Центральным вопросом как в специальной психологии, так и в специальной педагогике является проблема компенсации нарушенных функций. Основной смысл специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации (от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - возмещения недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных".
Для мобилизации компенсаторных свойств психических функций допустимо вовлечение новых структур, которые раньше не участвовали в реализации этих функций или выполняли иную роль.
Выделяют два типа компенсации. Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, развитие остаточного слухового восприятия при потере слуха). Второй - это межсистемная компенсация, которая достигается перестройкой функциональных систем и включением в работу элементов из других структур для выполнения не свойственных им ранее функций.
Исследования А. Р.Лурия способствовали формированию современных представлений о системной организации работы анализаторов. Тот факт, что нарушенный анализатор, например зрительный, является составной частью единой функциональной системы, означает возможность участия в его деятельности и других составляющих. При этом между отдельными членами и между ними и системой в целом устанавливаются определенные взаимоотношения. Соответственно компенсация функций, например зрительного анализатора у слепорожденного ребенка, происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов. Чаще всего реализуются оба типа компенсации, что имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений.
Благодаря высшим, собственно человеческим формам компенсации обеспечивается возможность полноценного развития личности. Именно эти формы компенсации вступают в действие при овладении знаниями основ наук и трудовыми навыками для формирования способности к систематическому труду и выбору соответствующей профессии, для ориентировки в процессах, происходящих в обществе, в конкретной социальной группе, и, главное, для воспитания и усвоения мировоззрения, нравственных качеств личности.
См.: Психологический словарь. - М., 1990.
Теория компенсации в своем развитии прошла довольно длительный путь в тесном взаимодействии с историей специального обучения. На разных этапах становления специальной педагогики изменялись взгляды ученых на проблемы компенсации нарушений. Эти изменения неизбежно были связаны с изменениями в системах специального обучения и воспитания, с углублением понимания причин и сущности нарушений психического развития, с позитивными переменами в различных социальных структурах отношения к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Долгое время основной формой считалось саморазвитие изначально заложенных психических способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному становлению. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому приписывалось «мистическое воздействие» на психику человека.
Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии А.Адлера - одного из ведущих направлений психоанализа. А.Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве (в возрасте до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие человека. «Никогда одно и то же событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого»". С точки зрения А.Адлера, человек - самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценное™, которое усиливается при наличии какого-либо (сенсорного или физического) дефекта. «...Ребенок на собственном опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство полноценности» 2 .
Еще не сформировавшийся человек испытывает чувство малоценное™, даже вплоть до неполноценности, из-за неразвитости своих телесных органов, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его жизненные цели.
По мнению А.Адлера, решающее значение приобретает не абсолютная значимость телесных органов и психических функций развивающейся личности, а их относительная ценность, их значение для жизни человека в окружающем его индивидуально-свое-
1 Адлер А.
Индивидуальная психология // История зарубежной психологии:
ГО-60-е гг. XX века: Тексты. - М., 19X6. - С. 136.
2 Там же. - С. 132.
Образном мире. Поэтому ребенок хочет видеть все, если он близорук, слышать все, если у него нарушение слуха, говорить обо всем, если у него имеются затруднения в речи или заикание. Когда жизненные цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда они фиктивны или непосильны, ее формирование происходит по асоциальному и невротическому типу. Конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности возникает уже в раннем возрасте.
Социальное чувство должно постоянно развиваться, начиная с раннего детства, иначе в будущем человек будет испытывать затруднения в приспособлении к обществу.
Стиль жизни - это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности - своеобразным стержнем, на котором держится вся «конструкция» стиля и который предопределяет его содержание.
Формирование чувства общности во многом зависит от отношений с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, и прежде всего - с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными от них матерями, или у детей, чрезмерно избалованных, социальное чувство не развивается.
Под влиянием чувства общности у человека складываются представления и о себе самом, и о мире. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных свойства - чувство неполноценности и стремление к превосходству - являются своеобразными источниками энергии, необходимой для развития личности. Если чувство неполноценности, воздействуя на человека, вызывает у него желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству обусловливает потребность быть лучше всех, быть умелым и знающим. Таким образом, степень развитости каждого из этих чувств и взаимодействие между ними приводят к преобладанию тех или иных механизмов компенсации, а следовательно, соответствующих ее видов.
А.Адлер выделяет четыре вида компенсации любого нарушения: полная компенсация, неполная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Каждый из этих видов реализуется по-разному в зависимости от того, насколько сформировано у ребенка социальное чувство.
При неразвитом социальном чувстве уже в раннем детстве возникают невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в формировании личности. Характерная для этого случая неполная компенсация обусловливает появление комплекса неполноценности, изменение жизненного стиля. В результате ребенок становится тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным в отношениях с другими людьми. Дети с развитым чувством общности в меньшей степени чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться за счет
своих сверстников и других людей, но отношению к которым они не испытывают отстраненности, отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не предоставляют возможности их полной компенсации и могут послужить причиной изоляции ребенка, тем самым приостановив его личностный рост.
Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, когда ребенок (а по-|дпее, при неразвитом социальном чувстве, и взрослый человек) спекулирует своими недостатками, пытаясь извлечь из этого по-можения привилегии и сочувствие. Такой вид компенсации несовершенен: он не содействует личностному росту и даже останав-нивает его, формируя неадекватную, завистливую, эгоистичную ничность.
В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Нзрослея, такие люди используют свои знания для приобретения власти над другими, для их порабощения, думая исключительно о своих выгодах. Это может приводить к отклонениям от норм социального поведения. У плохо воспитанных и невротических натур в детстве нередко отсутствовали условия для формирования социального чувства. Именно поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах.
При сверхкомпенсации человек с развитым социальным чувством старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию; слабость оборачивается силой.
В то же время сверхкомпенсация - только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса - один из полюсов развития, осложненного дефектом. Другим полюсом являются неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоци-альность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени компенсации - от min до max.
Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» 1 .
Анализ разных видов компенсации позволил А.Адлеру сформулировать педагогические выводы. Центральным является следующий: «Таким образом, главнейшим в воспитании, с нашей точки зрения, является воспитание в детях упорства и самостоятель-
1 Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1"Ш. - Т. 5. - С. 42.
Ности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого бессмысленного принуждения, всякого унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее»".
Л.С.Выготский в своих работах критически изучил проблему компенсации психических функций и обосновал ее понимание на основе синтеза биологических и социальных факторов. Это имело большое значение для развития всех отраслей специальной психологии и педагогики, так как позволяло более эффективно строить процессы обучения и воспитания детей с различными нарушениями психического и физического развития.
При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С.Выготского следует выделить несколько важных моментов.
1. Л. С. Выготский придавал большое значение включению ано
мальных детей в разнообразную социально значимую деятель
ность, направленную на создание активных и действенных форм
детского опыта. При выпадении какого-либо органа чувств, счи
тал ученый, другие органы берут на себя такие функции, кото
рые обычно у нормального человека ими не исполняются. Зре
ние у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль,
что у человека с сохранными органами чувств, так как им при
ходится воспринимать и перерабатывать огромный объем инфор
мации, которая к нормальным людям поступает иным путем.
Сущность работы с детьми, имеющими какое-либо нарушение,
например в сенсорной сфере, должна заключаться не только в
совершенствовании у них оставшихся органов восприятия, но
и, прежде всего, в более активных и действенных формах приоб
ретения опыта.
Психическое развитие ребенка движимо деятельностью, которая возникает в ответ на появление потребностей. Из них одна из первых и важнейших - потребность в общении со взрослыми. Реализуя ее, младенец вступает в эмоциональное, затем и практическое общение с окружающими. Отношения и способы взаимодействия с людьми в дальнейшем усложняются благодаря вовлечению в них предметов и знаковых систем.
2. Л.С.Выготский ввел понятие сложной структуры дефекта:
первичное нарушение (снижение слуха, зрения и т.п.) влечет за
собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной
причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем
и дошкольном возрастах могут иметь сходные проявления. Вто
ричные отклонения носят, как правило, системный характер, ви
доизменяя всю структуру психического развития ребенка. Дефек
ты, например, речевого развития наблюдаются у аномальных де-
Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это положение является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения детей с нарушениями жизнедеятельности. Но для их успешности требуется специальное педагогическое воздействие коррек-ционной направленности, учитывающее специфику определенного дефекта. Педагогическое воздействие ставит своей целью в первую очередь преодоление и предупреждение вторичных дефектов. С помощью педагогических средств может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций.
Своеобразие структуры психического развития, например глухого ребенка, можно представить в следующем виде: первичный дефект - нарушение слуха, вторичное отклонение - нарушение речи, отклонение третьего порядка - своеобразное развитие всех познавательных процессов. Для преодоления первичного дефекта необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются корригирующим педагогическим воздействиям. Причем чем теснее обусловленность вторичного отклонения первичным дефектом, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей в наибольшей степени зависят от нарушений слуха, поэтому и их коррекция оказывается наиболее трудной. Становление других сторон речи не находится в столь тесной взаимосвязи с состоянием слуха, и их коррекция осуществляется более легко (например, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму).
3. Л. С. Выготскому принадлежит положение о связи общих задач воспитания и специальных методик, о подчинении специального воспитания социальному и их взаимозависимости. Специальное воспитание и обучение детей с любыми нарушениями развития требуют разработки специфических педагогических приемов и методов, создания особых техник и технологий. Например, при нарушении слуха обучение глухонемых детей (так называли глухих в XIX - начале XX в.) устной речи становится не только вопросом методики их обучения артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Признается необходимым как можно раньше организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом таким образом, чтобы речь была ему нужна и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь» 1 .
1 Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии: 30-60-е гг. XX в.: Тексты. - С. 140.
1 Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1"ЖЗ. - Т. 5. - С. 80.
4. Основной путь компенсации для людей с различными нарушениями Л.С.Выготский видел в их включении в активную трудовую деятельность, которая обеспечивала бы им возможность формирования высших форм сотрудничества. Высоко оценивая физические возможности компенсации у людей, например с сенсорными нарушениями (слепых, глухих), ученый считал, что им доступны очень многие виды трудовой деятельности, за исключением некоторых областей, непосредственно связанных с первичным нарушением. При правильном подходе к обучению и к профессиональной подготовке именно вовлечение в трудовую деятельность открывает перед ними возможности вступления в жизнь, создает условия для полноценной интеграции в общество.
5. Глубокое научное и практическое значение имеют суждения Л. С. Выготского о том, что «сама по себе слепота, глухота и другие частные дефекты не делают еще своего носителя дефективным» 1 . Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Л. С. Выготский выдвинул положение о качественном своеобразии психического развития детей с различными нарушениями: «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но развитой иначе» 2 . Ученый подверг критике количественные подходы к определению психологических особенностей развития таких детей, до конца не преодоленные и к настоящему времени. «Мы никогда не получим по методу вычитания психологии слепого ребенка, если из психологии зрячего вычтем зрительное восприятие и все, что с ним связано. Точно так же и глухой ребенок не есть нормальный ребенок минус слух и речь» 3 .
Л. С. Выготский считал, что компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, если дефект становится осознанным. При этом сверхкомпенсация детерминируется, с одной стороны, характером, степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой - внешними социальными условиями. «...Компенсация может иметь два крайних исхода - победу и поражение, между которыми располагаются все возможные степени перехода от одного полюса к другому. Исход зависит от многих причин, но в основном от соотношения степени недостатка и богатства компенсаторного фонда. Но, какой бы исход ни ожидал процесс компенсации, всегда и при всех обстоятельствах развитие, осложненное дефектом, представляет творческий процесс (органический и психологи-
ческий) созидания и пересозидания личности ребенка на основе перестройки всех функций приспособления, образования но-иых - надстривающихся, замещающих, выравнивающих процессов, порождаемых дефектом, и прокладывания новых, обход-пых путей развития» 1 .
Успешность компенсации зависит от сформированное™ необходимых личностных предпосылок - воли, мотивации, структурных компонентов самосознания. Влияние личности прекрасно иллюстрируют слова К.Э.Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным науками мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ» 2 .
Таким образом, в процессы компенсации психических функций оказываются включенными и биологические, и социальные факторы.
В дальнейшем в работах отечественных психологов (А. Р. Лурия, I). В.Зейгарник, Р.Е.Левиной, И.М.Соловьева, В.В.Лебединского и др.) была продолжена разработка проблем компенсации психических функций.
Положения Л. С. Выготского легли в основу выделенных В. В.Лебединским (1985) параметров, определяющих тип нарушения психического развития, т.е. тип дизонтогенеза.
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и указывает его вид - общий дефект, обусловленный нарушением регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, вызванный недостаточностью отдельных функций. Общие и частные нарушения выстраиваются в некоторую иерархию. Нарушения регуляторных систем в той или иной степе-пи влияют на все аспекты психического развития; частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других частных систем.
Второй параметр - время поражения - определяет характер нарушения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее недоразвитие психических функций; чем позднее оно возникло, тем более возможны повреждения, приводящие к распаду структур психических функций.
В ходе развития каждая функция проходит через сензитивный период, который отличается не только наибольшей интенсивностью развития, но и большой уязвимостью от различных воздействий. Неустойчивость психических функций может привести к явлениям регресса - возврата функции на более ранний возраст-
1 Выготский Я. С. Основные проблемы дефектологии. - С. 15.
2 Там же. - С. 7.
1 Там же.-С. 12.
2 Цит. по: Жизнь глухих. - 1967. - № 1. - С. 11.
ной уровень - или к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации. По мнению В.В.Лебединского, нарушение в своем развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают функции, которые в это время находятся в сензитивном периоде, затем - тесно связанные с поврежденной. Поэтому у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции оказываются относительно сохранными, другие - поврежденными, третьи - в разной степени задержанными.
Третий параметр вытекает из идеи Л.С.Выготского о системном строении нарушения и характеризуется взаимосвязью первичных и вторичных дефектов.
Вторичное нарушение - основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим развитием в более позднем возрасте автоматически не компенсируются, а требуют более сложных специальных усилий для их преодоления.
В процессе психического развития иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями изменяются. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития начинают играть ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.
Четвертый параметр -- нарушение межфункциональных взаимодействий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяются такие типы взаимодействия психических функций, как их временная независимость, ассоциативность и иерархичность. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость развития мышления и речи до 2-летнего возраста. С помощью ассоциативных связей разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости (например, образ дома, времени года). Самый сложный иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, что позволяет в случае необходимости производить компенсаторную перестройку психической функции (Берн-штейн Н.А., 1966).
Каждая из психических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого (например, сензи-тивный период) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в определенной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим.
При нарушениях психического развития возникают диспропорции в межфункциональных взаимодействиях. Причем эти процессы характерны для разных вариантов дизонтогенеза. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция зацикливается в своем развитии. В таком положении может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, если для ее дальнейшего формирования требуется координирующее воздействие со стороны поврежденной. Например, при умственной отсталости нередко отмечается хорошее развитие механической памяти. Однако возможности ее использования ограничены из-за нарушения мышления, поэтому успешное функционирование меча и ической памяти обнаруживается изолированно.
Ассоциативные связи при нарушенном развитии отличаются инертностью; в результате возникают их патологическая фиксация, трудности усложнения. Явления фиксации могут наблюдаться как в познавательной сфере в виде инертных стереотипов, так и в эмоциональной в виде различных аффективных комплексов, например страхов. При разных вариантах нарушений психического развития наибольшие трудности отмечаются в формировании сложных межфункциональных связей - иерархических. Часто они ЁЫвают недоразвитыми, нестойкими, регрессируют при малейших затруднениях. Например, дети с ЗПР, освоив простые счетные операции, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.
При нормальном развитии эти типы связей - временная независимость, ассоциативность, иерархичность - отражают уровни организаций психических функций. Их усложнение протекает в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии - разновременностью формирования различных психических функций с опережающим развитием одних по сравнению с другими. Например, в период раннего детства главную роль играет развитие восприятия. В дальнейшем овладение в предметной деятельности орудийными свойствами предмета и закрепление их в слове приводят к перестройке отношений между восприятием, действием и речью.
При дизонтогенезе возникают диспропорции в развитии - псинхронии разного типа, среди которых можно выделить несколько. Первый - явления ретардации - незавершенности отдельных периодов развития, незавершенности формирования психических функций, отсутствия инволюции более ранних форм.
Известный логопед Р.Е.Левина (1968) исследовала детей с общим недоразвитием речи, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. В норме автономная речь, т.е. использование ребенком таких слов, которыми взрослые обычно не пользуются, появляется на втором году жизни и существует н течение нескольких месяцев. Как правило, взрослые требуют от
ребенка четкого произношения и дают ему соответствующие образцы слов, что положительно сказывается на развитии фонематического слуха и артикуляции. В результате автономная речь исчезает. У детей с общим недоразвитием речи такая инволюция не наступает. Дальнейшее их речевое развитие происходит не в ре зультате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.
Второй тип асинхроний составляют явления акселерации отдельных функций, например очень раннее по сравнению с нормой (до года) развитие речи при раннем детском аутизме.
Третий тип представляет собой сочетание акселерации и ретардации психических функций. Так, при детском аутизме наблюдается сочетание раннего возникновения речи с отставанием в развитии моторной сферы.
Перечисленные параметры выступают по-разному при различных вариантах нарушений развития познавательной, моторной и эмоциональной сфер. Обобщив результаты исследований психологов, дефектологов и психиатров, В.В.Лебединский (1985) предложил выделять следующие типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармо ничное развитие. В данной классификации объединяются нарушения, вызванные отставанием, - недоразвитие, задержанное развитие; нарушения, в которых ведущим признаком является асин-хрония развития, - искаженное и дисгармоническое развитие; и нарушения, обусловленные поломкой отдельных функций, - поврежденное и дефицитарное развитие.
Для недоразвития характерно раннее время поражения, при котором имеет место незрелость мозга (умственная отсталость). Вторичному дефекту свойственна сложная «кольцевая» структура. Инертность психических процессов сочетается с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Формирование иерархических взаимодействий затруднено. В психическом развитии детей преобладают явления ретардации, например: замедленный темп вое приятия, неспособность к обобщениям, меньшая дифференци рованность восприятия по сравнению с нормально развивающи мися детьми. Так, умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять какой-либо материал (сюжет ную картину и др.). Психические функции у них недоразвить! неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций: интеллект страдает в большей степени, чем речь, а последняя, в свою очередь, нарушена больше, чем восприятие.
Для задержанного развития свойственно замедление темгш формирования познавательной и эмоциональной сфер с их вре
менной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При задержке психического развития конституционального происхождения эмоциональная сфера детей находится на более ранней ступени развития. При задержке психического развития соматогенного происхождения, обусловленной длительными хроническими заболеваниями, снижается общий тонус психики ребенка, наблюдается астения, повышенная истощаемость, что влияет на функционирование познавательной сферы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания (безнадзорность, микросоциальная запущенность, жестокость, гиперопека и т.п.). Например, при гиперопеке отмечается задержка эмоционального развития, проявляющаяся в психической неустойчивости, неумении регулировать свои эмоции, в импульсивности. При задержке психического развития церебрально-органического происхождения наблюдается запаздывание формирования двигательных функций, речи, смены этапов сюжетно-ролевой игры, замедление темпа интеллектуальной деятельности при общей повышенной утомляемости.
Анализ разных вариантов задержанного развития показывает, НТО для них всех характерна мозаичность поражения, при которой наряду с нарушенными функциями имеются и сохранные. Психике таких детей свойственны фиксация на более элементарных связях, замедленность формирования иерархических взаимодействий, что приводит к задержке инволюции более ранних форм.
Большая сохранность систем регуляции предопределяет лучший прогноз и возможности коррекции задержанного психического развития по сравнению с недоразвитием.
Поврежденное развитие связано с более поздними сроками (после 2 - 3 лет) патологического воздействия на мозг, когда часть мозговых систем уже сформирована. Примером такого развития может служить органическая деменция, при которой особенности дизонтогенеза определяются сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). При этом характерны расстройства эмоциональной сферы, нередко сопровождающиеся растормаживанием влечений, нарушениями целенаправленной деятельности. Повреждение ведет к изоляции отдельных систем, распаду иерархических связей, грубому регрессу интеллекта. При нарушении, возникшем в дошкольном возрасте, наблюдаются расстройства игровой деятельности в виде |е стереотипности, однообразия действий. Если же оно наступило и младшем школьном возрасте, может отмечаться довольно сохранная речь при элементарности учебных навыков, резком снижении интеллектуальной работоспособности и в целом учебной деятельности. В структуре поврежденного психического развития
сочетается регресс психических функций со стойкой их фиксаци ей на ранних этапах формирования.
Дефицитарное развитие бывает обусловлено тяжелыми нару шениями отдельных систем -* зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, наиболее тесно с ним связанных, а также к замедлс нию развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушение развития частных психических функций тормозит психическое развитие в целом. Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других, что способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрительной системы приводит к недоразвитию координации между речью и действием; поражение слуховой системы - к трудностям координации между мышлением и речью. Решающее значение при дефицитарном типе психиче ского развития имеет потенциальная сохранность незатронутых сенсорных структур, интеллектуальной сферы, систем регуляции. Компенсация возможна лишь в условиях адекватного воспитания и обучения.
Наиболее характерным примером искаженного развития является ранний детский аутизм (РДА). В этом случае в формировании психических функций наблюдается иная последовательность, чем при нормальном развитии: становление речи у детей опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление складывается раньше предметных навыков. Большое значение при искаженном развитии приобретают явления изоляции, при этом функции, развивающиеся ускоренно, не оказывают поддерживающего влияния на развитие других, не «подтягивают» их. Важный признак РДА составляют трудности освоения навыков целенаправленного поведения. Это может проявляться в расторможенности, в отвлекаемости таких детей. Предложенная взрослым цель, речевая инструкция никак не регулируют их поведение, они не в состоянии отвлечься от непосредственных впечатлений, которые разрушают организующее влияние взрослого. Другим вариантом искаженного поведения могу: быть пассивный уход в себя, безразличие, отсутствие реакций на окружающее.
Причинами таких искажений являются болезненно повышенная чувствительность эмоциональной сферы с плохой переносимостью обычных по силе воздействий внешней среды; склонность к фиксации на неприятных впечатлениях (отсюда - готовность к страхам) и слабость общего и психического тонуса, обусловлива ющие низкую способность к сосредоточению внимания, к фор мированию произвольных форм поведения, повышенной пресыщаемое™ в контактах с окружающими, в том числе с близкими людьми (Никольская О. С, 1997, 2000). Страхи и дефицит обще
пня приводят к отставанию аутичного ребенка в социальном раз-питии.
Отличительная особенность дисгармонического развития состоит по врожденной либо рано приобретенной диспропорциональности формирования психики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером такого развития является психопатия - патологическое развитие характера, для которого свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. О наличии данного отклонения можно судить по тому, что наблюдаемые нарушения имеют тотальный характер, проявляются в разных сферах жизни на протяжении длительного времени и приводят к социальной "к-(адаптации (Ганнушкин П. Б., 1933).
Возникновение психопатий бывает обусловлено либо наследственными, генетическими факторами (конституциональные психопатии), либо экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза (органические психопатии), либо влиянием длительно действующих неблагоприятных средовых факторов и условий воспитания. Степень выраженности психопатии и осо-■Нности проявлений зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.
Дисгармоническому развитию свойственны сочетание ретардации одних систем с акселерацией других, развитие, сходное с искаженным, но вызванное иными причинами, нарушение иерархии в последовательности формирования психических функций. Например, при шизоидной психопатии часто наблюдаются высокий уровень развития интеллекта, раннее возникновение познавательных интересов в сочетании с трудностями овладения двигательными навыками (например, навыками письма), эмоциональной неадекватностью, неконтактностью.
2015-2020 lektsii.org -
Избавиться от чувства неполноценности помогает гиперкомпенсация – один из защитных механизмов психики человека. Как и все бессознательные , эта реакция не идеальна. Она не решает проблему, а маскирует, и в любой момент может дать сбой или усугубить состояние личности.
Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».
Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:
- навязчивость и болтливость стеснительного человека;
- сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
- демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
- пассивного и слабого человека;
- рискованное поведение нерешительного человека;
- стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.
При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.
Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.
Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.
Гиперкомпенсация и компенсация
Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.
Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.
Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.
Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.
Причины гиперкомпенсации
Источник гиперкомпенсации – . Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:
- реальный физический недостаток;
- вымышленный недостаток.
Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.
Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем , чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.
Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают . Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – , гиперкомпенсация в виде анорексии.
Влияние социальных , попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те , задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.
Признаки гиперкомпенсации
Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:
- хвастовство.
В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.
Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.
Итоги
Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.
Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в и , психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.
Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).
Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ. Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация).
С этими способами психологической защиты мы встречаемся на каждом шагу и используем их сами, успешно или безуспешно - это уже другой вопрос.
Когда я встречаю например, «качка», то немедленно задаю себе вопрос а какие же у него проблемы? Здесь я, естественно, не рассматриваю случаи, когда компенсировать просто нечего,- есть и такие индивиды, но мы не занимаемся сейчас зоопсихологией А вот что же заставляет по видимости здорового молодого человека истязать себя, безжалостно тренировать свое тело, часто превышая пределы допустимого, если он, конечно, не профессиональный cпoртсмен? Желание походить на Сталлоне, соответствовать - внешне - идеалу сверхмужчины, супермена? Чаще всего - это неуверенность в себе, неумение вести себя с девушками, иногда - сексуальная неудача. Возможно также, в детстве его били ребята во дворе, а он не умел дать сдачи…
Иногда такая сверхкомпенсация творит чудеса: вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, преодолевшего свое косноязычие, или многих ныне знаменитых спортсменов, начавших занятия физкультурой, чтобы избавиться от хилости и болезней (таков, например, путь в спорт хоккеиста Валерия Харламова) Но бывает, что побуждение компенсировать свои недостатки, абсолютно здоровое желание доказать себе, что «могу, и не хуже других!» переходит в болезненное стремление всегда и всюду доказывать свою полноценность, становится самоцелью. Человек уже не занижается компенсацией своих недостатков, чтобы жить более полноценно, а живет для того, чтобы демонстрировать всем и всюду себя и свои достижения. Результат бывает очень печален, особенно, например, если большой или маленький начальник пытается компенсировать недостаток ума и компетентности.
Кстати, сексопатологи хорошо знают, что под одной из разновидностей синдрома донжуанизма (надеюсь, не надо пояснять?) скрывается импотенция: страдающий ею мужчина компенсирует свой дефект тем, что завоевывает женщину, доводит ее до «последней черты» и тут же бросает, переходя к следующей жертве. Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной. Кстати, при другом варианте донжуанизма «герой» может страдать психической несостоятельностью: женщина его привлекает только до момента первого обладания, после этого он теряет к ней всякий интерес и, снова одинокий, устремляется на свои бесконечные поиски. От таких «донжуанов», не знающих любви, надо отличать тех, кого мы часто в жизни называем донжуанами, или, проще говоря, бабниками,- здоровых молодых людей, обладающих избытком жизненных сил, горячим темпераментом и физическими данными себе под стать, которые вовсю наслаждаются жизнью. Таков Дон Жуан Байрона.
Просто компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет человека реализовывать себя в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация, и это понятно строить заново всегда легче, чем ремонтировать и перестраивать, в чем мы все наглядно убедились на примере канувшей в лету перестройки. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжий мальчик-увалень, изгой в ребячьей компании, который зато лучше всех учится и впоследствии становится выдающимся ученым, оставляя далеко позади сверстников; некрасивая девушка, заставляющая за умными разговорами почти забыть о своей внешности, и т. п. Благодаря компенсации человек может развить свою личность, интеллект, реализовать себя, несмотря на свою действительную или мнимую ущербность, а может быть, и благодаря ей,
Крамольная мысль? Что ж, тогда давайте перейдем на конкретные личности. Вернемся немного назад, к тому, что уже стало достоянием истории. Трансляция I Съезда народных депутатов СССР - его смотрела тогда вся страна. И все видели, как депутат Илья Заславский, сильно хромая, поднимался на трибуну и своим выступлением вызывал бурю страстей, но уж никак не жалость. Можно не соглашаться с его взглядами, но нельзя отрицать, что этот человек по складу характера, темпераменту, интеллекту - неординарный политик. Как бы сложилась его жизнь, если бы в детстве он мог бегать, играть, носиться со сверстниками? Мы этого не знаем, не будем строить догадки; впрочем, можно вспомнить, что жертвой полиомиелита был и всеми признанный, вписавший свое имя в историю золотыми буквами Франклин Делано Рузвельт.
Внутреннее ощущение ущемленности, заставляющее нас действовать, часто не соответствует степени выраженности реального дефекта, даже если он и существует. Например, все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в том, что огромную роль в его становлении и развитии сыграла его легкая врожденная хромота, которую он воспринимал очень болезненно. Может быть, именно поэтому он стал лучшим боксером-любителем Англии, переплывал Геллеспонт и считался (и был) покорителем женских сердец? И не явилось ли это субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников его поэтического творчества?
И здесь мы подошли еще к одному, может быть, высшему типу психологической защиты - СУБЛИМАЦИИ. Это перевод своих внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Внутренняя неудовлетворенность, преображенная процессом творчества, перестает быть таковой и становится источником, побудительной силой созидания. Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством можно проследить довольно явственную связь: например, известно, что Л.Н. Толстой, описывая дом Ростовых, в образе Сони выразил свое разочарование в жене (и даже дал ей то же имя), а в образе Наташи - свое восхищение сестрой жены, в которую был влюблен. Но чаще этот процесс происходит в скрытой форме.
Даже душевно больныx людей с глубоко нарушенной психикой может спасти причастность к искусству, вовлечение в творческую деятельность, иногда для них это последний шанс. Что же тогда можно сказать о людях здоровых? И не надо говорить, что ты бездарен и ни на что не способен: творчество - явление многоликое, вовсе не обязательно связаннее с наукой или искусством. Например, приготовление вкусного обеда тоже может быть проявлением творческих способностей, особенно в наших недавних обстоятельствах, когда готовить приходилось буквально из ничего. А какое удовольствие можно получить, творчески создавая свою семейную атмосферу!
Часто в нашей повседневной жизни психологическая защити проявляется так, что мы даже не подозреваем об этим. Как только не приходится изощряться нашей психике, чтобы уберечь нас, драгоценны с, от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, человеку свойственно всегда ощущать себя правым, поступающим достойно и красиво. В таких случаях может вступить в действие РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которая позволяет нам объяснить свои мотивы и поступки самым приемлемым образом. Например: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый. Я не люблю этого субъекта, потому что он подлец и сволочь (на самом деле я когда-то этому человеку сделал гадость, и потому я его не люблю, но не могу же я допустить, что сволочь - это я!).
Или вот еще один способ - ВЫТЕСНЕНИЕ Из сознания вытесняется все, чего не хочется знать. Человек может не верить ни своим глазам, ни ушам, а доверяет только своей версии событий, которая его устраивает. Некоторые владеют этим приемом виртуозно. Типичный пример: мать и жена, хозяйка дома, уверена, что домашние ее терроризируют, а она ведет себя как овечка. Если записать на магнитофон, как она кричит на близких, и дать ей прослушать запись, она может не поверить, что это ее голос. Или - от жены внезапно уходит муж, но внезапно только для нее, подруги пытались ее предупредить, поведение мужа изменилось давно, но она не верила ни им, ни своим глазам, да и сейчас уверена, что муж ее любит и вернется к ней, хотя он уже живет с другой. Как видите, такой способ защиты весьма успокоителен, но вовсе не всегда полезен для реальной жизни.
Существуют и другие способы психологической защиты, например: ПРОЕКЦИЯ, когда свои мотивы и действия приписываются другим людям (мелкий воришка убежден, что «все вокруг воруют»; поступать как все - одна из норм традиционной морали); стремление слиться с ПРИРОДОЙ (совсем не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуска на лоне природы, не считаясь с неудобствами).
А что же происходит, когда не срабатывают эти или другие, реже встречающиеся, нормальные механизмы психологической защиты? Тогда, чтобы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, обычно вступают в действие другие механизмы - патологические. Увы, далеко не всегда эти способы защиты, сохраняя ядро нашей личности, помогают нам приспособиться к окружающему миру, чаще наоборот: невроз, депрессия, уход в болезнь - это тоже психологическая защита, только не самая лучшая, но, во всяком случае, она позволяет избежать ответственности.
Бывает, доходит до курьезов: известно, например, как внезапное помрачение сознания однажды спасло весьма легкомысленную даму. Когда, как в анекдоте, внезапно вошел муж и застал ее раздетою вдвоем с любовником, ей привиделось, что она на пляже. Она потребовала, чтобы муж подал ей полотенце: разве он не видит, что ей холодно?.. Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, а больных - за отдыхающих. Через два дня муж пришел ее навестить с цветами, через три - простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все: и содержание своего бреда, и то, что было до этого.
Он без понимания подавляет часть себя и культивирует то, что ему кажется достойным внимания окружающих. Когда есть подавление, возникает компенсация.
Человек хотел быть добрым, щедрым, он развивал эти качества, у него это даже получалось - его компенсацией будет жадность . Другой старался экономить, лишнего не тратить, урезал свои желания – в качестве компенсации он будет излишне тратить деньги. Если кто-то подавлял сексуальную энергию – он станет одержим сексом. Где бы человек не исказил свою энергию, то есть, если он не занимался тем, чем хотел - он станет одержим именно этим. Осознает ли человек то, что искажает свою энергию или не осознает, позволяет ли проявиться компенсации или не позволяет - она исподволь все равно проникает в его поведение , в его фантазии, в его разговоры.
Поэтому основная задача человека - это быть тем, кем он есть, встретиться с самим собой. Если существует подавление, значит обязательно будет возникать компенсация. И человек может наблюдать, как работает этот механизм. Будучи к себе внимательным он может увидеть, что если он чего-то боялся, что-то не хотел делать, что-то избегал, подавлял, то в следующем моменте он обязательно будет делать что-то противоположное. И так из одной крайней точки в другую.
Если человек окончательно подавленный, урезанный в своей энергии, тогда он, практически парализован в своих желаниях, в жизни - он «мертв». Если у него есть только подавление, без компенсационной части – он «умер» ровно настолько, насколько у него нет компенсации. Потому что компенсация – это показатель живости. Она не против, она говорит о том, что человек еще живой, что он еще можете выйти из своей ограниченности и замкнутости, что он еще не весь психический процесс жестко контролирует, и поэтому у него возникают компенсационные вещи. Если же подавление своих порывов, импульсов, желаний «капитальное», то человек «умирает» раньше смерти, он становится мертвым еще при жизни…
Компенсация – это живость, это показатель, что сколько бы человек ни урезал себя, у него еще есть живая энергия, которая не будет находиться в таком подавленном состоянии, а будет вырываться из-под контроля и заставлять его делать такие вещи, которые он никогда бы не согласился сделать добровольно. Эта живая энергия заставляет его жить, и компенсация – это только показатель живости, показатель того, что не вся энергия подвержена контролированию.
На любое искажение или подавление энергии всегда будет компенсация. И, если наблюдать свои подавления и компенсаторные проявления, то можно увидеть целостную картину. Компенсация – это баланс.