Чем занять новорожденного во время бодрствования. Как развлекать новорожденного ребенка пока он не спит Чем развлечь ребенка в 1 месяц

В три месяца начинает закладываться психологическое и эмоциональное развитие, поэтому важно много разговаривать с малышом, петь ему песенки, улыбаться, корчить рожи. Неважно, что именно вы будете говорить, голос должен быть ласковым и спокойным. Кроме того, есть некоторые занятия и упражнения, которые не только займут малютку, но и помогут подтолкнуть его к скорейшему и правильному развитию.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Чтобы понимать, что вам делать с малышом, для начала узнайте, как он может реагировать на ваши действия. При этом помните, что если ваш ребенок еще не делает того, что «должен» — это не повод паниковать. Данные очень приблизительные, а темпы развития у всех разные. Обычно серьезные отклонения сочетаются с другими тревожными симптомами.

Итак, около 3 месяцев ребенок может демонстрировать:

  1. Оживление – реакция на смену выражения лица, интонации, появление/исчезновение родителей в поле зрения. Малыш может улыбаться, раскрывать шире глаза, вертеть головой, вздрагивать, раскидывать ручки в стороны или смыкать ладошки;
  2. Хватание – кроха уже может координировать свои движения и хватать игрушку, протянутую ему и даже тянуть ее в рот;
  3. Поднимать голову, лежа на животе, опираясь, главным образом, на предплечья;
  4. Следить взглядом за человеком или предметом;
  5. Различать звуки и издавать свои – «ааа», «ооо», «ууу», поворачивать голову на источник звука;
  6. Толкаться ножками – если держать ребенка вертикально за подмышки и опереть ножками на твердую поверхность, он начнет отталкиваться, как бы прыгая;
  7. Переворачиваться на бок со спины или с живота на спинку. Со спины на живот научится переворачиваться попозже, около 4-5 месяцев (читайте статью по теме: Когда ребенок начинает переворачиваться ?>>>).

Чем занять в отсутствие мамы

Вот вы дома одни с ребенком и время от времени возникает необходимость выйти из комнаты. Что такое придумать, чтобы в это время кроха не заливался слезами? Рассмотрим, чем занять ребенка дома в 3 месяца на недолгое время:

  • Повесить над кроваткой мобиль;

Покупные мобили бывают с музыкой, светом, разными подвесками, которые удивят и займут внимание малыша, он даже не заметит, что мама вышла на 10 минут куда-то.

Для бюджетного варианта вы можете изготовить такую игрушку сами, правда, вряд ли вы самостоятельно сделаете световое и звуковое сопровождение.

  • Развивающий коврик;

Он выполняет похожую функцию, что и мобиль, только положить его можно в любой комнате и даже взять с собой. Поэтому, если ваш ребенок из тех, что не отпускают маму даже в туалет, и мобилями его не обмануть, можно даже в ванной укладывать малыша на этот коврик – конечно, надо будет еще что-то подстелить, чтобы было не холодно.

Развивающий коврик интересен подвесками над ним – обычно они разной текстуры, формы, материала, есть зеркальца, шуршащие и пищащие элементы. Причем этот коврик будет служить долго, потому что на нем самом тоже могут иметься всякие интересные места, и их ребенок найдет, когда будет учиться ползать.

  • Аудиосказки и детские песенки;

Включите детскую музыкальную сказку или песни из мультиков и посмотрите на реакцию ребенка – что ему больше придется по душе, что будет его успокаивать или, наоборот, приводить в возбужденное состояние. Потом этим можно пользоваться, чтобы потихоньку покидать комнату на непродолжительное время.

  • Детский маленький синтезатор;

Если ребенок спокойно лежит на животе, опираясь на локти, он сможет нажимать на клавиши и извлекать звуки. Детям очень нравится это занятие в любом возрасте! Особенно если у синтезатора есть функция менять звучание клавиш на животных и другие звуки.

  • Другие музыкальные игрушки.

Главное, чтобы кнопки легко нажимались и игрушка была безопасной и яркой.

Во что можно играть с трехмесячным младенцем

Когда мама рядом, ребенок будет рад любой игре, на самом деле. Поэтому в первую очередь тут ценится импровизация. Вот несколько практических советов о том, во что поиграть с ребенком в 3 месяца:

  1. Погремушки. Сначала покажите, как гремит эта игрушка, как ее трясти, а потом дайте ребенку. При этом обязательно говорите, что это, что вы делаете, в общем – все подряд, лишним не будет (читайте статью Погремушка для новорожденного >>>);
  2. Прятки. Закрывайте лицо ладонями, а потом открывайте, при этом можно восклицать что-нибудь типа «а вот и мама!» или «вот наш малыш!». Больше всего малюткам нравится, когда с ними так играет старший брат или сестра;

Один такой мальчишка бегал вокруг кроватки с братом, появляясь то с одной, то с другой стороны и при этом весело смеялся: «Я с этой стороны!». Младенцу очень нравилась такая игра, он довольно улыбался при этом.

  1. Кукольный театр. Возьмите в руки мягкие игрушки и покажите ребенку сказку про них – можно придумывать на ходу, необязательно копировать известные сказки. Пусть это будут какие-то реальные животные или куклы с человеческими чертами, а не странные существа из мультиков. Издавайте звуки, свойственные показываемым животным, говорите раздельно и лучше медленно;
  2. Пальчиковые игры. Возьмите ручку ребенка в свою и пойте песенку или рассказывайте стишок. Таких песенок и стишков много в детских книжках и интернете. Та же «Сорока-белобока» относится к ним, но это не единственное, что бывает;
  3. Воздушный шарик. Его можно подкидывать над кроваткой и ловить у самого носа, а шарик с гелием дать за веревочку подержать маленькому;
  4. Ткани из разной материи. Тактильные ощущения так и развиваются. Существуют и специальные детские книжки с разными на ощупь вставками. Обязательно озвучивайте, что вы даете! Если мех – говорите: «это мех» и т. д.

Развивающие занятия для 3-месячного

Конечно, все вышеперечисленные игры – тоже развивают. Однако есть и такое, что конкретно направлено на определенные области. Рассмотрим, какие есть развивающие занятия с ребенком в 3 месяца.

  • Массаж от мамы. Прикосновение родных рук — всегда приятно! Посмотрите видео, какие нужны упражнения и как их делать, все выполняйте нежно и аккуратно, чтобы не навредить;

Сделайте легкую гимнастику, разводя по очереди ножки и ручки малыша. Если у вас уже был курс массажа, постарайтесь вспомнить, что делал массажист. Массаж надо делать до еды или через час после нее. Не делайте, если ребенок плачет. Массажные движения должны вызывать приятные ощущения.

  • Занятия на гимнастическом мяче.Это очень полезно и даже специальные кабинеты ЛФК есть при некоторых детских больницах, в которых проводят реабилитацию больных или недоношенных деток при помощи упражнений на этих мячах. А вы можете купить такой домой и укладывать на него ребенка то на животик, то на спинку, перекатывая мяч в стороны, вперед-назад;
  • Звуки. Издавайте разные простые звуки, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию и мог попробовать повторить их. Пойте песенки, если есть слух. Возьмите колокольчик или погремушку, позвените в том месте, куда не направлен взгляд ребенка, когда малыш слышит звук, должен повернуться в его сторону. Так, собственно, вы проверяете слух;
  • Бытовые предметы. Давайте ребенку в ручки обычные вещи, которые для него безопасны и рассказывайте, что это и для чего. Например, силиконовую лопатку для сковороды. Клубок с нитками. Деревянную ложку. Пластиковую баночку с чем-нибудь внутри и другие подобные предметы.

А главное для детей – ваша любовь и искреннее желание сделать для них все, что необходимо!

Уже с первых дней жизни ребенок должен ощущать заботу и внимание родителей. Если в первые месяцы устанавливается эмоционально-личностный контакт с малышом, то, начиная с третьего месяца нужно вводить в общение простейшие развивающие игры, которые помогут ему познать окружающий мир, выработать правильную реакцию на различные явления и поведение окружающих.

Предлагаем несколько игровых занятий для детей от 3-х месяцев до года, которые доставят удовольствие не только малышам, но и взрослым.

«Ку-ку»

Это одна из самых популярных игр в мире. Ее смысл заключается в том, что вы прячетесь за преграду или просто закрываете лицо ладонями, газетой, подушкой или другим предметом. Через несколько мгновений показываетесь со словами «ку-ку».

Первое время малыш не будет осознавать ваше присутствие, но к 8-10 месяцам он начнет предпринимать попытки поиска (отодвигать руки или предмет, за которым вы спрятались). Игра обучает малыша адекватно реагировать на отсутствие взрослых, развивает чувство юмора.

«Повторушка»

В зависимости от возраста ваш малыш произносит разнообразные звуки. Начиная со 2-3 месяца это гуление, т.е. протяжное произношение гласных звуков. После 6-ти месяцев жизни ребенок начинает произносить первые слоги. Чтобы продемонстрировать свою заинтересованность маленьким миром малыша, повторяйте за ним его лепетание.

То же касается мимики и движений ребенка. Если он улыбается, удивляется или машет ручками, копируйте все его эмоции и жесты. По мере взросления уже сам ребенок начнет вторить вашим словам и движениям.

«Танцевальная разминка»

Под веселую, но негромкую музыку совершайте танцевальные движения в поле зрения малыша. Можно вовлечь в танец и его самого, подкидывая над головой, кружа в воздухе или совершая плавные махи ручками и ножками ребенка, если он лежит. Ребенок получит огромное удовольствие от такого общения. Перед сном можно совершить спокойный танец под медленную музыку, чтобы быстрее убаюкать карапуза.

«А где наш носик?»

Эту игру-вопрос очень любят малыши. В ласковой форме задавайте вопросы: «Где наш носик?», «Где наш ротик?» и т.д., а затем дотрагивайтесь к этой части тела. Аналогично можно исследовать различные предметы: книжку, мяч, чашку. Когда малыш немного повзрослеет, он сам будет тянуться в нужную сторону.


Данная игра пополняет словарный запас ребенка, развивает память и координацию движений, знакомит его с окружающими предметами.

«В ямку бух!»

Подобные игры на коленях можно начинать с 8-9 месяцев. Они являются плодом народного творчества, поэтому прибаутки бывают самые разнообразные. Например, «По кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам и в ямку бух, провалился петух!». Одновременно посадите малыша себе на коленки и легонько подкидывайте его, изображая езду. При словах «В ямку бух» слегка разведите колени в стороны, чтобы ребенок немного провалился.

Такая веселая разминка развивает чувство ритма, координацию движений, слуховую память и служит проверкой внимания вашего малыша.

«Свойства предметов»

В игровой форме можно познакомить свое чадо с ежедневно окружающими его предметами. При этом важно, чтобы ребенок не только запомнил их названия, но и понял физические свойства, научился воспринимать предметы различной структуры на ощупь.

Для этого давайте ребенку потрогать разнообразные предметы, одновременно характеризуя их физические признаки. Например, зеркало гладкое, а ковер шершавый, диван мягкий, а шкаф твердый, вода – мокрая и т.д. Такое занятие расширит кругозор малыша, улучшит память.

«Сборные игрушки»

У каждого ребенка в арсенале игрушек найдется пирамидка. Она может отличаться внешне, иметь разное количество и размер деталей, но функции остаются неизменными. Детали можно складывать, подбирая по размеру, или поочередно снимать со стержня-основы. Подобными функциями обладают игрушки типа «Матрешка», части которых укладываются друг в друга.

Такие игрушки можно покупать ребенку, начиная с 10-11 месяцев. Они развивают логическое мышление, тренируют зрительную память и мелкую моторику рук. Первое время вам придется помогать малышу прежде, чем он научится самостоятельно выполнять задачу.

Читаем также:

Развиваем зрение

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку

В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед

Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык

Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развиваем слух

Повесьте колокольчик

Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку

Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом

Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка).

Развиваем осязание

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку

Если вы вложите в ладошку ребенка палец или деревянную палочку, он обхватит их пальчиками.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества – время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку:

Ходить по комнате, прижав малыша к плечу
Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону
Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке
Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам
Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь
Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке
Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед
Прогуляться, положив ребенка в коляску или в слинг/кенгуру
Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать
Покатать ребенка в машине

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли – родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами – улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша – пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Повседневные дела

Время кормления

Сохраняйте хорошее настроение

Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.

Протяните руку и дотроньтесь

Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание

Первые ванночки

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.

Общение через прикосновения

После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание-одевание

Поцелуи в животик

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Разденьте ребенка

Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха

Включите ребенку радио

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.

Запишите на пленку шум стиральной машины

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Дайте малышу музыкальную игрушку

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Используйте пустышку

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Прогулка в коляске

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Игра теней

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

Пеленки и мягкие подушки

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Марина Суздалева

В прошлый раз мы с вами узнали, а сегодня поговорим о том, .

Вы можете продолжать проводить уже знакомые занятия предыдущего месяца, пока они нравятся вам и малышу, и дополнить их играми и упражнениями из этой статьи, которые направлены на обогащение сенсорных впечатлений подросшего ребенка и развитие его двигательных возможностей.

Начнем, пожалуй, с того, что видит перед собой малыш, когда просыпается и засыпает в своей кроватке. Очень хочется надеяться, что это ваше любящее лицо. Однако кроха не всегда находится рядом с мамой, и если уж мы говорим о том, как развивать ребенка в 1 месяц , в этом возрасте малышу уже пора получать более разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления. Этим и займемся!

Контрастные картинки для развития ребенка 1 месяца

Наверняка, вы уже знаете, что младенцы предпочитают (это было установлено психологами в ходе экспериментальных наблюдений) контрастные черно-белые изображения тем замечательным разноцветным мишкам и бабочкам, которыми вы так старались украсить детскую. Не беда! Очень скоро кроха дорастет и до разглядывания мишек и бабочек, а пока разместите прямо в его кроватке или манеже на уровне глаз на расстоянии около 30-35 см те самые контрастные картинки. Вы можете нарисовать их сами (чередующиеся полоски, спирали, геометрические фигуры, лица и т.п.), использовать черно-белые фотографии или распечатать из интернета.

Картинки вывешивайте по 1-2 и меняйте 1 раз в 2-3 дня. Также вы можете разместить картинки по всей квартире и периодически менять их местами.

Маленький совет: рукодельницы могут сшить тактильную подушечку или коврик для малыша, используя черные и белые ткани разной фактуры, пуговицы разного размера и формы и т.д. Месячный малыш будет с удовольствием ощупывать и рассматривать ваше творение, развивая зрение и тактильные ощущения.

Радужные бабочки для развития ребенка 1 месяца

Сделайте разноцветных бабочек из гофрированной или сложенной гармошкой цветной бумаги и цветных прищепок и по очереди подвешивайте бабочек над кроваткой, на дугу развивающего коврика или мобиля (предварительно сняв другие игрушки). Называйте цвета: «Это синяя бабочка. Где синяя бабочка? Вот синяя бабочка… и т.д.». Можете склеить листы бумаги контрастного цвета (синий с желтым, оранжевый с зеленым, голубой с красным и т.д.), тогда при движении всей конструкции малыш будет получать новые интересные зрительные стимулы.

Колокольчики для ребенка 1 месяца

Здорово, если у вас есть коллекция колокольчиков. Они еще не раз пригодятся вам для . Пока речь идет о том, как развивать ребенка в 1 месяц , мы будем использовать их следующим образом. Закрепите колокольчики на ленте и подвесьте на уровне груди малыша в кроватке (или ниже, чтобы кроха мог ударять по ним ножками) на высоте 10-15 см. Не стоит сразу знакомить кроху со всей коллекцией – достаточно будет 3-х наиболее контрастных по звучанию колокольчиков.

Маленький совет: запишите на видео первый концерт вашего виртуоза.

Тактильные игры для развития ребенка 1 месяца «На ощупь»

Малыш уже уверенно держит голову в положении лежа на животе? Предложите ему такое занятие. На краю пеленального столика или прямо на стене перед ним закрепите (например, с помощью двустороннего скотча) кусочки материалов разной фактуры:

  • бархатная бумага
  • гофрированный картон
  • глянцевая бумага
  • обычная бумага
  • полиэтиленовый пакет
  • фольга
  • пузырчатая пленка и т.д. (кстати, можно использовать те же контрастные цвета – черный и белый).

Теперь по время массажа и гигиенических процедур кроха может ощупывать эти материалы. Не забывайте проговаривать его ощущения, используя короткие простые конструкции: «Это бархатная бумага. Она черная. Бархатная бумага мягкая. Давай погладим еще раз! Вот так. Очень приятно! и т.д.». Подобную игру можно продолжить во время купания – дайте ребенку потрогать сухую и мокрую мочалку, зубную щетку и махровое полотенце, пену и кусочек мыла…

Маленький совет: выдавите немного детского крема или массажного масла на ручку малыша и понаблюдайте, как он будет изучать новые ощущения.

Игра «Ку-ку» для ребенка 1 месяца

Спешу вас обрадовать. Очень скоро ваш малыш начнет замечать, что вы выходите из комнаты, и начинать плакать при этом… Но я отвлеклась. Игра в «Ку-ку», любимая всеми малышами, как раз и призвана помочь вашему сокровищу понять, что если что-то или кто-то на время пропало из поля зрения, совсем не значит, что оно исчезло навсегда. И нет повода для слез!

В первое время начинайте играть с малышом так: буквально на несколько секунд прячьте лицо за ладонями с растопыренными пальцами (чтобы видеть реакцию малыша и чтобы он мог видеть ваше лицо) и эмоционально приговаривайте: «Где же мама? Вот мама!» (мы еще говорили «Нашлась пропажа!» — мой сын до сих пор употребляет это выражение, когда что-нибудь находит, чем всегда вызывает умиление у присутствующих). Через некоторое время попробуйте «прятаться» под прозрачным платочком, потом за газеткой или пеленкой – малыш будет со смехом сдергивать ее с вас, а примерно к возрасту 4-5 мес. он будет готов и сам спрятаться от вас под пеленкой.

Недавно стали мамой малыша?

Экскурсия для ребенка 1 месяца

В возрасте 1 месяца кроха уже достаточно хорошо изучил пространство, в котором живет. Он знает, где расположена дверь (оттуда обычно появляется мама), окно (источник света), видит и запоминает расположение предметов мебели. А это значит, что пора отправляться на экскурсию в «большой мир», то есть за пределы детской комнаты.

Возьмите кроху на руки – удобно использовать позы «малыш лежит на животе у вас на руке» или «малыш в вертикальном положении прижат спинкой к вашей груди». Медленно путешествуйте с ребенком из комнаты в комнату, из коридора на кухню, обращайте его внимание на освещенность, запахи, преобладающие цвета в интерьере. Присмотритесь к крохе. Если вы заметите, что какой-то предмет, особенно привлек его, задержитесь возле него и расскажите о нем подробнее. Например: «А, малыш, тебе понравились часы? Еще бы, они такие яркие! Яркие красные часы! Смотри-ка, это стрелки. Они идут «тик-так», «тик-так». Это циферблат. Он круглый. Часы сделаны из пластмассы. Потрогай, какие твердые… и т.д.»

Статья « конечно, была бы неполной без упоминания занятий на физическое развитие малыша. К тому же, это направление развития, является одним из приоритетных для малышей первого полугодия жизни. Вот несколько идей:

Игра для ребенка 1 месяца «У меня шарик»

Купите шарик, надутый гелием, и аккуратно привяжите его к ножке малыша (не оставляйте кроху без присмотра во время этого занятия!). Малыши в этом возрасте обычно активно шевелят ножками и ручками, но вы можете слегка стимулировать этот процесс, рассказав потешку или включив знакомую ребенку музыку. Привлеките внимание крохи к двигающемуся шарику. Через некоторое время малыш поймет, что движения шарика вызваны его собственными движениями, и будет активнее шевелить ножками.

На этом же принципе установления причинно-следственной связи основаны и 2 следующих упражнения, только теперь движения крохи будут вызывать звуки.

Неваляшка для ребенка 1 месяца

Если вы уже знаете, то у вас, без сомнения, имеется неваляшка. И уж она-то точно знает, как развивать ребенка в 1 месяц :) Когда ваш ребеночек лежит в кроватке, манеже или просто на полу, положите неваляшку ему в ножки так, чтобы при движении он легко мог ее задеть. Крохе понравится слышать переливистые звуки неваляшки, и он будет без конца стучать ножками. Будьте рядом, чтобы вовремя вернуть убегающую неваляшку на положенное место.

Бубенчики для ребенка 1 месяца

Сейчас в детских магазинах можно встретить браслетики на ручки или ножки с бубенчиками и погремушками. Рекомендую приобрести или сделать аналогичную (и даже более развивающую) игрушку самостоятельно. Вариантов много. Например, вы можете нашить бубенчики (их можно купить в магазинах швейной фурнитуры или срезать с пришедшей в негодность игрушки) прямо на носочки вашего малыша или на мягкую не тугую резинку для волос. А можно обвязать контейнеры от шоколадного яйца, предварительно положив внутрь разные гремящие наполнители, и связать или сшить к ним браслетики на липучках.

Такие нехитрые приспособления способствуют.

Чем занять ребенка в 1, 2 или 3 месяца, когда он не спит?

Чем старше малыш – тем больше он может бодрствовать. Если новорожденный малыш спит практически весь день, то родители ребенка постарше рано или поздно столкнуться с вопросом: чем занять малыша, когда он не спит? Ответ напрямую зависит от возраста ребенка и от навыков, которыми он уже овладел. В этой статье я хочу поговорить о занятиях с малышом от 0 до 3 месяцев.

Стоит ли занимать новорожденного

Когда моей малышке было около недели, нас еще не затронула проблема коликов, свободного времени у меня было уйма. И я, как неопытная мама, вдруг захотела почитать своему ребенку потешки и попеть детские песни. Не знаю, чем я думала, потому что сейчас эта идея кажется мне наибредовейшей. Но тогда я упорно пыталась «развлекать» дочь в ее недолгое время бодрствования. О продолжительности сна и бодрствования я тогда тоже представления не имела. В итоге, перегрузила дочь своими потешками так, что она устала и начала безутешно плакать. А я, не понимая в чем дело, плакала вместе с ней. Что я вынесла из этой ситуации?

Новорожденного не нужно развлекать и пытаться специально чем-то занять! В его недолгое время бодрствования можно провести гигиенические процедуры, сделать массаж, поменять подгузник, переодеть, если нужно. Можно покупать в ванночке вечером. А если все перечисленное уже сделано, то можно заняться своими делами, поместив ребенка в слинг или оставив лежать на кровати.

Во время бодрствования новорожденный развивается сам – он созерцает, учится фокусировать взгляд, анализирует. В мозгу ребенка проходит множество процессов, даже больше, чем у взрослого. Не стоит вмешиваться в естественное созерцание, навязывая малышу игрушки или нарочитое общение с потешками. Однако стоит помнить, что созерцать одно и то же изо дня в день (если все время держать малыша на кровати во время бодрствования) скучно и не познавательно. Поэтому я всеми руками за ношение в слинге – малыш находится в движении, картинки перед глазами меняются, приближаются и отдаляются. И, если вдруг захочется спать, в слинге ребенок уснет быстро и самостоятельно.

Когда у нас начались колики, все время бодрствования было посвящено укачиванию и облегчению плача и болей. В периоды плача мы с ней прыгали на фитболе. Гигиенические процедуры, купание, смена подгузников проходили в быстром темпе, потому что обычно сопровождались плачем и криками. В тот период мы жили по формуле: если ребенок не спит, значит он плачет. А плакала она действительно много.

Поэтому в тот период у нас и мысли не было чем-то занять ребенка. Мы итак носили ее на руках все время. Когда она находилась в слинге, бывало, что она не плакала. Поэтому мы старались больше гулять. Когда дочка не спала – она смотрела по сторонам, изучала улицу. Правда обычно она очень быстро засыпала на прогулках в слинге. Когда у нас выпадали редкие минуты бодрствования без плача, мы занимали их выкладыванием на животик или покачиванием ребенка на фитболе (ребенок лежит на фитболе на животике). Этот период продолжался примерно до двух месяцев.

Чем занять ребенка в 2 месяца

В два месяца колики стали потихоньку угасать. Уже чаще появлялась возможность положить дочь на кровать. Она могла лежать самостоятельно и при этом не плакала. С 2 до 3 месяцев большая часть бодрствования дочери приходилась на нахождение в слинге. Мы либо гуляли на улице, либо занимались домашними делами. Дочери было интересно смотреть по сторонам. Она изучала обстановку, прохожих, новые лица в транспорте. Дома она с интересом наблюдала за моими делами. Колики еще беспокоили, гораздо реже и меньше, но все же имели место быть. Поэтому слинг здорово выручал.

В два месяца мы стали активно использовать развивающий коврик. Поэтому дочь с интересом рассматривала подвешенные над собой игрушки, занимая тем самым от 15 до 30 минут. Кроме того я выкладывала дочку на животик, ставила перед ней игрушки. В этом возрасте мы ввели безопасное зеркальце, дочке очень нравилось. То есть, где-то около получаса ребенка 2-3 месяцев можно занять игрушками.

Кроме игрушек хорошо у нас пошли сказки. Я читала дочери с выражением и интонацией, ей очень нравилось, она улыбалась. Кроме сказок мы общались, носили дочь на руках, подносили ее к зеркалу, носили по дому, разговаривали. Часть времени бодрствования уходило на ежедневные процедуры – высаживание, грудное вскармливание, купание, массаж, умывание, переодевание.

Занимать ребенка можно с 3х месяцев

В три месяца я все больше отмечала от дочери отдачу. С ней стало все интереснее взаимодействовать. Именно с трех месяцев с ребенком уже можно интересно играть, получая реакцию в виде смеха, радости. Мы по-прежнему много гуляли, но дочь уже не спала всю прогулку, как раньше, она изучала окружающий мир с возрастающим любопытством. Дома мы много играли, общались, носили на руках, играли с настенным зеркалом – т.е. целенаправленно посвящали время ребенку. Думаю, в этом возрасте детям это необходимо. Они жаждут общаться со взрослым, познают радость совместных игр.

В 3 месяца малышу еще очень нужна мама, он недостаточно самостоятелен. Поэтому самостоятельным играм мы отводили не более получаса подряд. И не более часа в день. Обычно это было выкладывание на развивающий коврик или игры с другими игрушками, разложенными на кровати. Игрушки стали доставлять больше удовольствия, ведь ребенок научился хватать их ручками.

Так же в это время в ходу у нас были качели-шезлонг. Качаясь в шезлонге, дочь наблюдала за моими действиями, делами по дому. Шезлонг освобождал мое время, мои руки. Я могла хоть что-то успеть сделать пока дочь качается.

Хотя и дочери, и мне больше нравилось ношение в слинге. Несмотря на то, что колики были уже позади, и дочь могла лежать одна, все же ручной период (который длится до того, как ребенок поползет) продолжался, поэтому я старалась достаточно времени носить ее на руках и в слинге.

Итоги

Вообще период от 0 до 3 месяцев не требует специальных развлечений ребенка. Достаточно носить малыша с собой в слинге или на руках, попутно выполняя привычные дела – прогуливаться по улицам и магазинам, делать домашние дела, заниматься рукоделием. Ребенок естественно вписывается в жизнь мамы, развивается сам, находясь на руках. С трех месяцев, когда малыш становится более активным, уже можно вводить недолгие периоды самостоятельных игр с игрушками и периоды целенаправленного общения и игр со взрослыми. Хотя и ношение в слинге никуда не уходит.

Период до 3х месяцев очень удобный в плане слингоношения – ребенок еще маленький и легкий, он спокойно сидит в слинге, не мешая маме заниматься «взрослыми» делами. Этим нужно активно пользоваться) Ведь позже, когда малыш захочет больше движения, совмещать дела по дому и ношение ребенка на руках станет не так просто.

Если вы все же хотите посвятить время простым играм с малышом от рождения до 3х месяцев, идеи можно почерпнуть в статье 10 игр с ребенком 0-3 месяцев.

А что вы думаете по поводу занятий с ребенком от рождения и до 3х месяцев? Ответ в комментарии ниже.

Возможно, вам будут интересны аналогичные статьи "на вырост": Игры с малышом в 5 месяцев, Чем занять ребенка в 9 месяцев, а также Чем занять годовалого ребенка.

Катерина Бриф - ecomammy.com

Социальные кнопки для Joomla

ecomammy.com

Занятия с ребенком в 1 месяц

Во времена нашего детства над идеей заниматься с месячным ребенком и развивать его только посмеялись бы. Ведь новорожденный большинство времени проводит во сне, просыпаясь лишь для кормлений и очень кратковременных бодрствований. Однако в последние годы наметилась тенденция к тому, что младенцы просыпаются все чаще и гуляют все дольше, чем еще 20-30 лет назад.

Занятия с ребенком в 1 месяц начинать не просто можно, но и вполне целесообразно. Сегодня время летит очень быстро, все вокруг меняется молниеносно, и детки тоже стали развиваться куда быстрее. Так что не будем отставать от жизненных реалий!

Лучшая забава - разговор с ребенком

Скорее всего, занятия с ребенком в 1 месяц проводит каждая мама, даже не догадываясь об этом. Но поставив себе цель развивать малыша и действуя целенаправленно, можно добиться значительно лучших результатов. Итак, начнем с самого простого - с общения. Ничего не привлекает и не радует младенца так, как разговор. В первые месяцы жизни детки отдают предпочтение живому общению, игрушки их пока еще мало интересуют. Поэтому общайтесь с ребенком все время, пока он бодрствует. Говорите с ним лицо в лицо, ходите по комнате, чтобы малыш «ловил» источник голоса, устраивайте беседы во время купания и пеленания, а вот кормление лучше проводить в спокойной обстановке, чтобы детку ничего не отвлекало.

Играйте интонацией, тембром, силой голоса. Учите ребенка различать цель вашего разговора: поиграть, успокоить, повествовать. Монотонный тихий голос способен расслабить и убаюкать малыша, а время от времени меняющий громкость и интонацию звучания учит удерживать внимание слушателя.

Обязательно рассказывайте малышу сказки, читайте стихи, декламируйте считалки и пойте песни. Кроме того, что такие занятия очень развивают, в том числе и чувство такта и ритма, они еще приносят маленькому слушателю неописуемое удовольствие.

Очень скоро детка начнет различать членов семьи по голосу. Возможно, он даже определит среди вас фаворита!

Окружающие звуки развивают внимание

Звуки - это первое, что занимает кроху и действует на его нервную систему. Рекомендуется с младенчества знакомить малыша с различными музыкальными произведениями самых разных стилей. Лучшими для новорожденных считаются классические композиции и звуки природы. Но задорные мелодийки также нравятся крохам.

Можно купить музыкальный мобиль для детей - так вы убьете сразу нескольких зайцев. Или же использовать средства подешевле: колокольчик, звон посуды, тарахтенье крупы в коробочке - вариантов масса. Не забывайте и о погремушках. Но во всех эти случаях следует помнить, что резкие громкие звуки могут напугать младенца, что очень нежелательно.

Сегодня в продаже есть множество детских пинеток и носочков с колокольчиками и погремушками: двигая ножкой, малыш будет прислушиваться к издающемуся звуку, пытаясь уловить его.

Всегда обращайте внимание ребенка на доносящиеся с окружающего мира звуки, комментируя происходящее: «бабушка варит супчик», «папа заводит машину», «собачка гавкает» и так далее. Произносите фразу всякий раз, когда ситуация повторяется.

Веселое лицо поднимет настроение

Психологи говорят, что новорожденный способен различать предметы на расстоянии 25-30 см. Это неспроста. Данное расстояние равно дистанции от ребеночка к лицу матери во время кормления. И следует сказать, что малышу очень нравится наблюдать за лицом с улыбкой.

Подходите к ребеночку всегда в хорошем духе. Молодая мама сталкивается со многими трудностями, но очень важно научиться оставлять их вне общения с малышом. Улыбайтесь ему, выражайте любовь и радость - ваша кровинка так нуждается в этом! Не бойтесь приучить ребенка к рукам: берите его к себе, ведь это так хорошо, чувствовать мамино тепло и слышать знакомый ритм сердца! А главное, в такие минуты малыш ощущает себя в полной безопасности.

С младенчества можно начать играть с деткой в прятки: переодевая или подходя к малышу после пробуждения, побалуйтесь с ним, закрывая и открывая его лицо пеленкой («Где ты? Ку-ку!»).

Можно нарисовать улыбающееся лицо на контрастном фоне и прикрепить к кроватке или стенке - в зоне зрения младенца. Или же использовать такую игрушку для ролевых постановок: вскоре ребенок начнет реагировать на узнаваемого персонажа.

Яркое пятно фокусирует зрение

Научиться концентрироваться и фокусировать взгляд крохе помогут яркие предметы. Это может быть игрушка, шарф или полотенце, любая безопасная подручная вещь с броской окраской (предпочтительно - красно-оранжево-розовой, поскольку других цветов кроха еще не различает). Сначала просто подносите ее к лицу малыша, добиваясь фокусировки взгляда на показываемом предмете. На следующем этапе медленно двигайте целью вправо-влево. Когда ребенок научиться следить за мишенью, измените направление движений: поднимайте предмет вверх-вниз, а затем совершайте и круговые движения.

«Автоматизировать» занятия поможет яркая игрушка на резинке. Закрепите ее в удобном для этого месте и во время игр натягивайте таким образом, чтобы прыгая, она то появлялась перед глазами ребенка, то исчезала.

Способность зрительно следить за двигающимся предметом является важным этапом развития младенца. Но не торопитесь, результат придет не за один день.

Уже сейчас купите подвеску в детскую кроватку (очень хороши мобили). Если она окажется движущейся, то будет еще лучше! Некоторые подвески легко перемещаются с кроватки в коляску, могут играть и светиться, в общем, используйте многофункциональность современных игрушек.

Массаж укрепляет весь организм

Даже если по показаниям вам не нужен массаж для грудничков, все равно ежедневно занимайтесь с ребенком с первых дней его жизни. Помимо укрепления всего опорно-двигательного аппарата и совершенствования центральной нервной системы, массаж способствует своевременному развитию многих навыков ребенка, а также помогает ему познавать и ощущать собственное тело. Сконцентрировать внимание малыша на определенных участках можно, согрев их своим дыханием: «похукайте» на животик или ручки - ребеночек почувствует в этой зоне тепло.

Начните с самых простых движений: поглаживаний, легких пощипываний и похлопываний. При этом соблюдайте все правила проведения массажа новорожденному. Подробную информацию по теме без труда можно найти в интернете. Сочетайте массаж с гимнастикой. Очень полезно будет обзавестись гимнастическим мячом и на нем выполнять упражнения - особенно хорошо они развивают вестибулярный аппарат.

Используйте игровую форму для проведения занятий. Обязательно выкладывайте крошку на животик! Можно на ровную жесткую поверхность или прямо к себе на живот, лучше всего телом к телу, без одежды.

Во время бодрствования попробуйте класть малыша в разные позы: кроме спинки и животика можно выкладывать его и набок. Только не оставляйте детку без присмотра! Также можно совершать различные плавные движения, когда ребеночек находится на руках: поворачивать его по сторонам, кружить, поднимать-опускать (обязательно удерживая при этом головку!).

Развиваем мелкую моторику

Одновременно позаботьтесь о развитии мелкой моторики и тактильных чувств новорожденного. Эти занятия можно проводить как во время массажа или гимнастики, так и отдельно в любое удобное для вас время, когда ребенок готов к играм и развлечениям.

Крайне важно уделять внимание каждому пальчику отдельно. Помассажируйте его, потрите с небольшим нажимом, позагибайте. Начинайте играть с малышом в «Ладушки», «Сороку-ворону» и прочие развивающие моторику и тактильность игры. Не забывайте заниматься не только с ручками, но и с ножками.

В 1 месяц кроха еще не способен удерживать в ручке предметы, но учиться это делать уже стоит. Кладите в маленькую ручку предметы с самыми разными на ощупь поверхностями и диаметрами: гладкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, бугристые и так далее. Поглаживайте по ладошкам перьями или кистью, покалывайте тупыми концами, массажируйте мягкой щеткой.

Главные правила занятий с ребенком

  1. Занимайтесь с малышом только после пробуждения и в разгар бодрствования. Перед сном активность нужно свести к минимуму.
  2. Используйте для занятий любое время: пеленание, переодевание, купание, но только не кормление.
  3. Выучите потешки для детей.
  4. Делайте паузы, чтобы возобновить внимание малыша.
  5. Как можно чаще улыбайтесь и не бойтесь брать ребенка на руки.
  6. Прекращайте любые занятия, если вы видите, что ребенок устал или ему надоело.
  7. Занимайтесь только в удовольствие!
  8. Будьте всегда в расположении. При скверном собственном настроении и не начинайте - малыши очень тонко чувствуют это.
  9. Не ждите быстрых результатов.

Следует понимать, что в 1 месяц кроха еще не будет подавать явных признаков того, что занятия идут на пользу. Но будьте уверенны: процесс в разгаре. Все эти занятия и рекомендации будут актуальны также и в 2-3 месяца.

Обязательно приобщайте к делу папу: мужчина и женщина используют разный подход к делу, что ребенку будет очень интересно и полезно.

Успехов вам!

Специально для malutka.net - Елена Кичак

malutka.net

Режим дня 2-х месячного ребенка. Каким он должен быть?

Дорогие, мамы и папы, с рождения вашего ребенка прошел ровно месяц. За это время вы научились хорошо понимать язык малыша и предугадывать его желания. Остались позади первые страхи и сомнения, а, возможно, и первые ошибки. У вас накопился бесценный родительский опыт, и теперь вместе с малышом вы готовы осваивать совершено новый режим дня 2-месячного ребенка.

Чем занят малыш в 2 месяца от роду

Возможно, кому-то покажется, что применение понятия «режим дня» к 2-месячному малышу лишено логики. Ну что еще может делать грудничок, кроме как есть и спать. Отчасти это верно. Примерно до 3-4 месячного возраста малыши подчиняются исключительно физиологическим потребностям: они хотят есть, спать, быть на руках у мамочки и постоянно пачкают пеленки. Однако с возрастом даже в этих проявлениях можно усмотреть закономерности и использовать их для развития способностей ребенка. Также эти знания помогут маме без труда справляться с домашними заботами, подстраивая свой день под ритм ребенка.

Что же делает 2-месячный малыш в течение дня:

  • Спит;
  • Сосет грудь или бутылочку;
  • Бодрствует.

Кроме этого, мамочка должна успеть:

  • Поменять подгузники или пеленки;
  • Заняться с малышом развивающими играми;
  • Выйти с ним на прогулку;
  • Искупать.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Сон

Грудничок в 2 месяца спит примерно 16-18 часов в сутки. Днем периоды сна прерываются бодрствованием, в которое входит уже не только кормление, но и промежуток времени до и после него. Ночью же ребенок просыпается для того, чтобы взять грудь или попросить бутылочку.

Много споров возникает о пеленании. Издревле матери пеленали своих младенцев, но сейчас все больше набирает обороты движение за его отмену. Дать однозначный вопрос очень сложно. Но все же если по ночам грудничок до 3-4 месяцев спит неспокойно, то можно нетуго запеленать его на ночь.

Кормление

Режим дня у детей на грудном скармливании отличается от малышей, которые получают молочную смесь.

Наиболее физиологичным является грудное вскармливание в режиме «по требованию», когда малыш ест именно тогда, когда хочет. Сигналом дать грудь для мамы может служить плач или беспокойство ребенка. Однако даже несмотря на свободный режим кормления большинство детей сами устанавливают свое «расписание», и мамочка с облегчением может заметить, что малыш ест примерно через каждые 3 часа днем и каждые 4 часа ночью. Только в период болезни дети могут «виснуть на груди» почти сутками. Но в этом нет ничего страшного, так организм справляется со стрессом и ускоряет выздоровление.

Малышей, получающий молочную смесь, необходимо кормить строго по часам. Это обусловлено тем, что даже самая дорогая и качественная смесь не является идентичной грудному молоку, поэтому хуже усваивается и требует определенного времени на переваривание. Поэтому ни в коем случае нельзя давать бутылочку чаще и в объеме больше, чем это рекомендовано. Для кормления грудных детей используют адаптированные молочные смеси под номером 1. Кратность кормлений и объем каждой порции всегда четко указан на упаковке смеси. В среднем для малышей в 2 месяца число кормлений из бутылочки равно 5-6 и зараз ребенок должен съедать от 120 до 140 мл смеси.

Особый режим кормления применяется для недоношенных и маловесных детей на искусственном вскармливании. Для них допустимый объем смеси указывает педиатр.

Бодрствование

Малыш в этом возрасте начинает постепенно познавать окружающий мир. Если раньше он просыпался только для того, чтобы поесть, то начиная со второго месяца жизни периоды бодрствования удлиняются. Малыш уже не спит и перед кормлением, и после него. К концу 2 месяца ребенок может бодрствовать до 1 часа между периодами сна.

Повышение активности малыша тесно связано с его физическим и психо-эмоциональным развитием. Он начинает овладевать своими мышцами и совершать целенаправленные движение. Развивающиеся зрение и слух, помогают малышу начать ориентироваться в пространстве и узнавать родных. Укрепление мышц шеи позволяет ребенку поворачивать головку, что, в свою очередь, стимулирует развитие органов чувств.

На помощь современной мамочке приходят одноразовые подгузники, поэтому она свободна от ежедневной стирки пеленок. Но некоторые мамы сознательно отказываются от памперсов. В этом тоже есть свои плюсы. Поэтому каждый родитель решает по-своему.

Но и тем и другим важно знать, что малыш в 2 месяца мочится по 10-13 раз в сутки. Это настолько важный показатель здоровья, что педиатры на основе числа мокрых пеленок оценивают, достаточное ли количество молока в день получает ребенок. При правильном питании количество походов по маленькому должно быть больше 10-12 раз в сутки. Как правило, ночью малыши писаются редко.

Начиная с 2 месяца жизни у малыша устанавливается режим стула. Считается нормальным, если ребенок на грудном вскармливании пачкает пеленки с частотой от «после каждого прикладывания к груди» до 2-4 раз в сутки. Малыш, получающий смесь, делает это реже. В этом случае нормальным считается 1-2 раза в сутки.

Развивающие занятия с малышом в 2-месяца

Вот это точно звучит даже нелепее, чем «режим дня» в применении к младенцу. Но не спешите смеяться. Дело в том, что именно для этого возраста любые занятия с мамой – будь-то массаж, гимнастические упражнения, колыбельная, яркая погремушка или просто ласковый материнский голос являются для малыша хорошей тренировкой органов чувств.

Начиная с 2-месячного возраста тонус мышц сгибателей постепенно ослабевает, ребенок начинает совершать целенаправленные движения: поднимает ручки, поворачивает головку, поджимает ножки.

Развиваются и глазки: малыш учится удерживать в поле зрения движущиеся предметы, фокусировать взгляд. Он начинает видеть не только очертания, но и детали, хотя острота его зрения остается все еще низкой,и хорошо различать он может только предметы, расположенные на расстоянии 20 см от глазок. Поэтому маме при разговоре с грудничком необходимо наклоняться к нему как можно ближе, чтобы он смог рассмотреть черты любимого лица.

Ушки малыша также развиваются. Теперь кроха уже не только реагирует на звуки вздрагиванием или плачем, но и пытается отыскать источник звука.

Какие же игры можно придумать с 2-месячным малышом.

Самое просто это во время бодрствования брать малыша на ручки, разговаривать с ним, меняя интонации, улыбаться, петь песенки.

Можно поиграть «в прятки»: позвать малыша сначала с левой стороны, подождать пока он повернет головку, а потом перейти направо и позвать с другой. Малыш будет пытаться повернуть голову и найти, откуда звучит мамин голос. Можно использовать для этой игры погремушку с приятным звучанием, и греметь ею то у одного ушка, то у другого.

Лучшей игрушкой для развития восприятия цвета и движений в ручках является легкая погремушка из экологичной пластмассы, с приятным звуком. Цвет первых погремушек должен быть теплой гаммы: желтый, оранжевый, красный, потому что новорожденный первыми начинает различать именно эти цвета.

Прогулки с малышом в 2 месяца

В зимнее время не следует гулять на улице при температуре ниже 10 C⁰, а для лета лучшие часы для прогулок – это до 11 часов утром и после 16 часов вечером.

Поскольку малыш в этом возрасте мало двигается, необходимо внимательно подойти к выбору одежды для прогулок зимой. Самый лучший вариант: меховой конверт или полукомбенизон на натуральном мехе без раздельных ножек.

Летом нельзя подставлять малыша под прямые солнечные лучи. Если ребенок во время прогулки не спит, то нужно почаще брать его на руки и знакомить с окружающим миром: его звуками, запахами, силуэтами.

Купание

Не существует идеальных способов купания. Главное, придерживаться следующих правил: мыло и шампунь использовать не чаще 1 раза в неделю. А для ежедневных ванн подойдет чистая вода. Малышей с опрелостями, потничкой можно купать в воде с добавлением настоя трав (череда, ромашка).

Так сложилась традиция, что малышей чаще всего купают вечером перед сном. Но это необязательное требование. Если ребенку не нравится такой режим, он становится капризным, плохо засыпает, то можно перенести водные процедуры на утро или день на одно из бодрствований.

Температура воды в ванночке не должна быть выше 37 C⁰. Это легко проверить, опустив в воду локоть, если ощущается приятное тепло, значит, вода идеальна для купания.

Уход за ребенком – нелегкий труд, он требует огромного терпения и безграничной любви. Но если мама будет внимательна, то она сможет легко разглядеть режим дня даже у 2-месячного ребенка и на его основе планировать свой день так, чтобы материнство приносило только радость, а не утомление.

moy-kroha.info

Режим дня двухмесячного ребенка

В возрасте двух месяцев налаживается режим кормлений, период бодрствования увеличивается, и если вам не удалось до этого времени систематизировать режим, продолжаем приучать малыша к определённому режиму, у вас обязательно получится.

Двухмесячный малыш с интересом наблюдает за новым для него миром, улыбается, начинает гулить. Ребёнок весом более 5 кг с лёгкостью выдерживает перерыв в еде 4 часа.

Чем занять 2-х месячного ребенка во время бодрствования

Продолжаем выкладывать на животик перед каждым кормлением, малыш поднимает и пытается держать головку, тренируя тем самым мышцы шеи и спины.