Что влияет на выбор человеком, жизненного пути? Сочинение ЕГЭ. Проблема выбора жизненного пути, призвания Пример из литературы про жизненный путь

Дорогой друг!

Ты уже накопил необходимые знания и умения в том, как можно изменить обстоятельства своей жизни, научился САМОСТОЯТЕЛЬНО И ОТВЕТСТВЕННО ИСПОЛНЯТЬ ДОЛЖНОЕ. Перед тобой стоит очередная задача взросления – подготовиться к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

В любом случае принятие решения связано с выбором альтернативы. Важно, чтобы этот выбор был сделан осознанно и самостоятельно. Осознанное решение отличает:

1) наличие четкой цели (человек принимает решение исходя из своих собственных потребностей);

2) понимание последствий принятого решения (выбор, как правило, сказывается не только на собственной жизни человека, но влияет и на близких ему людей);

3) выполнимость (у человека, принявшего решение, должно быть достаточно знаний, сил, воли и терпения для его исполнения);

4) самостоятельность (человек принимает решение сам, в силу своего интеллекта и опыта).

Принятие и реализация решений – сложный процесс, состоящий из нескольких стадий: стадии признания необходимости решения, стадии поиска информации, которая позволяет принять решение, стадии принятия решения и стадии выполнения решения. Завершая обучение на ступени основного общего образования, ты должен признать необходимость проблемы выбора жизненного пути, сформулировать ее для себя, определить критерии своих возможных решений, разработать, оценить и выбрать альтернативы поведения. Поможет тебе в этом нелегком деле Дневник самопознания.

Не откладывай решение «на потом». Само оно к тебе не придет. Познай себя и окружающий мир, расширь горизонты своих знаний. Для этого постоянно размышляй о себе и своих задатках, способностях, психо-физических возможностях, о получаемых знаниях, посещай занятия курсов по выбору, читай научно-популярную литературу , выполняй проектные и научно-исследовательские работы , беседуй со взрослыми. Подводя итоги своей работы за четверть, ты увидишь продвижение по пути выбора, сможешь сделать свои действия целенаправленными и эффективными. Желаем успеха!

Проблема выбора жизненного и профессионального пути

Делая какой-то конкретный выбор, человеку всегда хочется как можно быстрее и как можно более глубоко понять окружающий его мир. Интерес, который движет им при этом, объясняется не только стремлением понять этот мир, но и уловить его суть, выявить его движущие силы с тем, чтобы приспособиться к его требованиям и закономерностям развития, чтобы активно интегрироваться в такой мир в максимально подготовленной для этого форме.

Мир, конечно же, многогранен, как многогранна и сама жизнь со всеми ее радостями и печалями, удачами и разочарованиями. Жизнь и границы мира не ограничиваются только работой – есть семья и семейная жизнь, удовольствия и наслаждения, любовь и увлечения – но работа занимает в жизни человека весьма существенное место. Многие мечтают о достойной карьере и не только потому, что более высокое положение человека предполагает и его более комфортное или богатое существование. Карьера важна еще и по причине профессионального и жизненного интереса .

Трудно осознать, но это действительно так: восхождение по карьерной лестнице начинается не тогда, когда приступаешь к работе. Равно как и сама жизнь в ее реальной форме начнется не завтра или через 5 лет – она уже началась, началась еще вчера… Все действия, поступки, привычки человека тянутся шлейфом по всей его жизни... И выстраивание твоей карьеры начинается тоже сегодня – от того, как ты подготовишь себя к реальной практической деятельности, так и будет проистекать твоя профессиональная жизнь…

Конечно, есть еще и Госпожа Удача, но ведь и удача обходит стороной тех, кто не готов к встрече с ней. Умением выполнять какую-то конкретную работу человек не наделяется от рождения, такому умению необходимо научиться. Даже для того, чтобы работать простым дворником, надо уметь владеть метлой или лопатой. Но природа даровала каждому человеку возможность развивать и совершенствовать заложенные при рождении способности и таланты. От человека при этом требуется «включение» определенных волевых качеств. Развитие и совершенствование способностей осуществляется только под воздействием знаний, накопленных человечеством на протяжении долгой истории. Когда же у человека нет истинного знания, то он не только не понимает окружающий мир и происходящие события, но и самый ничтожный пустяк превращается для него в проблему. Если ты не обладаешь нужными познаниями, если тебе неизвестны используемые в какой-то деятельности приемы, методы или формы общения, то для тебя становится затруднительным вход в профессиональное сообщество. Самоценность образования, что бы ни говорили, никуда не делась и не денется.

На окружающий нас мир мы можем смотреть с разных точек зрения. С разных же точек зрения можно по-разному объяснить этот единый мир. Наиболее же объективная картина окружающего нас мира вырисовывается при использовании экономического подхода с обязательным использованием философских рассуждений. С этой точки зрения мир представляет собой прежде всего особый механизм, вынуждающий человека (через процедуру самостоятельного принятия им соответствующего решения) найти какую-то конкретную и удовлетворяющую его (по крайней мере в текущий момент) форму сочетания двух объективно присущих ему природных устремлений:

Организовать течение своей жизни в полном соответствии (или как можно ближе к этому) с его индивидуальным, личностным интересом, влечением, тягой к какому-то конкретному занятию, а занятие представляется как заполнение времени какими-то осмысленными действиями,

Иметь постоянный источник дохода, который бы позволил как можно полнее удовлетворять присущие ему – как существу биологическому и как существу социальному – потребности, которые могут на протяжении жизни меняться или пополняться.

Конечно же, идеальной – с этой точки зрения – представляется ситуация, когда занятие, дело, действительно интересное для человека, позволяет расценивать это занятие и как источник искомого дохода в его достаточной форме. И хотя такое совпадение не всегда возможно, люди все же стремятся к такому поиску. Те же, кто не находит такой формы сочетания или кто не может распознать в себе свой жизненный интерес, поступают по-иному. Они фиксируют возможные источники дохода и пытаются ответить на вопрос: «А я могу делать то, что полагается или предполагается делать человеку, претендующему на право пользования таким источником дохода?» И пока он не найдет позитивный ответ на свой вопрос, он не прекращает анализа всех возможных и доступных источников дохода.

Наивысший эффект достигается тогда, когда «человек находится в согласии сам с собой и со своими природными возможностями»: работа, за которую он получает вознаграждение, интересна ему еще и сама по себе, а не только потому, что она приносит ему индивидуальный доход, а величина дохода позволяет организовать свою жизнь на приемлемом уровне… В обратной ситуации, когда человек осознает, что доход обеспечить себе необходимо, а раз так, то работать надо, но выполняемая работа удовольствия ему не доставляет, она ему не интересна, он ею не увлечен, надеяться на «поражающий окружающих эффект» не приходится. Но человек выбирает свой жизненный путь сам …

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является необходимость владения не одной, а несколькими смежными профессиями. И в-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни.

Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому конечной целью подготовки к профессиональной деятельности для современного человека становится стать не просто СПЕЦИАЛИСТОМ, а стать ПРОФЕССИОНАЛОМ. Специалист – это человек, владеющий определенными знаниями, умениями и навыками в каком-то конкретном деле (токарь, наладчик, конструктор каких-то машин и механизмов, модельер детской одежды, учитель английского языка и т. п.). Профессионал же владеет профессиональной деятельностью в целом, способен найти возможности применения своих профессиональных навыков в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию (саморазвитие – это активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира).

Задание. Поразмышляй над этой информацией. Обсуди ее с родителями, друзьями, другими, уважаемыми тобой людьми. Попроси их подтвердить или опровергнуть конкретными примерами из жизни главные мысли. Ответь для себя на вопрос, осознал ли ты необходимость начать подготовку к принятию решения по выбору жизненного пути? Является ли для тебя эта работа личностно значимой целью? Сформулируй эту цель для себя. _____________________________________________________________
А теперь начинай собирать информацию, необходимую для того, чтобы сделать твое решение осознанным и самостоятельным.

Прежде всего, ПОЗНАЙ СЕБЯ.

Познать себя для принятия решения о содержании и способах продолжения обучения после 9 класса означает определиться в своих жизненных и трудовых ценностях, интересах и склонностях, осознать свои потребности и интересы.

Задание. Рассмотри представленные списки жизненных и трудовых ценностей. Дополни их, если они для тебя недостаточны. Выбери из них самые важные для тебя и запиши их в порядке убывания по степени значимости.

Мои жизненные ценности

1.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

2.Творчество (возможность творческой деятельности).

3.Удовольствия, развлечения, отсутствие обязанностей. Приятное проведение времени.

4.Здоровье (физическое и психическое).

5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6.Семья, дети, забота о них.

7.Наличие хороших и верных друзей.

8.Власть и карьера.

9.Интересная работа.

10.Активная деятельная жизнь.

11.Жизненная мудрость.

12.Свобода, самостоятельность и независимость суждений и поступков.

13.Равенство как отсутствие унижения и равные возможности для всех.

14.Уверенность в себе, гордость.

15.Познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития.

16.Общественное признание как уважение окружающих.

17.Развитие как постоянное духовное и физическое совершенствование.

18.Общая обстановка в мире, стране, обществе, сохранение благополучия каждого.

19.Острота ощущений, риск.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Мои ценности труда

1.НАДЕЖНОСТЬ – иметь постоянную работу, которая позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.

2.ПРЕСТИЖ – иметь работу, которая дает мне высокий статус и положение в обществе.

3.ВЫСОКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – иметь работу, которая обеспечивает высокий материальный уровень жизни.

4.НЕЗАВИСИМОСТЬ – работа, которая позволяет мне быть самому себе хозяином. Следовать своим собственным суждениям и работать так, как хочется мне без какого-либо контроля.

5.РАЗНООБРАЗИЕ – работа, дающая возможность выполнять много разных дел.

6.ТВОРЧЕСТВО – работа, в которой необходимо использовать мое воображение или быть первооткрывателем, «генератором идей».

7.ЛИДЕРСТВО – стремиться управлять людьми и отвечать за них, принимать решения, влияющие на их жизнь и работу.

8.РАБОТА С ЛЮДЬМИ – в тесном контакте с людьми, направленная на создание психологического комфорта и помощи другим.

9.ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ – работа, способная приносить успех.

10.МИНИМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – работа под контролем других людей, которые говорят мне, что делать.

11.РАБОТА РУКАМИ – работа, где требуется ловкость рук, практический интеллект для работы с машинами и инструментами или изготовления и ремонта вещей.

_____________________

Выбирая свои ценности, помни, что нет ценностей правильных и неправильных. Каждый человек сам выбирает для себя важное, следует ему, оценивает результаты и нередко пересматривает свой выбор. Поэтому мы рекомендуем тебе поразмышлять над этой проблемой, на примерах из художественной литературы , рассказов бывалых взрослых, описаний жизни знаменитых людей проанализировать человеческие судьбы, то, как они складывались и к каким последствиям приводили в соответствии с выбранными жизненными ценностями.

Зафиксируй результаты своей аналитической работы в следующей таблице.

Мои жизненные и профессиональные ценности

Ценности

1 четверть 9 класса

4 четверть 9 класса

Жизненные ценности

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

Ценности труда

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

МОИ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

Есть люди, которым повезло: они с детства знают, кем хотят быть. Но таких людей мало. Есть такие, кто рано начал заниматься каким-то делом в кружке, секции и, как говорится, «нашел себя». Но большинству людей не так-то просто определиться со своими интересами. Кому-то все кажется одинаково интересным. А кому-то ничто не кажется интересным. Как определиться, чему отдать предпочтение?

Школьнику легче всего начать эту работу с самоанализа включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках.

Задание. Понаблюдай за собой на уроках, проанализируй свое состояние и заполни следующую таблицу.

Пред-

Как я учусь?

Как я себя чувствую?

Насколько мне интересно?

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда интересно

Иногда интересно, иногда нет

Никогда не интересно

Русский язык

Литература

Математика

Информатика

География

Иностранный язык

Биология

Обществозна-

ние (Я и мир, ККД, право)

Физкультура

1.Выпиши предметы, по которым самооценка наиболее высока по всем трем показателям: _____________________________________________________________________________________________________________

2.Проанализируй свой табель успеваемости:

По каким предметам у тебя самый высокий средний балл?

Совпадает ли этот перечень с тем, что ты выписал выше?

Если нет, то на каком месте в успешности обучения находятся те предметы, в которых ты чувствуешь себя наиболее комфортно?

3.Сделай вывод: в каких предметах ты скорее всего можешь найти свой интерес.

4.Углуби свои знания по этим предметам: почитай дополнительную литературу, научно-популярные статьи, журналы, брошюры. Поинтересуйся тем, в каких сферах жизни знания по этим предметам используются, какие профессии в них существуют.

Уверены, что проделав эту работу, большинство из вас сможет определить круг своих интересов. Запиши свои интересы _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты знаешь, что одного интереса для успешности профессионального выбора человека недостаточно. Важно еще иметь склонность к избираемой профессиональной деятельности. Интерес отвечает на вопрос «Что я хочу знать?», склонность – «Что я хочу делать?». Именно возникновение склонности к определенной деятельности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Возникновение и выявление склонности возможно только в практической деятельности человека. Поэтому для определения своих склонностей ты должен попробовать свои силы в разных делах, связанных с твоими интересами . Это могут быть доклады, рефераты, исследовательские проекты, акции, организация и участие в конкурсах, классных и общешкольных мероприятиях, волонтерство, работа в летний период и многое другое.

Проверив свои склонности, запиши, в каких интересах ты бы хотел совершенствовать свои умения и навыки: ______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

Если тебе не удалось своими силами определить интересы и склонности или ты не уверен в правильности своего выбора, то определенную помощь тебе могут оказать школьный психолог или психологи – консультаты районного Центра образования или Центра занятости. Однако помни, что тесты дают ответ на основе твоего мнения о себе. Поэтому учись думать о себе, старайся понять себя сам.

В этом тебе может помочь методика «Карта интересов».

Инструкция. «Карта интересов» состоит из 78 утверждений. Дайте ответ на вопрос «Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?» по каждому утверждению следующим образом: если нравится то, о чем говорится в утверждении, то поставьте в бланке ответов рядом с порядковым номером утверждения знак «+», если не нравится – «-»; если сомневаетесь – поставьте «0».

Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?

3.Выяснять устройство электроприборов.

5.Узнавать о жизни людей в разных странах.

6.Знакомиться с жизнью растений и животных.

8.Обсуждать политические события в стране и за рубежом.

10.Знакомиться с работой врача.

11.Создавать уют в доме, классе, школе.

12.Посещать театры, музеи, выставки.

15.Выполнять домашние задания по химии.

16.Исправлять бытовые электроприборы.

17.Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.

18.Ходить в походы, изучать родной край.

19.Изучать зоологию, ботанику, биологию.

21.Участвовать в школьных делах.

22.Объяснять товарищам домашнее задание.

26.Принимать активное участие в жизни школы.

27.Проводить опыты по физике.

30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед)

47.Выступать с докладами на исторические темы.

48.Организовывать общешкольные мероприятия.

49.Ухаживать за детьми.

50.Делать разные покупки.

51.Беседовать с другими людьми об искусстве.

52.Заниматься в спортивных секциях.

53.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

54.Решать задачи по химии.

55.Выполнять работы с измерительными приборами.

56.Выполнять работы по механике.

57.Разбираться в географических, геологических картах.

58.Проводить опыты по биологии.

59.Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы.

60.Изучать политику и экономику других стран.

61.Обсуждать вопросы воспитания и обучения.

62.Знакомиться со строением человеческого организма.

63.Убеждать людей в чем-либо.

64.Знакомиться с историей искусств.

65.Быть организатором в походах и играх.

66.Производить математические действия.

67.Отмечать химические явления в природе.

68.Разбираться в радиосхемах.

69.Выполнять чертежи.

70.Производить топографическую съемку местности.

71.Ухаживать за животными.

72.Выступать с докладами по вопросам литературы.

73.Знакомиться с историей культуры.

74.Давать объяснения младшим школьникам.

75.Изучать причины возникновения различных болезней.

76.Знакомиться, общаться с разными людьми.

77.Участвовать в спектаклях, концертах.

78.Соблюдать режим дня.

Бланк для ответов

Обработка результатов. Тринадцать колонок в бланке – это тринадцать направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика

2 – химия

3 – радиотехника и электроника

4 – механика и конструирование

5 – география-геология

6 – биология

7 – филология

8 – история и политика

9 – педагогика и воспитание

10 – медицина

11 – домоводство

12 – искусство

По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Предпочитаемое направление профессиональной деятельности определяется по наибольшему положительному значению суммы плюсов и минусов.

Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у школьника желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.

Задание. Сформулируй результат своей работы по выявлению интересов и склонностей, какой тип профессии для тебя предпочтителен ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Тебе известно, что каждый тип профессии предъявляет к человеку определенные требования. Составь программу совершенствования и развития отдельных своих качеств:

ПОЗНАЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Профессиональная деятельность человека осуществляется в системе общественного производства страны. Выбирая профессию в соответствии со своими ценностями, интересами и склонностями, человек должен представлять, в каких сферах хозяйственной деятельности он может найти применение своим профессиональным знаниям, навыкам и умениям. Для этого необходимо знать, что из себя представляет народное хозяйство страны.

Все народное хозяйство страны включает две основные сферы деятельности: производственную (сфера материального производства) и непроизводственную. Каждая сфера состоит из ряда отраслей (смотри схему)

Отраслевая структура общественного производства России

Каждая отрасль включает крупные звенья производства – подотрасли. Например, промышленность – важнейшая отрасль производства состоит из двух больших групп отраслей – добывающей и обрабатывающей; подразделяется также на производство средств производства (машиностроительный комплекс, производство конструкционных материалов, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс) и производство предметов потребления.

В каждой отрасли действуют свои условия и оплата труда , существует своя система подготовки и переподготовки кадров.

Задание. Выясни у взрослых, в каких отраслях ты сможешь работать по избранной тобой профессии, каков в них уровень условий и оплаты труда, в каких институтах и колледжах готовят кадры для этих отраслей. Соотнеси их со своими жизненными и трудовыми ценностями. Помни: от этих факторов во многом зависит конкуренция при поступлении в среднее и высшее профессиональное учебное заведение и требования к качеству подготовки абитуриента для получения профессионального образования . Напиши, в изучении каких предметов тебе нужно подтянуться, а какие изучить углубленно _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Еще одним условием успешности выбора профессии является прогнозирование своего профессионализма в конкретных видах деятельности. Ты знаешь, что, с одной стороны, одним и тем же видом деятельности можно заниматься в разных профессиях, а с другой - в одной профессии можно заниматься разными видами деятельности. Поэтому, готовясь к получению профессионального образования, очень важно попробовать себя в разных видах деятельности и постараться понять, что у тебя получается лучше и приносит большее удовлетворение. Итак, постарайся попробовать себя:

в управлении – руководстве чьей-то деятельностью;

в обслуживании – работе по удовлетворению чьих-то потребностей;

в образовании – процессе передачи знаний и навыков, формировании личности,

в оздоровлении – избавлении от болезней и их предупреждении,

в творчестве – создании оригинальных произведений;

в производстве – изготовлении какой-либо продукции;

в конструировании – проектировании деталей и объектов для последующего их производства;

в исследовании – научном изучении чего-либо;

в защите – охране от враждебных действий;

в контроле – проверке.

Задание. Выясни возможности разных видов деятельности в пределах выбранного тобой типа профессии. Уточни перечень учебных заведений, в которых ты можешь получить необходимое профессиональное образование. Напиши, образование какого профиля тебе необходимо получить в 10-11 классах школы, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Полезная информация .

1. Возможные профили обучения на старшей ступени: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный.

2. Возможное профильное изучение предметов на старшей ступени: русский язык , литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание, экономика, право, география, физика, химия, биология, информатика, искусство, технология, ОБЖ.

3. Для получения профильного образования не менее двух предметов должны изучаться на профильном уровне.

4. Обучение на старшей ступени может быть как профильным, так и универсальным.

5. Образовательная траектория после 9 класса может проходить через подготовку к поступлению в ВУЗ в 10-11 классах школы, получение начального или среднего профессионального образования в колледже, приобретение начальных профессиональных навыков непосредственно на производстве.

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ

СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(познакомь с ней родителей)

Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к какам-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают: к сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области).

В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

· Ограничение исключительно престижностью профессии.

· Ориентация исключительно на высокую заработную плату .

· Ориентация исключительно на комфортные условия труда.

· Снижение до минимума трудностей обучения.

· Следование только указаниям родителей.

· Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: мудрый совет, обсуждение различных мнений, приобретение необходимых справочников, организации встреч с людьми, чьи профессиональные знания связаны с интересами ребенка, сбор информации об учебных заведениях.

Совет родителей:

1.Познакомиться с профессиями в сфере ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2.Куда пойти после 9 класса:

Основной вариант _____________________________________________________________________

Запасной вариант _____________________________________________________________________

МОЙ ВЫБОР

(заполняется в перед окончанием 9 класса)

Мой окончательный выбор образовательного маршрута заключается в том, что я

ХОЧУ СВЯЗАТЬ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

ДЛЯ ЭТОГО Я ПЛАНИРУЮ ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ В:

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Запасной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПО ПРОФИЛЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ):

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПОТОМУ, ЧТО…

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезная информация

В нашей гимназии в 10-11 классах ты можешь получить как универсальное образование, так и образование по профилям . Обучение ведется по индивидуальным учебным планам . На профильном уровне (по выбору) ты можешь изучать обществознание, историю, экономику, право, географию, иностранный язык, … . Дополнительные элективные курсы позволяют расширить и углубить знания о выбранной сфере профессиональной деятельности. Данная профильная подготовка позволяет продолжить профессиональное обучение по широкому спектру профессий.

Подготовка по этим специальностям ведется практически во всех ВУЗах города.

Перечень специальностей социально-экономического

и социально-гуманитарного профилей по которым ведется подготовка

в екатеринбургских ВУЗах:

    Культурология Религиоведение Философия Политология Социальная работа Социология Регионоведение Менеджмент (государственное и муниципальное управление ; менеджмент организации) Экономика (экономическая теория ; экономика труда; финансы и кредит; бухгалтерский учет , анализ, аудит: мировая экономика; национальная экономика; экономика и управление на предприятии) Коммерция (торговое дело; товароведение и экспертиза товаров; маркетинг) Статистика Информационные системы в экономике (математические методы в экономике; организация и технология защиты информации ; комплексная защита объектов информации) Педагогика Социальная педагогика Документоведение и документационное обеспечение управления Связи с общественностью Социальная антропология Социально-культурный сервис и туризм

Здесь собраны проблемы из текстов для подготовки к ЕГЭ, которые встречаются абитуриентам наиболее часто. К каждой из них подобраны литературные аргументы, доступные для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский . В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость. Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной. Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
  3. Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Выбор в любви

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Наверное, каждый человек когда-нибудь сталкивался с проблемой любовного выбора. «Анна Каренина» — самый знаменитый роман о любви, где главной героине тоже предстоит выбирать. И решение повлияло на всю дальнейшую судьбу Анны. Она попала на пересечение двух огней. С одной стороны была семья – горячо любимый сын, но нелюбимый муж, а с другой – невероятно глубокие, страстные чувства к графу Вронскому. Героиня предпочла пылкую любовь вместо тихого и мирного существования в кругу семьи. Она теряет власть, уважение в обществе, закрывает глаза на все, потому что понимает, что не сможет прожить жизнь с холодным и расчетливым человеком. Но Толстой показывает, что даже выбор искренней любви может стать роковым. Анна попадает под гнет высшего общества, теряет все, что было ей дорого, и решает уйти из жизни, чтобы боль, наконец, перестала ежедневно терзать её.
  2. Л.Н Толстой «Война и мир» — Наташа Ростова. Наталья Ростова — одна из тех героинь русской литературы, которые сталкивались с проблемой выбора на протяжении всей жизни. Но, наверное, самый главный выбор все-таки касался любви. Она, по своей детской наивности, решилась на отношения с Анатолием Курагиным, даже не подозревая о том, что он может обмануть её. Холодной любви Болконского оказалось недостаточно для того, чтобы растопить её сердце, и она совершает большую ошибку, когда готовиться сбежать с Курагиным. Возможно, если бы не это предательство, их любовь с князем Болконским продолжалась бы ещё очень долго. Но Толстой тем самым хотел показать, сколь ошибочными бывают мимолетные решения, и как сильно мы, порой, можем о них жалеть.
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна. Конечно, в «энциклопедии русской жизни» должна быть затронута любовная тема. Главная героиня Татьяна сталкивается с любовным выбором, который был связан с её будущим и прошлым. Горячо полюбив Евгения Онегина, будучи ещё совсем юной, она не могла подумать о том, что этот красивый и умный мужчина может отказать ей в этом чувстве. Но именно так и происходит, и это разбивает девушке сердце. Проходит много лет, и Татьяна расцветает, становится более зрелой и умной. Брак с генералом привнес много нового в её жизнь, изменения пошли на пользу. Когда Евгений встречает её и теперь уже сам предлагает свою любовь, она отказывается. Татьяна понимает, что променять свою нынешнюю спокойную жизнь на, может быть, секундное счастье с Онегиным, было бы глупостью. В данном выборе она руководствуется лишь холодным рассудком, потому как её чувства угасли к тому времени и не позволили поступать опрометчиво.
  4. Нравственный выбор

    1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
    2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда ». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.
    3. Выбор жизненного пути

      1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
      2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
      3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.

Текст. По Е. Гришковцу
(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
(5)Первым делом я пошел на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснется во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если еще мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ ученого-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришел. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы - это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там еще и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
(20)- Вот и все! - сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. - (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. (32)Там не было никого, похожего на Пага-неля. (ЗЗ)Все было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
(По Е. Гришковцу)

Сочинение
Каждому молодому человеку приходится сталкиваться с проблемой выбора будущей профессии, выбора жизненного пути. Зачастую мы выбираем этот путь необдуманно, делаем случайный выбор, и затем превращаемся в рабов своей профессии, рутинно выполняя свои обязанности, не испытывая радости от своего труда. Вот такую проблему, проблему выбора профессии ставит в своем тексте известный драматург и писатель Е. Гришковец.
Его герой идет на день открытых дверей в университет, не имея никакой четкой позиции: «Мне хотелось быть студентом. Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно». Наверное, с таким желанием надо было бы поступать в какое-то другое учебное заведение, а не в университет. Но герой идет на биофак, надеясь, что он встретит людей, похожих на Паганеля, ученого из романов Жюля Верна, что ему предложат в будущем экспедиции, научные эксперименты, и его любовь к биологии вспыхнет с новой силой, и это будет его жизненный выбор. К сожалению, все оказалось совсем не так. Никто не развлекал, не завлекал. Неприветливая дама в белом халате провела абитуриентов по лабораториям, в которых работали студенты, дала программы для поступающих, предложила самостоятельно посетить зоологический музей. Молодой герой Гришковца был озадачен, ведь он не нашел никого, похожего на Паганеля: «все было нормально, тихо и деловито». И юноша приходит к решению не поступать на биофак. Автор, описывая душевное состояние своего героя, уделяет внимание тому, как не понравилось юноше отношение преподавателя к абитуриентам, что встреча была холодной, что не было той романтики, на которую настроил себя молодой человек.
Позиция автора состоит в том, что профессию надо выбирать не по внешним ее признакам, не по книжным героям, а по призванию. И задуматься об этом надо раньше, а не тогда, когда уже пришло время поступать в вуз.
Я согласна с мнением автора, потому что это настолько важное и серьезное для человека событие - выбор жизненного пути, что к нему нельзя относиться так легкомысленно, как отнесся герой рассказа.
Выбор профессии - это зачастую судьба человека, поэтому он так важен. В романе Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» герой, Володя Устименко, выбирает профессию врача, выбирает ее осознанно, читает медицинские книги, еще не все понимая в них, пользуется словарем, чтобы добиться смысла. Он целенаправленно идет к своей мечте, поэтому становится прекрасным хирургом, оперирует раненых под обстрелом во время войны, потом становится главврачом больницы, созданной практически с нуля. Вот пример серьезного отношения к выбору профессии, это призвание, жертвенность, ответственность.
Еще один пример воплощенной в жизнь мечты - это судьба Сани Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана». Еще в детстве он узнает об экспедиции капитана Татаринова, пропавшей во льдах Арктики. И он ставит себе цель - найти ее. Он становится летчиком, работает на севере, и ему удается осуществить свою мечту. Его девизом стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Жаль, что для молодых людей нынешнего поколения главным становится не служение людям, обществу, а получение выгоды или поиски веселой, необременительной жизни. Может быть, поэтому герою рассказа и не удалось стать биологом.

Каждому из нас в жизни приходилось стоять на “распутье”. Человек взрослеет и ему приходиться делать выбор: профессии, спутника жизни, средств достижения цели. Кто-то с этим определился быстро, а у кого-то на это ушла вся жизнь. Многие обстоятельства способствуют или мешают этому. Но в итоге выбор за нами. Примером того, как человек боится поменять привычный образ жизни, является герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. Учитель Беляков - личность вполне заурядная. Он живет по принципу “как бы чего не вышло”, закрывается ото всех. Его “футлярная” жизнь вызывает негативное отношение у горожан и коллег. У него появляется шанс стать счастливее. Но Беликов выбирает привычное для него направление жизни, и как результат этого выбора - новый “футляр”- гроб. Герой повести Старцев А. П. Чехова “Ионыч” имел возможность стать благородным доктором, любящим супругом. Но сделал другой выбор. Старцев выбирает сытую жизнь. Он радуется возможности пересчитывать деньги, играть в винт и пополнять банковский счет.

Проблема быстротечности человеческой жизни

Каждый из нас верит, что его жизненный путь будет продолжительным и успешным. Но иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда очевидно, как скоротечна и непредсказуема человеческая жизнь. Обстоятельства смерти Берлиоза - одного из героев , ярко демонстрируют нам это . Уверенный в своем будущем и уж тем более в том, как он проведет вечер, начитанный редактор готов поспорить с незнакомцем по поводу внезапности человеческой смерти. Но проходит совсем немного времени, и голова Берлиоза покатилась по мостовой. Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина, вряд ли мог предвидеть, чем закончится долгожданный круиз . Уверенность в том, что роскошное путешествие - заслуженная награда в его жизни, переполняет его. Но судьба распоряжается иначе. Шикарный ужин заканчивается внезапной смертью героя. Его тело помещают в ящик из-под содовой. Жизнь закончилась.

Проблема поиска смысла жизни

Смысл жизни каждого индивидуален. Кто-то живет для себя, кто-то - для других, кто-то разумно сочетает и то, и другое. Есть люди, которые не видят в этом проблемы. Они просто живут, плывут по течению своей судьбы. Но есть те, кто заняты постоянным поиском смысла жизни. Таков любимый герой Л. Н. Толстого из романа “Война и мир”. Он страдает от неудовлетворенности своей жизнью. Активный поиск жизненного смысла приводит его в сомнительные компании, масонство, в несчастливый брак. В плену у Безухова происходит переосмысление жизненных ценностей. Он начинает понимать истинность человеческого счастья. В постоянном познании самого себя находится и герой А. С. Пушкина Евгений Онегин из одноименного романа. Он устал от праздной жизни. Попытка сменить образ жизни в высшем свете на жизнь в деревне не привела к положительному результату. Дуэль с Ленским, чувства Татьяна Лариной - для него это лишь эпизоды постоянных исканий. Автор, прощаясь с героем, так и оставляет его в поиске. Это его удел.

Истинные и ложные ценности

По ходу своей жизни человек расставляет приоритеты, выбирает то, что он считает для себя важным и отвергает ненужное. Но всегда ли важное для него полезно для общества? Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников совершает преступление. Смерть двух женщин, которых он убил, не дает ему нравственных мучений, и он даже оправдывает себя. Так появляется на свет известная всем теория о праве особенных людей вершить судьбы других. Но знакомство с приводит его к приобретению ценностей, проверенных столетиями. Раскольников берет в руки Евангелие. В романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” создан собирательный образ людей, которых “испортил квартирный вопрос”. Их позиции созвучны многим. Денежный дождь, осыпавшийся на зрителей театра Варьете, - ценность основного большинства, но не всех. Умение любить, творить - это важно для Мастера и Маргариты, а образ Иешуа представлен нравственным идеалом. Таким образом, произведения классической литературы дают возможность проиллюстрировать проблематику творческих работ-сочинений по указанной теме. А поднимаемые автором проблемы могут дать повод для размышлений нравственного характера. Другие примеры и аргументы для ЕГЭ по теме проблемы смысла жизни смотрите в предложенном ниже видео.

Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению - это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора - это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы - это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Проблемы социального характера

Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме - это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы - справа.

Наименование проблемы

Аргумент

Одни люди слишком богатые - другие бедные.

Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная - это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои.

Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других.

Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре».

Одиночество и его тяжесть.

Хороший пример - «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев - Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого.

Проблемы школьных взаимоотношений

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Нежелание учиться и получать знания

Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования.

Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Роль русского языка в жизни любого человека

Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка.

Столкновение разных взглядов на жизнь

Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого - свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети».

Семейные проблемы

Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.

Наименование проблемы

Аргумент

Сложность взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие.

Роль детства

Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

3.

Семейные отношения. Сиротство.

Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками.

Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудность - это из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе.

Наверное, самый лучший пример для молодого поколения - это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения - это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты - неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья.

Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Не нужно думать, как работать, где взять деньги на пропитание. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина - найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения - проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация - не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

Так случилось с главным героем произведения Михаила Веллера «Хочу быть дворником». У главного героя была проблема выбора профессии. Аргументы в пользу того, кем нужно стать, ему давали родители. Они советовали посмотреть на других, кто с успехом защищает кандидатские, выступает на концертах после консерватории. Но герой не хотел менять свою свободу на просиживание штанов в аудиториях и штудирование книг. Его манила детская мечта стать дворником, к чему он и стремился.

Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Он рисковал потерять свое благополучие. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Проблема Аргументы

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то - ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Человечность, милосердие

Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».

Жестокость

Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.

3.

О мечте и реальности

Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.

4.

Борьба добра и зла

В нас всегда борются две стихии - добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.

5.

Самопожертвование

И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков - любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения - это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь - это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» - это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Проблемы экологии, взаимоотношений с природой

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

Начнем с романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Речь идет о жителях некого Единого государства, которые стали нумерами, и все их существование возможно лишь в рамках Часовой Скрижали. У них нет деревьев и рек, ведь весь мир построен из человеческих зданий и приспособлений. Их окружают идеально ровные пропорции стеклянных домов. А отношения и любовь разрешены в том случае, если есть розовая карточка. Такой мир Замятиным был изображен специально, чтобы показать, что человек превратиться в запрограммированного робота без природы, настоящих чувств и красоты окружающего мира.

Борьба природы и человека происходит в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море». Здесь показана настоящая проблема выбора человека. Аргументы безупречны. Хочешь жить - держись. Это касается как слабого старика, так и сильной акулы, пойманной на крючок. Борьба за жизнь идет насмерть. Кто победит и кто сдастся? Небольшая повесть заставляет глубоко задуматься о смысле и цене жизни.

Проблема патриотизма

Прекрасные аргументы по поводу любви к Родине можно встретить во многих Именно в это тяжелое время по-настоящему проявляется искренность чувств.

Образцом идеологии о ложном и истинном патриотизме можно считать роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». В книгах много сцен, посвященных этому. Стоит вспомнить Наташу Ростову, которая уговаривала мать пожертвовать подводами для раненых под Бородино. В это же время князь Андрей Болконский сам получает смертельное ранение в решающей битве.

Но самая большая любовь к Родине - у простых солдат. Они не произносят громкие речи, не восславляют царя, а просто готовы умереть за свой край, за свою страну. Автор прямо говорит о том, что победить Наполеона в той войне удалось только за счет сплоченности всего русского народа. Французский полководец в других странах сталкивался исключительно с армией, а в России ему противостоял простой люд разных сословий и званий. Под Бородино армия Наполеона потерпела нравственное поражение, а российское войско выиграло благодаря могучей силе духа и патриотизму.

Заключение

Как сдать экзамен на отлично - это главная проблема выбора. Аргументы (ЕГЭ) мы постарались привести такие, которые чаще всего встречаются в темах сочинений. Осталось лишь выбрать необходимое.