Проект по экологическому воспитанию детей средней группы "Огород на подоконнике" (посадка лука). Что посадить на огороде: когда и как сажать, список овощей и ягод Посадка овощей в детском саду

Одним из наиболее эффективных методов увеличения урожайности и поддержания плодородия почвы считается севооборот. Этот прием используется в натуральном органическом растениеводстве. К сожалению, не все дачники обращают этому должное внимание, одни по незнанию, а вторые из-за нежелания уделить грядкам немного больше внимания. Севооборот требует ведения специального журнала, в котором нужно нарисовать план размещения грядок и отмечать посаженные на них каждую культуру. Записи следует вести постоянно, а таким учетом не всем хочется заниматься.

Севооборот овощных культур

Таблица севооборота на дачном участке

Размещение плодово-ягодных культур на дачных и приусадебных участках тоже должно быть грамотно спланировано. Специалистами разработана таблица совместимости кустарников и деревьев. Хаотичные насаждения приводят к сниженному плодоношению и, как следствие, плохому урожаю в последующие годы. Поскольку специфичность посадки деревьев такова, что это может выясниться только через несколько лет, исправить данную проблему становится сложно.
Пример того вишня и черешня. Они не переносят близкое соседство других плодовых деревьев. Лучше сажать их подальше от основного сада. Овощные культуры тоже не растут вблизи тех мест, где господствует вишня. Её мощная корневая система подавляет всё вокруг себя. А такая комбинация, как груша и яблоня или абрикос и слива помогают друг дружке. Соседство малины с персиком тоже приносит хорошие плоды.

Таким образом, вот на что нужно обратить внимание:

  • Если организовать грамотный севооборот на даче (таблица для помощи в его организации была приведена выше), можно добиться повышения урожайности в полтора, а то и в два раза;
  • Для того чтобы планомерно организовать на приусадебном или дачном участке севооборот, таблица совместимости различных овощных культур поможет рассадить всех обитателей плантации без какого-либо ущерба или угнетения. Правильное соседство тоже залог хорошей урожайности;
  • Деревья и кустарники нужно сажать с учётом всех особенностей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Севооборот на огороде - чередование овощных культур с учетом их потребности в различных группах микро и макроэлементов, отношения к определенному семейству, а также степени развития корневой системы. Последний фактор влияет на возможность брать растением из почвы химические элементы на определенной глубине.


Для нормального развития корнеплоды (картофель, морковь, свекла) забирают из почвы много фосфора, а азот требуется для хорошего роста листовым культурам (салату и капусте). При этом корнеплоды могут питаться на достаточно большой глубине, а зеленные растения берут нужные микроэлементы преимущественно из верхних слоев почвы. Если не чередовать посадки, участок быстро истощается даже при внесении удобрений.

Преимуществом использования севооборота является и препятствие развитию болезней и размножению вредителей. Посадки на одном и том же месте картофеля способствует заражению почвы фитофторозом, размножению колорадского жука. Конечно, для борьбы существует множество инсектицидов и фунгицидов, но это ухудшает химический состав овощей. А севооборот позволяет осуществить защиту и улучшить плодородие без снижения качества урожая и не требуя затрат.

Чтобы добиться высокой результативности в использовании дачного участка, соблюдайте несколько несложных аксиом севооборота:

  • Никогда не сажайте культуру на один участок два года подряд;
  • Возвращайте культуру на старое место не раньше, чем через 3 года;
  • Соблюдайте последовательность высадки овощей.

Правила севооборота для огорода

  • Самые плодородные грядки отводятся под «прожорливые» культуры (кабачки, капуста, огурцы) с предварительным внесением органики и минеральных удобрений. После сбора урожая для повышения плодородия участок засевается сидератами, которые после запахивания улучшают плодородие даже лучше навоза;
  • Более бедные почвы подходят для томатов, перцев, редиса, лука, зелени (если не запланировано их выращивание в теплице);
  • Морковь, свекла, петрушка, репа хорошо плодоносят и в бедных почвах, при этом глинистые грунты обязательно требуется разбавить песком для повышения воздухопроницаемости;
  • Распределение культур на участке происходит с учетом мощности и длины корней. Люцерна и кукуруза имеют длинные корни (до 2 м), чуть короче корневая система у томатов (около метра), а капуста, огурцы и лук берут питательные вещества из поверхностного слоя. Этот фактор учитывается при чередовании культур на участке;
  • При составлении схемы посадки производится чередование участков для культур, обогащающим почву азотом (бобы, горох, фасоль). В качестве сидератов наибольшую пользу в этом отношении приносят клевер, люпин, люцерна;
  • Многолетние культуры (ревень, любисток, многолетние луки, щавель, эстрагон, спаржа) размещаются по краям участка, вблизи ограды и построек;
  • Культуры с общими болезнями и вредителями не размещаются не только друг за другом по времени, но и рядом на гряде, т. к. высока вероятность взаимного заражения.

Предлагаем ознакомиться: Томат буденовка характеристика и описание сорта

При организации посадок в огороде необходимо учитывать различные факторы.

Если каждый год на одном участке сажать одинаковые растения и не менять зоны местами, то в почве собираются вредные вещества и микроорганизмы, личинки насекомых. Они в последующие годы будут сильно повреждать культуры.

Родственные растения используют аналогичные питательные компоненты. И если их высаживать на участке каждый раз без перерывов, то потом не хватит полезных веществ, что плохо отразится на развитии культур. Корневая система будет выделять токсичные вещества, из-за чего качество почвы для сходных растений в одной группе резко ухудшится.

Подобные негативные моменты постепенно накапливаются. Без правильного севооборота грунт с каждым годом становится беднее. Такую ситуацию не спасет даже своевременно внесение соответствующих удобрений.

Севооборот является одной из главных частей грамотного выращивания растений в огороде. Эта мера имеет следующее значение:

  1. Экономическое. Помогает выполнять план по сбору урожая, причем еще с излишком. Обязательно нужно проводить рациональное планирование участка.
  2. Организационное. В этом плане предполагается правильное использование оборудование и рабочей силы для повышения урожайности и уменьшения финансовых и трудовых затрат.
  3. Агротехническое. Означает правильное использование участка и повышение плодородности почвы.


Севооборот направлен на уменьшение отрицательного влияния на качество и количество урожая.

Выделяют 4 главных принципа чередования культур на одном участке:

При севообороте применяют отдельные зоны для того, чтобы высаживать культуры повторно, но с учетом, что это тоже должно приводить к возрастанию урожайности.

Первое правило чередования огородных посадок – одна и та же культура не высаживается на грядку два или больше года подряд. Высадить её на прежнем месте можно через четыре-пять лет. Перечислим, какие другие правила учитывают, составляя таблицу севооборота для участка.

Вершки-корешки

Необходимо чередовать культуры, у которых плодоносит надземная часть растений и подземная. К примеру, в целях хорошего урожая не высаживают морковь после картофеля. А на смену капусте не высаживают помидоры.

Чередование видов

Растения одного семейства вытягивают из почвы одинаковые вещества, выделяют одинаковые колины и страдают от одинаковых вредителей. Поэтому по правилам оборота растений на грядку высаживают огородную культуру из другого семейства.

К примеру, после картофеля не высаживают баклажаны или помидоры (они – представители одной и той же группы паслёновых), а после капусты нельзя высевать редис (оба растения – крестоцветные).

По силе истощения почвы растения делятся на три большие группы:

  • Слабо истощающие - при росте и плодоношении расходуют небольшое количество питательных веществ из почвы. Это – пряные растения (лук, чеснок, горчица) и крестоцветные корнеплоды (редис, редька, репа).
  • Средне истощающие – расходуют среднее количество почвенного питания. Это – паслёновые и тыквенные.
  • Сильно истощающие – требуют для роста много питания, вымывают из почвы органику и минералы. Это - морковь, капуста. Особенно истощают почву кукуруза и подсолнечник. После них необходимо восстанавливать плодородность почвы от 3 до 5 лет.

Посевное планирование

Подобное мероприятие поможет исправить проблему с содержанием полезных компонентов в грунте. Обязательно нужно учитывать такие правила:

  1. Запрещено высаживать ту же культуру несколько лет подряд на одном месте. Причем такое правило касается и родственных растений из одной группы. Это объясняется тем, что у них общие вредители и схожая реакция на токсичные вещества.
  2. Всегда делать перерыв, чтобы участок успевал отдохнуть после высаженного растения. Стандартно период составляет пару лет, хотя многие утверждают, что достаточно и 1 года. Но последнее касается только легких культур. Например, под такое определение подпадает сельдерей, салат. Для некоторых растений период отдыха должен быть больше. Для огурцов, петрушки и моркови требуется 4 года, а капусте все 7 лет.
  3. Растения не только впитывают из грунта полезные вещества, но и удобряют ее за счет состава, который присутствует в их корневой системе первоначально. Благодаря этому, если правильно чередовать культуры, не только сохранится запас питательных компонентов в почве, но и улучшится ее состав. Например, бобовые способствуют разрыхлению земли и вносят в нее минеральную составляющую. Гречка и дыня насыщают кальцием, а дурман-трава - фосфором. Если вместо сорняков высадить табак, то повысится уровень кальция, а если крапиву - то железа станет больше.
  4. Обязательно нужно применять компост после того, как собран урожай. Благодаря этому почва станет свежее и здоровее.
  5. От вредителей тоже помогает высадка растений. Например, от тли спасает чеснок и табак, от колорадского жука - чабрец.
  6. После тяжелых культур полагается высаживать более легкие.

Если нарушать такие правила, то это приведет к тому, что почва станет обедненной.

Причины утомляемости почвы

Одним из главных факторов, влияющих на уровень урожайности на любом участке, является плодородие почвы. Если из года в год на одном месте осуществляется выращивание одной и той же культуры, то неизбежно наступает состояние почвы, известное как «утомляемость». Почему же наступает истощение почвы на определенном участке?

  • Токсичные корневые выделения, или колины, выделяемые растениями из года в год, особенно пагубно влияют на сами растения (петрушка, свекла). Невосприимчивы к колинам лук-порей, бобовые и кукуруза;
  • Плодородие любого грунта не бесконечно, и не все из микроэлементов можно возобновить органикой и минеральными добавками. Культурам одного семейства требуется похожий набор минералов, и выращивание на одном участке растений, например, тыквенных или крестоцветных, чревато исчезновением из почвы определенных питательных веществ;
  • Грибковые болезни и яйца вредителей, присущие семейству пасленовых или зонтичных, будут появляться на участке даже после тщательных обработок, если не пользоваться правилами севооборота.

Что после чего нельзя сажать

Запомните не сочетаемые культуры, которые нельзя сажать друг за другом:

Баклажан, перец ≠ огурец; Редис, свёкла ≠ капуста; Картофель ≠ томат, перец, баклажан Морковь ≠лук; Перец, томат ≠ баклажан; Морковь ≠ чеснок; Свёкла ≠ морковь, репа. Крестоцветные, пасленовые ≠ клубника Кукуруза ≠ горох, фасоль

Севооборот - залог успеха каждого огородника. Ответственный и правильный подход к планированию и выращиванию овощей на небольшом наделе земли - это залог успеха каждого огородника. В результате вы получаете - хороший урожай, экологически чистые овощи, минимум материальных затрат.

Таблица севооборота

Севооборот по всем правилам активно применяют сельскохозяйственные предприятия. В процессе многолетних полевых опытов были выявлены хорошие предшественники и благоприятное чередование культур. Универсальными предшественниками считаются бобовые культуры, в частности горох и бобы.

Агрономы на сельскохозяйственных предприятиях предпочитают после бобовых и овощных выращивать пшеницу и другие зерновые растения. Так как урожайность их значительно увеличивается. Неплохими предшественниками является картофель, после него можно высаживать корнеплоды, капусту и помидоры.

На следующий год после лука подойдут корнеплоды, картофель и бобовые. Зелень является хорошим предшественником для картофеля, бобовых и тыквы, а огурцы для томатов, корнеплодов, картофеля и капусты. А после корнеплодов хорошо растут капуста, помидоры и картофель.

Исходя из благоприятности расположения культур после предшественников, составляется таблица севооборота. Таблица состоит из трех колонок – в первой отмечается предшественник, а в последующих записывают культуру, которая будет расти на этом месте на следующий год. Количество строк в таблице зависит от количества культур, которые участвуют в севообороте. Обычно севооборот составляют на три года, но можно сделать его и на пять лет.

Правильно составив севооборот для своего огорода можно получить очень хороший урожай, снизить количество минеральных удобрений, которые влияют на состав почвы, и позволить почве восстановить запасы веществ после выращивания каждой культуры.

А теперь, пользуясь полученными знаниями, попробуем составить таблицу севооборота для участка. Для этого пишем список культур, далее - подбираем предшественников. Приведём пример.

Капуста - растение требовательное к питанию, плодоносит в надземной части, крестоцвет. Что не подходит ему на смену?

  • другие крестоцветы (редис или другие виды капуст);
  • плодоносящие в надземной части (арбузы, помидоры, перцы, баклажаны, патиссоны);
  • требовательные к питанию овощи (кукуруза, морковь).

Что подойдёт? Корнеплоды – из семейства паслёновых (картофель) или из семейства амарантовых (свекла).

Таблица – Предшественники овощей при посадке

Разработка правильной схемы для участка начинается с распределения овощных культур по нескольким группам с учетом требовательности к почве, отношению к определенному семейству, уязвимости по отношению к болезням и вредителям.

Представители одной группы должны хорошо совмещаться между собой, иначе они начнут угнетать друг друга. Участок делится минимум на 4 части, и на каждой размещаются культуры, разделенные по уровню нуждаемости в питании:

  • Самые требовательные растения: капустные, тыквенные, сложноцветные (салаты, тыква, дыня, капуста, огурец);
  • Умеренно требовательные: картофель, перец, физалис, баклажан, томаты, настурция;
  • Нетребовательные культуры: все виды лука, морковь, свекла, зелень;
  • Растения, полезные для почвы: бобовые культуры или сидераты.

Ежегодно на участке сменяется группа растений на более требовательную в плане питания. Таким образом, для последующих культур остается достаточное количество питательных веществ, а бобовые и сидераты, удобряющие участок, завершают 4 летний цикл севооборота.

Разделение овощей по группам:

  1. Плодовые: томаты, перец, баклажаны, тыквенные;
  2. Корнеплоды: редис, морковь, свекла, картофель;
  3. Бобовые: горох, бобы, фасоль;
  4. Листовые: зелень, все виды капусты.

В первый год культуры высаживаются в указанном порядке, на второй год по списку группы сдвигаются вверх: корнеплоды на место плодовых, бобовые на место корнеплодов, листовые на место бобовых, а плодовые на место листовых. На второй год культуры опять сдвигаются на одно место вверх – и так все четыре года, пока не вернутся на свое место.

Еще одним примером севооборота может служить разделение культур по семействам. В этом случае овощи высаживаются в следующем порядке:

  • Капустные на место зонтичных, бобовые на место капустных, пасленовые (кроме картофеля) на место бобовых, зонтичные на место пасленовых. На следующий год расположение участка для каждой культуры сдвигается на один номер, а последовательность остается той же;
  • Капустные на место маревых (шпинат, свекла), бобовые на место капустных, тыквенные на место бобовых, маревые на место тыквенных.

Севооборот на даче рекомендуется составлять на несколько лет вперёд. Такие советы предлагают опытные садоводы и огородники. Это является одним из факторов получения отменного урожая. Основные рекомендации получения правильного чередования культур в севообороте будут перечислены ниже. Первый момент, которому нужно следовать, - это необходимость условно разделить огород на четыре квадрата, придерживаясь произвольного порядка.

  • В первом секторе высаживается картошка и растения, неустойчивые к морозу. Это могут быть кабачки, огурцы или помидоры
  • Во второй части можно поместить корнеплоды (морковь, свёкла, репа)
  • В третьем секторе можно поселить капусту и другие крестоцветные
  • Четвёртая площадь осталась под бобовые, лук и чеснок, можно добавить зерновые.

Посадка овощей будет чередоваться по кругу. На второй год каждый вид будет перемещаться на соседний участок. При таком способе каждый овощ будет появляться на прежнем месте только через 4 года. Такой севооборот на огороде очень удобен, не нужно составлять сложных схем.

Предлагаем ознакомиться: Конский навоз как удобрение – польза и как применять

Грядка, где росла раньше клубника, должна пройти подкормку удобрениями, так как эта ягода истощает почву. Осенью нужно перекопать почву и внести минеральные удобрения. Из органики ничего не придумано лучше перегноя. Так как саженцы земляники и клубники отличаются высоким потреблением азота, в этом месте рекомендована посадка фасоли, гороха или бобов. Они являются отличными сидератами.

Чтобы правильно организовать севооборот овощных культур на дачном участке, таблица, приведённая ниже, поможет понять, какие предшественники овощей при посадке могут быть идеальными. Найдутся и нежелательные или совсем неприемлемые варианты. При таком чередовании огород может частично очиститься от возможных вредителей естественным путём, и дачники могут избавиться от необходимости опрыскивать растения ядохимикатами. Увеличивается вероятность получения экологически чистой продукции.

Эта таблица севооборота овощных культур на огороде должна быть под рукой при распределении мест на участке. На основе собственных практических наблюдений каждый огородник может совершенствовать её и дополнять новыми культурами.

Способы повышения урожайности

Овощные растения одного вида потребляют из почвы одинаковые питательные вещества, выделяют сходные токсины, имеют одних и тех же вредителей. При возделывании растений на постоянном месте почва сильно истощается. Происходит размножение вредителей, заражение болезнями, а также рост сорняков. Наступает утомляемость почвы, снижается её плодородие. В ней накапливаются токсины, выделяемые растениями. Севооборот культур земледелия осуществляем по таблицам.

Для повышения урожайности овощей необходимо выполнить следующие условия:

  • Чередование выращивания культур на огороде.
  • Обогащение почвы минеральными и органическими удобрениями.
  • Выбор места для посадки с учётом потребности в освещении и поливе.
  • Учёт предшественников на огороде для каждой культуры земледелия.

Нет стандартной и правильной схемы севооборота, так как каждый дачник выращивает различные культуры и в разных количествах. Одни сажают много картофеля, другие выращивают зелень и огурцы. Поэтому составляется индивидуальная таблица севооборота овощей на грядках. Для этого в дачный журнал вносят схему участка и описание растений, выращиваемых дачниками. Желательно иметь постоянные гряды для лучшего осуществления севооборота.

Таблица севооборота облегчит выращивание овощей. Чередование растений даёт возможность почве отдыхать, так как каждая культура потребляет определённые минеральные удобрения. В таблице учитываются все свойства растений.

Таблица 2. Севооборот по отношению к почве

Цикл является четырёхгодичным: бобовые перемещаются на место растений, требующих максимального количества питательных веществах и становятся вместо культур со средней потребностью в минеральных удобрениях. Они перемещаются на третье место, овощи со слабой потребностью в питании занимают место бобовых, а бобовые занимают первое место. Перемещение происходит ежегодно. Это даёт возможность растениям иметь полноценное питание.

Смена места возделывания овощей на участке даёт возможность сократить употребление минеральных удобрений и уменьшить количество вредителей и болезней в почве. Наилучшим для всех растений является чёрный пар, так как он позволяет почве отдыхать. Но дачные участки в основном имеют небольшие размеры, поэтому повысить плодородие почвы этим способом довольно сложно.

Другим способом увеличения урожайности является внесение в почву питательных веществ. Потребность у растений разная и делится на группы:

  • Внесение навоза. Требуют виды: капустные, тыквенные и картофель.
  • Фосфорные удобрения и зола. Улучшают рост корнеплодов.
  • Внесение перегноя, торфа, опилок. Применяют для луковых и зелени.
  • Калийные удобрения и зола. Необходимы корнеплодам.

При выборе места посадки овощных культур необходимо учитывать потребность в освещённости. К светолюбивым растениям относятся паслёновые и тыквенные культуры. Выносят полутень бобовые и корнеплоды. Тенелюбивыми являются зелень, щавель и кабачки.

Использование смешанных посадок

Повысить эффективность применения севооборота можно приемами смешанных посадок, при этом следует помнить, что этот термин не означает половину грядки моркови и половину лука. На одной гряде должны вперемешку сидеть обе культуры: ряд моркови, ряд лука. Тогда вредители лука будут отпугиваться запахом моркови, и наоборот.

Если Вы хотите защитить свои посадки от вредителей, высаживайте ароматные травы-приправы и лекарственные растения, обладающие сильным запахом: мята перечная, пижма, чеснок, котовник, бархатцы, горчица, кориандр. Опыт некоторых фермеров говорит о том, что при выращивании монокультуры почва истощается, а вредители размножаются.

Суть в том, что определённый овощ нельзя выращивать на одном и том же месте. Это зависит от ряда причин. Любое растение впитывает из почвы необходимые микроэлементы. Если севооборот на дачном участке будет нарушен или не соблюдён в полной мере, то земля будет истощена, плодородность снизится, что негативно отразится на будущем урожае.

Другим фактором, влияющим на чередование овощных культур, является тот момент, что на данной площади могут появиться вредители и болезнетворные бактерии, опасные именно для этого вида растений, которые будут уничтожать посевы. Например, луковая муха не страшна моркови, корнеплодный проволочник не опасен луковичным. Поэтому морковь и лук хорошо взаимозаменяемые растения.

Для лука и чеснока хорошими предшественниками можно считать огурцы, капусту, кабачки, разновидности тыквенных культур, фасоль, горох, морковь.

Огурцы и бахчевые необходимо высаживать после капусты или лука и чеснока. Нежелательно им отводить площади, где годом ранее росла капуста или помидоры. Их же, в свою очередь, нельзя два года подряд сажать в одно и то же место.

Не следует поступать так, чтобы предшественники овощей при посадке были растения того же семейства, так как они подвержены одинаковым болезням, и вредители, сохранившиеся в почве, будут заражать огород и дальше. Например, крестоцветная блошка уничтожит редис, если в прошлом году на этом месте находилась грядка с капустой.

Приятные соседи – большой урожай

На моём приусадебном участке не только правильный севооборот, но и у растений приятное соседство. Учитываю способность разных культур отрицательно или положительно влиять на развитие друг друга. Заметила, что чаще всего растения одного семейства враждуют между собой, но как опытный садовод учитываю и другие факторы.

Отпугивание насекомых

Если растения подобрать правильно, то их соседство поможет отогнать вредителей. Дело в биологически активных веществах - фитонцидах, которые выделяет зелёная масса растения. Запаха лука не переносит морковная муха, а вредители лука – ботвы моркови. Их грядки можно разместить рядом.

Другой вариант - посадить на одной грядке рядами. Чеснок помимо основной грядки, растёт в посадках земляники и клубники, отгоняя вредных насекомых ягодных культур.

Помогут отогнать вредителей низкорослые бархотки и календула. 2-3 растения на краю грядки сыграют важную роль в аллелопатии. Бархатцы выделяют тиофен, который не нравится ни только вредным насекомым, но и сорнякам. Вьюнок не переносит такого душистого соседа.

Разная высота растений

Некоторым растениям нужно лёгкое затенение, а прямые лучи солнца противопоказаны. Кукуруза может загородить от ветров и солнечных лучей, иногда с такой задачей справляются лианы гороха или спаржевой фасоли.


Привлечение полезных насекомых

Опылению растений, в том числе плодовых деревьев и кустарников помогают насекомые. Чтобы привлечь их в сад сажаю цветы. Многолетники и однолетники растут не только в зоне отдыха у домика, но и по краю грядок. К примеру, 70 сантиметров от края занимаю гладиолусами, к ним подсаживаю 1-2 растений петуний или бархоток.

Использование сидератов в севообороте

Некоторые растения способны после себя оставить богатую и плодородную почву, которая подойдёт под все культуры. Дело в корневой системе, которая снабжена специальными канальцами. Посадка овса избавит почву от источника грибковых заболеваний. За это культуру называют санитаром почвы.

К сидератам относится горчица и фацелия. Причём мы сажаем фацелию рядом с посадками картошки, чтобы та не давала проволочнику и медведке поживиться клубнями.


После выкопки лука и чеснока перекапываю и сажаю сидерат. Отдаю предпочтение бобовым, корни которых выделяют азот и переводят в усвояемое состояние. Считаю, что трёхразовая посадка бобовых равносильна внесению вёдру навоза. Во второй половине лета успевает развиться горох и дать небольшой урожай.

Чаще всего пшеницу и некоторые растения сажаю осенью под зиму. Весной они трогаются в рост, а потом перекапываю вместе с ними.

Улучшается структура почвы и содержание в ней минеральных веществ, дождевые черви получают питание. На таких грядках хорошо растут любые культуры, но согласно правилам севооборота предпочтение нужно отдать листовым культурам – разным видам капусты.

Учесть одновременно множество факторов нелегко, еще труднее сохранить в памяти. Поэтому для правильного распределения растений заводится дневник, куда заносятся:

  • Сколько и какой культуры необходимо вырастить в будущем году;
  • Разделение необходимых культур по определенному признаку;
  • Разбивка огорода на участки по степени плодородия;
  • Распределение растений по участкам с учетом потребности в освещении, плодородия почвы, совмещенности посадок;
  • Учет вносимых удобрений под каждую культуру.

По возможности выделите отдельный участок под посев сидератов. Если у Вас в схеме 4 части, то это будет пятый, который будет находиться «под паром». Не жалейте места, эта схема окупится за счет повышения урожайности с лихвой.

После сбора урожая отмечайте количество собранной с каждого участка продукции. Таким образом Вы сможете каждый год делать анализ успешности выбранной схемы севооборота и при необходимости вносить коррективы.

Метки: овощ, огород, правило, севооборот, таблица, чередование

« Предыдущая запись

Органическое земледелие

Органическое земледелие - это чистая земля, не загрязнённая химикатами, которые обычно, используют как удобрения. За счёт правильного планирования очерёдности посева и высадки каждой культуры на определённое место.

Это, несомненно, скажется на качестве будущего урожая. Эту задачу как раз и выполняет метод севооборота. Кроме того, используя данный способ, можно избежать излишних денежных затрат и сохранить плодородие почвы. Данный способ возделывания земли позволит собирать с каждой грядки большое количество овощей на основе естественных природных удобрений.


Экспериментальная деятельность в детском саду. Средняя группа

Конспект НОД «Посадим огород». Экспериментальная деятельность в средней группе.

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Тацинская Ростовская область.
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования
Цель: Формирование знаний об овощах.
Задачи:
- Учить различать овощи по характерным признакам
- Развивать память, обследовательские действия.
- Создать чувство эмоционального комфорта.
- Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
- Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и ухаживать за ним.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.
Обогащение словаря: Семечко, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.
Материалы к занятию: Комнатный горшок с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами.

Ход занятия:

1.Вводная беседа с детьми о времени года и осеннем урожае.
- Какое время года? (осень)
- По каким признакам догадались, что наступила осень? (дети перечисляют)
2. Сюрпризный момент:
Стук в дверь, входит кукла Маша и приносит красивый мешочек
Проводится игра «Чудесный мешочек»
Кукла Маша предлагает желающим на ощупь отгадать, что там лежит.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети обследуют и вытаскивают овощи.
4.Загадки.
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста).

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
(Картошка).

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)

Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
(Огурец)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

5.Дидактическая игра «Узнай на вкус». Овощи режут на кусочки, вызывают ребёнка, завязывают глаза и дают пробовать овощ. Нужно по вкусовым качествам определить, какой овощ попался.
6.Дидактическая игра «Вершки – корешки» Дети выбирают, что растёт в земле, а что на поверхности.
Заострить внимание на огурце.
Загадка
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке, К солнцу - бочком, хвостики у них - крючком. Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
- Какого цвета огурец? (зелёного)
- Какая поверхность? (с пупырышками)
- Чем полезен огурец?

Огурец содержит очень много витаминов, которые полезны нашему организму. А так же имеет и целебные свойства – огуречный сок полезен при заболеваниях кожи, обладает жаропонижающим действием. Ваши мамы делают салаты и закатывают в банки, зимой вы с удовольствием пробуете огурец из банки.

А где растёт огурец? (на грядке)
- А сейчас можно вырастить на огороде и почему? (потому что холодно и он замёрзнет)
- Давайте посадим в группе на подоконнике и попробуем вырастить огурец.
7. Практическая часть.
- А сейчас Маша мы покажем, как надо сажать огурцы.
- Что нужно для посадки? (семя, землю, воду и горшок цветочный)

- Мы заранее насыпали в горшок землю и размяли, чтобы не было комочков.
Возьмём семечко и посадим в землю, а затем польём водой.
Поставим горшок на окошко и будем наблюдать, что произойдёт с нашим семечком.
Наши наблюдения.
Через некоторое время показался росток с двумя листиками.


Затем появились листики покрупнее. На ощупь листик мохнатый и мягкий. Всё время поливаем водой комнатной температуры, проводим рыхление. Дети с удовольствием ухаживают за маленьким ростком.


Наш стебелёк растёт и появились ещё листики


Возле листочка появились маленькие зародыши огурчика и цветочки.


Мы поставили лесенку, с помощью усов огурец цепляется за неё и взбирается вверх.
Огуречные лианы –
Не растут на них бананы
Лишь зелёный огурец,
Ловкий, сладкий удалец!
Огурец-канатоходец
По канатам важно ходит.
Выше, выше, ближе к солнцу,
Ус-пружинка цепко вьётся…
Пьёт росу на зорьке ранней,
В жаркий день - дожди желанней!
Тёплым светом напитался,
Чистым ветром обдувался,
Круглобоким стал пострел,
Звонким хрустом он созрел!
Вот и наши цветочки.
А вот уже и огурчики.
Вот зелёные юнцы -
Молодые огурцы!
Раз, два, три... четыре... пять -
Сразу всех не сосчитать!
Крепкий стройный молодец,
Тонкокожий огурец,
И солёный, и в сметане -
Вкуса дивного творец!


Огурец рос – рос и вырос.



Мы его сорвали, помыли.


Порезали кружочками и угостили всех деток.
Дети славно потрудились, вырастили великолепный урожай!


– Я – зелёный огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед…
Ничего полезней нет!

При посадке овощных культур и деревьев учитываются их особенности — рост растений на солнце или в тени, обильный или умеренный полив, различия в корневых системах. Однако не все знают о том, что, высаживая культуры в огороде, следует учитывать их совместимость между собой. Дачникам, которые занимаются выращиванием овощей, известно, что урожайность зависит не только от благоприятных условий и ухода за растениями, но и от их расположения на грядках. Придерживаясь правил совместимости огородных культур, даже новички смогут рационально использовать земельный участок и получить хороший урожай.

Если соседи по грядке подобраны неверно, это может стать причиной плохого роста и развития культур, скопления насекомых и образования грибка из-за чрезмерного полива. Верное размещение растений на грядках, напротив, благотворно сказывается на их росте, а также делает их более устойчивыми к болезням.

Принцип смешанных грядок применяется фермерами и любителями, выращивающими органические овощи, фрукты и ягоды, поскольку правильная совместимость овощей при посадке способствует отпугиванию вредителей, и нет необходимости в применении химических средств. Верно подобранное соседство и рациональное использование садового участка позволяют увеличить урожайность до 20%.

Смешанные посадки не так сложны, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем приступить к посеву, растения нужно разделить на группы с учетом интенсивности полива и освещения, необходимости внесения удобрений. Рекомендуется составить план участка с распределением растений. Придерживаясь правил совместимости овощей, огородник получит следующие преимущества:

  • экономия земельной площади;
  • снижение частоты болезней;
  • растения меньше привлекают вредоносных насекомых;
  • внесение меньшего количества удобрений;
  • повышение урожайности и вкусовых качеств плодов.

Правила и таблица совместимости овощей с другими культурами в саду и огороде

Планируя схему совместной посадки овощей, зелени, цветов, кустарников и деревьев, возможно не только повысить урожайность и качество плодов, но и создать красивую грядку. Распределяя культуры по соседству, необходимо принимать во внимание следующие правила:

  • «соседи» должны иметь похожие требования к освещенности и увлажнению, кислотности и структуре почвы, а также одинаковый темп развития и период созревания плодов;
  • недопустимо, чтобы ширина грядки была менее 1 метра;
  • огород делится на несколько участков (в средней части высаживают высокорослые растения, плоды которых дозревают дольше всего — томаты, перец, капусту);
  • ближе к границам размещают скороспелые виды растений — чаще всего это зелень и травы, также это место подходит для винограда и клубники;
  • чтобы грунт оставался плодородным, важно соблюдать правило севооборота (высадка растений несколько раз подряд на одну и ту же почву недопустима);
  • правильное соседство предусматривает распределение овощей на грядках с учетом их корневой системы, наиболее оптимальный вариант — когда культуры с мелкими и более развитыми корнями чередуются.

Спланировать, что и где сажать с учетом совместимости растений, поможет таблица. В таблице указаны наиболее распространенные овощи.

Овощ Хорошая совместимость Плохая совместимость
Баклажаны Горох, картофель Лук, томаты, фен­хель, чеснок
Горох Баклажаны, картофель, кукуруза, огур­цы, морковь, редька, фасоль Лук, чеснок, томаты
Дайкон Кабачки, морковь, огурцы, помидоры, свекла, шпинат, тыква Горох, земляника, капуста
Капуста Картофель, лук, салат, свекла, сельде­рей, укроп Земляника, фасоль
Картофель Баклажаны, горох, капуста, лук, кукуру­за, петрушка, салат, свекла, хрен, фа­соль, чеснок, редька Огурцы, томаты, сельдерей, фенхель
Лук Черная смородина, садовая земляни­ка, морковь, редис, огурцы, кресс-са­лат, шпинат Бобы, горох, фасоль, капуста
Морковь Горох, лук, томаты Фенхель
Огурцы Горох, укроп, фасоль, салат, капуста Картофель, томаты
Перец Лук, салат, свекла, томаты, базилик, баклажаны Горох, огурцы, сель­дерей, фасоль
Петрушка Лук, салат, горох, бобы, томаты, редис, фасоль Морковь, свекла, сельдерей, хрен
Томаты Зеленные культуры, капуста, лук, кры­жовник, спаржа, фасоль Картофель, кольра­би, огурцы, фенхель
Салат Капуста, садовая земляника, морковь, огурцы, лук, редька, шпинат, горох Томаты, тыква, фа­соль, свекла
Свекла Капуста, лук, салат, фасоль Фенхель

С плодовыми и другими деревьями

Сажать кустарники, ягоды и овощи в междурядьях молодого сада не рекомендуется. Это объясняется тем, что растения, а в особенности культуры из семейства пасленовых, забирают все полезные вещества из почвы.

Если деревья уже давно укоренились и радуют хозяев своими плодами, под ними можно посеять семена петрушки, кинзы, укропа, редиса и салата. Эти культуры не вредят своим соседям и дозревают в кратчайшие сроки, кроме того, в тени зелень долгое время остается сочной.

Также можно выбрать многолетние растения — клубнику, черемшу, джусай, горчицу, мяту, мелиссу.

В середине лета в тени деревьев сеют семена пекинской капусты, редьки и редиса. Хорошо себя чувствует под кроной дерева фасоль. Благодаря ей грунт обогащается азотом, что в свою очередь улучшает показатели урожайности.

Под старыми деревьями некоторые огородники успешно выращивают огурцы, лагенарию, тыкву и кабачки. Растения красиво вьются по стволу, а благодаря плодородной почве дают хороший урожай.

Относительно томатов мнения специалистов различаются — одни считают, что растение вытянется из-за недостаточного освещения, другие утверждают обратное, собрав хороший урожай под деревом. Также огородники уверяют, что посадка взаимовыгодна и для томатов, и для плодовых деревьев, поскольку последние защищены от плодожорки, а помидоры реже болеют фитофторой.

Желая украсить сад розами, стоит знать, что высаживать их рядом со сливой, грушей и яблоней не рекомендуется. Под грецким орехом будут плохо расти зелень и овощи. Также стоит учитывать, что томаты и картофель являются плохими соседями для абрикоса.

С цветами и травами

Овощи не очень любят соседство с ноготками, тогда как размещение поблизости с бархатцами является благоприятным. Они защищают растения от нематод и делают грядки красивыми. Календула повышает качество грунта, и ее боятся вредители. Оба растения высаживают возле огурцов, моркови и картофеля. Вблизи помидоров лучше всего посеять бархатцы и циннию.

От тли, белянки и улиток помогут настурции. Цветы сеют в междурядьях или произвольно недалеко от огородных культур. Нарциссы и тюльпаны высаживают возле моркови.

От вредителей растения защищают такие травы, как ромашка, пижма, тысячелистник и полынь. Настурцию огородники любят за то, что она противостоит вредителям и сорнякам, а также радует своей красотой до поздней осени. Кроме того, ее можно употреблять в пищу, добавляя в салаты. Лучше всего она уживается с картофелем и капустой. Чеснок, посаженный с розами, отпугивает хрущей.

Также к съедобным растениям относится бораго, или огуречная трава. Она отпугивает вредителей, разрыхляет землю, устраняет излишнюю влагу и на протяжении лета очень красиво цветет, привлекая опыляющих насекомых.

С кустарниками

В саду вблизи кустарников можно посеять зелень. Крыжовник, малина и другие ягодные кусты хорошо себя чувствуют возле плодовых деревьев при условии, что те не слишком их затеняют.

Совмещенные посадки малины и кустовой фасоли характеризируются взаимным благотворным влиянием, а вот соседство малины и ежевики растениям не понравится. Чтобы обезопасить кусты от плодожорки, сеют тархун или эстрагон.

Поблизости с виноградом рекомендуется сеять люпин, иссоп, лук, чеснок, а вот посадка капусты и фундука приводит к гибели молодой виноградной лозы. Возле нее можно разместить смородину, малину, редис, бобовые, свеклу, огурцы. Следует учитывать, что виноград, посаженный недалеко от грядки с ягодами, имеет особенный вкус. Наиболее благоприятным является его соседство с клубникой — так виноград получается крупным и сладким.

Крыжовник хорошо уживается с красной смородиной, они не конкурируют за пространство и не привлекают общих вредителей. Также с крыжовником можно посадить мелиссу, мяту, базилик и шалфей — травы отпугивают пилильщика, тлю и огневку. С той же целью недалеко от крыжовника высаживают помидоры. Неблагоприятным соседом является лук. Малину и крыжовник можно посадить под сливой.

  • баклажаны лучше разместить неподалеку от лука, фасоли, шпината, чабреца;
  • поблизости с горьким перцем лучше садить лук, зелень, томаты, морковь, кольраби, цуккини;
  • хорошо себя чувствуют расположенные рядом земляника и петрушка;
  • огурцы дружат с большинством растений, особенно с фасолью, кабачками, сельдереем, чесноком, луком, шпинатом;
  • семейство бобовых неплохо уживается с горохом, петрушкой, огурцами, кукурузой, картофелем;
  • свекла хорошо растет возле клубники и лука;
  • морковь советуют садить на грядке с луком, чесноком, редисом;
  • капуста уживается на одной грядке с сельдереем, укропом, розмарином, фасолью;
  • возле клубники лучше посадить щавель, морковь, салат, редис, редьку, шпинат;
  • чеснок лучше посадить рядом с сельдереем, морковью, розами, гладиолусами;
  • сладкий перец сажают на одну грядку с базиликом, бамией, свеклой, фенхелем;
  • томаты предпочитают расти отдельно, а не совместно с другими овощами, но не против соседства с луком, свеклой, кукурузой;
  • тыква уживается с бобовыми, редисом;
  • картофель любит, если рядом расположены настурция, бархатцы, фасоль, кинза;
  • отличными компаньонами для лука являются морковка, свекла и все виды бахчевых культур.

Примеры удачных сочетаний растений

Составляя план грядок с учетом принципа совместных посадок овощных культур, рекомендуется ознакомиться с вариантами удачных сочетаний. Примеры добрососедства с хорошей плодородностью и минимальным показателем заболеваемости:

  • чередование тыквы, кукурузы, бобовых и настурции;
  • грядка из редиса, салата, кольраби, шпината, раннего картофеля;
  • чередование рядов моркови, петрушки, укропа;
  • участок с бобовыми, помидорами, кинзой, морковью, бархатцами;
  • грядка из огурцов, базилика и томатов;
  • ряды картофеля, капусты, шпината, фасоли, кукурузы.

Какие растения в огороде и саду лучше не сажать рядом?

Неправильное размещение овощей и деревьев может стать причиной снижения урожайности или привлечения насекомых. Чтобы не ошибиться, огородникам советуют ознакомиться с плохо сочетаемыми между собой культурами:

  • зеленый лук не стоит садить рядом с чесноком;
  • вблизи огурцов не стоит сажать репу, помидоры, спаржу, ревень, кабачки;
  • чеснок не стоит высаживать недалеко от гороха, фасоли, сои, арахиса;
  • для крыжовника плохим компаньоном является черная смородина;
  • вместе с грушей нельзя размещать можжевельник, черешню;
  • мята, базилик и кинза плохо влияют на рост чеснока;
  • не рекомендуется рядом с яблоней сажать абрикос, сирень, вишню, черешню, барбарис;
  • вишня плохо себя чувствует возле смородины;
  • посаженные рядом малина и земляника становятся благоприятной средой для долгоносиков.

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают выращивают из семян.

Расширить знания и представления детей о полезны свойствах овощей (лук, фасоль, огурец, томат, перец), их строении и условиях, необходимых для роста.

Продолжительность : месяц (краткосрочный)

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород для посадки лука и наблюдать за его ростом.

Цель: ф ормирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука, в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород;
  • Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
  • Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод. Способствовать формированию навыка посадки луковиц на перо;
  • Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность;
  • Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь;
  • Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире;

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется умение сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания;

Сформируется навык подмечать пользу и красоту зелёного лук;

Дети изучат один из способов посадки лука в комнатных условиях, сформируются знания и представления о строении лука.

Создание дневника наблюдений за луком на подоконнике.

Все участники проекта (дети, родители, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Образовательные

области

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Социально - коммуникативное

развитие

Воспитывать любовь к труду, желание трудиться.

Развивать коммуникативные навыки.

Формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях; фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать.

П ознавательное

развитие

Расширять знания детей о том, как полезен лук, особенно в зимний период; как создать мини-огород.

Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать вывод;

Формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность.

Речевое развитие

Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.

Художественно-

эстетическое

развитие

Развивать творчество, воображение; формировать интерес к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания об окружающем мире.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный : определение целей и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в огороде на подоконнике, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2.Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, творческая деятельность).

3.Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, инсценировка сценки «Спор овощей».

1 этап – подготовительный.

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия реализации проекта «Огород на подоконнике».

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Практическая деятельность:

ООД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития лука (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки;

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки лука с натуры по этапам роста в дневнике наблюдений.

Беседы: «Почему от лука плачут», «Условия, необходимые для роста лука».

ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Витамины для здоровья»

ООД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Лук»

Дидактические игры: «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «От какого овоща эта часть», «Узнай на ощупь».

Подвижные игры: «Собери овощи в суп», «Бабушкины помощники».

Сюжетно –ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки».

Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах

Чтение художественной литературы: Дж.Родари «Приключение Чиполлино», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла», Л. Серова «На грядке». И. Ревю «Вырос лук», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей»

Речевое развитие: «Составление рассказов по карточкам-схемам «Об овощных культурах», пересказ сказки «Три брата луковки».

Социально-коммуникативное развитие: развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе, воспитывать трудолюбие, старательности, аккуратности, бережного отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

3 этап – заключительный.

1. Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома.

2. Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

  • дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали;
  • в группе был создан огород на окне;
  • вели дневник наблюдений за ростом лука;
  • дети стали более уважительно относиться к труду;
  • все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

3.Инсценировка сценки «Спор овощей»

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на окне»

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне. 3.Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закреплений знаний о растениях (овощах).

Итог проектной деятельности.

Дети узнали, что все растения живые и что для их роста и развития необходимы определенные условия. В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений.

По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука дети употребляли во время обеда.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.

Любого начинающего дачника интересует вопрос, что посадить на огороде. Ведь культур, выращиваемых в нашей стране, существует очень много. Кроме того, недостаточно просто посадить и выращивать на огороде все овощи и зелень подряд. Необходимо учитывать и некоторые нюансы, например, правильное «соседство» растений. Также важно знать, где именно следует посадить ту или иную культуру на участке, ведь одним растениям требуются светлые места, а другим — тень. Если огородник будет знать все нюансы посадки растений на дачных грядках, то он получит и красивый участок (а цветы великолепно украсят его ландшафтный дизайн) и хороший урожай.

  1. Начертите план своего участка на миллиметровой бумаге, в масштабе. Формат не меньше А3. Не нужно делать набросок от руки на коленке, сделайте точные замеры. Вам потребуется рулетка и помощник.
  2. Обозначьте на схеме участка все постройки, имеющиеся и планируемые: дом, сарай, хозяйственные помещения, качели, беседки, зону барбекю или бассейн, все цветочные клумбы, компостную кучу. Отдельно отмечаем виноградник (если он есть или планируется).
  3. Сделайте копию плана участка, например, на кальке или перерисуйте, ксерокопируйте, так как вариантов может быть несколько.
  4. На всем свободном от построек и клумб пространстве выделите зоны по освещенности: наиболее солнечные места и тенистые. Для этого потратьте день и внимательно присмотритесь, куда падает тень от деревьев и построек.
  5. Отметьте источник воды.
  6. Выберете места, где можно поставить парники или теплицу – это самые широкие территории. Учитывайте расстояние на дорожки и междурядья. Проход для тачки должен составлять не менее 50-60 см, чем больше участок, тем большую ширину дорожек можно себе позволить. Но если участок маленький, все зависит от ваших аппетитов: готовы вы обойтись 30- сантиметровыми проходами между грядок или вам нужно больше, чтобы развернуться во время прополки.
  7. Если вы составили большой список планируемых посадок на огороде, лучше сделать больше узких грядок 45-60 см, чем широкие метровые.

Оптимальные размеры грядок

Грядки нужно планировать таких размеров, чтобы за ними было легко ухаживать: сеять, сажать рассаду, полоть и тянуться с лейкой.

Поэтому идеальные размеры - это ширина 80 см, длина - 3-4м, высота 35 см (для грядок с ограждением). Если у вас много помощников детского возраста, например, на каникулах прополкой помогают заниматься внуки и дети, то лучшая ширина – 70 см.

При таких размерах всем удобно дотягиваться рукой с каждой стороны междурядий до середины грядки.

Максимально допустимая ширина грядки – 1 м, под капусту, которую сажают в два ряда можно отвести 100-120 см. Ширина междурядий – минимум 30 см, оптимально 40 см, если к грядке должна подъехать тачка, то 50 см. Эти размеры под небольшой огород, где дорог каждый сантиметр. Если ваш участок довольно большой, смело оставляйте проходы шириной 60-80 см.

Что вырастить на огороде

Вот мы и подошли к тому моменту, когда грядки распланированы, пора определиться, что сажать. Составляем пожелания членов семьи и смотрим на список:

  • Помидоры
  • Перец болгарский и острый
  • Огурцы для консервирования и для салата
  • Свёкла
  • Морковь
  • Лук на зиму и для консервирования
  • Капуста белокочанная ранняя, средняя, поздняя,
  • Капуста цветная
  • Кольраби
  • Редис,
  • Дайкон
  • Чеснок
  • Кабачки
  • Патиссоны
  • Тыква
  • Фасоль
  • Салат листовой
  • Салат кочанный
  • Укроп
  • Петрушка
  • Арбуз
  • Горох
  • Кукуруза
  • Ранний картофель
  • Земляника

Да, списочек вышел длинный… Что же делать? А вот теперь нам нужно вычеркнуть лишнее. Для начала оговоримся, что мы выращиваем не для продажи, а для себя. Коммерческий огород – это совсем другая статья.

Поэтому если территории сада и планируемых грядок явно не хватает для желаемого списка, нужно вычеркивать лишнее по принципу целесообразности и выгодности выращивания.

Например, картофель - для обеспечения семьи картофелем на зиму нужен не огород, а отдельное картофельное поле, участок. Но вполне можно вырастить ранний картофель, на то время, когда в магазинах он чрезвычайно дорогой, а в подвале остался уже мягкий и проросший. При этом вам достаточно посадить всего с десяток кустов, чтобы обеспечить на месяц картошкой семью из 3-4 человек (условно).

Из всего списка желаемых овощей и ягод вычеркивайте по принципу, более удобному лично для вас:

  • которые труднее всего выращивать
  • которые дешевле всего стоят на рынке или в магазине (проще купить)
  • которые требуют больше времени, чем вы можете им предоставить
  • которые сложнее обеспечить нужной температурой, светом и водой
  • которые несовместимы с остальными, очень вам нужными культурами

Урожайность тех или иных огородных культур очень различна, некоторые занимают большую площадь, но дают небольшой урожай, например, горох. Урожайность у него сильно зависит от сорта, места занимает много, и по большому счету удается хороший горох далеко не у всех.

Или кукуруза – занимает приличную территорию, урожайность её не оправдывает, если участок маленький. Кроме того, кукуруза мало кому нравится из овощей – не терпит её виноград и свёкла.

А вот редис – культура нетребовательная и очень выгодная. Ранние овощи всегда очень дорогие, но самые желанные, а такие как редиска, сочетающиеся со многими овощами и ягодами, очень оправданны. Это же касается листового салата, базилика. Укроп вообще может не выращиваться специально – отлично заполняет участки сада самосевом, где ему удобно.

Если у вас маленький ребенок, склонный к аллергии или по какой-либо причине вынужденный обходится диетическим питанием, возможно, вам нужно отказаться от определенных культур, например, пряностей, бобовых (кроме сидератов), дайкона и аллергенных ягод, но выделить солнечную грядочку под арбузы, дыни или больше грядок засадить цветной капустой.

Или взять такой овощ как баклажан – выращивать его несложно, место на огороде найти тоже, и выгоднее вырастить, чем купить - цены на баклажаны высокие круглый год, а овощ идет во множество закусок и солений.

И все-таки главным критерием, определяющим, что посадить на даче, остаются климатические условия, ведь заставить плодоносить в тени растение, требующее много света просто не возможно. При всем желании, вам не вырастить арбузов, если участок не солнечный и теплый.

Таблица посадок

Название овоща

Когда сажать

Как сажать

Когда собирать урожай

В конце апреля - начале мая Семена сеют на глубину 2 см, ширина междурядий - 25 см. Чтобы ускорить появление восходов, семена перед посевом надо подержать во влажной ткани 2-3 дня. Через 2 месяца
Шпинат С марта по май Посев проводится отдельными семенами в бороздки на глубину 1,5-2 см, ширина междурядий 30 см. Через 8-10 недель, поздние сорта через 12.
Чеснок сажают под зиму и ранней весной. Чаще всего размножают зубками. При подзимней посадке сажают на глубину 5-8 см. Весной на глубину 3-4 см двух-трех-строчными лентами. Расстояние между строчками 12-15 см, между лентами – 50, между растениями – 5-8 см. В июле – августе, при подсыхании листьев и образовании на луковице сухих пленчатых листьев обертки.
Фасоль Май-июнь Семена перед посадкой замачивают на ночь. Высевают двустрочными лентами: между строчками 20-30 см, между лентами 50 см, в ряду через 7,5-10 см или однострочными рядами через 45-60 см. Глубина заделки семян 2 см на плотных почвах, 5 см — на рыхлых. Через 8-12 недель после появления всходов.
Апрель Для получения ранних всходов семена замачивают в воде на 2-3 дня (воду 3 раза в сутки меняют) с последующим их подсушиванием. Высевают укроп на ровной поверхности, на глубину 1,5 см, с расстоянием между рядками 15-20 см. Через 30-40 дней после посева.
Тыква В марте-апреле на рассаду. В грунт в мае. Семена надо прорастить. Сначала садится рассада, которая потом высаживается в открытый грунт. Скороспелые сорта через 90-100 дней от всходов, позднеспелые через 110-130 дней.
Обычно садится через рассаду. 50-60-дневную рассаду высаживают в открытый грунт. Сажают томаты на грядах, гребнях или ровной поверхности. Корни засыпают землей до семядольных листьев. Сильно вытянувшиеся растения ставят наклонно, вершиной к югу, погружая в грунт на 1/4 или 1/3 ее высоты, оставляя над поверхностью часть стебля с листьями высотой 20-25 см. Нижнее соцветие должно оставаться над поверхностью почвы. Через 90-125 дней после всходов.
Свекла Май Для ускорения прорастания семена за 2-3 дня до посева замачивают в теплой воде. Семена кладут в бороздки, сделанные на расстоянии 15-20 см друг от друга. В сентябре — начале октября, до наступления сильных заморозков.
Редис Начало апреля Сеют в бороздки, с расстоянием в рядках 8-10 см, на глубину 1,5-2 см. Раннеспелые сорта через 18-21 дней от полных всходов, позднеспелые через 40-45.
Петрушка В конце апреля, в конце июня – начале июля, в конце октября, начале ноября При весеннем посеве семена петрушки высевают на глубину 2-2,5 см. Летний посев проводят замоченными семенами на хорошо увлажнённой, почве. Через 60-70 дней от всходов.
На рассаду в феврале –начале марта. В грунт в конце мая –начале июня. Семена замачивают на 2 суток. После высаживают на рассаду. 60-дневную рассаду пересаживают в открытый грунт. Плоды срывают выборочно, не одновременно. Некоторые сорта сладких созревают уже в августе.
Май Перед посевом семена замачивают на 12 часов. Высевают семена строчками, на глубину 2-2,5 см, в строчке растояние 8-10 см, между строчками 50-70 см. Через 45-50 дней от восходов.
Морковь Во второй половине апреля Чтобы получить ранние всходы, семена замачивают на 1-2 дня, затем неделю выдерживают во влажном состоянии, пока они не наклюнутся. На грядах шириной 1 м размещают четыре ряда моркови с междурядьями 28-30 см. Ранние сорта созревают через 60-80 дней, поздние через 80-115 дней.
Кукуруза Конец апреля — май Высевают семена рядами с расстоянием между ними 70 см и 25-30 см между растениями, глубина посева – 6-8 см Ранние сорта созревают через 60-70 дней, поздние – 102-105 дней.
Картофель Май Размножается пророщенными клубнями. Оптимальная глубина посадки на легких почвах – 10-12 см, среднесуглинистых и тяжелых – 8-10 см, расстояние между клубнями – 25 — 30 см. Ширина междурядий – 60-70 см. Раннеспелые сорта созревают уже в середине июля. Среднеспелые и поздние сорта – в августе-сентябре или в первой половине октября.
Цветная капуста С 15 по 30 марта, далее с интервалом в две недели до конца мая – посев семян.
С 25 апреля по 10 мая, далее с интервалом две недели до 10 июня – высадка в открытый грунт.
Предпочтительнее сажать через рассаду. Рассаду высаживают в открытый грунт через 6-7 недель после появления всходов, в несколько сроков. Рассаду высаживают на грядку в 2 ряда, расстояние в ряду 30-40 см, между рядами 50-55 см. Глубина посадки по первый настоящий лист.
Безрассадный способ – высевают по 3-5 семян в лунку, лишние всходы продергивают или рассаживают.
Скороспелые сорта через 85-90 дней от всходов, позднеспелые черех 120-130 дней.
Пекинская капуста Под пленку – начало апреля, в открытый грунт – конец апреля-начало мая. Садят или через рассаду, или посевом семян в грунт. При посеве семян в открытый грунт их размещают на грядах в 3 ряда с междурядьями 35-40 см. Сеют гнездами через 35-40 см. В каждое гнездо заделывают по 4-5 семян. После всходов прореживают, оставляя по два, а затем по одному наиболее развитому растению. Капусту, высаженную под пленку, можно собирать уже в июне.
Брюссельская капуста На рассаду в марте-апреле. В грунт в в мае-июне. Высаживается через рассаду. Сажать капусту следует на расстоянии 90 см друг от друга, так чтобы ее нижние листья находились над уровнем почвы. После того, как растения будут пересажены, их нужно хорошо полить. Сентябрь – октябрь
Белокочанная Конец апреля – май. Высаживается через рассаду. Через 50-60 дней рассада пересаживается в открытый грунт. Созревает через 100-170 дней (в зависимости от сорта).
На рассаду в конце апреля. В грунт в конце мая-начале июня. Выращивается рассадным и безрассадным способом. Рассаду высаживают в грунт через 20-25 дней. Семена перед посевом замачивают на 3 суток. Глубина заделки семян на легких почвах 5-6, а на тяжелых 3-4 см. Через 60-70 дней.
Горох Конец апреля, далее с интервалом в две недели до начала июля. Семена можно замачивать, а можно и сажать сухие. Плоской тяпкой вдоль грядок делается борозда шириной 15-25 см. Разбросайте горошины на расстоянии 5-8 см друг от друга по всей площади борозды. Далее присыпьте их землей с бортиков, чтобы горошины оказались на глубине не более 5 см и обязательно уплотните землю сверху тыльной стороной грабель. Через 7-14 недель (в зависимости от сорта).
Сельдерей корневой На рассаду в начале марта. В грунт в конце мая. Садится через рассаду. Семена перед посадкой замачивают. Особенность семян сельдерея заключается в том, что их нельзя сильно присыпать землей, они должны быть на поверхности, при ярком освещении. Через 60 дней рассаду высаживают в открытый грунт. Чаще всего сельдерей высаживают на грядки с расстоянием между рядами 65 см, между растениями в ряду 20 см. Скороспелые сорта выращивают по схеме 40х40 см, на обычной грядке можно разместить три ряда растений. Среднеспелые сорта сельдерея высаживают по схеме 50-60х20-30 см. Через 170-180 дней.

Какие культуры совмещаются друг с другом на огороде

Перед посадкой культур необходимо ознакомиться с информацией, касающейся совместимости культур. Ниже представлен перечень главных культур и растений, которые можно совмещать, а которые лучше сажать на отдалении друг от дружки.

Огурцы. С этим овощем хорошо сочетаются:

  • салат,
  • редис,
  • подсолнух,
  • кукуруза,
  • помидоры,
  • горох.

Плохая совместимость у огурцов с:

  • шалфеем,
  • фенхелем,
  • укропом,
  • мятой.

Томаты. Допускается соседство с:

  • чесноком,
  • морковью,
  • шпинатом,
  • луком,
  • кукурузой,
  • капустой,
  • петрушкой.

Рядом с помидорами лучше не высаживать:

  • картошку,
  • свёклу,
  • фенхель.

С капустой рядом можно посеять:

  • свёклу,
  • картошку,
  • фасоль,
  • мяту,
  • укроп.

Плохо соседствуют эти овощи с:

  • помидорами,
  • земляникой.

Баклажаны можно сажать около любых овощей (к примеру, цветная капуста), но лучшими соседями считаются:

  • бобовые,
  • ароматные травы.

Картофель предпочитает соседство с:

  • капустой,
  • редисом,
  • кукурузой,
  • фасолью,
  • салатом.

Рядом с картошкой не стоит сажать:

  • помидоры,
  • тыкву,
  • огурцы.

Морковь хорошо совмещается с:

  • луком,
  • помидорами,
  • шалфеем,
  • чесноком,
  • фасолью,
  • редисом.

А вот укроп с морковью комбинировать не желательно.

Лук отличается совместимостью с:

  • капустой,
  • морковью,
  • свёклой,
  • салатом,
  • редисом,
  • земляникой.

Плохими соседями являются:

  • фасоль,
  • горох.

Перец совмещаем с:

  • базиликом,
  • кориандром,
  • морковью,
  • луком.

Желательно исключить с:

  • Фенхелем,
  • фасолью.

Редис спокойно реагирует на соседство с любыми овощами.

Салат. Станет хорошим соседом для:

  • земляники (клубники),
  • свёклы,
  • гороха,
  • помидоров,
  • капусты.

С петрушкой салат уживается плохо, а вот с хризантемами – отлично.

Свёкла. Имеет хорошую совместимость с капустой, а вот с помидорами и фасолью соседствует плохо.

Фасоль. Нормально развивается, соседствуя с:

  • капустой,
  • свёклой,
  • томатами,
  • тыквой,
  • морковью.

Плохо совмещается с:

  • луком-пореем,
  • чесноком.

Чеснок , при возможности, прекрасно выращивается рядом с .

Цветы на дачном огороде

Многие считают, что огород – это место исключительно для посадки овощей. Однако, есть отличные исключения. Цветы также можно посадить на грядках, но все подряд, а полезные, например:

  • бархатцы (по краям рядков),
  • лекарственную ромашку,
  • тысячелистник,
  • настурцию,
  • валериану,
  • мяту.

Эти растения можно посадить на небольших сделанных клумбочках или на торце рядков.

Декоративный огород

Участок, засаженный растениями, даёт волю проявить свою фантазию (не всё же, в конце концов, упирается в пропитание). Каждый сам создает свой огород. Ведь совсем не обязательно, чтобы на нём присутствовали только овощи и ягоды. Для красоты тоже можно выделить немного места. Тем более что некоторые цветы, например, настурция или бархатцы, способны соседствовать с разными культурами. Тут все зависит от площади доступной территории и фантазии дачника.

Посадки можно разместить так, чтобы получился симметричный узор, интересные живописные группы или концентрические круги.

В месте, где постоянно царит тень, можно поставить скамейку или устроить беседку, посадить декоративные папоротники и лучшего места для отдыха в итоге найти будет невозможно.

Эффектным фоном могут стать занавесы из высоких растений, которые радуют обильным и ярким цветением:

  • декоративный подсолнечник,
  • вьющаяся спаржевая фасоль,
  • топинамбур,
  • мальва,
  • георгины и прочие.

Планировка огорода является довольно непростым, но очень увлекательным занятием. Если подходить к этому процессу творчески, всё тщательно продумать и просчитать, то сможете посадить всё задуманное, и дачные грядки станут предметом вашей гордости.