Матрица управления временем кови. Матрица управления временем стивена кови. Примеры ценностей и поясняющих утверждений

Прочитано: 16 825

Почему рушатся планы? Потому что в потоке повседневных дел мы стремимся к выполнению срочных дел, забывая о важных и обязательных. В чем разница? В правильности приоритетов! Не всегда важные дела являются срочными, а срочные – важные. Как так? Очень просто. И разобраться с этим помогут «квадранты Кови». Второе их название – матрица приоритетов Эйзенхауэра.

Важно и срочное: термины и уточнения

Важность и Срочность.

Срочные дела требуют немедленного, незамедлительного участия или решения. Их надо делать моментально, иначе случится пожар, форс-мажор, катастрофа. Срочные дела нуждаются в реактивном реагировании, заставляя отменять все планы и важные дела.

Важные дела подразумевают . Они нужны для достижения поставленных глобальных целей, предварительного решения важных задач, реализации возможностей. Занимаясь выполнением важных дел, человек достигает высоких результатов, успешности. Жизнь протекает четко, размеренно и целеустремленно.

К сожалению, важные дела в нашей жизни часто лишены приоритетного значения. Почему? Потому что вся повседневность направлена на решение срочных задач.

Как это исправить?

Использовать матрицу Эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов. Иногда для этой же цели рекомендуют квадраты времени Кови.

Чем различаются матрица квадрантов Стивена Кови и матрица дел Эйзенхауэра?

Собственно, ничем.

Оба метода подразумевают идентичные подходы к планированию. А разные названия получили из-за знаменитых разработчиков систем. Так уж получилось, что Дуайт Эйзенхауэр использовал в повседневной работе ту же технику, что описал в своей книге Стивен Кови.

Два великих человека. Два названия. Один метод.

Квадранты Кови: матрица структуры дел

Расстановка приоритетов по матрице Эйзенхауэра подразумевает градирование всех дел и задач на 4 блока по их важности и срочности выполнения:

  • важное/срочное;
  • важное/несрочное;
  • неважное/срочное;
  • неважное/несрочное.

Если сделать предварительно – выписать все ближайшие и далекие дела в один список, то можно легко заполнить любой квадрат Стивена Кови. Достаточно оценить значимость и срочность всех имеющихся задач.

Как делить задачи по матрице Эйзенхауэра?


Высокоэффективный тайм-менеджмент по матрице Эйзенхауэра

Если посмотреть на структуру каждого блока непредвзято, то видны особенности каждого квадрат:

  • Квадрат A – постоянный цейтнот, «пожар», нервы и реактивный ритм жизни.
  • Квадрат B – решение стратегических задач, проактивность, работа на результат и успех.
  • Квадрат C – хронофаги в их разных вариантах.
  • Квадрат D – прокрастинация.

То есть при определении приоритетов с помощью матрицы Эйзенхауэра внимания заслуживают только дела второго блока. А по факту занимаемся мы задачами «срочных» квадратов», тратя нервы и отвлекаясь на ненужные факторы.

Что делать с этими знаниями?

Все очень просто. Планирование времени в соответствии с матрицей Эйзенхауэра подразумевает проактивный подход и применение лучших инструментов тайм-менеджмента.

Использовать можно:

  • С – отвлечения всех видов, которые нужно контролировать и держать в узде.
  • D – бессмысленное времяпровождение, которое легко заменить заслуженным запланированным отдыхом после выполнения дел.

Кто-то думает, что домохозяйкам не нужно планирование и четкий график. Все наоборот.

Бесконечно занятые собой и детьми женщины более чем кто другой нуждаются в правильной структуре дня.

Матрица срочности и важности матрица Эйзенхауэра – удобное упражнение, помощник и советчик на каждый день. Использование квадрантов Кови значительно снижает уровень стресса в повседневной жизни и делах.

Одним из важных моментов достижения успеха является . Первые попытки в этом направлении состояли в его систематизации посредством памяток, календарей и ведения дневников. В процессе эволюции люди пришли к выводу о необходимости правильной расстановки приоритетов. Сегодня перед обществом стоит задача эффективного управления самим собой для достижения поставленных целей и результатов. Более подробно суть такого метода раскрыл эксперт по менеджменту Стивен Кови. Матрица управления временем Стивена Кови стала поистине новаторским открытием. О ней и пойдет речь в этой статье.

Общие сведения

Виды деятельности, согласно матрице Стивена Кови , условно делятся на важные и срочные. Срочные дела обозначают маркером «сейчас». Это действия, требующие внимания и времени. Иногда они могут быть направлены на приобретение удовольствия, создание атмосферы занятости. Но, по сути, такие действия не всегда важны и могут не вести к достижению запланированных целей.

Результаты наших действий напрямую зависят от важных дел. Важными называют дела, которые помогают в осуществлении поставленных целей. Такие занятия иногда кажутся несрочными, но требуют особого внимания и незамедлительных действий.

Важными называют дела, которые помогают в осуществлении поставленных целей.

Стивен Кови обращает внимание на то, что, начиная любое дело, обязательно нужно представлять конечную цель. Если этого не сделать, понятия «срочно» и «важно» легко перепутать, тем самым ставя преграды на пути реализации замысла.

Суть матрицы времени

Визуальный образ матрицы времени Стивена Кови можно посмотреть . Далее рассмотрим каждую составляющую в отдельности.

Квадрат 1

Содержит дела, срочные и важные одновременно. В основном это кризисы и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в жизни. Такие трудности поглощают жизненную энергию человека и заставляют уйти от неурядиц к неважным и несрочным делам, которые заполнят свободное время, однако никакой пользы не принесут.

Результатом таких действий являются стресс, перенапряжение, вечная борьба, что абсолютно несовместимо со счастливой и успешной жизнью.

Квадрат 2

Включает в себя прояснение ценностей, укрепление отношений с близкими и важными людьми, долгосрочное планирование действий, восстановление сил для достижения целей и поиска новых возможностей. Такие дела являются важными, но часто откладываются в долгий ящик, поскольку считаются несрочными.

Данный квадрат оказывается самым эффективным потому, что дает результат, нацеленный на реализацию перспектив. Если тратить большую часть времени на осуществление вышеописанных действий, существует вероятность стать успешным человеком.

Результатом выполнения действий из 2-го квадрата является удовлетворенность жизнью, дисциплинированность, появление перспективы. Это ключ к управлению собственной жизнью.

Квадрат 3

К этому квадрату относятся ежедневные помехи, которые ложно считаются срочными. Сюда же включается реализация чужих желаний, если она опережает в важности дела из квадрата 2.

Освободившись от неважных занятий из этого сектора, стоит уделить свободное время квадрату 2, так как результатом упора на 3-й сектор является неразумная жертвенность, ложное представление о бессмысленности планов и целей.

Квадрат 4

Его считают сектором деградации, ведь данный квадрат содержит в себе неважные и несрочные дела. Сюда включают повседневные мелочи, отвлекающие внимание человека от реально важных дел, а также бессмысленное времяпровождение и зависимость от каких-либо дел (компьютерные игры, просмотр ТВ).

Вместо личностного развития человек теряет время, накапливает негативные эмоции и разрушает собственную жизнь бездействием и безответственным отношением к бытию.

Достоинства метода

Достоинства данного способа управления временем будут видны лишь тогда, когда будут приложены усилия для достижения целей, и заключаются они в следующем:

  1. Кови ориентирован не на вещи (в отличие от предыдущих поколений), а на людей. Личностное развитие и отдых занимают в этой теории значимое место.
  2. В организации собственного времени за основу берутся главные ценности человека, его жизненные ориентиры и интересы, а не только достижение материального достатка.
  3. Каждый день проводится осмысленно благодаря заранее поставленным целям и планам.
  4. Еженедельное планирование собственного времени помогает организовать собственный быт, сделать его осознанным и полезным.

Тайм-менеджмент Кови ориентирован не на вещи (в отличие от предыдущих поколений), а на людей. Личностное развитие и отдых занимают в этой теории значимое место.

Таким образом, управление временем 4-го поколения ориентировано на социальные взаимоотношения и положительный результат.

Матрица Стивена Кови представляет собой целую систему, знать и понимать которую недостаточно для того, чтобы достичь положительных результатов. Только приложив усилия и сделав опору на действия из квадрата 2, человек сможет добиться поставленных целей. Ведь известно, что от 20% усилий зависит 80% результата.

Три шага которые нужно сделать ДО любого планирования

Не поленитесь выполнить эти ТРИ ШАГА , и тогда ваши планы будут осмысленными, вы не остановитесь на полпути, а внешние события и обстоятельства не смогут вас остановить и запутать.

Эти три шага не обязательно их выполнить за один раз, можно за несколько "присестов"

Шаг №1. Определите свои ценности

Любое планирования начинается с определения ценностей и миссии - или ответа на вопросы: зачем я это делаю, что я бы хотел получить и каким хотел быть.

Когда поймете какая ценность для вас важна - запишите ее, а напротив напишите что для вас значит эта ценность в действии

Примеры ценностей и поясняющих утверждений:

Профессионализм
Поясняющие утверждения:
- я постоянно развиваюсь в сфере, которая мне интересна;
- я открыт к новым идеям и советам от более опытных коллег;

Командная работа:
- я умею работать в команде и действовать ради общего блага, заткнув свою гордыню и чувство собственной важности;
- я умею войти в положение другого члена команды и понять его мотивы, что им движет и что для него важно;

Взаимное уважение к супруге/супругу:
- я уважаю и ценю свою супругу
- я умею войти в ее положение, когда она нервничает и переживает и постараться успокоить ее
- даже когда я разнервничался и говорю сгоряча, я осознаю полностью насколько я уважаю свою супругу как личность и не позволяю себе обидные слова и действия

Когда вам трудно и вы действуете под действием эмоций и обстоятельств - открывайте свои ценности и перечитывайте их вслух, это позволит принимать обдуманные решения, за которые потом не придется сожалеть (ведь независимо от результата эти решение будут в соответствии с вашими ценностями)

Задание №1:

Пропишите свои ценности на бумаге, лучше всего на последней странице записной книжки, которую всегда носите с собой (или в заметках в телефоне).

Шаг №2. Опишите ваши роли

Роли отражают вас как личность, ваше место в семье, обществе и мире в целом.

Когда вы прописываете роли, вы понимаете каким бы вы хотели быть и как себя вести. И ваше поведение тогда будет принадлежать вам
Вполне возможно, что сейчас есть некоторые роли, которые вы выполнять не хотите и вам их навязали.

Примеры совмещения ролей:

Василий, основатель IT-компании:

- лидер в коллективе
а) Основные люди связанные с ролью: коллеги по работе

- предприниматель и новатор

а) Основные люди связанные с ролью: бизнес-партнеры, инвесторы
б) Поясняющие утверждения: я стараюсь объединить коллектив общей идеей, вдохновить на достижение общей цели

- муж
а) Основные люди связанные с ролью: жена
б) Поясняющие утверждения: я любящий и заботящийся о своей жене муж, я верен ей и уважаю ее и поддерживаю в трудные минуты

- сын
а) Основные люди связанные с ролью: мать и отец
б) Поясняющие утверждения: я люблю и уважаю свои родителей, я забочусь о них и помогаю им своим вниманием и деньгами

Анна, руководитель HR-службы:

- руководитель HR службы
а) Основные люди связанные с ролью: руководитель, сотрудники, кандидаты в сотрудники
б) Поясняющие утверждения: я внимательно отношусь к своим сотрудникам, умею их выслушать и понять их точку зрения

- мать:
а) Основные люди связанные с ролью: сын
б) Поясняющие утверждения: я любящая мать, которая всегда найдет время для воспитания своего сына и чтобы подарить ему любви и ласки

- жена
а) Основные люди связанные с ролью: муж
б) Поясняющие утверждения: я любящая и верная жена, которая умеет слушать своего мужа и вдохновляет его на достижения

Задание №2:

Пропишите важные для вас роли и напишите идеальное их исполнение. Например: вместо Вася - муж, лучше: Вася - муж, который умеет выслушать, понять свою жену, и находит время на семью (минимум 1 час теплого общения), даже если завал на работе.

Шаг №3. Напишите заявление о своей миссии

Личная миссия должна отражать все, в чем вы хотите поучаствовать за свою жизнь, что хотите сделать и каким человеком хотите быть.

Она требует углубления в себя, тщательного анализа, продуманных выражений и многих переработок в поисках окончательного варианта. Могут пройти недели, даже месяцы, прежде чем вы полностью удовлетворитесь сделанным, почувствуете, что у вас получилось исчерпывающее и сжатое изложение ваших сокровенных ценностей и устремлений. И даже тогда вы будете регулярно возвращаться к написанному, внося некоторые коррективы по мере того, как с годами будут изменяться ваши взгляды и обстоятельства. Но в основе своей ваша Личная Миссия становится вашей конституцией, четким выражением вашего видения и ваших ценностей. Она становится критерием, по которому вы измеряете все в своей жизни.

Написание и пересмотр Личной Миссии меняет вас, поскольку заставляет глубоко, тщательно продумывать свои приоритеты и приводить свое поведение в соответствие с убеждениями. Когда вы делаете это, другие люди начинают ощущать, что вами управляет не окружающая среда и не то, что с вами происходит в жизни.

Вы обладаете чувством Личной Миссии в отношении того, что вы пытаетесь делать, и это доставляет вам радость.

Ответы на эти вопросы помогут вам составить вашу Личную миссию:

1. Чего вы хотите добиться в профессиональной жизни

2. Чего вы хотите добиться в личной жизни , что окажет наибольшее положительное влияние на всю вашу жизнь?

3. Каким человеком я хочу быть (например, сострадательным, трудолюбивым, с чувством юмора, ответственным и т.д.)

4. Все что я хочу сделать за жизнь и какой след оставить на земле (например, побывать в 30 странах, защитить докторскую, заработать и отложить $1 млн)

5. Все что я хочу иметь (например, новый дом, в 10 минутах от моря, яхту 12 футов, пенсионный счет с накоплением $1 млн и пассивным доходом $10 тыс. в месяц)

6. Чтобы вы хотели услышать о себе (представьте что вы празднуете свой 80й День Рождения, вокруг вас собрались коллеги, друзья, родственники). Каким они должны вас запомнить? Чтобы вы хотели чтобы они сказали?
- члены вашей семьи
- друзья
- соседи
- коллеги

7. В какие моменты своей жизни я испытывал самое больше счастье и удовлетворение?

8. Какие из профессиональных видов деятельности приносят мне самое большое удовольствие и удовлетворение?

9. Что в личной жизни представляет для меня самую большую ценность?

10. Какие таланты и способности у меня есть или какие я хочу иметь?

Пример личной миссии

Я люблю свою семью, забочусь о жене и детях, а также о своих родителях. Я трудолюбивый и упорно тружусь над своим благополучием. Я стал профессионалом в области маркетинга и продаж. Изучение новых трендов и идей приносит мне наибольшее удовлетворение. Я действую в соответствии со своими ценностями, и не переживаю если что-от не получается сейчас, я знаю что это обязательно получится в дальнейшем. Я иду по жизни с улыбкой и благодарю за каждый прожитый день. После себя я оставлю здоровых детей и внуков, а также идеи по маркетингу и продажам, которые будут использовать тысячи людей.

Задание №3:

Останьтесь один на один с собой в тихом месте и напишите вашу личную миссию. Сделайте это сперва на черновике, а потом перепишите в ежедневник или телефон, который у вас всегда под рукой.

Общая схема планирования

После того как вы определились с ценностями и описали их, вы можете приступать к определению целей.

И вот важные мысли которые стоит запомнить:

а) цели должны соответствовать вашим ценностям , которые вы детально
описали;

б) цели должны быть сбалансированными с вашими ролями - не нужно
увлекаться какой-то одной ролью (например ролью Руководителя компании), и при
этом уделяя недостаточно внимания другой роли (например роли Мужа);

в) цели распределяйте в порядке важности или приоритетности;

г) цель должны быть конкретными и со сроками выполнения (по технике SMART );

д) большие цели нужно разбивать на "узловые пункты (УП)" - так я их для себя
назвал. Именно узловые пункты для вас являются очень сильными мотивирующими
звеньями для достижения глобальной цели. Двигаясь постепенно от одного
узлового пункта к другому, вы набираетесь мотивации и уверенности в конечном
результате. А энтузиазм и воодушевление самые важные факторы успеха.

Любую цель разбивайте на этапы (узловые пункты) и описывайте их конкретно и измеримо, а также ставьте дедлайны или сроки к которым эти цели и узловые пункты должны быть выполнены.

Для разложения целей на этапы удобно использовать таблицу Excel, а также Mind-карту. В таблице детально опишите конкретные шаги по выполнению цели и дедлайны.

Описывайте цели наоборот….

Попробуйте описать достижение цели не с начала, а с конца. Подумайте какой предыдущий простой шаг предшествовал достижению цели? А какой был перед ним? А перед ним и т.д.

Пример разложения цели на подцели или этапы

В примере основная цель - написание обзорной статьи с самыми известными трудами по личной эффективности.


Задание №4:

Запишите 3 самых важных для вас цели в различных сферах жизни. Распечатайте или перепишите их в свой ежедневник. Фишка: промежуточные этапы удобно записывать карандашом , чтобы удобно было их менять местами.

Все дела которые мы совершаем можно классифицировать по определенным признакам. Стивен Кови предлагают очень удобный стиль отображения в виде матрицы


Есть дела срочные и важные (например звонок телефона, или подготовка к экзамену за день до него) - такие дела мы относим к квадранту "I. Необходимость ", от них никуда не отвертишься, их нужно выполнять иначе будет трудно. Но если заниматься только ими, то наступает кризис, депрессия, синдром трудоголика.

Есть дела, срочные но неважные (например коллега просит вместо него пообщаться с клиентом, или вас приглашают на совещание которое состоится через час, но для вас там будет немного пользы) - квадрант с этими делами назовем "III.Разочарование". От таких дел нужно научиться отказывать с улыбкой и без ощущения чувства вины. Сперва будет трудно, и возможно многие на вас будут обижаться, но если вы этого делать не будете тогда ваше окружение будет думать, что вы это делать обязаны и начнут вас использовать. И потом попробуйте доказать что вы это не должны делать, а сделали один раз просто из жалости...

Есть дела неважные и несрочные , тысячи людей вечером приходят после работы, ложатся на диван, включают телевизор и... тратят время на неважное и несрочное, квадрант с этими делами назовем "IV. Излишества ". Регулярно делая дела из этой группы, вы становитесь ленивее, глупее и постепенно теряете жажду к жизни и мотивацию достигать результатов и становиться лучше.

И наконец дела важные и несрочные, их отнесем к квадранту "II. Эффективность" - это самое продуктивное наше времяпровождение! Выполняя эти дела мы не бежим как белка в колесе (как в случае с квадрантом "I. Необходимость"), мы работаем не спеша, у нас есть возможность сосредоточиться и спокойно делать то, что было запланировано изначально и приведет нас к цели.

Особенность выполнения этих дел:
а) вы должны быть сильно замотивированы делая дела из этой группы , т.к. результат по ним появится не сразу;
б) иногда срочные неважные дела (квадрант III. Разочарование) выполнить проще чем несрочные но важные дела, и тогда мы облегчаем себе участь и выполняем первыми дела из квадранта III., вместо квадранта II. Эта проблема решается волевым усилием, когда иногда неприятные или сложные но важные дела мы выполняем первым делом.

Живите в квадратах 1 и 2, распределяя дела между собой, и тогда ваша жизнь будет сбалансированной и продуктивной.

Начинайте день с важного и сложного….

Кстати очень полезный практический совет: с утра придя на работу, вместо того чтобы лезть в соц. сеть или проверять электронную почту на предмет срочных (но не всегда важных) вопросов, начните рабочий день с важного и сложного дела, поработайте над ним пару часов, потом сделайте передышку в виде проверки e-mail"ов и разговоров по телефону.

Задание №5:

Возьмите 3-4 дела которые вы сделали за последние 2 часа и классифицируйте их по матрице Кови

Как составить план на неделю

План на неделю позволяет вам не сбиться с пути и двигаться в соответствии с вашими долгосрочными планами.

Когда составляете план на неделю помните о трех вещах:

1) делайте это до начала рабочей недели ;

2) делайте это в спокойном месте в котором вас никто не будет отвлекать, выделив на это 30-60 минут;

3) первым делом запланируйте отдых и время с семьей, потом все остальное (иначе на это не хватит времени)

В план на неделю включайте только важные дела или как их называет Стивен Кови - "крупные камни", показывая на примере ведро, которое эффективно нужно заполнить камнями: сперва укладываем туда крупные камни (планируем сперва важные дела ), потом насыпаем гальку (мелкие повседневные дела) и только потом песок (случайные и мимолетные задачи).

Большинство крупных камней относятся к квадрату 2 (Важное, но не срочное)

Пример еженедельного плана

Для удобства распечатайте план на плотной бумаге и сделайте его закладкой в ежедневник, а также запланируйте в нужные дни время под мероприятия, которые вы написали в плане

Таким образом, С. Кови выделяет в управлении временем следующие недостатки:

  • неспособность верно расставлять приоритеты;
  • неспособность или нежелание организовывать себя на основе этих приоритетов;
  • недостаточная дисциплинированность, чтобы действовать на основе приоритетов.

1. Прием целеполагания (четкие формулировки целей). Дифференциация на краткосрочные и долгосрочные, большие и малые цели.

2. Учет планов и индивидуальных биоритмов человека.

3. Эффективное использование времени ожидания (в общественном транспорте, в очереди, в пробках).

4. Многие документы, схемы, материалы можно фотографировать, а не переписывать. Неплохо бы завести «Тетрадь для всего», поскольку заметки на бумажках часто теряются.

5. Создавать сеть контактов (NETWORKING).

Таким образом, максимально конкретная постановка целей и задач, краткосрочное ежедневное планирование, учет использованного времени и оценка эффективности помогут успешно претворять в жизнь практически любые планы.

Наиболее популярной в мире является методика «Getting Things Done », которую предложил американец Дэвид Аллен. Ее основная идея – перестать хранить дела «в голове», а вести их учет, составляя так называемые «ToDo -списки ». Как только индивид получает задачу на исполнение, он должен ее тут же поместить «в корзину» – временное хранилище информации. Корзиной может быть как реальный лоток для бумаг, так и просто блокнот для записи поступающих дел. Основная идея «корзин» – не упустить полезную информацию и получаемые задачи. Согласно данной методике, «корзины» необходимо регулярно «разгребать». Во время этого процесса каждый элемент корзины рассматривается и может переноситься в «ToDo-списки», в календарь, перепоручаться или просто удаляться. Автор также предлагает организовывать задачи в проекты по принципу системной иерархии. Каждую задачу можно детализировать, разбивая ее на более мелкие шаги. Также Getting Things Done вводит понятие контекстного планирования, существующего в привязке людям, местам и событиям. Например, некоторые задачи могут быть выполнены только на работе или, наоборот, только дома. Группируя дела по контексту «Телефон» можно сразу составить список телефонных звонков. Методика Getting Things Done очень строго относится к планированию, но очень подробно расписывает систему тайм-менеджмента, включая туда и основы управления персональной информацией.



На Западе большую популярность набирает методика Марка Форстера «Автофокус». Она представляет собой скорее не систему организации задач, а способ их выполнения. Суть первой версии «Автофокуса» заключается в составлении списка всех дел на нескольких страницах, которые просматриваются друг за другом. Как только на странице обнаруживается задача, которая выделяется по ощущениям как дело, которое хочется сделать, то она выполняется. Если задача при этом не завершается до конца, то она вычеркивается и дописывается в конец списка. Работа на странице продолжается до тех пор, пока задачи не перестанут выделяться. Оставшиеся задачи вычеркиваются из списка. Таким образом, прорабатываются все страницы. Данная технология позволяет выполнять те дела, которые действительно хочется сделать, да и какая-либо задача кажется более легкой, если необходимо совершить выбор между ней и оставшимися задачами. Система позволяет найти баланс между рациональностью и интуицией и хорошо подходит тем людям, которые не любят заранее расписывать крупные планы. Как отмечает автор, многие так увлекаются выполнением задач из списка, что им сложно бывает остановиться. Сторонники данной методологии стараются ее постоянно улучшать, и на данный момент у нее уже есть четыре версии. При этом в разных версиях суть системы остается такой же, немного меняется только алгоритм отбора задач. «Автофокус» не связывается с жизненными целями, но предлагает очень подробный и четкий алгоритм оперативного тайм-менеджмента.

Таким образом, мы видим, что существует множество разнообразных методик организации времени. Они не являются взаимоисключающими и при желании можно использовать комбинации различных методов, выбирая наиболее удобную и подходящую для индивида систему тайм-менеджмента,

С развитием информационных технологий появляется все больше способов вести гибкие, быстрые и удобные системы личного тайм-менеджмента. При этом развитие интернет-сервисов, а также популярность сверхтонких клиентов (программ, работающих через браузер) приводит к тому, что количество он-лайн средств уже обгоняет количество отдельно устанавливаемых на компьютер программ. Таким образом, при формировании собственного комплекта инструментальных средств можно использовать реальные предметы (блокноты, лотки для бумаг), интернет-сервисы и работающие независимо от наличия сети программы. Бумажные средства, прежде всего, удобны своей простотой, понятностью и осязаемостью. Например, каждый прожитый день может выражаться отдельным листиком в ежедневнике, и форма записи может быть практически любой – все зависит от того, что способна нарисовать рука. Также большими достоинствами реальных инструментов являются независимость от энергообеспечения, минимальное время на обучение и нетребовательность к техническим навыкам. С другой стороны, программы и интернет-сервисы при должном умении и правильном подборе электронных инструментов под свои нужды открывают огромные возможности. Например, перенос встреч, дел или других событий происходит за считанные секунды и не требует стираний и зачеркиваний строк в ежедневнике. Программы для ведения списка дел дают возможность создать иерархию задач, а потом проводить необходимые выборки из созданной базы. Например, можно расписать пошагово все свои текущие проекты, ставя их в зависимость от жизненных целей, а потом из этого списка вывести только дела на сегодня или задачи, требующие звонка по телефону. В интернете уже достаточно много сайтов, которые дают возможность управлять одним из самых важных элементов тайм-менеджмента – списком дел. Есть как и сервисы с большой функциональностью, полностью отвечающей методике GTD, так и совсем простые, но, зато, очень удобные в использовании. Также набирают оборот проекты, реализующие отдельные инструменты самомотивации или организации времени. При этом они предлагают некоторые дополнительные вкусности, которые не могут дать оффлайн-программы или бумажные средства. Например, сайт worktrek.com позволяет не только вести календарик-пинарик (средство для повышения ощущаемости каждого прожитого дня), но и смотреть усредненную статистику по всем пользователям. Проект для ввода регулярных дел в привычку advirtus.com помимо предоставления своей основной функции вносит и интересный социальный инструмент – возможность участвовать в общем рейтинге и брать себе задания, созданные другими пользователями. Достоинством отдельно устанавливаемых программ является отсутствие необходимости в доступе к Интернету. Также они позволяют лучшие графические возможности, а, зачастую, и более быстрый и удобный интерфейс. Например, программа для ведения списка дел MyLife Organized предоставляет огромные функциональные возможности, которыми не может похвастаться ни один онлайн-сервис, но, при желании, ненужные элементы можно просто спрятать. Большим недостатком современных технических средств тайм-менеджмента можно назвать слабую мобильность. Но многие программы и сервисы уже имеют упрощенные версии для мобильных телефонов, а также при необходимости дают возможность быстро и просто распечатывать материалы. В целом, глядя на развитие электронных инструментов, можно сказать, что они уже позволяют разным социотипам сделать выбор наиболее удобных для себя средств и если не полностью, то хотя бы частично уйти от традиционного бумажного планирования, выиграв при этом в скорости, возможностях и удобстве.

2.6. Механизм целеполагания как индивидуальный
стратегический выбор.

Целеполагание - процесс моделирования результата еще не осуществленной деятельности , представленной чаще всего образом, мысленной моделью будущего продукта, качественными или количественными характеристиками, или системой знаков и понятий.Целеполагание выполняет побудительную, познавательную, управляющую функции . Сам акт целеполагания включает в себя:

Диагностику, прогноз и проектирование, которые в совокупности обеспечивают понимание и определение цели деятельности; анализ объективных возможностей в реализации намечаемой цели;

Выбор форм, методов и средств с учетом общих, особенных и индивидуальных свойств субъекта;

Составление программы предстоящей деятельности.

При этом целеполагание происходит в условиях псевдосвободы выбора цели (Коган, 1999). Согласно этому принципу, в процессе целеполагания субъект обладает выбором текущих и стратегических целей, который ограничен как внешними, так и внутренними причинами. Причем эта ограниченность не всегда им осознается .

Важным моментом целеполагания в условиях псевдосвободы выбора является понимание этого процесса как несводимого к исключительно рациональной деятельности , опирающейся на достоверное знание. Только взаимосвязь рационального и эмоциального позволяет осуществлять деятельность в условиях неполной определенности. Причем чем больше неопределенность, тем большее значение имеет эмоциональная составляющая.

Целеполагание до настоящего времени относится к классу слабоструктурированных задач, решение которых в большинстве случаев обеспечивается неформальными методами, а эффективность зависит от квалификации исследователя, его интуиции, объема имеющейся в его распоряжении информации по рассматриваемой проблеме и возможности ее обработки в полном объеме.

Способность строить модели субъективного будущего в образах является определяющим свойством воображения . Именно воображение и расчет являются тем инструментарием , с помощью которого субъект строит прогноз развития ситуации , анализ которой, собственно, и позволяет ему сделать выбор . Другими словами, процесс мыследеятельности человека и, в частности, целеполагание принципиально не алгоритмизируется, благодаря чему человек способен действовать в неполностью определенных условиях .

Все, что не является сознательной приверженностью важному, является бессознательной приверженностью неважному.

Прежде чем начать эту часть, ответьте на следующие вопросы:

Какое вы знаете

Какое вы знаете

Если вы знаете , что эти вещи так сильно изменили бы вашу жизнь, почему вы ими не занимаетесь?

Пока вы размышляете над ответами, давайте рассмотрим два первейших фактора, которые обусловливают наш выбор относительно того, как нам распорядиться своим временем - срочность и важность. Хотя мы постоянно имеем дело с обоими факторами, один из них служит той базовой парадигмой, через которую мы смотрим на свое время и свою жизнь.

Четвертое поколение базируется на парадигме важности. Чтобы главное в вашей жизни заняло главное место, вы должны знать и делать то, что является важным, а не просто реагировать на срочное.

На протяжении этой главы я неоднократно буду просить вас тщательно изучить свои парадигмы. На результаты, которых вы добиваетесь в своей жизни, огромное влияние оказывает то, на какую парадигму вы опираетесь: парадигму срочности или парадигму важности.

НАРКОТИЧЕСКОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К СРОЧНОСТИ

Некоторые люди настолько привыкают к повышающим уровень адреналина кризисным ситуациям, что уже не могут обходиться без этих "доз" - только ими полнится их энергия, только в них они находят радость бытия.

Как ощущается человеком срочность? Как стресс? Напряжение? Давление? Усталость? Безусловно. Но давайте говорить честно. Это порой и возбуждает. Мы чувствуем себя полезными. Мы наслаждаемся успехом. И нам хорошо от этого. Когда начинается заваруха, мы заряжаем свой револьвер и скачем по степи в лучах заката, паля во все стороны и чувствуя себя героями.
Это приносит мгновенные результаты и мгновенное вознаграждение.

Разрешая срочные и важные проблемы, мы ощущаем временный кайф. Даже когда о важности речи нет, срочность обладает такой притягательной силой, что мы хватаемся за любые срочные дела, лишь бы оставаться в движении. Люди считают нас деловитыми, работящими. Это стало символом высокого общественного статуса - если мы в Делах, значит мы важны для общества; если же мы не деловиты, мы стесняемся в этом признаться.

В деловитости мы черпаем ощущение безопасности. Это тешит наше самолюбие, оправдывает наше существование, возвышает нас в глазах окружающих. Это так же хороший повод не заниматься тем, что является в нашей жизни главным.

"Я предпочел бы провести время с тобой, но мне нужно работать. Последний срок подходит каждая минута на счету. Ты, конечно понимаешь".

"У меня просто нет времени на физкультуру я знаю, что это важно, но у меня сейчас столько неотложных дел. Может быть, когда ситуация Умного прояснится".

Привычка к срочности временно заполняет пустоту, образуемую удовлетворенными потребностями, но она губительна для человека. Ведь она не удовлетворяет эти потребности, а лишь усиливает наркотическую зависимость. И побуждает нас ежедневно отдавать приоритет срочным делам.

Это влечение к срочности не менее опасно, чем любое другое из известных пагубных влечений. Прилагаемый ниже список характерных признаков наркотической зависимости почерпнут из литературы, не имеющей никакого отношения к управлению временем, а описывающей болезненное влечение к химическим веществам, азартным играм или перееданию. Но посмотрите, как все похоже!

Как хорошо это характеризует влечение к срочности! И наше общество поголовно заражено им. Куда ни глянь, влечение к срочности находит подкрепление и в нашей жизни, и в нашей культуре.

Роджер: Во время одного из семинаров по нашей программе я предложил группе старших менеджеров одной многонациональной фирмы оценить свои индекс срочности. Во время перерыва ко мне, криво усмехаясь, подошел менеджер из Австралии. "Не могу поверить! - воскликнул он, - я оказался настоящим наркоманом! И ведь это суть Культуры нашего бизнеса. Мы живем от кризиса до кризиса. Никто и пальцем не шевельнет, пока не скажешь ему, что дело срочное".

Пока он говорил, к нам подошел его заместитель. Они с минуту обменивались шутками по поводу случившегося, но в их шутках чувствовалась серьезная озабоченность. Затем старший менеджер повернулся ко мне и сказал: "Вы знаете, когда этот человек только начинал работать в нашей компании, он был другим. Но сейчас он такой же, как все".

Важно понимать, что срочность сама по себе - не проблема. Проблема возникает, когда срочность, а не важность, становится доминирующим фактором в нашей жизни, когда мы срочное считаем главным. Мы так заняты работой, что не находим времени остановиться и спросить себя, а делаем ли мы то, что нужно делать. И в результате пропасть между часами и компасом растет. Чарльз Хаммел в своей книге "Тирания срочного" пишет:

Важную задачу не всегда необходимо решать сегодня же или даже на текущей неделе... Срочные же задачи взывают к незамедлительным действиям... Их зову невозможно сопротивляться, он кажется таким важным, и он пожирает всю нашу энергию. Но если заглянуть в будущее, их обманчивая важность увядает. Испытывая чувство потери, мы вспоминаем о той действительно важной задаче, которую отодвинули в сторону. Мы начинаем, понимать, что стали рабами срочности.

Многие инструменты традиционного управления временем на самом деле лишь укрепляют эту зависимость. Ежедневное планирование, списки "что сделать" побуждают нас присваивать наивысший приоритет срочным делам. А ведь чем больше срочности в нашей жизни, тем меньше в ней важности.

ВАЖНОСТЬ

Многие важные вещи, приближающие нас к основным жизненным целям, обогащающие нашу жизнь, наполняющие ее смыслом, как правило не давят на нас, не взывают к нам. В силу их не срочности мы сами должны проявлять инициативу.

Предлагаемая ниже Матрица управления временем поможет нам более основательно разобраться с понятиями срочности и важности. Как видите, вся деятельность человека разбивается на четыре четверти, или Квадранта . Это четыре возможных типа расходования времени.

Срочные

Несрочные

В
а
ж
н
ы
е

I

Кризисы
- Насущные проблемы
- Проекты, встречи подготовки с поджимающими сроками выполнения

II

Подготовка
- Профилактика
- Прояснение ценностей
- Планирование
- Укрепление связей
- Восстановление сил
- Увеличение дееспособ ноети

Н
е
в
а
ж
н
ы
е

III

Некоторые телефонные звонки, почтовые отправления, отчеты
- Некоторые встречи
- Множество мелких неотложных дел
- Многие популярные виды деятельности

VI

Рутинные дели
- Некоторые телефонные звонки
- Пустая трата времени
- Эскапизм*
- Не относящаяся к де
лам почта
- Чрезмерное увлечение телевидением

*Эскапизм - стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий. - (Прим. ред.)

К Квадранту I относятся вопросы, которые являются одновременно и срочными, и важными. Именно об этом идет речь, когда мы имеем дело с разгневанным клиентом, пытаемся выполнить работу в срок, ремонтируем разбитую машину, подвергаемся операции на сердце или помогаем плачущему ребенку. Уделять время Квадранту I необходимо. Это здесь мы чем-то управляем, что-то производим, реагируем на многочисленные потребности и испытания, опираясь на свой опыт и здравомыслие. Игнорируя этот квадрант, мы оказываемся погребёнными за живо. Но мы также должны понимать, что многие важные дела становятся срочными из-за затяжки времени или недостаточной профилактики и планирования.

Деятельность, относящаяся к Квадранту II , включает дела важные, но не срочные. Это Квадрант Качества. Здесь мы осуществляем долгосрочное планирование, проводим профилактические мероприятия, расширяем свои знания и умения через чтение и непрерывное профессиональное развитие, размышляем, как мы можем помочь своему сыну или дочери в их проблемах, готовимся к важным встречам или вкладываем время в укрепление важных для нас взаимоотношений, внимательно слушая других людей. Увеличение времени, затрачиваемого на этот квадрант, повышает нашу дееспособность. Игнорируя этот квадрант, мы тем самым расширяем Квадрант I, увеличивая стресс и углубляя кризисы, так что они поглощают нас без остатка. С другой стороны, вложение времени в Квадрант II сокращает Квадрант I. Планирование, подготовка и профилактика позволяют не допустить превращения многих дел в срочные. Квадрант II не давит на нас - мы сами должны проявлять инициативу. Это Квадрант Руководства собой.

Квадрант III можно назвать призраком Квадранта I. Он включает дела срочные, но не важные. Это Квадрант-обманщик. Зуд срочности порождает иллюзию важности. Но на самом деле эти вопросы, если они вообще важны, важны для кого-то другого. В эту категорию попадают многие телефонные звонки, встречи, визиты случайных посетителей. Мы тратим массу времени в Квадранте III, удовлетворяя желания и потребности посторонних нам людей и считая, что находимся в Квадранте I.

Квадрант IV зарезервирован за деятельностью, которая не является ни важной, ни срочной. Это Квадрант Пустой траты времени. По идее он нам вообще не нужен. Но истощенные битвами в Квадрантах I и III, мы часто попросту "спасаемся" в Квадранте IV, оберегая самих себя. Какая деятельность относится к Квадранту IV? Это не обязательно отдых, потому что отдых в его истинном смысле восстановления и приумножения сил и способностей относится к ценной деятельности Квадранта II. Пустой тратой времени из Квадранта IV можно назвать чтение легкомысленных романов, привычно бездумный просмотр телепрограмм или сплетни на лавочке. Квадрант IV несет не выживание, а деградацию. Поначалу он может казаться конфеткой, но очень скоро мы убеждаемся, что это пустой фантик.

Сейчас, глядя на Матрицу управления временем, вспомните, как вы провели предыдущую неделю. Если вы распределите все, что делали в течение недели, по квадрантам, на какой квадрант придется основная часть времени?

Распределяя дела по Квадрантам I и III, будьте внимательны. Легко впасть в заблуждение, считая какие-то вопросы важными только потому, что они срочные. Самый простой способ разобраться, к какому квадранту отнести то или иное дело, - спросить себя, приблизила ли вас срочная деятельность к достижению какой-то важной цели. Если нет, то она, вероятно, относится к Квадранту III.

Если вы похожи на большинство людей, с которыми нам приходилось работать, то велика вероятность того, что основная доля вашего времени приходится на Квадранты I и III. И какова цена этого? Если вас влечет срочность, какие важные - может быть, даже главные - дела не получают времени и внимания с вашей стороны?

Еще раз задумайтесь о своих ответах на вопросы, заданные нами в начале этой главы:

Какое вы, знаете одно дело, которое внесло бы значительные позитивные изменения в вашу личную жизнь, если бы вы делали его постоянно и отлично?

Какое вы знаете одно дело, которое внесло бы значительные позитивные изменения в вашу профессиональную жизнь, если бы вы делали его постоянно и отлично?

Проанализируйте, к какому квадранту относятся ваши ответы. Мы смеем предположить, что это будет Квадрант П.

Мы задавали эти вопросы тысячам людей и обнаружили, что их ответы попадают в следующие семь ключевых категорий:
1. Улучшение навыков общения с окружающими.
2. Улучшение подготовки.
3. Улучшение планирования и организации.
4. Лучший уход за собой.
5. Поиск новых возможностей.
6. Самосовершенствование.
7. Расширение власти и полномочий.

Вся эта деятельность относится к Квадранту II и она важна. Так почему же люди не занимаются этими вопросами? Почему они не действуют в соответствии с данными ими ответами?

Вероятно, потому, что эти дела не срочные. Они не давят на них. Люди сами должны проявить инициативу.

ПАРАДИГМА ВАЖНОСТИ

Ясно, что в жизни нам приходится иметь дело с обоими факторами - срочностью и важностью. Но в повседневных процессах принятия решений, как правило, доминирует какой-то один из этих факторов. Проблемы начинаются тогда, когда мы исходим преимущественно из парадигмы срочности, а не важности.

Когда мы следуем парадигме важности, мы живем в Квадрантах I и П. Мы покидаем Квадранты III и IV и, уделяя больше времени подготовке, профилактике, планированию и расширению возможностей, сокращаем количество времени, необходимое нам для "тушения пожаров" в Квадранте I. Меняется даже сама природа Квадранта I. Мы пребываем там преимущественно на основе сознательного выбора, а не по умолчанию. Мы сами предпочитаем делать что-то срочно или своевременно, если это важное дело.

Один наш сотрудник поделился своим опытом:

Недавно одна из моих знакомых переживала личную драму. Я был в то время очень занят на работе и дома, но мне удавалось оставаться в курсе многих вещей и находить время для личностного роста и обновления. В один из таких напряженных дней, когда у меня были назначены три встречи, покупки ремонт машины и важный ленч, она позвонила мне. Я сразу понял, что у нее неприятности, и, отказавшись от намеченных дел, поехал к ней домой. Я знал, что назавтра мой день будет попон проблем из квадранта I, поскольку я не оставил себе времени на подготовку но это было важное, очень важное дело. Я предпочел оказаться перед необходимостью решать срочные проблемы, потому что чувствовал, что это было единственно правильное решение.

На наших семинарах мы часто просим людей определить, какие чувства у них ассоциируются с той или иной парадигмой. Говоря о срочности, они обычно упоминают стресс, усталость, неудовлетворенность. Но когда речь заходит о важности, они говорят об уверенности в себе, удовлетворенности, осмысленности, душевном покое. Вы тоже можете поупражнять. Что вы чувствуете, когда следуете той или иной парадигме? Эти ощущения могут многое сказать вам о тех результатах, которых вы добиваетесь в своей жизни.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО МАТРИЦЫ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ

Мы, конечно, понимаем, что в реальном мире нет такого прямолинейного, категоричного и логического деления всей жизни на четыре квадранта. Различия могут быть не только качественные, но и количественные. Внутри каждого квадранта могут быть разные степени развития, эти квадранты могут пересекаться.

Ниже приводятся вопросы, чаще всего задаваемые людьми относительно Матрицы управления временем:

  • Как узнать, что нужно делать в первую очередь из всего множества срочных и. важных дел? Эта проблема сопровождает нас на протяжении всей жизни. Именно она вызывает в нас ощущение, что мы должны пригнуться и двигаться быстрее, что бы успеть как можно больше. Но почти всегда есть какое-то одно дело, которое должно быть сделано в первую очередь. В каком-то смысле, это Квадрант I Квадранта I или Квадрант II Квадранта П. Как определить, что самое важное для нас в данный момент? Это один из первейших вопросов, к которому мы обратимся в последующих главах данной книги.
  • Плохо ли находиться в Квадранте I? Нет. Очень многие люди проводят значительную часть своего времени в Квадранте I. Главный вопрос - зачем вы там находитесь? Что доминирует в вашем Квадранте I - срочность или важность? Если доминирует срочность, то по мере снижения важности вы соскользнете в Квадрант III, - это влечение к срочности. Но если вы находитесь в Квадранте I из-за важности решаемых вопросов, то по мере снижения срочности вы окажетесь в Квадранте II. Квадранты I и II имеют дело с важными вещами; разделяет их лишь фактор времени. Настоящая проблема возникает, когда вы проводите время в Квадрантах ИГ и IV.
  • Где взять время для расширения Квадранта II? Если вы хотите больше времени проводить в Квадранте II, то основной источник резервов времени для вас - Квадрант III. Время, расходуемое в Квадранте I, является одновременно срочным и важным - мы уже знаем, что без него не обойтись. Мы понимаем также, что в Квадранте IV мы вообще не должны находиться. Но вот Квадрант III способен одурачить нас. Необходимо научиться оценивать дела и вопросы с точки зрения их важности. Тогда мы сможем востребовать время, теряемое на обманчивую срочность, и перенести его в Квадрант И.
  • Что если меня окружает атмосфера Квадранта I? Некоторые профессии по своей природе целиком относятся к Квадранту I. К их числу относятся, например, пожарные, многие врачи и медсестры, полиция, репортеры, редакторы газет; их работа - реагировать на срочные и важные вопросы. Но этим людям расширять Квадрант II еще важнее, чем другим, потому что время, затрачиваемое на Квадрант II, расширяет их возможности справляться с критическими ситуациями из Квадранта I, повышает их дееспособность.
  • Есть ли в Квадранте I дела, которые не оказывают на нас непосредственного давления, не требуют немедленных действий? Некоторые вопросы, не являясь в данный момент критическими, исподволь перерастают в проблемы, если мы своевременно не уделяем им внимания. Мы своей волей делаем их срочными. Кроме того, то, что для организации в целом может быть деятельностью из Квадранта II, - скажем, долгосрочные прогнозы, планирование и укрепление связей, - для руководителя организации может быть работой из Квадранта I. Это его непосредственная обязанность, а потребность в этих вещах может быть весьма велика, как и последствия их исполнения или неисполнения. Руководитель должен считать это срочной работой и проявлять инициативу.

Ценность Матрицы управления временем заключается в том, что она помогает нам понять, каким образом важность и срочность влияют на выбор нами того, как нам потратить свое время. Она позволяет нам увидеть, чему мы уделяем основное время. Мы можем также уяснить, что уровень господства срочности является уровнем, подчиненности важности.

ДРУГАЯ СТОРОНА СЛОЖНОСТИ

Подобно наркомании, влечение к срочности порождается чрезмерным употреблением болеутоляющих средств. Срочность временно снимает острую боль, вызываемую осознанием расстояния между компасом и часами. И некоторое время мы чувствуем себя очень хорошо. Но это удовлетворение быстро проходит, а боль остается. Просто увеличивая свою продуктивность, ускоряя свой бег, мы не можем добраться до причины боли, той хронической болезни, которая ее порождает. Мы лишь ускоряем решение второстепенных (или третьестепенных) вопросов, ничего не делая для того, чтобы излечить хроническую болезнь, причина которой в том, что главному в нашей жизни не уделяется главное внимание.

Чтобы добраться до хронических проблем, нужен иной образ мышления. Если обратиться к медицинской терминологии, мы должны понимать разницу между лечением и профилактикой. Лечение имеет дело с острыми симптомами болезни, профилактика же - с вопросами здорового образа жизни. Это две разные парадигмы, и хотя врач может исходить из обеих парадигм, одна из них всякий раз превалирует.

Стивен: Мне приходилось проходить обследование у многих врачей, исповедующих обе парадигмы, и в каждом случае подход был иным. Они искали разные вещи. Например, я имел дело с врачами, которые, исходя, в первую очередь, из парадигмы лечения, измеряли химический состав моей крови и сообщали мне, что, раз общий уровень холестерина не превышает 200, со мной все в порядке. Другие же врачи, для которых первичной была парадигма профилактики, исследовав мою кровь - в частности соотношение низкоплотных и высокоплотных липопротеинов и общего уровня холестерина, - говорили мне, что есть проблемы, что я нахожусь в зоне умеренного риска, и прописывали мне лечебную физкультуру, диету и медикаменты.

Большинство людей понимают, что значительная часть болезней связана с образом жизни. В ожидании "звонка" в форме, например, сердечного приступа, многие из нас живут в мире фантазий. Мы живем так, как хотим жить: не занимаясь спортом, неправильно питаясь, сгорая как свеча, подожженная с обоих концов, а когда возникают проблемы, ждем, что врачи соберут нас заново по кусочкам. С помощью лекарств можно снизить боль и подавить какие-то симптомы, но если мы хотим реально изменить ситуацию, мы должны проникнуть в корень проблемы, найти причину боли. Нам нужно уделять гораздо большее внимание профилактике.

Это относится ко всем сторонам нашей жизни. Как говорил Оливер Уэнделл Холмс, "мне наплевать на простоту внешней стороны сложности, но я отдал бы правую руку для простоты противоположной ее стороны". Упрощенные ответы на внешние вопросы не отражают реальность во всей ее полноте. Они соблазняют своей быстротой и простотой, но их обещания пусты. И большинство людей понимают это. Мы на своем опыте знаем, что люди устали от "лейкопластыря" и "аспирина", предлагаемых в качестве быстродействующих средств приемами "этики личности". Они хотят обратиться к хроническим проблемам, мешающим сделать главное главным, и справиться с ними.

В следующей главе мы пойдем дальше острых проблем, о которых говорили в главах 1 и 2, и обратимся к их подспудным хроническим причинам. Мы проникнем в самое сердце сложности, постигнем полную реальность, которая влияет на наше время и качество нашей жизни. Три идеи, высказываемые в главе 3, могут показаться вам трудными, для восприятия, но мы убедительно советуем не пожалеть усилий и глубоко проработать эти идеи. Мы верим в то, что они помогут вам преодолеть застарелые парадигмы и создать новые карты, точнее описывающие территорию.

Из этих идей вырастут простые и мощные парадигмы, которые позволят вам эффективнее уделять главное внимание главным в вашей жизни вещам.