Культура речи классный час. Классный час - "поговорим о культуре речи". ? Как вы думаете, сколько слов в русском языке

Цели : дать понятие «культура речи», научить слушать собственную речь и речь окружающих, ориентироваться в разных типах ситуаций общения и выбирать языковые средства, адекватные ситуации, приобщать учащихся к культуре устной и письменной речи, воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо

Наш язык .

К нам пришел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужою медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

(С.Сергеев-Ценский)

1 вед. Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.

Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях:"0т одного слова да навек ссора", " Бритва скребет, а слово режет", "Слово пуще стрелы разит", "Ласковое слово что весенний день", "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести".

2 вед. Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова? "Грамота - к мудрости ступенька", - гласит старинная русская пословица. Российский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищам мировых знаний.

1 вед. Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

2 вед. Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Достаточно услышать "У меня ухи болят" или "бежи к ихнему дому", чтобы составить неблагоприятное мнение о культуре человека.

Одно из требований, которое предъявляется к устной речи - это правильное литературное произношение. Так нужно говорить" ево, севодня, купацца, што, конешно", а писать" его, сегодня, купаться, что, конечно".

1 вед. Известный детский писатель Виталий Бианки, обращаясь к школьникам, говорил: "Народный язык наш я сравнил бы с могучим потоком, как Волга- матушка, течет он через всю нашу Родину. Он всем необходим, всеми любим. Он чист на глубине и ничем его не замутишь. А по краям, на мелких местах, несет мусор, выплескивает на берег вместе с грязной пеной всякую дрянь".

2 вед. Большой вред языку наносят слова- сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".

1 вед. А теперь мы с вами поиграем в переводчиков. Английский и немецкий отдыхают, они тут ни при чем! Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое сленг? (ТО же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек).) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех, самый легкий способ - напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным и таинственным языком. Ну, что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще лет сто назад:

1 .Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).

З.Выделываться (вести себя вызывающе).

4.Понтово (получаю удовольствие).

5.Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7.Тащиться (быть в восторге).

2 вед . Ну, вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный "словесный мусор", тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение. Потому что "болезнь сленга"- это все- таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным...

1 вед. Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к русскому языку.

2 вед. Говорить правильно и красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутенкин.

(На сцену выходят доктор в белом халате, в очках, и Петя.
Доктор жестом предлагает Пете стул и сам садится напротив).
Доктор . На что жалуетесь, молодой человек?
Петя . Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роже что-то пухнет и в горле дерет.

Доктор . Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник).В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя . В 7-ом "бы".

Доктор . Бы? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя . Ужасно дружно! У нас всегда жутко весело! И пацаны все классные!

Доктор . Жутко весело, классные. Гм... А учишься как?
Петя . Порядочек... Железно...

Доктор (берет градусник). Ну-ка, откройте рот(Петя высовывает язык).Я так и знал.У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он (учебник русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

1 вед. Ребята, когда вы говорите, то старайтесь правильно и четко произносить окончания, чтобы каждый мог вас понять и чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.

Михалков " Сашина каша ".

Живет на свете Саша,

Во рту у Саши каша,

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно

Красиво, чисто, ясно -

Как люди говорят.

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может.

Произнесет словечко,-

И сам тому не рад!

Он скажет: "До свиданья".

А слышится: "До зданья".

Он спросит: "Где галоши?"

А слышно: "Это лошадь?"

Когда он вслух читает,

поймешь едва-едва,

И буквы он глотает,

и целые слова

Он так спешит с налета

прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет.

За речью последить,

Нам нужен переводчик

его переводить.

2 вед. А вы знаете, иногда бывает и такое, что человек при взрослых людях говорит грамотно и красиво, а в кругу сверстников он кардинально меняет свое поведение и речь его звучит совсем по-иному. А чтобы убедиться в этом, посмотрим следующую сценку.

1 вед . Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа . Пришла весна. Почернели сугробы. Подул теплый ветер и солнце ласково засветило на голубом небе, наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам, по оврагам.

(Сережа уходит, но сразу же возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель).

2 вед . Хорошо написал Сережа о весне. Интересно было слушать его сочинение, но вот кончилис уроки и во дворе не узнаете Сережи

Сережа (размахивая портфелем). Мишка, оглох что ли? Вали сюда!
Миша . Ну как контрольная прошла?

Сережа . Классно! На все пять! Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино? Там, говорят, фильм идет, блеск!

1 вед . Что же ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа . А у меня два языка:один для приятелей, а другой для занятия. Гуд-бай, мы отчаливаем.

2 вед . Ну, а в вашем классе есть такие Сережи? Но это еще цветочки, а ягодки будут впереди.

В сером доме на Садовой

Вот уже десятый год,

Ученик Бутылкин Вова

Припеваючи живет.

Если вы случайно, скажем,

Повстречаете его,

То пройдете мимо, даже

Не заметив ничего.

А сказать, как от любого

Можно Вовку отличить?

Ученик Бутылкин Вова

Не умеет говорить.

Но к чему об этой драме

Мне рассказывать самой?

Загляните лучше сами

Вы к Бутылкину домой.

Бут . (сестре). Привет!
Сестра . Мне? От кого?

Бут .(передразнивая).От кого... от кого... Наше вам с кисточкой говорю!

Сестра . С какой кисточкой?

Бут . А ну тебя, малявка.

Сестра (обиженно). Почему малявка? Какие-то кисточки, а объяснить не может (начинает плакать).

Бут . Брось хлюпать!

Сестра . Не брошу! Назло тебе не брошу!

Бут . А еще сеструха называется.

Сестра . И никакая я тебе не сеструха.

Бут. Колоссально! А кто?

Сестренка снова плачет. Бутылкин старается ее успокоить, но безуспешно, наконец он находит выход.

Бут. Хочешь, я тебе сказку соображу?

Сестра. Ничего мне не надо соображать, расскажи.

Бут. Ну, железно! По рукам. Про кого тебе?

Сестра. Про курочку Рябу.

Бут. Слушай...В некотором царстве, в некотором государстве жила- была законная курица по прозвищу Ряба. Жила она, значит, жила, а потом ей что-то в голову ударило: решила она снести яичко, но не простое, а золотое. Сказано, значит, сделано, значит, снесла. А тут бабка ковыляет. Увидела яичко и рот разинула. «Вот это, говорит, - сила! Вот это,- говорит, - мощно! Вот это повезло!» И кричит на всю деревню: «Эй, старик, вали сюда, дело есть!» привалил старик, увидел яичко и тоже: «Вот это колоссально! Дай-ка я его куда - нибудь заныкаю, чтоб не стянули». Заныкал его, значит, на полку. А ночью мышка бежала, сослепу-то и не заметила, хвостом размахнулась, раз, два и в шляпе…

Сестра. В какой шляпе?

Бут. Отстань, не перебивай! Раскололось яичко начисто! А утром бабка в панику ударилась: «Что такое, да как так?» тут к ней курица подскакивает. «Не плачь, - говорит, - старушенция, все будет железно. Снесу я тебе яичко, но не золотое, а простое». Вот и вся сказка. Смехатурно, да?

Сестра. Я таких сказок никогда не слышала.

Бут. Вот теперь услышала (вдруг сестренка начала нюхать воздух и побежала на кухню).

Сестра (из кухни). Вова, что делать, на кухне пол горит! Мама газ забыла выключить!Что делать?! (Бутылкин несколько минут мечется по комнате, а затем набирает номер 01).

Бут. Тут понимаете ли мощно газ забыли! И теперь, значит, во дает этот, как его…

Бут. Вот это законно! Я еще и безобразничаю! (сестра выхватывает у него трубку).

Сестра. Дяденька, миленький, помогите, горим!

Сестра. Садовая, 52, кв.5(повесила трубку и Бутылкину). Эх, ты, а еще старший. Бежим.

Бут. (растерянно). Колоссально! (убегают).

В.Шефнер «Устная речь»

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо

Не скудела в наши дни.

1 вед. Великий писатель М. Горький говорил: "Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов".

2 вед. Л.Н.Толстой говорил: "Где нужно-нежный, трогательный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно-бойкий и живой - таков наш русский язык".

1 вед. Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

2 вед .В блокадные годы А.Ахматова клятвенно обещала от имени всех сограждан:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

В мирное время с нас не снимается обязанность хранить свободным и чистым наше великое слово.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте же литературным языком

Боритесь за культуру речи.

Конкурс методических разработок уроков,

классных часов по теме

«Русский язык как национальный язык»

Классный час по теме « Родной язык – наш русский»

Цели: формировать обоснованный взгляд на русский язык, принадлежащий к национальным ценностям и составляющий часть мировой культуры.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг «Язык наш - друг наш»; портреты писателей, чьи высказывания о русском языке используются на классном часе.

Х од классного часа

1ученик:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

Он - язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

А.Яшин

2 ученик:

Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно - давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар и вечно нов!

И это так прекрасно

В огромном мире - море слов-

Купаться ежечасно!

А.Шибаев.

3.ученик

Язык наш славный и могучий,
С рожденья знаем мы его.
Язык наш русский – самый лучший,
Роднее нет уж ничего.

    ученик

Беречь должны мы свой язык

Он нам завещан предками.
Храни богатство языка

И будет мир и добр, и светел!

5 ученик

Русский язык создавался веками,
На нём говорили не только мы с вами.
Он обновлялся и стал современнее -
Но засоряют его поколения.
Самый великий язык и могучий,
Надо учить его больше и лучше

Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатство языка
И чистоту божественного слова!
И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу -
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,

А вот язык родной беречь обязан!

Вступительное слово учителя:

Среди двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых относится русский язык.Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик и его язык». Русский язык – язык великой страны России, язык великого народа. В нашей стране во всех социально-экономических и культурных областях деятельности ведущая роль принадлежит русскому языку. Не случайно 2007год Правительством Российской Федерации был объявлен Годом русского языка.

О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели и общественные деятели в разные периоды русской истории.

1 ученик:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. И. Куприн)

2 ученик:

«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н В. Гоголь).

3 ученик:

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А.Н.Толстой).

4 ученик:

« Создать язык невозможно - его творит народ» (В.Г.Белинский).

5. ученик:

«Язык – история народа» (А.И.Куприн).

6 ученик:

«Величайшее богатство народа – язык» (М.А.Шолохов).

7.ученик:

«Язык есть вековой труд целого поколения» (В.И.Даль).

8 ученик:

« Язык народа - лучший, никогда не увядающий цвет всей его духовной жизни» (К.Д.Ушинский).

9 ученик:

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М.Горький).

10 ученик

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых и естественных понятий…Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г.Белинский)

Учитель : Дорогие ребята, давайте поговорим о нашем родном языке и назовём наш классный час так « Родной язык наш русский». Прослушайте небольшое сообщение о роли языка в жизни общества.

Сообщение ученика на тему « Роль языка в жизни общества»

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский

Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. История не знает ни одного народа, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством, при помощи которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желание, чувства, и является язык.

Язык теснейшим образом связан с мышлением, сознанием людей. В словах, словосочетаниях и предложениях закрепляются результаты работы мышления человека, все, что люди познают в окружающей их деятельности.

Язык возник в глубокой древности из потребностей общения людей в процессе их трудовой деятельности. Он помогал людям понимать друг друга, объединяться для добывания средств существования, для организаций производства и борьбы с силами природы. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что содействовало совершенствованию орудий труда и способа добывания всего необходимого, а значит, и повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры, Т.е. развитию человеческого общества.

Будучи средством общения людей, язык связан с жизнью общества. В нем находят отражение все изменения в общественной жизни. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывают изменение в словарном составе языка.

Так, в эпоху Пушкина люди ездили в кибитках и бричках, мчались на тройках, тащились в возках. Потом появились паровозы, пароходы, затем - теплоходы, электровозы, самолёты, воздушные лайнеры, атомоходы. Ушли из жизни ямщики и станционные смотрители, камергеры, камер-юнкеры и фрейлины, и вместе с ними вышли из общего употребления, стали историзмами соответствующие слова.

В современную эпоху коренные изменения в общественной жизни повлияли и на развитие русского языка. Никогда до этого такой огромный пласт не исчезал из нашей речи. Историзмами стали такие слова и словосочетания, как царь, помещик, великие князья, табель о рангах.

В это время широким потоком в русский язык влились новые слова, неологизмы: мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, файл, клип, дискотека, принтер, продюсер, хит - парад и другие.

Однако значительная часть слов сохраняется в русском языке в общем употреблении на протяжении многих веков, например: вода, земля, небо, хлеб, человек, ходить, делать, работать, весёлый, лёгкий, можно, нужно, два, три, я, мы и многие другие.

Главное назначение (или функция) языка - служить средством общения людей. Русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком на территории Российской Федерации, т.е. это язык, обслуживающий не только потребности людей в быту и на работе, но и официальный язык государства. Это язык науки, производства и, конечно, культуры. Русский язык в современном мире выполняет

3 функции:

1) национального языка русского народа;

    языка межнационального общения народов России;

    одного из международных языков.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

Учитель:

А все же до жалости редко

Среди почитаемых книг

Мы ищем язык наших предков

Для нас неудобный язык.

Пускай не во всем он понятен

И мудрым ученым, порой

И белых в нем более пятен,

Чем даже на карте земной,-

Но вслушайтесь в давнюю эту

Эпоху, за каждой строкой

В словах легковесности нету,

Поспешности нет никакой!

Над лунным челом летописца

Татарские кони храпят.

1 ученик:

И все ж принимает страница

Не каждое слово подряд:

Когда они слабы и мелки,

Негоже и браться за труд,

Над ним не секундные стрелки

Смертельные стрелки поют.

И долгий подсказывал опыт,

Что выразить может верней

Коней несмолкающий топот,

Звон лат, и монет, и церквей.

Набата отверстое горло,

Рёв рога и дробь топора,-

Не наше ленивое «ОРО»,

А старое грозное «Р А»!

2 ученик:

Великих высот достигали

Два слога в звучанье стальном,

Двумя оставаясь слогами

В воинственном слоге одном.

И с краткостью- признаком силы

Слова обретали тогда

Летящую тяжесть секиры,

Спокойную грузность плода...

3 ученик:

Да здравствует старославянский!

В нем кровь замешалась и пот!

Густой, непрозрачный и вязкий,

Тяжелый, как сотовый мёд!

Как капли его золотые,

Живут и сейчас в языке

Слова налитые, густые,-

Хоть каждое взвесь на руке.

Они веселы и суровы,

До наших времен донесли

Значительность каждого слова

В начале Российской земли

О.Дмитриев

Учитель : Каждому хочется знать: кто мы есть такие, откуда вышли родом. Так и языки могут быть «родственными» друг другу. Нас познакомит с фактами из истории русского языка... (фамилия, имя ученика).

Сообщение на тему: «Из истории русского языка»

Язык и стар и

вечно нов.

А.Шибаев.

Русский язык относится к славянской группе языков, восточнославянской подгруппе. Ближайшими его родственниками являются языки украинский и белорусский. Более дальними - славянские языки других групп: польский, чешский, болгарский, сербохорватский и некоторые другие. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, Т.е. восходит к одному языку - основе с такими неславянскими языками, как английский, немецкий (германская группа), французский, итальянский, испанский (романская группа), хинди (индийская группа), персидский, таджикский (иранская группа), литовский, латышский (балтийская группа).

В истории русского языка выделяются три периода: 1.6-7 - 14 В.В.;

2.15-17 В.В.;

З. 18-20 в. в.

Первый период начинается выделением восточных славян (предков русских, украинцев и белорусов) из общеславянского единства.

В 6-7в.В. славяне занимали земли от Адриатики на юго-западе до верховьев Днепра и озера Ильмень на северо-востоке. Но в это время этноязыковое единство распалось. Образовались три близкородственные группы: восточная (древнерусская народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки, поморские славяне, лужичане) и южная (ее представители болгары, сербохорваты, словенцы, македонцы). Восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с 7 по 14 век.

В 14в. начинается его деление на три языка восточных славян.

В 10в., с принятием христианства, на Русь стали поступать из Болгарии церковные книги, написанные на старославянском языке. Это способствовало распространению письменности.

Начало второго периода - распад единого восточнославянского языка и возникновение языка великорусской народности.

Феодальная раздробленность, войны привели к распаду древнерусские народности. Постепенно распалось и единство древнего русского языка. Образовались три центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо - восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В 14-15вв. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский.

Учитель:

Сергей Михалков в одном из своих стихотворений писал:

Мы... признаём язык турецкий,

итальянский, датский, шведский,

И японский признаём,

И английский, и французский,

Но в родном краю по - русски

Пишем, думаем, поём.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке,

И в своей столице древней,

И в поселке, и в деревне,

И от дома вдалеке

Послушаем сообщение о роли русского языка в современном мире, подготовленное... (фамилия, имя ученика).

Сообщение « Русский язык в современном мире»

Я умею говорить по-русски, Потому беседовать могу

С братом - негром, с докером французским,

С другом на кубинском берегу.

С. Данилов.

Русский язык - это язык русской нации и средство межнационального общения многих народов, живущих в России. Русский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков». Это язык, созданный русским народом, тот, на котором он строит свою культуру; для русского человека он - родной.

Русский язык принадлежит к числу широко распространённых языков мира и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих как в России, так и за ее пределами. Всего же, по данным международных организаций, в восьмидесятые годы ХХ века русский язык изучали почти в 100 странах мира и владели им в той или иной степени около полумиллиарда человек.

Русский язык один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем областям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить все многообразие окружающего мира.

Благодаря русскому языку многие миллионы людей во всем мире могли познакомиться с культурными ценностями русского народа.

В конце 20 века в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн., по данным Всесоюзной переписи населения 1989г).

В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные учреждения РФ, осуществляется официальное общение между субъектами Федерации, а также в армии, издаются центральные российские газеты и журналы.

Русский язык преподается во всех школах и высших учебных заведениях России.

Современный национальный русский язык существует в нескольких формах,

среди которых ведущую роль играет литературный язык.

Русский язык был признан языком межнационального общения, но статуса государственного языка не имел. Лишь в 1990 г., незадолго до распада СССР, был принят закон «О языках народов СССР», придавший русскому языку статус официального языка СССР.

За рубежом периоды подъема интереса к русскому языку чередовались со спадом, но особенно заметно изменилось отношение к русскому языку в середине 80-х - и у некоторой части граждан СССР, и за рубежом, что явилось следствием ряда социально-политических процессов в стране. В период, предшествующий распаду СССР, и непосредственно после него, во многих зарубежных странах существенно сократил ось количество людей, изучающих русский язык. В бывших союзных и автономных республиках началось не всегда оправданное ограничение сфер функционирования русского языка, вытеснение его из экономической, образовательной и культурной сфер.

Однако очень скоро стало очевидно что, несмотря на значительное сокращение организованных форм изучения русского языка и уменьшения доли его употребления как неродного, именно русский язык остался основным средством межнационального общения в России.

В некоторых странах русский язык стал вторым государственным языком (наряду с белорусским в Белоруссии) или официальным языком (например, в Казахстане). Хотя и медленно и с большим трудом, но начинают возрождаться центры русской культуры и в странах дальнего зарубежья.

Русский язык остается в числе шести официальных языков ООН. Знание русского языка, наряду с родным, обеспечивает каждому человеку возможность общения с людьми других национальностей и открывает новые перспективы межнационального и межкультурного сотрудничества.

Учитель

Изучайте русский язык!

В нем былинное волшебство

И надежд людских торжество,

Он и в книгах - живой родник;

Почитайте, как жизнь,

его!

Новруз Исаев

Учите русский

годы кряду,

с душой, с усердьем

и с умом!

Вас ждет великая награда, и та награда - в нем самом.

Сабир Абдулла

Заключительное слово учителя:

Где бы вы ни бывали: в городе или деревне, на юге или на севере нашей страны, в поле или на степном большаке - всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору. Запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности самый свободный и волшебный из всех языков мира.

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и шум садов,

и скорбь утрат, и ликование победы. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.

Ребята! Любите и берегите наш родной язык. Говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, учитесь правильно ставить ударение в словах. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем - крупица чистого золота!

Любите свой язык, да и как его не любить, если он родной! Наш язык прекрасен, законы его мудры и глубоки. Он таит в себе бесконечные драгоценности речи - правильной, красивой, выразительной, точной, яркой. Овладеть этим богатством можно только в одном случае, если любить язык сознательно и разумно, знать его законы, правила, умело пользоваться ими.

Звени, греми и пой, волшебная струя! Такого языка на свете не бывало,

В нём тихий шелест ржи, и рокот соловья,

И налетевших гроз блескучее начало.

Язык Державина и лермонтовских струн,

Ты - полноводье рек, разлившихся широко, Просторный гул лесов и птицы Гамаюн,

Глухое пение в виолончели Блока.

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублева...

Всеволод Рождественский

Литература


1.Баранова М.Г., Костяева Т.А., Прудников А.В. Русский язык, М.: «Просвещение», 1989


2.Власенков А.И., Рыбченков Л.м. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» , М.: «Просвещение», 2002


3.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, М.: Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002


4.Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой, М.: «Просвещение», 1976


5.Журнал «Русский язык в школе», N 2,1995, С.70-71


6. Журнал «Русский язык в школе», N 6, 1995, С.34 ,37

7.Кувакина в.г. Русский язык, Волгоград, «Учитель», 1998


8.МихаЙловская Н.Г. «Путь к русскому слову», М.: «Наука», 1986


9.Шкатова Л.А. «Подумай и ответь» , М.: «Просвещение», 1989


Cлайд 1

Cлайд 2

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Приветливость вам открывает сердца Составляющие нашего здоровья Образ жизни современного подростка Стремление к совершенствованию Ответственность за слова и поведение

Cлайд 3

«Воспитывать такого человека, который должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным в зависимости от условий его жизни, способным бороться и строить, жить и любить жизнь.» А. Макаренко. «Молодёжь надо научить ставить перед собой амбициозные задачи, быть самодостаточной, успешной в научной, производственной, предпринимательской и культурологической деятельности». Н. В. Федоров. Объяснить, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам и последствиям; воспитывать любовь и уважение к языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, умения дискутировать.

Cлайд 4

Культура речи – это та этикетка, по которой можно безошибочно определить уровень общей культуры и воспитанности человека. Культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Высокая культура речи – показатель образованности и воспитанности. Всякое ругательное, а тем более нецензурное слово, употребляемое молодыми людьми при каждом случае, опустошает их, «выветривает» человеческое и поднимает животное, низменное, не говоря уже о том, что такие слова унижают и обижают другого человека.

Cлайд 5

Язык мой – враг мой. Словом человека можно ранить больнее, чем оружием. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В здоровом теле здоровый дух. Чем меньше человек думает, тем больше он говорит. (Монтескье)

Cлайд 6

Слово – великий дар человеку. Надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Сплетни и праздная болтовня – это неразумная трата времени и здоровья. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. Поэтому речь и связанные с ней поступки называют речевым поведением.

Cлайд 7

Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, чтобы эта энергия была доброй созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова: словом можно все разрушить и все создать; словом обманывают человека и направляют его на путь зла, словом же вдохновляют солдат, идущих в бой.

Cлайд 8

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе.

Cлайд 9

Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах и поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся ваша жизнь, здоровье ваше и счастье.

Cлайд 10

Я смотрю на мир с любовью и радостью Я обо всех и обо всем говорю с любовью. Я люблю жизнь. Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми. Отовсюду исходит добро. Я превратила свои уроки в настоящее развлечение. Я желаю учиться. Я распространяю только хорошие новости.

Cлайд 11

За худые слова слетит и голова Много говорить – голова заболит Сердечное слово до сердца доходит Малое слово большую обиду творит Хорошее слово – половина счастья Сперва подумай – потом говори Красную речь красно и слушать

Cлайд 12

Культурные нормы – требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. Добрый человек любит не только себя, но и других. Заботится о тех, кто страдает. Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

Cлайд 13

Доброму Бог помогает. За добро добром платят. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе слово железные ворота отопрет. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Доброе слово лучше пустого бормотанья. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Cлайд 14

Быть хозяином своей жизни – это значит выбирать мысли и слова. Если вы хотите жить радостно, у вас должны быть светлые мысли. Жизнь – это путешествие, в котором мы открываем себя. Мы в ответе за свою жизнь.

Cлайд 15

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. (Гораций) Кто злословит с вами, тот злословит и о вас. Не делай людям того, чего не желаешь себе.

Cлайд 16

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Глупо и бесполезно всё время сердиться. Это – пустая трата времени. Всё, что вы отдаете другим, возвращается к вам. Любовь всё исцеляет, а дорога к любви идёт через прощение. Прощение помогает избавиться от обиды.

Cлайд 17

С умным разговориться, что меду напиться Ласковое слово многих прельщает Ласковое слово что вешний денек Хорошо и там и тут, где по имени зовут Слова обладают силой. Нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами является продолжением наших мыслей.

Cлайд 18

Ответственность – это наша способность реагировать на ситуацию. У нас всегда есть выбор. Надо уметь сознательно отвечать за свои мысли и слова. Важно, какие мысли, убеждения и слова мы выбираем прямо сейчас. Мой выбор – взгляд на мир с любовью.

Cлайд 19

Поклониться – вперед пригодится За правое дело говори смело Что посеешь, то и пожнёшь Учтивое слово и буйную голову смиряет Звон не молитва, крик не беседа Недоброе слово что огонь жжет

Cлайд 20

Восхищение. Одобрение. Любовь. Прощение. Раскаяние. Приветствие. Радость. Смущение. Равнодушие. НОС К НОСУ. РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ. ЗАДИРАТЬ НОС. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Извините. Простите. Пожалуйста.

Cлайд 21

О многом может сказать жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

Классный час на тему: «Поговорим о культуре речи»

Задачи: познакомить обучающихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Ход подготовки:

1. Предложить обучающимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.

2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения обучающихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).

3. Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык , - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев .

План-конспект занятия:

1. Вступительное слово куратора (тезисы):

Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная обучающимися.

3. Культура речи, мышления, чувств.

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п.). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)? (Рекомендации по развитию способности к сопереживанию, сочувствию, умению соотносить свои поступки с эмоциональным состоянием окружающих людей см.: Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. М. - Л., 1967, с. 173; Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1978, с. 89; Леви В. Искусство быть собой. М., 1977, с. 43; Учитесь властвовать собою... М., 1975, с. 139).

4. Как повысить культуру речи.

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания , как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

5. Как стать интересным собеседником.

Куратор обращается к обучающимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает обучающимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать обучающимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.

6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Куратор обращается к обучающимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

Далее куратор знакомит обучающихся с правилами ведения разговора - настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т.д.

7. Подведение итогов занятия

Куратор вместе с обучающимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку.

План дальнейшей работы:

Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?»,

«Искусство ведения переписки»,

«Что такое деликатность?»,

«Культура общения» и т. д.

Классный час « Культура речи"

Задачи:

Познакомить обучающихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

Воспитывать любовь и уважение к родному языку,

Формировать конструктивные навыки речевого общения.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев

Ход классного часа:

Вступительное слово классного руководителя:

Приведите примеры, как мы говорим. (Ответы обучающихся)

Классный руководитель:

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших письменных работ и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

(Приводятся примеры письменных работ обучающихся).

Классный руководитель:

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?

От чего зависит способность управлять своими чувствами?

Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п.).

Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?

■ Как повысить культуру речи?

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

Задание: составьте словесный портрет одноклассника.

(Ответы обучающихся)

■ Как стать интересным собеседником?

Классный руководитель обращается к обучающимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

Затем предлагается обучающимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

■ Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Классный руководитель:

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

Ведение беседы всегда имеет какую-то цель : мы никогда не общаемся с людьми «просто так». Даже если мы общаемся «ни о чем», мы делаем это не просто так, а чтобы получить удовольствие от общения с приятным человеком или «в дипломатических целях» - чтобы поддержать хорошие отношения с собеседником. Основные правила ведения беседы просты, но почему-то мы часто их забываем. К тому же, чем больше людей участвует в разговоре, тем сложнее бывает эти правила соблюдать.

Начнем, пожалуй... с начала. Имеется в виду - с начала разговора . Если вы собираетесь вступить в беседу, которая уже в разгаре, не нужно спешить: для начала прислушайтесь, поймите суть разговора, после чего решите, будет ли уместным ваше участие в этом разговоре.

Если вы начинаете разговор первым, осторожно выбирайте тему: она должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих. В малознакомой компании не стоит говорить о политике или религии, поднимать семейные темы - в общем, тема разговора не должна быть слишком личной или потенциально спорной.

Правильное ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать . В разговоре принимают участие несколько людей, а это значит, что возможность высказаться должна быть у каждого. Беседа не должна превращаться в монолог, поэтому следите за собой. Если же в «глухаря на току» превращается кто-то из собеседников, постарайтесь мягко намекнуть ему, что другие тоже хотят высказаться.

Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно (скажем, просто «да» или «нет»). Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу, так как демонстрируют отсутствие интереса с вашей стороны (даже если на самом деле это смущение или усталость). Даже если вам нечего ответить на вопрос, кроме «да» или «нет», постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто.

Если беседа не клеится, можно попробовать разрядить обстановку шуткой. Но шутки нужно подбирать очень аккуратно, особенно в малознакомой компании: всегда существует риск, что ваша острота может обидеть кого-нибудь из присутствующих. Поэтому избегайте шуток об определенных группах людей (национальности, профессии и т. п.), двусмысленных шуток. Вообще, если шутка вызывает у вас хоть малейшие сомнения - не шутите.

В ходе беседы могут подниматься спорные вопросы и возникать разногласия. Каким бы сильным ни было искушение отстоять свою точку зрения, не нужно терять уважение к собеседнику. Разумеется, никто не говорит, что вам следует отказаться от своего мнения, но возражать собеседнику нужно ненавязчиво и деликатно, избегая резких выражений и переходов на личности. Не навязывайте никому свое мнение и свои взгляды, не насмехайтесь над чужой точкой зрения.

Во время разговора следите за своей речью . Старайтесь воздерживаться от использования специфического сленга, профессионального жаргона и редко используемых иностранных слов, которые могут быть непонятны многим из присутствующих. И, естественно, никаких грубостей. Разумеется, многое зависит от того, с кем именно вы общаетесь, - в компании близких друзей границы допустимого значительно расширяются - но не стоит забывать об элементарных правилах приличия.

Вообще, ведение беседы подчиняется фундаментальному принципу, применимому практически в любой ситуации: не говорите собеседнику того, чего сами не хотели бы услышать. Разговор должен строиться на взаимном уважении , только при соблюдении этого условия все собеседники останутся довольны беседой и друг другом.