Устная нумерация в пределах 20 презентация

Методика изучения нумерации чисел в пределах 20.

Изучение нумерации в пределах 20, происходит во 1 классе. Задачи второго концентра можно сформулировать так: расширить понятие о числе; дать понятие о десятке как новой счетной единице; научить считать до 20, пересчитывая и отсчитывания по единице, по десятке и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 4); познакомить с десятичным составом числа; сформировать представление об однозначных и двузначных числах; научить обучать числа от 11 до 20 цифрами; дать понятие о принципе поместного значения цифр.

1) устная нумерация. - вводим понятие десяток (палочки кубики) отложить 10палочек, связать их пучком – это десяток; - дальше ознакомление с числом 11(как получить число следующее за 10? – прибавить 1) обратить внимание на стр-руодан – на – дцать (т.е. один на десяток); - получаем последующие числа путем прибавления единицы (до 19); - получение числа 20 (19=1+20.

На первоначальном знакомстве с устной нумерацией обычно необходимо 3-5 уроков. Учащиеся должны познакомиться с образованием чисел 11-20, научиться считать в пределах 20 по единице в прямом и обратном порядке, понимать десятичный состав чисел 11-20. В этом случае можно считать, что учащиеся готовы к знакомству с письменной нумерацией.

2) письменная нумерация.

для этого используется абак. Следует писать единицы одним цветом, а десятки другим, в соответствующие цвета окрашивать и круги абака, обозначающие десятки и единицы.следует объяснить что запись числа производится теми же знаками, что и для записи однозначных чисел. Учитель на зывает любое число, дети выясняют число десятком и единиц, затем какими цифрами его записать.

Учащиеся должны уметь записывать числа по порядку от 1 до 20, от 11 до 20 записывать под диктовку учителя, но не по порядку.

Различаются два основных случая сложения и вычитания в пределах двадцати: табличное сложение и вычитание с переходом через десяток и вне табличное сложение и вычитание без перехода через десяток.Табличное сложение связано с усвоением наизусть соответствующих результатов, тогда как запоминать результаты внетабличного сложения, а следовательно, и изучать каждый случай в отдельности нет необходимости. Поэтому табличное сложение следует проходить после внетабличного. Табличное вычитание может быть пройдено совместно с прямым действием. Что касается внетабличного вычитания, то вычитание однозначного числа из двузначного и из двадцати не труднее, чем соответствующие случаи сложения, а потому также изучается совместно с этими случаями. Приемы вычитания двузначного числа из двузначного и из двадцати являются более громоздкими, чем приемы табличного сложения и вычитания, и потому даются после работы над всеми остальными случаями сложения и вычитания в пределах двадцати.



Рассмотрим табличное сложение и вычитание .

Прежде всего поясняется прием последовательного сложения для тех случаев, когда второе слагаемое меньше первого, и соответствующих случаев вычитания. Работа над приемами табличного сложения и вычитания позволяет раскрыть в новых условиях сочетательный закон сложения и аналогичное свойство вычитания, чем обеспечивается достижение на данном этапе образовательной цели обучения.

Один-два урока можно посвятить решению примеров вида: 9 + 6; 8 + 3; 7 + 5 и т. д., а затем подвести детей к решению аналогичных примеров на вычитание: 15 - 6; 11 - 3; 12 - 5 и т.д.

При вычитании следует применять кружки одинакового цвета. Их расположение подсказывает целесообразность приема последовательного вычитания. Когда оба приема - прием последовательного сложения и прием последовательного вычитания - усвоены, возникает необходимость обеспечить практическую цель: запоминание наизусть результатов табличного сложения для тех случаев, когда второе слагаемое меньше первого. На этом этапе целесообразно расположить примеры в определенной системе. Попутно повторяются соответствующие случаи вычитания, следующие из рассмотренных случаев сложения: 9 + 2; 11 - 2; 8 + 3; 11 - 3;

Особое внимание следует уделить при этом суммам одинаковых слагаемых (6 + 6; 7 + 7; 8 + 8 и 9+9), которые запоминаются более легко и прочно.

Основной прием табличного вычитания сводится к последовательному вычитанию, если вычитаемое меньше остатка, то есть к вычитанию суммы из числа: 12 - 5 = 12 - (2 + 3) = (12 - 2) - 3 = 10 - 3 = 7. Наряду с этим можно применить прием вычитания числа из суммы: 12 - 5 = (10 + 2) - 5 = (10 - 5) + 2 = 5 + 2 = 7. Некоторые примеры на вычитание удобно решать приемом добавления. Так, чтобы решить пример 12 - 9, достаточно сообразить, что 9 + 1 + 2 = 12; иначе говоря, к 9 надо прибавить 3, чтобы получить 12. Отсюда 12 - 9 = 3. Этот прием полезно пояснить на жизненном примере: За стакан кофе надо заплатить 9 коп. Из каких монет может при этом состоять сдача с 15 кол.? Удобнее всего составить ее из 1 коп. и 5 коп., так как 9 коп. + 1 коп. + 5 коп. = 15 коп.

Развернутая запись вычислительных приемов нужна только при начале их изучения. В дальнейшем дети опираются на рассуждение, на «проговаривание» правила и, наконец, на называние табличных результатов по памяти. В отдельных случаях, если нужный результат забыт, приходится снова прибегнуть к рассуждению или даже к наглядности.

Урок математики в 1 классе

Кутлахметова Марьям Равильевна,

учитель начальных классов

Тема: Устная нумерация чисел в пределах 20.

Цели урока:

    Создать условия для ознакомления с десятком как новой единицей счёта;

    показать, как образуются числа второго десятка;

    раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

Планируемые результаты (предметные): знать, как образуются числа второго десятка; уметь использовать десяток как новую единицу счёта.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь различать способ и результат действия; принимать практическую задачу.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему урока.

Личностные: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

Ход урока:

    Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка. Пишут по образцу. 4 5 4 5 3 9 3 9

Устный счёт.

– Найдите пару, соединив линиями примеры с одинаковыми значениями. Находят правильные пары примеров.

2. Самоопределение к деятельности. Откройте стр. 45 учебника.

Сколько всего шариков на картинке? 10

Какие числа идут после числа10? 11, 12…

Найдите эти числа на шариках.

Какое самое большое число? 20

Какое самое маленькое число? 11

Назовите числа на шариках от 11 до 20.

Вывод. Значить будем изучать числа от 11 до 20. Числа от 11 до 20.

- Мы начинаем новый раздел.

Как называется? Что узнаем? Чему научимся?

Как образуются числа второго десятка;

Как выполняется сложение и вычитание однозначных чисел;

Называть, обозначать и сравнивать числа от 11 до 20

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20

3. Работа над новой темой. Ответы детей.

Знакомство с новой единицей счёта – десятком. (На этот урок дети должны принести материал для практической работы: палочки, связанные в пучок (два пучка по десять палочек в каждом), и десять палочек, не связанных в пучок).

Учитель выставляет на наборное полотно какие-либо фигурки, например , пять бабочек.

– Сосчитайте количество предметов. Как вы считали? По одному.

Числа от 1 до 20. Нумерация.

Практическая работа.

– Возьмите 10 палочек. Как можно сказать о количестве палочек? И Их десять.

– А теперь соедините палочки в пучок. Получим десяток.

– Сколько десятков палочек у вас в пучке? Один.

– Значит, можно сказать, что у вас десять палочек или один десяток.

На доску учитель вывешивает табличку:

Вывод: десять палочек или один десяток. Читают по учебнику.

4.Закрепление нового материала. Работу по заданию 2 (стр.46 учебника):

– Сколько красных флажков на рисунке? Десять.

– Как можно сказать по-другому? Десять. Один десяток.

– Положите один десяток палочек на парту.

– Сколько синих флажков? Как по-другому назвать 10? Один десяток.

– Положите ещё 1 десяток палочек на парту. Сколько всего палочек у вас на парте? 2 десятка.

– Сколько всего флажков на рисунке? 2 десятка.

– Два десятка – это сколько единиц? Двадцать.

– Положите на парту 10 красных кружков и 7 синих. Каких кружков больше? На сколько? Красных. На 7.

– Сколько кружков всего? Семнадцать.

– Какое число предшествует числу 17? Какое число следует за числом 17?

(16, 18)

5. Самостоятельная работа (р.т. с. 23 № 1-4):

    состав числа в пределах 20

    установить закономерность в ряде чисел и продолжить

    найти значения разности

(Самостоятельная работа обучающихся. Взаимопроверка) .

6. Физминутка!

Мы семь раз в ладоши хлопнем

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи -

Столько мы присесть должны.

(7хлопков, по 4раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

7. Закрепление пройденного.

Прочитайте текст в задании 3 (с. 47 учебника). Читают текст задачи 3.

– Докажите, что это задача. Ответы детей.

Прочитайте условие. Прочитайте вопросы задачи.

– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый вопрос задачи? Сложение.

– Почему? Спрашивается, сколько всего деревьев посадили дети.

– Запишите решение.

– Каким действием будете находить ответ на второй вопрос? Вычитанием.

– Почему? Так как спрашивается, на сколько меньше берёзок, чем липок.

– Запишите решение.

– Ответьте на вопросы задачи.

– Как связаны между собой задачи?

(Читают тексты задач в задании 4 (с. 47 учебника), выделяют в каждой условие и вопрос, данные и искомое числа, обосновывают выбор арифметического действия, которым будут решать задачи, и самостоятельно записывают решение.)

8. Решение выражений. Задание 7 выполняют устно (с подробным объяснением).

Задание под чертой (с. 47 учебника).

9. Проверь себя. Работа в парах. Тестовая работа.

Использование электронного приложения к учебнику М.И.Моро по теме « Числа от 1 до 20. Нумерация. Образование, название, сравнение чисел».

10. Итог урока. Рефлексия.

Я узнал…

Я удивился…

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Мне было непонятно…

Литература:

1. Моро, М. И. Математика. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2012.

2. Моро, М. И. Математика. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2012.

3. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро.


Технология развивающего обучения



МБОУ Добринская ООШ
Учитель Силаева Г.М.

Тема : Нумерация чисел в пределах 20.
Цели : совершенствовать вычислительные навыки, развивать мышление, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества.
Оборудование : учебник математики, карточки с числами, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки с изображением вагончиков со сказочными героями, таблицы с задачами, доска, цветные мелки.
Ход урока.
Оргмомент. - Дети, слышали звонок? Начинается урок! Сели правильно и красиво. Молодцы, ребята, у всех порядок на рабочем месте. Готовы трудиться? Какое настроение? Тогда за дело!
Постановка учебной задачи .
- Сегодня на уроке математики мы будем решать примеры, составлять и объяснять задачи, сравнивать числа и выражения, учиться отвечать полным ответом, помогать товарищам. Вы любите сказки? Тогда сегодня мы отправимся в путешествие со сказочными героями. Улыбнулись! С каким настроением мы отправляемся в путь? (с хорошим) -Путешествие начинается! Нас встречает Лисичка Считаевна. «Купите билетик,- говорит -, ребята, а я посмотрю кого из вас взять в путешествие». - Все включаемся в активную деятельность! Пусть не сомневается хитрая Лисичка, что считаем мы быстро и правильно!
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
18-4 13-0 12+2 10+10 10+5 19-10 17-6 13+7 - Молодцы. Билеты купили, идём на посадку. Ой, что это? На нас посыпался математический дождь!
Устный счёт.

    Считаем до 20 и обратно; 5 - считай дальше: 14 – считай обратно; Какое число стоит за числом 16? 7? Какое число стоит перед числом 20? 8? Какое число на 1 больше, чем13? Какое число на 1 меньше, чем 15?
-Убежали от дождя. Нас встречает Колобок Румяный Бок и предлагает сложные примеры. Покажите Колобку, как вы умеете считать.

(дети работают по индивидуальным карточкам)

5+4-6 10+7-5

20-3+0 8+5-10

19-6+2 17-2+5

6+10-6 18-4+6

Сверить с ответами на обратной стороне карточки. Самоконтроль.

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

Замечательно! Как весело улыбается Колобок. Он доволен работой.

Кого видим, дети? Узнали? Из какой сказки он пришёл?

Серый Волк ребят встречает и задачки предлагает:

Задачи в стихах.

1. Бабушка, милая, хочу пирожок!

Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?

Два для мамы, два для папы,

Для сестрёнки тоже два.

Нам с тобой по два испечь.

Ох, мне всех не перечесть!

Кто малышу помочь готов?

Сколько надо пирогов? (10)

    Тринадцать весёлых ребят-медвежат

За красной малиной в рощу спешат.

Но самый маленький устал-

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (12)

Ёж спросил ежа соседа:

Ты откуда, непоседа?

Запасаюсь я к зиме:

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу.

7 принёс да 5 несу.

Призадумался сосед:

Это много или нет? (12)

Ребята, чем ловил волк рыбу в сказке? (хвостом). Правильно. А пока сидел и думал, он задачку вам придумал.

1. На хвост Волку попалось 10 лещей и 16 карасей. На сколько лещей попалось меньше, чем карасей?

(На 6 лещей меньше, чем карасей).

Верно. Как узнали? Каким правилом пользовались?

(Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо из большего вычесть меньшее).

Волк трудился: рыбу ловил. А вы помогаете дома? Посмотрим, кто из вас лучший помощник? Тот и задачку решит быстро.

    Дочка вымыла 10 тарелок, а мама на 4 тарелки больше. Сколько тарелок вымыла мама?

    Папа принёс 12 вёдер воды, а сын на 6 вёдер меньше. Сколько вёдер воды принёс сын?

Мы умеем не только задачки решать,

Но ещё интереснее их составлять!

Творческая работа в парах.

(дети составляют две задачи по краткой записи на доске и две по рисунку в учебнике на странице 46.)

Хорошо мы потрудились,

И пора всем отдохнуть.

Физкультминутка «Хомка».

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хочет хомка сильным стать.

Путешествие продолжается. Нас встречает Красная Шапочка. Какие – то интересные знаки у неё в корзинке. Назовите их скорей!

(больше, меньше и равно, плюс, минус)

Задание от Красной Шапочки: сравнить числа.

А) Устно: задание записано на доске.

9*13 12*18

20*11 6*16

5*11 20*12

20*15 14*4

Б) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

8*18 3+6*12 9+2*7+4

15*13 17*7+10 14-3*20-8

14*16 18-3*5 6+5*8+4

0*10 20*18-6 20-15*19-17

Самоконтроль. В процессе работы учитель следит за выполнением задания.

Удивилась Красная Шапочка быстрому выполнению заданий, обрадовалась встрече с такими

хорошими детьми и решила с вами поиграть.

Игра «Плюс или минус?»

15 * … = 14 13 * … = 16

20 * … = 17 19 * … = 19

С заданием справились! Молодцы!

Кто кричит нам «Кукареку!?»

Верно, это наш дружок - Петушок Золотой Гребешок.

Петушок Золотой Гребешок желает знать, как вы умеете работать по таблице:

Открываем учебник математики на странице 42 и выполняем номер 3.

Какое задание нужно выполнить? Кто желает ответить?

(Числа 10, 8, 12, 6, 0, 15 увеличить на 4)

Как рассуждаем?

(увеличить на 4, значит надо прибавить 4)

Ребята, угадайте, с чем путешествует Крокодил Гена! Что это за предмет?

Загадка Всё, что я ни захочу –

Очень быстро начерчу.

Отгадать её сумей-ка:

Это ровная (линейка)

Кто догадался, что хочет предложить вам Крокодил Гена?

(начертить фигуры)

Правильно, но прежде

игра «Назови фигуру».

(прямая линия, кривая линия, отрезок, ломаная линия, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, пятиугольник.)

Вы хорошо знаете фигуры, а теперь выполним практическую работу.

Практическая работа

Начертиь два отрезка: первый отрезок 12 дм, а второй на 3 см короче.

(взаимопроверка)

Понравились отрезки Крокодилу Гене. Но ему непонятно: почему вы поставили вот эти точки?

(дети показывают и говорят: эта точка – начало отрезка, а эта точка – конец отрезка.)

С геометрическим материалом вы справились хорошо, поэтому наш герой хочет проверить кто из вас самый внимательный?

Игра «Стук-стук».

На доске таблица с двумя разрядами:

десятки единицы

(Учитель стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках.)

Мы так увлеклись игрой, что даже не заметили парашютиста.

На парашюте я летел,

«Спасибо» вам сказать хотел.

От такой работы захватило дух.

Кто, ребята, вас так хвалит? Ну, конечно,…….(Вини Пух)

Дети, Вини Пух дарит вам сладкие подарки:

Угощайтесь, ребята,

Это сладкая вата.

Вини Пух угощает вас сказочной ватой и каждому предлагает выполнить дома интересное задание.

Задание выполните и вату оставите на память об уроке.

Индивидуальные домашние задания от Вини Пуха на сладкой вате.

Задание для Дениса

    Дополни числа до одного десятка:

3 6 2 1 4 5 7 9 8

? ? ? ? ? ? ? ? ?

Задание для Алёны

    Зачеркни неправильные ответы:

10+6= * 15, 16, 17, 14.

18-8=* 11, 10, 12, 8.

Задание для Димы

3. Подчеркни примеры с ответом 14:

9+4 9+5

9+8 7+7

8+6 2+12

Задание для Вики

4. Какие числа надо поставить вместо *?

13 15 17

8+* 8+* 8+*

Задание для Наташи

    Обведи в кружок двузначные числа:

1, 10, 2, 5, 20, 11.


Подведение итога урока. Рефлексия.

Дети, чему мы учились сегодня на уроке математики?

Что понравилось на уроке? А что не понравилось? Почему?

У меня, ребята, очень хорошее настроение! Как вы думаете, отчего так?

(потому что мы хорошо трудились)

Учитель даёт общую оценку деятельности детей на уроке. А в процессе урока комментирует их ответы.

Действительно так. Я вас благодарю и желаю, чтобы на всех уроках вы, не стесняясь, высказывали своё мнение. Не бойтесь ошибаться. Ведь на ошибках учатся. Спасибо, дети. Урок закончен.

Вначале повторяются некоторые вопросы нумерации чисел до 10: получение следующего числа натурального ряда прибавлением числа 1, сравнение соседних чисел, имена чисел в устной и письменной нумерации. Обращается внимание учащихся на то, что имена чисел от 0 до 9 не связаны друг с другом: для обозначения чисел от 0 до 9 на письме используются особые знаки, не связанные структурно с другими знаками; в устной речи числа от 0 до 9 обозначаются отдельными словами, каждое из которых не зависит от других слов.

Изучение устной нумерации чисел от 10 до 20 начинают с ознакомления учащихся с понятием десятка. Выполняя различные упражнения на счет предметов, ученики объединяют эти предметы в отдельные группы по 10 штук - пучки палочек, связки колечек и т. д. Затем вводится понятие десятка: десять предметов образуют десяток.

Работу на уроке по введению чисел от 11 до 20 можно организовать так. Учитель спрашивает: «Как получить число, следующее за числом 10?». Ученики отвечают: «К 10 прибавить 1». На десять предметов - десяток - кладется еще один предмет. Сколько сейчас предметов? Получив ответ: «Одиннадцать», учитель обращает внимание на структуру этого слова: один-на-дцать, указывая, что «дцать» является сокращением слова «десять». Подобным образом вводятся все числа до 19. Дети получают представление об образовании чисел от 11 до 19, одновременно уясняя порядок их следования. Наконец, вводится число 20. Имея один десяток предметов и еще 9 предметов, учитель добавляет к ним один предмет, затем объединяет новые десять предметов в новый десяток и спрашивает у учащихся, сколько получилось десятков. Затем изучается десятичный состав этих чисел. Первые упражнения выполняются с использованием дидактического материала, который в дальнейшем постепенно исключается. Решаются такие типы упражнений.

1. Отсчитайте 16 предметов, отделите 10 предметов (выделите десяток). Сколько десятков в числе Сколько единиц в числе 16 (сверх десяти)? Сколько всего единиц в числе 16?

2. Отсчитайте один десяток предметов, затем добавьте еще 3 предмета. Сколько всего предметов отсчитали? Сколько десятков и сколько единиц в числе 13? Сколько единиц в числе 13?

3. Сколько десятков и сколько единиц в числе 17? 15? 20?

4. Какое число составят 1 десяток и 8 единиц? 1 десяток и 1 единица?

После усвоения учащимися устной нумерации приступают к изучению письменной нумерации . Ознакомление учащихся с позиционным принципом записи чисел второго десятка осуществляется с помощью абака, представляющего собой таблицу с двумя рядами карманов: один из рядов предназначен для палочек, другой - для цифр. В дальнейшем при изучении нумерации используют таблицу разрядов с надписями справа налево: «единицы», «десятки», а также таблицу с двумя подвижными лентами с записанными на них цифрами. Учащиеся сами изготавливают подобные пособия.

Приступая к объяснению принципа записи чисел второго десятка, учитель подчеркивает, что при этом используются те же знаки, что и для обозначения чисел первого десятка - цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Затем учитель называет некоторое число, например 14. Вместе с учащимися выясняется десятичный состав этого числа: 1 десяток и 4 единицы. Затем в верхний ряд карманов вставляются слева десяток палочек, связанных пучком, а справа - 4 палочки, в, нижний ряд - цифры 1 и 4. Получается обозначение числа четырнадцать. Выполняются и такие упражнения:

1) учитель на абаке обозначает число цифрами, учащиеся иллюстрируют его палочками и записывают на доске;

2) учитель на абаке обозначает число палочками, учащиеся обозначают его цифрами и записывают имя числа на доске;

3) учитель записывает число на доске. Учащиеся его читают, называют число десятков и число единиц;

4) учитель называет число. Учащиеся записывают его и называют число десятков и число единиц.

Рассматривается запись чисел 10 и 20, уясняется, что в этих записях цифра 1 (или 2) показывает, что в данном числе содержится 1 десяток (или 2 десятка), а цифра 0 - что эти числа не содержат единиц сверх тех, что образуют десятки. Могут быть использованы и упражнения другого характера:

1) запишите число, следующее за числом 12;

2) запишите число, предшествующее числу 20;

3) вычислите: 13 + 1; 13 - 1.

При изучении нумерации чисел второго десятка учащиеся знакомятся со случаями прибавления и вычитания числа 10, прибавления к 10 и вычитания из числа всех его разрядных единиц, закрепляют свойства числа 0: а + 0, а - 0. Например , при решении упражнения 19 - 9 рассуждают следующим образом: 19 содержит 1 десяток и 9 единиц, если вычесть 9 единиц, то останется 1 десяток, т. е. 10.

Особое внимание уделяется введению понятий: «однозначное число», «двузначное число». Учащиеся видят, что для записи чисел, состоящих только из единиц, требуется одна цифра, а для записи чисел, состоящих из десятков или десятков и единиц,- две цифры. После этого вводятся термины: «однозначное число», «двузначное число». Для закрепления введенных понятий выполняются такие упражнения:

1) записать 3 однозначных и 3 двузначных числа;

2) из множества чисел 0, 20, 11, 2, 7, 15, 10, 2, 12 выписать сначала однозначные, а затем двузначные числа. Записать их в порядке возрастания (убывания);

3) записать 3 однозначных числа. Увеличить каждое из них на 10. Какие числа получились? Как можно их назвать?

4) записать 3 двузначных числа, не равных 20. Уменьшить их на 10. Какие числа получились? Как можно их назвать?

5) с помощью цифры 1 записать однозначное и двузначное числа. Что означает цифра 1 в записи числа 11?

ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.

Задачи образовательные:

Ø Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.

Ø Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.

Ø Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.

Ø Составлять и решать задачи изученных типов.

Задачи развивающие:

Ø Развивать навык беглого, правильного счёта.

Ø Развитие воображения, мышления, памяти.

Ø Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.

Ø Развивать кругозор, любознательность, память.

Ø Развивать навыки групповой самоорганизации, умение определять роль внутри группы.

Ø Развивать коммуникативные УУД: построение речевого диалога.

Ø Прививать любовь к родной земле, желание приносить пользу.

Задачи воспитательные:

Ø Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание;

Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ

Венгеровская СОШ №2

Математика

Тема: « Нумерация чисел в пределах 20»

1 класс

Провела: учитель высшей

Квалификационной категории:

О.М. Юмашева.

Венгерово2012

ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.

Задачи образовательные:

  • Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 20, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.
  • Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
  • Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.
  • Составлять и решать задачи изученных типов.

Задачи развивающие:

  • Развивать навык беглого, правильного счёта.
  • Развитие воображения, мышления, памяти.
  • Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.
  • Развивать кругозор, любознательность, память.
  • Развивать навыки групповой самоорганизации, умение определять роль внутри группы.
  • Развивать коммуникативные УУД: построение речевого диалога.
  • Прививать любовь к родной земле, желание приносить пользу.

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, активность, усидчивость, прилежание;
  • Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок. И следующий урок у нас – урок математики. Начнем мы его с игры, которая называется «Секрет».

У каждого из вас на партах лежат геометрические фигуры. На них написаны буквы. Вам нужно разложить геометрические фигуры так, чтобы получилось слово, а ответ мы должны держать в секрете.

Первая фигура - треугольник, следующая – овал, далее-квадрат, прямоугольник, круг и последняя фигура –трапеция.

Если вы положили все фигуры правильно, то откройте мне сейчас свой секрет. Командир экипажа, шепни на ушко слово- разгадку этого секрета.

А теперь улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Вот теперь я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит можно начинать наш урок, а урок наш необычный. Почему?- спросите вы. А давайте прочитаем слова, которые вы видите на экране.

Слайд 2

Пусть холодные ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты,

Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

Ребята, а как вы думаете, кто такие следопыты, исследователи?

А теперь подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? (Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. А кто мне ответит: на какой планете мы с вами живем? А какая она? Сегодня с планеты Земля будут стартовать две ракеты. Как вы думаете, что мы будем делать на станции: «Сосчитай-ка», а на станции: « Решай-ка»? Давайте проверим ваши предположения.

Представление экипажей.

Поэтому я хочу представить наши дружные экипажи. К нашему полету готовятся 2 экипажа.

1 экипаж – испытатели « Ракета »,

Девиз: «Нашу Землю сбережём,

Мир мы в космос увезём!»

2 экипаж – исследователи « Звездочка »,

Девиз: «В Союзе жить –

Радость людям дарить!»

Участники полета пройдут сложные испытания и покажут свою готовность №1. Побывают на разных Наши корабли побывают на различных планетах, а после завершения работы на планете, будет происходить смена состава экипажа.

Сейчас каждый экипаж должен сконструировать из имеющихся геометрических фигур для полета ракету.

Приготовиться к полёту!

Есть приготовиться к полёту!

Пристегнуть ремни!

Есть пристегнуть ремни!

Командирам экипажей доложить готовность к полёту!

Командиры.

Экипаж корабля «Ракета» к полёту готов! Командир……

Экипаж корабля «Звездочка» к полёту готов! Командир……

Включить контакты!

Есть включить контакты!

Ученик.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка

Очень важная наука «Ма-те-ма-ти-ка»

Учитель.

Молодцы!

До старта нашей ракеты осталось несколько секунд. Включить счётчик!

Есть включить счетчик!

Отсчитываем секунды: 20, 19….. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Старт!

Актуализация знаний

Звучит музыка группы « Space» . На фоне музыки звучат слова. Слайд 2.

Мы летим к одной из планет, которая называется «Планета-Математика». Это планета очень большая, на ней много станций. И чтобы поскорее добраться до этой планеты, нам помогут звезды.

Каждый взрослый и ребенок любит смотреть на звезды, кто-то просто восхищается красотой, кто-то хочет, разгадать тайны… и вот к одной из тайн мы сейчас прикоснемся. Во время полета вам потребуется внимательность, сообразительность и полученные знания на планете Земля. Итак, во время полета вы увидели звезды. Какие они?

1экипаж: сколько всего звезд?

2экипаж:

Сколько красных звёзд?

Сколько желтых звёзд?

Сколько больших?

Сколько маленьких?

Слайд 3. На пути первая станция нашей галактики «Сосчитай – ка»

В космосе очень много различных звезд, давайте попробуем их зажечь. Если ответ будет правильным, то звезда будет мерцать, меняя свой цвет. А вы должны быть внимательными и следить за правильностью ответов своего экипажа. (показывают ответ на карточке)

1… 10+3 10+8 10+5 14-4 19-9 16-6 10+10 17-7

А теперь посмотрим, по какому пути летели наши ракеты.

Что напоминает? Ковш…

Какое созвездие имеет форму ковша? (созвездие большая медведица.)

Как называются такие линии? (ломаные) Какие ломаные вы знаете? А из каких ломаных состоит созвездие Большой медведицы?

Сколько звеньев у незамкнутой ломаной? А у замкнутой?

Молодцы! Вы справились с первым заданием.

Работа в тетрадях.

Открыли бортовые журналы, ведь именно так называются тетради у космонавтов. (тетради)

Запишите число нашего космического путешествия.

Классная работа.

Каждый космонавт должен красиво писать в тетради.

Вам предстоит подсчитать все вершины в этих ломаных и записать данное число. (7) А теперь увеличьте это число на 1дес. Что можно сказать об этом числе? (двузначное) Используя эти две цифры, какое число можно еще составить. (на доске запись 7, 17, 71)

Найдите карточку, где записаны двузначные числа и прочитайте задание.

2. Вставь пропущенное число

10,…12, 13,…, …, 16, 17, 18, .., 20 (Проверка)

Назовите число, состоящее из 1дес. 6ед.,

Назовите последующее число числа 14.

Назовите число, которое стоит между числами 12 и 14

Назовите самое большое и самое маленькое число.

А теперь сравним эти числа.

3. Поставь знак: =; ;

12 * 10, 13 * 14, 15 * 19 (проверка)

Смена состава экипажа (2)

Слайд4 .

Наша ракета продолжает путешествие и прибывает на планету «Решай-ка»

Дифференцированное задание (три уровня сложности). Уровень сложности ребенок выбирает сам.

Перед нами три лунохода. Скорость первого невелика, но управлять им легко – это нетрудные задачи.

У второго лунохода скорость повыше, но управлять им сложнее – надо вспомнить некоторые правила. А именно – на сколько одно число больше или меньше другого.

За управление третьим луноходом вы сразу, но встретите на пути много сложностей. Взвесьте свои силы и приступайте к работе. Желаю удачи!

(Проверка) Смена состава экипажа. (2)

Задача1. Длина первой ракеты 6 м, а длина второй ракеты – на 3 м больше. Узнайте длину второй ракеты.

Задача 2. В одном экипаже 8 человек, а в другом 10 человек. Сколько человек в двух экипажах?

Задача 3. У одного лунохода 6 колес, а у другого на 4колеса больше. Сколько колес у двух луноходов?

Слайд 5

Планета «Спортивная»

Учитель.

Ребята, вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте, они находят время для спортивных упражнений.

Сделаем и мы физкультминутку.

А сейчас мы с вами, дети, (шагаем)

Улетаем на ракете. (шагаем)

А зачем – кто хочет знать? (руки вперед, затем к себе)

На носочки поднимись, (руки на поясе)

Ввысь все дружно потянись.

Раз, два, три, тянись, тянись –

Вот летит ракета ввысь! (разводим руки)

Молодцы! Оказывается, ребята, вы еще и отличные спортсмены. Зарядились энергией, отправляемся на следующую планету.

Слайд 6

Планета: «Нарчетай-ка»

На этой планете нас встречают человечки-инопланетяне. Они предлагают вам выполнить следующее задание.

Соедини точки по порядку и назови, получившуюся фигуру:

Что вы можете сказать о каждой фигуре?

А сейчас измерьте длину одной из сторон и начертите в бортовом журнале отрезок этой длины. Какой длины начертил отрезок 1 экипаж? Сколько это дм? Какой длины начертил отрезок 2 экипаж?

(Проверка) Смена экипажа. (2)

Слайд 7

Планета «Тестовая»

Космонавты должны подготовить отчёт о своём путешествии

Те, кто правильно решит тесты, тот настоящий космонавт.

1. Обведи в кружочек двузначные числа: 1, 10, 2, 5, 20, 11

2. Обведи в кружочек самое маленькое число: 19, 15, 12, 17, 20.

3. Обведи в кружочек самое большое число: 11, 13, 12, 17, 20.

4. Обведи в кружок число, которое состоит из 1 десятка и трёх единиц.

5. Дополни числа до десятка

6. Подчеркни число, следующее за числом 15, 13, 16, 14, 17

7. Обведи кружком число, которое меньше 16: 17, 16, 13, 19

8. Обведи кружком число, которое больше 12: 10, 12, 14, 11

9. Число 12 увеличь на 1 Сколько получится?

Обведи это число. 11, 12, 14, 13.

10. Число 18 уменьши на 1. Подчеркни чему равна разность. 15, 17, 18, 16,

Смена состава экипажа (2) 8

Наше путешествие подходит к концу.

Выключить моторы

Отключить контакты

54321

Спуск!

Приготовить парашюты, мы приближаемся к Земле. Каждый должен приземлиться в заданной точке. (У детей карточки-«парашюты», на которых написаны примеры). Они решают самостоятельно и встают к «клумбе» того цвета, какое у них настроение.

А вы обратили внимание, что наши точки приземления находятся на «клумбе» эмоций. (В каждой «клумбе» числа:12,15,18) Покажите к какому цвету ближе ваше настроение . И от вашего настроения, какая стала Земля?

Слайд8

А кто из вас знает этого человека? А кто он? А что он сделал? А когда это

было?

А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А.Гагарин?

Прочитайте слова, которые сказал первый космонавт, когда вернулся на Землю.

“Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!

Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету...”

Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни.

До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: