейшими фактами, написаны таким доступным и красочным языком, что до сих пор не потеряли свои значения и ни в чем не уступают книгам А. Брэма или Дж. Даррела.

Современные экологи могут только позавидовать богатству, точности и выразительности приводимых им материалов. В «Записках Ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказах и воспоминаниях охотника о разных охотах» он дал подробные характеристики классификации болот («чистые, сухие, мокрые»), текучих вод, озер, прудов, степей, лесов, животных. Здесь же показано, как в результате измерения человеком естественных угодий исчезают ранее многочисленные животные. Аксаков привлек внимание читателей к тому, что под влиянием загрязнений водоемов в них изменяется видовой состав рыб. Такие же закономерности он отмечал и в отношении грибов. При этом Аксаков подчеркивал, что эти процессы постоянно изменяются, сказываются на хозяйстве человека. Например, состояние степей, их растительности отражается на вкусовых и лечебных качествах кумыса.

Обширны наблюдения Аксакова по биологии отдельных видов. Он приводит не только экологические характеристики животных, но и сведения по их численности, экономическому значению, сезонным и суточным ритмам жизни, миграциям.

Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают почвы от палящих солнечных лучей и иссушающих ветров. Аксаков возмущался фактами расхищения, уничтожения природы, ненавидел все виды браконьерства, например охоту на тетеревов с чучелами и на зайцев во время половодья. Он считал. Что «это не охота, а промысел». Аксаков прежде всего был пытливым ученым. Его характеристики животного мира позволяют назвать их автора одним из первых русских фаунистов. Поэтому, отец русской экологии К.Ф. Рулье считал книги Аксакова серьезным вкладом в науку.

Благосклонов Константин Николаевич (1910-1958) – ученый-орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, специалист по охране природы, инициатор и организатор школьных и биологических олимпиад, популярного в стране праздника Дня птиц. Автор ряда книг по орнитологии и охране природы, К. Н. Благосклонов оставил после себя богатое научное наследие. Он долгие годы трудился на кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных животных Московского университета, выпускником которого был.

Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану. Его книги «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве», «Птицы и вредители леса» (в соавторстве с Б.И. Осмоловской), «Охрана природы» (совместно с Л.П. Астаниным), «Зоология» (совместно с Е.Г. Бацылевым) неоднократно переиздавались и по сей день пользуются у специалистов большой популярностью. Он всегда был среди тех, кто всерьез занимался охраной природы. Вел огромную общественную природоохранительную работу в различных организациях страны – от школы до министерства. Многие его идеи были претворены в жизнь и сейчас продолжают работать в трудах его учеников и единомышленников.

Есть у нас такие ученые, которых больше знают за рубежом, а не у нас. К ним относится Дементьев Георгий Петрович (1898-1969). Кроме того, он и замечательный писатель. Свободное владение пятью европейскими языками и еще несколькими, на которых он читал, позволило ему быть в курсе всех орнитологических новостей. Прекрасное знание истории, религии, философии, классической художественной литературы дало ему

возможность в своих трудах показать роль птиц в развитии культуры народов мира. О птицах он знал абсолютно все. От экологии местообитания до мельчайших подробностей их образа жизни. Он одним из первых сделал попытку объединить птиц по их местообитанию с экологической точки зрения. Птицы леса, болота, степи – это были не просто группировки, а описаны их особенности, экологическая роль. Знания об отечественных птицах постоянно накапливались. И требовалось их обобщение. Дементьев вместе с А.С. Бутурлиным пишет «Определитель птиц СССР», составивший пять томов.

Более 450 книг и статей принесли ему признание и у нас и за рубежом. Его избрали своим почетным членом орнитологические общества Франции, США, Германии, Чехословакии и многих других стран. Он оценил всю важность сохранения природы, его экологических взаимосвязей и пропаганды естественнонаучных знаний. С 1973г. решением Всемирного фонда охраны природы его имя внесено в «Галерею Вечной славы деятелей природы».

Он был готов при любых обстоятельствах помочь знаниями, советом, справкой, книгой из своей обширнейшей библиотеки как специалисту – ученому, так и любителю, юннату.

А знаете ли вы, кого называют отцом русской фенологии? Кайгородова Дмитрия Никифоровича (1846-1924). А дети звали его не иначе, как «лесной дедушка». И не зря Кайгородов был прекрасным популяризатором. В доступной форме он старался рассказать людям все. Что знал о природе. На его книгах выросли многие поколения юных натуралистов. Они с увлечением читали «Лепестки», «Дружбу с природой», «Начальную ботанику», « На разные темы», «Из зеленого царства», «Растения-мухоеды» и многие-многие другие.

А почему же его называют «отцом русской фенологии»? В 1871г. он начал вести фенологические наблюдения в окрестностях Петербурга и смог увлечь этим делом многих добровольцев-любителей. К 1895г. под его руководством они работали по всей стране. Так была создана система наблюдений за сезонными процессами природы в России, то, что теперь называется иностранным словом «мониторинг». Фенологические наблюдения Кайгородова печатались в регулярных календарях петербургской весенней и осенней природы, на страницах многих газет и журналов.

Верным последователем Д.Н. Кайгородова был наш замечательный писатель Виталий Бианки. Он не только перечитал все его книги и чуть-ли не наизусть знал все его статьи, но и сам написал великолепную «лесную газету», которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини-рассказы В. бианки написаны в такой доступной и интересной форме, что прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях. Выходя в лес или парк, он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху. Долгие годы на его глазах весна сменяла зиму, лето – весну. Осень – лето и снова наступала зима. Птицы улетали и прилетали, цветы и деревья зацветали и отцветали, а В. Бианки все это аккуратно записывал, собирал, а потом печатал свои наблюдения в газетах и журналах. Через некоторое время у него набралось достаточно материала, чтобы объединить его в одну большую книгу. Так появилась «Лесная газета». Это замечательное произведение знают не только в нашей стране, оно переведено на несколько языков и издано миллионными экземплярами.

Почти через все рассказы автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Если с детства ребенку читать рассказы Бианки, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Вклад В. Бианки неоценим, его «Лесную газету» можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера.

Природа у зарубежных авторов

Жан-Анри К. Фабр (1823-1915) – его называют чемпионом среди самоучек, человеком, который сам себя сделал. Сейчас имя Фабра известно биологам всего мира. В переводе с французского его фамилия означает «кузнец». И он был настоящим кузнецом знаний, которые приобретал благодаря неистребимой любознательности, трудолюбию и упорству. Издал 111 блестящих книг на самые разные темы. Перу Фабра принадлежат 10 томов «Энтомологических воспоминаний» и «Жизнь насекомых». Практически всю свою долгую жизнь бедствовал. Целыми днями лежал на пустыре и разглядывал в травах козявок. Почти 50 лет скрупулезно изучал насекомых. А когда начал о них писать ученый мир ахнул. Оказалось на своем пустыре он очень многое разглядел, провел тончайшие эксперименты и талантливо обо всем рассказал. Фабр исследовал своих подопечных, что называется с головы до пят. Описал мельчайшие подробности строения, фазы развития, устройства гнезд, выбор пищи. И при этом на столько углубился в изучение поведения насекомых, что буквально открыл на них глаза всему миру. Он не только регистрировал факты, но и размышлял, ставил вопросы, выдвигал прогнозы и гипотезы. Анализировал, чем отличается разум человека от разума животного, что такое инстинкт.

Фабр дружил с великими естествоиспытателями. Был знаком с Л. Пастером, переписывался с Ч. Дарвиным. Мировая слава пришла к нему очень поздно, за пять лет до кончины французы вдруг осознали, что сделал для них мудрец из Прованса. К нему хлынули репортеры, знать, ученые, зеваки, члены правительства, приезжал президент страны. Но старого мудреца это не радовало. Слишком поздно… Да и мешали работать. Почитайте его книги. Почитайте о нем самом. Вам многое откроется. Мудрость – редкий дар на земле. Люди, обладающие им, помогают другим найти себя в жизни, не оступиться, стать счастливым.

Еще один малоизвестный писатель, ученый, художник Эрнест Сетон-Томпсон (1860 – 1946). Хотя в Америке редко кто не читал его книги «Животные-герои», «Маленькие дикари», «Мустанг-иноходец», «Животные, которых я знал», «Прерии Арктики». Они захватывают читателя сразу, их автор навсегда становится другом и единомышленником. И еще рисунки. Авторские. Необычные. На полях. Не очень броские, но очень привлекательные. Изящные. Документальные. Бегущий лось, следы волка, всадник на лошади, рысь…

Он учился в Париже, где изучал технику изобразительного искусства, а потом стал писателем-натуралистом, крупным исследователем природы, серьезным ученым. Им написан многотомник «жизнь диких зверей». И в то же время он не переставал быть художником, страстным путешественником, охотником, активным общественным деятелем, организатором многих экспедиций. Общался с замечательными людьми своего времени. Дружил с президентом Рузвельтом, у которого в кабинете висела картина Сетона-Томпсона.

Он любил жизнь, людей, труд. Сам построил себе дом вблизи населения индейцев, дружил с ними. Сетон-Томпсон любим во всем мире. Его почитают ученые-биологи, художники, писатели и многочисленная читательская аудитория. Он не только исследователь и пропагандист природы. Он еще и наставник, которого называют учителем сотни тысяч людей на земле. Его книги помогли выбрать профессию множеству юных любителей природы. И наверняка будут помогать впредь.

А великого немца Альфреда Брема, вероятно, знают очень многие. И не только как великого писателя, но и как прекрасного ученого-биолога. За свою короткую жизнь (55 лет) он сделал столько, что хватит на десяток жизней талантливых людей. Он не только исколесил землю и познал ее живые сокровища, но так подробно, талантливо и интересно описал ее в своем многотомном труде «Жизнь животных», что эти книги стали настольными для многих любителей природы во всем мире. Более ста лет люди разных стран читают книги Брема как захватывающую художественную литературу, справочники, учебники.

В 18 лет Брем отправился в длительную экспедицию по Африке. Там он сформировался как зоолог, исследователь и описатель царства животных. Странствия стали сутью его жизни. Они давали ему материал для книг, в которых он описал все живущее на планете – от козявки до слона. Последнее путешествие Брем совершил в Россию, побывал в Сибири – Омске, Тюмени, Тобольске. Книги Брема не сухая регистрация фактов, это художественное повествование. Животные у него наделены достоинствами и недостатками, они хитры или доверчивы, жестоки или добросердечны, жадны или щедры, веселы или угрюмы. Читая Брема, вы влюбляетесь в мир природы, делаетесь зорче, добрее и уже никогда не обидите братьев наших меньших. Стать хорошим биологом, не зная Брема, нельзя. Пройти мимо его книг, - значит обделить себя одной из самых ярких радостей жизни.

Блестящий организатор, Брем создал знаменитый Берлинский аквариум, руководил зоопарком в Гамбурге.

Сопоставление человека и природы делает в своих рассказах Джек Лондон (1876-1916). В его произведениях человек находится с природой в постоянной борьбе, и ее исход часто оборачивается не в пользу людей. Д. Лондон показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого, что значит наша жизнь, если мы останемся с природой один на один, без всевозможных приспособлений и орудий. Вот как он пишет об этом на страницах рассказа «Белое безмолвие»: «У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее – Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь. Малейший шепот кажется святотатством. И человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро осознавая, что он всего лишь червяк».

Во многих своих рассказах скрытым подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Конечно, нельзя сказать, что это является красной нитью всех его произведений, но их не так уж и мало, чтобы оставить в стороне тему экологизации его рассказов. Во времена жизни Д. Лондона слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, что кажется, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед.

В 1907 г. Джек Лондон отправился на своей яхте «Снарк» в длительное морское путешествие, продолжавшееся почти 2 года. Побывав на Гавайях, Самоа, Фиджи и Новых Гебридах, он собирал обширный материал, который лег в основу его «Южных рассказов». Он описал тихоокеанские острова, как царство буйной тропической зелени, цветов и ярких красок, и здесь же пишет, как «нашествие прогресса» оборачивается для туземного населения и островов жестокими трагедиями. Дорогой ценой платит народ острова за «дары цивилизации».

Творческий путь писателя был неровным и тернистым, но в нем всегда жила любовь к правде и справедливости, которая, по словам его современников, «доходила до страсти».

Конечно, невозможно перечислить всех писателей, для которых природа играла не последнюю роль. Здесь приведены лишь некоторые из них, имена которых известны не только в их стране, но и далеко за ее пределами. И если в школе на уроках приводить цитаты из их произведений, то это будет прекрасным дополнением к фактам и цифрам учебника.

Призывают охранять и любить природу не только авторы – прозаики, но и поэты. Наиболее наглядно это можно показать детям, проведя экологический вечер на тему «Береги свою планету!». Сценарий такого вечера может выглядеть следующим образом.

Использованная литература

  1. Бушцева Т.А., Дагель П.С. «Закон охраняет природу», М. 1980г.
  2. Дементьев Г.П. «Птицы нашей страны», М., издат. ИГУ, 1972г.
  3. Израэль Ю.А., Ровинский Ф. Я. «Берегите биосферу», М, 1987г.
  4. Матрусов М.С. «Школа и охрана природы», М, 1976г.
  5. Пришвин М. «Бежин луг», М,1981г.
  6. Сетон – Томпсон Э. «Рассказы о животных», пер. с англ., Л., 1979г.
  7. Талызин Ф.Ф. «Секреты природы», М, 1973г.
  8. Фишер Д. и др. «Красная книга: Дикая природа в опасности», пер. с англ., М, 1976г.
  9. Хрестоматия по литературе для средней школы (в 2-х томах), Т.1. под ред. Глинина Г.Г., М,1993г.
  10. Энциклопедический словарь юного натуралиста под ред. Рахилина В.К., М, 1996г.


История России и литература. Иногда литература не просто отражала историю и предсказывала будущее, а даже меняла жизнь страны. Как, например, благодаря Чеховской книге «Остров Сахалин» поменялась судебная система России. И «Буревестник» Горького наполнил революционные массы страстным желанием бури. А какова сегодняшняя литература? Влияет ли она на развитие страны и мира в целом? В том числе, с точки зрения экологии? Автор попытается ответить на эти вопросы, проанализировав некоторые публичные материалы и свои наблюдения.
Ключевые слова и фразы: экология, экология сознания, экология души, экологическая катастрофа, экология быта, экологическое образование, игровая экология, цветовая экология, музыкальная экология, экологическая политика, экология жизни, экологическая литература, литературная экология.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА –
ЭКОЛОГИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

«Экология души», «экология сознания»… Эти термины прочно и уже навсегда вошли в нашу жизнь. Вообще, без слова «экология» теперь немыслимы ни описание состояния окружающей среды, ни описание внутреннего мира человека. Насколько это действительно важно сейчас? Насколько это соответствует теперешней жизни? Как экологическая литература может влиять на развитие человечества? Много ли тех, кто пытается нравственность, духовность, культуру и охрану окружающей среды возвести в ранг высокой внутренней и международной политики?
Рассмотрим эти вопросы, полагаясь на самое доступное – средства массовой информации. Что они об этом пишут сегодня? Как определяют «экологию сознания», «экологию души», «экологическую литературу» и «литературную экологию»? Например, интернет? Введём в поисковую систему ключевые слова: «экологическая литература» и нам откроется очень интересная и разнообразная информация.
Оказывается, впервые понятие «литературная экология» появилось в печати в 1993 году. Это время характеризуется началом экологического движения и экологического образования в России. Именно в 1993 году широко известное определение «краеведение», заменяется новым и гораздо более ёмким определением - «экология».
В журнале «Общественные науки и современность» (1993. №2. С.140-146.) Ф. Розинер впервые даёт нужное нам определение: «Понятие литературная экология – направление литературоведения, рассматривающее проблемы взаимодействия литературного текста и его творца со средой обитания. Применительно к эпохе СССР схема этого взаимодействия выглядит так: советская среда – писатель – произведение – публикация – советская среда. Это означает, что литературное творчество страны Советов по его тесной, нерасторжимой и цикличной связи, своим цивилизационным типом, не имеет аналогов в мировой культуре. Вследствие чего, изучение советской литературы может быть плодотворным, только если ее специфическое свойство – сверхплотная связь с окружением – постоянно будет в центре внимания исследователя, каких бы конкретных проблем он не касался: язык, поэтика, стиль, форма, структура образов.» (1)
«Сверхплотная связь с окружением» - очень важное, одно из главных качеств советской и российской литературы. Обращаем на это внимание, продолжая наши исследования.
В материалах интернета от 17 марта 2012 года на тему «литературная экология» есть необычная информация. Опубликованы два видеоролика с выступлениями двух известных писателей. Первый - известный шведский писатель Магнус Флорин, как житель сельской местности, рассказывает об истории родной земли с точки зрения экологии и у него всё звучит очень убедительно. Второй – известный французский писатель Фредерик Бегбедер рассказывает о поисках смысла существования жителем мегаполиса. И у него, с точки зрения экологии, тоже получается очень убедительно. (2)
История и смысл жизни. Вот два из основных столпов экологической литературы зарубежья.
Очень интересен материал о работе российских библиотекарей «В судьбе природы - наша судьба». Приведём публикацию более подробно:
«Банальная истина – всё начинается с малого. И истоки сегодняшнего бедственного положения природы, грядущей над всем человечеством экологической катастрофы – следует искать в начале человеческой жизни – в детстве. Эти слова стали предисловием к литературно – экологической панораме «В судьбе природы наша судьба», которая была подготовлена работниками юношеской библиотеки и городской библиотеки №1. Гостями стали учащиеся 10 класса СОШ №3.
Вместе с библиотекарями ребята совершили экологическую экскурсию по местам чудовищных переплетений бед - экологических, хозяйственных, политических, экономических, когда мир словно бы сползает в бездну и, кажется, нет даже намёка на силу, которая бы удержала его на краю пропасти.
Безнравственность и равнодушие отдельного человека порождают безнравственную систему, которая способна только насиловать – человеческие судьбы, души, землю, природу. Интересно, какой видят нашу землю из бездонного мрака представители иных цивилизаций? Жалеют ли они нас или презирают - за то, что свою волшебную изумрудно голубую землю мы превратили в клоаку? Слышат ли они её крик?
И приходит беда. У неё много имён – судьба озера Иссык – Куль и предумышленная душегубка реликтового рыбного стада Волги, уроки Арала и радиационное сияние Беларуси.
26 апреля 1986 года произошла экологическая катастрофа, которая потрясла мир – это авария на Чернобыльской атомной станции.
11 марта 2011 года мир узнал о катастрофе в Японии. Были погибшие и раненые, были облучённые и обгоревшие, были без вести пропавшие и были потерявшие всё. Страшная трагедия – это роковая ошибка человеческого фактора. Так природа наносит страшный удар за недомыслие, за кавалерийские атаки на её гармонию и вековую мудрость.
Прислушались ли мы к голосу разума, стали ли мудрее, поняли ли, что все мы связаны в единое целое в великом круге жизни и если, его разорвать, то непременно грянет гром…..
Извлекли ли мы, люди планеты, уроки из сокрушительного поражения в нашем блицкриге против природы? Расхожая фраза – «Земля - наш общий дом», стала как никогда емкой и выразительной.
Пронзительно пророчески звучат слова Джона Дона в романе Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол».
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть суши; и если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». (3)
Это Хемингуэй. Ещё в 1940! году он взывал человечество к разуму. А человечество?... Эх!
Центральное телевидение тоже не осталось в стороне, выпустив очень интересную программу «Экология литературы» из экологического цикла на телеканале «Культура» от 27 ноября 2012 года. (4)
Но это телеканал «Культура». Которого в провинции почти нет. Увы!
Вообще, интересно нынешнее, современное определение экологических тем в литературе, и к экологической литературе интернет относит также и медицинскую литературу. От фармацевтики и вредных привычек до секретов долголетия. (5)
Даже (оказывается!) в русских народных сказках - везде сплошная экология. (6)
И всё это на самом деле соответствует определению экологии:
«Слово "экология" образовано от греческого "ойкос" (дом) и "логос" (знание, наука). Термин «экология» ввёл в 19 веке, в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. По Геккелю, «ЭКОЛОГИЯ - это наука о динамической совокупности отношений растительных и животных организмов (их сообществ) между собой и окружающей их средой.»
В 20 веке, начиная с 1989 года, термин ЭКОЛОГИЯ ДУШИ ввела в нашу жизнь «Анастасия» в лице Гузь Ольги Анатольевны. Она определяет его так: Экология Души, есть ЧИСТОЕ ЗНАНИЕ ДУШИ! Более развёрнуто звучит так: Истинное Учение о Чистоте Духовного Мышления и Образа Жизни Человека. (7)
Экология сознания – это наука новой эпохи. Наука, посвященная тому, как мыслить так, чтобы формировать гармоничную, счастливую жизнь для себя и вокруг себя. Ибо наше мышление – основа нашей жизни, то, что мы думаем, материализуется. (8)
А христианские идеи спасения разве не экологичны? А что написано в дореволюционной литературе? У Достоевского, например? Исследователи творчества Ф.М. Достоевского находят его ценным именно с точки зрения экологии. Например, Тарасов Б.Н. очень убедительно доказывает, что творчество Фёдора Михайловича очень экологично:
"Роковой и вековечный вопрос о необходимости понятия бессмертия души для прогресса", - заключает Достоевский в результате раздумий о "тайне человека", как бы соединяя проблемы религии и высокой метафизики с ходом эмпирической истории и конкретной деятельностью человека, выделяя в многомерной реальности христианства одно из его, так сказать, практических приложений. "Представьте себе, - замечал он в одном из писем, - что нет Бога и бессмертия души (бессмертие души и Бог - это всё одно, одна и та же идея). Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь всё дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там хоть всё гори. А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне если уж не резать, так прямо не жить на счёт других, в одну свою утробу?"
Например, в статье Ю. Шрейдера "Экология, этика, цивилизация" ("Новый мир", 1994, № 11) речь заходит о том, что в атеистическом и рационалистическом варианте развития истории, при восприятии природы не как храма, а как мастерской при господстве относительных, а не абсолютных ценностей невозможна плодотворная экологическая политика, поскольку ближайшая материальная выгода («жизнь в своё пузо») всегда перевесит чисто словесные призывы к жертвенному самоограничению и предотвращению безумного расточительства и порчи природы.
Автор статьи приходит к выводу, что повлиять на экологическое поведение человека способны только абсолютные материальные запреты, укоренённые в христианской идее спасения, когда становятся действенными различение добра и зла, и нравственные обязательства по отношению к природе, как к завещанному Творцом достоянию: "Понимание значимости экологических ценностей в контексте финального спасения мира может помочь найти практически эффективную стратегию экологического поведения. Следование этическим и, соответственно, религиозным ориентирам всегда в конечном итоге оказывается практичнее узкопрактического поведения". (9)
Есть ли кто-нибудь, более убедительно разъяснивший экологическую суть человека, как это сделал Достоевский?
А теперь взгляд автора на российскую литературу с точки зрения экологии:
«Со времён установления Советской Власти, в России огромную роль сыграла именно патриотическая и политическая художественная литература. Яркими представителями этой литературы являются Горький, Маяковский, Островский, Фадеев, Гайдар и многие другие. Их мастерству можно и нужно сейчас учиться, и эта литература, по современным понятиям, является экологической, так как именно она определила в то время коммунистическое развитие страны, идейно и духовно её укрепляла.
Занимаясь с конца 80-х экологическими проектами, автор принимал непосредственное участие в развитии экологической политики, которая с каждым годом всё больше и больше влияет на жизнь не только жителей России, но и, в итоге, жителей всех стран. Понятие «экология» уже давно утратило своё изначальное определение как «наука о состоянии окружающей среды». Теперь под словом «экология» все просто понимают состояние и окружающей среды, и внутреннего мира человека. Так же и в литературе: вся патриотическая и политическая художественная литература, определяющая развитие страны, укрепляющая её идейно и духовно, становится экологической литературой. То есть, вся высоконравственная, духовная, патриотическая литература - это просто литература экологическая. Это именно вся та литература, спасающая и развивающая нашу страну сегодня.
Автору приходилось слышать стихи Пушкина, Гумилёва, Есенина, Маяковского, Рубцова, Рождественского и даже Шекспира и Хайяма в самых далёких таёжных зимовьях от колоритных охотников и лесорубов. Совершенное чудо - слышать от таёжного люда лучшие образцы мировой поэзии. И это чудо лучшим образом показывает, что человек жив, что жива его человечья душа, несмотря на перестройки, реформы, катаклизмы, войны. Не таких ли «чудиков» искал Шукшин в качестве своих героев? Не от таких ли «чудиков» идёт самое мудрое, народное и правильное?
В нашей стране таких мудрецов всегда хватало, но кто их слушает? Вспомним того же Солженицина и его «Письмо вождям Советского Союза» за 1974 год. В котором он точно предсказывал развал СССР и пытался этого не допустить. Пытался спасти страну и систему, которые лично его жестоко наказывали!? Или его предсказание краха Украины ещё в 1995 году. А ведь это тоже экологическая литература. И лучшие образцы экологической литературы представляют все наши классики: и поэты, и писатели.
Экологическая литература подразумевает «экологию души», «экологию сознания», «экологию быта», «экологию политики», «экологию жизни». Занимаясь в «лихие 90-е» экологическим образованием и просвещением населения, экологи стали применять такие термины, как «игровая экология», «цветовая экология», «музыкальная экология», «литературная экология». Игровая экология – это обучение и воспитание с помощью игр. Цветовая экология – это обучение и воспитание с помощью изобразительного искусства. Музыкальная экология – это обучение и воспитание с помощью лучшей музыки и лучших песен. А литературная экология – это обучение и воспитание с помощью сказок, рассказов, повестей, стихотворений. И очень часто эти разные «экологии» соединялись и сочетались, были вместе на одной программе или на одном уроке.
Надеемся, никто не будет спорить, что пришло уже время экологической литературы и литературной экологии. 15 лет культурной вседозволенности чуть было не разрушили нашу страну. А ведь всё это мы уже проходили после 1917 года, когда страна погрузилась в разврат и культурный беспредел, и быстро наполнилась беспризорниками. Но Советская Власть спохватилась и объявила семью ячейкой социалистического общества, любовь – основой семьи, детей – своим коммунистическим будущим, а литературу – четвёртой властью.
Слава Богу, что Россия не развалилась и теперь. Всё-таки вовремя Путин сменил политический курс и страна стала крепнуть и развиваться. Но Украина заигралась в западную демократию и в итоге – крах и возрождение фашизма.
Сверхплотная связь русской литературы с окружением, всемирная история и смысл жизни человека, звон Колокола Хемингуэя, русские народные сказки, экология души и экология сознания, христианские идеи, экологичность творчества Достоевского, история России…
Пришло время вспомнить и возродить всё самое лучшее, всё самое ценное, всё самое красивое, всё самое здоровое и полезное. И именно экологическая литература этому способствует, этому помогает. А наша задача – помогать этой литературной экологии.
ЛИТЕРАТУРА

1. Розинер Ф. «Общественные науки и современность» 1993. №2. С.140-146. URL: http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/16490026.html (дата обращения: 25.11.2014.).
2. https://vk.com/club36675707.
3.
4.
5. Иванов, В.П. Общая и медицинская экология [Текст] : учеб. для мед. вузов / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова; под общ. ред. В.П.Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 508 с. : ил. - (Медицина). - ISBN 978-5-222-16017-6. URL: http://libnn.ru/content/view/1172/56/ (дата обращения: 25.11.2014.).
6. http://www.myshared.ru/slide/846648/
7. http://www.anastasia-is-me.ru/home/old/n26.htm
8. http://www.eco.lociya.ru/
9. http://coolreferat.com

Бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянского района Орловской области «Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Реферат
по литературе на тему:
«Проблемы экологии в современной русской литературе»

Выполнил:
выпускник 11 класса
Егоров Дмитрий Юрьевич
Проверил:
учитель русского языка
и литературы
Кисель Т.В.

Тросна 2005

План.
1. Вступление.
2. Проблемы экологии в современной русской литературе.
2.2. Проблемы экологии в романе Ч. Айтматова «Плаха».
2.3. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба».
3. Заключение.
4. Список литературы.

1. Вступление
Современный человек, образованный, с высоким уровнем интеллектуального развития, окружённый мощной техникой, способен укротить любую стихию, изменить всё так, как ему требуется, покорить, завладеть, а при необходимости - уничтожить. Но, если вдуматься, что уничтожает человек, что покоряет? Природу, свою мать – прародительницу, давшую ему жизнь. Но люди словно забыли об этом, забыли, что они дети природы, её неотъемлемая часть, что, уничтожая природу, они постепенно приближают свою собственную гибель, свой последний час. Человек не может жить без воздуха, без воды, без пищи, так зачем же лишать себя этого?
Осознав надвигающуюся опасность, многие забили тревогу, и первыми среди них были литераторы, словом своим пытающиеся разбудить, оживить зачерствевшие души людей, предотвратить грозную беду, нависшую над человечеством. В их произведениях звучит: прекратить варварское отношение к природе, которая потом бумерангом отражается на человеке.
Грандиозные замыслы подчинения природы на деле оказываются ненужными, а порой даже вредными, от них страдает природа и её частицы – люди.
В повести «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин показал, каким несчастьем для населения деревень и посёлков оказалось строительство ГЭС. Стране нужна энергия, значит, нужно строить ГЭС, а для этого нужно изменять уровень воды в реках, возводить плотины. Мешают небольшие деревеньки с древними старухами и полуразрушенными кладбищами? Затопить! Жителей переселить в посёлки городского типа! И никто, отдавая эти распоряжения, не подумал: а каково старикам покидать родные места, где прошла вся их жизнь, где похоронены их предки. Сколько слёз пролили женщины по своим ветхим избушкам, а одна из старушек, прощаясь с домом, тщательно убирает его, моет, белит, словно обряжает его в дальнюю дорогу. Разве хорошо будет старикам доживать свой век в каменных коробках, где нельзя ни посидеть у самовара, ни посудачить вечерком под шелест деревбев. Больно людям, больно природе. Затопить деревни – значит, уничтожить плодородные земли, леса, зверей и птиц. Природа противится такому варварскому отношению, и старый листвень, могучий богатырь, не поддаётся ни пиле, ни огню. Загубленная природа – тяжкий грех человечества.
Что же будет завтра, что останется нашим детям? У природы требуют всё больше и больше. Вгрызаются в землю, поворачивают реки. В годы застоя был такой лозунг: «Передний край борьбы с природой сегодня БАМ – в атаку, молодёжь!» Какой жуткий призыв. Не менее страшен смысл следующих строк: «И вот реке объявлено: война, война!» С кем воюем? С природой? С самим собою?
Люди ожесточаются. Куда подевались такие качества, как сострадание, любовь к ближнему, жалость? Разве можно назвать сострадательными людей, о которых рассказывает Чингиз Айтматов в романе «Плаха»?
В области не выполнялся план по заготовке мяса, но руководители «с честью» вышли из затруднительного положения: говяжье мясо заменили мясом сайгаков, беззащитных, пугливых обитателей степи. Сцена массового убийства сайгаков потрясает. Люди, озверев от потоков крови, из автоматов расстреливали стада обезумевших животных, раненых и убитых сайгаков забрасывали прямо в кузова машин. У этих «охотников» нет души. Иначе как понять удовлетворение их от вида крови, от груды убитых ими сайгаков? Жестокость людей заставляет волчицу Акбару мстить им. Её детеныши, маленькие, смешные волчата погибают из–за отсутствия человечности: одни гибнут во время расстрела сайгаков, других уносит жадный пастух. Горе матери, потерявшей детей, неизмеримо, даже если мать- зверь. А Акбара мстит людям, похищая ребёнка у человека, который вроде и не виноват в трагедии волчьей семьи. Но кто-то должен расплатиться за погубленных детей Акбары. Природа наказывает человека за его бессмысленную жестокость.
Также и В.П. Астафьев в повествовании в рассказах «Царь-рыба» говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.
Хотя все названные произведения указанных авторов многоплановы и многопроблемны, на первый план хотелось бы вывести именно проблемы экологии и рассмотреть данные произведения с этой точки зрения.
Таким образом, цель данной работы можно сформулировать следующим образом: исследовать проблемы экологии в русской литературе XX века на примере повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой», повествования в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба» и романа Ч.Т. Айтматова «Плаха».
Наиболее приемлемым для достижения поставленной цели является принцип последовательного изложения материала.
А теперь прейдем к нашему исследованию.

Проблемы экологии в современной русской литературе.

2.1. Проблемы экологии в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
Попытаемся выяснить природу той трагической ситуации, которую вскрывает Распутин в своей повести. Все мы понимаем - и автор «Прощания с Матёрой», конечно, тоже,- что затопление Матёры вызвано целями, которые, безусловно, направлены на благосостояние не только жителей Матёры, но всего народа; все мы столь же ясно сознаём, что эта «воля» не может, не обязана даже предусмотреть все возможные случаи восприятия её решений каждым из тех людей, кого она так или иначе захватывает в сферу своего воздействия. Но, если исходить из интересов всего государства, даже и в этом случае трудно усмотреть трагедию. А разорение могил, да ещё на глазах детей и внуков умерших? Частный случай? Да, частный, но это «частность» такого рода, в которой и через которую Валентин Распутин видит трагическое и уже далеко не частное.
Кто нам земля: мать родная или мачеха? Земля, взрастившая, вскормившая нас, или же только «территория»? Вспомним, что именно так стоит вопрос в повести Распутина: « Я родился в Матёре. И отец мой родился в Матёре. И дед. Я тутака хозяин», - говорит дед Егор; «Эта земля-то всем принадлежит- кто до нас был и кто после нас придет.... А вы чё с ней сотворили?» - это уже голос тетки Дарьи, а вернее, голос народа-хозяина, радетеля земли. Это голос не «супротив» государственной воли, той, что на его же благо. Он «супротив» «туристического», отчуждённого («Тебе один хрен, где жить – у нас или ишо где») отношения к земле. Для того же Жука озеро не озеро, а «ложе водохранилища», не остров, «а зона затопления», не земля, а «территория» . Оттого-то и люди не люди, а «граждане затопляемые»
Отношение к конкретной земле, к конкретным людям как к чужому качественно выявляет тип отношения к Родине, к Земле в целом.
Сохранность и движение – явления, как мы понимаем, взаимообусловленные. Не случайно идея сохранности – в самых разных, конкретных проявлениях этого понятия в реалиях художественного образа – становится центральной в творчестве многих наших писателей. И в этом есть свой глубокий смысл: нам есть что сохранять, мы осознали необходимость этой идеи. И среди других ценностей мы обязаны сохранить и те духовные и нравственные начала, которые воплощены в таких консервативно-вековых понятиях, как мать, дом, земля. Вот об этом- то и напоминает нам «Прощание с Матёрой». «Своё» нужно беречь, с «чужим» можно обращаться как угодно. Вот в таком уже отношении к «своему» как к «чужому» видит, как мне кажется, Распутин ростки духовной беспутности, которая в иных случаях ведёт и к кощунству. В повести это кощунство над «чужими могилами. Но мы знаем из истории и куда более страшные кощунства. Писатель предупреждает нас, заставляет задуматься, противостоять таким явлениям и проявлениям хотя бы в сознании. А ясное сознание заставит противоборствовать им реально действенно.

2.2 Проблемы экологии в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Нам самое время устремиться по страницам одного из самых глубоких и провидческих романов современности – романа, который стал не только художественным явлением, но и страницей нашей истории. Не трудно догадаться, что речь идёт о «Плахе» Чингиза Айтматова. Об этом романе писалось и говорилось уже достаточно много, но он, как всякое истинно художественное произведение, в принципе неисчерпаем, и каждое новое поколение будет находить в нём что-то важное, интересное и полезное для себя. Этот роман несёт в себе тайну бесконечной жизни, и отдельного человека и множества типов человеческих сообществ, и, конечно же, космоса, к которому мы принадлежим не только потому, что сумели вырваться за пределы, но по самому своему происхождению и предназначению. Дела вселенские происходят не только на расстоянии сотен парсеков, а и на нашей грешной земле, и все мы являемся их непременными участниками. «Плаха» - это уже прямой призыв к нам всем вспомнить об этом и никогда не забывать, ибо изоляция от Вселенной ведёт человека к замыканию в собственной скорлупе, к отпадению от мира, от вечно живой жизни. Самый же страшный вид индивидуализма – это индивидуализм коллективный, общественно-обязательный, умерщвляющий душу, а вслед за нею и тело.
Сразу после выхода данной книги в печать, многие предполагали, что самую высокую оценку читателей и критики получит современная линия «Плахи» - экологическая (впрочем, тоже насквозь проникнутая поэтикой мифа: волк традиционная для мифа фигура, в романе рисуется удивительная судьба одной волчьей семьи), если будет «положительно отмечена» острота социальной проблематики (бюрократизм, браконьерство, наркомания), то на долю библейских сцен романа останутся резкие упрёки. Другие же (например, Леонид Вуколов в статье «Плаха или крест. (О романе Чингиза Айтматова)» считают, что главное в романе – библейские мотивы.
Но не нужно забывать, что «Плаха» - книга сложная, отразившая в себе не первые шаги христианства на Земле, а результат развития человечества в течение двух последующих тысяч лет, которые даны были человечеству для свободного выбора между добром и злом, между грехом и душевной чистотой. Здесь уместно вспомнить слово экология и сказать о гибели всего живого вокруг (гибнут звери, лишаются последнего пристанища Тайнышар и Акбара, целинные земли превращаются в пустыню), но не об этом пишет Айтматов: стремительно приближается к гибели тот, кто был призван охранять все эти реки и воды, разрушается душа человеческая, его разум погружается во тьму, и он уже не слышит, не хочет слышать слово истины.
На все поставленные в романе вопросы мы, естественно, ответов не найдём ещё долго, поскольку подлинное произведение искусства – вещь саморазвивающаяся, живущая не только в своих рамках, но и вне их, в постоянном соприкосновении с общей и индивидуальной мыслью, входящая в нашу жизнь не только как объект изучения и наслаждения, но и как субъект мысли, чувства и нравственности.
На свете всегда существовали и вечно пребудут противоречивые начала. Всех нас с детства приучили к мысли о том, что всё в мире движется, что и сама жизнь есть одно из проявлений движения, что человечество с неизбежностью движется к совершенству и один строй сменяется другим ради этого совершенства. Но если мы стоим на диалектических позициях, то обязаны признать и нечто противоположное. Например, что история развивается не прямолинейно, прогресс соседствует с регрессом, кажущиеся неизбежным сегодня может превратиться в свою противоположность завтра. И не потому, сто исполнители плохи, что теория неверна, а потому, что диалектика того требует, потому что нет у человечества возможности предвидеть, а тем более провидеть своё будущее, слагающееся из бесконечного числа вариантов.

2.3 Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба».
В творчестве В. Астафьева проблема «человек и земля» рассматривается в аспекте взаимоотношений человека и природы. Отношение к природе у писателя – показатель духовности и самый существенный критерий нравственной оценки человека, в зависимости от этого выстраиваются все остальные качества Тема детства, семьи, труда и природы, социальное и природное в человеке, вечные вопросы бытия, людская солидарность, философское восприятие природы и естественное, органичное отношение к ней человека, живущего в единстве с ней и по её законам, - все эти многообразные стороны общей проблемы «человек и природа» намечены уже в первом рассказе, «Бойе». Такое непосредственное, эмоционально-чувственное и эстетическое переживаемое восприятие природы и есть наиболее естественное, органичное, по Астафьеву. Всё происходящее в природе – вечно, разумно, целесообразно, и человеку, живущему в согласии с природными законами, нет нужды в рационалистическом их осознании.
В повести «Царь-рыба» представлены три типа отношения человека к природе: разумно- созидательное – со способностью к одухотворённо-поэтическому её восприятию, бездуховно-рационалистическое и хищнически-потребительское.
Единство человека и природы показано через ассоциации между человеком и природой. Образы персонажей, художественные приёмы (сравнения, метафоры) подчинены основной концепции Астафьева: человека он видит через природу, а природу – через человека. Ребёнок ассоциируется с зелёным листком, который «прикреплялся к древу жизни коротеньким стерженьком», а смерть старого человека вызывает ассоциацию с тем, как «подают в старом бору перестоялые сосны, с тяжёлым хрустом и долгим выходом». Образ матери и ребёнка – это образ древа, питающего свой Росток: «Вздрогнув поначалу, от жадно, по-зверушечьи давнувших дёсен, заранее напрягшись в ожидании боли, мать почувствовала ребристое, горячее нёбо младенца, распускалась всеми ветвями и кореньями своего тела, гнала по ним капли живительного молока, и по раскрытой почке сосца оно переливалось в такой гибкий, живой, родной росточек». О речке Опарихе говорится: «Синенькая жилка, трепещущая на виске земли». Другая, шумная речка тоже сравнивается с человеком: «Бедовый, пьяный, словно новобранец с разорванной на груди рубахой, урча, внаклон катился поток к Нижней Тунгуске, падая в её мягкие материнские объятья». И таких ярких, живых метафор и сравнений очень много в книге. Астафьев напоминает, что человек и природа – единое целое, что мы все – порождение природы, её часть, что волей-неволей человек, как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов природы. Поэтому отношение между человеком и природой писатель рассматривает как отношение между матерью и её детьми.
Тема браконьерства, хищнического отношения к природе проходит через всю книгу. В основе браконьерства во всех его многочисленных формах и проявлениях лежит потребительство как психология. Образ жизни, поведение и философия Художественному исследованию духовной сущности браконьерства посвящено насколько рассказов с индивидуализированными образами браконьерства в центре повествования: «У Золотой карги», «Царь-рыба». Понятие браконьерства не означает только потребительское отношение к природе, оно включает в себя также и отношение к человеку. Рассматривая природу и человека в единстве, писатель имеет в виду всякое проявление бездуховности, независимо от того, направлено оно на природу или на человека. Типологически родственные черты браконьеров автор рассматривает в соответствии со своей нравственно-философской концепцией человека: хорошее и плохое в человеке выявляется в его отношении к традиционным ценностям, выработавшимся в народе и отложившимся в народном сознании как основа его мироощущения и как незыблемый закон жизни и поведения.
Ради наживы браконьеры ведут трудную жизнь. «Незавидная, рисковая доля браконьера» - этот мотив последовательно развивается во всех рассказах. По физическому и духовному напряжению браконьерство может сравниться с сапёрской, военной работой, с той лишь разницей, что его цель и результаты позорны
Все браконьеры у В. Астафьева наказаны. «Бесследно никакое злодейство не проходит» - это принципиальная и художественная последовательно реализуемая авторская позиция Мысль о вековом единстве человека с природой, о том, что у них одна судьба и одно будущее, образно воплощена в рассказе «Царь-Рыба». Центральный эпизод этого рассказа – единоборство Утробины с осётром – дан в сказово-эпическом освещении, как борьба человека («царя природы») с самой природой (царь-рыбой)Образ царь-рыбы одновременно воплощает в себе и могущество природы, и беззащитность перед истребляющим её современным человеком. В символической картине единоборства человека с природой, как она изображена у В. Астафьева, ни на чьей стороне не может быть победы, человек и природа «повязаны одним смертным концом»
Мораль этой притчи выражает общую идейно-художественную концепцию произведения: складывающиеся веками гармонические отношения человека с природой как основа духовной и материальной жизни на земле могут быть сохранены и продолжены в настоящем благодаря духовно-историческому опыту предшествовавших поколений.
Многочисленны образы браконьерства, губящих всё живое. Браконьерами Астафьев считает не только тех, кто губит непосредственно природу, как «чушанцы», которые буквально грабят родную реку, безжалостно травят её. Браконьер и «вольный человек» Гога Герцев, который вытаптывает души одиноких женщин, встречающихся на его пути. Браконьеры и те чиновники государственного масштаба, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую реку и прилегающие к ней земли.
Пожалуй, изо всех рассматриваемых произведений, именно в «Царь-рыбе» автору в реализации замысла помогает композиция рассказов, построение всего произведения и лирические зарисовки. Вот например, герой второй части, Акимка, духовно сращён с природой («Уха на Боганиде»). Его образ противопоставлен образам антигероев первой части, браконьеров. В умении трудиться коренится способность героя выживать. Он принимает жизнь такой, какая она есть. Не пренебрегая повседневными мелочами, Аким связан духовно с природой, чувство в нём преобладает над разумом: «Аким всё как-то угадывал, чувствовал». Рядом с Акимом появляются и другие люди, которые, как могут, заботятся о родной земле. В рассказе «Уха на Боганиде» рыбацкий посёлок рисуется утопически, как земля обетованная. Между обитателями посёлка существуют добрые отношения, прикрываемые беззлобным юмором. Ритуал с первого бригадного улова «кормить всех ребят без разбору рыбацкой ухой» - «венец всех дневных свершений и забот». За общим артельным столом рядом с чужими отцами сидят чужие дети и дружно едят уху из общего котла. Эта картина – воплощение авторского идеала, единения людей, живущих в ладу с природой и друг с другом.
В рассказе «капля природа поворачивается самой светлой стороной тому, у кого душа распахнута ей навстречу: «На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением. И я замер () «Не падай! Не падай!» - заклинал я, просил, молил, кожей и сердцем внимая покою, скрытому в себе и в мире». Эта поэтическая зарисовка – о возможной гармонии в отношениях человека и природы. Повествователь, восхищённый красотой тайги, думает: «Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра». Взволнованные переживания автора о хрупкости и трепетности жизни, о судьбах детей переводят сиюминутное, обыденное в масштабы вечности, приобретают обобщающий, философский смысл.
На последних страницах «Царь-рыбы» автор обращается за помощью к вековой мудрости, запечатлённой в Священной книге человечества: «Всему свой час, и время всякому делу под небесами. Время родиться и время умирать () Время войне и миру». Но эти афоризмы не утешают, и кончается «Царь-рыба» трагическим вопросом автора: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? – нет ответа».
В этих вопросах – боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и её порождением – человеком.

3. Заключение
Следует заметить, что при написании данной работы исследовались только три произведения, ставшие уже хрестоматийными и очень ярко освещающие проблему, заявленную в заглавии. Но эти произведения не единичны. И поэтому в заключение хотелось бы рассказать и о других, в том числе и публицистических, произведениях данной проблематики.
Люди привыкли брать ресурсы у природы, не задумываясь об их количестве и восстановлении. Сибирь, богатейший край страны, что ожидает его в будущем? Публицист Константин Лагунов рассуждает об этом в своей статье «После нас». Основные ресурсы района, газ и нефть, являются главными экспортными продуктами, поставляемыми в разные страны Европы. Для увеличения валютного фонда увеличивают добычу «чёрного золота», и, не переставая, течёт по трубам наше природное богатство. Двадцать пять лет тому назад началось это страшное опустошение зелёных недр. «Повысить добычу нефти!», «Дойти до миллионного рубежа!» И дошли. Не только до миллионного, но и до миллиардного: миллиард кубометров газа стали добывать в сутки. Выкачав нефть и газ в одном месте, уходили на другое, а что оставалось. На месте прозрачных таёжных озёр – мёртвые, зловонные лужи, реки с обжигающе холодной водой были превращены в сточные канавы нефтяных отбросов. Оленьи пастбища Севера оказались изрыты, вспаханы гусеницами тракторов и вездеходов. Гибнет природа, нравственно опускаются и люди, работающие там: пьянство, бескультурье, жажда больших денег – горькая реальность сегодняшнего дня рабочих Севера.
Священное озеро Байкал, гордость страны, уникальное творение природы, тоже загублено руками человека. Андрей Вознесенский в поэме «Ров» восклицает:
И неужели мы будем в истории-
«эти, Байкал загубили которые»?
Необходимо предотвратить гибель Байкала, сохранить его для будущих поколений, чтобы потом не сказали: «Мёртвое море – священный Байкал». Не только море может быть мёртвым, в зоне аварии Чернобыльской АЭС мертва земля, мёртв воздух. Изначальные условия существования всего живого стали губительны. Поражены неизлечимой болезнью растительность, животный мир, в опасности жизнь людей. О страшной катастрофе и её причинах говорит Юрий Щербак в документальной повести «Чернобыль». Техника может обрушить удар на человека, если люди, создавшие её, не имеют нравственного стержня. Нужно думать не только о настоящем, но и о вечном. Как сказал американский профессор Роберт Гейл: «Чернобыль – последнее предупреждение человечеству». Пора опомниться! Но не обязательно заглядывать в разные уголки родной страны. Если приглядеться, то и в своём родном краю можно найти те же бездуховность и равнодушие людей, жестокое отношение к земле, к природе.
Евгений Носов в очерке «Холмы, холмы» передаёт боль, которую он испытал при встрече с жеребёнком, стоявшим около своей мёртвой матери. Маленький и беззащитных, он не отходил от неё, пытался повести за собой. Носов был поражён тем, что никто: ни женщины, ехавшие в машине, ни шофёр, ни жители деревни не забрали жеребёнка. У него не было хозяина. Носов не смог увести жеребёнка, и, возможно, тот так и умрёт около матери от голода и холода Жестокая смерть, жестокие и люди, допускающие её. Носов хочет, чтобы люди очнулись от своего страшного забытья, чтобы взглянули другими глазами на природу, которую они довели до такого состояния. Надо остановить медленный процесс умирания. Самое главное, чтобы люди преодолели равнодушие, чёрствость свою, чтобы никто уже не прошёл мимо нуждающегося в помощи. Только тогда появиться возможность остановить экологическую катастрофу. Жизнь будущих поколений зависит от нас, и если мы не прекратим своего варварского отношения к природе, то, может быть, не погибнув в ядерной войне, мы умрём от природного катарсиса Земли.
И больше, чем сума сойти
Сойти –
Сойти за черту,
Где бездна
ловит
пустоту,
Где шар земной – как не земной,
Не шар – а череп под луной
Летит –
Безбров,
Безнос –
И – ни червя
Такой прогноз –
Прими, как «СОС»,
Как наш набат.

Список литературы.
1. Айтматов Ч.Т. Плаха. – М.: Художественная литература, 1996.
2. Астафьев В.П. Царь-рыба.// Повести. Рассказы. – М.: Дрофа, 2002, стр. 33-462.
3. Вуколов Л.И. Никто не проживет твоей жизни вместо тебя. О повестях Валентина Распутина// Поговорим об истинных ценностях. – М.: Просвещение, 1992.
4. Вуколов Л.И. Плаха или крест. О романе Чингиза Айтматова // Поговорим об истинных ценностях. – М.: Просвещение, 1992.
5. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой.// Повести. Рассказы в т-х тт. т. 2. – М.: Дрофа, 2002, стр. 5-185.
6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь в 2-х частях. – М.: Просвещение, 1998.
7. Энциклопедия литературных героев. Русская литература XX века в 2-х книгах. – М.: Олимп.

РЕЦЕНЗИЯ
на реферат по литературе на тему: «Проблемы экологии в современной русской литературе» выпускника 11 класса Егорова Дмитрия Юрьевича.

Реферат полностью соответствует теме: «Проблемы экологии в современной русской литературе».
В работе выделяются 3 содержательные части: введение, основная часть и заключение, оформленные в едином стиле. Далее материал структурируется по разделам, параграфам и абзацам. К частям текста подобраны удачные заголовки.
Во введении даётся обоснование актуальности темы, автором реферата ставится цель исследования, выделяется круг проблем и обозначаются основные произведения, призванные служить раскрытию темы реферата.
Основная часть состоит из 3 частей (по количеству исследуемых произведений). Для написания работы Дмитрий Юрьевич использовал как библиографический словарь, энциклопедию литературных героев, так и литературоведческие работы.
Выпускник показывает знание текстов исследуемых произведений.
Дмитрий Юрьевич удачно отмечает наличие разных точек зрения на проблему и высказывает свою точку зрения (в частности, при исследовании романа Ч. Т. Айтматова «Плаха»).
Смысловые блоки основной части связаны между собой логически.
Удачным можно считать метод последовательного изложения материала, выбранный выпускником, а не метод параллельного сопоставления, ввиду специфики исследуемых произведений.
Следует также отметить, что выпускник не ограничивается в освещении темы реферата только лишь программными произведениями: в заключении для доказательства своей точки зрении и для подтверждения актуальности выбранной темы он говорит о внепрограммных произведениях, и не только художественных, но и публицистических, демонстрируя тем самым широкий кругозор и умение синтезировать и сопоставлять материал.
Автор реферата удачно вводит в свою работу цитаты, оформляя их согласно пунктуационным нормам русского языка.

Реферат заслуживает оценки «отлично».

Рецензент: учитель русского языка и литературы Кисель Т.В.