Что такое выносливость. Основные понятия физического качества выносливость. Равномерный непрерывный метод

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТЬ. Выносливость, её виды и показатели Выносливость в спорте - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функцио-нальными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем.

Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние ко-ординация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена. Выносливость – это способность совершать работу заданного характе-ра в течение возможно более длительного времени Одним из основных критериев выносливости является время в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятель-ности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и кос-венным способами.

Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять зада-ние и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего использу-ют косвенный метод. Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции (например 10000м). Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей чело-века, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные. Например: см. приложение 1. В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную.

Общая выносливость – это способность длительно проявлять мышеч-ные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Общая выносливость на 85-100% спортивный результат. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способ-ность к широкому переносу, т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе.

Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости. Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена “терпеть”, т.е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.

Биологической основой общей выносливости являются аэробные воз-можности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэроб-ных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в лит-рах в минуту. Специальная выносливость – это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения. В беге на средние дистанции специальная выносливость (её в этом слу-чае также называют скоростной выносливостью) проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции.

Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физио-логических и психологических факторов. Основной физиологический фактор анаэробные возможности. 1.2. Развитие выносливости Показатели выносливости у детей младшего школьного возраста не-значительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9мин, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени . Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег). Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравно-мерно (см. приложение 2). Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливо-сти наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки.

Вопреки распространенной прежде точки зрения, современные иссле-дования и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует направлено воздействовать на развитие выносливости раз-ного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к анаэробно – глико-литическим возможностям организма. Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми – в общей фи-зической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.

Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспо-собительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам.

В экспериментах на животных показано, что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функ-ции желёз внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процес-сов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и пе-дагогическом контроле. При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего ис-пользуются подвижными играми, включающими кратковременно – интен-сивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а за-тем и играми с повышенной моторной плотностью.

При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, осо-бенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливо-сти разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе цикли-ческого характера.

Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания.

Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно до-зированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимна-стические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме “круговой тренировки”). Согласно исследовательским данным (А.Н. Макаров), воспитание вы-носливости в беге у школьников 11-12 лет целесообразно начинать с кроссо-вой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополни-тельно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400м со скоро-стью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5м/сек). При систематиче-ской тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длина кроссовой дистанции – 10км (у мальчиков 11-12 лет). По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливо-сти используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.д.), ациклических и смешанных.

Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упраж-нений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной не-прерывной и интенсивной работы.

В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно соз-дать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями “на выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стре-мятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т.п.). Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специаль- ной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмак-симальной и максимальной мощности.

Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специ-фики спортивной специализации.

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них предусмат-ривают менее значительные нагрузки “на выносливость”, чем у юношей (на-пример, если начальный норматив ГТО в кроссовом беге для мальчиков и де-вочек 10-11 лет почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления – 0,5 и 1км со скоростью около 4,2 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и для де-вушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая ис-ключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте. ГЛАВА 2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Выносливость

В боку покалывает, лицо силь-но краснеет или, наоборот, бледнеет. Что говорит по этому поводу Юрген Хаазе: “Здесь нет ничего удиви-тельного, так.. Ноги становятся ватны-ми, тяжелыми, как будто подошвы наливаются свинцом”. Проблема развития и поддержания высокого..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Выносливость - это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней среды. При этом важно, чтобы не снижалась эффективность работы.

Видов выносливости очень много: скоростная, силовая; локальная, региональная и глобальная; статическая и динамическая; сердечно-сосудистая и мышечная; а также общая и специальная, эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и т. д.

В практике физического воспитания чаще пользуются понятиями общей и специальной выносливости.

Под общей выносливостью понимается способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Специальная выносливость проявляется при длительном выполнении специальных упражнений с мощностью нагрузки, близкой или равной соревновательной .

Развитие выносливости - это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Длительность работы до момента снижения интенсивности можно разделить на две фазы.

Первая фаза - работа до появления чувства усталости, которое свидетельствует, как правило, о наступлении утомления.

Вторая фаза - работа на фоне утомления до тех пор, пока человек может за счет дополнительного волевого усилия поддерживать заданную интенсивность. Поэтому при развитии выносливости необходимо формировать волю и адаптировать занимающихся к тем неблагоприятным факторам, которые возникают в конце работы и приводят к утомлению. Рациональное использование различных упражнений на выносливость способствует повышению производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в увеличении максимальных величин кислородного долга до 20-25 л (вместо 5-6 л у не занимающихся), максимального потребления кислорода до 80-90 мл/кг мин (вместо 40^45 мл/кг мин у новичков), содержания крсатинфосфата и гликогена в мышцах, активизации интенсивности гликолиза, повышении активности ферментов, ответственных за энергообеспечение организма.

Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Спортивному педагогу необходимо обратить внимание на такие виды специальной выносливости, как скоростная, силовая, координационная.

Скоростной выносливостью называют такую выносливость, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп). Физиологической основой скоростной выносливости являются аэробные возможности организма с обеими их фазами - алактатной и глико- литической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85-98 % от максимальной. Продолжительность работы может составлять 8-45 с (максимальная интенсивность) или 45-120 с (субмаксимальная интенсивность).

Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений. Например, о проявлении силовой выносливости можно говорить, если школьник совершает упражнения «до отказа» с внешним отягощением, составляющим не менее 30 % от индивидуально максимального.

Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Например, она проявляется при неоднократном выполнении координационно сложных технико-тактических действий в спортивных играх и единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений .

Общая (аэробная) выносливость всегда бывает глобальной (тотальной), так как при этом в работе участвуют более 2/3 всех мышечных групп. Специальная выносливость различного типа может быть как глобальной, так и региональной (когда функционируют от 1/3 до 2/3 мышечных групп) и локальной (при включении в работу менее 1/3 мышечных групп).

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т. д.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности, на базе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе школьнику предлагают выполнить какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90 % от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. На практике прямым способом учителя пользуются редко, хотя он наиболее объективен. При косвенном способе выносливость определяется по времени преодоления какой-либо достаточно длинной дистанции. Для учащихся младших классов обычно используют бег на 600-800 м, для учащихся средних классов на 1000-1500 м, для учащихся старших классов на 2000-3000 м .

Также можно использовать 6- или 12-минутный тест Купера. В этом тесте оценивается расстояние, преодоленное за данное время (причем бег можно сочетать с ходьбой). К. Купером разработан этот тест не только для бега, но и для плавания, езды на велосипеде, других циклических упражнений.

Различают две группы тестов для измерения выносливости - неспецифические и специфические. К неспецифическим относятся: 1) бег на тредбане; 2) степ-тест; 3) велоэргометрия. Эти тесты позволяют оценить общую работоспособность организма, скорость восстановления после стандартной нагрузки на выносливость. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной двигательной деятельности, например, в плавании, беге на лыжах, спортивных играх, единоборствах, гимнастике .

Выносливость зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей ученика. В этой связи рекомендуется обращать внимание не только на абсолютные, но и на относительные показатели выносливости: запас скорости (ЗС), индекс выносливости (ИВ) и коэффициент выносливости (КВ).

Запас скорости определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка

(30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т. д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке. Чем меньше ЗС, тем выше уровень развития выносливости.

Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы ученик, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на эталонном отрезке. Чем меньше ИВ, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка. И в этом случае чем меньше КВ, тем выше уровень развития выносливости.

Организм человека настолько удивителен, что знать все его возможности может далеко не каждый. В данной статье поговорим о том, что такое выносливость и как ее можно развить в своем теле.

Определение понятия

В первую очередь нужно разобраться в главном термине. Итак, что же такое выносливость? Это некая способность организма человека выполнять определенную работу довольно длительное время без снижения ее эффективности. Также это возможность противостояния переутомлению. Стоит сказать, что мерилом данного понятия является время, на протяжении которого выполняется определенное действие, а также интенсивность работы. Важным окажется следующий момент: существует общая, т. е. аэробная выносливость - это возможность организма каждого человека все время выполнять определенные нагрузки без усилий и переутомления. Чтобы лучше понять этот нюанс, нужно привести пример: человек час без проблем может бежать. Это значит, что и иной вид спортивной нагрузки для его организма при желании может длиться такое же количество времени.

О физической выносливости

Некоторых людей может также интересовать такое понятие, как физическая выносливость. Что же это такое? Так, стоит сказать, что это показатель именно двигательных движений человека. Данное понятие применяют часто для того, чтобы данный термин отличать от иных его подвидов.

Виды

Разобравшись, что выносливость - это некая особая возможность организма противостоять переутомлению, стоит сказать, что существует также ее два вида (об этом было сказано еще на симпозиуме в 1971 году).

  1. Общая выносливость, неспецифическая. Это способность организма человека выполнять работу, в которую вовлечены практически все мышцы.
  2. Специальная выносливость, которую еще также называют специфической. Это возможность организма выполнять особую работу в обусловленное время.

Более важным при этом показателем для обычного человека (не спортсмена) является общая, т. е. аэробная выносливость, которая помогает тренировать организм в целом и играет огромную роль в оптимизации здоровья и жизнедеятельности.

О пределе

Также стоит рассмотреть и такое понятие, как предел выносливости. Что же это значит? Это некая граница работоспособности и наличия силы в организме, за пределы которой он просто не сможет выйти. Интересным окажется тот факт, что сам предел у каждого человека разный. Важным является и тот момент, что саму выносливость можно развить, т. е. отодвинуть ее предел немного дальше.

Образ жизни

Насущным также является следующий вопрос: "Возможно ли развитие выносливости?" Так, существуют определенные методики не только для спортсменов, но также и для обычных людей, которые спортом занимаются только время от времени. Стоит сказать о том, что этому отлично поможет правильный режим жизнедеятельности. Выносливость организма будет гораздо выше, если человек будет правильно и грамотно питаться (потреблять достаточное количество витаминов и минералов, не кушать «вредные» продукты питания), достаточное время отдыхать (в том числе и спать не менее 7-8 часов в сутки), чередовать умственные и физические нагрузки. И при этом также важно отказаться от всех вредных привычек, особенно от принятия алкоголя (даже слабоалкогольных напитков) и курения.

Спорт

Какими еще способами возможно развитие выносливости? Так, в этом случае отлично поможет спорт. Регулярные занятия способны не только качественно улучшить общее состояние человека, но также и положительно повлиять на иммунитет. Важным окажется тот факт, что именно физические нагрузки различной сложности способны приучить организм к работе, повысив при этом и уровень выносливости каждого отдельного человека. Однако при этом стоит помнить, что важно также учитывать состояние организма (для занятий спортом должны быть сильными сердечно-сосудистая и дыхательная системы), а также отсутствовать различные заболевания. Если же человек имеет хронические болезни, он должен скорректировать свой режим физических нагрузок с тренером, который учтет необходимые особенности. При этом также стоит помнить о том, что хорошо на организм влияют положительные эмоции. Если же человеку спортивные занятия в тягость и не приносят морального удовлетворения, вряд ли получится увеличить уровень выносливости и вообще получить от спорта что-то хорошее.

Как должна производиться тренировка выносливости, если человек при этом желает задействовать спорт? Так, для этого есть 6 важных подсказок, придерживаясь которых можно вывести организм на качественно новый уровень.

  1. Постоянство. Тренироваться нужно регулярно, вопреки лени или нежеланию.
  2. Организованность. Также важно помнить о том, что во время тренировок все упражнения нужно повторять через одинаковые промежутки времени.
  3. Рамки. Также нужно при этом уметь устанавливать для себя границы. Если есть цель сделать 20 приседаний, так оно и должно произойти.
  4. Увеличение. Если через определенное время организм привыкает к одному варианту нагрузок, их нужно увеличивать. Делать это надо постоянно.
  5. Питание. Если человек решил заняться спортом, он обязательно должен насыщать свой организм полезными витаминами и микроэлементами. При этом важно ежедневно кушать рыбу, мясо, овощи, фрукты, пить свежевыжатые соки. Само питание должно быть дробным и малопорционным.
  6. Отдых. Важно также помнить и о том, что после тренировки организму очень важно дать небольшой отдых и подпитку. При этом можно скушать яблоко или выпить стакан сока.

Внимание!

Стоит вспомнить и о том, что развитие выносливости должно происходить грамотно. Ведь в желании помочь своему организму можно также ему и навредить. Опасность могут составлять следующие ситуации, на которые обязательно нужно обратить внимание при занятии спортом:

  1. Травмы или растяжения. Если человек на предыдущей тренировке получил травму, продолжать нагружать данную часть организма нельзя. Надо подождать до того времени, когда все придет в норму.
  2. Заболевания. Также если человек чем-то заболел, пусть даже это и легкая простуда, также лучше до полного выздоровления остаться дома.
  3. Жара. В жаркую пору во время тренировок человек должен больше потреблять жидкости, об этом не стоит забывать. Также некоторые специалисты советуют уменьшать интенсивность физических нагрузок на организм.
  4. Ну и, конечно же, если есть определенные хронические заболевания, физическая нагрузка для человека должна быть особой, не такой интенсивной, как для здоровых людей.

Отдых

Как еще может тренироваться сила, выносливость? Так, для этого очень важным является отдых. Как уже было выше сказано, человек обязательно должен высыпаться. Каждому для этого нужно различное количество времени, однако минимум, который себе можно позволить, - 6 часов крепкого ночного сна. Идеально для взрослого - восьмичасовой ночной сон. Только если организм в полной мере отдыхает, он на следующий день готов выполнять все нужные функции. Стоит помнить и о том, что работая, нужно обязательно делать небольшие перерывы. Это важно, так организм получает возможность отдохнуть и набраться сил, выносливость его при этом качественно улучшается. Ну и, конечно же, на весь организм в целом, и на выносливость в том числе, отлично влияют положительные эмоции. Если человек находится в хорошем состоянии духа, тело его готово работать и работать. А вот во время, например, депрессии, часто организм просто отказывается выполнять определенные функции.

Комплексность и однобокость

Стоит сказать о том, что повышать выносливость организма можно различными способами. Так, для этого можно задействовать один вид спорта или же несколько. Важным окажется следующее утверждение: отлично развивают выносливость бег, занятия лыжным спортом, плаванье. Однако это будет однобокое действие. Все-таки специалисты рекомендуют развивать данную способность организма комплексно. Например, это может быть занятие рукопашным боем. Если же человек желает плотно обосноваться в тренажерном зале, то для того, чтобы повысить выносливость, нужно уменьшить вес и повысить количество повторений в одном и том же упражнении.

Небольшой вывод

Итак, разобрались, что выносливость - это способность организма длительное время выполнять определенное действие, преодолевая усталость. А что нужно делать, чтобы повысить данную функцию организма? Достаточно просто выполнять определенные упражнения систематически и многократно, при этом находясь на границе утомляемости, однако все еще сохраняя отличный темп. Важно также помнить и о том, что наилучший результат даст правильное сочетание грамотно подобранных физических нагрузок и достаточное количество ресурсов организма для его самостоятельного восстановления без вреда для здоровья.

Выносливость - это способность выполнять двигательное действие длительное время с заданной интенсивностью.

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос-ливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (аэробная выносливость). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов:

Биоэнергетические факторы - объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Основными источники энергообразования - аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции.

Факторы функциональной и биохимической экономизации - энер-гообеспечение организма во время работы.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.), способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы (мотивация на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, волевые качества).

Факторы генотипа (наследственности) и среды.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения циклического и ациклического характера (продолжительный бег, бег по пересеченной местности, передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание); игры и игровые упражнения; упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Основными методами развития общей выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.

Для развития специальной выносливости применяются: методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой методы.

Равномерный метод – непрерывный длительный режим работы с равномерной скоростью или усилиями (сохранение заданной скорости, ритма, постоянного темпа, величины усилий, амплитуды движений). Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод - последовательное варьирование нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин.

Метод круговой тренировки - выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод - выполнение упражнений в форме соревнований.

Игровой метод - развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.


  • Выносливость как физическое качество ; виды и разновидности , факторы обуславливающие совершенствование , стратегия воспитания выносливости .


  • Выносливость как физическое качество ; виды и разновидности , факторы обуславливающие совершенствование , стратегия воспитания
    Выносливость - это способность выполнять двигательное действие длительное время с заданной ин. Загрузка.


  • Сила как физическое качество : определение, виды и разновидности , обуславливающие факторы , общая стратегия совершенствования .


  • Выносливость как физическое качество ; виды и разновидности , факторы обуславливающие совершенствование , стратегия воспитания
    Выносливость - это способность выполнять двигательное действие длительное время с заданной ин.


  • Выносливость как физическое качество ; виды и разновидности , факторы обуславливающие совершенствование , стратегия воспитания выносливости .


  • Быстрота как физическое качество ; виды быстроты, обуславливающие факторы , мера измерения, общая характеристика и методические приемы совершенствования .


  • Сила как физическое качество : определение, виды и разновидности , обуславливающие факторы , общая стратегия
    - формирование умения и привычки самостоятельно использовать средства физического воспитания в повседневной деятельности


  • Гибкость как физическое качество , виды гибкости, факторы , обуславливающие совершенствование , средства и методы совершенствования . Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.


  • Сила как физическое качество : определение, виды и разновидности , обуславливающие факторы , общая стратегия совершенствования .
    Задачи: - развитие физических способностей, специфичных для данного вида мышечной деятельности


  • Гибкость как физическое качество , виды гибкости, факторы , обуславливающие совершенствование , средства и методы совершенствования .
    Разновидности соревнований в спорте: классификация соревнований для юных.

Найдено похожих страниц:10


text_fields

text_fields

arrow_upward

Выносливость — это способность человека к длительной работе без снижения её интенсивности.

Различают два вида выносливости:

  1. общую и
  2. специальную.

Общая выносливость

Под общей выносливостью понимается способность выполнять работу невысокой интенсивности в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

Учитывая, что аэробную производительность организма характеризует МПК, этот физиологический показатель служит для оценки общей выносливости. Развитию общей выносливости уделяется основное внимание в процессе общей физической подготовки. Вместе с тем, её совершенствование является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных спортсменов, базой для повышения специальной выносливости.

Специальная выносливость

Под специальной выносливостью понимается способность эффективно выполнять работу и преодолевать утомление в условиях конкретного вида двигательной деятельности.

В связи с этим выделяют

  • скоростную,
  • силовую,
  • координационную выносливость.

Скоростная выносливость

text_fields

text_fields

arrow_upward

Скоростная выносливость представляет собой способность сохра­нять необходимое время заданную скорость передвижения и обычно рас­сматривается применительно к циклическим упражнениям (бегу, ходьбе, плаванию, гребле и пр.).

Любое из них может совершаться с различной скоростью или, что то же самое, интенсивностью (мощностью). Соответст­венно различается скоростная выносливость при работе

  • в зоне умеренной,
  • большой,
  • субмаксимальной и
  • максимальной мощности.

Силовая выносливость и ее виды

text_fields

text_fields

arrow_upward

Силовая выносливость представляет собой способность поддерживать длительное время оптимальные мышечные усилия.

Наяду с общей выносливостью она имеет очень большое значение не только в спортивной, но и в профессиональной и бытовой деятельности.

В зависимости от режима работы мышц выделяют

  • динамическую и
  • статическую силовую выносливость;

в зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе

  • локальную,
  • региональную и
  • глобальную силовую выносливость.

О локальной силовой выносливости говорят, когда в работе принимают участие менее 1/3 мышц тела (например, работа с кистевым тренажером);
о региональной — когда участвуют от 1/3 до 2/3 мышц (подтягивание на перекладине);
о глобальной — когда задействовано свыше 2/3 мышц (бег, плаванье, борьба).

Особенность силовой выносливости состоит в том, что она проявляется не так специфично, как, например, быстрота. Это делает возможным её перенос в разнообразных упражнениях.

Практически нет таких двигательных действий, которые требовали бы какого-либо вида или формы выносливости в «чистом виде». Все они взаимосвязаны, и этим обусловлен комплексный подход к их развитию.

Методика развития выносливости

text_fields

text_fields

arrow_upward

Развитие всех видов выносливости основано на выполнении упраж­нений, в процессе которых достигается определенная степень утомления. Это связано с необходимостью волевых усилий, умения ”терпеть”. По­следнее качество тренируемо и для опытных спортсменов не представляет особой сложности.

Развитие общей выносливости

text_fields

text_fields

arrow_upward

Общая выносливость развивается посредством самых разнообразных упражнений, главным образом, циклических, выполняемых длительно при ЧСС 130-150 уд/мин, т. е. в зонах малой и умеренной мощности.

Ведущий метод — равномерный . Он характеризуется непрерывной работой с относительно постоянной интенсивностью. Продолжительность работы от 15 до 90 мин и более.

Развитие скоростной выносливости

text_fields

text_fields

arrow_upward

Скоростная выносливость развивается при выполнении циклических упражнений на дистанциях короче соревновательной со скоростью, равной или превышающей соревновательную.

Используются

  • равномерный,
  • повторный,
  • переменный и
  • интервальный методы.

Равномерный метод применяется при развитии скоростной выносливости к работе в зоне умеренной мощности. Упражнение выполняется в течение 20 мин и более.

Повторный метод применяется при развитии скоростной выносливости к работе во всех зонах мощности. Например, для бегуна на 800 м это может быть 2 серии с пробеганием 5 раз по 400 м с отдыхом между повторениями 3-6 мии, а между сериями — 8-12 мин. Интервалы отдыха жестко не планируются и определяются субъективными ощущениями спортсмена.

Переменный метод применяется при развитии скоростной выносли­вости к работе в зоне большой мощности. Получил распространение вари­ант, называемый «фартлек» (игра скоростей), когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной, произвольно выбираемой скоростью.

Интервальный метод применяется при развитии скоростной вынос­ливости к работе в зонах большой, субмаксимальной и максимальной мощности. Этот метод предъявляет очень высокие требования к организму занимающихся, в связи с чем в тренировке начинающих спортсменов дол­жен использоваться с осторожностью. Метод заключается в многократном повторении упражнения через ограниченные интервалы отдыха. Паузы от­дыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения ЧСС была в пределах 120-140 уд/мин, т.е. восстановление бы­ло неполным. Отдых может быть активным или пассивным, упражнения выполняются сериями.

Развитие динамической силовой выносливости

text_fields

text_fields

arrow_upward

Динамическая силовая выносливость развивается посредством упражнений с внешним сопротивлением, при которых отягощение составляет 20-30% от максимального, или упражнений с преодолением веса собственного тела.

Используются повторный, интервальный и круговой методы.
В частности, при повторном методе с применением отягощений в одном подходе производится 50 и более повторений в среднем темпе; за одно занятие 2-4 подхода с отдыхом между ними 4-6 мин.
Круговой метод предусматривает выполнение специально подобранного комплекса с последовательным переходом от одного упражнения (снаряда) к другому как бы по кругу.

Индивидуальная нагрузка в каждом упражнении задается в процентном отношении от так называемого максимального теста. Он проводится для каждого занимающегося заранее и показывает Максимально возможное число повторений, вес отягощения и время выполнения упражнения. Также задается продолжительность отдыха между упражнениями и кругами и общее количество кругов.

Развитие статической силовой выносливости

text_fields

text_fields

arrow_upward

Статическая силовая выносливость развивается с использованием метода изометрических усилий.

Специфика метода в данном случае заключается в том, что оптимальное время статического напряжения составляет примерно 80% от максимально возможного времени удержания заданной нагрузки. Например, если развиваемое статическое усилие составляет половину от максимального, то упражнение выполняется в среднем 1 мин.