Проективная психология/ Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс,
Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с. (Серия «Мир психологии»).
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В БИЗНЕСЕ И ИНДУСТРИИ CWF, «Рисунок человека», «Завершение предложений», ТАТ, Тест Роршаха, PAT ................................................................
Г. М. Прошанский
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ:
ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.....
ПРЕДИСЛОВИЕ
В конце 30-х - начале 40-х годов XX века проективные методы были особенно популярны и получили широкое распространение. Да и сегодня этот вид тестирования вызывает у психологов особый интерес. Пожалуй, используя именно проективные тесты при работе с людьми, психолог ощущает себя немножечко волшебником, ведь изначально было задумано так, что сталкиваясь с так называемым «неопределенным» стимульным материалом, тестируемый, сам того не ведая, полностью раскрывает собственное бессознательное, и тестирующему не нужно тратить колоссальные усилия, чтобы до него добраться. Так ли все гладко на самом деле - вопрос спорный. На взгляд Оллпорта, например (см. статью «Тенденции в теории мотивации»), здоровый человек, в отличие от невротика или психотика, без всяких проективных тестов может все про себя рассказать, и для этого нет нужды прибегать к проективным средствам - вполне пригодны и непроективные. Мнение, достойное уважения, но далеко не единственное; кое-что по этому вопросу внимательный читатель может обнаружить в данной книге. Именно с этой целью - предложить читателю возможность для осознанного подхода к использованию проективных техник при работе людьми - в книгу был включен небольшой теоретический материал, представляющий к тому же и исторический интерес. Ведь проективная психология с самых первых дней своего существования была новаторской и от того - гонимой. Однако она не прервала своего существования и нашла свое место в рабочем арсенале современного психолога.
Теоретическое обоснование проективных методик базируется на понятии «проекция» (от лат. projectio - выбрасывание вперед). Существует разница между психоаналитическим и психодиагностическим пониманием этого феномена. В психоанализе проекция - это, в первую очередь, механизм защиты, заключающийся в неосознанном приписывании другому неприемлемых для самого себя свойств, качеств, мотивов, мыслей и чувств. В психодиагностике же проекция (в 1939 г. Л. Франк впервые использовал это понятие для обозначения целого ряда тестов, которое закрепилось и сохранилось по сегодняшний день) понимается как процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом («пятна», «неопределенные ситуации», «тема рисования» и т.п.), в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, продукты деятельности испытуемого (рисунки, истории и т.д.) несут на себе отпечаток его личности.
На пике своей популярности проективные методики потеснили традиционные методы психодиагностики. На наш взгляд, этому способствовали следующие обстоятельства: во-первых, проективные методы стремились к целостному описанию личности, а не к какому-либо отдельному свойству или перечислению личностных черт. А во-вторых, они представляли большой простор для размышлений самому психологу, который, не ограничиваясь жесткой инструкцией , получал возможность толковать выявленные результаты, ориентируясь на определенную научную школу и собственный опыт.
То, что можно отнести к достоинствам проективных методов и что в конечном счете и привело к их широкому распространению, обернулось их недостатками. Они не поддаются традиционным процедурам определения надежности и валидности, что затрудняет их стандартизацию. Этот вопрос может быть предметом отдельного обсуждения и здесь нет необходимости рассматривать его подробно.
Мы хотели бы остановиться на следующих моментах. Глобальный подход к оценке личности, характерный для проективных методик (см. первое достоинство), в то же время снижает достоверность получаемой информации. С другой стороны, психолог, работающий с проективными методиками, должен быть весьма искушен, даже можно сказать изощрен в искусстве интерпретации. Не секрет, что преподавателям психологических факультетов довольно часто приходится сталкиваться с тем, что студенты, не поднаторевшие в работе с проективными тестами, испытывают определенные трудности в сведении концов с концами в интерпретации, из-за чего довольно часто их толкования выглядят противоречивыми, а то и комичными.
Не стоит также забывать и о том, что изначально проективные тесты предназначались для работы с клиническими пациентами, т.е. ориентировались на людей с различными психиатрическими заболеваниями, поэтому инструкции по интерпретации изобилуют клинической терминологией. Насколько это напрямую имеет отношение к относительно здоровой личности? Вопрос, который остается открытым. Поэтому на наш взгляд не всегда оправданно интерпретировать «закрытые глаза» в рисунке человека исключительно как тенденцию к вуайеризму, а истории по некоторым картинкам ТАТ как гомосексуальные, садо-мазохистские, суицидальные тенденции. То есть такой вид толкования имеет право на существование и он справедлив, но лишь в самых крайних - клинических случаях. И не вина создателей указанных техник, что они включали в руководство по интерпретации к тестам (с целью облегчения психодиагностики) подобные фразы - ведь они работали именно с клиническими пациентами и пользовались именно клинической терминологией, хотя и не исключали , что их детища вполне пригодны для работы с нормальными людьми и имеют чисто проективную функцию.
Стоит здесь наверняка вспомнить и о том, что проективные методики, скорее предлагаемые ими интерпретации, ориентируются в целом на психоанализ, который при всех своих очевидных достоинствах все--таки лишь одна из существующих концепций личности.
Используя базовые понятия того же психоанализа, мы вправе спросить: какова степень переноса (проекции) личности психолога в предлагаемую им интерпретацию, можно ли таким образом считать ее с большой долей уверенности объективной? А если выразить это по-другому: что в описании личности будет относиться к самому испытуемому, а что - к личности психолога?
Интерпретация большинства проективных методик испытывает влияние не только клинических тенденций и конкретных научных психологических школ (психоанализа, например), но и того социокультурного контекста, в котором формировались и научная школа, и методика, то есть то, что волновало общество конкретной страны (США, Англии, Австрии и т.п.) в конкретный исторический период и неизбежно отразилось в процедуре проведения, инструкции и интерпретации проективной методики. Прошло более полувека с момента создания проективных методик и за это время конечно же изменились и нормы, и традиции детско-родительских, супружеских и межличностных отношений. Изменился язык для описания каких-либо явлений (не говоря уж о специальной терминологии, клинической, психиатрической), многие понятия канули в лету вместе с теми предметами или явлениями, которые они обозначали. Подтверждением этому является и тот факт, что, например, предлагаемый стимульный материал (целиком или частично) «не опознается» испытуемым, т.к. с тем, что на нем представлено, он в своей жизни просто-напросто никогда не сталкивался, или он обозначается понятием, не вписывающимся в интерпретацию, что конечно же и затрудняет толкование, и делает его путаным. Отметим к тому же, что то, что волнует среднестатистического американца , может совершенно игнорироваться англичанином, русским или немцем - возможно, самая актуальная для проективной, да и психодиагностики в целом, проблема кросс-культурных различий.
Сказанное выше не умаляет достоинств проективных методик. Овладение ими и их использование по прежнему целесообразно, материал, который они выявляют, действительно ценен и богат. Кроме этого нельзя забывать, что проективные техники чаще всего использовались клиницистами и другими специалистами как часть сложного терапевтического процесса - подчеркнем здесь, что в проективные тесты заложен громадный терапевтический потенциал, который только нужно уметь использовать, - и об этом читатель тоже найдет информацию на страницах данной книги (особо хотелось бы обратить внимание на мало известную любопытную методику «Рисование пальцами»). Поэтому ее публикацию мы считаем необходимой, т.к. она не только значительно расширяет представление отечественных психологов о существующих методиках (здесь описаны как широко известные у нас тесты, так и не слишком, а то и просто до сих пор неизвестные), но и предлагает новую стратегию к их применению, а именно - стратегию ответственности и осознанности с установкой на углубленное познание этого направления психодиагностики.
При составлении книги преследовалось несколько целей; утолить хоть как-то существующий информационный голод в отношении этой сферы психодиагностики; дать представление о теоретическом обосновании данного типа методологии; ознакомить читателя с богатым миром проективного тестирования (мало кто из психологов у нас отдает себе отчет в том, что проективных тестов создано превеликое множество, и по сей день продолжают возникать все новые и новые). В связи с последним отметим, что одна книга вряд ли вместила бы в себе , во-первых, описание всех существующих проективных тестов - да это и невозможно, во-вторых, подробное изложение процедур проведения, стимульного материала и руководства по интерпретации всех представленных в ней техник. Поэтому наиболее подробно здесь освещены только те тесты, которым посвящены отдельные статьи, описание остальных имеет ознакомительно-аналитический характер. Надеемся, что поставленные цели достигнуты, и читатель найдет для себя данное издание достаточно полезным.
Мы бы хотели еще раз подчеркнуть, что проективный тест - это очень утонченная и в тоже время весьма сложная в эксплуатация техника, требующая тщательного ознакомления и совершенного овладения ее приемами. С учетом вышесказанного применение методов данного типа на практике должно быть весьма осторожным, обоснованным и подкрепляться другими, более надежными и достоверными процедурами (изучение истории развития человека, наблюдение, беседа, другие тесты), т.к. это лишь качественная клиническая процедура исследования сложного и многостороннего феномена - психологии личности.
Рыбина Е. В., канд. психол. наук.
TEOPETИЧECKИE ОСНОВЫ
проективной психологии
Леопольд Беллак
О ПРОБЛЕМАХ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКЦИИ
ТЕОРИЯ АППЕРЦЕПТИВНОГО ИСКАЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проекция - термин, использующийся очень часто в сегодняшней клинической, динамической и социальной психологии. Франк полагает, что проективные методы являются типичной современной общей тенденцией динамического и целостного подхода в современной психологии, так же как и в естественных науках. В контексте своей статьи он приравнивает проективную методику к спектральному анализу в физике.
Термин «проекция» был введен Фрейдом еще в 1894 году в статье «Невроз страха», где он писал: «Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления [сексуальным] возбуждением, возникающим эндогенно. То есть она действует так, как если бы проецировала это возбуждение во внешний мир».
В 1896 году в статье «О защитных нейропсихозах», работая дальше над проекцией, Фрейд более точно сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений , чувств и установок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать таких «нежелательных» явлений в самом себе. Дальнейшее уточнение понятия в этой работе было сделано при описании случая Шребера в связи с паранойей. Говоря вкратце, параноик обладает несомненными гомосексуальными тенденциями, которые он преобразовывает под давлением своего суперэго из «Я его люблю» в «Я его ненавижу», так происходит формирование реакции. Эту ненависть он затем проецирует или приписывает бывшему объекту своей любви, ставшему преследователем. Приписывание ненависти предполагается, поскольку суперэго препятствует выходу в сознание и признанию ненависти и поскольку с внешней опасностью легче справляться, нежели с внутренней. Говоря более определенно, суперэго препятствует выражению ненависти, поскольку морально не одобряет ее.
Хели (Healy), Броннер (Bronner) и Бауэре (Bowers) подобным образом определяют проекцию, как «защитный процесс, подвластный принципу удовольствия, посредством которого эго полагается впредь на бессознательные желания и идеи внешнего мира, которые, если бы им разрешили проникнуть в сознание, были бы мучительны для эго».
Несмотря на то, что проекция, таким образом, была порождена психозами и неврозами, Фрейд позднее применял ее к другим формам
поведения; к примеру, как главный механизм при формировании религиозных убеждений, как изложено в «Будущем одной иллюзии» и «Тотем и табу». Даже в этом культурном контексте проекция по-прежнему рассматривалась как защитный процесс против тревожности. Хотя Фрейд первоначально считал вытеснение единственным защитным механизмом, в настоящее время в психоаналитической литературе говорят, по крайней мере, о десяти механизмах. Несмотря на то, что за проекцией закрепился статус одного из наиболее важных защитных процессов, над ней велась относительно слабая работа. Сире (Sears) пишет в связи с этим: «Проекция, видимо, является самым неадекватно определенным термином во всей психоаналитической теории». Вместе с тем имеется большой перечень работ по проекции , особенно клинико-психоаналитических и некоторых теоретических.
Широчайшее использование термин «проекция» получил в области клинической психологии в связи с так называемыми проективными техниками. В их числе тест Роршаха, Тест Тематической Апперцепции, Сонди, тест «Завершение предложений», а также множество других методик. Основное требование при использовании этих тестов заключается в предъявлении испытуемому нескольких неоднозначных стимулов с последующим предложением прореагировать на них. Посредством этого допускается, что субъект проецирует собственные потребности и прессы, и что должно проявляться как реакция на неоднозначные стимулы.
Определение проекции, сформулированное выше, хорошо подходило под наши замыслы, пока не возник решающий момент в связи с попытками экспериментального исследования феномена, о которых сообщается в других источниках. $о время первого эксперимента было вызвано несколько испытуемых, и им предъявляли картинки Теста Тематической Апперцепции при управляемых обстоятельствах. Во втором эксперименте испытуемые получали постгипнотический приказ во время рассказа по картинкам почувствовать агрессию (без прямого осознания этого). В обоих случаях поведение испытуемых соответствовало-гипотезе проекции, продуцируя значительное повышение агрессии по сравнению с реакциями на картинки без принудительно внушенного перед этим чувства агрессии. Подобным образом, когда испытуемых под гипнозом заставляли ощущать чрезвычайную подавленность и печаль, обнаружили, что они проецировали эти настроения на свои рассказы. До этого момента не было нужды изменять концепцию проекции как приписывания внешнему миру отношений, неприемлемых для эго.
1. Предмет и истоки проективной психологии.
2. Теория личности, лежащая в основе проективной психологии.
3. Оценка проективной психологии.
4. Классификация проективных методов.
5. Оценка возможностей проективных методик.
6. Достоинства и недостатки проективных методов.
Проективная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся разработкой специальных методов изучения и диагностики личности.
Возникла как протест против бихевиоризма. Её основная цель была – целостное рассмотрение личности. Поведение индивида считают динамичным, т.е. активным и целенаправленным. Активным, т.к. индивид стремится к развитию взаимосвязи с миром психической и социальной реальности; и целенаправленным, т.к. поведение индивида направлено к достижению цели.
Проективная психология исследует роль всех психологических функций и процессов, действующих в контексте личности в целом. Проективные результаты индивидов, следовательно, рассматриваются как части целого. А значит, для оценки и диагностики личности необходимо сочетать разные методы, как проективные, так и непроективные.
Истоками проективной психологии являются психоанализ и гештальтпсихология. В обеих этих теориях есть положения, ценные для проективной психологии.
1. Полное единодушие двух теорий в отношении структуры и развития личности.
2. Утверждение целостности организма и приоритета целого над частями в гештальтпсихологии. Здесь организм – саморегулирующаяся система.
3. Психоанализ постулирует взаимосвязь психологических механизмов и динамизмов, функционирующих в индивиде, а также связь индивида с социокультурной средой, в которой он живет.
4. Обе теории используют много моделей для объяснения и описания личности. Поведение индивида наблюдается в широком контексте различных ситуаций, и эти данные подводятся под общую теорию.
5. Общей для обеих теорий является вера в психологический детерминизм, а также в единообразие и целостность психической сущности. И то, и другое теоретическое направление утверждают, что все психологические феномены имеют причину и смысл, а также практическую функцию.
Таким образом, необходимо различать проективную психологию как отрасль психологии и проективные техники как инструмент изучения личности.
Первые техники возникли в лабораториях экспериментальной психологии, потом их на вооружение взяли клиницисты и внесли значительный вклад в их развитие, поэтому ДОС их пор большинство методик пригодны для клиники в большей степени, и для применения их к здоровым людям нужно быть осторожным с интерпретацией.
Базовое для проективной психологии является понятие проекции. У З.Фрейда проекция – защитный механизм, приписывание другим своих отрицательных качеств. Впоследствии термин модифицировался и в проективной психологии стал рассматриваться как перенос собственных потребностей и склонностей на стимульный материал в экспериментальной ситуации. Причем, эта проекция возникает, когда материал неоднозначный.
Выделяют следующие виды проекции.
1. Обратная – из «Я его люблю» к «он меня ненавидит», а не просто «не любит», т.к. это угроза самооценке.
2. Простая – «накручивание» себя против какого-то человека до разговора с ним, а потом негативное восприятие этого человека.
3. Сенсибилизация – повышенная чувствительность к определенным факторам, которые уже имели место или, наоборот, сейчас актуальны. Например, голодный чаще заметит пищу или тот, кто боится гнева начальника, видит малейшие признаки приближения этого гнева.
4. Экстернализация – субъект объясняет какую-то ситуацию, может, домысливает какие-то детали, а потом, вспоминая, сознает, что говорил о самом себе.
Поскольку основой разработки любого диагностического метода является теория личности, один из теоретиков проективной психологии Абт сформулировал ряд постулатов, касающихся сущности личности, на которые опирается большинство проективных психологов, интерпретируя данные.
А. Личность – это система, функционирующая в индивиде в роли организации между стимулом и реакцией, которые она стремится связать воедино. Стимулы, на которые человек может научиться реагировать, зависят от специфических и индивидуальных потребностей и ценностей этого человека. Одна из функций личности состоит в отборе из бесчисленных стимулов тех, которые соответствуют удовлетворению потребностей. Отбор стимулов осуществляется на основе селективности внимания.
Б. Личность как организация является динамичной и мотивационной по своей сути. Её способность отбирать и интерпретировать стимулы, с одной стороны, и контролировать и фиксировать реакции – с другой, определяют её целостность и единство как функционирующей системы. Личность как динамическая организация, находящаяся между стимулом и реакцией, несет ответственность за психологический гомеостаз, происходящий в поведении. Поведение нарушается, если личность не может соотнести стимул и реакцию. Человек вынужден использовать новые и часто неадекватные реакции, но вместе с тем это основа для научения. Научился – целостность сохранилась, нет – нарушилась, возник невроз.
В. Личность – это конфигурация, состоящая из множества психологических функций и процессов. Формирование личности следует законам гештальтпсихологии.
Г. Рост и развитие личности основаны как на дифференциации, так и на интеграции.
Д. Личность в своем росте и развитии во многом находится под влиянием факторов окружающей среды. Культурные факторы обладают первостепенной важностью в числе окружающих факторов.
Проективная психология как наука продолжает развиваться на Западе. Различают следующие значимые направления в развитии концептуальной базы проективной психологии.
1) Личность все больше рассматривается как процесс, а значит, данные проективных методов ситуативны. Чтобы этого избежать, надо создать теорию личности, учитывающую этот процесс.
2) Личность, изучаемая проективными способами, считается процессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с собственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состояние и сила его потребностей, с другой. Таким образом, опять подчеркивается влияние культуры и связь личности с культурой, а значит, надо разрабатывать методики, учитывающие это влияние и эту связь.
3) Усиливается тенденция полагаться на теорию поля, учитывающую влияние всех переменных, действующих в данный момент на человека.
4) Существует заметная тенденция к утверждению двух классов суждений о личности: динамическое и генетическое.
5) Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого», т.е. личность не сводится к Большой Пятерке или чему-то еще, а есть совокупность всего, что есть в человеке.
6) Тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.
7) Стремление создать теорию личности, объясняющую на основе сегодняшних данных прошлое человека и предсказывающую его будущее.
Достоинствами проективных методик являются:
Проективные методы стремятся к целостному описанию личности;
Они предоставляют большой простор для размышлений самому психологу, который может интерпретировать результаты, опираясь на свои научные взгляды и опыт.
При этом недостатков у них гораздо больше:
а) они не поддаются процедурам надежности и валидности;
б) требуют большого опыта от психолога, работающего с этими методиками;
в) изначально эти методы ориентировались на людей с психическими заболеваниями, поэтому интерпретации изобилуют клиническими терминами. При работе не в клинике эти интерпретации оказываются ложными;
г) многие методики основаны на психоанализе, а это не универсальная теория;
д) велик субъективизм в интерпретации, т.е. влияние личности, взглядов психолога;
е) интерпретация большинства методик испытывает влияние и того социокультурного контекста, в котором создавалась методика. Многие из них создавались больше 50 лет назад, а за это время изменились нормы, традиции, стиль взаимоотношений. Иногда испытуемый не понимает стимульный материал, т.к. никогда не сталкивался с подобной ситуацией. И, наконец, имеют место кросс-культурные различия, т.е. проблемы у людей разных стран разные.
Таким образом, проективные тест – это очень утонченная и в то же время весьма сложная в эксплуатации техника, требующая тщательного ознакомления и совершенного овладения её приемами. Применение методов данного типа на практике должно быть весьма осторожным, обоснованными подкрепляться другими, более надежными и достоверными процедурами.
Контрольные вопросы
Главная отличительная особенность проективных методик заключается в неструктурированной задаче для испытуемого, допускающей неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия испытуемого могла разыграться, даются только краткие, общие инструкции. Основная гипотеза создателей проективных методик заключается в том, что тестовые материалы служат своего рода экраном, на который респонденты проецируют свои характерные мыслительные процессы, потребности, тревоги и конфликты.
В типичных случаях проективные инструменты представляют собой методики замаскированные, т.к. испытуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Данные методики характеризуются, далее, глобальным подходом к оценке личности, т.к. не измеряют отдельные черты. И, наконец, приверженцы этих методик считают их эффективными для выявления скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу, т.к. не вызовет защитных реакций.
Первая классификация проективных методик была предложена на Западе Франком. Эта классификация основана на учете различных аспектов проективного опыта.
Франк выделили следующие категории.
1. Конструктивная. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктированного материала. Это лепка из пластилина, рисование пальцами, незаконченный рисунок. По сути сюда относится и тест Роршаха, но Франк считал, что это зависит от того, как много изображений испытуемый готов увидеть в пятнах. Если 1-2, - методика к этой группе не относится, если много, - относится.
2. Конструктивная. Когда задача четко поставлена, что надо нарисовать, слепить, сконструировать. Например, «Рисунок человека», «Рисунок семьи».
3. Интерпретативная – здесь испытуемый приписывает собственное значение стимульной ситуации. Например, ТАТ, тесты словесных ассоциаций.
4. Катартическая – акцент смещается с процесса на результат, например, игровые техники.
5. Рефрактивная, или экспрессивная, например, графология.
Прошанский не согласился с классификацией Франка и предложил свою. Он отметил, что проективные техники по своему характеру преимущественно визуальные, т.к. предполагают вербальную интерпретацию визуального материала. Визуальные техники делятся в соответствии с характером детализации их стимульного материала. Их можно расположить на прямой от хорошо структурированных (ТАТ) до аморфных (линии, пятна). Отдельную категорию составляют методики, основанные на вербальной стимуляции («Завершение предложений»). Таким образом, данную классификацию можно изобразить следующим образом:
Визуальные (с различной степенью детализации);
Вербальные.
Второй вариант своей классификации Прошанский сделал на основе предъявляемых стимулов. Тогда получились следующие виды методик:
Вербальные;
Визуальные;
Конкретные;
Кинестетические;
Другие модальности.
Следом за рассмотренными появилась классификация на основе требуемых ответов:
а) импрессивные – отчет испытуемого о своем опыте, о своих впечатлениях, в основном, в виде однозначных ответов;
б) экспрессивные – человек делает то, что ему хочется (лепит, рисует, складывает мозаику);
в) ассоциативные – человек идентифицирует себя с картинкой, ситуацией (тест Розенцвейга);
г) техники, в которых от испытуемого требуется что-то высказать, выбрать, проранжировать стимулы (методика Люшера);
д) техники, которые можно расположить на линии «творчество» - репродукция».
И, наконец, наиболее распространенная классификация на основе цели диагностики:
1) методики описания личности (Розенцвейг);
2) методики диагностики личности (Роршах, ТАТ);
3) методики для терапии личности (игровые).
Когда проективные методики создавались, они, как это часто бывает, воспринимались как универсальные. Но затем ученым захотелось выяснить пределы возможностей проективных методов. В основе разработки проективных методов лежат три положения:
1) они состоят из стандартных наборов стимульного материала, с помощью которого легко определить и сравнить типичные особенности мышления, речи и восприятия. Благодаря стандартизации становятся легко заметными нюансы поведения, которые легко упустить в менее определенной ситуации;
2) они позволяют собрать информацию, которая не может быть получена никаким другим путем. Столкнувшись с неоднозначным материалом, испытуемый выбирает собственную форму самовыражения и через это проявляет себя;
3) психологический детерминизм, который утверждает, что в реакциях и словах человека нет ничего случайного.
В результате проективные методы выявляют, каким образом индивид решает новые задачи и усваивает новый опыт, раскрывает структурные аспекты языка и речи испытуемого, что очень информативно, по мнению западных психологов, изучают фантазии, установки, притязания, озабоченность испытуемых. Сравнение результатов тестирования с помощью проективных методик и клиническими обследованиями и диагностикой другими методиками показали их корреляцию, т.е. диагностическую валидность.
Корнер с коллегами попытались выяснить, пригодны ли проективные тесты для прогнозирования реального поведения. Они изучали взаимосвязь проявлений враждебных фантазий в игровых ситуациях и реального враждебного поведения детей. Дети проявляли враждебность в игре, но не проявляли в реальной жизни. Аналогичные результаты получили и другие исследователи. И при применении других методик часто оказывалось, что, говоря от лица персонажей или делая что-то, люди не обязательно так поступают в реальной жизни.
Таким образом, проективные тесты поведение не предсказывают.
Провалились попытки использовать проективные тесты для определения профпригодности. Тогда заявили, что прогнозирование не является целью проективных техник. Но вопрос остался. Почему проективные тесты не обладают прогностической валидностью? Сами теоретики проективной психологии полагают, что это происходит не из-за недостатков методик, а из-за неразработанности психологии личности. Ведь предположения о поведении индивида строит психолог, опираясь на свои теоретические взгляды, а 100%-ной теории личности до сих пор нет. Чтобы её создать, надо решить две проблемы: найти все бесчисленные обстоятельства, влияющие на процесс адаптации индивида, и их взаимодействие; и раскрыть тайны Эго-синтеза, т.е. формирование Эго. При этом вряд ли они не осознают, что пока это невозможно, да и Эго-синтез интересует психоанализ, а кроме него существуют и другие направления психологии, в которых можно поставить другие проблемы.
Но раз поведение индивида не соответствует его фантазиям или патологии, какой прок от этих методик? Но авторы считают, что методики выявляют скрытую патологию, которая может актуализироваться в неблагоприятных обстоятельствах (при этом, не указывая, каких именно). Правда все эти исследования относятся к тестам Роршаха и ТАТ. В то же время отрицать эти техники нельзя, надо просто изменить отношение к ним.
Другой путь повышения прогностической валидности предлагает Лазарус. Он считает, что нельзя предъявлять только неопределенные стимулы. Они подходят в ситуациях, когда некоторые потребности настолько сильны и выражены, что отражаются словесно и фигурируют в фантазиях. Но в ситуациях, когда потребности настолько скрыты от восприятия, что приводят к избеганию и искажениям, нужны наименее двусмысленные стимулы. Здесь надо предъявлять эмоционально насыщенный материал и наблюдать за испытуемым. Такое исследование было проведено с помощью методики «Завершение предложений», в которую включили предложения неопределенные и определенные. Первый тип «Он очень хотел…», второй тип – «Он ненавидел…». Некоторые испытуемые во втором случае четко указывали, кого ненавидел, другие строили сложные предложения, например, «ненавидел попадать под дождь, если у него не было зонта». Лазарус считает, что в последнем случае проявляется стремление скрыть агрессию, т.е. защитный механизм.
Таким образом, стимулы могут быть как высокоструктурированными, так и крайне неопределенными по своему характеру, но таким образом можно собрать больше информации об испытуемых. При предъявлении неопределенного стимульного материала без труда обнаружатся случаи значимых потребностей и фантазий. Если же при предъявлении однозначных стимулов ответы, соответствующие им, встречаются редко, имеет место вытеснение или другой защитный механизм.
Наиболее объективную оценку проективных методик дает А.Анастази.
1. Проективные методики заметно отличаются друг от друга и по содержанию, и по уровню изученности.
2. Большинство методик эффективны для налаживания раппорта при первых контактах между клиницистом и клиентом. Их задания интересны, похожи на развлечения, ведут к отвлечению внимания и снимают напряжение.
3. Проективные методики в меньшей степени допускают симуляцию, чем опросники, т.к. их назначение обычно замаскировано, а интерпретация настолько разнообразна, что даже знакомый с ними испытуемый не может наверняка сказать, как их будут использовать. Кроме того, обследуемый погружается в задание и имеет меньше возможности еще задумываться над степенью фальсификации. В то же время есть данные, доказывающие все-таки такую возможность.
4. Проективные методики недостаточно стандартизированы. Малейшее изменение инструкции меняет и результаты. Меняет результаты и манера тестирующего, его восприятие тестируемым.
5. Минусом является недостаточная объективность процедур подсчета и интерпретации показателей. Окончательная интерпретация ответов проективного теста может в большей степени говорить о теоретической ориентации, излюбленных гипотезах и личных особенностях тестирующего, чем о движущих силах личности тестируемого. Иногда говорят, что эти тесты проективны для тестирующего.
6. Отсутствуют нормативные данные в проективных методиках. Единственная норма – опыт тестирующего. В случае, если это опыт клинициста, то он еще и ограничен определенным контингентом – больными. Эти данные он переносит на здоровых. Нет норм групповых, образовательных, статусных, гендерных. Все люди делятся на больных и здоровых, а это группы не однородные.
7. Отсутствуют данные о надежности методик. Коэффициенты внутренней согласованности очень низкие. Недоказуема ретестовая надежность. При повторном проведении испытуемые часто просто вспоминают предыдущие ответы.
8. Подавляющее большинство опубликованных работ по валидизации проективных методик не позволяют сделать однозначных выводов либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за неадекватного статистического анализа, либо из-за того и другого вместе. Существует несколько причин мнимой валидности:
а) «загрязнение» критерия или данных теста – возникает, когда данные теста и информация, полученная в разговоре, вдруг совпадают, но это не объективные данные, а значит, не объективная валидность. Пытаются ввести «слепой» контроль, т.е. оценку результатов посторонним психологом, не знающим опрашиваемого, но это единичные исследования, а не массовые;
б) отсутствие кросс-валидизации – на одних группах валидность получили, а на других она не подтверждается, т.е. валидность случайна;
в) правильность стереотипа – некоторые данные применимы к большинству людей, независимо от того, в норме они или пограничном состоянии, какого возраста. Соотнося их с каким-то критерием, получают валидность, а её нет;
г) «иллюзорная валидизация» - подверженность людей житейским стереотипам. В исследованиях показано, что, например, глаза у многих в рисунках ассоциируются со страхами, прорисовка пола – с сексуальными проблемами, и эти стереотипы практически не поддаются переобучению. А т.к. они есть у всех, получается валидность. Люди остаются верны своим априорным предположениям, даже когда сталкиваются с противоречащими наблюдениями.
9. Не всегда подтверждается основная проективная гипотеза о том, что ответы индивидуума отражают существенные и относительно устойчивые черты личности.
10.Многие проективные методики не являются тестами в строгом научном смысле, т.к. не отвечают требованиям, предъявляемым к тестам, поэтому их часто называют «техниками».
11.Проективные методики являются, скорее, клиническими инструментами, являющимися дополнительным качественным средством интервьюирования клиентов и пациентов. Но работают они в руках опытного клинициста. А раз это качественные методы, то оценить их количественно просто невозможно.
12.Характер полученных посредством одной и той же проективной методики данных может меняться от одного респондента к другому, т.е. с помощью одной и той же методики у одного человека можно выявить одну тенденцию и не выявить остальные, а у другого – другую. Например, с помощь. ТАТ у одного можно выявить агрессивность, а у другого – креативность, т.к. не все шкалы всегда проявляются.
13.Не существует единого верного способа применения и интерпретации проективных методик.
Разработка проективных методов продолжается. Все подходы можно разделить на три группы.
I. Разнообразные словесно-ассоциативные техники, техники незаконченных предложений, техники на придумывание истории.
II. Попытки создать аудиальные проективные техники, содержащие разговоры, шумы и музыку. Например, была попытка создать аудиальный ТАТ, где картинки описывались человеку; методика, где разные по стилю музыкальные отрывки сопровождались инструкцией: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне историю, которая подходила бы к этой музыке». Бин разработал тест Звуковой Апперцепции, где испытуемым надо узнать реальные звуки (вой собаки, пение канарейки), замедленные в 8 раз. Эти методики, особенно слуховой ТАТ, полезен для работы со слепыми. Есть попытки создать осязательный (кинестетический) тест Роршаха.
III. Проективные техники, направленные на упрощение материала через сведение к минимуму специфичных, узкокультурных элементов. Например, тест руки, который необходимо применять только с другими методиками, т.к. сам по себе он неинформативен. Используют фигуры из палочек в качестве проективных стимулов. С помощью этих тестов пытаются диагностировать потребности, преступные наклонности, уровень адаптации, иногда лидерские качества. Но опять мало кого заботит стандартизация и валидизация этих методик. Сюда же относятся методики, где изображен не четкий рисунок, а контуры, силуэты, рассматривая которые надо придумать историю; «Свободное рисование», когда человек рисует, что хочет, или на общую тему и комментирует процесс.
Вообще «примитивных» техник много, среди них немало интересных, но, к сожаленью, все они практически не прошли статистическую проверку. Но проективная психология развивается, и наблюдается тенденция к объединению разных техник, попытки согласовать интерпретации, хотя за основу, с которой все сравнивают, берут обычно тесты Роршаха и ТАТ.
Контрольные вопросы
1. Общая характеристика проективной психологии как отрасли психологической науки.
2. Оценка проективной психологии.
3. Различные подходы к классификации проективных методов.
4. Валидизация проективных методик.
5. Основные недостатки проективных методик и перспективы развития проективной психологии.
25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.
В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.
1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.
2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.
В психологии выделяют такие виды проекции :
1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.
2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.
3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность
за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.
4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".
Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.
Проективные методы характеризуются следующими свойствами :
1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;
2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;
3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;
4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.
Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.
Классификация (Е.Т. Соколова ):
1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);
2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);
3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);
4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);
5) экспрессивные - рисование на свободную тему;
6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);
7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».
Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».
Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.
" |
Психология проективная
Ее основные положения таковы:
1 ) целостность личности как единого «организма», взаимосвязанность ее отдельных функций, их детерминированность «личностным контекстом»;
2 ) единство личности и среды социальной, их неразрывность и постоянное взаимодействие;
3 ) предмет исследования проективного - не объективные отношения личности и среды, а субъективная концептуализация этих отношений индивидом:
4 ) личность - саморегулируемая система, цель коей - организация субъективного опыта согласно адаптивным задачам;
5 ) личность - уникальная система процессов познавательных, потребностей, черт и способов адаптации, образующих ее индивидуальный стиль.
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Смотреть что такое "психология проективная" в других словарях:
Проективная идентификация - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование. О более пассивном защитном механизме см. Идентификация (психология).… … Википедия
Проекция (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия
Идентификация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия
Перенос (психология) - Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия
Регрессия (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия
Смещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Смещение. Смещение психологический механизм, описанный Фрейдом как один из механизмов цензурирования в процессе формирования сновидений. Заключается в подмене не прошедших цензуру элементов… … Википедия
Всемогущий контроль (психология) - Всемогущий контроль психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является… … Википедия
Сублимация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сублимация. Сублимация защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.… … Википедия
Игнорирование (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Игнорирование. У этого термина существуют и другие значения, см. Избегание. Игнорирование (Избегание) защитный механизм психики, заключающийся в бессознательном контроле информации об источнике… … Википедия
Замещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Замещение. Замещение термин обычно используется как другое название «вымещения», но реже может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, квази потребности или объекта… … Википедия
Книги
- Проективная психология , . Это уникальное пособие, в котором сделана попытка объединения наиболее интересной информации по проективным психологическим методикам. В нем дается не только изложение известных и…
Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика незавершенных предложений Сакса - Леви, всевозможные рисуночные тесты и др.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач психологической практики. Наиболее эвристично их применение в области психодиагностики личностных особенностей. Однако, как уже говорилось, проективные методики и техники востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных паттернов отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях реальности, особенностей социальных установок и мн. др. Необходимо заметить, что в подобных исследованиях используется лишь ряд характерных для проективного подхода методических приемов. «Проективная гипотеза», которая в психодиагностике предполагает возможность «вычитывать» в речевой и визуальной продукции человека его личностные особенности, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу о проецировании в метафорические рассказы, коллажи, рисунки эмоциональных паттернов отношения к тем или иным социальным объектам; личностная составляющая проецирования здесь «заключается в скобки». Становление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых оказало влияние на понимание проективного процесса и интерпретацию данных. Фактически образовалась особая область психологических исследований, выходящая за рамки психодиагностики и имеющая общепсихологическое значение - проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время она представляет собой весьма специфический подход, базирующийся на целой серии методологических допущений (о теоретическом обосновании проективного метода речь пойдет ниже).
Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Согласно Л. Ф. Бурлачуку (1997), проективные методики представляют собой приемы опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, которая актуализирует в восприятии тенденции, установки, отношения и другие личностные особенности.
В настоящее время принято говорить о нескольких отличительных признаках проективных методик:
- 1) использование слабоструктурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
- 2) нейтральная, косвенная по отношению к личности направленность заданий;
- 3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к обследуемому;
- 4) исследование нс отдельных психических функций (как в традиционных психометрических процедурах), а своего рода «модуса личности в ее отношениях с социальным окружением» (Е. Т. Соколова).
Как правило, проективные методики предполагают работу с качественными данными, хотя в ряде случаев применяются и стандартизованные психометрические показатели. В процессе сбора данных психолог дает исследуемому довольно общую инструкцию, предлагая ему сделать тот или иной рисунок, закончить предложения, сочинить рассказ по картинке и т.п. В случае рисунка, после его окончания, предлагается ответить на ряд вопросов о смысле изображенного. Все данные тщательно фиксируются, психолог наблюдает за реакцией, телесными проявлениями, самим ходом выполнения задания. Процесс интерпретации в проективном исследовании характеризуется тем, что внимание психолога направлено не на отдельные показатели, а на их сочетание (например, в рисунках имеет значение не наличие, отсутствие или выраженность какого-либо показателя, а то, как он связан с другими показателями; точно так же в рассказах ТАТ для интерпретации важна не отдельная деталь, а то, как она вписана в общее смысловое ноле). Нормативные шкалы в проективных методиках, как правило, не предполагаются, большое значение придается общему впечатлению от целостного произведения. Заключения психолога представляют собой результат движения от общего «схватывания» смыслового тона рисунков, рассказов и пр. к анализу сочетания ряда показателей, описанных в руководствах к методикам, и затем опять к общему видению, скорректированному благодаря анализу показателей.
Как можно заметить, интерпретация в проективных методиках нередко носит интуитивный характер. Неоднозначность трактовок показателей, большая степень свободы интерпретации всегда были предметом критики, которую высказывали сторонники строгого психометрического подхода. Были попытки стандартизации проективных методик. На базе методических приемов, направленных на «широкую» психодиагностику личности, предлагались более «узкие» инструменты диагностики отдельных психических качеств и функций. Примером может служить тест X. Хекхаузсна для оценки мотивации достижения, представляющий собой особую модификацию тематического апперцептивного теста (ТАТ) (Собчик, 2003). Подобные стандартизованные варианты проективных тестовых методик пользуются популярностью, однако нельзя сказать, что они заменили собой классические проективные методики, отличающиеся широтой охвата личности. Стандартизация, безусловно, повышает надежность данных и выводов, но вместе с тем она лишает данные их богатства. Действуя в любой ситуации (в том числе в ситуации исследования с использованием более или менее стандартизованной проективной методики), человек вносит в нее субъективное отношение, интерпретации, установки, мотивы. Отсюда следует, что «традиционное требование объективности применительно к диагностическим методикам теряет свой смысл... зачем формально унифицировать стимульный материал и ситуацию проведения, если они все равно имеют для разных испытуемых разный смысл? Напротив, следует предоставить испытуемым возможность эксплицировать присущие им когнитивные структуры, стили мышления, паттерны реагирования, а также мотивы, оценки и т.п. - все то, что реально участвует во взаимодействии индивида с ситуацией» (Леонтьев, 2000, с. 43). Возможно, призыв к использованию проективных методик в более свободном стиле, так, как это было принято до стандартизации, - своеобразное движение назад и идет вразрез с более мощной тенденцией к объективизации метода на протяжении всего XX в. Однако такое движение позволяет вновь осмыслить те возможности психологической работы, которые были утеряны при всеобщем стремлении к стандартизации. В условиях задач, стоящих перед современным психологом, необходимо сохранять и развивать различные стили сбора и анализа данных, соединять как строгий психометрический подход, использующий усредненные нормативные показатели и гарантирующий точность результатов, так и качественный клинический, нацеленный на глубинное изучение уникальных личностных качеств.