Какой самолет самый крупный. Три самых больших в мире самолёта. «Мрия» и маленькие машинки

Вконтакте

Однокласники

Авиации, как и многим сферам инженерной мысли, гигантизм не чужд.

Сегодня мы подобрали ряд самых крупных и впечатляющих самолетов, когда-либо поднимавшихся в воздух. Рассматривались не только сухие габариты, но и значение для мировой авиации, а также оригинальность конструкции и назначения.


Туполев АНТ-20 «Максим Горький»

Построенный в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, АНТ-20 с 8-ю моторами и размахом крыла в 61 метр был самым крупным самолетом своего времени. После успешного испытательного полета 17 июня 1934 года «Максим Горький» уже через два дня лениво рассекал воздушное пространство над Красной площадью, поражая воображение жителей тогда еще молодого советского государства своими габаритами.

Внутри крыльев располагались места, оборудованные для сна, а в центральной части можно было найти типографию, лабораторию и даже библиотеку. Предполагалось, что самолет будет использоваться по очень широкому спектру направлений: от вещательной (и не только) агитации до развлекательных пассажирских перелетов.

Однако дальнейшая история АНТ-20 трагична: 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, в результате которого единственный экземпляр самолета разбился, а весь экипаж с 35 пассажирами на борту погиб. Ни АНТ-20, ни его модификации так и не поступили в серийное производство.

Характеристики и размеры:

Длина: 33 м
Размах крыла: 63 м
Экипаж: 20 чел.
Количество пассажиров: 60-70 чел.
Макс. скорость в полете: 275 км/ч
Дальность полета: 1000 км
Макс. взлетная масса: 53 т


Hughes H-4

Hercules«Геркулес» до сих пор сохраняет громкие статусы самого крупного гидросамолета в истории и обладателя самого большого размаха крыла (98 метров), хотя создан был еще под руководством американского магната Говарда Хьюза во времена Второй мировой войны.

Портит картину несколько обстоятельств: предназначавшийся для переброски 750 солдат в полном снаряжении через Атлантику, «Геркулес» так ни разу и не пересек океан и остался в единственном экземпляре, причем деревянном.

Столь экзотический для авиации материал был выбран из-за ограничений, накладываемых военным положением, в котором оказалась экономика Штатов – относительно металлов, особенно алюминия, наблюдался дефицит. В 1947 году деревянный «Геркулес» все же взлетел, однако от дальнейшего развития проекта отказались.

Характеристики и размеры:

Длина: 66,45 м
Размах крыла: 97,54 м
Экипаж: 3 чел.
Количество пассажиров: 750 чел. (предполагалось для металлической версии)
Макс. скорость в полете: 565 км/ч
Дальность полета: 5634 км
Макс. взлетная масса: 180 т


Ан-22 «Антей»

Первый советский широкофюзеляжный самолет, однако до сих пор является самым крупным в мире в категории самолетов с турбовинтовыми двигателями. Первый полет – 1965 год, используется и сейчас в России и в Украине.

Характеристики и размеры:

Длина: 57,31 м
Размах крыла: 64,40 м
Экипаж: 5-7 чел.
Количество пассажиров: 28 чел., сопровождающих груз/290 солдат/202 раненых/150 парашютистов-десантников
Макс. скорость в полете: 650 км/ч
Дальность полета: 8500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 225 т


Boeing B-52 Stratofortress

Легендарная «Стратосферная крепость» впервые поднялась в небо в 1952 году и до сих пор служит нуждам ВВС США. Один из крупнейших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, B-52 предназначался для доставки термоядерных бомб в любую точку СССР, однако со временем претерпел несколько модификаций и стал многофункциональным.

После начала эксплуатации использовался почти во всех военных кампаниях США, часто был задействован в проведении ядерных испытаний. Помимо бомб, обладает ракетным вооружением с лазерным наведением. Наиболее распространенная модификация – B-52H.

Характеристики и размеры (модель B-52H):

Длина: 48,5 м
Размах крыла: 56,4 м
Экипаж: 5 чел.
Количество пассажиров: только экипаж
Макс. скорость в полете: 1047 км/ч
Дальность полета: 16232 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 220 т


Lockheed

Гордость американских ВВС, разработан аэрокосмической компанией Lockheed. Совершив первый полет в 1968 году, стратегический военно-транспортный самолет C-5 в различных модификациях дожил до наших дней и в данное время продолжает эксплуатироваться американскими вооруженными силами.

Использовался во многих военных конфликтах: во Вьетнаме, в Югославии, в обеих войнах в Ираке, а также в Афганистане. До 1982 года был крупнейшим грузовым самолетом в серийном производстве. Назначение – транспортировка военной техники и личного состава в любую точку земного шара.

На данный момент на вооружении ВВС США находится уже 19 самолетов новейшей высокотехнологичной модификации C-5M Super Galaxy (начало эксплуатации – февраль 2014 года). До 2018 года планируется довести их число до 52.

Характеристики и размеры (модель C-5M Super Galaxy):

Длина: 75,53 м
Размах крыла: 67,91 м
Экипаж: 7 чел.
Количество пассажиров: нет данных
Макс. скорость в полете: 922 км/ч
Дальность полета: 11711 км
Макс. взлетная масса: 381 т


Ан-124 «Руслан»

Самый большой эксплуатируемый военный самолет в мире на данный момент. Предназначен для транспортировки как военной техники, так и личного состава. Разработан в ОКБ Антонова, первый полет совершил в 1982 году. Сейчас используется как в России, так и на Украине, причем и в гражданских целях – например, для перевозок нестандартных и крупногабаритных грузов. Так, в 2011 году «Руслан» переправил из Канады в Ирландию целый локомотив весом в 109 тонн.

Характеристики и размеры:

Длина: 69,1 м
Размах крыла: 73,3 м
Экипаж: 8 чел.
Количество пассажиров: 28 чел.
Макс. скорость в полете: 865 км/ч
Дальность полета: 16500 км (без нагрузки)
Макс. взлетная масса: 392 т


Airbus A-380-800

Крупнейший серийный пассажирский самолет (авиалайнер) в мире. Размах крыла – почти 80 метров, вместимость до 853 пассажиров. Разработан европейским концерном Airbus S.A.S., первый полет совершил в 2007 году, активно используется авиакомпаниями. В конструкции широко задействованы композитные материалы, чтобы снизить массу самолета. Своим появлением на рынке составил достойную конкуренцию устаревающему Боингу 747.

Характеристики и размеры:

Длина: 73,1 м
Размах крыла: 79,75 м
Экипаж: 2 чел.
Количество пассажиров: 853 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1020 км/ч
Дальность полета: 15200 км
Макс. взлетная масса: 575 т


Boeing 747

Этот самолет хотя бы раз в жизни видел каждый из нас. Со времен своего первого полета в 1969 году, 747-ой оставался крупнейшим пассажирским авиалайнером в течение целых 37 лет – вплоть до пришествия Airbus A380. Используется авиакомпаниями по всему миру. Легендарность этого самолета доказывается, впрочем, не только долгой и успешной «жизнью» его модификаций. В 1991 году Боинг 747 поставил мировой рекорд по перевозке пассажиров: в ходе боевой операции «Соломон» по вывозу эфиопских евреев в Израиль на борту 747-ого удалось уместиться и достичь точки назначения сразу 1112 пассажирам. Помимо прочего, этот самолет также использовался для перевозки космических кораблей программы «Спейс-Шаттл» от места производства к космодрому. Модификация 747-8I является самым длинным в мире пассажирским самолетом.

Характеристики и размеры (модель 747-8I):

Длина: 76,4 м
Размах крыла: 68,5 м
Экипаж: 2 чел.
Макс. скорость в полете: 1102 км/ч
Дальность полета: 14100 км
Макс. взлетная масса: 448 т


Airbus A300-600ST

Beluga«Белуга» – модификация семейства Airbus, выделяется уникальной формой корпуса. Этот самолет не такой крупный на фоне остальных, однако его назначение – перевозка самых крупногабаритных грузов. В частности, деталей других самолетов Airbus. Первый полет был осуществлен в 1994 году.

Характеристики и размеры:

Длина: 56,15 м
Размах крыла: 44,84 м
Экипаж: 2 чел.
Количество пассажиров: 605 чел. (в одноклассовой конфигурации)
Макс. скорость в полете: 1000 км/ч
Дальность полета: 4632 км (с грузом в 26 т)
Макс. взлетная масса: 155 т


Ан-225 «Мрия» (Мечта)

Этот гигант нуждается в представлении еще меньше, чем Боинг 747. Легендарный Ан-225 объективно признан самым большим (размах крыла – почти 88,5 метров, общая длина – 84 метра, или 25 этажей жилого дома) и тяжелым (способен подняться в воздух с общей массой до 640 тонн) самолетом из когда-либо созданных человеком.

Свой первый полёт Ан-225 совершил в декабре 1988 года. Изначально его предполагалось использовать для перевозки космических кораблей «Буран», однако после распада СССР потребность в нем отпала. В начале 2000-х годов «Мрию» восстановили, совместив возможности нескольких украинских предприятий, и единственный в своем роде рабочий экземпляр Ан-225 сейчас эксплуатируется Украиной в коммерческих целях.

Характеристики и размеры:

Длина: 84 м
Размах крыла: 88,4 м
Экипаж: 6 чел.
Количество пассажиров: 88 чел., сопровождающих груз
Макс. скорость в полете: 850 км/ч
Дальность полета: 15400 км
Макс. взлетная масса: 640 т

История авиации в современном ее понимании насчитывает больше 100 лет, если не принимать во внимание попытки человека взлететь в воздух еще с древних времен. За это время самолетостроение прошло путь от первых опытных образцов братьев Райт и других энтузиастов-изобретателей до сверхмощных многотонных гигантов, способных перевозить тонны груза и сотни пассажиров. Эта статья про 10 самых больших самолетов в мире.

Самый большой пассажирский самолет в мире

Пальму первенства среди крупнейших гражданских самолетов для перевозки пассажиров держит Airbus А380. Это детище европейской компании Airbus. Впервые он взлетел в воздух с пассажирами в 2005 году после 10-летних разработок и экспериментов конструкторов.

Факт. Стоимость создания гиганта составила почти 12 млрд. евро.

Этот дорогой, но зато самый крупный пассажирский самолет имеет следующие размеры:

  • высота – 24,08 м;
  • длина – 72,75 м;
  • размах крыльев – 79,75 м;
  • вес – 280 т.

Дополнительная информация. Несмотря на свои внушительные габариты, Аэробус А380 очень экономичен и даже экологичен в эксплуатации – для перевозки одного пассажира на расстояние 100 километров расходуется всего три литра топлива. Он может преодолеть расстояние более 15400 метров без дозаправки. А чем меньше топлива тратится, тем меньше выбросов в атмосферу. Достичь такого результата удалось благодаря идеальной конструкции крыла и фюзеляжа, а также особому материалу, из которого они сделаны. Эти инженерные решения значительно уменьшили общий вес судна и улучшили его аэродинамику.

Сегодня двухэтажные Airbus А380 вмещают 525 пассажиров при делении на три класса и до 853 человек при одноклассовой комплектации салона. Однако уже ведутся разработки и испытания улучшенных версий самолета, вместимость которых должна превысить 1000 человек.

Airbus А380 сместил с пьедестала Boeing 747, который удерживал позиции самого большого самолета с 1970-х гг. Разработчики А380 нашли способ снизить расходы на производство судна на 15% по сравнению с Боингом и увеличить вместимость на 7%.

Второй самый большой самолет в мире

Уже упомянутый Boeing 747 (Jumbo Jet) занимает почетное второе место по размеру среди пассажирских лайнеров. На момент создания в 1969 г. был самым крупным, тяжелым и вместительным авиакораблем, длиной 70,6 м.

36 лет он выпускался в различных модификациях, однако, сохраняя в них основные характеристики: широкий фюзеляж и два этажа для пассажиров. Такая конструкция придает Джамбо Джету узнаваемый силуэт, похожий на горб, поскольку верхняя палуба значительно короче нижней.

Интересно. В конце 1960-х считалось, что будущее пассажирской авиации принадлежит сверхзвуковым легким самолётам, которые вытеснят неповоротливых тяжеловесов. Поэтому «747» разрабатывался с возможностью переоборудования в грузовой. Эксперты оценивали емкость рынка вместительных самолетов не более чем в 400 шт., однако эти прогнозы не сбылись, и в 1993 году компания продала свой тысячный Боинг-747. Лишь в нашем веке, с появлением Airbus А380, спрос стал падать.

В 1970-х гг. в мире случился топливный кризис, цены на авиатопливо стремительно взлетели, как и цены на билеты. Компании, имеющие в своем парке Boeing 747, столкнулись с его нерентабельностью, самолет часто летал незаполненным. Однако на особо загруженных маршрутах и на межконтинентальных перелетах Jumbo Jet был и остается востребованной моделью.

Самый длинный пассажирский самолёт в мире

Это рекордсмен уже из новейшей истории авиации – Boeing 747-8, начали производить в 2008 г. Является модификацией легендарного Boeing 747, с существенными доработками. Конструкторы максимально удлинили фюзеляж, перепроектировали крыло и поработали над экономичностью в эксплуатации.

Длина Боинга 747-8 составляет 76,25 м, что делает его самым длинным пассажирским лайнером в мире. Однако это еще и самый тяжелый самолет США, его взлетная масса составляет 447 тонн, что пока считается рекордом за всю историю авиастроения в Америке.

Характеристики:

  • длина – 76,25 м;
  • высота – 19,35 м;
  • размах крыла – 68,45 м.

Кроме груза этот самолет вмещает до 581 пассажира.

Самый «выносливый» самолет

Для успешной эксплуатации самолетов помимо вместимости и грузоподъемности важно, какое расстояние они могут преодолеть без дозаправки. Сегодня рекордсменом по дальним полетам является Boeing 777, который за один раз способен пролететь половину окружности Земли – 20 000 км. Однако это предельное значение длины перелета, в обычной практике преодолеваемое расстояние составляет 9000-17000 км.

Интересно. Boeing 777Э – первый современный авиалайнер, при создании которого вместо бумажных чертежей использовалось компьютерное моделирование. В начале 1990-х гг. такие технологии стали прорывом в авиастроении, поскольку 3D-моделирование позволяет исключить ошибки в стыковке деталей еще на стадии проектирования.

Boeing 777 имеет разные модификации в зависимости от длины фюзеляжа и дальности. 777-300ER – одна из самых «выносливых» и востребованных модификацией. Представляет собой крупный лайнер с двумя турбовентиляторными двигателями. Максимальная вместимость – 550 чел.

Как дальнемагистральный самолет, Боинг-777 может находиться в воздухе до 18 часов без перерыва. Однако есть ограничение по продолжительности рабочей смены у экипажа, поэтому в салоне выделены специальные места для сна и отдыха пилотов и бортпроводников.

Лидер по длине крыла

В ТОП-10 самых больших самолетов в мире вошел Hughes H-4 Hercules благодаря своему размеру крыльев. Несмотря на то, что это самый старый из описанных здесь самолетов, его рекорд еще никто не смог побить: размах достигает 98 метров.

Самолет первый и последний раз взлетел в воздух в 1947 году, у него печальная история создания. В начале Второй мировой войны американское правительство заказало разработку военного самолета фирме Hughes Aircraft под управлением Говарда Хьюза. Однако поиски безупречного решения затянулись. Хьюз никак не мог удовлетвориться результатом. К тому же в мире был дефицит алюминия. В итоге война закончилась, а самолета все не было. Только через два года после окончания военных действий Хьюз H-4 Геркулес совершил первый полет. Что удивительно, этот аппарат полностью был сделан из фанеры и, по сути, представлял собой летающую лодку.

Технические характеристики:

  • длина – 66,45 м;
  • высота – 24,08 м;
  • размах крыла – 97,54 м;
  • максимальная взлётная масса – 180 т.

Интересно. Эта «лодка» могла перевезти 750 солдат в полном обмундировании к месту боевых действий. Однако в реальности ее полет ограничился двумя километрами над Лос-Анджелесом. После чего самолет оставался в личной собственности Г. Хьюза, который до самой смерти ежегодно тратил большие деньги на поддержание его в рабочем состоянии. После кончины конструктора, гигант был отправлен в музей в Калифорнии для привлечения туристов. По мотивам жизни инженера Говарда Хьюза снят фильм «Авиатор» с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Не так давно (31 мая 2017 г.) рекорд Hughes H-4 Hercules по размаху крыльев удалось превзойти: миру презентовали самолет Stratolaunch с размахом крыльев 117 метров. Однако он еще не совершил ни одного полета, поэтому детище Хьюза пока лидер среди эксплуатировавшихся моделей.

Самый большой грузовой самолет в мире

Такое звание принадлежит Ан-225, спроектированному в СССР на Киевском механическом заводе разработки, в ОКБ им. О. К. Антонова. Украинское название большегруза – «Мрия» (в переводе «мечта»). Первый полёт был совершён в 1988 году.

Стимулом к созданию «Мрии» послужила советская космическая программа «Буран» по разработке многоразового транспортного космического корабля. Для реализации амбициозных планов требовался самолет со сверхбольшой грузоподъемностью, чтобы участвовать в грузоперевозках компонентов корабля. Проектируемый самолет должен был поднимать за раз не менее 250 тонн и иметь крепления для перевозки наружных грузов.

Конструкторы взяли за основу Ан-124-100 («Руслан») и изменили некоторые узлы и детали, чтобы получить необходимые технические характеристики. Так появился самый большой транспортный самолет Ан-225. Несмотря на то, что «Мрия» был создан для очень специфичных задач, он стал универсальным судном в грузовой авиации.

Грузовая кабина герметична и имеет такие габариты:

  • длина – 43 м;
  • высота – 18, 2 м;
  • ширина – 6,4 м;
  • размах крыльев – 88,4 м;
  • вес – 250 т.

В самолете предусмотрено место для 6 человек экипажа и 88 человек, сопровождающих груз. Вероятность, что самолет в полете выйдет из строя крайне мала – все важные системы продублированы 4 раза.

Пока «Мрия» создан в единственном экземпляре – сворачивание программы «Буран» приостановило и выпуск самолета-тяжеловеса. Известно, что конструкторскою бюро им. Антонова продолжает разработки второй модификации гиганта.

Самый большой военный самолет

Ан-124 «Руслан», прототип Ан-225, – одно время считался самым большим самолетом в мире. Сейчас это самый большой военный самолет с огромной грузоподъемностью. Имеет четыре турбореактивных мотора, широкий фюзеляж и две палубы. Нижняя – для грузов, верхняя – для экипажа (8 человек) и сопровождающих (до 21 человек). Объем грузовой кабины – 1000 кубических метров. Ан-124 поднимает в воздух 120 тонн.

Характеристики:

  • длина – 69,1 м;
  • высота – 21,08 м;
  • размах крыла – 73,3 м;
  • вес – 178,4 т;
  • взлётная масса – 392 т.

«Руслан» также разработан в ОКБ им. О. К. Антонова, как и «Мрия». Цель его создания – транспортировка трансконтинентальных баллистических ракет. Однако результат работы советских конструкторов превзошел ожидания – Ан-124 оказался универсальным военным самолетом, который может перевозить крупную боевую технику. «Руслан» выпускался серийно, всего выпустили 56 экземпляров. В начале 2000-х гг. были попытки возобновления его производства силами Украины и России, однако в связи с обострением политических отношений двух стран проект был свернут.

Самый большой турбовинтовой самолёт в мире

Ан-22 разрабатывался в Советском Союзе в 1960-е гг., в разгар «холодной войны». Имел кодовое название «изделие 100». В итоге через пять лет мир увидел это гигантское «изделие» под названием АН-22 «Антей». Это первый советский и российский самолёт с широким фюзеляжем. До сих пор считается самым большим самолетом с турбовинтовым двигателем. Диаметр винтов составляет 62 см., а мощность каждого из четырех двигателей – 11227 кВт.

Характеристики:

  • длина – 57,31 м;
  • высота – 12,53 м;
  • размах крыла – 64,40 м;
  • вес – 119 кг;
  • грузоподъёмность – 60 т.

«Антей» способен перевозить на большие расстояния тяжёлую и крупную боевую технику, используется для высадки воздушного десанта.

Самый тяжёлый боевой самолёт в истории

Ту-160 – представитель уже совсем другого поколения военных самолетов. Он летает со сверхзвуковой скоростью и является стратегическим бомбардировщиком. Пока это самый крупный и мощный самолет в России и мире в истории военной авиации.

Концепция Ту-160 родилась в 1970-1980-х гг. в качестве ответа русских стратегов на военные разработки США и НАТО. Будущий самолет должен был долететь до соседнего континента и преодолеть ПВО противника на сверхзвуковой скорости.

Характеристики:

  • длина – 54,1 м;
  • крыло изменяемой стреловидности, поэтому размах отличается: 55,7/50,7/35,6 м;
  • высота – 13,1 м;
  • вес – 110 т.
  • максимальная взлётная масса – 275 т.

Большинство ракетоносцев Ту-160 названы в честь выдающихся деятелей отечественной авиации. На 2017 год на вооружении нашей страны России состоит 16 самолётов. В планах их полностью модернизировать.

Самый большой серийно-выпускаемый грузовой самолет

Завершает подборку «Самые большие самолеты» американский грузовой самолет Lockheed C-5 Galaxy. Сегодня это самая крупная модель среди серийно выпускаемых грузовозов. С 1968 года самолет успешно эксплуатируется армией США, а регулярные апгрейды позволяют ему считаться современным и перспективным.

Характеристики:

  • длина самолёта – 75,54 м;
  • высота самолёта – 19,85 м;
  • размах крыла – 67,88 м;
  • масса – 169,6 т.
  • максимальная взлётная масса – 379, 6 т.

Самолет без дозаправки может пролететь свыше 4 тысяч километров на высоте 10 км. Максимальная развиваемая скорость – 920 км.

Крупнейшие самолеты – это вехи в истории авиации. Они демонстрируют, как развивалась инженерная мысль, какой путь видели перед собой конструкторы. Как показывает история, самые выдающиеся достижения в авиастроении связаны с военными действиями.

Самолёт сам по себе уже гений инженерной мысли. Заставить сотни тонн железа подняться над землёй - задача нетривиальная. Даже малейшие детали имеют значение, требуется высочайшая точность и напряжённая работа сотен человек, чтобы создать даже самый простой по современным меркам самолёт.

Тем большим вызовом являются для конструкторов-самолётостроителей эксперименты с материалами, размерами, технологиями, чтобы создавать воздушные суда всё легче, всё экономичнее, всё крупнее, чем их предшественники. В этой статье речь пойдёт о самых больших пассажирских самолётах. Сейчас в мире существуют два основных игрока, производящих огромные пассажирские самолёты, - это Boeing и Airbus.


Конкуренция между ними привела к созданию колоссальных машин. Среди них признанным лидером является Airbus-A380. Размах его огромных крыльев почти достигает 80 м, а длина - 73 м. О нём, а также о других летающих великанах читайте ниже.

Airbus-A380

  • Размах крыльев - 79.75 м
  • Длина - 72.75 м
  • Высота - 24.08 м
  • Масса - 280 т
  • Взлётная масса, макс. - 560 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 853 чел.

Производство этого самолёта начали в 2005 году, ввели в эксплуатацию уже в 2007. С этого времени он официально занимает первое место в ряду пассажирских самолётов не только по размерам, но и по вместимости, а также по многим другим параметрам. Например, для самолётов подобной категории он является самым экономичным. Его расход топлива составляет всего 3 литра на пассажира на 100 км пути.


Такой огромный самолёт не смог бы подняться в воздух, если бы был выстроен из традиционных материалов - он попросту был бы слишком тяжёлым, и подъёмной силы крыльев не хватило бы, чтобы оторвать его от земли. Поэтому главным вызовом для инженеров и конструкторов стала задача максимально уменьшить его массу.


Решение этой проблемы стало возможным за счёт использования новейших композитных материалов, часть которых была специально разработана для этого самолёта. Например, центральная и основная часть крыла (которая сама по себе весит 11 тонн!) состоит на 40 процентов из углепластика. Для сварки элементов конструкции использовалась лазерная технология, что значительно повысило надёжность соединений и уменьшило количество крепёжных элементов.


Кроме прочего, конструкторы заботились и об экологичности. Снизив количество потребляемого топлива на 17% по сравнению с Boeing 747, они добились и уменьшения выбросов CO2 - они составляют 75 г на пассажира на 1 км пути.

Boeing 747

  • Размах крыльев - 68.5 м
  • Длина - 76.3 м
  • Высота - 19.4 м
  • Масса - 214.5 т
  • Взлётная масса, макс. - 442.2 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 581 чел.
  • Производитель - Boeing

Boeing 747 удерживал первенство среди пассажирских самолётов более 36 лет – c 1969 по 2005 год. В 1970 году выпуск этого самолёта в серийное производство стал прорывом, потому что постройка настолько новой модели повлекла за собой целую череду изменений в производственном процессе, технологии, требованиях к эксплуатации и даже в методах обучения пилотов.


Изначально не планировалось выпускать большое количество 747-х, но когда эта модель доказала свою надёжность, очень многие мировые авиакомпании стали заказывать именно её, потому что объём пассажирских перевозок начал резко возрастать, и вместительные самолёты было выгодно содержать. В настоящее время в мире летает 1.5 тысячи 747-х в таких компаниях, как British Airways, Korean Air, China Airlines. В России 747-е эксплуатирует компания «Россия». Пять 747-х достались ей «в наследство» от распавшейся компании «Трансаэро».


747-му принадлежат и значительные рекорды: в 1989 году именно этот самолёт, принадлежащий австралийским Qantas Airways, совершил беспересадочный перелёт в Сидней из британской столицы, преодолев 18 тыс. км за 20 с небольшим часов. Правда, он летел пустым: без груза и пассажиров. Ещё один рекорд связан с количеством пассажиров: в 1997 году 1112 человек совершили на нём перелёт в Израиль в ходе военной операции «Соломон».


747-й использовался также для транспортировки космических кораблей Space Shuttle. Для такой транспортировки космические шаттлы устанавливают самолёту «на спину».

Самая характерная деталь 747-ого - «горб» на фюзеляже. Изначально планировалось, что фюзеляж будет двухпалубным по всей длине, но от этого варианта пришлось отказаться по техническим причинам. Поэтому вторая палуба у этого Боинга короткая.


Такая надстройка была сконструирована для того, чтобы нос корабля можно было модифицировать в грузовую аппарель, потому что предполагалось, что 747-й будет эксплуатироваться преимущественно для перевозки грузов.

Существует 7 модификаций Boeing-747, почти все из них имеют как пассажирские, так и грузовые и грузо-пассажирские версии. Не будет ошибкой сказать, что именно 747-й является одним из самых распространённых самолётов такого типа в мире.

Airbus A340-600

  • Размах крыльев - 63.45 м
  • Длина - 75.36 м
  • Высота - 17.22 м
  • Масса - 177 т
  • Взлётная масса, макс. - 380 т
  • Количество двигателей - 4
  • Пассажировместимость, макс. - 419 чел.
  • Производитель - Концерн Airbus S.A.S

Концерну Airbus S.A.S принадлежит ещё один самолёт-гигант. Это Airbus A340-600, который до выпуска одной из модификаций Boeing 747 являлся самым длинным в мире пассажирским воздушным судном.

Его коммерческий выпуск начался в 2002 году, в 2011 он был остановлен. За 9 лет было выпущено 97 самолётов этой модификации. 340-600 создавался специально для межконтинентальных перелётов. Его заявленная дальность полёта - 14 600 км без дозаправки.

Boeing 777-300ER

  • Размах крыльев - 64.8 м
  • Длина - 73.9 м
  • Высота - 18.7 м
  • Масса - 166.9 т
  • Взлётная масса, макс. - 351.5 т
  • Количество двигателей - 2
  • Пассажировместимость, макс. - 365 чел.
  • Производитель - Boeing

Буквы ER в названии модификации обозначают Extended Range – повышенная дальность. Он способен пролететь 14 690 км без дозаправки благодаря увеличению запаса топлива по сравнению с предыдущей модификацией «трёх семёрок». Именно этот самолёт является основным конкурентом Airbus A340-600 и самым продаваемым 777-м в мире. Сейчас в мире эксплуатируется около 400 самолётов данной модификации.


На самолётах этой модели стоят самые мощные в мире турбовентиляторные реактивные двигатели General Electric 90-115B, которые дают максимальную тягу в 513 кН. Модификация 300ER обладает усиленными по сравнению с предшественниками элементами конструкции: стойки шасси, оперение, крылья, а также дополнительные топливные баки.

В мире существует множество моделей самолетов, различных по размерам, техническим характеристикам, назначению и прочим параметрам, некоторые могут переносить тысячи килограмм полезного груза, другие только одного пилота.

Некоторые представленные ниже самолеты значительно опередили свое время постройки и их колоссальные размеры привели к их фактической недоступности для повседневной эксплуатации.

1. Ан-225 «Мрия»

Самый грузоподъемный и большой самолет в мире Ан-225 начал разрабатываться в Советском Союзе в 1984 году, в 1988 году состоялся первый экспериментальный полет. В настоящее время существует только один экземпляр самолета получившего имя «Мрия», эксплуатацией его занимается компания «Antonov Airlines».

Грузовая кабина Ан-225 может вместить 50 легковых автомобилей или груз общим весом 250 тонн. Длина фюзеляжа составляет 84 метра при размахе крыльев немногим более 88 м. Самолет может развивать максимальную скорость 850 км/ч, при этом дальность перелета ограничена 15,4 тысячи километрами.

2. Airbus A300-600ST «Beluga»

Грузовой самолет Airbus A300-600ST впервые совершивший перелет в 1994 году был произведен в количестве пяти экземпляров. Воздушное судно предназначается для перевозки грузов, имеющих крупные габаритные параметры. Самолет длиной 56 метров, имеет размах крыльев немногим менее 45 м.

При собственном весе судна в 86 т, оно может поднять до 47 т полезного груза. Скорость Airbus A300-600ST достигает 750 км/ч. Дальность перелета не превышает при перевозке 20 тонн груза 4632 км. В настоящее время эксплуатируется для транспортировки частей других самолетов Airbus, в том числе А380.

3. Boeing 747-8I

Строительство пассажирского самолета Boeing 747-8I началось в 2008 году, первые летные испытания состоялись в 2009-2010 годах. Воздушное судно стало самым длинным в мире среди пассажирских самолетов. Длина его фюзеляжа составляет 76,4 м, при размахе крыльев 68,5 м. Единовременно самолет может перевозить до 605 пассажиров. Максимальная скорость при перелетах достигает 102 км/ч. Взлетная масса равняется 448 тоннам. Максимальное расстояние полета самолета не превышает 14,1 тысячи километров.

4. Airbus A-380-800

Авиалайнер Airbus A-380-800, совершивший первый экспериментальный полет в 2007 году, может поднять на борт 853 пассажира. На рынке пассажирских авиаперевозок стал основным конкурентом Boeing 747. При максимальной взлетной массе в 575 тонн имеет длину немногим более 73 м, при этом размах крыльев составляет 79,75 м. Крейсерская скорость воздушного судна достигает 900 км/ч, а дальность перелета – 15,2 тыс. км. Всего за время эксплуатации на 2017 год поставлено заказчикам 215 самолетов при заказанных 317 единицах.

5. Ан-124 «Руслан»

Разработанный советскими авиаконструкторами Ан-124 совершил первый полет в 1982 году, на вооружение в СССР принят в 1987 году. Всего было произведено 56 машин. При максимальной взлетной массе самолета 392 тонны, дальность полета воздушного судна составляет 16500 км. Максимальная скорость — 865 км/ч. Размах крыльев достигает 73,3 м при длине фюзеляжа чуть более 69 метров. В 2006 году был запущен проект по восстановлению производства самолетов данной модели, но так и остался нереализованным, несмотря на интерес со стороны Министерства обороны России.

6. Lockheed C-5 Galaxy

Американский самолет C-5 Galaxy впервые поднялся в небо в 1968 году. За все время было произведено 131 единица. По грузоподъемности это третий грузовой самолет, при этом оба его предшественника представлены компанией ОКБ им. Антонова. Представляя самолет для военно-транспортных целей, он может переносить до 345 пассажиров или до 210 тонн полезной нагрузки. Размах крыльев составляет практически 68 м, длина фюзеляжа – 75,53 м. Максимальная дальность полета 11,7 тыс. километров, при скорости 922 км/ч. В настоящее время производится новая модифицированная версия C-5M Super Galaxy.

7. Boeing B-52 Stratofortress

Boeing B-52 принят службу в ВВС США в 1955 году. Самолет является сверхдальным стратегическим воздушным судном с максимальной взлетной массой 220 тонн. При отсутствии нагрузки способен преодолеть максимальное расстояние 16,2 тыс. км. За всю историю произведено 744 единицы. Длина самолета составляет 48,5 м при размахе крыльев 56,4 м. В полете может развивать максимальную скорость 1047 км/ч. Самой распространенной модификацией является Boeing B-52H. Неоднократно использовался при проведении ядерных испытаний.

8. Ан-22 «Антей»

Состоявшийся в 1965 году первый полет Ан-22, турбовинтового транспортного самолета, показал великолепные летные качества и возможности для переброски на дальние расстояния живой военной силы и техники. Всего за десять лет существования проекта было создано 68 единиц. Дальность перелета составила 8500 километров, максимальная скорость 650 км/ч. Длина самолета имеет 57,31 м, размах крыльев составляет 64,4 м. Ан-22 стоит на вооружении в МО РФ. За время производства существовало несколько модификаций, в том числе амфибия и маловысотный самолет с ядерной силовой установкой.

9. Hughes H-4 Hercules

Внушительные размеры имел и гидросамолет Hughes H-4 Hercules, разработанный в 1946 году, он совершил единственный экспериментальный полет в 1947 году. Предполагалась, что самолет будет осуществлять регулярные пассажирские перевозки, вмещая до 750 человек. Его размах крыльев до 2017 года, имея показатель 97,54 м, считался рекордным. Длина фюзеляжа составила 66,45 метров. Отличительной чертой самолета стало, то, что его первый образец был сделан из дерева. Задуманный как трансатлантический гидросамолет, он так и не совершил перелета через Атлантику.

10. АНТ-20 «Максим Горький»

Советский пассажирский самолет АНТ-20 был построен в 1934 году. По задумке авиаконструкторов разрабатывался как агитационное воздушное судно. Всего было построено два экземпляра.

Размах крыльев составил 63 метра, длина фюзеляжа достигала 33 метров. Без нагрузки масса самолета составляла 28,5 тонн, максимальный вес груза составлял 23,5 т. Дальность перелета рассчитывалась на уровне 1000-1200 километров. Крейсерская скорость достигала 275 км/ч.

Мы рассмотрим те лайнеры, которые занимают первые 5 мест в рейтинге крупнейших самолетов по значимости размеров. Каждый из этих самолетов прославился по тем или иным позициям.

Данная обзорная статья с кратким описанием каждой позиции и фотографиями даст возможность получить достоверную информацию по интересующему Вас вопросу. Если у вас есть иные сведения или желание высказать свое мнение, делайте это в окне комментариев, расположенном внизу страницы.
Администрацией сайта приветствуется как положительная, так и объективная отрицательная критика.

ТОП-5 самых больших самолетов в мире

1 место - Ан-225

Начнем наше повествование с обзора самого большого во всех смыслах самолета, который существует в мире в единственном экземпляре. Изготовление лайнера было настолько финансово-затратным, что авиазавод вынужден был остановить его производство.

Ан-225 - совместное российско-украинское детище, получившее название Мрия. Борт был произведен в 1988 году, как грузовое судно, являющееся в дальнейшем военно-транспортным самолетом.

Ан-225 обладает самыми немыслимыми параметрами даже для большого самолета:

  • высота чуть более 24 м;
  • длина - 73 м;
  • в первую очередь потрясает размах крыльев, который составляет почти 88,5 м;
  • судно весом 250 000 кг способно совершить полет с максимальным взлетным весом 600 000 кг.

Существуют сведения о том, что началось производство второго в мире Ан-225, но из-за недостатка средств воздушный монстр готов лишь не более, чем на 70%.

2 место - Airbus A-380

Самым большим пассажирским самолетом является Airbus A-380. Известность данная модель лайнера получила и благодаря принадлежности одному из богатейших людей в мире - аравийскому олигарху Аль Валид бин Талалу.

В отличии от Ан-225, Airbus A-380 является серийным самолетом, который активно введен в производство с 2005 года.

Интересная статья:
Самый дорогой самолет в мире
сколько стоит и кто является владельцем самого роскошного лайнера: чем отличается самый дорогой самолет от обычного и из чего складывается цена шикарного личного транпортного средства?

Лайнер выпускается в двух модификациях:

  • одноклассовая конфигурация, которая позволяет разместить до 850 пассажиров;
  • трехклассовая конфигурация, где во время полета самым комфортным образом могут провести время 525 человек.

Большой Airbus обладает внушительными параметрами:

  • длина лайнера - 73 м;
  • высота судна - 24,1 м;
  • целых почти 80 м составляет размах крыльев A-380;
  • самолет весом 280 000 кг может легко полететь, имея максимум по взлетной массе 560 000 кг.

Воздушное судно имеет лишь один недостаток: поднимаясь в небо и совершая путешествия по миру, он может без дозаправки преодолеть расстояние не более, чем 15 400 км.

3 место - Boeing 777-300ER

Нельзя оставить без внимания следующего представителя крупнейших лайнеров в мире. Boeing 777-300ER был разработан в 1990, а начал эксплуатироваться только в 1995 году. Лайнер способен перевезти одновременно до 550 пассажиров.

Самолет используется авиакомпаниями для более длительных перелетов, ведь именно Boeing 777-300ER обладает рекордным показателем - возможностью самого большего полета без дозаправки. Самолет способен пролететь без дополнительных посадок расстояние в 21 600 км.

Технические характеристики Boeing 777-300ER:

  • установлены самые крупные и очень мощные двигатели;
  • длина - 74 м;

  • способен вместить следующее количество пассажиров:
    • модификация с 3-мя классами - 368 чел;
    • конфигурация с 2-мя классами - 451 чел;
    • борт с 1-им классом - 550 чел.

  • размах крыльев составляет около 65 м.

4 место - Airbus A340-600

На 4-ом месте расположился самый длинный пассажирский лайнер Airbus A340-600. Первый полет большого самолета был произведен в 2001 году и с тех пор Airbus A340-600 входит в число воздушных судов немалого количества авиаперевозчиков во всем мире.

Два возможных варианты модификации лайнера позволяют перевести пассажиров в любую точку мира:

  • 2-х классовая комплектация - 419 пассажиров;
  • 3-х классовая - 380 чел.

Airbus A340-600 может похвастаться вместительным с внушительными объемами грузовым отсеком и возможностью полета на расстояние до 14 600 км без дозаправки.

Из технических характеритик самолета можно выделить следующие:

  • длина - чуть больше 75м;
  • размах крыльев порядка 64 м;
  • высота немного меньше, чем 17,5 м.

5 место - Boeing 747

На пятом, но не менее почетном месте, расположился Boeing 747, который на протяжении почти 40 лет считался самым большим и вместительным пассажирским самолетом. Но с тех пор, как в мире появился Airbus A380, его лидирующие позиции резко упали. В 2005 году Boeing 747 уступил лидерство.

Самой крупной является модификация Boeing 747-400. Отличительной особенностью лайнера можно назвать наличие на его борту двух палуб для размещения пассажиров. Палубы имеют разные размеры, верхняя значительно меньше нижней. Это первый появившийся в мире двухпалубный самолет, способный летать на дальние расстояния.
С уверенностью можно сказать, что Boeing 747 - самый распространенный самолет среди авиаперевозчиков. Крупные авиакомпании активно эксплуатируют его для осуществления перелетов. На счету именно у одного из таких боингов установленный рекорд: расстояние в 18 000 км (Лондон-Сидней) преодолено всего лишь за 20 ч и 9 мин, включая момент взлета и посадки.

Интересные сведения о самолете:

  • длина около 71 м;
  • ширина почти 64,5 м;
  • высота целых 19,4 м;
  • количество пассажиров:
    • модификация с 3-мя классами - 416 чел;
    • 2-х классовая конфигурация - 524 чел.

На заметку:
Первый класс в самолете
Что делает первый класс на борту лайнера роскошным и максимально комфортным? Почему мы так редко слышим от своих знакомых о перелетах первой категорией?

Эконом-класс в самолете
Чем привлекательны перелеты в эконом-зоне для подавляющего большинства туристов? Какие неудобства может доставить полет в такой зоне? Как наиболее комфортно провести время в самом доступном классе?

Бизнес-класс в самолете
Стоит ли переплачивать за перелеты в бизнес-зоне? Главные отличия бизнес- от эконом-класса. Какой категории туристов лучше отдать предпочтение при покупке авиабилетов в сторону обслуживания категории с бизнес-сервисом?