Воскресенский собор икона спас всемилостивый. Пречистому твоему образу поклоняемся, благий… (икона спаса вседержителя в романове-борисоглебске). Активный отдых — кто ЗА

Икона Спас Всемилостивый

ТУТАЕВСКАЯ

Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.

По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

****************

От себя. Сегодня у Садальского увидел в ЖЖ. Очень там всех напрягло проползание под иконой. Ничего, наклонились - не сломались. Гордыня обуяла комментаторов непомерная.

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

День Всемилостивого Спаса — история

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника — «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.

На берегах Волги в городе Романове-Борисоглебске (нынешнем Тутаеве) стоит прекрасный храм Воскресения Христова. В нем хранится великое сокровище – наследие Святой Руси – икона Спаса Вседержителя. Это самое большое изображение Лика Спасителя в России – размеры иконы около трех метров в высоту и ширину. Икона была написана в XIV–XV веках и с тех пор не поновлялась, поэтому образ поначалу плохо виден под потемневшим слоем олифы. Но по мере того, как вглядываешься в него, Лик Спасителя начинает проступать из глубины веков в мерцающем свете лампад и свечей.


Ныне он свободен от окладов и риз, от рам и стекол, так часто создающих преграду между образом и молящимися пред ним. Драгоценный венец вокруг Лика лишь усиливает впечатление. Это образ поразительной силы – здесь чувствуешь себя стоящим пред Живым Богом. Икона находится слева напротив фрески западной стены храма с изображением Страшного Суда Божия. Все внутреннее убранство церкви – старинный иконостас, древние иконы и скульптуры, дивные фрески – помогает воспринять глубину образа. Этот храм будто специально был построен для того, чтобы стать вместилищем и хранителем великой святыни нашей земли. Cогласно местному преданию, образ был написан в конце XIV века и находился в потолке (куполе) деревянного храма мужского монастыря. На месте этого храма в 1652 г. началась постройка шатровой каменной церкви (уже приходской) во имя Смоленской иконы Божией Матери. Но в 1670 г. своды храма треснули, и спустя 8 лет ярославские мастера возвели на том же месте новый храм – Воскресенский, куда и поместили икону.


При посещении храма в 1749 г. митрополит Ростовский Арсений Мациевич, увидев эту икону Спасителя, распорядился взять ее в свой архиерейский дом, где она и находилась более 40 лет. В 1793 г. при архиепископе Ростовском Арсении Верещагине (1783-1799) по просьбам жителей Борисоглебска святыню разрешили перенести в родной город. На руках от самого Ростова несли люди свою икону. Не доходя до города трех верст, они остановились близ ручья Ковати и решили обмыть образ от дорожной пыли и потом уже нести его в город. И на том месте, где стоял образ, и до сего дня бьет ключ чистой воды, почитаемой святой и целебной. Перенесение иконы из Ростова в Борисоглебск совершилось 18 сентября 1793 г.

В память этого события на образ был сделан драгоценный венец. Борисоглебский образ Спасителя очень любили и почитали в дореволюционной России. Четыре раза в году десятки тысяч паломников со всех концов России собирались в Романове-Борисоглебске, чтобы молитвенно участвовать в торжествах, посвященных иконе. Два раза в году образ Спасителя носили с Крестным ходом вокруг города по обеим сторонам Волги, для чего имелись огромные (до сих пор сохранившиеся) носилки. Это происходило в десятое воскресенье по Пасхе – местный праздник иконы – в воскресенье перед праздником святого пророка Илии 20 июля (2 августа).

Кроме того, дважды в году образ переносили из летнего Воскресенского собора в зимний – во имя Смоленской иконы Божией Матери – и обратно. Совершался этот перенос в последнее воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери и в воскресенье перед праздником святителя Николая. Особое празднование образу совершается 1 (14) августа в день празднества Всемилостивому Спасу.


Замечательно написал о Борисоглебском образе Спасителя Ю. Шамурин в 1912 году в первом выпуске «Культурных сокровищ России», посвященном городам Ярославской земли: «Почти саженный, темный и строгий лик, окаймленный золотом резной рамы, одиноко вырисовывается в перспективе храма. В папертях светло и просторно, снопы лучей льются в окно, оживляют бархатные тона фресок… Каково бы ни было происхождение образа, он необыкновенно уместен в соборе XVII века: он дает выразительный контраст с радостной красотой окружающего, углубляет и обосновывает ее.

В храме, воплощающем миропонимание и художественные стремления XVII века, он является отзвуком прежних веков – тревожных и грозных. Если в Борисоглебских стенописях мы узнаем о кроткой и безмятежной душе художников XVII века, то страдающие и строгие глаза Спаса напоминают о другом искусстве, более древнем, но и более вдохновенном, воплотившем трепетное смирение народа-страдальца. Спас грозный и страдающий, проникновенно глядящий широко открытыми печальными глазами, – весь лик, незабвенно прекрасный своей одухотворенностью, свидетельствует о иконописном мастерстве XV и XVI веков… Не только небесная строгость, но и любовь, не только Божественное величие, но и земное страдание, жалость к грешному и беспомощному человечеству исходит от лика Борисоглебского Спаса… Неясны и условия, создавшие в захолустной глуши Поволжья дивный храм; перенесенный в Москву, он был бы лучшим ее украшением.


Ни Москва, ни богатый Ярославль, несмотря на ревностное храмоздательство, не сумели создать таких колоссальных памятников; в каждой детали Воскресенского собора проглядывает щедрость, широкий размах, творческий восторг, – словно не хотели знать удержу люди, решившиеся прославить родной город невиданным в округе храмом… Стоя перед Воскресенским собором, совершенно непосредственно ощущаешь тишину, спокойствие русского церковного зодчества… Торжественная красота его охватывает с первых же шагов. Едва минуешь двери крыльца, идущая кверху лестница с нависшими расписными сводами сразу сбивает внимание с позиции равнодушного наблюдения и вызывает какой-то благоговейный интерес… Когда двери, ведущие из паперти в церковь, открыты, за ними расстилается перспектива обширного храма, залитого стенописью, с мерцающим вдали золотом иконостаса, с просторными легкими сводами. Из западной галереи виден стоящий недалеко от входа огромный образ Нерукотворенного Спаса…».


Юрий Шамурин назвал икону образом Нерукотворенного Спаса, и это не ошибка. Хотя иконографически икона написана как образ Спаса Вседержителя, внутренне он неразрывно связан с образом Нерукотворенного Спаса и раскрывается духовному взору именно как Нерукотворенный Лик Спасителя. Лик Спаса Вседержителя, что в Романове-Борисоглебске, написан был в то самое время, когда среди правителей русских княжеств царили небратолюбие, междоусобицы и предательство, поэтому в нем отразилась боль Русской земли, великая печаль о разделении рода человеческого, об ужасах войн и страданий народных.

XIV век – время жестоких татарских нашествий и кровавых междоусобиц, но это и время величайшего подъема духовности на Руси, расцвета монашеского делания, когда на Севере Русского государства явилась миру великая Русская Фиваида во главе с преподобным Сергием Радонежским – игуменом Русской земли, ее взбранным воеводой, молитвенником и защитником. Эта глубина и сила святости нашего XIV века, явившего сонм великих святых подвижников, также воплотилась в образе.

Знаменательно, что этот образ явился на Ярославской земле. Ярославль был основан ростовским князем Ярославом Владимировичем (978–1054) – сыном святого равноапостольного князя Владимира. По преданию, сам князь боевым топором зарубил священного медведя язычников и приказал срубить над Волгой деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем. Своей законодательной деятельностью, заботой о распространении христианства, просвещении народа, внутреннем благоустройстве и безопасности Руси он так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого. В его княжение Русь стала равноправной державой среди европейских стран. Ярослав был женат на дочери шведского короля Олофа Шётконунга Святого – Ингигерде (в крещении Ирина), которая после кончины мужа приняла монашеский постриг и прославилась в лике русских святых как преподобная Анна Новгородская.

Киев времен Ярослава Мудрого иностранцы считали соперником Константинополя. В своем завещании, разделив Русскую землю между сыновьями, Ярослав предостерегал их от междоусобиц и призывал жить в любви и братстве. Ярославская земля прославилась своими святыми князьями. Среди святых земли Ростово-Ярославской имена Ярославских чудотворцев – святых благоверных князей Василия, Константина, Феодора и чад его Давида и Константина, а также угличских чудотворцев – благоверного князя Романа и царевича Димитрия. Ярославские князья никогда не претендовали на ведущую роль в Русской земле; они сразу и бесповоротно стали на сторону Москвы в ее борьбе за объединение русских земель. Со времен Ивана Калиты они были постоянными союзниками Москвы.


Древний Романов-Борисоглебск расположен в пятидесяти километрах выше Ярославля на обоих берегах Волги, вдоль прибрежных скатов, достигающих сорокаметровой высоты. Это одно из самых поэтичных и запоминающихся мест нашей земли, где раскрываются глубина России, ее дух, история и судьба. Сохранившиеся до наших дней многочисленные храмы являются одной из самых ярких страниц русского зодчества XVII века. Волга делит город на две части, до конца XVIII считавшиеся разными городами. Древнейший из них – левобережный Романов – основан в середине XIII века по указу святого благоверного князя Романа Угличского (+ 1285 г., память 3/16 февраля).

«Князь Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, долго с ними рассуждал и советовался. Потом, призвавши мастеров и рабочих, отправился с ними к слободе Борисоглебской и напротив ее, на высоком берегу Волги, заложил соборную церковь во имя Воздвижения Креста, распределил, где быть крепости, потом собрал множество рабочих людей тамошнего края, распорядясь работами, возвратился в Углич. Через три года донесли князю, что город кончен. Князь поехал туда и удивился, видя город цветущ и преизрядне. Князь Роман, довольный своим созданием, отслужил благодарственный молебен, распорядился управлением новой крепости, и потом возвратился в престольный град Углич». Так пишет Ф. Киссель в книге «История города Углича».


Святой князь Роман прославился своим благочестием. Он построил 15 каменных храмов, устраивал богадельни и странноприимные дома, часто беседовал с опытными в духовной жизни иноками, любил читать духовные книги. Вдовый и бездетный, он посвятил свою жизнь молитве, посту и доброделанию. Прекрасны храмы Романова – среди семи сохранившихся храмов города три действующих: Покровский, Леонтьевский Крестовоздвиженский и Спасо-Архангельский. Особенно замечателен среди них Покровский храм (1674 г.), бывший ранее монастырским, сохранивший древние иконы и скульптуру. Наиболее замечательна редчайшая чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума».

Среди святынь храма – киот с крестом, где хранятся частицы мощей 96 святых. На правом берегу Волги раскинулась Борисоглебская слобода. В «Сказании о Борисоглебской слободе», найденном в одной из церквей города, говорится о том, что город основали беженцы из Ярославля, спасавшиеся от врагов: «И приидоша иные скитальцы и такоже ставиша клети. Тече паки в другое лет приидоша мнихи и постави храм во имя святых Бориса и Глеба и прозвашеся весь Борисоглебска, а по них же премножися есть слобода Борисоглебская».

Сегодня на правом берегу сохранились полуразрушенная Благовещенская церковь, построенная в 1660 г. московскими мастерами, и Воскресенский собор, хранящий образ Спаса. Еще в XIX веке историки удивлялись «непостижимому капризу истории, забросившему в тихий приволжский городок этот памятник, значительно превосходящий ярославские храмы не только размерами, но и роскошью», как упоминает Ю. Шамурин. Но дело не в «капризе истории», а в духовном значении города в деле утверждения пути святых благоверных князей на Русской земле. Воскресенский собор был создан ярославцами, но не в Ярославле, а в Борисоглебске.

Царственный Лик Спасителя должен был находиться в царственном храме. Для понимания духовного значения Ярославля и Романова-Борисоглебска существенно их географическое положение. Оба города находятся на берегах Волги – священной реки не только русского, но и многих других народов. Есть серьезные основания считать, что Волга является священной рекой для всей индоевропейской общности народов, обитавших до их рассеяния в районе между Днепром и Волгой. Об этом свидетельствует и древнейшее имя Волги – «Ра», сохранившееся во многих языках.

Русский народ называет Волгу Матерью, и великая река – одна из величайших рек на земле и самая длинная и полноводная в Европе – является символом пути Руси, ее духовности и исторической судьбы. Являясь древнейшей границей Европы и Азии, Волга указывала русскому народу его путь – утверждение единства, соединение духовности Востока и Запада, служение всему миру без различения народов, земель, стран.


Много городов основали русские люди на берегах Волги. Уже в XIII веке были известны Кострома, Юрьевец, Нижний Новгород и другие города. Но первым городом, основанным русским князем на великой реке, стал Ярославль – в этом его особое значение. Ярославская земля играет особую роль в деле утверждения единства русского народа в сильном государстве, объединенном царской властью. Романов, воздвигнутый в Ярославской земле на левобережье Волги, основан святым благоверным князем Романом, благочестивым и добродетельным правителем. Город же, возникший на правом берегу Волги, был посвящен святым князьям-мученикам Борису (в крещении также Роману) и Глебу. В этом соединении раскрывается значение княжеской, а впоследствии и царской власти, духовное знамение правителя народа.

Управление народом – это не властвование, а жертвенное служение. Святые русские князья, давшие имя городу, и весь сонм святых благоверных русских князей показали, каким должен быть истинный правитель народа: он должен обрести веру в истинного Бога, жить праведно, исполняя заповеди Божии, заботиться не только о материальном благополучии народа, но и об утверждении в нем веры и благочестия. Он должен устроить жизнь своего народа и только после этого может, если на то будет благословение Божие, всецело посвятить свою жизнь служению Богу, сменив княжеские одежды на иноческие. Истинный правитель должен быть готов, как святые князья Борис и Глеб, отдать свою жизнь по слову Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).


О понимании на Руси духовного значения подвига святого царя свидетельствует глубокое почитание святого Иоасафа, царевича индийского. Индия даровала человечеству замечательные образы праведных царей, и через образ Иоасафа, святого царевича индийского, духовный опыт Индии пришел на Русь. Святой царевич Иоасаф первым из христианских царей оставил правление и ушел в пустыню к своему учителю преподобному Варлааму для завершения жизни в монашеском подвиге. Он соединил в своем духовном подвиге путь святых благоверных царей (князей) с путем преподобных.

Стремление соединить эти пути святости было особенно велико на Руси. Вот имена русских князей и княгинь, прославленных в лике преподобных: князья Феодор Смоленский, Александр Невский, Даниил Московский, княгини Анна Новгородская, Анна Кашинская, Евфросиния Московская – и многие другие имена, составляющие славу Русской Церкви и Русской державы. В самом слове «правитель» раскрывается, каким должно быть управление народом: корень его – «прав», как и в слове «правда». Это означает, что правитель есть не только у-правитель (т. е. устроитель), но и хранитель правды Божией. Он должен так управлять народом, чтобы лик правды Божией вообразился в нем самом и во всем народе. Вот почему именно лик Спаса Вседержителя (Нерукотворенного Спаса) стал главной святыней города благоверных князей.


Подобно тому, как существуют девять чинов Ангельских Сил в Небесной Ангельской иерархии, девять чинов святости составляют иерархию святости сынов человеческих: праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, блаженные, преподобные, праведники, благоверные цари. Господь Иисус Христос, воплотившись, явил Собой на земле всесовершеннейший образ Человека. Искупив род человеческий, Христос восстанавливает Собой все великие дары и достоинства первого человека Адама. Он восстанавливает и утверждает три достоинства, утраченные человеком после грехопадения: пророческое, священническое и царское. О пророческом достоинстве человека сказано в книге пророка Иезекииля: «И он сказал мне: „Посему изреки на них пророчество. Пророчествуй, сын человеческий“» (Иезек. 11, 4).

Святой апостол Петр в день Пятидесятницы – день основания Святой Церкви Христовой – повторяет слова пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2, 17).

Пророчество – достояние немногих избранников Божиих, это достоинство не распространяется на весь род человеческий. Миссия пророков – особая в деле спасения людей. Как говорят святые отцы, до скончания века не оскудеют на земле пророки Всевышнего. О священническом достоинстве Отец Небесный говорил пророку Моисею: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, и вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход, 19, 5–6). Святой апостол Петр в своем послании говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Священническое достоинство – также удел избранников Божиих, и не каждый человек станет священником в Царстве Славы. Царское достоинство было даровано Отцом Небесным первозданному человеку. Адам был введен в сотворенный Богом мир как царь, призванный владычествовать миром и творчески трудиться в нем (Быт. 1, 26–28).

После грехопадения человек утратил свое царское достоинство, и мир перестал воспринимать его как царя. Святой апостол Иоанн Богослов по вдохновению Божию говорит в «Апокалипсисе» о царском достоинстве человека, которое восстанавливается Владыкой царей земных – Христом Спасителем, Его Великой Жертвой. «И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбивше му нас и омывшему нас от грехов Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Свое му, слава и держава во веки веков! Аминь» (Апок. 1, 5–6). «Ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Апок. 4, 9–10). Если пророческое и священническое достоинство – удел избранников Божиих, то царское достоинство – дар Божий каждому человеку.


Святые благоверные цари и князья по благодати Божией восстанавливают царское достоинство человека. И потому не случайно этот чин святости находится в основании иерархии святого человечества. Они имеют особые возможности помогать людям в восстановлении их царского достоинства, а в этих трудах должен участвовать каждый человек, это одна из главных духовных задач человечества. Восстановление царского достоинства человека – делание, которое должно и будет совершаться, не прерываясь ни на мгновение, вплоть до самого момента Второго Пришествия Христова и начала новой жизни. В наши дни, когда в духовной жизни видны главным образом утраты, так радостно восстановление славной духовной традиции. Снова царственный чудотворный образ Спасителя из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска шествует по обеим сторонам Волги, освящая и ограждая град и жителей его.


Нам довелось пройти с Крестным ходом по тому же пути, каким многие годы назад носили любимый свой образ наши благочестивые предки. Но этот Крестный ход был особенным, ибо исполнилось 200 лет со дня возвращения образа в город. Удивительное и незабываемое зрелище представлял собой в этот день город, казалось, что на время Крестного хода воскресла прежняя, крепкая верой и молитвой, могучая Русь.

Мы видели тысячи людей, реально ощущали ту радость, которая горела в сердцах многих. Крестный ход вокруг города с чудотворным образом совершается в память Небесных покровителей града – святых благоверных князей Бориса и Глеба. Четыре часа непрерывных молитв, пения, священники окропляют святой водой людей, встречающих икону, деревья, дома, храмы. У каждого из храмов делается остановка, совершается особый молебен. Пел не только сводный хор из всех действующих храмов города – знакомые слова молитв и песнопений подхватывали сотни голосов. Казалось, что пело само небо, солнце, деревья, цветы и травы, птицы – вся природа, все славили Творца, поистине всякое дыхание хвалило Господа в этот удивительный день. Очень трудно передать словами, какое это было торжество, истинный праздник, когда во временном проступает вечность. И все же попытаемся рассказать об основных моментах торжества.


После Литургии и молебна в Воскресенском соборе образ принимают на руки те, кто в этот раз удостоился нести святыню в Крестном ходе. Традиционно это делают только мужчины. Во дни переноса образа из зимнего храма в летний и обратно с Лика Спасителя снимают венец, который несут только женщины – так повелось с давних времен. Икону выносят на руках из храма по широкой лестнице и ставят на огромные носилки. Вокруг них становятся согласно многолетней традиции те 40 мужчин, которым на четыре часа Крестного хода доверяется главная святыня города.

И вот звучит пропетый сотнями голосов тропарь образу Спасителя, и икона начинает свое шествие по городу. На всем пути с обеих сторон дороги стоят жители города с букетами цветов, садовых и полевых, с охапками трав – их бросают перед иконой.

Пройдя по Борисоглебской стороне, Крестный ход направляется к пристани, где икону ожидает большой паром. Носилки с иконой ставят в носовой части парома, и сразу начинается молебен, продолжающийся во все время переправы через Волгу. При выходе из храма начал накрапывать дождик, но, когда подошли к Волге, появилось солнце, и уже до конца дня на землю не упало ни капли влаги. На левом берегу икону встречает множество народа. Открывается борт парома – и вот икона в Романове.

На подъеме от переправы икону встречает Крестный ход из Романовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своими древними святынями. Священники и верующие приветствуют друг друга. Крестный ход перестраивается – появляются новые ряды, хоругви, иконы, кресты. Мы уже отвыкли от подобных зрелищ, но на эту встречу Крестных ходов невозможно смотреть без слез радости и умиления. На вершине подъема, у самого моста через овраг, к шествию присоединяется еще один Крестный ход – из Леонтьевской церкви Романова. И снова радость встречи с дорогими и близкими людьми, снова торжественный молебен, снова Крестный ход перестраивается и усиливается. Присоединяются к шествию и многие жители Романовской стороны.


Теперь путь лежит к Крестовоздвиженскому собору, находящемуся на месте, где святой князь Роман основал свой город. Сохранились валы древней цитадели и замечательный храм XVII века, построенный в традициях XVI века, с прекрасно сохранившимися фресками знаменитых ярославских мастеров – Василия Ильина и Гурия Никитина. Здесь, на месте основания города, служится молебен Спасителю, Божией Матери, всем небесным покровителям града. Но вот Крестный ход приближается к дому, где живет старец архимандрит Павел (Груздев) (1910–1993). Отец Павел встречает икону в полном облачении, в сопровождении гостивших у него монахов и инокинь. Громко и четко произносится начальный возглас – и снова служится молебен.


Следующая остановка у храма Покрова Божией Матери – здесь служится молебен Божией Матери с чтением Евангелия. Наконец приближается последний храм Романовской стороны – Спасо-Архангельский. После молебна здесь ожидает всех «велие утешение братии» – праздничная трапеза. Приходы Романова-Борисоглебска устроили трапезу для всех, кто участвовал в Крестном ходе. После трапезы – снова путь через весь Романов вдоль Волги, к пристани. Как и несколько часов назад, паром принимает святыню и всех, кто возвращается в Борисоглебск. Икона возвращается в Воскресенский собор, поднимается на свое место, отслужен последний молебен, пропето величание. Так заканчивается это торжество.

Хочется сказать: «Приди и посмотри!» Побывав здесь, во всей полноте сознаешь, какое счастье быть православным, сколько возможностей у нас приобщиться к той красоте, благодатной силе и радости духовной, которые несет вера православная: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».


Воскресенский храм Романова-Борисоглебска, священство и прихожане его бережно хранят традиции поколений верующих града. Богослужение в храме совершается ежедневно, что нечасто бывает в провинциальных приходских храмах. После каждого богослужения все молящиеся преклоняют колена пред образом Спасителя и поют 13-й кондак акафиста Иисусу Сладчайшему. По воскресеньям перед образом поется весь акафист Иисусу Сладчайшему, соединяемый с молебном. На это пение специально приезжают верующие из Рыбинска, Ярославля и других окрестных городов и мест Ярославской земли. Приходят и жители Романова-Борисоглебска, еще не обретшие веру в Бога. Люди чувствуют особенность этого молитвенного пения пред Ликом Спасителя. Сердца умиляются, и никто не уходит, пока служба не закончится: священник окропляет каждого святой водой и благословляет на все доброе и полезное для души человека.


Для всех, кто пожелает совершить паломничество в этот поистине святой град, хранящий драгоценное духовное наследие Древней Руси, сообщаем, как можно приехать в Романов-Борисоглебск. Проезд поездом или автобусом до Ярославля-главного. Рядом с вокзалом автостанция, откуда за один час автобус довезет до г. Тутаева (так называется пока древний Романов-Борисоглебск). Есть от Ярославля и другой путь – по Волге: от речного вокзала за полчаса «ракета» или «метеор» домчит прямо до Тутаева, с пристани которого виден храм Воскресения Христова.

Молитва, читаемая перед образом Спаса в Воскресенском соборе Романова-Борисоглебска

ПРЕОБРАЖЕНСКО-КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОМАНОВЕ-БОРИСОГЛЕБСКЕ

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Кондак 13 из акафиста Иисусу Сладчайшему,
который поется пред образом Спаса в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа.

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8

С Вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель и во отчаяния ров впадеся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Тропарь Нерукотворенному образу Спасителя, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем, того лобызающе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Выпуск 21

О, как же мы, люди, нетерпеливы! Небеса содрогаются от извечного вопля: «Почто? Почему Ты послал на меня хворь или страдания?» Ропщем мы, забывая, что если нет скорбей, то нет и спасения. Есть и другой путь - покаяние. Но кто может определить меру человеческому покаянию? Кто как не Всемилостивый Спас — Господь Вседержитель? Он не посылает несчастий, но позволяет войти им в нашу жизнь, дабы мы обратились к Нему — любящему Отцу Небесному.

В старинном городе Тутаеве есть удивительная икона Всемилостивого Спаса, перед которой вот уже несколько веков возносят покаянные молитвы. По преданию тутаевскую икону «Нерукотворный образ Всемилостивого Спаса» написал в XV веке Дионисий Глушицкий для храма св. Бориса и Глеба. Поражает размер этой иконы — 3 метра в высоту и почти столько же в ширину. Дело в том, что Нерукотворный образ Спасителя был написан для купола деревянного храма. Ныне он хранится в храме города Тутаева. К чудотворному образу притекают многие тысячи верующих с молитвами о помощи и покаянии.

О Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.

В квартире было бесповоротно и оглушающе тихо. Первое, что выяснила Марина Львововна, оказавшись на заслуженном отдыхе — жизнь со всеми её звуками течёт мимо твоего дома, ставшим островом безмолвия. Второе открытие — время стало тягучим и неповоротливым. Сейчас каждый день был выходным. Протирая невидимую пыль (ибо она не успевала скапливаться) женщина обмахнула рамку с портретом заокеанской внучки — родного но непонятного человечка, называвшего её грендмаза и часами сидящего с ноутбуком.

— Ну что это за занятие для ребёнка — ноутбук? — сама у себя вопросила Марина Львововна. Вот помню в моём детстве…

И вспомнился ей солнечный день в лесу, в котором юная Маринка с друзьями играли в «войнушку». Пробираясь сквозь парк в поисках армии противника она услышала стон. Оглядевшись она увидила Пашку Морозова с неловко подогнутой ногой. Марина чувствуя себя медицинской сестрой, выносящего с поля раненного, она ободряюще пробормотала: «Ничего боец, всё будет хорошо!». А Пашка, стрельнул в неё карими глазами и клюнул неловко в щёку. И тут же парк взорвался смехом и шишками, которые заменяли их армиям боевые снаряды…

Улыбнувшись воспоминанию, Марина Львововна покачала головой — жизнь, что вода, бежит — не удержишь. Вдруг всё закачалось перед её глазами: от старой ещё бабушкиной иконы, на которой был изображён Нерукотоворный образ Спасителя, пролился нестерпимый свет.

— Иди, приказал ей незнакомый голос. И она пошла… вышла к лифту, а там увидела на лестничной клетке упавшего пожилого мужчину.
— Что с Вами, — испуганно спросила Марина Львововна. Вам плохо? Давайте я вызову скорую. Как Ваше имя?
— Морозов Павел Сергеевич. Мне с сердцем плохо.
— Как? Паша… это ты?

И Марина Петровна закричала в телефонную трубку так, словно хотела докричаться до горних вершин:
— Помогите, пожалуйста помогите. И вспомнив об иконе — Спас Всемилостивый, не оставь, помоги!

Самое подробное описание: всемилостивый спас молитва - для наших читателей и подписчиков.

Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (тропари, кондак и молитва)

С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля,/ посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве,// моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 4:

С вети́льниче со́лнечный, Всеми́лостивый Спа́се,/ просвеще́нием сия́ния Твоего́ пода́й и нам сло́во,/ да восхва́лим чи́стою со́вестию/ Твое́ пребоже́ственное пра́зднество,/ Тебе́ же, Единоро́днаго Сы́на,/ единосу́щна с Ду́хом, сла́вяще,// да́руеши бо нам мир и ве́лию ми́лость.

В ся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель,/ и во отча́яния ров впа́дся,/ но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве:/ ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу,// я́ко Ми́лостив.

В лады́ко Го́споди Святы́й, в Вы́шних живы́й и всеви́дящим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь! Тебе́ приклоня́ем вы́ю души́ и те́ла, Тебе́ мо́лимся, Свя́те святы́х, простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны, и прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, сло́вом или́ де́лом соде́янное. Да́руй нам, Го́споди, умиле́ние, да́руй сле́зы сокруше́нныя души́ во очище́ние мно́гих грехо́в на́ших, да́руй ве́лию Твою́ ми́лость ми́ру Твоему́ и нам, недосто́йным рабо́м Твои́м, я́ко благослове́но и препросла́влено есть И́мя Твое́ ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • 22 Ноябрь 2017

Обновления на сайте

Обновления на сайте

В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.

Объявления

  • 08 Июль 2014

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК, который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Great Picture

Все самое интересное в мире

Сильнейшие молитвы на Медовый Спас, защищающие от бед и неприятностей!

Спаси Господи! С праздником! Обязательно сегодня прочту эти молитвы!

Это действительно мощные молитвы и читаются они с верой и от всей души. Очень полезно будет, если прочитать их всей семьей. Название праздника происходит от имени Спасителя. Медовый спас – это православный праздник, который приходится на первые дни Успенского поста – строгого православного поста, который был установлен в память смерти Девы Марии (Пресвятой Богородицы).

Медовый Спас – это один из самых популярных праздников у жителей нашей страны, который пришел к нам из Древней Руси. Издавна август месяц приносил с собой три любимых всеми праздника – сразу три Спаса. Когда Медовый Спас в 2017 году запомнить не сложно – он состоится в середине месяца 14 августа. Из года в год эта дата остается неизменной.

Не сложно догадаться, что это торжество непосредственно связано с урожаем мака, который как раз дозревает именно в этот период. Второе название этого праздника происходит от народного календаря, в котором было отмечено, что в середине августа пчелы перестают носить мед в улей.

Молитва Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Читается обязательно!

Владыко Господи Святый, в Вышних живый и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь! Тебе приклоняем выю души и тела, Тебе молимся, Святе святых, простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение вольное и невольное, словом или делом содеянное. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы сокрушенныя души во очищение многих грехов наших, даруй велию Твою милость миру Твоему и нам, недостойным рабом Твоим, яко благословено и препрославлено есть Имя Твое ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

День Медового Спаса также богат на праздничные вспоминаемые события. 1/14 августа Православной Церковью отмечаются два праздника:

«Происхождение Древа Честного и Животворящего Креста Господня» и «Празднество Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

Читайте также: Медовый Спас: вот что стоит сделать каждой женщине в этот день, чтобы привлечь счастье!

Молитва Честному Животворящему Кресту Господню

При чтении Молитвы Честному и Животворящему Кресту знаменуют себя крестом.

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй беси силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми в веки. Аминь.

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и’ невольная яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: все нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбце. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Внемощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братии наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братии наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных, и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Молитва Честному Кресту («Да воскреснет Бог…») - одна из самых сильных молитв, защищающих от всякого зла, беды и опасностей:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Икона “Спас Всемилостивый”: фото, в чем помогает, молитва

Одним из самых почитаемых образов Христа на Руси является икона Спаса Всемилостивого, которая была создана примерно в двенадцатом веке, во времена правления во Владимиро-Суздальском княжестве Андрея Боголюбского. Он был после смерти прославлен в лике святых за свою набожность и праведную жизнь.

Благочестивый князь

Благодаря этим же качествам правитель получил прозвище Боголюбский. Он был сыном знаменитого основателя Москвы Юрия Долгорукого. При нём Владимиро-Суздальское княжество находилось в небывалом до тех пор состоянии процветания и благополучия.

Создание иконы Спаса Всемилостивого тесно связано с другим почитаемым на Руси образом – ликом Божией Матери с младенцем Иисусом. Предание повествует о том, что во время сражения войск князя Андрея Боголюбского с ордами волжских болгар в рядах русских воинов находились священнослужители, которые несли чудотворную икону.

Торжество молитвы

Над неприятелем была одержана уверенная победа. Когда князь со своими войсками возвратился в лагерь, то он заметил, что от изображения Пресвятой Девы исходило сияние. В это же время византийский император, который находился в дружеских отношениях с Владимиро-Суздальским правителем, победил в сражении с хазарами.

Обе битвы были выиграны благодаря усердной молитве Богу перед чудодейственным образом. Выйдя победителями, правители рассказали о сиянии, исходившем от икон, друг другу в своих письмах. Они условились установить в честь этих событий праздник, который отмечается и поныне первого августа по старому стилю и четырнадцатого по новому. Он совпал с Днем происхождения честных древ Креста Господня.

Вседержитель

По повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского была также написана икона Спаса Всемилостивого.

Этот образ относится к иконографическому типу, который именуется специалистами “Вседержитель”. Данные изображения создаются с целью прославления благих дел господних и призваны показать, что не существует ничего, что Всевышний не смог бы сделать ради своей любви к людям.

На таких иконах Сын Божий обычно изображается в полный рост или же полотно является поясным или погрудным образом Иисуса Христа. В левой руке он держит Священное Писание в виде книги или свитка. Правой же Спаситель благословляет православных христиан традиционным жестом.

Тутаевский образ

За время существования иконы Спаса Всемилостивого с неё было сделано множество списков. Одна из самых известных копий находится в городе Тутаеве.

Этот населённый пункт до Октябрьской революции носил название Романов-Борисоглебск и был образован в девятнадцатом веке из двух других поселений, названия которых составляли его имя. В настоящее время город входит в Ярославскую область. Издревле Борисоглебск славился художественными традициями.

Здесь творили свои бессмертные произведения многочисленные русские иконописцы. Так, в пятнадцатом веке для местной церкви, освященной в честь святых Бориса и Глеба, была написана икона Спаса Всемилостивого. Этот образ Спасителя представляет собой погрудное изображение Сына Божия, который левой рукой касается открытого Евангелия, а правая его рука поднята для благословляющего жеста.

Особенности иконы

Создатель этого полотна является последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублева, поэтому образ написан в подобной манере. По периметру изображения находятся небольшие облачка. Некоторые исследователи считают, что непропорциональный размер Евангелия и левой благословляющей руки Христа свидетельствует о том, что художник изначально намеревался создать икону другого типа.

Живописец только во время работы переменил свой первоначальный план и пририсовал некоторые элементы. До революции образ покрывала серебряная риза. Голова Спасителя была увенчана золотым венцом. Это убранство было конфисковано в начале двадцатых годов прошлого века, в ходе кампании по изъятию ценностей, хранившихся в церквях. Изначально данный образ предназначался для купола храма, так называемого неба.

История святыни

Позднее икона была перенесена в придел собора, посвященный двум святым князьям из семейства Рюриковичей – Борису и Глебу. Спустя некоторое время икону Спаса Всемилостивого поместили на главном иконостасе собора. В восемнадцатом веке ростовский митрополит Арсений приказал после реставрации перенести образ в его резиденцию. Этот патриарх был вскоре разжалован из своего сана за критику в адрес политики императрицы Екатерины Второй.

После смещения с должности он стал простым монахом и провел остаток своих дней в монастыре. Икона, которую по его приказу привезли в кабинет, находилась в патриаршей резиденции еще около полувека. Когда же образ решили вернуть в Борисоглебск, то его пристанищем стал уже не в храм Святых Бориса и Глеба, а Воскресенский собор. Икону Спаса Всемилостивого доставили в город специально организованным крестным ходом. За несколько вёрст до места назначения процессия остановилась, чтобы омыть запылившуюся в дороге святыню.

По преданию, на этом месте возник чудодейственный родник, который существует и поныне. Это событие получило отражение в церковной традиции. Ежегодно в десятое воскресенье после праздника Пасхи совершается крестный ход, во время которого из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится и с процессией проходит по всему городу.

До конца девятнадцатого столетия маршрут этого крестного хода пролегал только по правой стороне реки. А во время празднования девятисотлетия Крещения Руси была установлена традиция проходить и по другому берегу.

След многих веков

Икона Спаса Всемилостивого в Воскресенском соборе была написана в пятнадцатом веке знаменитым иконописцем. Этот мастер известен своей праведной жизнью и прославлен после смерти в лике святых Русской земли. На фото иконы Всемилостивого Спаса заметно, что изображение сильно потемнело от времени. Это произошло по той причине, что по технологии пятнадцатого века все лики покрывались сверху подсолнечным маслом. То же самое произошло и с другими образами главного храма мужского монастыря города Борисоглебска, к которым в то время принадлежала и икона.

Спустя несколько веков все они были очищены от подсолнечного масла. Только икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве осталась при своём внешнем покрытии. Из-за этого образ заметно потемнел за несколько веков своего существования. Однако это обстоятельство не уменьшает эффект, который икона производит на людей, молящихся перед ней.

О паломничестве к иконе

К данному образу регулярно совершаются как групповые, так и индивидуальные паломничества и экскурсии, проводящиеся некоторыми организациями. Тутаевская икона Спаса Всемилостивого производит колоссальное впечатление в связи со своими огромными размерами.

Ее высота достигает трёх метров. В данный момент образ помещен на специальной металлической конструкции, которая позволяет в дни, когда устраивается крестный ход, переносить икону. Также под иконостасом, на котором находится чудодейственный образ, располагается лаз, через который по традиции проходят на коленях все желающие посетители храма. За многовековое существование этого прохода в полу под иконой протёрлись две полосы от коленей молящихся.

Икона Спаса Всемилостивого. О чём молиться перед ней?

Считается, что данный образ способствует сердечной молитве о здоровье как телесном, так и душевном. Необходимо, однако, помнить о том, что обращаться необходимо именно к Господу Богу, который изображён, а не к самой иконе как таковой. Лик Иисуса Христа призван способствовать правильной молитве. Такой может называться лишь та, которая совершается с должным покаянием, смирением и благоговением.

То есть она должна произноситься небездумно. Человеку, обращающемуся к Богу, необходимо находиться в состоянии сосредоточения на своём общении с Всевышним. Следует также помнить, что само слово “молитва” является однокоренным глаголу “молить”, то есть слезно просить о чём-либо. А значит, это не просто беседа с Господом Богом или каким-либо святым, а именно обращение, имеющее характер сердечной просьбы.

Гордость города

Воскресенский собор Тутаева, в котором находится ныне икона Спаса Всемилостивого, является главным храмом этого населенного пункта. Он возвышается над остальными постройками и служит архитектурной доминантой. В данном храме существуют две церкви – верхняя и нижняя.

Первое помещение не отапливается. Икона находится там только в тёплое время года. В нижний же храм чудодейственный образ переносится зимой.

Иконы в Кижах

Широко почитается в народе икона Спаса Всемилостивого.

Молитву этому образу можно принести не только в Тутаеве. Множество списков с чудотворного изображения находится и в других городах России. Известно, что некоторые космонавты перед своими внеземными экспедициями приезжали помолиться перед святым образом в Тутаев. Однако икона Спаса Всемилостивого существует не только в этом варианте.

Известно изображение с таким же названием, которое находится в городе Кижи. Точнее будет сказать, что в этом населенном пункте изначально находились два образа. В одной из церквей данного города до революции была икона Спаса Всемилостивого, которая имела богатый золотой киот, а также ризу, выполненную из драгоценных материалов. К святому образу был подвешен крест на ленте.

Защита от врагов

Сегодня сохранилась только одна икона Спаса Всемилостивого в Кижах, которая находится в другом храме города. Это изображение Спасителя, где на заднем фоне нарисованы несколько святых, а также детали пейзажа. Все нюансы картины прописаны предельно четко, в искусной тонкой манере. Из этого можно сделать вывод о профессионализме живописца.

Написание икон в Кижах датируется специалистами примерно концом шестнадцатого века. Это было время нападения на Русь литовских и польских войск. Иконы были защитницами города от иноземных захватчиков. Крестные ходы с этими образами регулярно проводились вокруг населённого пункта для его освящения.

Иконы Спаса Всемилостивого как в Кижах, так и в Тутаеве относятся к одним из самых почитаемых изображений Иисуса Христа среди православных людей всего мира. В чем помогает икона Спаса Всемилостивого? Она содействует правильному настрою на молитву о здоровье.

Икона «Спас Всемилостивый»

Икона «Спас Всемилостивый»

Россия, Ярославская обл., г. Тутаев (Романово-Борисоглебск), Воскресенский собор

На потемневшей от времени огромной иконе изображен Господь Иисус Христос: правая рука Его поднята для благословения, в левой – раскрытое Еваленгие.

По преданию, образ этот был написан в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе (был «небом») древней деревянной церкви святых князей Бориса и Глеба. Позднее его перенесли в собор и поставили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами. А в XVIII веке живопись подновили и вынесли образ в основное помещение храма.

Незабываемое впечатление оставляет древний намоленный образ в душе верующего человека. Нужно внимательно вглядываться в потемневший лик Христа, чтобы различить его черты. Человек неверующий может удивиться, почему на иконе ничего не видно. Но Господь открывает Себя духовным очам веры.

Образ Всемилостивого Спаса прославился многочисленными чудесами. Неоднократно с него делали списки меньшего размера и увозили в разные уголки России.

В 1749 году Ростовский митрополит Арсений распорядился забрать чудотворную икону в архиерейский дом, где она пребывала 49 лет. Почти на полвека потерял собор свою главную святыню. В 1798 году чудотворная икона Христа Спасителя была возвращена в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. Не доходя трех верст до города, на берегу реки Ковать сделали остановку, чтобы омыть образ от дорожной пыли. На этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. Около него совершаются молебны.

Кроме того, в память об этом событии установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу. В десятое воскресенье по Пасхе крестным ходом идут по Борисоглебской стороне. В конце XIX века в память 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу в последний воскрестный день перед праздником Пророка Илии.

Ныне этот благочестивый обычай возрожден. Множество горожан, туристов, паломников собирается теперь на крестный ход.

Молитва Господу Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

38. Господи Всемилостивый, не оставь мир без твоей милости

38. Господи Всемилостивый, не оставь мир без твоей милости Через вещи являешь Ты чудеса, когда люди теряют дар чудотворения.Воду и огонь берешь в слуги Себе, когда люди отрекаются от служения.Дереву и металлу передаешь силу Свою, которая, людьми презренная, к Тебе

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные на Тебя восстают.Дети и святые - граница между царством бытия и тенью небытия.Попечители назвались родителями и сталкивают детей Твоих со скалы в пропасть

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас?

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас? иеромонах Иов (Гумеров)Спас - сокращенная форма от слова Спаситель - Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

Первый спас

Первый спас Многие ли православные христиане знают, что их религиозный праздник первый спас (1 августа по старому стилю) существовал еще в глубокой древности?Например, в древней Греции, когда о христианстве не было еще и помину, справляли двухнедельный праздник

19. Медовый Спас

19. Медовый Спас В сегодняшний праздник в храме всегда бывает народ - люди приносят освящать мед нового сбора. Отсюда происходит и название праздника - Медовый Спас. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий. Во-первых, сегодня один из трех праздников в году,

Икона «Спас Нерукотворный» в Свято-Преображенском соборе (Санкт-Петербург)

Икона «Спас Нерукотворный» в Свято-Преображенском соборе (Санкт-Петербург) Россия, г. Санкт-Петербург, Свято-Преображенский соборСвято-Преображенский собор был построен в 1828 году по проекту архитектора В. П. Стасова и являлся собором лейб-гвардии Преображенского полка и

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Андониковом монастыре (Москва)

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Андониковом монастыре (Москва) Россия, г. Москва, Спасо-Андроников монастырь, собор в честь Спаса Нерукотворного ОбразаНерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел

Икона «Спас Нерукотворный» из Новоспасского монастыря (Москва)

Икона «Спас Нерукотворный» из Новоспасского монастыря (Москва) Россия, г. Москва, Новоспасский монастырь, Спасо-Преображенский соборШироко известен Нерукотворный Образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье)

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье) Россия, Подмосковье, Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле, близ д. Семеновское, храм Спаса НерукотворногоИкона принадлежала Ревельскому полку. Перед походом 1812 года этой иконой генерал

Икона «Спас Елеазаровский»

Икона «Спас Елеазаровский» Россия, г. Псков, Псковский музейПримерно в 30 километрах к северу от Пскова, по дороге на Гдов, недалеко от Псковского озера стоит Спасо-Елеазаров монастырь, основанный в 1447 году преподобным Елеазаром (Евфросином), Псковским чудотворцем.

Оценка 4.7 проголосовавших: 18